Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Развитие системы управления малым предпринимательством в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимо подчеркнуть, что именно сфера малого предпринимательства представляет собой наиболее адекватную рыночной экономике питательную среду для дальнейшего развития товаро-денежных отношений и укрепления института частной собственности. Касаясь регионального аспекта проблемы отметим, что, пожалуй, только оно способно вдохнуть жизнь в малые города России. Учитывая все эти обстоятельства… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.стр
  • Глава I. Система управления малым предпринимательством в экономике России. стр
    • 1. 1. Особенности системы управления малым предпринимательством как особая сфера экономики. .стр
    • 1. 2. Оптимальное сочетание малого, среднего и крупного предпринимательства. стр
    • 1. 3. Ориентация малого предпринимательства на решение социально-экономических задач. стр
  • Глава II. Основные этапы и масштабы развития системы управления малым предпринимательством в России. стр
    • 2. 1. Этапы развития системы управления малым предпринимательством в России. стр
    • 2. 2. Критерии отнесения предприятий к малым формам и их виды. .*.стр
    • 2. 3. Масштабы и уровень развития малого предпринимательства в современных условиях. стр
  • Глава III. Основные направления государственной и других видов поддержки малого предпринимательства и его развития. стр
    • 3. 1. Перспективны развития малого предпринимательства. стр
    • 3. 2. Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства. стр
    • 3. 3. Совершенствование форм и методов государственной поддержки малого предпринимательства в России. стр

Развитие системы управления малым предпринимательством в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из самых актуальных задач, стоящих в настоящее время перед Россией, является ускорение темпов социально-экономического развития. В большой, хотя еще недостаточно оцененной степени, этому способствует развитие системы управления малым бизнесом.

Проблемы малого предпринимательства, хотя и являются универсальными, всегда отражают как особенности государства с точки зрения его истории, принятой системы ценностей, ментальности населения, так и, несомненно, особенности этапов, которые переживает государство на пути своего развития. В настоящее время в России наблюдаются элементы экономического роста, просматриваются признаки стабилизации, отмечается укрепление вертикали власти, увеличения капиталовложений в экономику, оздоровление финансово-кредитной системы.

В этих условиях малый бизнес в РФ, также как и в других странах, переходящих к рынку и переживающих системную перестройку, возникшую в результате отхода от планового хозяйства, начинает играть важную роль. Он достаточно активно подключается к разрешению целого ряда социально-экономических проблем. Наряду со структурной перестройкой, это и насыщение рынка, поддержание конкурентной среды, преодоление монополизма крупных предприятий, сглаживание различий по регионам, развитие рыночной инфраструктуры, решение проблем безработицы путем увеличения занятости, повышение и выравнивание уровня жизни населения страны, формирование новых субъектов собственности. Все эти факторы способствуют расширению среднего класса — гаранта демократического развития общества.

Необходимо подчеркнуть, что именно сфера малого предпринимательства представляет собой наиболее адекватную рыночной экономике питательную среду для дальнейшего развития товаро-денежных отношений и укрепления института частной собственности. Касаясь регионального аспекта проблемы отметим, что, пожалуй, только оно способно вдохнуть жизнь в малые города России. Учитывая все эти обстоятельства государственным органам власти при осуществлении структурных реформ, совершенствовании налоговой и бюджетной политики следует обратить особое внимание на поддержку развития малого сектора народного хозяйства, с которого, собственно, и начинается большая экономика. Причем в качестве первоочередной задачи следует всемерно облегчить возможность открытия гражданам своего собственного дела. Пока, по экспертным оценкам, вклад малого бизнеса в ВВП составляет в России немногим более 13%, в то время как в развитых странах — 40−50%1. Данная ситуация вызывает тревогу. Указанное различие является закономерным следствием проводимой в настоящее время социально-экономической политики в нашей стране, ориентированной не на массовое общественное движение, а на одностороннюю поддержку крупнейших корпораций и естественных монополий. Просчеты этой политики видятся в недоучете мирового опыта и рекомендаций ученых.

Одной из основных целей полномасштабной административной реформы должно стать улучшение взаимодействия бизнеса и власти, что, на наш взгляд, предполагает дистанцирование чиновников от финансовых потоков. Этого можно достичь при сокращении у чиновничества возможностей вмешиваться в процесс принятия решений.

Малое предпринимательство является одной из форм предпринимательской функции в общественной системе, оно как и крупный корпоративный капитал в экономике любой отдельно взятой страны привлекает к себе пристальное внимание исследователей и являются объектами для изучения. Правда, истинная роль соотношения малых и крупных предприятий в хозяйстве России пока еще до конца не выяснена и ждет углубленного анализа со стороны специалистов в данной области. Это связано с тем, что почти все научные разработки по упомянутой.

1 «Газета» от 20.11.2003 проблематике базируются на микроэкономическом подходе к проблеме, другими словами, от частного к общему, который сводится в большинстве случаев к рассмотрению отдельных фактов, в дальнейшем экстраполируемых на экономику государства в целом. Подобные обобщения не всегда бывают правомерными и вследствие этого макроэкономическая ситуация остается недостаточно прозрачной и понятной. С другой стороны, оставляют желать лучшего и статистические данные, используемые для оценки функционирования малого и крупного бизнеса, не отличающиеся стабильностью из-за постоянного изменения Госкомстатом РФ динамических рядов, а также периодического пересчета задним числом ретроспективных показателей, что часто существенно искажает выявленные ранее действительные тенденции развития.

