Предоставление мер социальной поддержки ветеранам боевых действий
Как видим из данной работы категория граждан, имеющая статус ветеранов боевых действий, довольно обширна. Так же государством предоставляется довольно большой перечень мер социальной поддержки ветеранам боевых действий. Однако в нашем законодательстве имеются некоторые пробелы по регулированию и обеспечению данными мерами социальной поддержки. Несмотря на данный Федеральный закон, который… Читать ещё >
Предоставление мер социальной поддержки ветеранам боевых действий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
ветеран социальный правовой защита Советский Союз, а затем и Российская Федерация участвовали в различных военных конфликтах. Граждане Советского Союза участвовали в боевых действиях на территории других стран Вьетнам, Лаос, Камбоджи, Сирия, Ливан, Афганистан и др., многие боевые действия Советского Союза были засекречены по политическим мотивам, правящей на тот момент коммунистической партии. После распада Советского Союза граждане Российской Федерации участвовали в боевых действиях на территории Таджикистана, последний военный конфликт был на территории Южной Осетии и Абхазии, где вооруженные силы обеспечивали защиту и безопасность граждан Российской Федерации. Но основным военным конфликтом современной Российской Федерации были две Чеченские компании, целью которых было сохранение целостности страны и наведение конституционного порядка на территории Северо-Кавказского региона. И на сегодняшний день там регулярно проходят различные контртеррористические операции.
Во всех этих военных конфликтах погибали и получали ранения граждане нашей страны, в результате чего появилась новая категория ветеранов — ветераны боевых действий. В связи с тем, что данная категория граждан защищала в вооруженных конфликтах интересы своего государства, то последнее приняло на себя обязательства по социальной поддержке лиц данной категории, и в результате между ветеранами боевых действий и государством возникли правовые отношения, которые в свою очередь регулируются Федеральным Законом Российской Федерации «О ветеранах».
Целью настоящей работы является углубленное изучение правового статуса ветерана боевых действий по действующему законодательству Российской Федерации, а также выявление эффективности мер социальной поддержки, предоставляемой ветеранам боевых действий нашим государством.
Для достижения поставленной цели будет выполнен ряд задач:
— вывести понятие ветерана боевых действий;
— определить правовые основы предоставления мер социальной поддержки ветеранам боевых действий;
— изучить законодательство Российской Федерации о ветеранах;
— определить какие категории граждан Российской Федерации имеют право на социальную поддержку как участники боевых действий;
— раскрыть более подробно, какие меры социальной поддержки Российская Федерация предоставляет своим ветеранам боевых действий.
— обозначить государственную политику в отношении ветеранов боевых действий;
-выявление проблем возникающих при реализации гражданами своих прав как ветеранов боевых действий.
Объектом исследования являются меры социальной поддержки, которые государство гарантирует участникам боевых действий.
Предметом исследования являются виды пособий, которые государство предоставляет категории граждан являющейся ветеранами боевых действий.
В работе использованы научные методы познания:
— исторический, с помощью которого раскрыто появление и становление понятия ветерана;
— анализ, с помощью которого выделены наиболее важные признаки ветеранов, раскрыты особенности правового статуса ветеранов боевых действий.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что в работе раскрыты особенности правового статуса ветеранов боевых действий, что позволит упорядочить и урегулировать правоприменение в области социальной защиты рассматриваемой группы населения.
Глава I. Понятие ветерана. Понятие ветерана боевых действий. Правовые основы предоставления мер социальной поддержки ветеранам боевых действий ветеран социальный правовой защита Ветераны (лат. veteranus, от vetus — старый) — граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие постоянно на территории РФ, имеющие заслуги перед государством в военной или трудовой деятельности.
Термин «ветеран» означает:
1) в Древнем Риме — солдат, отслуживший срок в армии. Ветераны наделялись землей (в Италии и провинциях) или получали денежное вознаграждение, а также права римского гражданства, освобождались от повинностей;
2) старый, опытный воин; участник войны в прошлом;
3) человек, долго проработавший на каком-нибудь поприще.
Анализ Федерального закона «О ветеранах» показывает, что правовой статус ветерана в Российской Федерации не только отграничивается от правовых статусов граждан иных категорий (например, депутатов, военнослужащих, государственных гражданских служащих, работников правоохранительных органов и др.), но делится внутри на правовые статусы ветеранов различных категорий и групп (ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда). Критерии внутреннего деления правового статуса ветеранов с учетом того, в какой сфере государственно-значимой деятельности (участие в войнах и боевых действиях, трудовая деятельность, безупречная военная служба) они приобрели заслуги перед государством, могут быть дополнены еще и критериями правосубъектности — правовыми нормами, определяющими круг лиц, пользующихся этим статусом.
Специальный правовой статус ветерана — это нормативно закрепленный статус личности, на основе которого у личности ветерана как субъекта права появляются такие специфические права, свободы, обязанности и законные интересы, которые конкретизируют и дополняют или ограничивают ее общий правовой статус.
