Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Процесс разработки и принятия управленческих решений в социальных учреждениях: социологический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учитывая, что современный процесс модернизации общества характеризуется ускорением смены социокультурных событий, усложнением жизненной среды людей, то особо актуальным требованием к руководителям становится переход от авторитарного, харизматического лидерства к высокопрофессиональному менеджменту. Проведённый экспертный опрос руководителей высшего и среднего звена системы социальной защиты… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Эффективность процесса разработки и принятия управленческих решений в контексте организационной эффективности
    • 1. 1. Основные параметры организационной эффективности
    • 1. 2. Разработка и принятие управленческих решений: анализ основных концепций и типология стилей
    • 1. 3. Параметры эффективности процесса разработки и принятия управленческого решения (анализ концепций)
  • Глава II. Оценка эффективности управленческих решений в социальных учреждениях: социологический аспект
    • 2. 1. Критерии эффективности управленческих решений
    • 2. 2. Компетентность как основное условие обеспечения качества управленческих решений в социальных учреждениях
    • 2. 3. Специфика управленческой деятельности в социальных учреждениях и проблема эффективности

Процесс разработки и принятия управленческих решений в социальных учреждениях: социологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В условиях глобальных изменений социально-экономических и межличностных отношений, сопровождающихся падением уровня жизни различных слоев общества, высокими показателями инфляции, безработицы, преступности, малообеспеченности, заболеваемости и т. п. человек всё больше нуждается в квалифицированной социальной помощи и поддержке. Вопросы социального обслуживания населения, оказания ему социальной помощи, создания соответствующей, адекватной существующим потребностям людей системы социальной защиты и социального обеспечения, подготовки для неё квалифицированных кадров являются в настоящее время как никогда актуальными. Особые задачи при этом возлагаются на государственные и региональные структуры социального управления, на их умение эффективно решать социальные проблемы.

Актуальность темы

исследования обусловлена следующими обстоятельствами: с одной стороны, изменения, происходящие в современном российском обществе, сопровождаются нарастанием и ужесточением требований рыночных отношенийс другой сторонысовершенствование структур социального управления предполагает кардинальные изменения в области профессиональных знаний и компетенций руководящего состава социальных учреждений.

Несоответствие существующих теорий управления современным требованиям практического социального менеджмента неоднозначно влияет на качество социального обслуживания. Одной из основных причин этого можно считать сравнительно небольшой срок официального введения (в начале 90-х годов) в нашей стране нового направления деятельностисоциальной работы. Вместе с тем, обозначился и начал активно развиваться новый вид социального управления — менеджмент социальной работы. Следствием данных нововведений стала острая необходимость обеспечения системы социальной работы профессионально подготовленными и квалифицированными кадрами, которая включает: во-первых, специальную подготовку управленческих работников в области социального обслуживанияво-вторых, профессиональную переподготовку нынешних руководителей, их адаптацию к новым условиям функционирования экономики. Существенное влияние на формирование данной потребности оказали и сложившиеся в советский период и действующие до настоящего времени стереотипы, формы и методы управления, в том числе и социальной сферой. —.

Степень разработанности проблемы.

Тема организации деятельности социальных учреждений и управления её эффективностью является междисциплинарной и охватывает такие предметные области, как общая теория менеджмента, концепции социального управления, теоретические и практические вопросы социальной работы и др.

Общие проблемы теории и социологии организаций раскрыты в достаточной мере, прежде всего, в трудах М. Альберта, М. Вебера, В. А. Здравомыслова, А. И. Кравченко, А. Мескона, Э. Мэйо, Х. Минцберга, Ф. Тейлора, Ж. Т. Тощенко, А. Файоля, В. И. Франчука, С. С. Фролова, Ф. Хедоури, Г. Эмерсона, В.А. Ядова1 и др. Социологическое исследование.

1 Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии / М. Вебер// Западно-европейская социология XIX — начала XX веков. — М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. — С. 491−514- Вебер М. Основные социологические понятия. / М. Вебер//Западно-европейская социология XIXначала XX веков. — М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. — С. 455−490- Здравомыслов, А. Г. Человек и его работа в СССР и после / А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов — М.: Аспект Пресс, 2003. — 485 е.- Кравченко, А. И. Концепция капитализма М. Вебера и трудовая мотивация / А. И. Кравченко //Социологические исследования 1997. № 4. — С. 15−28- Мескон, М. Х. Основы менеджмента /М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури — М.: «Дело», 1993. — 702 е.- Минцберг, Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации /Г. Минцберг — СПб.: Питер, 2002. — 512 е.- Минцберг, Г. Школы стратегий / Г. Минцберг, Б. Альстренд, Дж. Лэмпел — СПб.: Питер, 2001. — 336 е.- Тощенко, Ж. Т. Изменились ли проблемы местного самоуправления за последние 10 лет? / Ж. Т. Тощенко, Г. А. Цветкова // СОЦИС. 2006. № 8. — С. 78−87- Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс /Ж.Т. Тощенко — М&bdquoПрометейЮрайт, 2000. — 510 е.- Тощенко, Ж. Т. Социология труда: опыт нового прочтения. — М.: Мысль, 2005. — 334 е.- Управление — это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд / Отв. ред. Г. Л. Подвойский. — М.: Республика, 1992. — 349 е.- Франчук, В. И. Может ли менеджмент заменить социальное управление? / В. И. Франчук // Социологические исследования. 1999. № 2. — С. 127−130. Франчук, В. И. Социальный механизм общества: его функционирование и генезис (тектологический подход) /В.И. Франчук // Личность. Культура. Общество. — М., 2000. — Т.П. — Спец. вып. 1 (6). — С. 271−277. Фролов, С. С. Социология организаций /С.С. Фролов — М.: организаций этих авторов неразрывно связано с изучением управленческих аспектов их функционирования.

Исследуя управление как социальный феномен, Д. М. Гвиашиани, Б. З. Мильнер, А. И. Пригожин, П. В. Романов, Э. А. Смирнов, С. В. Смирнов, М. В. Удальцова, В.В. Щербина1 выделяют чисто управленческие проблемы: закономерности управления, законы построения современных организаций, методология построения и проектирования организационных структур, организационная культура.

В работах отечественных авторов A.M. Бекарева, Ю. Г. Быченко, О. С. Виханского, Т. П. Галкиной, И. Н. Герчиковой, Н. И. Кабушкина, В. И. Кнорринга, Э. М. Короткова, А. И. Наумова даётся систематическое изложение приёмов и методов управления организациями, обобщается мировой и отечественный опыт в этой области. Современная теория.

Гардарики, 2001. — 382 е.- Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. — 7-е изд. — М.: «Добросвет», 2003. — 596 с.

1 Гвиашиани, Д. М. Организация и управление / Д. М. Гвиашиане. — М.: Изд-во «Наука», 1972. — 536 е.- Мильнер, Б. З. Теория организации / Б. З. Мильнер — М.: ИНФРА-М, 2004. — 648 е.- Пригожин, А. И. Современная социология организаций. — М.: Интерпракс, 1995. ~ 295 е.- Романов, П. В. Социальная антропология организаций /П.В. Романов. — Саратов, 1999. — 135 е.- Романов, П.В., Ярская-Смирнова Е. Р. Исследования в социальной работе: оценка, анализ, экспертиза / П. В Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. Саратов, Сарат. гос. техн. ун-т, 2004. — 258 е.- Романов, П. В. Социология менеджмента и организаций /П.В. Романов. — Серия «Высшее образование» Ростов н/Д, «Феникс», 2004. — 288 е.- Смирнов, С. В. Организационное поведение (Управление поведением человека в организации) /С.В. Смирнов, Е. П. Мурашова — М.: МГИУ, 1999. — 67 е.- Смирнов, Э. А. Разработка управленческого решения. /Э.А. Смирнов/ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 271 е.- Удальцова, М. В. Социология управления /М.В. Удальцова — М.: ИНФРА-М, Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. — 144 е.- Щербина, В. В. Менеджмент в сфере управления человеческими ресурсами: содержание деятельности и проблемы подготовки менеджеров /В.В. Щербина // Личность. Культура. Общество. — 2002. — Т. /V. — Вып. 3−4. — С. 159−192- Щербина, В. В. Социальные теории организации: Словарь /В.В. Щербина — М.: ИНФРА-М, 2000. — 264 с.

2 Бекарев, A.M. Возрастная типология организаций /A.M. Бекарев // Организация в фокусе социологических исследований: в 2-х т. Т. I. Н. Новгород: изд-во НИСОЦ, 2005. — С. 4−8- Бекарев, A.M. Разделить, чтобы у множить. (анализ конкретной ситуации) / A.M. Бекарев, М. Е. Смирнов. — Н. Новгород, 2004; Бекарев, A.M. Разработка и принятие управленческих решений в организациях / A.M. Бекарев. — Н. Новгород: НГТУ, 2005. — 95 е.- Быченко, T.M. Демократический стиль управления организацией /Т. Быченко — Саратов: изд-во Саратовского государственного аграрного ун-та, 2003. — 224 е.- Быченко, Ю. Г. Теория управления /Ю.Г. Быченко, T.M. Быченко — Саратов: изд-во «Научная книга», 2004. — 132 е.- Виханский, О. С. Менеджмент /О.С. Виханский, А. И. Наумов. — М.: Гардарика, 1998. — 527 е.- Галкина, Т. П. Социология управления: от группы к команде /Т.П. Галкина — М.: Финансы и статистика, 2001. — 244 е.- Герчикова, И. Н. Менеджмент / И. Н. Герчикова — М.: «ЮНИТИ», 2000. — 501 е.- Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента /Н.И. Кабушкин. -«Финансы, учёт, аудит. Экономпресс», 1997. — 284 е.- Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления /В.И. Кноррииг — М.: Инфра-М, 1999. — 528 е.- Короткое Э. М. Концепция менеджмента: М.: Дека, 1997.-304 с. управления связывается с созданием кибернетики, основоположником которой является Н. Винер1.

