Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Анализ торговой деятельности магазине «Ананино» Городецкого сельпо

ОтчётПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Товарный ассортимент — это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли. Принципиальное значение при формировании ассортимента имеет типология товаров — разделение товаров по характеру потребления и срокам использования на товары, соответственно, конечного и производственного потребления и товары краткосрочного и длительного пользования. Типология потребительских… Читать ещё >

Анализ торговой деятельности магазине «Ананино» Городецкого сельпо (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

НОУ СПО Вологодский кооперативный колледж

Отчет

о прохождении квалификационной практики

Место практики: Городецкое сельпо

студентки Т-5

специальность 80 402 «Товароведение»

Нешва Марии Николаевны

Сроки практики: с 10.09.12.по 05.10.12.

Руководитель практики от предприятия:

Савельева Т.А.

Вологда

2012 г.

Календарно — тематический план

Содержание задания

Кол-во дней

1.

Изучение розничного торгового предприятия и профессиональной деятельности товароведа

2.

Анализ товарной политики розничного торгового предприятия

3.

Приемка товаров по количеству и качеству

4.

Организация хранения товаров. Размещение и выкладка товаров в торговом зале

5.

Проведение опросов покупателей (потребителей)

6.

Оценка качества услуг розничной торговли

7.

Анализ коммерческой деятельности торгового предприятия

Итого:

20 дней (144 час)

Дневник о прохождении квалификационной практики

Дата

Содержание выполненной работы

Оценка, подпись, замечания руководителя практики

10.09.12

Знакомилась с торговым предприятием, изучала документы, регламентирующие деятельность предприятия, изучала устройство и структуру торгового предприятия.

11.09.12

Изучила профессиональную деятельность товароведа. На основе должностных инструкций ознакомилась с обязанностями руководителя и товароведа.

12.09.12

Рассмотрела порядок формирования, разработки и утверждения ассортимента продукции. Изучила источники поступления товаров.

13.09.12

Изучила сертификаты на поступающую продукцию.

14.09.12

Проанализировала ассортиментную политику предприятия по широте, полноте и глубине.

17.09.12

Проанализировала политику предприятия в области качества и ценовую политику.

18.09.12

Ознакомилась с порядком приемки и доставки товаров, их документальным оформлением и видами используемых транспортных средств.

19.09.12

Совместно с товароведом приняла участие в приемке товаров по количеству и качеству.

20.09.12

Приняла участие в приемке товаров по количеству и качеству.

21.09.12

Приняла участие в составлении актов на расхождение в количестве и качестве поступивших товаров, претензии поставщику и возврате некачественного товара. Проверяла соответствие товаров требованиям нормативных документов.

24.09.12

Совместно со вспомогательным персоналом проводила сортировку, распаковку, фасовку товара в подсобном помещении.

25.09.12

Занималась размещением и выкладкой товаров, изучала порядок хранения, уценки и списания товаров на складе.

26.09.12

Совместно с товароведом проводила опрос покупателей для выявления потребительских предпочтений торговых марок.

27.09.12

Систематизировала, анализировала и оценила полученные данные.

28.09.12

Оценила соответствие фактического уровня качества услуг установленным требованиям

01.10.12

Изучила процесс закупок

02.10.12

Изучила выбор поставщиков, организацию товароснабжения

03.10.12

Изучила формирование ассортимента и управление товарными запасами

04.10.12

Ознакомилась с рекламной деятельностью предприятия.

05.10.12

Ознакомилась с рекламной деятельностью предприятия.

ГЛАВА 1. Изучение розничного торгового предприятия и профессиональной деятельности товароведа

ГЛАВА 2. Анализ товарной политики розничного торгового предприятия

ГЛАВА 3. Приемка товаров по количеству и качеству

ГЛАВА 4. Организация хранения товаров. Размещение и выкладка товаров в торговом зале

ГЛАВА 5. Проведение опросов покупателей (потребителей)

ГЛАВА 6. Оценка качества услуг розничной торговли

ГЛАВА 7. Анализ коммерческой деятельности торгового предприятия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я, Нешва Мария Николаевна, буду проходить практику в магазине «Ананино» Городецкого сельпо, расположенного по адресу ул. Дорожная, 3, с. Кичменгский Городок, Вологодской области, Во время практики я буду выступать в качестве дублера товароведа.

Целью данной практики является подготовка к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных дисциплин, приобретению первичных навыков, а также опережающих знаний по избранной специальности, подготовка к прохождению следующих этапов практики, а в дальнейшем получение рабочей профессии.

Задачей практики является закрепление и углубление знаний, полученных в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений и знаний практической работы по избранной специальности, овладение навыками профессиональной деятельности.

Для прохождения своей практики я выбрала предприятие розничной торговли, оснащенное современным оборудованием. Розничная торговля — это торговля продовольственными и непродовольственными товарами поштучно или в небольшом количестве для личного использования потребителей. Осуществляется деятельность по реализации товаров и услуг конечным покупателям.

Основной задачей розничной торговли является доведение товаров до населения и организация торгового обслуживания покупателей, предоставление им услуг (доставка товаров на дом, упаковка товаров и т. д.).

Во время практики я буду доказывать, что за время обучения получила необходимые для работы товароведом навыки и умения. Также за время практики я должна буду показать все теоретические знания и применить их на практике.

Во время практики я буду работать в магазине, где продажа товара осуществляется через прилавок. За время практики я должна буду ознакомиться с торговым предприятием, на котором прохожу практику, а также со штатом работников магазина и с их графиком работы.

Кроме того, я должна буду изучить ассортиментную политику магазина; изучить обеспечение качества и безопасности товаров, реализуемых в магазине; изучить покупательский спрос; ознакомиться с организацией торгово-технологического процесса магазина, а также с информационной работой торгового предприятия.

выкладка розничный торговля

ГЛАВА 1. Изучение розничного торгового предприятия и профессиональной деятельности товароведа

Организацию работы розничного торгового предприятия в отчете мы проследим по данным нашего предприятия розничной торговли, в котором в данный момент я и работаю. Это одно из старейших предприятий в системе потребительской кооперации Вологодской области, первое упоминание в архивных материалах о нашем потребительском обществе датируется 1908 годом.

Местоположение Городецкого сельского потребительского общества (Городецкого сельпо):

· Юридический адрес: 161 400, Вологодская область, с. Кичменгский Городок, ул. Советская д.1;

· Почтовый адрес: 161 400, Вологодская область, с. Кичменгский Городок, ул. Советская д. 1.

Городецкое сельпо имеет расчетный счет по основной деятельности в отделении Сбербанка РФ, имеет круглую печать, эмблему со своим наименование, другие штампы и печати, иные реквизиты.

Правовое положение Городецкого сельпо (его правоспособность) определяется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом о потребительской кооперации, Уставом и другими нормативными документами. (Приложение № 1 — № 4).

Городецкое сельпо имеет в своей собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде.

Учредителями Городецкого сельпо выступают пайщики нашего потребительского общества, надо заметить, что оно не является коммерческим предприятием и работает не с целью извлечения прибыли, а целью удовлетворения общественных и материальных потребностей пайщиков.

Предметом деятельности общества является: торговая деятельность, в том числе розничная и комиссионная торговля товарами и продукцией, включая строительство магазинов и иных торговых точек

Розничный товарооборот за 2008 год составил 92 млн.896 тыс. рублей, за 2009 год розничный товарооборот вырос до 103 млн.618 тыс. рублей, а в 2010 году мы вышли на уровень 111 млн.370 тыс. рублей, за 2011 год достигли уровня 127 млн. 754 тыс. рублей. Данные цифры свидетельствуют о постоянном, хотя и небольшом росте товарооборота. Естественно, часть роста происходит за счет инфляции, или увеличения цены. Но и мы не стоим на месте, пытаемся расширить ассортимент продаваемых товаров, завести новые группы. А также увеличиваем товарооборот за счет введения в действие новых торговых площадей.

Деятельность предприятия рентабельна и процент рентабельности постоянно растет, если за 2010 год рентабельность составила 0,86%, то за 2011 год выросла до 2,89% - этот показатель наиболее ярко подтверждает итоги работы всего нашего коллектива.

В Городецком сельском потребительском обществе численность работников составляет 148 человек. Из них 16 человек административно-управленческий аппарат, 12 человек численность подразделения «Автотранспорт», 4 человека строительная группа, 4 человека работников распределительного склада, 10 грузчиков, 8 кочегаров, остальная численность членов коллектива, а это 96 человек, работники прилавка.

