Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Социально-психологические основания профилактики и предупреждения конфликтов при осуществлении контрольной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По свидетельству многих специалистов в области социологии и психологии управления, конфликтологии и психологии конфликтов, последние годы характеризуются значительным возрастанием числа различных конфликтов практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Это привело к увеличению количества исследований конфликтов, осуществляемых в разных науках, и прежде всего в психологии конфликтов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Социально-психологические особенности контрольной деятельности
    • 1. 2. Социально-психологические исследования конфликтов, их профилактики и предупреждения
    • 1. 3. Принципы и методы социально-психологических исследований конфликтов в процессе осуществления контрольной деятельности
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИХ ПРОФИЛАКТИКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
    • 2. 1. Результаты эмпирических исследований конфликтов при осуществлении контрольной деятельности и их обсуждение
    • 2. 2. Социально-психологические характеристики конфликтов в условиях контрольной деятельности
    • 2. 3. Социально-психологические условия профилактики и предупреждения конфликтов при осуществлении контрольной деятельности
  • Выводы по второй главе
  • ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ И
  • ВЫВОДЫ

Социально-психологические основания профилактики и предупреждения конфликтов при осуществлении контрольной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследований.

По свидетельству многих специалистов в области социологии и психологии управления, конфликтологии и психологии конфликтов, последние годы характеризуются значительным возрастанием числа различных конфликтов практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Это привело к увеличению количества исследований конфликтов, осуществляемых в разных науках, и прежде всего в психологии конфликтов. В то же время потребность в таких исследованиях не уменьшается. Одной из причин является «незаполненная научная ниша» в объектном пространстве конфликтологических исследований: имеются сферы профессиональной деятельности, сопряженные с частым возникновением конфликтов, имеющих негативные последствия, которые еще не стали объектами систематизированных конфликтологических и психологических исследований. К ним относятся конфликты в сфере контрольной деятельности.

В настоящее время в Российской Федерации создано много контрольных органов, контрольные функции выполняют исполнительные органы субъектов Российской Федерации, а также органы муниципального управления. Однако их деятельность считается недостаточно эффективной. Одна из причин состоит в том, что реализация контрольной деятельности в силу блокировки разнонаправленных интересов часто связана со сложными противоречиями и отношениями, которые приводят к острым конфликтам.

Данные конфликты не только отвлекают от самой контрольной деятельности, но переводят ее в другое русло, связанное с разрешением возникших новых противоречий и разногласий. Следовательно, необходима серьезная психологическая подготовка работников контрольных органов к деятельности в условиях острых противоречий, противоборства и конфликтов.

Актуальность. исследования обусловлена еще и наличием фундаментального противоречия между стремлением в организациях к самостоятельности — и существованием нормативной системы ограничений, что подразумевает необходимость различных форм контроля. Ограничения и контроль часто субъективно рассматриваются как блокировка интересов, что приводит к конфликтам.

Таким образом, наличие противоречий, недостаточная разработанность проблемы, большая потребность в знании о психологических особенностях конфликтов, возникающих при осуществлении контрольной деятельности, практическая востребованность такого знания обусловили актуальность настоящего диссертационного исследования.

Состояние научной разработанности проблемы.

Психологическое изучение конфликтов, возникающих в процессе осуществления контрольной деятельности, находится в общем предметном и объектном пространстве нескольких направлений социальной психологии. Конфликты, возникающие при осуществлении контрольной деятельности, являясь преимущественно межгрупповыми и межорганизационными, аккумулировали в своем содержании многие психологические феномены межгрупповых взаимодействий — социальной перцепции, социальной идентификации, социального фаворитизма, социальной каузальной атрибуции, аутгрупповой враждебности и др. (Агеев B.C., Андреева Г. М., Дешам Ж.-К., Петровская JI.A., Поршнев Б. Ф., Тэджфел Г., Шериф М., Хьюстон М. и др.).

В то же время данные конфликты возникают вследствие осуществления профессиональной деятельности, поэтому их изучение должно базироваться на фундаментальных и прикладных исследованиях конфликтологии и психологии конфликтов как направления социальной психологии. Среди основополагающих зарубежных исследований, проведенных в. науках, ставших основой конфликтологии, следует выделить работы Боулинга К., Вебера М., Дарендорфа Р., Зиммеля Г., Козера Д., Левина К., Мак-Дугалла У., Томаса К., Фрейда 3., Хорни К., Шибутани Т. и др. В отечественных исследованиях конфликтов преобладают работы по общей теории конфликтов (Анцупов. А.Я., Дружинин В. В., Кудрявцев В. Н., Конторов Д. С. и др.), исследования общих и особенных характеристик конфликтов (Анцупов А.Я., Баклановский С. В., Богданов Е. Н., Гришина Н. В., Ершов А. А., Коваленко Б. В., Кудрявцев В. Н., Прошанов C. JL, Сухов А.Н.), психологических причин (Богданов Е.Н., Зазыкин В. Г., Гришина Н. В., Нечаева Н. С., Сулимова Т. С. и др.), психологических характеристик конфликтных личностей (Зазыкин В.Г., Зайцева Е. В., Крогиус Н. В., Сухов А.Н.), ролевого поведения в конфликте (Баранов Е.Г.), стратегий и тактик конфликтного противоборства и методов разрешения конфликтов (Гришина Н.В., Гусева А. С., Емельянов С. М., Козлов В. В., Лебедев В. И. и др.).

Конфликты, возникающие в организациях, исследовались также в психологии управления и организационной психологии (Анцупов, А .Я., Журавлев А. Л., Зазыкин В. Г., Моисеев Д. Л., Князев В. Н., Сокор Е. М., Филиппов А. В., Шипилов А. И., Гончаров В. В., Занковский А. Н., Исаенко А. Н., Морита А., Огнев А. С., Тимонина Г. Е., Толочек В. А. и др.). Важным направлением является разработка психологических основ консультативной помощи в конфликтах, развития специальных конфликтологических умений (Гусева А.С., Козлов В. В., Марасанов Г. И., Хасан Б. И. и др.).