Эффективное функционирование общественного производства в рыночных условиях достигается при сбалансированном развитии и взаимодействии всех его структурных подразделений, как в отраслевом и региональном аспектах, так и с точки зрения проблем, формирующих структуру экономики в целом и находится в непосредственной зависимости от оптимального сочетания малого, среднего и крупного бизнеса.

Необходимо отметить, что до сих пор ориентация приоритетов экономической политики государства, по-прежнему, направлена на крупные предприятия с высококапиталоемкими производствами и присущими им тенденциями к монополизму. Между тем, не принижая их роль, нельзя не подчеркнуть, что именно малые их партнеры представляют собой наиболее адекватную рыночной экономике питательную среду для дальнейшего развития товарно-денежных отношений и частной собственности, а также конкуренции. Среди наиболее значительных социальных функций можно выделить снижение напряженности в обществе, преодоление «иждивенчества», формирование нового слоя собственников и предпринимателей. Следует принимать во внимание, что в развитых странах малое предпринимательство имеет многовековые традиции, является образом жизни людей, часто передается по наследству, что можно рассматривать как здоровый консерватизм. В современной России оно пока носит характер сиюминутного обогащения и не превращается в средство постоянного дохода гражданина, оставляющего свое дело новому поколению. В среде российских бизнесменов начала формироваться категория предпринимателей, преследующих в первую очередь цель личной наживы. На фоне не очень быстрого повышения уровня жизни такая позиция вызывает негативное отношение большей части населения, в сознании которого предпринимательство в целом ассоциируется с чем-то порочным. К тому же далеко не все бизнесмены организуют свое дело на общепринятой цивилизованной основе в рамках действующих законодательных норм. Многие «заработали» свой стартовый капитал в теневой экономике, что дискредитирует предпринимательство и создает неблагоприятную социальную почву для его развития.

Мировая практика свидетельствует о том, что предпринимательство оказывает влияние на темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Оно представляет собой элемент рыночной экономики, определяет ее гибкость и адаптивность. Малый бизнес — это органический субъект существенных преобразований в ходе экономического развития, так как, с одной стороны, он выступает в качестве мультипликатора изменений в социальных, технологических, воспроизводственных отношениях, а с другой, сам испытывает воздействие происходящих процессов реорганизации.

Как показывает опыт развития предпринимательства: •малый бизнес — это рабочие места, укрепление среднего класса, а значит и стабильность в обществе- •многие даже самые крупные предприятия начинались с малого бизнеса;

• мировой опыт подтверждает положение о том, что большинство инноваций рождается в сфере малого предпринимательстваб.

•малому предпринимательству, как и любому другому, необходимы стимулирующие его развитие налоги, доступ к инфраструктуре и финансовым ресурсам;

•малое предпринимательство реально может развиваться в условиях целенаправленной государственной под держки.

Решение проблем дальнейшего развития и становления предпринимательства в российских условиях требуют, наряду с известными, и новых научных подходов, что и предопределило выбор темы диссертации и актуальность исследования.

Степень изученности проблемы. Проблемам развития малого предпринимательства посвящено значительное число исследований известных зарубежных ученых. Методологические, теоретические и практические основы малого бизнеса были заложены в трудах таких западных экономистов как: М. Берд, Д. Берджесс, Р. Воттс, З. Зиглар, Д. Карнеги, Р. Кренделл, М. Кризнер, Э. Лежен, П. Линдерт, Ли Ди Ен, А. Маршалл, М. Мендельсон, А. Пиз, М. Питере, Д. Пол, А. Смит, Н. Сирополис, П. Уилсон, Д. Фудрехт, Р. Хизрич, Д. Штайнхофф, Т. Циммер и др.

В дореволюционной России проблемами малого предпринимательства занимались такие известные государственные и политические деятели как С. Витте и П.Столыпин. В период НЭПа — Н. Бухарин и В. Ленин.

В период существования в СССР командно-административной системы практический опыт и теоретические концепции развития малого бизнеса не привлекали должного внимания советских экономистов, которые отдавали предпочтение изучению крупного производства.

Во второй половине 80-х годов в рамках поиска рациональных соотношений крупных, средних и малых государственных предприятий и анализа преимуществ последних, ситуация несколько изменилась. В последствии научный фундамент исследования и формирования малого предпринимательства в условиях перехода от командно-административной системы к регулируемой социально-ориентируемой рыночной экономике был развит в трудах Л. Абалкина, В. Адамова, М. Алексеевой, Т. Акимовой, Ю. Анискина, А. Блинова, В. Буева, А. Бусыгина, Е. Бухвальда, И. Вагина, П. Вакурова, В. Варга, В. Введенского, А. Виленского, М. Глазатовой, А. Гранберга, А. Дадашева, Г. Ершовой, Е. Игумновой, Т. Кузнецовой, Т. Кузьминой, П. Мягкова, А. Орлова, Г. Рузавина, Л. Ходова, Ф. Шамхалова, О. Шестоперова, А. Шеховцова, А. Цыганова и др.

