Методологические основы повышения квалификации школьных учителей и преподавателей педагогических колледжей и вузов старшего возраста в области информационных и коммуникационных технологий
Диссертация
Актуальность исследования. В последнее десятилетие 20-го века информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие мирового сообщества. Их воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки, образования, культуры и образа жизни людей. Многие развитые и развивающиеся страны… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Системный анализ проблемы исследования
- 1. 1. Педагогические, дидактические и методические системы обучения в повышении квалификации
- 1. 1. 1. Методология системного подхода
- 1. 1. 2. Дидактические, педагогические и методические системы обучения
- 1. 2. Анализ текущего состояния переподготовки педагогических кадров в области
- 1. 1. Педагогические, дидактические и методические системы обучения в повышении квалификации
- ИКТ в контексте информатизации системы образования
- 1. 2. 2. Предпосылки к успешному усвоению информационных и коммуникационных технологий педагогами старшего возраста
- Глава 2. Основные особенности повышения квалификации педагогов старшего возраста в области ИКТ
- 2. 1. Специфика возрастных особенностей педагогов старшего возраста
- 2. 1. 1. Общий андрагогический аспект
- 2. 1. 2. Профессиональные особенности педагогов старшего возраста
- 2. 2. Компьютерная тревожность педагогов старшего возраста
- 2. 3. Когнитивные стили педагогов старшего возраста
- 2. 4. Влияние социального статуса на познавательные процессы
- 2. 1. Специфика возрастных особенностей педагогов старшего возраста
- Глава 3. ИКТ-компетенции и технологии повышения квалификации педагогов старшего возраста в области ИКТ
- 3. 1. Составляющие ИКТ-компетентности школьных учителей, преподавателей колледжей и вузов, их характеристики
- 3. 2. Повышение квалификации педагогических кадров в области ИКТ: содержательный аспект
- 3. 2. 1. Зарубежный опыт повышения квалификации педагогов
- 3. 2. 2. Российские программы повышения квалификации педагогов. в области ИКТ
- 3. 3. Обзор методов и технологий повышения квалификации педагогических кадров
- 3. 3. 1. Педагогические технологии
- 3. 3. 2. Метод проектов или проектная технология
- 3. 3. 3. Технология деловой игры
- 3. 3. 4. Технология «Обучение действием» (action learning)
- 3. 3. 5. Модульная технология обучения педагогов информационным технологиям
- 3. 4. Классификация технологий обучения педагогов по степени использования ИКТ
- 3. 4. 1. Традиционное обучение
- 3. 4. 2. Дистанционное и электронное обучение
- 3. 4. 3. Смешанное обучение
- 3. 5. Институциональная поддержка повышения квалификации педагогов в области
- Глава 4. Проектирование адаптивной педагогической системы повышения квалификации педагогов старшего возраста в области ИКТ
- 4. 1. Адаптивная педагогическая система обучения ИКТ педагогов старшего возраста
- 4. 2. Вариативно — адаптивная модель построения индивидуальной образовательной траектории обучения ИКТ педагогов старшего возраста
- 4. 3. Методики и средства повышения квалификации в области ИКТ педагогов старшего возраста
- 4. 4. Специфика повышения квалификации учителей сельских школ в области ИКТ
- Глава 5. Педагогический эксперимент и его результаты
- 5. 1. Экспертиза и мониторинг результатов дейтельности обучаемых
- 5. 2. Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента
- 5. 3. Результаты формирующего этапа педагогического эксперимента
- 5. 3. Результаты контрольного этапа эксперимента
Список литературы
- Акуленко B. J1. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации /В.JI.Акуленко // Применение новых технологий в образовании: Материалы XV Междунар. конф. Троицк: Тровант, 2004. 29−30 июня. С.344−346.
- Александрова М.В. Методологические основы карьерного роста педагога : автореф. дис. д.пед.наук: 13.00.08. Великий Новгород, 2007. 44 с.
- Алексеев Н.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем // Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. М., 1994. С. 20−23.
- Альбуханова-Славская К. А. Личность в процессе деятельности // Психология личности: в 2 т. Т.2: хрестоматия. Самара: Бахрах, 1999. 240 с.
- Аминов Н.А. Модели управления образованием и стили преподавания // Вопросы психологии. 1994. № 2. С. 88−99.
- Андреев А.А. УМК для e-Leaming // Высшее образование в России. 2007. № 7. С.63−69.
- Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. 219 с.
- Андриенко Е.П. Феномен профессиональной зрелости учителя. // Педагогика. 2002. № 6. С. 66.
- Ю.Анисимов О. С. Методология: функция, сущность, становление. М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, 1996. 380 с.
- П.Анисимова Н. С., Сидоркина И. Г. Психолого-педагогические аспекты использования Интернет-технологий в образовании // Информатика и образование. 2002. № 9. С. 46−49.
- Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1980. № 2. С. 52−60.
- Аронова Г. А. Методика обучения взрослых: особенности лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам Электронный документ.: Фестиваль «Открытый урок». URL: http://festival.lseptember.ru/articles/513 950 (дата обращения 03.03.05)
- Астафьева Н.Е. Моделирование информационной технологии подготовки и повышения квалификации преподавателей профессиональных учебных заведений: дисс.. канд. пед. Наук: 13.00.01. С-Пб, 1994. 241 с.
- Афанасьева А.П. Повышение квалификации учителей в области ИКТ Электронный ресурс. // Современное образование: электрон, журнал. URL: http://port.kspu.ru/ivt/magazine/index.htm. (дата обращения 20.04.07)
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1988. 500 с.
- Баева Ю.Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации//Психологический журнал. 1998. № 1. С. 18−21.
- Байденко В.И., Дж. Ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 674 с.
- Балла О.С. Страхи компьютерной эры: попытка апологии Электронный ресурс. // Домашний компьютер. № 10. URL: http://old.homepc.ru/offline/2001/64(дата обращения 17.07.06)
- Барахнин В.Б. Введение в численный анализ: учеб. пособие. СПб.: Академия, 2005.107 с.
- Белавина И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры // Информатика и образование. 1991. № 3. С. 23−28- № 4. С. 21−29.
- Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб.: Радом, 1997. 226 с.
- Беляков А.Ю. Модели системы управления качеством подготовки специалистов при инновационных технологиях обучения // Проблемы управления. 2007. № 4. С. 74−78.
- Берина Е.А., Тихонова М. Н. ПК — это просто?! Электронный ресурс.// Структурное подразделение при ФГУ НИДОИ им. Г. И. Турнера: [сайт]. URL: www.shkinturn.narod.ru (дата обращения 17.09.07).
