Анализ финансов малого предприятия ОсОО «Алтын-Була»
Нового плана счетов бухгалтерского учета, приведение форм бухгалтерского учета, приведение форм бухгалтерской отчетности в большее соответствие с требованиями международных стандартов вызывают необходимость использования новой методики финансового анализа, соответствующей условиям рыночной экономики. Такая методика нужна для обоснованного выбора делового партнера, определения степени финансовой… Читать ещё >
Анализ финансов малого предприятия ОсОО «Алтын-Була» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
Глава I. Теоретические основы управления финансами предприятия
1.1 Управление денежными средствами на предприятии
1.2 Значение, задачи и содержание финансового анализа
Глава 2. Анализ финансов малого предприятия ОсОО «Алтын-Була»
2.1 Общая характеристика ОсОО «Алтын Була»
2.2 Анализ финансового состояния ОсОО «Алтын-Була»
2.3 Пути совершенствования управления финансами ОсОО «Алтын Була»
Заключение
Актуальность темы
исследования. Финансовая работа на предприятии — это часть его управленческой функции, это специфическая деятельность, направленная на своевременное и полное обеспечение предприятия финансовыми ресурсами и их эффективное использование в целях Обеспечения расширенного воспроизводства и выполнения всех его финансовых обязательств перед другими субъектами рынка И государством.
Сама же организация управления финансами на конкретных предприятиях зависит от ряда факторов: форм собственности, организационно-правового статуса, отраслевых и технологических особенностей, характера производимой продукции (оказываемых работ, услуг), размеров (масштабов) бизнеса и др. В самом общем и упрощенном виде организация деятельности по управлению финансами в организациях (на предприятиях) по образцу схем управления финансами промышленных зарубежных корпораций может быть структурирована следующим образом.
Основная цель любого предприятия заключается в получении как можно большей прибыли. Для этого необходимо, чтобы выручка от реализации собственной продукции превышала затраты на ее производство. Но, для того, чтобы начать что-либо производить и реализовывать, необходим начальный капитал. Его можно получить из какого-нибудь внешнего источника в форме займа. Этот процесс отражает механизм заимствования, то есть получения и использования заемных средств для финансирования. Но деятельность предприятия, взявшего заем, будет эффективной, с финансовой точки зрения, только тогда, когда прибыль от заемных средств превышает процент, выплачиваемый по этому займу. В поисках различных источников финансирования управляющий должен найти такое их сочетание, которое будет иметь наименьшую цену (процент за заем).
Вторым важнейшим моментом в управлении финансами является принятие решений о способах расходования денежных средств. С этой целью предприятие составляет финансовый план, который должен обеспечивать эффективное вложение денежных средств для роста и процветания компании, а также достижение наилучшего соотношения между «притоком» и «оттоком» денежных средств. Обычно это называется «планированием финансовых потоков» .
Основным источником денежных средств является доход компании, т. е. то, что компания получает от своей деятельности: продажи продукции, сдачи в аренду имущества, получения процентов от инвестиций в другие компании и виды деятельности, и т. п. Также источниками доходов могут являться: поставщики сырья, материалов, которые могут предоставить «косвенный» кредит компании в виде возможности отсрочить платежи; кредиты банков и других кредитных организаций; продажа собственных акций или облигаций. За привлечение средств из этих источников компания платит определенную цену, которая называется стоимостью капитала. Она выражается в средней процентной ставке, которую компания выплачивает собственнику средств. Процентная ставка зависит от того, насколько надежна данная компания, иными словами, насколько велика степень риска. Последняя зависит от качества предприятия и времени погашения кредита.
Целью данной работы является рассмотрение управление финансами в КР на примере ОсОО «Алтын Була» .
Одной из задач работы является формирование направлений совершенствования финансов предприятия.
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, основной части, двух глав, заключения, и списка использованной литературы.
Глава I. Теоретические основы управления финансами предприятия
1.1 Управление денежными средствами на предприятии Денежные средства предприятий обеспечивают деятельность сферы общественного производства, которое создает материальные блага и услуги, формирует валовой внутренний продукт и национальный доход общества, а также благодаря налогообложению, формирует основную часть финансовых ресурсов государства.
Денежные средства предприятий — это регулируемые в определенном правовом поле с помощью специальных методов, приемов и инструментария потоки средств через создаваемую на микроуровне систему денежных фондов, которые обеспечивают процесс подготовки производства, изготовления и реализации продукции, образования выручки, дохода и прибыли и обеспечения производственного и социального развития. Обеспечивая процесс производства товаров и услуг финансы предприятий формируют определенные экономические взаимоотношения между всеми участниками производственного процесса, которые оцениваются размерам доли средств, которая направляется к каждому участнику.
Денежные средства предприятий выполняют ряд функций.
Через денежные потоки осуществляется распределение получаемого дохода между участниками производственного процесса. Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) идет на покрытие расходов, которые были осуществлены для ее получения, и дохода. К этим расходам, в первую очередь, относятся расходы на возмещение стоимости использованных в процессе производства средств производства (амортизационные отчисления), материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные мероприятия, уплата соответствующих налогов и сборов в бюджет и другие расходы. Часть средств, остается доход, направляется на создание резервного и других фондов предприятия, необходимые для производственного и социального развития участников производственного процесса.
Денежные средства предприятий предусматривают числовую оценку потоков денежных средств, объемов тех или иных экономических процессов в эквиваленте денежной единицы, следовательно появляется возможность количественной оценки и, соответственно, тщательного контроля за каждой производственной операции числе и выполнением предприятиями запланированных объемов производства, продаж продукции, получения дохода и прибыли в целом, формированием и целевым использованием предпринимательских фондов.
Денежные средства предприятий позволяют осуществить диверсификацию рисков предпринимательской деятельности.
