Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Психолого-педагогические условия подготовки будущих учителей начальных классов к руководству творческой проектной деятельностью учащихся

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования определяется так же тем, что именно в возрасте 7−9 лет наблюдаются наиболее благоприятные психологические условия для развития потенциала творческого мышления детей, навыков самостоятельного получения и усвоения знаний и их применения в новых условиях. У младших школьников в значительной мере отсутствуют психологические барьеры в поиске и реализации новых, нетрадиционных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы обучения учащихся 2−4 классов выполнению творческих проектов в образовательной области «Технология»
    • 1. 1. Обучение учащихся 2−4 классов выполнению творческих проектов как потребность развития личности и общества

    1.2. Обучение учащихся 2−4 классов выполнению творческих проектов как психолого-педагогическая проблема и. Модель педагогической деятельности учителя начальных классов по руководству выполнением творческих проектов учащимися 2−4 классов

    Глава 2. Содержание, формы и методы подготовки учителей начальных классов к руководству проектной деятельностью учащихся

    2.1. Содержание подготовки учителей начальных классов к руководству проектной деятельностью учащихся в учебном процессе Вуза

    2.2. Формы и методы подготовки учителей к руководству творческой проектной деятельностью младших школьников

    23. Структура и содержание готовности учителя начальных классов к руководству творческой проектной деятельностью школьников

    2.4. Результаты экспериментальной проверки эффективности подготовки учителей начальных классов к руководству проектной деятельностью учащихся.

    Выводы и определения

Психолого-педагогические условия подготовки будущих учителей начальных классов к руководству творческой проектной деятельностью учащихся (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Глубочайшие социально-экономические реформы, проводимые в нашей стране, привели к коренным изменениям во всех сферах общественной жизни, в том числе и в области образования. Согласно концепции непрерывного образования (детсад, школа, ВУЗ, после вузовское образование) основной целью каждого звена является развитие человека как личности, субъекта деятельности и общения, гражданина страны. В условиях перехода к новым экономическим отношениям особенно остро встаёт проблема подготовки подрастающего поколения к реальным условиям жизни и трудовой деятельности, решить которую смогут только высококвалифицированные педагогические кадры. Образование рассматривается как процесс обучения и воспитания, осуществляемый в интересах личности, общества и государства. Таким образом, прежняя приоритетная ориентация образования только на цели государства сменяется личностной ориентацией.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» (ст. 14 п. 1)[71], содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Решению этих проблем призвано помочь трудовое обучение, включённое в качестве одной из составляющих в образовательную область «Технология». В связи с этим, необходимо поднять на качественно новый уровень подготовку студентовбудущих учителей начальных классов, так как именно в начальной школе закладываются основы знаний, умений, и навыков подрастающего поколения в различных отраслях знания и деятельности.

В связи с этим и на основании Закона Российской Федерации «Об образовании» в базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений России включена образовательная область «Технология». Изучение новой интегративной образовательной области «Технология», включающей наиболее распространенные и перспективные технологии и методики, предусматривает творческое развитие учащихся в рамках системы проектов под руководством учителя, позволит молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное, физическое, эстетическое и этическое развитие учащихся и их профессиональное самоопределение, адаптацию к современным социально-экономическим условиям.

Введение

в базисный учебный план школы новой образовательной области «Технология» предполагает, что преподавать эту учебную дисциплину будут учителя, владеющие методами современных педагогических технологий, в том числе активными методами обучения. Без этого невозможно успешно вести работу, стимулирование творческого потенциала личности учащегося, невозможно подготовить его к самостоятельной жизни в условиях рыночных отношений.

Специфика методической подготовки будущих учителей начальных классов к обучению школьников «Технологии» заключается в том, что в период обучения студенты должны овладеть комплексом учебных предметов: технических, психолого-педагогических и методических. Важным элементом при таком обучении становится включение в учебный процесс творческих задач технологического, конструкторского, психолого-педагогического характера.

Настоящая работа содержит анализ и прогноз развития одного из направлений образовательной области «Технология» — технического творчества и творческой проектной деятельности как одного из его разделов.

В творческой технической деятельности в наибольшей мере проявляется активное творческое начало ученика, поскольку здесь не только отражается, но и преобразуется существующая природная реальность, создается новая среда обитания человека. Здесь он непосредственно соприкасается с проблемами экологии, гуманизации и прогнозирования развития научно-технического прогресса.

Актуальность исследования определяется так же тем, что именно в возрасте 7−9 лет наблюдаются наиболее благоприятные психологические условия для развития потенциала творческого мышления детей, навыков самостоятельного получения и усвоения знаний и их применения в новых условиях. У младших школьников в значительной мере отсутствуют психологические барьеры в поиске и реализации новых, нетрадиционных решений, их мышление нестереотипно. Показателен так же тот факт, что, согласно психолого-педагогическим исследованиям у нас в стране и за рубежом, обучаемость и способность применять знания в новой обстановке, творчески, нетрадиционно мыслить существенно снижается у учащихся старших классов по сравнению с младшими школьниками.

Проектное обучение понимается как возможность для каждого школьника непрерывно и последовательно развиваться и образовываться (самообразовываться) на путях освоения таких ценностей как мастерство, интеллектуальные и творческие способности.

Данные цели могут быть достигнуты, если различные аспекты творческой личности формировать посредством творчества в проектном обучении, так как именно оно содержит огромный потенциал резервов в активизации творческой деятельности школьников. Процесс этого формирования даст надлежащие результаты только под руководством грамотного, творчески мыслящего, владеющего комплексом всех необходимых для обучения, организации и руководства творческой проектной деятельностью навыков, знаний и умений учителя.

