Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Особенности мотивационной сферы будущих учителей и психологов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты проведенного исследования позволяют вывод о том, что мотивационная сфера будущих психологов и педагогов представляют собой трёхуровневое образование. Включающее в себя в качестве структурных компонентов следующие элементы: образовательные мотивы, определяющие стремление к получению знанийучебно-профессиональные мотивы, детерминирующие готовность к профессиональному обучению как этапу… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические подходы к изучению мотивационной сферы
    • 1. 1. Понятие мотивационной сферы в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 2. Характеристика мотивационной сферы будущих учителей и психологов
  • Выводы по I главе
  • Глава 2. Экспериментальное исследование динамики профессиональной мотивации студентов
    • 2. 1. Описание выборки методов и методик исследования
    • 2. 2. Сравнительный анализ мотивационной сферы студентов естественнонаучного и гуманитарного направлений СГПУ
    • 2. 3. Сравнительный анализ мотивационной сферы студентов-психологов разных вузов
  • Выводы по II главе

Особенности мотивационной сферы будущих учителей и психологов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Проблема формирования мотивационной сферы личности современного студента актуальна в психологической науке. Рост личностного подхода вызвал глубокий интерес к мотивационной сфере личности, факторам, условиям и средствам ее формирования в профессиональном становлении.

Проблема изучения мотивационной сферы личности студента является наиболее востребованной, т.к. переоценка значимости многих ценностных ориентиров, переосмысление своего места в обществе, принятие на себя ответственности за результаты жизнедеятельности скрыты в мотивах личности и требуют не только познания, но и управления их формированием.

В едином процессе социализации-индивидуализации проявляется неспособность личности интегрироваться в новую социокультурную ситуацию, происходит психологическая деформация личности в отношениях к окружающим и к себе — это обостряет проблему мотивации.

Проблемный аспект исследования мотивационной сферы личности состоит в том, что, несмотря на повышение в последнее время интереса среди психологов (А.Г.Асмолов [15−17], В. Г. Асеев [13, 14], К.А.Абульхано-ва-Славская [1], Е. П. Ильин [86−88], В. Г. Леонтьев, А. К. Маркова [137−141], В. Д. Шадриков [255], А. А. Файзулаев и др.), до сих пор вопрос психологической природы данного феномена остается одним из дискуссионных и требует глубокой теоретико-методологической проработки. Потребностно-мотивационная сфера личности была и остается предметом пристального внимания философов, начиная с времен древнегреческой философии и кончая современностью (Аристотель, Н. А. Бердяев, Р. Декарт, И. Кант, М. Монтень, Платон, Г. Риккер и др.)., эмпирических психологов (К.Бюллер, Э. Торндайк, Э. Шпрангер, З. Фрейд, К. Левин), истории отечественной психологии (П.К.Анохин, П. П. Блонский, Л. И. Божович [22, 23], Л. С. Выготский [56], К. Н. Корнилов, П. Ф. Каптерев,.

В.С.Мерлин, Н. И. Пирогов, И. А. Сикорский, А. А. Ухтомский и др.), зарубежных психологов (А.Маслоу [282,283], Г. Олпорт, К. Роджерс и др.).

Основой изучения мотивационной сферы личности выступают разработки психологических феноменов, присущих различным направлениям личности в условиях деятельности, отношений, взаимодействий эмоциональных переживаний (В.Г.Асеев [13, 14], Л. И. Божович [22, 23], В. К. Вилюнас [46, 47], В. И. Ковалев [102], В. Г. Леонтьев, А. Н. Леонтьев [118−124], В. С. Мерлин [148, 149], А. К. Маркова [137−141] и др.). Дефиниция «мотивационная сфера личности» имеет достаточно широкий спектр интерпретаций: это иерархия мотивов на основе их осознания и обобщения в поведении и деятельности (Л.И.Божович и др.), осознание объективных закономерностей, понимание значений смысла для себя (А.Н.Леонтьев [118−124] и др.). В исследованиях раскрываются значение и содержание мотива раскрываются в исследованиях В. С. Мерлин [148, 149] и др., вид психической регуляции жизнедеятельности, внутренняя, активная самостоятельность, активно-действенное отношение человека к действительности В. Г. Асеев [13, 14] и др., важнейшая сторона личности, включающая систему мотивов (мотивацию) в ее определенном построении (иерархии) В. И. Ковалев [102] и др. Отсутствие единой теории мотивационной сферы личности не позволяет ответить на многие психолого-педагогические запросы, связанные с особенностями успешной реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечением качественной подготовки современного специалиста, адаптацией и идентификацией в условиях социальной нестабильности.

Познание мотивационной сферы личности студента и психологических условий и средств ее формирования принадлежит к классу теоретико-прикладных психологических проблем. Теоретико-методологическое знание анализа состоит в постановке ключевых вопросов эпистемологической и антропологической схем изучения мотивационной сферы личности Исследование мотивационной сферы личности относится к методологическому подходу педагогической психологии, основывающейся на принципах системности, субъективности, детерминизма, культурно-исторического подхода.

Теоретический анализ и исследования мотивации и мотивационной сферы личности обусловили необходимость использования понятий и методологических оснований смежных научных дисциплин. Решение обозначенной проблемы возможно сегодня только при интеграции достижений в различных областях знания о человеке (в философии, психологии, антропологии, педагогике, социологии и др.). Выработка научных парадигм и концептуальных подходов позволила интегрировать ранее разрозненные факты исследования в педагогической психологии, определить психологические факторы, условия и средства эффективного формирования мотивационной сферы личности с учетом использования понятий и методологических оснований смежных научных дисциплин. Таким образом, осознание недостаточной теоретической и практической разработки проблемы формирования мотивационной сферы личности, решение которой отвечало бы потребностям современного состояния профессионального образования, может быть рассмотрено в качестве обоснования необходимости ее изучения, и позволило сформулировать тему диссертации «Особенности мотивационной сферы будущих учителей и психологов».

В настоящее время проблема становления высококвалифицированных специалистов приобретает все большее значение. Современное общество предъявляет выпускнику вуза особые требования, среди которых важное место занимают высокий профессионализм, активность и творчество. Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования достаточно сложен и обусловлен многими факторами, одним из которых является адекватность мотивационной сферы учебной деятельности студентов целям и задачам образовательной системе в высшем учебном заведении.

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность понимания ее сущности, природы, структуры, а также функций мотивов. Многие исследователи проблемы мотивации человеческой деятельности сходятся в том, что мотивация представляет собой сложную систему, в которую включены определенные иерархические структуры (В.Г.Асеев [13, 14], Б. И. Додонов [68], А. Маслоу [282, 283] и др.) и различные виды мотивов (Б.Ф.Ломов [128], К. Обуховский, П. М. Якобсон [266, 267] и др.).

Решением наиболее спорного в психологии мотивации вопроса о соотношении мотива и потребности занимались А. Н. Леонтьев [118−124], С. П. Манукян [135], Ю. В. Шаров и др.

Особенно широко изучается мотивация отдельных видов деятельности, в частности учебной. Большой вклад в её изучение внесли А. К. Маркова [137−141], А. Т. Матис, М. В. Матюшкин [146, 147], А. Б. Орлов [171−173], и др.

Важность положительной мотивации для эффективности учебной деятельности была доказана Г. Клаусом [98], В. А. Якуниным [269, 270], Н. И. Мишковым и др. Кроме того, данные некоторых исследователей позволяют говорить, что высокая позитивная мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае низкого уровня специальных способностей (А.А.Мотков).

