Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Рецепция западной рационалистической и мистической традиции в религиозной философии В.С. Соловьева

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема веры и разума понималась B.C. Соловьевым в категориях западноевропейского гнозиса. На это указывают разделение философом понятия веры на два вида — веру как третий род познания (связанную по смыслу с мистической интуицией) и веру религиозную, в представлении В. С. Соловьева автономную по отношению к разуму. Решение указанной проблемы, равно как и развитие учения о вере как третьем роде… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Противоречия немецкой классической философии в контексте религиозной философии B.C. Соловьева
    • 1. 1. Гносеологический рационализм Канта в религиозно-философской рефлексии B.C. Соловьева
    • 1. 2. Эволюция немецкого философского рационализма: от гносеологизма Канта к философии откровения Шеллинга
  • Глава 2. Становление религиозной философии B.C. Соловьева в критическом контексте западного рационализма
    • 2. 1. Проблема веры и разума в религиозной философии В. С. Соловьева: синтетический проект
    • 2. 2. Критическое осмысление B.C. Соловьевым проблем немецкой философии в религиозно-философском направлении
  • Глава 3. Философско-мистические идеи B.C. Соловьева
    • 3. 1. Религиозно-философское учение B.C. Соловьева о внутреннем опыте и мистической интуиции
    • 3. 2. Соловьевская концепция богопознания в «Теоретической философии»: феноменологический проект

Рецепция западной рационалистической и мистической традиции в религиозной философии В.С. Соловьева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обуславливается в первую очередь тем обстоятельством, что в начале XXI века русская философия, оригинальная, по признанию многих ученых, своей религиозной спецификой, стоит перед проблемой осмысления своего наследия и задачей уразумения своего предназначения. С другой стороны, актуальность работы обуславливается всегда существующим интересом к классическим проблемам философии, которые, так или иначе, привлекают внимание к вопросам человеческого бытия.

Одной из актуальных для российского самосознания была и остается проблема взаимоотношения западного и отечественного культурного наследия, России и Европы, а применительно к философии — взаимосвязь западной философской традиции и русской религиозно-философской мысли, степень оригинальности русской философской рефлексии. Для России всегда проблемным оставался диалог с немецким культурным и философским гением. Известно, что критическая философия Канта возникла как реакция на кризис западной метафизики и стала водоразделом в философии Нового времени. В гносеологии Канта мир оказался разделен на две сферы: познаваемую, подвластную разуму, и непознаваемую, разуму недоступную (область метафизики). На протяжении XVII—XVIII вв.еков западная философия, занятая поисками метода познания, пришла постепенно к тому, что в ней механицизм и рационализм срослись друг с другом в нерасторжимое целое. Но пока познающий разум успешно раскрывал тайны окружающего мира, западную философию, «запечатанную в рамки кантианского разума», постепенно охватывал кризис, который в XIX—XX вв. привел к возникновению различных течений неклассической мысли: философии жизни, экзистенциализма, феноменологии и других.

В русской религиозной философии в XIX веке на основе критического переосмысления западной философии также появились идеи, которые можно назвать попыткой преодоления западного рационализма. Начало серьезным философским исканиям в этом направлении и положил B.C. Соловьев, первый оригинальный и систематичный русский религиозный философ. При этом главными ориентирами для B.C. Соловьева в его свободном философском поиске были идеи Спинозы, Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Гартмана, но более всего — Шеллинга, пытавшегося создать христианскую философию на почве европейского культурного модерна. Верность Богочеловеческому идеалу, желание привести философию, подобно Шеллингу, к христианским истокам у B.C. Соловьева сочеталась с обращением не только к идеям немецких и отечественных философов (в частности, славянофилов), но и к западным мистикам, гностицизму, каббале, а также к личному мистическому опыту. Рациональным и мистическим способами B.C. Соловьев пытался построить грандиозную систему философского цельного знания. Философские идеи B.C. Соловьева, часть которых сопоставима с христианским (святоотеческим) учением, могут быть рассмотрены как составляющие этой системы.

Это в наши дни не менее актуально, чем в кризисные времена прошлых столетий. Как и тогда, сегодня для нас смысложизненной остается, проблема русской этнокультурной и цивилизационной идентичности, решить которую невозможно вне поля философского самосознания.

Степень научной разработанности проблемы. Впервые изучением религиозной философии B.C. Соловьева в критическом контексте западного рационализма на основе изучения вопроса осмысления философии И. Канта в философии B.C. Соловьева начали заниматься неокантианец начала XX века А. И. Введенский, а затем вступивший с ним в спор В. Ф. Эрн. В статье «О мистицизме и критицизме в теории познания B.C. Соловьева» А. И. Введенский объявлял заслугой B.C. Соловьева «распространение у нас критицизма» и «пополнение исследования Канта», считая влияние Канта на B.C. Соловьева очень существенным и к концу жизни усилившимся. Эта точка зрения вызвала резкий отпор со стороны В. Ф. Эрна, который в статье «Гносеология B.C. Соловьева» упрекал А. И. Введенского в том, что он вовсе не изучает гносеологию Соловьева, а просто «неокантизирует по поводу ее». А. Ф. Лосев замечал, что А. И. Введенский, доказывая стремление B.C. Соловьева к кантианству, искусственно отбирал из его философии некоторые элементы, которые, если рассматривать их изолированно, действительно напоминают Канта. Но подход B.C. Соловьева к западному рационализму был критическим, подчеркивает А. Ф. Лосев, в нем многое рассмотрено в традициях славянофилов, правда, в отличие от последних, резко отвергавших все западное, B.C. Соловьев считал западный рационализм исторически необходимым. По мнению современного исследователя В. В. Лазарева, судить о влиянии Канта на философию B.C. Соловьева можно только посредством исторического подхода в сравнении учений философов, а не через простое сопоставление текстов, как это делал А. И. Введенский.

Отдельные вопросы критического переосмысления западного рационализма в философии B.C. Соловьева рассматривали В. Н. Брюшинкин, Н. С. Доронина, А. В. Ахутин, С. А. Чернов.

Постановка проблемы критического осмысления B.C. Соловьевым западного рационализма в контексте становления его религиозной философии предполагает необходимость изучения метафизических идей самого B.C. Соловьева. К этой проблематике обращались современники B.C. Соловьева М. И. Влади-славлев, Н. Н. Страхов, А. А. Козлов, Д. П. Миртов, Чернов В. М. (Юрьев Б.), Н. Г. Дебольский, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, В. В. Лесевич, Л. М. Лопатин, исследователи начала XX в. А. А. Никольский, B.C. Шилкарский, А. И. Введенский, И. П. Сперанский, В. Д. Спасович, Л. Шестовв первой половине XX в. В. В. Зеньковский, К. В. Мочульский, Э. Л. Радлов, Г. Ф. Флоровскийначиная со второй половины XX в. и по наши дни — А. И. Абрамов, Е. Б. Рашковский, П.П. Гай-денко, С. С. Хоружий, В. Ф. Асмус, Л. И. Василенко, И. И. Евлампиев, Н. А. Кормин, О. Г. Ермишин, А. А. Доброхотов, В. А. Кувакин, В. Н. Брюшинкин, Н. С. Доронина, зарубежные авторы Э. Свидерски, П. Элен, Л. Венцлер и другие.

Одной из ведущих тем религиозной философии В. С. Соловьева в области метафизики стала тема внутреннего опыта и интеллектуальной интуиции, понимаемой как мистическое восприятие трансцендентного. Способ познания истины через непосредственное знание (интеллектуальную интуицию) уходит корнями в античность, к Платону. В европейской философии к идее интеллектуальной интуиции до Канта обращались Декарт, Лейбниц, Спиноза. Декарт и Лейбниц развивали свое учение об интуитивном знании, опираясь на соображения о логической природе достоверных истин. Лейбниц говорил об интуитивном знании как абсолютном. Спиноза считал интеллектуальную интуицию высшим видом познания. Кант признавал только чувственную интуицию. Фихте и особенно Шеллинг не исключали возможности интеллектуальной интуиции, но под влиянием немецких мистиков у Фихте в понимание интеллектуальной интуиции был внесен мистический элемент, который стал преобладать в понимании интуиции Шеллинга. B.C. Соловьев развивал идею Шеллинга о мистической интуиции, пытаясь ввести ее в создаваемую им систему цельного знания.

Учению B.C. Соловьева о внутреннем опыте и мистической интуиции и связанной с ним софиологии, развитым философом в противовес кантовскому рационализму, уделено важное место в диссертационной работе. К этой проблематике обращались современники B.C. Соловьева Б. Н. Чичерин, Н.Г. Де-больский, И. И. Лапшинв первой половине XX в. А. И. Введенский, С. М. Лукьянов, С. М. Соловьев, Ю. Н. Данзас, К. В. Мочульский, Г. И. Чулков, Н. М. Бахтинво второй половине XX в. А. Ф. Лосев, А. В. Кожев, В. В. Зеньковскийначиная с 70-х гг. XX в. — Н. К. Гаврюшин, И. И. Гарин, И. И. Евлампиев, Н. А. Кормин, С. С. Хоружий, Л. Е. Шапошников, П. П. Гайденко, А. В. Ахутин, А. П. Козырев, Н. А. Ваганова, Л. И. Василенко, С. П. Заикин, Н. К. Бонецкая, Н. В. Котрелев, Е. Б. Рашковский, А. М. Карпеев, А. А. Носов, К. Ю. Бурмистров, П. А. Сапронов.

Продолжили критику западного рационализма и развили философско-мистические идеи В. С. Соловьева русские религиозные философы XX в.: С. Н. Трубецкой, Е. Н. Трубецкой, С. А. Аскольдов, свящ. С. Булгаков, свящ. П. Флоренский, А. А. Козлов, Н. А. Бердяев, В. Ф. Эрн, В. И. Иванов, Д. С. Мережковский, Н. О. Лосский, С. А. Алексеев, А. П. Карсавин, С. Л. Франк, П. И. Новгородцев, И. А. Ильин, Б. П. Вышеславцев. Вопросы преемственности критического осмысления западного рационализма в философии указанных мыслителей и их собственные идеи, развитые на основе соловьевских, рассматривали Н. О. Лосский, С. С. Хоружий, В. Н. Брюшинкин, Л. А. Калинников, С. А. Чернов.

Несмотря на большой объем и разнообразие существующих работ по теме диссертации, можно говорить об отсутствии трудов, посвященных системному анализу критического осмысления западного рационализма в религиозной философии В. С. Соловьева. Работы множества авторов, описывающие мистический опыт и софиологию B.C. Соловьева, не рассматривают подробно само его учение о внутреннем опыте и мистической интуиции. Кроме того, в контексте конкретизации этого учения B.C. Соловьева существует необходимость соотнести понимание внутреннего опыта в античном язычестве, каббале, западном мистицизме, немецкой классической философии, а также в восточно-христианском мистическом богословии и осуществить их сравнительный анализ. Наконец, обращение к религиозно-метафизическим вопросам, поднимаемым B.C. Соловьевым, позволяет акцентировать внимание на проблемах религиозно-философской антропологии.

Многогранность проблемы, сложность ее решения обусловили выбор темы, объекта и предмета исследования, определили исходные позиции и задачи.

Объектом исследования является западноевропейская рационалистическая и фипософско-мистическая традиг (ия в контексте русской философско-теоретической мысли.

Предметом исследования выступает рецепция западноевропейского рационализма и мистицизма в религиозной философии B.C. Соловьева.

Целью диссертационного исследования является анализ критического осмысления B.C. Соловьевым немецкой рационалистической и фипософско-мистической традиции в процессе его духовно-мыслительной эволюции.

Для реализации этой цели необходимо было решить следующие задачи:

— рассмотреть эволюцию немецкого философского рационализма от гно-сеологизма Канта к философии откровения Шеллинга в контексте религиозной философии B.C. Соловьева;

— осуществить анализ становления религиозной философии B.C. Соловьева в контексте западного рационализма: от синтетических проектов по решению проблемы веры и разума до критического осмысления метафизики и теории познания Канта и немецких философов-классиков;

— проанализировать становление и развитие философско-мистических идей B.C. Соловьева от учения о внутреннем опыте и мистической интуиции до феноменологического проекта богопознания в работе «Теоретическая философия».

Теоретико-методологические основы данного исследования составляет комплексное соединение философского и теологического знания, которое дает основание для целостного анализа изучаемой проблемы. Автором были использованы такие общезначимые научно-методологические подходы к объекту исследования, как компаративистский метод, текстологический, типологический, историко-философский, историко-культурологический, а также метод философско-герменевтической интерпретации религиозно-теологического дискурса. Особое внимание в работе уделено феноменологическому методу анализа сознания.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

— рассмотрена эволюция немецкого философского рационализма от гно-сеологизма Канта к философии откровения Шеллинга в контексте религиозной философии B.C. Соловьева;

— осуществлен анализ становления религиозной философии B.C. Соловьева в контексте западного рационализма: от синтетических проектов по решению проблемы веры и разума до критического осмысления метафизики и теории познания Канта и немецких философов-классиков;

— проанализировано становление и развитие философско-мистических идей B.C. Соловьева от учения о внутреннем опыте и мистической интуиции до феноменологического проекта богопознания в «Теоретической философии».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В контексте решения основной задачи своей философии — «оправдания веры» средствами разума — B.C. Соловьев осуществил рациональную критику кантовой гносеологии, восприняв ее достижения и переосмыслив ряд ее проблем в духе святоотеческого богословия. Так, решая одну из ее главных проблем субъективности познания, — B.C. Соловьев соединил две идеи Канта: о мире как представлении субъекта и о субъективном уме, развитом до идеи ума трансцендентального, и показал, что материя, пространство и время — это мысленные представления трансцендентального субъекта. Этот вывод можно сопоставить со святоотеческим учением (свт. Григория Нисского, преп. Максима Исповедника) о чувственном мире как представлении ума — бестелесной Сущности, произведшей умопостигаемые начала телесного бытия, проявляющиеся в физических свойствах материальных тел. Могли ли конкретные идеи святых отцов повлиять на B.C. Соловьева или же философ рассуждал здесь независимо, однозначно сказать нельзя, но в любом случае, очевидно, что в данном решении проблемы субъективности познания им предпринята попытка рациональным способом доказать одну из основополагающих истин христианского учения.

2. Раннее философско-мистическое учение B.C. Соловьева о внутреннем опыте и мистической интуиции можно рассматривать как попытку решения другой главной проблемы кантовой гносеологии и западного рационализма в целом — непознаваемости «вещи в себе». Идея интеллектуальной-мистической интуиции до B.C. Соловьева развивалась в немецкой классической философии Фихте и Шеллингом, находившихся под влиянием учения о непосредственном знании Якоби и Гамана, у которых оно имело черты интуиции чувственной (т.е. того, что признавал и Кант) и интуиции религиозной. Мистический характер интеллектуальная интуиция получила у Шеллинга, что было обусловлено уходом философа от немецкого рационализма в область античного теоретизирования, к Платону. B.C. Соловьев отталкивался от идеи Intellectuele Anschauung Шеллинга, которого критиковал за противопоставление умственного созерцания рассудочному мышлению. Однако свое учение о внутреннем опыте и мистической интуиции B.C. Соловьев развивал, находясь под влиянием идей каббалы и западного мистицизма протестантской традиции. В непосредственной связи с учением B.C. Соловьева о внутреннем опыте находилась его концепция софиологии, предлагаемая им как философское обоснование Богочеловеческого идеала, и связанный с ней некритично воспринимаемый личный мистический опыт, переживаемый философом, подобно западным мистикам, в «медиумическом» состоянии.

3. Проблема веры и разума понималась B.C. Соловьевым в категориях западноевропейского гнозиса. На это указывают разделение философом понятия веры на два вида — веру как третий род познания (связанную по смыслу с мистической интуицией) и веру религиозную, в представлении В. С. Соловьева автономную по отношению к разуму. Решение указанной проблемы, равно как и развитие учения о вере как третьем роде познания, В. С. Соловьев проводил, находясь под влиянием западной идеи синтетических проектов, что выразилось в создании им концепции синтеза веры, разума и опыта, а затем концепции свободной научной теософии как синтеза богословия, философии и науки. В «Теоретической философии» B.C. Соловьев разрабатывает феноменологический проект богопознания, переосмыслив свое раннее учение о внутреннем опыте и избавившись от гностических идей. Это учение о философском достиэюении безусловного знания, идеи которого сопоставимы не только с идеями феноменологии Э. Гуссерля, но и с идеями святоотеческого мистического богословия. «Феноменологический субъект» в этом проекте, несмотря на внешнюю схожесть с «интенциональным «субъектом Э. Гуссерля, предполагает духовную интерпретацию — это «отказ от субъективного центра ради центра безусловного», «заданность» некоего субстанционального осуществления, «становящийся разум Истины».

Научно-практическая значимость исследования состоит в конкретизации рецепции немецкой философско-мистической традиции в религиозной философии B.C. Соловьева. Положения и выводы диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях по истории русской философии XIX—XX вв., религиозной философии и антропологии, философии религии, при составлении общих и специальных лекционных курсов и написании учебных пособий, в исследованиях религиоведческого и философско-культурологического характера.

Апробация работы. Положения диссертации были изложены в докладах, прочитанных на международной научно-практической конференции «Восприятие Космоса и Истории в миросозерцании русского Православия» (Белгород, БелГУ, октябрь 2007 г.), II Всероссийской научной конференции молодых ученых, докторантов, аспирантов и студентов «Философия и наука поверх барьеров: Человек и культурно-исторические типы глобализации» (Белгород, 25 октября 2007 г.) — IV Всероссийской научной конференции молодых ученых, докторантов, аспирантов и студентов «Философия и наука поверх барьеров: Культурно-цивилизационные и антропологические кризисы идентичности в современном мире» (Белгород, 9 апреля 2009 г.), на общеуниверситетском аспирантском семинаре БелГУ, а также отражены в 7 публикациях автора, в том числе 1 статье в рецензируемом журнале, включенном в перечень научных изданий ВАК.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Белгородского государственного университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав по два параграфа, заключения и библиографии. Общий объем работы 165 страниц по машинописному стандарту, включая библиографию.

Выводы.

1. В третьей главе в рамках анализа рецепции западной мистической традиции в философии B.C. Соловьева рассмотрено, как, решая одну из главней-' ших проблем кантовой гносеологии — о непознаваемости вещей в себе, B.C. Соловьев развивает идею Шеллинга об Intellectuele Anschauung. Рассмотренное учение В. С. Соловьева о внутреннем опыте и мистической интуиции показывает, что понимание последней связано у философа с его представлением о вере.

435 Соловьев B.C. Теоретическая философия//Соловьев B.C. Собр. соч.: В 2 т. — М.: Мысль, 1990.-Т. 1. с .830.

436 Прим.: На наличие в «Теоретической философии» В С. Соловьева идей Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника обращал внимание также А. И. Абрамов [Абрамов А.И. К вопросу о преемственности идей В. Соловьева в русском религиозном ренессансе начала XX века // Религиозно-идеалистическая философия в России XIXначала XX века: Критический анализ. — M., 1989. — С.81−85].

437 Интересный гипотетический эскиз мистической интуиции в феноменологическом ракурсе предлагает Л. И. Василенко: он обращает внимание на то, что мистическая интуиция может восприниматься как интен-циональный акт, совершающий конституирование смысла. Отсюда и понимание Вл Соловьевым Всеединства — не как сложноорганизованного системно-структурного целого, а как духовного единства, «в котором вещи находят свои смысловые места». Но при этом, пишет Л И. Василенко, смысл познаваемых вещей по Соловьеву задается разумом философа, который прежде этого создает «всесмысловой образ мирового Всеединства». Понимаемое в русле феноменоюгии такое Всеединство вполне сопоставляется с «интенциональ-ным горизонтом», в котором конституируются смыслы вещей [Василенко Л.И. «Мистическая интуиция» Владимира Соловьева // Вестник ПСТГУ: Богословие. Философия. Вып. 15 — М.: 2006. — С. 140−141]. Похожие, хотя и более упрощенные аналогии приводит Н. А. Кормин, который считает, что интеллектуальное усмотрение вещей у Вл. Сочовьева близко к гуссерлевской «феноменологической установке», [Кормин Н. А. Философская эстетика Вл. Соловьева. Часть 1. Святая гармония. — М.:2001, — С. 178]. как третьем роде познания. Сравнение учений, содержащих идею внутреннего опыта: концепции B.C. Соловьева, мистерий античного язычества в трактовке Платона, учения Шеллинга об Intellectuele Anschauung, каббалы и святоотеческого мистического богословия — показывает общие черты всех учений: это, прежде всего, схожесть их в описании последовательности главных этапов, которые можно изложить как 1) отвращение внешних чувств человека, его души и познания от всех явлений внешнего мира и 2) видение Бога и сущности вещей.

2. Выяснено, что из всех указанных в п. 1 учений наибольшее влияние на концепцию B.C. Соловьева о внутреннем опыте оказала каббала. Это видно в том, что у B.C. Соловьева не говорится о необходимости каких—либо особых действий для подготовки к внутреннему опыту: из его учения следует, что для начала внутреннего опыта достаточно лишь желания получить знание (для каббалы характерна идея желания получить). Аналогию с каббалой можно усмотреть также и в том, что, согласно B.C. Соловьеву, итогом внутреннего опыта является «слияние» с Богом (причем, вершиной личного мистического опыта самого философа, как показывает анализ его софиологических стихов, по-видимому, было слияние с Софией, понимаемой B.C. Соловьевым как интимно-человечески переживаемое существо, идеал Вечной Женственности), а также идея «возвращения» души к реальной жизни после завершения внутреннего опыта.

3. Выяснено, как именно на учение B.C. Соловьева о внутреннем опыте могли повлиять западные мистики-протестанты (Баадер, Беме, Сведенборг, Парацельс, Гихтель, Готфрид Арнольд, Джон Пордедж, Сен-Мартен). Это влияние, прежде всего, видно в том, что B.C. Соловьев прямо говорил о методе «феноменологического узрения», который он взял у западных мистиков, а также в том, когда писал, что во внутреннем опыте на человека воздействуют «трансцендентные существа». В последнем утверждении прослеживается аналогия с учением западного философа Эригены (IX в.), называвшего подобные существа «тварными первоначалами». Примечательно, что в святоотеческом богословии при описании внутреннего опыта говорится о воздействии на человека не «трансцендентных существ» и не «тварных первоначал», а идей-волений, логосов вещей, или Божественных энергий. Исходя из вышесказанного, можно сделать параллельный вывод, что сведение в западном богословии божественных идей к «тварным первоначалам» постепенно низвело западное богословие и вместе с ним западную метафизику из области Божественного в область тварного духовного мира, на котором B.C. Соловьев и замыкал внутренний опыт, некритично при этом уверяя, что мистическая интуиция основана на «божественном начале».

4. Рассмотрены проблемы личного мистического опыта B.C. Соловьева в контексте его софиологииВыяснено, что на понимание B.C. Соловьевым Софии повлияли западный мистицизм, каббала, гностицизм и платоническая традиция. Сравнение схемы B.C. Соловьева о структурах реальности (как одного из итогов его личного мистического опыта и софиологии) со схемами мира у Я. Беме и преп. Максима Исповедника приводит к выводу о том, что схема мира, предлагаемая B.C. Соловьевым, не имеет аналогов ни в Священном Писании, ни в святоотеческом богословии (схема1 мира преп. Максима Исповедника описана в традициях христианского гнозиса и соответствует сотериоло-гическому богословию Церкви), отличается наличием платонических элементов, определенной схожестью с оккультно-гностической конструкцией Беме и, кроме того, имеет оригинальные черты, которые, очевидно, были узнаны B.C. Соловьевым из особого откровения, полученного им, по-видимому, в состоянии «медиумического транса».

5. В третьей главе также показано, что в «Теоретической философии» широко используются феноменологические термины, встречающиеся в ранних сочинениях философа в связи с учением о внутреннем опыте и возможности метафизического познания — это наряду с применением понятий «внутренний опыт», «вера» как род познания, с одной стороны, указывает на то, что в «Теоретической философии» не столько дается новая гносеология, сколько переосмысливается прежняя. С другой стороны, сравнение феноменологических понятий B.C. Соловьева с идеями гуссерлевской феноменологии (о феноменологическом субъекте, реальном «я» и трансцендентальном «я», интенционально-сти, эпохэ и редукции) показывает, что они совпадают с последними либо номинативно, либо имея смысловые аналогии. Поэтому «Теоретическую философию» можно называть также эскизом, или предтечей феноменологии.

6. В «Теоретической философии» B.C. Соловьев предлагает понимание человека как «десубстанциализированного» феноменологического субъекта. Это понимание отлично от «трансцендентального субъекта» Канта и близко внешне к «интенциональному субъекту» Э. Гуссерля. Отличие феноменологического субъекта B.C. Соловьева от гуссерлевского — в интерпретации. Если «интенциональный субъект» Э. Гуссерля не подразумевает никакой духовной интерпретации, то B.C. Соловьев, говоря о «феноменологическом субъекте», трактует его как «отказ от субъективного центра ради центра безусловного», как «заданность» некоего субстанционального осуществления. Для B.C. Соловьева единственная вечная субстанция — Бог, а человек не может быть самостоятельной субстанцией перед Богом, именно в этом смысле он есть феноменологический субъект, «становящийся разум Истины». Исходя из вышеизложенного в п. 5.и п. 6, можно утверждать, что в «Теоретической философии» B.C. Соловьев переосмысливает свое раннее учение о внутреннем опыте, отрекшись от гностических идей, и превращает его в феноменологический проект богопо-знания — учение о философском достижении безусловного знания, идеи которого о феноменологическом субъекте, нравственной чистоте познающего субъекта, аскетическом самоотречении психологического «Я» и смысле достижения истины как пребывания в ней близки к идеям святоотеческого мистического богословия о важнейших гносеологических условиях непосредственного достижения цельного знания и о кульминации мистического опыта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема русской этнокультурной и цивилизационной идентичности не решаема вне поля философского самосознания. С этой точки зрения, как говорит М. А. Маслин, «русская философия, как россиеведение <.> должна представляться весьма актуальной <.> в XXI столетии». Для российского самосознания проблема обозначенной идентичности особенно ярко выявляется в контексте взаимоотношения западного и отечественного культурного наследия. В этом смысле обращение к творчеству B.C. Соловьева с точки зрения изучения рецепции западной рационалистической и мистической традиции в его религиозной философии позволяет уточнить и понять степень оригинальности русской философской рефлексии.

Изучение проблемы, поставленной в диссертационной работе, показывает, что становление религиозной философии В. С. Соловьева в критическом контексте западного рационализма можно рассматривать как решение важнейшей смысложизненной задачи русского мыслителя, стремившегося в своей философии, как говорил он сам, «сотворить из догмата Христианского твердое, но широкое основание, неприкосновенное, но живое начало всякой философии и всякой науки». Никольский А. А., подчеркивая апологетическую значимость трудов B.C. Соловьева, называл его катехизатором русских интеллигентов XIX в., «христианствующим философом». Проблема состояла лишь в том, что осуществить поставленную задачу последовательно B.C. Соловьеву не удалось — этому помешало увлечение философа синтезом самых различных учений, которые В. С. Соловьев находил в большей степени в западной традиции.

В работе выяснено, что проблема веры и разума, волновавшая философа на протяжении всей его жизни, понималась и решалась им в рамках западного гнозиса, что выразилось в желании «оправдать» веру средствами разума и воплотилось в разработке синтетических проектов (синтез веры, разума и опыта, синтез философии богословия и науки).

Наряду с этим внимание B.C. Соловьева к гносеологии основателя западного рационализма Канта, по словам Н. Бердяева, бывшего «гениальным выразителем серьезной болезни в бытии человеческом», показывает, что, с одной стороны, русский философ симпатизировал Канту, неоднократно подчеркивая заслуги последнего для философии, но, с другой стороны, подвергал критическому осмыслению противоречия и ограничения теории познания Канта, а также его духовных последователей. Осмысление это было неоднозначно и позволяет увидеть, как в религиозной философии B.C. Соловьева происходила «встреча» Востока и Запада.

Так, решая главную проблему кантовой гносеологии — субъективности познания — B.C. Соловьев осуществил синтез двух идей Канта: о мире, как представлении субъекта, и идеи о субъективном уме, развитой до идеи ума трансцендентального и показал, что указанный синтез логически ведет к утверждению, что весь мир (а также пространство и время) есть представление трансцендентального субъекта. В работе выяснено, что этот вывод сделан B.C. Соловьевым в духе восточного (православного) богословия, в котором содержится учение о мире как представлении бестелесной Сущности (Бога-Творца), произведшей умопостигаемые начала телесного бытия, проявляющиеся в физических свойствах материальных тел.

Однако в контексте решения второй главной проблемы кантовой гносеологии — непознаваемости вегци в себе, B.C. Соловьев развил учение о внутреннем опыте и интеллектуальной интуиции именно в русле западной мистической протестантской и нехристианской традиций. В работе выяснено, что к идее интеллектуальной интуиции обращались также и духовные последователи Канта — Фихте и Шеллинг, причем у Шеллинга интуиция приобрела мистический характер благодаря обращению философа к платоновским категориям мысли. B.C. Соловьева иногда называют «шеллингианцем» по влиянию, оказанному на него Шеллингом, но проведенное исследование показывает, что хотя B.C. Соловьев действительно заимствовал у немецкого философа идею непосредственного опыта и мистической интуиции, однако подвергнул ее критике и свое учение развивал в отличном от Шеллинга понимании, что доказывает сравнительный анализ учений о внутреннем опыте самого B.C. Соловьева, Шеллинга, святых отцов, западных мистиков, трактовки Платоном древних эллинских мистерий и каббалы. Выяснено, что на учение B.C. Соловьева о мистической интуиции более всего повлияли каббала и западный мистицизм. В непосредственной связи с этим учением философа находились софиология и личный мистический опыт философа.

Теоретическая философия" B.C. Соловьева свидетельствует о том, что в конце жизненного пути философ переосмыслил свое раннее учение о внутреннем опыте и превратил его в учение о философском достижении безусловного знания. При этом можно увидеть, с одной стороны, перевод философско-мистических идей в феноменологическую плоскость, а, с другой стороны, сближение с идеями святоотеческого мистического богословия, что позволяет говорить о феноменологическом проекте богопознания, разработку которого В. С. Соловьев не успел довести до конца.

Критическое осмысление западной рационалистической и мистической традиции в русле философской апологетики христианства на основе переосмысления философско-мистических идей B.C. Соловьева продолжили его духовные последователи С. Н. Трубецкой, Е. Н. Трубецкой, С. Аскольдов, о.П. А. Флоренский, о.С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, С. Л. Франк и др.

Следуя философской традиции B.C. Соловьева, они сформировали в русской мысли направление гносеологического онтологизма. Предлагая концепции церковной гносеологии, общей онтологии, чистого разума, духовные последователи B.C. Соловьева подтвердили своей философией, что всегда актуальной будет задача, поставленная B.C. Соловьевым — задача целостного христианского миропонимания для развития христианского мышления в вере и, как говорит Ф. Коплстон, достижения «релевантности христианских убеждений современным вопросам и проблемам».

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. В. Ф. Учение о праве, долге и религии Текст. / Г. В. Ф. Гегель // Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: в 2 т. — М., 1971. — Т. 2: Философская пропедевтика. Письма. Афоризмы / АН СССР, Ин-т философии- сост., общ. ред. А. В. Гулыги. — С. 7−78.
  2. , И. Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика Текст. / И. Кант // Кант И. Сочинения: в 6 т. / АН СССР, Ин-т философии — под общ. ред. В. Ф. Асмуса и др. М., 1963−1966. — Т. 2 / ред. А. В. Гулыга. — М., 1964. -С. 291−360.
  3. , И. Критика способности суждения Текст.: пер. с нем. / И. Кант. М.: Искусство, 1994. — 368 с. — (История эстетики в памятниках и документах).
  4. , И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки Текст. / И. Кант — пер. с нем. В. Соловьева. М.: Акад. проект, 2008. — 174 с. — (Философ, технологии).
  5. , В. С. Вера, разум и опыт Текст. / В. С. Соловьев — предисл. А. А. Носова — публ. и примеч. Н. В. Россиной, И. В. Борисовой // Вопросы философии. 1994. — № 1.-С. 111−128.
  6. , В. С. Гегель Текст. / В. С. Соловьев // Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. / АН СССР, Ин-т философии. 2-е изд. — М., 1990. — Т. 2. — С. 419 441.
  7. , В. С. Духовные основы жизни Текст.: 1882−1884 / В. С. Соловьев. Брюссель: Жизнь с Богом, 1958. — 144 с.
  8. Ю.Соловьев, В. С. Жизненная драма Платона Текст. / В. С. Соловьев // Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. / АН СССР, Ин-т философии. 2-е изд. — М., 1990.-Т. 2.-С. 582−626.
  9. П.Соловьев, В. С. Каббала, мистическая философия евреев Текст. / В. С. Соловьев // Соловьев В. С. Собрание соч.: в 12 т. Брюссель, 1966−1970. — Т. 11−12.- 1969.-С. 332−335.
  10. , В. С. Кант Текст. / В. С. Соловьев // Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. / АН СССР, Ин-т философии. 2-е изд. — М., 1990. — Т. 2. — С. 441 479.
  11. , В. С. Кризис западной философии Текст. / В. С. Соловьев // Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. / АН СССР, Ин-т философии. 2-е изд. — М., 1990.-Т. 2.-С. 3−138.
  12. М.Соловьев, В. С. Критика отвлеченных начал Текст. / В. С. Соловьев // Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. / АН СССР, Ин-т философии. 2-е изд. — М., 1990.-Т. 1.-С. 581−831.
  13. , В. С. Собрание сочинений В. С. Соловьева: письма и приложение Текст.: в 4 т. / В. С. Соловьев — под ред. Э. JI. Радлова. Фототип. изд. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1970. — Т.1. — 270 с. — Т. 2. — 352 с. — Т. 3. — 218 с.- Т. 4. — 239 с.
  14. , В. С. Россия и вселенская церковь Текст. / В. С. Соловьев // Соловьев В. С. Собрание сочинений: в 12 т / под ред. С. М. Соловьева, Э. JI. Радлова.-Брюссель, 1966−1969.-Т. 11−12.-М., 1969.-С. 143−350.
  15. , В. С. Смысл любви Текст. / В. С. Соловьев // Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. / АН СССР, Ин-т философии. 2-е изд. — М., 1990. — Т. 2. -С. 493−547.
  16. , В. С. Собрание сочинений в 8 т. (Т.9 дополнительный). -СПб., 1901−1907. Соловьев, В. С. Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева Текст.: в 9 т. / В. С. Соловьев — предисл. М. Соловьева. — СПб. :
  17. Обществ, польза, 1901−1907. Т. 9 (доп.): Биография и статьи из Энцикл. словаря.-М., 1907.-263 с.
  18. , В. С. Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева Текст.: в 10 т. / В. С. Соловьев — под ред. С. М. Соловьева, Э. JI. Радлова. -2-е изд. СПб.: Просвещение: Самообразование, 1911−1914. — т. 1−10.
  19. , В. С. София. Второй диалог. Космический и исторический процесс Текст. / В. С. Соловьев // Логос. 1996. — № 7. — С. 145−167.
  20. , В. С. София. Начала вселенского учения Текст. / В. С. Соловьев — подгот. текста, пер. с фр. и прим. А. П. Козырева // Логос. 1991. — № 2. — С. 171−198.
  21. , В. С. София. Первая триада. Первые начала Текст.: Каир, февр. 1876 / В. С. Соловьев // Логос. 1993. -№ 4. — С. 274−296.
  22. , В. С. Теоретическая философия Текст. / В. С. Соловьев // Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. / АН СССР, Ин-т философии. 2-е изд. — М., 1990.-Т. 1.-С. 757−831.
  23. , В. С. Три разговора Текст. / В. С. Соловьев // Соловьев B.C. Сочинения: в 2 т. / АН СССР, Ин-т философии. 2-е изд. — М., 1990. — Т. 2. -С. 635−762.
  24. , В. С. Три силы Текст.: речь, написанная в публ. заседании О-ва любителей Рос. словесности / В. С. Соловьев // Соловьев В. С. Собрание сочинений: в 12 т. / под ред. С. М. Соловьева, Э. Л. Радлова. Брюссель, 1966−1969.-Т. 11−12.-М., 1969.
  25. , В. С. Философские начала цельного знания Текст. / В. С. Соловьев // Соловьев B.C. Сочинения: в 2 т. / АН СССР, Ин-т философии. 2-е изд.-М., 1990.-Т. 2.-С. 139−288.
  26. , В. С. Чтения о Богочеловечестве Текст. / В. С. Соловьев. -М.: ACT, 2004. 251 с. — (Философия. Психология).
  27. , И. Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии: попытка принудить читателей к пониманию Текст. / И. Г. Фихте. Репринт, изд. 1937 г. — М.: Тетра, 1993. — 120 с.
  28. , Ф. В. Й. Историко-критическое введение в философию мифологии Текст. / Ф. В. Й. Шеллинг // Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения: в 2 т.: пер. с нем. / АН СССР, Ин-т философии — сост., ред. А. В. Гулыга. М., 19 871 989. — Т. 2. — М., 1989. — С. 160−374.
  29. , Ф. В. Й. К истории новой философии Текст.: Мюнхен, лекции: из рукоп. наследия / Ф. В. Й. Шеллинг // Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения: в 2 т. / АН СССР, Ин-т философии — сост., ред. А. В. Гулыга. М., 1987−1989. — Т. 2.-М., 1989.-С. 387−560.
  30. , Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма Текст. / Ф. В. Й. Шеллинг // Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения: в 2 т. / АН СССР, Ин-т философии — сост., ред. А. В. Гулыга. М., 1987−1989. — Т. 1. — М., 1987. — С. 227 489.
  31. , Ф. В. Й. Философия откровения Текст.: в 2 т. / Ф. В. Й. Шеллинг — пер. с нем. A. JL Пестова. СПб.: Наука, 2000−2002. — Т. 1. — М., 2000. — 699 с.- Т. 2. — М., 2002. — 480 с. — (Слово о сущем).
  32. , Ф. В. Й. Философские письма о догматизме и критицизме Текст. / Ф. В. Й. Шеллинг // Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения: в 2 т. / АН СССР, Ин-т философии — сост., ред. А. В. Гулыга. М., 1987. — Т. 1. — С. 39−88.
  33. Монографии, учебники, статьи
  34. Августин Блаженный. Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви Текст. / Августин Блаженный (Августин Аврелий) // Августин Блаженный. Об истинной религии. Теол. трактат. Минск, 1999. — С. 806−881. — (Классическая филос. мысль).
  35. Ансельм Кентерберийский. Прослогион Текст. / Ансельм Кентербе-рийский // Ансельм Кентерберийский. Сочинения / пер. И. В. Купреевой. М., 1995.-С. 125−146.
  36. Антоний, митр. Ленинградский и Новгородский. Из истории Новгородской иконографии / митр. Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников) // Богословские труды. М., 1986. — Сб. 27. — С. 61−80.
  37. , В. (прот.) Лекции по истории Церкви Текст. / прот. В. Асмус. — Православ. Свято-Тихонов. богослов, ин-т. -М.: ПСТБИ, 1995. 82 с.
  38. , В. Ф. Проблема интуиции в философии и математике Текст.: очерк истории XVII нач. XX в. / В. Ф. Асмус. — М.: Соцэкгиз, 1963. — 311 с.
  39. , А. В. Поворотные времена Текст.: ст. и наброски / А. В. Ахутин. СПб.: Наука, 2005. — 743 с. — (Слово о сущем — т. 50).
  40. , А. В. София и черт. Кант перед лицом русской религиозной метафизики Текст. / А. В. Ахутин // Вопросы философии. 1990. — № 1. — С. 51−69.
  41. , В. У. Феноменологическая философия науки: критич. анализ Текст. / В. У. Бабушкин — АН СССР, Ин-т науч. информ. по обществ, наукам — отв. ред. Б. Т. Григорьян. М.: Наука, 1985. — 189 с.
  42. , Н. М. Из жизни идей. Вера и знание Текст. / Н. М. Бахтин // Звено. Париж, 1926. — № 155. с. 3−4.
  43. , Я. Аврора, или утренняя заря в восхождении Текст.: [пер. с нем.] / Я. Беме. Репринт, изд. 1914 г. — М.: Гуманус: Политиздат, 1990. — 415 с. — (Филос. классика).
  44. , Н. А. Собрание сочинений Текст.: в 4 т. / Н. А. Бердяев — общ. ред. Н. А. Струве. 3-е изд. — Париж: Ymka-Press, 1983−1989. — Т. 3: Типы религиозной мысли в России. — М., 1989. — 714 с.
  45. , Н. А. Из этюдов о Якове Беме. Текст. Этюд II: Учение о Софии и андрогине Я. Беме и русская софиологическая традиция / Н. А. Бердяев // Путь. 1930. -№ 21. — С. 34−62.
  46. , Н. А. Философия свободы. Смысл творчества Текст. / Н. А. Бердяев. — М.: Правда, 1989. — 607 с. (Из истории отечеств, филос. мысли).
  47. , П. Каббала и еврейский мистицизм / П. Бессерман — пер. с англ. А. Блеез. -М.: Фаир-Пресс, 2002. 196 с. — (Грандиозный мир).
  48. , Н. К. К истокам софиологии Текст. / Н. К. Бонецкая // Вопросы философии. 2004. — № 4. — С. 70−80.
  49. , С. Н. Свет невечерний Текст.: созерцания и умозрения / С. Н. Булгаков. М.: Республика, 1994. — 415 с. — (Мыслители XX века).
  50. , К. Ю. Особенности восприятия каббалы в русской религиозной философии (В.Соловьев, П. Флоренский, С. Булгаков, А. Лосев) Текст. / К. Ю. Бурмистров // Тирош: тр. по иудаике. 2000. — № 4. — С. 67−90.
  51. , JI. И. «Мистическая интуиция» Владимира Соловьева Текст. / Л. И. Василенко // Вестник Православного Свято-Тихонского гуманитарного университета. Сер. 1. Богословие, философия. 2006. — № 15. — С. 130 141.
  52. , Л. И. Введение в русскую религиозную философию Текст. / Л. И. Василенко. М.: Православ. Свято-Тихонов. гуманит. ун-т, 2006. — 442 с.
  53. , Л. И. Краткий религиозно-философский словарь Текст. / Л. И. Василенко. М.: Истина и жизнь, 2000. — 253 с.
  54. , А. О мистицизме и критицизме в теории познания В. С. Соловьева Текст. / А. Введенский // Вопросы философии и психологии. М., 1901. — Кн. 1 (56): Сб. статей, посвящ. памяти В. С. Соловьева. — С. 2−35.
  55. , Н. К. По следам рыцарей Софии Текст. / Н. К. Гаврюшин. М.: Стар Интер, 1997. — 223 с.
  56. , П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века Текст. / П. П. Гайденко. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 468 с.
  57. , П. П. Гностические мотивы в учениях Шеллинга и Владимира Соловьева Текст. / П. П. Гайденко // Знание. Понимание. Умение. 2005. -№ 2. -С. 202−208.
  58. , И. И. Соловьев В. С. Текст. / И. И. Гарин // Гарин И. И. Пророки и поэты: в 7 т. -М., 1991−1995. Т. 3.- 1994.-С. 465−541.
  59. , Г. В. Неокантианство Текст. / Г. В. Гриненко // Гриненко Г. В. История философии: учеб. М., 2004. — С. 462−471.
  60. , А. В. Кант Текст. / А. В. Гулыга. М.: Мол. гвардия, 1977.303 с.
  61. , А. В. Философское наследие Шеллинга Текст. / А. В. Гулыга // Шеллинг Ф. В. Сочинения: в 2 т. / АН СССР, Ин-т философии — сост., ред., авт. вступ. ст. А. В. Гулыга — пер. с нем. М. И. Левиной. М., 1987. — Т. 1. — С. 3−38.
  62. , А. В. Шеллинг Текст. / А. В. Гулыга. М.: Мол. гвардия, 1982.-317 с.
  63. , А. В. Эстетика Канта Текст. / А. В. Гулыга // Кант И. Критика способности суждения. М., 1994. — С. 9−35.
  64. , Э. Феноменология Текст.: ст. в Британской энциклопедии / Э. Гуссерль — пер. В. И. Молчанова//Логос. 1991. -№ 1. — С. 12−21.
  65. , Ю. Н. Гностические реминисценции в современной русской религиозной философии Текст. /Ю. Н. Данзас // Символ. 1998. — № 39. — С. 121−149.
  66. Дионисий, Ареопагит. Послание к Тимофею Текст. / Дионисий Арео-пагит // Мистическое богословие: на основании соч. крупнейшего мыслителя поздней античности Дионисия Ареопагита. Киев, 1991. — С. 5−12.
  67. Дюнисш, Ареопагитъ. О небесной Iepapxin Электронный ресурс. / Дюнисш Ареопагитъ // Святоотеческое наследие: б-ка творений св. отцов и учителей Церкви. — М., 1898-. Режим доступа: http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id==saeculum.iiii.d030003.
  68. , И. И. История русской метафизики в XIX—XX вв.еках : рус. философия в поисках Абсолюта Текст.: в 2 ч. / И. И. Евлампиев. СПб.: Але-тейя, 2000. — Ч. 1. — 415 с.- Ч. 2. — 413 с.
  69. , В. В. История русской философии Текст.: в 2 т. / В. В. Зеньковский. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — Т. 1. — 544 с.
  70. , В. В. Христианское учение о познании Текст. / В. В. Зеньковский. М.: Грааль, 2001. — 139 с.
  71. , Л. А. Трансцендентальный идеализм о системе способностей души, или о функциях сознания Электронный ресурс. / Л. А. Калинников
  72. Философия сознания: история и современность: материалы науч. конф., по-свящ. памяти проф. МГУ А. Ф. Грязнова, Москва, 14−15 нояб. 2003 г. / отв. ред. В. В. Миронов. М., 2003. — Режим доступа: http://kosilova.textdriven.com/narod/studia/mind/mind.htm.
  73. , А. М. Многозначность термина «София» в философии В. С. Соловьева Текст.: проблема смысловой интерпретации филос. определения Софии / А. М. Карпеев. Самара: Изд-во Самар. гуманит. акад., 2007. — 120 с.
  74. , JI. П. Святые отцы и учители Церкви: раскрытие православия в их творениях Текст. / JI. П. Карсавин. -М.: Изд-во МГУ, 1994. 176 с.
  75. Климент Александрийский. Строматы Текст.: [в 3 т., 7 кн.] / Климент Александрийский — пер. с древнегреч. Е. В. Афонасина. СПб.: Изд-во Олега Абышко: Библиополис, 2003. — Т. 1, кн. 1−3. — 2003. — 542 с. — (Б-ка христ. мысли. Источники).
  76. Климент Александрийский. Строматы, творение учителя церкви Климента Александрийского Текст. / Климент Александрийский — с первонач. текста пер. с примеч. Н. Корсунского. Ярославль: тип. губ. зем. управы, 1892. -944 стб., VI с.
  77. , Г. Теория опыта Канта. Глава 16. Система критического идеализма Текст. / Г. Коген — пер. В. Н. Белова // Вопросы философии. 2006. — № 4. — С. 151−173.
  78. , А. В. Религиозная метафизика Владимира Соловьева Текст. /
  79. A. В. Кожев — пер. с фр. А. П. Козырева // Вопросы философии. 2000. — № 3. -С. 104−135.
  80. , А. П. «София» и «православный гнозис» Сергея Трубецкого Текст. / А. П. Козырев // Вопросы философии. 2007. — № 11. — С. 83−87.
  81. , А. П. Гностические влияния в философии Владимира Соловьева Текст.: дис.. канд. филос. наук: 09.00.03 / А. П. Козырев. М., 1996.- 225 с.
  82. , А. П. Парадоксы незавершенного трактата Текст.: к публикации перевода фр. рукоп. Владимира Соловьева «София» / А. П. Козырев // Логос. 1991.-№ 2.-С. 152−170.
  83. , Ф. От Фихте до Ницше Текст. / Ф. Коплстон — пер. с англ.
  84. B. В. Васильева. М.: Республика, 2004. — 541 с.
  85. , Н. А. Философская эстетика Владимира Соловьева Текст.: в 2 ч./ Н. А. Кормин — Рос. акад. наук, Ин-т философии. М.: ИФРАН, 2001. — Ч. 1: Святая гармония. — 185 с.
  86. , С. Владимир Эрн: «мыслитель с темпераментом бойца» Электронный ресурс. / С. Лабанов // Православие.ru: интернет-журнал Сретен. монастыря. М., 1999−2008. — Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/ern.htm.
  87. , В. В. Этическая мысль в Германии и России Текст.: Кант- Гегель — Вл. Соловьев / В. В. Лазарев — Рос. акад. Наук, Ин-т философии. М.: ИФРАН, 1996.-301 с.
  88. , М. Наука Каббала Текст. / М. Лайтман. 2-е изд. — М.: Древо жизни: Kabbala.org.ru, 2002. — 594 с. — (Каббала. Тайное учение).
  89. , В. П. Лекции по истории философии Текст.: курс лекций: в 2 ч. / В. П. Лега. М.: ПСТБИ, 1999. — Ч. 1: Античность. Средневековье. Эпоха Возрождения. — 162 с.
  90. , Г. В. Размышления о познании, истине и идеях Текст. / Г. В. Лейбниц // Лейбниц Г. В. Сочинения: в 4 т. М., 1984. — Т. 3. — С. 101−107.
  91. , Л. М. Вопрос о реальном единстве сознания Текст. / Л. М. Лопатин // Лопатин Л. М. Аксиомы философии: избр. ст. / сост. И. В. Борисова. М., 1996. — С. 203−238. — (Науч. философия).
  92. , Л. М. Философское миросозерцание Вл. С. Соловьева Текст. / Л. М. Лопатин // Вопросы философии и психологии. М., 1901. — Кн.1 (56): Сб. статей, посвящ. памяти В. С. Соловьева. — С. 45−91.
  93. , А. Ф. Вл. Соловьев Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1983. — 206 с.
  94. , А. Ф. Владимир Соловьев и его время Текст. / А. ф. Лосев. -М.: Мол. гвардия, 2000. 613 с. — (Жизнь замечательных людей. Сер. биогр. — вып. 782).
  95. , А. Ф. Русская философия Текст. / А. Ф. Лосев // Лосев А. Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991. — С. 209−236.
  96. , А. Ф. Творческий путь Соловьева Текст. / А. Ф. Лосев // Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. -М., 1990. Т. 1. — С. 3−32.
  97. , В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие Текст. / В. Н. Лосский. М.: Центр «СЭИ», 1991. -288 с. — (Религиозно-филос. сер. — вып. 1).
  98. , Н. О. История русской философии Текст. / Н. О. Лосский. М.: Прогресс, 1994. — 456 с.
  99. , Н. О. Обоснование интуитивизма Текст. / Н. О. Лосский // Лосский Н. О. Избранное. М., 1991. — С. 13−334.
  100. , Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция Текст. / Н. О. Лосский. М.: ТЕРРА-Кн. клуб: Республика, 1999. — 400
  101. , М. А. Историко-философское россиеведение: ценностные измерения Текст. / М. А. Маслин // Философия и будущее цивилизации: тез. докл. и выступлений IV Рос. философ, конгр., Москва, 24−28 мая 2005 г.: в 5 т. М., 2005. — Т. 2. — С. 278−279.
  102. , М. Русское философское наследие в XXI веке : докл. на III ежегод. сессии Мирового обществ, форума «Диалог цивилизаций. Родос-2005», Родос (Греция), 5−9 окт. 2005 г. / М. Маслин // Вестник. 2006. — № 1. — С. 332 335.
  103. Материалы к сравнительному изучению западноевропейской и русской философии: Кант, Ницше, Соловьев Текст. / под общ. ред. В. Н. Брюшин-кина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2002. -256 с.
  104. Мистическое богословие: на основании соч. крупнейшего мыслителя поздней античности Дионисия Ареопагита. Киев: Путь к истине, 1991. -392 с.
  105. , В. И. Время и сознание Электронный ресурс.: критика феноменологической философии / В. И. Молчанов. М.: Высш. шк., 1998. -144 с. — Режим доступа: http://www.ruthenia.ru/logos/personalia /molchanov/zb.htm.
  106. , К.В. Владимир Соловьев: жизнь и учение Текст. / К. В. Мочульский // Мочульский, К. В. Гоголь, Соловьев, Достоевский. М.: Республика, 1995.
  107. , А. А. Русский Ориген XIX века Вл. С. Соловьев Текст. / А. А. Никольский — предисл. и примеч. А. А. Ермичева. СПб.: Наука, 2000.-419 с.
