Оценка отраслевых конкурентных позиций угольной отрасли
С другой стороны инвестиционные планы по угледобыче на ближайшую перспективу в Кузбассе все больше предпочитают связывать с высокотехнологичными проектами. Один из примеров такого развития — это проект создания в Кузбассе энерго-угольного кластера, Караканского топливно-энергетического комплекса («КарТЭК»), который сформирован в Караканском угольном месторождении. Вместе с угледобывающими… Читать ещё >
Оценка отраслевых конкурентных позиций угольной отрасли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Контрольная работа На тему: «Оценка отраслевых конкурентных позиций угольной отрасли»
1. Анализ состояния угольной промышленности Кузбасса
1.1 Характеристика кузнецкого угольного бассейна
1.2 Анализ инвестиций на развитие угольной промышленности Кузбасса
1.3 Мировое значение угольной отрасти Кузбасса
2. SWOT — анализ угольной промышленности Кузбасса
3. Проблемы развития угольной отрасли Кузбасса в России
4. Новый вызов топливным рынкам. Сланцевая революция и пути рения для угольной промышленности России Заключение Библиографический список угольный инвестиция топливный рынок Введение Кузнецкий уголь — это весомый фактор безопасности энергетической устойчивости нашей экономики. Это самое надежное топливо, это электроэнергия и тепло В. В. Путин В последние годы возрос интерес к дальнейшему развитию угольной промышленности Кузбасса. Главное богатство бассейна — несметные залежи высококачественного и разнообразного по химическому составу каменного угля. Угли Кузбасса имеют низкое содержание золы, серы, фосфора и воды. В угольных богатствах России на долю Кузбасса приходится 35,5% общих запасов и 66,4% - запасов коксующихся углей. Угольные запасы Кузбасса составляют 733 млрд. т. и отличаются разнообразным марочным составом (более 60). (1)
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поэтому в данной работе рассматриваются вопросы значения, размещения и эффективности функционирования угольной промышленности Кузбасса.
Привлечение инвестиций является наиболее актуальной и весьма болезненно решаемой проблемой в условиях реструктуризации угольной промышленности и усиления роли угля в топливно-энергетическом балансе страны, потому как существует ограничение бюджетных возможностей и нежелание абсолютного большинства коммерческих банков финансировать проекты угольных предприятий. В настоящее время 72% инвестиций финансируется за счет собственных источников. Однако абсолютная величина финансовых ресурсов недостаточна для реализации крупных инвестиционных проектов.
Цель исследования — оценить состояние угольной промышленности Кузбасса, провести SWOT-анализ и выявить проблемы перспективы развития угольной промышленности Кузбасс
1. Анализ состояния угольной промышленности Кузбасса
1.1 Характеристика кузнецкого угольного бассейна Кузнецкий угольный бассейн был открыт в 1721 г., широко разрабатывается с 1920;х гг. По запасам и качеству углей Кузбасс — один из крупнейших эксплуатируемых каменноугольных бассейнов мира, где на сравнительно небольшой территории сконцентрированы мощные угольные залежи с широкой гаммой углей, пригодных для коксования, получения жидкого топлива и сырья для химической промышленности.
Он расположен на территории Кемеровской области Западной Сибири. Бассейн вытянут вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали на 800 км. По запасам, качеству углей и мощности пластов Кузбассу принадлежит одно из первых мест в мире; в масштабах России доля Кузнецкого угля почти 60%. Бассейн располагает большими запасами углей различных марок — от бурых до антрацитов. Общие геологические запасы до глубины 1800 м. составляют 725 млрд. т. Большая часть всех запасов приходится на ценные коксующиеся угли. На его долю приходится 40% всей добычи. Площадь бассейна около 26 тыс. км2. Балансовые запасы его составляют 600 млрд. тонн; мощность пластов от 6−14 м., а в ряде мест достигает 20−25 м; средняя глубина разработки угольных пластов шахтным методом достигает 315 м. Бассейн имеет благоприятные горно-геологические условия разработки, что обеспечивает их низкую себестоимость. Угли Кузбасса обладают невысокой зольностью — 4−6%; низким содержанием серы (от 0,3 до 0,65%), фосфора; высокой калорийностью — 8,6 ккал; удельная теплота сгорания — 6000−8500 ккал/кг; значительны ресурсы коксующихся углей, их запасы составляют 643 млрд. тонн. Вместе с тем, велика доля запасов, не соответствующих по своим параметрам мировым кондициям по горно-геологическим условиям залегания и качеству (около 50%). [8]
Добыча угля производится как открытым, так и шахтным способами. К основным центрам угледобычи относятся Прокопьевск, Анжеро-Судженск, Ленинск-Кузнецкий; наиболее перспективным является Ерунаковский угленосный район, где сосредоточены огромные запасы коксующихся и энергетических углей с благоприятными горно-геологическими условиями, пригодными для обработки как подземным, так и открытым способами с высокими технико-экономическими показателями.
Диаграмма 1
Динамика общей добычи угля по Кемеровской области за период с 2000 по 2011 год демонстрирует успешное развитие угольной отрасли до 2008 года, где наблюдался упадок промышленного производства. (Диаграмма 1) Угольная отрасль Кузбасса в той или иной мере интегрирована в экономику 85 стран мира, поэтому в результате по причине мирового экономического кризиса только за первый квартал 2009 года бюджет региона недополучил порядка 10 млрд рублей в доходной части (около четверти общих «угольных» доходов бюджета).
Докризисный рост добычи угля в Кузбассе обусловлен тем, что за последние 10 лет в Кузбассе привлечено в угольную промышленность почти 360 млрд. рублей инвестиций, построено 53 новых, современных предприятия по добыче и переработке угля, оснащенных самыми передовыми средствами безопасности. Сейчас в Кузбассе действует 117 шахт и разрезов. Объем переработки по итогам 2011 года составил 130 млн тонн, или 68% всего добытого угля. Для обслуживания современной техники вводятся сервисные центры, в том числе таких известных фирм, как «Комацу» (Япония), «Белавто» (Белоруссия), «Джой Глобал» (США). Создание этих сервисных центров непосредственно в регионе дает гарантию бесперебойной работы техники, а значит — бесперебойной работы угольной отрасли в целом. [1]
Угольщики Кузбасса в феврале 2013 года увеличили добычу коксующихся углей на 24% В феврале текущего года угольщики Кузбасса добыли 15,3 млн т угля. По данным департамента угольной промышленности и энергетики области, это на 2,9 млн т или 23,4% больше, чем в феврале 2009 г. В том числе в феврале добыто 4,6 млн т угля коксующихся марок (прирост к февралю 2009 г. на 0,9 млн т или 24,3%).
В феврале угольные компании Кузбасса отгрузили потребителям 14,3 млн т угля, прирост к уровню февраля прошлого года составил 1,5 млн т или 11,7%. Из общего объема отгрузки на экспорт поставлено 6,8 млн т угля, что на уровне прошлого года. Остатки угля на складах — 10,1 млн т.
Всего за январь-февраль горняки области выдали на-гора 29,9 млн т угля, что на 4,3 млн т (16,8%) выше показателей прошлого года. В том числе коксующихся марок угля было добыто 9 млн т или на 2,2 млн т (32,4%) больше, чем за два месяца 2009 г.
