Педагогические условия современных инновационных процессов в начальной школе: На материалах школ г. Москвы
Диссертация
Кроме требований, предъявляемых к учителям начальных классов, участвующих в инновационных процессах школы, немаловажным оказался и психологический настрой в коллективе. Вот почему переход начальной школы на инновационный режим потребовал работы администрации с коллективом всего преподавательского состава и применения всех видов поддержки, контроля и стимулирования. Положительные изменения… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
- 1. Теоретическая база инновационных процессов в начальной школе
- 2. Педагогический инновационный опыт в отечественной и зарубежной практике
- 3. Проблемы и перспективы инновационных процессов
- Выводы по первой главе
- Глава 2. ОРГАНГОАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- 1. Организационно-педагогические условия инновационных процессов
- 2. Основные критерии инновационной деятельности учителя начальных классов
- 3. Образовательная программа ЦО «Вступление» как основа реализации инновационного процесса в начальной школе. .86. Выводы
Список литературы
- Абрамов Я. Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее. С.-Петербург, 1900. — 182 с.
- Абульханова-Славская К. А. Существует ли для психологии проблема индивида /Вопросы философии. 1972, № 7. 57 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.:Мысль, 1991.
- Абульханова-Славская К. А. Типология личности и гуманистический подход. Гуманистические проблемы психологической теории. М.:Наука, 1995.
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М., Политиздат. 1985. -157 с.
- Аганбегян А.Г. Управление и эффективность. М., 1991.
- Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1974.
- Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования (пер. с англ.) -М., 1993.
- Ю.Алешинцев И. А. История гимназического образования в России. -Спб, 1912.11 .Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979.
- Ананьев Б.Г. Психологическая структура человека как субъекта. -Человек и общество. Л., 1967.
- Ангеловский К. Учителя и инновации. Книга для учителя. М., Просвещение, 1991,-С.37.
- Андреева Г. М., Яноушека Я., Донцов А. И. Общение и оптимизация совместной деятельности. -М., 1987.
- Айзенк Дж. Проверьте свои способности. М., 1972. — 211 с.
- Фидрюхина Л.И. Культура и стиль: педагогические тональности. Екатеринбург: ИРРО, 1995, с. 40.
- Антология педагогической мысли России первой половины XIX в./Сост. Лебедев П. А. М., Педагогика, 1987. 302 с.
- Анисимов О.С. Методическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991.
- Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности. М., 1971.
- Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы (Психология формирования и развития личности). Под ред. Л. И. Анцыферовой. -М., 1981.
- Анциферова Л.И., Величковский Предисловие к монографии Х.Хенхаузена «Мотивация и деятельность».!. 1.М., 1986.
- Архангельский С.И., Михеев В. И., Машников С. А. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. М.: Знание, 1976
- Архангельский С.И., Михеев В. И. Теоретические основы научной организации педагогического исследования. М.: Знание, 1976.
- Асеев В.Г. Структура мотивации поведения. Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М., 1988.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984.
- Афанасьевых. Научное управление обществом. М., 1978.
- Бабанский Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов пединститутов. М.: Педагогика, 1988
- Бабанский Ю.К. О методологии комплексного решения проблемы «Совершенствование учебно-воспитательного процесса с целью повышения эффективности учения школьников». Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1974
- Бабанский Ю.К. Передовой опыт учителей и педагогическая наука. Сов. Педагогика. — 1977, -N11.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982.
- Бабушкин Г. Д. Взаимосвязь профессионального интереса и склонности педагогической деятельности //Вопросы психологии, 1987, № 2.
- Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. М., 1993.-25 с.
- Барабанщиков А. В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вуза/Советская педагогика -1981, № 1
- Батищев Г. М. Педагогическое экспериментирование. -Сов. педагогика. -1990, N11.
- Батищев Г. С. Найти и обрести себя. Вопросы философии, 1995, N3
- Батышев Ф.С. Школы коллективного передового опыта. Сов. педагогика. — 1978. — N 2.
- Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991.
- Березняк Е.С. Руководство современной школой. М., 1983.
- Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. С.-Петербург: Лениздат, 1992.
- Берне Р. Развитие Я концепция и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
- Бестужев-Лада И. Ю. Социальное управление: методы, ориентации, прогнозы //Проблемы теории и практики управления, 1989, № 4.
- Битинас Б.П., Китаева Л. И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы /Педагогика, 1993. № 2,10 с.
- Битюков А.О., Кочетков И. В. Школа учебы и школы творчества /Научно-исследовательская работа в системе подготовки учителя инновационного типа. Сб.науч.тр. ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1990. -20 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические сочинания. М., 1961. -412 с.
- Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1996.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.
- Бодрунов С.Д., Максимей И. В. Маркетинг информационных услуг: модели управления. М., 1992.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
- Боно Э. Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении. М., 1976, С. 13.
- Борисенков В.П. Школа России: прошлое и настоящее /Педагогика. 1993. № 4. — С.3−15.
- Ботвинников А.Д. Организация и методика педагогических исследований, М.: Би, 1981.
- Брушинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке. -Психологический журнал, 1991, Т. 12, N 6.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
- Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. -М., 1983.
- Буш Г. Я. Методологические основы научного управления изобретательством. Рига, 1974.
- Вайнцванг П. Десять заповедей творческой личности. М., 1990, С. 55.
- Вахрушев В. Принципы японского управления. М., 1992.
- Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. -М.: Педагогика, 1988.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987.
- Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1981.
- Вестник образования: официальное справочно-информационное издание МОПО РФ.М., 1997. № 6. С.39−52.
- Вентцель К.И. Новые пути воспитания и образования детей. М., 1912.-340 с.
- Вилюнас В.К. Психологические мотивы мотивации человека. М.: Педагогика, 1990.
- Внедрение достижений педагогики в практику школы /Под ред. В. Е. Гмурмана. М.: Педагогика, 1981.
- Внутришкольное управление: Теория и практика.// Под ред. Т. И. Шамовой. М., 1991.
- Вопросы методологии и методики педагогических исследований. Томск: изд-во Томского ун-та, 1974.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти томах. Т. 1, 2. М., 1982.
- Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1985.-261 с.
- Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: пер. с англ. М., 1991.
- Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.
- Габдуллин Г. Г. Перестройка школы: проблемы управления. Казань, 1990.
- Гальперин П.Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления. Вопросы психологии, 1982, № 5, С.80−84.
- Гальперин П.Я. Развитее исследований по формированию умственных действий. Психологическая наука в СССР. — М., 1959.
- Галимов Р. О восстановлении в Москве национальных школ /Аргамак. 1994, № 1. 150−153 с.
- Гвишиани Д.М. Организация управления. М., 1970.
- Герасимов И.Г. Научное исследование. М.: Политиздат, 1972.
- Гершунский Б.С. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика. Киев: Вища школа, 1986.
- Гершунский Б.С. Грамотность для XXI века /Сов. Педагогика, 1990, № 9. 58 с.
- Гершунский Б.С. Стратегический приоритет развития образования в России /Педагогика, 1993, 46 с.
- Стратегические приоритеты развития образования в России/Педагогика, 1996, No 5, С. 50.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. 41.
- Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. М.: Мир, 1992.
- Голубев Е.П. Как принять решение. М., 1990.
- Гоноболин Ф.Н. Педагогические способности и их классификация //Материалы конференции по проблемам способностей. М., 1970, С.91−94.
- Горальская А. Пути изучения творчества //Вопросы психологии, 1986, № 5.
- Грабарь М.И., Краснянская КА Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977.
- Грановская P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. С.-Петербург: OMS, 1994.
- Губанова Т. Типы школ России (школы педагогов-новаторов) /Учительская газета, 1992, № 10−11.
- Гуманизация и демократизация образования (инновации и нововведения). Омск, ОПИ, 1995. 61 с.
- Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
- Давыдова Н. А. Бойченко Н.А. Как быстро научиться интересно и эффективно обучать специалистов. Симферополь, 1992.
- Демолен Э. Новое воспитание. Реформа среднего образования с заменой классицизма более практическим обучением, имеющим в виду развитие духовных и физических способностей ученика. (Пер. с франц.) Под ред. В. Н. Линда. М., Книжное дело, 1900.
- Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991.
- Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. М., 1992.
- Днепров Э.Д. Частная школа на дыбе эпох /Частная школа, 1995. № 4.-43 с.
- Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М., 1996.- 173 с.
- Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М.: Статистика, 1977.
- Дьюи Д. Школа и общество. (Перд с англ. Г. А.Лучинского). -М., Гос. изд" 1925.-С.153.
- Егоров С.Ф. Теоретические проблемы содержания школьного образования в педагогике России конца XIX начала XX веков. М., 1978.-20 с.
- Журавлев В. И. Взаимосвязь педагогической науки и педагогической практики. М.: Педагогика, 1987.
- Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -М., 1976.
- Забродин Ю.М., Глоточкин А. Д., Сосновский Б. А. Базовая психологическая модель личности учителя. Педагогическое образование, 1991.
- Забродин Ю.М., Глоточкин А. Д., Сосновский Б. А. О психологической готовности учителя к педагогическойдеятельности. Качество подготовки учителя — предметника- Тез. докл. Всес. научно-практической конференции. М., 1991.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982.
- Загвязинский В.И. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1981.
- Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. М.- Знание, -/987.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.
- Загвязинский В.И. Учитель как иследователь. М.: Знание, 1980.
- Загвязинский В.И., Гильмонов С. Н. Творчество в управлении школой. М.: Педагогика, 1991.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» //Высшее образование в России, 1992, № 3.
- Занков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований. М.: Изд-во АПН РСФСР., 1962.
- Занков JI.B. Содружество ученого и учителя: Беседы с учителями. М.: Просвещение, 1991.
- Зверева В.И. Диагностика педагогической деятельности учителя. М.: Новая школа, 1995.
- Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. -Вопросы психопогии, 1991. № 2.
- Знаков В.В. Понимание в дознании и общении. М.: Би, 1994.
- Ильенков Э.В. Что же такое личность. С чего начинаетсяv.личность. М.: Политиздат, 1984.
- Ильясова И.И. Система эвристических приемов решения задач. М., 1992.
- Инновационое обучение: стратегия и практика. /Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1994.
- Инновации в школе: Характер и результаты //Народное образование, 1994, № 6, С. 16−27.
- Инновационные процессы в образовательных системах. Краснодар, 1994.
- Интенсификация учебно-воспитательного процесса в школе. -М., 1988.
- Исикава К. Японские методы управления качеством. М., 1988.
- Исследование проблемы психологии творчества. М., 1983.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Г. Педагогическое творчество. -М., 1990.
- Караковский В.А. Личность прежде всего воспитывается личностью. Развитие личности. Опыт. Проблемы. Поиски. М.: Центр инноваций в педагогике, 1994.
- Кареев Н.И. Основная цель общего, образования. Мир человека: Философия. Образование. Культура, 1994, № 1.
- Кармаев А.Г. Организационно-педагогические условия становления и развития образовательных учреждений нового типа. Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 1996. 23 с.
- Кармаев А.Г. Организационно-педагогические основы инновационных образовательных процессов в школе. Автореф. дисс. докт.пед.наук. М., 1997. 37 с.
- Карташов П.И. Внедрение рекомендации педагогической науки в практику: организационно-управленческий аспект. М.: Педагогика, 1984.
- Каспржак А.Г. Педагогическая гимназия. Книга для учителя. -М., 1992.
- Каспржак А.Г., Левит М. В., Фрумин И. Д. Инновационные школы как форпосты обновления образования //Инновационная деятельность в образовании, 1994, № 3.
- Каспржак А.Г. наука управлять (Из опыта работы руководителя инновационной школы // Директор школы, 1994, № 1.
- Категории материалистической диалектики в психопогии. М., 1988.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследований, игры и дискуссии /Анализ зарубежного опыта/. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.
- Кларин М.В. Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках. М.: Педагогика, 1994.
- Князева Е.Н., Курдюмов С. П. Интуиция как самодостраивание. Вопросы философии, 1994, № 2.
- Коджиспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994.
- Ковалев А. Г, Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Л.:ЛГУ, т.1- И, 1957−1960.
- Козулин А.В. Педагогические основы деятельности учебных заведений нового типа. Минск, 1995. 186 с.
- Л.Ф.Колесников, В. Н. Турченко, Л. К. Борисова. Эффективность образования. М., 1995, С. 5.
- Комков Н.И. Модели программно-целевого управления. М.: Наука, 1981. — 269 с.
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М., 1986.
- Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. М., 1982.
- Кондратенков А. Е. Труд и талант учителя. М., 1985.
- Концепция комплексного исследования по теме: «Новые принципы и технологии подготовки учителя в условиях перехода к непрерывному образованию». М., 1990.
- Кочетов А. И, Коломинский Я. Л. Педагогическая диагностика в школе. Минск: Народная света, 1987.
- Кочетов А.И. Педагогическое исследование. Рязань: Рязанский госпединститут, 1975.
- Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977.
- Караковский В. Школа на пороге перемен (беседа с директором школы № 825 г. Москвы) /"Аргументы и факты", 1988, № 4. С.2−4.
- Каллаш В.В. Из истории российской школы начала Х1Хвека. М., 1899.-46 с.
- Краевский В. В. Методология педагогического исследования. Самара: Изд-во Сам. ГПИ, 1994.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения /Методологический анализ/. М.: Педагогика. — 1977.
- Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М.: Педагогика, 1977.
- Краних Э. Свободная Вальдорфская школа Москва — центр Вальдорфской педагогики. М., 1992. — 112 с.
- Кривошеев В.Ф. и др. Концепция новой общеобразовательной школы (1−6+7−10+11−12). Псков, 1996.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. 254 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. -Л., 1985.
- Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.
- Леви Д. Церебральная асимметрия и эстетическое переживание. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М.: Мир, 1995.81. Левин ГД. Непрофессионалы в профессиональном споре. -Вопросы философии, № 1, 1996.
- Левшин Л.А. Логика педагогического процесса. М.: Знание, 1980.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., переработанное. М., Высшая школа, 1991. -123 с.
- Леонгард К. Акцентуирование личности. Киев: Вшца школа, 1989.
- Леонтьев А. И. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
- Лернер И.Я. О построении логики дидактического исследования. Сов. педагогика -1970, — № 5.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерность. М.:Педагогика, 1980. 156 с.
- Лейтес Н.С. Способности, труд, талант. М., 1961.
- Линецкий М.Л. Внушение. Знания. Вера. Киев: Политиздат Украины, 1988.
- Лихачев Д. Человек должен быть интеллигентен.//Учитель,№ 1, 1977. С.16−17.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991.
- Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии. -Психологический журнал, 1981. Т.2, № 5.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
- Лук А. Н. Творческое мышление. М., 1978.
- Луковников Н.Н. Методы исследования личности и коллектива. Калинин: Изд-во Калининского ун-та, 1990.
- Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1984.
- Маркова А. К. Исследование мотивации учебной деятельности идеи Л.С.Выготского. Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. М., 1981
- Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя. Педагогика, 1995, № 6.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
- Матросов В.Л., Сластенин В. А. Новой школе нового учителя. -Педагогическое образование, 1990. Вып. 1.
- Матейко А. Условия творческого труда. М., 1970.
- Матюшкин А.М. Психологические основы диагностики и развития творческих способностей в обучении /Проблемы способностей в советской психологии. Сб. научных трудов. М., 1984.
- Медреш Е. Очаги воспитания интеллектуальной культуры/Директор школы, 1994,№ 2-С.42−48.
- Методика прогнозирования развития школ (2000−2005 гг.) /Под ред. М.Костяшкина. М., 1982.
- Менеджмент в управлении школой /Научный ред. Т. И. Шамова. М.: МИП «Магистр», 1995.
- Методика педагогических исследований. Киев: Вища школа, 1976.
- Методологические и теоретические проблемы изучения, обобщения и использования передового педагогического опыта /Под ред. Э. Н. Моносзона, М. И. Скаткина, Я. С. Турбовского. М.: НИИОП, 1978.
- Методологические проблемы развития педагогической науки /Под ред. П. Р. Атугова и др. М.: Педагогика, 1985.197. 101. Методы педагогических исследований/Под ред.
- A.И.Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979.
- Методы системного педагогического исследования /Под ред.
- B.И.Журавлева. М.: Просвещение, 1972.
- Методы системного педагогического исследования /Под ред. Н. В. Кузьминой. -Д.: Изд-во ЛГУ, 1980.
- Миронов В.Б. Образование в истории человеческой цивилизации: эволюция и перспективы. Автореф.канд.пед.наук. М., 1991.-25 с.
- Миронов В.Б. Проблемы образования в капиталистических странах в условиях НТР //Образование в современном мире. М., 1986. С. 114/
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994.
- Моносзон Э.И. Методологические и теоретические вопросы изучения, обобщения и использование педагогического опыта . -Сов. педагогика. 1979, — № 2.
- Москвичев С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. Киев, 1975.
- Мышление учителя /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М: Педагогика, 1990.
- Научно-исследовательская работа в системе подготовки учителей инновационного опыта /Сб. научных трудов. Л.: ЛГПИ, 1990.
- На пути к новой школе. /Э.Р.Гречкина, Х. И. Лийметс, В. К. Руус и др.-М., 1988.
- Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. -М., 1989.
- Некрасова Н.И. В помощь педагогу, приступающему к экспериментально-исследовательской деятельности. Калининград, Б.и., 1989.
- Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984.
- Никандров Н.Д. На путях к гуманитарной педагогике /Советская педагогика. 1991. № 1. — 82 с.
- Никитин ЕЛ., Харламенкова Н. Е. Проблема самоутверждения личности в философии и психологии (к истории проблемы). -Вопросы философии, 1995, № 8.
- Нильсон О.А. Внедрение результатов педагогических исследований. Таллин: Валгус, 1971.
- О дидактических затруднениях в деятельности учителей и путях их преодоления /Отв. ред. Ю.КБабанский. М.: Изд-во НИИ школ МП РСФСР, 1974.
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. Вопросы психологии, 1995, № 2.
- Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. Дис. .докт. психол. наук. М., 1984.
- Орлова Т.В. Программно-целевой подход к становлению «и развитию образовательных учреждений. М., 1997. 315 с.
- Орлова Т.В. Развитие инновационного процесса в школе: Проблемы, состояние, прогноз. М.: МПГУ, 1995. — 80 с.
- Орлова Т.В. и др. Инновационный процесс в образовательной школе и пути его дальнейшего развития. М.: ИОО МО РФ, 1996. -33 с.
- Основы педагогического мастерства /Под ред. И. А. Зязюна. -Киев, 1987.
- Осницкий А.К., Проблемы исследования субъективной активности. Вопросы психологии, 1996, № 1.
- Павлов Т.Д. Информация, отражение, творчество. М., 1967, С.65−66.
- Палани М., Лекторский В. А., Аршинов В. И. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985.
- Паркинсон Д.Р. Люди сделают так, как захотите Вы. М.: Новости, 1993.
- Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1983.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. -М., 1992
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 121. Платонов К. К. О системе психологии. М., 1972.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1972.
- Полонский В.М. Критерии теоретической и практической значимости исследований, Советская педагогика, 1988, № 11. -1988, № 11.
- Полонский В.М. Методы исследования проблем образования . Педагогика. 1984, № 2.
- Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.
- Пономарев Я.А. Основные звенья психологического механизма творчества: Интуиция, логика, творчество. М., 1987.
- Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. -М.: Знание, 1987.
- Поташник М.М. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. Эксперимент в школьной практике. — М.: Б.и., 1991.
- Поташник М.М. Право на эксперимент. Народное образовано. -1989, № 9.
- Поташник М.М. Развитие школы как инновационный процесс. М.: Новая школа, 1994.
- Поташник М.М. Разумное сеять разумно. Народное образование. -1990, № 11.
- Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. М.: Новая школа, 1996. 317 с.
- Проблемы деятельности в советской психологии: Тезисы к 5-му Всесоюзному съезду общества психологов. Ч. 1, II. М., 1977.
- Проблемы научного творчества в современной психологии. 1., 1971.
- Программа ориентир психолого-педагогического образования учителя (базовый компонент). М., 1991.
- Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. М., 1981.
- Психология развивающейся личности /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987.
- Психология творчества /Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.
- Развитие исследовательской направленности учителя в процессе повышения квалификации. / Сост., Л. Л. Горбунова. Л.: НИИ общего образования взрослых АПН, 1990.
- Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. М., 1975.
- Раннее обучение и развитие ребенка. Авт.-сост. В. В. Кантан.М., 1998.-61 с.
- Режабек Е.А. Научный поиск. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1972.
- Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1994.
- Розет И.М. Психология фантазии: Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск, 1991.
- Роджерс Н. Творчество как усилие себя //Вопросы психологии, 1990, № 1, С.164−168.
- Российская школа на рубеже 90-х: социологический анализ /Под ред. В. С. Лазарева. М., РАО 1993. — 210 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1940
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир. Вопросы философии, 1976, № 7.
- Руденский Е.В. Основы психологической теории общения менеджера. Кемерово: ИУУ, 1995.
- Седов JI. Отзывы учеников и учителей о средней школе в Австрии. М., 1907. 410 с.
- Седов Л. Современное положение школы и учительства в Австрии. М., 1899. — 31 с.
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Выступление на секции «Психология творчества» при Московском отделении общества психологов СССР. Вопросы психологии, 1982, № 5.
- Симонов П.В. Мозг и творчество. Вопросы философии, 1992, № 11.
- Симонов П.В. Созидающий мозг. Нейробиологические основы творчества. М.: Наука, 1993.
- Симонов П.В. Сознание и сопереживание. Психологический журнал. М.: Наука, 1996, т. 17 № 3.
- Скалкова Я. и др. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика, 1989.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986.
- Скаткин М.Н. Об изучении, обобщении и внедрении передового педагогического опыта. М.: Просвещение, 1967.
- Скворцов Л. В. Культура самосознания. М.: Политзидат, 1989.
- Скульский Р.П. Учиться быть учителем. М., Педагогика, 1986.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976.
- Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа. Человек. 1994, № 5.
- Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. Вопросы психологии, 1986, № 6.
- Совершенствование учебно-воспитательного процесса: методология и методы исследования. Волгоград: ВГПИ, 1977.
- Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. М., 1995.
- Сорокин Н.А. Дипломные работы в педагогических ВУЗах. -М.: Просвещение, 1986.
- Соколова В.Н. Педагогическая эвристика. Введение в теорию и методику эвристической деятельности. М., 1995.
- Сосоновский Б.А. Мотив и смысл. М.: Прометей, 1993.
- Сосновский Б.А. О системе психолого-педагогической подготовки учителя. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы (Матер. Всес. научно-методич. конф.). М., 1991.
- Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое (пер. с посл.изд. М. Гловацкой). М., А. Я. Панафидин. -1900.-С.214.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.
- Степанов С. Очерк средней школы в Германии. Ее прошлое и настоящее. Спб., 1907. 259 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
- Сухо дольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1989.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. -Минск: Университетское, 1988.
- Теория и практика воспитательных систем /Ред. Кол.: Л. И. Новикова и др. М., ИТПИМО РАО, 1993. — Кн.1. — С.27.
- Теория и практика педагогического эксперимента. /Под ред.
- A.И.Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. T. l, М., 1985.
- Тернер Ф., Пеппель Э. Поэзия, мозг и время. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М.: Мир, 1995.
- Титович С.П. Актуальные проблемы школьного образования в ФРГ.-М., 1979.-14 с.
- Тюлю Г. М. Исследовательский подход в деятельности руководителя общеобразовательной школы: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1986. — 16 с.
- Управление школой: теоретические основы и методы /Под ред.
- B.С.Лазарева. М.:ЦС и ЭИ, 1997. 336 с.
- Ушинский К.Д. Наука и искусство воспитания. М.: Би, 1994.
- Ушинский К.Д. Собрание соч., М., 1948, Т.2, с. 64
- Фельдштейн Д.И. Проблема возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
- Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М.- Педагогика, -1981.
- Филиппов А.В. Работа с кадрами: Психологический аспект. -М., 1990.
- Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Свердловск: Би, 1990.
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. Для учителя. М., 1987.
- Франкл В. Человека в поисках смысла. М., 1990.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. М.: Педагогика, 1986, T.I.
- Хомерики О. Г, Поташник М. М., Лоренсов А. Б. Развитие школы как инновационный процесс. М.: Новая школа, 1994, — 61 с.
- Чаадаев ПЛ. Статьи и письма. М.: Современник, 1984.
- Чегодаев Н.М. и др. Моделирование инновационной деятельности в системе повышения квалификации: Монография. Новгород: РЦРО, 1996. — 311 с.
- Чегодаев Н. М. Инновационные процессы в системе повышения квалификации педагогических кадров. М.: ИОО МО РФ, 1992. -11 с.
- Чегодаев Н.М. Теоретические и организационно-педагогические основы инновационных процессов в системе последипломного образования педагогических кадров. Автореф. дисс. докт. пед.наук. С.-Петербург, 1997. 47 с.
- Челноков М.Б. Научное творчество и некоторые проблемы физики. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1992.
- Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989.
- Черепашенец Г. Р. Работа педагогического коллектива школы по изучению и распространению передового опыта. -М.: МГИУУ.
- Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности как системы. Психол. журнал. 1980. Т. 1. № 3.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993.
- Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. М.: Знание, 1985.
- Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989, с. 3
- Шамова Т.И. Исследовательские подходы в управлении школой. М.: Просвещение, 1991.
- Швальбе Б., Швальбе X. Личность. Карьера. Успех: Психология бизнеса. М.: Прогресс, 1993.
- Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973.
- Шикун А.Ф., Лейбович Х. И. Методология, методы и психология научного исследования. Тверь: Изд-во ТвГУ, 1995
- Шикун А.Ф. Основы гигиены умственного труда и быта студентов (слушателей). Тверь: Изд-во ТвГУ, 1990.
- Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М.: Советский писатель, 1990.
- Штульман Э.А. Методологический аппарат. Сов. педагогика. -1988,-№ 11.
- Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989.
- Щедровицкий П.Г. Кто первый сказал «а»? «Учительская газета, 1996 г., № 25 от 18.06.
- Эксперимент в школе: организация и управление /Под ред. М. М. Поташника. М.: Изд-во МПГИ, 1991.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М., 1978.
- Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. М., ЦСПО РСФСР, 1991. — С.10.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.
- Ямбург Е.А. Педагогический ансамбль школы. М., 1987.
- Ярошевский М.Г. Социальные и психологические координаты научного творчества. Вопросы философии, 1995, № 12.