Проектное обучение — это такое обучение, при котором осуществляется активная творческая самодеятельность ученика в процессе его учения, осуществляемая под руководством и при поддержке учителя.

Анализ литературы по методике трудового и технологического обучения показал, что в современной педагогической и методической литературе не в полной мере изучены вопросы о месте и организации трудового обучения в системе технологического образования. Вопросы подбора и содержания проектных заданий, а так же методики выполнения творческих проектов являются объектом изучения в отечественной и зарубежной педагогической науке. Историографию метода проектов можно проследить в работах Д. Дьюи, У. X. Килпатрика, Э. Коллингса, Л. Э. Левина, П. П. Блонского, В. П. Вахтерова, В. В. Игнатьева, В. Комаровского и др.

Приёмы мыслительной деятельности, на основе которых могут быть разработаны способы обучения младших школьников элементам творчества, достаточно полно раскрыты в исследованиях.

Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинской, В. В. Давыдова и др.

Вопросы осуществления межпредметных связей в трудовой подготовке младших школьников исследовали В. Е. Васьковская, Н. Э. Изергина и др.

Произведённый нами анализ различных материалов по вопросам подготовки будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников с применением метода проектов и руководству творческой проектной деятельностью позволяет заключить, что данной проблеме не уделялось должного внимания. Отсутствуют научно обоснованные педагогические и методические рекомендации по обучению студентов факультетов начальных классов вузов в данной области. Не разработаны дидактические вопросы содержания, средств, форм и методов обучения, не разработаны учебные программы.

Таким образом, имеется явное противоречие между важностью проблемы, её значимостью, с одной стороны, и не разработанностью её педагогических основ, с другой. Это объясняет необходимость и целесообразность осуществления исследования в данной области, направленного на выработку основ методики обучения и подготовки студентов факультетов начальных классов к руководству проектной деятельностью учащихся, как одного из важнейших аспектов указанной проблемы.

Особое внимание общества к современным потребностям выпускника среднего общеобразовательного учреждения в разносторонних знаниях, умениях и первоначальных навыках, удовлетворение которых возможно только под руководством высококвалифицированного учителяактуальность формирования разносторонне развитого, предприимчивого человеканеобходимость интенсификации процесса обучения будущих учителей, позволяющего им стать конкурентоспособными на рынке трудапоиск наиболее эффективных методических условий подготовки учителей — все это определило выбор «Психолого-педагогические условия подготовки будущих учителей начальных классов к руководству творческой проектной деятельностью учащихся». ль и^ледшшия Целью проводимого нами исследования является разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка эффективности дидактических основ обучения студентов факультетов начальных классов педагогических вузов преподаванию в начальных классах средней общеобразовательной школы основ творческого проектирования и их теоретической и практической подготовки к руководству учениками при выполнении творческих проектов в процессе изучения образовательной области «Технология». адачи^ссле^рвання, В ходе исследования решались следующие задачи:

1) произвести психолого-педагогический анализ творческой проектной деятельности учащихся начальных классов, а так же методов и способов руководства этой деятельностью со стороны учителя;

2) произвести анализ форм, методов и средств подготовки студентов факультета начальных классов к руководству учащимися при выполнении творческих проектов в образовательной области «Технология» ;

3) выявить наиболее эффективные дидактические условия (формы организации занятий, методы, средства) подготовки будущих учителей начальных классов к руководству учащимися при выполнении творческих проектов в образовательной области «Технология» ;

4) разработать программу и содержание курса «Творческие проекты в курсе «Технология» «для факультетов начальных классов;

5) выяснить эффективность созданного методического комплекса обучения студентов, состоящего из программы, лекционного и практического курсов, а так же системы контроля.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выступает процесс обучения студентов факультета начальных классов и подготовка их к руководству учащимися при выполнении творческих проектов в образовательной области «Технология» .

Предмет исследования. Предметом нашего исследования является процесс обучения студентов факультета начальных классов преподаванию основ творческого проектирования и подготовка их к руководству младшими школьниками при выполнении творческих проектов в образовательной области «Технология» .

Гипот^атисше09^ШЦЯПри проведении исследовательской работы была принята следующая гипотеза: подготовка будущих учителей начальных классов к руководству учащимися при выполнении творческих проектов будет наиболее эффективной при следующих условиях:

1) подборе оптимального содержания обучения основам творческого проектирования;

2) выявлении и применении наиболее эффективных форм и методов обучения;

3) создании методического комплекса обучения студентов, состоящего из программы, лекционного и практического курсов, а тек же системы контроля.

Основу методологии нашего исследования составляют философские положения о человеке как субъекте деятельности, психолого-педагогическая теория личности и ее творческого развития, социально-экономическое осмысление развития личности в условиях рыночной экономики, концептуальные положения о методах, формах и средствах обучения (традиционных и активных) педагогической деятельности, общепедагогические и психологические основы образования.

Методологической основой создания и исследования психолого-педагогической концепции проектного обучения являются философские, психологические и социально-педагогические идеи о человеке как субъекте деятельностиположения «новейшей» философииконцептуальные идеи педагогической теории начала XX века, педоцентристской и современной дидактикитеория свободного воспитанияположения современной дидактики.