С приростом к показателям 2012 г. сработали: ЗАО «Распадская УК» на 837 тыс. т; ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» — 775 тыс. т; ОАО ПО «Сибирь-Уголь» — 638 тыс. т; ООО «Холдинг Сибуглемет» — 594 тыс. т; ОАО «СДС-Уголь» — 488 тыс. т; ООО «УК «Заречная» — 279 тыс. т; ОАО «УК «Северный Кузбасс» — 131 тыс. т; ОАО «Кузбасская топливная компания» — 84 тыс. т; ЗАО «Стройсервис» — 34 тыс. т.
Наибольшее снижение объемов добычи по итогам двух месяцев текущего года к соответствующему периоду 2009 г. допустили: ООО «Русский Уголь-Кузбасс» — (- 98,5 тыс. т); ЗАО ОДК «Нордал» — (- 78 тыс. т); ОАО «Кокс» — (- 73 тыс. т); ЗАО ИК «ЮКАС-Холдинг» — (- 73 тыс. т); ОАО «СУЭК-Кузбасс» — (- 43 тыс. т). ООО «Ровер» — (- 43 тыс. т).
1.2 Анализ инвестиций на развитие угольной промышленности Кузбасса Диаграмма 2
Несмотря на увеличение объёмов добычи угля, баланс добычи и потребления угля в стране до сих пор остаётся дефицитным (до 25 млн. т. угля ввозится ежегодно из Казахстана и даже из Монголии), что свидетельствует о недостатке инвестиций в угольной отрасли. Рост инвестиций позволил бы увеличить не только объёмы добычи, но и качество продукции угольной промышленности. Уровень инвестиций в угольную промышленность Кузбасса намного ниже необходимого уровня по мировым стандартам (диаграмма 2), по экспертным расчетам, он должен составлять более 92 млрд. рублей. По уровню инвестиций Кузбасс отстаёт даже от соседнего Красноярского края, где в отрасль вкладывают куда более существенные средства — в среднем около 100 млрд рублей в последние годы (прежде всего в инфраструктуру Канско-Ачинского угольного бассейна).
Как показывает мировая практика, чтобы стремительно развивать угледобычу, необходимо вкладывать в каждую тонну угля в среднем 13−15 долларов. Такие вложения позволят выйти на новый, более высокий уровень как по производительности труда и темпам роста добычи, так и по безопасности. На данный момент в Кузбассе на одну тонну угля приходится 10 долларов инвестиций. Структура этих инвестиций не удивительна: в основном эти инвестиции направлены на развитие новых мощностей, часть средств идет на техническое переоснащение уже действующих предприятий. Пример, «СДС-Уголь» из своих 15 млрд. инвестиций только около 6 млрд. вложил в развитие разреза «Черниговский», в том числе в продолжающееся строительство обогатительной фабрики «Черниговская-Коксовая». Итого, по данным областной администрации Кемеровской области, в 2011 году введены в эксплуатацию четыре новых угольных предприятия: шахта-разрез «Инской» (старт его работы планировался еще в 2010 году и с тех пор постоянно откладывался), разрез «Энергоуголь», обогатительная фабрика «Краснобродская-коксовая» и обогатительная установка «Вахрушевская». Следует отметить среди проектов регионального значения ввод в работу в сентябре этого года на Бачатском разрезе компании «Кузбассразрезуголь» экскаватора WK-35, что дало прирост к добыче порядка миллиона тонн угля в год.
С другой стороны инвестиционные планы по угледобыче на ближайшую перспективу в Кузбассе все больше предпочитают связывать с высокотехнологичными проектами. Один из примеров такого развития — это проект создания в Кузбассе энерго-угольного кластера, Караканского топливно-энергетического комплекса («КарТЭК»), который сформирован в Караканском угольном месторождении. Вместе с угледобывающими мощностями в кластер войдут обогатительная фабрика по переработке 6 млн тонн угля в год, комплекс по производству термококса, электростанция мощностью 20 МВт, работающая на угле и горючем газе, а также система по улавливанию и ликвидации углекислого газа. Необходимые инвестиций для создания «КарТЭК» оцениваются в 7,5 миллиарда рублей. Уже введено в строй в 2010 году первое предприятие энерго-угольного комплекса — разрез «Караканский-Западный». Этот проект называют самым характерным примером внедрения инноваций в угольной отрасли (всего же силами открытого в 2008 году Кузбасского технопарка в регионе утверждены 118 инновационных проектов, большинство из них пока остаются на бумаге). Еще один пример подобного инновационного подхода к угольной отрасли, который также в последние годы Кузбасс активно продвигает — получение синтез-газа на участке «Серафимовский» (компания «Заречная»). Данный проект уже включен в федеральную программу поддержки моногородов. Часть газа предполагается направлять на ТЭС, которая будет построена рядом с шахтой, а часть пойдет на производство метанола.
Примером такого же порядка может служить и проект по извлечению метана из угольных пластов, который на территории Кемеровской области при поддержке властей реализует «Газпром». [4]
Кроме этого, ближайшее время планируется ввод в эксплуатацию шахту «Бутовская» под Кемеровом, разрез «Первомайский-Купринский» в Прокопьевском районе, обогатительные фабрики «Калтанская», «Матюшинская» и уже упоминавшуюся «Черниговскую-Коксовую» .
Теперь Кузбасс, главный угледобывающий регион России, становится основным полигоном для отработки новейших мировых технологий в угольной отрасли. В 2008 году в регионе создан технопарк в сфере высоких технологий, главными направлениями деятельности которого стали глубокая переработка угля, извлечение метана из угольных пластов для повышения безопасности угольной отрасли, развитие горного машиностроения, решение экологических проблем. В 2010 году в Кемеровской области основан Институт углехимии и химического материаловедения Сибирского отделения Российской академии наук, по замыслу идеологов проекта, он станет частью кузбасского академгородка (угленаукограда), который строится в Кемерово по совместной инициативе региональных властей с Сибирским отделением РАН.
Становится очевидным, что уже в ближайшее десятилетие угольным компаниям региона предстоит сделать выбор между технологическим развитием и простым наращиванием добычи угля. Конечно, потенциал Кузнецкого угольного бассейна огромен, и добычу здесь можно наращивать еще долго, но по оценкам ряда экспертных исследований, если добывать на территории Кемеровской области, используя нынешние технологии более 200 млн тонн угля ежегодно, то это приведет к необратимым экологическим последствиям. Кроме того, применяемые сегодня технологии не остаются без нареканий с точки зрения безопасности труда шахтеров.
Другими словами, перед менеджментом компаний стоит выбор между тем, чтобы просто всё больше эксплуатировать природные ресурсы (которая без сомнений выгодна здесь и сейчас, но является тупиковой стратегией на перспективу) и техническим переоснащением. Если говорить о возможности того или иного пути, то необходимо учитывать по меньшей мере два момента. Во-первых, в последние годы администрация Кузбасса все больше позиционирует себя в качестве защитника экологии региона, что выражается в приостановке выдачи новых лицензий на разработку угольных месторождений. В первый раз об этой мере заговорили в 2005 году, однако по-настоящему продуктивной эта мера оказалась в нынешнем году. В январе губернатор Кемеровской области объявил, что новых лицензий на разработку месторождений в регионе выдаваться пока не будет, а в апреле отправил соответствующую просьбу в телеграмме, адресованной Федеральному агентству по недропользованию. В депеше упоминалось, что экологическая катастрофа угрожает Промышленновскому району, который является одним из основных поставщиков сельскохозяйственной продукции для жителей региона, в котором уже выдано две лицензии на новые разработки угля. Хотя на данный момент эти меры не дают нужного эффекта. Недавним примером является выдача лицензий на освоение трёх участков угольных месторождений (общие запасы угля на участках — около 54 млн тонн).
Во-вторых, важным моментом для кузбасского угля является общемировая конкуренция. Не является тайной, что рост добычи угля в Кемеровской области ориентирован, в основном, на экспортные рынки — в России столь бурного роста потребления угля пока не ожидается. Таким образом, Кузбассу придется конкурировать по себестоимости продукции, которая напрямую связана с внедрением новых технологий. Для того чтобы уголь был конкурентоспособным, необходима низкая его себестоимость. Для того чтобы себестоимость была низкой, производители должны применять современные и инновационные способы добычи. Сегодняшние способы позволяют добывать в Кузбассе не более чем 3−4 миллионов тонн с одной лавы в год.
Главные надежды региона прежде всего связаны с переработкой угля и развитием химической промышленности (как известно, из угля можно производить смолы, эфиры и удобрения). Перед регионом также открываются широкие перспективы в области строительства обогатительных фабрик. Но в администрации региона признают, что инициативных компаний в Кузбассе не так и много. Консерватизм и пренебрежение инновациями очень мешают внедрению новых технологий. Значит, угольщикам Кузбасса нужно самим комплексно использовать богатейший потенциал угольных месторождений. К тому же не преодолеть без технологической реструктуризации противоречие между модернизацией угледобывающих предприятий и устаревшими технологическими решениями использования угольных ресурсов внутри региона. В интересах администрации Кемеровской области стимулировать такую модернизацию, поэтому в Кузбассе частно-государственное партнерство хороший вариант механизма решения проблем.
1.3 Мировое значение угольной отрасти Кузбасса Диаграмма 3
Рассмотрим динамику экспорта Кузбасского каменного угля (Диаграмма 3), на протяжении последних 10 лет экспорт составлял в среднем 39% от общей добычи угля в Кемеровской области, но в 2009 и 2010 году доля экспорта значительно увеличивается и составляет уже 51% от общей добычи. Это происходит по причине того, что в условиях стагнации внутреннего потребления угля только увеличение экспорта являлось и является для угольных компаний главным стимулом наращивания добычи. Экспортные поставки угля на сегодня для нас — основной приток валютных инвестиций, за счет них идет обновление, модернизация шахтного фонда, оснащение передовой техникой и обеспечение безопасности.
Именно поэтому одной из основных задач Долгосрочной программы развития угольной отрасли как раз стало увеличение экспорта, так уже к 2030 года объемы поставок российского угля за границу должны увеличится практически вдвое.
По мнению губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, с углем связано решение проблем энергетической безопасности большинства стран мира на перспективу. Действительно, серьезным ударом по мировой безопасности, и в том числе энергетической, стало страшное землетрясение в Японии, а также авария на атомной станции Фукусима-1, которая напомнила всему миру, насколько может быть опасна ядерная энергетика. Венесуэла отказалась от строительства атомной станции, канцлер Германии Ангела Меркель под нажимом партии «зеленых» объявила мораторий на продление сроков эксплуатации атомных станций. В Швейцарии приостановлены ядерные программы, предусматривающие модернизацию действующих блоков и строительство новых АЭС. «Заморожены» планы строительства пяти АЭС в Таиланде. По оценкам экспертов, в 2012 году спрос на энергетический уголь только в Японии может увеличиться до 15 миллионов тонн угля в год, в Германии потребность в импорте этого вида топлива вырастет на 12 миллионов тонн в год. Таким образом, уже следующей зимой на международном рынке будет востребовано дополнительно до 27 миллионов тонн угля, а это около 5% от общего объема мировой торговли этим видом топлива. Россия и Кузбасс могут занять достойное место среди экспортеров этого вида топлива. По плану разработанной отдельно стратегии развития угольной промышленности Кемеровской области до 2025 года к этому периоду угледобыча в регионе возрастет на 30%, при этом половина добываемого угля — 120 миллионов тонн — будет отправляться на экспорт. Благодаря кузбасским поставкам Россия сегодня занимает третье место в мире по экспорту энергетического угля, уступая лишь Австралии и Индонезии.
В настоящее время РФ поставляет в страны ближнего зарубежья 17 миллионов тонн угля в год. В дальнее зарубежье, включая атлантическое и азиатское направления, — 98 миллионов тонн, из которых 70 миллионов тонн приходится на западное направление. Но поставки угля в Азию растут быстрыми темпами. Объем экспорта российского угля в Китай достиг в 2010 году 11 миллионов тонн. По статистике Кемеровской таможни, в 2000;ые годы Кузбасс стабильно наращивал объемы экспорта энергетического и коксующегося угля в страны Восточной Азии (Китай, Гонконг, КНДР, Республику Корея, Японию). В результате, в 2010 году регион экспортировал сюда 19,2 миллиона тонн угля, из них 4,8 миллиона тонн коксующегося угля (или 38,5% от общего экспорта угля коксующихся марок).
Перспективы наращивания экспортных поставок российские производители видят в первую очередь в азиатско-тихоокеанском регионе (АТР). Создание условий масштабного экспорта угля в АТР возможно станет крупным стратегическим проектом, закрепляющим наше экономическое присутствие в этом быстро развивающемся регионе мира. Долгосрочная программа развития угольной промышленности РФ, в частности, предусматривает ликвидацию «узких мест» в сфере железнодорожной инфраструктуры, обеспечение переправы угольной продукции через морские порты и пограничные переходы.
АТР задаёт тенденции на мировом угольном рынке. Отметим только, что зафиксированный в последнее десятилетие рост добычи и потребления угля в мире обеспечили страны азиатско-тихоокеанского региона, в то время как европейский рынок и рынок стран СНГ сокращал свои потребности в угле.
Главным преимуществом российских угольных компаний на азиатском рынке является более низкая цена на уголь по сравнению с конкурентами, Австралией и Южной Африкой. Отечественный уголь продается примерно на 10% дешевле. Поэтому у наших компаний в данном плане нет конкурентов, поскольку ни в Австралии, ни в ЮАР практически нет производителей, готовых продавать по такой цене, какую предлагают отечественные компании. Это связано ещё с тем, что российские производители не гонятся за максимальными ценами, а стремятся продать просто как можно больший объем, поскольку Россия все-таки нетто-экспортер угля.
