Методы планирования деятельности организации
Для успешного результата следования инструкциям и выполнением поставленных целей и задач предприятия руководитель должен выработать систему мотивации, поощрения персонала, так как известно, что материальное и моральное стимулирование работников имеет прямое воздействие на прибыль организации. Но создавая мотивационную политику нельзя допустить, чтобы она превратилась в настоящую конкурентную… Читать ещё >
Методы планирования деятельности организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ Кафедра менеджмента Курсовая работа по дисциплине «Основы менеджмента»
МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Автор работы Скерсь И.Ю.
Гродно 2014
Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы планирования деятельности предприятия
1.1 Понятие методов планирования. Классификация методов планирования
1.2 Документальная информация о системе планирования
1.3 Инструменты и методы анализа, применяемые при планировании деятельности организации Глава 2. Анализ системы планирования деятельности на примере ЧТУП «Голубая птица»
2.1 Организационно-экономическая характеристика УП «Голубая птица»
2.2 Конкурентный анализ деятельности УП «Голубая птица»
2.3 Анализ внешней и внутренней среды в УП «Голубая птица». Резервы развития деятельности предприятия Глава 3. Совершенствование процесса планирования в УП «ГОЛУБАЯ ПТИЦА»
3.1 Пути совершенствования процесса планирования деятельности в УП «Голубая птица»
3.2 Мероприятия по совершенствованию процесса планирования в УП «Голубая птица»
Заключение
Список использованной литературы
Роль людей-управленцев, то есть менеджеров, в условиях рыночной экономики чрезвычайно ответственна, так как должна обеспечить не только работу предприятия, но прибыльность и эффективность непосредственно связанных с планированием.
Планирование предполагает анализ состояния, оценку всех слагаемых факторов производства и возможностей их увеличения и пополнения, выработку стратегии своего развития с точки зрения влияния внешних факторов: конкуренции, законодательной базы, экономико-социального состояния общества; создание конкретного плана действий и развития предприятия.
Планирование в организации — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование присуще всем предприятиям независимо от их форм собственности.
Технология любого планового процесса включает совокупность систематизированных операций, процедур и методов. Ведущая роль в технологии планирования принадлежит методам планирования. Они полностью включают в себя все методы прогнозирования (экспертные и формализованные).
Исторически формирование логики и технологии разработки планов осуществлялось с использованием балансового, вариантного, программно-целевого, нормативно-ресурсного и других методов.
Актуальность данной работы определяется тем, что современным предприятиям, развивающимся в нестабильных условиях внешней среды, необходимы предварительный анализ деятельности самой организации и возможность предвидеть изменения внешней среды, поскольку это является непременным условием для дальнейшей выработки последовательности действий по постановке целей и их реализации.
Теоретической основой написания данной работы послужили труды отечественных и зарубежных экономистов и специалистов в области управления персоналом, публикуемые в учебных пособиях, специализированных периодических изданиях и в сети Интернет, а также внутренняя и внешняя отчетности и др.
Объектом данного исследования является ЧТУП «Голубая птица», предметом — методы планирования деятельности на данном предприятии.
Цель данной курсовой работы — провести всесторонний анализ методов планирования и доказать необходимость планирования деятельности организации на примере ЧТУП «Голубая птица».
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
— изучить теоретические аспекты по данной теме;
— описать организацию планирования на предприятии, а также проанализировать методы планирования используемые в ЧТУП «Голубая птица»;
— разработать комплекс мероприятий по совершенствованию системы планирования в ЧТУП «Голубая птица».
В ходе курсовой работы использовались общенаучные методы исследования, метод анализа, а также мыслительно-логические методы. Были изучены литературные источники и периодические издания по проблеме исследования, а также внутренняя документация ЧТУП «Голубая птица» (Устав, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка и др.).
Глава 1. Теоретические основы планирования деятельности предприятия
1.1 Понятие методов планирования. Классификация методов планирования
Планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Процесс планирования является попыткой представить себе картину будущего, комплексно учитывающую все обстоятельства и особенности, важные для рынка сбыта. Этот процесс предполагает знание настоящего состояния дел и тенденций развития, которые помогают предвидеть будущее, а также овладение методикой, позволяющей смоделировать переход настоящего положения в будущее прогнозируемое состояние.