МетоШ^сследртния, В соответствии с характером решаемых задач, в диссертационной работе нами были применены следующие методы:

— методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование;

— методы эмпирического исследования: изучение литературы и документов, наблюдение, опрос, анкетирование, опытная работа (педагогический эксперимент);

— для обработки экспериментальных данных применялись методики математической статистики.

Теоретическая база исследования. Теоретическую базу исследования составляют фундаментальные работы ведущих отечественных ученых-дидактов Ю. К. Бабанского, В. В. Краевского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, учение о политехническом образовании (П. Р. Атутов, С. Я. Батышев, А. А. Васильев и др.), теория технологической подготовки (В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцева и др.), психологическая теория о приоритете деятельности в развитии личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина).

Проблемы творческой деятельности исследовали: В. И. Загвязинский, Т. В. Кудрявцев, В. Т. Оконь, В. Г. Разумовский, М. Н. Скаткин, и др.- проблемы самостоятельной работы учащихсяА. В. Даринский, Б. П. Есипов, О. А. Нильсон, Р. Б. Срод и др.- проблемы познавательной самостоятельности учащихся.

Д. В. Вилькеев, М. А. Данилов, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутовпознавательной потребности — Л. И. Божович, В. С. Ильин, Ю. В. Шаров. Эти проблемы обсуждаются в трудах таких известных психологов как Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Т. В. Кудрявцев, Б. М. Теплов и др.

Научно-педагогическую основу проектного обучения составляют труды П. П. Блонского, В. П. Вахтерова, К. Н. Вентцеля,.

A. А. Вербицкого, А. Дистервега, Дж. Дьюи, П. Ф. Каптерева, Г. Кершенштейнера, П. Ф. Лесгафта, А. С. Макаренко,.

B. Д. Симоненко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского,.

C. Т. Шацкого и др.

Проблемы обучения, воспитания и развития младших школьников исследовали А. В. Петровский, К. К. Платонов, Д. В. Рязанова, Н. В. Талызина, В. А. Татенко, С. Г. Шаповаленко, Д. Б. Эльконин и др.

Дидактические основы обучения учащихся в образовательной области «Технология» раскрыты в работах П. Р. Атутова, В. Д. Симоненко.

При конструировании структуры процесса руководства творческой деятельностью учащихся на занятиях по выполнению творческих проектов мы опирались на разработки М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера, на интегративные результаты психолого-педагогических исследований, раскрывающие пути развития индивида, включенного в ту или иную деятельность: развитие через включение в деятельность, самодеятельность (А. Н. Леонтьев), дифференциация обучения и развития (М. Старр), обучение приемам мыслительности (Л. Н. Лында), предрасположенности человека к той или иной деятельности, к достижению быстрого успеха в определенной деятельности (В. Н. Левитов), развитие через включение в проблемную ситуацию (А. М. Матюшкин).

Исследованию различных сторон процесса управления развитием технической самодеятельности посвящены работы П. Н. Андрианова, О. Н. Кордун, И. Ф. Карпенко, И. Г. Китаева, В. Д. Путилина, В. Ф. Шилова.

Научная новизна исследования. Научная новизна нашего исследования состоит в следующем:

1) в выявлении и научном обосновании необходимых дидактических условий эффективной подготовки будущих учителей начальных классов по курсу «Творческие проекты в курсе «Технология» «;

2) в разработке, обосновании и апробации:

• методического комплекса (содержания курса) обучения студентов факультета начальных классов, позволяющего обучаемым достигать необходимого уровня технологической грамотности;

• психолого-педагогической концепции проектного обучения в начальной школе и средств ее осуществления, состоящей из:

— модели педагогической деятельности учителя начальных классов по руководству учащимися при выполнении творческих проектов;

— характеристики всех компонентов модели;

• экспериментальной программы «Творческие проекты в курсе «Технология» «для студентов факультетов начальных классов педагогических вузов.

Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании и разработке модели деятельности учителя начальных классов по руководству творческой проектной деятельностью учащихсяразработке структуры и содержания готовности учителя начальных классов к руководству творческой проектной деятельностью младших школьников в процессе обучения технологии.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования заключается в разработке и экспериментальном апробировании концептуального аппарата подготовки студентов факультетов начальных классов к руководству проектной деятельностью учащихся в образовательной области «Технология», учебного курса «Творческие проекты в курсе «Технология» «и качественном улучшении подготовки студентов факультета начальных классов к практическому руководству творческой проектной деятельностью младших школьников.

— теоретическое обоснование общих положений подготовки студентов факультетов начальных классов вузов к руководству проектной деятельностью школьников при выполнении творческих проектов в образовательной области «Технология» ;

— модель педагогической деятельности учителя по руководству учащимися при выполнении творческих проектов;

— содержание подготовки студентов факультета начальных классов к руководству учащимися при выполнении творческих проектов;

— содержание учебной программы «Творческие проекты в курсе «Технология» «для студентов факультета начальных классов;

— структура и содержание готовности учителя начальных классов к руководству творческой проектной деятельностью младших школьников.

Достоверность результатов исследовательской работы обеспечивается применением комплекса взаимопроверяющих и взаимодополняющих методов научно-педагогического исследования, адекватных его конкретным целям и задачам, репрезентативностью экспериментальных данных, количественным и качественным анализом фактов, материалов и результатов опытно-экспериментальной работы, реально отражающих теоретическую и практическую сторону исследуемой проблемы.

Лпррбашяивнедршиелезультато0и€С№ Результаты проведённой исследовательской работы были апробированы путём личного участия автора в констатирующем, формирующем и заключительном этапах эксперимента в качестве преподавателя и проведения по разработанной программе занятий со студентами' очного и заочного отделений факультета начальных классов Брянского государственного педагогического университета.