В состав работников торгово-технологической службы входят:

— Начальник торгового отдела (заместитель председателя по торговле) Савельева Татьяна Анатольевна: образование — среднее профессиональное, возраст — 48 года, стаж работы в торговле — 28 года.

— Товаровед Черняева Ирина Ивановна: образование — среднее профессиональное, возраст — 37 года, стаж работы в торговле — 18 лет.

— Товаровед Квашнина Наталья Николаевна: образование — высшее профессиональное, возраст — 36 года, стаж работы в торговле — 16 лет.

Должностные обязанности начальника торгового отдела:

· осуществляет контроль за реализацией, материально-техническим обеспечением предприятия, финансовыми и экономическими показателями деятельности предприятия;

· участвует от имени предприятия в ярмарках, торгах, на выставках, биржах по рекламированию и реализации товаров;

· контролирует соблюдение дисциплины при выполнении заданий и обязательств по поставкам и их соответствие хозяйственным договорам, изучает рыночную конъюнктуру на реализуемые предприятием товары;

· определяет требования к товарам, соответствие их качества стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам, а также заключенным договорам;

· принимает участие в контроле за выполнением договорных обязательств, поставкой и реализацией товаров, в подготовке данных для составления претензий на поставки некачественных товаров и ответов на претензии заказчиков.

Должностные обязанности товароведа: (Приложение № 5)

· контролирует наличие товаров на складах;

· осуществляет связь с поставщиками и заказчиками и оформляет документы на отгрузку товаров;

· ведет оперативный учет поступления и реализации товаров контролирует своевременность отгрузки возвратной тары, в необходимых случаях ведет розыск не поступивших грузов;

· участвует в проведении инвентаризаций, изучает причины образования излишков и неликвидов, принимает меры по их реализации;

· осуществляет контроль за соблюдением правил хранения товаров на складах, подготовкой товаров к отправке заказчикам, оформляет необходимые документы, связанные с поставкой и реализацией товаров, составляет отчетность по установленным формам.

Санитарно-гигиенические требования к персоналу, оборудованию, инвентарю Санитарные правила распространяются на организации торговли продовольственного сырья и пищевых продуктов независимо от оргазационно-правовых норм и форм собственности.

Ассортимент продовольственного сырья и пищевых продуктов, реализуемых в организации торговли, должен соответствовать виду и типу организации торговли. Планировка и технические возможности организации торговли обеспечивает требуемые условия приема, хранения, переработки и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, соблюдение правил личной гигиены работниками, что подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением.

Организация торговли оснащена торговым оборудованием, инвентарем, посудой, тарой, упаковочными материалами, изготовленными из материалов разрешенными органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке.

Все холодильные установки в организациях торговли оснащаются термометрами для контроля температурного режима пищевых продуктов. Использование ртутных термометров для контроля работы холодильного оборудования не допускается.

Личная гигиена персонала Лица, поступающие на работу в магазин «Ананино» проходят медицинские осмотры, профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке.

На каждого работника заводится личная медицинская книжка установленного образца, в которую вносят результаты медицинских обследований.

Совместное хранение санитарной и домашней одежды на предприятии не проводится.

Работники магазина «Ананино» обязаны соблюдать следующие правила личной гигиены:

— оставлять верхнюю одежду, обувь, головной убор, личные вещи в гардеробной;

— перед началом работы тщательно мыть руки с мылом, одевать чистую санитарную одежду;

— работать в чистой санитарной одежде, менять ее по мере загрязнения;

— после посещения туалета мыть руки с мылом;

— при проявлении признаков простудного заболевания, а так же нагноений, порезов, ожогов сообщать администрации и обращаться в медицинское учреждение для лечения;

— не курить и не принимать пищу на рабочем месте (прием пищи и курение разрешаются в специально отведенном помещении или месте).

На предприятии имеется аптечка с набором медикаментов для оказания первой медицинской помощи.

Роль товароведа в торгово — технологическом процессе, одна из самых важных. Товаровед принимает участие практически во всём торгово — технологическом процессе: поступление и приёмка товаров, организация хранения товаров, размещение и выкладка товаров в торговом зале.

Организация располагает комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. В магазинах Городецкого сельпо как и во всех магазинах, имеется торговое оборудование: пристенные горки, витрины холодильные, шкафы холодильные, лари холодильные, стеклянный прилавок, стол для упаковки товаров, оборудование для кассы (из стеклянных кубов) и др. оборудование. (Приложение № 6)

ГЛАВА 2. Анализ товарной политики розничного торгового предприятия Ассортимент товаров — набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.

Ассортимент товаров в магазине «Ананино»:

— По месту нахождения является торговым;

— По широте охвата — сложный, т.к. ассортимент представлен большим количеством групп, видов и наименований товаров, которые удовлетворяют неограниченное число потребностей.

Формирование ассортимента товаров.

На построение ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях оказывают влияние следующие факторы:

· тип и размер магазина и его техническая оснащенность;

· условия товароснабжения розничной торговой сети (в первую очередь наличие стабильных источников);

· численность обслуживаемого населения;

· транспортные условия;

· наличие сети магазинов-конкурентов и др.

Ассортимент продукции магазина «Ананино» составляют:

— колбасные изделия (вареные колбасы, колбасы полукопчёные, сырокопчёные);

— рыбные и мясные консервы, пресервы;

— растительные масла (рафинированное и нерафинированное), маргарин, майонез;

— молочные продукты, масло сливочное, мороженое, сыры твёрдые, мягкие, колбасные;

— поваренная соль (йодированная), пряности, приправы (соусы, кетчупы, уксус);

— чай, кофе;

— пельмени, мясные и рыбные полуфабрикаты;

— кондитерские — сахаристые (карамель, шоколад, конфеты, ирис, драже);

— крупы, макаронные изделия, мука, сахар;

— кондитерские — мучные (печенье, пряники, вафли, кексы, рулеты);

— хлеб, булочные изделия, бараночные, сухарные изделия;

— вино-водочная продукция;

— минеральная вода, плодово-ягодные соки, овощные соки, газированные напитки;

— семечки, сигареты, чипсы, наборы к пиву, спички.

Для характеристики ассортимента розничного предприятия и определения результативности ассортиментной политики, анализ структуры ассортимента, его широта и частично глубина позволяют охарактеризовать фактическую структуру ассортимента товаров в магазинах. Проанализируем ассортиментную политику магазина «Ананино» на примере нескольких торговых групп.

Таблица 1- Структура ассортимента магазина

№ п/п

Наименование

Количество видов, шт.

Количество наименований, шт.

Удельный вес, %

1.

Колбасные изделия (вареные колбасы, колбасы полукопчёные, сырокопчёные)

4,03

2.

Рыбные и мясные консервы, пресервы

3,63

3.

Растительные масла (рафинированное и нерафинированное), маргарин, майонез

3,23

4.

Молочные продукты, масло сливочное, мороженое, сыры твёрдые, мягкие, колбасные

7,26

5.

Поваренная соль (йодированная), пряности, приправы (соусы, кетчупы, уксус)

5,85

6.

Чай, кофе

5,04

7.

Пельмени, мясные и рыбные полуфабрикаты

3,63

8.

Кондитерские-сахаристые (карамель, шоколад, конфеты, ирис, драже)

17,14

9.

Крупы, макаронные изделия, мука, сахар

4,23

10.

Кондитерскиемучные (печенье, пряники, вафли, кексы, рулеты)

10,69

11.

Хлеб, булочные изделия, бараночные, сухарные изделия

4,44

12.

Вино-водочная продукция

12,10

13.

Минеральная вода, плодово-ягодные соки, овощные соки, газированные напитки

10,28

14.

Семечки, сигареты, чипсы, наборы к пиву, спички

8,47

Итого

Важным принципом формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение достаточной его широты и глубины. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, (Приложение № 7) а под глубиной — число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам. Ширина и глубина ассортимента товаров в магазине зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются форма товарной специализации, размер торговой площади, а так же состояние предложения на потребительском рынке.

Определим основные показатели ассортимента магазина.

Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты:

Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и оценивается коэффициентом широты:

Кш = Гф / Гн Кш

где Гф — количество групп товаров на момент определения, ед.; Гн — общее количество групп товаров, ед.