Следует отметить, что одно и то же конкретное лицо (гражданин) может быть носителем одновременно различных специальных статусов в зависимости от тех социальных позиций, которые он занимает в обществе. Например, гражданин, проходящий военную службу, выполнявший ранее задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и имеющий выслугу лет на военной службе 20 лет и более, одновременно является носителем нескольких специальных статусов: статуса военнослужащего, статуса ветерана боевых действий, статуса ветерана военной службы.
Следует заметить, что специальный правовой статус ветеранов, имеющих заслуги в защите Отечества, вытекает главным образом из правового статуса военнослужащего. Как считает известный военный ученый-правовед Н. В. Артамонов, длительное время изучавший проблемы статуса военнослужащего, специфика правового положения военнослужащих в значительной мере определяется наличием института льгот, компенсаций и гарантий, предоставляемых в связи с выполнением воинской обязанности. «Одной из общественных (социальных) групп нашего общества, выделяемых по признаку профессиональной принадлежности, — указывает данный ученый, — являются военнослужащие. Своеобразие их правового состояния, а значит, и характер взаимоотношений с другими группами отражается в совокупности установленных для них государством прав, обязанностей и норм юридической ответственности или, иными словами, — в их правовом статусе (положении). В свою очередь, специфика самого этого статуса определяется тем, что конституционные и предусмотренные другими общими законодательными актами права и обязанности воинов как граждан получают свое развитие и конкретизацию в нормах военного законодательства, чем обеспечивается осуществление этих прав и обязанностей в реальных условиях военной службы. Таким образом, с одной стороны, военнослужащий обладает правами и несет обязанности гражданина, в силу чего является субъектом общего законодательства, а с другой — одновременно представляет собой субъект специального, военного законодательства».
Выполнение военнослужащими, участвовавшими в боевых действиях, специальных обязанностей в интересах государства в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни и здоровья, наделяет их признаками еще одного специального статуса — статуса ветеранов боевых действий. Установление государством данного специального статуса обусловлено тем, что указанные военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, «…должны быть обеспечены сверх установленных для других норм. Это объясняется тем, что военнослужащие — участники боевых действий испытали повышенные психофизиологические нагрузки, не позволяющие некоторой части из них вернуться к нормальному образу жизни. И сами военнослужащие, оценивая свое состояние, сформировавшееся в результате негативного воздействия боевой обстановки, требуют особенного отношения к себе, справедливо считая, что они это заслужили». Известный социолог начала XX в. П. Сорокин, характеризуя авторитет воинского труда в сложные периоды развития государства, связанные с защитой национальных интересов в ходе военных действий, писал: «…социальный курс их (военнослужащих) общественной роли быстро растет, растут поэтому их привилегии. Лозунг «Каждому по его заслугам» получает форму «каждому по мере его участия в обороне страны от врага, по мере его ратной службы…».
Для того чтобы дать правильное определение понятия правовой статус ветерана боевых действий, необходимо учесть следующие обстоятельства:
— во-первых, исходить из тех фактических отношений, в которые приходится вступать гражданину при выполнении своего воинского долга по защите интересов Отечества.
— во-вторых, определить, какими нормативными правовыми актами регулируются данные правоотношения;
— в-третьих, выяснить, какие гарантии обеспечивают эффективность социальной защиты и социального обеспечения ветеранов.
Обобщая сказанное, можно сформулировать следующее определение: статус ветерана — это совокупность дополнительных прав, гарантий социальной защиты и мер социальной поддержки, установленных государством отдельным категориям граждан с учетом их заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда в целях обеспечения им достойного уровня жизни, активной деятельности, почета и уважения в обществе.
В данном определении требует пояснения использование достаточно неопределенного в юридическом смысле понятия «достойный уровень жизни». Это оценочное понятие, субъективное содержание в которое вкладывает конкретный правообладатель. Еще в начале XX в. русский правовед и философ П. И. Новгородцев писал: «Несомненно, что в каждом обществе, в каждом положении есть свой уровень жизни, который считается нормой, и есть свой предел, за которым начинается недопустимая крайность». Эту крайность он связывал с понятием «право на достойное человеческое существование» и требовал признания за этим правом «не нравственного только, но и юридического значения», чтобы из этого принципа обязательно вытекали конкретные юридические следствия. При этом важно понимание идеи справедливости, которая входит в понятие права, является его внутренним свойством и качеством. Понятие справедливости, во многом предопределяя социальную политику государства, должно включать в себя равенство всех перед законом, тесную связь правовых норм с нравственными требованиями.
Конституция РФ не раскрывает содержание понятия «достойная жизнь». Позиция Европейского комитета по социальным правам, анализирующего периодические доклады государств, присоединившихся к Европейской социальной хартии, по данной проблеме состоит в следующем: концепция достойного уровня жизни является весьма относительной, поскольку он изменяется в разных государствах. В пределах же одной страны он не должен меняться, а государство должно предпринимать меры по ликвидации дисбаланса на своей территории. Можно согласиться с высказанной в литературе трактовкой этого понятия: институт «достойная жизнь» представляет собой совокупность норм, гарантирующих материальную обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, права личной и семейной безопасности как для тех, кто трудится, так и для тех, кто не может трудиться. А. Г. Чепурной под достойной жизнью предлагает понимать достойный человека прожиточный минимум, материальную обеспеченность на уровне стандартов развитого общества, возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благами современной цивилизации, включая жилище и медицинское обслуживание, личную безопасность и социальное обеспечение, доступ к ценностям культуры и т. п. Достойная жизнь предполагает и свободное развитие человека, его физическое, умственное и нравственное совершенствование.
