«Трактат о достижении понимания только-сознания» («Чэн вэй ши лунь») как буддийский религиозно-философский памятник
Диссертация
В традиции индийского буддизма махаяны выделяются два больших направления — мадхъямака и йогачара. Как представляется, индийская йогачара не была единым направлением. Для ее анализа и интерпретации представляется обоснованным выделение трех субнаправлений, учения которых выражены в текстах, написанных главными представителями йогачары — Майтрея (натхой) и Асангой (первое субнаправление… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I.
- КЛАССИЧЕСКАЯ ЙОГАЧАРА" В ЗАПАДНЫХ БУДДОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
- ГЛАВА II.
- ЙОГАЧАРА В ИНДИИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
- 1. Йогачара в Индии. Субтрадиции индийской йогачары
- 2. Йогачара на Дальнем Востоке
- ГЛАВА III.
- ВАСУБАНДХУ И ЕГО СОЧИНЕНИЯ
- 1. «Абхидхармакоша» («Сокровищница Абхидхармы»)
- 2. «Вимшатика» («Трактат в двадцати строфах о только-сознании»)
- 3. «Тримшика» («Трактат в тридцати строфах о только-сознании») и «Чэн вэй ши лунь»
- ГЛАВА IV.
- ЧЭН ВЭЙ ШИ ЛУНЬ" КАК РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЙ ПАМЯТНИК КИТАЙСКОЙ ЙОГАЧАРЫ
- 1. Цель написания и структура «Тримшики» и «Чэн вэй ши лунь»
- 2. Атман, дхармы и трансформация сознания
- 3. Этапы пути к освобождению
- ГЛАВА V.
- РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ЙОГАЧАРЫ В КОНТЕКСТЕ БУДДИЙСКОЙ СОТЕРИОЛОГИИ
Список литературы
- JAOS Journal of the American Oriental Society. PEW — Philosophy East and West.
- PW Pacific World. Journal of the Institute of Buddhist Studies. Трим. — Тримшика.
- ТСД Тайсё: синсю: дайдзожё:JElfffif (Великое собрание сутр, заново отредактированное в годы. Тайсё). Т. 1−100. 2-е изд. Токио, 1960−1977.
- Источники (публикации оригиналов и переводы)
- Абхидхармакоша, 1980 Васубандху. Абхидхармакоша / Введ., близкий к тексту пер. с тиб. на русск. яз., подготовка тиб. текста, примечаний и таблиц Б. В. Семичова и М. Г. Брянского. Гл. I-III. Т. 1-Й. Улан-Удэ, 1980.
- Абхидхармакоша, 1988 Васубандху. Абхидхармакоша / Близкий к тексту пер. с тиб. на русск. яз. Б. В. Семичова. Предисл., введ., ред. перевода, сверка и подготовка тиб. текста, примечаний и таблиц и М. Г. Брянского. Гл. IV. Улан-Удэ, 1988.
- Абхидхармакоша, 1990 Васубандху. Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы). Раздел I: Анализ по классам элементов / Пер. с санскр., введ., коммент., историко-философское исслед. В. И. Рудого. М., 1990.
- Ваджраччхедика-сутра, б.г. ЙШШЖМШ! («Алмазная сутра о праджня-парамите») // ТСД. Т. 8. № 235.
- Вимшатика, 1925 Vijnaptimatratasiddhi. Deux traites de Vasubandhu: Vimsatika (la Vingtaine) et Trimsika (la Trentaine) avec le commentaire de Sthiramati / Original sanskrit publie par S. Levi. Paris, 1925 (non vidi).
- Вимшатика, 1938 Васубандху. Wei Shih Er Shih Lun or the Treatise in Twenty Stanzas on Representation-Only by Vasubandhu / Tr. from the Chinese
- Version of Hstian Tsang Tripitaka Master of the T’ang Dynasty by С. H. Hamilton. New Haven, 1938 (Reprint: N. Y., 1967).
- Вимшатика, б.г. (Васубандху. Трактат в двадцати шлоках отолько сознании) // ТСД. Т. 31. № 1590.
- Вимшатика, 1991 Васубандху. The Twenty Verses (Vimsatika) // Wood Т. E. Mind Only. A Philosophical and Doctrinal Analysis of the Vijnanavada. Honolulu, 1991 (Reprint: Delhi, 1994). P. 97−102.
- Вимшатика, 1993 Васубандху. Vimsatika (vijnaptimatratasiddhih) with theauto-commentary I I Sharma T. R. Vijnaptimatratasiddhi (vimsatika) with Introduction, Translation and Commentary. Delhi, 1993. P. 53−119.
- Вимшатика, 1999−1 Васубандху. A Treatise in Twenty Stanzas and its Explanation // Kochumuttom Th. A. A Buddhist Doctrine of Exprience. A New Translation and Interpretation of the Works of Vasubandhu the Yogacarin. Delhi, 1999. P. 164−196,260−275.
- Вимшатика, 1999-II Васубандху. Three Texts on Consciousness Only / Tr. by F. Cook. Berkeley, 1999 (non vidi).
- Вимшатика, 2002 Васубандху. Twenty Verses and Commentary (vimsatika-karika-[vritti]) // Anacker S. Seven Works of Vasubandhu. The Buddhist Psychological Doctor. Corrected ed. Delhi, 2002. P. 159−179.