Они также обеспечивают возможность объединения средств для создания крупномасштабных предприятий, а также измельчение капитала любого предприятия среди значительного количества собственников.
Вследствие этого владелец может «плавно», без видимых последствий для персонала предприятий, меняться.
Одной из функций является также обеспечение широкого финансового информирования общественности с целью предоставления ему возможности принятия взвешенных финансовых решений.
Предприятиями формируются внешние и внутренние финансовые взаимоотношения.
Внешние: возникают у предприятий с государством по поводу налоговых и других платежей в бюджет и государственные целевые фонды, бюджетное финансирование, получение субсидий;
— Возникают между отдельными предприятиями в связи с общими финансовыми инвестициями в ценные бумаги и получением на них дохода, осуществлением паевых взносов, участием в распределении прибыли от совместной деятельности, получением и уплатой штрафных санкций;
— Формируются у предприятий с банковскими учреждениями в связи с открытием банковских текущих счетов в национальной и иностранной валютах, получением и погашением кредитов, уплатой процентов по кредитным ресурсам;
— Формируются у предприятий со страховыми компаниями в связи с уплатой страховых платежей;
— Возникают между отдельными предприятиями в виде расчетов с поставщиками и покупателями.
Внутренние:
— Связанные с формированием уставного капитала и других фондов предпринимательских структур;
— Связанные с распределением доходов и формированием прибыли предприятия;
— Связанные с распределением чистой прибыли и ее использованием;
— С формированием и использованием фонда амортизационных отчислений.
Итак, под финансовыми ресурсами предприятий будем понимать совокупность средств из фондов предприятий и от внешних поступлений, которые могут быть направлены на формирование основного и оборотного капитала, необходимого для осуществления предпринимательской деятельности и обеспечения расширенного производства.
Существуют определенные особенности относительно формирования финансовых ресурсов предприятия в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта, который рассматривается. Таким образом, структура финансовых ресурсов, на предприятиях различных форм собственности, достаточно разной.
Управление денежными средствами (финансирование) — деятельность по эффективному привлечению и использованию денежных средств.
То есть, управление финансами направлено на получение денежных средств извне, и в дальнейшем на распоряжение ими с целью достижения наилучшего результата (уровня получаемой прибыли).
Основная цель любого предприятия заключается в получении как можно большей прибыли. Для этого необходимо, чтобы выручка от реализации собственной продукции превышала затраты на ее производство. Но, для того, чтобы начать что-либо производить и реализовывать, необходим начальный капитал. Его можно получить из какого-нибудь внешнего источника в форме займа. Этот процесс отражает механизм заимствования, то есть получения и использования заемных средств для финансирования. Но деятельность предприятия, взявшего заем, будет эффективной, с финансовой точки зрения, только тогда, когда прибыль от заемных средств превышает процент, выплачиваемый по этому займу. В поисках различных источников финансирования управляющий должен найти такое их сочетание, которое будет иметь наименьшую цену (процент за заем).
Вторым важнейшим моментом в управлении финансами является принятие решений о способах расходования денежных средств. С этой целью предприятие составляет финансовый план, который должен обеспечивать эффективное вложение денежных средств для роста и процветания компании, а также достижение наилучшего соотношения между «притоком» и «оттоком» денежных средств. Обычно это называется «планированием финансовых потоков» .
Основным источником денежных средств является доход компании, т. е. то, что компания получает от своей деятельности: продажи продукции, сдачи в аренду имущества, получения процентов от инвестиций в другие компании и виды деятельности, и т. п. Также источниками доходов могут являться: поставщики сырья, материалов, которые могут предоставить «косвенный» кредит компании в виде возможности отсрочить платежи; кредиты банков и других кредитных организаций; продажа собственных акций или облигаций. За привлечение средств из этих источников компания платит определенную цену, которая называется стоимостью капитала. Она выражается в средней процентной ставке, которую компания выплачивает собственнику средств. Процентная ставка зависит от того, насколько надежна данная компания, иными словами, насколько велика степень риска. Последняя зависит от качества предприятия и времени погашения кредита.
Выбирая источник финансирования из огромного множества возможностей, фирма решает такие вопросы, как: использовать ли ей внутренние или внешние источники финансирования, краткосрочные или долгосрочные схемы финансирования, заемный или акционерный капитал.
При внутреннем финансировании предприятие «вкладывает» в свое собственное производство нераспределенную прибыль, то есть те средства, которые у него остались после покрытия всех расходов и выплаты налогов. Но, в некоторых случаях, это не является выгодным, так как фирма может получить больше выгод, если вложит эту нераспределенную прибыль в другие «внешние» операции.
Для обеспечения своего роста компания должна осуществлять капитальные вложения. Под ними понимаются средства, которые предприятие затрачивает на приобретение чего-либо, необходимого для ее деятельности, и имеющего самостоятельную ценность. Процесс оценки и выбора варианта предполагаемых инвестиций, которые могут дать наибольшую отдачу, называется планированием капитальных вложений. Цель этого планирования заключается в обосновании ответа на вопрос: каково будет соотношение суммы данного капиталовложения с суммой, которую это капиталовложение принесет. Если затраты предприятия будут меньше, чем ожидаемая прибыль, то такое капиталовложение имеет смысл предпринять.
1.2 Значение, задачи и содержание финансового анализа Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.
Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения.
Введение
нового плана счетов бухгалтерского учета, приведение форм бухгалтерского учета, приведение форм бухгалтерской отчетности в большее соответствие с требованиями международных стандартов вызывают необходимость использования новой методики финансового анализа, соответствующей условиям рыночной экономики. Такая методика нужна для обоснованного выбора делового партнера, определения степени финансовой устойчивости предприятия, оценки деловой активности и эффективности предпринимательской деятельности. Основным (а в ряде случаев и единственным) источником информации о финансовой деятельности делового партнера является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной. Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данных финансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами — пользователями информации о деятельности предприятия.