Исследование проводилось в течение 1994 — 1998 г. г. в 4 этапа. Его базой явился факультет начальных классов Брянского государственного педагогического университета. В экспериментальном исследовании на различных этапах приняли участие 179 человек. Наиболее показательные результаты были получены при оценке уровня подготовленности 80 студентов факультета начальных классов БГПУ, участвовавших во всех этапах проведённого эксперимента.

— на первом этапе (1994 — 1995 г. г.) был проведен теоретический анализ и оценка состояния проблемы, литературных источников, определены цели и задачи исследования, разработана методика проведения эксперимента, календарно-тематический план, концептуальный аппарат обучения и подготовки будущих учителей начальных классов к руководству учащимися при выполнении творческих проектов в образовательной области «Технология» ;

— на втором этапе (1995 — 1996 г. г.) было разработано содержание учебной программы, подготовлена материально-техническая база учебной программы, доработана методика обучения и разработан дидактический материал;

— на третьем этапе (1996 — 1997 г. г.) был начат эксперимент, в процессе которого исследовалась эффективность разработанных положений и дидактических средств.

— на четвертом этапе (1997 — 1998 г. г.) уточнялись и конкретизировались педагогические условия, способствующие эффективности процесса обученияпроисходила обработка и оценка результатов опытно-экспериментальной работы.

Основные положения работы были опубликованы в ряде статей, а так же нашли своё отражение в учебно-методическом видеофильме. г.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Заключение

.

Результаты проведенной исследовательской работы позволили сформулировать следующие выводы:

Проведенные теоретическое и экспериментально-практическое исследования позволили наметить основные пути решения проблемы, которая заключается в разрешении противоречия между потребностью общества в разносторонне развитом, самостоятельном учителе, способном ставить перед учениками реальные цели, определять и подсказывать оптимальные пути их достижения, добиваться конечных результатов на благо себе и обществу — с одной стороны, и недостаточной готовностью учебных заведений и педагогических коллективов к эффективной деятельности в данном направлении — с другой.

Исследование показало, что проблема повышения уровня технологических знаний молодого учителя начальных классов, его способностей к руководству творческой проектной деятельностью учеников недостаточно глубоко освещена в психолого-педагогической, социологической и методической литературе. Одним из направлений решений данной проблемы является обучение студентов по курсу «Творческие проекты в курсе «Технология» «. Повышение уровня знаний, навыков и умений молодых специалистов, а следовательно, и их конкурентоспособности на рынке труда, будет способствовать поднятию имиджа образовательного заведения, подготовившего этих специалистов. Для достижения этой цели образовательные учреждения должны ориентироваться на реальные и прогнозируемые потребности общества.

Определенные нами условия обучения «Творческим проектам в курсе «Технология» «позволяют повысить уровень подготовки выпускника педагогического вуза, а тем самым и повысить его конкурентоспособность.

Психолого-педагогический анализ предоставил возможность разработать модель педагогической деятельности учителя начальных классов по руководству творческой проектной деятельностью учащихся.

В ходе исследования вопросов управления процессом обучения была выявлена специфика и раскрыты компоненты (психологические, организационные и методические) педагогического руководства проектной деятельностью учеников начальных классов.

Были выявлены и обоснованы содержание, формы и методы формирования у будущих учителей начальных классов технологических и методических знаний и умений, необходимых и достаточных для осуществления руководства творческой проектной деятельностью школьников и свободной деятельности самих студентов в условиях рынка рабочей силы, определены структура и содержание готовности учителя начальных классов к руководству творческой проектной деятельностью школьников. Также был разработан адаптированный курс «Творческие проекты в курсе «Технология» «для студентов, который позволяет формировать технологическое мышление и грамотность, необходимую для осуществления экономического образования школьников.

Специфика курса «Творческие проекты в курсе «Технология» «, а также факторы, влияющие на отбор содержания, позволили определить структуру и содержание указанной дисциплины (ее характеристика, тип, принципы).

Отбор оптимального содержания курса «Творческие проекты в курсе «Технология» «, выявление и применение наиболее эффективных форм и методов обучения и созданный методический комплекс обучения студентов, состоящий из программы, лекционного и практического курсов, системы контроля, позволили повысить эффективность обучения будущих учителей начальных классов, осуществлять формирование технологического мышления.

Наиболее эффективными методами обучения студентов «Творческим проектам в курсе «Технология» «являются активные методы, в частности выполнение творческих проектов.

Проведённое исследование доказало, что выдвинутая гипотеза нашла своё экспериментальное подтверждение, и разработанные дидактические условия обучения студентов факультета начальных классов являются важным средством их подготовки к руководству учащимися при выполнении творческих проектов в образовательной области «Технология», развития творческого потенциала личности студентов.

Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что разработанная нами методика обучения будущих учителей начальных классов позволяет повысить эффективность обучения студентов, будет способствовать развитию творческого компонента педагогической деятельности. Учреждение образования, выпуская высококлассных, конкурентоспособных специалистов, будет повышать свой рейтинг популярности, улучшать имидж, поднимать престиж.