- Вимшатика, 2005 Ачаръя Васубандху. Комментарий к двадцати строфам (vimsaka vimsatika. -Е. К. vimsatika-karika-[vritti], gnyis shu pa’i tshig le’ur byas pa) // Орлов А. Читтаматра: миф и реальность. М., 2005. С. 495 525.
- Гуань Инь-цзы, 2001 Гуань Инь-цзы / Предисл., пер. с кит., коммент. Е. А. Торчинова// Религии Китая: Хрестоматия / Ред.-сост. Е. А. Торчинов. СПб., 2001. С. 103−129.
- Древо собрания, 1997 Данжа Ролби Дорже. Древо собрания трехсот изображений. СПб., 1997.
- Драгоценное ожерелье, 1997 Дзунба Кунчог Жигме Ванбо. Драгоценное ожерелье учений философских школ / Пер. с тиб., коммент. Б. Б. Дампилона. Улан Удэ, 1997.
- Дхаммапада, 1960 Дхаммапада / Введ., пер. с пали, коммент. В. Н. Топорова. М., 1960.
- Дхаммапада, 1999 Учительные строфы Будды Шакьямуни (Дхаммапада) / Предисл., пер. с пали, коммент. А. В. Парибка // Буддизм России. № 32 (1999).
- Жизнеописание Васубандху, 1904 The Life of Vasubandhu by Paramartha (A. D. 499−569) / Tr. by J. Takakusu // T’oung Pao. 1904. Serie2. Vol. 5. P. 269−296.
- Жизнеописание Васубандху, б.г. ^ ® § S Й № (Парамартха (?). Жизнеописание наставника Васубандху) // ТСД. Т. 50. № 2049.
- Жизнеописание Сюань-цзана, б.г. ^Ш^ММ^НЩ^ША! (Жизнеописание Наставника в Трипитаке при Великой династии. Тан из обители Дацыэнь) // ТСД. Т. 50. № 2053.
- История буддизма, 1931−1932 Bu-ston. History of Buddhism (Chos-hbyung) / Tr. from Tib. By E. Obermiller. Pt. I-II. Leipzig- Heidelberg, 1931−1932.
- История буддизма, 1999 Будон Ринчендуб. История буддизма (Индия и Тибет) / Пер. с тиб. на англ. яз. Е. Е. Обермиллера, пер. с англ. А. М. Донца. СПб., 1999.
- История буддизма, 1970 Taranatha History of Buddhism in India / Tr. from Tib. by Lama Chimpa, Alaka Chattopadhyaya. Simla, 1970.
- Ланкаватара-сутра, 1932 Lankavatara Sutra: A Mahayana Text / Tr. for the first time from original Sanskrit by D. T. Suzuki. L., 1932 (Reprint: Taipei, 1991).
- Ланкаватара-сутра, б.г. УкЩАШШШ. («Ланкаватара-сутра») // ТСД. Т. 16. № 672.
- Мадхьянта-вибхага, 1936 Madhyanta-vibhaga. Discourse on Discrimination between Middle and Extremes, Ascribed to Bodhisattva Maitreya and Commented by Vasubandhu and Sthiramati / Tr. from the Sanskrit (and the Tibetan) by Th. Stcherbatsky. M.- L., 1936.
- Мадхьянта-вибхага, 1953−1954 A Chapter on Reality from the Madhyantavibhagasastra: Translated and Annotated by P. W. O’Brien // Monumenta Nipponica. Vol. IX, № (1953). P. 277−303. Vol. X, № 1−2 (1954). P. 227−269.
- Мадхьянта-вибхага, 1999 Discrimination between Middle and Extremes (Madhyanta-vibhaga) // Kochumuttom Th. A. A Buddhist Doctrine of Exprience. A New Translation and Interpretation of the Works of Vasubandhu the Yogacarin. Delhi, 1999. P. 27−89,235−246.
- Мадхьянта-вибхага, 2002 Commentary on the Separation of the Middle from Extremes (Madhyanta-vibhaga-bhasya) // Anacker S. Seven Works of Vasubandhu. The Buddhist Psychological Doctor. Corrected ed. Delhi, 2002. P. 193−286.
- Махаяна-сампариграха, 2000 Асанга. Компендиум Махаяны (Махаяна сампариграха шастра) Главы 1-Й. // Предисл., пер. с кит., коммент. Е. А. Торчинова // Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., 2000. С. 252−267.
- Махаяна-сампариграха, 2003 Асанга. Компендиум Махаяны (Махаяна сампариграха шастра) Главы I-II. // Предисл., пер. с кит., коммент. Е. А. Торчинова // Религия и культура: Россия. Восток. Запад. СПб., 2003. С. 263−283.
- Махаяна-шраддхотпада, б.г. ^ ЩВ fg fro (Ашвагхоша (?). Махаяна-шраддшотпада-шастра = Трактат о пробуждении веры в махаяну) // ТСД. Т. 32. № 1666.
- Махаяна-шраддхотпада, 1997 Ашвагхоша (?). Трактат о пробуждении веры в Махаяну. Махаяна шраддхотпада шастра. Да чэн [шэн. -Е. К] ци синь лунь / Предисл., пер. с кит., коммент. Е. А. Торчинова. СПб., 1997.
