Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Педагогические условия современных инновационных процессов в начальной школе: На материалах школ г. Москвы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме требований, предъявляемых к учителям начальных классов, участвующих в инновационных процессах школы, немаловажным оказался и психологический настрой в коллективе. Вот почему переход начальной школы на инновационный режим потребовал работы администрации с коллективом всего преподавательского состава и применения всех видов поддержки, контроля и стимулирования. Положительные изменения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
    • 1. Теоретическая база инновационных процессов в начальной школе
    • 2. Педагогический инновационный опыт в отечественной и зарубежной практике
    • 3. Проблемы и перспективы инновационных процессов
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. ОРГАНГОАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    • 1. Организационно-педагогические условия инновационных процессов
    • 2. Основные критерии инновационной деятельности учителя начальных классов
    • 3. Образовательная программа ЦО «Вступление» как основа реализации инновационного процесса в начальной школе. .86. Выводы

Педагогические условия современных инновационных процессов в начальной школе: На материалах школ г. Москвы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Инновационные процессы в начальной школе в современных условиях непосредственно связаны с обновлением всей общеобразовательной подготовки учащихся. Общеизвестно, что начальная школа является не только фундаментом общеобразовательной, но и базой для всестороннего развития личности молодого человека. Эти обстоятельства характеризуют тему данного исследования не только как весьма актуальную и весьма значимую для педагогической теории и практики, но и злободневную в сегодняшних условиях обновления содержания образования.

Актуальность данной темы связана также с изменениями, происходящими: во-первых, в области жизнеустройства России, всех ее социальных институтов, а именно — системы образования. Начальная школа, как первая ступень общеобразовательной школы, многими нитями связана с окружающей ее средой, поэтому все влияния извне проникают прежде всего в нее. Некоторые изменения требуют быстрых реакций на эти влияния, другие — требуют глубокого осмысления и предварительной подготовки в средствах и формах достижения. Образование как общественная функция должно следовать за изменениями в обществе и при этом влиять на него, на его развитие и изменение.

Закон Российской Федерации «Об образовании», принятый в 1992 году, в частности, определил социальный заказ общества: содержание образования на всех этапах призвано обеспечивать формирование человека «новой формации» — личностно-ориентированного, творческого, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Естественно, что формирование человека «новой формации» непосредственно связано с социально-экономическими и научнотехническими изменениями, происходящими в нашей стране, которые, в свою очередь, стимулировали создание новых типов учебных заведений, призванных совершенствовать структуру, формы, методы и средства учебно-воспитательной' деятельности конкретных педагогических коллективов.

Современная социально-политическая ситуация, создавшаяся в начале 90-х годов, позволила приступить к действительно глубоким и содержательным переменам в жизни общеобразовательной школы. Как следствие этого — последовательная ее демократизация, реальные возможности для быстрого развития инновационного и вариативного содержания и форм образования.

Анализ научной литературы и педагогической практики доказывает, что инновационные процессы, пронизывающие систему общего образования, помогают найти выход из застойного состояния, служат эффективным средством разрешения противоречий, перехода от констатации существующих проблем к поиску их рационального решения, что делает исследуемую нами проблему актуальной по всем содержательным аспектам начального образования.

Однако, современные инновационные начальные школы, как в Москве, так и в стране в целом, являются достаточно неоднородными и находятся, как известно, на переходном этапе своего становления. В целом они представляют собой многообразие организационно-педагогических, научно-методических подходов, неадаптированных к конкретным учебным программам, методам преподавания, где педагогические условия играют заметную роль в реализации основных содержательных принципов и направлений педагогических инноваций.

В своей работе мы исходили из положений известных ученых, рассматривающих общие вопросы инновационной педагогической деятельности. Например, в исследованиях В. И. Загвязинского, М. В. Кларина, Ю. Н. Кулюткина, Н. Д. Никандрова, М. Н. Поволяевой, В. А. Сластенина, И. Д. Чечель и др.- роль учителя в инновационном процессе, его профессионально-педагогическое становление и повышение профессиональной компетенции. В работах же О. А. Абдуллиной, Н. В. Александрова, Ю. С. Гончарова, В.А.Кан-Калика, Д. Г. Левитеса, Т. В. Мухлаевой, В. Н. Никитенко, И. Т. Огородникова, Т. В. Орловой, О. С. Орлова, В. К. Розова вопросы становления и повышения квалификации являются доминирующими.

Рассматривая данную проблему в преломлении современных процессов, характеризующих функциональные особенности начальной школы, мы исходили из того, что в отечественной педагогике накоплен довольно большой фонд исследований, который создал основу становления педагогической инноватики (А.А.Арланова, Ю. К. Бабанский, А. Н. Бойко, В. И. Гусев, В. И. Загвязинский, В. С. Лазарев, П. И. Третьякова, А. И. Иванов, А. Г. Кармаев, О. А. Кармаева, В. Ф. Кривошеев, А. Г. Каспржак, М. М. Поташник, М. И. Скаткин, Н. М. Чегодаев, Н. Р. Юсуфбекова, Е.А.Ямбург).

Исследования указанных ученых доказали необходимость упорядочения и регулирования инновационного процесса, его качественной апробации, придания ему глубины, системности и эффективности. В связи с этим возникла проблема оптимизации и классификации инновационных преобразований, прежде всего в начальной общеобразовательной школе.

Анализ имеющихся концепций развития инновационных школ свидетельствует о том, что не всегда педагогические коллективы умеют их реализовать и защитить, доказать их обоснованность. Все явственнее ощущается необходимость консолидации подобных коллективов, создания единого информационного пространства, оформления отдельных педагогических коллективов в целенаправленное общественно-педагогическое движение.