Несмотря на то, что изучению проблем малого предпринимательства в России посвящено сравнительно много исследований, необходимо отметить, что они в основном касаются микроэкономических и микросоциальных тем становления данной системы национального хозяйства. Остаются не решенными вопросы формирования системы управления малым предпринимательством, соотношения государственных и рыночных механизмов в развитии системы управления малым бизнесом, а предлагаемые меры по его совершенствованию не носят комплексного характера, явно разрознены и логически не увязаны между собой. Споры вызывают как отраслевые, так и территориальные аспекты. Достаточного освещения не получила и социальная роль малого предпринимательства, его место в социально-экономических процессах. Отсутствует системный подход в управлении данного сектора национального хозяйства России.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Проведенное диссертантом исследование базируется на использовании работ зарубежных и отечественных специалистов, посвященных теории и практике управления и развития малого предпринимательства, закономерностям трансформационных процессов в современной экономике и закономерностям развития предпринимательской среды, исследованиям в области эффективности различных форм государственной поддержки в отношении субъектов малого предпринимательства.

Автор опирался на нормативно-правовые документы Российской Федерации, данные официальной статистики зарубежных стран и.

Госкомстата РФ, документов Правительства РФ, Министерства экономического развития и торговли, Министерства труда и социального развития РФ, Комитета труда и занятости Правительства г. Москвы, материалы научных конференций, докладов, представленных на обсуждение Ученого Совета Института экономики РАН и других организаций Российской Академии наук, занимающихся разработкой сопредельных тем. В методологическом плане диссертант исходит в первую очередь из деятельности институтов государственной поддержки малого предпринимательства, взаимодействия малого и крупного бизнеса, а также из специфики общей социально-экономической ситуации в России, этапов формирования и развития малого предпринимательства и системы управления малым предпринимательством в стране и в мире, а именно, в государствах Западной и Восточной Европы, США, Канады, Японии, Южной Кореи и Китая.

Цель и задачи исследования

состоят в том, чтобы определить систему управления малым предпринимательством в России, ее характерные черты на отдельных этапах, эффективность воздействия на прогресс малого предпринимательства, обосновать предложения по развитию этой системы с учетом зарубежного опыта. В соответствии с этим поставлены следующие задачи:

• исследовать экономическую сущность системы управления малым предпринимательством, основные предпосылки, факторы, закономерности ее развития на отдельных этапах истории страныуточнить критерии отнесения предприятий к малым формам и их виды;

• выделить характерные особенности этапов развития системы управления малым бизнесом в России, оценить ее эффективность и сравнить ее с зарубежным опытом поддержки этого вида деятельности;

• предложить методы повышения роли системы управления социально-экономической эффективностью функционирования малого предпринимательства.

Объектом исследования настоящий работы является сфера малого предпринимательства в совокупности всех ее сегментов в России, как в историческом аспекте, так и в период реформирования экономики страны.

Предметом исследования стали институциональная система управления малого предпринимательства, то есть проводимые государственными и другими организациями меры по формированию новых, устранению старых и трансформацию имеющихся собственнических, финансовых, социальных и других экономических институтов в системе управления малым предпринимательствомуправление договорными отношениямикритерии и виды управляющих воздействий на малые предприятияпроблемы занятостигосударственная политика развития и поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в исследовании и разработке предложений по совершенствованию и развитию системы управления малым предпринимательством, исходя из того, что российская экономика может успешно функционировать только как единый, представленный различными секторами комплекс, в котором действуют малые, средние и крупные предприятия.

• Впервые система управления малым предпринимательством в России рассматривается как подсистема в рамках общей системы управления экономикой и понимается как совокупность увязанных, согласованных методов и средств управления малым предпринимательством;

• В работе раскрыта сущность управления малым предпринимательством как системы, которая в конечном счете образует обеспечивающую инфраструктуру для деятельности малого предпринимательства и оказывает на него положительное или отрицательное воздействие;

• Показано, что система управления малым предпринимательством может быть эффективной только при наличии координации общей стратегии социально-экономического развития страны с политикой государственной поддержки малого предпринимательства, предложено разработать общегосударственную доктрину его развития;

• Предложены направления развития системы управления малым предпринимательством в интересах поиска резервов ускорения темпов развития экономики страны с рекомендацией переноса центра тяжести с прямых методов государственного регулирования на косвенные. В этом аспекте определенной новизной отличается проведенный автором анализ опыта зарубежных стран, включая государства с переходной и реформируемой экономикой, в осуществлении финансовой поддержки малого предпринимательства и возможностей применения этого опыта в российских условиях;

• Предложены пути становления и развития системы управления малым предпринимательством, которые должны быть осуществлены в рамках проводимой ныне административной реформы. Это должно стать одним из индикаторов успешности ее осуществления. В качестве одного из вариантов радикальной административной реформы предлагается создать федеральный орган по координации системы управления малым бизнесом. В ее же рамках в качестве одной из основных задач муниципальным властям следует вменить в обязанность финансовую и консультационную помощь малому бизнесу, организацию технопарков (бизнес-инкубаторов), особенно в сфере высоких технологий и проведение выставочной деятельности.

• Обоснованы положения о том, что малые предприятия способствуют формированию и поддержанию на эффективном уровне конкурентной среды, что может стать дополнительным стимулом роста российской экономики.

Практическая значимость. Содержащиеся в диссертации теоретико-методические подходы, выводы и предложения могут быть использованы для дальнейших научных разработок по этой теме, а главное — для принятия обоснованных решений как в самой системе управления малым предпринимательством, так и в системе его государственного регулирования (поддержки), а также при разработке федеральных и региональных программ.

Ряд положений работы может быть рекомендован для подготовки учебно-методических пособий и разработки лекционных курсов по проблемам развития малого предпринимательства в России и зарубежных странах.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора, а также материалах международных научно-практических конференций и научно-методологических семинаров: «Конкурентоспособность предприятий и территорий в меняющемся мире» (Екатеринбург 5−6 декабря 2002 г) и «Малое предпринимательство: состояние, проблемы, необходимость совершенствования и развития» (Екатеринбург, 13−14 февраля 2003 года), организованных Министерством образования Российской Федерации, Аппаратом полномочного представителя Президента РФ в УрФО, Экономическим комитетом по программам развития Уральского региона, Правительством Свердловской области, Академией предпринимательства и управления, Международной Академией наук Высшей школы, Свердловским областным союзом предприятий малого бизнеса и Уральским государственным экономическим Университетом- «Экономика природных ресурсов: от научных исследований до применения активных методов обучения» (Екатеринбург, 26−27 июня 2003 г.), семинар был организован Министерством образования РФ, Европейским университетом Виадрина, Университетом города Хаген, Санкт-Петербургским государственным университетом, Уральским государственным техническим университетом, Уральским государственным лесотехническим университетом, Академией управления и предпринимательства, Уральским государственным экономическим университетом.

Публикации. По проблематике диссертационного исследования опубликовано 7 научных статей общим объемом 3,5 п.л.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, списка литературы. Общий объем исследования содержит 158 стр. машинописного текста, список использованной литературы включает в себя 145 наименования, в приложении содержится 9 таблиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование развития системы управления малым предпринимательством в историческом аспекте и на современном этапе позволило автору сделать следующие выводы:

1. Как показал опыт развитых экономических государств, а также некоторых восточно-европейских стран с переходной экономикой, развитие системы управления малым бизнесом позволяет решать ряд задач, имеющих важное значение для поступательного социально-экономического процесса. Это — формирование рынка и насыщение его товарами и услугамисоздание атмосферы конкуренцииувеличение занятости и снижение уровня безработицыобеспечение экономического роста и налоговых поступленийукрепление деловой этики и налоговой дисциплины и т. д. Перечисленные выше задачи изначально ставились при разработке государственной политики в отношении поддержки малого предпринимательства в России. Однако, как свидетельствуют результаты проведенного анализа в данной диссертации, итоги далеки от намечавшихся мероприятий и система • управления малым бизнесом на настоящий момент нуждается в совершенствовании.

2. Сложившееся отношение к системе управления малыми предприятиями в России в настоящее время характеризуется двумя существенными противоречивыми чертами. Во-первых, все большее подтверждение на практике находит утверждение, что для создания современной высокоразвитой рыночной экономики необходимо наличие сектора высокопроизводительных и эффективно функционирующих малых предприятий, так как их работа расширяет горизонты рыночного пространства за счет, в первую очередь, приумножения количества субъектов, действующих на рынке, являющихся собственниками средств производства, товаропроизводителями, а также благодаря формированию целостного мелкотоварного уклада, объединяющего различные виды собственности. Во-вторых малое предпринимательство в РФ пока не получило должного развития, что связано с отсутствием надежных механизмов, осуществляющих поддержку малых предприятий, криминализацией экономической жизни общества, отсутствием стимулов для инвестирования материальных и финансовых средств, недостаточным развитием законодательной базы.

Необходимо также подчеркнуть, что далеко не все российские регионы используют данные им полномочия в этой сфере, а в некоторых вообще ничего не делается для стимулирования системы управления малым бизнесом и, более того, решения местных властей зачастую наносят непоправимый ущерб его развитию. Казалось бы они не всегда бездействуют. Во многих регионах проходят встречи с предпринимателями, конференции по малому бизнесу, на которых чиновников бывает больше, чем самих бизнесменов. Победители конкурсов берут кредиты для своих инвестиционных проектов, а проценты по ним гасят из региональных бюджетов. При этом часто на местах нет ни одной действительно влиятельной структуры поддержки малого предпринимательства — его опекают чиновники.

3. Для преодоления отрицательных тенденций необходим переход от практики принятия разрозненных мер к комплексной системе управления малым предпринимательством. В этой связи предлагается следующее: а) Создание разветвленной и прочной инфраструктуры малого бизнеса под направленным воздействием государства и контроля с его стороны. Имеется в виду сфера финансирования и кредитования, а также сфера обеспечения. Прежде всего, это ипотечные, инвестиционные, муниципальные банки, специальные товарные биржи, оптовые базы и рынки, биржи труда, особые страховые компании, консультационно-юридические структурыб) По примеру РСПП (союз предпринимателей, который выдвигал предложение использовать для народнохозяйственных нужд золотовалютный фонд), диссертант предлагает изыскать возможность выделения части создающегося стабилизационного фонда, формирующегося из средств, получаемых от продажи нефти, частично направить на кредитование малого предпринимательства. Причем он должен функционировать на коммерческих началах, обеспечивая возвратность кредитов, но под полным государственным контролем. На региональном уровне видится целесообразным двойное подчинение отделения фонда (в том числе и местной администрации) — в) Проведение политики налогообложения с учетом развития именно тех производств, которые выпускают наиболее необходимую продукцию высокого качества. Для достижения этого целесообразно ввести дифференцированную шкалу налоговых ставок на прибыль по отраслям, приоритетным видам деятельности и регионамг) Повышение уровня научных исследований, имеющих отношение к развитию малых предприятий по экономическим, социальным, юридическим, технологическими проблемамд) Среди главных движущих сил в экономике одной из прогрессивных форм инновационного развития в России могут стать малые инновационные предприятия. Благодаря своей деятельности они смогли бы внести существенный вклад в экономический рост и снижение социальной напряженности через внедрение новых товаров и услуг и создание новых рабочих мест. В отличие от крупных предприятий они обладают большей гибкостью, быстрее переключаются на разработку и производство новой продукции, более восприимчивы к новым идеяме) Совершенствование законодательной базы поддержки малого предпринимательства с учетом нормативно-правовой основы в регионах, где она особенно далека от идеала, так как лишь немногие местные органы власти предоставляют реальные льготы субъектам малого предпринимательства и пытаются работать по поддержке этого сектора экономики в соответствии как со своими нуждами и возможностями, так и полномочиями.

