Организация и совершенствование работы полиции по охране общественного порядка
Участие подразделений вневедомственной охраны полиции в решении задач по охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, в том числе при несении службы в системе единой дислокации. Целью развития является как повышение эффективности деятельности строевых подразделений вневедомственной охраны полиции в борьбе с преступлениями и административными правонарушениями… Читать ещё >
Организация и совершенствование работы полиции по охране общественного порядка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ПЛАН ВВЕДЕНИЕ
1. РЕФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СТАТУСА ПОЛИЦИИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПОЛИЦИИ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИЦИИ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность рассматриваемой темы связана с обновлением различных сфер общественной жизни в процессе реформирования современной российской государственности. Данная проблема носит комплексный характер и, затрагивая экономическую, политическую, духовную, социокультурную, пенсионную, военную, правоохранительную, судебную, административную и другие сферы, влияет на процессы, проходящие в сфере обеспечения национальной безопасности. Протекающие обновления имеют не только причины, концептуальные подходы, принципы и стадии, но и безусловное судьбоносное влияние на развитие страны и членов общества, на стабильность экономики и социально-политической обстановки. От результативности реформ зависит не только имидж страны и общества, но и национальная безопасность.
Цель данной работы заключается в исследовании организации и предложении путей совершенствования работы полиции по охране общественного порядка.
Для детального изучения данной следует выделить следующие задачи для раскрытия темы:
— проанализировать процесс реформирования российской государственности и ее влияние на развитие статуса полиции в системе обеспечения национальной безопасности;
— предложить пути совершенствования работы полиции по охране общественного порядка;
— охарактеризовать взаимодействия полиции с институтами гражданского общества.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. РЕФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СТАТУСА ПОЛИЦИИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
К числу приоритетных реформ следует отнести административную, которая призвана упорядочить государственное управление во всех сферах, в том числе и систему национальной безопасности, и в конечном итоге защитить интересы членов общества. Следует согласиться, что продуктивное и устойчивое функционирование институтов исполнительной власти — залог стабильности и национальной безопасности.
Анализ Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Федерального закона РФ «О безопасности», других нормативно-правовых источников и научной литературы позволяет констатировать, что национальная безопасность представляет собой сложную, интегральную, многоуровневую систему, включающую подсистемы жизнедеятельности государства, защиты общества, государства и человека, а также управления национальной безопасностью.
Одним из компонентов, обеспечивающих национальную безопасность, является обеспечение имущественной безопасности как элемент системы обеспечения экономической безопасности страны, занимающей важное место в структуре государственной и общественной безопасности.
Данное утверждение согласуется с приоритетами в сфере обеспечения национальной безопасности, определенными Федеральным законом РФ от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности».
В условиях увеличения террористических угроз значимость имущественной безопасности в системе национальной безопасности возрастает, а деятельность субъектов, реализующих задачи по охране объектов, которые представляют особую важность в обеспечении национальной безопасности (вневедомственная охрана полиции и Федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» Министерства внутренних дел России, внутренние войска Министерства внутренних дел России, подразделения Федеральной службы охраны России и ведомственная охрана федеральных органов исполнительной власти), актуализируется.
На наш взгляд, вневедомственную охрану полиции можно отнести к одним из основных в перечне указанных субъектов также исходя из объема охраняемых ею объектов, представляющих особую важность для государства с точки зрения национальной безопасности. Например, на начало 2013 года подразделениями вневедомственной охраны полиции охраняется 93,4% объекта, подлежащего обязательной охране полицией в соответствии с Перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства РФ № 1629-р от 2 ноября 2009 года.
Особый статус в системе обеспечения национальной безопасности подразделения вневедомственной охраны получили в процессе реформирования правоохранительной системы.
Например, реализация одного из основных направлений деятельности полиции, определенных Федеральным законом РФ «О полиции» (охрана имущества и объектов), Приказами МВД России, утверждающими Уставы Федеральных государственных казенных учреждений подразделений вневедомственной охраны по соответствующим субъектам РФ, возложены на подразделения вневедомственной охраны полиции.
