Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Изучение гражданско-правовых дисциплин в средних общеобразовательных школах России как фактор социальной адаптации молодежи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как известно, юридическая наука включает много различных отраслей права. Отрасль права — это наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение, включающее правовые нормы, регулирующие определенную обособленную сферу общественных отношений. Все отрасли права для удобства понимания условно можно разделить на государственно-правовые (Конституционное право, административное право… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы преподавания гражданско-правовых дисциплин в средних общеобразовательных школах России как фактор формирования новых условий социальной адаптации молодежи
    • 1. 1. Современные социально-экономические процессы в России как новые условия социальной адаптации молодежи
    • 1. 2. Роль гражданско-правовых знаний в становлении личности учащегося. «- V ««* ««
    • 1. 3. Место преподавания гражданско-правовых дисциплин в средних общеобразовательных школах России
    • 1. 4. Место преподавания гражданско-правовых дисциплин в зарубежных средних учебных заведениях
  • ВЫВОДЫ к главе I
  • ГЛАВА II. Построение практико-ориентированной системы преподавания гражданско-правовых дисциплин в средних общеобразовательных ^ школах России в целях социальной адаптации учащихся
    • 2. 1. Преподавание гражданского права и процесса для подготовки учащихся к гражданским правоотношениям
    • 2. 2. Преподавание трудового права для подготовки учащихся к трудовым правоотношениям
    • 2. 3. Преподавание семейного права для подготовки учащихся к семейным правоотношениям
    • 2. 4. Апробация результатов теоретических исследований
  • ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II

Изучение гражданско-правовых дисциплин в средних общеобразовательных школах России как фактор социальной адаптации молодежи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования. Социальные и экономические изменения в стране, развитие рыночной экономики, появление разных форм собственности, конкуренции на рынке труда требуют научной и практической переоценки способов решения проблемы подготовки молодежи к труду и жизни.

К сожалению, сегодня молодежь является одним из самых незащищенных слоев населения. Молодые люди нередко становятся объектом эксплуатации, обмана в сфере трудовых и имущественных отношений. Оказавшись в сложных жизненных ситуациях, из которых трудно самостоятельно найти выход, они часто становятся объектом вовлечения в криминальную среду, втягиваются в употребление наркотиков. Причины этого многообразны. Определенная доля вины за такое положение лежит на государстве, прежде всего в связи с отсутствием в стране целостной молодежной политики.

В связи с этим остро встает вопрос о роли общеобразовательной школы в социальной адаптации и социализации учащихся, об ответственности за судьбу своих выпускников.

Однако многое могут изменить и сами молодые люди, если они имеют необходимые для адаптации в окружающую среду свойства личности, а также определенные знания и умения, включая защиту своих субъективных прав, которые позволяли бы грамотно и компетентно решать жизненные проблемы.

Становлению демократического государства, преодолению кризисных процессов, развитию России на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности, приобщению к содружеству цивилизованных государств будет способствовать правильно организованное правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом будет зависеть построение правового государства и гражданского общества в России. Одним из обязательных условий перехода к правовому государству является полноценное правовое воспитание школьников, для чего видится целесообразным создание единой системы правового образования и воспитания в средних общеобразовательных школах. При этом особую значимость приобретает готовность личности к самостоятельному анализу жизненных ситуаций, принятию ответственных решений и их реализации. В этих условиях для правильного обоснования принимаемых решений важное значение имеют гражданско-правовые знания, умение защищать свои экономические интересы, опираясь на социальные и правовые гарантии, предусмотренные законодательными и другими актами. Овладение гражданско-правовыми знаниями будет способствовать социальной адаптации и социализации личности в обществе.

Известно, что социальная адаптация — это процесс активного приспособления индивида к определенным материальным условиям, нормам, ценностям социальной среды1.

Социальная адаптация органически связана с процессом социализации личности под которым понимается усвоение индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни2.

Таким образом, социальная адаптация выступает в качестве одного из компонентов процесса социализации личности.

Теоретический анализ явлений социальной адаптации и социализации позволяет сделать вывод о той роли, которую призвана сыграть школа в.

Г. В. Осипов. Социологический энциклопедический словарь. М, 1998. -С. 328.

Г. В. Осипов. Российский социальный словарь. М., 1998. -С. 479. позитивном развитии этих процессов. Это сообщение учащимся системы знаний об обществе, в котором они живут, о действующих в нем социальных нормах, создание условий для восприятия индивидами ценностей этого общества и их согласования с личными ценностями и ориентирами, формирование умения проектировать свое поведение в соответствии с социальными нормами и позитивными образцами поведения, накопление опыта активного приспособления к окружающей социальной среде.

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Образование должно обеспечивать: формирование у обучающегося целостной, адекватной современному уровню знаний картины мираинтеграцию личности в национальную и мировую культуруформирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Закон РФ «Об образовании» четко определяет роль системы образования в решении этих задач. В то же время не следует преувеличивать роль общеобразовательной школы в социальной адаптации учащихся. Даже при целенаправленном решении социальных задач обучения она лишь создает благоприятные предпосылки успешной социальной адаптации старшеклассников. Главное — это активная жизненная позиция учащихся, желания и готовности к позитивной самореализации в конкретных социальных условиях жизни.

Содержание школьного образования должно определяться с учетом тех коренных изменений, которые происходят в России. Меняется характер отношений между государством и личностью, положение гражданина России. Он получил реальные демократические свободы, возможность проявить себя в экономической и политической области, реализовать себя как личность, и в то же время значительно возросла его ответственность за свою судьбу, условия своей жизни. Недостаточная правовая подготовка молодежи при вхождении в новую жизнь, отсутствие или элементарный уровень какой-либо специальной профессиональной ориентации у выпускников школ приводит к тому, что именно данная категория молодежи оказывается наиболее социально не защищенной и потенциально рискует оказаться под угрозой безработицы.

В создавшейся ситуации актуальным является изучение социальных ориентиров молодежи как наиболее восприимчивой к происходящим социально-экономическим изменениям части общества.

Нарушение связей между различными сферами жизни молодежи (трудом, потреблением, досугом) отразилось не только на ее социальном положении, но и на структуре сознания. Это привело к возникновению нескольких параллельных, нередко при этом противоположных друг другу, систем ценностей.

Особое социальное влияние оказывает на общество преступный мир, распространение его морали и психологии. Вызывает тревогу правовой нигилизм,выявленный у значительной части молодежи. Молодые люди не считают себя свободными и защищенными от бесправия, произвола, коррумпированных чиновников, разгула преступности в обществе.

Все указанные факторы определяют значимость решения задачи развития системы правового образования молодежи России как условия становления правовой культуры граждан и укрепления правопорядка. При этом одним из главных компонентов правовой культуры видится социально полезное поведение личности, проявляющееся в осознанном правомерном поведении, умелой реализации своих прав и свобод, ответственном отношении г к выполнению обязанностей гражданина России, готовности в различных жизненных ситуациях в быстроменяющемся мире действовать юридически грамотно, целесообразно, ориентируясь на существующие законы.

Моральное совершенствование общества неотделимо от правового образования, повышения правовой культуры личности. Это обусловлено тем, что правовое регулирование индивидуального поведения эффективно лишь в том случае, если опирается на правовую убежденность личности в необходимости и целесообразности такого поведения. В этой связи и в общей стратегии воспитания все больше созревает и оформляется общественная мысль об ориентации на социальную ответственность, воплощенную в юридическую обязанность гражданина.

Решение задачи правовой культуры молодежи начинается в общеобразовательной школе.

Многие ученые-педагоги (В.В. Берман, А. Н. Боголюбов, Е. Е. Вяземский, Г. П. Давыдов, А. И. Долгова, Н. П. Грабовская, С. А. Морозова, В.ЛЭ. Мушинский, В. М. Обухов, Я. В. Соколов, Н. Г. Суворова, МТ. Сту-деникин, Н. И. Элиасберг и др.) обращают внимание на необходимость создания целостной системы правового образования. Они полагают, что процесс становления демократической правовой социальной государственности и гражданского общества в России настоятельно требует формирования у учащихся правовых знаний, нравственных представлений и ценностных ориентацией, соответствующих позитивным тенденциям социально-политического развития страны.

Серьезную тревогу у педагогов вызывает эгоизм, потеря чувства ответственности, инфантилизм, значительной части старшеклассников, ведущие к искажениям их мотивационно-потребностной сферы. Поэтому происходящие социальные перемены требуют такого подхода к правовому образованию личности, который в значительной мере направлен не на обеспечение диктуемого поведения, а на формирование гражданской позиции, основанной на законах. На этой основе и создаются предпосылки для развития социальной активности гражданина, его самоутверждения и самовыражения как личности. Такой социально-ориентированный подход несет в себе не только совокупность правил должного социального контроля и основанного на нем самоконтроля, но и включение в реальную деятельность, способствующую формированию гражданской зрелости школьников.

Как известно, юридическая наука включает много различных отраслей права. Отрасль права — это наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение, включающее правовые нормы, регулирующие определенную обособленную сферу общественных отношений. Все отрасли права для удобства понимания условно можно разделить на государственно-правовые (Конституционное право, административное право, таможенное право и др.) — уголовно-правовые (уголовное право, уголовный процесс, криминология и др.), гражданско-правовые (гражданское право, гражданский процесс, семейное право, трудовое право и др^.Происходящие в России социально-экономические процессы — развитие рынка, его широкое влияние на характер имущественных, трудовых и семейных отношении требует научной и практической переоценки способов решения проблемы подготовки молодежи к экономической деятельности, трудовым и семейным правоотношениям.

В связи с этим значительно возрастает роль гражданско-правовых дисциплин, преподаваемых в школе (гражданского права и процесса, трудового права, семейного права). Овладение знаниями этих отраслей права позволит молодежи успешно адаптироваться в сложных реалиях сегодняшнего дня. Приобретенные в стенах школы гражданско-правовые знания должны правильно сориентировать молодежь в разных жизненных ситуациях, развить умение грамотно использовать полученные знания для выполнения профессиональных и общегражданских обязанностей, для защиты своих прав.

Однако в настоящее время эти дисциплины еще не заняли соответствующего места в школьном образовании: объем учебных часов на изучение этого цикла в школах слишком мал, отсутствуют спецкурсы, которые могли бы усилить практическую направленность в изучении предмета. Как показал констатирующий эксперимент, изучение гражданско-правовых вопросов в школе еще не оказывает существенного воздействия на процесс социальной адаптации молодежи.

Таким образом, актуальность проводимого исследования определяется противоречием между существующей необходимостью повышения потенциала преподавания гражданско-правовых дисциплин для решения задач социальной адаптации молодежи и отсутствием в настоящее время педагогических условий для его реализации в образовательном пространстве школы.

Цель исследования: определение педагогических условий влияния преподавания гражданско-правовых дисциплин на процесс социальной адаптации учащихся.

Объект исследования: процесс преподавания правовых дисциплин в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: условия становления социальной адаптации учащихся в процессе изучения гражданско-правовых дисциплин. Гипотеза исследования.

Гражданско-правовое образование способствует социальной адаптации молодежи, если:

— осуществляется индивидуально-личностная актуализация изучения гражданско-правовых дисциплин;

— обеспечивается единство когнитивного и аксиологического компонентов содержания образования;

— обеспечивается практическая направленность отбора содержания гражданско-правового компонента;

— использованы адекватные содержанию и целям обучения методы проектирования, приближающие учебный процесс к реальной практической деятельности.

В процессе исследования реализация поставленной цели требует решения следующих задач:

1. Провести теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической литературы по проблемам развития личности и ее социализации в обществе.

2. Проанализировать учебные программы общеобразовательной школы по правоведению (гражданско-правовой компонент) и существующий в России опыт правового образования.

3. Изучить зарубежный опыт преподавания гражданско-правовых дисциплин в средних учебных заведениях и выявить сходство и отличие отечественного и зарубежного опыта.

4. Разработать концепцию изучения гражданско-правовых дисциплин в общеобразовательной школе с ориентиром на социальную адаптацию молодежи.

5. Разработать программу и методику преподавания модульных гражданско-правовых спецкурсов:

—"Основы гражданского права и процесса";

—"Основы трудового права";

—"Основы семейного права".

6. Организовать в средних общеобразовательных школах Санкт-Петербурга опытное преподавание модульных гражданско-правовых спецкурсов.————————;

7. Проанализировать и обобщить полученные результаты экспериментальной работы и выявить педагогические условия повышения роли и эффективности преподавания гражданско-правовых дисциплин в обеспечении социальной адаптации молодежи.

Методолого-теоретической основой исследования являются методологические подходы, раскрывающие сущность системного подхода, единства теории и практики, ведущие положения психолого-педагогической науки о социальной адаптации и социализации личности.

Рассмотрение исследуемой проблемы стало возможным при опоре на научные труды:

— в области философии, педагогики, психологии по проблемам самоопределения личности и развития личности гуманистической направленности: Б. Г. Ананьев, Е. В. Бондаровская, Н. В. Бордовская, З. Н. Ваи сильева, С. Г. Вершловский, В. Г. Воронцова, JI.C. Выготский, В.В. Зень-ковский, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, В. Н. Максимова, К. К. Платонов и др.;

— в области социальной адаптации и социализации личности: Б.М. Бим-Бад, Ю. Н. Давыдов, Г. П. Давидюк, И. Климантович,.

A.В. Мудрик, Г. В. Осипов, А. В. Петровский, Т. И. Рогинская, В.А. Рыко-ванов, Е. Э. Смирнова, Л. И. Спиридонов, Б. А. Титов, В. И. Чупров и др.;

— на основе исследований ученых-методистов и юристов по проблемам правового обучения и воспитания учащихся: В. В. Берман, А. Н. Боголюбов, Г. П. Давыдов, А. И. Долгова, Н. П. Грабовская, С. А л Морозова,.

B.П. Мушинский, В. М. Обухов, Я. В. Соколов, Н. Г. Суворова, М. Т" Сту-деникин, Н. И. Элиасберг и др.;

— по результатам педагогических, психологических, социологических исследований проблем гражданско-правового образования, его места в системе школьного правового образования: В .В. Барабанов, А. Н. Боголюбов, Е. Е. Вяземский, С. А. Морозова, Я. В. Соколов, Н. И. Элиасберг и др. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:————————;

— изучение и теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической, экономической и юридической литературы по проблеме диссертационного исследования;

— анализ учебных пособий и программ по 1ражданско-правовым дисциплинам для общеобразовательных школ, моделирование, обобщение, сравнение;

— изучение педагогического опыта, наблюдение, опрос, диспут, аналогия, тестирование, анкетный мониторинг, собеседование;

— статистические методы обработки данных, графическое и табличное представление результатов- -педагогический эксперимент- -анализ, обобщение результатов эксперимента. Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (1996;1997 гг.) осуществлялся теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблемам развития личности и ее социализации. Изучалась и анализировалась история вопроса, конкретизировались основные аспекты исследования, изучалось состояние проблемы правового образования (в части касающейся гражданско-правовых дисциплин) в России и за рубежом, анализировались учебные планы и программы по основам правоведения и опыт преподавания гражданско-правового компонента. В итоге были разработаны научно-теоретические подходы к проблеме исследования.

На втором этапе (1997;1999 гг.) проводилось анкетирование и собеседование со старшеклассниками общеобразовательных школ и студентами Санкт-Петербурга, выявлялись жизненно важные потребности молодежи в освоении знаний по гражданско-правовым дисциплинам. Разрабатывались и апробировались экспериментальные спецкурсы «Основы гражданского права и процесса», «Основы трудового права», «Основы семейного права», проводилось их опытное преподавание (формирующий эксперимент). —————————————- ————————.

На третьем этапе (1999;2000 гг.) осуществлялось завершение экспериментальной работы, обработка, анализ, обобщение и оформление результатов диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят: -в установлении специфики социальной адаптации старшеклассников в современных условиях;

— в определении подходов к реализации функций социализации личности в образовательном процессе с учетом особенностей современного этапа развития России;

— в обосновании педагогических условий, обеспечивающих позитивное влияние изучения гражданско-правовых дисциплин на социальную адаптацию учащихся;

— в определении принципов отбора содержания и структурирования модульных гражданско-правовых спецкурсов для учащихся 10−11-х классов в свете задач социальной адаптации молодежи.

Практическая значимость исследования состоит в разработке прак-тико-ориентированных, экспериментально проверенных, модульных гражданско-правовых спецкурсов, оказывающих позитивное влияние на социальную адаптацию молодежи.

Тем самым, главным практическим результатом исследования является возможность путем внедрения модульных спецкурсов в массовую практику значительно повысить эффективность решения задач гражданско-правового образования и правового воспитания в средних школах России, одновременно стимулируя процесс гуманизации образования.

Материалы, полученные в процессе исследования, помогут педагогам школ в осуществлении целей гражданско-правового образования.

На защиту выносятся:

— педагогические условия, повышающие роль гражданско-правовых спецкурсов в социальной адаптации молодежи——————————.

— принципы отбора содержания и структурирования гражданско-правовых спецкурсов в свете задач социальной адаптации молодежи;

— разработка спецкурсов по гражданско-правовым дисциплинам:

-«Основы гражданского права и процесса»;

-«Основы трудового права»;

-«Основы семейного права»;

— полученные результаты воздействия преподавания гражданско-правовых спецкурсов на процесс социальной адаптации молодежи.

Нормативная база исследования:

Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Гражданско-процессуальный кодекс РФ, Кодекс законов о труде РФ, Закон РФ «Об образовании», Семейный кодекс, а также правовые документы по проблемам совершенствования школьного правового образования и социальной защищенности молодежи: Хартия прав человека, Закон РФ «Об образовании», Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка и др.

Экспериментальная база исследования:

— средние общеобразовательные школы Санкт-Петербурга: №№ 2, 28, 29, 79, 221, 382, 453, 530;

— Машинскяроительный техникум им. ЖЛ. Котина Санкт-Петербурга;

— Pi ПУ им. А. И. Герцена, факультет социальных наук.

Научная обоснованность и достоверность проведенной работы обеспечивается разносторонним подбором методов исследования, адекватных поставленным в нем целям и задачам, обращением к нормативным и литературным источникам по проблеме исследованиядостаточно представительной экспериментальной базойпроверкой разработанной автором технологии на протяжении четырех леттщательным качественным и количественным анализом полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Диссертация выполнена на кафедре теории и методики гуманитарного образования Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства. Выводы и практические предложения, содержащиеся в диссертации, обсуждались на вышеназванной кафедре.

Апробация концептуальных идей и внедрение основных результатов осуществлялись через:

— опытное преподавание гражданско-правовых спецкурсов в школах №№ 28, 79, 453 Санкт-Петербурга;

— подготовку и публикацию ряда статей, отражающих результаты исследования;

— выступления с сообщениями и докладами по темам: «Роль гражданско-правовых знаний как новых условий социальной адаптации молодежи» на конференции аспирантов СПбГУПМ (1998 г.), «Роль правовой культуры и знаний в становлении личности учащейся молодежи» на научно-методической межвузовской конференции СПбГУП (1999 г.),.

Место преподавания гражданско-правовых дисциплин в зарубежных средних учебных заведениях" на научно-методической конференции «Школа молодых ученых» в СПбГУПМ (2000 г.).

Структура диссертации соответствует логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ II.

Анализируя результаты исследования, изложенные в главе II диссертации, можно сделать следующие выводы:

1.

Введение

в 10−11 классах модульных спецкурсов «Основы гражданского права и процесса», «Основы трудового права» и «Основы семейного права» имеет общую цель: создание благоприятных условий для учащихся в их социальной адаптации путем усиления практической направленности изучаемого учебного материала и его актуализации с учетом жизненных интересов и потребностей старшеклассников.

2. Общими чертами представленных модульных спецкурсов являются: изучение данных спецкурсов рассматривается как второй этап правового образования учащихся и должен строиться с учетом полученной школьниками определенной системы знаний в правовед-ческих курсах в 8−9 классахструктура модульных спецкурсов строится по двум направлениям: а) предусматривается новый уровень теоретического изучения учебного материала, необходимого для осмысления роли и сущности норм права для жизни общества и каждого отдельного человекаб) изучение более широкого блока вопросов практической направленности, которые ставят учащихся в условия активного применения полученных правовых знаний на практике и осознанного овладения актуальной правовой информациейвключение круга вопросов, связанных с анализом типичных жизненных ситуаций: нарушением субъективных прав граждан и рассмотрением способов их защиты.

Активными формами проведения занятий по изучению модульных спецкурсов являются: применение ролевых учебно-правовых ситуаций, познавательных, тестовых, заданий для самостоятельной работы, углубленная поисковая работа с нормативными актами, решение правовых тестов и задач, написание рефератов, аналитический просмотр специальных видеоматериалов, использование схематических наглядных пособий, проведение уроков-диспутов, устных журналов, экскурсий и бесед с сотрудниками правоохранительных органов. Все это должно способствовать эффективности усвоения изучаемого материала.

3. С точки зрения содержания и методики преподавания, модульные спецкурсы «Основы гражданского права и процесса», «Основы трудового-Лрава" — и «Основы семейного права» включают разные виды знаний в логически определенной последовательности.

4. Изучение модульных спецкурсов строится таким образом, чтобы в итоге у учащихся сформировались: знания норм праваумение давать правовой анализ юридическим фактамумение правильно пользоваться юридической терминологией, объяснять смысл юридических документовумение применять полученные гражданско-правовые знания для анализа жизненных ситуаций и возможной правовой защиты своих интересовумение с позиции права быстро и грамотно найти выход из возможной создавшейся конфликтной ситуацииумение правильно составлять определенные официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (трудовой договор (контракт), брачный договор, заявление, доверенность и т. д.) — иметь четкую установку на законопослушание.

5. Наряду с общими чертами каждый гражданско-правовой модульный спецкурс имеет свою специфику. Так, спецкурс «Основы гражданского права и процесса» направлен прежде всего на адаптацию учащихся в среду повседневных и. рыночных правоотношений, спецкурс «Основы трудового права» ориентирован прежде всего на защиту трудовых прав и интересов молодых работников, спецкурс «Основы семейного права» ориентирован на регулирование семейных отношений с точки зрения норм права и гуманистической морали.

6. При проведении эксперимента в общеобразовательных средних школах №№ 28, 79, 453 Санкт-Петербурга по разработанным соискателем модульным, спецкурсам «Основы гражданского права и процесса», «Основы трудового права» и «Основы семейного права» была подтверждена адекватность разработанных спецкурсов жизненным потребностям учащихся. Выявлены возможности данных гражданско-правовых спецкурсов для успешной социальной адаптации старшеклассников в обществе, доступность их реализации педагогами школы, соответствие их возрастным особенностям учащихся и их интересам, а также позитивное влияние на жизненные потребности молодежи.

Проведенный эксперимент показал, что в результате изучения гражданско-правовых дисциплин уменьшается круг жизненных проблем, вызвавших у старшеклассников затруднения в плане определения способа правового действия.

При создании модели гражданско-правовых курсов (гражданско-правового компонента) и ее реализации в преподавании необходимо: -учитывать особенности социализации молодежи в конкретной социально-экономической ситуации региона и страны в целомпрогнозировать тенденции развития экономической ситуации;

— последовательно выявлять познавательные потребности обучающихся (применительно к гражданско-правовым вопросам) и ориентироваться на их удовлетворение;

— обеспечивать вариативность преподавания с учетом специфики социально-адаптационных процессов молодежи из различных социальных слоев населения;

— исходить из задач гуманизации и гуманитаризации образования- -реализовывать совокупность психолого-педагогических принципов, ориентированных на осуществление индивидуально-личностного подхода к образовании, на обеспечение практической направленности обучения и его связь, с жизнью;

— осуществлять изучение гражданско-правовых дисциплин двумя концентрами, обеспечивая в 10−11 классах более высокий уровень теоретического и практико-ориентированного освоения учащимися вопросов гражданского, гражданско-процессуального, трудового и семейного права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе диссертационного исследования соискателем были выявлены важнейшие компоненты и их особенности социальной адаптации молодежи в современных условиях развития России.

В результате проведенного исследования, включая эксперимент, выявлено позитивное влияние изучения гражданско-правовых дисциплин на социальную адаптацию учащихся. Определены условия повышения эффективности формирования гражданско-правовых знаний старшеклассников в учебном процессе.

На основании диссертационного исследования сформулированы следующие основные выводы:

1. В связи с развитием демократических принципов жизни общества возрастает роль правовых знаний в социальной адаптации молодежи, т.к. предоставленная гражданская свобода делает особенно значимым умение граждан пользоваться своими правами и отвечать за свои действия.

2. Развитиерыночных механизмов оказывает влияние на разные стороны жизни общества, включая имущественные и личные неимущественные, трудовые и семейные правоотношения. Раннее включение молодежи в систему рыночных отношений определяет особую значимость преподавания модульных спецкурсов «Основы гражданского права и процесса», «Основы трудового права» и «Основы семейного права» для социальной адаптации учащихся.

3. Исследование подтвердило наличие у школьников старших классов осознанных потребностей в овладении системой гражданско-правовых знаний и в приобретении умения реализации их на практике.

4. Анализ существующей системы правового образования, ориентированного на преподавание правоведения в 8−9 классах, позволил выявить несоответствие полученного в 8−9 классах уровня знаний потребностям старшеклассников в реализации своей дееспособности в имущественных, личных неимущественных, трудовых и семейных правоотношениях, тем самым выявлена необходимость в 10−11 классах средней школы «достройки» этой системы с учетом задач социальной адаптации молодежи.

5. Анализ материалов по изучению в зарубежных средних учебных заведениях разделов гражданско-правового компонента показывает, что в зарубежной школе изучение этих вопросов, за исключением средних учебных заведений США, проводится в небольшом объеме и весьма поверхностно. Прямой перенос зарубежного опыта преподавания этого цикла в наши школы нецелесообразен из-за специфики организации среднего образования, из-за особенностей психологических, педагогических и национально-исторических традиций. Это ставит задачу дальнейшего поиска и создания собственной системы и методики обучения школьников нашей страны гражданско-правовым дисциплинам.

6. Исследование позволило сделать вывод, что одним из путей решения проблемы повышения роли гражданско-правового компонента для социальной адаптации школьников является внедрение в практику работы средних школ разработанной соискателем системы модульных спецкурсов «Основы гражданского права и процесса», «Основы трудового права» и «Основы семейного права», в процессе изучения которых формируются: знание норм права гражданско-правовых дисциплинумение давать правовой анализ юридическим фактамумение правильно пользоваться гражданско-правовой терминологией, объяснять смысл юридических документовумение применять полученные гражданско-правовые знания для анализа жизненных ситуаций и возможной правовой защиты своих интересовумение с позиции права быстро и грамотно найти выход из возможной создавшейся конфликтной ситуацииумение правильно составлять определенные официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (трудовой договор (контракт), брачный договор, заявление, доверенность и т. д.) — умение сконструировать четкую установку на законопослушание в обществе.

7. Исследование позволило определить принципы построения гражданско-правовых модульных спецкурсов, сочетание которых обеспечивает практическую направленность преподавания, тесную связь с жизнью и с потребностями учащихся.

При создании модели гражданско-правовых курсов (гражданско-правового компонента) и ее реализации в преподавании необходимо:

— учитывать особенности социализации молодежи в конкретной социально-экономической ситуации региона и страны в целомпрогнозировать тенденции развития экономической ситуации;

— последовательно выявлять познавательные потребности обучающихся (применительно к гражданско-правовым вопросам) и ориентироваться на их удовлетворение;

— обеспечивать вариативность преподавания с учетом специфики социально-адаптационных процессов молодежи из различных социальных слоев населения;

— исходить из задач гуманизации и гуманитаризации образования- -реализовывать совокупность психолого-педагогических принципов, ориентированных на осуществление индивидуально-личностного подхода к образовании, на обеспечение практической направленности обучения и его связь с жизнью;

— осуществлять изучение гражданско-правовых дисциплин двумя концентрами, обеспечивая в 10−11 классах более высокий уровень теоретического и практико-ориентированного освоения учащимися вопросов гражданского, гражданско-процессуального, трудового и семейного права.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят: -в установлении специфики социальной адаптации старшеклассников в современных условиях;

— в обосновании педагогических условий, обеспечивающих позитивное влияние изучения гражданско-правовых дисциплин на социальную адаптацию учащихся;

— в определении принципов отбора содержания и структурирования модульных гражданско-правовых спецкурсов для учащихся 10−11-х классов в свете задач социальной адаптации молодежи.

Практическая значимость исследования состоит в разработке прак-тико-ориентированных, экспериментально проверенных, модульных гражданско-правовых спецкурсов, оказывающих позитивное злияние на социальную адаптацию молодежи.

Главным практическим результатом исследования является возможность путем внедрения модульных спецкурсов в массовую практику значительно повысить эффективность решения задач гражданско-правового образования и правового воспитания в средних-школах России, одновременно стимулируя процесс гуманизации образования.

Материалы, полученные в процессе исследования, помогут педагогам школ в осуществлении целей гражданско-правового образования. Соискателем намечены дальнейшие перспективы исследования: —изучение влияния полученных в школе гражданско-правовых знаний на дальнейший процесс социализации выпускников школывыявление возможностей и путей интеграции гражданско-правовых дисциплин с другими правовыми дисциплинами и предметами обществоведческого цикла в решении задач социальной адаптации молодежиустановление взаимосвязи среднего и высшего образования в осуществлении функций социализации личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.В. Реализация прав граждан в условиях развитого социализма.—М., 1983.
  2. А.Я. Права человека. Новое знание. —М., 1995.
  3. .Г. Человек как предмет познания. —Л.: ЛГУ, 1969.
  4. И.Ф. Концептуальные подходы к преподаванию прав человека в средней школе зарубежных стран: Автореф. дис. канд. пед. наук.-—М., 1995.
  5. А.А. Активные методы обучения. —М., 1986.
  6. В.В. Воспитание профессионального самосознания старшеклассников в современных условиях: Автореф. дис. канд. пед. наук. —Челябинск, 1995.
  7. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. —М., 1996.
  8. В.В. Формирование социально-правовой активности старших подростков в процессе изучения основ Советского государства и права: Автореф. дис. канд. пед. наук. —М., 1990.
  9. Бим-Бад Б.М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации. //Педагогика. —1996. —№ 1.
  10. Ю.Боголюбов Л. Н., Кинкулькин А. Т. Человек и общество. Ч. II. Личность, мораль, право. Учебное пособие для средних школ. —М., 1993.11 .Боголюбов Л. Н. Человек и общество. Программы. История. —М., 1995.
  11. Л.Н., Кинкулькин А. Т. Концепция обществоведческого образования в школе. —№ 5. —1999. —№ 6. —1999.
  12. Е.В., Васильева З. И. Изучение личности школьника учителем. //Педагогика. —1997. —№ 4.
  13. М.Бурлаков В. Н. Криминология. (Курс лекций). —СПб., 1999.
  14. Н.И. Педагогические условия формирования и развития гражданских качеств старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. —Якутск, 1995.
  15. З.И. Опытно-экспериментальная работа в развивающейся школе: подходы, проблемы, поиск. —СПб., 1993.
  16. С.Г. Выпускник-95. Социальный портрет выпускника Санкт-Петербургской школы 90х годов. —СПб., 1995.
  17. В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдиплом-—ного образования педагога. —Псков, 1997.---------------- ------------
  18. Н.М. Дифференциация обучения в школах капиталистических стран. —М., 1988.
  19. О.Г. Роль темы «Семейное право» в нравственном правовом воспитании учащихся. //Преподавание истории в школе. — 1983.—-№ 2.
  20. О.Г. Нравственно-правовое воспитание на уроках по теме «Семейное право». —М., 1986.
  21. .Л. Реформы образования в современном мире. —М., 1995.
  22. П.П. Азбука правовой самозащиты. Юридический справочник для населения. —СПб., 1997.
  23. Н.А., Урсу Н. С. Предмет социологии. Теория, методология и методика социологического исследования. —СПб., 1993.
  24. Л.И. Взаимосвязь общего и профессионального образования в подготовке квалифицированных рабочих во Франции: Автореф. дис. канд. пед. наук. —Казань, 1988.
  25. Л.И. Начальное профессиональное образование во Франции: Автореф. дис. докт. пед. наук. —Казань, 1993.
  26. Г. П. Основы правового воспитания учащихся общеобразовательной школы: Автореф. дис. докт. пед. наук. —М., 1984.
  27. Г. П., Жилина А. В. Правовое воспитание школьников. Рекомендательный библиографический указатель. Выпуск 5. Актуальные проблемы педагогики и народного образования. —М., 1986.
  28. Г. П. Методическое пособие по курсу «Основы Советского государства и права». —М., 1989.
  29. А.Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность. —М., 1989.
  30. Ю.А., Козуб В. Д. Методическое рекомендации к курсу «Основы советского трудового права». —Л., 1988.
  31. А.С., Шахурина Ф. Р., ЦьгковаГ.НгЗащитаправпотребите-лей. —М., 1998.
  32. А.И., Кожевникова А. П., Медведев A.M. Правовое воспитание несовершеннолетних (пособие для слушателей). —М.: Знание, 1977.
  33. А.И. Правовое воспитание молодежи как средство борьбы с преступностью. Правосознание и правовое воспитание молодежи /Сборник науч. тр. —М.: ВНИИП, 1977.
  34. И.В. Предпринимательское право в схемах. —М., 1999.
  35. Н.Д. Гражданское право. Практикум (ч. 1 и ч. 2). —М., 1998.38.3айкин А. Д. Российское трудовое право. —М., 1998.
  36. З.Н. Проблемы интеграции трудовых отношений в рыночную экономику современной России. Сб. «Герценовские чтения» ф-та социальных наук РГПУ им. А. И. Герцена. —СПб., 1997.
  37. З.Н. Современные социальные^процессы в России, как новые условия социальной адаптации молодежи. Сб. материалов научной межвузовской заочной конференции. —М.-СПб., 1999.
  38. З.Н. Роль правовой культуры и знаний в становлении личности учащейся молодежи. Сб. материалов научно-методической межвузовской конференции. СПбГУП. 17 февраля 1999.
  39. З.Н. Изучение гражданско-правовых дисциплин в средних учебных заведениях зарубежных стран. Герценовские чтения 1999 г. Актуальные проблемы социальных наук. —СПб., 1999.
  40. Т.В., Кашанин А. В. Основы Российского права. Учебник. —М., 1996.
  41. Т.В., Кашанин А. В. «Право и экономика» для 10−11 кл. Книга 1 и Книга 2. —М., 2000.
  42. В.З., Чжун-Исин. Современный Тайвань: развитие образования. //Педагогика. —1998. —№ 1.
  43. И. Социальная адаптация школьников к жизни в рыночных условиях. Теоретический и научно-методический журнал. //Воспитание школьников. —1995. —№ 6.
  44. Кон И. С. Психология старшеклассника. —М.: Просвещение, 1980.
  45. В.Ф. Политика и право. Программы. 8−11 классы. —М., 1994.
  46. З.Г., Полонский Э. Г. Практикум по курсу «Советское право». —М.: «Высшая школа», 1982.
  47. А.П. Социальная компетентность. —СПб., 1998.
  48. А.Н. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции. //Вопросы философии. —1996. —№ 4.
  49. З.А. Современная школа США. —М., 1971.
  50. З.А. Современная школа и педагогика в капиталистических странах. —М., 1975.бО.Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном— процессе современной школы. —М., 1987.
  51. Л.Б. Брачный контракт (комментарии, разъяснения). —М., 1999.
  52. К., Энгельс Ф. Соч. т. 16.
  53. Г. В. Общеобразовательная школа и учитель развивающихся стран. —М., 1985.
  54. Г. В. Сравнительная характеристика развития образования в странах Азии, Африки, Латинской Америки. —М., 1991.
  55. С.П. Закон и несовершеннолетние граждане России. Правоведение. —СПб., 1996.
  56. С.А. Учебные правовые ситуации на уроках основ правоведения. —Л., 1989.
  57. С.А., Барабанов В. В. Гражданское образование в системе школьного образования. //Обществознание в школе. —1994. —№ 4.
  58. С.А. Защита прав человека в Российском законодательстве. Практикум на уроках правовых знаний в IX, X, XI классах. —СПб., 1996.
  59. С.А. Защита прав человека в Российском законодательстве. —СПб., 1996.
  60. А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. Общество «Знание» РСФСР. —М., 1990.
  61. В.О. Основы правоведения. Изд. третье. —М., 1995.
  62. О.В. Программы. Обществознание. Граждановедение. Азбука гражданина. —М., 1997.
  63. В.О. Азбука гражданина. Программы по граждановеде-нию для 8−9 классов средней школы. —М., 1997.
  64. A.M. Семейное право. Курс лекций. —М., 1998.
  65. А.Ф. Что такое правовая культура? —М.: Просвещение, 1988.
  66. А.Ф., Суворова Н. Г. Школьникам о праве. —М., 1992.
  67. А.Ф., Суворова Н. Г. Программы для 9 класса средней общеобразовательной школы «Школьникам о праве». —М., 1993.
  68. А.Ф., Суворова Н. Г. Школьникам о праве. Программы для средних общеобразовательных учреждений. Правоведение. —М., 1993.
  69. А.Ф. Политика и право. Программы для общеобразовательных учебных заведений. История. —М., 1995.
  70. Г. В., Левашов В. К., Локосов В. В. Стратегическая дилемма развития России //Социально-политический журнал. —1996. —№ 4.
  71. А.В., Ярошевский М. Г. Психологический словарь. —М., 1980.
  72. Д.И. Гражданский процесс в схемах. —М., 1998.
  73. К.К. Обобщение характеристик как метод социально-психологического изучения личности.
  74. А.С., Соколов Я. В. Граждановедение. Основы рыночной экономики.—М., 1992.
  75. Л.М. Семейное право России. Учебник для вузов. —М., 1999.
  76. О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. —М., 1993.
  77. Т.И. Изменение личностных характеристик в процессе адаптации студентов: Автореф. дис. канд. психол. наук. —Л., 1984.
  78. В.А., Ищук Г. Н. Социальная адаптация, международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности. —СПб.: ТОО «Полиграф», 1997.
  79. К.И. Очерки истории школы и педагогики за рубежом (с начала XX века до наших дней), ч. 3. —М., 1991.
  80. А.П. Гражданское право (Т. 1 — Т. 4). —М., 1998.
  81. Л. Программа «Дети России». Надежды и реальность //Народное образование. —1996. —№ 6.
  82. Л.И. Социализация индивида как функция общества. Ученые записки, выпуск 9. Человек и общество. Проблемы специализации индивида. —Л.: ЛГУ, 1971.
  83. Я.В., Королькова Е. С. Граждановедение, часть 2. —М., 1991.
  84. М.Т., Суворова Н. Г. Воспитание гражданственности учащихся на уроках основ советского государства и права. —М., 1982.
  85. ЮО.Треушников М. К. Практикум по гражданско-процессуальному праву. —М., 1999.
  86. Ю1.Чупров В. И. Социализация молодежи в посткоммунистической России. //Социально-политический журнал. —1996. —№ 6.
  87. Ю2.Шилобод М. И. Политика и право. Учебник для средних общеобразовательных учебных заведений. —М., 1996.
  88. ЮЗ.Шингирей Т. А., Селезнева А. Н. Взаимосвязь изучения правового курса и этики. Нравственно-правовое воспитание учащихся. —М., 1986.
  89. Ю4.Щегорцов В. И. Социология правосознания.—М., 1981.-----------------
  90. Н.И. Система правового образования в школе. Концепция. Учебные программы. —СПб., 1995.
  91. Юб.Элиасберг Н. И., Сергеев С. А. Основы правовых знаний (часть первая). Учебно-методическое пособие для учителей и учащихся старших классов общеобразовательных школ. —СПб.: СПбГУПМ, 1995.
  92. Н.И. Содержание правового образования в средней школе //Преподавание истории в школе. —1996. —№ 4.
  93. Н.И. Как преподавать курс «Основы правоведения». Методические рекомендации. —СПб., 1996.
  94. Ю9.Элиасберг Н. И. Права человека в свободной стране. —СПб., 1996.
  95. ПО.Элиасберг Н. И. Гуманистические основы системы правового образования в школе: Дис. докт. пед. наук. —СПб., 1998.
  96. Н.И. Гуманистические основы системы правового образования в школе: Автореф. дис. докт. пед. наук. —СПб., 1998.
  97. Н.И. Преподавание дисциплин гуманитарного и эстетического циклов. —СПб., 1999.
  98. Н.И. Педагогический коллектив школы — субъект инновационной системы правового образования. —СПб., 1998.
  99. Н.Элиасберг Н. И. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. —СПб., 1999.
  100. Deutscher Ausschuss fur das Erziehungs und Bildungswesser, Folge 9. Politishe Weltkunde. —Stuttgart, 1985.116.-M.-A Bloch instruction civigue, et education civigve «L Evucation National». —1977. —N 818.
  101. Yunion High Schools. Kokoma-Center. Towviship Schools-Kokomo, Indiana, 1978.
  102. Гражданский кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 21 октября 1994 г.).
  103. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (с изменениями и дополнениями на 17 марта 1997 г.).
  104. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Комментарии для предпринимателей. —М., 1999.
  105. Закон Российской Федерации «Об образовании». —СПб., АО «Гиппократ», 1996.
  106. Информационно-методическое письмо о новом учебно-методическом комплекте для начальной школы по изучению Всеобщей декларации прав человека //Вестник образования. —№ 9. —1996.
  107. Ежегодный государственный доклад о положении детей РФ в 1998 году. —М., 1999.
  108. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
  109. Комментарии к гражданскому кодексу Российской Федерации части второй (постатейный).—М., 1996.
  110. Кодекс законов о труде Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 17 марта 1997 года).
  111. Молодежь России. Тенденции и перспективы —М., 1993.
  112. Молодежь и перспективы развития молодежной политики. Ежегодный доклад о положении молодежи города Оренбурга. —Оренбург, 1995.
  113. Президентская программа о молодежи. Указ Президента Российской Федерации от 18.08.94 г. № 1696.
  114. Правовое образование в школе. (Министерство образования Российской Федерации) //Воспитание школьников. —№ 4. —1996.
  115. Проект Федерального закона Российской Федерации «Государственный образовательный стандарт основного общего образования» //Вестник образования. —№ 4. —1997.
  116. Свод законов Российской империи. Т. 10, ч. 1.—СПб., 1861.
  117. Семейный кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года).
  118. Система правового образования в школе. Концепция. Учебные программы.—СПб., 1995. -----------------------------
  119. Юридическая энциклопедия. Юринформцентр. —М., 1995. Щ
  120. Тематическое планирование спецкурса
  121. Основы гражданского права и процесса"
  122. Тема 1. Гражданское право как отрасль права. Гражданские правоотношения. Источники. Юридические факты. Правовой режим имущества в гражданском праве.2 уч. часа.1. Основные вопросы:
  123. Гражданское право как отрасль права. Особенности предмета и метода гражданско-правового регулирования. Предмет гражданско-правового регулирования. Метод гражданско-правового регулирования. Источники.
  124. Формы проведения занятий: лекция. •
  125. Тема 2. Личные неимущественные блага. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Опека и попечительство.2 уч. часа.1. Основные вопросы:
  126. Нематериальные блага: признаки, особенности, примерный перечень. Особенности правового режима неимущественных благ как объектов правовой охраны гражданского права.
  127. Гражданско-правовая охрана правоспособности и дееспособности граждан.
  128. Зависимость дееспособности граждан от их возраста и состояния психического здоровья. Виды гражданской дееспособности.
  129. Дееспособность в полном объеме. Дееспособность граждан, вступивших в брак до достижения 18-летнего возраста, и условия ее сохранения при прекращении брака.
  130. Эмансипация несовершеннолетних: понятия, основания, процедура
  131. Недееспособность граждан. Основания признания граждан недееспособными. Порядок признания граждан недееспособными. Опека надгражданами, признанными недееспособными, и формы ее реализации. Основания отмены признания граждан недееспособными.
  132. Патронаж над совершеннолетними дееспособными гражданами. Основания для установления патронажа.
  133. Опека и попечительство как комплексные правовые институты. Цели опеки и попечительства. Правовые функции опекунов и попечителей. Органы опеки и попечительства.
  134. Права, обязанности и ответственность опекунов и попечителей. Порядок назначения опекунов и попечителей- основания и порядок прекращения их полномочий.
  135. Формы проведения занятий: лабораторное занятие, практикум.
  136. Тема 3. Правовой статус юридического лица и его виды.1 уч. час.1. Основные вопросы:
  137. Юридическое лицо. Признаки юридического лица. Виды. Учредительные документы юридическихлиц.
  138. Понятие реорганизации юридического лица. Отличие реорганизации от ликвидации юридического лица и их правовые последствия.
  139. Формы реорганизации юридического лица: понятие и содержание. Процедура реорганизации.
  140. Понятие ликвидации юридического лица, отличие ликвидации от реорганизации и связанные с ними основные особенности регулирования ликвидационных процедур.
  141. Формы контроля органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, за процессом их ликвидации.
  142. Порядок образования и деятельности ликвидационной комиссии. Выявление кредиторов и рассмотрение их претензий.
  143. Очередность удовлетворения требований кредиторов. Порядок удовлетворения претензий, не заявленных в срок.
  144. Формы проведения занятий: лекция с элементами лабораторного занятия.
  145. Тема 4. Люди и их сделки. Как составить договор.2 уч. часа.1. Основные вопросы:
  146. Сделка как правовой институт. Признаки сделок. Сделка и деликт. Воля и волеизъявление в сделке.
  147. Основные классификационные критерии подразделения сделок. Сделки односторонние, двусторонние, многосторонние. Соотношение понятий «договор» и «сделка».
  148. Сделки возмездные и безвозмездные. Консенсуальные и реальные сделки. Казуальные и абстрактные сделки. Срочные сделки. Условные сделки и их разновидности.
  149. Формы сделок. Сделки, совершаемые в устной форме. Простая письменная форма сделок, сфера применения и способы совершения. —Нотариально удостоверенные сделки. ----------------
  150. Государственная регистрация сделок.
  151. Последствия несоблюдения простой письменной формы сделок.
  152. Последствия несоблюдения нотариальной формы сделок.
  153. Условия действительности сделок. Общие и специальные основания недействительности сделок.
  154. Недействительность части сделки и ее последствия.
  155. Сроки исковой давности по недействительным сделкам.
  156. Порядок и условия признания их недействительными.
  157. Основные последствия ничтожности каждого из видов сделок.
  158. Договор как юридический факт и вид сделок. Значение договора. Уровни правового регулирования договорных отношений: условия применения к договорам правил о сделках и обязательствах.
  159. Содержание договора. Понятие существенных условий договора, их классификация и значение. Обычные и случайные условия договора. Факультативные условия. Форма договора.
  160. Общий порядок заключения договоров.
  161. Виды договоров купли-продажи.
  162. Договор поставки: особенности, сфера применения, значение. Особенности правового регулирования отношений по поставке. Стороны договора поставки. Порядок заключения договора поставки и урегулирования разногласий.
  163. Содержание договора—поставки: основные права и обязанности сторон.
  164. Формы проведения занятий: практикум.
  165. Тема 5. Представительство, доверенность. Исковая давность в гражданском праве.1 уч. час.1. Основные вопросы:
  166. Цели, основания, сущность и сфера применения представительства.
  167. Ограничение представительства от сходных действий. Субъекты представительства: представитель и представляемый.
  168. Ограничения представительства.
  169. Обязательное представительство и его разновидности.
  170. Понятие добровольного представительства и его отличия от обязательного.
  171. Формы проведения занятий: лабораторное занятие.
  172. Тема 6. Люди, вещи, собственность.3 уч. часа.1. Основные вопросы:
  173. Формы проведения занятий: лекция, деловая игра, практикум.
  174. Тема 7. Мы — потребители товаров и услуг.2 уч. часа.1. Основные вопросы:
  175. Основные нарушения в сфере прав потребителей. Нормативная база, регулирующая защиту прав потребителей.
  176. Способы, обеспечивающие защиту прав потребителей.
  177. Ответственность продавца и исполнение обязательств.
  178. Формы проведения занятий: лекция, деловая игра, практикум.
  179. Тема 8. Вступаем в наследство.1 уч. час.1. Основные вопросы:
  180. Наследодатели и наследники.
  181. Наследование по завещанию и наследование по закону. Наследники первой очереди. Наследники второй очереди. Защита прав наследодателей и наследников.
  182. Формы проведения занятий: лекция, деловая игра.
  183. ТЕМА 9. Авторское и изобретательское прав.1 уч. час.1. Основные вопросы:
  184. Значение авторского права и изобретательского права в жизни людей.
  185. Объекты и субъекты авторского и изобретательского права.
  186. Способы защиты авторских и изобретательских прав.
  187. Формы проведения занятий: лабораторное занятие.
  188. Тема 10. Учимся предпринимательству.3 уч. часа.1. Основные вопросы:
  189. Предпринимательство и предпринимательское право. Субъекты и объекты предпринимательского права. Законность и правопорядок в предпринимательских правоотношениях. Защита интересов предпринимателей. Предпринимательские сделки и договоры.
  190. Формы проведения занятий: лекция, деловая игра.
  191. Тема 11. Оформление юридических документов при гражданско-правовых отношениях.2 уч. часа.1. Основные вопросы:
  192. Использование основных юридических документов при гражданско-правовых отношениях. Юридическая техника, используемая при оформлении гражданско-правовых документов.
  193. Формы проведения занятий: практикум.
  194. ТЕМА 12. Роль гражданского процесса в защите имущественных и личных неимущественных прав граждан. Источники. Гражданско-процессуальные правоотношения.1 уч. час.1. Основные вопросы:
  195. Предмет гражданско-процессуального регулирования как совокупность общественных отношений, возникающих в сфере гражданского судопроизводства.
  196. Формы проведения занятий: лекция.
  197. ТЕМА 13. Участники гражданского процесса. Люди и иски. Исковое производство.2 уч. часа.1. Основные вопросы:
  198. Понятие стадий гражданского процесса и их краткая характеристика.
  199. Производство в суде первой инстанции.
  200. Производство в суде второй инстанции.
  201. Производство по пересмотру решений, определений и постановлений в порядке надзора.
  202. Производство по пересмотру решений, определений и постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам.
  203. Иск — основное процессуальное средство.1. Элементы иска.
  204. Порядок предъявления искового заявления и последствия его несоблюдения. Принятие искового заявления. Основания к отказу в принятии искового заявления.
  205. Понятие особого производства как специального процессуального порядка.
  206. Формы проведения занятий: лекция, деловая игра.
  207. Тема 14. Кассационное обжалование судебных решений. Исполнительное производство.1 уч. час.1. Основные вопросы:
  208. Сущность и значение института кассации. Особенности кассационной системы Российской Федерации.
  209. Объекты права обжалования.
  210. Субъекты права обжалования. Сроки обжалования.
  211. Содержание кассационной жалобы (протеста), ее форма и порядок предъявления.
  212. Процессуальные особенности производства по кассационной жалобе (кассационному протесту) в суде второй инстанции.
  213. Полномочия суда второй инстанции.
  214. Определение суда второй инстанции.
  215. Органы принудительного исполнения судебных решений. Стороны исполнительного производства.
  216. Основания исполнения. Исполнительные документы. Давность исполнения.
  217. Обжалование действий судебного исполнителя. Поворот исполнения решения.
  218. Формы проведения занятий: лабораторное занятие, практикум.
  219. Тема 15. Оформление юридических документов при гражданско-процессуальных отношениях.2 уч. часа.1. Основные вопросы:
  220. Использование основных юридических документов при гражданско-процессуальных отношениях. Юридическая техника, используемая при оформлении гражданско-процессуальных документов.
  221. Формы проведения занятий: практикум.
Заполнить форму текущей работой