Современные концепции управления персоналом нашли отражение в работах В. Р. Веснина, В. А. Дятлова, А. П. Егоршина, Дж. Иванцевича, А .Я. Кибанова, А. А. Лобанова, Э. Е. Старобинского, В. В. Травина, С. А. Шапиро, С.В. Шекшни2 и других авторов. Социально-психологический аспект управления трудовым коллективом представлены в работах JI.H. Захаровой, Д. Карнеги, А. В. Матвеева, Н. Ф. Пушкарева, Н.Н. Пушкарева3.

Рассмотрение вопросов управления персоналом неразрывно связано с исследованием мотивации работников на эффективную деятельность, социально-психологического климата в коллективе, существующей организационной культуры.

Методология исследований организационной культуры представлена работами голландского учёного, профессора антропологии Г. Хофштеде4 и французского консультанта по управлению Д. Боллинже5. На основе проведённого анализа параметров корпоративной культуры авторы разработали методику её диагностики и развития, полагая возможным выделение некоторых универсальных показателей, представленных в контексте любой организации.

1 Винер, Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. / Пер. с англ. И. В. Соловьева и Г. Н.ПовароваПод ред. Г. Н. Поварова. — 2-е издание. — М.: НаукаГлавная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. -344 с.

2 Веснин, В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. — М.: Юристъ, 1998. -495 е.- Дятлов, A.H. Общий менеджмент: концепции и комментарии / A.H. Дятлов, М. В. Плотников, И. А. Мутовин. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007; Егоршин, А. П. Управление персоналом /А.П. ЕгоршинН. Новгород: НИМБ, 1997. — 607 е.- Иванцевич, Дж. Человеческие ресурсы управления / Дж. Иванцевич, А. А. Лобанов — М.: Дело, 1993. — 364 е.- Управление персоналом /Энциклопедический словарь /под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1998. — 453 е.- Старобинский, Э. Е. Как управлять персоналом / Э. Е. Старобинский. — М.: ЗАО «Бухгалтерский бюллетень», 1997. -336 е.- Травин, В. В. Менеджмент персонала предприятия /В.В. Травин, B.A. Дятлов. — М.: Изд-во «Дело», 2000. — 272 е.- Шапиро, С. А. Управление человеческими ресурсами /С.А.Шапиро. — М.: ГроссМедиа, 2005. — 304 с.

3 Захарова, Л. Н. Психология управления /Л.Н. Захарова. — Н. Новгород: изд. Гладкова O.B., 2004. -271 е.- Карнеги, Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей /Д. Карнеги/ пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. — 640 е.- Пушкарев, Н. Ф. Психология управления персоналом фирмы / Н. Ф. Пушкарев, А. В. Матвеев, Н. Н. Пушкарев — М.: изд-во «Хронограф», 1998. — 196 с. ————.

4 Hofstede G" «The Cultural Relativity of Organizational Practices and Theories» // Journal of International Business Studies, Fall, 1983. Bollinger D., «The Four Cornerstones and Three Pillars in the „House of Russia“ Management System» //Journal of Management Development. Vol. 13. No 2. 1994.

Активная научная разработка проблем организационной культуры ведётся в контексте организационного поведения. Результаты этих исследований изложены в публикациях J1.B. Карташовой, Ю. Д. Красовского, Т. В. Никоновой, С. В. Смирнова, Т. О. Соломанидиной.

Исследования в области социального менеджмента, прежде всего, нацелены на изучение управления как вида профессиональной деятельности и выработку эффективных социальных технологий управления. Данные аспекты представлены в работах Н. С. Данакина, Л. Я. Дятченко, В. Н. Иванова, В.И. Патрушева2 и др.

Теоретические исследования различных аспектов социальной политики и организации эффективной деятельности социальных учреждений явно отстают от практических потребностей. Среди немногочисленных исследований, в которых рассматриваются вопросы организации деятельности социальных учреждений и делается акцент на особенностях управления ими, работы А. И. Войтенко, Т. Ф. Зарембо, В. И. Катаевой, Е. И. Комарова, А. И. Ляшенко, Т. С Пантелеевой, А. Н. Савинова, Г. А. Червяковой3.

Большую ценность для становления отечественной теории и практики социальной защиты и социального обеспечения имеют труды учёных: С. И. Григорьева, Л. Г. Гусляковой, Г. И. Осадчей, П. Д. Павленка, З. Х. Саралиевой, Е. Р. Смирновой, Т. В. Шеляг, В.Н. Ярской4 и др. Карташова, Л. В. Поведение в организации /Л.В. Карташова, Т. В. Никонова, Т. О. Соломанидина — М.: ИНФРА-М, 1999. — 220 е.- Красовский, Ю. Д. Организационное поведение /Ю.Д. Красовский — М.- ЮНИТИ, 1999. — 472 е.- Смирнов, C.B. Организационное поведение (Управление поведением человека в организации) /С.В. Смирнов, Е. П. Мурашова — M.: МГИУ, 1999. — 67 с.

2 Данакин, Н. С. Теоретические и методические основы проецирования технологий социального управления. Белгород, 1996. — 171 е.- Дятченко, Л. Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами / Л. Я. Дятченко. — Белгород, 1993. — 230 е.- Иванов, В. Н. Социальный менеджмент /В.Н. Иванов,.

B.И. Патрушев — М., 1998. — 207 е.- Иванов, В. Н. Социальные технологии в современном мире / В. Н. Иванов. — М.-Н. Новгород: изд-во ВВАГС, 1996. — 196 с.

3 Катаева, В. И. Креативный менеджер: стратегия успеха /В.И. Катаева. — М.: РУСАКИ, 2003. — 280 е.- Комаров, Е. И. Организационные структуры управления. — М.: 1993; Ляшенко, А. И. Организация и управление социальной работой в России. — М.: Наука, 1995. — 74 е.- Менеджмент социальной работы /под ред. Е. И. Комарова, А. И. Войтенко IМ.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 288 е.- Пантелеева, Т. С. Экономические основы социальной работы / Т. С. Пантелеева, Г. А. Червякова- - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 160 е.- Савинов А. Н., Организация работы органов социальной защиты /А.Н. Савинов, Т.Ф. ЗарембоМ.'. Мастерство: Высшая школа. 2001. 192с.

4 Григорьев, С. И. Социология в подготовке и деятельности специалистов по социальной работе в России /.

C.И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова. — Барнаул: изд-во Алтайского госун-та, 2001. — 143 е.- Осадчая, Г. И.

В опубликованных работах В. И. Жукова, И. А. Зимней, Г. П. Медведевой, Э. А. Орловой, В. А. Никитина, Е. И. Холостовой, Н.Б. Шмелёвой1 рассматриваются различные модели подготовки специалистов по социальной работе. Большое значение имеют исследования Л.В. Топчиего2, где основное внимание уделяется подготовке специалистов по социальной работе с точки зрения многоаспектной деятельности. Автор выделяет несколько уровней профессиональной подготовки кадров социальных служб: ориентировочно-исследовательский, само обучение и саморазвитие, самосовершенствование.

Таким образом, комплексный подход к изучению вопросов эффективности деятельности социальных учреждений позволяет сделать вывод о ведущей роли руководителей, об их основном предназначении и выполнении ими ведущих функций управления.

Социальное государство в России: реалии, противоречия, перспектив /Г.И. Осадчая. — М.: Издательство МГСУ, 2003. — 68 е.- Осадчая, Г. И. Социальное знание и социальная практика /Г.И. Осадчая. — М.: Академический проект, 2003. — 160 е.- Осадчая, Г. И. Социология социальной сферы /Г.И. Осадчая. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. -279 е.- Осадчая, Г. И. Социальная сфера общества: теория и методология социологического анализа /Г.И. Осадчая. — М.: Союз, 1996. — 209 е.- Павленок, П.Д. О понятийно-категориальном аппарате социологии /П.Д. Павленок // Социологические исследования. 2003. № 4. — С. 1924. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. Павленка П. Д. и др.

М.: Издательский дом «Дашков и К», 2004. — 236 е.- Саралиева, З. Х. Система социальной работы: структура, принципы функционирования / З. Х. Саралиева / Вестник Нижегородского университета им. Н.ИЛобачевского. Серия Социальные науки. — Вып. 1. Н. Новгород, изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2001. — С. 95−100. Саралиева, З. Х. Социологические технологии в социальной работе /З.Х. Саралиева /Технологии социальной работы /Под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. — Гл. 13. — М.: Инфра-М, 2002. С. 180−193. Смирнова, Е. Р. Философия и методология социальной работы / Е. Р. Смирнова, В. Н Ярская. -Саратов: изд-во Саратовского гос. техн. Ун-та, 1997. — 104 е.- Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы /Е. Ярская-Смирнова — М.: ИД «Ключ», 1999. — 96 с.