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 304 с.
- Боголюбов В.И. Лекции по основам конструирования современных педагогических технологий / Пятиг. гос. лингв, ун-т. Пятигорск, 2001. 188 с.
- Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Педагогика, 1991. № 9. С. 123−128.
- Богорев В.В. Психолого-педагогические основы системы адаптивного обучения // Наука и школа. 2001. № 2. С. 15 -18.
- Бороненко Т.А. Методика обучения информатике. Теоретические основы: учебное пособие для студентов. СПб.: Питер, 1997. 325 с.
- Брановский Ю. С. Методическая система обучения предметам в области информатики студентов нефизико-математических специальностей в структуре многоуровневого педагогического образования : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. Москва, 1996. 378 с.
- Браун, А., Бимроуз, Дж. Инновационные образовательные технологии (проблемы практического использования) // Высшее образование в России. 2007. № 4. С.98−100.
- Ваграменко Я.А. Информационные технологии и модернизация образования // Педагогическая информатика. 2000. № 2. С. 3−9.
- Ваграменко Я. А., Зобов Б. И., Осипов А. П. Педагогический виртуальный университет: основные задачи, принципы построения, структура информационных ресурсов // Педагогическая информатика. 2002. № 1, С.3−17.
- Ванорин А.В. Методическая система стохастической подготовки учителя математики на основе новых информационных технологий: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.02. Красноярск, 2003. 23 с.
- Василенко О.Ю. Мотивация трудовой деятельности преподавателей вузов // Университет глазами социологов /Ом. гос. ун-т. Омск: ОмГУ, 2001. С.121−133.
- Васильева И.А., Пащенко Е. И., Петрова Н. Н. и др. Психологические факторы компьютерной тревожности // Вопросы психологии. 2004. № 5. С.56−62.
- Васильева И.Н., Осипова Е. М., Петрова Н. Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. 2002. № 3. С.18−21.
- Вербицкая Н.О. Образование взрослых на основе их жизненного (витагенного) опыта// Педагогика. 2002. № 6. С. 14−19.
- Ветров Ю., Сомов Д. Подготовка преподавателей к использованию ИКТ: актуальные проблемы // Высшее образование в России. 2007. № 8. С.40−44.
- Вострокнутов И.Е. Теория и технология оценки качества программных средств образовательного назначения : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02: Москва, 2002. 387 с.
- Всероссийский научно-методический симпозиум «Смешанное и корпоративное обучение» (СКО-2007) // Педагогическая информатика. 2007. № 4. С.86−94.
- Выготский Л.С. История развития высших психический функций // Соб. соч: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. 314 с.
- Гапонова С. А., Мартынова Н. А. Зависимость динамики психических состояний взрослых учащихся от способов предъявления информации// Педагогический журнал. 2003. № 6. С.86−94.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. (Пер. с англ.). М.: Прогресс, 1976. 494 с.
- Головина Е.В. Влияние когнитивно-стилевых характеристик на показатели сенсорного исполнения // Современная психология: состояние и перспективы. Том 1. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2002. С. 100−102.
- Гончарова В.Н. Совершенствование профессиональной деятельности учителя// Народное образование. 2001. № 1. С. 157.
- Гриншкун В.В. Теория и практика применения иерархических структур в информатизации образования и обучении информатике : монография. М.: МГПУ, 2004.418 с.
- Громкова М. Т. Педагогические основы образования взрослых. М.: МСХА, 1993.173 с.
- Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996. 112 с.
- Гурьева JI. П. Структура умственной деятельности человека в условиях автоматизации : автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07. Москва, 1973.27 с.
- Гурьева Л.П. Психологические аспекты компьютеризации научно-исследовательской деятельности в образовательных системах : дис.. д-ра. психол. наук: 19.00.07 Москва, 2003. 45 с.
- Гурьева Л.П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты // Вопросы психологии. 1993. № 3. С. 5−16.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. И. Этапы обретения компетентности // Развитие и оценка компетентности: тез. докл. конф. / Институт психологии РАН. Москва, 1996. С.29−31.
- Данильчук Е.В. Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога: дис.. д-ра пед. наук.: 13.00.02. Волгоград, 2003. 412 с.
- Демкин В.П., Можаева Г. В. Учебно-методическое обеспечение образовательных программ на основе информационных технологий // Открытое и дистанционное образование. 2003. № 2 (10). С. 5−8.
- Дёмкин В.П., Можаева Г. В., Яковлева А. Г. Адаптивное обучение на основе информационных технологий // Телематика-2003: сб. научн. тр.: 10 Всероссийской научно-методической конференции. Т. 2., СПб, 2003. С.400−401.
- Дикая Л. Г. Психические состояния и эффективность деятельности // Психологический журнал 1984. Т. 3. № 6. С. 254−257.
- Дистанционное обучение: теория и практика / Гриценко В. И. и др. Киев: Наук.думка. 2004. 375 с.
- Дитрих Я. Проектирование и конструирование: системный подход. М.: Мир, 1981.456 с.
- Днепровская Н. Стандарты информационной грамотности // Высшее образование в России. 2007. № 9. С.110−113.
- Добровидова Н.А. Психологические аспекты применения информационных технологий в образовании // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2006. № 1 (6). С.70−72.
- Долженко Ю.А. Теоретико-методологические основы гуманитаризации повышения квалификации педагогов. Барнаул: АКИПКРО, 2003. 143 с.
- Дрешер Ю. Н., Латыпова О. П. Андрагогические аспекты проблемы повышения профессиональной квалификации // Здоровье и общество. 2005. № 3−4. URL: http://www.ozizdrav.ru/index.php (дата обращения 20.12.2006)
- Дружинин В.В., Канторов Д. С. Системотехника. М.: Радио и связь, 1985. 200 с.
- Дубицкий В.В. О мотивации деятельности преподавателей вуза // СОЦИС (Социологические исследования). 2004. № 1. С. 119−124
- Дымченко И. П. Познавательная активность и смешанное обучение. //Физикам.ру: научн. портал по физике. URL: http://pedtech.fizikam.ru/favicon.ico (дата обращения: 16.11.2007)
- Жданов С.А., Каракозов С. Д. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников образования в области информатизации // Состояние информатизации общего образования. Аналитический обзор: Коллективная монография. М.: Алана, 2003. С.55−92.
- Жилкин В. Информационно-технологические средства в профессиональной деятельности современного педагога. //Дидакт. 2002. № 5. С. 38.
