Эксплуатация и ремонт грузового автомобиля
В период эксплуатации происходят как естественный износ деталей, так и аварийный, также происходит старение деталей от срока службы, условий хранения и среды эксплуатации. В результате износа происходит как физическое изменение, так и геометрическое, проявляющиеся в изменении зазоров в сопрягаемых деталях, что влияет на эксплуатационные показатели автомобилей. В результате чего автомобиль доходит… Читать ещё >
Эксплуатация и ремонт грузового автомобиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
Современный автомобильный транспорт представляет собой сложные технические устройства, выполняющие определенные транспортные работы и рассчитанных на длительный срок эксплуатации.
Современный автомобиль включает в себя новейшие электронные разработки которые управляют системой питания двигателя.
В период эксплуатации происходят как естественный износ деталей, так и аварийный, также происходит старение деталей от срока службы, условий хранения и среды эксплуатации. В результате износа происходит как физическое изменение, так и геометрическое, проявляющиеся в изменении зазоров в сопрягаемых деталях, что влияет на эксплуатационные показатели автомобилей. В результате чего автомобиль доходит до предельного состояния или его отдельные узлы и агрегаты.
Эксплуатация автомобиля становиться не рентабельной, т. е. затраты на производство технического обслуживания и ремонт превышает прибыль, поэтому возникает необходимость проведения одного из видов ремонта необходимого для восстановления работоспособности автомобильных агрегатов, узлов деталей, а также восстановление эксплуатационных свойств автомобиля.
Ремонтом автомобиля называется совокупность работ, обеспечивающих восстановление основных эксплуатационных параметров автомобиля в соответствии с утвержденными техническими условиями на тот или иной вид ремонта.
Ремонт производится с целью своевременного устранения возникших неисправностей и восстановление работоспособности автомобиля, он представляет собой комплекс работ осуществляемых как в процессе эксплуатации автомобиля на предприятиях. В основном проводят два типа работ: текущий и капитальный ремонт.
Капитальный ремонт проводят как для автомобиля в целом, так и отдельно для его узлов и агрегатов. В некоторых случаях при эксплуатации автомобиля в тяжелых дорожных условиях возникает необходимость проведения среднего ремонта автомобиля, который включает в себя замену отдельных агрегатов двигателя, ведущего моста, требующего капитального ремонта. Кроме того, проводится углубленная диагностика и контроль для выявления неисправностей отдельно взятых деталей. При этом производится окраска узлов и деталей и при необходимости — кузова, кабины и грузовой платформы автомобиля.
Высокая эффективность ремонта обеспечивается правильным определением общего характера и главной цели ремонтных работ и выбора оптимального порядка их проведения в заданных организационно — технических условиях использования автомобиля.
Успешное и качественное выполнение работ по ремонту автомобилей, как и по техническому обслуживанию их в значительной степени зависит от приспособленности подвижного состава автомобильного транспорта к этим работам в конкретных условиях его использования. Свойства автомобиля, его агрегата, узла или детали заключается в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и устранению их последствий путем проведения ремонтов и технического обслуживания, называется ремонтопригодностью. Ремонтопригодность представляет собой одно из четырех частных свойств комплексной характеристики автомобилей, называемой надежностью, долговечностью, и сохранностью. Отремонтированный автомобиль представляет собой продукцию автомобильного производства и должен отвечать отдельными качествами, под качеством продукции понимается совокупности свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворить определенные потребности в соответствии автомобиля, изменяющейся при его использования и ремонте в противоположных направлениях. При работе автомобиля происходит постепенное снижение его качества, при ремонте же — ускоренной восстановление до уровня, регламентированного технической документацией и обеспечиваемого деятельностью ремонтного производства.
1. Проектирование зоны
1.1 Характеристика объекта проектирования Участок текущего ремонта служит для обеспечения или восстановления работоспособности автомобиля, путем замены или восстановления отдельных деталей. Характерными работами участка TP является разборочные, сборочные, слесарные, сварочные, окрасочные, замена деталей и агрегатов.
При текущем ремонте допускается замена деталей достигших предельного состояния, 1фоме базовых.
Текущем называется такой вид ремонта, при котором выполняется отделочные работы по устранению незначительных неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации машин и замене отдельных агрегатов и узлов требующих капитального ремонта.
1.2 Исходные данные Марка автомобиля, тип подвижного состава — КамАЗ-65 115
Среднесуточный пробег автомобилей Lcc км, Lcc, — 200:
Категория условий эксплуатации КУЭ = 3:
Количество рабочих дней подвижного состава в году Дрг=249.
Марка автомобиля, тип подвижного состава — Урал-4320−01
Списочный состав — 50шт, Среднесуточный пробег автомобилей Lcc, км, Lcc = 250;
Категория условий эксплуатации КУЭ = 3:
Количество рабочих дней подвижного состава в году Дрг =249.
1.3 Нормативная периодичность ТО Для определения количества ремонтов и ТО необходимо определить следующие данные:
LH1 — нормативный пробег до ТО-1, км;
LH2 — нормативный пробег до ТО-2. км.