По нашему мнению, развитие инновационных процессов в системе начального образования тормозится такими факторами, как отсутствие научно-педагогического обеспечения инновационных процессовнесовершенство нормативно-правовой базынеурегулированность отношений между новой школой, государством и обществомотсутствие общенациональной государственной политики в сфере образования, отсутствие у руководителей и учителей инновационных начальных школ должного умения целеполагания инновационной деятельностинедостаток в квалифицированных педагогических кадрах и так далее.

Данное противоречие составляет проблему настоящего исследования, а объективные тенденции развития деятельности инновационных начальных общеобразовательных школ России, с одной стороны, и неразработанность педагогических условий совершенствования их деятельности, с другой, определили выбор темы: «Педагогические условия современных инновационных процессов в начальной школе».

Цель исследования-, определить основные педагогические условия совершенствования инновационных процессов в начальной школе.

Объектом исследования выступили инновационные процессы в начальной школе.

Предмет исследования: теоретические и организационно-педагогические условия инновационных процессов в начальной школе.

Гипотеза исследования основана на следующих предположениях, что инновационный процесс в начальной школе будет педагогически допустимым, если: будет достигнута высокая степень полноты, четкости и достоверности теоретико-методологического знания конкретного педагога о педагогических инновацияхопределены основные задачи единой инновационной политикибудут построены педагогически допустимые критерии отбора инноваций и новшеств на ранних этапах обучениявыдержано оптимальное соотношение традиционных и инновационных форм и методов преподаваниясформирована готовность учителей начальных классов к инновационной деятельностиинновационная среда взаимодействия субъектов образовательно-развивающей деятельности будет рассматриваться как гибкая, открытая и адаптивная система, ориентированная на вхождение педагога в процесс активного самообучения, осмысления им инновационных идей и тенденцийсубъекты инновационной деятельности будут иметь постоянную мотивацию на развитие, действенно участвовать в целевом планировании организационно-педагогических мероприятий, направленных на их развитие.

В соответствии с проблемой, целью, гипотезой нами определены следующие задачи исследования:

Проанализировать и обобщить, выявить ведущие тенденции практики инновационной деятельности в целом.

Исследовать и научно обосновать организационно-педагогические условия, обеспечивающие развитие инновационной практики в начальной школе.

Определить основные примерные критерии инновационной деятельности учителя начальных классов.

Разработать организационно-педагогическую модель функционирования начальной школы в режиме инновационного развития.

Сформулировать конкретные предложения по совершенствованию учебных планов и программ, обеспечивающих реализацию выбранной модели в адрес органов управления и руководителей общеобразовательных школ.

Методологическую основу исследования определяют важнейшие положения философской и педагогической антропологии о креативной природе человека, о творческом потенциале гуманистической образовательной парадигмы, теория развивающего обучения, теоретические основы педагогической инноватики.

Основными теоретическими положениями, с позиций которых анализируются и оцениваются педагогические факты, а также инструментом анализа является система общедидактических положений о сущности педагогического процесса и личности, деятельностной природе воспитания и развития личности, социальной детерминированности педагогических явлений.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования в нашей работе использовались различные методы:

— теоретический анализ психолого-педагогической литературы, раскрывающий системный подход к решению педагогических инновационных проблем, философской литературы, раскрывающей общенаучные подходы к моделированию образовательных систем;

— исследовательский (для изучения сущности образовательных инноваций);

— интервьюирование школьных психологов, педагогов, методистов, родителей, реализующих программы образовательных учреждений, перешедших в режим развития;

— мониторинговый, включающий диагностику и коррекцию развития личности в условиях инновационного обучения;

— теоретический поиск (аналитико-синтетическая деятельность, систематизация, педагогическое моделирование) — -и другие.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в ней:

— выявлены и сформулированы основные тенденции совершенствования развития инновационных процессов в начальной школе;

— теоретически обоснована в реальной социокультурной среде зависимость инновационных процессов от субъективно-творческой позиции педагога;

— определены основные критерии инновационной деятельности учителя начальных классов;

— разработана содержательно-конструктивная модель инновационного процесса в начальной школе.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в научном обосновании педагогических основ инновационных процессов в начальной школе, обеспечивающих эффективность образовательного процесса в современных условиях.

Практическая значимость исследования, по нашему убеждению, определяется тем, что:

— научные результаты исследования, содержащиеся в диссертации и публикациях автора, свидетельствуют о существенном повышении результативности инновационных процессов в начальной школе и, как следствие, эффективности функционирования общеобразовательной школы в целом;

— разработана и внедрена примерная технология проектирования модели инновационного педагогического процесса в начальной школе;

— разработаны рекомендации для руководителей школ, работающих в инновационном режиме, по определению основных критериев деятельности учителя начальных классов.

Исследование проводилось в три этапа с 1996 по 1999 гг. На первом этапе изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература по проблеме, проводился анализ теории и практики инновационных процессов, опыт управления инновационной деятельностью в школах России и за ее пределами, определялась методологическая база исследования, была выдвинута исходная гипотеза.

На втором этапе исследования уточнялись понятийный аппарат и гипотеза исследования, проходили экспериментальную проверку и реализацию рабочие программы, учебные планы инновационных начальных школ, входящих в модельшла разработка критериев инновационной деятельности учителя начальной школы — участника образовательного процесса.

