Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Эффективность применения единого налога на вмененный налог

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Датой снятия с учета налогоплательщика единого налога в указанных случаях, считается указанная в заявлении дата прекращения предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, или дата перехода на иной режим налогообложения, или дата начала налогового периода, с которого налогоплательщик обязан перейти на общий режим налогообложения по основаниям, установленным… Читать ещё >

Эффективность применения единого налога на вмененный налог (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Оглавление Введение

1. Сущность и особенности единого налога на вмененный налог

2. Порядок расчета и уплаты единого налога на вмененный налог

3. Эффективность применения единого налога на вмененный налог Заключение Список использованной литературы

Введение

Малое предпринимательство занимает особое место в экономической системе любой страны, не только обеспечивает рост занятости и снижение социальной напряженности, но и является важнейшим фактором обеспечения устойчивости и инновационного характера экономического роста. Развитие малого бизнеса повышает гибкость и адаптивность экономики, обеспечивает основу для формирования массового среднего класса.

Развитие малого бизнеса в Российской Федерации обусловлено многими факторами, в том числе законодательно установленной возможностью ведения учета и отчетности в упрощенной форме, применением более простой системы налогообложения, то есть использованием специальных налоговых режимов. В последние годы налоговая система в значительной степени изменилась, что не могло не сказаться и на сфере малого предпринимательства.

Характерной особенностью налоговой системы России является наличие специальных налоговых режимов, представляющих собой особый установленный Налоговым кодексом РФ порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени и применяемый в оговоренных кодексом случаях.

В 1998 г. был принят Федеральный закон от 31.07.98 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Необходимость появления этого налога в РФ объяснялась тем, что в сферах деятельности, связанных с оборотом наличных денежных средств, огромные масштабы приобрело уклонение от уплаты налогов, а меры налогового контроля оказались нерезультативными.

Актуальность темы

курсовой работы заключается в том, что введение единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для определенных видов деятельности можно рассматривать как один из важных этапов в качественном совершенствовании и развитии налоговой системы Российской Федерации. Реализация названного положений Налогового кодекса предполагает существенное повышение эффективности налогообложения и, в первую очередь, в так называемых «труднодоступных для налогообложения» сферах деятельности, в которых преобладают налично-денежные расчеты. Единый налог на вмененный доход — это налог, принципиально отличный от действующих налогов, размер которых исчисляется в зависимости от выручки, прибыли, фонда оплаты труда и других результатов деятельности хозяйствующего субъекта. В качестве налогооблагаемой базы единого налога используется вмененный доход, оцениваемый не по данным фактической бухгалтерской отчетности, а по физическим показателям, характеризующим возможности плательщика (размер занимаемой площади, количество посадочных мест, численность работников и т. п.) и влияющим на потенциальную доходность бизнеса.

Цель исследования определяется задачами, а именно: определение содержания понятия «система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», «вмененный доход», установление особенностей, признаков регулирования системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности.

Объектом исследования является система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Предметом исследования является проблемы применения единого налога на вмененный доход.

1. Сущность и особенности ЕНВД Единый налог на вмененный доход (сокращ. ЕНВД) — система налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности. Именно деятельности, а не юридического лица или предпринимателя, поэтому ЕНВД прекрасно сочетается с общей или упрощенной системой налогообложения. Основное отличие ЕНВД от этих систем — то, что налог берется не с фактически полученного, а с вмененного дохода, то есть с того, который предполагается у плательщика по его расчетам, и по расчетам чиновников. До 2013 года налог был обязательным, с 1 января 2013 года он добровольный.

Как уже было сказано, при исчислении и уплате ЕНВД размер реально полученного дохода значения не имеет, налогоплательщики руководствуются размером вмененного им дохода, который установлен Налоговым кодексом РФ:

Вмененный доход — потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

ЕНВД применяется в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности:

1) оказание бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению.