LHKp — нормативный цикловой пробег (пробег до капитальногремонта), км;
Нормативные пробеги принимают:
КамАЗ-65 115
LH1 — 4000
LH2= 12 000
Урал- 4320−01
LH1 = 4000
LH2= 16 000
Корректирование периодичности ТО Нормативные пробеги даны для базового автомобиля, определенных условий эксплуатации и района с умеренным климатом, поэтому они должны быть скорректированы с реальными условиями при помощи коэффициентов корректирования. Скорректированные пробеги L1 L2, LKp, км, до ТО-1, ТО-2 и КР определяются по формулам
L1= LH1. K1. K2, (1.1)
L2 = LH2. K1. K2, (1.2)
Lkp=LHкр. K1. K2. K3, (1.3)
где К1 — коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации;
К2 — коэффициент, учитывающий модификацию автомобиля;
К3 — коэффициент, учитывающий природно — климатическую зону;
КамАЗ-55 111
L1 =4000. 0,8. 0,9 = 2880,
L2= 12 000. 0,8. 0,9 = 8640,
LHKp= 300 000 км
LKp = 300 000. 0,8. 0,85. 0,8 =163 200
Урал-4320−01
L1 = 4000. 0,8. 0,9 = 2880,
L2= 16 000. 0,8. 0,9= 11 520,
LHKp =300 000 км
LKp = 300 000. 0,8. 1. 0,8 =192 000
Согласно нормативам L1 и L2 должны быть кратны между собой и с среднесуточным пробегом, а ресурсный пробег LKp кратен периодичности ТО-2 и L2.
Таблица 1.1 Принятые пробеги для автомобиля КамАЗ-65 115
Виды пробега, км | Обозначение | Нормативный, км | Скорректированный, км | Принятый км | |
Среднесу-точный | Lcc | ; | ; | ||
До ТО-1 | L1 | 2880:200=14,4 200 .14=2800 | |||
До ТО-2 | L2 | 8640:2800=3,08 3 .2800=8400 | |||
До КР | Lкр | 163 200:8400=19,4 8400· 19=159 600 | |||
Таблица 1.2 Принятые пробеги для автомобиля Урал- 4320−01
Виды пробега, км | Обозначение | Нормативный, км | Скорректированный, км | Принятый км | |
Среднесу-точный | Lcc | ; | ; | ||
До ТО-1 | L1 | 2880:250=11,52 250 .12=3000 | |||
До ТО-2 | L2 | 11 520:3000=3,84 4 .3000=12 000 | |||
До КР | Lкр | 192 000:12000=16 12 000 .16=192 000 | |||
Рисунок 1.3 — Цикловой график ТО автомобиля КамАЗ-65 115
Рисунок 1.4 — Цикловой график ТО автомобиля Урал -4320−01
Корректирование нормативов трудоемкости Скорректированную трудоемкость ТО-1, ТО-2, чел. ч, определяем по формуле
t то-1= tHто-1. Кто, (1.4)
t то-2= tHто-2. Кто, (1.5)
где tHто-1 — нормативная трудоемкость ТО-1, чел. ч;
t то-2 — нормативная трудоемкость ТО-1, чел. ч;
Кто-результирующий коэффициент корректирования трудоемкости ТО-1,ТО-2.
Кто=К2. К4, (1.6)
где К2 — коэффициент корректирования трудоемкости ТО, учитывающий модификацию подвижного состава [10];
К4 — коэффициент корректирования трудоемкости ТО, учитывающий число технологически совместимого подвижного состава.
Скорректированная трудоемкость TP, чел. ч, определяем по формуле
tTP=tHTP. KTP (1.7)
где t HТР — нормативная трудоемкость TP, чел. ч, — нормативная трудоемкость TP, чел. ч, КТР — результирующий коэффициент корректирования трудоемкости TP
КTP = К1. К2. К3. К4. К5, (1.8)
где К1 — коэффициент корректирования трудоемкости TP, учитывающий, категорию условий эксплуатации;
К2 — коэффициент, учитывающий модификацию подвижного состава[10];
К3 — коэффициент корректирования трудоемкости TP, учитывающий, модификацию подвижного состава;
К4 — коэффициент, учитывающий число технологически совместимого подвижного состава[10];
К5 — коэффициент корректирования трудоемкости TP, учитывающий, условия хранения подвижного состава.
КамАЗ-65 115
tH1= 5,7
tH2=21,6
tHTP =5
tTO-1= 5,7. 1,552 = 8,846
tTO-2= 21,6. 1,552=33,523
Кто =1,15. 1,35 = 1,552
tTP = 5. 2,235 = 11,178
КТР =1,2. 1,15. 1,2. 1,35. 1 = 2,235
Урал-4320−01
tH1= 3,6
tH2=14,4
tHTP =3,4
tTO-1= 3,6. 1,35 = 4,86
tTO-2 = 14,4. 1,35=28
Кто = 1,15. 1,35 = 1,55
tTP = 3,4. 1,944 = 6,6
КТР =1,2. 1. 1,2. 1,35. 1 = 1,994
Расчет коэффициента технической готовности где Дор — нормативы простоя в ТО и ТР автомобилей, дней/1000 км;
Дкр — нормативы простоя в КР. Если автомобиль не проходит КР, то Дкр = 0.
КамАЗ-65 115
Урал-4320−01
Определение коэффициента использования автомобилей и годового пробега автомобилей по парку Расчет ведем для каждой технологически совместной группы
(1.10)
где Кн — коэффициент, учитывающий снижение использования технически исправных автомобилей по эксплуатационным причинам, Кн=0,93…0,97;
ДРГ — число рабочих дней в году, ДРГ = 249;
Дкг — число календарных дней в году, Дкг = 366
КамАЗ-65 115
Урал-4320−01
Годовой пробег автомобилей Lпг, км, вычисляем по формуле
Lпг = Аи. 1сс. Дкг. аи, (1.11)
где Аи — среднесписочное число автомобилей;
1сссреднесуточный пробег, км;
Дкг — число календарных дней в году;
аикоэффициент использования автомобилей;
КамАЗ-55 111
Lпг = 50. 200. 366. 0,575 = 2 104 500
Урал-4320−01
Lпг= 50. 250. 366. 0,569 = 2 603 175
1.4 Определение числа обслуживаний за год Число обслуживаний ТО-1 за год N1г вычисляем по формуле
(1.12)
где L1 — принятая периодичность ТО-1, км;
N2Г — число обслуживаний ТО-2 за год КамАЗ-65 115
Число обслуживаний ТО-2 за год N2г вычисляем по формуле
(1.13)
где L2 — принятая периодичность ТО-2, км КамАЗ-65 115
Урал-4320−01
Определение годового объема работ по зоне ТО-1, ТО-2
Годовой объем работ Т1г, Т2г, чел. ч, вычисляем по формулам
T1г=N 1 г. t1, (1.14)
T2г=N 2 г. t2, (1.15)
где N1г, N2г — годовой объем работ по ТО-1,ТО-2, чел. ч.,
t1,t2- расчетная трудоемкость ТО, чел*ч.