Рассмотренные в данной работе аспекты не претендуют на раскрытие всей полноты этой многогранной проблемы. Проведенное нами исследование не исчерпывает всех вопросов в данной области знания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А. Общепедагогическая подготовка учителя всистеме высшего педагогического образования: Для пед. спец. выс. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. — 191 с.
  2. Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979 175 с.
  3. Т. В. Взаимосвязь дидактической и методическойподготовки будущего учителя начальной школы: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1986. — 193 с.
  4. . Г. К постановке проблемы развития детскогосамосознания // Известия АПН РСФСР, № 18. М. — Л., 1948. — С 101 — 124.
  5. В. И. Эвристическое программирование учебноисследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981. -240 с.
  6. П. Н. Развитие технического творчества в трудовомобучении учащихся общеобразовательных школ: Дис. .докт. пед. наук. М., 1986. — 253с.
  7. С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе.
  8. М.: Высшая школа, 1974. 384 с.
  9. С. И. Теоретические основы научной организацииучебного процесса. М.: Высшая школа. 1975. — 356 с.
  10. С. И. Учебный процесс в высшей школе, егозакономерные основы и методы. М.: Высшая школа. 1980. -368с.
  11. П. Р. О технологическом мышлении // Роль и место образовательной области «Технология» в содержании общего среднего образования: Тезисы докладов и сообщений на III Международной научно-практической конференции. Брянск, 1997. — С. 3−6.
  12. П. Р. Технология как предметная область трудовой подготовки школьников // Технологическая подготовка учащейся молодежи: опыт, проблемы, перспективы: Тезисы докл. на научно-практ. конф. Брянск, БГПИ, 1994. — С. 4.
  13. П. Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения с основами наук: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 183 с.
  14. Ю. К. Интенсификация процесса обучения. М.: Педагогика, 1987. — 256с.
  15. Ю. К. Интенсификация процесса обучения. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — С. 379−415.
  16. Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  17. Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  18. Ю. К. Принципы обучения в современной общеобразовательной школе. //Народное образование, 1972. -№ 2. С. 5 — 7.
  19. Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 196 с.
  20. Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  21. Г. С. Противоречия как категория диалектической логики. М.: 1963. — 119 с.
  22. Г. С. Противоречия как категория диалектической логики. М., 1963 119 с.
  23. С. Я. Трудовая подготовка школьников. /Вопросы теории и практики. М., 1981.
  24. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -420 с.
  25. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  26. В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1989. 144 с.
  27. К. Л. Технические средства и активизация познавательной деятельности обучаемых // Вопросы активностистудентов. Казань: Изд-во Казанского университета, 1982. С. 30−37
  28. П. П. Избранные педагогические сочинения. М.: Издательство АЛИ РСФСР, 1961. 114с
  29. П. П. Трудовая школа. М.: Литиздат., 1961. 114 с.
  30. Д. Б. Об эвристической функции модели проблемной ситуации. В сб.: Проблемы эвристики. — М.: 1969. -С. 156- 181.
  31. Д.Б. Пути к творчеству. М.: 1981.
  32. Д.Б., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Учпедгиз, 1963. — 348 с.
  33. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М: Просвещение. 1968. 464 с.
  34. Л.И. Проблемы формирования личности / избранные психологические труды под ред. Д. Н. Фельдштейна. Москва -Воронеж, 1995. — 325 с.
  35. Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности / под ред. Л. И. Анцыфровой. М: Наука, 1981. 301 с.
  36. Большая Советская энциклопедия. изд. З-е/Гл. ред. А. М. Прохоров. -М.: Советская Энциклопедия
  37. Буш Р. и Мостеллер Ф. Стохастические модели обучаемости: Пер. с англ. М. А. Осиповой и Ю. М. Шмуклера / Под ред. и с доп. Ю. А. Шрейдера, 1962. М.: Физматгиз, 1962. — 484 с.
  38. M. Модели. Репрезентация и научное понимание.: Пер. с англ. /Общ. ред. и послесловие И. Б. Новика и В. Н. Садовского. М.: Прогресс, 1988. — 507 с.
  39. Н.В. Формирование умений организации познавательной деятельности в процессе профессиональной подготовки учителя технологии: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Липецк, 1996. — 142 с.
  40. В. Е. Подготовка студентов педвузов к осуществлению межпредметных связей в начальных классах школы: Дисс. канд. пед. наук. М, 1985. 188 с.
  41. В. Е. Подготовка студентов педвузов к осуществлению межпредметных связей в начальных классах школы: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1985. — 188 с.
  42. В.П. Предметный метод обучения. М., 1907.
  43. К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. М.: Педагогика, 1923.
  44. К.Н. Этика и педагогика творческой личности. Т.1 М., 1911.
  45. А. А. Активное обучение высшей школе: контекстный подход: Методическое пособие. М.: Высшая школа. 1991. — 207 с.
  46. A.A. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения / в кн. Игровое моделирование: Методология и практика, Новосибирск: Наука, 1987.-215 с.
  47. Возрастные возможности усвоения знаний. (Младшие классы школы). / под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М: Просвещение, 1966. 422 с.
  48. Возрастные возможности усвоения знаний, (младшие классы школы). / под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. — 422 с.
  49. Выбор методов обучения в средней школе / под ред. Бабанского Ю. К. М.: Просвещение, 1981. 176 с.
  50. JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. -М: Просвещение, 1991. — 93 е.: ил.
  51. Л. С. Педагогическая психология./ под ред. В. В. Давыдова. М: Педагогика, 1991. 480 с.
  52. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. В сб.: Исследования мышления в советской школе. М., 1966, С. 87−123.
  53. Ф. Н. Книга об учителе. М.: Просвещение. 1965. -195 с.