При этом налогоплательщики, оказывающие бытовые услуги как физическим лицам, так и хозяйствующим субъектам, привлекаются к уплате ЕНВД только в отношении результатов их деятельности по оказанию бытовых услуг физическим лицам (населению). Доходы же, полученные от оказания бытовых услуг хозяйствующим субъектам (организациям и ИП) подлежат обложению в общеустановленном порядке.

2) оказание ветеринарных услуг (платные услуги, оказываемые физическим лицам и хозяйствующим субъектам).

3) оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств. К такому виду услуг относятся платные работы и услуги, оказываемые физическим лицам и хозяйствующим субъектам (за исключением услуг по заправке автотранспортных средств, а также услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках).

4) оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;

5) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

6) розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров, по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

7) розничная торговля, осуществляемая через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети. При этом, к розничной торговле не относится торговля подакцизными товарами, приведенными в п. 6—10 ст. 181 НК РФ (легковыми автомобилями, мотоциклами с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), автомобильным бензином, дизельным топливом, моторными маслами для дизельных и карбюраторных двигателей и прямогонным бензином), продукцией собственного производства (изготовления), а также продуктами питания и напитками (в том числе алкогольными) в барах, ресторанах, кафе и других объектах организации общественного питания.

8) оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания.

9) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей. К услугам общественного питания относятся услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.

10) распространения и (или) размещения наружной рекламы.

11) распространения и (или) размещения рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах. При этом, к вышеуказанным видам предпринимательской деятельности не относится деятельность посредников, агентов, комиссионеров и иных поверенных лиц по оказанию от своего имени рекламодателям вышеуказанных услуг на основе договоров комиссии, агентских и иных подобных договоров на оказание аналогичных услуг, заключенных ими с третьими лицами, имеющими на праве пользования, владения и (или) распоряжения транспортные средства и (или) соответствующие стационарные технические средства наружной рекламы.

12) оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 квадратных метров. Предпринимательская деятельность, связанная с оказанием физическим лицам платных услуг по передаче на основе договоров аренды (субаренды) во временное владение и (или) пользование спальных помещений.

13) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей. Предпринимательская деятельность, связанная с оказанием хозяйствующим субъектам платных услуг по передаче в наем (в аренду и субаренду) стационарных торговых мест, расположенных в собственных объектах нежилого недвижимого имущества.

14) оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.

ЕНВД заменяет налоги:

1) Для юридических лиц:

Налог на прибыль организаций — в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом;

Налог на имущество организаций — в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом;

Налог на добавленную стоимость — в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом

2) Для физических лиц — индивидуальных предпринимателей:

Налог на доходы физических лиц — в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом;

Налог на имущество физических лиц — в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом; Налог на добавленную стоимость — в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.

Организации и ИП, являющиеся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Исчисление и уплата иных налогов и сборов, не указанных в настоящем пункте, осуществляются налогоплательщиками в соответствии с иными режимами налогообложения. Условия и процедура перехода с общего режима налогообложения на уплату ЕНВД.

Для юридических лиц:

Рис. 1.

Для физических лиц — ИП:

Рис. 2.

Рассмотрим рисунки 1 и 2. Можно понять, что и для организаций и для ИП существуют общие ограничения:

Средняя численность работников за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать 100 человек. Данное ограничение не применяется в отношении организаций потребительской кооперации, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также в отношении хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;

Не должны осуществляться виды предпринимательской деятельности в части оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование автозаправочных станций и автогазозаправочных станций.

Данный налог регламентируется нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. В них установлены:

виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного пунктом 2 ст346.26 НК РФ (при введении единого налога в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг может быть определен перечень их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату единого налога);

значения коэффициента К 2, указанного в статье 346.27 НК РФ, или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности.

Поэтому, осуществляемый вид деятельности, попадающий под перечень деятельностей в НК РФ, должен быть упомянут и в местном нормативно правовом акте;

Единый налог не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в пункте 2 статьи 346.26, в случае осуществления их в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом.