КамАЗ-65 115
Т 1 г = 487,15. 8,846 = 4309,32
Т 2 г = 243,57. 33,523 = 8165,19
Урал-4320−01
Т 1 г = 677,91. 4,86 = 3294,64
Т 2 г = 225,97. 28 = 6327,16
Годовой объем работ по зоне ТО-1 и ТО-2 с сопутствующим ремонтом, Т 1(ТР)Г, Т2(ТР)Г, чел ч, вычисляем по формуле Т 1(ТР)Г = Т 1Г+Т СП.Р.1, (1.16)
Т 2(ТР)Г = Т 2Г+Т СП.Р.2, (1.17)
где Т1Г, Т2Г — годовой объем работ по зоне ТО-1 и ТО-2, чел. ч;
ТСП.Р.1,ТСП.Р.2 — соответственно годовые объемы работ, сопутствующих TP при проведении ТО-1 или ТО- 2, чел. ч.
КамАЗ — 65 115
Т 1(ТР)Г = 4309,32 + 861,86=5171,18
Т 2(ТР)Г = 8165,19 + 1633,03 = 9798,22
Урал — 4320 — 01
Т 1(ТР)Г = 3294,64 + 658,92 = 3953,56
Т 2(ТР)Г = 6327,16 + 1265,43 = 7592,59
Годовые объемы работ сопутствующих ТР при проведении ТО-1 или ТО-2 Т СП.Р.1, Т СП.Р.2, чел*ч, вычисляем по формулам Т СП.Р.1 = С ТР. Т 1 Г, (1.18)
Т СП.Р.2 = С ТР. Т 2 Г, (1.19)
где С ТР — доля сопутствующего ТР, зависящая от состояния автомобилей, С ТР = 0,15…0,2;
Т 1 Г, Т 2 Г — годовой объем работ по зоне ТО — 1 и ТО — 2, чел. ч;
КамАЗ — 65 115
Т СП.Р.1 = 4309,32. 0,2=861,86
Т СП.Р.2 = 8165,19. 0,2=1633,03
Урал — 4320 — 01
Т СП.Р.1 = 3294,64. 0,2=658,92
Т СП.Р.2 = 6327,16. 0,2=1265,43
Определение годового объема работ в зоне ТР Годовой объем работ по зоне ТР (постовых и участковых), Т ТР. Г, чел. ч вычисляем по формуле
(1.20)
где t ТР. СР — скорректированная трудоемкость ТР на 1000 км чел. ч;
L П. Г — годовой пробег автомобилей, км.
КамАЗ — 65 115
Урал — 4320 — 01
Т ТР. Г (пост)= (Т трг — Т сп. р). Сn, (1.21)
Сп — доля постовых работ ТР, Тсп. р — суммарные годовые объемы работ сопутствующие ТР при проведении ТО-1 и ТО-2,
КамАЗ — 65 115
Т ТР. Г (пост)= (23 522,1 — 2494,89). 0,5=10 513,6
Т сп. р = Т сп. р1 + Т сп. р2, (1.22)
Т сп. р=861,86 + 1633,03 = 2494,89
Урал — 4320 — 01
Т ТР. Г (пост)= (17 204,38 — 1924,35). 0,5=7640
Т сп. р = Т сп. р1 + Т сп. р2, (1.23)
Т сп. р=658,92 + 1265,43 = 1924,35
1.5 Расчет производственных рабочих Технологически необходимое (явочное) число рабочих, определяем по формуле
= (1.24)
где Т 1 — годовой объем работ (трудоемкости) соответствующей зоны;
Ф Т — годовой производственный фонд времени рабочего места для производства с нормальными условиями труда по ОНТП 01−91 Ф Т = 2070ч КамАЗ — 65 115
Урал — 4320 — 01
Штатное число рабочих, определяем по формуле Рш= (1.25)
Tir — годовой объем работ по зоне ТО и ТР;
Фш — годовой фонд времени штатного рабочего (ч) по ОНТП 01 — 31 для производства с нормальными условиями труда;
КамАЗ — 65 115
Рш=
Урал — 4320 — 01
Рш=
1.6 Расчет численности постов, линии для зоны ТО и ТР и диагностирования Число постов П1 определяем по формуле
(1.26)
где Т1 — годовой объем работ данного вида, чел. ч;
К Р — коэффициент резервирования постов. ОНТП — 01 — 91;
D РГ — число рабочих дней в году соответствующей зоны;
С — принятое число смен в году соответствующей зоны;
Т СМ — продолжительность смены;
Р СР — принятое среднее число рабочих на одном посту;
N и — коэффициент пользования рабочего времени постам;
П 1 = ОНТП — 0,1 — 91, ч.
КамАЗ — 65 115
(1.27)
Урал — 4320 — 01
Принимаем 8 постов.
1.7 Расчет производственных площадей
F3 = КПЛ (Fа*П + Fоб) где Fа — площадь, занимаемая автомобилями;
Fоб — суммарная площадь, занятая оборудованием;
расчетное число постов в соответствующей зоне;
К ПЛ — коэффициент плотности расстановки оборудования.