  54. Ф. Н. Психология: Учебное пособие для пед. училищ по спец. № 2001 «Преподавание в начальных классах» / под ред. Н. Ф. Добрынина. М.: Просвещение, 1973. — 240 с.
  55. Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательная область «Технология». /Под ред. Ю. Л. Хотунцева. М., 1996 73 с.
  56. О. В. Подготовка будущего учителя к социально-педагогической деятельности: Дисс.. канд. пед. наук. -Волгоград, 1996.- 237 с.
  57. О. С. О развивающих возможностях учебно-воспитательного процесса. Волгоград, 1976. — С. 80 — 107.
  58. В.В. Актуальные проблемы общей, социальной и педагогической психологии. М., 1980. 76 с.
  59. В.В. Виды обобщений в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М., 1972 -424 с.
  60. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального педагогического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  61. . М.А. Основные проблемы методологии и методики педагогических исследований. М., 1969 172 с.
  62. . М.А. Процесс обучения в средней школе. М., 1960. -299 с.
  63. Деловая игра в технологической подготовке будущего учителя // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 58 — 62.
  64. А. Избранные педагогические произведения. М.: Учпедгиз, 1934.
  65. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Дисс.. докт. пед. наук. М., 1983. — 356 с.
  66. М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во Белорусского университета, 1981. — 383 с.
  67. .П. Основы дидактики. М, 1967.
  68. .П. Самостоятельная работа на уроке. М., 1961 175 с.
  69. . А. Образование как фактор социальной адаптации личности: Дисс.. канд. философских наук. Свердловск, 1980. — 174 с.
  70. В. Ф., Ушанкина Л. В. Активизация деятельности студентов на лекциях и практических занятиях // Начальная школа. 1991. — № 12. — С. 24 — 30.
  71. В. И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. — 168 с.
  72. Закон РФ «Об образовании» //Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 150.
  73. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: АПН, 1982. — 96 с.
  74. В.И. Учитель как исследователь. М.: АПН, 1980. -132 с.
  75. В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. — 147 с.
  76. М. В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1987. -№ 1. С. 29 — 32.
  77. Н. Э. Межпредметные связи в трудовой подготовке младших школьников // Начальная школа. -1993. -№ 1. С 54−58.
  78. В. С. О концепции целостного учебно-воспитательного процесса. Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса. Волгоград, 1981.С. 5−21.
  79. В. М. Информационное технологическое моделирование обучения труду: *теория *методика /под ред. академика РАО В. А. Полякова. / М. 1997. — 115с.
  80. Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
  81. Г. Избранные сочинения. /Под ред. М. М. Рубинштейна. М., 1915.
  82. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1989.
  83. А. Г. Психология личности. 3-е изд. перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1970. — 391 с.
  84. Я. Л. Психология личности и взаимоотношений в детском коллективе. Минск: Нар. Асвета, 1969. — 193 с.
  85. Я.А. Избранные педагогические сочинения. /Под ред. А. А. Красновского. Учпедгиз, 1955 651с.
  86. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение. 1989. — 255с.
  87. Кор дун О. Н. Вопросы организации из методики работы технических кружков. Пермь. Госуниверситет, 1968, 238 с.
  88. В. В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: Просвещение, 1977. — 256 с.
  89. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. //Методологический анализ. М., 1977.
  90. Ю. И. Проблемы социализации подрастающего поколения в зарубежной педагогике: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1992. — 16 с.
  91. В. Ф. Роль и место начальной школы в системе базового и профильного образования // Начальная школа. 1992. — № 7 — 8. — С. 23 — 29.
  92. Т. В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С. 20 — 30.
  93. Т.В. Психология технологического творчества. М., 1975 345 с.
  94. Н. В. Очерки психологии труда учителя и формирования его личности. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1967. — 183 с.
  95. Ф. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. М: Прогресс, 1970. — 261 с.
  96. Ч. Основы общей дидактики. М., 1986.
  97. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960 478 с.
  98. А. Н. Деятельность и личность.// Вопросы философии. 1974.-584с.
  99. А. H. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. 320 е., ил.
  100. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М., 1977. — 172 с.(110)
  101. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: МГУ, 1971.
  102. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959. — С. 415.
  103. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. — 232 с.
  104. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Знание, 1974. — 64 с
  105. И.Я. Педагогические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  106. И.Я. Проблема методов обучения и пути ее исследования. //Вопросы методов педагогического исследования. Под ред. М. Н. Скаткина, М., 1973.
  107. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
  108. П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т.4, М., 1953, Т.5, М., 1954.
  109. .Ш. Педагогика. М., 1992 526 с.
  110. A.C. Методика организации воспитательного процесса. Сочинения. Т.5, М., 1960.
  111. A.C. Сочинения: Т.7, М., 1958.
  112. A.C. Трудовое воспитание. Минск. //Нар. асвета, 1977 253 с.
  113. Т. Н. Учитель ученик. — М.: Знание, 1977. — 64 с.
  114. ИЗ. Мамигонов В. Г., Мамигонова Т. А Педагогические игры: Содержание и возможности // Советская педагогика. 1981. -№ 2. — С. 96 — 104.
  115. А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.- 193 с.
  116. Математическая статистика: учебник / Иванова В. М., Калинина В. Н. И др. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1981. -371 е., ил.
  117. М. В., Михальчик Т. С., Патрина К. Т. Психология младшего школьника. М.: Просвещение, 1976, 208 с.
  118. A.M. Актуальные проблемы психологии высшей школы. М.: Педагогика, 1977. — 204 с.