Также существуют ограничения, касающиеся исключительно Юридических лиц:

Учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, предусмотренной подпунктом 8 пункта 2 статьи 346.26, не могут переходить на систему ЕНВД;

Доля участия других организаций в данной должна составлять не более 25 процентов. Указанное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-I «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;

Единый налог не применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в пункте 2 статьи 346.26, в случае осуществления их налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших.

Если по итогам налогового периода у налогоплательщика средняя численность работников превысила 100 человек и (или) им было допущено нарушение требования, установленного подпунктом 2 пункта 2.2 статьи 346.26, он считается утратившим право на применение системы налогообложения, установленной главой 26.3, и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, в котором были допущены нарушения указанных требований. При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Организации и индивидуальные предприниматели при переходе с общего режима налогообложения на уплату единого налога выполняют следующее правило: суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с сумм оплаты (частичной оплаты), полученной до перехода на уплату единого налога в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на уплату единого налога, подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода налогоплательщика налога на добавленную стоимость на уплату единого налога, при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателем в связи с переходом налогоплательщика на уплату единого налога.

С 1 января 2013 года переход на уплату единого налога осуществляется добровольно через подачу заявления о постановке на учет организации или ИП в качестве налогоплательщика ЕНВД в налоговый орган по месту ведения деятельности, по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) при осуществлении 3-х видов деятельности:

развозной или разносной розничной торговли;

размещения рекламы на транспортных средствах;

оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов.

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на нескольких внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых действуют несколько налоговых органов, осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога.

Организации или индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого налога, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения в виде ЕНВД, заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога.

Налоговый орган, осуществивший постановку на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога, в течение пяти дней со дня получения заявления о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога выдает уведомление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога. Датой постановки на учет в качестве налогоплательщика единого налога является дата начала применения системы налогообложения, указанная в заявлении о постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога.

Условия и процедура перехода с ЕНВД на другие режимы.

В настоящее время применять ЕНВД можно в добровольном порядке. А значит, есть возможность перейти на другую систему налогообложения.

Нужно отметить, что действующее законодательство устанавливает ряд условий, при которых можно уплачивать ЕНВД, которые уже были перечислены ранее. Если эти условия не выполняются, то налогоплательщик уже не по своей воле лишается права на применение единого налога и должен будет перейти на иной налоговый режим.

Если налогоплательщик решил добровольно отказаться от уплаты единого налога на вмененный доход и перейти на иной режим налогообложения, сделать это он сможет только с начала календарного года. В середине года добровольно отказаться от ЕНВД нельзя. Об этом сказано в пункте 1 статьи 346.28 НК РФ.

В случае, когда были нарушены установленные главой 26.3 НК РФ ограничения, а именно по численности персонала или доле участия в уставном капитале, налогоплательщик считается утратившим право на применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход с начала квартала, в котором допущено нарушение.

Если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, он учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло данное изменение.

Если причиной смены единого налога на иной налоговый режим являются изменения в законодательстве, датой перехода является 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом.

При прекращении вмененной деятельности перейти на другой режим налогообложения нужно со дня, следующего за последним днем ведения такой деятельности.

Организации и индивидуальные предприниматели вправе сами решать, на какой системе налогообложения они будут работать. Исключение составляют налогоплательщики, которые потеряли право на уплату единого налога на вмененный доход в результате превышения ограничения по численности персонала или доле участия в уставном капитале. Они смогут перейти только на общий режим налогообложения. И причем уплачивать налоги им нужно будет как вновь созданной организации или вновь зарегистрированному предпринимателю.

Так, организации по желанию могут совершить переход с ЕНВД на УСН и общий режим налогообложения.

Для применения общей системы никаких ограничений не установлено. Поэтому тем компаниям, которые совмещали общую систему налогообложения с ЕНВД, возможно, будет удобнее перевести всю деятельность на общий режим. Ведь тогда отпадет необходимость ведения раздельного учета, предусмотренная пунктом 7 статьи 346.26 НК РФ.