F3 = 4. (16,775. 4+18,452. 4+11,45)= 609 м²
Принимает: длина 24; ширина 24.
Согласно принятой сетке колон 6×6 и с учетом размеров строительных материалов принимаем площадь зоны ТР 548 м²
Длина зоны: 24 м², ширина зоны: 24 м²
Таблица 1.3 Технологическое оборудование
Наименование | Модель и тип | Габаритные размеры, мм | Количество | |
1.Гайковерт для гаек стремянок, рессор | 397 — Н КАЗНИПИАТ | 593×420 | ||
2.Гайковерт для гаек колес | ГАРО2460М | 593×420 | ||
3.Электроточило | И — 138А | 860×550 | ||
4.Кранбалка | 4015 М | 11 000×50 | ||
5.Подъемник гидравлический | 24 Г272М | 8900×1500 | ||
6.Комплект инвентаря для заправки автомобиля | НИИАТ — 3134 | 1000×420 | ||
7.Верстак слесарный | ПИ 0134 | 1400×800 | ||
8.Стеллаж для деталей | ГАРО 2247 | 1400×500 | ||
9.Тумбочка | СА 371 503 | 600×4500 | ||
10. Стеллаж для деталей | ОРГ 1468 — 05 | 1400×500 | ||
11. Шкаф для приборов | ГАРО 2318 | 1000×500 | ||
12. Стеллаж для метизов | СОБСТВЕННОГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 706×530 | ||
13. Подставка для работы у автомобиля | СОБСТВЕННОГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 500×300 | ||
14. Тележка для снятия, установки и транспортировки колес | ГАРО 2318 | 1216×930 | ||
15. Домкрат гидравлический | ГАРО 44 М | 250×300 | ||
2. Технологический процесс
2.1 Общая характеристика работ TP
Одной из важных проблем производственно-технической службы АТП является уменьшение объёма работ TP подвижного состава автомобильного транспорта и сокращение материальных и трудовых затрат на его выполнение.
Под текущим ремонтом автомобиля понимается устранение отказов и неисправностей, возникающих в процессе его эксплуатации до КР. Главными целями TP является: обеспечение его надёжности, безопасность использования и снижение себестоимости единицы транспортной работа АТП благодаря уменьшению той части, которая образуется за счёт затрат TP, а также расходов, связанных с построением автомобиля в TP, и с вынужденным возвращением его с линии. Потребность в проведении текущего ремонта при минимальных простоях потребность в проведении текущего ремонта устанавливают при контрольных осмотрах, выполняемых во время проведения всех видов технического обслуживания, а также по заявкам водителя. Текущий ремонт подвижного состава производят в автотранспортных предприятиях, автокомбинатах или на станциях технического обслуживания, как правило, агрегатным методом. При текущем ремонте осуществляются разборочно — сборочные, слесарные сварочные и другие необходимые работы. У неисправных агрегатов заменяют отдельные детали, кроме базовых. У прицепа, полуприцепа производят замену отдельных узлов и агрегатов.
При текущем ремонте у восстанавливаемых агрегатов заменяют поршневые кольца, вкладыши подшипников коленчатого вала, подшипники ступиц колес, рессоры и рессорные пальцы, шаровые пальцы рулевого привода, выполняют притирку клапанов, пайку радиатора, правка и заварка крыльев, подкраску поврежденных мест покрытия кузова и другие работы.
Для планирования текущего ремонта установлены нормативы трудоемкости текущего ремонта по автотранспортному предприятию.
В состав вспомогательных работ включают обслуживании ремонт оборудования и инструментов; транспортные и погрузочно-разгрузочные работы, связанные ремонтом автомобилей, перегоном автомобилей внутри автотранспортного предприятия, хранение приемку и выдачу материальных ценностей; уборку производственных и служебно-бытовых помещений.
Нормативы следует корректировать в зависимости от условий эксплуатации, климатических зон, изменения режимов технического обслуживания и других факторов.
2.2 Формирование объёма работ текущий ремонт грузовой автомобиль Настоящий проект предназначен для участков текущего ремонта грузовых автомобилей, характеризующихся следующими данными;
— виды выполняемых работ:
— постовые работы TP грузовых автомобилей;
— производственная площадь — 548 м²;
— сменность работы — одна;
— тип производства — мелкосрочный;
— вид и характер — агрегатно — участковый на производственного процесса специализированных тупиковых постах;
— состав применяемого оборудования — домкрат, тележки, гайковерты;
по видам Участок организован по технологическому принципу. Работы по TP выполняются по потребности, выявленной в результате наблюдения за работой автомобиля на линии, в процессе контрольно-диагностических работ и при выполнении ТО.
Удельные нормативы TP в человеко-часах на 1000 км пробега для 2 категорий условий эксплуатации автомобилей находятся в следующих пределах: Грузовые автомобили и самосвалы от 2,8 до 42 чел. ч./1000 км.
Поскольку условия эксплуатации оказывают влияние на объём TP, эти нормативы корректируются в зависимости от КУЭ, типов и модификаций подвижных составов, организации их работы и других факторов.
На основе указанных нормативов за планируемый период эксплуатации определяется объём работ TP по каждой марке и модели автомобиля.
2.3 Организация технологических процессов ТР
TP автомобилей на АТП производится по потребности на специально выделенных, соответственно оснащённых технологическим оборудованием постах в зоне ремонта и производственных цехах.
При малой частоте повторяемости данной операции и в случае, если операции TP имеют малую трудоёмкость рекомендуется операции TP выполнять совместно с процессом ТО-2.
