Совершенствование работы сортировочных станций
На данном слайде представлен суточный план — график работы станции Ченгельды В настоящее время процесс расформирования составов грузовых поездов на станции Ченгельды производится сортировочной горкой малой мощности, надвижная часть которой длиной 360 метров, спускная часть горки имеет скоростной участок с уклоном 35%0 и длинной 23,7 метров. Второй спускной участок с уклоном 10,8%0 и длинной 250… Читать ещё >
Совершенствование работы сортировочных станций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Дальнейшее совершенствование работы сортировочных станций — важнейшее условие беспрепятственного пропуска вагонопотоков, ликвидации задержек поездов, ускорения оборота вагонов для полного и своевременного удовлетворения потребностей сельского хозяйства в перевозках. В связи с этим тема дипломной работы «Технология грузовой работы станции Ченгельды
Шымкентского отделения перевозок" является всегда актуальной.
Целью данной дипломной работы является совершенствование технологии грузовой работы станции.
Для достижения заданной цели ставятся следующие задачи:
· технико-экономическое обоснование эффективности внедрения устройств автоматизации сортировочных процессов грузовых поездов
· внедрение средств автоматизации и механизации сортировочной горки
· расчет экономической эффективности мероприятий по усилению мощности сортировочных устройств
Объект работы — станция Ченгельды Шымкентского отделения перевозок вагонопоток поезд перевозка
Техническая характеристика станции
Станция Ченгельды по объему и характеру работы является участковой и отнесена ко второму классу. Станция оборудована маршрутно-релейной централизацией стрелок и сигналов. Прилегающие к станции перегоны и основные средства связи, организация движения поездов:
— в нечетном направлении: Ченгельды — Чанак — двухпутный, по I пути — односторонняя автоблокировка для движения нечетных пассажирских и грузовых поездов, по II пути — односторонняя автоблокировка для движения четных пассажирских и грузовых поездов;
— в четном направлении: Ченгельды — Джилга — двухпутный, по I пути — односторонняя автоблокировка для движения нечетных пассажирских и грузовых поездов, по II пути — односторонняя автоблокировка для движения четных пассажирских и грузовых поездов.
Средства связи
Пост ЭЦ оборудованы следующими видами связи:
— поездным диспетчерским связью;
— поездным межстанционным связью со станциями Чанак, Джилга;
— прямым внутристанционным связью с приемосдатчиком грузов, ПТО, ПКО, СТЦ, ДС, ДСЗ, ДСМ;
— прямым связью со справочным бюро вокзала, механиком ЭЦ;
— поездным связью;
— двухсторонней связью.
На станции имеется 39 путь «Погрузочно-выгрузочный» для общего пользования, повышенный путь для выгрузки сыпучих грузов.
Для выполнения маневровой работы по расформированию, формированию поездов, подачи и уборки вагонов на подъездные пути общего и необщего пользования на станции имеется 1 маневровый район, который обслуживает один маневровый локомотив серии ТЭМ-2. В маневровом районе производятся следующие операции:
— формирование и расформирование передаточных, сборных поездов;
— подача и уборка с пути общего пользования;
— подформирование групп вагонов;
— подборка местных вагонов;
— прицепка, отцепка, перестановка групп вагонов;
Эксплуатационная характеристика станции
Станция Ченгельды производит следующие операции:
1.Технический осмотр составов, безотцепочный ремонт вагонов и опробование автотормозов.
2.Коммерческий осмотр составов и устранение коммерческих неисправностей.
3.Прием, отправление транзитных грузовых поездов и группы вагонов.
4.Подача, уборка и расстановка на пути общего пользования.
5.Прицепку и отцепку от к сборным поездам на станции, а также подача вагонов на грузовые фронта и уборка вагонов на/ грузовые фронта.
6.Оформление поездной и грузовой документации на прибывшие и отправляемые грузы.
7.Смена локомотивов и локомотивных бригад грузовых поездов.
При разработке настоящего технологического процесса использованы исходные данные за 1 полугодие 2010 года:
— среднесуточный вагонооборот- 904 ваг;
— среднесуточная выгрузка- 1,47 ваг;
— среднесуточная погрузка- 0,07 ваг;
— рабочий парк- 175 ваг;
— простой под одной грузовой операцией — 3,89 час.