А вот УСН подходит не всем организациям. Ведь главой 26.2 НК РФ для ее применения установлены некоторые ограничения. Поэтому при принятии решения о переходе на упрощенную систему налогообложения после отказа от уплаты ЕНВД организациям необходимо проверить следующее:

не относятся ли они к категории налогоплательщиков, которые не имеют права применять УСН;

удовлетворяют ли они всем критериям, позволяющим работать на упрощенной системе. Например, средняя численность работников за 9 месяцев года, предшествующего переходу на УСН, не должна превышать 100 человек.

Важно заметить, что ограничение по доходу при переходе с системы налогообложения в виде ЕНВД на упрощенную систему не применяется. В письме Минфина России от 05.10.2010 № 03- 11−11/255 это объясняется тем, что плательщики ЕНВД при переходе на УСН определяют сумму только тех доходов, которые получены по видам деятельности, облагаемым в рамках общего режима. А такое возможно, если система ЕНВД совмещается с общим режимом. В случае, когда организация работает исключительно на системе налогообложения в виде ЕНВД, доходы, облагаемые в рамках общего режима, отсутствуют.

Что касается индивидуальных предпринимателей, решивших отказаться от ЕНВД, то они вправе выбрать:

общую систему налогообложения;

упрощенную систему налогообложения (при соблюдении условий, установленных главой 26.2 НК РФ);

патентную систему налогообложения.

Однако стоит заметить, что и для применения патентной системы налогообложения, как, впрочем, и для ЕНВД, и для УСН, Налоговым кодексом предусмотрены некоторые ограничения. Кроме того, патентная система налогообложения может действовать не во всех субъектах РФ, так как вводится в действие законами региональных властей и применяется только на соответствующих территориях.

Организации или предприниматели, которые по собственному желанию или в силу закона меняют ЕНВД на другой режим налогообложения, должны об этом проинформировать ИФНС. Для этого организациям нужно подать заявление о снятии с учета. Снятие с учета налогоплательщика единого налога при прекращении им предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, переходе на иной режим налогообложения, в том числе при нарушении ограничений, установленных НК РФ для плательщиков единого налога, осуществляется на основании заявления, представленного в налоговый орган в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, или со дня перехода на иной режим налогообложения, или с последнего дня месяца налогового периода, в котором допущены нарушения требований, установленных НК РФ.

Датой снятия с учета налогоплательщика единого налога в указанных случаях, считается указанная в заявлении дата прекращения предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, или дата перехода на иной режим налогообложения, или дата начала налогового периода, с которого налогоплательщик обязан перейти на общий режим налогообложения по основаниям, установленным ограничением в области превышения численности организации. При нарушении срока представления налогоплательщиком единого налога заявления о снятии его с учета в связи с прекращением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, снятие с учета этого налогоплательщика и направление ему уведомления о снятии его с учета в качестве налогоплательщика единого налога осуществляются не ранее последнего дня месяца, в котором представлено указанное заявление. Датой снятия с учета в данном случае является последний день месяца, в котором представлено заявление о снятии с учета.

Налоговый орган в течение пяти дней со дня получения от налогоплательщика заявления о снятии с учета в качестве налогоплательщика единого налога направляет ему уведомление о снятии его с учета, если иное не установлено настоящим пунктом.

Может случиться, что, уйдя с ЕНВД, налогоплательщик захочет вновь вернуться на этот спецрежим. Заметим, Налоговый кодекс РФ этого не запрещает. К тому же у организаций и предпринимателей есть возможность уплачивать ЕНВД до 1 января 2018 года.

Какого-либо особого порядка возврата на уплату единого налога глава 26.3 НК РФ не предусматривает. Поэтому в данном случае нужно в общем порядке подать заявление о переходе на систему налогообложения в виде ЕНВД в течение пяти дней со дня повторного начала ведения вмененной деятельности.

2. Порядок расчета и уплаты ЕНВД Налогоплательщиками ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.

Расчет налога производится по формуле:

ЕНВД=(Налоговая база*Ставка налога) — Страховые Взносы Налоговой базой в данном случае признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Налоговая база = Вмененный доход = Базовая доходность*Физический показатель При этом под базовой доходностью понимают условную месячную доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя.

Базовая доходность корректируется в соответствии с коэффициентом-дефлятором (К1) и корректирующим коэффициентом (К2).

Корректирующие коэффициенты базовой доходности — коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного условия на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, а именно:

К1 — устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем периоде.

Коэффициент-дефлятор определяется Минэкономразвития России (при согласовании с Минфином РФ) и подлежит официальному опубликованию ежегодно, не позднее 20 ноября в «Российской газете». Коэффициент-дефлятор устанавливается в конце года на год, следующий за текущим.

Управление ФНС России сообщает, что приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.11.2013 № 652 «Об установлении коэффициентов — дефляторов на 2014 год» коэффициент — дефлятор К1, необходимый для расчета налоговой базы по единому налогу на вмененный доход в соответствии с главой 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации, установлен на 2014 год, равным 1,672.

К2 — корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и иные особенности.

Значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на период не менее чем календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно. Если нормативный правовой акт представительного органа муниципального района, городского округа, законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о внесении изменений в действующие значения корректирующего коэффициента К2 не приняты до начала следующего календарного года и (или) не вступили в силу в установленном настоящим Кодексом порядке с начала следующего календарного года, то в следующем календарном году продолжают действовать значения корректирующего коэффициента К2, действовавшие в предыдущем календарном году.

Согласно решению Тверской городской думы от 24 ноября 2005 г. N109 «О введении на территории города Твери системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», корректирующий коэффициент базовой доходности К2 определяется как произведение значений базового коэффициента Кос, учитывающего влияние особенностей ведения предпринимательской деятельности в городе Твери и коэффициента Км, учитывающего место расположения объекта предпринимательской деятельности на территории города. При этом значение К2 не может быть более 1,0. Коэффициенты Кос и Км установлены этим же решением Тверской городской думы.

В качестве физических показателей в настоящее время используются количество работников, площадь торгового зала, площадь стоянки, торговое место, площадь зала обслуживания посетителей, количество транспортных средств, площадь информационного поля, площадь спального помещения в зависимости от определенного вида деятельности. Они регламентированы в статье 346.29 главы 26.3 НК РФ и редактированы нормативным правовым актом представительного органа муниципального района, городского округа. В соответствии с физическими показателями установлена и базовая доходность.

В случае, если в течение налогового периода у налогоплательщика произошло изменение величины физического показателя, налогоплательщик при исчислении суммы единого налога учитывает указанное изменение с начала того месяца, в котором произошло изменение величины физического показателя.

Ставка налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода.

Страховые взносы.

Для физических лиц — ИП:

Налогоплательщики — ИП имеют право уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый период, на суммы платежей (взносов) и пособий, которые были уплачены в пользу работников, занятых в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог.

При этом сумма такого уменьшения не может быть больше, чем 50% исчисленного налога.

Индивидуальные предприниматели, которые не имеют наемных работников (то есть они не производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) могут уменьшить сумму единого налога на вмененный доход на сумму уплаченных (за себя) в фиксированном размере страховых взносов в ПФР и ФФОМС без применения 50% ограничения.

Индивидуальные предприниматели, у которых есть наемные работники, не вправе уменьшить сумму исчисленного ими единого налога на вмененный доход на сумму уплаченных за себя в фиксированном размере страховых взносов.

Для юридических лиц:

Налогоплательщики ЕНВД имеют право уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый период, на суммы платежей (взносов) и пособий, которые были уплачены в пользу работников, занятых в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог.

При этом сумма такого уменьшения не может быть больше, чем 50% исчисленного налога.

Порядок учета ЕНВД.

Обязательный учет показателей ведется:

по налогам, исчисляемым в качестве налоговых агентов;

по прочим налогам и сборам.

Раздельный учет показателей осуществляется:

по каждому виду деятельности, облагаемой ЕНВД, т. е. если организация (ИП) осуществляет несколько видов деятельности, то учет должен вестись по каждому;

в отношении деятельности, облагаемой ЕНВД и деятельности, облагаемой в рамках иных режимов налогообложения. Это означает, что следует отделять доходы и расходы по ЕНВД от доходов и расходов по остальным видам деятельности. С разделением доходов трудностей обычно не возникает. Но вот с разделением расходов все по — другому. Кроме расходов, которые можно однозначно отнести к разным системам налогообложения, существуют еще и такие, как, например, заработная плата директора, бухгалтера и прочего административно-управленческого персонала. Поскольку этот персонал занимается всеми видами деятельности одновременно (по разным системам налогообложения), а в качестве расходов для налога на прибыль зарплата персонала, занятого на ЕНВД не учитывается, то зарплату административно-управленческого персонала надо делить на две части: относящуюся к ЕНВД и относящуюся к ОСН (или УСН). К расходам для определения налоговой базы по налогу на прибыль принимается только вторая часть. Согласно статье 274 НК разделять расходы следует пропорционально доле доходов от разных видов деятельности, т. е. расходы должны быть экономически обоснованными. На чем фирма (или ИП) зарабатывает больше — к той деятельности (и соответственно этой же системе налогообложения) и надо относить большую часть распределяемых расходов. Также следует учитывать и то, что налоговые периоды по отдельным налогам разные. Кроме уже названных налогов, на общей системе налогообложения раздельный учет обязательно должен быть и для НДС — к вычету можно брать только входной НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), которые будут использоваться в операциях, облагаемых НДС. Также и налог на имущество следует начислять лишь на ту его часть, которая используется в деятельности, облагаемой по общей системе.

Налогоплательщики ЕНВД обязаны:

Соблюдать порядка ведение кассовых операций (кассовая книга). Индивидуальными предпринимателями, ведущими в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, кассовые документы могут не оформляться.

Юридические лица — вести бухгалтерский учет,

ИП — ведение бухгалтерского учета не обязательно.

Представлять сведений о среднесписочной численности работников.

Подача декларации и уплата налога.

Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода. Согласно данному пункту сначала налогоплательщик получает доход, а потом из этого дохода уплачивает налог. Подлежащая уплате сумма ЕНВД уплачивается налогоплательщиком по итогам I, II, III, IV квартала соответственно до 25 апреля, до 25 июля, до 25 октября, до 25 января. Уплата единого налога производится в наличной или безналичной форме.

Порядок и сроки представления налоговой декларации Налоговые декларации представляются в налоговый орган по итогам каждого квартала — не позднее 20-го числа месяца следующего за кварталом.

Форма декларации утверждена Приказом ФНС России от 23.01.2012 № ММВ-7−3/13.

3. Эффективность применения ЕНВД Очередной законопроект, внесённый в 2011 году, предлагал отменять единый налог поэтапно до 1 января 2014 года, а для ИП установить добровольный спецрежим — патентную систему налогообложения. Предприниматели предложение не одобрили и требовали сохранить ЕНВД как добровольный режим, поскольку равноценной налоговой альтернативы нет.

В результате отмена ЕНВД состоится только 1 января 2018 года. А пока в Налоговый кодекс внесён ряд поправок, затронувших спецрежимы и направленных на налоговое стимулирование малого предпринимательства.

Таким образом, с 2013 года Налоговый кодекс содержит две достаточно близкие по своей сути системы — патентную систему и ЕНВД. Но при всей кажущейся аналогичности эти системы имеют существенные различия, как улучшающие, так и ухудшающие положение предпринимателя.

Сравним параметры патентной системы и ЕНВД, которые могут повлиять на выбор предпринимателя между этими двумя системами.

Таблица 1

Параметр

Патентная система

ЕНВД

+ и — ПСН

+ и — ЕНВД

1. Налогоплательщики

Только ИП

ИП и юридические лица

;

2. Привлечение наемных работников (средняя численность, включая договора подряда)

До 15 человек

До 100 человек (средняя численность, включая договора подряда)

;

3. Ограничение по размеру годового дохода

Не более 60 млн руб. (доход по всем патентам + доход УСН)

Не предусмотрено

;

4. Возможность применения различными категориями предпринимателей

Только субъекты микро-бизнеса

Субъекты микрои малого бизнеса

;

5.Отличия по отдельным видам деятельности:

5.1Площадь торгового места или зала обслуживания посетителей общественного питания

Не более 50 кв. метров

Не более 150 кв. метров

;

5.2Площадь помещений для временного размещения и проживания

Не ограничена

Не более 500 кв. метров

;

5.3 Бытовые услуги

Не ограничена

Не более 500 кв. метров

;

5.4 Общественное питание через объекты без зала обслуживания посетителей

На ПСН не переводится

Может быть переведено на ЕНВД

;

5.5 Услуги по мойке автомобилей

На ПСН не переводится

Может быть переведено на ЕНВД

;

5.6Услуги автостоянок

На ПСН не переводится

Может быть переведено на ЕНВД

;

5.7 Сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, земельных участков

В отношении любых жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, но принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности

Только в отношении (собственных или арендованных):

—жилых помещений для временного размещения и проживания;

—торговых мест, объектов нестационарной торговой сети и общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;

—земельных участков для размещения объектов торговли и общественного питания;

— мест для стоянки автомототранспорта

;

5.8Перевозка пассажиров и грузов

— автотранспортом и водным транспортом;

— количество транспортных средств не ограничено;

— территория оказания услуг ограничена территорией субъекта РФ

— только автотранспортом;

— ограничение: не более 20 единиц собственного и арендованного автотранспорта;

— территория оказания услуг не ограничена

;

;

;

6. Отдельные виды услуг населению:

а) медицинские и фармацевтические б) обучение на курсах и репетиторство;

в) присмотр и уход за детьми и больными г) проведение занятий по физической культуре и спорту (кроме проката спортинвентаря);

д) услуги носильщиков;

е) услуги платных туалетов;

ё) услуги поваров по изготовлению блюд на дому ж) ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты з) частная детективная и охранная деятельность;

д) экскурсионная деятельность

Переводятся на ПСН

Не переводится на ЕНВД

;

7. Переход на систему налогообложения

Заявительно-разрешительный

Заявительно-уведомительный

;

8. Подача заявления о начале деятельности

Заявление на приобретение патента подается за 10 днейдо начала деятельности

Заявление на переход на систему ЕНВД подается в течение 5 днейпосле начала деятельности

;

9. Причины отказа в выдаче разрешения

Не соответствует вид деятельности; неверный срок патента; если утрачено право на патент; если есть недоимка по налогу

Не предусмотрено

;

10. Деятельность на разных территориях

Не ограничена, требуется заявление в УФНС территории, где осуществляется деятельность; оплата патента — в местный бюджет территории, где приобретен патент

Не ограничена, требуется регистрация в каждой территории в качестве плательщика ЕНВД; оплата налога — в местный бюджет территории, на которой осуществлена регистрация как плательщика ЕНВД

11. Утрата права на применение

С начала налогового периода, на который выдан патент в случае, если:

— средняя численность работников превысила 15 человек;

— совокупный доход от деятельности по всем патентам и доходам от УСН превысил 60 млн руб.;

— пропущен срок уплаты налога

(п. 6 ст. 346.45 НК РФ)

С начала налогового периода, в котором допущены нарушения, если средняя численность работников превысила 100 человек

(п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ)

;

12. Ограничение срока действия

От одного месяца до года

Не предусмотрено

;

13. Оплата налога

При сроке патента до 6 месяцев — предоплата (25 дней после начала действия патента); от 6 до 12 месяцев — предоплата в размере 1/3 суммы налога, 2/3 выплачивается за 30 дней до окончания действия патента

После окончания налогового периода

;

14. Учет доходов

Необходимо вести Книгу доходов

Не предусмотрено

;

15. Кассовая дисциплина

Не предусмотрена

Не предусмотрена

16. Налоговая декларация

Не предусмотрена

Ежеквартально

;

17. Документооборот с налоговыми органами

Подача заявления о приобретении патента на каждый новый срок

Заявление о начале деятельности по системе ЕНВД подается один раз на весь период деятельности

;

18. Льготы по взносам во внебюджетные фонды

Стоимость патента не уменьшается на оплаченные взносы во внебюджетные фонды

Сумма налога ЕНВД уменьшается на сумму оплаченных взносов за наемных работников, но не более, чем на 50%; для ИП, не имеющих работников, сумма налога ЕНВД может быть уменьшена полностью н, а сумму оплаченных фиксированных взносов во внебюджетные фонды

;

19. Ставка налога

9%

15%

;

Заключение

Вопрос о налогообложении малого бизнеса приобрел особую актуальность в переходной экономике России. Наличие малоэффективных производств, снижение занятости, социальные и, как следствие, политические проблемы делают жизненно необходимым создание условий для деятельности в независимых от государства сферах самостоятельной части населения страны. Также важной задачей является извлечение дополнительных доходов бюджета. Создание простого и ясного налогового режима, сопровождающегося снижением издержек по ведению учета и предоставлению отчетности, а также налогового бремени, позволило бы разрешить ряд проблем, стоящих в настоящее перед российским обществом. За десять лет существования системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) законодательная база претерпела существенные изменения. Если с момента появления в 1998 году ее действие определялось в соответствии с Федеральным Законом, то позже она была выделена с отдельную главу Налогового Кодекса. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что введение в действие новой главы НК РФ заметно упростило процедуры налогообложения и предоставления отчетности и, в конечном счете, создало благоприятные условия для ускорения развития в стране малых предприятий. Но вместе с тем при всех возможных преимуществах вмененной системы налогообложения организации и предприниматели сталкиваются с рядом трудностей, возникающих в результате применения ЕНВД.

Сегодня можно говорить о том, что единый налог на вмененный доход является одним из главных источников формирования доходов местных бюджетов, несмотря на то, что динамика поступлений ЕНВД в местные бюджеты РФ заметно варьируется в зависимости от региона, что связано с установлением различного перечня видов деятельности, на которые распространен ЕНВД, а также с применяемым методом установления коэффициента К2.

Сущность системы налогообложения в виде ЕНВД и ее главное преимущество заключаются в том, что уплата целого ряда налогов заменяется уплатой единого налога. Положительными чертами данного режима можно назвать также упрощенную форму ведения бухгалтерского и налогового учета, представления отчетности, использование корректирующих коэффициентов.

бизнес налог учет предпринимательство

1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402 — ФЗ «О бухгалтерском учете»;

2. Федеральный закон от 29.06.2012 № 97-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую налогового кодекса российской федерации и статью 26 федерального закона «О банках и банковской деятельности» «;

3. Федеральный закон от 14.06.95 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства»;

4. Налоговый Кодекс Российской Федерации;

5. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 07.11.2013 № 652 «Об установлении коэффициентов — дефляторов на 2014 год»;

6. Решение Тверской городской думы от 24 ноября 2005 г. N 109 «О введении на территории города Твери системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»;

7. Указание ЦБ РФ от 11 марта 2014 г. n 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»;

8. Письмо МинФина от 5.10.2010 № 03−11−11/255;

9. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01;

10. Андреев Н. М. «О применении системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности» / Н. М. Андреев // Налоговый вестник. — 2013. — № 2. — С. 88−97;

11. Бессонова Е. А. «Вмененные» сложности с постановкой на учет / Е. А. Бессонова // Главбух. — 2005. — № 6. — С. 20−21;

12. Левадная Т. Ю. Ведение учета индивидуальными предпринимателями / Т. Ю. Левадная // Финансы. — 2005. — № 3. — С. 18−22;

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой