Роль органов внутренних дел в защите прав, свобод и интересов граждан
В деле обеспечения защиты несовершеннолетних от насилия в быту особую роль играет деятельность подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних (ПДН). Среди многочисленных функций ПДН выделим две. Это проведение мероприятий по защите несовершеннолетних, которые находятся в трудной жизненной ситуации, а также проведение профилактической работы с теми несовершеннолетними, которые… Читать ещё >
Роль органов внутренних дел в защите прав, свобод и интересов граждан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Роль органов внутренних дел в защите прав, свобод и интересов граждан
1. Понятие и сущность деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина
1.1 Понятие органов внутренних дел
1.2 Деятельность органов внутренних дел по охране прав и свобод граждан
2. Реализация органами внутренних дел функций по защите прав, свобод и интересов граждан
2.1 Права и свободы человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
2.2 Деятельность органов внутренних дел по соблюдению, охране и защите избирательных прав граждан России
2.3 Органы внутренних дел в реализации конституционных прав несовершеннолетних в России и их взаимодействие с органами местного самоуправления
3. Совершенствование деятельности органов внутренних дел по защите прав, свобод и интересов граждан
Выводы
Введение
Актуальность темы
исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся отражения механизма охраны правопорядка в реализации правоохранительной деятельности российского государства на различных исторических этапах.
Демократизация российской политико-правовой системы привела к необходимости изменения сущности правоохранительной системы, правоохранительной деятельности, изменения акцентов в самих понятиях.
Государство на протяжении многих десятилетий существовало в рамках приоритета государственных интересов над личностными, однако в связи с появлением идеи о выделении в качестве объектов правовой защиты частных интересов, прав каждого отдельного человека, существенным образом меняются и акценты в самих понятиях. Смысл новой государственной политики, строительство которой сегодня необходимо, — встраивание интересов личности в мир государства.
Конституционное закрепление прав и свобод человека и гражданина в качестве основных ценностей государства обусловливает их верховенство по отношению к ценностям публично-правового характера.
В существующих российских реалиях механизм реализации функций сталкивается с такими сложностями, как отсутствие правовой нигилизм населения. При этом возрастает роль органов внутренних дел, которые обеспечивают законные права и свободы граждан. В сложившейся ситуации становится очевидной необходимость проведения комплексных историко-правовых и теоретико-правовых исследований, посвященных выяснению вопроса охраны законных прав, свобод и интересов граждан в свете ее реализация в форме правоохранительной деятельности.
Вышеизложенное позволяет говорить об актуальности рассматриваемой проблематики и предопределяет выбор темы исследования.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации законных прав, свобод и интересов граждан.
Предметом исследования является деятельность органов внутренних дел.
Цель исследования состоит в осуществлении комплексного анализа роли органов внутренних дел в защите прав, свобод и интересов граждан.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих научных задач:
— сформулировать понятие и сущность деятельности органов внутренних дел по защите прав и свобод граждан;
— раскрыть содержание основных функций органов внутренних дел по реализации прав и свобод граждан;
— разработать рекомендации, направленные на оптимизацию правоприменительной деятельности органов внутренних дел в механизме защиты прав и свобод граждан.
Методологическую основу составили принципы познания социальных явлений, основанные на законах материалистической диалектики. В качестве основных методов исследования использованы общенаучные методы: анализ, синтез, дедукция, индукция, восхождения от абстрактного к конкретному.
1. Понятие и сущность деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина
1.1 Понятие органов внутренних дел
Полиция как составная часть органов внутренних дел в Российской Федерации представляет собой часть системы государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законом.
Деятельность органов внутренних дел Российской Федерации строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности, на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов оперативно-служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника, работника органов внутренних дел, подразделений и организаций за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений, а также взаимодействия с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами.
Таковы базовые принципы функционирования всей системы МВД. Однако ни среди задач, ни среди обязанностей полиции Закон о ней не называет неукоснительное соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
Органы внутренних дел реализуют свою компетенцию по обеспечению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в следующих основных направлениях или видах деятельности: административной, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной.
1.2 Деятельность органов внутренних дел по охране прав и свобод граждан
Прямое указание ст. 2 Конституции РФ на то, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, подчеркивает, что во взаимоотношениях человека, общества и государства приоритет принадлежит правам и законным интересам личности.
Демократические основы российского правового поля признают личные права и свободы человека естественными и, как следствие этого, и государство в лице всех своих органов признает принадлежащие человеку и гражданину в силу рождения или в силу гражданства неотъемлемые и неотчуждаемые права и свободы. Государство обязано соблюдать эти права и свободы (не нарушать и создавать все условия для их надлежащей реализации) и защищать всеми доступными, разрешенными законом способами.
Согласно ст. 2 Конституции РФ, социальное назначение полиции заключается в создании состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина.
В то же время полиция является составной частью государственной системы социального обслуживания населения в сфере правоохраны и призвана обеспечивать организацию правомерного и безопасного поведения граждан.