Данный закон также обязал полицию осуществлять инспектирование подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, в порядке, определенном Правилами инспектирования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2011 года № 274 «Об утверждении Правил инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны». Данную деятельность реализуют подразделения вневедомственной охраны.
Кроме того, в процессе реформирования государственных и муниципальных учреждений в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», подразделения вневедомственной охраны приобрели статус государственных казенных учреждений, а их деятельность по обеспечению имущественной безопасности в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ — статус государственной услуги.
В то же время существует ряд противоречий и явные пробелы в законодательстве, регламентирующем сферу обеспечения имущественной безопасности и деятельности вневедомственной охраны, которые позволяют ряду авторов определять статус вневедомственной охраны как нерешенный: с одной стороны, как органа, который является структурным элементом МВД России и, следовательно, органом исполнительной власти, а с другой стороны — функционирующего на коммерческих началах. Некоторые исследователи даже считают ее деятельность препятствием развитию конкуренции на рынке охранных услуг, а также избыточной функцией государства. Однако при этом не берется во внимание, что доходы за услуги охраны в полном объеме перечисляются в федеральный бюджет и не преследуется цель получения прибыли.
Как известно, именно получение прибыли является одним из основных признаков предпринимательской (коммерческой) деятельности.
Таким образом, условия динамично развивающейся социально-экономической среды функционирования вневедомственной охраны полиции требуют совершенствования правовых и организационных основ ее деятельности и принятия мер по оптимизации ее организационно-правовых характеристик как основного звена органов внутренних дел в механизме обеспечения имущественной безопасности, а следовательно, и в системе национальной безопасности.
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПОЛИЦИИ ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
Охрана общественного порядка должна осуществляться на концептуальной основе — системе взглядов и направлений деятельности подразделений вневедомственной охраны полиции, обеспечивающих их устойчивое функционирование в области противодействия преступным посягательствам на охраняемое имущество и повышение вклада службы в решение общеполицейских задач. Главной целью данной концепции должно стать повышение профилактического влияния деятельности подразделений вневедомственной охраны полиции на состояние имущественной безопасности, борьбу с преступлениями и административными правонарушениями, надежную антитеррористическую защищенность объектов особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения, в том числе подлежащих обязательной охране полицией, повышение доверия граждан к сотрудникам подразделений вневедомственной охраны и органам внутренних дел РФ в целом.
По нашему мнению, на основе принципов обеспечения имущественной безопасности, среди которых приоритетность защиты конституционных прав личности на собственность, непрерывность осуществления защиты имущества, взаимодействие всех субъектов процесса охраны между собой, сотрудничество в области безопасности имущества с другими государственными и межгосударственными организациями, просвещенность населения в области защиты собственности от противоправных посягательств и др., а также исходя из возложенных функций основными направлениями развития и совершенствования службы вневедомственной охраны полиции в свете реформирования российской государственности должны стать:
1.Обеспечение безопасности объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ. Целью развития (повышения эффективности) данного направления служебной деятельности является обеспечение надежной охраны максимально возможного количества объектов, включенных в Перечень, прекращение или нарушение режима функционирования которых может нанести значительный ущерб экономической и социальной сфере деятельности государства.
2.Проведение единой технической политики в области охраны имущества и объектов с использованием инновационных технологий.
Целями данного направления служебной деятельности являются увеличение объемов оказываемых охранных услуг при одновременном повышении надежности охраны и сокращении затрат путем оптимизации численности персонала, совершенствования применяемых технических средств, автоматизации процесса охраны, снижения количества ложных срабатываний и уменьшения расходов на оплату услуг операторов связи; повышение эффективности деятельности строевых подразделений вневедомственной охраны полиции в борьбе с преступлениями и административными правонарушениями, а также повышение конкурентоспособности подразделений вневедомственной охраны полиции на рынке охранных услуг.
3.Осуществление инспектирования подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны. Целью данного направления служебной деятельности является совершенствование механизмов по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений указанными подразделениями охраны требований законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, а также ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации и осуществления ими охранной деятельности.
4.Участие подразделений вневедомственной охраны полиции в решении задач по охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, в том числе при несении службы в системе единой дислокации. Целью развития является как повышение эффективности деятельности строевых подразделений вневедомственной охраны полиции в борьбе с преступлениями и административными правонарушениями на территориях обслуживания, так и сокращение времени реагирования мобильных нарядов полиции на сообщения о совершаемых преступлениях и административных правонарушениях, поступивших сигналах «тревога» из охраняемых объектов, квартир и МХИГ, а также достижение более высокого уровня имущественной безопасности (повышение надежности предоставляемых охранных услуг).
5.Участие в мероприятиях по совершенствованию инженерно-технической укрепленности и противокриминальной защищенности объектов.
Целью развития является повышение уровня противокриминальной, в том числе антитеррористической, защищенности критически важных и потенциально опасных объектов инфраструктуры РФ, а также объектов особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения.
6.Стабилизация финансово-экономической деятельности. Целями ее развития являются: создание условий материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности подразделений вневедомственной охраны полиции, необходимых для их дальнейшего устойчивого развития; выполнение прогнозных показателей по исполнению федерального бюджета в части поступлений доходов от взимания платы за услуги по охране имущества, предоставляемые на договорной основе, и иные услуги, связанные с обеспечением охраны и безопасности граждан, а также обеспечение законодательно установленных социальных гарантий и компенсаций сотрудникам и работникам подразделений вневедомственной охраны полиции.
полиция безопасность гражданский государственность
3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛИЦИИ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В практике прошлых лет привлечение населения (общественности) к участию в охране общественного порядка и борьбе с преступностью занимало одно из важных направлений правоохранительной деятельности. Однако в последнее десятилетие XX века эти позиции были утрачены. Игнорирование роли граждан и общественных объединений в поддержании правопорядка привело к деформации общественно-правового сознания, способствовало снижению гражданской активности населения, более ориентированного ранее на готовность оказывать содействие в борьбе с преступностью и иными негативными проявлениями в обществе.
Вместе с тем под воздействием современных реалий, отражающих криминогенную обстановку в стране и результативность правоохранительной деятельности, в общественном сознании в последние годы формируется убеждение в том, что без широкой поддержки общественности и институтов гражданского общества правоохранительные органы не смогут обеспечить состояние правопорядка на социально одобряемом уровне. Подобная поддержка может иметь и имеет различные формы проявления, среди которых наиболее действенной является взаимодействие институтов гражданского общества и населения с правоохранительными органами через непосредственное участие граждан, общественных организаций и других негосударственных структур в охране правопорядка.
Государство также в высокой степени заинтересовано в подобном взаимодействии, которое происходит в процессе нормативного закрепления его особенностей в статусе различной направленности общественных объединений, в многообразии форм их деятельности, обусловленных целями этих объединений.
Сегодня в России происходит активизация процесса участия общественности в обеспечении правопорядка, появляются новые формы такого участия, но этот процесс тормозится из-за различных к нему подходов, обусловленных отсутствием федерального законодательства, и наличием активного нормотворчества на региональном и местном уровнях.
Другими причинами, препятствующими повсеместному распространению данного вида взаимодействия, являются: низкий уровень доверия населения к правоохранительным органам в целом; невысокий уровень правовой культуры граждан; недостаточная осознанность различными категориями общественности и сотрудниками органов охраны правопорядка необходимости такого сотрудничества, в результате наблюдается пассивность граждан в деле обеспечения общественного правопорядка; отсутствие должного финансирования со стороны государства в деле обеспечения привлечения к сотрудничеству с органами полиции институтов гражданского общества.
Необходимо отметить, что с начала 1990;х гг. в нашей стране делались неоднократные попытки активизировать участие граждан и общественных объединений в обеспечении правопорядка — в 1991, 1999 и 2002 годах, а также в 2008 году путем разработки проекта Федерального закона «Об участии граждан Российской Федерации в охране общественного порядка». Однако на сегодняшний день указанный проект так и не был принят.
И поэтому мы рассмотрим состояние текущего российского законодательства в области осуществления взаимодействия между органами правопорядка и институтами гражданского общества в рамках обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью.
Это, на наш взгляд, важно в связи с началом формирования в структуре правовой системы государства нового правоохранительного института — полиции, принципы организации деятельности которого предполагают конструктивный диалог и тесное взаимодействие с гражданским обществом.
Права граждан и общественных объединений страны на участие в обеспечении правопорядка устанавливаются в первую очередь конституционными нормами, что определено п. 1 ст. 30, ст. 32 и п. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации.
В настоящее время возможность привлечения общественности к обеспечению правопорядка закреплена в ряде федеральных законов. К ним можно отнести следующие: ФЗ «О полиции»; ФЗ «О безопасности»; Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»; ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; ФЗ «О государственной службе российского казачества»; ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; ФЗ «О противодействии терроризму».
Кроме того, имеется ряд подзаконных и ведомственных нормативных актов, среди которых по хронологическому порядку: Приказ МВД РФ от 20.11.1992 г. № 420 «Об утверждении Временной инструкции по организации работы внештатных сотрудников милиции»; Указ Президента РФ от 18.09.1993 г. № 1390 «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 г. № 339 «О порядке привлечения граждан к защите государственной границы Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 16.04.1996 г. № 563 «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе»; Указ Президента РФ от 16.04.1996 г. № 564 «Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательство по несению государственной и иной службы»; Приказ МВД РФ от 16.09.2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции (вместе с «Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции»); Указ Президента Российской Федерации от 25.02.2003 г. № 249 «О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества» 6; Приказ МВД РФ от 17.01.2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» (вместе с «Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»); Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 10.09.2008 г. № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью»; Приказ МВД РФ от 01.01.2009 г. № 1 «Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009;2014 годы».
Однако эти правовые акты определяют лишь определенную часть комплекса отношений, связанных с привлечением граждан и их объединений к участию в охране правопорядка.
Ввиду отсутствия должной нормативной базы федерального уровня в субъектах Российской Федерации принято значительное число нормативных правовых актов, специально регулирующих деятельность граждан, участвующих в обеспечении правопорядка. Согласно им, например, современные народные дружинники фактически наделяются определенными властными полномочиями (проверять документы при наличии законных оснований, участвовать в регулировании дорожного движения и др.). А это, прежде всего, противоречит декларированному статусу членов общественных объединений и Федеральному закону «Об общественных объединениях». Действующее законодательство об объединениях (общественных или некоммерческих) не содержит в себе ни одной организационно-правовой формы, в рамках которой объединение правоохранительной направленности могло бы выполнять задачи, реализация которых связана с наличием отдельных государственно-властных полномочий и применением мер принуждения. Принятие специального федерального закона устранило бы данное противоречие, а также определило бы порядок взаимодействия полиции с общественностью и объединениями граждан правоохранительной направленности. Сегодня же любое представительство государства, а именно органов государства, отвечающих за охрану общественного порядка, в общественном объединении, пусть даже и созданном для охраны общественного порядка, исключается полностью.
Все вышесказанное еще раз указывает на то, что, к сожалению, в развивающемся законодательстве России институт привлечения населения к участию в борьбе с преступностью не находит должного законодательного отражения. Специалисты справедливо подчеркивают, что «государство, если бы даже оно было более стабильным и богатым, не в состоянии обеспечить действенный социальный контроль без опоры на общественность».
Осуществить все вышеизложенное достаточно сложно. Для этого необходимо принять, наряду с Федеральным законом «Об участии граждан в охране общественного порядка», другие нормативные акты, которые конкретизировали бы положения этого закона, вносили изменения в действующие нормативно-правовые акты как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов.
В настоящее время (до принятия федерального закона по указанному вопросу) регулирующую функцию выполняют правовые акты государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, ибо, как уже отмечалось, практика участия общественности в охране правопорядка имеет тенденцию к развитию.
Наиболее активно работа по расширению участия населения в правоохранительной деятельности ведется в г. Москва, республиках Башкортостан и Чувашия, Краснодарском крае, Московской, Нижегородской, Орловской и Тамбовской областях, а также в ряде других регионов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом проведя исследование на тему «Организация и совершенствование работы полиции по охране общественного порядка» следует сделать следующие выводы.
1.Только при условии реализации целей, указанных в данном исследовании, отвечая приоритетным направлениям современного реформирования российской государственности, подразделения вневедомственной охраны полиции займут достойное место в системе обеспечения национальной безопасности, а эффективность решаемых ими задач в сфере ее обеспечения существенно возрастет.
2.Что же касается взаимодействия полиции с институтами гражданского общества, то следует заметить, что возрождение общественных организаций правоохранительной направленности происходит благодаря осознанию граждан Российской Федерации того, что совместная с органами полиции практика обеспечения общественной безопасности — это один из основных атрибутов современного гражданского общества.
3.Новый Федеральный закон «О полиции» определяет перспективы развития взаимодействия полицейских структур с гражданским обществом. Но для реализации этих перспектив требуются не только правовые условия, о чем говорилось, но и социальные предпосылки. К таким предпосылкам следует отнести авторитет полиции, эффективность ее работы; правовая культура; общественное мнение; готовность граждан к подобному взаимодействию; стремление самой полиции к привлечению общественности; расширяющаяся практика общественной правоохранительной деятельности и ее результаты; стимулирование государством этой деятельности и т. п.
Формирование этих предпосылок требует времени и активности как со стороны полиции, так и со стороны общественности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нормативные правовые акты и акты официального толкования норм права
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 2009, № 4, ст. 445.
2 О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Собрание законодательства РФ, 2011, № 7, ст. 900.
3 О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2011, № 1, ст. 2.
2. Научная и учебная литература
4 Бозров, В. М. Правоохранительные органы Российской Федерации. Практикум [Текст]: учебное пособие для бакалавров: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по юридическим направлениям и специальностям / [Байдуков В. А. и др.]; Уральская гос. юрид. акад.; под общ. ред. В. М. Бозрова Москва: Юрайт, 2014 — 170 с. — ISBN 978−5-9916−3421−2.
5 Гришин, А. В. Правоохранительные органы России [Текст]: учебное пособие / А. В. Гришин; М-во внутренних дел Российской Федерации, Федеральное гос. казённое образовательное учреждение высш. проф. образования «Орловский юридический ин-т М-ва внутренних дел Российской Федерации им. В. В. Орёл: ОрЮИ МВД России им. В. В. Лукьянова, 2013 — 341 с.
6 Дмитриев, Ю. А. Правоохранительные органы Российской Федерации [Текст]: учебник для бакалавров / Ю. А. Дмитриев, В. Б. Исраелян. Москва: Омега-Л, 2014 — 352 с. — ISBN 978−5-370−3 080−2.
7 Ендольцева, А. В. Правоохранительные органы зарубежных стран [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 30 900.62 «Юриспруденция», квалификация (степень) «бакалавр» / [А. В. Ендольцева и др.]; под. ред. А. В. Ендольцевой, О. В. Химичевой, Г. Б. Мирзоева Москва: ЮНИТИ, 2013 — 142 с. — ISBN 978−5-238−2 400−4.
8 Романовский, Г. Б. Правоохранительные органы [Текст]: учебное пособие для студентов высших образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего и специальности «Юриспруденция» / Г. Б. Романовский, О. В. Романовская Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2013 — 308 с. — ISBN 978−5-369−1 208−6.
9 Сыдорук, И. И. Правоохранительные органы [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 30 501 «Юриспруденция», для студентов вузов, обучающихся по специальности 30 501 «Юриспруденция»; по научной специальности 12.0011 «Судебная деятельность; прокурор. Москва: ЮНИТИ: Закон и право, 2013 — 447 с. — ISBN 978−5-238−2 441−7.
10 Четвериков, В. С. Правоохранительные органы [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция» (квалификация (степень) — бакалавр) / В. С. Четвериков. Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2014; 376 с. — ISBN 978−5-369−1 238−3.