- Журавлева О. Б., Крук Б. И., Силкина Н. В. и др. Применение Интернет-технологий в процессе корпоративного профессионального обучения // Философия образования. 2006. № 3. С. 273−280.
- Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования: учеб. пособ. для студентов. СПб: Просвещение, 1995. 234 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. // Ректор вуза. 2005. № 6. С.14−19.
- Зобов Б.И., Этко И. Г. Информатизация профессиональной подготовки: корпоративное обучение, учебные курсы, методика их разработки // Педагогическая информатика. 2006. № 1. С. 65−72.
- Золотарев А.А. и др. Теория интенсивного обучения. М.: МГТУ ГА, 2005. Т.1−4.
- Иванова Е.В. Информационная компетентность учителя в современной школе // Развитие научного педагогического знания: проблемы, подходы, результаты: сб. научн. ст. аспирантов под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: НИИХ СпбГУ, 2003. Вып. 1. С.134−138.
- Иванова JI. Инновационные условия развития профессиональной компетенции // Инновации в образовании. 2002. № 5. С. 56.
- Игры: обучение, тренинг, досуг. / под ред. В. В. Петрусинского.- М.: Новая школа, 1994. 180 с.
- Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / Под ред. М. В. Моисеевой. М.: Камерон, 2004. 216 с.
- Информатизация системы образования: сборник информационно-методических материалов. М: Локус-Пресс, 2005. 52 с.
- Информационные технологии в высшей и средней школе: материалы всероссийской научно-практической конференции / Нижневартовский педагогический институт. Нижневартовск: изд-во нижневарт. пед. института, 2003. С. 128 130.
- Истомина-Кастровская Н. Б. Эволюция учебных заведений в связи с изменением содержания обучения: автореф. дисс.. канд. пед. наук.: Москва, 1973. 19 с.
- Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. JL: ЛГУ, 1991.384 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974. 328 с.
- Кадырова Э.А. Смешанное обучение в системе высшего образования Электронный ресурс. // Интернет-журнал «Эйдос». 2009. URL: http://www.eidos.ru/ioumal/2009/0114−3 .htm (дата обращения 2.03.2009)
- Калина И.И. Информатизация и образовательная политика // Качество. Инновации. Образование. 2007. № 1. С.2−9.
- Калиновский Ю.И. Введение в андрагогику. Мобильность педагога в образовании взрослых: монография. М.: Вита пресс, 2000. 308 с.
- Капитанская А. К. Принципы и организация процесса обучения с андрагогических позиций Электронный ресурс. // Вопросы Интернет-образования. URL: www.vio.fio.ru. (дата обращения 20.05.2007)
- Капустин Ю. И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования : автореферат дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.02. Москва, 2007. 40 с.
- Каракозов С. Д. Развитие предметной подготовки учителей информатики в контексте информатизации образования : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02. Барнаул, 2005 427 с.
- Каргиева З.К. Теоретические основы подготовки и повышения квалификации преподавателей в системе университетского образования : дисс.. д-ра. пед. наук. Владикавказ, 1995. 340 с.
- Карпухин Н.В. Особенности создания системы повышения квалификации в форме дистанционного обучения (СПКДО): проблемы, опыт и перспективы Электронный ресурс.: МЭСИ: Дистанционное обучение [сайт]. URL: http://www.dist.mesi.ru. (дата обращения 20.05.2007)
- Качество дистанционного образования: Концепции, проблемы (EDG-2001):. тезисы докладов конференции. 2001. 13−14 декабря. М.: -Жуковский: МИМ ЛИНК. 71 с.
- Кибирев А.А., Веревкина Т. А. Интерактивные методы обучения: теория и практика: учебно-методическое пособие. Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2003. 117с.
- Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опытаМ.: Наука, 1997. 223 с.
- Ключарев Г. А., Пахомова Е. И., Кофанова Е. Н. Образование в новой России. Самообразование взрослых // Общественные науки и современность. 2003. № 4. С.37−46.
- Когнитивные стили: Тезисы научно-практического семинара / под ред. В. Колги. Таллинн, 1986. 252 с.
- Козлов О.А., Паластина И. П. Использование информационных технологий в подготовке будущих управленцев гостиничного бизнеса. Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2007. 43 с.
- Козырева О. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов // Педагогика. 2003. № 10. 94−104.
- Колбасова Л. О. Профессиональная компетентность (социально-философский анализ): автореф. дисс. канд. философских н. Чебоксары, 2009. 23 с.
- Колбасова Л.О., Петрова Г. Д. Профессиональное становление личности // Сборник научных статей преподавателей и аспирантов. Выпуск 3. Чебоксары, 2008. С.53−57.
- Колин К.К. Информатизация образования и фундаментальные проблемы информатики. Электронный ресурс. // Информационные технологии в образовании [сайт] URL: http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0−20 070 424.html (дата обращения 20.05.2007)
- Колин К.К. Становление информатики как фундаментальной науки и комплексной научной проблемы // Системы и средства информатики Спец. вып. Научно-методологические проблемы информатики: сб. научн. тр. /Под ред. К. К. Колина. М.: ИЛИ РАН, 2006. С.7−57.
- Концепция Дистанционного Обучения. Электронный ресурс.: Системы Дистанционного Обучения «СТ Курс» [сайт]. URL: http ://www. ctkurs.ru/do .html (дата обращения 18.02.2008)
- Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» Электронный ресурс. URL: http://www.iis.ru/library/isp2010/isp2010.ru.html (дата обращения 20.05.2007)
- Корбут Ю.Ю. Психологические детерминанты формирования информационной компетентности учителя. Электронный ресурс. // ИТО-Ростов-2006: научно-практическая конференция. URL: http://ito.edu.ru/2006/Rostov/index.html (дата обращения 2.04.2007)
- Корнилова Т. В., Тихомиров О. К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: Изд-во МГУ, 1990. 198 с.
- Корнилова Т.В., Парамей Г. В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя // Вопросы психологии. 1987. № 11 С.140−147.
- Коротков A.M. Теоретико-методическая система подготовки учащихся к обучению в компьютерной среде : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01: Волгоград, 2004. 361 с.
- Костюкова Н.И., Попков В. К. Частные решения проблем информационных технологий в образовании // Новые информационные технологии в науке, образовании и бизнесе: тезисы докладов. Украина, Крым, Ялта-Гурзуф, 1997. май. С. 159 162.
- Коуров JI.B. Информационные технологии Минск: Амалфея, 2000. 192 с.
- Кравченко Л.Ю. Подготовка будущих учителей к применению компьютерных технологий в условия личностно-ориентированного обучения : автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Волгоград, 1998. 20 с.
- Кречетников К.П. Особенности проектирования интерфейса средств обучения. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. // Информатика и образование. 2002. № 4.
- Кузнецова А.Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: Монография. Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. 152 с.
- Кузьмина Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. Л., 1980. С.16−17
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 166 с.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. 221 с.
- Кун К. E-Learning электронное обучение // Информатика и образование. 2006. № 10. С. 16−18.
- Ладенко И.С. Предисловие // Методологические концепции и школы в СССР (1951−1991): история, истоки и перспективы /ред.И. С. Ладенко. Новосибирск, 1992. С.3−10.
- Лаптев В.В., Рыжова Н. И., Швецкий М. В. Методическая теория обучения информатике. Аспекты фундаментальной подготовки СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-т, 2003. 352 с.
- Лебединцев В.Б. Коллективные учебные занятия и коллективный способ обучения // Школьные технологии. 2007. № 1. С.93−98.
- Левина М.М. Основы технологии обучения профессионально-педагогической деятельности. Минск: ИНК и переподгот. рук. работников и специалистов образования, 1996. 232 с
- Леонтьев A. IT. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II. М.: Педагогика, 1983. 320 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 214 с.
- Лихачев Б. Т. Методологические основы педагогики. Самара: Изд-во СИУ, 1998. 200 с.
- Лобачев С.Л., Солдаткин В. И. Дистанционные образовательные технологии: информационный аспект М.: изд-во Моск. гос. ун-та экономики, статистики и информатики (МЭСИ).1998. 104 с.
- Ловцов Д.А. Адаптивная система индивидуализации обучения // Педагогика. 2001. № 6. С. 24−28.
- Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). М.: Интеллект-центр, 2002. 296 с.
- Малич И. В. Психологические исследования программирования // Психологически проблемы создания и использования ЭВМ: тезисы докладов Всес. конф. М., 1985. С. 102 103.
- Манько П. Технологическая компетентность педагога. // Школьные технологии. 2002. № 5. С. 33.
- Маркова А. К. Психология труда учителя: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
- Маслова Т.Ф. Условия профессиональной самоорганизации учителей : автореф. дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08. Ставрополь, 1996. 23 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003. 351 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность.// Теория человеческой мотивации. СПб.: Евразия, 1999. 352 с.
- Матыкин В.Ю. Создание и использование электронных учебных пособий. Электронный ресурс.: Фестиваль педагогических идей 1 сентября [сайт]. URL: http://festival.lseptember.ru20032004index.php?member=103 576 (дата обращения 17.12.2008)
- Машбиц Е.И. Анализ структуры учебной деятельности // Воспитание, обучение и психологическое развитие: тез. науч. сообщ. Ч.З. М., 1983. С. 518−520.
- Методологическое своеобразие гуманитарного знания. М.: МГУМ, 1999. 120 с.
- Мильнер Б.З., Евенко Л. И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983. 225 с.
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С.28−38.
- Михайлов В. А., Михайлов С. В. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества // Актуальные проблемы теории коммуникации: сб. научн. тр., СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. С.34−52.
- Мицкевич Н.И. Теоретические основы дидактической системы повышения квалификации : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08. Минск, 2001 238 с.
- Модели смешанного обучения Электронный ресурс. URL: http://www.distancelearning.ru/db/el/F7DC8A6A9C0F4F70C3257216003F76D0/doc.html (дата обращения 21.05.2007)
- Модернизация российского образования: документы и материалы / составитель Э. Д. Днепров. М.: ГУ ВШЭ, 2002. 135 с.
- Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса: монография. Волгоград: Перемена, 1995. 152 с.
- Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека: монография. М.: Наука, 1998. 192с.
- Мохова М.Н., Фалина И. Н. О реализации учебных курсов с использованием смешанного обучения. // Ученые записки ИИО РАО: выпуск 15. М., 2005 С. 59−75.
- Новиков A.M. Методология образования. М.: Эгвес, 2002. 320 с.
- Новиков A.M. Методология учебной деятельности. М.: Эгвес, 2005. 176 с.
- Новые информационные технологии в образовании // Использование программных продуктов фирмы «1С» в учебных заведениях: доклады и выступления участников 6-ой научно-практической конференции. 2006. 31 янв. 01 февр. 395 с.
- О развитии гуманитарного образования в Российской Федерации Электронный ресурс.: Постановление Правительства РФ от 13 апреля 1992 г. № 244. Доступ из информационно-правового портала «ГАРАНТ».
- Об образовании Электронный ресурс.: закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266−1. (ред. от 10.11.2009). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Обучение действием. Электронный ресурс.: Обучение и развитие персонала [сайт]. URL: http://www.trainings.ru (дата обращения 17.11.2007).
- Онушкин В.Г., Огарёв Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб — Воронеж: ИОВ РАО, 1995. 232 с.
- Орел В.М. Профессиональная педагогика. Естественно-научные и методологические основы дидактики: тексты лекций / М-во транспорта
- РФ, Деп. воздушного транспорта, Акад. гражд. авиации. СПб.: Б.и., 1993. 41 с.
- Осипова О. П. Создание системы повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий. Электронный ресурс.: URL: http://ito.edu.m/2008/Moscow/index.html (дата обращения 17.12.2008).
- Основы проблемно-модульной технологии обучения. Барнаул- М.: Изд-во Алт. ун-та, 1998. 100 с.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2003. 112 с.
- Педагогика и психофизиология образовательных телекоммуникаций. Электронный ресурс.: Педагогический дизайн [сайт] URL: http://diploms.boxmail.biz/cgi-bin/guide.pl?action=article&id razdel=l 8347 (дата обращения 17.12.2008)
- Педагогические технологии и инновации. Электронный ресурс. // Педагогика и инновации. URL: http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm (дата обращения 7.07.2008)
- Педагогический профессионализм в современном образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под науч. ред. Е. В. Андриенко. Новосибирск: НГПУ. Ч. 1. 2006. 20−22 февр. 446 с.
- Петров А.В. Методологические и методические основы личностно-развивающего компьютерного образования: монография Волгоград: Перемена, 2001. 266 с.
- Пидкасистый П. И. Методологические проблемы развития технологии в образовании // Учебно-воспитательный процесс в школе и вузе. М., 2000. С. 14−19.
- Плеханов С.П. Технология написания выводов и заключения по работе: метод, пособие. М.: РИЦ МГОУ, 2006. 20 с.
- Подобед В.И., Горшкова В. В. Образование взрослых: методологический аспект//Педагогика. 2003. № 7. С. 30−37.
- Полат Е.С. Метод проектов. Электронный ресурс.: URL: http://www.ioso.ru/distant/project/meth (дата обращения 17.12.2008).
- Положительные и отрицательные стороны использования современных информационных технологий с точки зрения психологии. Электронный ресурс.: URL: ict-sport.wehse.ru (дата обращения 7.07.2008).
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. 280 с.
- Попов А.Э., Манжула В. Г., Лободенко А. Г. Организация Интернет-обучения на основе системы «Moodle» Электронный ресурс.: Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса [сайт]. URL: http://cde.sssu.ru. (дата обращения 7.07.2008).
- Практическая андрагогика. Методическое пособие. Книга 1. Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых / Под ред. д.п.н., проф. В. И. Подобеда, д.п.н., проф. А. Е. Марона. СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2003. 414 с.
- Прасолова E.JI. Теоретико-методологические основы информационного обеспечения профессиональной подготовки будущего учителя в вариативном образовании: автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08. Калуга, 2001. 39 с.
- Прикот О.С. Методологические основания педагогической системологии : дисс.. .д-ра.пед.н. СПб., 1997. 303 с.
- Применение современных информационных технологии в образовании // Обучение для будущего: сб. тр. З- го учебно-методического семинара слушателей курсов программы Intel / составитель: С.А. Мельниченко- под редакцией С. М. Соломатина. Омск, 2005. 25 с.
- Проблемы качества подготовки специалистов в системе высшего педагогического образования: материалы науч. метод, конф. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. 18−19 апр. 259 с.
- Прокопьев И.И. Педагогика. Избранные лекции: учеб. пособие. В 3 ч. Ч. З Дидактика. Гродно: ГрГУ, 2000. 138 с.
- Прохоров А. О. Теоретические и практические аспекты проблемы психических состояний личности. Самара: Изд-во Самарского пед. ин-та., 1991. 113 с.
- Прохоров А.О. Психические состояния учителя и продуктивность урока//Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 17−22.
- Прохоров А.О., Дмитриева Л. М., Сережкина А. Е. Компьютеризация образования и проблема исследования психических состояний // Отчетная научно-методическая конференция. Казань, 1994. С. 29.
- Психологический словарь. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-ое изд. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
- Психология, словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, М., 1990, 430 с.
- Пушкарев А.Э. Дистанционное образование в системе повышения квалификации учителей. Электронный ресурс. // Вопросы Интернет-образования. URL: www.vio.fio.ru (дата обращения 17.11.2008).
- Пышкало A.M. Методическая система обучения геометрии в начальных классах : авторский доклад на соиск. уч. степ, д-ра пед. наук. Москва, 1975. 45 с.
- Радионов В.Е., Нетрадиционное педагогическое проектирование. СПб: СПбГТУ, 1996. 140с.
- Развитие методической системы преподавателя вуза в условиях освоения компьютерной технологии: учеб. пособ. / В. М. Монахов, Т. К. Смыковская, Е. О. Плешакова. Волгоград, 2000. 73 с.
- Разработка и внедрение электронных гиперссылочных учебников для разных форм обучения. Электронный ресурс. URL: http://cde.osu.ru/rec.doc (дата обращения 17.11.2008)
- Рапуто А.Г. Развитие визуально-образного мышления и навыков эффективного применения средств мультимедиа у учителей-предметников // Информатика и образование. 2007. № 7. С.72−77.
- Редько В.Г. Модели адаптивного поведения -естественнонаучный подход к развитию информационных технологий // Информационные технологии и вычислительные системы. 2004. №.1. С. 17−24.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. 205 с.
- Роберт И.В. Теоретические основы создания и использования средств информатизации образования: дисс.. докт. пед. наук: 13.00.02. Москва, 1994. 339 с.
- Роберт И.В., Козлов О. А. Концепция комплексной многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования // Информатика и образование. 2005. № 11. С. 3−11.
- Рогушина Ю.В. Внедрение современных Интернет-технологий в образовательный процесс Электронный ресурс. // Educational Technology & Society. 2008. № 11(3). URL: http://www.w3,org/TR/REC-html40. (дата обращения 7.07.2008).
- Российско-шведский проект «Социальное партнёрство в реформировании образования взрослых» // Новые знания. 2003. № 4. С.24−28.
- Рыжова Н.И. Профессиональная компетентность специалиста в области информационных технологий // Информатика и образование. 2007. № 8. С.121−122. .
- Свинторжицкая И. А. Методологические и педагогические основы человеческого измерения информационных технологий дистанционного обучения в высшей школе : автореф. дис.. д-ра пед. наук: 13. 00. Ставрополь, 2002. 37 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
- Семёнов A.JI. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. М.: Изд-во МИПКРО, 2000. 12 с.
- Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (Вопросы теории): монография. СПб-Волгоград: Перемена, 1997. 252 с.
- Сергеев Н.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя: дисс. в виде науч. докл.. докт. пед. наук. Волгоград, 1998. 79 с.
- Сибирская М.П. Теоретические основы проектирования педагогических технологий в процессе повышения квалификации специалистов профессионального образования : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08: СПб., 1998 357 с.
- Системные вопросы развития отечественного образования: Доклад рабочей группы Совета при президенте российской федерации по науке, технологиям и образованию. М.: 2005.
- Системы смешанного типа. Электронный ресурс.: Глобальная сеть дистанционного образования. URL: http://icdl.open.ac.uk/ (дата обращения 17.11.2008)
- Славин Б.Ф. Вопросы теории и практики целевого управления социальными процессами. М.: МГПИ, 1985. 141 с.
- Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 317 с.
- Смешанное обучение // «Э"(электронное) и „М"(мобильное) еврообразование“. 2007. № 2/3 URL: http://www.mesi.ru/press-centre/publications/?nid=388 (дата обращения 5.02.2008)
- Смолянинова О.Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.02: Санкт-Петербург, 2002. 504 с.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1988. 1600 с.
- Соколов А. Электронное обучение новая технология или новая парадигма? // Высшее образование в России. 2006. № 11. С.104−112.
- Софронова Н.В. Типология современных методов применения средств ИКТ в системе общего образования Электронный ресурс. // Интернет-журнал „Эйдос“. 2005 URL: http://www.eidos.m/iournal/2005/0521 .htm, (дата обращения 28.04.2006)
- Степанов А.Г. Объектно-ориентированный подход к отбору содержания обучения информатике СПб.: Политехника, 2005. 229 с.
- Степанова Т.А. Методическая система обучения курсу „Численные методы“ в условиях информационно-коммуникативной предметной среды : автореф. дисс. .канд. пед. наук. Красноярск, 2003. 23 с.
- Стиль человека- психологический анализ /под ред. А. В. Либина. М.: Смысл, 1998. 312 с
- Сухинин В. П. Методологические и психолого-педагогические основы проектирования систем дополнительного профессионального образования: учеб. пособие. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2005. 152 с.
- Схемы повышения квалификации в области ИКТ на базе образовательного учреждения Электронный ресурс.: Опорно-базовые школы г. Красноярска [сайт]. URL: kuk.kob.ru/KUK. (дата обращения 12.04.2008).
- Таирова Н.Ю. Развитие информационно-исследовательской компетентности преподавателя педагогического университета : автореф. дис.. канд. пед. наук Калиниград, 2001. 19 с.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования/ под ред. В. В. Краевского, И .Я Лернера. М.: Педагогика. 1983. 352 с.
- Технология дистанционного обучения. Электронный ресурс.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики [сайт]. URL: http://www.iet.mesi.ru/dis/31o.htm (дата обращения 22.09.2008).
- Тихомиров О. К., Бабанин Л. Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. М.: МГУ, 1986. 145 с.
- Тихомиров В.П. ДО: история, экономика, тенденции // Дистанционное обучение. 1997. № 2. С.18−21.
- Тихомиров О. К., Гурьева Л. П. Опыт анализа психологических последствий компьютеризации психодиагностической деятельности // Психол. журн. 1989. Т. 10. № 2. С. 33- 45.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. 272 с.
- Тихомиров O.K., Гурьева Л.П.Психологический анализ трудовой деятельности, опосредствованной компьютерами // Психологический журнал. 1986. № 5. С.34−37.
- Тихомирова Е.В. Смешанное обучение Электронный ресурс.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики [сайт]. URL: http://www.mesi.ru/press-centre/publications/?nid=388. (дата обращения 22.09.2008)
- Толочек В. JI. Стили профессиональной деятельности: Модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. М.: Смырл, 2000. 199 с.
- Топоркова О.В. Особенности взрослого учащегося и их учет в организации процесса обучения (на материале дополнительного образования взрослых Великобритании) Электронный ресурс.: URL: http://elib.vstu.ru/Open/3/R50.htm (дата обращения 17.11.2008).
- Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. 272 с.
- Фалина Ирина Николаевна. Методика выравнивающего и развивающего обучения информатике в физико-математических классах: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02: Москва, 2000. 139 с.
- Федотов A.M., Барахнин В. Б. Ресурсы Интернета как объект изучения Электронный ресурс. URL: http://emoe.com.Ua/taxonomy/term/216 (дата обращения 7.07.2008).
- Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.
- Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. 836 с.
- Холодная М. А. Когнитивные стили. СПБ: Питер. 2004. 384 с
- Хортон У., Хортон К. Электронное обучение: инструменты и технологии. М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005. 640 с.
- Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.
- Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. М.: ИОСО РАО, 2000. 304 с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. М.: ИОСО РАО, 2002. С. 135−157.
- Человек и ЭВМ: психол. проблемы автоматизации управления / под ред. О. К. Тихомирова. М.: Экономика, 1973. 183 с.
- Чернилевский Д.В., Морозов А. В. Креативная педагогика и психология. М.: Академический проект, 2004.560 с.
- Черноглазкин С.Ю. Творчество в учении и эффективность образования//Специалист. 2004. № 1. С13−17.
- Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Сентябрь, 1998. 144 с.
- Что такое повышение квалификации (ИИТО ЮНЕСКО) // Analytical survey Distance Education for the Information Society: Policies, Pedagogy and Professional Development. Moscow 2000, 86 pp., UNESCO Institute for Information Technologies in Education).
- Шевцова JI.A. К вопросу исследования готовности учителей к использованию новых информационных технологий. Электронный ресурс. URL: http://pedsovet.kob.ru/?main:=download&id:=35 (дата обращения 7.07.2008).
- Шкуратова И.М. Когнитивный стиль и общение. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, пед, ун-та, 1994. 155 с.
- Шмарион Ю. Комплекс непрерывного профессионального образования специалистов в области информационных и социальных технологий // Высшее образование в России. 2007. № 10. С.54−61.
- Щедровицкий Г. П. Принципы и общая схема методологической организации системных исследований и разработок. // Системные исследования. Ежегодник. 1981. М.: Наука, 1981. С. 193−225.
- Щенников С. А., Клеева Л. П. Система дополнительного открытого дистанционного образования в условиях перехода к экономике знаний // Дополнительное профессиональное образование, 2004. № 7 (11), С. 34.
- Щенников С., Клеева Л. Открытое дистанционное образование // Высшее образование в России. 2005. № 7. С. 30−34.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. 70 с.
- Юнина Е.А. Педагогическая психология: социально-личностное образование. Пермь: ПРИЛИТ, 2004. 92 с.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации и поведения человека. М.: Просвещение, 1969. 317 с.
- Япония Справочник. 2 ч. Под ред. Г. Ф. Кима, К. О. Саркисова, А. И. Сенаторова. М., 1992. С. 213−243
- Allinson, C.W., and Hayes, J. „The cognitive style index: a measure of intuition-analysis for organisational research“, Journal of Management Studies (33:1), January 1996, pp 119−135.
- Atherton, J.S. „Learning and Teaching: Pask and Laurillard“, 2003. Retrieved 28 June 2003, from http://www.dmu.ac.Uk/~jamesa/learning/pask.htm#serialists.
- Beder, H. W., and Darkenwald, G. G. „Differences between Teaching Adults and Pre-Adults: Some Propositions and Findings.“ ADULT EDUCATION 32, no. 2 (Spring 1982): 142−155. (ERIC No. EJ 262 809).
- Beiri, J. „Complexity-simplicity as a personality variable in cognitive and preferential behaviour“ Dorsey Press, Homewood, IL, 1961
- Dickinson, D. Positive trends in learning: meeting the needs of a rapidly changing world. //http://www.newhorizons.org/lifelong/senior/frontsenior.htm
- Drake R. A. Cognitive style induced by hemisphere priming: Consistent versus inconsistent self-report // Bull. Psychonom. Soc. 1988. V. 26. N4. P. 313—315.
- Dupagne, M., & Krendl, K.A. (1992). Teachers' attitudes toward computers: A review of the literature. Journal of Research on Computing in Education, 24(3), p. 420−429.
- Ely D.P. Educational Technology: Field of study // The International Encyclopedia of Education. Vol.3. Oxford: Pergamon press, 1985. P. 1616
- Eraut M. Educational Technology: Conceptual Frameworks and Historical Development // The International Encyclopedia of Education. Vol.3.-Oxford: Pergamon Press, 1985.-P. 1605
- Feuer, D., and Geber, B. „Second Thoughts about Adult Learning
- Theory.“ TRAINING 25, no. 12 (December 1988): 31−39. (ERIC No. EJ 381 416).
- Gorham, J. „Differences between Teaching Adults and Pre-Adults: A Closer Look.“ ADULT EDUCATION QUARTERLY 35, no. 4 (Summer 1985): 194−209. (ERIC No. EJ 317 833).
- Knowles Malcolm, Holton Elwood, Swanson Richard The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource
- Development (Managing Cultural Differences) 5th ed, Houston, TX: Gulf Publishing Company, 1998.
- Knowles, M. S. Modern Approaches in Adult Education. Association Press/FoUet, 1980.
- Knowles, M.S. The Modern Practice of Adult Education. From Pedagogy to Andragogy. -Chicago, 1980.
- Larsen W. W. The relationship of reflection-impulsivity to intelligence and field dependence in older adults // J. Psychol. 1982. V. 3. N 1. P. 31—34.
- Maurer M.M. Computer anxiety correlates and what they tell us: A literature review//Computers in Hum. Behav. 1994 v. 10. № 3 p.369−376
- Ouerton W., Byrnes J. P., O’Brien D. P. Developmental and individual differences in conditional reasoning: The role of contradiction training and cognitive style // Devel. Psychol. 1985. V. 21. N 4. P. 692—701.
- Piskurich George M. The AMA Handbook of ELearning, American Management Association. Published by AMACOM, AMA’s book division. 2003
- Purnima Valiathan. Blended Learning Models. Электронный ресурс.: //Learning Circuits for ASTD’s Source for E-learning. URL: http://www.learningcircuits.org/2002/aug2002/valiathan.html. (датаобращения 12.04.2009).313.
- Rozestraten R. J. A., Pottier A. Educational levels and field-dependent // field-independent perceptual style // Bull. Psychonom. Soc. 1988. V. 26. N. 3. P. 212−213.
- Stacey Elizabeth, Gerbic Philippa Success factors for blended learning// Proceedings ascilite Melbourne 2008: Concise paper: Stacey & Gerbic. pp. 964−968
- Spielberger C. The effects of anxiety on complex learning and academic achievement //Anxiety and Behavior. N.Y., 1966. P.230−265.
- The History of Blended Learning. The blended learning book. Электронный ресурс.
- Wardell D. M., Royce J. R. Toward a multifactor theory of styles and their relationship to cognition and affect // J. Pers. 1978. V. 46. N 3. P. 474−505.
- Willis, J. A recursive, reflective instructional design model based on constructivist-interpretiveist theory, Educational Technology, Vol. 35, No. 6, 1995
- Witkin H. A., Goodenough D. R. Cognitive Style // Psychol. Issues: Monograph 51. N. Y., 1982. 148 p.
- McKenna F. Measures of field dependence. Cognitive style or cognitive ability? // J. of Personality and Soc. Psychol. 1984. V. 47. N 3. P. 543−603.
- Статьи автора, опубликованные в журналах и трудах научных конференций и симпозиумов.
- Коваленко М.И. Повышение квалификации педагогов старшего возраста в области информационных технологий: методика, средства, эффективность. Ростов-на-Дону: ООО „Вуд“, 2009. 244 с.
- Коваленко М.И. О повышении квалификации преподавателей сельских школ в области ИКТ // Педагогическая информатика. 2006. № 4. С.44−49.
- Коваленко М.И. Методологические и методические аспекты повышения квалификации преподавателей старшего возраста в области информационных технологий обучения / Педагогическая информатика. 2007. № 4. С.76−80. (поступила в редакцию 14 ноября 2006 г.)
- Коваленко М.И. О влиянии мотивации и компьютерной тревожности преподавателя на развитие их ИКТ-компетентности //
- Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 9. С. 173−179.
- Коваленко М.И. Технологии смешанного обучения в непрерывном педагогическом образовании // Информатика и образование. 2009. № 10. С. 127−128.
- Коваленко М.И. Педагогическая система адаптивного обучения информационным и коммуникационным технологиям преподавателей старшего возраста // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2009. № 11. С.171−177.
- Коваленко М.И. О подготовке учителей информатики для сельских школ. // Информатизация сельской школы: сб.тр.: Всероссийский научно-методический симпозиум /МГОПУ им. М. А. Шолохова. Москва-Анапа, 2003. 22−26 сент. С.351−353.
- Коваленко М.И., Пекшева А. Г. Использование экспертных систем в профильном обучении информатике. // Информационные технологии в высшей и средней школе: сб. тр.: Всероссийская научно-практическая конференция. Нижневартовск, 2004. С.64−68 с.
- Коваленко М.И., Кривошлыкова С. В., Кузнецова Т. К. Из опыта преподавания информатики на факультете физического воспитания.
- Информационные технологии в высшей и средней школе: сб. тр.: Всероссийская научно-практическая конференция. Нижневартовск, 2004. С. 72−73.
- Коваленко М.И., Павлова Л. П., Кузнецова Т. К. Из опыта преподавания информатики в начальной школе // Информационные технологии в высшей и средней школе: сб. тр.: Всероссийская научно-практическая конференция. Нижневартовск, 2004. С 92−93.
- Коваленко М.И., Пекшева А. Г. Использование экспертных систем в профильном обучении школьников // Информатизация сельской школы: сб.тр.: 3-ий Всероссийский научно-методический симпозиум. Москва, 2005. С. 310−316.
- Коваленко М.И. Использование тренингов в подготовке будущих учителей информатики. // Информатизация сельской школы: сб.тр.: 3-ий Всероссийский научно-методический симпозиум. Москва, 2005. С. 487−489
- Коваленко М.И. Обучение информационным технологиям работников образования старшего возраста. // Информатизация образования-2006: сб.тр.: Международная научно-методическая конференция. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2006. Т.1. С.54−56.
- Коваленко М.И. О возможности использования опыта преподавателей старшего возраста в дистанционном обучении. // Южное (Ростовское) отделение Академии информатизации образования: сб.научн.тр.: Ростов-на-Дону: изд-во РГПУ, 2006. С. 18−22.
- Коваленко М.И., Чальцева А. С. Инструментальная компьютерная среда оценки качества знаний учащихся. // Информатизация образования-2006: сб.тр.: Международная научно-методическая конференция. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2006. Т.З. С.22−28.