Анализ научной литературы показывает, что изучение мотивации учебной деятельности часто ограничивается младшим школьным возрастом. Исследование проблемы мотивации в профессиональном становлении студентов является менее изученным. Студенческий возраст изучается в основном с точки зрения особенностей познавательных процессов и личностных особенностей студентов (Г.М.Белокрылова, А. ИДонцов, М. В. Никеличев и др.). Недостаточная теоретическая изученность проблемы развития мотивации в студенческом возрасте обуславливает актуальность темы исследования.

Исследование особенностей личности студентов привело к выделению нескольких типизаций студентов (Готлиб, Ходкина, Зеер). Н. Б. Нестерова, по психологическим особенностям развития учебнопознавательной деятельности студентов и ее мотивации, разделила весь период обучения на 3 этапа.

Однако, данные об особенностях мотивации студентов в разные периоды обучения нам не удалось обнаружить. Недостаточная теоретическая изученность проблемы развития мотивации в студенческом возрасте обуславливает актуальность темы исследования. Данная работа имеет и определенное практическое значение.

Так как изучение ценностного содержания мотивов поступления в вуз и дальнейшей их динамики, в ходе обучения для эффективности управления формированием правильного эмоционально положительного отношения к будущей трудовой деятельности и осуществления дифференцированного подхода в учебно-воспитательной работе со студентами с различными типами мотивации.

Немаловажное значение имеет также многообразие типов учреждений высшего образования, осуществляющих подготовку специалистов того или иного профиля (классический и педагогический университеты, бюджетный и небюджетный вузы и т. д.), а также профиль подготовки (узкая специальность) в развитии мотивационной сферы студентов.

Актуальность проблемы настоящего исследования психологических факторов, условий и средств формирования мотивационной сферы современного студента определяется задачами оптимизации процесса личностного и профессионального становления специалиста в вузовском обучении.

В связи с этим возникает противоречие между необходимостью учёта специфики профессиональной деятельности будущих специалистов педагогических и психологических профессий с целью повышения уровня их субъектного включения в учебный процесс и недостаточной разработанностью соответствующей области психолого-педагогического знания. Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило проблему нашего исследования.

В теоретическом плане — это проблема выявления базовой структуры мотивационной сферы будущих учителей и будущих психологов. В практическом плане — это проблема разработки способов оценки мотивационной сферы студентов, позволяющих выявить зависимость особенностей мотивационной сферы от типа и профиля образования.

Таким образом, актуальность разработки проблемы поиска психологических факторов, условий и средств формирования мотивационной сферы личности студента имеет две основные предпосылки: необходимость познания их особенностей, а также — методов диагностики и своевременной коррекции, что является с позиции психолого-педагогического подхода значимым и необходимым.

Объект исследования — мотивационная сфера студентов вузов.

Предмет исследования — структура мотивационной сферы студентов различных специальностей (будущих учителей и психологов).

Цель исследования — выявление особенностей мотивационной сферы будущих учителей и будущих психологов, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа.

Задачи исследования:

• выявить базовую структуру мотивационной сферы студентов;

• раскрыть специфику базовой структуры мотивационной сферы будущих психологов, обучающихся в образовательных учреждениях разных типов;

• раскрыть специфику базовой структуры мотивационной сферы будущих учителей разных специальностей;

• осуществить сравнительный анализ базовой структуры мотивационной сферы будущих учителей и будущих психологов.

Теоретический анализ проблемы позволил сформулировать гипотезу исследования о том, что мотивационная сфера личности представляет собой структурное и целостное образование, обусловливающее процесс личностного развития в целом. Вместе с тем, возникают качественно новые формы и типы коммуникативных отношений студентов в условиях психической деятельности и эмоционально-чувственные проявления, определяющие саморегуляцию деятельности. В связи с этим мы исходим из следующих основных допущений:

1) мотивационная сфера личности студента вуза представляет собой сложное структурное целостное образование, которое определяется системой смыслообразующих, деятельностных, коммуникативных и эмоционально-чувственных психологических условий и средств в процессе профессионального становления;

2) уровень развития мотивационной сферы личности определяется факторами, условиями и средствами вузовского обучения, глубиной осознания собственного смысла учения, характером предметно-рефлексивного отношения к обучению и субъектной активностью;

3) качественные особенности развития мотивационной сферы личности зависят от личностных компонентов (идентификации образа «Я», образа будущей профессиональной деятельности, самооценки и рефлексии) как факторов профессионального самоопределения студентов;

4) мотивационная сфера личности имеет динамический характер. Формирование мотивационной сферы личности студента, ее функционирование, при условии адекватных психологических средств воздействия, оптимизируется посредством целенаправленного воздействия психологических факторов, условий и средств, в форме психологического спецкурса, практикума, тренингового обучения, внедренного в процесс подготовки специалистов в вузе.

Мотивационная сфера будущих специалистов педагогических и психологических сфер деятельности может быть представлена как трехуровневое образование, включающее общеобразовательные, учебно-профессиональные и условно-личностные мотивы.

Общеобразовательные мотивы являются наименее устойчивым компонентом всей мотивационной сферыучебно-профессиональные мотивы, являясь более динамичными, связаны с типом учебного заведения и специальностьюусловно-личностные мотивы имеют наиболее устойчивую специфику.

Научная новизна исследования:

— выявлена базовая структура мотивационной сферы студентов (мотивационная сфера будущих специалистов психологов и педагогов представляют собой трёхуровневое образование: образовательные мотивы, определяющие стремление к получению знанийучебно-профессиональные мотивы, детерминирующие готовность к профессиональному обучению как этапу профессионализациии узко-личностные мотивы, связанные с достижением социального успеха и уклонением от неудач в пространстве социальных нормативов, выступающих в качестве основания для социального сравнения);

— раскрыта специфика базовой структуры мотивационной сферы будущих психологов, обучающихся в вузах разного типа (наиболее значимыми для студентов психологов оказываются мотивы личного престижа и социальные, что связано как с сущностным ядром их будущей профессиональной деятельностью, так и вторичной «выгодой» развитого профессионализма. Меньшая значимость профессионализма и познавательного мотивов определяется индивидуально-психологическими особенностями личности, выступающей фактором формирования мотивационной структуры учебно-профессиональной деятельности в юношеский период. Мотивация избегания неудач и готовность к риску характеризуется средне выраженными показателями, также связанными со значимостью социальной оценки, воспринимаемой как потенциально угрожающей в личностно значимых сферах деятельности) — раскрыта специфика базовой структуры мотивационной сферы будущих учителей разных специальностей (значимость профессионального мотива и незначимость мотива личного престижа для будущих педагогов содержательно определяет универсальный компонент при выраженности познавательного мотива студентов естественного направления и социального — для обучающихся на гуманитарном направлении, которое характеризует специфичность. Для студентов-гуманитариев характерны высокая чувствительность к социальной оценке, выраженность мотивации избегания неудач, которая сопровождается высоким уровнем готовности к риску) — осуществлён сравнительный анализ базовой структуры мотива-ционной сферы будущих учителей и будущих психологов (учебно-профессиональная и условно-личностная подструктуры будущих учителей и будущих психологов относительно приближены, а в познавательной подструктуре существуют различия. Мотивационные сферы будущих педагогов естественно научной направленности и будущих психологов качественно различны: общеобразовательные и профессиональные мотивы значимы для будущих педагогов естественно-научной направленности, в то время как будущие психологи ориентированы на условно-личностные и социальные мотивационные компоненты).

Теоретическая значимость исследования. Изучение вопроса об особенностях мотивационной сферы личности, мотивации достижения, мотивации к избеганию неудач и степени готовности к риску будущих специалистов педагогической и психологической профессии, профессиональная деятельность которых в дальнейшем тесно связана с решением проблем мотивации.

Результаты исследования углубляют научные представления о мотивационной сфере у будущих учителей и психологов и роли мотивации учебной деятельности в удовлетворении познавательных потребностей в зависимости от типа и профиля образования. Выявление базовой структуры мотивационной сферы студентов составит основу для новых теоретических представлений о содержании мотивационно-смысловой сферы будущих специалистов. Результаты исследования способствует повышению теоретического уровня преподавания учебной дисциплины «педагогическая психология» в той части, которая относится к способам раскрытия сущности и структуры мотивации будущих педагогов и психологов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дают возможность качественного обновления содержательных аспектов психологического сопровождения и развития мотивации учебной деятельности студентовв определении методов исследования, с помощью которых изучается мотивационная сфера студентов.

Методологической основой исследования являются психологические и педагогические концепции, теории, раскрывающие проблемы как мотивации, так и мотивационной сферысовременные подходы к проблемам мотивации и мотивационной сферы, а также психологии высшего образования.

Источниками исследования являются:

— теория деятельности (А.Н.Леонтьев, Маслоу, Мадсен);

— психологическая концепция мотивационной сферы (В.Г.Асеев, Д. Аткинсон, В. К. Вилюнас, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Е. П. Ильин, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Х. Хекхаузен, З. Фрейд, А. Маслоу, М. В. Матюхина и др.);

— психологические концепции проблем становления личности как учащихся субъектов учебной деятельности (Г.В.Акопов, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялся комплекс методов, адекватных предмету исследования: методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерсаметодика диагностики степени готовности к риску Шубертаметодика диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости) Д. Марлоу и Д. Краунаметодика «изучение мотивов учебной деятельности студентов" — анкетный опрос студентова также математико-статистические методы (средне арифметическое (М) — среднеквадратичное отклонение (т) — коэффициент Крускала-Уоллиса и Манна-Уитни.

Положения, выносимые на защиту:

— Мотивационная сфера студентов — будущих специалистов может быть представлена в виде трёхуровневого образования, включающего общеобразовательные мотивы, учебно-профессиональные мотивы и условно-личностные мотивы. Выделенные уровни отличают различная степень динамичности и эмоциональной соотнесённости. Наименее устойчивые образовательные мотивы — представлены субъекту учебной деятельности посредством переживания интеллектуального удовлетворения. Болееучебно-профессиональные мотив, связанные с типом учебного заведения и специальностью, опосредуются переживаниями степени безопасности учебно-профессиональной среды в контексте самореализации субъекта профессионального развития. Условно-личностные мотивы как наименее динамичные, связанные со сферой самоотношения, являющейся центральным, эмоционально насыщенным личностным образованием, сопровождаются гаммой выраженных эмоциональных состояний как позитивного, так и негативного спектра.

— Мотивационные сферы студентов-психологов, обучающихся в вузах разного типа (классический и педагогический университеты, муниципальный институт), будучи структурно инвариантными, отличаются количественным доминированием личностных мотивов для студентов классического университета и муниципального института;

— Мотивационная сфера будущих учителей естественного направления (биологи, химики, географы, физики, математики) характеризуются большей представленностью познавательного мотива в сравнении с будущими учителями гуманитарного направления (филологи и психологи);

Мотивационные сферы будущих учителей и будущих психологов значительно отличаются по профессиональной составляющей (более значительно представлена у будущих педагогов) и по личностной составляющей (у будущих психологов более значительно представлена).

Достоверность научных результатов исследования исследования обеспечивалась использованием валидных, надежных и апробированных в отечественной психологии методов исследования, применением комплекса взаимодополняющих методов, а также применением методов математической статистики, содержательным анализом выявленных фактов и закономерностей. Обработка результатов эксперимента осуществлялась с использованием специального программного обеспечения (SPSS + PS Statistical) психодиагностических методик, взаимопроверкой результатов, получаемых по разным методикам, применением методов математической статистики, содержательным анализом выявленных фактов, репрезентативной выборкой испытуемых.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Рекомендуется использовать в разработке содержания и методов общепедагогической подготовки будущего учителя и будущего психолога в направлении их ориентации на реализацию идей гуманизации образования во взаимодействии с учащимися и другими субъектами образования, в разработке содержания и методов повышения педагогической квалификации учителей различных типов образовательных учреждений в аспекте приобщения учащихся к ценностям, ориентации учащихся в мире ценностейдля создания спецкурсов, проблемных семинаров по проблемам гуманизации образования.

Апробация результатов исследования основные теоретические положения и полученные практические результаты отражены в 11 публикациях. Результаты проведённого исследования на тему «Особенности мотивационной сферы будущих учителей и будущих психологов» на заседании кафедры социальной психологии Самарского государственного педагогического университета.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы в количестве 297 источников и 1-го приложения. Общий объём диссертации 188 страниц. Кроме текстовых материалов в диссертации имеются 7 рисунков, 21 таблица и 7 диаграмм.

Выводы по II главе.

1. Мотивационная сфера будущих специалистов психологов и педагогов представляют собой трёхуровневое образование. Включающее в себя в качестве структурных компонентов следующие элементы: образовательные мотивы, определяющие стремление к получению знанийучебно-профессиональные мотивы, детерминирующие готовность к профессиональному обучению как этапу профессионализациии узколичностные мотивы, связанные с достижением социального успеха и уклонением от неудач в пространстве социальных нормативов, выступающих в качестве основания для социального сравнения. Выделенные уровни отличают различная степень динамичности и эмоциональной соотнесённости. Наименее устойчивые — образовательные мотивы — представлены субъекту учебной деятельности посредством переживания интеллектуального удовлетворения. Более — учебно-профессиональные мотив, связанные с типом учебного заведения и специальностью, опосредуются переживаниями степени безопасности учебно-профессиональной среды в контексте самореализации субъекта профессионального развития. Условно-личностные мотивы как наименее динамичные, связанные со сферой самоотношения, являющейся центральным, эмоционально насыщенным личностным образованием, сопровождаются гаммой выраженных эмоциональных состояний как позитивного, так и негативного спектра.

2. Структура мотивационной сферы студентов педагогического факультета обладает как универсальностью, так и специфичностью в зависимости от специального обучения. Значимость профессионального мотива и незначимость мотива личного престижа для будущих педагогов содержано определяет универсальный компонент при выраженности познавательного мотива студентов естественного направления и социального — для обучающихся на гуманитарном направлении, которое характеризует специфичность. Отличия между описываемыми группами также касаются выраженности мотивации избегании неудач у студентовгуманитариев, которая сопровождается высоким уровнем готовности к риску. Индивидуально-личностные особенности студентов гуманитарной направленности проявляются в высокой чувствительности к социальной оценке, влияние на узко-личностную подструктуру мотивационной сферы будущих педагогов.

3. Наиболее значимыми для студентов психологов оказываются мотивы личного престижа и социальные, что связано как с сущностным ядром их будущей профессиональной деятельностью, так и вторичной «выгодой» развитого профессионализма. Меньшая значимость профессионализма и познавательного мотивов определяется индивидуально-психологическими особенностями личности, выступающей фактором формирования мотивационной структуры учебно-профессиональной деятельности в юношеский период. Мотивация избегания неудач и готовность к риску характеризуется средне выраженными показателями, также связанными со значимостью социальной оценки, воспринимаемой как потенциально угрожающей в личностно значимых сферах деятельности.

4. Сравнительный анализ мотивационной сферы студентов показывает относительную приближённость учебно-профессиональной и узколичностной подструктур при выраженном отличии познавательной подструктуры будущих педагогов-гуманитариев и психологов. Мотиваци-онные сферы будущих педагогов естественно научной направленности и будущих психологов качественно отличны друг от друга, что проявляется в значимости общеобразовательных и профессиональных мотивов для первой группы, в то время как вторая группа ориентирована на узко-личностные и социальные мотивационные компоненты.

5. Выявленные мотивационные отличия изучаемых социальных групп находят отражение в содержании и динамике компонентов профессионального сознания. Для студентов гуманитариев характерна сравнительная представленность целеполагания относительно естественнонаучно ориентированных обучающихся, в том числе и касающихся совершенствования личностных качеств. Закономерным в контексте выявленных тенденций представляется и преобладание прогнозируемых личностных трудностей в профессиональной деятельности будущих преподавателей гуманитарной направленности в то время как студенты естественного направления подготовки ожидают наибольшие трудности, связанные с работой в коллективе и трудности организационно-практического плана.

6. Наиболее выражено в учебно-профессиональном целеполагании студентов психологов практико-ориентированная подструктура и стремление к развитию профессионально важных качеств. Профессиональное образование оказывает влияние на прогнозируемые профессиональные трудности, связанные с групповой организацией деятельности и собственно психологического формата, а также на динамику мнения о будущей работе, претерпевающего существенные изменения за период обучения, что определяется несформированностью адекватных представлений о психологии как профессии. Структура целеполагания прямо соотносится с предложениями по совершенствованию учебного процесса, в которых преобладает готовность к развитию практико-ориентированных форм учебного процесса. Таким образом, можно ожидать развитие общепознавательной мотивации у студентов-психологов при такой организации учебного процесса, когда решение практических задач позволит определить необходимость глубокой теоретической подготовки, сопряженной с личностным развитием.

Заключение

.

Данное исследование посвящено изучению актуальной, сложной и недостаточно разработанной проблеме — особенностям мотивационной сфере будущих специалистов.

Теоретический анализ психологической литературы показал, что проблема мотивации является одной из фундаментальных и противоречивых проблем в психологии. Мотивационная сфера человека представляет собой сложное системное образование, в которое включены определенные иерархические структуры. В исследованиях мотивации в профессиональном становлении студентов указывается на влияние мотивационных установок студентов на успешность учебной деятельности.

1. В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека — его поведения, деятельности. Мотивацию рассматривают как сложную, многоуровневую систему побудителей, включающую в себя потребности, мотивы, интересы, идеалы, стремления, установки, эмоции, ценности.

Существенным для исследования структуры мотивации является выделение её четырех компонентов: 1) удовольствие от самой деятельности- 2) значимости для личности непосредственного ее результата- 3) «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность- 4) принуждающего давления на личность.

На успешность учебной деятельности оказывают влияние сила мобилизации и ее структура как таковая результативность учебной деятельности (студентов) характеризуется сложной системой мотивов, которая развивается на основе ранее сформированных потребностей, способностей.

2. Ценностные ориентации студентов представляют собой взаимосвязанную систему ценностей, влияющих друг на друга и являются стабильным и глубинным образованием, влияющим на профессиональную ориентацию.

— 1563. Идеал выбора, жизненного пути, своих ценностных ориентаций, своей профессии становится основополагающими целями подросткового возраста. Подросток как субъект учебной деятельности специфичен не только своей мотивацией, позицией, отношением, но и местом в жизни на отрезке непрерывного, многоступенчатого образования. Он для себя решает, прогнозирует форму продолжения образования, в зависимости от этого ориентируясь либо на ценности учения, либо на ценности трудовой деятельности, межличностного взаимодействия.

4. В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами.

5. Выбор профессии отражает определённый уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и общепрофессиональными факторами выбора профессии являются (по Климову): 1) умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей», 2) умение слушать и выслушивать, 3) широкий кругозор, 4) речевая (коммуникативная) культура, 5) «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту», 6) «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше», 7) способность сопереживания, 8) наблюдательность, 9) «глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом», 10) решение нестандартных ситуаций, 11) высокая степень саморегуляции.

6. Структура организации учебного процесса включает в себя мотивацию, как нервный обязательный компонент учебной деятельности.

Нами была предпринята попытка изучения особенностей мотиваци-онной сферы студентов разных специальностей (в данном случае это будущие учителя и будущие психологи) и разных вузов. В ходе данного исследования были так же изучена мотивационная сфера будущих педагогов и будущих психологов.

Результаты проведенного исследования позволяют вывод о том, что мотивационная сфера будущих психологов и педагогов представляют собой трёхуровневое образование. Включающее в себя в качестве структурных компонентов следующие элементы: образовательные мотивы, определяющие стремление к получению знанийучебно-профессиональные мотивы, детерминирующие готовность к профессиональному обучению как этапу профессионализациии узко-личностные мотивы, связанные с достижением социального успеха и уклонением от неудач в пространстве социальных нормативов, выступающих в качестве основания для социального сравнения. Выделенные уровни отличают различная степень динамичности и эмоциональной соотнесённости. Наименее устойчивые — образовательные мотивы — представлены субъекту учебной деятельности посредством переживания интеллектуального удовлетворения. Более учебно-профессиональные мотивы, связанные с типом учебного заведения и специальностью, опосредуются переживаниями степени безопасности учебно-профессиональной среды в контексте самореализации субъекта профессионального развития. Условно-личностные мотивы как наименее динамичные, связанные со сферой самоотношения, являющейся центральным, эмоционально насыщенным личностным образованием, сопровождаются гаммой выраженных эмоциональных состояний как позитивного, так и негативного спектра.

Структура мотивационной сферы студентов педагогического факультета обладает как универсальностью, так и специфичностью в зависимости от специального обучения.

Значимость профессионального мотива и незначимость мотива личного престижа для будущих педагогов содержано определяет универсальный компонент при выраженности познавательного мотива студентов естественного направления и социального — для обучающихся на гуманитарном направлении, которое характеризует специфичность. Отличия между описываемыми группами также касаются выраженности мотивации избегании неудач у студентов-гуманитариев, которая сопровождается высоким уровнем готовности к риску.

Индивидуально-личностные особенности студентов гуманитарной направленности проявляются в высокой чувствительности к социальной оценке, влияние на узко-личностную подструктуру мотивационной сферы будущих педагогов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. — М., 1980.
  2. JI.K. Управление общением / JI.K. Аверченко. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.
  3. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / B.C. Агеев. М., 1990.
  4. A.M. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение / A.M. Айламадян // Вопросы психологии. 1990 г. № 4.
  5. Г. В. Социальная психология образования / Г. В. Акопов. -М.: Изд-во «Флинта», 2000.
  6. М.И. Мотивация учения студентов и удовлетворенность выбором вузом / М. И. Алексеева // Эмоциональная регуляция учебной и трудовой деятельности. М.- Одесса, 1986.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1998.
  8. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев // Избр. психол. труды. М., 1980. — Т. 1. — С. 53.
  9. В.А. Проблема адаптации студента / В. А. Андреева // Молодежь и образование. М., 1972. — С. 195.
  10. В.М. Формирование мотивов учебной деятельности студентов в условиях учебно-научного комплекса вуза / В. М. Антипова // Проблемы оптимизации учебного процесса в вузе. Ростов-н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1981.
  11. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. М.: Мысль, 1976. — 157 с.
  12. В.Г. Формирование личности и структурный уровень мотивов / В. Г. Асеев // Проблемы личности: Материалы симпоз. М.: Всесо-юз. общество невропатологов и психиатров, 1970. — С. 334−343.
  13. А.Г. Деятельность и установка / А. Г. Асмолов. М., 1979.
  14. А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. М., 1984. — С. 28.
  15. А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности / А. Г. Асмолов // Вопр. психол. 1982. — № 2.
  16. Н.А. Развитие познавательной и профессиональной мотивации студентов педагогического вуза в контекстном обучении / Н. А. Бакшаева: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997.
  17. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Э. Берн. М.: Прогресс, 1988.
  18. И.Г. Установка и поведение / И. Г. Бжалова. М., 1979.
  19. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М. И. Бобнева. М., 1978.
  20. Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович. М., 1972.
  21. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М., 1968. — С. 464.
  22. В.М. Введение в сравнительную психологию / В. М. Боровский // Работник просвещения. М, 1927. — 264 с.
  23. , Л.В. Исследование уровня притязаний / Л. В. Бороздина: учебн. пос. -М., 1986.
  24. .С. Психологические аспекты нравственного развития личности / Б. С. Братусь. М., 1977.
  25. Д.С. Психология познания: За пределами непосредственной информации / Д. С. Брунер. М., 1977.
  26. С.С. Исследования индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности / С. С. Бубнова // Психологический анализ учебной деятельности. М., 1991. — С. 26−36.
  27. С.С. Указ. раб. Голфаст В. Б., Красноносенко Г. Ф. Структура жизненных ориентаций / В. Б. Голфаст, Г. Ф. Красноносенко // Семья в крупном городе. Д., 1983. — С. 171−174.
  28. Л.П. Человек: деятельность и общение / ЛП.Буева. М., 1978.
  29. Д., Манн, Ф. Профессиональная подготовка учителей и проблемы формирования мотивации достижения и контроля действий / Д. Ванек, Ф. Манн // Вопр. психол. 1989. — № 3.
  30. Д., Манн, Ф. Профессиональная подготовка учителей и проблемы мотивации достижения и контроля действий / Д. Ванек, Ф. Манн // Вопросы психологии. 1989. № 3.
  31. И.И. К проблеме диагностики мотивации / И. И. Вартанова // Вестник МГУ. Психология. Сер. 14. 1998. — № 2.
  32. И.И. К проблеме диагностики мотивации / И. И. Вартанова // Вестник МГУ. Психология. 1999
  33. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием / И. А. Васильев, М.Ш.Магомед-Эминов. М.: Изд-во МГУ, 1991.
  34. Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. М., 1984.
  35. И.В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие / И. В. Вачков, И. Б. Гриншпун, Н.С. ряжников / Под ред. И. Б. Гриншпун. М.- Воронеж, 2002.
  36. Е.Е. Психологические проблемы управления / Е. Е. Вендеров. М., 1969.
  37. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991.
  38. A.A. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе / А. А. Вербицкий // Вопр. психол. 1987. — № 5.
  39. A.A., Бакмаева H.A. Проблема трансформации мотивов и контекстном обучении / А. А. Вербицкий, Н. А. Бакмаева // Вопросы психологии. 1997. — № 4.
  40. A.A., Кругликов В. Контекстное обучение: формирование мотивации / А. Вербицкий, В. Кругликов // Высшее образование в России. 1998.-№ 1.
  41. A.A., Платонов Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов / А. А. Вербицкий, Т. А. Платонов // Обзорная информация НИИ ВШ. М., 1986. — Вып. 3.
  42. Верещагина J1.A., Карелина, И. М. Психология потребностей и мотивация персонала / Л. А. Верещагина, И. М. Карелина. Харьков: Гуманитарный центр, 2002.
  43. В.К. Психологические механизмы биологической мотивации / В. К. Вилюнас. М., 1986.
  44. В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас. М.: Изд-во МГУ, 1990.-16 348. Витцлак Г. Основы психодиагностики // Психодиагностика: теория и практика / Г. Витцлак- под ред. Н. Ф. Талызиной. М., 1986. — С. 27−124.
  45. Н.М. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста / Н. М. Власова // Вопросы психологии. -1997. -№ 3.
  46. Н.М. Факторы активизации познавательной деятельности студентов / Н. М. Власова // Прикладные психолого-педагогические исследования в вузе: Межвуз. сб. науч. трудов. Новосибирск, 1988. — С. 80−85.
  47. И.П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум / И. П. Волков. М.: Лениздат, 1989.
  48. К.Н. Психология о педагогических проблемах / К. Н. Волков. М., 1981.
  49. Вопросы психологии. 1985. — № 1, 5.
  50. Вопросы психологии. 1999. — № 2.
  51. Выбор профессии // Вопросы психологии. 1985. — № 4.
  52. Л.С. Собр. соч.: В 6 т. / Л. С. Выготский. Т. 2. — М.: Педагогика, 1982.
  53. Т.В. О месте и роли технических средств в учебном процессе / Т. В. Габай // Современная высшая школа. Варшава, 1983. — № 1 (37).
  54. О.В. Взаимосвязь удовлетворенности и мотивации учебной деятельности студентов в системе многоуровневого образования: Дис. канд. психол. Наук / О. В. Гаврилова. Казань, 2000.
  55. . Что такое психология / Ж.Годфруа. Т. 1 // Изд-во «Мир», 1992.
  56. Е. Проблемы повышения эффективности формирования потребностно-мотивационной сферы будущих учителей / Е. Головнева // Журнал Прикладная психология и психоанализ. 2004. — № 1.
  57. , Д.С. Практикум по психологическому исследованию / Д. С. Горбатов // Издательский дом «Бахрах М», 2000.-16 462. Гребенюк О. С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних и профтехучилищ / О. С. Гребенюк. М., 1986.
  58. Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности / Л. П. Гримак. 2-е изд., доп. — М., 1989.
  59. В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М., 1996.
  60. М.А. Международный подход к качеству в высшем образовании: роль ЮНЕСКО / М. А. Диас // Высшее образование в Европе. -1996.-T. XX.-№ 1−2.-С. 111−126.
  61. Л.Н. Овчаренко, В.И. О формировании личности студента / Л. Н. Дичковская, В. И. Овчаренко // Психология профессиональной подготовки в вузе. Минск, 1982. — С. 13−18.
  62. М.А., Крылов A.A., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология / М. А. Дмитриева, А. А. Крылов, А. И. Нафтульев. Л., 1979.
  63. .И. В мире эмоций / Б. И. Додонов. Киев, 1987.
  64. .И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии 1973 г. № 5
  65. И.И., Белокрылова, Г.М. Профессиональные представления студентов психологов / И. И. Донцов, Г. М. Белокрылова // Вопросы психологии. 1999. — № 2.
  66. Достижения и контроля действий. Вопросы психологии. -1989. -№ 3.
  67. C.B. Динамика мотивационно-смысловых образований личности студентов в процессе адаптации к учебе: дис. канд. психол. наук / С. В. Дроздов. М., 2000.
  68. , В.Я. Некоторые проблемы формирования личности профессионала / В. Я. Дымерский // Вопросы психологии. 1980. — № 4.
  69. , Д. Поведение животных. Сравнительные аспекты / Д.Дьюсбери. М.: Мир, 1981.
  70. О.П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев.-М., 1999
  71. , И.П. Адаптация первокурсников / И. П. Жданов // Специалист. М., 2001. -№ 12.
  72. А.Л., Рубахин В. Ф. Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом / А. Л. Журавлев, В. Ф. Рубахин. -М., 1976.
  73. М. Некоторые проблемы высшего образования РК, повышение качества подготовки специалистов / М. Журиков // Вестник Высшей школы Казахстана. 1996. — № 3.
  74. Ю. М. Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности личности / Ю. М. Забродин, Б. А. Сосновский // Вопросы психологии. 1989. — № 6.
  75. Л. Ваше время в Ваших руках / Л. Зайверт. — М.: АО «Интерэксперт», 1995.
  76. С. Психология мотивации / С.Занюк. Киев, 2001.
  77. Л.Н. Личностные особенности, стили поведения и типы, профессионально самоидентификации студентов педагогического вуза / Л. Н. Захарова // Вопросы психологии. 1998. — № 2.
  78. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности / Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь. М., 1980. — С. 119.
  79. И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Рос-тов-н/Д.: Феникс, 1997.
  80. В.П. О микроструктурном методе исследования познавательной деятельности / В. П. Зинченко // Труды ВНИИТЭ. Вып. 3. -М., 1972.
  81. В.А. Формирование побуждений к действию / В. А. Иванников // Вопр. психол. 1985. — № 3.-16 687. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2003.
  82. Е.П. Мотивация и мотивы: теория и методы изучения / Е. П. Ильин. Киев, 1998.
  83. , Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин // Серия «Мастера психологии». СПб.: Питер, 2000.
  84. Н. Ты Босс / Н. Иосефович. — М.: АО «Вече», 1995.
  85. Т. Преподаватель как субъект качества образования // Высшее образование в России / Т. Исаева. 2003. — № 2. — С. 17−24.
  86. , Н.И. Основы менеджмента / Н. И. Кабушин. Минск: Новое знание, 2000. — 242 с.
  87. Т.А. Изучение влияния социально-педагогического развития группы на личность студента / Т. А. Калашникова // Средне-специальное образование. 2004. — № 4.
  88. В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности / В. Г. Каменская. М.: Академия, 2002.
  89. Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей / Д. Карнеги — пер. с англ. — общ. ред. и предисл. В. П. Зинченко, Ю. М. Жукова. М.: Прогресс, 1989.
  90. A.B. Психология менеджмента / А. В. Карпов. М., 2000.
  91. В.Г. Государственная политика высшего образования. Высшее образование в России / В. Г. Киселев. -1993. № 1. — Март. — С. 33−38.
  92. A.B. Прихожан JT.M., Толстых H.H. Подросток в учебнике жизни / А. В. Кириченко, JIM. Прихожан, H.H. Толстых. М.: Знание, 1990.-С. 80.
  93. Г. Введение в дифференцированную психологию учащихся / Г. Клаус. М., 1987.
  94. Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого Интеллекта / Ф. Клике. М., 1983.- 167 101. Климов Е. А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии / Е. А. Климов // Вопросы психологии. 1985. — № 4.
  95. Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов-н/Д., 1996.
  96. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А. Г. Ковалев. М., 1988.
  97. В.И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковлев. -М.: Наука, 1988.
  98. Е.В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих : дис. канд. психол. наук / Е. В. Козиевская. М., 1998.
  99. И.Г. Методика изучения трудовой мотивации / И. Г. Кокурина. М., 1990.
  100. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — С. 255.
  101. А.И. Социология / А. И. Кравченко. М.: «Академический проект», Издательская корпорация «Логос», 1999.
  102. , Н.И. Подготовка учащихся средних школ к выбору рабочей профессии / Н. И. Крылов // Вопросы психологии. 1985. — № 5.
  103. М.Л. Психологические особенности мотивации социального успеха: дис. канд. психол. наук / М. Л. Кубышкина. СПб., 1997.
  104. , Е.С. Основы социальной психологии / Е. С. Кузьмин. -Л., 1967.-168 113. Кулагина Ю. Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения / Ю. Н. Кулагина // Вопросы психологии. -1984. -№ 5.
  105. Курс практической психологии — под ред. Р. Р. Кашапова. Можайск, 1992.
  106. И.Д., Уразаева, В.А. Сборник психологических тестов / И. Д. Ладанов, В. А. Уразаева. М.: АНХ, 1987.
  107. М.М., Яковлева, Н.В. Мотивация учебной деятельности у успешности обучения студентов в вузе / М. М. Лапкин, Н. В. Яковлева // Психологический журнал. Т. 14. — 1996. — № 4.
  108. В.И. Психология и управление / В. И. Лебедев. М., 1990.
  109. А.Д. Проблемы развития психики / А. Д. Леонтьев. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 495 с.
  110. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев.-М., 1982.304 с.
  111. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  112. А.Н. Избранные психологические произведение / А. Н. Леонтьев. М., 1983.
  113. А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н.Леонтьев- под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Совой. -М.: Смысл, 2000.
  114. А.Н. Очерк развития психики / А. Н. Леонтьев. М., 1947.
  115. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. -М., 1971.
  116. , А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. -М., 1972.
  117. A.B. Дифференциальная психология / A.B. Либин // Психология для студента. М., «Смысл», 2000.-169 127. Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения / И. Лин-гарт.-М., 1970.
  118. В.Т. Современный студент / В. Т. Лисовский // Социальная психология личности. Л. 1974.-С. 125−139.
  119. .Ф. Категории общения и деятельности в психологии / Б. Ф. Ломов // Вопросы психологии. 1979. — № 6. — С. 34−47.
  120. В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия / В. Я. Ляудис // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся — под ред. А. А. Бодалева. М., 1980. — С. 37−52.
  121. В.Я. Формирование учебной деятельности студентов / В. Я. Ляудис.-М., 1989.
  122. , К.Б. Теория мотивации / К. Б. Мадсен. М., 1973.
  123. Д., Аткинсон Дж. Мотив достижения / Д. Макк-лелланд, Дж.Аткинсон. N.Y., 1953.
  124. С.И., Хрящева Н. Ю. Сидоренко Е.В. Психогимнастика в тренинге : Каталог / С. И. Макшанов, Н. Ю. Хрящева, Е. В. Сидоренко. -4.II.- СПб., 1993.
  125. Н.С. Общественно-психологические вопросы управления/Н.С. Мансуров. М., 1971.
  126. С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения / С. П. Манукян // Вопросы психологии. -1984.-№ 4.
  127. Т.П. Психологические условия формирования профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя в студенческом коллективе : дис. канд. психол. наук / Т. П. Маралова. М., 1984.
  128. А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя / А. К. Маркова и др. М., 1990.
  129. А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  130. А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников / А. К. Маркова // Вопросы психологии. 1980. — № 5.
  131. А.К., Матис, Т.А. Орлов, А. Б. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М., 1990.
  132. А.К., Орлов А. Б., Фридман JI.M. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. -М., 1989. -№ 1.
  133. , К. и Энгельс, Ф. Из экономических рукописей 1857−1882 гг. / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. Т. 12. — С. 718.
  134. , К., Энгельс, Ф. Из ранних произведений / К. Маркс, Ф. Энгельс.-М., 1956. 690 с.
  135. , Г. Д., Ярошевский, М.Г. 100 выдающихся психологов мира / Г. Д. Марциновская, М. Г. Ярошевский. М.: Изд-во «Институт практической психологии», М., 2000
  136. Н.Ф. Руководство и лидерство / Н. Ф. Маслова // Сборник научных трудов ЛГ11И им. А. И. Герцена. Л., 1973.
  137. A.M. Загадки одаренности / А. М. Матюшкин. М.: Школа-Пресс, 1993.-С. 48.
  138. М.В. Особенности мотивации учения младших школьников / М. В. Матюшкина // Вопросы психологии. 1985. -№ 1.
  139. B.C. Лекции по психологии мотивов человека / В. С. Мерлин. Пермь, 1971.
  140. B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание: учебное пособие к спецкурсу / B.C. Мерлин. Пермь, 1990.
  141. Д., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения / Д. Миллер, Е. Галантер К. Прибрам. М., 1964.
  142. В.М. Педагогическая психология. Ч. II. Психология обучения / В. М. Минияров. Самара, 2004.
  143. Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М.: Флинта, 1998. — 200 с.
  144. Митина J1.M. Психология профессионального развития учителя / JI.M. Митина. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.-200 с.
  145. Ю.И., Паповян, С.С. О некоторых особенностях параметрического описания в социальной психологии / Ю. И. Морозов, С. С. Паповян // Психология и математика. М., 1976. — С. 253−263.
  146. , A.B. Деловая психология. Курс лекций: Учебное пособие / A.B. Морозов. СПб.: Издательство Союз, 2000.
  147. , К. Психология ответственности / К.Муздыбаев. — Л., 1983.
  148. М.Х., Альберт М., Хэдоури Ф. Основы менеджмента / М. Х. Мэскон, М. Альберт, Ф. Хэдоури — пер. с англ. М.: Изд-во «Дело», 1992.
  149. В.Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. — Л., 1960.
  150. В.Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи / В. Н. Мясищев // Проблема способностей, (материалы конференций, 22−24 июня 1960 г.). Ленинград- отв. ред. чл. кор. АПН РСФСР проф. В. Н. Мясищев. М., 1962. — 308 с.
  151. Ф.С. Психология / Ф. С. Немов. 1991. — Кн. 2.
  152. H.H. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе / H.H. Нечаев. М., 1985.
  153. Нос И. Н. Психодиагностика / И. Н. Нос. М.: МСП+, 2000.
  154. В.Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ при разных способах введения в профессию / В. Н. Обносов // Вопросы психологии. 1986. — № 2.-172 166. Обучение студентов в вузе // Психологический журнал. Т. 14. -1996.-№ 4.
  155. Общая психология // Курс лекций. Составитель Е. И. Рогов. Москва, 1999.
  156. , В.Б. Личность и социальные ценности / В. Б. Ольшанский // Социология в СССР- М., 1965. Т. I. — С. 471−530.
  157. A.M. Руководитель. Размышления о стиле управления / A.M. Омаров.-М., 1987.
  158. А.Б. Две ориентации в исследованиях мотивации за рубежом / А. Б. Орлов // Вестник Московского Университета. Серия 14. -Психология. — 1979. — № 2.
  159. А.Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. 1989. — № 5.
  160. Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза : дис. доктора пед. наук / Ю. М. Орлов.-М., 1984.
  161. Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е. М. Павлютенков. Киев, 1980.
  162. Э., Кристина Маслач. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, Маслач Кристина. СПб.: Питер, 2000.
  163. В.Н. Психология человека. Душа и тело. Организм и психика. Функции психики / В. Н. Панферов. СПб., 1997. — 28 с.
  164. .Д. Социальная психология // Проблемы, методологии, истории и теории. СПб., 1999.
  165. К.Т. Мотивы учения // Вопросы психологии. 1978.2.
  166. Педагогика и психология высшей школы // Под редакцией Са-мыгина С.И. Ростов-н/Д.: Феникс, 1998. — 544 с.
  167. Педагогический словарь. М., 1960.
  168. JI.B. Мотивы выбора профессии / JI.B. Пенкрат. -Минск, 1986.
  169. Первушина О. Н. Общая психология / О. Н. Первушина. М., 1989.
  170. В.Ф. Психосемантика сознания / В. Ф. Петренко. М., 1988.
  171. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив /1. A.В.Петровский.-М., 1982.
  172. К.К. Психология труда / К. К. Платонов. М., 1979.
  173. К.К. Структура и развитие личности / К.К.Платонов- отв. ред. А. Д. Глаточкин. АН СССР, Институт психологии. — М., 1986. -254 с.
  174. В.А. Технология карьеры: Практич. Руководство /
  175. B.АЛоляков. М.: Дело, 1995.
  176. Л.Г., Чикер В. А. Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности / Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. -М., 1990.
  177. Практическая психология в образовании // под редакцией И. В. Дубровиной.-М., 1997.
  178. А.О. Теоретические и практические аспекты проблемы психических состояний личности / А. О. Прохоров. Самара, 1991.
  179. Психология эмоций: Тесты. М., 1984.
  180. Психология. Учебник // Под ред. А. А. Крыловой. М.: Проспект, 1998.
  181. В.П. Руководство персоналом организации : учебное пособие В. П. Пугачев. М.: Аспект Пресс, 2002.
  182. В.П. Руководство персоналом организации В.П. Пугачев. -М.: Аспект-Пресс, 1999.
  183. Э.Н. Доминирующие ценности ориентации у студентов МГУ / Э. Н. Раустова // Социология. 1995. — № 4.-174 195. Реан А. Социально-педагогическая психология / А. Реан. М., 1998.
  184. Е.И. Личность в педагогической деятельности / Е.И. рогов. Ростов-н/Д., 1994.
  185. М.Г. Ценностно-мотивационная сфера личности в сфере непрерывного профессионального образования / М. Г. Рогов // сб. статей. -Казань, 2003.-С. 25−56.
  186. , М. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов / М. Рогов // Высшее образование в России. 1998. — № 4.
  187. , М.Г. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов: социально-психологический аспект / М. Г. Рогов. Казань, 1998.
  188. В.А. Психология управления / В. А. Розанова. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.
  189. В.А. Психология управления : учеб. пособие / В. А. Розанова. М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез».
  190. A.A., Ходырев A.A. Управление персоналом: Психология влияния / А. А. Романов, А. А. Ходырев. М., 2000.
  191. С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб., 1999.
  192. , С.Л. Проблемы психологии в трудах К.Маркса / С. Л. Рубинштейн // Сов. психотехника. 1934. — Т. 7. № 1. — С. 3−20.
  193. , Л.И., Кан-Калик, В.А., Гришин, Д.М. и др. Введение в специальность / Л. И. Рувинский, В.А. Кан-Калик, Д. М. Гришин. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  194. , A.A. Взаимоотношения в производственном коллективе и их совершенствование / A.A. Русалинова. Л.: ЛГУ, 1977. — 89 с.
  195. Самоидентификации студентов педагогического вуза // Вопросы психологии. 1998.
  196. C.B., Логвинов И. Н. Педагогическая психология. Краткий курс / C.B. Сарычев, И. Н. Логвинов. СПб.: Питер, 2006.-175 209. Сацков Н. Я. Методы и приемы деятельности менеджеров и бизнесменов / Н. Я. Сацков. М., 1999.
  197. A.JT. Социальная психология управления / A. JL Све-ницкий. JL, 1983. — 135 с.
  198. Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. М., 1982.
  199. И.И. История менеджмента / И. И. Семенова. М.: Изд-во Юнити, 1999.
  200. Е.В. Мотивационный тренинг / Е. В. Сидоренко. -СПб.: Речь, 2000.
  201. П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии / П. В. Симонов. -М., 1987.
  202. П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций / П. В. Симонов. М., 1981.
  203. В.И., Исаев, Е.И. Современные проблемы психологии управления / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М., 2002.
  204. В.И., Исаева, H.A. Психологические условия введения студентов в профессию педагога / В. И. Слободчиков, H.A. Исаева // Вопросы психологии. 1996. — № 4.
  205. В.А. Опыт исследования мотивов выбора педагогической профессии и их трансформации в процессе профессиональной подготовки учителя / В. А. Сонин. JL, 1977.
  206. , С.И. Управление карьерой : учеб. пособие / С. И. Сотникова. М.: ИНФА-М, 2001.
  207. Способности и склонности: Комплексные исследования. М., 1989.
  208. В.И. Влияние мотивации достижений успеха и избегания неудач на регуляцию деятельности / В. И. Степанский // Вопросы психологии. -1981.- № 6.-176 222. Столяренко Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. М., 2003.
  209. А.И. Квалитология образования / А. И. Субетто. -СПб., 2000.
  210. Н.Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. -СПб.: 1998.
  211. Н.Ф. Пути использования технических средств обучения / Н. Ф. Талызина // Совершенствование учебного процесса в университете с учетом отечественного и зарубежного опыта. М., 1975.
  212. , Н.Ф., Габай Т. В. Пути и возможности автоматизации учебного процесса / Н. Ф. Талызина, Т. В. Габай // Педагогика и психология. -1977.-№ 1.
  213. Теория личности в западноевропейской и американской психологии — ред. и сост. Райгородский: хрестоматия. М., 1996.
  214. , М.Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР) / М. Х. Титма. М., 1975. -198 с.
  215. М.В., Авчиренко Л. К. Социология и психология управления / М. В. Удальцова, Л. К. Авчиренко. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999.
  216. Д.Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. -М.: Наука, 1966.-450 с.
  217. , Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов / Л. И. Уманский // Методология и методы социальной психологии. М., 1977. — С. 54−71.
  218. Дж.Б. Психология как наука о поведении / Дж.Б. Уот-сон. М., 1926- Харьков, 1926 // Статьи K.S.Lashley. — «Psychol. Rev.», 1925.
  219. Управление персоналом организации: учебник — под ред. А. Я. Кибанова. 2-е изд. -М.: ИНФА-М, 2002.-177 234. Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта / Е. Б. Фанталова. Самара: Изд. дом «БАХРАХ», 2001. — 128 с.
  220. Н.М. Влияние особенностей управления на социально-психологический климат коллектива / Н. М. Фатеев // Вопросы психологии. -М., 1986.-№ 1.
  221. Э.Н. Жизненные ценности студентов в новых социокультурных условиях / Э. Н. Фаустова. М., 1995.
  222. Ф. Основы управления / Ф. Фидлер. СПб., 1992.
  223. Формирование личности старшеклассника — под ред. И. В. Дубровиной. М., 1989.
  224. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология / П. Фресс, Ж. Пиаже. Вып. V. -М., 1975.
  225. Фридман JIM. Как научиться решать задачи / J1.M. Фридман. -М.: МПСИ, 1999.
  226. Л.М., Кулагина, И.Ю. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. М.: Просвещение, 1991.
  227. X. Мотивация деятельности / X. Хекхаузен: В 2 т. -М., 1986.
  228. X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. Т. 1 — пер. с нем. — М., 1986. — 392 с.
  229. , X. Психология мотивации достижения / X. Хекхаузен — пер. с англ. СПб., 2001.
  230. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии — под ред. И. В. Дубровиной. М., 1998.
  231. Хрестоматия по психологии- под ред. профессора A.B. Петровского. -М.: Просвещение, 1977.
  232. A.C. Психологические основы диагностики и формирования личности и коллектива школьников / A.C. Чернышев. М., 1989.
  233. A.C., Тимощук Е. И. Социально-психологический климат в коллективах различной организованности / A.C. Чернышев, Е.И.
  234. Тимощук / Социально-психологический климат коллектива. Теория и методы изучения. М., 1979.
  235. В.И. Мотивация трудовой деятельности. Критический анализ зарубежной теории трудовой мотивации / В. И. Чирков. М., 1972.
  236. В.И. Мотивация учебной деятельности / В. И. Чирков. -Ярославль, 1991.
  237. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности / В. Э. Чудновский. М., 1986.
  238. Ш. Н. Проблема мотивации волевого поведения / Ш. Н. Чхартишвили. Тбилиси, 1958. — 120 с.
  239. Т. Социальная психология / Т. Шабутани. Ростов-н/Д., 1998.
  240. П.А. психология профессионального самоопределения в ранней юности / П. А. Шавир. М., 1981. — 95 с.
  241. В.Д. Способности и деятельность / В. Д. Шадриков. -М., 1995.
  242. Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом / Р. Х. Шакуров. М.: Просвещение, 1990.
  243. Г. М. Личностная зрелость и профессиональное самоопределение в подростковом и юношеском возрасте : автореферат / Г. М. Шалионов. СПб., 1997.
  244. ., Швальбе X. Личность, карьера, успех / Б. Швальбе, Х.Швальбе. СПб., 1997.
  245. Н.И., Коваленко И. В. Мотивация. Детский психолог / Н. И. Шевандрин, И. В. Коваленко. М., 1995. — № 7.
  246. C.B. Управление персоналом современной организации / C.B. Шекшня. М., 1997.-179 261. Шекшня C.B. Управление персоналом современной организации: Учебно-практич. пособие / C.B. Шекшня. Изд. 4-е. — М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.
  247. В.М. Управленческая психология / В. М. Шепель. -M., 1993.
  248. В. Г. Кишнель E.H. Основы управленческой деятельности / В. Г. Шипунов, Е. Н. Кишнель. М.: Высшая школа, 2000.
  249. Эмоциональная рефляция учебной и трудовой деятельности: Хрестоматия- сост. Райгородский. -М. — Одесса, 1996.
  250. A.B., Зотова A.A. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов / A.B. Юпитова, A.A. Зотова // Социс. -1997. -№ 3.
  251. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. М., 1969.
  252. П.М. Психология чувств и мотивации / П. М. Якобсон // Избранные психологические труды. М.- Норильск, 1998.
  253. . Карьера менеджера / Ли Якокка — пер. с англ. — общ. ред. и предисл. С. Ю. Медведкова. М.: Прогресс, 1991.
  254. В.А. Педагогическая психология / В. А. Якунин. -СПб., 1998.
  255. В.А. Психология учебной деятельности студентов / В. А. Якунин. М., 1994.
  256. М.Г. Психология в XX столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки / М. Г. Ярошевский. 2-е изд. -М., 1974.
  257. М.Г., Петровский A.B. История и теория психологии / М. Г. Ярошевский, A.B. Петровский. Т. 2. — Ростов-н/Д., 1996.
  258. Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей / Т. С. Яценко. Киев, 1987.-180 274. Allport G.W. Pattern and growth in personality. N.Y.: Holt, 1961. -593 p.
  259. Allport G.W. The functional autonomy of motives // Amer. J. Psy-shol. 1993 .-Vol. 50.-P. 43−51.
  260. Demaer N.W., Galinsky L.T., Wami S.Y.The role of choice in vigilance performance // Bull. Psichonom. Soc. 1992. — Vol. 30. — № 3. — P. 201 204.
  261. Dorsey A. Why we behave like human Beings, 1925.
  262. Edwin A. Locke, «Toward a Theory of Task Motivation and Incentives», Organizational Behavior and human Performance, May 1968. -pp. 157−189.
  263. Goldstein K., The Organism. N.Y.: American Book, 1939.
  264. Madsen K.B. Modern theories of motivation. Copenhagen: Verl. Psychol., 1954.-411 p.
  265. Madsen K.B. Theories of motivation. Copenhagen: Verl. Psychol., 1959.-350 p.
  266. Maslow A Motivation and Personality. N.Y., 1954.
  267. Maslow A.H., Toward a Psychology of Being, 2nd ed., N.Y.: Van Nostrand Reinhold, 1968.
  268. Meed M. Coming in Age Samoa. N.Y., 1963.
  269. Murray H.A. Toward a classification of interaction // Toward a General Theory of Action. Cambridge, Mass., 1951.
  270. Russef B. Analysis of Mind. London, 1922.
  271. Tolman E.C. Purposive behaviour in animals and men. N.Y.: Appleton, 1932. 176 p.
Заполнить форму текущей работой