Вместе с тем обращает на себя внимание практическое отсутствие социально-психологических исследований конфликтов, возникающих в процессе осуществления контрольной деятельности. В связи с этим, в силу актуальности проблемы, ее высокой научной и практической значимости, недостаточной разработанности, была определена тема настоящего диссертационного исследования.

Цель исследования — определить социально-психологические особенности конфликтов, возникающих при осуществлении контрольной деятельности, а также социально-психологические условия их профилактики и предупреждения.

Объект исследования: конфликты, возникающие при осуществлении контрольной деятельности.

Предмет исследования: социально-психологические причины конфликтов, возникающих при осуществлении контрольной деятельности, их характеристики, социально-психологические условия их профилактики и предупреждения.

Гипотеза исследования.

Конфликты, возникающие в процессе осуществления контрольной деятельности, являются особенным видом межорганизационных конфликтов, которые могут выступать как межгрупповые, межличностные и типа «индивид-группа». Основные причины таких конфликтов связаны с высоким уровнем конфликтогенности среды контрольных взаимодействий, которая обусловлена действием различных психологических и организационных противоречий. Ведущую роль среди них играют психологические особенности контрольной деятельности, разнонаправленные интересы субъектов и объектов контрольной деятельности, разная интерпретация причастности к причинам возникновения противоречий и конфликтов, каузальные атрибутивные процессы приписывания причин поведения и личностных качеств оппонентов друг другу, наличие негативных психологических установок и социальных ожиданий. В силу данных причин конфликты, возникающие в процессе осуществления контрольной деятельности, базируются в большей степени на предмете, а не объекте.

Важными социально-психологическими условиями профилактики и предупреждения конфликтов, возникающих при осуществлении контрольной деятельности, является снижение уровня конфликтогенности среды контрольных взаимодействий, реализация идеологии контроллинга при осуществлении контрольной деятельности, повышение уровня конфликтологической компетентности субъектов контроля.

Задачи исследования.

1 Обобщить состояние разработки проблемы исследования, систематизировать результаты психологических и социально-психологических исследований по проблеме конфликтов, возникающих при осуществлении профессиональной деятельности и взаимодействий.

2 Выявить социально-психологические характеристики контрольной деятельности и среды контрольных взаимодействий.

3 Определить социально-психологические характеристики конфликтогенности среды контрольной деятельности, взаимодействий, и типичных конфликтов в условиях контрольной деятельности.

4 Определить социально-психологические условия профилактики и предупреждения конфликтов, возникающих при осуществлении контрольной деятельности.

Теоретико-методологической базой диссертационного исследования являются теория и методология общей и прикладной конфликтологии и психологии конфликтов (Анцупов, А .Я., Богданов-Е.Н., Глухова А. В., Гришина Н. В., Гусева А. С., Денисов О. Н., Емельянов С. М., Ершов А. А., Зазыкин В. Г., Зайцев А. К., Коваленко Б. В., Козлов В. В., Крогиус Н. В., Пономарев Н. Б., Прошанов G. JL, Сухов А. Н., ШипиловА.И. и др.) — теоретические и прикладные исследования по организационной психологии и психологии управления (Базаров Т.Ю., Гончаров В. В.,. Журавлев A. JL, Занковский А. Н., Князев В. Н., Китов А. И., Огнев А. С., Рубахин В. Ф., Синягин Ю. В., Толочек В. А., Филиппов А. В., Шейн Э., Шепель В. М. и др.) — теория и методология социальной психологии (Андреева Г. М., Бодалев А. А., Донцов А. И., Петровская JI.A., Поршнев Б. Ф., Тэджфел Г., Хьюстон М., Шериф М., Шихирев П. Н., Шорохова Е. В. и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач в диссертационном исследовании применялся комплексный методический инструментарий, вюпочающий теоретический анализ и обобщение, анализ результатов деятельности, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, экспертную оценку, дискуссии.

Эмпирическую базу исследования составили результаты экспертной оценки проблемы (15 экспертов — специалистов и преподавателей, занимающихся проблемами управленческой деятельности, специалистов в области организационной конфликтологии) — результаты анкетирования 47 субъектов контрольной деятельности и 55 человек объектов контрольной деятельности, являвшихся кадрами управления высокого в организационной иерархии уровнярезультаты интервьюирования 22 субъектов и объектов контрольной деятельностиданные, полученные в процессе собеседований, наблюдений, обобщения опыта управления конфликтами.

Надежность и достоверность полученных научных результатов обеспечена теоретико-методологической проработкой проблемы, использованием апробированных и надежных методов исследования, репрезентативностью выборки.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Установлено, что в конфликтологии, психологии конфликтов, психологии управления^ недостаточное внимание уделялось контрольной деятельности и конфликтам, возникающим при ее осуществлении, несмотря на актуальность проблемы исследований, высокую научно-практическую значимость. Проанализированы общие и особенные характеристики контрольной деятельности: структурное содержание, внешняя обусловленность, нормативность, «вынужденный» групповой характер взаимодействий, конфликтогенность среды взаимодействий, доминирование негативных установок, повышенное критическое внимание друг к другу и пр. Разработано общее теоретическое описание психологического содержания контрольной деятельности.

Показано, что конфликты при осуществлении контрольной деятельности являются межорганизационными, проявляющимися как межгрупповые, межличностные конфликты и конфликты типа «индивид-группа», имеющие свои отличительные особенности, несводимые к общему виду организационного конфликта. Отмечена недостаточная изученность собственно межорганизационных конфликтов.

Доказательно представлено, что контрольная деятельность осуществляется в организационной и профессиональной среде с высоким уровнем латентной и открытой конфликтогенности, которая обусловлена действием следующих значимых психологических противоречий: различными взглядами относительно необходимости контроля, его функций, частоты осуществления, формы контролясильным влиянием априорно негативных психологических установок между субъектами и объектами контрольной деятельностициркулированием отрицательных стереотипных образов друг друга при положительных образах «Я" — вынужденностью взаимодействий при осуществлении контроля.