В магазине Гф = 14, если анализировать потенциально возможное количество групп товаров, то количество существующих товарных групп, предлагаемых к реализации поставщиками магазина, но не реализуемых магазином насчитывает около 16.

Полнота ассортимента — это соответствие фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу.

Выражают полноту ассортимента через коэффициент полноты Кп ассортимента, который определяют по формуле:

Кп = Вф / Вн Кп =129/131=0.98 (98%)

где Вф — фактическое количество видов товаров на момент обследования (проверки), ед.; Вн — количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки, стандартами и пр., ед.

Глубина ассортимента определяется числом разновидностей товаров по каждому наименованию. Коэффициент глубины ассортимента оценивают по формуле:

Кг = Рф / Рн где Рф — фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки, ед.; Рн — количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем, условиями договора, прейскурантами и т. п., ед.

Таблица 2 — Расчет показателя глубины ассортимента

Наименование

Глубина ассортимента

Колбасные изделия (вареные колбасы, колбасы полукопчёные, сырокопчёные)

18/21=0,90

Рыбные и мясные консервы, пресервы

16/18=0,89

Растительные масла (рафинированное и нерафинированное), маргарин, майонез

6/16=0,38

Молочные продукты, масло сливочное, мороженое, сыры твёрдые, мягкие, колбасные

34/36=0,94

Поваренная соль (йодированная), пряности, приправы (соусы, кетчупы, уксус)

19/29=0,66

Чай, кофе

24/25=0,96

Пельмени, мясные и рыбные полуфабрикаты

17/18=0,94

Сахаристые (карамель, шоколад, конфеты, ирис, драже)

85/85=1,00

Крупы, макаронные изделия, мука, сахар

17/21=0,81

Мучные (печенье, пряники, вафли, кексы, рулеты)

50/53=0,94

Хлеб, булочные изделия, бараночные, сухарные изделия

17/22=0,77

Вино-водочная продукция

40/60=0,67

Минеральная вода, плодово-ягодные соки, овощные соки, газированные напитки

41/51=0,80

Семечки, сигареты, чипсы, наборы к пиву, спички

20/42=0,48

Таким образом, из анализа ассортимента магазина, можно сделать следующие выводы.

Наибольшую долю в ассортименте магазина занимает сахаристые (карамель, шоколад, конфеты, ирис, драже) = 17,14%. На втором месте вино-водочная продукция — 12,1%., на третьем — кондитерские — мучные (печенье, пряники, вафли, кексы, рулеты).

Показатель широты ассортимента — 0,88 или 88%, говорит о том, что магазин использует практически все возможности своих поставщиков.

Показатель полноты ассортимента 98% свидетельствует о практически полном соответствии фактического наличия видов товаров разработанному ассортиментному перечню.

Показатель глубины ассортимента показывает, что в настоящее время глубина ассортимента находится не на самом высоком уровне: в ассортиментном перечне товаров, реализуемых магазином, присутствует не весь ассортимент, предусмотренный ассортиментным перечнем.

Анализ показателей ассортимента говорит о том, что необходимо его расширение и обновление, увеличение широты ассортимента и особенно глубины, включения в ассортимент новинок, расширение ассортимента за счет предлагаемых поставщиками групп и наименований товаров.

Грамотная работа с ассортиментом позволит увеличить прибыль магазина на 15−30%.

Поскольку рыночный (конечный) успех отныне является главным критерием оценки деятельности предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой, то именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формированием, планированием ассортимента и его совершенствованием. Товарная политика представляет собой совокупность целей, задач и основных направлений, определяемых высшим руководством организации в отношении наиболее значимых характеристик товара и направленных на стимулирование сбыта для достижения целей организации. Составные элементы товарной политики организации: ассортиментная политика, политика в области качества, ценовая политика, сбытовая политика, информационная политика. Товарная политика определяется на стадии разработки стратегии организации, а маркетинговые мероприятия по ее реализации являются частью стратегии маркетинга, его тактикой.

Ценовая политика является частью товарной, но и учетной политики организации, т.к. тесно связана со стоимостной характеристикой, требующей планирования и учета. Цель ценовой политики — обеспечение запланированной прибыли, а также конкурентоспособности товаров с помощью цен на реализуемые товары. Основными направлениями в области ценообразования являются повышение, стабилизация, снижение и гибкость цен.

Расчет цены потребления (Цп):

Цп = Ц1+Р2+С3+С4+С5+Р7+Р8+О9+С10+С11, где Ц1 — цена рынка;

Р2 — расходы на транспортировку;

С3 — стоимость установки;

С4 — стоимость хранения;

С5 — стоимость технической информации и прочей документации;

Р6 — расходы по обслуживанию изделия;

Р7 — расходы на топливо;

Р8 — расходы на ремонт;

О9 — оплата налогов, таможенных расходов и сборов;

С10 — стоимость страхования;

С11 — стоимость утилизации.

Товарный ассортимент — это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли. Принципиальное значение при формировании ассортимента имеет типология товаров — разделение товаров по характеру потребления и срокам использования на товары, соответственно, конечного и производственного потребления и товары краткосрочного и длительного пользования. Типология потребительских товаров имеет следующую структуру: товары повседневного спроса (расходуемые товары); товары предварительного выбора (выбираемые); товары особого спроса (специального ассортимента); товары пассивного спроса. Последние три группы образуют товары, как правило, длительного пользования и/или дорогостоящие. Товары повседневного спроса, в свою очередь, подразделяются на следующие группы: товары первой необходимости, которые отличает частый, регулярный, консервативный характер их приобретения, как правило, относительно малыми партиями; потребители этих товаров отличаются приверженностью определенной марке или торговой организации, месту; товары рефлекторного, импульсивного спроса, которые отличает привычный, устойчивый и провоцируемый постоянным предложением характер приобретения и потребления; товары экстренного спроса, которые отличает ситуационный, причинный, порой острый характер потребности. Все три группы товаров повседневного спроса объединяет частый, привычный и легкий характер их приобретения.

Ценовая политика торгового предприятия:

Предметом ценовой политики торгового предприятия выступает не цена товара в целом, а лишь один из ее элементов — торговая надбавка. Именно этот элемент цены товара характеризует цену торговых услуг, предлагаемых покупателю при его реализации торговым предприятием. И только этот элемент цены с учетом конъюнктуры потребительского рынка, условий своей хозяйственной деятельности, уровня цены производителя и других факторов торговое предприятие формирует самостоятельно. Несмотря на высокую степень связи с ценой производителя, уровень торговой надбавки далеко не всегда определяется уровнем цены на товар. Так, при низком уровне цены на товар, предложенном его производителем, может быть сформирован высокий уровень торговой надбавки, и, наоборот — при высоком уровне цены производителя торговые предприятия часто ограничиваются низким уровнем торговой надбавки.

Таким образом, ценовая политика фирмы заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими, в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли, то есть успешно решать все стратегические задачи.

ГЛАВА 3. Приемка товаров по количеству и качеству В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

Городецкое сельпо при выборе поставщиков полагается на собственную информацию. При этом на предприятии сформирован список хорошо известных, заслуживающих доверие поставщиков. Утверждение договоров с этими поставщиками, разрешение предварительной оплаты, намеченной к поставке продукции, осуществляется по упрощенной схеме. Если же намечается заключение договора с поставщиком, отсутствующим в названном списке, то процедура утверждения и оплаты усложняется проведением необходимых мероприятий, обеспечивающих безопасность финансовых и других интересов предприятия.

В настоящее время в качестве нормативных документов, регламентирующих порядок приемки товаров, продолжают действовать:

Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству (утв. постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.65 г. № П-6 (с изм. от 14.11.74)

Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв.постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 25.04.66 г. № п-7 (с изм. от 23.05.75).

Приёмка товаров в Городецком сельпо должна проходить очень быстро и правильно, так как склад большой и товарооборот тоже, машины с товаром идут безостановочно.

Утром товаровед отдаёт кладовщикам список машин. Пришла машина с товаром. Проверяется соблюдение санитарных условий, температурный режим при транспортировке — занести в журнал. Зарегистрировать накладную в приходном журнале без суммы.

Товаровед и кладовщик осуществляют приёмку по количеству и качеству. После приёмки накладная регистрируется в журнал прихода, делаются исправления, если есть ошибки. Товаровед проставляет процент торговой наценки, согласно существующих распоряжений.