4. Важную роль система управления малым предпринимательством играет и в решении социальных проблем. Можно выделить следующие социальные функции малого бизнеса: а) создание новых рабочих мест и повышение уровня занятости снижает социальную напряженность в странеб) он способствует повышению уровня жизни и росту доходов населенияв) содействует более эффективному разрешению социально-трудовых конфликтов, так как они возникают на неформальном уровне и не приводят к текучести рабочей силыг) позволяет успешно развивать творческие и предпринимательские способности людей, потому что работая на малом предприятии, они познают принципы и законы рыночной экономики, начинают мыслить по-новому, а это может стать впоследствии важным фактором для формирования более крупных форм бизнесад) формирует новый слой собственников и предпринимателей, которые на основе создания индивидуальных, семейных, ремесленных и иных видов мельчайших предприятий получают возможность организовать собственное дело, реализовать новаторские идеи и замыслы, самоутвердиться, достичь успеха и независимости.

5. Формат малых предприятий определяет такие их преимущества, как быстрое реагирование на изменение спроса, способность обеспечить производство продукции и оказание услуг нетрадиционного характера, ориентация на заполнение «рыночных ниш» не привлекательных для крупных предприятий. Благодаря этому динамично развивающаяся сеть малых предприятий создает новые рабочие места, вносит существенный вклад в создание утреннего валового продукта. Будучи тесно связанными с регионом своего расположения, малые предприятия способствуют решению социально-экономических проблем своих регионов, вовлечению в экономическую деятельность местных ресурсов.

Малые масштабы препятствуют развитию бюрократизма в управлении, способствуют нормализации трудовых отношений, что ведет к большей отдаче, удовлетворенности и закреплению кадров специалистов. В целом, развитие сектора малых промышленных предприятий обеспечивает ускорение прогрессивных сдвигов в структуре производства, при этом социально-экономические проблемы, вызываемые концентрацией трудовых ресурсов на крупных предприятиях, могут быть в определенной степени разрешены.

6. В настоящее время существует масса труднопреодолеваемых бюрократических барьеров на пути успешного развития малого предпринимательства. Чтобы переломить данную тенденцию необходимо упростить многоступенчатую процедуру регистрации юридических лиц в этой сфере, резко сократить перечень лицензируемых видов деятельности и ввести единый порядок лицензирования на всей территории России.

7. Ограниченность экономических возможностей малых предприятий, связанная с особенностями их функционирования, в настоящее время не позволяет малым производственно-предпринимательским структурам в России на равных конкурировать с крупными предприятиями, тогда как осуществление структурных преобразований в экономике страны невозможно без оптимального сочетания как малых, так и крупных предприятий. В связи с этим важно обеспечить интеграцию малых предприятий и фирм в производственные сети более мощных экономических структур. В качестве таких структур могли бы стать финансово-промышленные группы. Организационными формами указанной интеграции могут быть: франчайзинг, лизинг, долгосрочные контракты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии. Положительным моментом такого варианта являются гарантированные рынки сбыта для малого бизнеса.

8. Рыночная экономика базируется на развитии конкурентных отношений, предполагающих заинтересованность производителей в обновлении материально-технической базы. Этот процесс в России, в силу объективных причин, слабо выражен. Для его инициирования особую роль j могли бы сыграть бизнес-инкубаторы и технопарки. Позитивный опыт можно было бы заимствовать у Китая, где действует следующая система венчура: внутри свободной экономической зоны находится технопарк, где. инновационная фирма арендует производственные площади, а внутри технопарка размещаются бизнес-инкубаторы, в которых подлинно инновационные проекты освобождены от арендной платы и налогов.

