Жизнь и творчество нидерландских художников эпохи Ренессанса
Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус (около 1450/60−1516), великий нидерландский живописец. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч («Искушение святого Антония», Национальный музей старинного искусства, Лиссабон; триптихи… Читать ещё >
Жизнь и творчество нидерландских художников эпохи Ренессанса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Введение
- 1. Эпоха Северного Ренессанса. Нидерландское Возрождение
- 2. Творчество Яна ван Эйка, Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего
- 2.1 Творческий путь Яна ван Эйка
- 2.2 Неоднозначная живопись Иеронима Босха
- 2.3 Жизнь и творчество Питера Брейгеля Старшего
- Заключение
- Список литературы
- Приложение
Ренессанс, эпоха в истории европейской культуры 13−16 вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Возрождение самоопределилось, прежде всего в сфере художественного творчества.
Периодизация этапов развития Возрождения в Италии и в странах к северу от Альп, как правило, не совпадает. Общепринятое, но условное понятие «Северное Возрождение» применяется по аналогии с итальянским Возрождением к культуре и искусству Германии, Нидерландов, Франции; одной из главных особенностей художественной культуры этих стран является его генетическая связь с искусством поздней готики. Истоки «Северного Возрождения» следует искать на рубеже 14 и 15 вв. в Бургундии.
В 15 в. главенствующее место среди североевропейских художественных школ заняла нидерландская живопись.
Живопись Северного ренессанса интересна детализированным описанием поверхностей предметов, пластичностью, достигаемой за счёт точно подмеченных и удачно применяемых световых эффектов и естественностью, не виданной с античных времён.
Попытка открыть таинственный смысл в каждом явлении реальной действительности присущ творчеству Питера Брейгеля Старшего и его современника Иеронима Босха.
Нидерландские художники буквально обожествляли каждую травинку своего северного пейзажа, копировали мельчайшие детали быта и во всем этом видели прекрасное. Становление нового искусства началось в первой трети XV в. Живописцу Яну ван Эйку безоговорочно принадлежит первенство в нидерландском ренессансе. Главное творение ван Эйка — грандиозный Гентский алтарь — полиптих (т.е. сложенный много раз) для одной из капелл в Генте, в котором выражено новое мировоззрение, новое представление о человеке и вселенной.
нидерландский художник брейгель босх
Творчество Хиеронимуса Босха современным зрителем воспринимается как очень сложное и загадочное, поскольку он постоянно прибегал к иносказаниям. Вероятно, современникам аллегорический смысл его образов был понятен, ибо его произведения пользовались большой популярностью.
Творчество Брейгеля характеризуют жизненный уклад и обычаи страны середины XVI в. Его картины объединяют мысль о безумии человеческого существования в условиях «перевернутого мира»
В XV в. впервые в европейском искусстве бытовой жанр становится самостоятельным направлением в живописи. У нидерландских художников не было стремления к идеализации, героизации, возвеличиванию человека и его деяний. Напротив, их отличали пристальный взгляд на мир и его правдивое, непосредственное изображение, уважение к будничной жизни и любовь к миру вещей.
1. Эпоха Северного Ренессанса. Нидерландское Возрождение
До конца XV в. Ренессанс был явлением только итальянской культуры. Но на рубеже XV—XVI вв. возрожденческая культура преодолела национальные границы Италии и быстро распространилась по странам Западной Европы к северу от Альп — в Нидерландах, Германии и Франции. Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, но наиболее самобытный характер Северного Ренессанса проявился в художественной культуре Нидерландов и Германии. Главными центрами искусства были Антверпен, Нюрнберг, Аугсбург, Галле, Амстердам.
Использование термина «Возрождение» по отношению к культуре этих стран довольно условно, так как ее формирование опиралось не на возрожденное античное наследие, а на идеи религиозного обновления. Тем не менее сущность происходивших процессов и в Италии, и в этих странах была общей — расшатывание феодального мировоззрения, становление буржуазного гуманизма, рост самосознания личности.
Развитие Северного Ренессанса на целое столетие запоздало по отношению к итальянскому и происходило на совершенно другой основе. Так, в Италии основой гуманизма служили учения античных философов-язычников, а в северных странах он основывался на воскрешении демократической религии ранних христиан с ее требованием социальной справедливости. Если идеалом итальянского Ренессанса была сильная героическая личность, то в северных странах идеалом стала христианская любовь к ближнему. Поэтому в художественной культуре Северного Возрождения сохранилось значительно больше черт средневекового мировоззрения, религиозного чувства, символики, она более условна по форме, более архаична и меньше знакома с античностью.
Философской основой Северного Возрождения был пантеизм (обожествление вселенной, природы). Не отрицая прямо существование Бога, это учение растворяет его в природе, наделяя ее божественными атрибутами, такими, как вечность, бесконечность, безграничность. Пантеисты считали, что в каждой частице мира есть частица Бога, и делали вывод, что любое проявление природы достойно изображения. Такие представления привели к появлению в художественной культуре Северного Возрождения пейзажа как самостоятельного жанра.
В Германии в последней трети XV в. возник и получил развитие в искусстве Северного Ренессанса портрет. Немецкий портрет отличался от портретной живописи итальянского Возрождения. Если итальянские художники в своем преклонении перед человеком создавали идеал красоты, то немецкие мастера были безразличны к красоте, для них главным было передать характер, добиться эмоциональной выразительности образа.
2. Творчество Яна ван Эйка, Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего
В искусстве Северного Ренессанса сформировался и получил развитие (прежде всего в Нидерландах) такой жанр, как бытовая картина. Нидерландских художников отличала необычайная виртуозность письма: любая мельчайшая подробность изображалась с большой тщательностью. Это делало картины очень увлекательными для зрителя: чем больше разглядываешь, тем больше находишь интересных деталей.
Главное различие между итальянским и Северным Возрождением заключается в том, что первому присуще стремление к восстановлению античной культуры, к раскрепощению, освобождению от церковных догм, светской образованности, тогда как в
Северном Возрождении главное место занимали вопросы религиозного совершенствования, обновления католической церкви и ее учения. Северный гуманизм привел к реформации и протестантизму.
2.1 Творческий путь Яна ван Эйка
Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390−1441), нидерландский живописец. Один из зачинателей искусства Раннего Возрождения в Нидерландах, Ян ван Эйк в 1422—1424 работал над украшением графского замка в Гааге, в 1425 стал придворным художником бургундского герцога Филиппа Доброго, в 1427 посетил Испанию, в 1428—1429 — Португалию. Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге. Крупнейшее произведение ван Эйка — знаменитый «Гентский алтарь», начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432.
Ян ван Эйк — один из первых в Европе мастеров портрета, выделившегося в его творчестве в самостоятельный жанр. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка («Тимофей», 1432, «Портрет мужчины в красном тюрбане», 1433, — оба в Национальной галерее, Лондон; портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств.
Беспристрастно правдивая и тщательная передача облика человека подчинена в них зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. Ян ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет — проникнутое сложной символикой и в то же время интимно-лирическим чувством изображение купца Джованни Арнольфини с женой.
Тонкой поэтичностью, мастерством передачи пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в сцене «Поклонение Агнцу» в центре алтаря. Вершина творчества ван Эйка — монументальные алтарные композиции «Мадонна канцлера Ролена» (около 1436, Лувр, Париж) и «Мадонна каноника ван дер Пале» (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Развивая и обогащая достижения своих предшественников, прежде всего Р. Кампена, он превращает традиционную сцену поклонения Богоматери в величественное и красочное изображение зримого, реального мира, исполненное спокойной созерцательности. В равной мере художника интересуют и человек во всей его неповторимой индивидуальности, и окружающий его мир. В его композициях на равных выступают и образуют гармоничное единство портретные изображения, пейзаж, интерьер, натюрморт. Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщенность живописи выявляют самоценность и красоту каждого предмета, обретающего в творчестве ван Эйка реальный вес и объем, характерную фактуру поверхности.
Детали и целое в его произведениях находятся в органической взаимосвязи: архитектурные элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями, как бы воплощают в себе частицы бесконечной красоты мироздания: исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в «Мадонне канцлера Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной.
Искусство ван Эйка проникнуто глубоким пониманием сущего как логического воплощения Божьего промысла, выражением чего стало строгое, продуманное и вместе с тем жизненно естественное построение композиции, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности. Решение вставших перед ван Эйком творческих проблем требовало разработки новых средств художественной выразительности. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи, используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Этот живописный метод позволил ван Эйку достигать исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. Звучные, интенсивные, чистые тона красок в картинах ван Эйка, пронизанные воздухом и светом, образуют единое гармоническое целое.
Творчество художника ван Эйка, ярчайшим образом воссоздававшее красоту и живое многообразие мироздания, в значительной степени определило пути дальнейшего развития нидерландской живописи, круг ее проблем и интересов. Мощное воздействие искусства ван Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера Возрождения (Антонелло да Мессина).
Творчество Яна ван Эйка, Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего
Северное Возрождение — эпоха развития культуры середины шестнадцатого столетия в Германии, Франции, Швейцарии, Северной Фландрии и Нидерландах. Главной особенностью этого периода является генетическое наследование искусству поздней готики. Северное Возрождение родилось в Бургундии в придворно-рыцарском творчестве живописцев братьев Лимбург. Затем главенствующую роль стала играть в эту эпоху школа нидерландской живописи.
Картины художников нидерландской школы отличались пантеистическим мировосприятием, самым пристальным вниманием к малейшей детали или малейшему явлению жизни.
2.2 Неоднозначная живопись Иеронима Босха
Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус (около 1450/60−1516), великий нидерландский живописец. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч («Искушение святого Антония», Национальный музей старинного искусства, Лиссабон; триптихи «Сад наслаждений», «Поклонение волхвов» — все в музее Прадо; «Корабль дураков», Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.
Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа; тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников.
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Живопись Иеронима Босха совсем не похожа на творчество других художников того времени, таких как Ян ван Эйк или Рогир ван дер Вейден. Творчество Иеронима Босха одновременно — новаторское и традиционное, наивное и изощренное; оно завораживает людей ощущением какой-то тайны, известной одному художнику.
" Именитый мастер" - так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. А после смерти она возросла неизмеримо и довольно долго не убывала; живопись мастера нашла ревностного поклонника в лице Филиппа II, короля Испании. Большинство сюжетов картин Босха связано с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку, или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.
Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, — все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи. В дальнейшем мир причудливых образов Босха питали фантастически-романтические искания многих художников XIX—XX вв.еков.
Творчество Босха кажется странно и неоднозначно современному человеку: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее — в сюрреализме. Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на сюжет картины «Искушение святого Антония».
2.3 Жизнь и творчество Питера Брейгеля Старшего
Брейгель (точнее Брёгел) Старший или «Мужицкий» Питер (около 1525/30−1569), нидерландский живописец и рисовальщик. В 1552—1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 — в Брюсселе. Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI века, Брейгель с громадной силой и полнотой воссоздавал в своем творчестве жизнь, настроения и мироощущение народа в канун Нидерландской буржуазной революции.
От сатирических нравоучительных рисунков, изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен («Битва Масленицы и Поста», 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни. Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие («Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец», — обе в Музее истории искусств, Вена).
Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом («Избиение младенцев», Художественно-исторический музей, Вена; «Перепись в Вифлееме», 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Испанский террор в Нидерландах породил в некоторых картинах Брейгеля настроения отчаяния и скорби, выразившиеся в горьких иносказаниях («Сорока на виселице», 1568. Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма («Безумная Грета», 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен; «Слепые», 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь).
Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Питер Брейгель Старший заложил основы развития национального нидерландского пейзажа.
Творчески переработав уроки итальянской живописи эпохи Высокого Возрождения и одновременно черпая многие свои темы из народных пословиц и притч, лубочных гравюр и листовок, Брейгель создавал глубоко народное искусство, опирающееся на местные традиции и фольклор. В творчестве Питера Брейгеля органично сплавились грубоватый народный юмор и сложное иносказание, лиризм и трагичность, острая жизненная наблюдательность и фантастический гротеск, интерес к бытовым деталям, подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению, к созданию гармоничной картины мира.
В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей («Сумрачный день», «Возвращение стад», «Охотники на снегу» — все 1565, Музей истории искусств, Вена).
Заключение
В отличие от Италии, Возрождение пришло во Францию, Германию и Нидерланды позднее. Средневековые традиции неохотно уступали место новому, поэтому в искусстве Северного Возрождения, ограниченного рамками первой трети XV—XVI вв., мистическое мироощущение и готический стиль соединились с классицистическими тенденциями нового времени.
В произведениях художников Северного Возрождения более остро, чем в живописи итальянцев, проявился интерес к человеческой личности и к ее окружению. Очень ярко в них выразилась и идея Божественной гармонии; религиозность заметна даже в самых мелких деталях полотен французских, немецких и голландских мастеров: кажется, что они обожествляют каждый листочек на дереве и каждую травинку на земле. Одна из характерных черт живописи Северного Возрождения — натурализм.
Подчеркивая индивидуальные черты, художники придают библейским персонажам сходство с натурщиками. Это свойственно произведениям И. Босха, Я. ван Эйка и Питера Брейгеля Старшего, стремившихся соединить готические натурализм и экспрессивность с идеализацией классицизма. В произведениях многих художников натурализм порой приобретал грубые и даже отталкивающие формы. Другая особенность искусства этого периода — экспрессивность.
Человеческие фигуры на картинах очень динамичны, нередко их пропорции деформированы. Экспрессия и напряженность свойственны и окружающему героев пейзажу, драпировкам, одеждам. Мистицизм и отстраненность, присущие живописи мастеров Северной Европы, сочетаются с элементами конкретики: художники облачают персонажей в современную одежду, тщательно выписывая ее детали.
Основоположниками Северного Возрождения по праву считаются нидерландские живописцы братья Ян ван Эйк и Хуберт ван Эйк, Хиеронимус Босх и Питер Брейгель Старший, работавшие в XV в.
Возраст Северного Ренессанса был недолгим, Тридцатилетняя война (1618−1648) надолго задержала развитие немецкой культуры. Но в истории культуры эта эпоха осталась как разительно цельное явление, как клуб гениев, мастеров слова и живописи, которые общаются между собой, принимают участие в общей борьбе, путешествуют, пишут портреты друг друга, взаимно вдохновляющиеся передовыми идеями…
Книги:
1. Алпатов М. Питер Брейгель Мужицкий. — М., 1939.
2. Отто Бенеш. Искусство Северного Возрождения. М., 1973.
3. Гармаш К. С. Живопись северного ренессанса. М., 1965.
4. Гершензон-Чегодаева Н. М. Брейгель. — М., 1983.
5. Гладич П. П. История искусств. Северное Возрождение. Издательство Эксмо 2009.
6. Даниэль С. Нидерландская живопись. Аврора. 2001.
7. Левицкий А. С. Живопись Нидерландов. М., 1995.
8. Скляров К. В. Нидерланды. Издательство Эксмо. 2000.
9. Степанов А. В. Искусство эпохи возрождения: Нидерланды, Германия, Франция, Испания, Англия. Новая история искусств. Издательство Азбука-классика. 2009.
10. Тревин Коплстоун. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. — М: «Лабиринт-К», 1998.
Интернет-ресурсы:
1. http://smallbay.ru/renessnord.html
2. http://banauka.ru/5595.html
Приложение
Братья Ян и Хуберт ван Эйк Гентский Алтарь, полиптих, 1425−1432 Кафедральный собор святого Бавона, Гент
Ян ван Эйк. «Тимофей» 1420
Ян ван Эйк. «Портрет мужчины в тюрбане», 1433
Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена 1435, Музей Лувр, Париж
Ян ван Эйк. Мадонна каноника ван дер Пале 1436, Художественная галерея, Брюгге
И. Босх. Искушение святого Антония, центральная часть
Национальный музей древнего искусства, Лиссабон, Португалия
И. Босх. Сад наслаждений Центральная часть
И. Босх. Поклонение Волхвов алтарь, 1510
И. Босх. Корабль дураков, 1490 гг.
Часть триптиха. Лувр, Париж, Франция
Питер Брейгель
" Битва Масленицы и Поста", 1559, Музей истории искусств, Вена.
Питер Брейгель. «Крестьянская свадьба», 1568,
Музей истории искусств, Вена
Питер Брейгель. «Крестьянский танец», 1568
Музей истории искусств, Вена
Питер Брейгель, «Безумная Грета», 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен
Питер Брейгель «Слепые», 1568 Национальная галерея, Неаполь
Питер Брейгель. «Возвращение стада», 1565,
Музей истории искусств, Вена
Питер Брейгель, «Сумрачный день», 1565, Музей истории искусств, Вена
Питер Брейгель, «Охотники на снегу», 1565, Музей истории искусств, Вена