Заведующая магазином делает заявку кладовщику.

Кладовщик по заявке выдаёт товар. Товар грузится на машину и отправляется в магазин.

Я принимала штучный и весовой товар. Весовой товар — вместе с накладной должен быть сертификат соответствия. Все товары принимаются по одному и тому же алгоритму, который указан выше. Если принимать такой товар как мясо, яйцо, колбаса и т. д. то должно быть ветеринарное удостоверение, если его нет, то печать в накладной от ветеринарного врача.

Очень важную роль играют документы, удостоверяющие качество товаров. Стороны при заключения договора, определяют перечень документов среди них сертификат качества на товар, счет-фактур (паспорт на определенный товар), товарно-транспортная накладная.

Приёмка товаров по количеству заключается в сверке массы (весовой товар завешивается) количества фактически поступивших товаров с показателями счетов фактуры, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов.

Приёмка товаров по качеству, если при приёмке будут обнаружены недоброкачественные или некомплектные товары, то приёмку приостанавливают и составляют акт. В нём указывают количество осмотренных товаров и характер выявленных дефектов. Одновременно надо создать необходимые условия для сохранности поступивших товаров. Если товар оказался ненадлежащего качества, то составляется акт на возврат товара поставщику. Если недоброкачественность обнаружена покупателем, то к акту прикладывают: заявление покупателя с заключением магазина, фабричный ярлык или копию товарного чека. Если в магазин поступил некачественный товар, то товароведом составляется претензия поставщику.

ГЛАВА 4. Организация хранения товаров. Размещение и выкладка товаров в торговом зале.

Процесс хранения включает следующие операции: размещение товаров на хранение; укладка в местах хранения; создание соответствующих режимов хранения; наблюдение и поддержание условий хранения.

Все продукты питания при поступлении в магазин должны обязательно иметь товарно-сопроводительные документы: накладные, удостоверения о качестве, сертификаты соответствия, гигиенические заключения и ветеринарные свидетельства (для мясной продукции).

После приёмки товары доставляют в помещения для хранения. Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. В магазинах имеются помещения для хранения товаров. Есть холодильные камеры, склады. Пакетированные товары хранятся на поддонниках и подтоварниках, товары в промышленной таре — на стеллажах и подтоварниках. Товары, воспринимающие посторонние запахи, изолированы от товаров, обладающих острыми запахами. Гигроскопические товары хранятся отдельно от товаров, выделяющих влагу. Соблюдено товарное соседство. Гастрономические товары хранятся в холодильных камерах, при этом копчёности и колбасные изделия хранятся в подвешенном состоянии. У каждого товара есть особые условия хранения: температура, влажность. Примерная влажность у товаров одинаковая не более 75%. Ведётся журнал учёта температуры и относительной влажности воздуха. У каждой группы товаров закреплено постоянное место хранения, что позволяет быстрее работать. В помещениях, где хранится товар, строго соблюдены санитарные требования. Помещения проветриваются, делается влажная уборка. Товар периодически перекладывается, проверяются сроки годности. Значительная часть продовольственных товаров поступает в магазин в не расфасованном виде, и фасовка их осуществляется непосредственно в магазинах. Фасовки в магазине оборудованы специальным оборудованием. Есть фасовка у таких отделов как: кондитерский, бакалея, фрукты — овощи, гастрономия. Рабочего место фасовщиц оснащено соответствующим инвентарём и упаковочными материалами. В торговом зале так же соблюдается товарное соседство, за каждой товарной группой закреплено определённое место. Выкладка в торговом зале самая разнообразная; товар размещён на стеллажах, на горках, крупногабаритные товары размещены на подтоварниках. На каждом товаре есть правильно оформленный ценник. (Приложение № 8). Товар выложен насыщенно.

Размещение товаров — это их расположение на площади торгового зала. Постоянные покупатели знают, где размещается тот или иной товар в торговом зале, и быстро его находят. При этом также сокращаются трудовые затраты работников магазина в процессе пополнения товарных запасов за счет использования кратчайших путей движения товаров из подсобных помещений к зоне размещения.

Под выкладкой товаров понимаются технологические процессы, связанные с расположением, укладкой и показом товаров на торгово-технологическом оборудовании. Привлекательная, удачно разработанная и поддерживаемая в порядке выкладка товаров способствует тому, что посетители, пришедшие в магазин, приобретают товар и тем самым обеспечивают магазину прибыль.

При оформлении полок необходимо учитывать психологию покупателей. Основное правило — выкладка должна быть насыщенной. При этом важно определить количество единиц товара для выкладки.

Какой бы ни была ширина полки, товар должен располагаться на ней относительно свободно, иначе он теряется.

Существует два способа выкладки товаров в торговом зале:

Вертикальный способ выкладки товаров предусматривает расположение однородных товаров в несколько рядов на всех полках горки сверху вниз. Этот способ удобен тем, что обеспечивает хороший показ товаров, свободный отбор товаров покупателями любого роста, но применение его требует большой площади и поэтому он используется только в крупных магазинах или в сочетании с другими способами.

При горизонтальной выкладке определенные однородные товары размещают вдоль по всей длине оборудования, занимая каждым товаром одну — две полки. Горизонтальный способ широко применяется для выкладки крупногабаритных товаров, а также мелких в кассетах.

На практике чаще всего применяют комбинированный способ, при котором используют элементы горизонтальной и вертикальной выкладки.

Ценник — ярлык, содержащий реквизиты товаров. В ценниках на реализуемые предприятиями торговли продовольственные товары указываются следующие реквизиты:

— для весовых товаров наименование товара, (на товары, имеющие сортность) — сорт, цену за килограмм или сто граммов,

— для товаров, продаваемых в розлив — наименование товара, цену за единицу емкости или веса;

— для штучных товаров и напитков, расфасованных предприятиями-изготовителями в бутылки, банки, коробки, пакеты и т. д., — наименование товара, емкость или вес, цена за фасовку.

Если товары расфасованы непосредственно на предприятиях торговли, то наименование товара, вес, цена за фасовку указывается во вкладыше или на упаковке.

Ценники на все виды реализуемых товаров заверяются подписью материально ответственного лица или другого должностного лица, на которое возложены обязанности по формированию цен.

Все товары выкладывают на торгово-технологическом оборудовании этикетками и рисунками на упаковке, обращенными в сторону покупателей. Ценники должны быть аккуратно оформлены, надписи на них — разборчивы и легко читаемы. Выкладка должна обеспечивать демонстрацию наилучших качеств того или иного товара, той или иной марки продукции.

ГЛАВА 5. Проведение опросов покупателей (потребителей) Для анализа и сегментирования покупателей магазина «Ананино» было проведено маркетинговое исследование, объектом которого послужили покупатели данного магазина. В качестве предмета исследования были выбраны потребности покупателей. Методом сбора информации стал устный опрос.

Время проведения опроса с 16:00 до 19:00 часов ежедневно, потому что именно в этот промежуток времени магазин посещают постоянные покупатели. Опрос проводился в течение 2 дней, в день опрашивалось по 50 посетителей. В ходе маркетингового исследования была проведена оценка частоты покупок конкретных товарных групп. Полученные данные отражают структуру только покупателей магазина.

Критерием отбора служила покупка определенного вида продукции (кисломолочные продукты, рыба, мясо, мясные изделия, хлебобулочные и кондитерские изделия), то есть покупка должна свидетельствовать о том, что покупатель хорошо знаком с ассортиментом магазина «Ананино» и неслучайно зашел в магазин.

Для анализа частоты потребления продуктов по конкретным товарным группам в процессе анкетирования посетителям задавался вопрос: «Как часто Вы приобретаете ниже перечисленные продукты?». Были получены следующие данные.