Таким образом:
1. Статус ветерана в Российской Федерации представляет собой совокупность дополнительных прав, гарантий социальной защиты и мер социальной поддержки, установленных государством отдельным категориям граждан с учетом их заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда в целях обеспечения им достойного уровня жизни, активной деятельности, почета и уважения в обществе.
2. С точки зрения структуры правовой статус ветерана в Российской Федерации состоит из общей части, относящейся к правовому статусу гражданина России; специальной части, представляющей собой совокупность общих для всех категорий ветеранов мер социальной поддержки; особенной части, характеризующей правовое положение ветеранов определенной к категории; единичной части, включающей в себя особенности правового положения конкретного ветерана.
Целью данной работы является рассмотрение такой категории ветеранов как ветераны боевых действий.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся:
— военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны РФ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти РФ и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти РФ в боевых действиях на территории РФ;
— военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;
— военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;
— военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;
— лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил РФ, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо РФ за участие в обеспечении указанных боевых действий;
— лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ приводится в приложении к Федеральному закону «О ветеранах» (Приложение 1). Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
В соответствии со ст. 16 ФЗ «О ветеранах «предусмотрены следующие меры социальной поддержки ветеранов боевых действий:
Статья 16. Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий
(наименование статьи в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, — см. предыдущую редакцию)
1. Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством.
2) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 232 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
3) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
4) первоочередная установка квартирного телефона;
5) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
6) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
7) обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если ветеран боевых действий приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ;
8) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;
9) преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта;
10) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя;
2. Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки;
1) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
2) при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации;
3) преимущество при приеме в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, установке квартирного телефона;
4) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;
5) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя;
6) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов боевых действий в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 232 настоящего Федерального закона. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
3. Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
1) при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации;
2) преимущество при приеме в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, установке квартирного телефона;
3) использование ежегодного отпуска в удобное для них время;
Как видно из данной статьи ветераны боевых действий подразделяются на три категории, и каждая категория имеет право на определенные меры социальной поддержки, виды социальной поддержки подробнее рассмотрим далее.
Так же хочется отметить что ст. 8 данного федерального закона декларировано, что государство проводит определенную политику по отношению к гражданам, подпадающим под категорию ветеранов, а именно государственная политика в отношении ветеранов предусматривает:
— создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти;
— реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей;
— выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе;
— пропаганду с использованием средств массовой информации важности добросовестной военной службы и трудовой деятельности, значения государственных наград за ратные и трудовые подвиги.
Так же ст. 10 данного федерального закона декларируется порядок обеспечения расходов по предоставлению мер социальной поддержки:
— меры социальной поддержки, установленные статьями 14−19 и 21 настоящего Федерального закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
— меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
— в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14−19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Отсюда видно, что меры социальной поддержки ветеранов боевых действий (ст. 16 ФЗ «О ветеранах») полностью обеспечиваются за счет средств государства, так же субъекты Российской Федерации на своей территории могут устанавливать дополнительные меры социальной поддержки ветеранам боевых действий за свой собственный счет.
1.2 Виды пособий определяемых как меры социальной поддержки ветеранам боевых действий Льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством.
Рассмотрим подробнее пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, включая ветеранов боевых действий, осуществляется в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно — исполнительной системы» от 12 февраля 1993 г. N 4468−1. Согласно ст. 18 указанного Закона время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях.
Порядок льготного исчисления выслуги лет определяется Постановлением Совета Министров — Правительства РФ «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. N 941.
В соответствии с подп. «б» п. 3 указанного Постановления Правительства РФ в выслугу лет для назначения пенсий уволенным с военной службы (службы) военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается военная служба (служба) на льготных условиях из расчета один месяц службы за три месяца:
— в странах, армии которых вели боевые действия или оказывали военную помощь другим государствам, — командированным в эти страны военным специалистам летного состава, независимо от их участия в боевых действиях, в период с 1 января 1961 г. по 31 декабря 1982 г.;
— на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, если военнослужащие (в том числе проходившие службу по призыву), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел принимали участие в этих действиях (кроме уволенных со службы либо откомандированных из этих стран за совершение проступков, порочащих честь военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава), — с 1 декабря 1979 г. и время непрерывного нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в указанных странах.
В соответствии с подп. «в» п. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным с военной службы (службы) военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается военная служба (служба) на льготных условиях из расчета один месяц службы за два месяца в странах, армии которых вели боевые действия или оказывали военную помощь другим государствам, — командированным в эти страны военным специалистам (кроме летного состава), независимо от их участия в боевых действиях, в период с 1 января 1961 г. по 31 декабря 1982 г.