  119. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: 1972.-208 с.
  120. М.И. Организация проблемности обучения в школе. М., 1977 -240 с.
  121. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 337 с.
  122. Межпредметные и внутрипредметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников: Пособиедля учителя. Сост.Л. Я. Осадчий / под ред. Л. Ю. Гордина. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  123. Э. Очерк экспериментальной педагогики. М., 1916.
  124. Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. -224 с.
  125. Методологические проблемы взаимодействия общественных. Естественных и технических наук / отв. ред. Б. М. Кедров, П. В. Смирнов, Б. Г. Юдин. М.: Наука. 1981.-360 с.
  126. Методы педагогических исследований / под ред. А. И. Пискунова. М.: Педагогика, 1979. 254 с.
  127. Методы педагогических исследований. Лекции / под ред. В. И. Журавлёва. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1972. — 159 с.
  128. Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ, 1980.- 172 с
  129. Л. М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 23 — 31.
  130. Е. А. Психологическая структура и формирование профессионально-педагогической направленности личности. Дисс.. канд. психол. Наук. М.: 1987. — 156 с.
  131. Р. С. Психология: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическаяпсихология и психодиагностика. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 512 с.
  132. Р. С. Психология: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений: В 3 кн.: Кн. 2: Психология образования. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 496 с.
  133. Р. А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казанского университета, 1975. 302 с.
  134. Общая теория статистики. Под ред. О. Л. Борисовой. М., Финансы и статистика. 1994. 296 с.
  135. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник / А. И. Харламов, О. Э. Башина и др.- под ред. А. А. Спирина, О. Э. Башиной. М.: Финансы и статистика, 1994. — 296 е.: ил.
  136. В. Ведение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990.-381 с.
  137. Опыт моделирования социальных процессов: (Вопросы методологии и методики построения моделей) / В. И. Пониотто., А. А. Закревская, А. В. Черноволенко и др.- Отв. ред В. И Пониотто. Киев: Наукова думка, 1989. — 200с.
  138. А. Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. 1988. — № 1. С, 16 -26.
  139. Основы педагогики и психологии высшей школы. Под ред. А. В. Петровского.: Изд-во Московского университета, 1986.
  140. Т., Говард Л. Человек в современном мире. (Сборпник): пер. с англ. / общ. ред., сост. и предисл. В. А. Кувакина. М.: Прогресс, 1985. — 428 с.
  141. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / под ред. Н. М. Пейсахова. Казань: Изд-во Казанского университета, 1985. -191 с.
  142. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 637 с.
  143. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. институтов / Ю. К. Бабанский. В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988.-479 с.
  144. П.й., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие в 2-х частях. М.: МПУ. 1996. -269 с.
  145. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. -М.: 1972.
  146. К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.- 255 с.
  147. И. П. Педагогика: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Просвещение: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 1996. — 432 с.
  148. Познавательные процессы и способности обучения: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / В. Д. Шадриков, Н. П. Анисимова, Е. Н. Корнеева и др.- Под ред. В. Д. Шадрикова. М.:
  149. В. М. Педагогическая информация: Словарь-справочник. М.: Новая школа. 1995. — 256 с.
  150. Я. А. Знание, мышление и умственное развитие. М.: 1967.-264 с.
  151. Я. А. К вопросу об исследовании психологического механизма «принятия решения» в условиях творческих задач // Проблемы принятия решения. М., 1976. — 136 с.
  152. Я. А. Психика и интуиция. М., 1967 256 с.
  153. Я. А. Психология творческого мышления. М.: 1960. — 352 с.
  154. Я. А. Психология творчества. М.: Наука. 1976. — 303 с.
  155. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. научн. тр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко. Вып. 1. — Екатеринбург, 1995. — 224 с.
  156. М. М., Лазарев B.C. Управление развитием школьника. М.: 1995.
  157. А. Н. Развитие технических интересов и способностей школьников как социально-экономическая проблема. //Подготовка учащихся и будущих учителей труда к работе в условиях рыночных отношений. Брянск, 1992. С. 75−77.
  158. Психологическая диагностика детей и подростков. Учебное пособие для студентов: М. К. Акимова. К. А. Берулава и др. / под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 360 с.
  159. В. Н. Психология и кибернетика. М.: Педагогика, 1971. -231 с.
  160. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний: Экспериментально-педагогическое исследование / под ред. М. В. Зверевой. М.: Педагогика, 1983. — 168 с.
  161. Развитие психологических функций взрослых людей / под ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М.: Педагогика. 1972. 248 с.
  162. В. Г. Развитие технического творчества учащихся. М., 1961 208 с.
  163. . Ф., Ковалёв Н. Е. Введение в педагогику (учебное пособие для пединститутов). М.: Просвещение, 1975. 178 с.
  164. Решетова 3. А. Психологические основы профессионального обучения. М.: изд-во Московского университета, 1985. — 207 с.
  165. Е. И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс». 1996. — 512 с.
  166. Я. А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. М: Просвещение, 1988. — 240 с.
  167. Г. В., Симоненко В. Д. Применение ЭВМ в графической подготовке студентов. Брянск, 1992. — 88 с.
  168. Л. Я. Советское студенчество. М.: Мысль. 1981. — 207 с.
  169. С. Л. О мышлении и путях его исследования. М.: изд-во АН СССР, 1958. — 147 с.
  170. С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. М.: Педагогика, 1989. — 664 с.
  171. С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1989. — 320 с.