Таблица 3 -Частота потребления продуктов

Товарные группы

Ежедневно

Несколько раз в неделю

Несколько раз в месяц

Не приобретаем

Кисломолочные продукты

96%

3%

1%

;

Бакалея

;

12%

88%

;

Хлебобулочные изделия

97%

3%

;

;

Мясо

1%

20%

75%

4%

Колбасные изделия

2%

38%

50%

10%

Рыба и морепродукты

;

10%

82%

8%

Масло сливочное

;

14%

70%

16%

Мясо растительное

;

2%

95%

3%

Кондитерские изделия

32%

55%

9%

4%

Овощи

48%

40%

12%

;

Фрукты

22%

63%

14%

1%

Кофе

4%

26%

67%

9%

Чай

4%

30%

66%

;

Полуфабрикаты, консервы

;

7%

33%

60%

Безалкогольные напитки

8%

48%

32%

12%

Алкогольная продукция

1%

3%

70%

26%

Обобщая данные таблицы 2.1, можно выделить следующие моменты:

— практически ежедневно потребляются такие продукты первой необходимости, как хлебобулочные изделия (97%), кисломолочные продукты (96%), а также часто приобретаются овощи (48%) и кондитерские изделия (32%), что свидетельствует о том, что данные ассортиментные группы пользуются повышенным спросом у покупателей. Чтобы потребитель был постоянен и удовлетворен выбором продукции, руководству магазина необходимо следить за тем, чтобы эти товарные группы всегда были в наличии, в необходимом количестве и хорошего качества.

— несколько раз в неделю приобретаются: кондитерские изделия (55%), фрукты (63%), безалкогольные напитки (48%), овощи (40%), колбасные изделия (38%). Значительная частота приобретения данных продуктов питания требует их постоянного наличия в продаже в достаточном количестве.

— достаточно редко, несколько раз в месяц, респонденты потребляют пищевые жиры (масло растительное 70%, масло сливочное 95%), бакалейные товары (88%), рыба и морепродукты (82%), мясо (75%), алкогольная продукция (70%), кофе (67%), чай (66%). Это объясняется тем, что перечисленные продукты в процессе потребления расходуются постепенно. В целях оптимизации ассортимента, каждая товарная группа должна быть насыщенной и глубокой, чтобы покупатель имел широкий выбор и мог приобретать появившиеся новинки. Редко приобретаемые товарные группы должны быть в наличии в разумных пределах, чтобы не было больших издержек, связанных с хранением и реализацией, которые в свою очередь скажутся на ценах этих продуктов.

Можно сделать вывод о том, что основным сегментом покупателей магазина «Ананино» являются женщины со средним материальным доходом. Для основной массы покупателей приоритетными факторами покупки являются качество продуктов питания и их упаковка, на втором месте — цена и уже потом фирма-производитель. Продукты питания потребители предпочитают приобретать, как правило, в продовольственных магазинах.

ГЛАВА 6. Оценка качества услуг розничной торговли Изучение требований к качеству услуг розничной торговой сети в соответствии с ГОСТ Р 51 304−99 «Услуги розничной торговой сети». Классификация услуг розничной торговли. Услуги:

1) Реализация товаров Процесс услуги реализации товаров состоит из этапов: формирование ассортимента, приемка товаров, обеспечение хранения, предпродажная подготовка, выкладка товаров, предложение товаров покупателям, расчет с покупателями, отпуск товара. К услугам по оказанию помощи в соответствии покупки при ее использовании относят: упаковывание купленных в магазине товаров; комплектование наборов из имеющихся в наличии товаров.

2) Информационно-консультативные услуги.

К ним относят: консультации специалистов по товарам, проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров). 3) Создание удобств покупателям.

К ним относят: гарантированное хранение купленных товаров, парковку личных автомашин покупателей на организованную стоянку у магазина.

Общие требования к услугам торговли Услуги торговли в магазине «Ананино» отвечают требованиям: социального назначения, функциональной пригодности, экономики, эстетики, технологичности, безопасности, охраны окружающей среды. Требования социального назначения предусматривают: обеспеченность населения услугами данного вида; соответствие уровня качества услуги розничной цене.

Требования функциональной пригодности услуги торговли предусматривают:

* Точность и своевременность оказания услуги, характеризующиеся соблюдением установленного режима работы магазина, точностью оформления кассового чека;

* Наличие товаров установленного для данного типа предприятия ассортимента;

* Информативность, то есть наличие необходимой достоверной информации об услугах и товарах; * Соответствие обслуживающего персонала своему профессиональному назначению, в том числе компетентность и умение общаться с покупателями. Требования эстетики услуги торговли предусматривают гармоничность, стилевое единство, целостность композиции и художественной выразительности.

Требования технологичности услуги торговли предусматривают:

* Наличие рационального набора технологического оборудования, инвентаря определенных типов и моделей;

* Создание условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания;

* Наличие помещений (по назначению и площадям), необходимых для организации торгового процесса и рационального движения покупательских и товарных потоков, обеспечения рационального размещения, максимальной видимости выложенных товаров.

Требования безопасности услуг розничной торговли: безопасность магазина обеспечивается безопасностью предприятий торговли (зданий, помещений, оборудования, инвентаря), условий обслуживания покупателей, реализуемых товаров и соблюдением персоналом санитарных и других установленных требований. Требования охраны окружающей среды: предприятие торговли исключает возможность попадание опасных и вредных веществ в воздух, почву, водоемы, водопровод и канализацию в соответствие с установленными требованиями: система санитарной очистки и уборки территории соответствует установленным требованиям; не допускается применение способов переработки упаковки, которые могут нанести ущерб окружающей среде. Данные оценки качества услуг магазина соответствуют требованиям ГОСТ Р 51 304−99. Проанализировав результаты деятельности магазинов Городецкого сельпо, можно сделать следующие основные выводы. В целом организационная структура торгово-технологического процесса на предприятие не плохая и отвечает всем требованиям современной организации. Устойчивый и широкий ассортимент, применены современные методы продаж, соблюдены правила продаж. Но при усовершенствование торгово-технологического процесса можно достигнуть наивысших результатов: — В холодильных камерах может быть использована новая технология хранения охлаждённого мяса, основанная на сочетание холодного эффекта с действием ультрафиолетовых лучей. Что позволит удлинить срок хранения охлаждённого мяса с 5 до 25 суток. — На узле расчёта сделать POS-терминал для расчета по банковской карте — А самое главное в торгово-технологическом процессе это квалифицированный персонал — то есть персонал должен постоянно проходить повышения квалификаций (аттестацию).

ГЛАВА 7. Анализ коммерческой деятельности предприятия Хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров ;

широкое понятие. Сюда входят экономические, организационные, коммерческие, административно-правовые, финансовые и другие отношения, складывающиеся между покупателями и поставщиками в процессе поставок товаров.

Хозяйственные связи — это отношения, складывающиеся между поставщиками и покупателями в процессе поставок.

Основной целью установления таких связей является формирование торгового ассортимента и доведение их до потребителей.

Система хозяйственных связей включает:

— участие торговых организаций в разработке промышленными предприятиями планов производства товаров через заявки и заказы;

— хозяйственные договоры;

— контроль за соблюдением договорных обязательств;

— применение экономических санкций;

— проверка качества поставляемых товаров;

— применение административно-правовых норм.

Договор поставки — это основной документ, который определяет обязанности и права поставщика и покупателя по поставкам товаров народного потребления.

Он оформляется только в письменном виде.

Основные цели заключения договора:

— юридически закрепить отношения между партнерами;

— придать отношениям между партнерами, характер обязательств, выполнение которых защищает закон;

— предусмотреть последствия невыполнения партнерами своих обязательств.

С поставщиками товаров у Городецкого сельпо налажены рациональные хозяйственные связи позволяющие закупать товары как у поставщиков-изготовителей на стабильной договорной основе, так и у оптовых посредников при экономической и организационной выгодности этих закупок. Основной формой хозяйственных связей с поставщиками товаров является договор поставки товаров. Со всеми поставщиками у нашего предприятия заключен договор поставки, закупка сельскохозяйственной продукции у ее изготовителей осуществляется на основе договора контрактации. В системе хозяйственных взаимоотношений с поставщиками; используются заявки и заказы покупателей. Успешному проведению закупочной работы способствует разработка коммерческим аппаратом оперативных планов закупок, предусматривающих объемы товаров, подлежащих закупке, сроков заключения договоров, согласование и уточнение спецификаций и отгрузки товаров, ответственных лиц за проведение закупок.

Городецкое сельпо закупает почти все основные гастрономические продукты питания у поставщиков-изготовителей, а основную часть бакалейных товаров у оптовых фирм и частных предпринимателей.

Прямые договорные связи — это непосредственные договорные взаимоотношения между изготовителями и покупателями товаров без участия других коммерческих посредников.

Розничная торговля при установлении прямых связей с изготовителями получает более высокие доходы, чем при поставке товаров через оптовое звено. Закупки товаров осуществляются по более низким ценам в связи с сокращением числа посредников.