Субъектами анализа выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и пр.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство.
Каждый субъект анализа изучает информацию, исходя из своих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикамцелесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита; потенциальным собственникам и кредиторам — выгодность помещения в предприятие своих капиталов и т. д. Следует отметить, что только руководство (администрация) предприятия может углубить анализ отчетности, используя данные производственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.
Вторая группа пользователей бухгалтерской отчетности — это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы пользователей отчетности. Это — аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы.
В определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность. Отдельные группы пользователей, например руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового учета). Тем не менее чаще всего годовая и квартальная отчетность являются единственным источником внешнего финансового анализа.
Методика финансового анализа включает три взаимосвязанных блока: 1) анализ финансовых результатов деятельности предприятия; 2) анализ финансового состояния предприятия; 3) анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т. е. ожидаемые параметры финансового состояния.
Но не только временные границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Они зависят также и от задач субъектов финансового анализа, т. е. конкретных пользователей финансовой информации.
Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения этого анализа. Основным фактором в конечном счете является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность предприятия — это лишь «сырая информация», подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур.
Чтобы принимать решения по управлению' в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений, руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации. Необходимо аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.
Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов — это дедуктивный метод, т. е. от общего к частному. Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится временная и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.
Финансовый анализ является прерогативой высшего звена управленческих структур предприятия, способных влиять на формирование финансовых ресурсов и потоки денежных средств. Эффективность или неэффективность частных управленческих решений, связанных с определением цены продукта, размера партии закупок сырья или поставок продукции, замены оборудования или технологии, и другие. решения должны пройти оценку с точки, зрения общего успеха фирмы, характера ее экономического роста и роста общей финансовой эффективности. Финансовый анализ как метод познания экономических процессов и явлений занимает важное место в системе управления предприятием.
* основными функциями финансового анализа являются:
* объективная оценка финансового состояния объекта анализа;
* выявление факторов и причин достигнутого состояния;
* подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;
* выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.
Результаты финансового анализа способствуют росту информированности администрации предприятия и других пользователей экономической информации (субъектов анализа) о состоянии интересующих объектов.
финансы доход прибыль управление
Глава 2. Анализ финансов малого предприятия ОсОО «Алтын-Була»
2.1 Общая характеристика ОсОО «Алтын Була»
ОсОО «Алтын-Була» расположено в г. Бишкек, специализируется на производстве спец. одежды. Количество сотрудников эмитента 22 человек. Адрес: Кыргызстан, Чуйская обл., Бишкек, ул. Фрунзе, 12
Целью деятельности предприятия является извлечение прибыли. ОсОО «Алтын-Була» для достижения уставных целей осуществляет следующие виды деятельности:
— организация швейного производства;
— моделирование, пошив и ремонт одежды, в том числе по индивидуальным заказам;
— производство спец. одежды;
— - оказание сопутствующих швейному производству услуг;
— торгово-закупочная, снабженческо-бытовая деятельность.
Таблица 2.1
Объем выпускаемой продукции ОсОО «Алтын-Була» в 2011 г.
№ п/п | Наименования изделий | Ед. изм. | Ориентировочный объем выпуска месяц | Уд. вес в общем объеме пр-ва | |
Халат женский | шт. | 2,3% | |||
Полотенце махровое | шт. | 2,7% | |||
Простыня махровая | шт. | 1,8% | |||
Платье-халат | шт. | 1,3%, | |||
Комплект для продавца | шт. | 0,5% | |||
Костюм муж. строительный | шт. | 2,1% | |||
Костюм жен. медицинский | шт. | 0,7% | |||
Костюм муж. медицинский | шт. | 0,5% | |||
Халат жен. медицинский | шт. | 1,2% | |||
ИТОГО: | шт. | 28,0% | |||
Предметом деятельности исследуемого предприятия являются любые виды деятельности, не противоречащие целям деятельности общества и не запрещенные действующим законодательством КР, в т. ч. осуществлении деятельности: в сфере материального производства и внепроизводственной сфере. ОсОО «Алтын-Була» имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества.
В отраслевом распределении предприятий в % к величине активов, легкая и текстильная промышленность имеет в среднем 2,5%. По отрасли в регионе, среди обществ (26 предприятий) занимающимися выпуском швейных товаров в общем объеме товарной продукции, продукция ОсОО «Алтын-Була» составляет 1,2%. По данным Нац. стата предприятие оценивается как среднее.
2.2 Анализ финансового состояния ОсОО «Алтын-Була»
Проведем анализ актива баланса, а именно его первого раздела «Внеоборотные активы». Оценим состав и структуру внеоборотных активов. Для того чтобы выяснить эффективность их использования представим необходимые для анализа данные в виде таблицы 2.1.
Таблица 2.1
Состав и структура внеоборотных активов ОсОО «Алтын-Була» в 2009;2011 гг.
Группа активов | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2011 г. в % к 2009 г. | ||||
Тыс. сом. | % | Тыс. сом. | % | Тыс. сом. | % | |||
Нематериальные активы | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 80.0 | ||||
Основные средства | 55.9 | 55.9 | 49.1 | 106.7 | ||||
Незавершенное строительство | 3.2 | 4.3 | 18.3 | 692.3 | ||||
Долгосрочные финансовые вложения | 38.4 | 38.0 | 31.7 | |||||
Отложенные налоговые активы | 0.1 | 0.1 | 0.1 | 112.7 | ||||
Прочие внеоборотные активы | 2.3 | 1.7 | 0.7 | 39.6 | ||||
Итого внеоборотных активов | 121.5 | |||||||
Из исследуемой таблицы следует, что в общей структуре внеоборотных активов наибольший удельный вес занимают основные средства и долгосрочные финансовые вложения. Основные средства занимают более половины всех внеоборотных активов (55,9% - в 2009 году и в 2010, снижаясь на 6,8% в 2011 г.).