  172. С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика. 1973. — 423 с.
  173. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1978 157 с.
  174. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959 354 с.
  175. Л. С. Математическая обработка результатов эксперимента. Справочное руководство. М.: Наука, 1971. — 192 с.
  176. Д. В. Социальная адаптация школьника средствами специального учебного предмета (на материале начальной школы): Дисс. канд. пед. наук. М., 1995. — 137 с.
  177. Д. В. Социальная адаптация школьника средствами специального учебного предмета (на материале начальной школы): Дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. — 137 с.
  178. Е. И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников раннего возраста // Вопросы психологии 1969 — № 4.
  179. Ю. А. Очерки по методике преподавания психологии в средней школе /Под ред. М. В. Соколова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — 188 с.
  180. А. М. Системный подход в исследованиях учебно-воспитательного процесса средней школы: Дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1985. — 237 с.
  181. О. А. Условия формирования профессионально-педагогической направленности будущих учителей в педвузе / на примере гуманитарных факультетов /. Дисс.. канд. пед. наук. — Курган, 1993. — 208 с.
  182. Н. К. О категории «связь и её применении в исследовании целостного педагогического процесса. Методологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса. Волгоград, 1981. — С. 95 — 103
  183. В. В. Формирование у учащихся готовности к труду. -М.: Педагогика. 1988. 191 с.
  184. В. Д. Метод проектов инновационный метод обучения учащихся в образовательной области «Технология » // Технологическое образование и предпринимательство: Сборник научных статей. — Брянск, Изд-во БГПУ, НМЦ «Технология 1997, С. 19−27.
  185. В. Д. Методика обучения учащихся основам предпринимательства. Брянск: Изд-во БГПИ, 1994. — 117 с.
  186. В. Д. Педагогические основы профессиональной ориентации учащихся сельских школ: Дисс.. д-ра пед. наук. -Глухов, 1986. 449 с.
  187. В. Д. Рыночная экономика и подготовка учителя труда // Школа и производство. 1992. — № 2. — С. 5 — 8.
  188. В. Д. Становление образовательной области «Технология» в системе общего образования школьников // Технологическое образование и предпринимательство: Сборник научных статей. Брянск, 1997. С. 9 — 16.
  189. M. Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. 152 с.
  190. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984.
  191. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1960.
  192. В. А. К вопросу о профессионализме учителя общеобразовательной школы // Советская Педагогика. 1973. -№ 5. — С. 673 — 80.
  193. В. А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование. Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: МГПИ им. В. И. Ленина. 1982. — С. 14 — 28.
  194. В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -160 с.
  195. В. А., Подымова JI. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 308 с.
  196. Словарь иностранных слов. 15 изд., испр. — М.: Русский Язык, 1988. — 608 с.
  197. В. И. Процесс изменения и его познание. М.: Наука, 1966.-252 с.
  198. В.А. Воспитание коллективизма у школьников. М., 1959.
  199. В.А. О воспитании. М., 1979.
  200. Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории. //Современная высшая школа, 1977, № 1, С. 3−4.
  201. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
  202. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. М: Просвещение, 1988. — 175 с.
  203. В. А., Петровский А. В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы Психологии. 1984. — № 4. — С. 26−29.
  204. Теоретические основы содержания общего среднего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983.352 с.
  205. Л. В. Категория «структура» и «функция» и их методологическая роль в физике: Автореф. Дисс. канд. философ. Наук. Свердловск, 1973. — 24 с.
  206. Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -451 с.
  207. A.B. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий. Спецкурс. Пособие для студентов педагогических институтов. 1-ая часть Челябинск, 1978. С. 67 -68.
  208. К.Д. Собрание сочинений. М, 1948−1950, 543 с.
  209. Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.
  210. Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 368 с.
  211. А. У. Межличностный контакт как исходное понятие устной пропаганды // Вопросы психологии. 1977. — № 4. — С. 52 -63
  212. Е. В. Пути и средства формирования у младших школьников трудовой активности и самостоятельности на уроках трудового обучения (1−4 классы). Дисс.. канд. пед. наук. М.: 1995.
  213. Т. Н. Формирование дидактических умений учителя начальных классов на основе межпредметных связей. дисс. канд. пед. наук. — М., 1987. — 358 с.
  214. Т.И. Активизация учения школьника. М.: Педагогика, 1982 130с.
  215. С. Г. Вопросы дальнейшего совершенствования методов обучения и методов управления педагогическим процессом в общеобразовательной школе. М., 1976. — 145 с.
  216. С. А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
  217. С.Т. Работа для будущего. М.: Просвещение, 1989 223 с.
  218. Г. П., Розин В. М., Непомнящая Н. И., Алексеев Н. Г. Педагогика и логика. М., 1993 415 с.
  219. Я. Ю. Элементарные понятия социологии. М: Прогресс, 1989. — 240 с.
  220. А. И. Психологические основы формирования личности учителя. М: Просвещение, 1967. — 191 с.
  221. А. И. Психолого-педагогическая подготовка учителя и пути её оптимизации в высшей школе: Межвузовский сборникнаучных трудов / под ред. А. И. Щербакова. Ленинград, 1980. -123 с.
  222. Экспериментальная программа образовательной области «Технология». /Под ред. В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцева. М., 1994 -267 с.
  223. Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М: Педагогика, 1974. — 312 с.
  224. П.М. Психологические проблемы поведения человека. М., 1969 317 с.
  225. Т. С. Психологические основы активного социально-психологического обучения будущих учителей. М: Просвещение, 1986. — 82 с.
Заполнить форму текущей работой