Третий этап был посвящен коррекции функционирования модели, содержания образовательно-воспитательных программ, проведен анализ результатов, полученных в ходе их апробацииопределились основные направления развития инновационных процессов в современной начальной школе. На третьем, завершающем этапе были сделаны обобщения основных рекомендаций и выводов диссертационного исследования, оформлен текст диссертации и ее авторферат.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью его положений, опирающихся на устоявшиеся и общепринятые идеи, законы и принципы философии, психологии и педагогики, соответствием выбранных методов целям и содержанию исследования, разнообразием привлеченных источников, успешным апробированием основных положений в ходе экспериментальной проверки, практикой работы соискателя в качестве учителя начальных классов (1992;1996 гг.) и директора образовательного центра «ясли-детский сад-начальная школа» (с 1996 г. по настоящее время).

На защиту выносятся следующие положения:

Организационно-педагогические условия инновационных процессов в начальной школе.

Критерии эффективности инновационной деятельности учителя начальных классов.

Образовательная программа как основа реализации инновационного процесса в начальной школе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные направления, ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории начального обучения Института общего образования Министерства общего и профессионального образования России, на семинарах и педагогических советах, методических объединениях учителей начальных классов Южного учебного округа г. Москвы, а также в публикациях автора в педагогической прессе.

Положения, выносимые на защиту, легли в основу деятельности образовательного центра «Вступление» г. Москвы в 1996 г.

Базой исследования явились начальные классы общеобразовательных школ №№ 1272, 505, 1180, школы-пансионы «Феникс», «Альфа», Центр образования «Вступление» (комплекс «яслидетский сад — начальная школа») г. Москвы.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ:

Если говорить об общей ориентированности инновационных процессов, то здесь мы ставим на первое место педагогическую категорию воспитательной системы и ее управляемость. Именно ей важно придать гуманистическую направленность, для которой характерно: наличие целостного образа собственного образовательного учреждения, учет специфики национальных, региональных и других особенностей социумаздоровый образ жизни, в котором преобладают позитивные ценности, динамизм, оптимистичный настрой, интеграция групповых и индивидуальных воздействий на ученика, педагогически целесообразная организация школьной среды (предметно-эстетической, пространственной, духовной).

В целом, как показало исследование вопросов второй главы, цели, поставленные перед начальной школой в современных условиях, требуют ее системных преобразований. В связи с этим необходимо изменение содержания образования, а также налаживание принципиально новых связей между всеми участниками учебно-воспитательного процессаучителями, воспитателями, администрацией школы.

Несмотря на трудности разного толка, сложившиеся в отечественном образовании, российская начальная школа постепенно твердо встает на ноги, чтобы идти вперед. Образование становится более многоликим, многообразным и многоукладным. Школа обретает свободу и самостоятельность, а педагог «собственное лицо». Вместе они реально поворачиваются к ребенку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного многолетнего исследования автор предпринял попытку сформулировать основные выводы и конкретные рекомендации в адрес учителей начальных классов школ, работающих и начинающих работать в инновационном режиме.

В частности отмечается, что педагогические условия современных инновационных процессов в начальной школе непосредственно связаны с личностью учителя, его научно-методическим обеспечением и уровнем управления со стороны администрации школы, а также методических служб округов города Москвы.

Проведенное исследование показало, что понятие новое не всегда означает прогрессивное или передовое, т.к. последнее чаще всего подразумевает особые условия внедрения традиционного. Ведь в отечественной педагогике всегда во главу угла ставилось понимание ребенка, умение общаться с ним, развивать заложенные способности и природный дар. Эти задачи педагога получают новую окраску в изменениях педагогических систем, концепций и образовательных программ.

Автор считает, что особенностью инновационного процесса в начальной школе является его организационная поэтапность. Так, в 1995/96 учебном году в него включилась лишь половина учителей начальных классов школ, где проводился эксперимент (т.е. 42 из 86), в 1996/97 учебном году присоединились еще двадцать, и только в 1997/98 учебном году в него влились остальные 24.

Кроме требований, предъявляемых к учителям начальных классов, участвующих в инновационных процессах школы, немаловажным оказался и психологический настрой в коллективе. Вот почему переход начальной школы на инновационный режим потребовал работы администрации с коллективом всего преподавательского состава и применения всех видов поддержки, контроля и стимулирования. Положительные изменения, достигнутые в ходе исследования, явились следствием непосредственной педагогической практики самого автора. В заключении также отмечается, что результаты проведенного исследования подтвердили правильность гипотезы, положенной в его основу.

Инновационный процесс в начальной школе будет педагогически допустимым при соблюдении следующих условий, т. е. если:

— будет достигнута высокая степень полноты, четкости и достоверности теоретико-методологического знания конкретного педагога о педагогических инновацияхопределены основные задачи единой инновационной политики;

— будут построены педагогически допустимые критерии отбора инноваций и новшеств на ранних этапах обучениявыдержано оптимальное соотношение традиционных и инновационных форм и методов преподаваниясформирована готовность учителей начальных классов к инновационной деятельности;

— инновационная среда взаимодействия субъектов образовательно-развивающей деятельности будет рассматриваться как гибкая, открытая и адаптивная система, ориентированная на вхождение педагога в процесс активного самообучения, осмысления им инновационных идей и тенденций;

— субъекты инновационной деятельности будут иметь постоянную мотивацию на развитие, действенно участвовать в целевом планировании организационно-педагогических мероприятий, направленных на их развитие.