Доказано, что социально-психологическими факторами, влияющими на уровень конфликтогенности контрольной среды, являются: психологическая профессиональная деформация у части субъектов контрольной деятельности, проявляющаяся в развитии некоторых акцентуаций (в основном паранойяльности и педантичности) — недостатки при осуществлении своей профессиональной деятельности, как субъектами, так и объектами контроляпсихологическое давление больших материальных интересовнизкий уровень ответственности у части субъектов и объектов контроля.

Разработано системное качественное социально-психологическое описание конфликтов, возникающих в процессе осуществления контрольной деятельности, констатирующее, что при осуществлении контроля преобладают кратковременные, лихорадящие горизонтальные конфликты. Деловая и эмоциональная основа таких конфликтов проявляется неоднозначно. Частота возникновения конфликтов по времени и их пространственные характеристики отличается широким диапазоном.

В них преобладают диагностические функции. Созидательные функции проявляются при опоре в процессе проверок на идеологию контроллинга. Разрушительные функции бывают при наличии грубых сознательно совершенных нарушений. Объективными причинами конфликтов при проведении контрольной деятельности являются противоречия интересов между проверяющими и проверяемыми организациями, а также противоречия развития организаций в условиях рыночной экономики, несовершенство законодательства, регулирующего контрольные функции. Основные психологические причины конфликтов, возникающих при осуществлении контрольной деятельности, обусловлены конфликтогенностью среды профессиональных взаимодействий, разными целями, действующими психологическими противоречиями, психологическими манипуляциями и давлением, допускаемым участниками контрольных взаимодействий, сознательным искажением информации и пр.

Доказано, что отношения между участниками конфликтов обладают выраженной асимметрией: объекты контроля склонны полагать, что чаще всего конфликты инициируют субъекты контрольной деятельности, а субъекты придерживаются противоположной точки зрения. Многие участники конфликтов стремятся присвоить себе высокий ранг.

Установлено, что инкубационный период в таких конфликтах практически отсутствует, они сразу переходят в фазу открытого противоборства, отсутствует и постконфликтная ситуация. В открытом противоборстве часто применяется тактика демонстрации усиления собственных ресурсов, причем обеими сторонами. Субъекты контрольной деятельности более склонны использовать тактику принуждения, а представители объектов контроля тактику давления и риска. Разрешение таких конфликтов часто осуществляется самими участниками. Возможно разрешение на основе компромиссов. Среди других приемов распространены обращения в арбитраж.

Определены социально-психологические условия профилактики и предупреждения конфликтов, возникающих при осуществлении контрольной деятельности. Они соответствуют главному направлениюснижению уровня конфликтогенности среды контрольных взаимодействий. В содержательном отношении они представляют собой пути и способы разрешения существующих психологических противоречий и компенсации действующих негативных психологических факторов. Перспективным направлением снижения уровня конфликтогенностисреды контрольных взаимодействий является реализация идеологии контроллинга при осуществлении контрольной деятельности, а также повышение уровня психологической и конфликтологической компетентности у субъектов и объектов контроля.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования его результатов в практике осуществления контрольной деятельности, кадровой работы контрольных организаций, что будет способствовать снижению уровня конфликтогенности среды контрольных взаимодействий, повышению эффективности контрольной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования докладывались на проблемной группе кафедры* акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (2007 и 2008 г. г.). Различные аспекты диссертации и основные выводы доложены на международных научных конференциях «Акмеология: личностное и профессиональное развитие» (Самара 2005, Москва 2007).

Результаты диссертационного исследования используются при чтении курсов «Конфликтология» и «Психология и акмеология управления» в Российской академии государственной службы при Президенте РФ, практике консультирования кадров государственной службы.

Положения, выносимые на защиту.

Контрольная деятельность, независимо от ее направленности, осуществляется в организационной и профессиональной среде с высоким уровнем латентной и открытой конфликтогенности, является особым «миром конфликтующих реальностей».

Общими и особенными характеристиками контрольной деятельности являются внешняя заданная обусловленность, высокий уровень нормативности, широкий, диапазон временных характеристики, «вынужденный» групповой характер взаимодействий, конфликтогенность среды взаимодействий, доминирование негативных установок, повышенное критическое внимание друг к другу, наличие разных интересов.

Деятельность контролирующих организаций сопряжена с частым возникновением различных конфликтов, которые негативно сказываются на эффективности осуществления контрольных функций. Конфликты, возникающие при осуществлении контрольной деятельности, являются межорганизационными, выступающими как межличностные, межгрупповые и типа «индивид-группа», имеющими свои отличительные специфические особенности.

Конфликты, возникающие в процессе осуществления контрольной деятельности, обусловлены действием объективных и субъективных причин, среди которых наиболее значимыми являются высокий уровень конфликтогенности контрольной среды, действие сильных психологических противоречий: различные взгляды относительно необходимости контроля, его функций, частоты осуществления, формы контролясильное влияние априорно негативных психологических установок между субъектами и объектами контрольной деятельности, возникающими вследствие прошлого опыта и неформальной информациициркулирование отрицательных стереотипных образов друг друга при весьма положительных образах «Я" — различная позиция субъектов и объектов контроля относительно существования среди «контролеров» конфликтных личностейвынужденность взаимодействий при осуществлении контроля.

Конфликты, возникающие при осуществлении контрольной деятельности, отличаются признаками и характеристиками, позволяющими проводить их классификацию на уровне общего и особенного, а также осуществить их социально-психологическое системное описание.

Главными социально-психологическими условиями профилактики и предупреждения конфликтов, возникающих при осуществлении контрольной деятельности, являются снижение уровня конфликтогенности контрольной среды за счет разрешения существующих психологических противоречий и компенсация действующих негативных психологических факторов.

Выводы по второй главе.

В результате проведенных эмпирических исследований — экспертной оценки, анкетного опроса, наблюдений и интервью — выявлены основные противоречия и причины, обусловливающие возникновение конфликтов при проведении контрольной деятельности. Проведен сравнительный анализ оценочных суждений экспертов, субъектов контрольной деятельности и объектов контроля относительно характеристик конфликтов. Получены необходимые данные для обобщений и выработке рекомендаций.

Эмпирические исследования с субъектами и объектами контрольной деятельности проводились с использованием анкетирования, интервьюирования, собеседований.

В результате сравнительного анализа полученных результатов была подтверждена гипотеза о высоком уровне конфликтогенности среды контрольных взаимодействий. Описано психологическое содержание данной среды как специфических отношений и психологических установок, возникающих вследствие действия психологических противоречий. Основными психологическими противоречиями при осуществлении контрольной деятельности являются: противоречие, обусловленное различающимися взглядами относительно необходимости контроля, его функций, частоты осуществления, формы контроляпротиворечие, обусловленное существованием и сильным влиянием априорно негативных психологических установок между субъектами и объектами контрольной деятельности, возникающими вследствие прошлого опыта и неформальной информациипротиворечие, связанное с циркулированием отрицательных стереотипных образов друг друга при весьма положительных образах «Я" — противоречие, вызванное различной позицией субъектов и объектов контроля относительно существования среди «контролеров» конфликтных личностейпротиворечие, обусловленное вынужденностью взаимодействий при осуществлении контроля.

Значимыми психологическими факторами, влияющими на уровень конфликтогенности контрольной, среды являются: встречающаяся психологическая профессиональная деформация субъектов контрольной деятельности, проявляющаяся в развитии некоторых акцентуаций, в основном паранойяльности и педантичностинедостатки при осуществлении профессиональной деятельности, как субъектами, так и объектами контроляпсихологическое давление больших материальных интересовнесовершенство системы нормативного обеспечения контрольной деятельностинизкий уровень ответственности у части субъектов и объектов контроля и пр.

Разработано системное качественное описание конфликтов, возникающих в процессе осуществления контрольной деятельности.

Определены психологические пути и условия профилактики и предупреждения конфликтов, возникающих при осуществлении контрольной деятельности. Они соответствуют главному направлению — снижению уровня конфлитогенности среды контрольных взаимодействий. В содержательном отношении они представляют собой пути и способы разрешения существующих психологических противоречий и компенсации действующих негативных психологических факторов.

Перспективным направлением снижения уровня конфликтогеннности среды контрольных взаимодействий является реализация идеологии контроллинга при осуществлении контрольной деятельности, а так же повышение уровня психологической и конфликтологической компетентности у субъектов и объектов контроля.

ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ и выводы.

Проведенные социально-психологические исследования конфликтов, возникающих при осуществлении контрольной деятельности, подтвердили правильность выдвинутых гипотез. Полученные научные результаты свидетельствуют о том, что поставленные цели достигнуты, задачи решены.

Общий анализ полученные результатов позволяет сделать следующие выводы.

Проведен анализ междисциплинарных и психологических исследований контроля. Обосновано положение о том, что контроль является особым видом предметной и профессиональной деятельностиконтрольной деятельности. Была показана высокая значимость контроля и контрольных функций в любой профессиональной деятельности и особенно управленческой. Рассмотрены виды и формы осуществления контроля, описаны цели, функции и содержание контроллинга как наиболее продуктивного и перспективного метода осуществления контроля.

В психологических исследованиях контроля отмечена их количественная и содержательная ограниченность. Большинство исследований ориентировано на контроль в человеко-машинных и социо-технических системах. Существенно большее внимание уделено изучению контролю функциональных и праксических состояний и самоконтролю. В психолого-акмеологических исследованиях контроль рассматривался в контексте мониторинга личностно-профессионального развития.

Описаны общие и особенные характеристики контрольной деятельности: внешняя заданность, «вынужденный» групповой характер, доминирование негативных установок, повышенное критическое внимание друг к другу и пр. На основе проведенного анализа разработано общее теоретическое описание психологического содержания контрольной деятельности.

Показано, что контрольная деятельность осуществляется в условиях высокого уровня конфликтогенности, что приводит к многочисленным конфликтам.

В соответствии с практикой социально-психологических и психолого-акмеологических исследований конфликтов осуществлена методологическая проработка проблемы. Были обоснованы ведущие методологические принципы и раскрыто их содержание в соответствии с содержанием и спецификой объекта и предмета исследований. Обоснованы методы эмпирических исследований конфликтов. при осуществлении контрольной деятельности. Обоснованы критерии и показатели конфликтов при контрольной деятельности. Осуществлена разработка плана эмпирических исследований, а так же обоснование методов обобщения результатов теоретических и эмпирических исследований и описаний обобщенных данных.

Показано, что в конфликтологии, психологии конфликтов, психологии управления и социальной психологии недостаточное внимание уделялось конфликтам, возникающим при осуществлении контрольной деятельности, несмотря на актуальность проблемы исследований и ее высокую научно-практическую значимость. Анализ психологических публикаций по проблеме конфликтов показал, что доминируют исследования структурного, процессуально-деятельностного и личностного характера, в которых недостаточное внимание уделено особенностям социальной и профессиональной среды взаимодействий.

Было показано, что конфликты в процессе контрольной деятельности относятся к классу 'межорганизационных конфликтов, которые в свою очередь могут принимать форму межличностных и межгрупповых конфликтов или конфликтов типа «индивид-группа», имеющих свои отличительные особенности, несводимые общему виду организационного конфликта.

Доказательно представлено, что контрольная деятельность осуществляется в организационной и профессиональной среде с высоким уровнем латентной и открытой конфликтогенности. Данная конфликтогенность обусловлена действием следующих значимых психологических противоречий: различными взглядами относительно необходимости контроля, его функций, частоты осуществления, формы контролясильным влиянием априорно негативных психологическихустановок между субъектами и объектами контрольной деятельности, возникающими вследствие прошлого опыта и неформальной информациициркулированием отрицательных стереотипных образов друг друга при весьма положительных образах «Я" — различной позицией субъектов и объектов контроля относительно существования среди «контролеров» конфликтных личностейвынужденностью взаимодействий при осуществлении контроля.

Значимыми психологическими факторами, влияющими на уровень конфликтогенности контрольной, среды являются: психологическая профессиональная деформация у части субъектов контрольной деятельности, проявляющаяся в развитии некоторых акцентуаций, в основном паранойяльности и педантичностинедостатки при осуществлении своей профессиональной деятельности, как субъектами, так и объектами контроляпсихологическое давление больших материальных интересовнизкий = уровень ответственности у части* субъектов и объектов контроля и пр.

Разработано системное качественное описание конфликтов, возникающих в процессе осуществления контрольной деятельности.

Среди, них преобладают кратковременные и лихорадящие конфликты. Существенно меньше среди них долговременных и разрушительных, которые возникают вследствие выявленных грубейших нарушений и нежеланий организаций заняться их устранением. Деловая и эмоциональная основа, таких конфликтовпроявляется неоднозначно. Среди них преобладают горизонтальные, так как между проверяющими и проверяемыми не существуют иерархических отношений.

Пространственные характеристики конфликтов ограничиваются численностью групп проверяющих и проверяемых за исключением их выхода во внешние организации. Поэтому многие из них относятся к локальным конфликтам. Частота возникновения конфликтов по времени не поддается прямому анализу в виду того, что многие конфликты возникают вследствие не плановых, а неожиданных проверок.

У конфликтов, возникающих при осуществлении контрольной деятельности, все же преобладают диагностические функции. Созидательные функции проявляются при опоре в процессе проверок на идеологию контроллинга. Разрушительные функции бывают при наличии грубых сознательно совершенных нарушений.

Объективными причинами (объектом) конфликтов при проведении контрольной деятельности являются объективные противоречия (противоречия интересов) между проверяющими и проверяемыми организациями, а так же противоречия развития организаций в условиях рыночной экономики, несовершенство законодательства, регулирующего контрольные функции.

Предметом конфликтов при осуществлении контрольной деятельности противоречия субъективного характера. Инциденты, происходящие в конфликтах при осуществлении контрольной деятельности, могут быть как стихийными, так и спланированными.

Основные психологические причины конфликтов, возникающих при осуществлении контрольной деятельности, обусловлены конфлитогенностью среды профессиональных взаимодействий, в первую очередь действующими в ней психологическими противоречиями. Значимыми причинами следует признать психологические манипуляции и давление, допускаемые* участниками контрольных взаимодействий, сознательное искажение информации и пр.

В конфликтах при осуществлении контроля цели у сторон разные. У субъектов контроля они обусловлены целями и спецификой контрольной деятельности. У объектов контроля главным образом сохранением своих интересов, недопущением их блокировки со стороны контролирующей организации. В отдельных случаях преследуются и личные цели, связанные с материально-статусными (в широком понимании) интересами. Мотивы конфликтного противоборства зависят от преследуемых целей. Субъективная значимость таких мотивов и целей весьма велика.

Отношение к участникам конфликтов обладает выраженной асимметрией: объекты контроля склонны полагать, что чаще всего конфликты инициируют субъекты контрольной деятельности, а субъекты придерживаются противоположной точки зрения. Многие участники конфликтов стремятся присвоить себе высокий ранг. Часть оппонентов, участвующих в конфликтах в процессе контрольной деятельности, действительно являются конфликтными личностями.

Динамика таких конфликтов по своему содержанию имеет свою специфику: инкубационный период в них практически отсутствует, он практически сразу переходит в фазу открытого противоборства с ее характерными тактиками и приемами. В открытом противоборстве часто применяется тактика демонстрации усиления собственных ресурсов, причем обеими сторонами. В то же время субъекты контрольной деятельности при открытом противоборстве все же более склонны использовать тактику принуждения, а представители объектов контроля тактику давления и риска. Постконфликтная ситуация как источник межличностной напряженности и новых конфликтов большинстве случаев просто отсутствует.

Разрешение конфликтов при осуществлении контрольной деятельности часто осуществляется самими участниками. Возможно разрешение на основе компромиссов. Другие приемы и тактики разрешения возникающих конфликтов весьма распространены, например, обращения в арбитраж.

Определены психологические пути и условия профилактики и предупреждения конфликтов,' возникающих при осуществлении контрольной деятельности. Они соответствуют главному направлениюснижению уровня конфлитогенности среды контрольных взаимодействий. В содержательном отношении они представляют собой пути и способы разрешения существующих психологических противоречий и компенсации действующих негативных психологических факторов.

Перспективным направлением снижения уровня конфликтогеннности среды контрольных взаимодействий является реализация идеологии контроллинга при осуществлении контрольной. деятельности, а так же повышение уровня психологической и конфликтологической компетентности у субъектов и объектов контроля.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , B.C. Психология межгрупповых отношений. B.C. Агеев — М.: МГУ, 1983.-144 с.
  2. Акмеология. Учебник. / Под ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2002. -681 с.
  3. Акмеология. Изд. 2-е, переработанное. / Под общ. ред. А. А. Деркача. -М.: РАГС, 2006.-422 с.
  4. , Ю.Е., Лекторская Е. В. Ролевой конфликт работающих женщин //Вопр. психологии. 1989. № 5. С.80−88.
  5. , А.Я. Социально-психологические проблемы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. М.: ГАВС, 1992. — 212 с.
  6. , А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.-551 с.
  7. , А.Я., Прошанов, С.Л. Российская конфликтология. Аналитический обзор 607 диссертаций. XX век. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 704 с.
  8. , А.Я., Баклановский, С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: ПИТЕР, 2005. — 288 с.
  9. , М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. М.: 2002.- 328с.
  10. , М. Практика управления человеческими ресурсами. Пер. с англ. 8-е изд. — СПб.: 2004. — 832с.
  11. , А.Ю., Архипова, НЖ, Ермакова, И.Н., Овчинникова, Н. В. Кадровый менеджмент: Практическое руководство? для: руководителей и специалистов кадровых служб. — М.: 2001.- 167 с.
  12. Бабосов, Е. М: Конфлитология. Учебное пособие. Мн.: Тетраси-стемс, 2000.-464с.
  13. , К.В., Гусева, А.С., Козлов, В. В. Конфликт в педагогической деятельности. М.: ФОН, 1998. — 73 с.
  14. , Т.Ю. Управление персоналом в развивающейся организации. М.: ИПК ГС, 1996. — 152 с.
  15. . Е.Г. Влияние ролевых взаимоотношений: на конфликты в коллективах: автореф. дисс. канд. психол. наук, 19.00.05 / Е. Г. Баранов. М., 1995. 26 с.
  16. Блинов, Н. М-, Съедин, С. И. Таможенный менеджмент. М.: РТА, 1996. — 244 с.
  17. Богданов- Е.Н., Зазыкин, В .Г. Введение в акмеологию. Издание второе, дополненное.- Калуга: КГПУ, 2001. 144 с.
  18. , Е.Н., Зазыкин, В.Г. Психология личности в конфликте. -Калуга: КГПУ, 2002. 212 с.
  19. , Н.Н., Стефаненко, Т.Г. Образы американца и советского человека в восприятии студентов иша страницах молодежной прессы // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1991. № 3. С. 3−10.
  20. , А.А. Вершина развития взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта-Наука, 1998. -168 с.
  21. Боев, И. В- Пограничная аномальная личность. Ставрополь: СГМА, 1999.-362 с.
  22. , В.В., Ковалев, А.Г. Конфликты в трудовом коллективе и пути их разрешения / Психол. журнал. 1983. № 3. С.48−64.
  23. , А.Г., Несменова, М.О. Конфликтология организаций. -М.: МЗ-Пресс, 2001. 182 с.
  24. , С.Л. Межличностный конфликт как общение / Конфликт в, конструктивной психологии под ред. В .А. Якунина Красноярск: КГУ, 1990. — G.37−49.
  25. Буй, Конг Тинь. Социально-психологическая- готовность менеджеров к разрешению- производственных конфликтов в условиях совместного- предприятия: автореф. дйсс. канд. психол. наук, 19.00.05 /Буй Конг Тинь. М., 2002. — 19 с.
  26. , Ю.Е. Основы теории организации социального управления: -М.: 1999.-287 с.
  27. Вендров- Е. Е. Психологические: проблемы управления. М: Экономика, 1969. — 159 с.
  28. , Н.Ф. Конфликтология. Мн.: Университетское издательство. — 2000. — 246с.
  29. Ворожейкин*. М. Щ:.:Киб^ов^А:Я-^- Захарову Д: К." Конфликтология. Учебник.-М^ШфратЩД0(Щ —
  30. , Р.Б. Восприятие.руководителя подчиненными.
  31. , А.В. Политические-, конфликты: основания, типологии, динамика. Mi-: УРСС, 2000^2Шсг.
  32. Гончаров, В. В- В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала (Опыт лучших промышленных фирм США- Японии и стран Западной Европы). Т. 1 и 2. М.: МНИИПУ, 1998. — 549 с.
  33. , А.А. Эволюция сознания в разрешении глобальных конфликтов. М.: ИП РАН, 1993. — 129 с.
  34. Государственная служба за рубежом. Контроллинг: опыт системного подхода. //Реферативный бюллетень РАГС, 1999. С.6
  35. , В.В., Зазыкин В. Г. Руководителям о психологии и акмеологии управления. М.: СФГА, 2006. — 416 с.
  36. , P.M. Конфликт и творчество в зеркале психологии. М.: Генезис, 2002. — 573 с.
  37. , Г. А. Психологическое исследование индивидуальных особенностей управленческой деятельности: автореф. дисс. канд. психол. наук, 19.00.05 /Г.А. Гребенюк. М., 1994. 25 с.
  38. , Н.В. К вопросу о предрасположенности к конфликтному поведению // Психические состояния / Под ред. А. А. Крылова. JL: ЛГУ, 1982. — С.90−96.
  39. , Н.В. Психологические характеристики межличностных конфликтов. СПб.: СПб. ГУ, 1995.-239 с.
  40. , Н.В. Психология конфликта. СПб.: ПИТЕР, 2000. — 464с.
  41. , О.Н. Конфликтология. М.: Эксмос, 2000. — 319 с.
  42. , И.В., Поздняков, А.А. Тендерные, половые и личностно-индивидуальные различия поведенческих паттернов в организационных конфликтов и их влияние на культуру организации // Вестник Тамбовского университета. 2005. Том 11.- № 1. С.4−62.
  43. Г. В. Межличностный конфликт в среде управленческой деятельности: автореф. дисс. канд. психол. наук, 19.00.05 / Г. В. Грызунов. М. 1994. 26 с.
  44. , А.С., Козлов, В.В. Конфликт: структурный анализ, консультативная помощь, тренинг. М.: РАГС, 1997. — 150 с.
  45. , А.С., Васильев, А.А., Козлов, В.В., Хомяков, Б. В. Педагогический конфликт: теория и технология. М.: НПО Образование, 1997. — 182 с.
  46. , Р. Элементы теории социального конфликта // Социол. исследования. 1994. № 5. С. 142−147.
  47. , М., Шикман, С. Конфликт: социально-психологическая перспектива // Социальный конфликт: современные исследования. Реферативный сборник. М.: ИС АН, 1991. — С.70−74.
  48. , О.И. Проблема конфликтологической компетентности руководителя. М.: МААН, 2000. — 35 с.
  49. , А.А., Марасанов Г. И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. М.: РАГС, 1996. — 152 с.
  50. , А.А., Щербина А. В. Эффективность деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях. М.: МААН, 1998. — 99 с.
  51. А.А., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М.: РАГС, 1998. — 178 с.
  52. , А.А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. М.: РАГС, 2000. — 124 с.
  53. , А.А., Зазыкин В. Г. Акмеология. СПб.: ПИТЕР, 256 с.
  54. Деркач, А А. Акмеологические основы развития профессионала. -Москва-Воронеж: МПСА РАО, 2004. 752 с.
  55. Десев, Любен Психология малых групп. М.: Прогресс, 1979. -207 с.
  56. , М.А. Категориальные структуры межличностного восприятия и кооперативно-конфликтные диспозиции личности: автореф. дисс. канд. психол. наук, 19.00.05 / М. А. Джерелиевская. М. 1995.-25 с.
  57. , А., Кудрявцев, В., Кудрявцев, С. Введение в общую теорию конфликтов. М.: Наука, 1993. — 347 с.
  58. , А.В. Конфликтология. М.: Гардарика, 2000. — 290 с.
  59. , Е.В., Зазыкин, В.Г. Психолого-акмеологический подход в управлении кадровой работой. Иваново: ИФ СЗАГС и СФГА, 2006. — 125с.
  60. , А.П. Управление персоналом. 3-е изд. Н.Новгород.: 2001. -412 с.
  61. , С.М. Практикум по конфликтологии. СПб.: ПИТЕР, 2001. — 360 с.
  62. , С.Н. Психологические особенности руководителей с чертами паранойяльной акцентуации. М.: РАГС, 1996. — 199 с.
  63. , В.В., Матвеев, В.В. Теория управления. СПб.: СПбГПУ, 2006.-289 с.
  64. , В.Г., Зайцева, Е.В. Конфликтная личность в конфликтном противоборстве. -М.: МКО, 1998. 149 с.
  65. , В.Г., Нечаева, Н.В.Введение в психологию конфликтов. -М.: Ин-т молодежи, 1996. 54 с.
  66. , В.Г. Конфликтологическая компетентность как фактор развития профессионализма государственных служащих / Мат. научно-практич. конф. «Российское государство и государственная служба на современном этапе». М.: РАГС, 1998. — С.264−266.
  67. , В.Г., Хрустачев, A.JI. Политический конфликт: психологический взгляд на проблему. М.: МААН, 1999. — 93 с.
  68. , В.Г. Психологический механизм самоконтроля у государственных служащих / Кадровый контроль в системе государственной службы под ред. А. А. Деркача М.: РАГС, 2002. -С. 85−98.
  69. , В.Г. Психолого-акмеологический подход в изучении и разрешении конфликтов // Акмеология. 2004. № 3. С.27−33.
  70. , В.Г. Основы акмеологической теории профессионализма в управлении. М.: МААН, 2004. — 122 с.
  71. , В.Г., Смирнова, И.А. Корпоративная культура организации: психолого-акмеологический подход. М.: НИГО, 2005. — 128с.
  72. , В.Г., Мадонова, Е.В. Психология театральных конфликтов. М.: МААН и СФГА, 2007. — 129 с.
  73. , А.К. Социальный конфликт. М.: Академиа, 2000. — 451 с.
  74. , А.Г. Социология конфликтов. М.: Аспект-Пресс, 1994.-320 с.
  75. , В., Ланг, Л. Руководить без конфликтов. М.: Фане. 1990. -112с.
  76. , Г. Социология конфликта. СПб.: ПИТЕР, 1995. — 345с.
  77. , М.С. Психологическая компетентность руководителя и эффективность антикризисного управления. М.: МАНН, 2002. — 74 с.
  78. , И.В. Психология внутреннего конфликта человека. -Ульяновск: ГИПК РО, 2003. 164 с.
  79. Кадровый контроль в системе государственной службы / Под общ. ред. А. И. Турчинова. М.: РАГС, 2002. — 176 с.
  80. , А.С. О модели становления конфликтной компетентности // Ярославский психологический вестник. Вып. 21. — 2007. — С.75−80.
  81. , Т.Н. Конфликтология: социальные конфликты. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 139 с.
  82. , Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми. М.: МПСИ, 2001.- 137 с.
  83. , Б.В. Психология конфликта. Учебное пособие. М.: МОСУ, 2000. — 226 с.
  84. , Б.В., Пирогов А. И., Рыжов О. А. Политическая конфликтология. М.: Ижица, 2002. — 400 с.
  85. , Г. И. Введение в конфликтологию. М.: Владос, 1999, — 176 с.
  86. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. СПб.: Лань, 1999. 448с.88.
  87. Кох, И. А. Конфликтология. Екатеринбург: УрО РАН, 1997. — 159с.
  88. , Е.А. Основы государственного и управленческого контроля. М.: Филинъ, 2000. — 384 с.
  89. , Ю.Д. Организационное поведение. 3-е издание. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 527 с.
  90. , Р.Л. Если Вы руководитель. — М.: Дело, 1983. — 311с.
  91. , Н.В. Личность в конфликте. Саратов: СГУ, 1976. — 217с.
  92. , Н.В. Познание людьми друг друга в конфликтной деятельности: автореф. дисс. доктора психол. наук, 19.00.05 / Н. В. Крогиус. Саратов, 1979. 48 с.
  93. , Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы. -М.: 1997. 368с.
  94. , Г. П. Психологические особенности контрольной деятельности при осуществлении управления. М.: МААН, 2007. -26 с.
  95. , Г. П. Психологические аспекты конфликтов при осуществлении контрольной деятельности // Акмеология. 2007. № 4. С. 16−20.
  96. , Г. П. Опыт социально-психологического исследования конфликтов при осуществлении контрольной деятельности. М.: МААН, 2008. — 32 с.
  97. , Г. П. Социально-психологические характеристики конфликтов при осуществлении контрольной деятельности, их профилактика и предупреждение. М.: МААН, 2008. — 26 с.
  98. , К. Типы конфликтов // Психология личности. Тексты. М.: МГУ, 1982. С.45−78 с.
  99. , Б.А., Галахов В. И., Заречкин Е. Ю., Усманов Б. Ф. Человеческие ресурсы корпорации: стратегия и практика управления. М.: ИКЦ АКАДЕМКНИГА, 2005. — 670 с.
  100. , К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 540 с.
  101. , Н.И. Индивидуальный стиль поведения в конфликтной ситуации: автореф. дисс. канд. психол. наук, 19.00.05 / Н. И. Леонов. Пермь, 1996. 25 с.
  102. , Ч. Конфликт: семь шагов к миру. СПб.: ПИТЕР, 1997.-269 с.
  103. , Э.Э. Контакты и конфликты. М.: Экономика, 2000. -287 с.
  104. Г. В., Зазыкин В. Г. Конфликты в воинском коллективе и пути их преодоления. Киев: МО КВИРТУ. 1986. — 41 с.
  105. Н.Ф., Талан М. В. Конфликтные ситуации в деятельности госслужащих и способы их регулирования. Учебно-методическое пособие. Издание второе, стереотипное. М.: ИПК ГС, 2004. — 91 с.
  106. , А.К. Психология профессионализма. М.: 1996. — 308 с.
  107. , Г. С. Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора. Л.: ЛГУ, 1977. — 111 с.
  108. , О.М. Психологические особенности конфликтов в негосударственных организациях. Иваново: ИФ СЗАГС, 2005. -122 с.
  109. , А.Н. Основы конфликтологии. М.: АПО, 1992. — 212 с.
  110. Основы социально-психологической теории / Под ред. А. А. Бодалева и А. Н. Сухова. М.: МПА, 1995. — 420 с.
  111. , И.В., Максимов, В.И. Разрешение проблемных ситуаций в период современной трансформации. М.: 2001. — 243 с.
  112. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях / Под ред. МЖМарьина. М.: МВД, ГУК и КП, 2001.-305 с.
  113. Психологическая энциклопедия / Под ред. Корсини Р. и Ауэрбаха А. СПб.: ПИТЕР, 2003. — 1096 с.
  114. , М.М. Конфликты и взаимодействия в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991. — 289 с.
  115. Т.Н. Моделирование поведения в конфликтных ситуациях: автореф. дисс. канд. психол. наук, 19.00.05 / Т. Н. Савченко. М., 1993. 25 с.
  116. , В.Н. Основания общей теории систем. — М.: Наука, 1974.
  117. , Г., Смитбург, Д., Томпсон, В. Менеджмент в организациях. / Пер. с англ.: М.: РАГС и Экономика, 1995. — 335 с.
  118. , А.Д. Теория организации (структурный подход). — СПб.: ПИТЕР, 1999. 768с.
  119. , A.JI. Социальная психология управления. JL: ЛГУ, 1986. 175с.
  120. Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. Киев: Верзилин и К, 1991.-207 с.
  121. Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. 2-е изд. перераб. и дополн. -Мн.: Харвест, 2001. 976 с.
  122. , В.И. Основные виды конфликтов: проблемы классификации // Социально-политический журнал. 1995. № 4. С.45−58.
  123. , К.Р., Спиллмен К. Образ врага и эскалация конфликтов // Исследования международных конфликтов. 1991. № 3. С.23−35.
  124. , Е.М. Профилактика межличностных конфликтов в организациях: автореф. дисс. канд. психол. наук, 19.00.13 / Е. М. Сокор. М., 2003.-24 с.
  125. Социальный конфликт. // Научно-практический журнал. Калуга. 2000−2002.-98 с.
  126. , Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М.: МПСИ, 1996. — 171 с.
  127. , Г. Е. Межличностный конфликт как объект социально-психологического исследования: автореф. дисс. канд. психол. наук, 19.00.05 / Г. Е. Тимонина. М., 2002.-24 с.
  128. , Г. М. Каузальная атрибуция в политической ситуации межгруппового конфликта: автореф. дисс. канд. психол. наук, 19.00.12- 19.00.05/Г.М. Титов. М., 1998.-21 с.
  129. , Э.А. Конфликтология: теория и практика. М.: ЭКСМА, 1998.-263 с.
  130. , А.В. и др. Производственная социология, психология и педагогика. М.: Высшая школа, 1989. — 255 с.
  131. , В.А. Внутренняя позиция участников производственного конфликта как детерминанта его типологии и динамики (на примере коммерческих организаций): автореф. дисс. канд. психол. наук, 19.00.05 / В. А. Фокин. М., 2000 26 с.
  132. , Б.И. Психотехника конфликтов и конфликтная компетентность. Красноярск: ФМЗ, 1996. — 157 с. V
  133. , В.Е., Толмачев Р. А. Оценка персонала: современные системы и технологии. М.: Финансы и кредит, 2004. — 176 с.
  134. , Р. Все о паблик рилейшнз. М.: Лаборатория базовых знаний, 1999. — 255 с.
  135. , А.Н. Связи с общественностью. М.: Дело, 2001. — 295с.
  136. , А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия // Социол. исследования. 1995. №З.С.107−111.
  137. , В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. М.: МГУ, 1992. — 80 с.
  138. Юридическая конфликтология / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1995.-278 с.
  139. Янг, С. Системное управление организацией. Пер. с англ. / М.: Советское радио, 1972. 454 с.
  140. Coser L. The function of conflict. Glencoe, 1956. -127 p.
  141. Deutsch M. The resolution of conflict: Constructive and destructive processes. New Haven and London- Vale Univ. Press, 1973. — 142 p.
  142. Deutsch M. Over fifty years of conflict research // Four decades of social psychology. N.Y., 1980. 167 p.
  143. Deutsch M. The effects of cooperation and competition upon group process // Group dynamics. Research and theory. N.Y., 1978. 194 p.
  144. Felley A. Resolution of conflict, Ethics good Loser // Conflict & Human interaction, USA Kengall / Hunt publishing company, 1979. 347 p.
  145. Flippo C.B. Personal management. Tokyo, 1980. — 246 p.
  146. Leap T.L., Grino M.D. Personal/Human resource management. N.Y., 1990.- 128 p.
  147. Marcic D. Organizational behavior: Experiences and cases (4th ed.) // West Publishing Co- St. Paul, Mn, US. Prague School of Economics, Prague, Czech Repudlic., 1992. — 139 p.
  148. Thomas K. Management of conflict. L.A., 1973. 243 p.
  149. Trad P.V., Rain M.J., Charan S., Greenblatt E. Working through conflict with self-destructive preschool children // Amer. J. Psychoter. 1992, v.46, n.4. — 144 p.
  150. Triandis H.C. Interpersonal Behavior. Monterey, Brooks Cole publ. Co., 1977. — 232 p.
Заполнить форму текущей работой