Управлять — значит предвидеть, т. е. прогнозировать, планировать. Поэтому важнейшим элементом предпринимательской хозяйственной деятельности и управления предприятием является планирование. [16]
Планирование — это определение основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. Планирование осуществляется посредством определённых методов. [19]
Методы планирования — это система правил и процедур выполнения различных задач планирования с целью разработки плановых заданий и выработки соответствующих рациональных решений. [9]
Спланировать деятельность предприятия — это значит определить основные направления и пропорции развития производства с учетом имеющихся материальных и трудовых ресурсов на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов товаров и сроков их выпуска.
Существуют два подхода к пониманию сущности планирования: широкий и узкий. В широком понимании планирование состоит в принятии комплекса решений, относящихся к будущим событиям. Такие решения могут быть связаны с постановкой целей и задач развития предприятия, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов поведения предприятия в предстоящем периоде. В узком понимании планирование сводится к составлению специальных документов — планов, определяющих конкретные действия предприятия по осуществлению принятых решений. В настоящее время планирование деятельности является экономической основой свободных рыночных отношений всех хозяйственных субъектов и экономических объектов с различными формами собственности. Посредством планирования обеспечивается необходимое равновесие между производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и объемом их предложения предприятием на макроэкономическом уровне. [6]
Опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих.
При планировании деятельности предприятия используют различные методы, выбирая которые следует учитывать определенные требования к ним. Методы планирования должны соответствовать внешним условиям хозяйствования, особенностям различных состояний процесса становления и развития рыночных отношений; учитывать специфику деятельности объектов планирования и разнообразие средств и путей достижения основной предпринимательской цели — увеличение прибыли (валового дохода). [1]
Методы планирования соответствуют методологии планирования и используют законы формальной, математической и диалектической логики.
Разнообразие методов планирования усложняет возможности их классификации. Можно выделить следующие классификационные признаки методов планирования:
— по подходу;
— по области применения,
— по наглядности представленной информации.
По подходу различают общие методы планирования, широко используемые для разных субъектов и объектов планирования, и функциональные, в основном определяемые областью применения. К общим методам можно отнести:
— балансовый;
— нормативный;
— программно-целевой;
— экспериментальный;
— метод планирования по технико-экономическим факторам.
Балансовый метод предполагает разработку балансов, построенных на сочетании потребности в ресурсах и источниках их покрытия. Различают материальные, финансовые, трудовые балансы, балансы оборудования и производственных мощностей. Межотраслевой баланс известен в науке и практике как метод «затраты — выпуск», разработанный В. Леонтьевым (США).
Нормативный метод использует систему норм и нормативов, эффективен при прогрессивной нормативной базе.
Программно-целевой метод, применяемый при планировании широкомасштабных программ в области социального развития, научно-технического прогресса, позволяет:
— направить ресурсы на выполнение наиболее важных социальных и технических программ;
— обеспечить сквозное планирование, что особенно важно для реализации технических программ (от идей до внедрения в производство);
— увязать реализацию технических и социально-экономических программ.
— Экспериментальные методы предполагают постановку эксперимента и использование его результатов в хозяйственной деятельности.
Метод планирования по технико-экономическим факторам применяется при планировании производительности труда, издержек, у него более узкая область применения, чем у других методов данной группы. При этом методе планирования учитывают следующие факторы:
— технические (внедрение новой техники и технологии, новых материалов, реконструкцию и технологическое перевооружение и т. д.);
— совершенствование организации производства и труда;
— изменение объема производства, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;
— инфляцию;
— особые факторы, связанные со спецификой производства.
По области применения выделяют методы, связанные с анализом, оценкой, прогнозированием, принятием решений и реализацией планов. К методам анализа можно отнести:
— системный анализ;
— метод написания сценария;
— метод сетевого планирования;
— функционально-стоимостной анализ (ФСА);
— методы экономико-статистического анализа.
— Системный анализ отвечает на следующие основные вопросы:
— как выделить систему деятельности, которую собираемся планировать;
— чем характеризуются сфера и условия деятельности предприятия;
— как организована фирма;
— в чем особенности политики стратегии и тактики фирмы;
— какие фирмы являются конкурентами и какова их рыночная доля;
— какие законы и правительственные постановления влияют на работу предприятия?
