В 1930 г. А. Н. Леонтьев уезжает из Москвы в Харьков и создает собственную научную школу, центральным для которой становится понятие не о знаке, а о практическом действии. В зависимость от действия ставятся речь и речевое общение, память, восприятие и другие психологические процессы. Уже тогда А. Н. Леонтьев рассматривал деятельность как главную образующую психики, движущую силу ее развития, опережающую на «один шаг» необходимый для ее обеспечения уровень психической жизни. Деятельность является и методом, позволяющим диагностировать появление психики, ее развитие и качественные изменения.
Таким образом, во главу своей методологии Леонтьев, как и С. Л. Рубинштейн, поставил проблему деятельности. Целью его исследований стала разработка структурного анализа деятельности, выделение в ней компонентов и уровней (особенная деятельность, действие, опера;
ция, психофизиологическая функция), которые образуют систему, функционирующую как целое. Особое место он отводил связи между строением деятельности и строением сознания («леонтьевская триада»: особенная деятельность — мотив, действие — цель, операция — задачи и условия).
В обобщающей работе «Деятельность. Сознание. Личность* (1975) особое внимание Леонтьев уделил системному характеру деятельности с ее внутренними переходами и превращениями, которые, однако, не являются спонтанными, а включены в систему общества. Раскрывая динамику формирования мотивов, превращения «знаемых» мотивов в «реально действующие», а также взаимосвязь мотивов и целей, Леонтьев доказывал ведущее значение культуры, межличностного общения для сложного процесса восхождения от индивида к личности. В этом же ряду стоят его исследования психологических механизмов восприятия искусства, передающего личностные смыслы от творца к слушателю.
На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание), производилось исследование сознания и личности. Концепция деятельности Леонтьева получила развитие в различных отраслях психологии (общей, детской, педагогической, медицинской, социальной), в свою очередь обогащавших ее новыми данными. Сформулированное Леонтьевым положение о ведущей деятельности и ее определяющем влиянии на развитие психики ребенка послужило основанием для концепции периодизации психического развития детей, выдвинутой Д. Б. Элькониным.