1 Жуков, В. И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. 1985 -2001 гг. — М.: изд-во МГСУ, 2002. — 672 е.- Жуков В. И. Социальное образование в России. — М&bdquo- 1998. — 327 е.- Зимняя И. А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. Вып. 2. М., 1992; Медведева Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы. М.: изд-во МГСУ, 2002. — 304 е.- Орлова Э. А. Общественный статус социальной работы: культурно-антропологическая интерпретация //Российский журнал социальной работы. М., 1996, 2/4. — С. 3- Никитин, В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов / В. А. Никитин — М., 2002. — 236 е.- Холостова, Е. И. Профессионализм в социальной работе / Е. И. Холостова — М.: Издательский дом «Дашков и К». — 236 е.- Холостова, Е. И. Социальная политика и социальная работа /Е.И. Холостова. — M.: Издательский дом «Дашков и К»., 2006. -216 с.- Шмелёва, Н.Б. Профессионально-личностное развитие социального работника /Н.Б. Шмелёва. М.: Институт социальной работы, 1998; Шмелёва, Н. Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала / Н. Б. Шмелёва. — М.: Издательский дом «Дашков и К», 2005. — 196 с.

2 Топчий, Л. В. Методика оценки эффективности социальных услуг и других видов социальной поддержки населения /Л.В. Топчий. — Нижний Новгород, 2006. — 137 е.- Топчий, Л. В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития /Л.В. Топчий. — М., 1997; Топчий, Л. В. Кадры социальных служб России / Л. В. Топчий — Т. 20. Сер. Энциклопедия социального образования. — М.: изд-во МГСУ «Союз», 2000. — 220 с.

Подстройка организации под фиксируемые изменения, требования текущего момента, как и любые другие профессиональные действия становятся возможными только тогда, когда руководитель предварительно принимает соответствующее решение. Но, оно, равно как и действие, должно быть эффективно. Социология рассматривает поведение человека лишь постольку, поскольку человек вкладывает в свои действия определённый смысл. Основной создания и развития теорий социального взаимодействия стали труды таких известных учёных как М. Вебер, И. Гофман, Ф. Знанецкий, Чарльз X. Кули, Джорж Г. Мид, Б. Ф. Скиннер, Дж. Хоманс, П. Штомпка 1 и др.

Большое значение для понимания природы и особенностей процессов принятия решений в организациях представляет изучение работ ведущих специалистов в области менеджмента, экономики, социологии, психологии и других научных направлений, повлиявших на становление современной теории принятия решений. Многие ученые внесли заметный вклад в решение этой задачи, однако среди них выделяются такие представители западной школы менеджмента, как В. Врум, П. Друкер, М. Круазье, Дж. Марч, Г. У.

Саймон, которые вместе со своими коллегами в течение долгого времени.

1 Вебер, М. О некоторых категориях понимающей социологии / М. Вебер / Западно-европейская социология XIX — начала XX веков. — М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. — С. 491−514- Вебер М. Основные социологические понятия. / М. Вебер/ Западно-европейская социология XIXначала XX веков. — М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. — С. 455−490- Гофман, И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. — М., 2004. — 752 е.- Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. Ст. А. Д. Ковалёва. — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. — 304 е.- Знанецкий, Ф. Исходные данные социологии /Ф. Знанецкий / Американская социологическая мысль: Тексты /под ред. В. И. Добренькова — М.: издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. — С. 60−76- Кули, Чарльз Хортон. Человеческая природа и социальный порядок. Пер. с англ. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — 320 е.- Кули, 4. Первичные группы /4. Кули / Американская социологическая мысль: Тексты /под ред. В.И. ДобреньковаМ.: издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. — С. 328−333- Мид, Дж. От жеста к символу /Дж, Мид / Американская социологическая мысль: Тексты /под ред. В. И. Добренькова — М.: издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. — С. 213−222- Скиннер, Б. Ф. Технология поведения /Б.Ф. Скиннер /Американская социологическая мысль: Тексты /под ред. В. И. Добренькова — М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. — С. 29−45- Хоманс, Дж. К. Возвращение к человеку /Дж. К. Хоманс / Американская социологическая мысль: Тексты /под ред. В. И. Добренькова — М.: издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. — С. 45−60- Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества: пер. с пол. С. М. Червонной. — М.: Логос, 2005. -664 с.———.. -. .

2 Врум, В. Теория ожиданий /Государственное управление. Словарь-справочник (по материалам International Encyclopedia of Public Policy and Administration). — СПб.: Петрополис, 2001. — 632 е.- Друкер, П. Задачи менеджмента в XXI веке / П. Друкер — М.: изд. дом «Вильяме», 2002. — 270 е.- Друкер, П. Эффективное решение /Эффективное принятие решений. Harvard Business Review. Пер. с англ. М.: Альпина целенаправленно изучали процессы принятия решений в организациях и разработали для их описания множество оригинальных моделей, оказавших значительное влияние на развитие менеджмента и ставших впоследствии «азбукой» теории управления.

К современным исследователям целесообразно причислить работы В. В. Глушенко, В. В. Денисова, Б. Г. Литвака, О. А. Кулагина, В. Михайлова, Л. И. Лукичёвой, Р.А. Фатхутдинова1.

Следует отметить, что работ, специально посвященных исследованию эффективности процесса разработки и принятия управленческих решений в социальных учреждениях, пока нет. В связи с этим в диссертации предпринята попытка комплексного рассмотрения данного процесса с учётом большого разнообразия факторов, влияющих на его эффективность. Особое внимание уделяется именно стадии качественной подготовки управленческих решений.

Проблема исследования.

Современная рыночная ситуация в стране, сопровождающаяся неустойчивостью внешней среды функционирования социальных учреждений, всё чаще предъявляет к современным руководителям новые требования. В их числе: способность гибкого управленияграмотного использования зарубежного опыта социального обслуживания;

Бизнес Букс, 2006. — 184 е.- Друкер, Питер Ф. Эффективный управляющий. М.: Бук Чембер Интернэшнл", 1994. — 266 е.- Марч, Дж. Организации /Дж. Марч, Г. Саймон // Личность. Культура. Общество. — М., 2004. -Т. VI. — Вып. 2 (22). Глава 4. — С. 87−117- Марч, Дж. Организации /Дж. Марч, Г. Саймон // Личность. Культура. Общество. — М., 2004. — Т. VI. — Вып. 1 (21). Глава 3. — С. 252−303- Марч, Дж. Организации /Дж. Марч, Г. Саймон // Личность. Культура. Общество. — М&bdquo- 2005. — Т. VII. — Вып. 1 (25). Глава 6. — С. 27−63- Марч, Дж. Организации /Дж. Марч, Г. Саймон // Личность. Культура. Общество. — М., 2004. — Т. VI. — Вып.

3 (23). Глава 5. — С. 31−57- Марч, Дж. Поведение работника в организации/ Дж. Марч, Г. Саймон // Личность. Культура. Общество. — М&bdquo- 2003. — Т. V. — Вып. 3−4 (17−18). — С. 245−258- Саймон, Г. А. Менеджмент в организациях / Г. А. Саймон, Д. У Смитбург, В. А. Томпсон. -М.: Экономика, 1995.-336 с. ' Глущенко, В. В. Разработка управленческого решения /В.В. Глущенко, И.И. ГлушенкоЖелезнодорожный: ТОО НПЦ «Крылья», 1997. — 216 е.- Денисов, В. В. Управленческое решение как основа эффективного менеджмента /В.В. Денисов. — Рыбинск: Рыбинская государственная авиационная технологическая академия, 2001; Кулагин, О. А. Принятие решений в организациях /О.А. Кулагин. — Москва: Сентябрь, 2001. — 146 е.- Литвак, Б. Г. Разработка управленческого решения /Б.Г. Литвак — М.: «Дело», 2002. — 392 е.- Лукичёва, Л. И. Управление организацией / Л. И. Лукичёва: под ред. Ю. П. Анискина. — 3-е изд., стер. — М.: Омега-Л, 2006.-360 е.- Михайлов, В. Как принимать решения /В. Михайлов. — СПб., 1996. -200 е.- Фатхутдинов, Р. А. Управленческие решения /Р.А. Фатхутдинов — М.: Инфра-М, 2002. — 314 с. нестандартного, неординарного мышления в решении социальных проблембольшого разнообразия навыков управления персоналом. Речь идёт также и о проблемах мотивации работников, связанных со сложным финансированием, и с неудовлетворительными условиями их труда, и с непрерывным потоком новых законодательных и нормативных документов, зачастую противоречивых.

Основная ответственность за качество предоставляемых услуг и эффективность деятельности социального учреждения, в целом, возлагается на руководителей. Их профессиональной обязанностью является принятие управленческого решения в соответствии с делегированными им полномочиями. Поэтому разработка эффективных решений является основополагающей предпосылкой формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-психологических отношений на предприятии. Некачественная подготовка управленческих решений ведёт к их невыполнимости или неуспешной реализации. Поэтому организация глубокой проработки управленческого решения, грамотное оформление и соблюдение методологических принципов проведения этой работы приобретают особую актуальность.

Одной из важнейших оценок результата является эффективность. Деятельность по оказанию социальных услуг и социальной помощи населению тоже можно измерить по этому показателю. Главными элементами в перечне составляющих эффективности являются цель и результат. Они представляют собой начальный и конечный пункты деятельности, соотношение которых даёт представление об эффективности деятельности. Проблема эффективности социальной защиты населения в нашей стране изучается сравнительно недавно и само понятие «эффективности» пока остаётся дискуссионным, наиболее верным следует считать рассмотрение эффективности деятельности социальных учреждений как степень рационального достижения социально значимых целей по удовлетворению потребностей населения, способность организации позитивно реагировать на запросы, потребности целевых групп при оптимальных затратах ресурсов.

Объект исследования — управленческая деятельность руководителей системы социального обслуживания населения.

Предмет исследования — процесс разработки и принятия управленческих решений в системе социального обслуживания населения.

Цель диссертационного исследования — социологический анализ процесса разработки и принятия управленческих решений в социальных учреждениях как основного фактора их эффективности.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

— анализ теоретических подходов к процессу разработки, принятия и оценки управленческих решений;

— определение параметров эффективности процесса разработки и принятия управленческого решения под углом зрения качества и эффективность;

— выявление и разработка критериев оценки управленческих решений в социальных учреждениях;

— рассмотрение компетентности руководителей социальных учреждений как условие обеспечения качества управленческих решений;

— определение факторов эффективности/неэффективности разработки и принятия управленческих решений.

Методологические и теоретические основания диссертации.

Методологической и теоретической базой исследования служат фундаментальные теории и концепции отечественных и зарубежных учёных в таких отраслях научного знания как социология и психология управления, теории общего менеджмента, социального управления, управления персоналом, социологии организаций.

В основу разработки концептуальной модели диссертационного исследования был положен анализ работ как классических авторов, разработавших модели и теории принятия управленческих решений, так и современных исследователей проблемы эффективности процесса принятия решений. В анализе методологических проблем социального управления автор опирался на теории социального действия и взаимодействия, направления символического интеракционизма, теории социального управления, социологии организаций, концепции организационного поведения и организационной культуры. Для получения эмпирических данных использованы методы глубинного интервью, контент-анализ, математико-статистический анализ.

Эмпирическая база диссертационной работы.

С целью выявления основных проблем качества и эффективности управленческих решений в период с октября 2006 г. по февраль 2007 г. автором было проведен экспертный опрос методом глубинного интервью. Экспертами выступили руководители высшего и среднего звена системы социальной защиты и социального обслуживания г. Нижнего Новгорода и районов Нижегородской области.

Обработка интервью была осуществлена с использованием программы «ЛЕКТА» (лексико-семантический текстовый анализатор) и STATISTICA.

Эмпирической базой диссертационной работы стал также вторичный анализ исследований отечественных авторов, посвященных изучению проблемы эффективности деятельности социальных учреждений.

Научная новизна исследования 1. Впервые сделан акцент на социологическом аспекте исследования процесса разработки и принятия управленческих решений в учреждениях социальной сферы.

2. Авторское социологическое исследование позволило выявить, что оценка деятельности руководителей социальных учреждений сосредоточена, как правило, на «эффективности управленческой деятельности», в то время как актуальной становится категория «качества управления».

3. На основе авторского эмпирического социологического исследования определена иерархия основных показателей процесса принятия управленческих решений: = компетентность и профессионализм лица, принимающего решение- = стиль принятия управленческих решений- = степень совершенствования процедуры оценки деятельности- = специфика выполняемой деятельности и коммуникативная компетентность, обусловленная особенностями стороннего взаимодействия- = возможность повышения уровня образования и квалификации- = личностные качества руководителя, принимающего решение.

4. На основе экспертного опроса руководителей высшего и среднего звена системы социальной защиты и социального обслуживания населения впервые дана классификация причин, определяющих успешность или неуспешность управленческих решений на этапе их реализации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. На основе анализа работ, существующих в социологии управления (В.Врум, П. Друкер, Дж. Марч, А. И. Пригожин, П. В. Романов, Г. Саймон, В.В. Щербина), впервые сделан акцент на социологическом аспекте изучения процесса разработки и принятия управленческих решений в учреждениях социальной сферы. На фоне отдельных существующих критериев оценки выполнения таких функций, как планирование, организация, мотивация и контроль, функция разработки и принятия управленческих решений в социальных учреждениях оказалась вне поля зрения исследователей в рамках социологии управления.

2. Оценка деятельности руководителей социальными учреждениями сосредоточена лишь на «эффективности управленческой деятельности». Между тем при оценке деятельности руководящего звена, занятого в сфере социального обслуживания населения, обязательным компонентом становится категория «качества управления».

3. На основе социологического измерения (факторный анализ) определена иерархия основных показателей процесса принятия управленческих решений: компетентность и профессионализм лица, принимающего решениеважность данного фактора подтверждена всеми без исключения участниками интервьюстиль принятия управленческих решений — оптимальным признаётся консультативный стиль, отвечающий условиям и характеру деятельности социальных учрежденийстепень совершенства процедуры оценки деятельности — имеет большое значение при установлении соответствия работников занимаемой должности и раскрытия в них творческого потенциала. Особую актуальность данный процесс приобретает в том случае, когда речь идёт об оценке работников управленческого звена. В настоящее время совершенствование процедуры аттестации руководителей социальных учреждений как одного из самых распространённых видов оценки находится на этапе становления, что связано, в первую очередь, с переходом к новой структуре государственного управления- = специфика выполняемой деятельности и коммуникативная компетентность — обусловлены достаточно тесным взаимодействием социальных учреждений с различными структурами и ведомствами с целью повышения качества оказываемых услуг и решения сложных социальных проблемвозможность повышения уровня образования и квалификацииявляется достаточно актуальной потребностью, поскольку к современному руководителю предъявляются всё новые и более жёсткие требования, в том числе обусловленные динамикой внешнего окруженияличностные качества лица, принимающего решение — также имеют огромное значение, т.к. обусловливают возможность применения ситуационного подхода к управлению социальными учреждениями.

4. На основе экспертного опроса руководителей высшего и среднего звена системы социальной защиты и социального обслуживания населения впервые дана классификация причин, определяющих успешность или неуспешность управленческих решений на этапе их реализации.

Так, к первой группе причин успешной реализации относятся такие, как наличие материального поощрения, моральное признание результатов труда (грамоты, благодарственные письма и др.) — удовлетворение от самого процесса выполненияжёсткий контроль за выполнением и др. Среди причин неуспешности управленческих решений на этапе их реализации выделяются следующие: недостаточное владение профессиональными навыкамиотсутствие регламента и контролянехватка времени, общая загруженностьслишком отдалённые цели и др.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что результаты проведённого исследования расширяют представление о роли и значимости процесса разработки и принятия управленческого решения в социальных учреждениях, позволяют сформировать научный подход к созданию эффективной модели управления организациями социального обслуживания населения. Таким образом, содержащиеся в диссертации выводы, сделанные на основе социологического исследования являются предметом теоретического изучения процесса разработки и принятия управленческих решений руководителями системы социальной защиты и социального обслуживания населения и, тем самым, вносят вклад в социологию управления.

Теоретические и практические выводы диссертационной работы могут использоваться в практике преподавания как для студентов высших профессиональных учебных заведений, так и на курсах и факультетах переподготовки. Особенно полезны полученные данные для представителей управленческого звена регионального уровня и, непосредственно самих социальных учреждений и служб.

Апробация работы.

Основные положения и выводы диссертационной работы изложены автором в 14 публикациях общим объёмом в 4,3 п.л., 3 из которых опубликованы в рецензируемых изданиях, а также докладывались и обсуждались на международных научно-практических конференциях, в числе которых: международная научно-практическая конференция «Социология социальных трансформаций» (17−19 октября 2002 г., Н. Новгород, ННГУ им Н.И. Лобачевского), «Государственное регулирование экономики. Региональный аспект». Четвёртая международная научно-практическая конференция (15−17 апреля 2003 г. Н. Новгород, ННГУ им. Н.И. Лобачевского), международная научно-практическая конференция «Малая социальная группа: социокультурный и социопсихологический аспекты» (1820 марта 2004 г., Н. Новгород, ННГУ им. Н.И. Лобачевского), международная научно-практическая конференция «Организация в фокусе социологических исследований» (14−15 апреля 2005 г., Н. Новгород, ННГУ им. Н.И. Лобачевского), «Государственное регулирование экономики. Региональный аспект». Пятая международная научно-практическая конференция (20−22 апреля 2005 г. Н. Новгород, ННГУ им. Н.И. Лобачевского), научно-теоретическая конференция «Гуманитарные ценности общества: история и современность» (24−25 ноября 2005 г., Вятский государственный гуманитарный университет, Киров), научно-практическая конференция «Молодой России — здоровый образ жизни» (19 сентября 2005 г., Н. Новгород, ННГУ им. Н.И. Лобачевского), международная научно-практическая конференция «Девиация и делинквентность: социальный контроль» (20−21 апреля 2006 г., Н. Новгород, ННГУ им. Н.И. Лобачевского).

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка литературы, приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время для содействия людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной работы, социальные службы и учреждения. С момента официального введения социальной работы как нового направления профессиональной деятельности (1992г.) начали проводиться системные исследования по теории и истории социальной работы и социальному администрированию. Наряду с этим активно развивается новое направление в социальном управлении — менеджмент социальной работы.

В связи с этим, более актуальным стал вопрос о профессиональном управлении социальными учреждениями. Для эффективной работы в сфере социального обслуживания требуются прочные знания теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, правоведения и т. д. Успешность функционирования социальных учреждений во многом зависит от знаний, опыта, личных особенностей и качеств руководителя.

Основным предназначением руководителя любой организации является процесс разработки и принятия управленческих решений. В теории управления уделяется большое внимание закономерностям и технологиям данного процесса, в связи с чем, принятие управленческого решения рассматривается как ключевая компетенция менеджеров. Как показали результаты проведённого исследования, при оценке эффективности деятельности руководителей социальных учреждений, основное внимание, как правило, сосредоточено на выполнении таких функций, как планирование, организация, мотивация и контроль. Социологический аспект разработки и принятия решений не рассматривался.

Изучение эффективности и качества социального обслуживания предполагает разработку и применение критериев и показателей деятельности данных учреждений. Выявленные, в процессе исследования показатели эффективности процесса разработки и принятия управленческих решений позволили определить иерархию наиболее значимых факторов, влияющих на эффективность рассматриваемого процесса в социальных учреждениях: компетентность и профессионализм лица, принимающего решение — важность данного фактора подтверждена всеми без исключения участниками интервьюстиль принятия управленческих решений — наиболее оптимальным признаётся консультативный стиль, отвечающий условиям и характеру деятельности социальных учрежденийстепень совершенства процедуры оценки деятельности — имеет большое значение при установлении соответствия работников занимаемой должности и раскрытия в них творческого потенциала. Особую актуальность данный процесс приобретает при оценке работников управленческого звена. В настоящее время совершенствование процедуры аттестации как одного из самых распространённых видов оценки, находится на этапе становления.

Формирование определённых профессиональных качеств в подготовке специалистов различных видов специализации зависит не только от знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, но и от степени сформированности культуры личности, занятой в социальном обслуживании населения.

Учитывая, что современный процесс модернизации общества характеризуется ускорением смены социокультурных событий, усложнением жизненной среды людей, то особо актуальным требованием к руководителям становится переход от авторитарного, харизматического лидерства к высокопрофессиональному менеджменту. Проведённый экспертный опрос руководителей высшего и среднего звена системы социальной защиты и социального обслуживания населения позволил создать классификацию причин, определяющих успешность или неуспешность управленческих решений на этапе их реализации. Анализ выявленных причин показал, что, к сожалению, внутри современной системы социального обслуживания до сих пор просматриваются «почвеннические» настроения и боязнь инициативы снизу, свойственная бюрократическим организациям со строгой вертикальной иерархией. Кроме того, отмеченные руководителями трудности в работе социальных учреждений, связаны, главным образом, с недостаточной компетентностью специалистов управленческого звенасо сложными условиями работы, обусловленные, как правило, недостаточным финансированием организаций социальной сферы и др. Таким образом, отсутствие набора необходимых навыков, способностей, знаний профессионального управления становится важной предпосылкой дальнейшей неэффективной деятельности, как руководителя, так и социального учреждения, в целом.

Несмотря на существующие проблемы в практике управления социальными учреждениями, в процессе проведения социологического исследования выявлены и положительные факторы перспективного развития системы социального обслуживания, обусловленные успешной реализацией управленческих решений. К таким факторам следует отнести направленность руководителей социальных учреждений к использованию более демократического стиля управления, их активное стремление к повышению квалификации и профессиональному развитию персонала, поддержание мотивации сотрудников на эффективный труд с помощью использования всевозможных моральных поощрений и дальнейшее совершенствование мотивационных механизмов, включающих и материальные вознаграждения. Для этого руководителю, как непосредственному организатору деятельности и ценителю достигнутых результатов, весьма важно знать, на что способен тот или другой человек.

Преодолеть выделенные трудности, учитывая имеющийся потенциал системы организаций социального обслуживания, возможно только с помощью: создания сильной правовой и нормативной базы данной системы, включая адекватные государственные стандарты для социального обслуживаниявыделения необходимых финансовых и материальных средств на социальные нужды и решение социальных проблем местным и федеральным органам управленияобеспечения социальных учреждений квалифицированным персоналом и специально подготовленными кадрами по социальной работеналаженной координации действий различных министерств и ведомств и территориальных органов исполнительной власти- - активного использования возможностей некоммерческих организацийподнятием статуса социальной работы и, соответственно, повышением рейтинга профессии социального работника.

Согласно данным исследования оценка управленческой деятельности руководителей социальных учреждений основывается на показателях эффективности их деятельности, причём, как правило, только на количественных. Категория «качество», предполагающая активное использование качественных параметров, практически отсутствует при оценке деятельности как всего социального учреждения, в целом, так и при оценке работы руководителя. Основная причина кроется в игнорировании управленцами системы социального обслуживания при подготовке управленческих решений такой важной составляющей как «качество». Данное обстоятельство может обуславливать использование неполной и недостоверной информации, вынужденное принятие решений в условиях неопределённости и риска, и, наконец, бесполезную трату столь драгоценного для руководителя времени. Отмеченные факторы следует считать важными причинами, препятствующими более эффективному функционированию учреждений социальной сферы.

Учитывая это, можно сделать следующий вывод, что грамотный анализ проблемной ситуации, правильная постановка целей и задач, подготовка альтернатив и выбор оптимального варианта согласно установленным категориям — это необходимые составляющие качества и эффективности управленческого решения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные документы:
  2. ГОСТ Р 52 142−2003. Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг». -Введ. 01.07.2004. // Социальное обслуживание. 2004. № 1. С. 78−92.
  3. ГОСТ Р 52 143−2003. Национальный стандарт Российской Федерации. «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг». Введ. 01.07.2004. // Социальное обслуживание. 2004. № 1. — С. 68−76.
  4. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. М.: «Книга сервис», 2005. — 304 с. -ISBN 5−94 909−471−9
  5. Постановление Межпарламентской ассамблеи государств участников содружества независимых государств о модельном законе «Об основах социального обслуживания населения» (Гл. 5, ст. 25.) от 26 марта 2002 г. № 19−9. г. Санкт-Петербург.
  6. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников бюджетных учреждений и организации службы социальной защиты населения // в ред. Постановлений Минтруда РФ от 22.02.1996 № 12, от 31.05.2001 № 45.
  7. Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ // Работник социальной службы. М., 1997. № 1/1. -С. 109−116.
  8. Научные монографии, брошюры
  9. , С.Н. Основы некоммерческого маркетинга /С.Н. Андреев, Л. Н. Мельниченко. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 255 с. — ISBN 5−89 826 046−3
  10. , Е.М. Социология управления /Е.М. Бабосов. Мн.: Издательство «ТетраСистемс», 2006. — 287 с. — ISBN 985−470−419-Х.
  11. , A.M. Разделить, чтобы умножить.(анализ конкретной ситуации) / A.M. Бекарев, М. Е. Смирнов. Н. Новгород, 2004.
  12. , A.M. Разработка и принятие управленческих решений в организациях / А. М. Бекарев. Н. Новгород: НГТУ, 2005. — 95 с.
  13. , В.И. Новый менеджмент: теория и практика эффективного управления /В.И. Бовыкин / М.: ОАО «Издательство „Экономика“», 1997. 368 с. — ISBN 1028−5857
  14. Большой толковый социологический словарь /Дэвид Джери, Джулия Джерри. Т. 2. -М.: Вече Аст, 1999. — 528 с. — ISBN 5−7838−0427−4
  15. , А. Менеджмент: введение в специальность /А. Бусыгин / М.: Бусыгин, 2003. -168 с. ISBN 5−902 507−04−9.
  16. , Т.М. Демократический стиль управления организацией /Т. Быченко Саратов: изд-во Саратовского государственного аграрного унта, 2003. — 224 с. — ISBN 5−70−11−0523−7
  17. Ю.Веснин, В. Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе /В.Р.Веснин. М.: Юристь, 2003. — 495 с. — ISBN 5−7975−0105−8
  18. П.Винер, Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. / Пер. с англ. И. В. Соловьева и Г. Н.Поварова- Под ред. Г. Н. Поварова. 2-е издание. — М.: Наука- Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983.-344 с.
  19. , О.С. Менеджмент /О.С. Виханский, А. И. Наумов. М.: Гардарика, 1998. — 527 с. — ISBN 5−7762−0042−3
  20. З.Галкина, Т. П. Социология управления: от группы к команде /Т.П. Галкина М.: Финансы и статистика, 2002. — 244 с. — ISBN 5−279−21 091.
  21. , Д.М. Организация и управление / Д. М. Гвиашиане. М.: Изд-во «Наука», 1972. — 536 с.
  22. , И.Н. Менеджмент / И. Н. Герчикова М.: «ЮНИТИ», 2000. -501 с.-ISBN 5−85 173−112−5(2)
  23. , Дж. Организации: поведение, структура, процессы / Дж. Гибсон, Дж. Иванцевич, Дж. Доннелли. М.: Инфра-М, 2000. — 662 с. — ISBN 586 225−901−5
  24. , В.В. Разработка управленческого решения /В.В. Глущенко, И. И. Глущенко Железнодорожный: ТОО НПЦ «Крылья», 1997. — 216 с. -ISBN 5−901 039−01−7
  25. , Г. Я. Основы менеджмента: Конспект лекций /Г.Я. Гольдштейн. Таганрог: ТРТУ, 1997. — 145 с. — ISBN 5−230−24 692−8
  26. , И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта /И. Гофман. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 752 с.-ISBN 5−93 947−011−4
  27. , И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман. Пер. с англ. и вступ. ст. А. Д. Ковалёва. — М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. — 304 с. — ISBN 5−93 354−006−4.
  28. , С.И. Социология в подготовке и деятельности специалистов по социальной работе в России / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова. -Барнаул: изд-во Алтайского госун-та, 2001. 143 с. — (Социология и соц. антропология).
  29. , Н.С. Теоретические и методические основы проектирования технологий социального управления./НС. Данакин. Белгород: Центр социальных технологий, 1996.- 171 с.
  30. , Р. Организации /Р. Дафт. СПб.: Еврознак- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 348 с. — ISBN 5−93 878−030−6
  31. , P.JI. Теория организации / Ричард JL Дафт пер. с англ. под ред. Э. М. Короткова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 699 с. (Серия «Зарубежный учебник»). — ISBN 5−238−1 001-Х.
  32. , В.В. Управленческое решение как основа эффективного менеджмента /В.В. Денисов. Рыбинск: Рыбинская государственная авиационная технологическая академия, 2001 г.
  33. , П. Задачи менеджмента в XXI веке / П. Друкер М.: изд. дом «Вильяме». — М.: Вильяме, 2000 — 270 с. — ISBN 5−8459−0127−8
  34. Друкер, Питер Ф. Эффективный управляющий /Питер Ф. Друкер. М.: Бук Чембер Интернэшнл", 1994. — 266 с. — ISBN 5−85 020−153-Х
  35. , А.Н. Общий менеджмент: концепции и комментарии / А. Н. Дятлов, М. В. Плотников, И. А. Мутовин. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — ISBN 5−9614−0427−7
  36. , Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами / Л. Я. Дятченко. Белгород, 1993. — 230 с.
  37. , А.П. Управление персоналом /А.П. Егоршин Н. Новгород: НИМБ, 1997.-607 с.
  38. , В.И. Российское образование: перспективы и проблемы развития / В. И. Жуков. М.: изд-во МГСУ «Союз», 1998. — 327 с. — ISBN 5−7139−0098−3
  39. , В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. 1985 2001 гг. /В.И. Жуков. — М.: изд-во МГСУ, 2002. — 672 с.-ISBN 5−7139−0243−9.
  40. , В.Н. Социальные технологии в современном мире /В.Н. Иванов. М.-Н.Новгород: изд-во ВВАГС, 1996. — 196 с. — ISBN 5−85 152−059−0
  41. , В.Н. Социальный менеджмент /В.Н. Иванов, В. И. Патрушев -М.: Высшая школа, 2001. 207 с. — ISBN 5−06−4 362−2
  42. , Дж. Человеческие ресурсы управления / Дж. Иванцевич, А. А. Лобанов М.: Дело, 1993. — 364 с.
  43. , Н.И. Основы менеджмента /Н.И. Кабушкин. М., «Финансы, учёт, аудит. Экономпресс», 1997. — 284 с. — ISBN 985−6082−20-Х
  44. , Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей /Д. Карнеги/ пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. — 640 с. — ISBN 985−6165−16−4
  45. , Л.В. Поведение в организации /Л.В. Карташова, Т. В. Никонова, Т. О. Соломанидина М.: ИНФРА-М, 1999. — 220 с. — ISBN 586 225−806-Х
  46. , В.И. Креативный менеджер, стратегия успеха /В.И. Катаева. -М.: РУСАКИ, 2003. 280 с. — ISBN 5−93 347−119−4
  47. Классики теоретической социологии XX века: рабочая тетрадь по истории социологии /Автор-составитель В. Г. Николаев. М.: ГУ ВШЭ, 2001. — 170 с. -ISBN 5−7598−0078−7
  48. , В.И. Теория, практика и искусство управления /В.И. Кнорринг М.: Инфра-М, 1999. — 528 с. — ISBN 5−89 123−372-Х, 5−86 225 927−9.
  49. , В.П. Социология коммуникаций /В.П. Конецкая М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. — 304 с. -ISBN 5−89 313−010−3
  50. , Э.М. Концепция менеджмента /Э.М. Короткое. М.: Дека, 1997. — 304 с. — ISBN 5−86 006−052−1
  51. , Ю.Д. Организационное поведение /Ю.Д. Красовский М.: ЮНИТИ, 1999. — 472 с. — ISBN 5−238−52−9
  52. , О.А. Принятие решений в организациях /О.А. Кулагин -Москва: Сентябрь, 2001. 146 с. — ISBN 978−5-94 234−017−9
  53. Кули Чарльз X. Человеческая природа и социальный порядок / Чарльз Хортон Кули/ Пер. с англ. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — 320 с. — ISBN 5−7333−0016−7
  54. , Б.Г. Разработка управленческого решения /Б.Г. Литвак М.: «Дело», 2002. — 392 с. — ISBN 5−7749−0099−1
  55. , Л.И. Управление организацией / Л.И. Лукичёва/ под ред. Ю. П. Анискина. 3-е изд., стер. — М.: Омега-Л, 2006. — 360 с. — ISBN 598 119−986−5
  56. , А.И. Организация и управление социальной работой в России /А.И. Ляшенко. М.: Наука, 1995. — 74 с. — ISBN 5−020−12 248−3
  57. , Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы /Т.П. Медведева. М.: изд-во МГСУ, 2002. — 304 с. — ISBN 5−7139−0117−3
  58. Менеджмент социальной работы /под ред. Е. И. Комарова, А. И. Войтенко. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 288 с. -ISBN 5−691−392−5
  59. , М.Х. Основы менеджмента /М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури М.: «Дело», 1993. — 702 с. — ISBN 5−85 900−015−4
  60. , Б.З. Теория организации / Б. З. Мильнер. М.: ИНФРА-М, 2004.-648 с.-ISBN 5−16−1 815−8
  61. , Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации ГГ. Минцберг СПб.: Питер, 2002. — 512 с. — ISBN: 5−318−285−4
  62. , Г. Школы стратегий / Г. Минцберг, Б. Альстренд, Дж. Лэмпел СПб.: Питер, 2001. — 336 с. — ISBN: 5−272−210−5
  63. , В. Как принимать решения /В. Михайлов. СПб., 1996. — 200 с. -ISBN5−8168−0043−5
  64. М.: Академический проект, 2003. 160 с. — ISBN 5−8291−0210−2 бб. Осадчая, Г. И. Социология социальной сферы /Г.И. Осадчая. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. -279 с. — ISBN 5−7139−0127−0
  65. , П.Д. Теория, история и методика социальной работы /П.Д. Павленок. М.: Дашков и К. — 476 с. — ISBN 5−94 798−945-Х
  66. , Т.С. Экономические основы социальной работы / Т. С. Пантелеева, Г. А. Червякова. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 160 с. — ISBN 5−691−396−8
  67. , С. Искусство управления / С. Паркинсон, М. Рустомжи /пер. с англ. К. Савельева. М.: Агентство «ФАИР», 1997. — 272 с.
  68. Персональный менеджмент /Под общ. ред. С. Д. Резника. Пенза: изд-во ПГАСА, 2000. — 546 с. — ISBN 5−9282−0015−3
  69. Т. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). / Т. Питере, Р. Уотермен / Пер с англ. М., 1986.
  70. , Н.П. Кадры персонал: словарь-тезаурис / В. М. Анисимов, В. Ф. Ковалевский, НЛ.Пшцулин. — М., 1993.
  71. , Г. Г. Теория коммуникации /Г.Г. Почепцов. М.: Ваклер, Рефл-бук, 2003. — ISBN 5−87 983−101−9
  72. , А.И. Современная социология организаций /А.И. Пригожин. М.: Интерпракс, 1995. — 295 с. — ISBN 5−8523−5193−8
  73. , Н.Ф. Психология управления персоналом фирмы / Н. Ф. Пушкарев, А. В. Матвеев, Н. Н. Пушкарев М.: изд-во «Хронограф», 1998. — 196 с. — ISBN 5−89 656−023−0
  74. Разработка стандартов в сфере социального обслуживания населения Нижегородской области. Проект «Адресная социальная поддержка». -Н.Новгород. 2006. 67 с.
  75. , Б.А. Управление экономикой / Б. А. Райзберг, Р. А. Фатхутдинов -М., 1999. 784 с. — ISBN 5−87 057−168−5 .
  76. , П.В. Исследования в социальной работе: оценка, анализ, экспертиза / П. В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2004. — 268 с.
  77. , П.В. Социальная антропология организаций /П.В. Романов. -Саратов, 1999. -135 с. ISBN 5−7433−0529−3
  78. , П.В. Социологические интерпретации менеджмента: исследования управления, контроля и организаций в современном обществе /П.В. Романов. Саратов: Саратовский гос. техн. ун-т, 2000. -216 с.-ISBN 5−7433−0640−0
  79. , П.В. Социология менеджмента и организаций /П.В. Романов. -Серия «Высшее образование». Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 288 с. -ISBN 5−222−5 179-Х
  80. Российская энциклопедия социальной работы: в 2 т. Т. 2 М., 1997. -404 с.
  81. Российская энциклопедия социальной работы: в 2 т. Т.1 М., 1997. — 364 с.
  82. , А.Н. Организация работы органов социальной защиты /А.Н. Савинов, Т. Ф. Зарембо М.: Мастерство: Высшая школа. 2001. — 192 с. -ISBN5−294−14−8, ISBN5−06−3 924−2
  83. , Г. А. Менеджмент в организациях / Г. А. Саймон, Д. У Смитбург, В. А. Томпсон. -М.: Экономика, 1995. 336 с. — ISBN 5−2820−1840−3
  84. , Н.В. Управление персоналом: российский опыт / Н. В. Самоукина СПб.: Питер, 2003. — 236 с. — ISBN 5−94 723−735−0
  85. , Н.Я. Методы и приёмы деятельности менеджера и бизнесмена /Н.Я. Сацков. Белая Церковь: Институт праксеологии, 1993. — 391 с. -ISBN 5−7707−4439−3
  86. Связи с общественностью (паблик рилейшнз) в социальной работе / М. Н. Максимова, JI.H. Фатыхова, О. Н. Аксенова. Казань: КГМУ, 2003. — 56 с.
  87. Словарь иностранных слов. 7-е изд-е., — М.: Русский язык, 1980. -268 с.
  88. , С.В. Организационное поведение (Управление поведением человека в организации) /С.В. Смирнов, Е. П. Мурашова М.: МГИУ, 1999. — 67 с.
  89. , Э.А. Разработка управленческого решения. /Э.А. Смирнов/ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 271 с. — ISBN 5−238−127−4
  90. , Е.Р. Философия и методология социальной работы / Е. Р. Смирнова, В. Н Ярская. Саратов: изд-во Саратовского гос. техн. Ун-та, 1997. — 104 с. — ISBN 5−7433−0329−0
  91. Современный менеджмент: принципы и правила. Научное издание /Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. Нижний Новгород: НКЦП, 1992. — 232 с. — ISBN 5−85 123−002−9
  92. Социальная политика и социальная сфера в изменяющейся России /Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. В. Романова. М.: ИНИОН РАН, 2001. -456 с.
  93. Социальная работа как профессия. Н. Новгород: ННГУ, 1996. — 316 с.
  94. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность /Отв. ред. проф. А. А. Козлов. М.: Логос, 2004. — 368 с. — ISBN 5−94 010−3111.
  95. Социальная теория. Социальная политика. Социальная работа: сборник научных статей. Красноярск: Красноярский госуниверситет, 2000. -157 с.-ISBN 5−7638−0298−5
  96. Социальные технологии в современном управлении: сборник научных трудов кафедры социальных технологий Белгородского госуниверситета. Белгород: изд-во БелГУ, 2005. — Вып. 1. — 174 с. -ISBN 5−98 173−014−5.
  97. , Э.Е. Как управлять персоналом / Э. Е. Старобинский -М.: ЗАО «Бухгалтерский бюллетень», 1997. 336 с. — ISBN 5−7849−536
  98. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. Павленка П. Д. и др. М.: Издательский дом «Дашков и К», 2004. — 236 с. — ISBN 5−94 798−479−2
  99. ЮЗ.Топчий, Л. В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития /Л.В. Топчий. М., 1997.
  100. Ю4.Топчий, Л. В. Кадры социальных служб России / Л. В. Топчий Т. 20. Сер. Энциклопедия социального образования. — М.: изд-во МГСУ «Союз», 2000. — 220 с. — ISBN 5−7139−0153-Х.
  101. , Л.В. Методика оценки эффективности социальных услуг и других видов социальной поддержки населения /Л.В. Топчий. Нижний Новгород, 2006. — 137 с.
  102. Юб.Тощенко, Ж. Т. Социология труда: опыт нового прочтения / Ж. Т. Тощенко. М.: Мысль, 2005. — 334 с. — ISBN 5−244−1 047−6.
  103. Ю7.Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс /Ж.Т. Тощенко М.: Прометей- Юрайт, 2000. — 510 с. — ISBN 5−7042−0893−2- 5−85 294−041−0. 2000.
  104. , В.В. Менеджмент персонала предприятия /В.В. Травин, В. А. Дятлов. М.: Изд-во «Дело», 2000. — 272с. — ISBN 5−7749−0062−2.
  105. , М.В. Социология управления /М.В. Удальцова -Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. 144 с. — ISBN 5−7014−0003−4
  106. Управление это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд / Отв. ред. Г. ЛПодвойский. — М.: Республика, 1992. — 349 с.
  107. Управление персоналом. Энциклопедический словарь /под ред. А. Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1998.-453 с. ISBN 5−86 225−904-Х
  108. , Р.А. Управленческие решения /Р.А. Фатхутдинов М.: Инфра-М, 2002.-314 с. -ISBN 5−16−1 127−7.
  109. , С.С. Социология организаций /С.С. Фролов М.: Гардарики, 2001.-382 с. -ISBN 5−8297−0081−6.
  110. , Е.И. Профессионализм в социальной работе / Е. И. Холостова М.: Издательский дом «Дашков и К», 2007. — 236 с. — ISBN -5−91 131−062−7
  111. , Е.И. Социальная политика и социальная работа /Е.И. Холостова. М.: Издательский дом «Дашков и К»., 2006. — 216 с. — ISBN 5−91 131−053−8.
  112. , Е.И. Социальная работа /Е.И. Холостова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. — 668 с. — ISBN 5−94 798−592−6
  113. , Д. Теории личности / Д. Хьелл, Д.Зиглер. СПб.: Питер Пресс, 1997. — с. 608. — ISBN 5−88 782−044−6
  114. , С.А. Управление человеческими ресурсами /С.А.Шапиро. -М.: ГроссМедиа, 2005. 304 с. — ISBN 5−476−80−1
  115. , В.Н. Социология управления/В.Н. Шевелёв. Ростов-на Дону: Феникс, 2004. — 352 с. — ISBN 5−222−4 974−4
  116. , Э. Организационная культура и лидерство / Э.Шейн. СПб.: Питер, 2001.-336 с. — ISBN 5−318−573-Х
  117. , С.В. Управление персоналом современной организации /С.В. Шекшня. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1996. — 300 с. — ISBN 57 849−0006−4
  118. , Н.Б. Профессионально-личностное развитие социального работника /Н.Б. Шмелёва. М.: Институт социальной работы, 1998.
  119. , Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала / Н. Б. Шмелёва. М.: Издательский дом «Дашков и К», 2005. — 196 с. — ISBN 5−94 798−447−4.
  120. , П. Социология. Анализ современного общества: пер. с пол. С. М. Червонной. М.: Логос, 2005. — 664 с. — ISBN 5−94 010−360-Х
  121. , В.В. Социальные теории организации: Словарь /В.В. Щербина М.: ИНФРА-М, 2000. — 264 с. — ISBN 5−16−197−2
  122. , В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. 7-е изд. -М.: «Добросвет», 2001. — 596 с. — ISBN 5−7913−0036−0
  123. Ярская-Смирнова, Е. Профессиональная этика социальной работы /Е. Ярская-Смирнова. М.: ИД «Ключ», 1999. — 96 с. — ISBN 5−93 136−002−6
  124. Acko^R-L. The Democratic Corporation. N.Y.: Oxford University Press, 1994.
  125. Dessler G. Human Resource Management. 6 ed. New Jersey: Prentice Hall, 1994.
  126. CrozierM. The bureaucratic phenomenon. London: Tavistock, 1964.
  127. Dorey, Bernard. From Taylorism to Fordism: A Rational Madness. London: Free Association Books, 1988. 330 p. — ISBN I 85 343 010 2.
  128. Emerson H. Efficiency as a Basis for Operations and Wages. 4 ed. Easton (pa.):Hive Publishing Company, 1976.
  129. Grove A.S. High Output Management. N.Y. Vintage Books, 1985.
  130. Hollander, E.P. Principle and Methods of Social Psychology. New York: Oxford University Press. 1971. P. 243.
  131. Homans, G.C. The Human Group. New York: Harcourt Brace. 1950. P. 36.
  132. Likert R., Likert J.G. New Way of Managing Conflict. N.Y.: McGraw-Hill, 1996.
  133. Mintzberg H. Structure in Fives. Designing effective Organizations. N.Y.: Prentice Hall, 1993.
  134. Reed M. Sociology of Management. London: Harvester Wheat sheaf, 1989.
  135. Sadler Ph. Designing Organizations. L.: Mercury Book. 1991.
  136. Shein E.A. Organizational psychology. Prentice Hall Books, Englewood
  137. , N.J. -138 p. ISBN 136 411 266
  138. Simon A. Herbert. The New Science of Management Decisions. New York: Lakewood, WA, U.S.A., 1977. 175 p. — ISBN 136 161 367
  139. Simon H. Administrative Behavior. 3 ed. N.Y. Free Press, 1976.1. Статьи
  140. , В.Н. Коммуникативная и управленческая практика в социальной работе / В. Н. Антошкин // Отечественный журнал социальной работы. М., 2003. № 1. — С. 29−35. — ISBN 5−316−005−6
  141. , A.M. Возрастная типология организаций /A.M. Бекарев // Организация в фокусе социологических исследований: в 2-х т. Т. 1. -Н.Новгород: изд-во НИСОЦ, 2005. С. 4−8. — ISBN 5−93 116 075−2
  142. , М. О некоторых категориях понимающей социологии / М. Вебер// Западно-европейская социология XIX начала XX веков. — М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. — С. 491−514.-ISBN 5−89 313−004−9
  143. , М. Основные социологические понятия. / М. Вебер// Западноевропейская социология XIX начала XX веков. — М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. — С. 455−490.-ISBN 5−89 313−004−9.
  144. , X. Виктор. Теория ожиданий /Государственное управление. Словарь-справочник (по материалам 'International Encyclopedia of Public Policy and Administration'). СПб.: Петрополис, 2001. 632 с. — ISBN 594 656−001−8.
  145. , П. Эффективное решение / П. Друкер / Эффективное принятие решений. Harvard Business Review /Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — С. 9−26. — ISBN 5−9614−0310−6
  146. , И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) /И.А. Зимняя // Российский журнал социальной работы. 1995. № 1.
  147. , И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность /И.А. Зимняя II Социальная работа. Вып. 2. М., 1992. — С. 8−16.
  148. П.Знанецкий, Ф. Исходные данные социологии /Ф. Знанецкий / Американская социологическая мысль: Тексты /под ред. В. И. Добренькова М.: издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. — С. 60−76. — ISBN 5−89 313−001 -4
  149. , Т.Ф. Модели управления и профессионализм кадров как основной капитал социальной работы / Т. Ф. Золотарёва И Социальная политика и социология. М.: РГСУ. 2004. № 2 (22). — С. 12−21.
  150. Искусство быть руководителем //Работник социальной службы. М.: Межрегиональная общественная организация «Ассоциация работников социальных служб». — 2003, № 3. — С. 12.
  151. Н.Козлова, JI.B. Этапы становления коллектива / JI.B. Козлова // Работник социальной службы М.: Ассоциация работников социальных служб. 1997. № 1 (1). — С. 94.
  152. А.И. Концепция капитализма М.Вебера и трудовая мотивация / А. И. Кравченко //Социологические исследования. 1997. № 4. С. 15−28.-ISSN 0132−1625
  153. , Ч. Первичные группы /Ч. Кули / Американская социологическая мысль: Тексты /под ред. В. И. Добренькова М.: издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. — С. 328−333.-ISBN 5−89 313−001−4
  154. , Ч. Социальная самость /Ч. Кули / Американская социологическая мысль: Тексты /под ред. В. И. Добренькова М.: издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. — С. 314−328.-ISBN 5−89 313−001−4
  155. , Дж. Организации (М.А. Манько) /Дж. Марч, Г. Саймон // Личность. Культура. Общество. М., 2004. — Т. VI. — Вып. 2 (22). Глава 4.-С. 87−117.-ISSN 1606−951 X
  156. , Дж. Организации (М.А. Манько) /Дж. Марч, Г. Саймон // Личность. Культура. Общество. М., 2004. — Т. VI. — Вып. 1 (21). Глава З.-С. 252−303.-ISSN 1606−951 X
  157. , Дж. Организации (М.А. Манько) /Дж. Марч, Г. Саймон // Личность. Культура. Общество. М., 2005. — Т. VII. — Вып. 1 (25). Глава 6. — С. 27−63. — ISSN 1606−951 X.
  158. , Дж. Организации /Дж. Марч, Г. Саймон // Личность. Культура. Общество. М., 2004. — Т. VI. — Вып. 3 (23). Глава 5. — С. 31−57. — ISSN 1606−951 X.
  159. , Дж. Поведение работника в организации/ Дж. Марч, Г. Саймон // Личность. Культура. Общество. М., 2003. — Т. V. — Вып. 3−4 (17−18). -С. 245−258. — ISSN 1606−951 X.
  160. , Д. Оценка эффективности систем /Д. Мейстер // Человеческий фактор. М.: Мир, 1991. в 6 т.-Т. 1.-С. 118.-ISBN 5−03−1 710−0
  161. Мид, Дж. Интернализованные другие и самость /Дж. Мид / Американская социологическая мысль: Тексты /под ред. В. И. Добренькова М.: издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. — С. 222−225. — ISBN 5−89 313−001−4
  162. Мид, Дж. От жеста к символу /Дж. Мид / Американская социологическая мысль: Тексты /под ред. В. И. Добренькова М.: издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. — С. 213−222.-ISBN 5−89 313−001−4
  163. ЗО.Осипова, Е. В. Социологическая система Вильфредо Парето / Е. В. Осипова // История социологии в Западной Европе и США. /Отв. ред. Г. В. Осипов. М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М, 1999. — С. 234−253. — ISBN 5−89 123−244−8
  164. , П.Д. О понятийно-категориальном аппарате социологии /П.Д. Павленок // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 19−24.-ISSN 0132−1625.
  165. , В. Классификация резидуев. Резедуи I класса / В. Парето // Личность. Культура. Общество. 2002. — Т. IV. — Вып. 1 — 2. — С. 190 -198.-ISSN 1606−951 X
  166. , В. Социалистические системы / В. Парето // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. -М.: Книжный дом «Университет», 2002. — Ч. 1. — С. 249−313. — ISBN 58 013−0151−8 .
  167. , Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем /Т. Парсонс / Американская социологическая мысль: Тексты /под ред. В.И.
  168. Добренькова М.: издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996.-С. 462−478.-ISBN 5−89 313−001−4.
  169. , П.В. Управление социальными службами: проблемы идентичности /П.В. Романов // Социальный менеджмент: опыт, исследования, образование. Саратов, СГТУ, 2001. — 205 с. — ISBN 57 433−0919−1.
  170. , З.Х. Социологические технологии в социальной работе /З.Х. Саралиева /Технологии социальной работы /Под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. Гл. 13. — М.: Инфра-М, 2002. — С. 180−193. — ISBN 5−16 000 871−3,5−16−485.
  171. , Б.Ф. Технология поведения /Б.Ф. Скиннер /Американская социологическая мысль: Тексты /под ред. В. И. Добренькова М.: издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. -С. 29−45. — ISBN 5−89 313−001−4.
  172. , С.В. Кружки качества // Качественный менеджмент в учреждениях социальной сферы. Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006. — С. 95−97.
  173. , Ф.У. Принципы научного менеджмента /Ф.У. Тейлор // Журнал «Контроллинг». -М.: изд-во стандартов, 1991.
  174. .Т. Изменились ли проблемы местного самоуправления за последние 10 лет? / Ж. Т. Тощенко, Г. А. Цветкова // СОЦИС. 2006. № 8. -С. 78−87.-ISSN0132−1625
  175. , В.И. Может ли менеджмент заменить социальное управление? / В. И. Франчук // Социологические исследования. 1999. № 2. С. 127 130. -ISSN 0132−1625.. .. .
  176. , В.И. Социальный механизм общества: его функционирование и генезис (тектологический подход) /В.И. Франчук // Личность.
  177. Культура. Общество. М., 2000. — Т.Н. — Спец. вып. 1 (6). — С. 271−277. -ISSN 1606−951-Х
  178. , Дж. К. Возвращение к человеку /Дж. К. Хоманс / Американская социологическая мысль: Тексты /под ред. В. И. Добренькова М.: издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. -С. 45−60. — ISBN 5−89 313−001−4
  179. , В.В. Менеджмент в сфере управления человеческими ресурсами: содержание деятельности и проблемы подготовки менеджеров /В.В. Щербина // Личность. Культура. Общество. 2002. -Т. IV. — Вып. 3−4. — С. 159−192. -ISSN 1606−951 X
  180. Hofstede G. Cultures and organizations. Software of the mind/ The Netherlands/ Institute for research on intercultural cooperation. 1991, 280 p.
  181. G., «The Cultural Relativity of Organizational Practices and Theories»// Journal of International Business Studies, Fall, 1983.
  182. Фонд развития малого предпринимательства. Режим доступа: http://www.frmp.kz/cgi-bin/index.cgi/39?p=0> свободный. — Загл. с экрана.
  183. Дж. Истинные лидеры преобразований // Вестник McKincey. 1996. № 1. Режим доступа: http.7/www.management.com.ua/ct/ct034.html. свободный. — Загл. с экрана.
Заполнить форму текущей работой