Сетевым планированием называют графическое изображение определенного комплекса выполняемых работ, отражающего их логическую последовательность, существующую взаимосвязь и планируемую продолжительность. Система сетевого планирования используется в различных сферах производственной и предпринимательской деятельности для выполнения маркетинговых исследований, планирования и организации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществления организационно-технических проектов, строительства и монтажа строительных объектов, ремонта и модернизации технологического оборудования, реструктуризации действующего производства, а также управления инновационной деятельностью предприятия. [10]
Применение методов сетевого планирования позволяет обоснованно выбирать цели развития предприятия и его подразделений, эффективно распределять объёмы производства по календарным срокам и рационально использовать имеющиеся на предприятии ограниченные ресурсы, осуществлять прогнозирование хода выполнения основных этапов работ, проводить многовариантный экономический анализ, производить корректировку планов-графиков выполнения работ, оперативно получать необходимые плановые данные о фактическом состоянии хода работ и обеспечивать в процессе планирования увязку долгосрочной стратегиис краткосрочными целями предприятия.
Функционально-стоимостной анализэто технико-экономический метод нахождения по специальной программе резервов снижения затрат на производство и эксплуатацию продукции путем исследования основных и вспомогательных функций объекта анализа и инженерного поиска. [3, с 184]
Программа ФСА — комплекс работ, обеспечивающих планомерный системный поиск источников лишних затрат в объекте анализа, нахождение технических решений для их исключения и внедрение рекомендаций по результатам анализа.
Методы экономико-статистического анализа очень многообразны — анализ выборок, корреляционный, спектральный, кластерный, дискретный и факторный анализы.
К методам оценки можно отнести все методы, позволяющие на основе проведенного анализа оценить ситуацию, а именно это оценки продукта, затрат, эффективности, метод дерева целей.
Метод экспертных оценок (балловый)широко используется для целей планирования, анализа и прогнозирования. Его сущность — объективизация совокупности субъективных мнений, метод впервые был использован в США для оценки оборонной мощи СССР, позже ими же для оценки перспектив развития своего народного хозяйства.
Метод дерева целей применяется и в прогнозировании, так как он построен по принципам нормативного прогнозирования. Этот метод не только обеспечивает гибкость в корректировке целей и сценария, но и позволяет спланировать процесс принятия решений.
Методы прогнозирования связаны с двумя способами мышления: индуктивным и дедуктивным. Индуктивный — построение рассуждений от частного к общему, дедуктивный — от общего к частному.
Индуктивному подходу соответствуют методы поискового прогнозирования, дедуктивному — методы нормативного прогнозирования. При поисковом прогнозировании состояние объекта в будущем определяется закономерностями, выявленными по частным результатам опыта его поведения в прошлом и настоящем. Нормативное прогнозирование ориентировано на то, что задается конечная цель развития объекта в будущем, а содержанием прогноза является определение частных путей, средств и сроков достижения цели.
К поисковому прогнозированию относятся: метод «мозговой атаки», метод Дельфи, метод деловой игры.
Метод «мозговой атаки» основан на коллективной генерации идей группой высококвалифицированных экспертов. Метод Дельфипоследовательное проведение заочных «мозговых атак» группой экспертов, территориально удаленных. Метод деловой игры использует подходы «мозговой атаки» и проводится по заранее подготовленным правилам игры.
К нормативному прогнозированию относятся такие методы, как экстраполяция тенденций, морфологический анализ, имитационные модели.
В основе метода экстраполяции тенденций лежит предположение, что закон роста или закон любого изменения, имевшие место в прошлом и настоящем, будут действовать идентично либо с некоторыми изменениями в будущем. [3, с 187]
Сущность метода морфологического анализа заключается в выявлении и подсчете всех возможных вариантов решений той или иной задачи. Использование имитационных моделей позволяет в условиях ЭВМ на основе сочетания целей, ограничений и ресурсов выбрать наиболее приемлемый вариант прогноза.
К методам принятия решений и реализации планов относятся: экономико-математические модели, метод таблиц решений, метод построения дерева решений, а также метод сравнения альтернатив.
Экономико-математические модели используются в планировании для различных целей, в том числе и для принятия решений, они включают оптимизационные модели (линейные, нелинейные, динамические, стохастические модели массового обслуживания, имитационные, в настоящее время применяют виртуальные модели).