- Продолженные жизнеописания достойных монахов, б.г. ШШШШ (Дао-сюанъ. Продолженные жизнеописания достойных монахов) // ТСД. Т. 50. № 2060.
- Ратнаготра-вибхага, б.г. (Ратнаготра-вибхага-шастра) //1. ТСД. Т. 31. № 1611.
- Самтанантара-сиддхи, 1922 Дхармакирти. Обоснование чужой одушевленности с толкованием Винитадевы / Пер. с тиб. Ф. И. Щербатского. СПб., 1922 (репринт: Б.м., б.г. СПб., 1997.).
- Сутра запуска, 1989 Сутра запуска колеса проповеди (С LVI. 2. 1) / Пер. с пали, коммент. А. В. Парибка // Вопросы Милинды (Милиндапаньха) / Пер. с пали, предисл., исслед. и коммент. А. В. Парибка. М., 1989. С.445−451.
- Тримшика, 1925 Vijnaptimatratasiddhi. Deux traites de Vasubandhu: Vimsatika (la Vingtaine) et Trimsika (la Trentaine) avec le commentaire de Sthiramati / Original sanskrit publie par S. Levi. Paris, 1925 (non vidi).
- Тримшика, 1957 Васубандху. The Thirty Verses on the Mind-only Doctrine / Tr. from Chinese by Wing-tsit Chan I IA Source Book in Indian Philosophy / Ed. by S. Radhakrishnan & Ch. A. Moore. Princeton, New Jersey, 1957. P. 333−337.
- Тримшика, б.г. (Васубандху. Трактат в тридцати шлоках отолько сознании) // ТСД. Т. 31. № 1586.
- Тримшика, 1973 Васубандху. Thirty Verses // Hsuan Tsang. Ch’eng wei-shih lun- Doctrine of Mere-Consciousness / Tr. by Wei Tat. Hong Kong, 1973. P. CXXIII-CXXXIX.
- Тримшика, 1991 Васубандху. The Thirty Verses (Trimsika) I I Wood Т. E. Mind Only. A Philosophical and Doctrinal Analysis of the Vijnanavada. Honolulu, 1991 (Reprint: Delhi, 1994). P. 49−56.
- Vijnaptimatratatrimsika with Notes from Dharmapala’s Commentary in Chinese. Delhi, 1992. P. 75−156.
- Тримшика, 1999−1 Васубандху. A Treatise in Thirty Stanzas (Trimsatika) I I Kochumuttom Th. A. A Buddhist Doctrine of Exprience. A New Translation and Interpretation of the Works of Vasubandhu the Yogacarin. Delhi, 1999. P. 127−163,254−259.
- Тримшика, 1999-II Васубандху. Three Texts on Consciousness Only / Tr. by F. Cook. Berkeley, 1999 (non vidi).
- Тримшика, 2002−1 Васубандху. The Thirty Verses (Trimsika-karika) Ц Anacker S. Seven Works of Vasubandhu. The Buddhist Psychological Doctor. Corrected ed. Delhi, 2002. P. 183−190.
- Тримшика, 2002-И Васубандху. Trimsika / Tr. from Sanskrit by R. H. Robinson I I Lusthaus D. Buddhist Phenomenology: A Philosophical Investigation of Yogacara Buddhism and the Ch’eng wei shih lun. L.- N. Y., 2002. P. 275−317.
- Тримшика, 2004 Васубандху. Тримшика (Тридцатистишие) / Пер. с санскр., коммент. В. К. Шохина // Шохин В. К. Школы индийской философии: период формирования (IV в. до н. э. — II в. н. э.). М., 2004. С. 338−342.
- Тримшика, 2005 Васубандху. Тридцать строф (Trimsika-karika, gsum cu pa’i tshig le’ur byas pa) / Пер. с тиб. А. Орлова // Орлов А. Читтаматра: миф и реальность. М., 2005. С. 333−449.
- Тримшика, 1−4, 2006 Исследовательские комментарии текста Чэн вэй ши лунь (раздел об алая-виджняне) // Ленков П. Д. Философия сознания в Китае: буддийская школа фасян (вэйши). СПб., 2006. С. 201−254.
- Трисвабхава-нирдеша, 1999 A Treatise on the Three Natures (Tri-svabhava-nirdesa) // Kochumuttom Th. A. A Buddhist Doctrine of Exprience. A New Translation and Interpretation of the Works of Vasubandhu the Yogacarin. Delhi, 1999. P. 90−126,247−253.
- Трисвабхава-нирдеша, 2002 The Teaching of the Three Own-Beings (Tri-svabhava-nirdesa) // Anacker S. Seven Works of Vasubandhu. The Buddhist Psychological Doctor. Corrected ed. Delhi, 2002. P. 289−297.
- Трисвабхава-нирдеша, 2005 Ачарья Васубандху. Разъяснение трех видов самобытия (Trisvabhava-nirdesa, rang bzhin gsum nges par bstan pa) // Орлов А. Читтаматра: миф и реальность. СПб., 2005. С. 526−554.
- Чжу Си, 2002- Чжу Си. О сознании (синь). Из философского наследия Чжу Си / Пер. с кит. А. С. Мартынова, И. Т. Зограф. Вступ. ст. и коммент. к переводу А. С. Мартынова. Грамм, очерк И. Т. Зограф. М., 2002.
- Чэн вэй ши лунь, 1928−1929 Vijnaptimatratasiddhi. La Siddhi de Hiuan-tsang / Tr. et annote par L. de la Vallee Poussin. Т. I—II. P., 1928−1929.
- Чэн вэй ши лунь, б.г. Щ j|| Ц (Сюанъ-щан (сост.). Трактат о достижении понимания. только-сознания) // ТСД. Т. 31. № 1585.
- Чэн вэй ши лунь, 1973 Hsuan Tsang. Ch’eng wei-shih lun — Doctrine of Mere-Consciousness / Tr. by Wei Tat. Hong Kong, 1973.
- Vijnaptimatratatrimsika with Notes from Dharmapala’s Commentary in Chinese. Delhi, 1992. P. 75−156.
- Чэн вэй ши лунь, 1999 Three Texts on Consciousness Only / Tr. by F. Cook. Berkeley, 1999 (non vidi).
- Шихуа, 1987 Шихуа о том, как Трипитака Великой Тан добыл священные книги / Пер. с кит., вступ. ст., прим. Л. К. Павловской. М., 1987.
- Юань жэнь лунь, 1998 Цзун-ми. О началах человека / Предисл., пер. с кит., коммент. Е. А. Торчинова // Цзун-ми. Чаньские истины / Предисл., пер. с кит., коммент. Е. А. Торчинова, К. Ю. Солонина. СПб., 1998. С. 7−26.
- Исследования На русском языке
- Анашина, 2006−1 Анашина М. В. Ди лунь // Духовная культура Китая: Энциклопедия. Т. И: Мифология и религия Китая. М. (в печати).
- Анашина, 2006-И Анашина М. В. Шэ лунь // Духовная культура Китая: Энциклопедия. Т. II: Мифология и религия Китая. М. (в печати).
- Анашина, 2006-III Анашина М. В. Проблема сознания в ранней китайской йогачаре // Третьи Торчиновские чтения. Религиоведение и востоковедение: Материалы научной конференции. С.-Петербург, 1518 февраля 2006 г. СПб., 2006. С. 135−139.
- Андросов, 1990 -Андросов В. П. Нагарджуна и его учение. М., 1990.
- Андросов, 2000 Андросов В. П. Буддизм Нагарджуны. Религиозно-философские трактаты. М., 2000.
- Андросов, 2001 Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. М., 2001.
- Барлоу, 2002 БарлоуДж. Оттон Оттонович Розенберг (1888−1919), блестящий молодой русский будцолог / Пер. с англ. И. Э. Циперович // Петербургское востоковедение. Вып. 10. СПб., 2002. С. 464−478.
- Бонгард-Левин, Ильин, 1985 Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. М., 1985.
- Брянский, 1975- Брянский М. Г. Трактат Васубандху «Критика теорий Атмана». Исследование, критический текст, перевод, комментарий. Автореф. канд. дисс. М., 1975.
- Буддологические исследования, 1990 Проблемные буддологические исследования в JIO ИВ АН СССР // Буддизм: проблемы истории, культуры, современности. М., 1990. С. 31−44.
- Васильков, 1989 Васильков Я. В. Встреча Востока и Запада в научной деятельности Ф. И. Щербатского // ВЗИПП. Вып. 4 (1989). С. 178−223.
- Волков, 1985 Волков С. В. Ранняя история буддизма в Корее (сангха и государство). М., 1985.
- Дагданов, 1986 -ДагдановГ. Б. Школа фасян в истории китайского буддизма // Источниковедение и историография истории буддизма. Страны Центральной Азии. Новосибирск, 1986. С. 100−110.
- ДККФ Духовная культура Китая. Энциклопедия в 5 т. Т. I: Философия / Под ред. М. JI. Титаренко, А. И. Кобзева, А. Е. Лукьянова. М., 2006.
- Ермакова, 1998 Ермакова Т. В.: Буддийский мир глазами российских исследователей XIX- первой трети XX века (Россия и сопредельные страны). СПб., 1998.
- Игнатович, 1987 Игнатович А. Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987.
- Игнатович, 1991 Игнатович А. Н. О. О. Розенберг и его труды по буддизму // Розенберг О. О. Труды, но буддизму. М., 1991. С. 6−17.
- Кальянов, 1972 Кальянов В. И. Академик Ф. И. Щербатской. Его жизнь и деятельность // Буддийская культура и буддизм. Сб. ст. памяти акад. Ф. И. Щербатского. М., 1972. С. 13−26.
- Китагава, 2005 КитагаваДж. М. Религия в истории Японии / Пер. с англ. Н. М. Селиверстова под ред. С. В. Пахомова. СПб., 2005.
- Кобзев, 1983 Кобзев А. И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983.
- Кобзев, 2002 Кобзев А. И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002.
- Конзе, 2003 Конзе Э. Буддизм: сущность и развитие / Пер. с англ. И. Беляева под ред. С. В. Пахомова. СПб., 2003.
- Крюков, Малявин, Софронов, 1979 Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский этнос на пороге средних веков. М., 1979.
- Кузнецов, 2003 Кузнецов Б. И. Проблемы гносеологии в трактате Дхармакирти «Обоснование чужой одушевленности» // Кузнецов Б. И. Тибетика. Сборник статей. СПб., 2003. С. 169−172.
- КФЭС, 1994 Китайская философия. Энциклопедический словарь / Гл. ред. М. JI. Титаренко. М., 1994.
- Ле Гофф, 2002 Ле Гофф Ж, Другое Средневековье: Время, труд и культура Запада / Пер. с фр. 2-е изд, испр. Екатеринбург, 2002.
- Ленков, 2006 Ленков П. Д. Философия сознания в Китае: буддийская школа фасян (вэйши). СПб., 2006.
- Лепехов, Донец, Нестеркин, 2006 ЛепеховС.Ю., Донец A.M., Нестеркин С. П. Герменевтика буддизма. Улан-Удэ, 2006.
- Ломанов, 1996 Ломаное А. В. Современное конфуцианство: философия Фэн Юланя. М., 1996.
- Лхагвасурэн, 1989 Лхагвасурэн Г. Об учении «адваявада» в философии виджнянавадинов // Источниковедение и текстология памятников средневековых наук в странах Центральной Азии. Новосибирск, 1989. С. 80−95.
- Лысенко, 1986 Лысенко В. Г. «Философия природы» в Индии: атомизм школы вайшешика. М., 1986.
- Лысенко, 1994 Лысенко В. Г. Ранняя буддийская философия // Лысенко В. Г., Терентьев А. А., Шохин В. К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994.
- Лысенко, 2003 Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. М., 2003.
- Мартынов, 1982 Мартынов А. С. Буддизм и конфуцианцы: Су Дун-по (1036— 1101) и Чжу Си (1130−1200) // Буддизм, государство и общество встранах Центральной и Восточной Азии в средние века. М., 1982. С. 206−316.
- Малявин, 2000 Малявин В. В. Китайская цивилизация. М., 2000.
- Орлов, 2005 Орлов А. Читтаматра: миф и реальность. М., 2005.
- Парибок, 1989 Парибок А. В. «Вопросы Милинды» и их место в истории буддийской мысли // Вопросы Милинды (Милиндапаньха) / Пер. с пали, предисл., исслед. и коммент. А. В. Парибка. М., 1989. С. 19−62.
- Парибок, 1997 Парибок А. В. Устройство «колеса существования» // Гаруда. № 2(1997). С. 33−41.
- Парибок, 1999 Парибок А. В. Религиозно-философские учения Индии // История Востока в шести томах. Т. I: Восток в древности. М., 1999. С. 596−601.
- Радхакришнан, 1994 Радхакришнан С. Индийская философия Т. I / Пер. с англ. Б. м., б. г. СПб., 1994.
- Рогачев, 1984 Рогачев А. П. У Чэнъэнь и его роман «Путешествие на Запад». Очерк. М., 1984.
- Розенберг, 1991 Розенберг О. О. Проблемы буддийской философии // Розенберг О. О. Труды по буддизму. М., 1991.
- Рубановская, 1995 Рубановская В. Г. Рец. на: Шохин В. К. Брахманистская философия. Начальный и раннеклассический периоды. М., 1994 // Вопросы философии. № 12 (1995). С. 142−149.
- Рудой, 1998 Рудой В. И. Введение в буддийскую философию // Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы или Абхидхармакоша. Раздел I-II / Пер. с санскр., введ., коммент. и реконструкция системы В. И. Рудого и Е. П. Островской. М., 1998. С. 11−113.
- Рудой, Островская и др., 1999 Введение в буддизм / Ред.-сост. В. И. Рудой. СПб., 1999.
- Рудой, Островская и др., 1999−1 Рудой В. И., Островская Е. П., Ермакова Т. В. Классическая буддийская философия. СПб., 1999.
- Сайд, 2006 Сайд Э. В. Ориентализм. Западные концепции Востока / Пер. с англ. А. В. Говорунова. СПб., 2006.
- Самозванцева, 1996 Самозванцева Н. В. Индо-китайские культурные связи в V-VIIbb. (Индия глазами китайских паломников Фа Сяня и Сюань Цзана) // Азия — диалог цивилизаций. СПб., 1996. С. 57−98.
- Семичов, Зелинский, 1972 Семичов Б. В., Зелинский А. Н. Академик Федор Ипполитович Щербатской // Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. М., 1988. С. 15−41.
- Серебряный, 1999 Серебряный С. Д. Многозначное откровение «Бхагавад-гиты» //Древо индуизма. М., 1999. С. 152−194.
- Серебряный, 2004 Серебряный С. Д. О «советской парадигме» (заметки индолога). М., 2004.
- Торчинов, 1989 Торчинов Е. А. Разделы о хинаянской и махаянской философии в традиционном историко-философском трактате Цзун-ми «О началах человека» (Юань жэнь лунь) // Историко-философский ежегодник'89. М., 1989. С. 140−158.
- Торчинов, 1997 Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника. СПб., 1997.
- Торчинов, 1997-И Торчинов Е. А: Единство и многообразие религиозно-философской традиции буддизма Махаяны // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1997. Сер. 6, вып. 4 (№ 27). С. 45−51.
- Торчинов, 1998 Торчинов Е. А. Даосизм: Опыт историко-религиеведческого описания. 2-е изд., доп. СПб., 1998.
- Торчинов, 2000−1 Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб., 2000.
- Торчинов, 2000-И Торчинов Е. А. Современное конфуцианство в Китае: основные идеи, персоналии, этапы становления и развития // Философия XX века: школы и концепции. Мат. науч. конф. 23−25 ноября 2000 г. СПб., 2000. С. 398−401.
- Торчинов, 2002 Торчинов Е. А. Буддизм: Карманный словарь / Прилож. П. В. Берснева. СПб., 2002.
- Торчинов, 2003 Торчинов Е. А. Нигилистическая интерпретация мадхьямаки возвращается? (Текст доклада, прочитанного на Восьмой буддологической конференции на философском факультете СПбГУ) // Буддизм России. № 37 (2003). С. 104−108.
- Торчинов, 2005 Торчинов Е. А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб., 2005.
- Трубникова, 2000 Трубникова Н. Н. «Различение учений» в японском буддизме IX в. Кукай Кобо-Дайси. о различиях между тайным и явными учениями. М., 2000.
- Тугушева, 1980 Фрагменты уйгурской версии биографии Сюань-Цзана / Транскр., пер., прим., коммент., указатели JI. Ю. Тугушевой. М., 1980.
- Тугушева, 1991 Уйгурская версия биографии Сюань-Цзана. Фрагменты из ленинградского рукописного собрания Института востоковедения АН СССР. М., 1991.
- Устьянцев, 2005 Устьянцев Д. История читтаматры // Орлов А. Читтаматра: миф и реальность. М., 2005. С. 14−38.
- Утехин, 1997 Утехин И. В. Учение виджнянавадинов о восьмом сознании // Мысль. Ежегодник Петербургской ассоциации философов. Вып. I: Философия в преддверии XXI столеттия. СПб., 1997. С. 148−163.
- Фэн Юлань, 1998 Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии / Пер. с англ. Р. В. Котенко под ред. Е. А. Торчинова. СПб., 1998.
- Хамаганова, 1998 Хамаганова Е. А. Письма из Ацагата (из переписки Е. Е. Обермиллера с академиком Ф. И. Щербатским) // Orient. Вып. 2−3: Исследователи Центральной Азии в судьбах России. СПб., 1998. С. 113— 157.
- Чаттерджи, 2004 Чаттерджи А. К. Идеализм йогачары / Пер. с англ. Д. Устьянцева под ред. А. Орлова. М., 2004.
- Чаттерджи, Датта, 1994 Чаттерджи С., ДаттаД. Индийская философия / Пер. с англ. М., 1994.
- Шохин, 1994 Шохин В. К. Брахманистская философия. Начальный и раннеклассический периоды. М., 1994.
- Шохин, 1998 Шохин В. К. Ф. И. Щербатской и его компаративистская философия. М., 1998.
- Шохин, 2007 Шохин В. К. Индийская философия. Шраманский период (середина тысячелетия до н. э.). СПб., 2007.
- Щербатской, 1988 Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму / Пер. с англ. М., 1988.
- Щербатской, 1995 Щербатской Ф. И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. Ч. I: «Учебник логики» Дхармакирти с толкованием Дхармоттары. Ч. II: Источники и пределы познания / Санскр. параллели, ред. и примеч. А. В. Парибка. СПб., 1995.
- Янгутов, 1995 Янгутов Л. Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосибирск, 1995.1. На китайском языке
- Дин Фубао, 1990 0 ТШ^ШШ (Большой буддийский словарь /
- Сост. Дин Фубао). Т. 1-Й. Тайбэй, 1990.
- Гань Линбо, 1998 -f ° (Гань Линбо. Новое толкование
- Трактата в трдидцати стихах о только-сознании"). Тайбэй, 1998.
- Жу Цзюэ, 1997 ЪШ&Ш ° ИШН+ШШ! {Жу Цзюэ. Руководство к чтению «Трактата в тридцати стихах о только-сознании»). Тайбэй, 1997.
- Ли Жуньшэн, 1999−1 З^Щ^Ё ° ВШЩИ+Ни^Ш (Ли Жуньшэн. Руководство к чтению «Трактата в двадцати стихах о только-сознании»). Тайбэй, 1999.
- Ли Жуньшэн, 1999-И Wl^fe 0 ШШ^гШШШ (Ли Жуньшэн. Руководство к чтению «Трактата в тридцати стихах о только-сознании»). Тайбэй, 1999.
- Лю Гоцзун, 2001 ШШШ 0 Ф (Лю Гоцзун. Краткая историявсех школ китайского буддизма). Тайбэй, 2001.
- Син Юнь, Цы И, 1988−1989 {0 ШШШМШ (Большойбуддийский. словарь фогуан / Под ред. Великого учителя Син Юня и Цы И). Т. I-IV. Гаосюн, 1988−1989.
- Торчинов, 1999 ift-fcig* Е.А. ^ШШШШШ^гШ^^ШПШ (Торчинов Е. А. Буддийская махаянская школа йогачара: проблема субнаправлений) // ШШ^ •
- Сборник статей второй Международной научной конференции, посвященной Сюань-цзану). Сиань, 1999. С. 611−614.
- Хун Е и др. (сост.), 1988 (Индекс авторов и сочиненийтрипитаки") // шщгр § з ш ° т^шт • ш тш ш
- ШМ Щ ШШ (Индекс авторов и сочинений «Даосского канона» и «Трипитаки» / Сост. Хун Е, Не Чунци, Ли Шучунь, Ма Сиюн и др.). 2-е изд. Шанхай, 1988.
- На западноевропейских языках
- Anacker, 2002 Anacker S. Seven Works of Vasubandhu. The Buddhist Psychological Doctor. Corrected ed. Delhi, 2002.
- Barrett, 1991 Barrett Т. H. Stanley Weinstein and the Study of Sino-Japanese Buddhism I I Buddhist Studies Review. Vol. 8. № 1−2 (1991). P. 87−96.
- BDK report, 2003 BDK English Tripitaka Series: A Progress Report // PW. Third Series. № 5 (2003). P. 389−394.
- CBN Nanjio B. A Catalogue of Chinese Translations of the Buddhist Tripitaka. The Sacred Canon of the Buddhism in China and Japan. Oxford, 1883.
- Chatterjee, 1999 ChatterjeeA. K. The Yogacara Idealism. 2-nd ed. Delhi, 1999.
- Ch’en, 1964 Ch 'en К. K. S. Buddhism in China: A Historical Survey. Princeton, 1964.
- Cheng, 1997 Cheng A. Histoire de la pensee chinoise. P., 1997.
- Conze, 1951 Conze E. Buddhism. Its Essence and Development. Ox., 1951.
- Conze, 1962 Conze E. Buddhist Thought in India. Three Phases of Buddhist Philosophy. L., 1962 (Reprint: New Delhi, 2002).
- Dasgupta, 1922 DasguptaS. A History of Indian Philosophy. Vol.1. Cambridge, 1922.
- Davidson, 2002 Davidson R. M. Hidden Realms and Pure Abodes: Central Asian Buddhism as Frontier Religion in the Literature of India, Nepal, and Tibet // PW. Third Series. № 4 (2002). P. 153−181.
- DCBT, 1968 Soothil W. E" Hodous L. A Dictionary of Chinese Buddhist Terms. With Sanskrit and English Equivalents and a Sanskrit-Pali Index. Taipei, 1968.
- Ganguli, 1992 Ganguli S. Treatise in Thirty Verses on Mere-Consciousness. A Critical English Translation of Hsiian-tsang's Chinese Version of the Vijnaptimatratatrimsika with Notes from Dharmapala’s Commentary in Chinese. Delhi, 1992.
- Hamilton, 1931 Hamilton С. H. Hsiian Chuang and the Wei Shih Philosophy // JAOS. Vol. 51, № 4 (1931). P. 291−308.
- Hamilton, 1933 Hamilton С. H. K’uei Chi’s Commentary on the Wei-shih-er-shih-lun I I JAOS. Vol. 53, № 2 (1933). P. 144−151.
- Harvey, 1990 Harvey P. An Introduction to Buddhism. Teachings, History and Practices. Cambridge, 1990.
- Hubbard, Swanson, 1997 Pruning the Bodhi Tree: The Storm Over Critical Buddhism / Ed. by J. Hubbard & P. L. Swanson. Honolulu, 1997.
- Jaini, 1958 Jaini P. S. On the Theory of the Two Vasubandhus I I Bulletin of the School of Oriental and African Studies. Vol. 21 (1958). P. 48−53.
- Jorgensen, 1998 Jorgensen J. Rev. of. Pruning the Bodhi Tree: The Storm Over Critical Buddhism / Ed. by J. Hubbard & P. L Swanson. Honolulu, 1997 // Revue Bibliographique de Sinilogie. 1998. Nouvelle serie. Vol. XVI. P., 1998. P. 40810.
- Kalupahana, 1976 Kalupahana D. J. Buddhist Philosophy: A Historical Analysis. Honolulu, 1976.
- Keenan, 1993−1 Keenan J. P. Yogacara // World Spirituality: An Encyclopedic History of the Religious Quest. Vol. 8. Buddhist Spirituality. Indian, Southeast Asian, Tibetan, and Early Chinese. N. Y., 1993. P. 203−212.
- Keenan, 1993−11 Keenan J. P. Yogacara in China I I World Spirituality: An Encyclopedic History of the Religious Quest. Vol. 8: Buddhist Spirituality. Indian, Southeast Asian, Tibetan, and Early Chinese. N. Y., 1993. P. 365−372.
- King, 1994 KingR. Early Yogacara and Its Relationship with Madhyamaka School I I PEW. Vol. 44, № 4 (1994). P. 659−683.
- Kochumuttom, 1999 Kochumuttom Th. A. A Buddhist Doctrine of Experience. A New Translation and Interpretation of the Works of Vasubandhu the Yogacarin. Delhi, 1999.
- Kudara, 2002−1 KudaraK. A Rough Sketch of Central Asian Buddhism I I PW. Third Series. № 4 (2002). P. 93−107.
- Mayer, 1997 Mayer A. L. «Gut und Bose» im Lichte der cetana-Konzeption der Trimsika Vasubandhus // Horin. Vergleichende Studien zur japanishen Kultur. Bd. 4 (1997). S. 127−157.
- McRae, 2001 McRaeJ. Religion as Revolution in Chinese Historiography: Hu Shih (1891−1962) on Sheng-hui (687−758) // Cahiers d’Extreme-Asie. Vol. 12 (2001). P. 59−102.
- Muller (ed.), б.г. Combined Dictionaries of East Asian Buddhist Terms and East Asian Literary Terms / Ed. by Muller A. C. (www database).
