Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Особенности, причины и проявления склонности ко лжи у разных категорий учащихся средней школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна< исследования определяется тем, что в рамках психолого-педагогического подхода выявлены особенности понимания феномена лжи в подростковом возрасте, позволяющие раскрыть различные аспекты (морально-оценочные и морально-правовые) и истоки (содержание и перечень страхов) данной формы поведения у российских и английских школьников. Установлено, что склонность ко лжи у учащихся средней… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретический анализ состояния проблемы лжи и лживости ^ в отечественных и зарубежных исследованиях
    • 1. 1. Определение лжи и понимание этого феномена в отечественной и ^ западной психологии
    • 1. 2. Существующие типологии, формы и виды лжи
    • 1. 3. Мотивы и причины лживости
    • 1. 4. Тендерные различия, связанные с ложью
    • 1. 5. Личностные и поведенческие особенности лжецов
    • 1. 6. Феноменология лживости в младшем и среднем подростковом ^ возрасте
      • 1. 6. 1. Особенности и причины лжи детей младшего подросткового ^ возраста
      • 1. 6. 2. Особенности и причины склонности ко лжи в подростковом возрасте
  • Выводы по 1-ой главе
  • Глава II. Эмпирическое исследование особенностей, причин и проявлений склонности ко лжи у учащихся средней школы ^
    • 2. 1. Исследование представлений о лжи и ее причинах у учащихся ^ гимназических классов
    • 2. 2. Исследование взаимосвязи склонности ко лжи с тревожностью и личностными особенностями учащихся гимназических классов
    • 2. 3. Организация, методы и результаты эмпирического исследования склонности ко лжи подростков из общеобразовательной школы и 103 классов коррекционно-развивающего обучения
    • 2. 4. Формирующий эксперимент по снижению школьной тревожности пятиклассников
    • 2. 5. Рекомендации педагогам и школьным психологам
  • Выводы по П-ой главе

Особенности, причины и проявления склонности ко лжи у разных категорий учащихся средней школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящей работе предпринята попытка эмпирического исследования феномена лжи в подростковом возрасте, т.к. именно этот период является ключевым в становлении личностных механизмов поведения ребёнка. Проявление склонности ко лжи и усиление ее у подростка в годы школьного обучения создает негативные предпосылки успешности в учебной деятельности. Это одна из типичных проблем, с которыми сталкиваются школьные психологи и учителя. Особое внимание она привлекает потому, что выступает признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности.

Актуальность исследования. Психология понимания и распознавания лжи для российской науки является относительно новой и малоизученной областью исследования. Вместе с тем «ложь» относится к группе тех понятий, которые широко используются в философии, богословии, психологии, педагогической и социальной практике, а также в повседневной жизни человека.

Данное явление трактуется как «вымысел или извращение истины» (Мелитан К., 1903), «сознательно неверное показание» (Штерн В., 1922), «особый вид мышления» (Лурия А.Р., 1927, 1928), «акт воздействия» (Дюранден Г., 1970), «преднамеренное несоответствие между тем, что человек заявил, и тем, в чем он действительно убежден, что он действительно знает, считает и чувствует» (Леви Л., 1970), «реализация намерений субъекта ввести партнера в заблуждение» (Знаков В.В., 1993; Красников М. Л., 1999). Такое достаточно широкое толкование данного понятия неизбежно размывает его содержание, что отмечается как в психологической, так и в педагогической литературе.

Вопрос о детской лжи имеет большое практическое и теоретическое значение. С практической точки зрения важно понять корень, функцию и условия лжи. Как пишет педагог, богослов и психолог Зеньковский В. В., «хотя мы постоянно вносим сами ложь в нашу жизнь, не можем жить без нее, но мы хорошо понимаем ядовитое влияние лжи на взрослых, а тем более на детей» (Зеньковский В.В., 1995). С теоретической точки зрения — это явление сложное и многоаспектное, соприкасающееся с целым рядом основных вопросов, психологии детства.

Как в зарубежных, так и в отечественных работах можно выделить несколько направлений анализа детской лжи. В' первом из них основной акцент сделан на понимание ребёнком общего смысла слов «ложь» и «обман», а также на содержание нормы «правдивость» (Авдулова Т.П., 2001; Авхач Г. Н., 1981; Кольберг JL, 1992 и др.). Вторая линия посвящена выявлению типов поведения школьников в ситуациях выбора между ложью и правдой (Авхач Г. Н.1981; Бурке-Бельтран М.Т., 1980; Клименко И. Ф., 1987 и др.). Третья направлена на рассмотрение сферы эмоциональных переживаний ребёнка по поводу соблюдения или нарушения нормы «правдивость» (Хьелл Л., Зиглер Д., 2003; Piaget J., 1932; Rich J.M. & Devitis H.J., 1985 и др.). Наряду с этим в работах отдельных авторов затрагивается вопрос о возможных мотивах появления лжи (Мухина B.C., 1997; Экман П., 1993). Однако, несмотря на огромный интерес к данной теме, в центре внимания исследователей, как правило, находится проблема нарушения или соблюдения детьми моральных норм и лишь косвенно рассматриваются вопросы о возрастно-психологической специфике лжи и внутренних механизмах её возникновения у подростков. Небольшое количество исследований и научной информации по данной проблеме свидетельствует о том, что данная проблематика недостаточно изучена в педагогической психологии.

В настоящей работе предпринята попытка эмпирического исследования феномена лжи в подростковом возрасте, т.к. именно этот период является ключевым в становлении личностных механизмов поведения ребёнка. Проявление склонности ко лжи и усиление ее у подростка в годы школьного обучения создает негативные предпосылки успешности в учебной деятельности. Это одна из типичных проблем, с которыми сталкиваются школьные психологи и учителя. Особое внимание она привлекает потому, что выступает признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности.

Актуальность темы

связана с поиском ответов на следующие вопросы: «Почему и в каких случаях учащиеся лгут товарищам и учителям? Каких целей, они достигают, прибегая к использованию лжи? Какие личностные свойства отличают лжецов? Какие аспекты обучения и школьной ситуации в целом влияют на продуцирование лжи школьниками?».

Цель исследования: выявление особенностей, причин и проявлений склонности ко лжи у различных категорий учащихся средней школы.

Объект исследования: склонность ко лжи в среднем подростковом возрасте.

Предмет исследования: особенности, причины и проявления склонности ко лжи у учащихся средней школы (5-е — 9-е классы).

Общей гипотезой исследования является утверждение, что склонность ко лжи у учащихся средней школы может быть обусловлена возрастными, тендерными, личностными, культурно-обусловленными, средовыми и интеллектуальными особенностями.

Частные гипотезы: ложь и лживость подростков имеет взаимосвязь с показателем тревожности, уровнем умственных способностей, самооценки и показателем социальной желательностина склонность ко лжи подростков оказывает влияние специфика условий обучения в гимназии, коррекционно-развивающем классе и общеобразовательной школедетская ложь в подростковом возрасте в школьных ситуациях взаимодействия с другими детьми и педагогами может рассматриваться как способ ориентировки на сверстника или взрослого и выступать как индикатор его эмоционально-личностных особенностей.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных (Знаков В.В., Симоненко С. И., Свинцов В. И., Тарасов А. Н.,.

Прихожан. А.М., Толстых H.H., КрасниковМЛ., Зеньковский В. В., Каптерев. Н.Ф., Кузнецов В. В., Мухина B.C. и др.)' и зарубежных ученых (Штерн В., Липман О., Фрай О., Экман П. и др.), изучавших феномен лжи в разных контекстах.

Задачи исследования:

1. Провести анализ отечественной и зарубежной? научной литературы по проблеме феномена лжи.

2. Подобрать диагностический" комплекс для исследования^ особенностей понимания лжи и причин склонности, ко лжи учащихся гимназических классов.

3. Провести сравнение особенностей понимания лжи и причин склонности ко лжи у российских и английских подростков.

4. Провести эмпирическое исследование, направленное на выявление взаимосвязи между школьной тревожностью, склонностью ко лжи и личностными особенностями гимназистов. I.

5. Выявить и сравнить личностные особенности склонности ко лжи у разных категорий учащихся подросткового возраста.

6. Организовать и провести коррекционно-развивающие занятия с учащимися по снижению школьной тревожности, тем самым устраняя у них проявления и причины склонности ко лжи.

Методы исследования: для изучения особенностей и причин лживости использовались теоретические, диагностические (анкетирование, тестирование) и статистические методы. Выбор методов определялся логикой исследования и задачами, решаемыми на каждом отдельном его этапе.

Конкретные методики исследования: тест школьной тревожности Филипса, опросник BIRD (The Balanced Inventory of Desirable Responding) Д: Паулусадля определения уровнялживости (адаптация Осина E.H.) — две авторские анкеты, составленные в соответствии с целями и задачами нашего исследованияметодика «Краткий ориентировочный тест» Э. Ф. Вандерлика, предназначенная для определения интегрального показателя общих способностей (адаптация^ В.Н. Бузина) — методика диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу, Д'. Краунашкала самооценки уровня, тревожности Ч. Д. Спилберга, Ю.Л. Ханинаэкспресс-диагностика уровня" самооценки Н. П. Фетискина, В. В. Козловаподростковый вариант теста Кеттела. Обработка результатовпроводилась на основе статистического пакета SPSS1 Statistics (Version 17) с применением* методов статистической обработки.

Надежность и достоверность полученных в ходе исследования данных обеспечивались обоснованностью исходных теоретико-методологических позицийрепрезентативностью выборки исследуемых и использованием совокупности валидных методик, соответствующих целям и задачам исследованияприменением статистических методов обработки данных, статистической значимостью полученных результатов и их сопоставимостью с данными других исследований.

Организация исследования: Основные положения исследования I формулировались и проходили практическую проверку на базе гимназии № 1507 г. Москвы в процессе работы автора с ученическими коллективами специализированных классов гимназии (166 человек), а также со школьниками г. Зеленограда (50 человек). Общая выборка участников исследования составляет 276 человек, из них 216 школьников 5−9-х классов, 20 английских подростков 15-лет, 20 учителей гимназии и 20 родителей гимназистов.

Научная новизна< исследования определяется тем, что в рамках психолого-педагогического подхода выявлены особенности понимания феномена лжи в подростковом возрасте, позволяющие раскрыть различные аспекты (морально-оценочные и морально-правовые) и истоки (содержание и перечень страхов) данной формы поведения у российских и английских школьников. Установлено, что склонность ко лжи у учащихся средней школы обусловлена возрастными, гендерными, культурно-обусловленными, средовыми обучение в гимназии, общеобразовательной школе и классах коррекционно-развивающего обучения) и личностными особенностями. Выявлена взаимосвязь некоторых из причин лживости (страх самовыражения, страх не соответствовать ожиданиям окружающих) учащихся средней школы с повышенной школьной тревожностью. Установлена связь между уровнем лживости и ее причинами с чертами характера подростков. Доказана эффективность коррекционно-развивающих занятий в снижении школьной тревожности, которая является причиной склонности ко лжи у гимназистов.

Теоретическая значимость исследования связана с выявлением возможных причин и раскрытием механизмов возникновения у подростков данной формы поведения (склонности ко лжи), что определяется необходимостью формирования у ближайшего окружения школьника адекватного представления о самом феномене «детской лжи», предполагающего раскрытие его возрастной специфики в подростковом возрасте.

Практическая значимость работы связана с тем, что полученные результаты позволяют разработать психолого-педагогические рекомендации в отношении детей с разной степенью склонности ко лжи с целью предотвращения искажений в эмоционально-личностном развитии ребенка.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в системе общего среднего образования в связи с тем, что в исследовании разработана и экспериментально проверена коррекционно-развивающая программа. Помимо этого полученные в исследовании данные могут быть использованы в курсах «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология» и «Возрастно-психологическое консультирование» при подготовке психологов и педагогов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Школьники, в той или иной мере склонные ко лжи, обнаруживают установку на преобразование конфликтной и эмоциональнонапряженной ситуации в нейтральную и обнаруживают тенденцию к выгоде (достижению своих интересов), преодолению страха и самозащите.

2. Склонность ко лжи у учащихся средней школы обусловлена возрастными, личностными, гендерными, культурно-обусловленными, средовыми и интеллектуальными особенностями.

3. Ложь подростков имеет взаимосвязь с показателем тревожности, личностными особенностями, уровнем умственных способностей, самооценки и показателем социальной желательности.

4. На склонность ко лжи подростков оказывает влияние специфика условий обучения в гимназии, коррекционно-развивающем классе и общеобразовательной школе.

5. Степень склонности использовать ложь в ситуации школьного взаимодействия связана с преобладанием ориентировки школьников на взрослого или сверстника. Подростки, склонные ко лжи, ориентированы на сверстников и демонстрируют высокую значимость дружеских отношений.

6. Коррекционные занятия, проводимые в групповой форме, снижают уровень тревожности у детей на этапе перехода от младшего к среднему школьному возрасту, доводя ее до состояния мобилизующей (в пределах нормы).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась посредством выступлений на аспирантских семинарах кафедры, в ходе выступлений на научных и научно-практических конференциях разного уровня. Осуществлена апробация и внедрение коррекционно-развивающей программы для учеников средней школы.

Материалы исследования и система работы докладывались на заседаниях кафедры психологии МПСИпо теме исследования опубликовано шесть работ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографии, включающей 198 источников, из них 62 — на иностранных языках, и приложения. Основной текст диссертации содержит 4 таблицы, 21 рисунок и 1 схему.

Выводы по второй главе.

Основываясь на материалах данной главы, можно прийти4 к следующим выводам:

1. Анализируя возрастные особенности понимания в исследовании', № 1, следует отметить тот факт, что*причины лживости подростков меняются! с возрастом. Подростки выделили различные виды лжи, преимущественноI в зависимости от ее целевой направленности. Так, несмотря на то, что учащиеся 5−9-х классов своей основной причиной лживости называли страх (в 5-х классах это составило 33,3%, в 7-х — 32,6%, в 9-х — 37,5%), тем не менее, выяснилось, что они указали разные виды страха.

Для младших по возрасту подростков (пятиклассников) характерно моральное сознание по типу «нравственность-принуждение», а старшим (девятиклассникам) — присуща «нравственность-сотрудничество». Таким образом, детская^ ложь в подростковом возрасте в школьных ситуациях взаимодействия с другими детьми и педагогами может рассматриваться как способ ориентировки на сверстника или взрослого:

2. Анализ тендерных различий в исследовании № 1 показывает, что у мальчиков преобладает количество ответов, в которых причиной лжи указывается стереотипная реакция на определенную ситуацию, а девочки в большей степени, чем мальчики, считают, что ложь появляется в ситуациях, угрожающих каким-либо образом личности.

3. Анализ представлений, школьников о феномене лжи в. исследовании № 1 убедительно подтвердил гипотезу о том, что российские подростки при определении* лжи акцентируют внимание не на вреде, приносимом, ложью другому человеку. Главное для них — объективная характеристика содержания данного психологического феномена и субъективная оценка качеств личности лжеца.

Английские респонденты выделили всего три основные причины используемой ими лжи (самозащита, выгода и страх) и указали три вида страха: страх причинить беспокойство близким людям, страх вызвать негативные эмоции человека и страх наказания.

Страхи российских школьников многообразнее, и в них четче проступает зависимость от других (от их мнения, суждений, оценок). Общими видами страха, характерными идля россиян и для англичан, являются страхи, за которыми стоит забота (беспокойство) о другом человеке, желание не доставлять ему эмоционального дискомфорта.

4. Такие факторы как страх самовыражения и страх не соответствовать ожиданиям окружающих, а также все другие виды страха и показатели лживости обнаруживают взаимосвязи со школьной тревожностью в исследовании № 2. Таким образом, есть основания утверждать, что склонность ко лжи у учащихся средней школы обусловлена школьной тревожностью.

Дифференциация причин лжи и личностных черт лгущих учащихся, приводит к заключению, что причины и проявления склонности ко лжи, < образуют некоторую целостность, проявляющуюся в личностных характеристиках подростков. Склонность ко лжи в подростковом возрасте обусловлена как ситуационными (школьной тревожностью), так и личностными (авантюризмом, излишней самоуверенностью и др.) факторами.

5. Эмпирически подтверждена гипотеза о влиянии уровня самооценки, показателя социальной желательности, влиянии тревожности на проявления лжи подростков в исследовании № 3. В целом по двум выборкам прямая корреляционная взаимосвязь выявлена между показателями «лживость» и «социальная желательность» и обнаружена обратная связь между показателями «лживость» и «тревожность».

Эмпирическим путем доказано, что личностные особенности подростков действительно оказывают влияние на их отношение ко лжи. Подростки, имеющие высокие показатели по методике, исследующей тревожность, уровень социальной желательности и имеющие неадекватный уровень самооценки более склонны ко лжи.

6. Полученные в формирующем психолого-педагогическом исследовании № 4 результаты позволяют сделать вывод о том, что влияние коррекционно-развивающей программы значительно снизило уровень тревожности детей среднего школьного возраста до среднего уровня. Это свидетельствует о целесообразности применения таких программ по снижению школьной тревожности для улучшения школьной адаптации и снижения склонности ко лжи у учащихся средней школы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении можно, сделать вывод о том, что общая гипотеза данного исследования, которой являлось утверждение, что склонность ко лжи у учащихся средней школы может, быть обусловлена возрастными, тендерными, личностными, культурно-обусловленными, средовыми и интеллектуальными особенностями, доказана.

Задачи выполнены, а именно: проведён анализ отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме феномена лжи;

2. подобран диагностический комплекс для исследования особенностей понимания лжи и причин склонности ко лжи учащихся гимназических классов;

3. проведено сравнение особенностей понимания лжи и причин склонности ко лжи у российских и английских подростков;

4. проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление взаимосвязи между школьной тревожностью, склонностью ко лжи и личностными особенностями гимназистов;

5. выявлены и даны сравнения личностных особенностей склонности ко лжи у разных категорий учащихся подросткового возраста;

6. организованы и проведены коррекционно-развивающие занятия с учащимися по снижению школьной тревожности, тем самым устраняя у них проявления и причины склонности ко лжи.

Следовательно, цель данного исследования, которой являлось выявление особенностей, причин и проявлений склонности ко лжи у учащихся 5-х — 9-х классов, различных форм обучения, достигнута.

Для изучения особенностей ^ и причин лживости использовались теоретические методы, диагностические (анкетирование, тестирование) и статистические методы. Выбор методов определялся логикой исследования и задачами, решаемыми на каждом отдельном его этапе.

Эмпирическим путем установлено, что склонность ко лжи у учащихся средней' школы обусловлена возрастными, тендерными, культурно-обусловленными, средовыми и интеллектуальными особенностями. Выявлена взаимосвязь некоторых из причин лживости российских подростков с повышенной школьной тревожностью. Установлена* связь между уровнем лживости и чертами характера подростков.

Вместе с тем, несмотря на очевидность различий поведенческих проявлений лживости учащихся средней школы, эмпирическим путем установлено, что в их основе лежит единый синдром — школьная тревожность, которую не всегда бывает просто распознать.

Анализ результатов исследования, проведенного в рамках данной работы, показывает, что коррекционные занятия, проводимые в групповой форме, снижают уровень тревожности у детей на этапе перехода от младшего «к среднему школьному возрасту, доводя ее до состояния мобилизующей (в пределах нормы).

Результаты проведенных научно-теоретических и эмпирических исследований убеждают, что заявленные гипотезы получили подтверждение, как на уровне теоретических выкладок, так и на уровне описательной и индуктивной статистики. Вместе с тем проблематика феномена детской лживости и его детерминант остается актуальной и достойной научного изучения, в ходе которого могут быть раскрыты новые значимые психолого-педагогические подходы к работе со случаями школьной лживости.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. — М.: Академический проект, 2006. — 207с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 334с.
  3. С. С. Византия и Русь: два типа духовности. / С. С. Аверинцев // Статья вторая // Новый мир. 1988. — № 7 — С. 214.
  4. Т.П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте / Т. П. Авдулова // Дис. канд. психол. наук // РГБ ОД, 61:01−19/399−1: 19.00.13: Москва, 2001. 164с.
  5. Г. Н. Генезис правдивого и неправдивого поведения в ситуациях двойной мотивации / Г. Н. Авхач // Проблема формирования ценностных ориентации и социальной активности личности, под ред. В. С. Мухиной. М., изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1981. С. 42−52.
  6. JI. Ложь в праве / Адам Л. Харьков: Юрид. изд-во Украины, 1929. — С. 21−48.
  7. П.В. Философия / П.В., Алексеев, A.B. Панин // Ложь, -дезинформация, заблуждение // 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — 608 с. — С. 18−28.
  8. И.А. Ложь у детей / И. А. Алешинцев. Псков, 1908.20с.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. — 379с.
  10. .Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев// Собр. соч.: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. — Т.1. — 232с.
  11. Р.Т. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Р. Т. Байярд. М.: Академический Проект, 2005.-208с.
  12. A.C. Внимание ребенок! Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников / A.C. Белкин. -Свердловск: Средне-Урал. кн. изд-во, 1981. 126с.
  13. Бурке-Бельтран М. Т. Развитие и формирование правдивости у детей 5−7 лет в процессе общения со взрослыми и сверстниками / М.Т. Бурке-Бельтран. Автореф. дисс. канд. псих. наук. — М., 1980. — 22с.
  14. H.A. Парадокс лжи / H.A. Бердяев // Человек. 1999. — № 2. — С. 102−108.
  15. Е. Н. Психология обмана: преимущества и потери / Е. Н. Богатырева. -СПб.: Издательство «Лань», 1998. — 192с.
  16. М. И. Беседы о детской психиатрии / Кн. для учителя // М. И. Буянов.— М.: Просвещение, 1986. — 208с.
  17. К. Очерк духовного развития ребенка / К. Бюлер // Под ред. Л. С. Выготского. — М.: Работник просвещения, 1930. — 222с.
  18. X. Лингвистика лжи / X. Вайнрих // Язык и моделирование социального взаимодействия: Переводы // Общ. ред. В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1987. — С. 44−87 (464с.)
  19. Г., Язык жестов путь к успеху / Г. Вилсон, К. Макклафин. — СПБ.: Питер Ком. 1999. — 224с.
  20. Возрастная и педагогическая психология / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, JI. Б. .Ительсон и др. // Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1979. — С. 5. — 288с.
  21. .С. Психология подростка / Б. С. Волков. М.: < Гаудеамус, 2005. — 208с.
  22. С.П. Способность умолчания / Воронцов С. П. // Человек. 1996. — № 3. — С. 63 — 69.
  23. JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский // Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
  24. JI.C. Проблема возраста / JI.C. Выготский// Собр. соч. в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983. С. 153−165.
  25. JI.C. История развития высших психических функций / JI.C. Выготский // Собр. соч.: в 6 т.- М.: Педагогика, 1983. Т.З. — 368с.
  26. П. Я., К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления / П. Я Гальперин, Д. Б. Эльконин // Послесловие к кн.: Флейвелл Д. X. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967 С. 596−621.
  27. P.P. Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция / P.P. Гарифуллин Казань, 1997. — 400с.
  28. В. К вопросу об экспериментальном исследовании лжи / В. Гартьер // Начало дела. Труды Петербургской Педагогической Академии, 1910. -352с.
  29. П.В. Ложная информация и способы её выражения в тексте / П. В. Глаголев // Филологические науки. 1987. — С. 61−68.
  30. А.Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева //Под ред. В.А.-Сластенина. М.: Академия, 2002.-272с.
  31. Г. Ч. Ложь как состояние сознания / Г. Ч. Гусейнов // Вопросы философии. 1989. — № 11 — С. 64−76.
  32. В.В. Как ребенок становится личностью / В. В. Давыдов Возрастная и педагогичская писхология сост. И. В. Дубровина, A.M. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Академия, 2001. С. 27−30.
  33. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль // В 4 т. М.: Русский Язык-Медиа, 2006. — Т.2. — 780 с. — С. 241.
  34. О. Г. Структура морального сознания / О. Г. Дробницкий // Вопросы философии: издается с июля 1947 года / Ред. И. Т. Фролов. Москва: Правда, 1972. — № 6 — С. 51−62.
  35. О. Г. Понятие морали / О.Г. Дробницкий/ М.: Наука, 1974 —388с.
  36. Д.И. Обман: Философско-психологический анализ / Д. И. Дубровский. М.: РЭЙ, 1994. — 120с.
  37. Е.А. Особенности отношения ко лжи современных подростков / Е. А. Душина // Дис.канд.психол. наук. М., 2000. — 174с.
  38. . Ложь / Ж. Дюпра // Пер. с франц. Д. И. Соловьева. М.: СГУ, 2008. — 124с.39:. Ефремова Т. Ф: Современный толковый словарь русского языка / Ефремова Т. Ф. // В 3 т. Том 2. М-П.: ACT, Астрель, Харвест, 2006. 1168с.
  39. Жуков Ю. М'. Методический анализ исследования неискренности / Ю. М. Жуков, Д. В. Хренов // Мир психологии. 1999. — № 3. — С. 219−230.
  40. A.A. Ложь и борьба с нею / A.A. Закатов. Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1982. — С. 128 — 130.
  41. В.В. Психология детства / В. В. Зеньковский. — Екатеринбург: Деловая книга, 1995. — 352с.
  42. И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 480с.
  43. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. / И. А. Зимняя. Изд. второе, доп., исп. и перераб. М.: Логос, 2005. — 384с.
  44. В. В. Типы понимания правды о негативных явлениях 1960−1980 гг. / В. В. Знаков // Психол. журн. 1991. — Т. 12. — № 3. — С. 15−30.
  45. В. В. Понимание субъектом правды о моральном поступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания / В. В. Знаков // Психол. журн. 1993. — № 1. — С. 32−43.
  46. В. В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания / В. В. Знаков // Вопр. психол. 1993. — № 2. — С. 9- 16.
  47. В. В. Самооценка правдивости и понимание субъектом честности/ В. В. Знаков // Психол. журн. 1993. — Т. 14. — № 5. — С. 13−23.
  48. В. В. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания / В. В. Знаков. М.: Институт психологии РАП, 1993.- 116с.
  49. В. В. Категории правды и лжи в русской духовной традиции и современной психологии понимания / В. В. Знаков //Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С. 55−63.
  50. В.В. Почему лгут американцы и русские: размышления российского психолога над книгой Пола Экмана / В. В. Знаков // Вопросы психологии. 1995 — № 2 — С. 84−92.
  51. В. В. Проблема понимания правды в этике И. Канта, нравственной философии В. Соловьева и современной психологии / В. В. Знаков // Психол. журн. 1997. — № 4. — С. 3−14.
  52. В.В. «Истина» и «правда» в христианстве и психологии понимания / В. В. Знаков, И. А. Романова // Психол. журн. 1998. — № 6. — С. 62−72.
  53. В.В. Психология понимания правды / В. В. Знаков. СПб.: 1999.-281с.
  54. В.В. Классификация психологических признаков истинных и неистинных сообщений в коммуникативных ситуациях / В. В. Знаков // Психол. журн. 1999. — № 2. — С. 54−65.
  55. Знаков В'. В. Макиавеллизм и феномен вранья / В. В. Знаков // Вопросы психологии. — 1999 № 6. — С. 59−65.
  56. В.В. Западные и русские традиции в понимании лжи: размышления российского психолога над исследованиями Пола Экмана. / В. В. Знаков. Послесловие к книге Экман П. Психология лжи. СПб.: Питер, 2009.-272с.
  57. A.A. Каузальное определение истины / Ивин A.A. // Науч. докл. высш. шк. Филос. науки. 1978. — № 4. — С. 85−93.
  58. И. А. О лжи и предательстве / Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993 — гл. 20 С. 94−107 С. 3−33.
  59. И. О мнимом праве лгать из человеколюбия / И. Кант Трактаты и письма. М., 1980. С. 232−237.
  60. П. Ф. О детской лжи / П. Ф. Каптерев // Русская школа. 1900.-№ 12.-С. 63−95.
  61. JI. Подход Лоуренса Кольберга к нравств. воспитанию школьников / Л. Кольберг. ПЖ, 1992. — т. 13, № 3. — С. 99.
  62. Кон И. С. Психология ранней юности. / И. С. Кон // Возрастная и педагогическая психология. М., 1989. — 254с.
  63. И.Ф. Психологические особенности отношений к себе и другим как носителям нравственных ценностей на разных этапах онтогенеза личности / И. Ф. Клименко // Автореф. Диссертации канд. психол. наук. М., МГУ. — 1987. — 16с.
  64. М.М. Почему дети лгут? / Кравцова М. М. // Школьный психолог. — 2003. № 33−03. — С. 12.
  65. M.JI. Феномен лжи в межличностном общении / М: Л. Красников // Общественные науки и современность. — 1999. № 2. — С. 176 186.
  66. В.А. О подростках / Краковский А. П. М., 1970. — С. 11—18.
  67. В.В. Психология- взаимопонимания. Неправда, ложь, обман / В. В. Кузнецов СПб.: Питер, 2008. — 288с.
  68. В.Н. Межличностное общение / В. Н. Куницина, Н. В. Казаринова, В. М. Поголыпа // Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. -455с.
  69. Л.Д. История одной лжи. Метод в теории и на практике / Л. Д. Лебедева, B.C. Соловьев. Школьный психолог. — 2001. — № 9.
  70. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. / Э. Ле Шан. М.: Прайм-Еврознак, 2005. — 352с.
  71. Л. Некоторые принципы психофизиологических исследований и источники ошибок //Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви: Пер. с англ.- Л.: Медицина, 1970.- С. 88−108.
  72. О. Психология лжи / О. Липманн. Харьков, 1926. — 246с.
  73. О., Адам Л. Ложь в праве / О. Липманн, Л. Адам. Харьков, 1929. 48с.
  74. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. Ленинград: Медицина, 1983. — 255с.
  75. А.Р. Экспериментальная психология в судебноследственном деле / А. Р. Лурия. Советское право. — 1927. — № 2.
  76. А.Р. Психология в определении следов преступления / А. Р. Лурия. Научное слово. — 1928. — № 3.
  77. М. Исследуем ложь: Теории, практика обнаружения / М. Льюис Пер. с англ. // Под ред. Майкла Льюиса, Кэролин Саарни. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. — 282с.
  78. Мир детства: Подросток / Под ред. А. Г. Хрипковой. Отв. ред. Г. Н. Филонов. -М., 1982. С. 20−66, 400−431.
  79. К. Психология лжи / К. Мелитан. М.: А. Сомов, 1903.18с.
  80. Е.В. Изучение отношения ко лжи старших дошкольников и младших школьников / Е. В. Менщикова // Дис.канд.псих. наук/ М., 2005. — 229с.
  81. B.C. Возрастная психология / B.C. Мухина. М., 1997.432с.
  82. B.C. Антология хитроумных планов / B.C. Мясников // Вступительная статья к монографии Харро фон Зенгера «Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Знаменитые 36 стратагем за три тысячелетия». М., 1995. — С. 6.
  83. И.С. Диалектика относительности и абсолютности истины / И. С. Нарский // Науч. докл. высш. шк. Филос. науки. 1975. — № 5. С. 27−37.
  84. А.П. Психология и школа. / А. П. Нечаев. М.: Институт практической психологии, 1997. — 352с.
  85. И.М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, P.M. Грановская. СПб.: Речь, 2006. — 352с.
  86. Ф. По ту сторону добра и зла / Ницше Ф. // Сочинения в 2 т. Т.2. М.: РИПОЛ-Классик, 1997. — 863с.
  87. О.Ю. Из истории идей прав человека в XX веке / О. Ю. Образцова. -М.: 2001, С. 3−10.
  88. Л.Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова М.: Педагогическое общество России, 2004. — 442с.
  89. С. И. Словарь русского языка. / С. И. Ожегов. М.: Русский язык, 1988. — 752с.
  90. A.B. Проблема развития личности с позиций социальной психологии / A.B. Петровский. Вопросы психологии. — 1984.- № 4 — С. 15—30.
  91. С. С. О лжи у детей дошкольного возраста/С. С. Преображенский //Педагогический сборник. 1887. — № 11 — С. 4.
  92. A.M. Подросток в учебнике и в жизни / A.M. Прихожан, H.H. Толстых. М.: Знание, 1990. — 80с.
  93. С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн // В 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1989. — 328с.
  94. В.И. Полуправда / В. И. Свинцов // Вопросы философии.- 1990.-№ 6.-С. 53−61.
  95. В.И. Заблуждение, ложь, дезинформация (соотношение понятий и терминов) / В. И. Свинцов // Философские науки. 1982. — № 1. — С. 76−84.
  96. А.К. Онтология лжи / А. К. Секацкий. С-Пб.: Ун-та, 2000. С. 120.
  97. Дж. Очерки по психологии детства / Дж. Сели. М.: Изд-во Тихомирова К. И., 1901.- 106с.
  98. Е.А. Факторы проявления лжи в процессе учебного взаимодействия студента и преподавателя / Е. А. Силантьева // Дисс. канд. психол. наук: 19.00.07. Сургут, 2007 — 124 с. РГБ ОД, 61:07−19/4 972 007
  99. С.И. Психологические основания оценки ложности и правдивости сообщений / Симоненко С. И. // Вопросы психологии. 1998. -№ 3. — С. 78−84.
  100. В.В. Педагогические условия коррекции детской лжи / В. В. Смиричинская // Диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01 Москва, 1993. — 168с.: 61 94−13/175−9
  101. В. С. Ложь / В. С. Соловьев //Энциклопедический словарь / СПб.: Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Т. — 1896. — XVlIa.
  102. A.A. Детская правдивость и лживость / A.A. Сосновский // 107 Вестник воспитания. 1902. — № 1. — С. 56−78.
  103. В.Г. Психология трудных школьников / В. Г. Степанав.- М.: Академия, 1998. 320с.
  104. E.B. Нравственное развитие дошкольника / Е. В. Субботинский //Вопросы психологии, — 1983, — № 4. С.29−38.
  105. А.Н. Психология лжи / А. Н. Тарасов. М.: Книжный мир, 2005.-327 с.
  106. H.H. Отношение к будущему / H.H. Толстых // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987. — С. 42−65.
  107. Толковый словарь русского языка / Под редакцией Д. Н. Ушакова // Д. Н. Ушаков, В. В. Виноградов, С. И. Ожегов, Г. О. Винокур, Б. А. Ларин и Б. В. Томашевский. М.: Астрель, ACT, Транзиткнига, 2006. 1056с.
  108. Д.И. Психологические проблемы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте / Д. И. Фельдштейн. -Душанбе, 1969.-210с.
  109. Д. Генетическая психология Жана Пиаже / Флейвелл Д.- М.: Просвещение, 1967. 608с.
  110. О. Детекция лжи и обмана / Фрай О. М.: Олма-Пресс, 2005.-314с.
  111. Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа / 3. Фрейд. СПб.: 1999 Алетейя 254с.
  112. Л.М. Психология детей и подростков / Л. М. Фридман // Справочник для учителей и воспитателей. М., 2004. — 480с.
  113. Ю.И. Психология подростка. / Ю. И. Фролов // Хрестоматия. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 526с.
  114. , B.C. Философское понимание истины / B.C. Хазиев // Философские науки. СПб., 1991. — С. 54−60.
  115. Л. Теории личности: Основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер // пер. с англ. Меленевской С., Викторовой Д. СПб.: Питер, 2003 — 608с.
  116. .С. Человек лгущий / Б. С. Шалютин // Человек. 1996.- № 5. С. 151−159.
  117. В.И. Человек лгущий в реальной и художественной коммуникации / В. И. Шаховский // Человек в коммуникации: аспекты исследования. Волгоград, 2005. — С. 173−204.
  118. А.Ф. О лжи / А. Ф. Шеталова // Вестник воспитания. — 1904. № 4. С. 132−147.
  119. А. О свободе воли / А. Шопенгауэр // Свобода воли и нравственность. М., 1992. — С. 46−124.
  120. В. Изучение свидетельских показаний / В. Штерн // Ложь и свидетельские показания. // Изучение свидетельских показаний // Проблемы психологии. Вып. 1. Пг.: Ред. изд. Н. Н. Колчев, 1922. — С. 24.
  121. Ю.В. Искусство обмана / Ю. В. Щербатых. СПб.: Азбука-Терра, 1997. — 3 68с.
  122. A.C. Насилие лжи, или как заблудился призрак / A.C. Ципко. М.: Молодая гвардия, 1990. — 272с.
  123. П. Психология лжи / П.Экман. СПб.: Питер, 2009. — 272с.
  124. П. Нужна ли хорошая память, чтобы врать? / П. Экман // Семья и школа. 1994. — № 1. — С. 20−21.
  125. П. Почему дети лгут? / П. Экман // Пер. с англ. М.: «Педагогика-Пресс», 1993. -272с.
  126. Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин //Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М., 1989 — 402с.
  127. Юнацкевич П. И: Психология обмана / П. И. Юнацкевич, В. А. Кулганов // Учебное пособие честного человека. СПб.: Фолио-Плюс,.2001. -319с.
  128. П.М. Экспериментальное изучение нравственных чувств и нравственной оценки у школьников / П. М- Якобсон // Вопросы психологии. 1960. № 4. — С. 23- 34.
  129. Achenbach T. M., Edelbrock C.S. The Child Behavior Profile: 2 / T. M. Achenbach, C.S. Edelbrock // Journal of Consulting and Clinical Psychology. -1978.-Vol.47.-P. 223−233.
  130. Augustinus A. Die Luge und Gegen Luge. Wurzburg, 1986. P. 246.
  131. Aronfreed J. The Problem of imitation / J. Aronfreed // Advances in child development and behavior. V.J. N.Y., 1969. -P.69.
  132. Bandura A. Influence of social reinforcement and the behavior of models in chaping children’s moral judgment / A. Bandura, F. H. Mc Donald. -Social Psychology. 1963. — # 67.
  133. Bandura A. Principles of Behavior Modification / A. Bandura. New * York: Holt, Rinehart & Winston. 1969. — P. 246.
  134. Bemdt T.J. Developmental Changes in Conformity to Peers arid Parents / T.J. Bemdt // Developmental Psychlogy. 1979. — Vol. 15 — P. 608−616.
  135. E. & Sieswerda S. Wanneer en waarom liegen we eigenlijk? / E. Backbier, S. Sieswerda. Nederlands Tijdschrift voor de Psychologie. — 1997. #52.-P. 255−264.
  136. C.F. & Fahey W.E. False suspicion and the misperception of deceit. British Journal of Social Psychology 1987. — #26. — P. 41−46.
  137. Carson Th. L. An ethical analysis of deception in advertising / Th. L Carson, R. E. Wokutch, J. E Cox. // Contemporary moral controversies in business. N. Y., 1989.-P. 66−69. .
  138. Cassel’s English Dictionary. London. 1969. P. 675.
  139. DePaulo B.M., Lying in everyday life / B.M. DePaulo, D. A-. Kashy, S-E. Kirkendol, M.M. Wyer & J. A. Epstein. Journal of Personality and Social Psychology. — 1996- -#10.- P. 979−995.
  140. Durandin G. Le fondements du mensonge / G. Durandin. Paris, 1970. -P. 246.
  141. Ekman P. Who Can Catch a Liar? / P. Ekman, M. O' Sullivan // American Psychologist. 1991. V. 46. — # 9. — P. 913−920.
  142. Ekman P. Telling lies: Clues to deceit in the marketplace, politics and marriage / P. Ekman. New York: W.W. Norton, 1992.
  143. Ekman P. Deception, Lying and Demeanor / P. Ekman // States of mind: American and Post-Soviet Perspectives on Contemporary Issues in Psychology. N.Y., Oxford. 1997. — P. 93−105.
  144. Freud S. The psychopathology of everyday life 1901 / S. Freud // The complete Psychological Works, vol. 6. New York: W.W. Norton, 1976 P.86
  145. Freud S. Paradoxes (1916) / S. Freud // The complete Psychological Works, vol. 15. New York: W.W. Norton, 1976 P.66
  146. Hartshome H. Studies in the Nature of Character / H. Hartshome, M. A. May // N. Y. MCmillan. 1928. — Vol. L: Studies in Deceit. — P .46.
  147. Hopper R. Broadening the deception construct / R. Hopper, R. A. Bell // Quart. J. of Speech. 1984. -V. 70. — # 3.
  148. Janis I. L. Decision making // I. L. Janis, L. Mann // A psychological analysis of conflict, choice and commitment. N.Y.: Free Press, 1977. — 312 p.
  149. Johnson Ch.D. Academic Cheating / Ch. D: Johnson // Developmental Psychology. 1972. — Vol.6. — P. 320−325.
  150. Keseling P: Das Problem der Luge adendlandischen Mittelalter / P. Keseling // Das Problem der Luge in der Neuzeit // Augustinus A. Die Luge und Gegen Luge. Wurzburg, 1986. P. 156.
  151. Kohlberg L. Moral stages and moralization: the cognitive-developmental approach / L. Kohlberg // Moral development and behavior: theory, research, and social issues. New-York etc., 1976. P. 31−53.
  152. Kohlberg, L. The Relationship of Moral Judgement to Moral Action. / L. Kohlberg, D. Candee // In: W.M.Kurtines & J. L. Gewirtz Morality, Moral Behavior and Moral Development. New York, 1984. — P. 156.
  153. Kohlberg L. Moral Discussion and the Class Meeting. / L. Kohlberg, T. Lickona // In: R. Devries & L. Kohlberg, Programs of early education. New York: Longman. — 1987. — P. 246.
  154. Krauss R.M. Impression formation, impression management, and nonverbal behaviors / R.M. Krauss // In E.T. Higgins, C.P. Herman & M.P. Zanna (eds). Social cognition: The Ontario Symposium Hillsdale. — NJ: Erlbaum, 1981. — -vol. l.-P. 323−341.
  155. Kraut R. E. How Parental Attitudies Affect the Problems of Lying in Children / R. E. Kraut, J. D. Price, M. Lewis // Smith College Studies in Social Work. 1931.-V.6.
  156. Lee K. Ross Jiollie J. The concept of lying in adolescents and young adults // Lee K. Ross Jiollie J. // Testing Sweetser’s folldoristic model. Merrill-Pahner-Quarterly. Depth of Psychology, Kingston, Canada. 1997, Apr. V. 43/2. -P. 255−270.
  157. Longman Dictionary of Contemporary English. Person Education Limited. Longman, 2003. — P. 930.
  158. F. Lowenstein Ludwig F. Why children lie: How to prevent and to curtail it / F. Ludwig Lowenstein Criminologist. — 1994. — V. 18(1). — P. 11−22.
  159. New Webster’s Dictionary of the English Language. Surjeet Publications, 1989. — 1826p.• 182. Premack D. and Premack A.J. The mind of an Ape / New York: W.W.Norton and Co., 1982. P. 156.
  160. Rowatt, W.C., Cunningham, M.R. & Druen, P: B. Deception to get a date / W.C. Rowatt, M.R. Cunningham, & P. B Druen. Personality and Social Psychology Bulletin. — 1998. # 24'. — P. 1228−1242.
  161. Saxe L. Lying / L. Saxe // Thoughts of an applied psychologist // Affler. Psychol. 1991. — V. 46. — # 94.
  162. Shaw D.S. Developmental of lies / D.S. Shaw. 1998. — V. 24. — # 3. -P. 771−792.
  163. Skinner B.F. Beyond freedom and dignity / B.F. Skinner. New York., Knopf, 1971. — P. 246.
  164. The Penguin English Dictionary. Harmonsworth, Middlesex, England, 1977.-P. 642.
  165. Vrij A. Interviews with ethnic interviewees / A. Vrij, A.W. Dragt & L. Koppelaar // Nonverbal communication errors in impression formation. Journal of Community and Applied Social Psychology. — 1992. — # 2. — P. 199−209.
  166. A. & Winkel F.W. Crosscultural police-citizen interactions: The influence ofrace, beliefs and nonverbal communication on impression formation / Vrij A. & Winkel F.W. Journal of Applied Social Psychology. — 1992.-#22. -P. 1546−1559.
  167. Vrij A. Individual differences between liars and the ability to detect lies / A. Vrij, S. Graham. Expert Evidence: The International Digest of Human Behaviour Science and Law. — 1997. — # 5. — P. 144−148.
  168. Walkley J. Police interrogation: A handbook for investigators / Walkley J. London: Police Review Publication. — 1987. — 136p.
  169. Webster’s school dictionary. Massachusettes, U.S.A., 1986. — P. 960.
  170. Wilson, T.D. A model of dual attitudes / T.D. Wilson, S. Lindsey, & T.Y. Schooler. Psychological Review. — 2000. — #107. P. 101−126.
  171. Zuckerman, M. Verbal and nonverbal communication of deception / M. Zuckerman, B.M. DePaulo & R. Rosenthal // In L. Berkowitz (ed.), Advances in experimental social psychology. New York: Academic Press, 1981. — vol. 14. -P. 1−57.
Заполнить форму текущей работой