На данном слайде представлен суточный план — график работы станции Ченгельды В настоящее время процесс расформирования составов грузовых поездов на станции Ченгельды производится сортировочной горкой малой мощности, надвижная часть которой длиной 360 метров, спускная часть горки имеет скоростной участок с уклоном 35%0 и длинной 23,7 метров. Второй спускной участок с уклоном 10,8%0 и длинной 250 метров, который исключает возможность снижения скорости плохих бегунов при скатывании их в неблагоприятных условиях без применения торможения и обеспечивает их с места в случае остановке при торможении. Стрелочная зона ниже второй тормозной позиции располагается со средним уклоном на первом пучке 1,5−2%0, на втором пучке — 1,5%0.
Профиль спускной части горки обеспечивает следование 6-ти осного вагона весом 127 тонн (очень хороший бегун), при благоприятных условиях скатывания, скорость входа его на замедлители составляет максимально допустимую 7 м/с (25,2 км/ч) при обеспечении расчетной скорости роспуска состава 5 км/ч.
Спускаемые с горки вагоны тормозятся на двух механизированных тормозных позициях, оборудованных вагонными замедлителями, и одной немеханизированной с использованием регулировщиков скорости.
Первая тормозная позиция располагается перед первой разделительной стрелкой 301 и предназначена для интервального регулирования скорости движения отцепов с целью создания между ними интервалов, необходимых для перевода стрелок и исключения возможности входа отцепов на замедлители второй тормозной позиции со скоростями больше допустимых.
Вторая тормозная позиция расположена перед разделительными стрелками пучков пути и предназначена для обеспечения интервально-прицельного торможения, при котором достигаются необходимые интервалы между отцепами, а также допустимой скорости входа на третьей тормозной позиции. А в ряде случаев еще и для обеспечения допустимых скоростей соударения вагонов в сортировочном парке.
Третья тормозная позиция находится на путях сортировочного парка и обслуживается регулировщиками скорости, из расчета одного регулировщика 3-го разряда на пять путей и одного регулировщика 4-го разряда, который является старшим на смене. Она предназначена для прицельного торможения, при котором обеспечивается сцепление отцепов со скоростью не более 5 км/ч, для вагонов с грузами отдельных категорий, требующих особой осторожности, не более 3 км/ч и заполнение путей сортировочного парка с минимальными окнами между вагонами.
На каждом рабочем междупутье находится по 15 тормозных башмаков, которые хранятся на специальных тумбочках — стеллажах.
Для автоматизации и механизации горки применяется комплекс технических устройств, к которым относятся:
вагонные замедлители для торможения движущихся отцепов;
стрелочные электроприводы для установки требуемых маршрутов;
компрессорная станция и воздухопроводная сеть для питания сжатым воздухом замедлителей и прочих пневматических устройств;
горочный пульт для управления и контроля работы горочных устройств;
электрическая централизация для дистанционного управления стрелками и сигналами;
устройства станционной связи для переговоров дежурного по горке, операторов, машинистов маневровых локомотивов, составителей поездов, регулировщиков скорости движения поездов;
фотоэлектрические устройства;
рельсовые магнитные педали.
Две тормозные позиции горки оборудованы клещевидно-весовыми замедлителями типа КВ-3, имеющими цельно сварочную раму, на котором размещена силовая система с неподвижной внутренней балкой с подпорной шиной. Подъем и опускание рамы производится пневматическими цилиндрами, корпус и корпус которых соединены с концами одноплечевого и двухплечевого рычага. При наезде вагона на подпорную шину, поднятую на 24 мм над головкой рельса, эта шина опускается, тормозные балки сближаются, сжимают колеса с силой в 2,4 раза превосходящей нагрузку колес. С целью обеспечения надежного весового торможения по вертикали от головки рельса до круга катания тормозного колеса должно быть не менее 5 мм.
Пневматические замедлители типа КВ-3 инерционны и оттормаживаются сравнительно медленно, примерно за 0,7−1,0 сек. Отрицательное влияние инерционности должно снижаться путем правильного выбора момента оттормаживания вагонов. Весовые замедлители типа КВ-3 имеют коммутаторы (кнопки) на 3 положения: одно соответствует заторможенному состоянию замедлителя; второе — отторможенному; третье — отключенному состоянию. Контроль положения замедлителей на пульте осуществляется с помощью двухцветных ячеек. Установка необходимых маршрутов для движущихся отцепов осуществляется с помощью стрелочных электроприводов.
Компрессорная станция на механизированных и автоматизированных горках предназначена для снабжения сжатым воздухом замедлителей и других пневматических устройств (автоматическая и ручная шланговая очистка стрелок, обдувка замедлителей, пневмоинструмент, кузницы, малые пневмопочты и др.). В машинном зале компрессорной станции установлены компрессоры, вырабатывающие сжатый воздух, насосы для охлаждения компрессоров и распределительный щит с приборами. Снаружи размещаются большие и малые воздухосборники. Производительность компрессорной станции составляет 80 м3/мин, максимальное давление воздуха 8 кг/см2. Тормозная мощность пневматических замедлителей и качества торможения повышаются, если колебания давления воздуха в сети не велики. Для повышения качества работы системы воздухоснабжения необходимо, чтобы работники горки регулярно информировали машиниста компрессорной станции о предстоящем плане работы по расформированию составов. Минимальное давление воздуха у самого удаленного замедлителя не должно быть не менее 6 кгс/см2.
Внедрение средств автоматизации и механизации сортировочной горки
Для повышения уровня безопасности сортировочного процесса и производительности горки горловина сортировочного парка станции Ченгельды включается к системе горочной автоматической централизации стрелок и сигналов (ГАЦ). ГАЦ обеспечивает автоматический перевод стрелок по маршруту следования отцепов и может работать на ручном, программном и маршрутном режимах. При работе ГАЦ в программном режиме информация о маршрутах следования отцепов поступает из накопителей горочного программно — задающего устройства или из своего оперативного накопителя. Сведения о количестве вагонов в отцепах и маршрутах следования их в надгорочный парк получают из данных натурного листа поезда. При работе в маршрутном режиме оператор нажатием кнопки, соответствующей номеру подгорочного пути, устанавливает маршрут для каждого отцепа перед спуском его с горки.
На станции в ГАЦ включено:
стрелок — 19;
светофоров — 10, в том числе маневровых — 7, поездных — 3;
3) замедлителей на 1и 2 тормозных позициях — 6.
У тормозных позиций на горке установлены заградительные колонки для управления замедлителями при их осмотре и ремонте с разрешения ДСПГ. При этом замедлители автоматически ограждаются от движения отцепов или маневровых составов замыканием запрещающих огней светофоров и охранных стрелок.
Предлагается на путях сортировочного парка автоматизировать тормозную позицию, что позволит по сравнению с действующим обслуживанием тормозной позиции регулировщиками скоростей, снизить вероятность повреждения вагонов на путях при соударении. А также уменьшить среднюю длину «окон» на сортировочных путях и число операций, связанных с осаживанием вагонов, добиться более эффективного и производительного использования маневровых локомотивов, сократить время нахождения перерабатываемых вагонов на станционных путях. Все это в совокупности позволяет существенно увеличить перерабатывающую способность станции и ее вагонооборот.
Расчет экономической эффективности мероприятий по усилению мощности сортировочных устройств
Внедрение тормозной позиции сортировочного пути позволяет в расчете на один сортировочный путь получить суммарную экономию эксплуатационных расходов в размере 671 400 тенге, в том числе от:
сокращения повреждения вагонов в сортировочном парке на 271 050 тенге;
сокращение простоя вагонов в сортировочном парке на 900 тенге;
сокращение простоя вагонов в парке прибытия на 232 125 тенге;
уменьшения лок-ч маневровой работы на 93 900 тенге;
рационализацию плана формирования поездов на 73 425 тенге.
Кроме того, возникают также так называемые сопутствующие капиталовложения, неизбежно связанные с внедрением данного мероприятия. К таким затратам относятся расходы на транспортировку, хранение, установку и монтаж замедлителя, увеличение производительности компрессорной станции, прокладку трубопроводов к замедлителям. Общая сумма таких сопутствующих единовременных затрат в расчете на один сортировочный путь равна 867 375 тенге.
Отсюда общая величина удельных капиталовложений, связанных с внедрением новой техники в сортировочном парке составит:
тенге.
В целом по всему сортировочному парку, где устанавливаются замедлители по данной технологии, объем капиталовложений можно условно принять пропорционально числу сортировочных путей:
тенге.(4.1)
гдеW — число сортировочных путей;
К — удельные капиталовложения.
тенге.
Для определения лимитной цены замедлителя тормозной позиции используется выражение:
тенге.(4.2)
где — коэффициент удешевления (0,75 — 0,8);
— цена базового изделия, т. е. замедлителя на 1 и 2тормозных позициях, тенге;
— перерабатывающая способность горки при базовой и новой технологии, ваг.;
— экономия эксплуатационных расходов от внедрения тормозной позиции;
— дополнительные эксплуатационные расходы, связанные с эксплуатацией комплекса устройств тормозной позиции, тенге;
— нормативный срок службы замедлителя тормозной позиции, лет;
— нормативный коэффициент эффективности капиталовложений.
Установлено, что перерабатывающая способность горки при внедрении дополнительной тормозной позиции увеличивается в среднем на 4,5%, т. е. соотношение .
Срок службы замедлителя принимается 15 лет. Коэффициент эффективности 0,15.
Для последующих расчетов искомых показателей эффективности используются следующие дополнительные исходные данные:
стоимость ущерба от каждого поврежденного вагона оценивается в 16 500 тенге;
укрупненная расходная ставка на один ваг-час 49 тенге;
расходная ставка одного маневрового локомотива-часа 720 тенге;
годовые издержки из-за невозможности реализовать оптимальный план формирования поездов в расчете на один дополнительно неперерабатываемый вагон 8700 тенге.
Следует так организовать внедрение и использование данного технического мероприятия, чтобы обеспечить в пределах установленного нормативного срока окупаемости капиталовложений, т. е. не более 7 лет, что вытекает из следующего выражения:
лет Для нахождения расчетного срока окупаемости капиталовложений следует учесть дополнительно возникающие годовые эксплуатационные затраты связанные с содержанием дополнительного штата работников для технического обслуживания и текущего ремонта комплекса устройств тормозной позиции, расходам материалов, запчастей, амортизационными отчислениями, расходы на электроэнергию и т. п. По наблюдениям, дополнительные эксплуатационные расходы в расчете на один сортировочный путь составляет 193 275 тенге в год.
Тогда годовой экономический эффект от внедрения данного технологического мероприятия составит:
тенге.(4.3)
тенге.
Расчетный срок окупаемости дополнительных капиталовложений:
лет (4.4)
года.
Таким образом, несмотря на определенную дороговизну внедряемое технологическое устройство отличается достаточно высокой экономической эффективностью, позволяющей в конечном счете снизить себестоимость переработки вагонов и обеспечить большую сохранность подвижного состава. Помимо прямого экономического эффекта это мероприятие может способствовать получению отраслевого эффекта за счет уменьшения рабочего парка грузовых вагонов и эксплуатируемого парка маневровых локомотивов. Кроме того, сокращение времени нахождения груженных вагонов на сортировочной станции способствует уменьшению стоимости грузовой массы на колесах. Последнее, рассматривается как оборотные средства других отраслей хозяйства, находящихся в сфере обращения. Высвобождающийся парк грузовых вагонов при их остром дефиците может быть направлен на освоение дополнительного объема грузоперевозок на железнодорожном транспорте и получении на этой основе дополнительной суммы доходов и прибыли.
Рассчитанные экономические показатели сведены в таблицу
Расчет экономической эффективности и срока окупаемости капиталовложений на сооружение устройств прицельного торможения вагонов на сортировочных путях выполнен по методике расчета годового экономического эффекта от внедрения на железнодорожных станциях организационно-технических мероприятий.
Результаты технико-экономических расчетов
Наименование показателя | Измеритель | Величина показателя при новой технологии | |
1. Общие капиталовложения, связанные с внедрением новой техники в сортировочном парке. 2. Экономия от эксплуатационных расходов от внедрения тормозной позиции. 3. Дополнительные эксплуатационные расходы, связанные с эксплуата цией комплекса устройств тормоз ной позиции 4. Годовой экономический эффект 5. Срок окупаемости | тг тг тг тг лет | 151 143,75 4,6 | |