Палийский канон.
Религиоведение
Помимо Палийского канона известны также два других крупных собрания буддийских текстов более позднего времени. Одно из них, китайский «Сань-цзан» («Тройственный свод»), получило распространение в странах Дальнего Востока, другое же — тибетские «Ганджур» и «Данджур» — в регионах, испытавших культурное влияние Тибета. В индийском буддизме известна традиция созыва соборов (сангити, букв. — спевка… Читать ещё >
Палийский канон. Религиоведение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Не существует единого канонического корпуса текстов для всех без исключения буддийских школ. Из раннебуддийских сводов до наших дней полностью дошел только так называемый Палийский канон, т. е. собрание буддийских текстов на языке пали, принадлежащее школе тхеравада. Это огромное собрание текстов было зафиксировано в письменном виде ок. 80 г. до н. э. Комплекс этих текстов, записанных на пальмовых листьях, получил название «Типитака» (санскр. Трипитака), или «Три корзины». Согласно тхеравадинской традиции, произведения, вошедшие в этот канон, существовали еще при жизни Будды и с того периода они передавались в устной форме, пока не были записаны. На самом деле эти тексты составлялись в разное время, более того, процесс вхождения текстов в Палийский корпус продолжался и после «официальной» канонизации, окончательно завершившись только в V в. н. э. в результате деятельности известного буддийского мыслителя и экзегета Буддхагхоши. Какие тексты были в ходу при жизни Будды — доподлинно неизвестно, но в любом случае ставить знак равенства между этими текстами и палийскими не следует.
«Типитака» состоит из трех разделов. Первый из них, «Виная-питака», содержит описание различных предписаний для монахов. Наиболее обширный и важный раздел во всем корпусе — «Сутта-питака» («Сутрапитака»), или собрание проповедей Будды. Этот раздел состоит из пяти подразделов (никаи). Тексты, входящие в первые четыре подраздела (Дигха, Маджджхима, Самьютта и Ангуттара), носят название «сутты» (сутры), каждая из них открывается особым зачином «Такя слышал…»; под этим «я» подразумевается Ананда, со слов которого, как считается буддистами, и составлены все сутты. В пятую никаю (Кхуддака), отличающуюся по своему характеру от остальных, входит 15 разноплановых текстов, в том числе такие важные, как «Дхаммапада» (сборник дидактических афоризмов) и «Джатаки» — сказания о прошлых воплощениях Будды. Наконец, третий раздел, «Абхидхамма-питака» («Абхидхармапитака»), включает несколько трактатов на метафизические темы. Этот раздел вошел в состав канона позже остальных.
Помимо Палийского канона известны также два других крупных собрания буддийских текстов более позднего времени. Одно из них, китайский «Сань-цзан» («Тройственный свод»), получило распространение в странах Дальнего Востока, другое же — тибетские «Ганджур» и «Данджур» — в регионах, испытавших культурное влияние Тибета.
В индийском буддизме известна традиция созыва соборов (сангити, букв. — спевка) в связи с возникавшими спорными моментами. Согласно преданию, сразу после паринирваны (т. е. полной, совершенной нирваны) Будды появилась необходимость согласовать и упорядочить большой массив текстов, циркулировавших при его жизни.
Первый собор, посвященный этому вопросу, был созван в Раджагрихе в течение года после паринирваны. На нем тремя ближайшими учениками Будды были продекламированы («пропеты») три раздела буддийского корпуса канонических текстов. Упали «пропел» раздел монашеских предписаний (виная), Ананда — раздел проповедей (сутра), Маудгальяяна — раздел абхидхармы. На самом деле сведение буддийских текстов в единое целое происходило гораздо более сложным образом. Ученые-буддологи сомневаются в историчности созыва этого собора и ведут отсчет реальных буддийских соборов со следующего.
Второй собор был созван в Вайшали через сто лет после паринирваны, и поводом к его созыву, по одной из версий, послужили разногласия монахов в связи с вопросом о сущности архата. В процессе подготовки к собору и его проведения буддийская община раскололась на два направления — «старейших» (санскр. стхавиравада, пали тхеравада) и «большую общину» (махасангхика), составившую большинство. Некоторые идеи «болыиеобщинников» (например, о сущности Будды) оказались плодотворными для воззрений возникших через несколько столетий школ махаяны.
Третий собор состоялся в Паталипутре, в годы правления могущественного царя Ашоки (268—231 гг. до н. э.), известного своей щедрой поддержкой буддистов и сделавшего буддизм, по существу, государственной религией. Ко времени созыва собора процесс дивергенции буддийских школ зашел еще дальше: источники сообщают о наличии уже 18 школ. С подачи царя канонической была признана тхеравада. Кроме того, по решению собора в различные страны Востока отправились миссионеры с целью пропаганды буддийского учения. Благодаря политике прозелитизма буддизм выходит за пределы Индии и начинает трансформироваться в мировую религию. С III в. до н. э. буддийская религия распространяется в Шри-Ланке, а еще через некоторое время — в Юго-Восточной и в Центральной Азии.