- Коваленко М.И., Пекшева А. Г. Интегрированная олимпиада „Информатика +“ как средство углубления профильных знаний // Вестник МГОПУ им. Шолохова, серия „Информатика № 1“. М., 2006. № 3. С.183−188.
- Коваленко М.И. Система повышения квалификации преподавателей старшего возраста в РГПУ // Телематика- 2006: сб.тр.: XII Всероссийская научно-методическая конференция, С-Петербург, 2006. Т.2. С.409−411.
- Коваленко М.И., Чальцева А. С., Павлова Л. П. Создание экспертных систем для дидактической тестологии // Информатизация сельской школы: сб.тр.: IV Всероссийский научно-методический симпозиум. М., 2006. С. 330−340.
- Коваленко М.И., Медведева М.А. PYTHON как средство обучения программированию // Информатизация сельской школы: сб.тр.: IV Всероссийский научно-методический симпозиум. М., 2006. С.435−436.
- Коваленко М.И., Фомина Т. А. Подготовка и переподготовка сельских экономистов в области ИКТ. // Информатизация сельской школы: сб.тр.: IV Всероссийский научно-методический симпозиум. Москва, 2006. С.478−480.
- Коваленко М.И. Базовая модель смешанного обучения для повышения квалификации сельских учителей // Информатизация сельской школы: сб.тр.: IV Всероссийский научно-методический симпозиум. Москва, 2006. С.538−542.
- Коваленко М.И. Формирование ИКТ-компетентности преподавателей старшего возраста // Информационные технологии в педагогическом образовании: сб.тр.: Всероссийская научно-практическая конференция. Екатеринбург, 2005. С. 54−59
- Коваленко М.И., Чальцева А. С. Инструментальная компьютерная среда оценки качества знаний учащихся // Информатизация образования-2007: сб.тр.: Международная научно-практическая конференция. Калуга, 2007. 4.1, С.277−282.
- Коваленко М.И. Методологические аспекты выбора методов и средств повышения квалификации преподавателей в области ИКТ // Информатизация образования—2007: сб.тр.: Международная научно-практическая конференция. Калуга, 2007. 4.1. С.235−240.
- Коваленко М.И. Смешанные технологии повышении ИКТ-компетентности преподавателей // Современные информационные технологии в образовании: Южный Федеральный округ: сб.тр.: Научно-методическая конференция. Ростов-на-Дону, 2006. С.132−133.
- Коваленко М.И. и др. Об использовании электронных учебных пособий в смешанном обучении // Смешанное и корпоративное обучение: сб.тр.: Всероссийский научно-методический симпозиум, п. Дивноморское.- Ростов на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. С.148−152.
- Коваленко М.И., Метёлкнн A.JI. Особенности повышения квалификации сельских учителей в области ИКТ. // Педагогическая информатика. 2008. № 4. С. 17−21.
- Коваленко М.И., Метёлкин A.JI. Специфика повышения квалификации учителей сельских школ в области ИКТ. // Информатизация сельской школы: сб.научн.тр.: 5-й Всероссийский научно-методический симпозиум. Москва-Анапа, 2008. С.537−542.
- Коваленко М.И., Ромахова Н. В. Некоторые проблемы в преподавании школьного курса информатики. // Информатизация сельской школы: сб.научн.тр.: 5-й Всероссийский научно-методический симпозиум. Москва-Анапа, 2008. С.201−204.
- Коваленко М.И. Смешанные технологии в повышении ИКТ-компетентности преподавателей. // Современные информационные технологии: ЮФО: сб. научн. тр.: научно-методическая конференция. Ростов-на-Дону: Изд-во"ЦВВР», 2007. С.132−133.
- Коваленко М.И. О программной реализации дидактического тестирования/ Мальцева А. С., Коваленко М.И.//Педагогическая информатика № 2, 2008 С.48−53
- Коваленко М.И., Дубинин А. С. УМК «Открытое программное обеспечение» // Информатизация образования — 2008: материалы Международной научно-методической конференции. Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2008. С.82−83.
- Коваленко М.И., Драч И. Н. Использование свободно-распространяемого программного обеспечения' в учебныхзаведениях // Информатизация сельской школы: сб.научн.тр.: 6-й Всероссийский научно-методический симпозиум. Москва-Анапа, 2009. С.418−420.
- Коваленко М.И. Учебно-методическое обеспечение обучения взрослых. // Современные информационные технологии в образовании: Южный Федеральный округ: сб.научн.тр.: научно-методическая конференция. Ростов-на-Дону: ЮГИНФО, 2008. С.94−96.
- Коваленко М.И., Мареев В. И. Рольи место педагогического вуза в системе повышения квалификации учителей // Информаицонные технологии в образовании: сб. научн. тр.: 9-ая научно-практическая конференция-выставка. Ростов-на-Дону, 2009. С. 135.
- Коваленко М.И., Тухманов А. В. О роли олимпиад по программированию в самоопределении молодежи // Информаицонные технологии в образовании: сб. научн. тр.: 9-ая научно-практическая конференция-выставка. Ростов-на-Дону, 2009. С.133−134.
- Учебно-методические публикации
- Коваленко М.И. Методика преподавания информатики (избранные главы): методическое пособие для студентов, г. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2003. 55 с.
- Коваленко М.И. Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа (избранные главы): методическое пособие для студентов. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2004. 4.1. 30 с.
- Коваленко М.И. Материалы для контрольных работ по методике преподавания информатики : методическое пособие для студентов заочного отделения. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2003. 20 с.
- Коваленко М.И. Информационные системы: методическое пособие для студентов. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2005. 30 с.
- Коваленко М.И. Методика преподавания информатики (избранные главы): методическое пособие для студентов. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2005. 75 с.
- Коваленко М.И. Материалы для подготовки к госэкзамену по информатике. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006. 94 с.
- Коваленко М.И., Пекшева А. Г. Справочник учителя 1−11 классов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 318 с.
- Коваленко М.И., Горяинов B.C., Карайчев Г. В. Школьные олимпиады: физика, математика, информатика: 8−11 классы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 118 с.
- Коваленко М. И. Жадько Е.Г., Мамонов В. В. Школьные олимпиады: биология, химия, география: 8−11 классы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 214 с.
- Коваленко М.И. и др. Методические рекомендации к использованию мультимедийных средств в учебном процессе. Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. 62 с.
- Коваленко М.И. Обработка результатов физических экспериментов в среде MathCad. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2007. 50с.
- Коваленко М.И. Информационно-коммуникационные технологии в физике конденсированного состояния: курс лекций. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2007. 300 с.