Прямые хозяйственные договорные связи имеют ряд преимуществ:

— сокращаются пути и сроки доставки товаров в розничную сеть;

— оперативно обновляется ассортимент товаров;

— совершенствуется режим поставки товаров;

— улучшается качество продукции.

Заявка — документ торговых организаций, отражающий их потребность в товарах, необходимых для выполнения плана товарооборота.

Заказ — требования к поставщику поставить определенные, конкретные товары, необходимые для удовлетворения спроса населения.

Заявки и заказы регулируют хозяйственные взаимоотношения поставщиков и покупателей.

Заказ предусмотрен при заключении государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд (ст. 527 ГК РФ).

На основе такого заказа государственного заказчика и заключается государственный контроль.

Поставщиков в основном определяет сама фирма по следующим критериям:

— наиболее низкие цены;

— репутация того или иного предприятия;

— берёт ли поставщик возврат товаров (некачественный товар, прошёл срок реализации и т. д.).

Договора с поставщиками заключаются на год. Кроме того, в течении года возникают краткосрочные связи с различными поставщиками-посредниками, с которыми заключаются договора поставки на небольшой срок, или разовую поставку товаров. В основном ассортимент этих товаров импортного производства, или из отдаленных регионов РФ, а также прочие бакалейные и сопутствующие товары, которые по договору приобретаются очень небольшими партиями и рассчитаны на спрос покупателя с достатком выше среднего.

Изучая источники закупок товаров в Городецком сельпо ведется журнал, где на каждого поставщика составляются его данные (наименование организации, его юридический и почтовый адрес, Ф.И.О. и телефон руководителя, гл. бухгалтера, режим работы), сведения о количестве и ассортименте продовольственных товаров и другие сведения интересующие предприятие.

В обобщенном виде всех поставщиков товаров Городецкого сельпо можно подразделить на две категории: поставщики-изготовители и поставщики — оптовые предприятия.

Поставщики-изготовители — производственные предприятия, фирмы,; частные предприниматели и т. д., выпускающие товары потребительского назначения различного ассортимента для удовлетворения спроса потребителей.

Поставщики — оптовые предприятия закупают товары у поставщиков;

изготовителей, а также у оптовых посредников и реализуют их оптовым покупателям (розничным торговым предприятиям, агентам, брокерам, розничным торговцам и т. д.).

В магазины Городецкого сельпо поступают товары от различных поставщиков. К поставщикам-изготовителям относятся такие организации как:

Таблица 4- Характеристика поставщиков

Наименование поставщиков

Местопо;

ложение

Ассортимент товаров, название изделий, продуктов

Количество наименований продукции

1.

ПО «Кич-Городецкий Хлебозавод»

с. К-Городок ул. Октябрьская 12

— Хлеб

— Булочные изделия

— Пряники

— Сушка

— Баранки

— Сухари

— Печенье

— Торты

— Пирожное

— Макаронные изделия

4−5

6−7

4−5

4−5

2−3

2−3

3−4

8−10

3−4

4−5

ООО «Никольскмолоко»

г. Никольск

— Молоко

— Кефир

— Творог

— Сметана

— Сырки творожные

— Сыр Российский

— Ряженка

— Варенец

— Топленое молоко

— Снежок

— Иогурт

— Десерт

ОАО «Мясо»

с. К-Гордок ул. Рабочая

— Колбасы вареные

— Колбасы полукопчен.

— Колбасы варено-копч.

— Колбасы сырокопчен.

— Изделия ветч-рублен.

— Колбасы ливерные

— Сосиски, сардельки

— Мясные деликатесы

— Сало соленое

— Сало копченое

— Грудинка копченая

— Полуфабрикаты

— Полуфабрикаты из рубленного мяса

— Субпродукты и др.

ОАО «Великоустюгский ЛВЗ»

г. Великий Устюг

— Водка

— Настойки горькие

— Настойки сладкие

— Ликеры

— Апперетивы

ООО «Великоустюгская птицефабрика»

г. Великий Устюг

— Яйца

— Фарш куринный

— Кура потрошеная

ООО «Великоустюгский молокозавод»

г. Великий Устюг

— Молоко

— Кефир

— Творог

— Сметана

— Творожная масса

— Десерт

— Иогурт

— Сливки

ЧП Николаева

г. Вологда

— Рыба свежеморожен.

— Рыбные полуфабрик.

— Рыба соленая

— Рыба хол. копчения

— Рыба гор. копчения

ООО Русский холод — Вологда

г. Вологда

— Рыба свежеморожен.

— Балычные изделия

— Икра

— Рыба вяленая

— Мороженое

Частный предприниматель Шарыпова Л.А.

г. Вологда

— Сыры твердые

— Масло сливочное

— Сыры плавленые

— Маргарин, жиры

— Маргарины сливоч;

ные, бутербродные

ЧП Роздухов

г. Вологда

— Овощные консервы

— Детское питание

— Консервы рыбные

— Консервы мясные

ЧП Стратонников

г. Вологда

— Сахар

— Крупы

— Специи, пряности

— Соль

Филиал ООО «Алкомоптторг»

г. Великий Устюг

— Сухие и Полусухие вин. вина

— Полусладкие вина

— Крепленые вина

— Полудесертные вина

— Винные напитки

— Водка

— Настойки

ЧП Захаров

г. Вологда

— Сигареты

— Чай

— Кофе

ООО «Пищевик»

г. Великий Устюг

— Колбасы вареные, полукопчен.

— Мясокопчености

— Хлеб и булочные

ЧП Кудринский

г. Никольск

— Крупы

— Макаронные изделия

— Сахарпесок

— Комб. корма

ЧП Важенина

г. Череповец

— Кура потрошеная

— Полуфабрикаты из мяса птицы

— Кура варено-копчен.

— Изделия из птицы варено-копченые

— Колбасы из мяса птицы

— Ветчина

— Сосиски

Филиал АО «Яркондитер»

г. Вологда

— Карамель

— Конфеты

— Ирис

— Мармелад

— Зефир

— Наборы конфет

— Печенье

Прочие поставщики: около 30 заключенных договоров на поставку товаров

Прочие продовольственные товары, отечественного и импортного производства

80−100

В таблице 4 с 1 по 18 пункты указаны основные поставщики товаров, с которыми у нашего предприятия положены рациональные хозяйственные связи на стабильной долговременной основе. Договора с этими поставщиками заключаются на год. Кроме того, в течении года возникают краткосрочные связи с различными поставщиками-посредниками, с которыми заключаются договора поставки на небольшой срок, или разовую поставку товаров. В основном ассортимент этих товаров импортного производства, или из отдаленных регионов РФ, а также прочие бакалейные и сопутствующие товары, которые по договору приобретаются очень небольшими партиями и рассчитаны на спрос покупателя с достатком выше среднего.

Со всеми поставщиками у Городецкого сельского потребительского общества заключен договор поставки. Значительная часть товаров завозится в розничную торговую сеть с оптовых предприятий. Такие товары, как хлеб и хлебобулочные изделия, молочные и мясные продукты и некоторые другие продовольственные товары повседневного спроса поступают на предприятие непосредственно с производственных предприятий — хлебозаводов, пищекомбинатов и т. п. В магазины товары также поступают с заготовительных предприятий, от личных подсобных и фермерских хозяйств, а также от лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.

В магазины Городецкого сельпо товары поступают как производственных предприятий, так и с оптовых торговых баз.

В зависимости от источников поступления товаров применяют транзитную или складскую форму товароснабжения розничной торговой сети.

Транзитная форма доставки товаров осуществляется с ЗАО «Вологодский мясокомбинат», ОАО «Череповецкий мясокомбинат», ЗАО «Агромясопром», ООО «МиМП», Вологодский мол комбинат, ФГУП «Учебно-опытный молочный завод» ВГМХА имени П.В. Верещагина", Вологодский молкомбинат, ООО «Звезда Севера» — поставляет печенье, и др.

При складской форме товары сложного ассортимента, нуждающиеся в предварительной подсортировке, завозятся в магазины со складов оптовых предприятий.

Складская форма доставки товаров осуществляется с ЧП Сячин, 000 «Слава», ООО «Алком», ЧП Роздухов, ЧП Сивков, ОАО «Ариант плюс»,

ЧП Васильченко А. А., ЗАО «Фирма ИНТРО», ООО «Промторг», ОАО «ТД «Русский Холодъ», ИП Соловьев А. В., и др.

