Экономический анализ деятельности ООО «Благодать» (г. Рязань)
Коммерции свойственны торговые сделки, спекуляции, «погоня» за наживой, выгодой, прибылью. Коммерция непредсказуема. Она «дите» свободного рынка и регулируется им. Торговля выступает формой существования коммерции и выражает отношения по поводу купли-продажи, возникающие в ее процессе. Различия не существуют без тождества, поэтому торговли без коммерции не бывает, ибо процесс купли-продажи… Читать ещё >
Экономический анализ деятельности ООО «Благодать» (г. Рязань) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение Глава 1. Понятие коммерческой и торговой деятельности
1.1 Понятие коммерческой деятельности
1.2 Сущность и понятия торговой деятельности
1.3 Общие черты и различия коммерческой и торговой деятельности Глава 2. Экономический анализ деятельности ООО «Благодать» (г.Рязань)
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ коммерческой и торговой деятельности предприятия
2.3 Договорная работа предприятия
2.4 Совершенствование деятельности предприятия Заключение Список литературы
Введение
Реализовать свой товар предпринимательские структуры могут, работая на заказ или свободный рынок. В первом случае все сводится к соблюдению договорной дисциплины и взаимных соглашений, во втором — без заранее установленных соответствующих ограничений относительно количественных и качественных характеристик. Задачи реализации товаров включают в себя определение возможных рынков сбыта, выбор конкретных форм их реализации, которые осуществляются через торговлю.
Торговля представляет собой отрасль хозяйства, выполняющую функции обращения товаров, обеспечивающую их движение из сферы производства в сферу потребления, т. е. торговля — это коммерческая деятельность по обороту, купле и продаже товаров. Или, иначе говоря, торговля — это коммерция.
Следовательно, рассматриваемые явления представляют собой тождество, о чем свидетельствуют и их определения, данные в словарях.
Но тождество не бывает абстрактно, оно всегда конкретно. Поэтому, поскольку действительность постоянно изменяется, постольку изменяются и происходящие в обществе процессы. Таким образом, абсолютно тождественных процессов, даже в их существенных основных проявлениях не бывает. Значит, торговля и коммерция как тождества имеют свои различия. Видимо, уже это требует их рассмотрения.
Целью данной работы, состоящей из введения, трех глав, заключения и списка литературы является рассмотрение и изучение коммерческой и торговой деятельности, их общих черт и различий.
В работе были использованы учебно-методические источники, научная литература и материалы периодических изданий, посвященные рассматриваемым нами вопросам. В частности, данные исследований таких авторов, как Л. А. Брагин, И. Б. Стукалова, С. С. Шипилова, и др.
Глава 1. Понятие коммерческой и торговой деятельности
1.1 Понятие коммерческой деятельности В условиях рыночной экономики господствующими являются товарно-денежные отношения. Поэтому практически каждый продукт труда, произведенный на предприятиях, обязательно продается и покупается, т. е. проходит стадию обмена. Продавцы и покупатели товара заключают сделки купли-продажи, осуществляют сбыт и закупки товаров, оказывают посреднические и другие услуги.
Коммерция как разновидность человеческой деятельности у большинства из нас ассоциируется с торговлей. Это совершенно естественно, так как происходит данный термин от латинского COMMERCIUM (торговля). Однако такое толкование коммерции как термин является слишком узким и явно недостаточным для выяснения понятия и сущности коммерческой деятельности.
Коммерческая деятельность представляет собой часть предпринимательской деятельности на товарном рынке и отличается от нее по большому счету лишь тем, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги. В широком смысле любая организация, предлагающая на рынок продукты труда своих работников, а, значит, участвующая в процессе обмена, может быть отнесена к категории субъектов продажи. Важно учитывать, что, если данный субъект предполагает получение доходов от продажи (сбыта) товаров или оказания услуг, превышающих по размеру затраты на их создание, то его деятельность принято квалифицировать как коммерческую. Аналогичным образом формируется и представление о деятельности по приобретению сырья, материалов и изделий для производства товаров и оказания услуг.
Предприниматель всегда стремится приобретать ресурсы и пользоваться услугами в соответствии со своими собственными коммерческими интересами. Задача, которую ставит перед ним рынок, сводится к необходимости создать качественный товар и выгодно его реализовать. Поэтому материально-техническое снабжение (закупки и т. п.), как одно из основных условий создания товара, следует полностью отнести к коммерческой деятельности и рассматривать в качестве ее важнейшего элемента.
Толкование термина «коммерческий» имеет, прежде всего, практическое значение, так как организация работы коммерческих служб предполагает учет множества специфических особенностей, начиная с экономических основ и заканчивая структурой документооборота. Особым образом производится профессиональная подготовка коммерческих работников. Помимо традиционных знаний в области экономики и управления, коммерсант должен обладать рядом специфических навыков в области делового общения и переговоров, уметь принимать нестандартные решения по выявлению высокорентабельных сфер приложения труда.
Профессиональная деятельность коммерсанта осуществляется в сфере производства и товарного обращения и направлена на обеспечение функционирования предприятий всех организационно-правовых форм в целях рациональной организации коммерческой деятельности с учетом отраслевой, региональной и номенклатурной специфики предприятия. Коммерсант должен на основе профессиональных знаний обеспечить эффективную коммерческую деятельность и тем самым способствовать решению важной социально-экономической задачи — удовлетворению потребностей покупателей.
Объектами профессиональной деятельности коммерсанта являются материальные товары и нематериальные блага и услуги, подлежащие купле-продаже или обмену в сфере обращения.
Основные виды профессиональной деятельности коммерсанта:
· организационно-коммерческая;
· товароведно-экспертная;
· маркетинговая;
· торгово-экономическая;
· аналитическая;
· торгово-закупочная;
· внешнеторговая.
Для науки является весьма важным правильное определение сущности коммерческой деятельности. Множество проблем, связанных с изучением экономических закономерностей в сфере производства и товарного обращения, еще только ожидают своего решения. Среди них наиболее актуальными являются:
· система критериев и методы оценки результатов работы коммерческой службы предприятия;
· система оплаты и экономического стимулирования труда работников коммерческих служб.
Существенной проблемой является четкое определение границ коммерческой деятельности для целей налогообложения. Так, в соответствии с законодательством Российской Федерации основным критерием отнесения того или иного вида деятельности к определенной категории налогооблажения является наличие у соответствующего предприятия или организации уставной цели на получение прибыли. При этом форма собственности и организационно-правовая форма субъекта хозяйствования роли не играет. С позиций налогообложения важно лишь четко установить принадлежность коммерческого предприятия к конкретному виду и сфере деятельности: производство и продажа каких-либо изделий (материалов или сырья), оказание производственных или непроизводственных услуг, торгово-посреднические операции и т. п. Ставки налогов на прибыль в различных случаях отличаются друг от друга по величине Коммерческая деятельность: учебник. /С.Н. Виноградова, О. В Пигунова 3-е изд., испр. — Минск.: Выш. школа, 2008, С. 134.
Все предприятия, организации и учреждения, действующие на товарном рынке, можно условно подразделить на две основные группы: коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих относятся практически все предприятия сферы материального производства (заводы, фабрики), значительная часть предприятий производственной инфраструктуры (транспортные и торгово-посреднические предприятия, предприятия связи и др.) и непроизводственной сферы (бытовые услуги, индустрия развлечений и т. п.), почти все субъекты рынка ценных бумаг.
Некоммерческая деятельность традиционно концентрируется в сфере здравоохранения и образования, хотя в последнее время и здесь появились ростки предпринимательства. Деятельность любого некоммерческого («non-profitable» — в западной экономической литературе) субъекта строится на принципе поддержании баланса равенства доходов и расходов. Налоговое законодательство России четко определяет направления, по которым могут осуществляться расходы, включаемые в себестоимость. Кроме того, строго определяются и источники формирования доходов некоммерческой организации. В случае образования прибыли, данная организация должна ее использовать в строгом соответствии с требованиями законодательства или выполнить специальную процедуру расчетов в государственным бюджетом путем пересмотра размеров финансирования или уплаты соответствующих налогов. К числу некоммерческих организаций относятся и правительственные учреждения (федеральные и муниципальные).
Предметом коммерческой деятельности является купля-продажа товаров. Однако в самом широком смысле слова следует в качестве товара рассматривать не только произведенные материально-вещественные объекты, но и услуги, и даже объекты интеллектуальной собственности. Товар как объект коммерческих операций (сделок купли-продажи) обладает потенциальной и реальной полезностью.
Потенциальная полезность товара (услуги и т. п.) или способность какого-либо продукта труда удовлетворять индивидуальные конкретные потребности с учетом доступности по цене определяется двумя его неотъемлемыми характеристиками: качеством и ценой. Соотношение между ними, сложившееся в той или иной рыночной ситуации, дает возможность потенциальному потребителю решать принципиальный вопрос — нужен ли и доступен ли ему данный предлагаемый товар?
Предпосылками того, чтобы потенциально полезный товар стал реально полезным для покупателя служат:
· наличие у данного товара потенциальной полезности, соответствие его потребительских свойств существующим запросам, т. е. наличие внутреннего фактора, оказывающего воздействие на предварительный выбор покупателя;
· наличие у продавца достаточного количества потенциально полезного товара в нужном месте и в нужное время или внешние условия для реализации выбора.
Создание условий для реализации потенциальной полезности товара является важнейшей задачей коммерческой деятельности. Именно для этих целей и формируются соответствующие службы сбыта, накапливаются материальные запасы, создаются торгово-посреднические фирмы Организация коммерческой деятельности: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Л. А. Брагин, И. Б. Стукалова, С. С. Шипилова [и др.], под ред. Л. А. Брагин. — М.: Издательский центр «Академия», 2012, С. 222.
1.2 Сущность и понятия торговой деятельности Торговля в настоящее время является, пожалуй, одним из наиболее привлекательных видов деятельности, в особенности для так называемого малого и среднего бизнеса. В первую очередь эта привлекательность заключается в довольно быстром обороте денежных средств и получении прибыли. Многие, начиная собственное дело, как способ накопления первоначального капитала используют именно торговую деятельность.
Разумеется, как и во всяком другом роде деятельности, связанном с вложением собственных денежных средств, в торговле присутствует доля риска. Но тем не менее можно с большой уверенностью сказать, что развитие торговли в нашей стране идет весьма интенсивно именно из-за частного предпринимательства. Соответственно и конкуренция в этой области велика.
Как бы скептически ни относились к понятию «цивилизованные рыночные отношения», все равно обращаются к нему. Достаточно вспомнить, как обстояло дело с рынком потребительских товаров 10−15 лет назад. Высокая конкуренция в торговле (разумеется, в тех областях, где нет монополии) приводит не только к насыщению потребительского рынка, но и к улучшению качества товаров и услуг, предоставляемых торговыми организациями и индивидуальными предпринимателями.
Естественно, что «челнок» с вещевого рынка вряд ли составит серьезную конкуренцию владельцу сети крупных супермаркетов. Но все являются потребителями, и соотношение «цена — качество — обслуживание» каждый определяет для себя сам. Учитывая, что уровень жизни населения очень неодинаков и соответственно различны приоритеты при приобретении товаров: место в торговле есть и для недорогой «оптовки», и для элитного бутика.
Вот именно поэтому и мелкому торговцу-предпринимателю, работающему на себя, и владельцу крупной торговой сети, являющемуся работодателем для сотен и сотен наемных работников, абсолютно необходимо грамотно вести свое дело. И для этого очень важно знать (и соблюдать!) законы и правила, применяемые государством к такому востребованному и распространенному виду деятельности, как торговля.
Что же такое торговля? Согласно Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 51 303−99 «Торговля. Термины и определения» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. № 242-ст) торговля — это «вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям». Торговля подразделяется на две основные группы: оптовую и розничную. По определению того же Государственного стандарта оптовой торговлей является «торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием», а розничной торговлей соответственно называется «торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью».
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОКДП (ОК 004−93, утвержден постановлением Госстандарта РФ от 6 августа 1993 г. № 17) в понятие оптовой торговли включается деятельность по продаже товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим либо профессиональным пользователям или же другим оптовым торговцам. Розничная торговля включает деятельность по продаже товаров для личного потребления или домашнего использования.
Таким образом, видно, что понятия розничной и оптовой торговли связаны не с количеством единовременно продаваемого товара, а с целью его приобретения и последующего использования. Один и тот же товар, проданный в одном и том же количестве, одним и тем же продавцом (в случае если продавец занимается «смешанным» видом торговли, т. е. оптово-розничной) может быть объектом как оптовой, так и розничной сделки купли-продажи.
Розничная торговля, кроме типичной стационарной (магазин, оплата через кассу, момент оплаты и момент получения товара практически совпадают и т. д.) может быть еще и развозной, разносной, посылочной. Государственный стандарт «Торговля. Термины и определения» определяет эти разновидности розничной торговли следующим образом:
«…развозная торговля: розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортным средством…
…разносная торговля: розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, предприятиях, транспорте или на улице…
…посылочная торговля: розничная торговля, осуществляемая по заказам, выполняемым путем почтовых отправлений" Аванесов Ю. А., Ключко А. Н. и др. Основы коммерции. Торговля и сфера услуг, — М., 2009, С. 327.
В настоящее время появилось немало новых терминов, связанных с торговлей. Это и оптово-розничная, а также мелкооптовая торговля, торговля по образцам, торговля через автоматы и т. д. При рассмотрении всех видов торговли отталкиваться следует все же в той или иной мере от определений Госстандарта. Так, например, понятие «мелкооптовая торговля» вообще трудноопределимо. Какая партия товара является «мелкой», а какая «крупной», законодательно не определяется. Это понятие используется скорее как бытовое определение и чаще всего подразумевает продажу товаров частным лицам по тем же ценам, что и оптовикам. Как уже говорилось выше, продажа товара частному лицу независимо от цены и количества является розничной торговлей.
Дистанционная торговля, или торговля по образцам, в сущности, не что иное, как определенная Государственным стандартом посылочная торговля.
При оптовой торговле сделка купли-продажи сопровождается пакетом документов. Как правило, это товарная (товарно-транспортная) накладная и счет-фактура. Счет на оплату товара не является обязательным документом, если оплата товара производится в момент его получения или позже. Если товар покупателю отпускается по предоплате, основанием для оплаты еще не полученного товара как раз и будет счет на оплату, выставленный продавцом. Накладная и счет-фактура составляются в двух экземплярах — по одному для каждой стороны. Счет-фактура является документом, необходимым для начисления НДС, и выставляется только продавцами, находящимися на общей системе налогообложения.
Следует упомянуть и о такой разновидности розничной торговли, как комиссионная. Госстандарт «Торговля. Термины и определения» определяет этот вид торговли следующим образом: «…комиссионная торговля: розничная торговля, предполагающая продажу комиссионерами товаров, переданных им для реализации третьими лицами — комитентами, по договорам комиссии».
Так как комиссионная торговля по определению является розничной, для продавца-комиссионера не имеет значения, для каких целей приобретается товар, который он предлагает. В данном случае речь о возможности оптовой торговли комиссионными товарами не идет. Комиссионная торговля регулируется «Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами», утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 569.
В отличие от остальных видов комиссионная торговля подразумевает участие в торговой операции не двух сторон («продавец — покупатель»), а трех — комиссионера, комитента и, разумеется, покупателя. Если договор розничной купли-продажи, заключаемый между покупателем и продавцом, действителен и для комиссионной торговли (естественно, в роли продавца здесь выступает комитент), то обеспечение продавца товарами для продажи происходит иначе, чем в обычной оптовой или розничной торговле. Если продавец заключает с поставщиком договор поставки и таким образом выступает в роли покупателя, приобретая товар в собственность, то комиссионер действует на основании договора комиссии, заключенного с комитентом, и товар, предназначенный для розничной продажи, не переходит в его собственность.
В ГК РФ теме комиссии посвящена гл. 51. Согласно п. 1 ст. 990 ГК РФ «По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента». При заключении сделки между комиссионером и третьим лицом (покупателем) права и обязанности, вытекающие из условий сделки, приобретает комиссионер, хотя, как уже говорилось выше, он не является собственником товара, являющегося объектом сделки. В комиссионной торговле комиссионер не тратит свои средства на закупку товаров, т. е. финансовые вложения в этот вид торговли ниже, чем в другие. Однако комиссионер, как и продавец собственного товара, отвечает по всем обязательствам, вытекающим из сделки розничной купли-продажи.
Особое внимание следует уделять правовым аспектам торговли и торговых отношений, поскольку невозможно организовать нормальную работу торгового предприятия (независимо от организационно-правовой формы), зная и выполняя одни законы и нарушая законодательство (пусть даже по незнанию) в других областях Аванесов Ю. А., Ключко А. Н. и др. Основы коммерции. Торговля и сфера услуг, — М., 2009, С. 352.
1.3 Общие черты и различия коммерческой и торговой деятельности Слово коммерция произошло от латинского commercium — торговля. Фактически это означает способность отдельных физических и юридических лиц предложить востребованные услуги или материальные ценности в актах, связанных с распоряжением или изменением собственности Существует множество трактовок понятия коммерция, схожих между собой в том, что коммерция в них увязывается с функционированием сферы обращения, продвижением товара к потребителю, тес производством, но в пределах сферы обращения. То есть коммерция ~ это явление более широкое, чем просто торговля Таким образом, экономическая категория «коммерция» широка и включает в себя торговлю как подсистему более широкой социально-экономической системы. Достаточно зримые различия между ними обнаруживаются при рассмотрении объект субъектного состава, функций и процессов коммерции Если объектами, иначе говоря, предметами торговли являются товарно-материальные ценности, имеющие товарную форму и поступившие в сферу обращения, то в состав объектов коммерции, помимо товаров, включены услуги и капитал. Услуга является и объектом купли-продажи, и способствует более полному удовлетворению потребностей клиентов Капитал как объект коммерции трактуется широко и включает кредитные ресурсы для коммерческих операций, финансовое страхование коммерческих сделок, коммерческие операции на рынке ценных бумаг, другие формы использования капитала в коммерции.
Различие между торговлей и коммерцией по субъектам заключается в том, что в торговый процесс вовлечены по преимуществу торговые посредники, в то время как в коммерцию, помимо них, вовлечены кредиторы и другие субъекты Кредиторы как субъекты коммерции могут быть чисто финансовыми институтами (коммерческие банкам, инвестиционные фонды и т п) и сугубо коммерческими организациями (товарный кредит, вексельные обязательства и т. п.).
Функции торговли и коммерции во многом совпадают, и применительно к коммерции мы выделили три функции торговли «распределение товарно-материальных ценностей, организация товарного обмена, регулирование спроса и предложения на рынке товаров и услуг.
Функции коммерции намного шире и, кроме перечисленных, включают изучение конъюнктуры рынка и активное формирование спроса на товары и услуги, организацию удовлетворения платежеспособного спроса не только на основе коммерческого посредничества, но и диверсификации в сферу производства, поддержку предпринимательства и др.
Различие в функциях между торговлей и коммерцией объективно трансформируется в процессы торговли и коммерции. Если процесс торговли в чистом виде представляет собой не что иное, как смену форм стоимости товаров и услуг в сфере обращения, то коммерция сверх того не только охватывает кредитование и страхование, но и активно проникает в сферы производства и потребления.
Таким образом, коммерция представляет собой процесс организационно-технического и социально-экономического взаимодействия агентов рынка по поводу распределения и организации обмена товар—материальных ценностей и услуг на преимущественно эквивалентной основе с использованием инструментария менеджмента, маркетинга, логистики Кратко сущность коммерции может быть выражена следующими элементами:
1. она охватывает в основном две фазы воспроизводственного процесса — распределение и обмен, в отличие от торговли, которая ограничивается по преимуществу обменом, «она имеет дело с товарами, которые на рынке представлены в двух наиболее распространенных формах— товарно-материальные ценности и услуги,
2. она предполагает товарный обмен на возмездной, эквивалентной основе, так как иной способ обмена (по приказу, по карточкам и пр.) исключает коммерцию.
Коммерции свойственны торговые сделки, спекуляции, «погоня» за наживой, выгодой, прибылью. Коммерция непредсказуема. Она «дите» свободного рынка и регулируется им. Торговля выступает формой существования коммерции и выражает отношения по поводу купли-продажи, возникающие в ее процессе. Различия не существуют без тождества, поэтому торговли без коммерции не бывает, ибо процесс купли-продажи предусматривает получение прибыли, выгоды, т. е. осуществление коммерции Таким образом, торговля и коммерция как тождество временно, приходяще, относительно, а их развитие, изменение — абсолютно. В то же время в процессе тех или иных явлений с целью создания классификации ряд близких определений отождествляются. Так произошло и с понятиями торговли и коммерции. На деле, однако, такое отождествление не всегда возможно. Тождество поэтому предполагает некоторую идеализацию действительных процессов, о которых идет речь, ибо правомерность их вытекает из факта относительной устойчивости явлений объективного мира.
Как ферма обмена торговля является опосредствующим звеном между производством и обусловленным им распределением, с одной стороны, и потреблением, с другой, и представляет собой фазу процесса воспроизводства. Формы и характер торговли определяются способом производства Бланк И. А. Торговый менеджмент. — К.: Украинско-финский институт менеджмента и бизнеса, 2011, С. 277.
Глава 2. Экономический анализ деятельности ООО «Благодать» (г.Рязань)
2.1 Краткая характеристика предприятия коммерческий торговый договорной налогообложение Магазин «Благодать» расположен по адресу: г. Рязань, ул. Новоселов, д. 46, действует на основании свидетельства о регистрации, имеет расчетный счет по основной деятельности, имеет круглую печать, другие штампы и печати, иные реквизиты.
Правовое положение ООО «Благодать» (его правоспособность) определяется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом о предпринимателях без образования юридического лица, учредительным договором, другими нормативными документами.
Предметом деятельности является торгово-закупочная деятельность, включая создание магазинов и иных торговых точек.
ООО «Благодать» самостоятельно определяет направления, и порядок использования прибыли, руководствуясь учредительными документами и действующим законодательством.
Данный магазин специализируется по продаже продовольственных товаров, а также сопутствующих товаров (товары бытовой химии, предметы гигиены, корма для животных и т. п.).
Общая площадь магазина 80 мІ, торговая площадь — 55,4 мІ. Данные площади находятся в хозяйственном ведении на основе бессрочного договора.
Магазин имеет три отдела:
· хлебные товары
· гастрономические товары
· вино — водочные и сопутствующие товары В торговом зале организованы два рабочих места для продавцов. Общая численность работников магазина 8 человек, из них:
· 1 заведующая магазином,
· 1 товаровед,
· 2 работника прилавка,
· 1 главный бухгалтер,
· 1 фасовщица,
· 1 техничка,
· 1 грузчик.
Магазин достаточно оснащен холодильным, торгово-выставочным, весоизмерительным, контрольно-кассовым оборудованием, а также помещениями для приемки, хранения и подготовки товара к продаже, то есть оборудование, внутренняя планировка и устройство во многом определяют работу магазинов, повышение качества торгового обслуживания населения, работу торгово-технологического процесса.
Товарная специализация магазина дает определенные преимущества:
· Обеспечивает концентрацию ассортимента отдельных групп товаров, создает условия для выбора необходимого товара;
· Способствует повышению качества обслуживания благодаря более высокой квалификации персонала (в магазине все продавцы имеют торговые образование)
· Улучшает коммерческие связи торговли с поставщиками на основе более глубокого изучения рынка, усиления влияния торговли на производство и повышения качества товаров.
2.2 Анализ коммерческой и торговой деятельности предприятия Закупка товаров является основной частью коммерческой работы торгового предприятия.
Коммерческая деятельность торгового предприятия охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров. При этом проводится изучение организации рациональных хозяйственных связей, включая разработку и представление им заявок и заказов на товары, заключение договоров на поставку товаров, а так же организует учет и контроль за своевременным и точным выполнением поставщиками договорных обязательств. Поэтому необходимо проанализировать состояние рынка продовольственных товаров и пути его совершенствования.
Коммерческая деятельность в магазине «Благодать» состоит из следующих взаимосвязанных операций:
· изучение и анализ спроса покупателей;
· формирование ассортимента товаров;
· установление и регулировка цен в соответствии с рыночной ситуацией;
· управление товарными запасами;
· рекламно-информационная деятельность по сбыту товаров;
· установление хозяйственных связей с поставщиками товаров;
· организация закупки товаров;
· организация договорной работы.
· оценка параметров товара
Рисунок 1.
Взаимосвязь операций
Взаимосвязь операций представлена в рисунке Для обеспечения успешной реализации товаров на предприятии проводится ежедневная работа по изучению покупательского спроса. С этой целью в магазине организован компьютерный учет продажи и запасов товаров в ассортиментном разрезе, исследование рынка товаров с применением компьютерных технологий (Интернет), выявление наиболее выгодных поставщиков, схем завоза товаров, установление договорных отношений с поставщиками.
Также для изучения спроса используются материалы опросов покупателей, выставок-продаж, дегустаций непосредственно в магазине и материалы, предоставленные поставщиками в ходе изучения спроса населения. В последнее время крупные оптовые фирмы, заинтересованные в продажах своего товара (как правило, нового), также устраивают в магазине всевозможные акции, дегустации, розыгрыши призов, что тоже помогает выявить потребительские предпочтения.
Методы получения данных, используемые исследуемым предприятием, -это опрос, наблюдение, автоматическая регистрация данных. Выбор метода зависит от цели, исследуемого признака и носителя этого признака.
Магазин «Благодать» использует смешанные типы сбора данных, в частности таковым является интернет-исследование на местных рязанских интернет-порталах, ресурсах и сайтах. Опросы проводятся в основном на главных страницах ресурсов, при чем опрашиваемый может посмотреть динамику и количество опрошенных. Так ООО «Благодать» при взаимодействии с рязанскими поставщиками интернета осуществляет сбор данных по разнообразным вопросам, потребностям и мнениям потребителей.
Второй момент, как наверно уже заметили жители г. Рязани, в последнее время такой метод как дегустация стал использоваться в торговых павильонах и магазинах довольно часто, ООО «Благодать» также применяет этот метод. Так например дегустация проводимая магазином состоялась в 4 сентября 2011 года, объектом дегустации были различные сорта майонеза местного производителя ООО «Ерохинский», с которым магазин затем заключил договор о поставке.
Особое значение при закупках уделяется ценовому фактору. В процессе коммерческой деятельности происходит постоянный поиск поставщиков, предлагающих товары по наиболее выгодным ценам, на наиболее выгодных условиях. То есть ООО «Благодать» поставщиками предоставляются оптовые скидки при закупке больших, чем обычно партий товаров. Это случается довольно часто. Их предоставление связано с облегчением для производителей процедуры оформления, калькулирования товара, отсутствием или уменьшением затрат на складирование и хранение партии товара или его изготовление, а также со снижением административных затрат поставщика. Например, ООО «Благодать» часто пользуется мелкооптовыми скидками: при закупке товара менее 100 штук за штуку 10 руб., при покупке100 и более штук 9 руб.
Скидками предприятие пользуется также за срочность оплаты, например, часто происходят поставки 2/7, нетто 30, что обозначает следующее: ООО «Благодать» должно оплатить полную стоимость товара в течение 30 дней, но имеет право на 2-процентную скидку, если оплатит закупку в течение 10 дней.
Это связано с тем, что иногда ситуация на рынке требует увеличения размера товарных запасов. Например, перед праздничными днями, в магазине увеличиваются размеры товара по таким товарным группам как, вино водочные изделия, кондитерские изделия, колбасные изделия, готовая рыбная продукция и т. п.
Иногда происходит затоваривание однако и по другой причине. Если фактические товарные запасы в магазине превышают необходимые размеры, то работники магазина устраняют причины, среди которых могут быть:
· снижение покупательского спроса под влиянием роста цен, появления новых товаров;
· просчеты работников при определении потребности в товарах;
· низкое качество поставляемых товаров;
· несоблюдение сроков завоза товаров в магазин.
При выявлении причины затоваренности принимаются меры по ускорению реализации этих товаров, а также ограничение их завоза в магазин. То есть предприятие реактивно реагирует на изменение ситуации как внешней, так и внутренней среды, вовремя выявляет конкретную причину и легко ее устраняет.
Проанализируем поступление товаров по отдельным товарным группам. Для сравнения взяты данные за 2011;2012 гг. (таб.1).
Таблица 1
Поступление товаров по отдельным товарным группам
№ п/п | Товарные группы | 2011 г. | 2012 г. | Отклонение | Темп изменения,% | ||||
Сумма, т. р. | Уд. вес,% | Сумма, т. р. | Уд. вес,% | Сумма, т. р. | Уд. вес,% | ||||
1. | Колбасные изделия | 1193,8 | 10,84 | 1215,8 | 9,80 | 22,0 | — 1,04 | 101,8 | |
2. | Рыбная продукция | 689,6 | 6,26 | 704,9 | 5,68 | 15,3 | — 0,58 | 102,2 | |
3. | Хлеб и х/бул. изделия | 1392,9 | 12,64 | 1570,6 | 12,65 | 177,7 | 0,01 | 112,8 | |
4. | Молочные товары | 1287,3 | 11,69 | 1301,8 | 10,49 | 14,5 | — 1,20 | 101,1 | |
5. | Кондитерские товары | 1189,5 | 10,80 | 1421,8 | 11,45 | 232,3 | 0,66 | 119,5 | |
6. | Маргариновая продукция | 20,1 | 0,18 | 20,7 | 0,17 | 0,6 | — 0,02 | ||
7. | Алкогольная продукция | 2251,6 | 20,44 | 2581,3 | 20,80 | 329,7 | — 0,36 | 114,6 | |
8. | Безалкогольные напитки | 524,7 | 4,76 | 571,5 | 4,60 | 46,8 | — 0,16 | 108,9 | |
9. | Яйцо | 197,1 | 1,79 | 199,5 | 1,61 | 2,4 | — 0,18 | 101,2 | |
10. | Сахар | 251,9 | 2,29 | 278,6 | 2,24 | 26,7 | — 0,05 | 110,6 | |
11. | Крупы | 131,8 | 1,19 | 131,4 | 1,06 | — 0,4 | — 0,13 | 99,7 | |
12. | Макаронные изделия | 132,3 | 1,20 | 130,8 | 1,05 | — 1,5 | — 0,15 | 98,9 | |
13. | Детское питание | 31,5 | 0,29 | 33,7 | 0,27 | 2,2 | — 0,02 | 107,0 | |
14. | Непрод. товары | 52,5 | 0,48 | 57,2 | 0,46 | 4,7 | — 0,02 | 109,0 | |
15. | Прочие товары | 1830,7 | 16,62 | 2192,6 | 17,66 | 361,9 | 1,04 | 119,8 | |
Анализируя данные таблицы, мы видим, что в 2012 году товаров поступило на 1396,4 тыс. руб. больше, чем в 2009 году, темп изменения составил 112,7%. Несмотря на увеличение суммы поступления товаров, удельный вес по отдельным товарным группам уменьшился. Так, снижение по удельному весу наблюдается по таким товарным группам как, колбасные изделия, рыбная продукция, молочные товары, маргариновая продукция, макаронные изделия, детское питание и др. Это происходит за счет увеличения удельного веса хлеба и хлебобулочных изделий, кондитерских и прочих товаров.
Наибольший темп роста поступления наблюдается по хлебу и хлебобулочным изделиям, кондитерским, алкогольным товарам, сахару: 112,8%, 119,5%, 114,6%, 110,6% соответственно. Также мы видим, что в 2012 году снизился объем поставок круп и макаронных изделий на 0,3% и 1,1% соответственно. По сравнению с 2011 годом в 2012 году улучшилась ритмичность поставки товаров в магазин.
Для оценки поступления товаров в натуральном выражении, в магазине составляются специальные аналитические таблицы, по данным которых можно изучить степень удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары. Выявим соотношение между объемами поставок для определения потребностей покупателей в товарах, для легкости восприятия, представим этот материал наглядно (Рисунок 2).
Проанализировав данные таблицы, мы видим, что по всем товарным группам увеличился объем продаж в 2012 году по сравнению с данными 2011 года. Наибольший темп роста наблюдается по хлебу и хлебобулочным изделиям, кондитерским, алкогольным товарам, безалкогольным напиткам и прочим товарам на 112,7%, 119,4%, 114,9%, 109,5% и 123,2% соответственно. Общий темп роста объемов продаж составил 117%.
Наибольший удельный вес в общем объеме товарооборота занимают алкогольные товары, хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские товары (21,98%, 13,32% и 12,19% соответственно).
Увеличение поступления и продажи товаров в 2011 году по сравнению с данными 2009 года говорит о том, что предприятие удовлетворительно ведет закупочную деятельность.
Рисунок 2.
Поступление товаров по отдельным товарным группам в 2011 г.
2.3 Договорная работа предприятия При намерении заключить договор торговым предприятием уточняются наиболее важные моменты, связанные с его оформлением, подписанием и исполнением, также составляется примерная поэтапная схема работы. Проекты договоров обычно разрабатываются поставщиками, затем согласовываются условия (как правило, условия оплаты за товар) и стороны подписывают договор. При подписании договора стороны должны убедиться, что представители имеют юридическое право и полномочия на подписание договора. Товаровед магазина подписывает договоры на основании доверенности. Поставщики, как правило, требуют от магазина комплект документов при подписании договора (устав или учредительный договор, свидетельство о регистрации предприятия, справку о постановке на налоговый учет, договор аренды помещения, выписку из банка и др.). Таким образом, службы безопасности поставщиков проверяют надежность партнеров.
Для облегчения и ускорения оформления договорных отношений ООО «Благодать» применяет так называемое пролонгирование договоров, т. е. их продление на основании письма. Данная форма применяется в основном с заводами — производителями, с которыми установлены длительные хозяйственные связи, с такими как: ОАО «Жито», ОАО «Океан», ОАО «Кортлав», и др. Однако в этом случае обязательно согласование ассортимента поставляемых товаров и согласование графиков завоза продукции.
В 2012 году торговым предприятием заключено 98 договоров на поставку товаров, из них 8 договоров были пролонгированы на текущий год с такими поставщиками как ОАО «Жито», ОАО «Океан», ОАО «Кортлав», ОАО «Амка», и др. Эти цифры говорят о том что, ИП Пузырева имеет тенденцию к налаживанию устойчивых связей, так как часть договоров заключена ранее, а также предприятие стремится занять конкурирующую позицию и расширить свои каналы.
Но, к сожалению часто договоры заключаются символически, в них иногда отсутствуют необходимые условия поставки, не говоря уже о том, чтобы предусмотреть все возможные нюансы. Поставщики порой предлагают такие условия, которые совершенно не выгодны покупателю, однако покупатель с ними соглашается.
Например, приемка по количеству и качеству производится в момент сдачи товара покупателю и в присутствии обеих сторон, после приемки товара покупателем поставщик не принимает претензии по количеству и качеству, за исключением скрытых недостатков, и то только в течение трех дней с момента передачи товара. Во-первых, принять товар в момент сдачи его покупателю по количеству, и тем более по качеству очень сложно; во-вторых, обнаружить скрытые недостатки в течение трех дней не всегда возможно, т.к. скрытые недостатки чаще всего обнаруживаются в момент продажи товаров.
Очень часто в договорах отсутствует пункт об имущественной ответственности сторон, либо он направлен на пользу поставщика, т. к. проект договора составляется им. Обычно в договорах поставщики предусматривают ответственность покупателя за просрочку оплаты товара и «забывают» такие пункты как ответственность поставщика за просрочку поставки товаров, за недопоставку, за нарушение графика завоза, за поставку некачественных товаров и т. д.
В договорах часто можно встретить следующие условия, например, «передать товар в разумный срок». Что подразумевать под этой фразой? Можно по-разному истолковать эту формулировку, поэтому при разрешении споров возникают затруднения. Поэтому целесообразно в договоре предусматривать более точные условия, не имеющие двусмысленной трактовки.
Так же в договорах можно встретить следующее условие «сторона, не исполняющая надлежащим образом условия настоящего договора, обязана возместить другой стороне понесенные ею убытки». В данном условии нет конкретизации, т. е. какие именно условия, в каком размере должны быть возмещены убытки, не установлены штрафные санкции, которые должна уплатить виновная сторона.
Если говорить об условиях поставки, то в основном магазин работает с поставщиками с отсрочкой платежа за поставленные товары. (рис. 3.) Данные условия оговорены в договоре поставки.
Рисунок 3.
Анализ условий оплаты за поставленный товар по договорам Рисунок 4.
Удельный вес различных видов договоров Анализируя данные диаграммы (рис.3), мы видим, что наибольший процент (72%) составляют договоры поставки. Это объясняется тем, что эти договоры взаимовыгодны, т. е. поставщику возможность продавать товар регулярно, а магазину отсрочить платежи.
Рисунок 5
Удельный вес договоров по срокам действия Проанализировав сроки заключения договоров (рис. 5.), мы видим, что договоры заключаются в основном на один год. В условиях жесткой конкуренции многие поставщики не выживают на рынке, и поэтому долгосрочные договоры обычно не заключают.
Покупатели и продавцы, заключившие договор, имеют право после истечения срока его действия пролонгировать свои договорные отношения при условии повторного согласования всех условий, что является более выгодным для обеих сторон.
Несмотря на то, что ООО «Благодать» своевременно и правильно заключает договора с поставщиками, а также устанавливает рациональные прямые договорные связи по поставкам товаров, как правило, на один год и осуществляет постоянный контроль за их исполнением, все же предпритие стремится к увеличению качества договоров, а также налаживанию связей с постоянными поставщиками.
2.4 Совершенствование деятельности предприятия С целью улучшения договорной работы, прежде всего, необходимо обеспечить учет исполнения договоров поставки с помощью специальных карточек или журналов. Более прогрессивным и оперативным мог бы с тать автоматизированный учет выполнения договоров поставки товаров с помощью компьютерной техники.
При этом предоставляется возможность контролировать выполнение договоров поставки в более детализированном виде, обрабатывать большие объемы коммерческой информации и оперативно использовать ее в коммерческой деятельности.
Использование специальных компьютерных программ позволит автоматизировать процесс делопроизводства и упростить контроль за исполнением задач. Например, к таким программам относится система электронного документооборота «Евфрат-Документооборот» российской компании Cognitive Technologies. Применение данной системы системы полностью исключит возможность потери документов.
Автоматизированный контроль за движением каждого из документов, осуществляемый с момента его регистрации в системе, гарантирует целостность и сохранность любого документа в процессе всего жизненного цикла.
Программа «Евфрат-Документооборот» обеспечивает чёткую систему контроля исполнения, позволит автоматизировать весь этот процесс. На каждый зарегистрированный в системе документ будет заводиться учетная карточка, в которой отражаются наложенные резолюции, информация о движении документа внутри организации. Тем самым будет усилена ответственность каждого сотрудника за исполнение и промежуточные отчеты.
Руководителю ООО «Благодать» при необходимости узнать, что в настоящий момент сделано по исполнению его приказа о разработке новой формы договора о закупке сырья, нужно лишь обратиться к системе, и в течение нескольких секунд будет предоставлена полная информация о том, кто из сотрудников в настоящее время работает с данным документом, что уже сделано и когда истекает срок окончательного отчета об исполнении задания. Это существенно усилит дисциплину на предприятии, обеспечивает надежный контроль за исполнением текущих задач строго в соответствии с утвержденным планом.
Система не позволит ни сотруднику, ни руководителю забыть об исполнении того или иного распоряжения.
Автоматическая генерация рассылок с уведомлениями заранее предупредит всех должностных лиц о приближении времени исполнения распоряжения, а когда этот срок настанет — потребует отчета о проделанной работ.
Завершая тему, хочется привести ряд статистических данных.
Как показывают результаты исследований, внедрение системы электронного документооборота позволяет организациям в 3 раза повысить скорость обработки документов, на 75% сократить расходы на содержание архива и в 0,5−2 раза повысить эффективность работы за счет повышения исполнительской дисциплины и более оптимального использования внутренних ресурсов.
Таким образом, в современных условиях «Евфрат-Документооборот» может рассматриваться не только, как инструмент улучшения системы управления, но и механизм снижения внутренних издержек и повышения конкурентоспособности предприятия.
Заключение
Подведем итоги работы.
Торговую деятельность, направленную на получение дохода за счет выгодной для продавца продажи товара, называют коммерцией. Сердцевину коммерции составляют торговые операции по купле и последующей продаже, т. е. перепродаже товаров. Для успешной коммерции необходимо соблюдение двух главных условий:
· покупная цена товара должна быть существенно ниже цены, по которой можно продать товар на рынке;
· платежеспособный спрос на данный вид товара должен быть достаточным для того, чтобы продать весь закупаемый товар по цене, превышающей цену его приобретения.
Коммерции свойственны торговые соглашения, спекуляция, «погоня» за наживой, выгодой, прибылью. Коммерция непредсказуема и регулируется рынком.
Торговля выступает формой существования коммерции и отражает отношения купли-продажи, возникающие в ее процессе.
Различия не существуют без тождеств, поэтому торговли без коммерции тоже не бывает, поскольку процесс купли-продажи предусматривает получение прибыли, выгоды, то есть осуществление коммерции.
Следовательно, торговля и коммерция — как тождество — временная, преходящая, относительная, а их развитие — изменение абсолютная Вместе с тем с целью создания классификации ряд близких определений отождествляется. Так произошло с понятием «торговля» и «коммерция» .
Однако такое отождествление не всегда возможно. Поэтому тождество предусматривает некоторую идеализацию процессов, о которых идет речь, поскольку правомерность их следует из факта относительной устойчивости явлений объективного мира.
1. Аванесов Ю. А., Ключко А. Н. и др. Основы коммерции. Торговля и сфера услуг, — М., 2009.
2. Аванесов Ю. А. Основы коммерции. М.: ТОО «Люкс-Арт», 2012.
3. Бланк И. А. Торговый менеджмент. — К.: Украинско-финский институт менеджмента и бизнеса, 2011.
4. Каплина С. А. Технология торговли. / С. А. Каплина. Ростов н/Д: Феникс, 2012.
5. Коммерция и технология торговли/ Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К. -М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2006.
6. Коммерческая деятельность: учебник. /С.Н. Виноградова, О. В Пигунова 3-е изд., испр. — Минск.: Выш. школа, 2008.
7. Организация коммерческой деятельности: справ. пособие/ С. Н. Виноградова, С. П. Гурская, О. В. Пигунова [и др.], под общ. ред. С. Н. Виноградовой. — Мн.: Выш. школа, 2000.
8. Организация коммерческой деятельности: учеб. пособие для нач. проф. образования/ Л. А. Брагин, И. Б. Стукалова, С. С. Шипилова [и др.], под ред. Л. А. Брагин. — М.: Издательский центр «Академия», 2012.