Проведем более детальный анализ основных средств ОсОО «Алтын-Була». Из таблицы 2.2 следует вывод о том, что в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилось число сооружений и передаточных устройств на 36,9%; машин и оборудования стало больше на 24,1%.
Таблица 2.2.
Анализ состава и структуры основных средств ОсОО «Алтын-Була» в 2009;2011 гг.
Группы основных средств | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2011 в % к 2009 | ||||
Тыс сом | % | Тыс сом | % | Тыс сом | % | |||
Здания | 16.5 | 15.2 | 13.6 | |||||
Сооружения и передаточные устройства | 1.2 | 1.6 | 1.4 | 136.9 | ||||
Машины и оборудование | 69.3 | 69.5 | 71.0 | 124.1 | ||||
Транспортные средства | 8.1 | 8.1 | 7.8 | 117.0 | ||||
Производственный и хоз. инвентарь | 0.3 | 0.3 | 0.3 | |||||
Другие основные средства | 4.5 | 5.2 | 5.8 | 157.6 | ||||
Итого основных средств, в т. ч. — производственные — непроизводственные | 95.5 4.5 | 94.8 5.2 | 94.2 5.8 | 121.1 119.4 157.6 | ||||
На основании данных табл. 2.2. В результате общее число основных средств выросло на 21% и составило 88 839 тысяч сом, причем непроизводственные средства увеличились на 57,6% в общей структуре основных средств. Исследуя таблицу 2.2, можно сделать вывод о качественном состоянии основных фондов. Начиная с 2009 г по 2011 г. коэффициент износа увеличился в 1,5 раза, что говорит о росте изношенности основных средств.
Коэффициент годности постепенно снижается и в 2011 году составил лишь — 0,734. За счет продаж или за счет ликвидации основных средств произошло увеличение показателя выбытия на 35% в 2011 году по сравнению с 2009 годом. В 2011 г., по сравнению с 2009 г., снизилась фондоотдача на 11,7%, это произошло из-за увеличения среднегодовой стоимости основных средств на 21%.
Таблица 2.3
Анализ состояния и эффективности использования основных средств ОсОО «Алтын Була» в 2009;2011 гг.
Показатели | 2011 в % к 2009 г. | ||||
Коэффициент годности, в долях | 0.833 | 0.777 | 0.734 | 88.1 | |
Коэффициент износа, в долях | 0.146 | 0.167 | 0.223 | 152.7 | |
Коэффициент выбытия, в долях | 0.020 | 0.015 | 0.027 | 135.0 | |
Коэффициент обновления, в долях | 0.268 | 0.092 | 0.128 | 47.8 | |
Коэффициент обеспеченности основных средств производственными запасами, в долях | 0.537 | 0.467 | 0.440 | 81.9 | |
Фондоотдача, сом. | 5.626 | 5.229 | 4.966 | 88.3 | |
Снижение коэффициента обновления говорит об устаревание оборудования и необходимости перевооружения основных фондов, но так как рассматриваемое предприятие является производственным, то снижение коэффициента обновления основных фондов на 52,2% вполне закономерно.
В производственном процессе размещение оборотных средств приводит к подразделению их на оборотные производственные фонды и фонды обращения (см. таблицу 2.4). Производственные фонды увеличились на 23,6%, что было вызвано ростом сырья и материалов почти на половину (49,8%). Таким образом, в 2011 г. по сравнению с 2009 г. на 68% увеличились фонды обращения, что связано в первую очередь с ростом денежных средств почти в 2 раза (195,3%) и составили 42 641 тыс. сом. Однако произошло снижение готовой продукции на 18,1%. Рост прочих запасов указывает на увеличение длительности оборота запасов в кругообороте капитала, значительно увеличились расходы будущих периодов в 2011 г. по сравнению с 2009 г. В 2010 г. наблюдалось заметное снижение по всем показателям производственных оборотных фондов.
Таблица 2.4
Показатели состава и структуры оборотных средств ОсОО «Алтын Була» в 2009;2011 гг.
Группы оборотных фондов | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2011 в % к 2009 | ||||
Тыс. сом. | % | Тыс. сом. | % | Тыс. сом. | % | |||
Фонды обращения | 168.0 | |||||||
В том числе: денежные средства; краткосрочные фин. вложения; дебиторская задолженность; прочие оборотные активы; готовая продукция и товары для перепродажи | ; | 32.2 ; 33.5 0.3 33.9 | 7.5 14.3 43.7 0.2 34.3 | 37.5 13.2 32.6 0.2 16.5 | 195.3 ; 163.4 81.9 | |||
Производственные оборотные фонды | 123.6 | |||||||
В том числе: сырье и материалы; затраты в незавершенном производстве; расходы будущих периодов; прочие запасы и затраты. | 58.7 27.6 10.0 3.7 | 63.7 23.7 8.4 4.2 | 71.1 12.1 13.1 3.7 | 149.8 54.1 161.4 124.6 | ||||
ИТОГО | 159,34 | |||||||
Собственные средства (табл. 15) в период с 2009 по 2011 гг. занимают наибольший удельный вес в структуре всех источников финансирования оборотных фондов (более 50%), что говорит о финансовой независимости предприятия. Следует также отметить, что в 2011 году по сравнению с 2009 годом, в 17 раз вырос показатель заемных источников. Но это все же положительно влияет на конечный результат предприятия. В целом за данный период времени сумма обязательств у предприятия увеличилась на 38,2% и составила в 2011 году 270 050 тыс. сом.
Таблица 2.5
Анализ состава и структуры источников имущества ОсОО «Алтын Була» в 2009;2011 гг.
Источники | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2011 г. в % к 2009 г. | ||||
Тыс.сом. | % | Тыс.сом. | % | Тыс.сом. | % | |||
Собственные | 51.8 | 60.8 | 54.0 | 144.3 | ||||
Заемные | 1.4 | 5.1 | 17.3 | 1692.6 | ||||
Привлеченные | 39.6 | 33.3 | 28.5 | 99.5 | ||||
Прочие | 7.2 | 1.2 | 1.3 | 2.7 | ||||
Итого | 138.2 | |||||||
Из таблицы 2.5 следует, что рост длительности оборачиваемости оборотных средств (составил увеличение на 3 дня) говорит о замедление кругооборота оборотных средств. В 2011 г. по сравнению с 2009 г. на 19% снизилась оборачиваемость дебиторской задолженности. Что привело к увеличению длительности ее погашения и в 2011 г. составила 29 дней.
Положительным моментом является увеличение рентабельности оборотных фондов в 2011 г. по сравнению с 2009 г. на 41,8%.
Таблица 2.6
Показатели эффективности использования оборотных фондов ОсОО «Алтын Була» в 2009;2011 гг.
Показатели | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | Изменения в % | |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, в долях | 4.472 | 4.732 | 4.283 | 95.8 | |
Длительность 1 оборота, в днях | 103.7 | ||||
Коэффициент оборачиваемости запасов и затрат, в долях | 9.878 | 9.391 | 9.668 | 97.9 | |
Длительность 1 оборота запасов и затрат, в днях | 102.8 | ||||
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, в долях | 15.267 | 14.992 | 12.344 | 80.9 | |
Длительность периода погашения дебиторской задолженности, в днях | 120.8 | ||||
Рентабельность оборотных фондов, % | 42.8 | 62.2 | 60.7 | 141.8 | |
На основе данных приведенных в таблице 2.6 можно сделать следующие выводы: собственный капитал в 2011 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 44,3%. Это произошло за счет роста нераспределенной прибыли на 74,8%. Почти в 11 раз (10,9 раз) увеличились долгосрочные кредиты и займы, что может повлиять на платежеспособность общества, кроме этого в 74 раза произошел рост и краткосрочной задолженности.
Проведем анализ конечных финансовых результатов ОсОО «Алтын Була». Выясним, за счет каких расходов и доходов были сформированы эти результаты и определим финансовое состояние предприятия.
Вначале проанализируем состав и структуру затрат общества по экономическому содержанию. Из приведенной таблицы 18, можно сделать вывод, что в общей структуре затрат наибольший удельный вес (более 50%) занимают материальные затраты.
Таблица 2.7
Анализ состава и структуры пассивов ОсОО «Алтын Була» в 2009;2011 гг.
Элементы пассивов | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2011 г. в % к 2009 | ||||
Тыс.сом. | % | Тыс.сом. | % | Тыс.сом. | % | |||
Собственные средства | 144.3 | |||||||
В том числе: — уставный капитал — добавочный капитал — резервный капитал — нераспределенная прибыль/ непокрытый убыток | ; | 38.0 3.0 59.0 | ; | 32.2 2.5 65.4 | 26.3 2.0 71.7 | ; 174.8 | ||
Заемные средства | 1692.6 | |||||||
В том числе: — долгосрочные кредиты, займы — краткосрочные кредиты, займы | 90.4 9.6 | ; | ; | 58.1 41.9 | 7396.2 | |||
Привлеченные средства | 99.5 | |||||||
Прочие средства | 2.7 | |||||||
Также почти 30% в структуре затрат принадлежит затратам на оплату труда. Что касается непосредственного изменения в 2011 г. по сравнению с 2009 г., то нужно отметить, что значительно увеличились материальные затраты (в 2 раза), оплата труда возросла не на много — на 16%, что связано с ростом производительности труда.
В целом по предприятию затраты выросли на 59,8%.
Таблица 2.8
Состав и структура затрат ОсОО «Алтын Була» по экономическому содержанию в 2009;2011 гг.
Элементы затрат | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2011 в % к 2009 | Средний темп изменения затрат | ||||
Тыс. сом. | % | Тыс. сом. | % | Тыс. сом. | % | ||||
Материальные затраты оплата труда социальные нужды амортизация прочие затраты | 52.9 28.5 9.8 1.3 7.6 | 57.4 30.0 7.1 1.6 6.9 | 68.1 21.4 5.2 1.2 4.8 | 205.9 116.0 85.0 147.3 101.5 | |||||
Итого | 159.8 | ||||||||
Проведем анализ конечных финансовых результатов ОсОО «Алтын Була» в разрезе 2009;2011 гг. Данные показатели отображены в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» .
Сведем их в отдельную расчетную таблицу. Из таблицы 2.8 можно сделать вывод, что в целом в период с 2009 по 2011 гг. выручка от основной деятельности изменилась не сильно и составила в 2011 г. 418 164 тыс. сом., а в процентном отношении к 2009 году превысила показатель 2011 года на 16%.
Коммерческие расходы в 2011 году также возросли на 78,5%. Значительно возросла сумма прочих операционных расходов.
Если в 2009 -2010 гг. их разница была невелика, то уже в 2011 году они увеличились в 6.4 раза.
Но самые сильные изменения претерпел показатель чистой выручки.
Таблица 2.9
Формирование финансового результата ОсОО «Алтын Була» в 2009;2011 гг.
Виды расходов и доходов | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2011 г. в % к 2009 г. | Ср. темп изм-ия | ||||
Тыс. сом. | % | Тыс. сом. | % | Тыс. сом. | % | ||||
Выручка от реализации | 116.0 | ||||||||
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг | 90.3 | 86.7 | 83.8 | 107.7 | |||||
Валовая прибыль | 9.7 | 13.3 | 16.2 | 192.8 | |||||
Коммерческие расходы | 2.3 | 2.2 | 3.6 | 178.5 | |||||
Прибыль (убыток) от продаж | 7.4 | 11.2 | 12.6 | 197.3 | |||||
Проценты к получению | ; | ; | ; | ; | 0.7 | ; | |||
Проценты к уплате | ; | ; | ; | ; | 0.3 | ; | |||
Прочие операционные доходы | ; | ; | 0.4 | 0.8 | ; | ||||
Прочие операционные расходы | 1.2 | 0.8 | 4.5 | 635.0 | |||||
Внереализационные доходы | 4.5 | 0.1 | ; | ; | ; | ||||
Внереализационные расходы | 5.3 | 4.0 | ; | ; | |||||
Прибыль/убыток до налогообложения | 1.5 | 7.0 | 9.3 | 728.5 | |||||
Отложенные налоговые активы | 0.0 | 0.0 | 0.0 | 160.0 | |||||
Отложенные налоговые обязательства | 0.3 | 0.0 | 0.3 | 128.9 | |||||
Текущий налог на прибыль | 1.2 | 2.5 | 3.3 | 319.4 | |||||
Чистая прибыль | 8.3 | 4.6 | 6.3 | 77 852.9 | |||||
Так, в 2009 году чистая прибыль составляла лишь 34 тыс. сом., а в 2010 году уже 18 274 тыс. сом. По сравнению с 2009 годом в 2011 году увеличение ее в процентном соотношение составило 77 853% или же можно сказать, что чистая прибыль увеличилась в 778 раз.
Из чего следует, что у предприятия ОсОО «Алтын Була» достаточно стабильные темпы роста выручки и прибыли, его финансовое состояние оценивается, как более чем устойчивое.
Экономическое и финансовое состояние предприятия за исследуемый период было достаточно стабильным.
Своевременно и в полном объёме выплачивалась заработная плата работникам, перечислялись налоги и велись расчёты с вышестоящей организацией.
Финансовым результатом деятельности предприятия в течение всего исследуемого периода была балансовая прибыль.
Задача анализа ликвидности возникает в связи с необходимостью давать оценку кредитоспособности предприятия, то есть его способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам.
Анализ ликвидности баланса позволяет определить степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.
Таблица 2.1.
Анализ ликвидности баланса ОсОО «Алтын Була»
(тыс. сом)
Группы | 2009 год | 2010 год | |||||
Покрытые активы (А) | Обязательства пассива (П) | Излишки недостатки | Покрытые активы (А) | Обязательства пассива (П) | Излишки недостатки | ||
I А1 | 572,00 | 2300,20 | — 1728,20 | 2313,00 | 2385,40 | — 72,40 | |
II А2 | 1127,50 | 7,20 | 1120,30 | 587,60 | 4,00 | 583,60 | |
III А3 | 11 147,10 | 89,20 | 11 057,901 9199,50 | 9199,5 | 158,50 | 9041,00 | |
IV А4 | 20 834,70 | 31 284,70 | — 10 450,00 | 19 123,60 | 28 659,70 | — 9536,10 | |
Баланс | 33 681,30 | 33 681,30 | 31 207,60 | 31 207,60 | |||
Таблица 5 заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности, и расположенных в порядке убывания ликвидности с обязательствами по пассиву, сгруппированным по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков.
Что касается ОсОО «Алтын Була», то в его первую группу нельзя назвать абсолютно ликвидной. Так как средства активов намного меньше обязательств. Но следует заметить, что в сравнении с предыдущим годом недостаток наиболее ликвидных активов сократился на 1659,0 тыс. сом. Так на конец 2009 года недостаток средств для погашения наиболее срочных обязательств был равен 1735,4 тыс. сом, а на конец 2010 года — 76,4 тыс. сом.
Вторая группа характеризуется степенью покрытия средств. Здесь нет недостатка денежных средств.
Третья группа сформирована средствами медленно реализуемых активов и долгосрочных пассивов. Здесь наблюдается следующее: средства активов полностью покрывают долгосрочные обязательства. Излишек средств в 2009 году составил 11 057,9 тыс. сом и на конец 2010 года — 9041,0 тыс. сом.
Таблица 3.2.
Анализ показателей платежеспособности ОсОО «Алтын Була»
Показатели | 2009 год 2010 год Изменения | |||
Коэффициент общего покрытия | 5,57 | 5,06 | — 0,50 | |
Коэффициент промежуточной ликвидности | 0,74 | 1,21 | 0,48 | |
Коэффициент абсолютной ликвидности (срочности) | 0,25 | 0,97 | 0,72 | |
Доля оборотных средств в активах | 0,38 | 0,39 | 0,01 | |
Коэффициент соотношения кредиторской и дебиторской задолженности | 2,05 | 4,07 | 2,02 | |
Четвертая группа — это трудно реализуемые активы (внеоборотные активы) и постоянные пассивы, т. е. собственный капитал. Данная группа соответствует неравенству: А4<�П4. Это говорит о том, что все внеоборотные активы сформированы за счет собственного капитала. Таким образом, по ОсОО «Алтын Була» система неравенств имеет противоположный знак от зафиксированного в оптимальном варианте, а именно: А1<�П1 А4<�П4. Ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной ликвидности. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их избытком по другой группе в стоимостной оценке, в реальной же ситуации менее ликвидные активы не могут заменить более ликвидные.
Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. К этой группе относятся различные показатели оборачиваемости.
Таблица 2.6.
Анализ деловой активности предприятия в 2009;2010 гг (тыс. сом)
Наименование коэффициента | Расчетная формула | 2009 год | 2010 год | 2010 год | Темп роста, % | ||
2009 -2010гг | 2010;2010гг | ||||||
Оборачиваемость запасов | Выручка / Запасы | 0,8 | 0,9 | 1,01 | 112,5 | 112,2 | |
Оборачиваемость готовой продукции | Выручка / Готовая продукция | 2,5 | 2,3 | 2,6 | |||
Оборачиваемости дебиторской задолженности | Выручка / Дебитор. задолженность | 3,3 | 4,9 | 7,5 | |||
Средний срок оборота деб. задолженности | (Н * Дебиторская задолженность) / Выручка | ||||||
Оборачиваемость кредиторской задолженности | Выручка / Кредитор. задолженность | 4,6 | 10,5 | 10,4 | 228,3 | ||
Средний срок оборота кред. задолженности | (Н * Кредиторская задолженность) / Выручка | 43,6 | |||||
Общая оборачиваемость оборотных средств | Выручка / Среднегодовой остаток оборотных средств | 0,53 | 0,59 | 0,66 | 111,3 | 111,8 | |
Средний срок общей оборачиваемости | Н * (Среднегодовой остаток оборотных средств)/Выручка | 90,2 | 89,2 | ||||
Из данных таблицы 14 видно, что произошло незначительное увеличение большинства приведенных показателей. Оборачиваемость запасов в 2009 году составила 0,8 раза. В 2010 году показатель увеличился на 12,5% и составил 0,9 раза. В 2010 году оборачиваемость запасов возросла на 12,2% и составила 1,01 раза. Оборачиваемость готовой продукции составила 2,5 раза в 2009 году. В 2010 году этот показатель снизился на 8% и составил 2,3 раза. В 2010 году показатель возрос на 13% и составил 2,6 раз.
Чистая прибыль в 2010 году по сравнению с 2009 годом возросла на 13,4%, что в абсолютном выражении составляет 57 000 сом. В 2010 году по сравнению с 2010 годом чистая прибыль возросла на 24,7%, что составляет 119 320 сом. А по сравнению с 2009 годом рост составил 41,4% т. е. 176 320 сом. Для более детальной характеристики выручки от реализации продукции, себестоимости продажи продукции, прибыли от продажи рассчитаем относительные показатели, представленные в таблице 2.7, и сформулируем соответствующие выводы.
Таблица 2.7.
Относительные показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности организации за 2009;2010 гг (тыс. сом)
Наименование коэффициента | Расчетная формула коэффициента | 2009 год | 2010 год | 2010 год | Темп роста, % | ||
2009;2010 гг | 2010;2010 гг | ||||||
Рентабельность активов | Чистая прибыль /Итог актива баланса | 0,10 | 0,11 | 0,13 | 118,2 | ||
Рентабельность продаж | Чистая прибыль /Выручка | 0,30 | 0,30 | 0,32 | 106,7 | ||
Рентабельность всего капитала | Чистая прибыль /Валюта баланса | 0,10 | 0,11 | 0,13 | 118,2 | ||
Рентабельность собственного капитала | Чистая прибыль /Собственный капитал | 0,18 | 0,17 | 0,17 | 94,4 | ||
На основе расчетов можно сделать следующие выводы:
Рентабельность активов выросла с 0,10 в 2009 году до 0,11 в 2010 году. В 2010 году рост данного показателя продолжился на 18,2% и составил 0,13. То есть на 1 сом. средств вложенных в активы в 2009 году приходилось 0,10 тый. чистой прибыли. В 2010 году на 1 сом. приходилось 0,11 тый. чистой прибыли. В 2010 году 0,13 тый. Несмотря на рост данного показателя, значение его находится на низком уровне, что свидетельствует о недостаточно эффективном использовании активов предприятия.
2.3 Пути совершенствования управления финансами ОсОО «Алтын Була»
Для того чтобы ОсОО «Алтын Була» удалось преодолеть ряд негативных моментов и стабилизировать финансовое состояние, нам необходимо провести следующие мероприятия:
1) Оптимизировать структуру оборотных средств и повысить показатели оборачиваемости:
— снизить запасы, направив их в производство;
— реализовать готовую продукцию;
— принять НДС к зачету;
— увеличить выручку от реализации.
2) Повысить рентабельность:
— изыскать более дешевое сырье;
— установить конкурентоспособные цены;
— увеличить объем работ;
— проработать маркетинговую политику.
3) Оптимизировать структуру собственных и заемных средств:
— оптимизировать объем собственных средств в обороте предприятия;
— снизить размер заемных средств до возможного минимума.
4) Изменить структуру внеоборотных активов.
Основным содержанием оперативного механизма финансового оздоровления является обеспечение сбалансирования денежных активов и краткосрочных финансовых обязательств предприятия, достигаемое различными методами в зависимости от диктуемых условий реального финансового состояния предприятия.
Ускоренная ликвидность оборотных активов, обеспечивающая рост положительного денежного потока в краткосрочном периоде, достигается за счет следующих основных мероприятий:
— ликвидации портфеля краткосрочных финансовых вложений;
— ускорения инкассации дебиторской задолженности;
— снижения периода предоставления товарного (коммерческого) кредита;
— увеличения размера ценовой скидки при осуществлении наличного расчета за реализуемую продукцию;
— снижения размера страховых запасов товарно-материальных ценностей (ТМЦ);
— уценки трудноликвидных видов запасов ТМЦ до уровня цены спроса с обеспечением последующей их реализации и др.
Очень важным мероприятием по финансовому оздоровлению является внедрение системы бюджетирования, позволяющей дифференцировать доходы и затраты предприятия по центрам ответственности, осуществить экономическое стимулирование их деятельности и, тем самым, повысить рентабельность текущих затрат.
Заключение
Управление финансами — неотъемлемая часть общей системы управления предприятием, связанная с выработкой и принятием финансовых и инвестиционных решений на основе использования соответствующих концепций, правил и методов.
Каковы же цели финансового управления? Считается, что целью является получение прибыли. Однако это не совсем так. Предприятие может быть доходным, но финансово неустойчивым. Менеджеры должны постоянно поддерживать платежеспособность предприятия, т. е. его способность рассчитываться по всем обязательствам. В числе последних наиболее сложным видом являются обязательства перед собственниками предприятия, его акционерами, вложившими свои средства (деньги) в акции предприятия, сформировав тем самым его капитал. Поэтому важно обеспечить рост благосостояния акционеров, которое выражается в неуклонном увеличении капитала предприятия, в росте цены его акций, значит, в росте его стоимости в целом.
Можно предположить наличие разных целей управления финансами в зависимости от стадии жизненного цикла предприятия, его производственно-технических возможностей, уровня конкурентоспособности производимой им продукции, организационно-правовой формы и других факторов. Тем не менее основной целью управления финансами предприятий (фирм) является удовлетворение интересов собственников в форме повышения их благосостояния путем увеличения стоимости фирмы через механизм формирования и эффективного использования прибыли. Эта цель получила наибольшее признание в теории финансового менеджмента и доказала свою жизнеспособность практическими успехами в развитии корпоративного бизнеса разных стран.
Исследования показали, что деятельность предприятий КР финансируется за счет собственных и заемных средств. Баланс предприятия в отчетном периоде можно считать в достаточной мере ликвидным. Показатели оборачиваемости находятся на низком уровне, это говорит о их неэффективном использовании. Выявлен недостаток оборотных средств т.к. руководство предприятия не в достаточной мере использует имеющиеся резервы. Надо отметить, что на предприятии выявлен необоснованно высокий уровень производственных запасов и готовой продукции значительно влияющий на общую оборачиваемость активов предприятия. Проведенный анализ также показал, что показатели рентабельности находятся на низком уровне.
В отчетном периоде предприятие ОсОО «Алтын-Була» является финансово неустойчивым. Поэтому для стабилизации финансового состояния предприятия и преодоления ряда негативных моментов, были предложены следующие мероприятия:
— усовершенствовать структуру управления;
— оптимизировать структуру оборотных средств и повысить показатели оборачиваемости;
— повысить рентабельность;
— продумать и тщательно распланировать политику ценообразования,
— изыскать более дешевое сырье;
— увеличить объем работ;
— проработать маркетинговую политику;
— оптимизировать структуру собственных и заемных средств:
— изменить структуру внеоборотных активов.
Таким образом, финансы предприятия располагают небольшими капиталовложениями. Чтобы развивать свое предприятие владелец должен правильно распоряжаться своими вложениями.
1. Артеменко В. Г., Беллендир М. В. «Финансовый анализ». — М., 1997.
2. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа — М.: Финансы и статистика, 2000 г. — 228 с.
3. Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. Т. 1. — К.: Ника-Центр, Эльга, 2002. — 592 с.
4. Бланк И. А. Основы финансового менеджмента. Т. 2. — К.: Ника-Центр, Эльга, 2002. — 512 с.
5. Бородин И. А. Теоретические основы финансов предприятий. — РГЭА: Р-н/Д., 2000. — С. 112.
6. Валдайцев С. В. Антикризисное управление на основе инноваций. — СПб. ун-та, 2001.
7. Волков Л. В. Дефекты в системе корпоративного управления как одна из причин несостоятельности производства // ЭКО. 2000. № 10. — С. 153.
8. Гаврилова А. Н., Попов А. А. Финансы организаций (предприятий): учебное пособие. — М.: КНОРУС, 2008. — 576 с.
9. Гришаев С. П., Аленичева Т. Д. Банкротство: законодательство и практика применения в Кыргызской Республики и за рубежом, ЮКИС, 2010. — С. 132.
10. Донцова Л. В., Никифорова Н. А. Анализ бухгалтерской отчетности. — М.: Издательство «ДИС», 2000 г.
11. Ковалев В. В. Финансовый анализ. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 85 с.
12. Ковалев А. И., Привалов В. П. Анализ финансового состояния предприятия. Изд. 5-е, — М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. — 256 с.
13. Крейнина М. Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. — М.: ИКЦ «ДИС», 1999 г. — 224 с.
14. Любушин Н.П., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Н. П. Любушина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
15. Маркарьян Н. А. Герасименко Г. П. Финансовый анализ. — М.: «ПРИОР», 1999 г.
16. Мешков В. Финансовое состояние предприятия: оценка, пути улучшения // Экономист. — 2000. — № 7. — с. 37−42.
17. Палий В. Ф. Новая бухгалтерская отчетность. Содержание. Методика анализа — М.: библиотека журнала «Контроллинг», 1999.
18. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. — 7-е изд., испр. — Мн.: Новое знание, 2002. — 704 с.
19. Савицкая Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности: Краткий курс. — 2-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 303 с.
20. Стоянова Е. С. Финансовый менеджмент в условиях инфляции. — М.: Перспектива, 1999 г.
21. Финансовый менеджмент. / Под ред. Г. Б. Поляка. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000 г.
22. Хацкевич Е. М. Финансовое оздоровление организации. Учеб. пособие. — Новосибирск: НГУЭУ, 2004. — 78 с.
23. Шеремет А.Д., Сайфулин Р. С., Негашев Е. В. Методика финансового анализа. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 208 с.
24. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. — М.: ИНФРА — М, 2002. — 412 с.
25. Шеремет А. Д., Ионова А. Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 538 с.
26. Шишкин А. К., Вартанян С. С., Микрюков В. А. Бухгалтерский учет и финансовый анализ на современном предприятии: Практическое руководство. — М.: ИНФРА — М, 2002. — 268 с.
27. Экономика предприятия. Учебник. / Под ред. проф. Н. А. Сафронова. М.: ЮРИСТЪ, 2002.