Для решения проблем развития системы управления малым предпринимательством предлагается: а) Разработать Общегосударственную доктрину развития малого предпринимательства в Российской Федерации, предусматривающую единую и последовательную политику государства, со всеми его ветвями власти, активно вовлекая в ее реализацию общественные объединения, Торгово-промышленные палаты, союзы и объединения предпринимателей. б) Обеспечить создание механизма общественной экспертизы нормативно-правовых документов, затрагивающих вопросы регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Предусмотреть создание Общественного совета предпринимателей из числа делегируемых представителей регионов и российских общественных объединений предпринимателей. в) Обеспечить устранение неоправданных административных барьеров, создаваемых ведомствами в сфере регулирования предпринимательской деятельности, лицензирования, сертификации, а также избыточного контроля со стороны многочисленных государственных органов. Основной контроль следует осуществлять при непосредственном и практическом участии объединений предпринимателей (например, 11 111 РФ), что позволит обеспечить формирование гражданского общества в стране.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации, М. 2002.
  2. Закон о защите прав потребителей. По состоянию на 1 марта 2002 года.
  3. Закон о лицензировании отдельных видов деятельности. От 8.08.2001 года.
  4. Закон «О кооперации в СССР», 1988 г.
  5. Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», май 1987 г.
  6. Законодательство о предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве: Научно-практический комментарий. М., 2002. — 416 с.
  7. Налоговый кодекс РФ, глава 26.6, часть 2, 2002.
  8. Постановление Совета министров РСФСР от 18 июля 1991 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий РСФСР».
  9. Закон РФ от 14 июня 1995 г. № 88 ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», Российская газета, М., 1995 г. 20 июня — с. 4−5.
  10. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 1994 г., № 1319 «Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации».
  11. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1460 «О системе информационного обмене сети региональных агентств поддержки малого предпринимательства „СИОРА“ на базе глобальной сети Интернет».
  12. Закон № 222 ФЗ от 1 декабря 2001 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности малого предпринимательства».
  13. Малое предпринимательство в России. Официальное издание. Статистический сборник, Госкомстат., М., 2001.
  14. Основные итоги сплошного единовременного обследования малых предприятий по результатам работы за 2000 год. Госкомстат РФ, МАП и ПП РФ, Москва.
  15. JI.И. Новый тип экономического мышления. М.: Экономика, 1988.
  16. Л.И. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю.Витте. / Вопросы экономики, 1999, № 4.
  17. Л.И. Я не флюгер у меня есть позиция. / За Калужской заставой — М. 23.01.2002.
  18. А., Головин И. О проблемах программно-целевого формирования малых предприятий. / Плановое хозяйство. М., 1991, № 8, с. 77−81.
  19. В.Е., Ильенкова С. Д. и др. Экономика и статистика фирм: Учеб. Пособие. М., Финансы и статистика, 1996.
  20. Акционерные общества. Образцы документов. М., 2002. — 144 с.
  21. М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-метод. Пособие. М. Финансы и статистика, 1997.
  22. Т., Буев В., Голикова В, Долготяпова Т. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей. / Вопросы экономики. М. 1994, № 11, с. 108−123.
  23. Т., Буев В., Голикова В., Евсеева И. Формирование информационной среды малого бизнеса. / Вопросы экономики. М., 1994, № и, с. 124−132.
  24. Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты. От 6 апреля 2001 года, № 26.
  25. В.И. Делопроизводство: Практическое пособие. М., 2001. -192 с.
  26. Ю.П. Организация и управление малым бизнесом. М. Финансы и статистика, 2001.
  27. Ю.П. Организация и управление малым бизнесом. М., 2002. -160 с.
  28. Г. Л. Бизнес-психология. М., 2002. — 412 с.
  29. B.C., Косарев А. Н. Формирование системы государственного регулирования: опыт Франции. / Экономист. — М. 1991, № 5, с. 38 — 47.
  30. Бизнес-план: рекомендации по составлению. Нормативная база. М., 2002. -304 с.
  31. А. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности. М.: Ось-89,1997.
  32. А., Голаенко Н. Малый бизнес в России: вчера, сегодня, завтра. Краснодар, Адыгея, 1996.
  33. А., Никитов А. Немалые трудности малого бизнеса. / Российский экономический журнал. М., 1995, № 2, с. 44 — 49.
  34. А. Предпринимательство и развитие экономики в России. / Маркетинг. М., 1994. № 4, с. 18 — 25.
  35. А. Региональные фонды и другие инструменты поддержки предпринимательства. / Вопросы экономики. М., 1994, № 11, с. 151 155.
  36. A.B. Предпринимательство: Учебник. 3 изд. -М., 2001. — 640 с.
  37. Е., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства. / Вопросы экономики. М. 2001, № 4, с. 92−99.
  38. Е. Малый бизнес Москвы. / Экономист. — М. 2001 № 8.
  39. И.О. Торгуй и богатей! Санкт-Петербург, 2001. — 256 с.
  40. П., Заславский С. Объединения малых и мелких предприятий. / Вопросы экономики М., 1994. — № 11 — с. 142−150.
  41. В. Роль государства в рыночном хозяйстве / МЭ и МО М., 1992, -№ 11-с. 32−37.
  42. В.Г., Штульберг Б. М. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: «Гелиос», 2000.
  43. Н.Р. и др. Сборник договоров (более 400 документов). Изд. второе, перераб. и дополн. — М., 2002. — 560 с.
  44. В.В. Индивидуальный предприниматель (практическое пособие). — Издание четвертое, перераб. и дополн. М., 2002. — 468 с.
  45. Всемирный банк 2000. На пороге 21 го века. Доклад о мировом развитии 1999/2000 года. / Всемирный Банк, «Весь мир», М., 2000.
  46. М., Виленский А. Государственный и муниципальный заказ для малого бизнеса. / Вопросы экономики. М. 2001, № 4, с. 100−109.
  47. В.А., Богомолов А. Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия: Метод. Пособие. М.: Инфра-М, 1997.
  48. А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. -М: ГУВШЭ, 2000.
  49. А., Кравченко Е. Малый бизнес опасается поддержки. / Деловые люди. М. 2002, № 131, с. 36−39.
  50. Зиглар 3. Умение добиваться успеха (для сомневающихся). — Пер. с анг.-М., 2001.-224 с.
  51. Г. Е. Поддержка малого предпринимательства. / Финансы. — М., 1995.-№ 2,-с. 17−18.
  52. Е.Л. Банкир, фермер иль портной. Кто же я буду такой? -Новосибирск, 1994. 174 с.
  53. Как стать предпринимателем. — М., 1993. 224 с.
  54. С.А. Аренда офисных, складских, торговых помещений. — М., 2001.-160с.
  55. Карнеги Дейл. Язык успеха. М., 2001. — 256 с.
  56. В.В. Федеральные округа России: важный шаг в укреплении государств. — М.: Экономика, 2000.
  57. Н.А., Миронова А. Д. Бизнес-план. Методические материалы. — М., 2002. 256 с.
  58. Н.И. и др. Правовые формы организаций: учебно-практическое пособие. М., 2002. — 480 с.
  59. Р. 1001 способ успешного маркетинга, даже если вы ненавидите продавать. — Пер. с англ. — М., 2001. — 496 с.
  60. М. Лилипуты похожи на детей, но они не растут. / Новая газета. -М. 20−23.06.2002.
  61. Т.И. Экономика малого бизнеса. — М.: МГУ, 1992.
  62. .Т. Как обустроить «ассиметричную» Россию? — «Независимая газета», 24.10.2000.
  63. Лежен Эрих Ж. Искусство успешных продаж. — Пер. с нем. М., 2001. — 352 с.
  64. В.И. «Наброски плана научно-технических работ», т. 36.
  65. В.И. «Об едином хозяйственном плане», т. 42.
  66. В.И. «Предисловие к брошюре Н.Бухарина „Мировое хозяйство и империализм“, т. 27.
  67. Ли Ди Ен. Малые и мелкие предприятия в экономике Южной Кореи. / Проблемы Дальнего Востока. 1991. № 4 — с. 64−71.
  68. П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. / М., „Прогресс“, t1. Универс», 1992.
  69. Ю.А. Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица. — М., 2002. — 457 с.
  70. Д.С. Развитие экономики России и задачи экономической науки. — М.: Экономика, 1999.
  71. Т.П. и др. Бизнес-план (опыт, проблемы): Учебно-практическое пособие. — М. 2001. — 96 с.
  72. Г. Малым предприятиям приготовили ловушку. / Коммерсант. -М. 26.07.2002№ 130.
  73. М., Малый и не удалый. Что мешает бизнесу в России? / Московский комсомолец. М. 24.12.2001.
  74. М.А. Федеральный закон «Об акционерных обществах» в новой редакции. Практические рекомендации по подготовке учредительных документов. М., 2002. — 160 с.
  75. В. Новый шаг к развитию малого бизнеса. / Вестник ТПП МО, 2001 № 1.
  76. К. «Критика политической экономии», т. 40, ч.П.
  77. К., Энгельс Ф. «Письма о капитале», М., 1968 г.
  78. Мартин Джудит. Язык делового общения. — М., 2001. — 272 с.
  79. А. Принципы экономической науки I-III./ М. «Прогресс», «Универс», 1993.
  80. А.Н. Стратегия, тактика и практика маркетинга: Учебно-практическое пособие. М., 2002. — 378 с.
  81. Межрегиональные барьеры в Российской Федерации, социально-экономические последствия и пути преодоления: европейский опыт и уроки для России. Материалы семинара 13 марта 2002 г. — М., 2000.
  82. Н. Малого бизнеса оказалось много. / Независимая газета. — 03.07.2002.
  83. Мендельсон Мартин. Руководство по франчайзингу. — М.: Сибли интернешнл. Инк. 1995.
  84. Н.В. Экономика и предпринимательство. — М.: Владос, 1994.
  85. O.A. Эффективные переговоры. Практические переговоры для деловых людей. М., 2000. — 280 с.
  86. В. Бизнес-инкубаторы для российской экономики. / М.-Независимая газета 04.09.2001.
  87. П.А. Малые предприятия. М.: Экономика и МНППП «ЭСИ», 1992.
  88. И., Санько В. Путин подставил плечо малому бизнесу. / Независимая газета. — М. 29.03.2002.
  89. A.B. Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация? (1992−2001 годы) / Вопросы экономики. — М. 2001, № 10, с. 70−79.
  90. A.B. Проблемы малого предпринимательства. / Экономист. М. 1995.-№ 6, -с. 84−87.
  91. Основы предпринимательской деятельности / Под. Ред. В. М. Власовой -М.: Финансы и статистика, 1995.
  92. Пиз Аллан, Данн Пол. Язык письма. М., 2001. — 192 с.
  93. С.Н. Думай и богатей по-русски. М., 2001. — 368 с.
  94. С.Н. Думай и богатей по-русски — 2. — М., 2002. 256 с.
  95. Путь в XXI век. Стратегические проблема и перспективы российской экономики. — М.: Экономика, 1999.
  96. Работая на себя. Через предпринимательство и свободный рынок к процветанию. Новосибирск., 1994. — 206 с.
  97. Роль малого бизнеса в решении социально-экономических проблем регионов. Обзор материалов Круглого стола в Совете Федерации Федерального собрания РФ. / Проблемы прогнозирования. М., 1995, -№ 5-с. 37−47.
  98. А.Н., Лукасевич И. Я. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства: Опыт зарубежных корпораций. — М., Финансы и статистика, Банки и биржи, 1993.
  99. Руководство Барклайз Банка по малому бизнесу: серия из шести книг / Пер. с англ. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995−1996.
  100. Н.А., Рязанцев Д. Н. Предприятие. Бухгалтерский учет. Секреты работы. Санкт-Петербург/, 2002, — 320 с.
  101. В.К. Экономическая безопасность: геополитика, гобализация, самосохранение и развитие. М., финстатинформ, 2002. — 128 с.
  102. В.К. Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию. М.: дело, 2004. — 416 с.
  103. А. Исследование о причине богатства народов (кн. 1−3). — М.: Наука, 1992.
  104. Социально-экономическое положение России. —М., федеральная служба государственной статистики, январь-февраль 2004.
  105. В.П. Золотая книга руководителя. — М., 2001. 496 с.
  106. В.П. приемы влияния на людей. — М., 2002. — 608 с.
  107. М.Ю. Юридические лица: правовое положение, порядок создания, учредительные и внутренние документы. — М., 2002. — 488 с.
  108. П. Финансовый менеджмент в малом бизнесе / Пер. с англ. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995.
  109. Ю.С. Договор лизинга. М., 2002. — 224 с.
  110. .Ю. Тайная власть имени. М., 1997. — 272 с.
  111. Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успехов. Вып. 1. — М.: Прогресс-Универс. -1991.
  112. Е.М., Ростовцев A.B. Составление бухгалтерских документов. М., 2002. — 112 с.
  113. А., Обыденнова Т. Трудовые отношения на российских малых предприятиях. / Вопросы экономики. М. 2001, № 4, с. 100−109.
  114. Ф.Д. Малое предпринимательство в России. / Экономист. — М. 1994.-№ 11-с. 69−78.
  115. М.С. Как финансировать малый бизнес. / Финансы. 1994. — № 8 -с. 25−27.
  116. О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России. / Вопросы экономики. — М. 2001, № 4, с. 65−83.
  117. А. Законодательство и развитие малого бизнеса в регионах. / Вопросы экономики. — М. 2001, № 4, с. 84−91.
  118. Д., Берджес Д. Основы управления малым бизнесом / Пер. с англ. М.: БИНОМ, 1997.
  119. А. Приоритеты государственной поддержки малого предпринимательства. / Предприниматель М. 1997, № 3−4.
  120. Экономика и бизнес. / Под ред. В. В. Пашаева. — М.: МГТУ им. Баумана, 1993.
  121. Экономические реформы в регионах Российской Федерации: опыт и перспективы. -М.: Институт современной политики, 1998.
  122. А. Властители сумм. / Новая газета. — М. 29−31.10.2001 № 79.
  123. Acs.L.J., Fudretsch D.B. Small firms in the 1990 / The economics of small firms: a Europe. Challenge / Ed. By acs.L.J., Fudretsch D.B. Dortecht, 1990.
  124. Adapted from U.S. Small Business Administration. The State of Small Business: A. Report of the President. Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1988.
  125. Artobolevskiy S. Regional Policy in Europe. London, Yessika Kingsley, 1997.
  126. Bird R.M., Ebel R.D., Wallich C.J. Decentralization of the Soviet State: Intergovernmental Finance in Transition Economies. The World Bank. -Washington, 1995.
  127. Davoodi H., Danyang Xie, Heng-fix Zou. Fiscal Decentralization and Economic Growth in the United States. The World Bank. Washington, 1995.
  128. Economic Development and Regional Planning in France. DATAR. Paris, 1996.
  129. Edward C.Bursk. The World of Business. New York: Macmillan, 1963.
  130. Herbert R.F., Link A.N. The Enturepneur. New York, 1982.
  131. Japan statistical jearbook.
  132. Kirzner J.M. Discovery and the capitalist process. — Chicago, 1985.
  133. Martinez-Vazques J., McNab R. Fiscal Decentralization, Economic Growth and Democratic Govermance. School of Policy Studies, Georgia State University. Atlanta, 1999.
  134. Miriam Beard. A History of the Businessman. New York: Macmillan, 1938.
  135. Naujundan S. Small and medium enterprises/United Nations Industrial Development Organization, 1986.
  136. Raumordnung in Deutschland Bonn, 1996.
  137. Regional Development in Russia. Past Policies and Future Prospects. Ed. By H. Westlund, A. Granberg, F.Snickars. Edward Elgar Publ. Ltd. 2000.
  138. Small business development center policy manual / U.S. Small Business Administration- Washington, 1980.
  139. Small business in Canada 1991: From last practice to competitiveness, -Ottawa: ISTC 1991.
  140. Technology Development in Europe. Turku, 1995.
  141. U.S. Small Business Administration. Small Business in the American Economy. — Washington, D.C.: U.S. Government Printing Office, 1988.
  142. Zimmer T.W., Scarboroungh N.M. Small Business Fundamentals. -Columbus (Ohio), 1988.
  143. Wallich Ch.J. Fiscal Decentralization. Intergovernmental Relations in Russia. The World Bank. Washington, 1992.
  144. Watts R.L. The Spending Power in Federal Systems: A Comparative Study, Queen’s university Kingston. Ontario, 1999.
Заполнить форму текущей работой