- Nakamura, 1960 Nakamura H. A Brief Survey of Japanese Studies on the Philosophical Schools of Mahayana // Acta Asiatica. Bulletin of the Institute of Eastern Culture. Vol. 1 (1960). P. 56−88.
- Nakamura, 1976 Nakamura H. A Survey of Mahayana Buddhism with Bibliographical Notes // Journal of Intercultural Studies. № 3 (1976). P. 60 103.
- Powers, 1991 Powers J. The Yogacara School of Buddhism: A Bibliography. Metuchen, N. J.- L., 1991 (non vidi).
- Rahula, 1972 Rahula W. Vijnaptimatrata Philosophy in the Yogacara System and Some Wrong Notions I I Middle Way. № 47 (1972). P. 118−123.
- Ruegg, 1989 -RueggD. S. Buddha-nature, Mind and the Problem of Gradualism in a Comparative Perspective. On the Transmission and Reception of Buddhism in India and Tibet. L., 1989.
- Schmithausen, 1987 Schmithausen L. Alayavijnana. On the Origin and Early Development of a Central Concept in Yogacara Philosophy. Vol. I—II. Tokyo, 1987.
- Schmithausen, 2005 Schmithausen L. On the Problem of the External World in the Ch 'eng wei shih lun. Tokyo, 2005.
- Sharma, 1960 Sharma C. A Critical Survey of Indian Philosophy. Delhi, 1960.
- Sharma, 1993 Sharma T. R. Vijnaptimatratasiddhi (vimsatika) with Introduction, Translation and Commentary. Delhi, 1993.
- Sharma, 1994 -Sharma T. R. Ал Introduction to Buddhist Philosophy (Vijnanavada and Madhyamika). Delhi, 1994.
- Sponberg, 1986 SponbergA. Meditation in Fa-hsiang Buddhism //Traditions of Meditation in Chinese Buddhism / Ed. by Peter N. Gregory. Honolulu, 1986. P. 15−43.
- Stcherbatskoi, 1905 Stcherbatskoi Th. Notes de litterature bouddhique. La litterature Yogacara d’apres Bouston // Museon. Т. VI (1905). P. 144−155.
- Stcherbatsky, 1930−1932 Stcherbatsky Th. Buddhist Logic. Vol. I—II. Л., 1930−1932.
- Suzuki, 1930 Suzuki D. T. Studies in the Lankavatara Sutra one of the most important texts of Mahayana Buddhism, in which almost all its principal tenets are represented, including the teaching of Zen. L., 1930 (Reprint: Taipei, 1991).
- Takeuchi, 1977 Takeuchi S. Phenomena and Reality in Vijnaptimatra Thought (I). On the Usages of the Suffix «ta» in Maitreya’s Treatises // Buddhist Thought and Asian Civilization. Emeryville, 1977. P. 254−267.
- Thompson, 2000 Thompson J. M. Rev. of. Pruning the Bodhi Tree: The Storm Over Critical Buddhism / Ed. by J. Hubbard & P. L Swanson. Honolulu, 1997 // PW. Third Series. № 2 (2000). P. 230−232.
- Ueda, 1967 Ueda Y. Two Main Streams of Thought in Yogacara Philosophy // PEW. Vol. 17. № 1−4 (1967). P. 155−165.
- Wayman, 1965 Wayman A. Rev. Article. The Yogacara Idealism // PEW. Vol. 15, № 1 (1965). P. 65−73.
- Wayman, 1992 Wayman A. Review Untitled. Mind Only: A Philosophical and Doctrinal Analysis of the Vijnanavada by Thomas E. Wood // JAOS. Vol. 112, № 4(1992). P. 662−663.
- Wayman, 1996 Wayman A. A Defense of Yogacara Buddhism // PEW. Vol. 46, № 4 (1996). P. 447−476.
- Wei Tat, 1973 Wei Tat. Introduction I I Hsiian Tsang. Ch’eng wei-shih lun -Doctrine of Mere-Consciousness / Tr. by Wei Tat. Hong Kong, 1973. P. XLIX-CVIII.
- Williams, 2003 Williams B. Xuanzang (Hsiian-tsang) // Encyclopedia of Chinese Philosophy / Ed. by A. S. Cua. N. Y.- L., 2003. P. 814−820.
- Wing-Tsit Chan, 1999 Wing-Tsit Chan. The School of Consciousness-Only // Sources of Chinese Tradition from Earliest Times to 1600. Vol. I / Compiled by Wm. Th. de Вагу & I. Bloom. 2nd ed., rev. N. Y., 1999. P. 440−444.
- Weinstein, 1959 Weinstein S. A Biographical Study of Tz’u-en // Monumenta Nipponica. Vol. XV, № 1−2 (1959). P. 119−149.
- Wood, 1991 Wood Th. E. Mind Only: A Philosophical and Doctrinal Analysis of the Vijnanavada. Honolulu, 1991 (Reprint: Delhi, 1994).
- Wright, 1957 Wright A. F. Buddhism and Chinese Culture: Phases of Interaction I I Journal of Asian Studies. Vol. 17, № 1 (1957). P. 17−42.
- Wright, 1959 Wright A. F. Buddhism in Chinese History. Stanford, 1959 (Reprint: Taipei, 1990).