Любое направление человеческой жизни соприкасается с системой охраны и защиты внутренних дел, т.к. МВД России:
— формирует на основе анализа и прогнозирования состояния правопорядка, общественной безопасности и миграционных процессов основные направления государственной политики в установленной сфере деятельности; разрабатывает и осуществляет меры по ее реализации;
— организует и осуществляет оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую работу органов внутренних дел, осуществляет непосредственное руководство криминальной полицией и следственными подразделениями;
— организует и осуществляет розыск лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний, призыва на военную службу, без вести пропавших и иных лиц, идентификацию неопознанных трупов, а также розыск похищенного имущества; осуществляет меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, незаконными вооруженными формированиями; обеспечивает проведение государственной дактилоскопической регистрации; принимает участие в обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
— руководит деятельностью Государственной автомобильной инспекции безопасности дорожного движения, организует учет дорожно-транспортных происшествий и в пределах своей компетенции принимает меры по их предупреждению, участвует в разработке правил, стандартов и иных нормативов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, организует работу, связанную с допуском автомототранспортных средств, а также водителей к участию в дорожном движении, т. е. осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения;
— организует деятельность органов внутренних дел по выдаче (аннулированию) лицензий, разрешений на занятие определенными видами деятельности, производствами, работами (оказанием услуг), подлежащими лицензированию в системе министерства, а также по контролю над осуществлением этих видов деятельности, производств, работ (услуг), в частности, обеспечивает контроль частной детективной и охранной деятельности, а также деятельности ведомственной охраны;
— организует деятельность органов внутренних дел, связанную с вопросами гражданства РФ, свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, выезда за ее пределы и въезда на ее территорию, правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства;
— организует производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск;
— разрабатывает и проводит мероприятия по совершенствованию охраны общественного порядка на территории Российской Федерации, а также реализует иные полномочия, предусмотренные Положением об МВД России.
Полиция призвана защищать как общие, так и конкретные права человека и гражданина, эта деятельность именуется также облуживанием населения. К ней, в частности, относятся: розыск без вести пропавших лиц и родственников, с которыми человек утратил связь; оказание неотложной помощи лицам, пострадавшим от преступлений и несчастных случаев, а также находящимся в общественных местах в беспомощном состоянии; хранение находок и возврат их собственникам; содействие в бытовом и трудовом устройстве лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и т. д.
Оперативно-розыскная деятельность также выступает важным направлением работы органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина и представляет собой вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями органов внутренних дел в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
При этом оперативно-розыскная деятельность является непроцессуальной и зачастую сотрудники органов внутренних дел при ее осуществлении нарушают права и законные интересы граждан в целях раскрытия преступлений.
Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать их в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокуратуру или суд. Однако доказать эти факты, как показывает практика, бывает очень сложно — в силу допроцессуального характера деятельности, ее негласных методов и многих других факторов.
Уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел является ведущей в процессе обеспечения прав и свобод граждан. Она реализуется по трем основным направлениям: в виде производства по делам, по которым предварительное следствие обязательно, по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно (например, делам о хулиганстве, связанном с посягательством на личность, ее здоровье, честь, достоинство), а также в процессе исполнения определений, постановлений, поручений, указаний суда, прокурора, следователя о производстве предусмотренных законом розыскных и следственных действий, а также оказание помощи названным субъектам при выполнении отдельных процессуальных действий.
Можно также выделить меры профилактики преступлений и правонарушений, но это направление деятельности органов внутренних дел реализуется на крайне низком уровне.
Серьезной практической проблемой в данной сфере можно назвать соотношение правовосстановительных и штрафных, карательных санкций. Много внимания государством уделяется вопросам ответственности за те или иные правонарушения и неоправданно мало — восстановлению нарушенных прав, возмещению вреда за счет правонарушителя. В нашумевшем очерняющем полицию деле майора Евсюкова также видна указанная тенденция — он признан виновным — и это, безусловно, правильно — но в компенсации вреда потерпевшему судом первой инстанции отказано. Хотя права граждан были нарушены тем, кто в первую очередь обязан их охранять.
Как отмечает М. Н. Марченко, формирование гражданского общества повышает значение имущественной ответственности и других правовосстановительных санкций, применение которых непосредственно служит восстановлению нарушенных прав, поддержанию правопорядка.
2. Реализация органами внутренних дел функций по защите прав, свобод и интересов граждан
2.1 Права и свободы человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Оперативно-розыскная деятельность по своему характеру, целям и способам их достижения не может не ограничивать прав и свобод человека и гражданина. Возможность такого ограничения предусмотрена в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы граждан могут быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты законных интересов других лиц.
Понятие соблюдения прав граждан при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий широко используется в юридической науке и правоприменительной практике, что обусловлено распространенностью данного вида правоохранительной деятельности.
Государство вправе вмешиваться в личную жизнь граждан на основе закона и в целях борьбы с преступностью, что соответствует требованиям ст. 12 Всеобщей декларации прав человека (1948) г., ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) г. и ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966) г.
Под обеспечением соблюдения конституционных прав граждан понимается следование нормам Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ об ОРД), а также ведомственных нормативных актов, регламентирующих основания и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение условий и использование средств, исключающих необоснованное ограничение прав и свобод граждан.
Вместе с тем практика показывает, что конституционность отдельных положений Закона об ОРД довольно часто становится предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ. В вопросе о допустимых ограничениях прав и свобод есть много общего в нормах Европейской конвенции и Конституции РФ. Общее заключается в том, что ограничение прав и свобод рассматривается как исключение из общего правила о необходимости наиболее полной и эффективной их защиты.
Введение
ограничений допускается лишь при соблюдении ряда требований и в общественно значимых целях, ради защиты которых допускается ограничение прав человека.
Статья 55 Конституции РФ гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Конституционный Суд РФ, исходя из собственной практики и учитывая практику Европейского Суда по правам человека, конституционных судов Европы, выработал ряд правовых позиций, касающихся допустимого ограничения прав и свобод человека и гражданина. Правовые позиции заключаются в соразмерности конституционно признаваемым целям таких ограничений; в балансе конституционно защищаемых ценностей и интересов; в неущемлении прав и свобод человека и гражданина и в независимости от национальной принадлежности или иного обстоятельства. Названные правовые позиции являются неотъемлемыми при осуществлении ОРД. Правовой механизм закреплен в ст. 5 ФЗ об ОРД, провозглашая их в качестве конечной цели ОРД и принципа ее осуществления (ст. 1 и 3 ФЗ об ОРД).
Реализация гарантий вытекает из следующих обязанностей оперативно-розыскных органов и их должностных лиц при проведении ОРМ: соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни; личную и семейную тайну; неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, т. е. переписки, телеграфных, телефонных и иных сообщений; запрет на разглашение сведений, затрагивающих указанные конституционные права, честь и доброе имя гражданина; соблюдение прав объектов ОРД на защиту в форме обжалования действий субъектов ОРД как в орган, которому они подчинены, так и в прокуратуру или суд; установление оснований и порядка такого обжалования; обязанность восстановления указанными органами прав и законных интересов физических и юридических лиц, принятия мер по возмещению причиненного вреда; указание на возможность ответственности, предусмотренной законодательством РФ.
Рассматриваемые положения охватывают все стороны реализации прав граждан как со стороны субъектов ОРД, так и путем использования лицами права на защиту, применения (восстановления) прав вышестоящими органами, органами прокуратуры и судом, включая привлечение виновных к соответствующей ответственности.
В ст. 5 ФЗ об ОРД не только определена обязанность оперативно-розыскных органов обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина, но и дан перечень конституционных прав, обеспечить соблюдение которых необходимо при проведении ОРМ: неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, неприкосновенность жилища и тайна корреспонденции. Именно здесь конкретизируются права человека и гражданина, предусмотренные в ст. 23−25 Конституции РФ, обеспечивать соблюдение которых предписывается законом, применительно к объектам ОРД.
В ст. 5 ФЗ об ОРД каждый гражданин вправе обжаловать эти действия в вышестоящий оперативный орган, либо территориальному прокурору, либо в суд — это прописано отдельной нормой (ч. 3 ст. 5 Закона), если таковое лицо считает, что его права и свободы были нарушены тем или иным органом, осуществляющим оперативнорозыскную деятельность. Отдельные конституционные положения по защите прав и свобод человека указаны в пункте 3 ч. 8 ст. 5 ФЗ об ОРД, где законодатель запрещает разглашение сведений, затрагивающих неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан, которые стали известны в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий без согласия граждан.
Вышестоящий орган, прокурор либо судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда, ст. 1069 Гражданского кодекса РФ. Лицо, которое пострадало от проведения оперативнорозыскных мероприятий, может через суд потребовать возмещение имущественного ущерба и морального вреда.
Рассмотренные нами положения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности предполагают их соблюдение и защиту в соответствии с требованиями Конституции РФ и Закона об ОРД.
Непременным условием, по нашему мнению, признания в ОРД прав и свобод человека и гражданина является нравственный механизм, вытекающий из воспитания оперативных работников и других участников ОРД в духе честности, добросовестности и соблюдения законности при проведении ОРМ.
Бесспорно, что увеличение числа преступных проявлений, тем более в скрытых, изощренных формах, и активное противодействие со стороны криминального элемента настоятельно требуют активизации оперативно-розыскной деятельности, включая и специальные меры государства по защите от преступных посягательств своих граждан.
орган внутренний дело правоохранительный
2.2 Деятельность органов внутренних дел по соблюдению, охране и защите избирательных прав граждан России
Избирательное законодательство — одна из самых динамично развивающихся отраслей законодательства.
В настоящее время в России охрана и защита избирательных прав граждан, а также их восстановление, выступает приоритетным направлением государственной политики. Одним из субъектов этой деятельности являются органы внутренних дел.
По утвердившейся в российской правовой науке классификации деятельность органов внутренних дел по соблюдению, охране и защите конституционных прав и свобод граждан, в том числе и избирательных прав можно разделить на: организационную, профилактическую, правоприменительную и правоохранительную.
При проведении выборов и референдума основными задачами органов внутренних дел являются:
— обеспечение благоприятных условий их проведения,
— обеспечение личной безопасности человека и гражданина;
— предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
— содействие государственным органам, политическим партиям и кандидатам в депутаты в проведении выборов и референдума;
— осуществление надзора за соблюдением гражданами и должностными лицами требований законодательства.
Организационная деятельность включает мероприятия по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Примерами организационной деятельность органов внутренних дел по обеспечению гарантий политических прав граждан избирать и быть избранными могут быть: предоставление паспортными службами данных об избирателях для составления списков во время выборов, охрана помещений избирательных комиссий, помещений для голосования, сопровождение и охрана транспортных средств, перевозящих избирательные документы, предоставление по запросам избирательных комиссий сведений о наличии у зарегистрированных кандидатов неснятых или непогашенных судимостей, в том числе судимости по уголовному законодательству иностранных государств за деяния, признаваемые преступлениями в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.
Специфической функцией органов внутренних дел выступает оказание помощи в осуществлении избирательных прав лицам, находящихся в следственных изоляторах, правовой статус которых позволяет им участвовать в выборах и референдумах.
Вся организационная деятельность органов внутренних дел по соблюдению и обеспечению прав и свобод человека и гражданина направлена на эффективное использование общих и специальных гарантий в целях создания благоприятных условий и организации самого процесса реализации человеком и гражданином своих прав и свобод.
В механизме реализации избирательных прав и свобод гражданин важную роль играет профилактическая деятельность органов внутренних дел. Своей целью она имеет предупреждение правонарушений и предполагает выявление и устранение причин и условий, ведущих к их совершению.
В рамках проводимых профилактических мероприятий ОВД организуют выступления в СМИ по вопросам обеспечения правопорядка и содействия избирательным комиссиям в период подготовки и проведения выборов, обеспечивают проведение проверок типографий в целях выявления фактов печати в них подложных агитационных материалов, проводят комплексные обследования объектов выборов, в том числе мест работы избирательных комиссий, а также помещений избирательных объединений и избирательных блоков, осуществляют иные акции данной направленности.
Важными профилактическим направлением в деятельности органов внутренних дел являются правовое воспитание и пропаганда. Специфика деятельности органов внутренних дел в этой сфере состоит в том, что они реализуют, преимущественно, административно-правовые и уголовно-правовые механизмы правового воспитания. Общепрофилактический эффект достигается здесь как применением указанных мер воздействия и соответствующим информированием об этом население, так и разъяснением норм права с целью позитивного воздействия на правосознание людей.
Грамотно организованная и проведенная профилактическая работа позволяет органам внутренних дел успешно решать задачи по обеспечению избирательных прав граждан.
Рассмотрев роль органов внутренних дел в обеспечении избирательных прав граждан и предупреждении преступлений, связанных с их нарушением следует отметить, что организационная деятельность указанных правоохранительных органов тесно связана с предупредительной деятельностью. Многие действия организационного характера, в свою очередь являются частью предупреждения преступлений, посягающих на избирательные права граждан России. Так, например, участие сотрудников органов внутренних дел в контрольно-ревизионных службах, осуществляющих надзор за порядком финансирования избирательной кампании, в группах контроля за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации, как часть организационной деятельности, несет и профилактический эффект, т.к. воздействует на возможные посягательства против избирательных прав граждан России,
Помимо охраны важным организационно-правовым средством в деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения прав и свобод гражданина является — защита. Защита выражается в действиях по пресечению запрещенного правовыми нормами поведения, применению санкций и мер принуждения в случаях совершения правонарушения.
Осуществляя защиту прав и свобод гражданина, органы внутренних дел вмешиваются в поведение субъектов правоотношений, когда это поведение не соответствует требованиям специального режима реализации прав и свобод гражданина.
Исходя из целевого назначения защиты, органы внутренних дел, в случае нарушения прав и свобод гражданина, специальными правовыми средствами осуществляют восстановление нарушенного права.
В процессе осуществления деятельности по обеспечению, охране и защите избирательных прав граждан органы внутренних дел выносят правоприменительные акты, различающиеся по их назначению: конкретизирующие (регламентирующие); разрешительные, регистрационные, учреждающие, акты о признании; констатирующие (оценивающие); предписывающие, запрещающие. При этом важно отметить, что один и тот же документ может одновременно выражать несколько актов применения права.
Если правоприменение связано с применением диспозиций правовых норм, то правоохранительная деятельность связана, прежде всего, с применением санкций. Правоохранительной следует считать такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью защиты права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
В заключении необходимо отметить, что рассмотренная нами деятельность органов внутренних дел в условиях избирательного процесса позволяет говорить о важном месте указанных правоохранительных органов в механизме обеспечения реализации избирательных прав граждан.
В период выборов и референдумов содействие милиции избирательным комиссиям осуществляется по следующим направлениям:
— оказание помощи в подготовке и уточнении списков избирателей;
— проверка достоверности данных и сведений, представляемых кандидатами, в первую очередь биографических данных и сведений о неснятой или непогашенной судимости;
— проверка достоверности предоставленных сведений о доходах и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности;
— проверка достоверности данных, содержащихся в подписных листах,
— выявление фактов незаконного использования финансовых средств кандидатами, избирательными объединениями;
— выявление фактов нарушения правил проведения предвыборной агитации; формирование правовой культуры избирателей.
Осуществляя возложенные на органы внутренних дел функции в рамках любого из вышеназванных направлений, сотрудники должны действовать строго в рамках закона. Реализация принципа законности является гарантией справедливых и честных выборов.
2.3 Органы внутренних дел в реализации конституционных прав несовершеннолетних в России и их взаимодействие с органами местного самоуправления
Реализация прав несовершеннолетних в России с течением времени становится все более актуальной проблемой, привлекающей острое внимание общественности и властных кругов, стоит в ряду важнейших функций государства. Реализуемая через развернутую систему государственных институтов, в деятельности каждого конкретного органа эта функция обретает свои особенности, понимание которых, несомненно, должно способствовать ее исполнению.
Обособление функции защиты прав несовершеннолетних в нашей стране стало происходить с ратификацией Конвенции ООН о правах ребенка. Подписав этот документ, Россия взяла на себя обязательство привести в соответствие с ним национальное законодательство. Для этого была образована Комиссия по координации работ, связанных с выполнением Конвенции, разработаны и утверждены Национальный план действий в интересах детей.
Правоохранительная функция российского государства — та, которая устанавливает и охраняет порядок, именуемый правовым. Это функция, требующая обеспечить точное и полное соблюдение законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами.
В правовом государстве обеспечение защиты прав и свобод личности, а также борьба с правонарушениями должна вестись законными средствами. Все властно-исполнительные структуры государства обязаны осуществлять (в пределах своей компетенции) функцию обеспечения реализации гражданами своих прав, свобод и законных интересов. Однако защита этих прав ложится в основном на правоохранительные органы, среди которых превалирующее положение занимают органы внутренних дел.
Роль ОВД в защите конституционных прав несовершеннолетних анализировалась в ряде исследований. В частности, в диссертации Н. С. Шемаховой проанализирована роль органов внутренних дел в решении следующих проблем:
1) выявление и предупреждение фактов жестокого обращения с детьми;
2) борьба с беспризорностью и безнадзорностью;
3) подростковый алкоголизм и наркомания;
4) обеспечение прав несовершеннолетних правонарушителей.
По мнению автора, деятельность органов внутренних дел по обеспечению прав несовершеннолетних в целом соответствует требованиям, предъявляемым сложившимися условиями мировой и российской действительности, однако устранение вышеперечисленных пробелов в законодательстве могло бы сделать ее еще более эффективной6.
В каждом из перечисленных направлений деятельности сотрудники органов внутренних дел сталкиваются с такой категорией лиц, как несовершеннолетние. Для органов внутренних дел это — несовершеннолетние жертвы насилия, правонарушители, беспризорники, алкоголики, наркоманы и т. д. Защита прав и свобод данной категории лиц требует особого внимания, т.к. в основном это — несовершеннолетние, попавшие в трудную жизненную ситуацию, права которых уже нарушены.
Предупреждением и пресечением таких преступлений занимаются прежде всего подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) и участковые уполномоченные ОВД.
Основой для совершенствования деятельности ПДН и участковых уполномоченных ОВД в этом направлении является, на наш взгляд, организация максимально полного выявления и учета преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми, а также законодательное урегулирование, создание профилактических учетов лиц, нуждающихся в применении профилактических мер. В основе такого подхода должно лежать судебное решение о необходимости зарегистрировать лицо как нуждающееся в применении профилактических мер.
При этом необходимо учитывать:
— во-первых, далеко не все родители и иные лица, состоящие на учете, проявляют к детям откровенную жестокость;
— во-вторых, на учете состоят далеко не все лица, которые жестоко относятся к детям.
Высокий уровень правонарушений в отношении несовершеннолетних обусловливает необходимость осуществления на уровне субъектов Российской Федерации, а также в городах, районах и иных муниципальных образованиях ряда организационных, финансовых, штатных и других мер по созданию условий, необходимых для повышения эффективности деятельности субъектов, реализации их прав. Прежде всего целесообразно:
— обеспечить восстановление и функционирование сети детско-юношеских культурнооздоровительных учреждений, в т. ч. клубов и спортивных секций по месту жительства с активным использованием ресурсов муниципальных органов;
— ввести в штаты соответствующих образовательных, воспитательных, досуговых учреждений должности психологов, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования и других специалистов, обеспечивающих непрерывный целенаправленный воспитательно-реабилитационный процесс как в образовательном учреждении, так и по месту жительства несовершеннолетних.
В субъектах Российской Федерации, а также в городах, районах и иных муниципальных образованиях программы и планы по профилактике правонарушений или борьбе с преступностью несовершеннолетних существенно разнятся между собой в зависимости от оперативной обстановки, ресурсного обеспечения профилактической деятельности и иных факторов. Вместе с тем планирование по линии несовершеннолетних имеет и общие направления. Так, по мнению В. А. Лелекова, структура планов может состоять из разделов:
— организационные и общие профилактические мероприятия;
— индивидуально-профилактическая работа с учащимися общеобразовательных школ, профессиональных училищ и подростками, работающими на производстве;
— пропаганда правовых знаний, проблемы социальной защиты детей и укрепления семьи и других.
Наряду с комплексным планированием широко используется и планирование мероприятий по индивидуальному предупреждению преступлений.
Но прежде всего следует вернуться к семье — основному субъекту профилактической работы с несовершеннолетними, где начинается нравственное воспитание детей, которое продолжается в дошкольных учреждениях и школах. Думается, прежде всего на родителях лежит обязанность и ответственность за правильное воспитание ребенка, за подготовку его к школе и трудовой деятельности, чтобы он стал достойным членом общества.
В Западной Европе, Японии, Канаде и США в последние десятилетия четко обозначилась тенденция расширения функций полиции в сторону социализации, т. е. обслуживания населения по самым разным вопросам. Новая идеология в конце 90-х гг. была отражена в правовых актах о полиции и в моральных полицейских кодексах, в основу которых положены следующие принципы: полиция должна получать поддержку и одобрение широких слоев общества; обязана вести себя справедливо и беспристрастно; должна поддерживать в обществе терпимость людей друг к другу и действовать только на основе соблюдения положений закона, инструкций и наставлений.
Особое внимание в этих странах уделяется расширению связей между полицией и школой. Задача состоит в том, чтобы научить детей соблюдать правила дорожного движения, правильно вести себя в экстремальной ситуации, уметь защититься от преступников.
В Великобритании вопросами взаимодействия полиции и школы занимаются участковые полицейские, которые в обязательном порядке знакомятся со школами своего района. Имеются также специальные полицейские для взаимодействия со школами — они непосредственно идут в классы, проводят беседы по широкому кругу проблем, касающихся безопасности школьников. Эти полицейские, среди которых немало женщин, проходят спецподготовку, в ходе которой изучают методы школьного обучения, планирование работы полиции по данным вопросам, способы разрешения конфликтов и помощи школьникам. Во время работы в школах полицейские советуют подросткам, как лучше защититься от криминального насилия и других форм жестокого обращения.
В деле обеспечения защиты несовершеннолетних от насилия в быту особую роль играет деятельность подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних (ПДН). Среди многочисленных функций ПДН выделим две. Это проведение мероприятий по защите несовершеннолетних, которые находятся в трудной жизненной ситуации, а также проведение профилактической работы с теми несовершеннолетними, которые представляют опасность для общества. К последней категории следует отнести несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, либо употребляющих одурманивающие вещества; совершивших административное правонарушение — как до, так и после достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; освобожденных от уголовной ответственности или не подлежащих ей по разным основаниям; обвиняемых или подозреваемых, в отношении которых не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
К числу важных направлений деятельности ПДН по обеспечению безопасности в сфере быта также можно отнести профилактику рецидивной преступности: эти органы должны работать с несовершеннолетними, освобожденными от отбывания наказания или получившими отсрочку отбывания наказания, или исполнения приговора по разным основаниям; освобожденными от наказания за совершение преступления с применением принудительных мер воспитательного воздействия; осужденными условно или осужденными к наказаниям, не связанными с лишением свободы; освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы или вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в них допускали нарушения режима и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации. Кроме того, ПДН обязаны проводить работу с законными представителями, не исполняющими своих обязанностей по воспитанию указанных выше категорий несовершеннолетних и вовлекающими несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественные действия10.
Органы внутренних дел могут содействовать помещению в такие учреждения детей и подростков в том случае, если имеется постановление дознавателя, следователя, прокурора или судьи при задержании, аресте или осуждении родителей либо законных представителей несовершеннолетнего.
Вмешательство органов внутренних дел возможно и в отношении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Такое положение может возникнуть вследствие их безнадзорности или беспризорности, когда обстановка, в которой оказался ребенок или подросток, грозит крайне нежелательными результатами .
Итак, характеризуя роль органов внутренних дел в реализации конституционных прав несовершеннолетних во взаимодействии с органами местного самоуправления можно отметить следующее.
1. Функциями по обеспечению прав несовершеннолетних наделены и некоторые подразделения муниципальных органов охраны общественного порядка. В отдельных субъектах
Российской Федерации в муниципальных общеобразовательных учреждениях уже несколько лет работают школьные участковые инспектора ОВД. Приоритетными направлениями деятельности школьных участковых инспекторов ОВД являются: правовое воспитание учащихся, формирование позитивного правосознания несовершеннолетних, предупреждение распространения пьянства и наркомании, профилактика и пресечение иных правонарушений и преступлений среди учащихся.
2. Целесообразно принять дополнительные меры по совершенствованию профессиональной подготовки работников ОВД по профилактике преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми. Необходимо более внимательно изучать и зарубежный опыт.
3. Необходимо создать единые департаменты (управления) по делам семьи, которые явились бы связующим звеном между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по вопросам опеки и попечительства;
4. Следует ввести обязательную должность школьного инспектора (уполномоченного) полиции.
3. Совершенствование деятельности органов внутренних дел по защите прав, свобод и интересов граждан
Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» вступил в силу 1 марта 2011 года. Одновременно с этим прекратил действовать Закон РФ от 18 апреля 1991 года № 1026−1 «О милиции» .
Произошла не смена названий, а упразднение милиции и возрождение полиции как важнейшей составляющей современного государства — «публичная власть первоначально существовала только в качестве полиции, которая так же стара, как государство» .
В законе закреплены основные направления деятельности полиции, непосредственно связанные с осуществлением правоохранительной деятельности, установлено главенство общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации в деятельности полиции над иными законами и подзаконными актами.
Новеллой является закрепление в законе ряда новых принципов деятельности полиции, таких как беспристрастность, открытость и публичность, общественное доверие и поддержка граждан, взаимодействие и сотрудничество, использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.
Особого внимания заслуживает предусмотренный законом принцип общественного доверия и поддержки граждан, заключающийся в том, что полиция при осуществлении своей деятельности должна обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан, тем самым формируя в общественном сознании положи — тельный образ сотрудника полиции.
Важность решения задач укрепления авторитета и повышения степени доверия населения к органам внутренних дел определяется тем, что объективное общественное мнение о состоянии правопорядка позволяет более предметно показывать роль сотрудников в обеспечении защиты интересов человека и государства, укреплении режима законности и правопорядка, способствует воспитанию уважительного отношения к закону и предупреждению правонарушений.
Стоит отметить, что во исполнение поручения Президента Российской Федерации о разработке новых критериев оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (п. 4 перечня поручений Президента Российской Федерации от 19 февраля 2011 г. №Пр-418) организационно-инспекторским департаментом МВД России совместно с заинтересованными подразделениями Министерства подготовлен проект приказа МВД России «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» .
Проект приказа разработан с учетом требований статьи 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №З-ФЗ «О полиции», а также критических замечаний, высказанных Президентом Российской Федерации в ходе расширенного заседания коллегии МВД России 22 марта 2011 года по существенному сокращению числа показателей, используемых при оценке органа внутренних дел.
Приложение № 1 к указанному проекту приказа МВД России «Показатели оценки деятельности территориальных органов внутренних дел МВД России» определяет общественное мнение одним из основных критериев оценки деятельности органов внутренних дел и предусматривает 6 показателей:
1) уверенность граждан в защищенности своих личных и имущественных интересов (доля положительных оценок в числе опрошенных граждан);
2) уверенность граждан в защищенности своих личных и имущественных интересов на объектах транспорта (доля положительных оценок в числе опрошенных граждан);
3) оценка эффективности деятельности органа внутренних дел (полиции) как государственного института по защите личных и общественных интересов граждан (доля положительных оценок в числе опрошенных граждан);
4) готовность граждан оказать поддержку органам внутренних дел (полиции) (доля готовых оказать поддержку от числа опрошенных);
5) уровень доверия к органам внутренних дел (доля обратившихся в органы внутренних дел граждан от числа подвергшихся противоправным посягательствам);
6) удовлетворенность граждан мерами, принятыми органом внутренних дел по их заявлениям и сообщениям о правонарушениях (доля положительных оценок в числе опрошенных граждан).
Вместе с тем, показатели (индикаторы) оценки эффективности деятельности органов внутренних дел (полиции) как государственного института по защите личных и общественных интересов граждан требуют доработки и совершенствования.
Так, эффективность деятельности полиции выражается показателями, имеющими количественный характер (п. 3 указанного приложения). Стоит учитывать, что опрашиваемые по данному вопросу граждане вследствие различных причин могут не владеть указанной информацией, даже несмотря на то, что она размещается в СМИ и Интернете. Граждане могут выразить уверенность в своей защищенности, удовлетворенность мерами, принятыми ОВД по их заявлениям и сообщениям, и готовность оказать им поддержку, но объективно оценить эффективность их деятельности они вряд ли смогут.
Также можно выделить проблему, связанную с отсутствием методики мониторинга и оценки общественного мнения (пассажиров) о деятельности органов внутренних дел на транспорте и организационно-штатного обеспечения данной деятельности. Применяемая в настоящее время система оценки деятельности ОВД (приказ МВД России от 19.01.2010 № 25) не может быть реализована в подразделениях транспортной полиции и на защищаемых объектах транспортной инфраструктуры.
Стоит отметить, что в настоящее время в своей практической деятельности территориальные органы внутренних дел сталкиваются с некоторыми проблемами, связанными с применением Федерального закона «О полиции» .
Так, ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О полиции» предусматривает, что в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. На основании ч. 3 ст. 14 указанного закона в каждом случае задержания сотрудник полиции обязан разъяснить задержанному лицу его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.
Указанная разъясняемая информация является довольно значительной по объему, и, кроме того, определение её конкретного содержания зачастую вызывает на практике у конкретных исполнителей серьёзные затруднения, в связи с чем целесообразно было бы утвердить единый лаконичный текст, который должен произносить сотрудник полиции.
Стоит также выделить проблему реализации ст. 12 и 13 Федерального закона «О полиции» в части, касающейся ликвидации избыточных полномочий полиции по организации и осуществлению призыва в Вооруженные Силы Российской Федерации. Часть 3 ст. 3 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» закрепляет обязанность органов внутренних дел производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов, т. е. допускает прежнее функциональное взаимодействие между органами внутренних дел и военными комиссариатами. В то же время глава 3 Федерального закона «О полиции» соответствующих полномочий не предусматривает.
Аналогичная ситуация складывается и с вопросами правомерности осуществления участковыми уполномоченными полиции розыска граждан из числа должников по постановлениям судебных приставов — исполнителей территориальных подразделений ФССП России, в частности розыска неплательщиков алиментов.
В настоящее время на полицию не возложены функции контроля за оборотом взрывчатых материалов промышленного и двойного назначения, пиротехнических изделий, что не позволяет в должной степени осуществлять контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в данной области.
Пункт 10 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» закрепляет права полиции на проведение оперативно-розыскных мероприятий и изъятие при их проведении необходимых документов и материалов. При этом вопрос о правомочии сотрудников оперативных подразделений на проведение опроса, а также права на запрос необходимых сведений по материалам проверок оперативнорозыскной деятельности и обязанности представления таких сведений для лиц, получивших такой запрос, остается неурегулированным. На практике соответствующие сведения предоставляются только на основании запроса по возбужденным уголовным делам или материалам об административных правонарушениях либо по материалам, зарегистрированным в КУСП. Указанные вопросы не нашли отражения и в Федеральном законе «Об оперативно-разыскной деятельности» .
К факторам, способным оказать воздействие на совершенствование деятельности органов внутренних дел, несомненно, можно отнести качество отбора и профессиональной подготовки сотрудников ОВД.
Часть 5 ст. 35 Федерального закона «О полиции» закрепляет, что на гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в полицию, оформляется поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника ОВД, имеющего стаж работы не менее 3 лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином ограничений и запретов, установленных для сотрудников полиции. Иными словами, сотрудником полиции может стать гражданин Российской Федерации, за действия которого готов поручиться и нести ответственность действующий сотрудник полиции, лично знающий кандидата, что является проблематичным при поступлении на службу в полицию лиц, не имеющих связей с действующими сотрудниками.
Кроме того, неясна возможная заинтересованность и мотивация действующего сотрудника (поручителя) в возложении на себя дополнительной ответственности за другое лицо, т. е. допустимой является мотивация официального получения вознаграждения.
К тому же появление и наличие в системе полиции лица, лично обязанного поручителю, будет способствовать развитию неформальных отношений (кланов, землячества, семейственности).
В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О полиции» сотрудник полиции обязан проходить регулярные проверки по знанию Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере внутренних дел. Однако неблагоприятные правовые последствия их незнания не закреплены.
Подводя итог, необходимо отметить, что перечислены далеко не все проблемы правового и организационно-тактического характера, разрешение которых окажет положительное воздействие на совершенствование деятельности органов внутренних дел и, как следствие, на укрепление общественного порядка, усиление борьбы с преступностью.
Выводы
Часть 3 статьи 15 Конституции РФ закрепляет важную гарантию защиты общества от произвола государства и не запрещает в определенных делах применение на территории России неопубликованных нормативных актов. На практике же то или иное должностное лицо МВД направляет распоряжения (письма, телеграммы, телефонограммы), обязывающие полиционеров совершать по отношению к гражданам действия, не предусмотренные законом, но разрешенные этими актами. При этом нормативно-правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений, а издание их в виде писем и телеграмм не допускается.
В указанной ситуации человеку практически не на что ссылаться, копия такого «письма» не будет ему предоставлена, а нарушенные права восстановить крайне сложно. Считаем, что необходим прямой запрет на уровне федерального закона и по горизонтальной линии МВД на издание подобных подзаконных нормативно-правовых актов, нарушающих права и законные интересы граждан.
Следует также отметить, что уровень гарантированности прав и свобод человека и гражданина напрямую связан с уровнем правовой культуры сотрудников органов внутренних дел, что предполагает глубокое уважение к личности, ее правам и достоинству. В современных условиях повсеместно возникают проблемы, связанные с незнанием сотрудниками органов внутренних дел норм действующего законодательства, пренебрежением их к праву, отсутствием или формальным правовым воспитанием в служебных коллективах.
Следует признать, что в современной полиции и иных органах внутренних дел практически отсутствует должный контроль и надзор над деятельностью указанных органов и их должностных лиц. Служебная подготовка работников органов внутренних дел должна быть ориентирована в первую очередь на регулярное и постоянное проведение специальных учебных занятий по изучению действующего законодательства, особенностей его практического применения и профессионального толкования.
Соблюдение законности в правоприменительной и правоохранительной деятельности, выражающееся в принятии работниками органов внутренних дел обоснованных и справедливых решений, их реализации в соответствии с законом, свидетельствует об эффективности правовой деятельности органов внутренних дел в целом.
Таким образом, полиция в Российской Федерации должна пониматься как составная часть системы государственных правоохранительных органов по охране общественного порядка, защите прав и интересов граждан от преступных и иных посягательств; и ключевым здесь следует выделить понятие защиты прав и свобод человека.
1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42.
2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О полиции» // Российская газета, № 25, 08.02.2011.
3. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 № 1-ФКЗ // СЗ РФ от 03.03.1997, № 9.
4. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от 14.08.1995, № 33, ст. 3349, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35.
5. Арестова Е. Н. К вопросу о понятии и системе органов внутренних дел // Рос. следователь. 2011. № 24.
6. Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М., 2012.
7. Бутылин В. Н., Гончаров И. В., Барбин В. В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (организационно-правовые аспекты): Курс лекций. М.: Академия управления МВД России, 2012.
8. Гаврилов Б. Я. Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в досудебном производстве. — М.: МПСИ, 2012.
9. Лелеков В. А. Теоретические и прикладные проблемы комплексного исследования молодежной преступности на региональном уровне: дис. … докт. юрид. наук. — М., 2012.
10. Лелеков В. А. Теоретические и прикладные проблемы комплексного исследования молодежной преступности на региональном уровне: дис. … докт. юрид. наук. — М., 2012.
11. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2012.
12. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М., 2012.
13. Смирный A.M. Деятельность ОВД по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в РФ: дис… канд. юрид. наук — М. 2011.
14. Тарасов A.M. Правоохранительная деятельность: ее понятие, сущность, правовые аспекты контроля // «Черные дыры» в Российском законодательстве. — 2012. — № 2. — С. 34−38.
15. Черкасов А. В. Гарантии защиты конституционных прав несовершеннолетних: дис. … канд. юрид. наук (12.00.02). — СПбУ МВД России, 2011.