Особенности, причины и проявления склонности ко лжи у разных категорий учащихся средней школы
Диссертация
Научная новизна< исследования определяется тем, что в рамках психолого-педагогического подхода выявлены особенности понимания феномена лжи в подростковом возрасте, позволяющие раскрыть различные аспекты (морально-оценочные и морально-правовые) и истоки (содержание и перечень страхов) данной формы поведения у российских и английских школьников. Установлено, что склонность ко лжи у учащихся средней… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретический анализ состояния проблемы лжи и лживости ^ в отечественных и зарубежных исследованиях
- 1. 1. Определение лжи и понимание этого феномена в отечественной и ^ западной психологии
- 1. 2. Существующие типологии, формы и виды лжи
- 1. 3. Мотивы и причины лживости
- 1. 4. Тендерные различия, связанные с ложью
- 1. 5. Личностные и поведенческие особенности лжецов
- 1. 6. Феноменология лживости в младшем и среднем подростковом ^ возрасте
- 1. 6. 1. Особенности и причины лжи детей младшего подросткового ^ возраста
- 1. 6. 2. Особенности и причины склонности ко лжи в подростковом возрасте
- 2. 1. Исследование представлений о лжи и ее причинах у учащихся ^ гимназических классов
- 2. 2. Исследование взаимосвязи склонности ко лжи с тревожностью и личностными особенностями учащихся гимназических классов
- 2. 3. Организация, методы и результаты эмпирического исследования склонности ко лжи подростков из общеобразовательной школы и 103 классов коррекционно-развивающего обучения
- 2. 4. Формирующий эксперимент по снижению школьной тревожности пятиклассников
- 2. 5. Рекомендации педагогам и школьным психологам
Список литературы
- Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. — М.: Академический проект, 2006. — 207с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 334с.
- Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности. / С. С. Аверинцев // Статья вторая // Новый мир. 1988. — № 7 — С. 214.
- Авдулова Т.П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте / Т. П. Авдулова // Дис. канд. психол. наук // РГБ ОД, 61:01−19/399−1: 19.00.13: Москва, 2001. 164с.
- Авхач Г. Н. Генезис правдивого и неправдивого поведения в ситуациях двойной мотивации / Г. Н. Авхач // Проблема формирования ценностных ориентации и социальной активности личности, под ред. В. С. Мухиной. М., изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1981. С. 42−52.
- Адам JI. Ложь в праве / Адам Л. Харьков: Юрид. изд-во Украины, 1929. — С. 21−48.
- Алексеев П.В. Философия / П.В., Алексеев, A.B. Панин // Ложь, -дезинформация, заблуждение // 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — 608 с. — С. 18−28.
- Алешинцев И.А. Ложь у детей / И. А. Алешинцев. Псков, 1908.20с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. — 379с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев// Собр. соч.: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. — Т.1. — 232с.
- Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Р. Т. Байярд. М.: Академический Проект, 2005.-208с.
- Белкин A.C. Внимание ребенок! Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников / A.C. Белкин. -Свердловск: Средне-Урал. кн. изд-во, 1981. 126с.
- Бурке-Бельтран М. Т. Развитие и формирование правдивости у детей 5−7 лет в процессе общения со взрослыми и сверстниками / М.Т. Бурке-Бельтран. Автореф. дисс. канд. псих. наук. — М., 1980. — 22с.
- Бердяев H.A. Парадокс лжи / H.A. Бердяев // Человек. 1999. — № 2. — С. 102−108.
- Богатырева Е. Н. Психология обмана: преимущества и потери / Е. Н. Богатырева. -СПб.: Издательство «Лань», 1998. — 192с.
- Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии / Кн. для учителя // М. И. Буянов.— М.: Просвещение, 1986. — 208с.
- Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка / К. Бюлер // Под ред. Л. С. Выготского. — М.: Работник просвещения, 1930. — 222с.
- Вайнрих X. Лингвистика лжи / X. Вайнрих // Язык и моделирование социального взаимодействия: Переводы // Общ. ред. В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1987. — С. 44−87 (464с.)
- Вилсон Г., Язык жестов путь к успеху / Г. Вилсон, К. Макклафин. — СПБ.: Питер Ком. 1999. — 224с.
- Возрастная и педагогическая психология / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, JI. Б. .Ительсон и др. // Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1979. — С. 5. — 288с.
- Волков Б.С. Психология подростка / Б. С. Волков. М.: < Гаудеамус, 2005. — 208с.
- Воронцов С.П. Способность умолчания / Воронцов С. П. // Человек. 1996. — № 3. — С. 63 — 69.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский // Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
- Выготский JI.C. Проблема возраста / JI.C. Выготский// Собр. соч. в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983. С. 153−165.
- Выготский JI.C. История развития высших психических функций / JI.C. Выготский // Собр. соч.: в 6 т.- М.: Педагогика, 1983. Т.З. — 368с.
- Гальперин П. Я., К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления / П. Я Гальперин, Д. Б. Эльконин // Послесловие к кн.: Флейвелл Д. X. Генетическая психология Жана Пиаже. М., 1967 С. 596−621.
- Гарифуллин P.P. Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция / P.P. Гарифуллин Казань, 1997. — 400с.
- Гартьер В. К вопросу об экспериментальном исследовании лжи / В. Гартьер // Начало дела. Труды Петербургской Педагогической Академии, 1910. -352с.
- Глаголев П.В. Ложная информация и способы её выражения в тексте / П. В. Глаголев // Филологические науки. 1987. — С. 61−68.
- Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева //Под ред. В.А.-Сластенина. М.: Академия, 2002.-272с.
- Гусейнов Г. Ч. Ложь как состояние сознания / Г. Ч. Гусейнов // Вопросы философии. 1989. — № 11 — С. 64−76.
- Давыдов В.В. Как ребенок становится личностью / В. В. Давыдов Возрастная и педагогичская писхология сост. И. В. Дубровина, A.M. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Академия, 2001. С. 27−30.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль // В 4 т. М.: Русский Язык-Медиа, 2006. — Т.2. — 780 с. — С. 241.
- Дробницкий О. Г. Структура морального сознания / О. Г. Дробницкий // Вопросы философии: издается с июля 1947 года / Ред. И. Т. Фролов. Москва: Правда, 1972. — № 6 — С. 51−62.
- Дробницкий О. Г. Понятие морали / О.Г. Дробницкий/ М.: Наука, 1974 —388с.
- Дубровский Д.И. Обман: Философско-психологический анализ / Д. И. Дубровский. М.: РЭЙ, 1994. — 120с.
- Душина Е.А. Особенности отношения ко лжи современных подростков / Е. А. Душина // Дис.канд.психол. наук. М., 2000. — 174с.
- Дюпра Ж. Ложь / Ж. Дюпра // Пер. с франц. Д. И. Соловьева. М.: СГУ, 2008. — 124с.39:. Ефремова Т. Ф: Современный толковый словарь русского языка / Ефремова Т. Ф. // В 3 т. Том 2. М-П.: ACT, Астрель, Харвест, 2006. 1168с.
- Жуков Ю. М'. Методический анализ исследования неискренности / Ю. М. Жуков, Д. В. Хренов // Мир психологии. 1999. — № 3. — С. 219−230.
- Закатов A.A. Ложь и борьба с нею / A.A. Закатов. Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1982. — С. 128 — 130.
- Зеньковский В.В. Психология детства / В. В. Зеньковский. — Екатеринбург: Деловая книга, 1995. — 352с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 480с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. / И. А. Зимняя. Изд. второе, доп., исп. и перераб. М.: Логос, 2005. — 384с.
- Знаков В. В. Типы понимания правды о негативных явлениях 1960−1980 гг. / В. В. Знаков // Психол. журн. 1991. — Т. 12. — № 3. — С. 15−30.
- Знаков В. В. Понимание субъектом правды о моральном поступке другого человека: нормативная этика и психология нравственного сознания / В. В. Знаков // Психол. журн. 1993. — № 1. — С. 32−43.
- Знаков В. В. Неправда, ложь и обман как проблемы психологии понимания / В. В. Знаков // Вопр. психол. 1993. — № 2. — С. 9- 16.
- Знаков В. В. Самооценка правдивости и понимание субъектом честности/ В. В. Знаков // Психол. журн. 1993. — Т. 14. — № 5. — С. 13−23.
- Знаков В. В. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания / В. В. Знаков. М.: Институт психологии РАП, 1993.- 116с.
- Знаков В. В. Категории правды и лжи в русской духовной традиции и современной психологии понимания / В. В. Знаков //Вопросы психологии. 1994. — № 2. — С. 55−63.
- Знаков В.В. Почему лгут американцы и русские: размышления российского психолога над книгой Пола Экмана / В. В. Знаков // Вопросы психологии. 1995 — № 2 — С. 84−92.
- Знаков В. В. Проблема понимания правды в этике И. Канта, нравственной философии В. Соловьева и современной психологии / В. В. Знаков // Психол. журн. 1997. — № 4. — С. 3−14.
- Знаков В.В. «Истина» и «правда» в христианстве и психологии понимания / В. В. Знаков, И. А. Романова // Психол. журн. 1998. — № 6. — С. 62−72.
- Знаков В.В. Психология понимания правды / В. В. Знаков. СПб.: 1999.-281с.
- Знаков В.В. Классификация психологических признаков истинных и неистинных сообщений в коммуникативных ситуациях / В. В. Знаков // Психол. журн. 1999. — № 2. — С. 54−65.
- Знаков В'. В. Макиавеллизм и феномен вранья / В. В. Знаков // Вопросы психологии. — 1999 № 6. — С. 59−65.
- Знаков В.В. Западные и русские традиции в понимании лжи: размышления российского психолога над исследованиями Пола Экмана. / В. В. Знаков. Послесловие к книге Экман П. Психология лжи. СПб.: Питер, 2009.-272с.
- Ивин A.A. Каузальное определение истины / Ивин A.A. // Науч. докл. высш. шк. Филос. науки. 1978. — № 4. — С. 85−93.
- Ильин И. А. О лжи и предательстве / Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М., 1993 — гл. 20 С. 94−107 С. 3−33.
- Кант И. О мнимом праве лгать из человеколюбия / И. Кант Трактаты и письма. М., 1980. С. 232−237.
- Каптерев П. Ф. О детской лжи / П. Ф. Каптерев // Русская школа. 1900.-№ 12.-С. 63−95.
- Кольберг JI. Подход Лоуренса Кольберга к нравств. воспитанию школьников / Л. Кольберг. ПЖ, 1992. — т. 13, № 3. — С. 99.
- Кон И. С. Психология ранней юности. / И. С. Кон // Возрастная и педагогическая психология. М., 1989. — 254с.
- Клименко И.Ф. Психологические особенности отношений к себе и другим как носителям нравственных ценностей на разных этапах онтогенеза личности / И. Ф. Клименко // Автореф. Диссертации канд. психол. наук. М., МГУ. — 1987. — 16с.
- Кравцова М.М. Почему дети лгут? / Кравцова М. М. // Школьный психолог. — 2003. № 33−03. — С. 12.
- Красников M.JI. Феномен лжи в межличностном общении / М: Л. Красников // Общественные науки и современность. — 1999. № 2. — С. 176 186.
- Краковский В.А. О подростках / Краковский А. П. М., 1970. — С. 11—18.
- Кузнецов В.В. Психология- взаимопонимания. Неправда, ложь, обман / В. В. Кузнецов СПб.: Питер, 2008. — 288с.
- Куницина В.Н. Межличностное общение / В. Н. Куницина, Н. В. Казаринова, В. М. Поголыпа // Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. -455с.
- Лебедева Л.Д. История одной лжи. Метод в теории и на практике / Л. Д. Лебедева, B.C. Соловьев. Школьный психолог. — 2001. — № 9.
- Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. / Э. Ле Шан. М.: Прайм-Еврознак, 2005. — 352с.
- Леви Л. Некоторые принципы психофизиологических исследований и источники ошибок //Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви: Пер. с англ.- Л.: Медицина, 1970.- С. 88−108.
- Липман О. Психология лжи / О. Липманн. Харьков, 1926. — 246с.
- Липманн О., Адам Л. Ложь в праве / О. Липманн, Л. Адам. Харьков, 1929. 48с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. Ленинград: Медицина, 1983. — 255с.
- Лурия А.Р. Экспериментальная психология в судебноследственном деле / А. Р. Лурия. Советское право. — 1927. — № 2.
- Лурия А.Р. Психология в определении следов преступления / А. Р. Лурия. Научное слово. — 1928. — № 3.
- Льюис М. Исследуем ложь: Теории, практика обнаружения / М. Льюис Пер. с англ. // Под ред. Майкла Льюиса, Кэролин Саарни. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. — 282с.
- Мир детства: Подросток / Под ред. А. Г. Хрипковой. Отв. ред. Г. Н. Филонов. -М., 1982. С. 20−66, 400−431.
- Мелитан К. Психология лжи / К. Мелитан. М.: А. Сомов, 1903.18с.
- Менщикова Е.В. Изучение отношения ко лжи старших дошкольников и младших школьников / Е. В. Менщикова // Дис.канд.псих. наук/ М., 2005. — 229с.
- Мухина B.C. Возрастная психология / B.C. Мухина. М., 1997.432с.
- Мясников B.C. Антология хитроумных планов / B.C. Мясников // Вступительная статья к монографии Харро фон Зенгера «Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Знаменитые 36 стратагем за три тысячелетия». М., 1995. — С. 6.
- Нарский И.С. Диалектика относительности и абсолютности истины / И. С. Нарский // Науч. докл. высш. шк. Филос. науки. 1975. — № 5. С. 27−37.
- Нечаев А.П. Психология и школа. / А. П. Нечаев. М.: Институт практической психологии, 1997. — 352с.
- Никольская И.М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, P.M. Грановская. СПб.: Речь, 2006. — 352с.
- Ницше Ф. По ту сторону добра и зла / Ницше Ф. // Сочинения в 2 т. Т.2. М.: РИПОЛ-Классик, 1997. — 863с.
- Образцова О.Ю. Из истории идей прав человека в XX веке / О. Ю. Образцова. -М.: 2001, С. 3−10.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова М.: Педагогическое общество России, 2004. — 442с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. / С. И. Ожегов. М.: Русский язык, 1988. — 752с.
- Петровский A.B. Проблема развития личности с позиций социальной психологии / A.B. Петровский. Вопросы психологии. — 1984.- № 4 — С. 15—30.
- Преображенский С. С. О лжи у детей дошкольного возраста/С. С. Преображенский //Педагогический сборник. 1887. — № 11 — С. 4.
- Прихожан A.M. Подросток в учебнике и в жизни / A.M. Прихожан, H.H. Толстых. М.: Знание, 1990. — 80с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн // В 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1989. — 328с.
- Свинцов В.И. Полуправда / В. И. Свинцов // Вопросы философии.- 1990.-№ 6.-С. 53−61.
- Свинцов В.И. Заблуждение, ложь, дезинформация (соотношение понятий и терминов) / В. И. Свинцов // Философские науки. 1982. — № 1. — С. 76−84.
- Секацкий А.К. Онтология лжи / А. К. Секацкий. С-Пб.: Ун-та, 2000. С. 120.
- Сели Дж. Очерки по психологии детства / Дж. Сели. М.: Изд-во Тихомирова К. И., 1901.- 106с.
- Силантьева Е.А. Факторы проявления лжи в процессе учебного взаимодействия студента и преподавателя / Е. А. Силантьева // Дисс. канд. психол. наук: 19.00.07. Сургут, 2007 — 124 с. РГБ ОД, 61:07−19/4 972 007
- Симоненко С.И. Психологические основания оценки ложности и правдивости сообщений / Симоненко С. И. // Вопросы психологии. 1998. -№ 3. — С. 78−84.
- Смиричинская В.В. Педагогические условия коррекции детской лжи / В. В. Смиричинская // Диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.01 Москва, 1993. — 168с.: 61 94−13/175−9
- Соловьев В. С. Ложь / В. С. Соловьев //Энциклопедический словарь / СПб.: Изд. Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. Т. — 1896. — XVlIa.
- Сосновский A.A. Детская правдивость и лживость / A.A. Сосновский // 107 Вестник воспитания. 1902. — № 1. — С. 56−78.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников / В. Г. Степанав.- М.: Академия, 1998. 320с.
- Субботский E.B. Нравственное развитие дошкольника / Е. В. Субботинский //Вопросы психологии, — 1983, — № 4. С.29−38.
- Тарасов А.Н. Психология лжи / А. Н. Тарасов. М.: Книжный мир, 2005.-327 с.
- Толстых H.H. Отношение к будущему / H.H. Толстых // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987. — С. 42−65.
- Толковый словарь русского языка / Под редакцией Д. Н. Ушакова // Д. Н. Ушаков, В. В. Виноградов, С. И. Ожегов, Г. О. Винокур, Б. А. Ларин и Б. В. Томашевский. М.: Астрель, ACT, Транзиткнига, 2006. 1056с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте / Д. И. Фельдштейн. -Душанбе, 1969.-210с.
- Флейвелл Д. Генетическая психология Жана Пиаже / Флейвелл Д.- М.: Просвещение, 1967. 608с.
- Фрай О. Детекция лжи и обмана / Фрай О. М.: Олма-Пресс, 2005.-314с.
- Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа / 3. Фрейд. СПб.: 1999 Алетейя 254с.
- Фридман Л.М. Психология детей и подростков / Л. М. Фридман // Справочник для учителей и воспитателей. М., 2004. — 480с.
- Фролов Ю.И. Психология подростка. / Ю. И. Фролов // Хрестоматия. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 526с.
- Хазиев, B.C. Философское понимание истины / B.C. Хазиев // Философские науки. СПб., 1991. — С. 54−60.
- Хьелл Л. Теории личности: Основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер // пер. с англ. Меленевской С., Викторовой Д. СПб.: Питер, 2003 — 608с.
- Шалютин Б.С. Человек лгущий / Б. С. Шалютин // Человек. 1996.- № 5. С. 151−159.
- Шаховский В.И. Человек лгущий в реальной и художественной коммуникации / В. И. Шаховский // Человек в коммуникации: аспекты исследования. Волгоград, 2005. — С. 173−204.
- Шеталова А.Ф. О лжи / А. Ф. Шеталова // Вестник воспитания. — 1904. № 4. С. 132−147.
- Шопенгауэр А. О свободе воли / А. Шопенгауэр // Свобода воли и нравственность. М., 1992. — С. 46−124.
- Штерн В. Изучение свидетельских показаний / В. Штерн // Ложь и свидетельские показания. // Изучение свидетельских показаний // Проблемы психологии. Вып. 1. Пг.: Ред. изд. Н. Н. Колчев, 1922. — С. 24.
- Щербатых Ю.В. Искусство обмана / Ю. В. Щербатых. СПб.: Азбука-Терра, 1997. — 3 68с.
- Ципко A.C. Насилие лжи, или как заблудился призрак / A.C. Ципко. М.: Молодая гвардия, 1990. — 272с.
- Экман П. Психология лжи / П.Экман. СПб.: Питер, 2009. — 272с.
- Экман П. Нужна ли хорошая память, чтобы врать? / П. Экман // Семья и школа. 1994. — № 1. — С. 20−21.
- Экман П. Почему дети лгут? / П. Экман // Пер. с англ. М.: «Педагогика-Пресс», 1993. -272с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин //Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М., 1989 — 402с.
- Юнацкевич П. И: Психология обмана / П. И. Юнацкевич, В. А. Кулганов // Учебное пособие честного человека. СПб.: Фолио-Плюс,.2001. -319с.
- Якобсон П.М. Экспериментальное изучение нравственных чувств и нравственной оценки у школьников / П. М- Якобсон // Вопросы психологии. 1960. № 4. — С. 23- 34.
- Achenbach T. M., Edelbrock C.S. The Child Behavior Profile: 2 / T. M. Achenbach, C.S. Edelbrock // Journal of Consulting and Clinical Psychology. -1978.-Vol.47.-P. 223−233.
- Augustinus A. Die Luge und Gegen Luge. Wurzburg, 1986. P. 246.
- Aronfreed J. The Problem of imitation / J. Aronfreed // Advances in child development and behavior. V.J. N.Y., 1969. -P.69.
- Bandura A. Influence of social reinforcement and the behavior of models in chaping children’s moral judgment / A. Bandura, F. H. Mc Donald. -Social Psychology. 1963. — # 67.
- Bandura A. Principles of Behavior Modification / A. Bandura. New * York: Holt, Rinehart & Winston. 1969. — P. 246.
- Bemdt T.J. Developmental Changes in Conformity to Peers arid Parents / T.J. Bemdt // Developmental Psychlogy. 1979. — Vol. 15 — P. 608−616.
- Backbier E. & Sieswerda S. Wanneer en waarom liegen we eigenlijk? / E. Backbier, S. Sieswerda. Nederlands Tijdschrift voor de Psychologie. — 1997. #52.-P. 255−264.
- Bond C.F. & Fahey W.E. False suspicion and the misperception of deceit. British Journal of Social Psychology 1987. — #26. — P. 41−46.
- Carson Th. L. An ethical analysis of deception in advertising / Th. L Carson, R. E. Wokutch, J. E Cox. // Contemporary moral controversies in business. N. Y., 1989.-P. 66−69. .
- Cassel’s English Dictionary. London. 1969. P. 675.
- DePaulo B.M., Lying in everyday life / B.M. DePaulo, D. A-. Kashy, S-E. Kirkendol, M.M. Wyer & J. A. Epstein. Journal of Personality and Social Psychology. — 1996- -#10.- P. 979−995.
- Durandin G. Le fondements du mensonge / G. Durandin. Paris, 1970. -P. 246.
- Ekman P. Who Can Catch a Liar? / P. Ekman, M. O' Sullivan // American Psychologist. 1991. V. 46. — # 9. — P. 913−920.
- Ekman P. Telling lies: Clues to deceit in the marketplace, politics and marriage / P. Ekman. New York: W.W. Norton, 1992.
- Ekman P. Deception, Lying and Demeanor / P. Ekman // States of mind: American and Post-Soviet Perspectives on Contemporary Issues in Psychology. N.Y., Oxford. 1997. — P. 93−105.
- Freud S. The psychopathology of everyday life 1901 / S. Freud // The complete Psychological Works, vol. 6. New York: W.W. Norton, 1976 P.86
- Freud S. Paradoxes (1916) / S. Freud // The complete Psychological Works, vol. 15. New York: W.W. Norton, 1976 P.66
- Hartshome H. Studies in the Nature of Character / H. Hartshome, M. A. May // N. Y. MCmillan. 1928. — Vol. L: Studies in Deceit. — P .46.
- Hopper R. Broadening the deception construct / R. Hopper, R. A. Bell // Quart. J. of Speech. 1984. -V. 70. — # 3.
- Janis I. L. Decision making // I. L. Janis, L. Mann // A psychological analysis of conflict, choice and commitment. N.Y.: Free Press, 1977. — 312 p.
- Johnson Ch.D. Academic Cheating / Ch. D: Johnson // Developmental Psychology. 1972. — Vol.6. — P. 320−325.
- Keseling P: Das Problem der Luge adendlandischen Mittelalter / P. Keseling // Das Problem der Luge in der Neuzeit // Augustinus A. Die Luge und Gegen Luge. Wurzburg, 1986. P. 156.
- Kohlberg L. Moral stages and moralization: the cognitive-developmental approach / L. Kohlberg // Moral development and behavior: theory, research, and social issues. New-York etc., 1976. P. 31−53.
- Kohlberg, L. The Relationship of Moral Judgement to Moral Action. / L. Kohlberg, D. Candee // In: W.M.Kurtines & J. L. Gewirtz Morality, Moral Behavior and Moral Development. New York, 1984. — P. 156.
- Kohlberg L. Moral Discussion and the Class Meeting. / L. Kohlberg, T. Lickona // In: R. Devries & L. Kohlberg, Programs of early education. New York: Longman. — 1987. — P. 246.
- Krauss R.M. Impression formation, impression management, and nonverbal behaviors / R.M. Krauss // In E.T. Higgins, C.P. Herman & M.P. Zanna (eds). Social cognition: The Ontario Symposium Hillsdale. — NJ: Erlbaum, 1981. — -vol. l.-P. 323−341.
- Kraut R. E. How Parental Attitudies Affect the Problems of Lying in Children / R. E. Kraut, J. D. Price, M. Lewis // Smith College Studies in Social Work. 1931.-V.6.
- Lee K. Ross Jiollie J. The concept of lying in adolescents and young adults // Lee K. Ross Jiollie J. // Testing Sweetser’s folldoristic model. Merrill-Pahner-Quarterly. Depth of Psychology, Kingston, Canada. 1997, Apr. V. 43/2. -P. 255−270.
- Longman Dictionary of Contemporary English. Person Education Limited. Longman, 2003. — P. 930.
- F. Lowenstein Ludwig F. Why children lie: How to prevent and to curtail it / F. Ludwig Lowenstein Criminologist. — 1994. — V. 18(1). — P. 11−22.
- New Webster’s Dictionary of the English Language. Surjeet Publications, 1989. — 1826p.• 182. Premack D. and Premack A.J. The mind of an Ape / New York: W.W.Norton and Co., 1982. P. 156.
- Rowatt, W.C., Cunningham, M.R. & Druen, P: B. Deception to get a date / W.C. Rowatt, M.R. Cunningham, & P. B Druen. Personality and Social Psychology Bulletin. — 1998. # 24'. — P. 1228−1242.
- Saxe L. Lying / L. Saxe // Thoughts of an applied psychologist // Affler. Psychol. 1991. — V. 46. — # 94.
- Shaw D.S. Developmental of lies / D.S. Shaw. 1998. — V. 24. — # 3. -P. 771−792.
- Skinner B.F. Beyond freedom and dignity / B.F. Skinner. New York., Knopf, 1971. — P. 246.
- The Penguin English Dictionary. Harmonsworth, Middlesex, England, 1977.-P. 642.
- Vrij A. Interviews with ethnic interviewees / A. Vrij, A.W. Dragt & L. Koppelaar // Nonverbal communication errors in impression formation. Journal of Community and Applied Social Psychology. — 1992. — # 2. — P. 199−209.
- Vrij A. & Winkel F.W. Crosscultural police-citizen interactions: The influence ofrace, beliefs and nonverbal communication on impression formation / Vrij A. & Winkel F.W. Journal of Applied Social Psychology. — 1992.-#22. -P. 1546−1559.
- Vrij A. Individual differences between liars and the ability to detect lies / A. Vrij, S. Graham. Expert Evidence: The International Digest of Human Behaviour Science and Law. — 1997. — # 5. — P. 144−148.
- Walkley J. Police interrogation: A handbook for investigators / Walkley J. London: Police Review Publication. — 1987. — 136p.
- Webster’s school dictionary. Massachusettes, U.S.A., 1986. — P. 960.
- Wilson, T.D. A model of dual attitudes / T.D. Wilson, S. Lindsey, & T.Y. Schooler. Psychological Review. — 2000. — #107. P. 101−126.
- Zuckerman, M. Verbal and nonverbal communication of deception / M. Zuckerman, B.M. DePaulo & R. Rosenthal // In L. Berkowitz (ed.), Advances in experimental social psychology. New York: Academic Press, 1981. — vol. 14. -P. 1−57.