Таблица 2.1 Карта бригадной формы организации труда
Наименования бригады | Вид бригады | Состав работ, выполняемых бригадой | Исполнители | |||
Профессия | Разряд | Численность, чел. | ||||
Бригада слесарей по ремонту | Комплексная | Текущий ремонт, выполняемый в меж сменное время | Слесарь по ремонту автомобилей | |||
Слесарь по топливной аппаратуре | ||||||
3. Назначение подъёмника платформенного гидравлического параллелограммного модели 24Г272М Рисунок 3.1 — Подъёмник платформенный гидравлический параллелограммный модели 24Г272М Подъёмник платформенный гидравлический параллелограммный модели 24Г272М предназначен для подъема легковых и грузовых автомобилей, автобусов при выполнении работ по техническому обслуживанию, ремонту, диагностике и инструментальному контролю:
— универсальная платформа в форме параллелограмма предназначена для ремонта автомобилей с различной колесной базой и ширино
— отсутствие пар трения типа «винт-гайка» обеспечивает большой ресурс подъемника.
— отсутствие боковых стоек обеспечивает оптимальный доступ к автомобилю
— безопасность обеспечивается применением гидрозамков на каждом гидроцилиндре и дублируется механическими
— стопорными приспособлениями на правой и левой стороне платформы.
— подъемник обеспечивает оптимальную рабочую высоту в четырех рабочих положениях при выполнении многих видов работ.
— подъемники поставляются в напольном варианте и в исполнении «ровный пол» .
— подъемники могут комплектоваться опциями: люфтдетектором и пневмогидравлической траверсой.
3.2 Расчет параметров гидроцилиндра Площадь поршня F1, мм2, вычисляем по формуле
F1 = 0,01 · 0,785 · D2, (3.1)
где D — внутренний диаметр цилиндра, мм
F1 = 0,01 · 785 · 1052 = 86,5
Площадь штоковой полости F2, мм2, вычисляем по формуле
F2 = 0,01 · 0,785 · (D2 — d2), (3.2)
где D — внутренний диаметр цилиндра, мм;
d — диаметр штока, мм
F2 = 0,01 · 785 · (1052 — 802) = 36,30
Толкающее усилие Q1, Н, вычисляем по формуле
Q1 = 100 · F1 · p ·, (3.3)
где р — расчетное давление для воздуха, МПа, р = 0,5;
— механический КПД для воздуха, = 0,85…0,95.
Q1 = 100 · 86,54 · 6 · 0,95 = 49 327,8
Тянущее усилие Q2, Н, вычисляем по формуле
Q2 = 100 · F2 · p ·, (3.4)
4. Электроснабжение проектируемого участка
4.1 Определение годового расхода электроэнергии на освещение Необходимо рассчитать общее освещение для зоны текущего ремонта, длина помещения 24 м, ширина 24 м, высота 6 м. Фон темный, контраст объекта различия с фоном среднее. В качестве источников света предлагается светильники типа ВЛО с газоразрядными лампами ЛБ — 80. Необходимый световой поток Ф, лм, для всего помещения вычисляем по формуле:
(4.1)
где Ен — нормируемая освещенность, лк, Ен = 200;
S — площадь помещения 548 м²;
КЗ — коэффициент освещения. К=1,2 — 2;
Z — коэффициент не равномерности освежения площади помещения 1,2;
— коэффициент использования светового потока.
Коэффициент использования светового потока определяют в зависимости от типа светильников коэффициентов отражения пола Рл и стен Рс, размером помещения, определяемых индексом помещения
(4.2)
где, А и В — соответственно длинна и ширина помещения, м;
Не — высота подвеса светильника над рабочей поверхностью, м. Высота подвеса светильников Нc, м, вычисляем по формуле Нс =Н-(hp+hc), (4.3)
где Нвысота помещения, м,; 6 м.
hp — высота рабочей поверхности от пола, м, hp= 0,8:
hс — расстояние от потолка до нижней кромки светильников, м,
hс = 0,2(Н — hp) (4.4)
hс = 0,2 (6 — 0,8) = 0,2. 5,2 = 1
Нс = 6-(0,8+ 1)= 4,2
Коэффициенты отражения пример с учетом того, что помещение пыльное, со временем отражательная способность стен и потолка снизиться Рn=50 и Рс=30.
Коэффициент использования светового потока светильника с газоразрядными лампами при индексе i = 29 Рn = 50 и Рс = 30 составляют 46% .
Число светильников n, шт, в помещении вычисляем по формуле
(4.5)
где Фл — световой поток двух ламп светильника, лм, Световой поток одной лампы ЛБ — 80 составляет 5300
Принимаем число светильников n = 20, при их размещении в 4 ряда по 5 штук в ряду.
Установленную мощность светильников Ро, кВт вычисляем по формуле Ро (4.6)
где Рл — мощность лампы в светильнике, Вт.;
По своему содержанию раздел Электроснабжения участка включает определение годового расхода электроэнергии.
4.2 Определение годового расхода электроэнергии на освещении В этой части раздела сначала определяют необходимый световой поток для всего помещения, число светильников. Годовой расход электроэнергии Wo, кВт *ч, на освещение вычисляют по формуле
Wo = Po. Kо. Q, (4.7)
Wo = 6,08. 0,7. 800 = 3404,8
где Ро — установленная мощность светильника, кВт;
Кокоэффициент спроса, Ко = 0,6…, 0,8;
Qo — годовое количество часов электрического освещения, 4, при односменной работе Q = 800,
4.3 Годовой расход силовой электроэнергии Wc, кВт. ч, вычисляется по формуле
Wc =Руст. Фдо. 3. Ксп, (4.8)
гдеРустсуммарная мощность всех силовых токоприемников на оборудовании, кВт;
Фдо — действительный годовой фонд времени оборудования, 4
3- коэффициент загрузки оборудования, 3 = 0,70. .0,75
Ксп — коэффициент спроса учитывающий неодновременность работы оборудования, Ксп = 0,3 …0,5
4.4 Общий годовой расход электроэнергии Wобщ, кВт. ч, вычисляется по формуле
Woбщ = Wo+ Wc (4.9)
4.5 Расчёт вентиляции Для удаления из участия отработавших газов, на предприятии применяют вентиляцию. Количество отсасываемого воздуха определим по кратности объёма воздуха.
Объём отсасываемого воздуха VB, м3, вычисляем по формуле
VB = Vn. Kо, (5.1)
VB = 3456. 3=10 368
где Vn — объём помещения, м3;
Ко — коэффициент кратности объёма воздуха. Ко = 3. Зная объём отсасываемого воздуха, выбираем вентиляторы. Принимаем 2 вентилятора осевого типа.
5. Экономические расчёты
5.1 Расчёт заработной платы Таблица 5.1 .Часовая тарифная ставка
Разряд | |||||||
Тарифная ставка, руб. | 8,75 | 10,50 | 13,47 | 16,45 | 21,32 | 25,55 | |
Таблица 5.2 Штатная ведомость рабочих
Наименование | Число рабочих | По разрядам | ||||||
Производственные рабочие | ||||||||
Вспомогательные рабочие | ||||||||
Итого: | ||||||||
5.1 1 Средняя тарифная ставка Среднюю тарифную ставку ССР, руб, вычислим по формуле ССР= (5.1)
где С — годовая тарифная ставка соответствующего разряда, руб.;
Ч — количество рабочих.
ССР= =15,9
5.1 2 Расчёт основной заработной платы Основную заработную плату вычисляем по формуле:
Зо = Тг. Сср. (5.2.)
где Тгтрудоёмкость, чел. ч.;
Сср — средняя часовая тарифная ставка, руб.;
— поясной коэффициент, = 1,3.
Зо = 18 153,6. 15,9. 1,3=375 234,9
5.1 3 Расчёт дополнительной заработной платы Здоп= (5.3)
где Зо — основная заработная плата.
Здоп=
Начисления на заработную плату, связанные с расходами на социальное страхование Qcc, руб., вычисляем по формуле
Qcc = K (Зo+Здоп), (5.4)
где К — коэффициент отчисления на социальные страхования.
Qcc = 0,053 (375 234,9+33 771,06) =21 677,3
5.1 4 Фонд заработной платы вычисляем по формуле Фзп = Зo+Здоп+Зпрем (5.5)
где 3ПРЕШ — премиальная надбавка, руб.
Фзп=375 234,9++=559 100
Зпрем = ,
Зпрем =
Фонд заработной платы ИТР, СКП, МОП, ФЗП, руб.
Фзитр = (Ритр. 6500+Рмоп. 1500+РСКП. 2500). 12, (5.7)
Фзитр = (2. 6500+1. 1500+1. 2500). 12=204 000
Общий фонд заработной платы Фзпоб, руб., вычисляем по формуле:
Фзпоб= Фзп + Фзитр, (5.8)
Фзпоб = 559 100+204000=763 100
5.2 Определение цеховых расходов участка
5.2.1 Затраты на воду вычисляем по формуле ЗН2О=V. СН2О, (5.9)
где V — объём воды, м3;
СН2О — стоимость 1 л3 воды. СН2О= 4,05;
4,5 — расход воды на 100 чел. ч.
ЗН2О = 1371,8. 4,05=5555,8
V=
5.2.2 Затраты на сжатый воздух вычислим по формуле
3B = VB. З, (5.10)
где VB — объём сжатого воздуха;
VB=Va. Ta. Ka. Kп, (5.11)
где Va — расход сжатого воздуха, м3/ч;
Та — продолжительность использования агрегатов в год, часов;
Ка — коэффициент спроса;
Кп — коэффициент, учитывающий потери воздуха.
Продолжительность использования агрегатов в году Та, ч., вычисляем по формуле:
Та = ТФО. (СТ. q. СOS. q), (5.12)
где ТФО — годовой фонд времени;
СТ — количество станков с пневмо зажимами;
q — удельный расход воздуха;
COS — количество станков с обдувкой.
Та= 1863. (1. 0,1+7. 1)=13 227,3
VВ=0,1. 13 227,3. 0,2. 1,4=370,3
ЗВ=370,3. 3=1110,9
5.3 Затраты на электроэнергию
5.3.1 Затраты на электроэнергию ЗЭ, руб., вычисляем по формуле ЗЭ=А. 1,25, (5.13)
где, А — годовой расход электроэнергии, кВт/ч;
1,25 — стоимость 1кВт.
ЗЭ=23 748. 1,25=29 685
5.3.2 Затраты на отопление вычисляем по формуле ЗОТ = QП. 10,14 (5.14)
где QП — расход пара, м3
ЗОТ=497,6. 10,14=5045,6
Расход пара QП, вычисляем по формуле:
QП= (5.15)
где, q — расход тепла на 1 м³;
Н — объём участка, м3, V = 2592.
Qп=
5.3.3 Цеховые расходы Цеховые расходы вычисляются по формуле ЗU = Зн20+Зв+Зэ+Зот, (5.16)
где ЗН2о — затраты на воду, руб.;
Зв — затраты на сжатый воздух, руб.;
Зэ — затраты на электроэнергию;
3от — затраты на отопление.
ЗU= 5555,8+1110,9+29 685+5045,6=41 397,3
5.4 Определение затрат на ремонт Стоимость сварочно-термических работ составляет 6% автомобиля ССТР=
5.4.1 Себестоимость Стоимость термических работ при ремонте автомобилей вычислим по формуле:
СР (5.17)
где N — годовая программа, ед.
СР
5.4.2 Накладные расходы, руб. вычисляем по формуле Н= (5.18)
Н=
5.4.3 Затраты на основные материалы вычисляем по формуле:
Сом = (0,15…0,20)хСр, (5.19)
Сом = 0,15. 630 000=94500
Затраты на запасные части вычисляем по формуле Сзч = 0,6. 630 000=378000
5.4.4 Стоимость сварочно-термических работ при текущем ремонте 50 автомобилей, вычисляем по формуле Скр = Фзп +ЗU +Сом+Сзч+Н, (5.20)
где Фзп — общий фонд заработной платы, руб.;
ЗU — цеховые затраты.
СКР = 559 100+41397,3+94 500+378000+= 1 523 278,3
Стоимость сварочно-термических работ С1, руб., при ремонте автомобилей на участие вычисляем по формуле:
С1=
С1=
6. Охрана труда, противопожарные мероприятия, охрана окружающей среды
6.1 Охрана труда Охрана труда — это система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Правительство придаёт большое значение охране труда, технике безопасности и производственной санитарии, проявляет заботу об улучшении условий труда и быта трудящихся. Значительную роль в области труда играют профсоюзы, которые заботятся о всех сторонах жизни, труда и быта рабочих и служащих, неуклонном соблюдении правил техники безопасности и трудового законодательства, оздоровления условий труда.
Перед допуском к работе вновь принятых людей, а также при выполнении ими работ руководители организации обязаны проводить обучение и инструктаж по безопасности труда.
Для вновь прибывших рабочих, а также для предупреждения травматизма и профзаболеваний, на участке необходимо организовать проведение инструктажа, а также организацию обучения рабочих безопасным методам труда по следующим этапам:
1.Вводный инструктаж.
2.Первичный инструктаж на рабочем месте.
3.Повторный инструктаж на рабочем месте.
4.Внеплановый инструктаж.
5.Текущий инструктаж.
Вводный инструктаж проводит старший инженер по технике безопасности со всеми принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, а также с командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.
При проведении инструктажа разъясняют:
а) Основные положения действующего законодательства о труде;
б)Правила внутреннего трудового распорядка на предприятии;
в)Особенности условий работы соответствующего участка и меры по предупреждению несчастных случаев;
г)Требования пожарной безопасности;
д)Меры первой помощи пострадавшим при несчастном случае.
е)Порядок оформления несчастных случаев на производстве. Проведение вводного инструктажа фиксируется в специальном журнале, который хранится у старшего инженера по технике безопасности.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводят со всеми вновь прибывшими на предприятие работниками, выполняющими новую для них работу. Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником индивидуально с практическим показом безопасных приёмов и методов труда.
В программу первичного инструктажа на рабочем месте входят:
а)Ознакомления с технологическим процессом на данном месте или участке, с конструкцией оборудования, приспособлений, оградительных защитных устройств;
б)Порядок подготовки к работе (проверка исправности оборудования, приспособлений и инструментов);
в)Требования правильной организации и содержания рабочего места;
г)Основные правила безопасности при выполнении работы, которые рабочий должен выполнять индивидуально или совместно с другими рабочими.
Повторный инструктаж проходят рабочие, независимо от их квалификации, образования и стажа работы по утверждённому главным инженером предприятия графику не реже одного раза в три месяца. Повторный инструктаж проводится в целях проверки и повышения знаний правил и инструкций по охране труда по программе первичного инструктажа на рабочем месте.
Внеплановый инструктаж проводится в объёме первичного инструктажа на рабочем месте в следующих случаях:
а)при изменении правил по охране труда;
б)при изменении технологического процесса;
в)при нарушении работниками требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару;
г)при перерыве в работе более 60 дней. Первичный инструктаж на рабочем месте. Повторный и внеплановый инструктажи проводит непосредственно руководитель работ, регистрируются они в специальном журнале с обязательной подписью инструктируемого; в журнале указывается и разрешение на допуск к работе. При регистрации инструктажа указывается причина, вызвавшая его проведение.
Текущий инструктаж проводит непосредственный руководитель работ с работниками перед проведением работ, на которые оформляется наряд-допуск. Проведение этого инструктажа фиксируется в наряде-допуске на производство работ и в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.
Инструменты, оборудование, приспособления в течение всего срока эксплуатации должны отвечать требованиям ГОСТ 12.2.003−74 «ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности».
Прежде всего необходимо, чтобы все инструменты ежедневно перед началом работы осматривались мастером или механиком, и, в случае неисправности соответственно сдавались в инструментальную для замены. Неисправные и ненужные по характеру выполнения работы, инструменты не должны храниться у рабочих. Мастера и механики должны следить за тем, чтобы у рабочих всегда имелся комплект необходимых гаечных ключей. Типы и размеры инструмента должны быть указаны в технологических картах, вывешиваем на рабочем местах.
Инструменты всегда должны быть чистыми и сухими. Деревянные ручки должны быть без трещин, сучков и изготовлены из твёрдых пород дерева.
Деревянные рукоятки напильников, простых и крестообразных отвёрток должны закрепляться на инструментах при помощи металлических колец, предохраняющих их от раскалывания.
Гаечные ключи должны быть исправными, соответствовать размеру гаек и головок болтов, удобными, высокопрочными и износостойкими.
Раздвижные инструменты — пассатижи, кусачки, плоскогубцы и раздвижные гаечные ключи, необходимо содержать в полной исправности, периодически смазывать трущиеся части и предохранять их от ржавления.
Во избежание травм, работать следует только инструментом, предназначенным для определённой работы. Режущий инструмент должен иметь правильную заточку.
При работе с электрифицированным инструментом или оборудованием, необходимо следить за исправностью заземления и электропроводки, требуется применять резиновые коврики и перчатки.
Рабочие должны иметь хорошие производственные навыки, должны правильно обращаться с инструментом и приспособлениями, знать правила безопасности и внутреннего распорядка.
6.2 Противопожарные мероприятия Наиболее распространёнными причинами пожара являются причины, связанные с недопустимыми по условиям пожарной безопасности появлением различного рода источников воспламенения. Одной из таких причин является неправильная организация или самовольное проведение огнеопасных работ (газовая и электрическая сварка, резка металлов, разогрев гидроизоляционных материалов).
Поэтому все огнестойкие работы на любом предприятии допускается выполнять лишь с разрешением лица, ответственного за пожарную безопасность на предприятии. Перед началом этих работ с участка убирают горючие материалы и обеспечивают участок средствами пожаротушения.
Вода плохо смачивает многие вещества, поэтому коэффициент её использования очень низок. Для повышения смачивающей способности и увеличения эффективности тушения в неё добавляют различного рода смачиватели, а также применяют в виде распылительных струй, так как в этом случае непроизводительные потери её существенно сокращаются. Однако применять воду для тушения пожаров не допускается в тех случаях, если она химически воздействует с тем или иным веществом (с карбидом кальция и др.), другим недостатком воды является её электропроводность, поэтому применять её для тушения электроустановок не допускается.
Для пожарной безопасности в процессе ремонта, запрещается применять открытый огонь во всех (кроме специальных) помещениях и курить вне отведённых для этого мест. Необходимо своевременно удалять горючие отходы и мусор, строго соблюдать все правила эксплуатации аппаратуры и контролировать состояние электросетей. Производственные помещения должны быть оборудованы противопожарным инвентарём и средствами пожаротушения.
В пределах участка в пожароопасных пунктах необходимо размещать противопожарные посты, снабжённые табельным пожарным инвентарём (лопатами и ящиками с песком, баграми, вёдрами, огнетушителями), а в стационарных помещениях следует предусматривать краны и брандспойты. Около каждого поста должен висеть плакат с указанием телефонов, по которым следует звонить при возникновении пожара.
Каждый работник обязан срочно сообщать в соответствующие инстанции о возникновении очага пожара идо приезда пожарной команды сам активно включаться в тушение пожара подручными средствами.
На складах топливо смазочных материалов и стационарных постах заправки, в местах хранения отработавших смазочных материалов следует соблюдать нормы противопожарных разрывов между сооружениями нефтесклада и другими складами.
На каждом складе в обязательном порядке должны находиться комплексные средства пожаротушения.
Огнетушители применяют для тушения легковоспламеняющихся и горючих нефтепродуктов и жидкостей, ликвидации пожаров на электроустановках.
Не допускается подсекание жидкости. Пролитые огнеопасные жидкости следует немедленно убирать. Пожарный инвентарь располагают на специальной доске, окрашенный в красный цвет. Запрещается загромождать доступ к этому инвентарю и противопожарному оборудованию и использовать его в других целях.
6.3 Охрана окружающей среды Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов — одна из важнейших экономических и социальных задач Российского государства.
Общегосударственная служба наблюдения и контроля за уровнем загрязнения природной среды контролирует загрязнение атмосферного воздуха более чем в 450 городах страны, качество поверхностных вод, суши более чем в 4000 населённых пунктах, на 1200 водных объектах.
В настоящее время осуществляется широкая программа по разработке и серийному освоению высокопроизводительного газои пылеулавливающего оборудования, систем и сооружений по очистке промышленных и городских сточных вод с применением биологических и физико-химических методов.
Уже создано и внедряется свыше 30 стандартов по охране природы. В основополагающем стандарте по управлению промышленными предприятиями и производственными объединениями функция защиты окружающей среды поставлена в один ряд с выполнением государственного плана.
Шесть целевых комплексных программ государственного комитета России по науке и технике, непосредственно были направлены на решение важнейших научно-технических проблем в области охраны окружающей среды. Всё это — загрязнения атмосферного воздуха сернистым газом.
7. Список используемой литературы
1. Власов В. М. «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей». М.: Издательский центр «Академия», 2003 г.
2. Карташов В. П. «Технологический расчет и планировка автотранспортных предприятий», Саратов, 1971 г.
3. Крамаренко Г. В., Барашков И. В. «Техническое обслуживание автомобилей». М.: «Транспорт», 1982 г.
4. Кузнецов Ю. М, «Охрана труда на предприятиях автомобильного транспорта». М: «Транспорт», 1985 г.
5. Карташов В. П., Мальцев В. М. «Организация технического обслуживания и ремонта автомобилей». М: «Транспорт», 1979 г.
6. Карташов В. П. «Технологическое проектирование автотранспортных предприятий». М.: «Транспорт», 1981 г.
7. Министерство автомобильного транспорта РСФСР «Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. М.: «Транспорт», 1988 г.
8. Методические указания по выполнению курсового проекта по техническому обслуживанию автомобилей специальности 1705. Н. Новгород, 1997 г.
9. Напольский Г. М. «Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания». М.; «Транспорт», 1993 г.
10. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ОНТП-01−91. Минавтотранс, 1991 г.
11. Суханов Б. Н., Бердых И. О. Бедарев Ю. Р. «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Пособие по курсовому и дипломному проектированию». М.: «Транспорт», 1991 г.
12. Типовые проекты организации труда на производственных участках автотранспортных предприятий. Часть I и П. М.: ЦНОТиУП Минавтотранс, 1985 г.
13. Чернавский С. А., Боков К. Н., Чернин И. М. «Курсовое проектирование деталей машин». М.: Машиностроение, 1988.г.