Товароснабжение — это завершающий этап в цепи продвижения товаров от производителя до потребителя.

От правильной организации товароснабжения зависит размер и структура товарных запасов, объёмы продаж, качество торгового обслуживания.

Товародвижение в магазинах Городецкого сельпо выполняет следующие задачи:

— обеспечить поступление товаров в нужное место и время и в требуемом объёме и ассортименте.

— максимально удовлетворять спрос потребителей.

— с наименьшими затратами обеспечить завоз товаров.

К организации товароснабжения предъявляются следующие требования:

— завоз товаров должен осуществляться с учётом спроса населения в установленном для магазина обязательным ассортиментным перечнем.

— количество завозимых товаров должно определяться типом торгового предприятия, размером его торговой площади и объёмом товарооборота и т. д.

Формирование ассортимента и управление товарными запасами Формирование товарного ассортимента — это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.

Основная цель заключается в наиболее полном удовлетворение спроса потребителя.

Важнейшими признаками формирования ассортимента являются:

соблюдение установленного ассортиментного профиля магазина;

соответствие ассортимента характеру спроса;

обеспеченные широты, глубины;

устойчивости ассортимента.

Ассортимент товаров — это совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определённому признаку.

Процесс формирования ассортимента в магазине «Светлячок» делится на 3 этапа:

1. Устанавливается ассортиментный профиль магазина;

2. Предусматривается установление количественного соотношения отдельных групп товаров в магазине;

3. Определяется внутригрупповой ассортимент, т. е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров каждой группы по различным признакам.

Также, при формировании ассортимента учитываются:

1. Демографические характеристики (религия и культура, возраст, пол, семейное положение, жизненный цикл семьи);

2. Социально-экономические характеристики (доход, образование, род деятельности, социальный класс);

3. Психологические характеристики (тип личности, жизненный стиль, мотивы).

В магазинах процесс формирования ассортимента товаров начинается с определения широты ассортимента реализуемых в нем товаров, то есть количества товарных групп. Затем определяется глубина ассортимента, то есть количество разновидностей товаров внутри каждой группы.

Работниками магазинов разрабатываются ассортиментные перечни, включающие в себя виды и разновидности товаров, которые должны всегда быть в продаже.

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных торговых предприятий.

Необходимость образования товарных запасов обусловлена следующими факторами:

Сезонные колебания в производстве и потреблении товаров;

Время, необходимое для транспортировки товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузочно-разгрузочные работы;

Несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, что требует подсортировки, упаковки и подработки;

Условия транспортировки товаров, расстояние между поставщиком и магазином;

Особенности территориального размещения производства;

Звенность товародвижения;

Возможности для хранения товара.

В рознице традиционно применяются три метода анализа и учета товарных запасов:

1. Инвентаризация, т. е. сплошной подсчет всех товаров. Полученные данные в натуральном выражении оцениваются в действующих ценах и сводятся по товарным группам в общую сумму. Недостатками данного метода являются большая трудоемкость и невыгодность для предприятия, так как при проведении инвентаризации предприятие, как правило, не функционирует;

2. Снятие остатков или оперативный учет, т. е. сверка материально ответственными лицами фактического наличия товара с данными товарного счета. Причем подсчитываются не товары, а товарные места. Затем с учетом соответствующих норм определяется количество товаров, которое и оценивается по действующим ценам. Недостаток данного метода — меньшая точность, чем при инвентаризации;

3. Балансовый метод, основанный на использовании балансовой формулы товарных запасов. Балансовый метод менее трудоемок, чем предыдущие, и позволяет обеспечить оперативный учет и анализ товарных запасов в связи с другими показателями. Недостаток данного метода — отсутствие возможности исключить из расчета не установленные потери. Для устранения этого недостатка данные балансового учета систематически должны сопоставляться с данными инвентаризации и снятия остатков.

По количеству товарных остатков товароведом делаются заказы поставщикам. Ассортимент товаров большой, что может удовлетворить вкусы каждого покупателя. Также товаровед делает заявки товаров-новинок, что освежает ассортимент магазина и знакомит покупателей с новинками фирм-производителей.

В Городецком сельском потребительском обществе усилия работников направлены на сохранение достигнутого уровня качества, предотвращения количественных и качественных потерь. Однако за счет этого нельзя повысить конкурентоспособность реализуемых товаров или предоставляемых услуг.

В тоже время существуют определенные пути их конкурентоспособности, связанные с экономическими критериями: уменьшение торговых надбавок на товары и снижение тарифов на услуги за счет использования внутренних резервов, экономии затрат на процессы обслуживания без снижения уровня его качества, что позволит установить более низкие цены при реализации товаров и оказания услуг.

Одним из путей повышения конкурентоспособности товаров и услуг в сфере обслуживания является обеспечение их организационного и информационного подкрепления в форме предоставления дополнительных сервисных услуг, а также доведение до потребителей необходимой и достоверной информации. Кроме того, повысить конкурентоспособность товаров и услуг в сфере производства и обслуживания можно путем разработки и внедрения систем обеспечения конкурентоспособности.

Система обеспечения конкурентоспособности — совокупность систем управления организацией, направленных на создание потребительских предпочтений.

Оценка конкурентоспособности товаров — совокупность операций по выбору критериев (показателей) конкурентоспособности, установлению действительных значений этих показателей для товаров-конкурентов и сопоставлению значений показателей анализируемых товаров с товарами, принятыми в качестве базовых.

Применяемых в практике работы предприятий:

1. Методика оценки конкурентоспособности товаров по объему их продаж;

2. Определение комплексного показателя конкурентоспособности;

3. Методика оценки интеграционного показателя уровня конкурентоспособности;

Расчет цены потребления (Цп):

Цп = Ц1+Р2+С3+С4+С5+Р7+Р8+О9+С10+С11, где Ц1 — цена рынка;

Р2 — расходы на транспортировку;

С3 — стоимость установки;

С4 — стоимость хранения;

С5 — стоимость технической информации и прочей документации;

Р6 — расходы по обслуживанию изделия;

Р7 — расходы на топливо;

Р8 — расходы на ремонт;

О9 — оплата налогов, таможенных расходов и сборов;

С10 — стоимость страхования;

С11 — стоимость утилизации.

Расчет показателя конкурентоспособности (К):

К= (Q+С)/Цп, где

Q — качество товара;

С — качество послепродажного обслуживания или сервиса.

Для всесторонней оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия необходима система показателей.

Важнейшим показателем эффективности работы торгового (коммерческого) предприятия является прибыль, в которой отражаются результаты всей торговой деятельности предприятия — объем реализованной продукции, его состав и ассортиментная структура, производительность труда, уровень затрат, наличие непроизводительных расходов и потерь и т. д.

Для характеристики экономической эффективности торгового предприятия, а также в целях проведения сравнительного анализа необходимо знать не только абсолютную величину прибыли, но и ее уровень.

Для оценки эффективности коммерческой работы приобретает сопоставление прибыли с произведенными затратами (издержками обращения):

П/Р*100% = 1680 т.р./13 225 т.р. = 12,7%

13 225 т.р./84 900т.р. = 0,16*100% =16

Одним из качественных показателей эффективности коммерческой работы являются издержки обращения (расходы по осуществлению коммерческой деятельности).

Уровень издержек обращения рассчитывается как процентное отношение суммы издержек обращения к товарообороту.

Рассчитанная товарооборачиваемость по торговой организации отражает среднее время, в течение которого товары находились в данной организации с момента получения их от поставщика до момента их продажи.

Оборачиваемость товаров характеризует качество управления коммерческими процессами, положение дел с товарной массой и товарными запасами.

Ускорение времени обращения товаров имеет большое экономическое значение как для отдельной торговой организации, так и для всей торговли в целом. В Городецком сельпо, по итогам 2011 года товарооборачиваемость (общая) составила 36 дней.

Информационно-рекламная деятельность и методы стимулирования продажи товаров и услуг Рекламно-информационное оформление магазина включает в себя:

оформленный фасад;

оконная витрина указатели выкладка ценники специальные рекламные материалы компании плакаты информация для покупателей об оказываемых услугах, выписки из закона о защите прав потребителей устная консультация продавца-консультанта.

Основными средствами внутренней рекламы магазина является интерьер торгового зала; рекламная выкладка и показ товаров внутри торгового предприятия; рекламные указатели, плакаты и афиши, а также такие рекламные мероприятия, как реклама по радио в магазине, дегустация новых продовольственных товаров и т. д.

Интерьер магазина занимает важное место в привлечении новых и закреплении постоянных покупателей. Покупатель, как известно, не всегда заходит в магазин с оформившимся намерением приобрести определенный товар.

В процессе пребывания в торговом зале покупатели должны иметь возможность рассмотреть товары, ознакомиться со способами их использования, с их фирменными знаками и т. д. рекламная функция торгово-оперативного процесса во многом зависит от того, насколько рационально организовано выкладка товаров. Выкладка товаров в торговом зале является важным средством торговой рекламы. Под выкладкой товаров понимаются Технологические процессы, связанные с расположением, укладкой и показом товаров на торгово-технологическом оборудовании.

Ценники несут в себе всю необходимую информацию о товаре, специально оформленные ценники на товары по сниженным ценам или в предпраздничные дни оформляются более ярко для привлечения внимания покупателей. Если действуют праздничные снижения цен, то такие ценники печатаются на желтой бумаге. Например, во время праздников Дня Святого Валентина специальные товары сопровождались розовыми ценниками.

Рекламные указатели, ценники, табло — все эти виды рекламы принято называть немой справкой. К числу их следует отнести и печатную рекламу, которая дополняет другие виды рекламы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе стажировки в магазине «Ананино» были решены следующие задачи:

1. Изучена деятельность Городецкого сельпо, ведущего торговлю продовольственными товарами через магазин «Ананино». Для этого использовались различные внутренние документы организации. В результате чего были раскрыты вопросы, касающиеся территориального размещения магазина, его вида деятельности, графика работы, внутреннего распорядка и многого другого;

2. Проанализирована профессиональная деятельность товароведа на основе соответствующих нормативных документов и ГОСТов.;

3. Исследована товарная политика магазина «Ананино»;

Магазин «Ананино» является конкурентоспособным предприятием и успешно работает на рынке Кичменгского Городка. Важным фактором конкурентного преимущества является высокий уровень торгового обслуживания, приветливость и компетентность персонала, разнообразие цен и высокое качество продукции, реализуемой магазином.

Ассортимент товаров в магазине удовлетворяет спрос по широте и полноте ассортимента товара, показатели свидетельствуют о средней глубине ассортимента.

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и рост основных экономических показателей свидетельствует о правильном формировании ассортимента товаров и управления им в магазине. В магазине «Ананино» ассортимент предлагаемых товаров обладает достаточной широтой и полнотой.

4. Рассмотрен порядок приемки по количеству и качеству,

5. Изучены мероприятия по размещению товаров на хранение.

6. Проведен опрос потребителей для выявления потребительских предпочтений

7. Представлены основные рекомендации в области коммерческой деятельности и организации торгового процесса предприятия.

Таким образом, подведя итог, можно сказать, что для наиболее успешного развития предприятий необходимо чётко определять маркетинговые стратегию и тактику, а чтобы этого достичь требуется точно представлять окружающую среду и внутренний потенциал предприятия. Для этого важно время от времени проводить исследование внешней среды, т. е. конкурентов, поставщиков и потребителей; кроме того, необходим анализ существующей позиции и возможностей самого предприятия, его технических, технологических, финансовых, сырьевых и прочих ресурсов.

Проходя практику в магазине «Ананино» Городецкого сельпо, расположенного по адресу ул. Дорожная, 3, с. Кичменгский Городок, Вологодской области, знания, полученные мной в учебном процессе, я смогла применить на практике. Благодаря этой производственной практике я смогла повысить уровень своих знаний и приобрела навыки работы товароведа.

Научилась работать с такими документами, как накладные, прайс-листы, сертификаты. Работать товароведом — очень сложно, т.к. на нем лежит ответственность за качество товаров, за правильность заполнения документов.

При прохождении практики в магазине «Ананино» я участвовала в приемке товаров по количеству и качеству, выкладке товаров, работала с накладными, сертификатами на поступающие в магазин товары, оформляла витрины и товары участвовала в инвентаризации.

Магазин находится в малонаселенном районе, но пользуется у населения успехом.

Хотелось бы порекомендовать магазину:

— более тщательно проверять качество товаров, для максимального удовлетворения спроса покупателей;

— пересмотреть цены на многие товары, т.к. стоимость товаров выше, чем в соседних продовольственных магазинах, что отрицательным образом влияет на большинство покупателей.

— исходя из устного опроса о качестве обслуживания — создать дополнительные услуги, а именно, установить POS-терминал и терминал оплаты мобильной связи.

В целом в магазине хорошая рабочая атмосфера. Между сотрудниками существует понимание, взаимное уважение, что сказывается на слаженность выполняемой работы.

1. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300−1, с изменениями и дополнениями

2. О рекламе: Закон Российской Федерации, 108-ФЗ, с изменениями и дополнениями

3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1, № 51-ФЗ, с изменениями и дополнениями

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2, № 14-ФЗ, с изменениями и дополнениями

5. «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» 30.03.99 ФЗ-52, с изменениями и дополнениями

6. Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»: в редакции Федерального Закона Российской Федерации от 11.07.1997 № 97-ФЗ.

7. Правила продажи отдельных видов товаров. Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55, с изменениями и дополнениями

8. Правила продажи алкогольной продукции. Утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.96 №-987 (с изменениями и дополнениями

9. Санитарно — эпидемиологические требования к организациям торговли пищевыми продуктами. — М.: ИНФРА — М, 2002

10. Документация торгового предприятия: Сборник форм и образцов заполнения с комментариями /Авторы — составители Д. Л. Щур, Л. В. Труханович. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008

11. ГОСТ Р51 303−99 Торговля. Термины и определения

12. ГОСТ Р51 304−99 Услуги розничной торговли

13. ГОСТ Р51 305−99 Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу.

14. ГОСТ Р51 773−2001 Розничная торговля. Классификация предприятий

15. Инструкция «О порядке приемки продукции производственно — технического назначения и товаров народного потребления по количеству». Утв. постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 29.12.73 №-81, от 14.11.74 №-98

16. Инструкция «О порядке приемки продукции производственно — технического назначения и товаров народного потребления по качеству». Утв. постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 29.12.73 -№ 81, от 14.11.74 -№ 98

17. Дашков, Л. П. Коммерция и технология торговли: Учебник для студентов высших учебных заведений /Л.П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. — М.: Информационно — внедренческий центр «Маркетинг», 2009

18. Зубкова, И. Н. Организация торговли непродовольственными товарами: Учебное пособие/И.Н. Зубкова. — М.: Издательский Дом «Дашков и К0 «, 2007

РЕЦЕНЗИЯ НА ОТЧЕТ Нешва Мария Николаевна с 10 сентября 2012 г. по 05 октября 2012 года проходила производственную практику в торговом отделе Городецкого сельского потребительского общества, которое находится по адресу: с. Кичменгский Городок, ул. Советская 1.

За время прохождения практики были изучены следующие вопросы, предложенные программой практики: изучение розничного торгового предприятия и профессиональной деятельности товароведа, анализ товарной политики розничного торгового предприятия, приемка товаров по количеству и качеству, организация хранения товаров, размещение и выкладка товаров в торговом зале, проведение опросов покупателей, оценка качества услуг розничной торговли, анализ коммерческой деятельности торгового предприятия, которые нашли отражение в отчете по практике.

Все вопросы, предложенные программой производственной практики, изучены и раскрыты в отчете полностью.

Начальник торгового отдела Городецкого сельпо __________ Савельева Т.А.

Рецензия на отчет по практике Студентка Нешва Мария Николаевна

(Ф.И.О. студента (ки) Вологодского кооперативного колледжа за время прохождения практики Квалификационная практика в качестве товароведа-стажера розничного торгового предприятия __________________________________________________________________

(вид практики) в Городецкое сельское потребительское общество

_____________________________________________________________

(наименование предприятия, учреждения, организации) составил (а) отчет по практике. Отчет сдан (не) в установленные сроки Отчет составлен в соответствии с программой практики. Раскрыты все разделы календарно-тематического плана. К каждому разделу приложены необходимые образцы документов, заполненные самим студентом.

Работа по составлению отчета велась своевременно, согласно датам, указанным в календарно-тематическом плане.

Выводы и предложения по составленному отчету студентом: Все вопросы, предложенные программой производственной практики, изучены и раскрыты в отчете полностью.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой