Психодиагностика ранних признаков нарушения школьной адаптации учащихся младших и средних классов
В настоящее время накоплен достаточно объемный эмпирический и психодиагностический материал по изучению готовности ребенка к школьному обучению, однако остаются неразрешенными многие теоретико-методологические и практические проблемы, которые имеют важное значение по выявлению и профилактике ранних признаков нарушения школьной адаптации. Задачи ранней профилактики нарушения адаптации в условиях… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬ НОЙ АДАПТАЦИИ
- 1. 1. Теоретические и методологические аспекты исследования 12 адаптации в психологии
- 1. 2. Историко-психологическое исследование проблемы социаль- 21 ной адаптации в зарубежных концепциях
- 1. 3. Понимание адаптации в отечественной психологии
- 1. 4. Психологические исследования интеллекта и его роль в эф- 36 фективности адаптации
- 1. 5. Анализ факторов школьной дезадаптации у детей, учащихся 42 младших и средних классов в условиях современной школы
- Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Методология и организационные принципы проведения ис- 54 следования
- 2. 2. Общая характеристика испытуемых
- 2. 3. Особенности организации исследования
- 2. 4. Характеристика основных психологических методик ис- 59 пользованных при проведении исследования
- 2. 5. Методы математико-статистической обработки данных
- Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ 65 МЛАДШИХ И СРЕДНИХ КЛАССОВ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
- 3. 1. Исследование особенностей личностных характеристик и уровня школьной адаптации в группе детей, обучающихся в на- ^ чальной и средней школе
- 3. 2. Исследование структурно-уровневых характеристик интеллекта у детей, обучающихся в начальной средней школе, со стой- ^ кими нарушениями школьной адаптации
- 3. 3. Определение взаимосвязей между показателями субтестов методики Д. Векслера и показателем уровня психической деза- ол даптации
- 3. 4. Возрастной анализ структурных характеристик личности и 81 интеллекта учащихся младших и средних классов с нормальным уровнем школьной адаптации и со стойкими нарушениями школьной адаптации
3.5. Исследование особенностей личностных характеристик и познавательных процессов у детей, учащихся младших и среднихq классов с ранними признаками школьной дезадаптации и стойкими нарушениями школьной адаптации.
3.6. Определение связей между показателями субтестов методики 100 Д. Векслера и показателем уровня психической дезадаптации в группе детей, учащихся младших и средних классов, с ранними признаками школьной дезадаптации.
Список литературы
- Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М., 1999. — 408 с.
- Александровская Э.М. Типологические варианты формирования личности младших школьников. — М.: Фолиум, 1993. — 32 с.
- Александровская Э.М., Гильяшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттелла. — М.: Фолиум, 1985. —33 с.
- Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства.- (Руководство для врачей). Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997. — 576 е.
- Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства/ Ю. А. Александровский. М.: Медицина, 1993. — 399 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. / Б.Г.Ананьев- АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1977. С. — 380 с.
- Ананьев Б.Г. Развитие психофизиологических функций взрослых людей: (Сред, взрослость) — Под ред. Б. Г. Ананьева, Е.И.Степановой- Науч.-исслед. ин-т общего образования взрослых Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1977 С. — 198 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., Изд. Ленингр. Ун-та, 1968. 339 с.
- Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд.- СПб.: Питер, 2007. 688 с.
- Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. ~ 399 с.
- Баевский P.M. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения адаптации / Р. М. Баевский // Вестн. АМН СССР. 1989. — № 8. — С. 7378.
- Баевский P.M. Состояние и перспективы развития проблемы прогнозирования адаптационных возможностей здорового человека/
- Р.М.Баевский // Пробл. Оценки и прогнозир. функциональных состояний организма в прикл. физиологии. Фрунзе, 1988. — С. 16−18.
- Баженова О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. М., 1986.
- Бардиер Г. Л., Никольская И. М. Что касается меня. Сомнения и переживания самых младших школьников. — Рига СПб.: ПЦ «Эксперимент», 1998. 196 с.
- Безруких М.М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.—Л.: Наука, 1988. —270 с.
- Березин Ф.Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследования личности. — М.: Фолиум, 1994. — 175 с.
- Бернштейн Н.А. О построении движений. М. Медгиз, 1947. 225 с.
- Берталанфи Л.Ф. Общая теория систем / Л.Ф. Берталан-фи//Системные исследования: Пер. с англ. М., 1969. — С. 30−34.
- Благинин А.А. Математические методы в психологии и педагогике: учеб. пособие / А. А. Благинин, В. В. Торчило. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2006. — 84 стр.
- Благинин А.А. Психофизиологическое обеспечение надежности профессиональной деятельности операторов сложных эргатических систем: автореф. дис.. д-ра психол. наук/А.А.Благинин СПб., 2005. — 44 с.
- Бодалев А.А., Столин В. В., Соколова Е. Т. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования. — М.: Педагогика, 1989. -208 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.- 464 с.
- Божович, Л.И. Славина, Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. -М., 1979.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 1999. — 528 с.
- Бушурова В.Г. Социальная адаптация курсантов к условиям жизни и деятельности в вузе: автореф. дис.. канд. психол. наук/ В.Г. Бушурова- Л., 1986.-24 с.
- Вайзман Н.П., Зарецкий В. В. К вопросу о «детях группы педагогического риска» // Мат-лы Всеросс. науч.-практич. конф. «Социальное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь». М., 1998. -С. 58 -60.
- Вассерман Л.И., Беребин М. А. Факторы риска психической дезадаптации у педагогов массовых школ. — СПб.: СПб НИПИ им. В. М. Бехтерева, 1997. — 52 с.
- Вассерман Л.И., Беребин М. А., Косенков Н. М. О системном подходе к оценке психологической адаптации // Обозр. психиатрии и медицинской психологии. СПб.: СПб НИПИ им. В. М. Бехтерева, 1994. — N 3. — С. 16 -25.
- Вассерман Л.И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Психологическая методика «Подростки о родителях и ее практическое применение. СПб.: „ФАРМиндекс“, 2001, 68 с.
- Вассерман Л.И., Ерышев О. Ф., Клубова Е. Б. Психодиагностика защитно-приспособительных механизмов личности. — СПб.: СПб НИПИ им. В. М. Бехтерева, 1995. — 16 с.
- Веккер Л.М. Психические процессы: В 2 т. М., 1971. 320 с.
- Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. М. — Рига, 2000. — 184 с.
- Волков П.П., Круглянский В. Ф. Системный подход как методологическая ориентация в науке // Системный подход и психиатрия / Под ред. П. П. Волкова. — Минск: Вышэйшая школа, 1976. С. 5 — 97.
- Волков П.П., Кузнецов О. Н., Лебедев В. И., Леонов А. А. Психическая адаптация и дезадаптация в экстремальных условиях // Системный подход и психиатрия / Под ред. П. П. Волкова. — Минск: Вышэйшая школа, 1976.-С. 97- 156.
- Вострокнутов Н.В. Патологические формы делинквентного поведения детей и подростков (Комплексная оценка, диагностика и принципы организации социально-медицинской реабилитационной помощи): Дис.. д-ра мед. наук (14.00.18). Москва, 1998
- Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 5. — С 257 321.
- Выготский Л.С. История развития высших психический функций // Соб. соч: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 3. — 314 с.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: Изд-во АПП, 1960.
- Гарбузов В.И. Воспитание ребенка. СПб.: Дельта, М: ООО „Изд-во ACT“, 1997. — 432 с.
- Гарбузов В.И. Нервные дети. Л., 1990.
- Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. — Санкт-Петербург: АО „Сфера“, 1994. 160 с.
- Гезелл А. Педология раннего детства. М., 1932.
- Гурьева В.А., Дмитриева Т. Б., Гиндикин В. Я., Макушкин Е. В., Морозова Н. Б. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Под ред. В .А. Гурьевой. — М.: Генезис, 2001. — 408 с.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Ком-пенс-Центр, 1993. — 176 с.
- Джидарьян И.А. Категория активности и ее место в системе психологического знания // Категория материалистической диалектики в психологии. М., 1988.
- Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1999.
- Дубровина И.В. Школьники и охрана их здоровья // Школа Здоровья. М., 1998. — Т. 5. — № 2. — С. 50 — 57.
- Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.: Наука, 2005. — 250 с.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1, М, 1986. 320 с.
- Захаров А.И. Как преодолеть отклонения в поведении детей. -М., 1993.
- Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. — JI.: Медицина, 1982. 216 с.
- Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб.: СОЮЗ, 1998. 144 с.
- Зелинская Д.И. О состоянии здоровья детей России // Школа Здоровья. М., 1995. — Т. 2. — № 2. — С. 5 — 12.
- Ивошина Т.Г. Опыт индивидуализации обучения в альтернативной школе // Школа Здоровья. М., 1997. — Т. 4. — № 2. — С. 62 — 69.
- Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. -СПб.: Питер, 2006. 368 с.
- Иовчук Н.М., Северный А. А., Морозова Н. Б. Детская социальная психиатрия для непсихиатров. СПб.: Питер, 2006. — 416.
- Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов. СПб.: СпецЛит, 2001, — 463 с.
- Исаев Д.Н., Лычагина Л. И. Психологические особенности детей с разными формами олигофрении по результатам исследования методикой Векслера// Проблемы психопатологии детского возраста. Л., 1971.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979. — 608 с.
- Коробейников И.А. Диагностика риска дезадаптивного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью.— М.: Минздрав, 1991. — 20 с.
- Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2003.992 с.
- Кулаков С.А. Основы психосоматики. СПб: Речь, 2006. 288 с.
- Кулаков С. А, Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков. СПб.: Речь, 2004. — 464 с.
- Кулаков С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе. СПб., 1996. — 64 с.
- Лишин О.В. Психологические условия становления личности подростка и юноши в обстановке социального кризиса // Мир психологии и психология в мире. М., 1994. — № 0 (октябрь-декабрь). — С. 47 — 57.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Наука. М., 1984. — 445 с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., изд-во Моск. ун-та, 1973.374 с.
- Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. — М.: Фолиум, 1993. 64 с.
- Люблинская А.А. Детская психология. М., 1971.
- Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001 Т. 22. № 1. С. 16−24.
- Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. СПб.: Питер, 2008. — 480 с.
- Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. — 168 с.
- Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции: автореф. дис.. д-ра психол. наук/ И. И. Мамайчук СПб., 2004. -44 с.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. -СПб.: ООО Издательство „Речь“, 2002. 150 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность // В кн. Райгородский Д. Я. Психология личности. Т. 1. Самара: Издательский Дом „БАХРАХ“, 1999. -448 с.
- Мельников В. М. Ямпольский JI.T. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Изд- во Просвещение, 1985. — 319 с.
- Мендоса X. Психологические особенности у детей с вялыми параличами верхних конечностей: автореф. дис.. канд. психол. наук/ X. Мендоса-Л., 1990−24 с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Медицина, 1960. — 424 с.
- Насырова О.А. Психологические особенности самосознания гиперактивных младших подростков: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. М., 1999. — 21 с.
- Никольская И.М. Психологическая диагностика, коррекция и профилактика патогенных эмоциональных состояний у младших школьников: автореф. дис.. д-ра психол. наук/ И. М. Никольская СПб., 2001. — 44 с.
- Никольская И.М. Серийные рисунки и рассказы в психологическом консультировании детей и родителей//Системная семейная психотерапия. СПб. Литер. 2002. С. 242−265.
- Никольская И.М., Бардиер Г. Л. Уроки психологии в начальной школе: из опыта работы. СПб. — Рига: ПЦ „Эксперимент“, 1996. 86 с.
- Никольская О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма. М., 2000. — 364 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России. — 199 — 442 с.
- Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Векслера. М., 1973.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М. Просвещение, 1969. 659 с.
- Пратусевич Ю.М., Сербиненко М. В., Орбачевская Г. Н. Системный анализ процесса мышления / Под ред. К. В. Судакова. — М.: Медицина, 1989.-336 с.
- Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности// Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 1995. Вып. 3 (№ 1).
- Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 224 с.
- Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М.: Прогресс, Универс, 1994. 480 с.
- Ротенберг B.C. Проблемы воспитания в свете психосоматической парадигмы» // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 22−28.
- Ротенберг B.C., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984. 192 с.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.354 с.
- Рубцов В.В., Марголис А. А., Гуружданов В. А. Культурно-исторический тип школы (проект разработки) // Вопросы психологии. М., 1994.-№ 5.- С. 100- 110.
- Рукавишников А.А., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Кеттелла. — СПб.: Иматон, 1995. — 96 с.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990.
- Селли Д. Очерки по психологии детства. М., 1901.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979. 123 с.
- Семенова Т.С. Проблемы адаптации первоклассников к условиям многопрофильной гимназии // Материалы конф. «Здравый смысл и достоинство в школе: современные проблемы социально-психологической адаптации детей и подростков». М., 1998. — С. 35 — 36.
- Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — 96 с.
- Смирнова М.И. Семейная психологическая коррекция детей и подростков с расстройствами поведения: автореф. дис.. канд. психол. наук/ М.И.Смирнова- СПб., 2005.-25 с.
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). М.: Изд-во МГУ, 1988. — 200 с.
- Стрельцов В.В. Социальная адаптация «трудных» учащихся в условиях психокоррекционной общности: автореф. дис.. канд. психол. наук/
- B.В.Стрельцов. Ярославль, 1999. — 30 с.
- Судаков К.В. Теория функциональных систем и профилактическая медицина // К. В. Судаков. — Вестн. Рос. акад. мед. наук. 2001. N 5. —1. C. 7−14.
- Суходольский Г. В. Введение в математико-психологическую теорию деятельности. — СПб.: СПбГУ, 1998. — 220 с.
- Тарасенко Н.Н., Ковалева Л. М. Проблема адаптации к обучению современных первоклассников // Мат-лы Всеросс. науч.-практич. конф. «Социальное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь». -М., 1998.-С. 79 80.
- Трошин П.Я. Сравнительная психология нориальных и ненормальных детей: В 2 т. СПб., 1916.
- Трошихина Е. Г. Влияние ранней социальной депривации на развитие личности и психическую адаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью: автореф. дис.. канд. психол. наук/ Е. Г. Трошихина. СПб., 1997. — 18 с.
- Фельдшейн Д.И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса // Мир психологии и психология в мире. М., 1994. — № 0 (октябрь-декабрь). — С. 38 — 46.
- Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы взаимодействия взрослых и детей // Мир психологии. М., 1996. — № 1. — С. 5 — 8.
- Франкл В. Человек в поисках смысла / Пер с англ. М.3 1990.368 с.
- Фрейд 3. Три очерка по теории сексуальности. Психология бессознательного: Сб.произведений. —М.: Просвещение, 1989. С. 123 —201.
- Фролов Б.С. Оценка влияния оздоровительного комплекса на текущее психическое состояние детей. В сб.: Методические подходы к созданию экологической оздоровительной программы для детей. — СПб. — 1997, с. 68−69.
- Хорни К. Наши внутренние конфликты. Собр. Соч в трех томах, т. М. Смысл, 1997
- Цгоева А.К. Особенности социально-психологической адаптации работников опасных производственных объектов в условиях Крайнего Севера: автореф. дис.. канд. психол. наук/ А. К. Цгоева СПб., 2006. — 24 с.
- Чавес С. Социально-психологические особенности семейного воспитания детей с церебральным параличом: автореф. дис.. канд. психол. наук/ С. Чавес СПб, 1992 — 24 с.
- Шевченко Ю.С., Добридень В. П. Онтогенетически-ориентированная психотерапия (методика ИНТЭКС): Практ. пособ. М.: Российское психологическое общество, 1998. 157 с.
- Шевченко Ю.С., Добридень В. П. Радостное взросление: развитие личности ребенка (Методика ИНТЭКС).- СПб.: Речь, 2004. 202 с.
- Шипицына JI.M., Иванов Е. С. Нарушения поведения учеников вспомогательной школы. Уэльс, Великобритания. Коллег Элидир, 1992. 120 с.
- Шипицына JI.M. Социально-эмоциональные нарушения: школьная дезадаптация, средства диагностики и помощи // Мат-лы Всеросс. науч.-практич. конф. «Социальное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь». М., 1998. — С. 19 — 27.
- Эйдемиллер Э.Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия.- СПб.: «Речь», 2003. — 336 с.
- Эльконпн Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте//Вопросы психологии. — 1971. № 1. С. 6 — 20.
- Эриксон Э. Г. Детство и общество, (пер. с англ.) — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996 (главы 1,2,6,7).
- Ямбург Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа, 1996. — 352 с.
- Adler A. The problem child. New York: Capricorn Books, G. P. Putmarfs Sons, 1963.
- Bertalanffy L. V. Perspectives on general system theory: scientific-philosophical studies / Taschdjian E. V. New York: G. Braziller, 1975.- 183.
- Brophy, J. Teacher influences on student achievement. American Psychologist, 1986,41, 1069−1077.
- Bronfenbrenner U. The ecology of human development: Experiments 1979 by nature and design. Cambridge: Harvard University Press, 1979. — XV. -330p.
- Coddington R.D. The significance of life events as etiologic factors in the diseases of children. 1. A survey of professional workers / Journal of psychosomatic research. — 1972. V.16. -Nl. — P. 7 — 18.
- Erikson E.H. Childhood and society (2nd ed.). New York: Norton, 1963.
- Johnson J.H. Life events as stressors in childhood and adolescence. -Beverly Hills- L.: Sage. Publ., 1986. 157 p.
- Landreth G.L. Play Therapy: The Art of the Relationship. Muncie, In: Accelerated Development, Inc., 1991.
- Rizzo N.D., Gray W., Kaiser J.A. General systems approach to problems in growth and development / General system theory and psychiatric. -Boston, 1969.
- Rutter M. Stress, coping and development: Some issues and some questions / Journal of child psychology and psychiatry. 1981. — V. 22. — N 4. — P. 323−356.
- Cohen J. A. A factorial structure of the WAIS between early adulthood and old age// Journal of Consulting Psychology. 1957. № 21.
- Kaufman A.S. Factor analysis of the WISC-R at eleven age levels between 6 and 16 years// Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1975. Vol. 43.
- Sieber, R. Т., & Gordon, A.J. Socialization implications of school discipline or how first graders are taught to listen // Children and their organizations: Investigations in American culture. Boston: G. K. Hall, 1981.