В соответствии с подп. «г» п. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным с военной службы (службы) военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается военная служба (служба) на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора месяца:
— на минных тральщиках в период траления боевых мин;
— в управлениях соединений подводных лодок, находящихся в строю, и соединений минных тральщиков в период траления боевых мин — с 22 января 1952 г.
В соответствии с подп. «г» ст. 45 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468−1 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые участникам боевых действий за границей из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудников уголовно — исполнительной системы в соответствии с данным Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в ч. 1 ст. 46 данного Закона.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 232 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации Порядок предоставления субсидий на приобретение жилья установлен Положением о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 937. Согласно п. 1 данного Положения безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья предоставляется лицам, имеющим согласно действующему законодательству право на льготное финансирование строительства или приобретение жилья, но не использовавшим это право. Предоставление субсидии осуществляется за счет средств федерального бюджета в местах проживания, избранных указанными лицами, если иное не установлено федеральными законами.
Субсидия может быть использована гражданами по их желанию: на приобретение готового жилья по их выбору; на финансирование строительства индивидуального жилого дома в форме перечислений по индивидуальному графику за выполненный объем работ; на финансирование приобретения квартиры при участии в достройке многоквартирного дома высокой степени технической готовности (не менее 70 процентов).
Субсидия предоставляется на строительство жилья или приобретение квартиры или индивидуального жилого дома, соответствующих типовым потребительским качествам в данном регионе, по социальной норме площади жилья для семьи, получающей субсидию, но не более 18 кв. метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метров общей площади на семью из двух человек и 33 кв. метров общей площади на одного человека.
Оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона «О ветеранах» расходы на льготную оплату ветеранами жилья и коммунальных услуг возмещаются за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с п. 9 Указа Президента РФ «О дополнительных мерах по реализации Федерального закона «О ветеранах» от 30 апреля 1996 г. N 614 предприятиям и организациям независимо от организационно — правовой формы и формы собственности рекомендовано осуществлять в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительные пожертвования для оказания помощи в оплате жилья и коммунальных услуг гражданам, имеющим право на льготы в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» .
Первоочередная установка квартирного телефона.
Реализуется за счет субъектов Российской Федерации, ветераны боевых действий имеют право на первоочередную установку домашнего телефона.
Преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.
Порядок реализации права граждан, включая ветеранов боевых действий, на получение земельных участков регулируется Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» от 23 декабря 1992 г. N 4196−1. Согласно ст. 1 указанного Закона передача земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства, а также под индивидуальные жилые дома и хозяйственные постройки в частную собственность граждан в городах, поселках и сельской местности осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РСФСР предельные размеры земельных участков, предоставляемых для садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Право на первоочередное обеспечение земельными участками для указанных целей граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей установлено Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» от 23 апреля 1993 г. N 480.
Сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Бесплатное оказание медицинской помощи ветеранам боевых действий осуществляется по Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. N 1096
Обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если ветеран боевых действий приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Порядок льготного отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения инвалидам войны и другим группам населения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» утвержден Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 710. В соответствии с п. 9 Указа Президента РФ «О дополнительных мерах по реализации Федерального закона «О ветеранах» от 30 апреля 1996 г. N 614 предприятиям и организациям независимо от организационно — правовой формы и формы собственности рекомендовано осуществлять в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительные пожертвования для оказания помощи в оплате лекарственных средств гражданам, имеющим право на льготы в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», а также сохранять бесплатное медицинское обслуживание при выходе на пенсию работникам, прикрепленным в период работы к находящимся на балансе предприятий и организаций медицинским учреждениям и имеющим право на льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок и нормы льготного обеспечения инвалидов (сверх выдаваемых бесплатно в соответствии с действующим законодательством), а также лиц, не имеющих группы инвалидности, но по медицинским показаниям нуждающихся в этих изделиях, установлены Постановлением Правительства РФ «О реализации протезно — ортопедических изделий» от 10 июля 1995 г. N 694 (см. п. 15 комментария к ст. 14).
Использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году.
Порядок предоставления работникам отпусков без сохранения заработной платы регламентируется ст. 76 КЗоТ РФ. Согласно указанной статье такой отпуск предоставляется по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его заявлению с разрешения руководителя предприятия, учреждения, организации либо руководителя производственной единицы и оформляется приказом (распоряжением).
Учитывая правовую норму, установленную подп. 11 п. 1 и подп. 4 п. 2 ст. 16 комментируемого Федерального закона, правомерно говорить не о праве руководителя предприятия, а о его обязанности предоставлять работнику, являющемуся ветераном боевых действий, по его заявлению помимо ежегодного оплачиваемого отпуска отпуск без сохранения заработной платы на срок до 30 рабочих дней и в период, указанный в заявлении. Во время этого отпуска за работником сохраняются место работы и должность, его нельзя уволить по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации), а также перевести его на другую работу.
Отпуск без сохранения заработной платы военнослужащим законодательством о статусе военнослужащих и о порядке прохождения военной службы не предусмотрен, за исключением военнослужащих, являющихся Героями Советского Союза или Российской Федерации или награжденных орденом Славы трех степеней (п. 13 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237).
В соответствии с п. 5.1 ст. 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим — ветеранам боевых действий, указанным в Федеральном законе «О ветеранах», предоставляется отпуск продолжительностью 15 суток. Согласно п. 12 ст. 11 указанного Закона этот отпуск является дополнительным и в счет основного отпуска не засчитывается.
Указанная правовая норма содержится также в подп. «б» п. 15 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы.
Правовая норма комментируемого Федерального закона о праве ветеранов боевых действий на использование ежегодного отпуска в удобное для них время подтверждена в подп. «б» п. 12 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы.
Преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта Порядок обеспечения путевками в санаторно — курортные учреждения работающих граждан определен Постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2001 г. N 309
Санаторно — курортное лечение ветеранов боевых действий из числа военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы, чье пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно — исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. N 4468−1, осуществляется в порядке, установленном руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых ветераны проходят (проходили) военную службу (службу).
В Минобороны России по данному вопросу действует Приказ министра обороны РФ от 20 августа 1999 г. N 360 (в редакции Приказа министра обороны РФ «О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 6 февраля 2000 г. N 70).
Согласно Инструкции о порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах РФ, утвержденному Приказом министра обороны РФ от 20 августа 1999 г. N 360, отбор военнослужащих, членов их семей, а также лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, производится санаторно-отборочными комиссиями при воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях Министерства обороны РФ или гарнизонах.
Отбор на санаторно-курортное лечение пенсионеров Министерства обороны РФ и членов их семей производится санаторно-отборочными комиссиями военных комиссариатов субъектов Российской Федерации на основании заключений лечебных учреждений по месту их жительства, а пенсионеров, прикрепленных на медицинское обеспечение к военно-лечебным учреждениям Министерства обороны РФ, — санаторно-отборочными комиссиями этих учреждений.
Кроме первоочередного предоставления путевок ветеранам боевых действий в соответствии с Инструкцией о порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах РФ предоставляются также льготы по их оплате:
а) военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (кроме курсантов военно-учебных заведений), офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно — штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более — вне зависимости от оснований увольнения оплачивают 25 процентов, а члены их семей — 50 процентов стоимости путевки;
б) прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно — штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, оплачивают 25 процентов стоимости путевки;
в) Героям Российской Федерации, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам ордена Славы и ордена Трудовой славы путевки предоставляются бесплатно;
д) члены семей Героев Российской Федерации, Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы оплачивают 25 процентов стоимости путевки;
е) военнослужащим, пенсионерам Министерства обороны РФ, лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, подвергшимся воздействию радиации, путевки предоставляются бесплатно;
ж) инвалидам — пенсионерам Министерства обороны РФ путевки предоставляются бесплатно;
з) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, офицерам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно — штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, членам их семей, а также прапорщикам и мичманам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно — штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, при направлении их в санатории Министерства обороны РФ для продолжения госпитального лечения в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии путевки предоставляются бесплатно.
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя.
В соответствии со ст. 184 КЗоТ РФ администрация предприятий, учреждений, организаций обязана для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников организовывать индивидуальное, бригадное, курсовое и другие формы профессионального обучения на производстве за счет предприятия, учреждения, организации.
Согласно Типовому положению о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 18 июня 1988 г., на производстве организуются такие виды профессионального обучения, как подготовка новых работников, переподготовка (переобучение) работников, обучение работников вторым (смежным) специальностям, повышение их квалификации.
Подготовка новых работников — это первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых в организацию и ранее не имевших профессии. Срок обучения, как правило, не превышает 6 месяцев, а по отдельным профессиям — 12 месяцев.
Переподготовка (переобучение) организуется в целях освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства.
Обучение работников вторым (смежным) профессиям организуется в целях повышения профессионального мастерства, подготовки их к работе в условиях применения коллективных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям.
Повышение квалификации работников — это обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям.
В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266−1 участники боевых действий и инвалиды боевых действий пользуются правом внеконкурсного поступления в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при условии успешной сдачи вступительных экзаменов.
Указом Президента РФ «Об установлении специальных стипендий студентам государственных образовательных учреждений профессионального образования из числа лиц, предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах» от 23 июня 1995 г. N 628 (в редакции Указа Президента РФ от 8 февраля 2001 г. N 136) установлены специальные стипендии студентам очной формы обучения из числа ветеранов боевых действий, обучающимся в государственных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, в размере:
до 1 января 2001 г. — двух установленных законодательством Российской Федерации минимальных размеров оплаты труда в месяц;
после 1 января 2001 г. — 200 рублей в месяц.
В соответствии с п. 24 Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2001 г. N 487, студентам образовательных учреждений из числа инвалидов и ветеранов боевых действий государственные (муниципальные) стипендии назначаются и выплачиваются в обязательном порядке.
В соответствии с п. 7 Положения о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним специальным образованием, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. N 942 и Постановлением Минтруда России и Госкомобразования России «О типовых контрактах между студентом и учебным заведением высшего (среднего) профессионального образования, студентом и работодателем, заключаемых в рамках целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием» от 27 декабря 1995 г. N 73/7 студенты из числа инвалидов I и II групп и ветеранов боевых действий на территориях других государств в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения ими заключенных контрактов, отчисления из учебного заведения без уважительных причин, отказа приступить к работе без уважительных причин освобождаются от возмещения учебному заведению и работодателю затрат, связанных с установлением им государственных стипендий, других социальных пособий (доплат) и льгот с момента заключения контракта до получения диплома, а также от возмещения средств, затраченных работодателем на их обучение с момента заключения контракта до получения диплома (отчисления из учебного заведения).
Глава II. Алгоритм действий по оформлению документов для получения удостоверения ветерана боевых действий. Размеры денежных пособий. Самые важные вопросы при оформлении пособия Ежемесячная денежная выплата 2 225 руб. 84 коп. (с учетом стоимости набора социальных услуг).
Данная ежемесячная денежная выплата предоставляется ветеранам боевых действий, указанным в подп. 1−4 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».
Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на оплату предоставления набора социальных услуг (социальной услуги).
Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение ветеранам боевых действий — 1 ООО руб.
Это дополнительное ежемесячное материальное обеспечение предоставляется ветеранам боевых действий, признанным в установленном порядке инвалидами вследствие военной травмы.
Ежемесячная компенсационная выплата к пенсии военнослужащим, ставшим инвалидами в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе с 1995 г.
6 000 руб. — инвалидам I и II группы;
2 300 руб. — инвалидам III группы.
Выплачивается ветеранам боевых действий, получающим пенсию, независимо от ее вида, размера и ведомства, осуществляющего ее выплату, факта работы и получения других видов социальных выплат.
Ежемесячная компенсационная выплата к пенсии ветеранам боевых действий, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученного при участии в боевых действиях на территории Республики Афганистан.
6 000 руб. — инвалидам I и II группы;
2 300 руб. — инвалидам III группы.
Выплачивается ветеранам боевых действий, получающим пенсию, независимо от ее вида, размера и ведомства, осуществляющего ее выплату, факта работы и получения других видов социальных выплат.
«ВАЖНОЕ! ВЕТЕРАНАМ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ»
Для каждого гражданина нашего района, нашего государства, вопрос о его правовой защите стал весьма значим и актуален. Многим из нас, сталкивающимися с жизненными ситуациями как увольнение с работы, невыплата положенных льгот, улучшение жилищных условий и т. д., крайне необходима юридическая помощь, для решения тех или иных вопросов. Надеемся, что добрым помощником и путеводителем станет для вас наша консультация, которая поможет разобраться в юридических нормах.
Как осуществляется судебная защита прав ветеранов боевых действий?
Какие документы могут подтверждать права ветеранов боевых действий?
Заключение
Как видим из данной работы категория граждан, имеющая статус ветеранов боевых действий, довольно обширна. Так же государством предоставляется довольно большой перечень мер социальной поддержки ветеранам боевых действий. Однако в нашем законодательстве имеются некоторые пробелы по регулированию и обеспечению данными мерами социальной поддержки. Несмотря на данный Федеральный закон, который определяет категорию граждан относящихся к участникам боевых действий, устанавливает право на социальную поддержку им, он конкретно не определяет, каким образом осуществляется данная социальная поддержка, существует еще «куча» подзаконных актов, постановлений Правительства Российской Федерации, регламентирующие данную сферу правовых отношений. А если гражданин еще и является военнослужащим либо сотрудником правоохранительных органов или службы исполнения наказаний, то тут появляется еще одна «куча» ведомственных приказов и актов. И в итоге нужно иметь минимум высшее юридическое образование, чтобы определить какой орган должен предоставить гражданину ту или иную льготу. В результате чего зачастую образуется присущий нашему государству юридический казус: есть гражданин, он имеет право на социальную поддержку, государством ему это гарантировано, но очень часто сложно определить какой государственный орган должен и обязан предоставить ему эту социальную поддержку и зачастую получается ситуация как в известной пословице «спасение утопающего это дело самого утопающего». И очень часто ветеранам боевых действий приходится оббивать пороги государственных учреждений чтобы получить ту или иную льготу, хотя он это не обязан делать, если он имеет право на ту или иную льготу, то она должна появляется у него автоматически, в соответствии с действующим законодательством. И поэтому очень бы хотелось в данной сфере сократить бюрократию порождаемую государственными органами, и чтобы органы социальной опеки, пенсионный фонд, муниципальные власти предоставляли социальную поддержку ветеранам боевых действий не по их заявлениям и требованиям, а по факту того, что у них есть право на данную социальную поддержку. Считаю, что необходимо создать общую социальную базу, где отображался бы статус каждого гражданина имеющего право на социальную льготу, и когда человек придет к врачу ему не нужно будет доказывать, что он имеет право на бесплатное лекарство, путевку в санаторий, врач сам видя по компьютеру что у него на это есть право будет ему предлагать те или иные виды социальных пособий. Не нужно будет ходить и органов соцопеки в пенсионный фонд и обратно для определения кто из них должен предоставить данную льготу, не нужно будет на работе объяснять, что гражданин имеет право на неоплачиваемый отпуск в размере 35 календарных дней с сохранением его места работадателем и тому подобное.
Еще одна проблема с которой зачастую сталкиваются ветераны боевых действий, это доказывание самого факта, что он является участником боевых действий и гражданин имеет право на данный статус. Есть очень много случаев, из-за халатности должностных лиц, когда не вносились в соответствующие документы записи о том, что гражданин принимал участие в боевых действиях, особенно в первую Чеченскую кампанию, когда даже не было списка воинских частей принимавших участие в боевых действиях, не говоря уже о поименных списках личного состава воинских формирований и органов внутренних дел. И очень часто гражданам через суд приходится доказывать свое присутствие и участие в вооруженных конфликтах.
В заключение хотелось бы добавить, что в Конституцией Российская Федерация провозглашается социальным государством. Очень приятно и отрадно отметить, что государство берет на себя обязанности по обеспечению мерами социальной поддержки своих граждан, которые защищали интересы своего государства в условиях ведения боевых действий и вооруженных конфликтах. Что граждане отдавшие государству психическое, а зачастую и физическое здоровье не остаются без внимания со стороны своей Отчизны, и она помнит о том, что они внесли определенный вклад в интересы нашего государства.
Использованная литература Специальная литература
1. Актуальные проблемы развития социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: Монография / Под ред. А. А. Чертополоха. — М., 2004. С. 203.
2. Артамонов Н. В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение. — М., 1988. С. 21.
3. Беребина О. П. Уровень пенсионного обеспечения: современное состояние и перспективы. — М., 1999. С. 9.
4. Буянова М. О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. — М.: Проспект, 2002. С. 37, 168−171, 214−217. 168−171.
5. Буянова М. О., Кобзева С. И., Кондратьева З. А. Право социального обеспечения: учебное пособие. — М.: КноРус, 2005. С. 219−235.
6. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. — М., 1997. С. 16.
7. Гудис В. И. Статус ветерана военной службы: проблемы и пути их решения // Право в Вооруженных Силах. № 10. 2005. С. 6−16.
8. Иванов Ю. Как становятся ветеранами труда // Парламентская газета. № 167. 06.10.2006.
9. Исайчева Е. А. Право социального обеспечения. Ответы на экзаменационные вопросы. — М.: Экзамен, 2004. С. 286.
10. Калашников С. В. Функциональная теория социального государства. — М.: Экономика, 2002. С. 69, 129−130.
11. Киселев И. Н. О некоторых проблемах регионального регулирования отношений в сфере социальной защиты населения // Социальное и пенсионное право. 2007. № 2. С. 46.
12. Корякин В. М. Комментарий к Федеральному закону «О ветеранах» (постатейный) // За права военнослужащих, 2006. С. 12−54.
13. Корякин В. М. О правах и льготах ветеранов боевых действий // Право в Вооруженных Силах. № 4. 2003. С. 21.
14. Корякин В. М. Теоретико-правовые основы статуса ветерана в Российской Федерации // За права военнослужащих. 2007. С. 12.
15. Лепихов М. И. Конституционно-правовые основы деятельности Российской Федерации по социальной защите населения. — М., 2005. С. 25−34.
16. Льготы. Систематизированный перечень: Условия и порядок предоставления. Категории граждан. Нормативные акты. // Авторы-сост. Е. Е. Иванова, М. В. Кузнецов, С. Г. Ляпунов и др. — М.: Право и Закон, 2001. С. 460.
17. Мидонова Е. А. Формы защиты интересов в праве социального обеспечения // Трудовое право. 2007. № 8. С. 52.
18. Новгородцев П. И. Право на достойное человеческое существование // СПб., Русская философия собственности, 1993. С. 185.
19. О денежном довольствии и других выплатах военнослужащим и гражданскому персоналу внутренних войск МВД России. // Журнал Ваш бюджетный учет. № 10. 2006. С. 10.
20. Петров М. И. Комментарий к Федеральному закону «О ветеранах» (постатейный). — М.: Юстицинформ, 2007. С. 27−28.
21. Потапова Н. С. Право социального обеспечения: Практикум. — Владивосток: ВГУЭС, 2006. С. 79.
22. Путило Н. В. К вопросу о природе социальных услуг // Журнал российского права. 2006. № 4. С. 94.
23. Свинцов А. А., Радуто В. И. Социальная защита инвалидов. Десятилетний опыт правового регулирования // Социальное и пенсионное право. 2006. № 4. С. 5.
24. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М., 1987. С. 215.
25. Современный словарь иностранных слов. — М., 1992. С. 123.
26. Социальное правовое государство: вопросы теории и практики: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 21 июня 2003 г. / Сост. Н. С. Нижник, Н. А. Чекунов; под ред. Д. И. Луковской. — СПб., 2003. С. 3.
27. Старцун В. Н. О некоторых вопросах реализации гарантий погребения погибших (умерших) воннослужащих (в части возмещения расходов на изготовление и установку надгробных памятников) // Право в Вооруженных Силах. 2006. № 2. С. 47−49.
28. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения. — Ростов-н/Д: Феникс, 2003. С. 8, 479.
29. Чепурной А. Г. Социальная защита инвалидов боевых действий в Российской Федерации как юридический институт: взаимодействие международно-правовых и внутригосударственных факторов // Государство и право. 2006. № 4. С. 13.
Приложения Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ ГОСУДАРСТВ, ГОРОДОВ, ТЕРРИТОРИЙ И ПЕРИОДОВ ВЕДЕНИЯ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ С УЧАСТИЕМ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Раздел I. Гражданская война: с 23 февраля 1918 года по октябрь 1922 года Советско-польская война: март — октябрь 1920 года Боевые действия в Испании: 1936 — 1939 годы Война с Финляндией: с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года Великая Отечественная война: с 22 июня 1941 года по 9 (11) мая 1945 года Война с Японией: с 9 августа 1945 года по 3 сентября 1945 года Боевые операции по ликвидации басмачества с октября 1922 года по июнь 1931 года Боевые действия в районе озера Хасан с 29 июля по 11 августа 1938 года Боевые действия на реке Халхин-Гол:
с 11 мая по 16 сентября 1939 года Боевые действия при воссоединении СССР, Западной Украины и Западной Белоруссии: с 17 по 28 сентября 1939 года Боевые действия в Китае:
с августа 1924 года по июль 1927 года;
октябрь — ноябрь 1929 года;
с июля 1937 года по сентябрь 1944 года;
июль — сентябрь 1945 года;
с марта 1946 года по апрель 1949 года;
март — май 1950 года (для личного состава группы войск ПВО);
с июня 1950 года по июль 1953 года (для личного состава воинских подразделений, принимавших участие в боевых действиях в Северной Корее с территории Китая) Боевые действия в Венгрии: 1956 год Боевые действия в районе острова Даманский: март 1969 года Боевые действия в районе озера Жаланашколь: август 1969 года Раздел II
Оборона города Одессы: с 10 августа по 16 октября 1941 года Оборона города Ленинграда: с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года Оборона города Севастополя: с 5 ноября 1941 года по 4 июля 1942 года Оборона города Сталинграда: с 12 июля по 19 ноября 1942 года На лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах I и II, распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона «О ветеранах» .
Раздел III
Боевые действия в Алжире: 1962 — 1964 годы Боевые действия в Египте (Объединенная Арабская Республика):
с октября 1962 года по март 1963 года;
июнь 1967 года;
1968 год;
с марта 1969 года по июль 1972 года;
с октября 1973 года по март 1974 года;
с июня 1974 года по февраль 1975 года (для личного состава тральщиков Черноморского и Тихоокеанского флотов, участвовавших в разминировании зоны Суэцкого канала) Боевые действия в Йеменской Арабской Республике: с октября 1962 года по март 1963 года;
с ноября 1967 года по декабрь 1969 года Боевые действия во Вьетнаме: с января 1961 года по декабрь 1974 года, в том числе для личного состава разведывательных кораблей Тихоокеанского флота, решавших задачи боевой службы в Южно-Китайском море Боевые действия в Сирии: июнь 1967 года;
март — июль 1970 года;
сентябрь — ноябрь 1972 года;
октябрь 1973 года Боевые действия в Анголе: с ноября 1975 года по ноябрь 1992 года
(в ред. Федерального закона от 02.10.2008 N 166-ФЗ) Боевые действия в Мозамбике: 1967 — 1969 годы;
с ноября 1975 года по ноябрь 1979 года;
с марта 1984 года по август 1988 года
(в ред. Федерального закона от 02.10.2008 N 166-ФЗ) Боевые действия в Эфиопии: с декабря 1977 года по ноябрь 1990 года;
с мая 2000 года по декабрь 2000 года
(в ред. Федерального закона от 02.10.2008 N 166-ФЗ) Боевые действия в Афганистане: с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 года Боевые действия в Камбодже: апрель — декабрь 1970 года Боевые действия в Бангладеш: 1972 — 1973 годы (для личного состава кораблей и вспомогательных судов Военно-Морского Флота СССР) Боевые действия в Лаосе: с января 1960 года по декабрь 1963 года;
с августа 1964 года по ноябрь 1968 года;
с ноября 1969 года по декабрь 1970 года Боевые действия в Сирии и Ливане: июнь 1982 года Боевые действия в Республике Таджикистан: сентябрь — ноябрь 1992 года; (абзац введен Федеральным законом от 07.11.2011 N 307-ФЗ) с февраля 1993 года по декабрь 1997 года (абзац введен Федеральным законом от 07.11.2011 N 307-ФЗ) Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года (абзац введен Федеральным законом от 27.11.2002 N 158-ФЗ) Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года (абзац введен Федеральным законом от 27.11.2002 N 158-ФЗ) Выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с 8 по 22 августа 2008 года (абзац введен Федеральным законом от 17.12.2009 N 311-ФЗ)