Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Ценностные аспекты благотворительной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование перехода современного российского общества от плановой экономики к рыночной должно проводится с учетом последних достижений институциональной экономической теории. В нашем случае — с учетом деятельности таких неправительственных организаций как благотворительные с «отслеживанием» движения денежных потоков в этой сфере, с оценкой эффективности благотворительной деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСК1 1Е ОС1ЮВЫ
  • ИССЛЕДОВАНИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Теории социального взаимодействия как теоретико-методологическая основа исследования благотворительной деятельности
    • 1. 2. Содержание понятия «благотворительность». Инновационный и институциональный характер благотворительной деятельности
  • ГЛАВА 2. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Благотворительность как социокультурный феномен: вопросы периодизации
    • 2. 2. Социокультурный характер предметного поля благотворительной деятельности
  • ГЛАВА 3. ЦЕННОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
    • 3. 1. Ценностные параметры благотворительной деятельности
    • 3. 2. Синкретичность и амбивалентность ценностей благотворительной деятельности в современном российском обществе
    • 3. 3. Благотворительность в системе СМИ и проблема формирования общественного мнения

Ценностные аспекты благотворительной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В последние годы благотворительность исследовалась весьма активно, но весьма непропорционально. Работы, посвященные данной теме, принадлежат и значительной мере историкам, а социологи анализу причин, проявлений и последствий развертывания в российском обществе этого социокультурного феномена уделяли недостаточно внимания.

Между тем благотворительная деятельность встроена в функционирование почти всех предпринимательских групп среднего и крупного уровней1. Исследование данной темы актуализирует значительное влияние благотворительной деятельности, вносящей свою лепту в систему межинституциональных взаимодействий реформируемой России, на социокультурный фон российского общества, его экономическую и социальную жизнь.

Необходимость социологического исследования благотворительности как социокультурного феномена диктуется, на наш взгляд, следующими обстоятельствами теоретического и практического планов.

В теоретическом плане несомненный интерес представляет изучение благотворительности как традиционного социального явления, «вписанного» в культуру России. Издавна большое значение для экономического и культурного, духовного развития нашей страны имело предпринимательство. В функциональном плане его влияние на экономику и духовную жизнь общества проявлялось в самой деятельности предпринимателей — субъектов производственных отношений, — обозначаемой как самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю.

1 См: Благотворительность в России. 2004;2005: Исторические и социально-экономические исследования / Под общ. ред. О Л Лейкиндасост. и на>ч. ред.: О. Л Леикинд, Г. П. Ульянова СПб, 2005; Тазьмин ЮН. Меценатство и бллотвори-тельность в России. К вопрос) о мотивациях // Социол. исслед. 2002. № 2, Культ>ра и общество Альманах Межд> народного благотворительного фонда им. ДС. Лихачева. М., 2005. Выи. 1. и др.

Е.П. Хорькова1 полагает, что сюда включается и деятельность мелких производителей — крестьян, ремесленников, кооператоров, если она связана с товарным производством или обменом. Ее носителями выступают так называемое третье сословие — купцы, промышленники, фабриканты, мелкие и крупные юрювцы и производи 1СЛИ.

В настоящее время в связи с развитием рыночных отношений в нашей стране предприниматели как новая социоструктурная единица не обделены вниманием социологов: анализируются их модели поведения, ценностные предпочтения, установки, роль в процессе российских социально-экономических отношений.

Но два важнейших в практическом плане момента все ещё остаются вне сферы внимания обществоведов.

Во-первых, «правила жизни» предпринимателей, этика, отражающая их духовные идеалы, а также ценностная мотивация благотворительности в современной России и реализация духовных идеалов предпринимателями посредством этой деятельности.

Во-вторых, что такое благотворительность в современном российском обществе: необходимое и инновационное явление или отживший «тормоз» общественных отношений?

Именно в силу вышеприведенных доводов проблема благотворительной деятельности представляется нам одной из наиболее актуальных и важнейших социокультурных проблем в пространстве исследований нового качества современного российского общества.

Степень научной разработанности проблемы. Истории русского благотворительства посвящено значительное количество фундаментальных работ, прямо или косвенно затрагивающих вопросы культуры и ценностных ориентаций, а также конкретных мотиваций благотворительной деятельности на Руси2.