В настоящее время на долю Китая приходится 46,9% ежегодного мирового потребления и 45% мировой добычи угля. За пять лет с 2005 по 2010 г. Китай нарастил добычу угля на 35% — с 2,4 миллиарда до 3,24 миллиарда тонн, а за 61 год существования КНР добыча угля увеличилась в 100 раз. Инвестиции в развитие угольной отрасли Китая за 2005;2010 годы составили 1,25 триллиона юаней, или около 180 миллиардов долларов США, это более чем в пять раз превышает инвестиции предшествующих пяти лет. Количество шахт в Китае достигло 14 423 с общей годовой производительностью 3,6 миллиарда тонн. Несмотря на столь интенсивные темпы развития отрасли, собственного угля экономике Китая не хватает. В 2008 импорт и экспорт угля в Китае сравнялись, а в 2010 импорт превысил экспорт на 100 миллионов тонн. В 2011 году в Китай из Индонезии, Австралии, Вьетнама, Монголии и России было ввезено, соответственно, 55, 37, 18, 16,6 и 11,6 миллиона тонн угля. Прогнозируемая добыча угля в 2015 году достигнет в Китае 3,8 миллиарда тонн, чистый импорт составит 200 миллионов тонн — таким образом, общее потребление угля в стране будет на уровне 4 миллиардов тонн. Особенность энергетического баланса Китая: много угля, мало нефти и нехватка газа, поэтому и в долгосрочной перспективе уголь останется главным источником энергии. Отраслевые аналитики обращают внимание на сильные сезонные колебания, которым подвержена китайская энергетика, от природных факторов зависят гидрогенерация и ветрогенерация. Даже незначительные изменения показателей Китая отразятся на мировых балансах в увеличенном масштабе, поэтому будущее угольного рынка в целом зависит от Китая, а также следует обратить внимание на Индию. Это касается как энергетического угля, так и коксующегося.
Кузбасс, по словам губернатора Амана Тулеева, связывает развитие угольной отрасли с внедрением новых технологий в переработке угля и с созданием продукта, обладающего высокой добавленной стоимостью. Так как Кузбасс находится в центре России, это особенно важно, региону приходится везти уголь от мест добычи и на запад, и на восток, на расстояние 4,5 тысячи километров. Величина транспортной составляющей в конечной цене кузбасского угля зачастую достигает 60% для покупателя, но тарифы на перевозку грузов по железной дороге ежегодно увеличиваются.
Транспортные расходы, которые достигают более чем полону стоимости угля для конечного потребителя, являются недополученной прибылью для угольщиков, неосуществленными инвестициями. Дело не только в том, что уголь приходится везти на очень большие расстояния и за рубеж, важнее, что везти приходится топливный ресурс, который мог бы перерабатываться на месте. Чем больше переработки в России, тем больше прибыли получат угольщики, тем больше они уплатят налогов, тем лучше будет стране. В перспективе приоритет экспорта усугубит отставание России от мирового уровня в технологиях использования угля и получения из него продуктов высокого передела. Учитывая это, угольщики развивают переработку и обогащение внутри страны. Кстати темпы роста такой переработки даже опережают темпы прироста добычи. Но развитие переработки энергетических углей не находит адекватной ответной реакции со стороны потребителей внутреннего рынка — и основная часть обогащенных энергетических углей поставляется на экспорт. Как следствие угольная генерация в России не растет. И, по оценкам экспортеров, не будет значительно расти в дальнейшем. При существующих темпах падения внутреннего спроса на уголь емкость российского рынка этого топлива может сократиться более, чем вдвое.
И так, у российских угольщиков есть только один выход, самим комплексно использовать богатейший энергетический потенциал угольных месторождений. И главное здесь ключевое слово «комплексно», что значит использование угля и метана для генерирования электроэнергии на собственные нужды, создание из добываемого угля продуктов с более эффективными потребительскими свойствами, добавленной стоимостью.
Представители власти, производители и потребители угля, ученые с разных точек зрения смотрят на будущее угольной промышленности Кузбасса. Долгосрочную программу развития угольной промышленности России на период до 2030 года и программу развития угольной промышленности Кемеровской области до 2025 года можно рассматривать в качестве попытки дать ответ на те вопросы, которые стоят в настоящее время перед отраслью. Насколько верны окажутся целевые установки данных программ — можно будет узнать по тому, какие направлениях работы станут приносить наибольшую прибыль 15 крупнейшим российским управляющим компаниям, в которых сконцентрированы активы, обеспечивающие производство 82% от общего производства угля в стране.
2. SWOT — анализ угольной промышленности Кузбасса
SWOT — это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы).
Таблица 1- Сильные и слабые стороны угольной промышленности Кузбасса.
Внутренняя среда | ||
Сильные стороны | Слабые стороны | |
— Первое место в России по запасам и добычи угля. — Развитая производственная инфраструктура — Создание в 2008 году технопарка — Создание института углехимии и химического материаловедения — Строительство обогатительных фабрик | — Дефицит высокачественных марок СС и Т. — Опасное производство — Слабая рентабельность угледобывающих предприятий — Загрязнение окружающей среды — Рынок сбыта продукции ограничен одним потребителем — Слабый интерес инвесторов к региону | |
Внешняя среда | Угрозы | |
Возможности | Угрозы | |
— Увеличение объемов добычи за счет уже разведанных запасов угля на месторождении. — Снижение затрат на транспортировку продукции за счет снижения ж/д тарифов — Внимание и поддержка со стороны государства угольной отрасли — Внедрение мировых технологий и инноваций | — Экономический кризис привел к снижению спроса на продукцию — Зависимость от программы развития вышестоящих организаций — «Сланцевая революция» — Увеличение платежей на пользование природными ресурсами — Сокращение работников в отрасли — Повышенная опасность аварий, связанная с метановыделением | |
3. Проблемы развития угольной отрасли Кузбасса в России Добыча угля Кемеровской областью составляет около 56% от общероссийской добычи на протяжении всего периода. Около 40% добываемого угля потребляется в самой Кемеровской области и 60% вывозится в районы Западной Сибири, Урала, центра европейской части страны и на экспорт (страны ближнего и дальнего зарубежья). Кузбасс является основным поставщиком коксующихся углей на Западно-Сибирский, Новокузнецкий, Череповецкий металлургические комбинаты.
Сегодня для всех очевидно, что реальные перспективы развития угольной промышленности напрямую связаны и с долгосрочными планами государства по использованию угля, и, особенно, — в увеличении доли угольной электрогенерации. Президентом России В. В. Путиным поставлена задача по замене газа в выработке электрической энергии альтернативными энергоносителями. Производство электроэнергии в стране увеличится к 2020 г. на две трети. Особый акцент сделан на увеличение доли угля в топливно-энергетическом балансе страны, которая должна возрасти до 38% (сегодня — 27%). Потребление угля электростанциями России составит в 2020 г. 165 млн т условного топлива. А доля кузнецкого угля в общем объеме его потребления в электроэнергетике возрастет с 26% в 2006 г. до 33% в 2020 г., а в абсолютных цифрах — практически в 3 раза — до 69 млн т. Специалисты подсчитали — чтобы сохранить планируемую динамику ввода в России дополнительных электрических мощностей, необходимо довести добычу угля в регионе к 2025 г. до 270 млн т в год, в том числе энергетического — до 187 млн т и коксующегося — до 83 млн т. И Кузбасс готов обеспечить такие объемы угольного топлива. В Кемеровской области планируется также увеличение поставок угля для технологических и собственных нужд промышленных предприятий (в 2 раза), потребление угля населением, муниципальными котельными и бюджетными учреждениями социальной сферы (на 12%). Необходимый прирост добычи угля в регионе к 2025 г. будет достигнут за счет интенсивного развития перспективных действующих шахт и разрезов на базе их технического перевооружения и ввода новых современных угольных предприятий. Для этого запланировано вложить в развитие угольной отрасли Кузбасса до 2025 г. 853 млрд руб. инвестиций. В Кузбассе будет построено 24 шахты и 10 разрезов с общей годовой мощностью по добыче 70 млн т угля, 7 обогатительных фабрик по переработке 30 млн т рядового угля в год. Будет проведена реконструкция действующих угледобывающих предприятий с увеличением мощности на 26 млн т в год. Увеличение добычи угля неразрывно связано с развитием железнодорожного транспорта, тем более, что Кемеровская область расположена в географическом центре страны на расстоянии 4,5 тыс. км до ее западных и восточных границ. С каждым годом перевозки угля железнодорожным транспортом возрастают. По оценкам специалистов, к 2020 г. вывоз угля из Сибири только в европейскую часть страны возрастет по сравнению с 2000 г. в 1,9−2 раза и составит 75−100 млн т в год. А это требует опережающего развития всей инфраструктуры магистрального и промышленного железнодорожного транспорта. Решением проблемы станет реализация инфраструктурных проектов ОАО «РЖД» по развитию транспортных коридоров «Кузбасс — Дальневосточный транспортный узел», «Кузбасс — Азово-Черноморский транспортный узел», «Кузбасс — Северо-Запад», что обеспечит выход на морские порты, терминалы в которых уже в настоящее время развиваются силами крупнейших угольных компаний Кузбасса (в Приморском крае — Посьет, Находка, Восточный; в Хабаровском крае — Ванино; в Балтийском регионе — Высоцк, Усть-Луга, Выборг, Санкт-Петербург; на Кольском полуострове — Мурманск). Для этого, еще в 2002 г. наши промышленники и собственники угольных компаний впервые вложили свои частные средства в развитие государственных магистральных железных дорог. С 2002 по 2005 г. общий объем инвестиций составил 16,8 млрд руб. Из них собственники угольных и промышленных предприятий вложили 6,5 млрд руб. В ноябре 2005 г. утверждена и успешно реализуется в регионе новая программа развития железнодорожного транспорта на 2006—2008 гг. Цена программы — 17,7 млрд руб. За два года уже освоено 12 млрд руб. Успешно продолжается работа по развитию и укреплению производственной базы угольных терминалов в 13-ти морских портах Российской Федерации. За 2002;2006 гг. инвестиции составили около 7,5 млрд руб. А до 2010 г. будет инвестировано еще 5 млрд руб. Благодаря этому, экспортные возможности российского угля увеличатся к 2010 г. еще на 30 млн т в год. Уголь — главный ресурс, «пропуск в будущее» региона. Последние годы Кузбасс производит главное — энергетический продукт, основу любого производства и воспроизводства. Однако для стабильного развития региона простого увеличения добычи угля недостаточно. Многое предстоит сделать по переводу угольной отрасли, экономики всего Кузбасса на инновационный путь развития. Поэтому в ближайшие годы основной упор в развитии угольной отрасли будет сделан на переработку угля, в том числе глубокую; решение проблемы газа метана (промышленная добыча и переработка метана); развитие современной угольной электрогенерации; разработку новейшей горно-добывающей техники. Практическую реализацию инноваций мы связываем с созданным по решению Правительства Российской Федерации в конце 2007 г. (Постановление Правительства РФ от 20.12.2007 г. № 904) в Кузбассе технопарком, в рамках которого и будут реализовываться инновационные проекты. В строительство объектов Кузбасского технопарка будет инвестировано 3,2 млрд руб. А общая площадь построек и объектов составит почти 47 тыс. кв. м. Сегодня уже создана дирекция технопарка, разработана его концепция, определены потенциальные резиденты, выделены площадки для строительства объектов технопарка. На 2008;2009 гг. из федерального и областного бюджетов на строительство инфраструктуры технопарка направлено 417 млн руб. Если говорить о переработке угля, то уже к 2015 г. в области будут построены семь современных обогатительных фабрик. Это позволит перерабатывать более 70% угледобычи. Важнейшим инновационным направлением станет глубокая переработка угля в синтетическое топливо — этанол, метанол, бензин. В Кузбассе на протяжении десятилетий на базе единственного в стране академического Института угля и углехимии СО РАН ведутся инновационные научные разработки по переработке угля, в том числе в жидкие виды топлива. Но пока без государственной поддержки до широкого внедрения в производство дело не доходит. Другой важный вопрос — угольная генерация. Современная угольная энергетика должна развиваться на основе чистых угольных технологий. И здесь, как одно из направлений рассматривается развитие энергокомплексов на базе угольных предприятий. В настоящее время проектным институтом «Кузбассгипрошахт» при участии Администрации Кемеровской области разработан проект создания угледобывающего комплекса на Менчерепском месторождении Кузбасса мощностью 22 млн т в год по добыче и обогащению угля и ТЭЦ мощностью 500 МВт с соответствующей инфраструктурой. При строительстве электростанции предполагается применить новые, наиболее перспективные технологии по использованию твердого топлива. Это — газификация угля и получение электроэнергии с применением паровых и газовых турбин. Такие технологии дают более эффективное использование энергетических углей, увеличивая их коэффициент полезного действия при выработке электроэнергии до 60%. При реализации проекта создается замкнутый технологический комплекс, который связывает добычу угля и получение конечного продукта — электрической энергии на нужды промышленных и угольных предприятий Кузбасса и других потребителей. При объеме капитальных вложений — 1,8 млрд руб., срок окупаемости проекта составит 8—10 лет. Серьезная работа предстоит по программе «Метан Кузбасса». В Кузбассе совместно с ОАО «Газпром» разработана и практически реализуется полномасштабная программа по промышленной добычи газа метана из угольных пластов. Общее содержание метана в углях Кузнецкого бассейна составляет 13 трлн куб. м. При полном развитии работ, в 2010 г. в Кузбассе планируется добывать 3—4 млрд куб. м газа для подачи его потребителям Кемеровской области и юга Сибири. Кроме этого, реализация проекта позволит принципиально изменить структуру всей экономики области; создать независимую сырьевую базу для переработки углеводородного сырья в химической промышленности; улучшить экологическую обстановку в регионе; повысить безопасность ведения горных работ при последующей отработке угольных пластов. Специального решения заслуживает проблема угольного машиностроения. Сейчас, свыше 80% горношахтного оборудования наши Кузбасские компании покупают за границей. Мы отдаем за рубеж заказ горной техники на 240 тыс. т дорогостоящего оборудования. А это — и высокая степень переработки стали, и развитие так необходимой нашей экономике машиностроительной базы. Объединение в рамках технопарка научного потенциала Кузбасса, собственников, а также представителей мировых компаний—производителей горной техники позволит создать всероссийский центр угольного машиностроения и в корне изменить сложившуюся ситуацию. Следует особо подчеркнуть, что все инновации будут внедряться с учетом обеспечения безопасности шахтерского труда и высокой степени экологической защиты региона. Известно, что особую опасность при угледобыче представляют взрывы газа метана, который при подземных работах выделяется из угольных пластов. Последствия двух крупнейших аварий на шахтах «Ульяновская» и «Юбилейная» в 2007 г. еще раз показали, что на сегодня это главный фактор промышленной безопасности в угольной отрасли. Многие вопросы промышленной безопасности требуют незамедлительного решения в Правительстве РФ, органах законодательной власти, угледобывающих компаниях и предприятиях, научных и контролирующих организациях. Кроме того, наши угольные предприятия кардинально отстают по своим технологиям от международных аналогов. Износ основных фондов на отдельных угольных предприятиях доходит до 80%. При этом недостаточно просто купить дорогостоящее высоко производительное оборудование. Необходимы комплексные изменения в инжиниринге шахт, в технологическом обеспечении процессов добычи и обслуживания, в обучении персонала. Нужно также учитывать, что многие шахты Кузбасса относятся к одним из самых трудных в мире по показателям метанообильности и газовой опасности. А это значит, что вместе с современным оборудованием должны применяться и современные технологии обеспечения безопасности горных работ. А это и система дегазации угольных пластов, и средства индивидуальной защиты шахтеров. Особый вопрос — экологическая ситуация в регионе. Среди регионов Сибирского федерального округа Кемеровская область имеет самые худшие экологические показатели, уступая по ряду показателей только Красноярскому краю и Иркутской области. По данным Министерства природных ресурсов сразу два крупных кузбасских города — Новокузнецк и Прокопьевск — входят в список городов с наибольшим уровнем загрязнения воздуха. Ежегодный объем сброса загрязненных сточных вод составляет почти 700 млн куб. м, а объем вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу только стационарными источниками загрязнения — 1 млн 300 тыс. т. К тому же, в Кузбассе самый низкий процент рекультивированных земель, по сравнению с другими горнодобывающими районами страны. Ежегодное накопление вскрышных пород достигает 950 млн т и к настоящему времени на внешних отвалах уже накоплено 12 млрд т вскрышных и вмещающих пород. Для решения проблемы в области принята Концепция экологической политики. С июля 2006 г. действует чрезвычайная межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов природопользования в Кемеровской области, которая в числе прочих рассматривает проблемы по устранению нарушений природоохранного законодательства предприятиями. Развернута работа по подготовке экологических программ предприятий, имеющих наибольшие объемы выбросов загрязняющих веществ. На шахтах внедряется технология кооптации метана, который ранее выбрасывался в атмосферу, а на семи обогатительных фабриках, построенных в последние годы, используют новые технологии переработки угля и замкнутые циклы водоснабжения. А совсем недавно, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации от 21.02.2008 г. (протокол № 7, раздел I, п. 3) в области приступили к реализации пилотного проекта по ликвидации экологического ущерба, связанного с прошлой хозяйственной деятельностью. Сегодня Кузбасс — основа угольной отрасли страны, базис для развития ее промышленности, ее энергетической безопасности. Углю снова отводится роль мощного резерва экономического прогресса, ключевого стабилизатора всей экономики. Поэтому все кузбассовцы уверенны в дальнейшем развитии нашего региона
4. Новый вызов топливным рынкам. Сланцевая революция и пути рения для угольной промышленности России С середины 90-х годов многие страны наращивали долю угля в производстве теплои электроэнергии. В немалой степени это было связано с тем, что ресурсов альтернативных энергоносителей — нефти и газа — постоянно не хватало, не было соответствующей инфраструктуры их доставки в энергодефицитные регионы мира (Китай, Индия).
Еще недавно все прогнозы развития энергетических отраслей строились в основном исходя из предположений постоянного превышения спроса над предложением энергоносителей. И если ранее в любых сценариях — оптимистических или пессимистических — МЭА прогнозировало опережающий рост мирового потребления угля, то сегодня ситуация неоднозначна. «Сланцевая революция» в США кардинально меняет устоявшиеся взгляды.
США стали мировым лидером по добыче газа в 2012 году, достигнув цифры в 658 млрд кубических метров. При этом 234 млрд кубометров приходится на сланцевый газ. По прогнозам самих США, к 2035 году доля добываемого сланцевого газа в стране может приблизиться к 50%.
" Сланцевая революция" привела к тому, что в США одновременно с добычей газа растет и добыча нефти на тех же месторождениях. По мнению аналитиков Goldman Sachs, рост добычи американской нефти пока влияет на мировой рынок через сокращение спроса со стороны США. Добыча сланцевой нефти началась чуть позже, и ее бурный рост стал сюрпризом для рынка. Согласно оценке того же Goldman Sachs, добыча нефти в США выросла с 7 млн баррелей в сутки в 2008 году до более чем 12 млн баррелей в сутки в 2012 году.
Американские газовые компании мотивированы наращивать поставки излишков газа на зарубежные рынки, где цены выше. Цена на газ в США 80−90 долларов, в Японии — она превышает 600 долларов, в Европе она выше в 4−5 раз, в странах АТР — в среднем в 8 раз. Готовятся проекты по строительству в США заводов по производству сжиженного природного газа (СПГ), а терминалы, появившиеся на побережье в расчете на импорт СПГ из Катара, могут перепрофилироваться в экспортные. К 2018;2020 годам США могут занять первое место в мире по экспорту сжиженного газа.
Проблемы сбыта угля на американском внутреннем рынке в свою очередь подтолкнули экспортеров США к стремительному наращиванию поставок угля на внешний рынок, и в первую очередь в Европу.
Таким образом, в США формируются экономические условия для получения дешевой электроэнергии, как следствие — реиндустриализация. Второе: США превращаются в нетто-экспортера топливных ресурсов. И третье: новые технологии добычи газа и нефти из сланцевых залежей могут получить широкое распространение в мире. Все это вместе взятое приводит к мысли о возможных изменениях мировых топливных потоков и всей структуры международной торговли энергоресурсами.
За последние пять лет, несмотря на значительные темпы роста производства угля в мире, доля его использования в выработке электроэнергии начала сокращаться (с 42% до 40%). Эта тревожная тенденция еще раз показывает, что угольная генерация не выдерживает конкуренцию с альтернативными видами выработки электроэнергии.
При этом нередко угольному топливу пророчат бесперспективность, отдавая приоритет «зеленым» технологиям, сланцевым нефти и газу, а также возобновляемым источникам энергии. Обсуждая тему «сланцевых революций» в части прогнозирования проблем газа и нефти, наши эксперты незаслуженно, с моей точки зрения, забывают, что уголь хоть и замыкающий вид топлива в ТЭБе, но имеющий самые очевидные перспективы прежде всего для динамично развивающихся экономик (Китая, стран Юго-Восточной Азии и Индии).
Именно новым мировым тенденциям и было посвящено очередное совещание ведущих угольных экспертов в совете по углю при Международном энергетическом агентстве.
МЭА предложило к рассмотрению три версии развития событий.
1. При реализации текущей политики рост спроса на уголь к 2035 году может вырасти на 70%. Этот сценарий может существовать только на основе реализации использования угля по новым технологиям.
2. При изменениях мирового топливно-энергетического баланса и росте торговли сжиженным газом и нефтью, вызванных «сланцевой революцией», пик потребления угля закончится к 2020 году, и затем начнется эволюционное снижение.
Американский «пример» может изменить ожидания на международных топливных рынках и подтолкнуть многие страны к переоценке подходов к энергообеспечению своих экономик и населения. А это, в свою очередь, может привести к тому, что экспортные потоки российского угля могут попасть под угрозу сокращения.
Постоянное стремление отдельных европейских политиков снизить сырьевую зависимость от России, как бы это ни казалось маловероятным, тем не менее может статься вполне реализуемым. При этом сценарии российский газ, оставаясь на внутреннем рынке, может серьезно ограничить дальнейшее потребление угольного топлива внутри страны. Как следствие, топливный баланс России станет еще более газоориентированным. За последние 20 лет доля газа в ТЭБе страны увеличилась с 43,9% до 53,4%, а доля угля снизилась с 18,2% до 15,8%.
В условиях динамичного колебания мировых цен на уголь экспортная модель развития угольной отрасли сегодня исчерпывается. Цены на уголь падают. С сентября 2011 года мировая цена угля для европейских покупателей снизилась со 125 до 94 долларов за тонну, а на российский уголь в балтийских портах (на условиях FOB) уменьшилась со 125 в апреле 2011 года до 83 долларов за тонну в январе 2012 года.
При этом большая часть доходов от экспорта угля (74%) сегодня идет на возмещение затрат на транспортировку угля и портовые услуги. То, что остается поставщикам угольной продукции (26%), не покрывает даже себестоимость угля, не говоря уже о простом и тем более расширенном воспроизводстве. (Рисунок 2).
Из требуемых угольщикам в I квартале 2013 года для расширенного воспроизводства добычи энергетических углей 37 долларов на тонну мы получим лишь $ 18−20, т. е. дефицит составит почти половину плановой потребности.
При этом за последние 12 лет себестоимость добычи 1 тонны угля выросла в 6,5 раза, что соответствует темпам роста материальных затрат, почти вдвое превышающих темпы роста потребительских цен (в 3,5 раза).
Экспортные цены на российские энергетические угли уже с апреля 2013 года не обеспечивают угольным компаниям необходимую рентабельность продаж. При этом доходы операторов-перевозчиков угля растут и никак не зависят от стоимости перевозимого угля. Это противоречит логике экономической целесообразности. Финал очевиден: в перспективе последует обвальное сокращение экспортных потоков, а следовательно, и доходов всех участников процесса. Социально-экономические последствия могут носить кризисный характер (сокращение числа рабочих мест, заработной платы, банкротство шахт и разрезов).
Несмотря на сохранение объемов поставок угольной продукции потребителям на внутреннем рынке (190 млн тонн) и росте экспорта со 111 до 128 млн тонн, прибыль сократится на 10 млрд рублей, а инвестиции угольных компаний останутся на прежнем уровне. При этом мы имеем серьезные ограничения и в использовании угля на внутреннем рынке. Топливный баланс страны гипертрофически ориентирован в основном на газ, цены которого для отечественных потребителей значительно ниже экспортных. Как следствие, угольная генерация развивается по принципу замыкающей, а продолжающаяся газификация территорий сокращает использование угля на коммунальные нужды.
К сожалению, потребители на внутреннем рынке (прежде всего электростанции и котельные) экономически не готовы активно использовать обогащенный энергетический уголь, который практически весь поставляется на внешний рынок. За последние 20 лет внутреннее потребление угля сократилось более чем на 40%, а экспорт угля с 1997 года вырос почти в 6 раз Сохраняются внутренние проблемы отечественной угольной промышленности. А это усложняющиеся горно-геологические условия разработки и ориентированность в основном на использование зарубежной техники. Производительность труда российских шахтеров (около 2000 тонн на одного занятого в год) более чем в 5 раз ниже уровня производительности труда в развитых угледобывающих странах мира.
В угольной отрасли за последние 10 лет на четверть обновились мощности предприятий по добыче и обогащению угля, главным образом в Кузнецком бассейне, добыча в котором в ушедшем 2012 году впервые за всю 70-летнюю историю превысила 200 миллионов тонн, крупнейшие угольные компании практически полностью заменили изношенное горное оборудование. Объем инвестиций в основной капитал угольных компаний вырос за 2000;2011 годы в 7 раз (в текущих ценах).
На базе инновационных решений совершенствуется технология ведения горных работ. Так, при подземном способе добычи угля все больше внедряется технологическая схема «шахта-лава», которая позволяет увеличить концентрацию горных работ и снизить затраты на производство. Доля таких шахт в настоящее время около 64% (54 из 85 действующих шахт), и именно они обеспечивают наибольшие нагрузки на очистной забой. Как результат, в 2011 году среднесуточная добыча угля из одного очистного забоя превысила 3600 тонн.
Растет доля наиболее экономичного открытого способа добычи. На разрезах с целью повышения эффективности горного производства все шире реализуется прогрессивная циклично-поточная технология (ЦПТ) ведения вскрыши, что позволяет снизить трудоемкость работ по транспортированию пород вскрыши на 35−40%.
Положено начало в создании новых центров угледобычи. В Южной Якутии ОАО «Мечел» завершило один из самых сложных и важных этапов в реализации проекта по освоению Эльгинского месторождения, построена железная дорога протяженностью 321 км, введен в эксплуатацию пусковой комплекс Эльгинского разреза, в августе 2011 года добыты первые тонны угля. В создание одного из самых перспективных объектов экономики всего Дальнего Востока вложено более 1,5 млрд долларов.
Вместе с тем в настоящее время для угольной промышленности России формируются новые риски и вызовы, которые могут сорвать намеченные стратегические планы развития и серьезно ограничить динамичное развитие угледобывающих регионов.
Предлагаются следующие пути решения проблем. Необходимо значительно расширить использование угля в местах его добычи, как можно полнее задействовать не только энергетический и металлургический потенциал ископаемых углей, но и их пригодность для получения продуктов углехимии, а также углеродных и композитных материалов.
Путь, позволяющий не только экспортировать уголь, но и расширить границы его использования на внутреннем рынке страны, определяется логикой развития угольной отрасли — более глубокая переработка угля в местах его добычи.
Регионализацию углепотребления можно реализовать на основе технологической реструктуризации угольных компаний в виде газификации энергетических углей, производства термококса, синтетического жидкого топлива, метанола и минеральных удобрений. Экспортно-убыточные «отсевы» энергетических углей целесообразно сжигать на тепловых модульных станциях малой мощности (12−24−36−48 МВт).
Производство термококса можно осуществлять по технологии компании «Сибтермо». По этой технологии уголь разделяется на две части — газовое топливо и углеродный остаток (термококс). Газ сжигается для получения тепловой энергии. Термококс поставляется на рынок металлургического сырья вместо традиционного кокса, а также на крупные электростанции и экспорт.
Из одной тонны угля марки Д калорийностью 5500−6000 ккал/кг получается до 0,5 тонны термококса с калорийностью 6500−7000 ккал/кг и около 2 Гкал горючего газа. Теплотворная способность газа достаточна для обжига кирпича, известняка и других термических процессов, в том числе для перевода газомазутных котлов на газ из угля. Перевозка 1 тонны термококса замещает транспортировку 2 тонн энергетического угля. Возить надо не тонны, а калории!
За счет использования эффекта обращенного дутья получаемый газ не содержит даже следов смолистых веществ. Экологическая безопасность технологии подтверждена заключениями природоохранных органов. Удельные вредные выбросы при сжигании генераторного газа в котлах-утилизиторах на порядок ниже действующих нормативов и в 20 раз ниже предельно допустимых.
В настоящее время за тонну традиционного кокса, который получают из коксующих углей, металлурги платят 255−305 долларов (на условиях FCA). Тонна термококса из бурого угля будет стоить всего 30−40 долларов. Его производство отличается экологической чистотой в сравнении с производством традиционного кокса. Использование термококса в большой энергетике — решение проблемы дефицита углей марок СС и Т на внутреннем рынке.
Есть еще один резерв. Исторически обеспечение производственных комплексов электроэнергией осуществлялось через единую энергосистему страны. Это было очень эффективно в период плановой экономики. Да и сейчас рынок ФОРЭМ гарантированно обеспечивает базовые потребности в электроэнергии.
Однако нельзя игнорировать малую энергетику. На мой взгляд, весомую часть электроэнергии и тепла для собственных нужд можно получать путем создания электро-технологических комплексов в местах непосредственной добычи угля. Такие комплексы могут быть интегрированы с технологическим процессом по получению термококса. Здесь же появится возможность сжигания на мини-ТЭС метана от дегазации разрабатываемых угольных пластов, а также промышленных и бытовых горючих отходов.
Целесообразно было бы организовать под эгидой минэнерго проектирование и создание типовых мини-ТЭС на базе современных технологий. В этом деле могли бы принять участие российские и зарубежные компании, имеющие подобный опыт. Затраты на строительство предлагаемых мини-ТЭС под ключ в среднем оцениваются в 1,6 млн долларов за 1 МВт мощности. Время от начала проектирования до введения в эксплуатацию — 2−2,5 года. Срок окупаемости — 3−4 года. Стоимость и сроки строительства аналогичных ТЭС можно было бы значительно снизить путем организации в России инжиниринга и типового тиражирования подобных проектов.
Рост потребления угля внутри страны — это не только вопрос оптимизации энергобаланса. Это вопрос энергетической безопасности и экономической целесообразности. Ведь сбалансированное развитие угольных технологий в энергетике позволит лучше адаптироваться к внешней конъюнктуре.
В интересах государства стимулировать такую модернизацию, тем более что она снижает нагрузку на транспортную инфраструктуру и одновременно решает экономические и социальные проблемы регионов.
Заключение
В данной работе было рассмотрено основные проблемы и перспективы развития угольной промышленности Кузбасс, проведен SWOTанализ отрасли и выявлено место угольной промышленности Кузбасса в мировом рынке и России в целом.
Возрастает значение реструктуризации угольной промышленности, которая направлена на преобразование производственной и организационной структур угольной отрасли. Основными условиями ее проведения являются:
Формирование конкурентоспособных угольных компаний Обеспечение социальной защищенности работников отрасли Последовательное снижение государственной поддержки предприятий отрасли Социально-экономическое, экологическое оздоровление и обеспечение социальной стабильности в угледобывающих регионах.
В первой Энергетической стратегия России до 2020 года, принятой в 2003 году, и в Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года, одобренной в 2008 году, предполагался значительный рост объемов потребления угля в энергетике, однако в действительности этого не происходило. Новые стратегические документы изменяют направление развития угольной выработки с опережающего развития на незначительные темпы роста. До 2030 года в России планируется ввести около 200 ГВт новых мощностей, из которых газовых — 83 ГВт, угольных — только 26 ГВт и подавляющее большинство в Сибири и на Дальнем Востоке. Новые генерирующие мощности должны быть более безотходными, иначе из-за роста платы за выбросы и возможного введение платы за углекислый газ, производство электроэнергии на угле по традиционным технологиям еще более неконкурентоспособным.
Подведя итог, хочется отметить некоторые текущие проблемы, мешающие развитию угольной энергетики: проблема перекоса ценового соотношения «газ — уголь», проблема гарантированного обеспечения ТЭС проектным угольным топливом и улучшение координации перевозок угля, проблема обширного увеличения объемов утилизации золошлаковых отходов. А также нужно особое внимание обратить на реализации проектов «чистых» угольных технологий, осуществляемых на базе государственно-частного партнерства, с последующим их внедрением на ТЭС, подготовить действенную стратегию развития угольной генерации на основе новых «чистых» угольных технологий как важной неотъемлемой части Государственной программы развития энергетики. Всё это позволит увеличить конкурентоспособность угля в энергетике, что существенно повысит внутренний спрос на уголь, который в свою очередь даст толчок для развития угольной промышленности.
Библиографический список
1. Владимирова Е. А. Мировой рынок угля и перспективы российских экспортеров // Уголь. — 2010. — № 2. С. 8−24.
2. Георгиев С. К. К новым приоритетам и технологиям // Уголь Кузбасса. — 2011. № 3. — С. 2−8.
3. Горелов Ю. П. История Кузбасса: учеб. пособие / Ю. П. Горелов; Кемер. гос. ун-т. — Кемерово, 2006
4. Журнал «Горная Промышленность» № 4 2011, стр.10
5. Ильичев А.И., Виткин М. П., Калишев Н.В. КУЗБАСС — ресурсы — экономика — рынок. Кемерово, 2009. — 280 с.
6. Кузнецкий угольный бассейн. — Кемерово, Кредо, 2012. — 340 с.2
7. Логинова Е. «Углю указали путь. На восток» // Деловой Кузбасс. — май-июнь 2013. № 5−6
8. Малышев Ю. Н. Угольная промышленность в России в XXI веке. — М.: Грани, 2011. — 250 с.
9. Назарбаев Е. Ж. Современное состояние и тенденции развития мирового топливно-энергетического комплекса // Уголь Кузбасса. — 2010. — № 3. — 32−41.
10. Пономарев А. «Кузбасс и Россия прирастут углем» //Уголь Кузбасса. — 2012. http://www.uk42.ru/index.php?id=1725
11. «Президент в Кузбассе сделал открытие» // Деловой Кузбасс — Новый век. — 2010. — № 2
12. После нас хоть потоп. Российская газета, № 93 от 29 апреля 2011 г.
13. Угольная база России. Том II. Угольные бассейны и месторождения Западной Сибири. М. ООО «Геоинформцентр», 2003
14. Угольная промышленность Российской Федерации в 2012. М. «Росинформуголь», 2005
15. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2012 г. № 1234-р
16. Чедвик Д., Мировая угольная промышленность // Уголь. — 2011. — № 12. С. 23−38.