  108. Петр, игум. Владимир Соловьев и национальный вопрос Электронный ресурс. / игум. Петр (Мещеринов) // Церковный вестник. 2005. — № 13−14. — Режим доступа: http://www.tserkov.info/numbers/diskus/?ID=1513.
  109. Платон. Федон // Платон. Диалоги. СПб.: Азбука, 2000. Платон. Федон Текст. / Платон // Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид / общ. ред. А. Ф. Лосева и др. — пер. с древнегреч. С. А. Ананьина и др. — М.: Мысль, 1999. -С. 7−80.
  110. Платон. Филеб Текст. / Платон // Платон. Филеб, Государство, Ти-мей, Критий / общ. ред. А. Ф. Лосева и др. — пер. с древнегреч. С. С. Аверинцева и др. М.: Мысль, 1999. — С. 7−78.
  111. Плотин. Пятая эннеада Текст. / Плотин — пер. с древнегреч. Т. Г. Сидаша. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2005 [т.е. 2004]. — 318 с.
  112. , К. О. Взаимное влияние философских и богословских парадигм в системе Иоанна Скота Эригены на примере трактата «О разделении природы» Текст.: автореф.. канд. филос. наук / К. О. Польсков Тула, 2005. -26 с.
  113. , В. Б. Идея цельного духа у И. В. Киреевского: культу-рол. реконструкция / В. Б. Рожковский — М-во образования Рос. Федерации, Дон. гос. техн. ун-т. Ростов н/Д: Изд. центр ДГТУ, 2004. — 102 с.
  114. Русская философия Текст.: энцикл. / под общ. ред. М. А. Маслина- сост.: П. П. Апрышко, А. П. Поляков. М.: Алгоритм, 2007. -736 с.
  115. , П. А. Мистический опыт В. С. Соловьева и христианство Текст. / П. А. Сапронов // Начало. СПб., 1996. — № 3−4. -С. 19−47.
  116. Сборник статей о В. Соловьёве Текст. / [С. Булгаков, В. Иванов, Е. Трубецкой, А. Блок, Н. Бердяев, В. Эрн]. Брюссель: Жизнь с Богом, 1994. -268 с.
  117. , Э. Эпистемология добродетели Владимира Соловьева Текст. / Э. Свидерски — пер. с англ. JI. А. Козловой, Н. Я. Мазлумяновой // Социологический журнал. 2000. — № 1−2. — С. 164−179.
  118. , Е. А. Историко-философский контекст идеи интенцио-нальности у Ф. Брентано Текст. / Е. А. Сергодеева // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1996. — № 1. — С. 68−76.
  119. , Б. Этика Текст. / Б. Спиноза — пер. с латин. Я. М. Боровского, Н. А. Иванцова. — СПб.: Азбука-классика, 2007. 352 с.
  120. , Е. Н. Миросозерцание В. С. Соловьева Текст.: в 2 т. / Е. Н. Трубецкой. М.: Путь, 1913.-Т.2.-416 с.
  121. , В. П. И. Кант в России Текст. / В. П. Тутлис // Общечеловеческое и национальное в философии: материалы II между нар. науч.-практ. конф., Бишкек, 27−28 мая 2004 г. / КРСУ — под общ. ред. И. И. Ивановой. Бишкек, 2004.-С. 8−19.
  122. , Н. В. О политическом идеале Платона Электронный ресурс. / Н. В. Устрялов // Полка букиниста: значимые книги отечественных и зарубежных авторов. М., 2009. — Режим доступа: http://society.polbu.ru/ustryalovplaton/chOOi.html.
  123. , П. А. Дедукция семи таинств: из богослов, наследия Текст. / П. А. Флоренский // Богословские труды. 1977. — Вып. 17. — С. 143 147.
  124. , П. А. Записка о христианстве и культуре Текст. / П. А. Флоренский // Флоренский П. А. Сочинения: в 4-х т. М., 1996−1999. — Т. 2. — М., 1996. — С. 547−559. — (Филос. наследие).
  125. , Г. Византийские Отцы V—VIII вв.. Текст.: из чтений в Православ. богосл. ин-те в Париже / Г. Флоровский. Париж: [б. и.], 1933. -260 с.
  126. , Г. Письмо к о. Сергию Булгакову от 22 июля (4 августа) 1926 г. Текст. / Г. Флоровский // Символ. Париж, 1993. — № 29. — С. 202 207.
  127. , Г. Пути русского богословия Текст. / Г. Флоровский. -Париж: [б. и.], 1937. 574 с.
  128. , В. Н. Контуры современной критической теории Текст. / В. Н. Фуре — Европ. гуманит. ун-т. Минск: ЕГУ, 2002. — 164 с.
  129. , А. С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях Текст.: по поводу брошюры г. Лоранси / А. С. Хомяков // Хомяков А. С. Сочинения: в 2 т. М., 1994. — Т. 2: Работы по богословию. — С. 72−129.
  130. , С. С. Наследие Владимира Соловьева сто лет спустя Текст. / С. С. Хоружий // Хоружий С. С. Опыты из русской духовной традиции. М., 2005. — С. 205−248.
  131. , С. С. Неопатристический синтез и русская философия Текст. / А. С. Хомяков // Вопросы философии. 1994. — № 5. — С. 75−88.
  132. , С. С. Соловьев и Ницше Текст. / С. С. Хоружий // Хору-жий С. С. Опыты из русской духовной традиции. М., 2005. — С. 249−286.
  133. , П. Я. Статьи и письма Текст. / П. Я. Чаадаев — [сост., вступ. ст. и коммент. Б. Н. Тарасова]. 2-е изд., доп. — М.: Современник, 1989. -621 с.
  134. , С. А. Критицизм и мистицизм Текст.: обзор кантианства в журнале «Вопросы философии и психологии» / С. А. Чернов // Кант и философия в России: сб. ст. / отв. ред. 3. А. Каменский, В. А. Жучков. М., 1994. — С. 114−130.
  135. , Г. И. Автоматические записи Вл. Соловьева Текст. / Г. И. Чулков — публ. и коммент. М. В. Михайловой // Вопросы философии. 1992. -№ 8.-С. 121−132.
  136. Шестов, JL Умозрение и откровение Текст.: религиозная философия Владимира Соловьева и другие статьи / JI. Шестов. Paris: YMCA-press, 1964.-349 с.
  137. Эрн, В. Ф. Нечто о Логосе, русской философии и научности Текст. / В. Ф. Эрн // Эрн В. Ф. Сочинения / Филос. о-во СССР — сост., подгот. текста Н. В. Котрелева, Е. В. Антоновой. М., 1991. — С. 71−108. — (Из истории отеч. филос. мысли).
  138. , П. Д. Идея Текст. / П. Д. Юркевич // Юркевич П. Д. Философские произведения / сост. и подгот. текста А. И. Абрамова, И. В. Борисовой. М., 1990. — С. 9−68. — (Из истории отеч. филос. мысли).
  139. , П. Д. Разум по учению Платона и опыт по учению Канта Текст. / П. Д. Юркевич // Юркевич П. Д. Философские произведения / сост. и подгот. текста А. И. Абрамова, И. В. Борисовой. М., 1990. — С. 466−526. — (Из истории отеч. филос. мысли).
  140. Copleston, F. Ch. Russian religious philosophy: selected aspects / F. C. Copleston. Tunbridge Wells, Kent, England: Search Press — Notre Dame, Ind., USA: University of Notre Dame, 1988. — 158 p. f? €>/'
  141. Dahm, H. Grundzuge russischen Denkens: Personlichkeiten und/^V Zeugnisse d. 19. u. 20. Jh. / Helmut Dahm. Miinchen: Berchmans, 1979. — 591 p.
  142. , P. «Impersonalismus. und die. werdende Vernunflt der Wahrheit. in Solov’evs Spatphilosophie / P. Ehlen // Studies in East European Thought. 1999. -Vol. 51,№ 3.-S. 155−175.
  143. Wenzler, L. Die Freiheit und das Bose nach Vladimir Solov’ev / L. Wenzler. Freiburg Breisgau. — Miinchen: Alber, 1978. — 463 p.
Заполнить форму текущей работой