2 См: История предпринимательства и меценатства в России. М., 1998. С. 3−4.

2 См.: Аксенов, А И. Рецензия. Ульянова Г. Н. Благотворительность московских предпринимателей. 1860−1914 // Отечественная история. 2001. № 3. С. 193- Щапов Я. Н. 4.

В последние годы XX в. интерес к данной теме интенсифицировался в связи с изменением политических и экономических отношений в России, в системе которых представители российского предпринимательства вновь обращаются к благотворительности и в известной мере возрождают духовные идеалы своею сословия1. Ученые же осмысливаю! возродившийся феномен благотворительной деятельности, исследуя его в русле традиционных ценностей российского общества. В этом ряду значительное место занимают работы историков, полно и всесторонне анализирующих этапы развития российской благотворительности в историко-культурном контексте2, взаимоотношения благотворителей и.

Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию // Россия в XX в. Историки мира спорят. М., 1994. См.: Юрченко Л. Найти свою нишу: коммерческие организации как клиент IIKO. МОФ СЦПОИ, 1999; Котляров К. Отчет по результатам социологическою исследования «Отношение общественного мнения г. Тольятти к благотворительной деятельности». Тольятти, 2000, Общественное развитие социального партнерства в индустриальном регионе России (на примере Челябинской области). Сборник статей. Златоуст, 2000, Карлинский И. Многоликая благотворительность петербургских предпринимателей // Пчела 1998. ИюньЯкимец В. Н. Новое во взаимоотношениях власти и НКО // Россия — 2001: новые тенденции политического, экономического и социального развития: Тр. науч.-практ. конф. Волгоград, 2003 и др.

Клецина Л А, Орлова A.A. Современные социальные исследования благотворительности в России: трактовка и подходы // Благотворительность в России: социальные и исторические исследования. СПб., 2001; Темникова JI А. Благотворительность в контексте духовного развития общества. Калуга, 1996; Благотворительность в России. 2003/2004: Исторические и социально-экономические исследования / Под общ. ред OJ1. Лейкиндасост. и науч. ред. Л. В. Бадя, OJI. Лейкинд, A.B. Орлова, Г. Н. Ульянова. СПб., 2004 и др См.: Нувахов Б Ш, Лаврова И. Г. Этапы развития милосердия и благотворительности в России в XVIII — XX вв // Проблемы социальной гигиены в истории медицины. 1995; Воскобойников НЯ. Материалы по истории призрения бедных и неимущих в России. СПб, 1894, Русский архив. 1893. Кн 1. № 2- Максимов ЕД Очерки истории развития и современного положения общественного призрения в России // Общественное и частное призрение в России. СПб, 1907 и др.

2 См.: Щапов Я Н Указ соч.- Краеведение и гражданское общество / Сост. О. Гла-дарев, О. Лейкинд СПб, 2004; Максимов Е Д Общественное и частное призрение в России СПб., 1907; Власов П. В. Благотворительность и милосердие в России. М., 2001 и др. См.: Гранин Д Братья Елисеевы // Огонек. 1989; Думова Н. Г. Меценаты Рябушинские: «Золотое Руно» и «Голjбая роза» // Кентавр. 1992. № 1−4- Журавлев Л. В. Ученый, предприниматель, меценат Тенишев // Вопросы истории. 1991. № 12- Мушин-ский К. и др Устройство общественною призрения в России СПб, 1862- Ильинский В. Благотворительность в Россииистория и настоящее положение. СПб., 1908, Ключевский ВО. Добрые люди Древней Руси. М., 1988; Благотворительная Россия. История государственной общественной и частной благотворительности. Т. 1. СПб., 1901 и др. государства1, источники происхождения капиталов крупных благотворителей2 и др.

Но поскольку благотворительность как социальное явление не всегда мотивировалась только христианскими ценностями сострадания, а порождало и не1агивныс феномены (профессиональное нищенспю, финансовые манипуляции, престижное потребление и демонстративное расточительство), в конце XX в. появляются исследования, акцентирующие внимание на ценностной противоречивости благотворительной деятельности в современных обществах вообще и российского — частности. Так, ученые выявили возможность участия благотворителей в реализации социальной политики3, констатировали недостаточность освещения СМИ благотворительной деятельности4, предприняли попытку системного.

1 См.: Гранин Д Братья Елисеевы // Огонек. 1989. № 5- Д>мова Н. Г. Меценаты Ряб>нншские. «Зочотое Руно» и «Гол)бая роза» // Кентавр. 1992. № 1−4- Ж>равлев JI. I3. Ученый, предприниматель, меценат Тенишев // Вопросы истории. 1991. № 12- М) шинский К. и др. Устройство общественного призрения в России. СПб., 1862- Ильинский В. Благотворительность в России: история и настоящее положение. СПб., 1908; Ключевский В. О. Добрые люди Древней Руси. М., 1988; Бпаютворительная Россия. История I осударствеиной.

2 См.: Luhmann N. Formen des Helfens im Wandel gesellschaftlicher Bedingungen // Luhmann N. Soziologische Aufklarung 2 Aufsatze zur Theorie der Gesellschaft, 4 Auflage, Opladen © 1975 Westdeutscher Verlag GmbH, Opladen, 1991; Клейнер Г. Системная парадигма и теория предприятия // Вопросы экономики. 2002. № 10, Карлинский И. Указ соч.- Якимец В. Н. Рынок исследований благотворительности в современной России: попытка системного осмысления // http: www.Infohome.alt.ru/blago/moni-toring.htmlКибальник Е. Чисто московская благотворительность // АиФ. 2000. 12 июняПортрет общественной организации в СМИ. Томск, 1997; Романов Г1.В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности. Проблемы дост>пной среды и возможности занятости // Социол. исслед. 2005. № 5- Сидорина Т. Ю., Сергеев Н. В. Государственная социальная политика и здоровье россиян // Мир России. 2001. № 3 и др.

3 См.: Общественные неполитические движения и государство: Материалы Третьей конференции благотворительных фондов и организаций (14−17 мая, 1996). Екатеринбург, 1997; Социальная политика Новосибирской области и г. Новосибирска и возможность >частия общественных организаций в ее разработке и реализации. Ч. 2. Новосибирск, 1998; Таболина О. Тихие дары Нижнего. М., 1995; Соловьева A.B. Третий сектор в культ>ре Петрограда, СПб., 1996; Векслер А. Ф, Тульчинскии Г. Л. Зачем бизнесу спонсорство и б’шготворительность. М., 2006 и др.

См.: Общественные неполитические движения и государство: Материалы Третьей конференции б. ииопюрительных фондов и организаций (14−17 мая, 1996).- Соловьева A.B. Указ. соч — Егоров В. СМИ и бизнес-класс // Социально-ответственный бизнес. 1998. № 2 (6) — Бродский Д. Отношение к благотворительности в российском обществе. Проект «Бизнес, власть, общественность и СМИ в российском обществе» // http://feedback осмысления благотворительной деятельности в современном российском обществе1, констатировали неоднозначность мотивации благотворительной деятельности.

В то же время следует отметить, что сегодня для развития общее июзнания важны и актуальны социокулыурные обобщающие исследования различных формообразований благотворительной деятельности, её реальных побудительных причин и ценностей в современном российском обществе, а их недостаточно.

В данной диссертации предпринята попытка восполнить этот пробел.

Объектом исследования является благотворительность как социокультурный феномен (явление и процесс) современного российского общества.

Предмет исследования — ценностные ориентации функционирования благотворительности в российском обществе.

Цель и задачи исследования

Целью является изучение благотворительности в России как социокультурного феномена в историко-культурном и ценностном измерениях.

Конкретизация обозначенной цели потребовала постановки и решения следующих задач:

— обосновать необходимость теоретико-методологического исследования благотворительности как социокультурного феномена;

— уточнить содержание понятия «благотворительность»;

— проанализировать генезис благотворительности в историко-культурном процессе;

— выявить предметное поле благотворительной деятельности, показать её распределенность по «секторам» социокультурного пространстваgroup.narod.ru ЯЫтап/рпу'есШтКотляров К. Указ. соч. См.: Якимец В. Н. Новое во взаимоотношенияч власти и НКО.- О" же. Рынок исследований благотворительности в современной России.- Социальное партнерство. М., 1996.

1 См.: Тазьмин Ю. Н. Меценатство и благотворительность в России. К вопросу о мотивациях // Социол. исслед 2002.

— исследовать благотворительность как синкретическую целостность, проявляющуюся в различных ценностных модификациях;

— проанализировать особенности формирования общественного мнения о благотворительной деятельности в современной России на основе анализа печатных СМИ.

Теоретико-методологической основой является метод последовательного социокультурного анализа в контексте социальных взаимодействий, ценностных детерминаций, историко-культурного генезиса, обусловивший необходимость рассмотрения развития, типов, предметного поля благотворительности с позиций историзма и детерминизма.

При анализе динамики ценностно-мотивационных структур объектов и субъектов благотворительной деятельности использовались принципы понимающей социоюгии в ее различных вариантах, а также методы феноменологической социоюгии в том её ракурсе, где она практически слита с социологией повседневности А. Щюца, монографические исследования отечественных и зарубежных ученых.

Эмпирическую базу диссертационной работы составил вторичный анализ результатов крупных социологических исследований благотворительной деятельности в современной Россииданные всероссийских мониторинговданные о развитии благотворительности в дореволюционной Россииа также результаты самостоятельного авторского 2-этапного опроса субъектов благотворительной деятельности. Выборка осуществлялась в соответствии с дифференцирующими признаками-индикаторами: власть, собственность, внепроизводственная деятельность благотворительного характера. При опросе использовались элементы кластерного анализа методики, описанной О. И. Шкаратаном.1 С целью выявления представлений населения о благотворительности диссертантом.

1 См.: Шкаратан О. И. Тип общества, тип социальных отношений // Мир России. 2000. № 2. С. 63−108. было опрошено 280 жителей г. Ростова-на-Дону (телефонный опрос, выборка случайная — 1:100).

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно является одной из первых работ, исследующих блаю1вори1ельность как социальное явление в рамках социокультурною анализа. В результате: о обоснована необходимость использования при исследовании благотворительности как сложной духовно-практической деятельности, одновременно, методологии структурно-функционального анализа и методологии понимающей социологиио уточнено понятие «благотворительность» и выделено отличие бла1 отворительной деятельности от любой добровольной безвозмездной деятельности, направленной на помощь нуждающимся, — «милостыни», «государственной помощи" — о показана неравномерность распределение благотворительной деятельности по секторам социокультурного пространства российского общества: наиболее частые благотворительные акции производятся в сфере культуропричастности, а наиболее редкие благотворительные вложения наблюдаются в сфере правосубъектности и правозащиты. о обоснован тезис о том, что возрожденная российская благотворительность сохраняет наметившуюся в середине XIX века тенденцию ухода из-под контроля государства. о показана синкретичность благотворительной деятельности, проявляющейся в различных ценностных модификацияхо выявлены и проанализированы дисфункции процесса формирования общественного мнения о благотворительной деятельности в современной России на основе анализа печатных СМИ.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Методология социокультурного исследования благотворительности должна с необходимостью включать классические и неклассические Пс1р<1ДИ1 Л1М исследования. Применение только классических концептов оставляет вне сферы внимания ценностно-мотивационную сферу благотворительности, а использование в качестве методологической основы различных течений понимающей социологии не позволяет ставить и решать вопросы, связанные с особенностями функционирования благотворительности в контексте социальной системы.

2. Благотворительность представляет собой добровольную негосударственную социальную поддержку, направленную на безвозмездное оказание помощи нуждающимся и передачу материальных средств индивидам, социальным группам и организациям. Экстраординарный характер этой деятельности вызван необходимостью восполнения недостающих социальных связей в развивающемся обществе, компенсацией дисфункций государственных социальных институтов, что делает благотворительность инструментом перераспределения социальных благ и человеческих ресурсов, придает ей инновационный характер и отличает от таких форм поддержки как «милостыня» или «государственная дотация».

3. Социокультурное пространство распределения благотворительности (предметное поле) очерчивается структурой потребностей социальных субъектов различных уровней и включает в себя такие секторы как: поддержание здоровья населениязащита и поддержание окружающей средыобеспечение правосубъектности и правозащиты гражданподдержка воспроизводства культуры и обеспечение реализации культурных потребностей населения. Однако, в настоящее время наименее охваченным благотворительной деятельностью является пространство обеспечения правосубъектности и правозащиты.

4. В историко-культурном процессе фиксируется различие в понимании потребностей и нужд благотворительности, с одной стороны, правительством, с другой — предпринимательскими кругами и представителями общественности, реальными субъектами благотворительной деятельности. Это привело к середине XIX века к уходу благотворительности из-под опеки государства и усилению сё ь.м.'.лил па состояние общества. Возрожденная российская благотворительность сохраняет эту тенденцию.

5. Ценностные мотивы благотворительной деятельности носят синкретичный и амбивалентный характер. Она ориентирована, одновременно, на реачизацию социальных ценностей: высокой религиозности в сочетании с душевной добротойчувства гражданской гордости и желание сделать жизнь в своем городе более цивилизованной-, но также и на стремление реализовать приватные ценностные интересы: искупить греховность нажитого богатстваувековечить себя в памяти потомковмаркировать социальный статуспродемонстрировать гражданскую активность для получения различных социальных преференций.

6. Освещение благотворительной деятельности в России в средствах массовой информации характеризуется бессистемностью и не структурированностью в соответствии со значимостью того или иного вида благотворительной деятельности. Это обусловливает неэффективность деятельности российских СМИ в сфере формирования высокой ценности благотворительности в общественном мнении, а также противоречивость в определении содержания и субъектов благотворительной деятельности, переадресованность ее государственным органам.

Практическая значимость определена потребностью осмысления специфики и влияния благотворительности на состояние российского общества. Не менее важным аспектом практической значимости работы является возможность использования материала исследования для научно-практических рекомендаций, но проблемам развития российской благотворительности.

Результаты анализа могут быть использованы органами власти и субъектами благотворительной деятельности при разработке программ социального и культурного развития.

Материалы исследования могут найти применения в преподавании социальных и гуманитарных дисциплин в частности ири рлзрабо! ке курсов «Социология», «Социальная работа», «Культурология».

Результаты диссертационного исследования используются в практической деятельности Торгово-Промышленной палаты Ростовской области.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на совместном заседании кафедры социальных коммуникаций и технологий и кафедры социологии и политологии РГПУ, а также на Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социологические проблемы в современной России». Результаты исследования опубликованы в научных работах, общим объемом в 3,18 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, включающих 7 параграфов, заключения и списка литературы. Объем диссертации составляет 131 страницу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной работе мы показали необходимость дальнейшего исследования благотворительной деятельности как социокультурного феномена, дополняющего недостатки и модифицирующего различные процессы межинституциональных взаимодействий. Благотворительная деятельность является традиционной не только для обществ бывшего СССР, но и для многих мировых держав.

Повсюду благотворительная деятельность, прежде всего, восполняет «пробелы» государственной социальной и экономической политики и сочетает в себе как традиции, так и инновации.

Бла1 отворительная деятельность в современном российском обществе встроена в структуру рыночной экономики в её формальной (легальной) и теневой ипостасях.

Поэтому благотворительная деятельность, осуществляемая различными НКО, коммерческими и иными организациями, а также отдельными гражданами по своей ценностной мотивационной структуре синкретична и амбивалентна: она соединяет в себе ценности противоположной ориентации — от христианского милосердия до хищения денежных средств.

Исследование перехода современного российского общества от плановой экономики к рыночной должно проводится с учетом последних достижений институциональной экономической теории. В нашем случае — с учетом деятельности таких неправительственных организаций как благотворительные с «отслеживанием» движения денежных потоков в этой сфере, с оценкой эффективности благотворительной деятельности, осуществляемой под патронажем государства во имя общественных интересов. Значительные масштабы благотворительной деятельности в развитых странах, в том числе и в России, придают ей зачастую политическое значение — влияние благотворительности на* отдельные социальные институты несомненно. Как пишет Б. Капустин: «Не все дела, происходящие в обществе есть политика, не все явления жизни людей суть политические явления. Но они могут быть таковыми. Свойство принадлежать к политическому миру определяется не имманентно тому или иному явлению как таковому. Оно сообщается ему той ролью, которую оно играет в конкретной ситуации"1.

Но, несмотря на значимость явления благотворительности — она все ещё недостаточно изучена социологической и экономической наукой. Более того, в социологии не разработан концептуальный аппарат и не выявлены аспекты благотворительной деятельности, нуждающиеся в глубоком и всестороннем исследовании.

В данной диссертационной работе мы попытались разработать концептуальный аппарат исследования благотворительной деятельности в современном российском обществе, обозначить и проанализировать проблемы её функционирования и развития, нуждающиеся в дальнейшей разработке.

1 Кап>стин Б Г. Моральный выбор в политике. Учебное пособие. М., 2004. С 211.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Giddens A. The Consequences of Modernity. Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1990. Giddens A. Modernity and Self-1.entity: Self and Society in the Late Modem Age. Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1991.
  2. Giddens A. The Consequences of Modernity. Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1990. P
  3. Luhmann N. Formen des Helfens im Wandel gesellschaftlicher Bedingungen // Luhmann N. Soziologische Aufklarung 2. Aufsalze zur Theorie dei Gesellschaft, 4 Auflage, Opladen © 1975 Westdeutscher Verlag GmbH, Opladen, 1991.
  4. Luhmann N. Formen des Helfens im Wandel gesellschaftlicher Bedingungen // Luhmann N. Soziologische Aufklarung 2. Aufsatze zur Theorie der Gesellschaft, 4 Auflage, Opladen © 1975 Westdeutscher Verlag GmbH, Opladen, 1991.
  5. Outhwaithe William. Laws and Explanations in Sociology//Classic Disputes in Sociology/R.J.Anderson, J.A.Hughes, W.W.Sharrock (eds.). L.: Alien & Unwin, 1987.
  6. А.И. Рецензия. Г. Н. Ульянова. Благотворительность московских предпринимателей. 1860−1914.// Отечественная история, 2001, № 3.
  7. Актуальные проблемы медико-социальной экспертизы и реабилитация инвалидов. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Тюмень, 2004.
  8. Благотворительная Россия. История государственной общественной и частной благотворительности. Т.1. СПб., 1901
  9. Благотворительность в России. 2003/2004: Исторические и социально-экономические исследован ия./Под общей редакцией O.JI. Лейкинда. Сост. и научн. ред. Л. В. Бадя, О. Л. Лейкинд, A.B. Орлова, Г. Н. Ульянова. СПб., 2004.
  10. Благотворительность в России. 2004 2005: Исторические и социально-экономические исследования / Под общей редакцией О. Л. Лейкинда. Составитель и научный ред.: О. Л. Лейкинд, Г. Н. Ульянова. СПб., 2005.
  11. Благотворительность. «Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона».
  12. Д. Рецензия. Г. Н. Ульянова. Благотворительность московских предпринимателей. 1860−1914 // Отечественная история, 2001, № 3.
  13. Д. Отношение к благотворительности в российском обществе. Проект «Бизнес, власть, общественность и СМИ в российском o6ujecTBe». http://feedback group.narod.ru/findman/project.htm
  14. .А. Москва купеческая. М., 1991.
  15. Вайде Петер. Homo ekonomicus и homo sociologicus: монстры социальных наук. Пер. В. И. Рубцова. Thesis, 1993. Вып. 3.
  16. М. Избранные произведения. М., 1990.
  17. Т. Теория праздного класса. М., 1984.
  18. А.Ф., Тульчинский Г. Л. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. М., 2006.
  19. П.В. Благотворительность и милосердие в России. М., 2001.
  20. Воскобойников Н Я. Материалы по истории призрения бедных и неимущих в России. СПб., 1894.
  21. Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь / Пер. с англ. М., 2004.
  22. В. В пользу бедных // Родина, 1991. № 3.
  23. А.Ю. Нищенство и благотворительность в России. М., 1999.
  24. В. Ростовские нищие все сплошь актеры. Но кто же у них сегодня режиссер? // Вечерний Ростов, 19 октября 2005 г.
  25. Д. Братья Елисеевы // Огонек, 1989.
  26. A.C. Социология правового сознания. М., 2001.
  27. Д. «Инородное достояние // Огонек, 1992. № 3.
  28. Данные мониторингового исследования благотворительности в современной России, http: // feedbackgroup/narod/ru/fidman/project/ htm/
  29. Н.Г. Меценаты Рябушинские: «Золотое Руно» и «Голубая роза //Кентавр, 1992. № 1−4.
  30. В. СМИ и бизнес-класс. Социально-ответственный бизнес. № 2 (6). 1998.
  31. Л.В. Ученый, предприниматель, меценат Тенишев // Вопросы истории. 1991. № 12.
  32. Г. Социология религии. В кн.: Зиммель Георг. Избранное. Т. 1. Философия культуры. М., 1996.
  33. В.Н. Молодежь в условиях реформ.// Общество и право, 2004. № 3(5).
  34. В. Благотворительность в России: история и настоящее положение. СПб., 1908.
  35. Исторический опыт социальной работы в России / Под ред. Л. В. Бадя. М., 1994.
  36. История предпринимательства и меценатства в России. М., 1998.
  37. Исторические и социально-экономические исследования / Под общ. ред. Лейкинда О. Л. СПб., 2004.
  38. Как думали русские люди о милосердии двести лет назад. Сергиев Посад. 1897.
  39. И. Многоликая благотворительность петербургских предпринимателей. «Пчела», июнь 1998.
  40. В.В. Община и хозяин. Старообрядец. 2001. № 23.
  41. Е. Чисто московская благотворительность. АиФ № 28 (1029), 12 июня 2000 г.
  42. Г. Системная парадигма и теория предприятия. Вопросы экономики, 2002. № 10.
  43. A.A., Орлова A.A. Современные социальные исследования благотворительности в России: трактовка и подходы // Благотворительность в России: социальные и исторические исследования. СПб.2001.
  44. В.О. Добрые люди Древней Руси. М., 1988
  45. К. Отчет по результатам социологического исследования «Отношение общественного мнения г. Тольятти к благотворительной деятельности», Общественный фонд. Тольятти, 2000.
  46. Т.Б. Очерки истории благотворительности. М., 2005.
  47. Краеведение и гражданское общество / Составитель О. Гладарев, О. Лейкинд. СПБ., 2004.
  48. Д.А., Шапкин И. Н. Отечественное предпринимательство. Очерки истории. М., 1995.
  49. Культура и общество. Альманах международного благотворительного Фонда им. Д. С. Лихачева. Вып. 1. М., 2005.
  50. Культура и рынок. Круглый стол // Свободная мысль. 1991. № 8.
  51. Н.И., Рыженко В. Г. Омск. Город на границе государства Российского. СПб., 2001.
  52. Т.Г. Православная культура и семинарский быт (конец XIX начало XX в.) Отечественная история, 2001. № 3.
  53. Е.Д. Общественное и частное призрение в России. СПб., 1907.
  54. Е.Д. Очерк истории развития современного положения общественного призрения в России //Общественное и частное призрение в России. СПб., 1907.
  55. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Социальная благотворительность в современном российском обществе». 26−28 июня 2003, г. Пушкин. Ыфг/Лотт. Blado.ru/news/filantropia/filantro-р1аШт1.
  56. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Социальная благотворительность в современном российском обществе». 26−28 июня 2001, г. Пушкин. 1шр://игпг. Blado.ru/nevvs/filantropia/filantro-р1а1/1иш1
  57. П.И. В лесах. М., 1989.
  58. П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1918.
  59. С.Т. Дед умер Молодым. М., 1988.
  60. Т.П., Поткина И. В. Савва Морозов. М., 1988.
  61. К. и др. Устройство общественного призрения в России. СПб. 1862.
  62. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.
  63. .Ш., Лаврова И. Г. Этапы развития милосердия и благотворительности в России в XVIII XX вв. // Проблемы социальной гигиены в истории медицины. М., 1995.
  64. Общественное развитие социального партнерства в индустриальном регионе России (на примере Челябинской области). Сборник статей. Златоуст, 2000.
  65. Общественные неполитические движения и государство. Материалы Третьей конференции благотворительных фондов и организаций (14−17 мая, 1996). Екатеринбург, 1997.
  66. Отечественная история. Энциклопедия: В 5 т. Т. 1. М., 1994.
  67. Ю.А. Династия Рябушинских. М., 1997.
  68. Л.Е. Индивидуальная жизненная ситуация как объект благотворительности. ЬПр://1пуе51.гт.ги/с§ 1Ь1п/ше1Нос1.р1?пит=686&ас11оп= Ги11&Ра?е1п=.
  69. Портрет общественной организации в СМИ. Томск, 1997.
  70. Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX века. М., 1997.
  71. Российские предприниматели: духовный облик, меценатство // История предпринимательства в России. Кн. 2. Вторая половина XIX -начало XX века. М., 2000.
  72. Д. Современные социологические теории. 5-е издание. СПб., 2002.
  73. Р. Нельсон, Сидней Дж. Уинтер. Эволюционная теория экономических изменений / Пер. с англ. М. Я. Каждана. М., 2002.
  74. С.А. Выдающиеся продовольственные предприниматели России. М., 1999.
  75. Н. Эволюция взглядов на природу фирмы в западной экономической науке. Вопросы экономики, 2002. № I.
  76. П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности. Проблемы доступной среды и возможности занятости. Социол. исслед., 2005. № 5.
  77. Н.В. Три подхода к будущему социологии. Социол. исслед., 2005. № 3.
  78. Русский архив. 1893. Кн. 1. № 2.
  79. А. Восемь басен о бугровских капиталах. Старообрядец. 2001. № 4.
  80. Т.Ю., Сергеев Н. В. Государственная социальная политика и здоровье россиян. Мир России. 2001. № 3.
  81. Н.И. Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции. Социол. исслед., 2005. № 4.
  82. А. Теория нравственных чувств. М., 1997.
  83. А.Р. Российская благотворительность в XVIII XIX веках // Отечественная история, 2003. № 6.
  84. A.B. Третий сектор в культуре Петрограда. СПб., 1996.
  85. Социальная политика Новосибирской области и г. Новосибирска и возможность участия общественных организаций в её разработке и реализации. Ч. 2. Новосибирск, 1998.
  86. Социальное партнерство. М., 1996.
  87. В.А. История российского предпринимательства. Ростов н/Д, 1997.
  88. О. Тихие дары Нижнего. М., 1995.
  89. Ю.Н. Меценатство и благотворительность в России. К вопросу о мотивациях. Социол. исслед., 2002. № 2.
  90. Л.А. Благотворительность в контексте духовного развития общества. Калуга. 1996.
  91. М.К. Впечатления моей жизни. Л., 1988.
  92. Г. Н. Благотворительность московских предпринимателей. 1860−1914. М., 1999.
  93. Устройство общественного призрения в России. СПб., 1862.
  94. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.
  95. Е.П. История предпринимательства и меценатства в России. М., 1998.
  96. Человеческий потенциал опыт комплексного подхода / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1999.
  97. Н.В. Генезис и эволюция социального призрения в России X XIX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М., 1996.
  98. О.Л. Отношение к собственности у старообрядцев (до 1917 года). Вопросы истории, 2004. № 4.
  99. О.И. Тип общества, тип социальных отношений. Мир России, 2000. № 2.
  100. И. Теория экономического развития. М., 1982.
  101. Я.Н. «Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию» // Россия в XX веке. Историки мира спорят. М., 1994.
  102. Я.Н. История предпринимательства и меценатства в России. М., 1998.
  103. Юрченко J1. Найти свою нишу: коммерческие организации как клиент НКО. МОФ СЦПОИ, 1999.
  104. В.Н. Новое во взаимоотношениях власти и НКО. Труды научно-практической конференции «Россия 2001: новые тенденции политического, экономического и социального развития. Волгоград, 2003.
  105. В.Н. Рынок исследований благотворительности в современной России: попытка системного осмысления, http: www. Infohonne.alt.ru/blago/monitoring.html.
Заполнить форму текущей работой