Уместно отметить, что настоящая работа не претендует на полноту решения рассматриваемой проблемы, дальнейшее исследование может быть направлено, на решение не менее важных вопросов, прежде всего, профессиональной подготовки учителей начальных классов к ведению инновационной работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Я. Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее. С.-Петербург, 1900. — 182 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Существует ли для психологии проблема индивида /Вопросы философии. 1972, № 7. 57 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.:Мысль, 1991.
  5. Абульханова-Славская К. А. Типология личности и гуманистический подход. Гуманистические проблемы психологической теории. М.:Наука, 1995.
  6. А.Н. Системное познание мира. М., Политиздат. 1985. -157 с.
  7. А.Г. Управление и эффективность. М., 1991.
  8. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1974.
  9. . Вклад в будущее: приоритет образования (пер. с англ.) -М., 1993.
  10. Ю.Алешинцев И. А. История гимназического образования в России. -Спб, 1912.11 .Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М., 1979.
  11. .Г. Психологическая структура человека как субъекта. -Человек и общество. Л., 1967.
  12. К. Учителя и инновации. Книга для учителя. М., Просвещение, 1991,-С.37.
  13. Г. М., Яноушека Я., Донцов А. И. Общение и оптимизация совместной деятельности. -М., 1987.
  14. Дж. Проверьте свои способности. М., 1972. — 211 с.
  15. Л.И. Культура и стиль: педагогические тональности. Екатеринбург: ИРРО, 1995, с. 40.
  16. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в./Сост. Лебедев П. А. М., Педагогика, 1987. 302 с.
  17. О.С. Методическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991.
  18. Е.А. Социальная роль и активность личности. М., 1971.
  19. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы (Психология формирования и развития личности). Под ред. Л. И. Анцыферовой. -М., 1981.
  20. Л.И., Величковский Предисловие к монографии Х.Хенхаузена «Мотивация и деятельность».!. 1.М., 1986.
  21. С.И., Михеев В. И., Машников С. А. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. М.: Знание, 1976
  22. С.И., Михеев В. И. Теоретические основы научной организации педагогического исследования. М.: Знание, 1976.
  23. В.Г. Структура мотивации поведения. Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М., 1988.
  24. А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
  25. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во МГУ, 1984.
  26. Афанасьевых. Научное управление обществом. М., 1978.
  27. Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов пединститутов. М.: Педагогика, 1988
  28. Ю.К. О методологии комплексного решения проблемы «Совершенствование учебно-воспитательного процесса с целью повышения эффективности учения школьников». Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1974
  29. Ю.К. Передовой опыт учителей и педагогическая наука. Сов. Педагогика. — 1977, -N11.
  30. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982.
  31. Г. Д. Взаимосвязь профессионального интереса и склонности педагогической деятельности //Вопросы психологии, 1987, № 2.
  32. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. М., 1993.-25 с.
  33. А. В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вуза/Советская педагогика -1981, № 1
  34. Г. М. Педагогическое экспериментирование. -Сов. педагогика. -1990, N11.
  35. Г. С. Найти и обрести себя. Вопросы философии, 1995, N3
  36. Ф.С. Школы коллективного передового опыта. Сов. педагогика. — 1978. — N 2.
  37. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. М., 1991.
  38. Е.С. Руководство современной школой. М., 1983.
  39. Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.
  40. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. С.-Петербург: Лениздат, 1992.
  41. Р. Развитие Я концепция и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
  42. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  43. Бестужев-Лада И. Ю. Социальное управление: методы, ориентации, прогнозы //Проблемы теории и практики управления, 1989, № 4.
  44. .П., Китаева Л. И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы /Педагогика, 1993. № 2,10 с.
  45. А.О., Кочетков И. В. Школа учебы и школы творчества /Научно-исследовательская работа в системе подготовки учителя инновационного типа. Сб.науч.тр. ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1990. -20 с.
  46. П.П. Избранные педагогические сочинания. М., 1961. -412 с.
  47. С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990.
  48. А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1996.
  49. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
  50. Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.
  51. С.Д., Максимей И. В. Маркетинг информационных услуг: модели управления. М., 1992.
  52. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  53. Э. Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении. М., 1976, С. 13.
  54. В.П. Школа России: прошлое и настоящее /Педагогика. 1993. № 4. — С.3−15.
  55. А.Д. Организация и методика педагогических исследований, М.: Би, 1981.
  56. А.В. Проблема субъекта в психологической науке. -Психологический журнал, 1991, Т. 12, N 6.
  57. А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979.
  58. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. -М., 1983.
  59. Буш Г. Я. Методологические основы научного управления изобретательством. Рига, 1974.
  60. П. Десять заповедей творческой личности. М., 1990, С. 55.
  61. В. Принципы японского управления. М., 1992.
  62. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. -М.: Педагогика, 1988.
  63. М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987.
  64. С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1981.
  65. Вестник образования: официальное справочно-информационное издание МОПО РФ.М., 1997. № 6. С.39−52.
  66. К.И. Новые пути воспитания и образования детей. М., 1912.-340 с.
  67. В.К. Психологические мотивы мотивации человека. М.: Педагогика, 1990.
  68. Внедрение достижений педагогики в практику школы /Под ред. В. Е. Гмурмана. М.: Педагогика, 1981.
  69. Внутришкольное управление: Теория и практика.// Под ред. Т. И. Шамовой. М., 1991.
  70. Вопросы методологии и методики педагогических исследований. Томск: изд-во Томского ун-та, 1974.
  71. Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти томах. Т. 1, 2. М., 1982.
  72. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1985.-261 с.
  73. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: пер. с англ. М., 1991.
  74. Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.
  75. Г. Г. Перестройка школы: проблемы управления. Казань, 1990.
  76. П.Я., Котик Н. Р. К психологии творческого мышления. Вопросы психологии, 1982, № 5, С.80−84.
  77. П.Я. Развитее исследований по формированию умственных действий. Психологическая наука в СССР. — М., 1959.
  78. Р. О восстановлении в Москве национальных школ /Аргамак. 1994, № 1. 150−153 с.
  79. Д.М. Организация управления. М., 1970.
  80. И.Г. Научное исследование. М.: Политиздат, 1972.
  81. .С. Педагогическая прогностика: Методология, теория, практика. Киев: Вища школа, 1986.
  82. .С. Грамотность для XXI века /Сов. Педагогика, 1990, № 9. 58 с.
  83. .С. Стратегический приоритет развития образования в России /Педагогика, 1993, 46 с.
  84. Стратегические приоритеты развития образования в России/Педагогика, 1996, No 5, С. 50.
  85. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995.
  86. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. 41.
  87. . Что такое психология: в 2 т. М.: Мир, 1992.
  88. Е.П. Как принять решение. М., 1990.
  89. Ф.Н. Педагогические способности и их классификация //Материалы конференции по проблемам способностей. М., 1970, С.91−94.
  90. А. Пути изучения творчества //Вопросы психологии, 1986, № 5.
  91. М.И., Краснянская КА Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1977.
  92. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. С.-Петербург: OMS, 1994.
  93. Т. Типы школ России (школы педагогов-новаторов) /Учительская газета, 1992, № 10−11.
  94. Гуманизация и демократизация образования (инновации и нововведения). Омск, ОПИ, 1995. 61 с.
  95. Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994.
  96. В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
  97. Н. А. Бойченко Н.А. Как быстро научиться интересно и эффективно обучать специалистов. Симферополь, 1992.
  98. Э. Новое воспитание. Реформа среднего образования с заменой классицизма более практическим обучением, имеющим в виду развитие духовных и физических способностей ученика. (Пер. с франц.) Под ред. В. Н. Линда. М., Книжное дело, 1900.
  99. У. Психология. М.: Педагогика, 1991.
  100. А.Н. Зарубежная школа: история и современность. М., 1992.
  101. Э.Д. Частная школа на дыбе эпох /Частная школа, 1995. № 4.-43 с.
  102. Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». М., 1996.- 173 с.
  103. Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М.: Статистика, 1977.
  104. Д. Школа и общество. (Перд с англ. Г. А.Лучинского). -М., Гос. изд" 1925.-С.153.
  105. С.Ф. Теоретические проблемы содержания школьного образования в педагогике России конца XIX начала XX веков. М., 1978.-20 с.
  106. В. И. Взаимосвязь педагогической науки и педагогической практики. М.: Педагогика, 1987.
  107. Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. -М., 1976.
  108. Ю.М., Глоточкин А. Д., Сосновский Б. А. Базовая психологическая модель личности учителя. Педагогическое образование, 1991.
  109. Ю.М., Глоточкин А. Д., Сосновский Б. А. О психологической готовности учителя к педагогическойдеятельности. Качество подготовки учителя — предметника- Тез. докл. Всес. научно-практической конференции. М., 1991.
  110. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982.
  111. В.И. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1981.
  112. В.И. Педагогическое предвидение. М.- Знание, -/987.
  113. В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987.
  114. В.И. Учитель как иследователь. М.: Знание, 1980.
  115. В.И., Гильмонов С. Н. Творчество в управлении школой. М.: Педагогика, 1991.
  116. Закон Российской Федерации «Об образовании» //Высшее образование в России, 1992, № 3.
  117. Л.В. О предмете и методах дидактических исследований. М.: Изд-во АПН РСФСР., 1962.
  118. JI.B. Содружество ученого и учителя: Беседы с учителями. М.: Просвещение, 1991.
  119. В.И. Диагностика педагогической деятельности учителя. М.: Новая школа, 1995.
  120. В.П. Миры сознания и структура сознания. -Вопросы психопогии, 1991. № 2.
  121. В.В. Понимание в дознании и общении. М.: Би, 1994.
  122. Э.В. Что же такое личность. С чего начинаетсяv.личность. М.: Политиздат, 1984.
  123. И.И. Система эвристических приемов решения задач. М., 1992.
  124. Инновационое обучение: стратегия и практика. /Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1994.
  125. Инновации в школе: Характер и результаты //Народное образование, 1994, № 6, С. 16−27.
  126. Инновационные процессы в образовательных системах. Краснодар, 1994.
  127. Интенсификация учебно-воспитательного процесса в школе. -М., 1988.
  128. К. Японские методы управления качеством. М., 1988.
  129. Исследование проблемы психологии творчества. М., 1983.
  130. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Г. Педагогическое творчество. -М., 1990.
  131. В.А. Личность прежде всего воспитывается личностью. Развитие личности. Опыт. Проблемы. Поиски. М.: Центр инноваций в педагогике, 1994.
  132. Н.И. Основная цель общего, образования. Мир человека: Философия. Образование. Культура, 1994, № 1.
  133. А.Г. Организационно-педагогические условия становления и развития образовательных учреждений нового типа. Автореф. дисс. канд.пед.наук. М., 1996. 23 с.
  134. А.Г. Организационно-педагогические основы инновационных образовательных процессов в школе. Автореф. дисс. докт.пед.наук. М., 1997. 37 с.
  135. П.И. Внедрение рекомендации педагогической науки в практику: организационно-управленческий аспект. М.: Педагогика, 1984.
  136. А.Г. Педагогическая гимназия. Книга для учителя. -М., 1992.
  137. А.Г., Левит М. В., Фрумин И. Д. Инновационные школы как форпосты обновления образования //Инновационная деятельность в образовании, 1994, № 3.
  138. А.Г. наука управлять (Из опыта работы руководителя инновационной школы // Директор школы, 1994, № 1.
  139. Категории материалистической диалектики в психопогии. М., 1988.
  140. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследований, игры и дискуссии /Анализ зарубежного опыта/. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.
  141. М.В. Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках. М.: Педагогика, 1994.
  142. Е.Н., Курдюмов С. П. Интуиция как самодостраивание. Вопросы философии, 1994, № 2.
  143. Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994.
  144. Ковалев А. Г, Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Л.:ЛГУ, т.1- И, 1957−1960.
  145. А.В. Педагогические основы деятельности учебных заведений нового типа. Минск, 1995. 186 с.
  146. Л.Ф.Колесников, В. Н. Турченко, Л. К. Борисова. Эффективность образования. М., 1995, С. 5.
  147. Н.И. Модели программно-целевого управления. М.: Наука, 1981. — 269 с.
  148. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М., 1986.
  149. М.И. Теоретические основы школоведения. М., 1982.
  150. Кондратенков А. Е. Труд и талант учителя. М., 1985.
  151. Концепция комплексного исследования по теме: «Новые принципы и технологии подготовки учителя в условиях перехода к непрерывному образованию». М., 1990.
  152. Кочетов А. И, Коломинский Я. Л. Педагогическая диагностика в школе. Минск: Народная света, 1987.
  153. А.И. Педагогическое исследование. Рязань: Рязанский госпединститут, 1975.
  154. М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977.
  155. В. Школа на пороге перемен (беседа с директором школы № 825 г. Москвы) /"Аргументы и факты", 1988, № 4. С.2−4.
  156. В.В. Из истории российской школы начала Х1Хвека. М., 1899.-46 с.
  157. В. В. Методология педагогического исследования. Самара: Изд-во Сам. ГПИ, 1994.
  158. В.В. Проблемы научного обоснования обучения /Методологический анализ/. М.: Педагогика. — 1977.
  159. В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М.: Педагогика, 1977.
  160. Э. Свободная Вальдорфская школа Москва — центр Вальдорфской педагогики. М., 1992. — 112 с.
  161. В.Ф. и др. Концепция новой общеобразовательной школы (1−6+7−10+11−12). Псков, 1996.
  162. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. 254 с.
  163. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.
  164. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. -Л., 1985.
  165. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.
  166. Д. Церебральная асимметрия и эстетическое переживание. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М.: Мир, 1995.81. Левин ГД. Непрофессионалы в профессиональном споре. -Вопросы философии, № 1, 1996.
  167. Л.А. Логика педагогического процесса. М.: Знание, 1980.
  168. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., переработанное. М., Высшая школа, 1991. -123 с.
  169. К. Акцентуирование личности. Киев: Вшца школа, 1989.
  170. А. И. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.
  171. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971.
  172. И.Я. О построении логики дидактического исследования. Сов. педагогика -1970, — № 5.
  173. И.Я. Процесс обучения и его закономерность. М.:Педагогика, 1980. 156 с.
  174. Н.С. Способности, труд, талант. М., 1961.
  175. М.Л. Внушение. Знания. Вера. Киев: Политиздат Украины, 1988.
  176. Д. Человек должен быть интеллигентен.//Учитель,№ 1, 1977. С.16−17.
  177. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991.
  178. .Ф. К проблеме деятельности в психологии. -Психологический журнал, 1981. Т.2, № 5.
  179. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  180. Лук А. Н. Творческое мышление. М., 1978.
  181. Н.Н. Методы исследования личности и коллектива. Калинин: Изд-во Калининского ун-та, 1990.
  182. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1984.
  183. А. К. Исследование мотивации учебной деятельности идеи Л.С.Выготского. Научное творчество Л. С. Выготского и современная психология. М., 1981
  184. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя. Педагогика, 1995, № 6.
  185. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.
  186. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  187. В.Л., Сластенин В. А. Новой школе нового учителя. -Педагогическое образование, 1990. Вып. 1.
  188. А. Условия творческого труда. М., 1970.
  189. А.М. Психологические основы диагностики и развития творческих способностей в обучении /Проблемы способностей в советской психологии. Сб. научных трудов. М., 1984.
  190. Е. Очаги воспитания интеллектуальной культуры/Директор школы, 1994,№ 2-С.42−48.
  191. Методика прогнозирования развития школ (2000−2005 гг.) /Под ред. М.Костяшкина. М., 1982.
  192. Менеджмент в управлении школой /Научный ред. Т. И. Шамова. М.: МИП «Магистр», 1995.
  193. Методика педагогических исследований. Киев: Вища школа, 1976.
  194. Методологические и теоретические проблемы изучения, обобщения и использования передового педагогического опыта /Под ред. Э. Н. Моносзона, М. И. Скаткина, Я. С. Турбовского. М.: НИИОП, 1978.
  195. Методологические проблемы развития педагогической науки /Под ред. П. Р. Атугова и др. М.: Педагогика, 1985.197. 101. Методы педагогических исследований/Под ред.
  196. A.И.Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979.
  197. Методы системного педагогического исследования /Под ред.
  198. B.И.Журавлева. М.: Просвещение, 1972.
  199. Методы системного педагогического исследования /Под ред. Н. В. Кузьминой. -Д.: Изд-во ЛГУ, 1980.
  200. В.Б. Образование в истории человеческой цивилизации: эволюция и перспективы. Автореф.канд.пед.наук. М., 1991.-25 с.
  201. В.Б. Проблемы образования в капиталистических странах в условиях НТР //Образование в современном мире. М., 1986. С. 114/
  202. Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994.
  203. Э.И. Методологические и теоретические вопросы изучения, обобщения и использование педагогического опыта . -Сов. педагогика. 1979, — № 2.
  204. С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. Киев, 1975.
  205. Мышление учителя /Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М: Педагогика, 1990.
  206. Научно-исследовательская работа в системе подготовки учителей инновационного опыта /Сб. научных трудов. Л.: ЛГПИ, 1990.
  207. На пути к новой школе. /Э.Р.Гречкина, Х. И. Лийметс, В. К. Руус и др.-М., 1988.
  208. Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. -М., 1989.
  209. Н.И. В помощь педагогу, приступающему к экспериментально-исследовательской деятельности. Калининград, Б.и., 1989.
  210. Р.С. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984.
  211. Н.Д. На путях к гуманитарной педагогике /Советская педагогика. 1991. № 1. — 82 с.
  212. ЕЛ., Харламенкова Н. Е. Проблема самоутверждения личности в философии и психологии (к истории проблемы). -Вопросы философии, 1995, № 8.
  213. О.А. Внедрение результатов педагогических исследований. Таллин: Валгус, 1971.
  214. О дидактических затруднениях в деятельности учителей и путях их преодоления /Отв. ред. Ю.КБабанский. М.: Изд-во НИИ школ МП РСФСР, 1974.
  215. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека. Вопросы психологии, 1995, № 2.
  216. Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. Дис. .докт. психол. наук. М., 1984.
  217. Т.В. Программно-целевой подход к становлению «и развитию образовательных учреждений. М., 1997. 315 с.
  218. Т.В. Развитие инновационного процесса в школе: Проблемы, состояние, прогноз. М.: МПГУ, 1995. — 80 с.
  219. Т.В. и др. Инновационный процесс в образовательной школе и пути его дальнейшего развития. М.: ИОО МО РФ, 1996. -33 с.
  220. Основы педагогического мастерства /Под ред. И. А. Зязюна. -Киев, 1987.
  221. А.К., Проблемы исследования субъективной активности. Вопросы психологии, 1996, № 1.
  222. Т.Д. Информация, отражение, творчество. М., 1967, С.65−66.
  223. М., Лекторский В. А., Аршинов В. И. Личностное знание. М.: Прогресс, 1985.
  224. Д.Р. Люди сделают так, как захотите Вы. М.: Новости, 1993.
  225. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1983.
  226. В.А. Психология неадаптивной активности. -М., 1992
  227. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 121. Платонов К. К. О системе психологии. М., 1972.
  228. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
  229. К.К. Проблемы способностей. М., 1972.
  230. В.М. Критерии теоретической и практической значимости исследований, Советская педагогика, 1988, № 11. -1988, № 11.
  231. В.М. Методы исследования проблем образования . Педагогика. 1984, № 2.
  232. В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987.
  233. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.
  234. Я.А. Основные звенья психологического механизма творчества: Интуиция, логика, творчество. М., 1987.
  235. М.М. Как развивать педагогическое творчество. -М.: Знание, 1987.
  236. М.М. Организация опытно-экспериментальной работы в школе. Эксперимент в школьной практике. — М.: Б.и., 1991.
  237. М.М. Право на эксперимент. Народное образовано. -1989, № 9.
  238. М.М. Развитие школы как инновационный процесс. М.: Новая школа, 1994.
  239. М.М. Разумное сеять разумно. Народное образование. -1990, № 11.
  240. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. М.: Новая школа, 1996. 317 с.
  241. Проблемы деятельности в советской психологии: Тезисы к 5-му Всесоюзному съезду общества психологов. Ч. 1, II. М., 1977.
  242. Проблемы научного творчества в современной психологии. 1., 1971.
  243. Программа ориентир психолого-педагогического образования учителя (базовый компонент). М., 1991.
  244. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. М., 1981.
  245. Психология развивающейся личности /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987.
  246. Психология творчества /Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990.
  247. Развитие исследовательской направленности учителя в процессе повышения квалификации. / Сост., Л. Л. Горбунова. Л.: НИИ общего образования взрослых АПН, 1990.
  248. В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. М., 1975.
  249. Раннее обучение и развитие ребенка. Авт.-сост. В. В. Кантан.М., 1998.-61 с.
  250. Е.А. Научный поиск. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1972.
  251. Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1994.
  252. И.М. Психология фантазии: Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск, 1991.
  253. Н. Творчество как усилие себя //Вопросы психологии, 1990, № 1, С.164−168.
  254. Российская школа на рубеже 90-х: социологический анализ /Под ред. В. С. Лазарева. М., РАО 1993. — 210 с.
  255. С.Л. Основы общей психологии. М., 1940
  256. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.
  257. С.Л. Человек и мир. Вопросы философии, 1976, № 7.
  258. Е.В. Основы психологической теории общения менеджера. Кемерово: ИУУ, 1995.
  259. JI. Отзывы учеников и учителей о средней школе в Австрии. М., 1907. 410 с.
  260. Л. Современное положение школы и учительства в Австрии. М., 1899. — 31 с.
  261. И.Н., Степанов С. Ю. Выступление на секции «Психология творчества» при Московском отделении общества психологов СССР. Вопросы психологии, 1982, № 5.
  262. П.В. Мозг и творчество. Вопросы философии, 1992, № 11.
  263. П.В. Созидающий мозг. Нейробиологические основы творчества. М.: Наука, 1993.
  264. П.В. Сознание и сопереживание. Психологический журнал. М.: Наука, 1996, т. 17 № 3.
  265. Я. и др. Методология и методы педагогического исследования. М.: Педагогика, 1989.
  266. М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986.
  267. М.Н. Об изучении, обобщении и внедрении передового педагогического опыта. М.: Просвещение, 1967.
  268. Л. В. Культура самосознания. М.: Политзидат, 1989.
  269. Р.П. Учиться быть учителем. М., Педагогика, 1986.
  270. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976.
  271. В.И. Реальность субъективного духа. Человек. 1994, № 5.
  272. В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. Вопросы психологии, 1986, № 6.
  273. Совершенствование учебно-воспитательного процесса: методология и методы исследования. Волгоград: ВГПИ, 1977.
  274. В.Н. Педагогическая эвристика. М., 1995.
  275. Н.А. Дипломные работы в педагогических ВУЗах. -М.: Просвещение, 1986.
  276. В.Н. Педагогическая эвристика. Введение в теорию и методику эвристической деятельности. М., 1995.
  277. .А. Мотив и смысл. М.: Прометей, 1993.
  278. .А. О системе психолого-педагогической подготовки учителя. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы (Матер. Всес. научно-методич. конф.). М., 1991.
  279. Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое (пер. с посл.изд. М. Гловацкой). М., А. Я. Панафидин. -1900.-С.214.
  280. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.
  281. С. Очерк средней школы в Германии. Ее прошлое и настоящее. Спб., 1907. 259 с.
  282. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  283. Сухо дольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1989.
  284. В.А. Разговор с молодым директором школы. -Минск: Университетское, 1988.
  285. Теория и практика воспитательных систем /Ред. Кол.: Л. И. Новикова и др. М., ИТПИМО РАО, 1993. — Кн.1. — С.27.
  286. Теория и практика педагогического эксперимента. /Под ред.
  287. A.И.Пискунова, Г. В. Воробьева. М.: Педагогика, 1979.
  288. .М. Избранные труды: В 2 т. T. l, М., 1985.
  289. Ф., Пеппель Э. Поэзия, мозг и время. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. М.: Мир, 1995.
  290. С.П. Актуальные проблемы школьного образования в ФРГ.-М., 1979.-14 с.
  291. Г. М. Исследовательский подход в деятельности руководителя общеобразовательной школы: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1986. — 16 с.
  292. Управление школой: теоретические основы и методы /Под ред.
  293. B.С.Лазарева. М.:ЦС и ЭИ, 1997. 336 с.
  294. К.Д. Наука и искусство воспитания. М.: Би, 1994.
  295. К.Д. Собрание соч., М., 1948, Т.2, с. 64
  296. Д.И. Проблема возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  297. Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В. В. Давыдова. М.- Педагогика, -1981.
  298. А.В. Работа с кадрами: Психологический аспект. -М., 1990.
  299. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Свердловск: Би, 1990.
  300. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. Для учителя. М., 1987.
  301. В. Человека в поисках смысла. М., 1990.
  302. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.
  303. X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. М.: Педагогика, 1986, T.I.
  304. Хомерики О. Г, Поташник М. М., Лоренсов А. Б. Развитие школы как инновационный процесс. М.: Новая школа, 1994, — 61 с.
  305. ПЛ. Статьи и письма. М.: Современник, 1984.
  306. Н.М. и др. Моделирование инновационной деятельности в системе повышения квалификации: Монография. Новгород: РЦРО, 1996. — 311 с.
  307. Чегодаев Н. М. Инновационные процессы в системе повышения квалификации педагогических кадров. М.: ИОО МО РФ, 1992. -11 с.
  308. Н.М. Теоретические и организационно-педагогические основы инновационных процессов в системе последипломного образования педагогических кадров. Автореф. дисс. докт. пед.наук. С.-Петербург, 1997. 47 с.
  309. М.Б. Научное творчество и некоторые проблемы физики. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1992.
  310. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989.
  311. Г. Р. Работа педагогического коллектива школы по изучению и распространению передового опыта. -М.: МГИУУ.
  312. В.Д. Психологический анализ деятельности как системы. Психол. журнал. 1980. Т. 1. № 3.
  313. В.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993.
  314. Р.Х. Творческий рост педагога. М.: Знание, 1985.
  315. В.Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989, с. 3
  316. Т.И. Исследовательские подходы в управлении школой. М.: Просвещение, 1991.
  317. ., Швальбе X. Личность. Карьера. Успех: Психология бизнеса. М.: Прогресс, 1993.
  318. А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973.
  319. А.Ф., Лейбович Х. И. Методология, методы и психология научного исследования. Тверь: Изд-во ТвГУ, 1995
  320. А.Ф. Основы гигиены умственного труда и быта студентов (слушателей). Тверь: Изд-во ТвГУ, 1990.
  321. А. Афоризмы житейской мудрости. М.: Советский писатель, 1990.
  322. Э.А. Методологический аппарат. Сов. педагогика. -1988,-№ 11.
  323. А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989.
  324. П.Г. Кто первый сказал «а»? «Учительская газета, 1996 г., № 25 от 18.06.
  325. Эксперимент в школе: организация и управление /Под ред. М. М. Поташника. М.: Изд-во МПГИ, 1991.
  326. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  327. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М., 1978.
  328. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. М., ЦСПО РСФСР, 1991. — С.10.
  329. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.
  330. И.С. Развивающее обучение. М., 1979.
  331. Е.А. Педагогический ансамбль школы. М., 1987.
  332. М.Г. Социальные и психологические координаты научного творчества. Вопросы философии, 1995, № 12.
Заполнить форму текущей работой