Таблицы решений — средство описания процессов и программ с большим количеством логических условий, поэтому чаще всего они имеют два раздела, включающие условия и действия.
Метод построения дерева решений представляет собой логическую последовательность действий по принятию решений и реализации планов с учетом поставленных целей и имеющихся ресурсов. [11]
Метод сравнения альтернатив связан с оценкой альтернативных решений, количественных и качественных преимуществ каждого из них, позволяющих принять к реализации наиболее эффективный вариант.
По наглядности представленной информации методы могут быть: описательными, эмпирическими, табличными, графическими.
С помощью описательной информации осуществляется представление экономической ситуации на мировом и региональных рынках, на рынках отдельных товарных групп.
В эмпирических расчетах используются формулы, алгоритмы, количественные модели.
Информация, представляемая для обработки экономико-статистическими методами, имеет табличную форму, что позволяет делать анализ объемных и финансовых показателей, рассчитывать их динамику.
Графическое представление информации лежит в основе всех плановых расчетов в оперативном планировании, сетевое планирование использует сетевые графики. К графическим методам представления информации относят: планировочный график, ленточный график-хронограмму, учетный график, график Ганта (Гант-карту), циклограммы, сетевые графики.
Таким образом, в зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей применяют различные методы планирования. У каждого из этих методов имеется несколько преобладающих признаков, или приоритетных требований, к основному планируемому результату. В процессе планирования ни один из рассматриваемых методов не применяется в чистом виде. В основе эффективного внутри фирменного планирования должен лежать системный научный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия и его внутренней и внешней среды.
1.2 Документальная информация о системе планирования
Туристский бизнес является отраслью экономики непроизводственной сферы, предприятия и организации которой удовлетворяют потребности туристов в материальных и нематериальных услугах, основная функция которого — обеспечить человека полноценным и рациональным отдыхом. Туристский бизнес является приоритетным направлением экономики некоторых развитых и развивающихся стран мира (Турция, Египет, Тунис и др.). В настоящее время, он превратился в индустрию международного масштаба, занимающую по доходам третье место среди крупнейших экспортных отраслей экономики, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению. Изучая понятие туристского бизнеса необходимо коснуться понятия туристской индустрии. Одно из первых определений индустрии туризма было дано на Конференции ООН по торговле и развитию в 1971 году, согласно которому: «Индустрия туризма — это совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности, направленных на создание товаров и услуг для путешествующих лиц». [14]
Теоретической основой исследования послужили теории маркетинга и маркетинговых коммуникаций, разрабатываемые и описываемые в отечественной и зарубежной литературе.
Основными группами источников стали книги отечественных и зарубежных авторов (Борисова Ю.Н., Биржакова М. Б., Дуровича А. П., Ильиной Е. Н., Битере Д., Моргана Н, Причарда А. и др.), законодательные акты Республики Беларусь, информация, полученная из сети Internet, публикации в отечественной периодической прессе (журналы «Турбизнес», «Туризм и отдых», «Туризм: Практика, проблемы, перспективы»), отчетные и технологические материалы, предоставленные руководством УП «Голубая птица».
Несмотря на достаточно большое количество научной и методической литературы по проблемам системы планирования, ряд вопросов остается неосвещенным. Формированию и развитию системы планирования не уделяется достаточного внимания, как в научных трудах, так и в проходящих в стране социально-экономических преобразованиях. Научные разработки в этой области касаются в основном теоретических аспектов и отстают от требований практики. Важность проблем практической реализации разработок по формированию и развитию системы планирования на предприятиях сферы услуг предопределили выбор данной темы, цели и задач диссертационного исследования.
Первые шаги в направлении систематизации и обобщения опыта планирования сделаны в XIX веке американскими и европейскими специалистами. К родоначальникам методов планового управления в экономике относят Ф. Тейлора, Г. Форда, Ч. Ганта, А. Файоля. В частности, Гант разработал систему плановых графиков («графики Ганта»), позволивших осуществлять контроль за управляемым объектом и составлять календарные планы работ на будущее. Файоль — основатель западной административной школы — выделял планирование как одну из важнейших административных операций. По его мнению, планирование — «функция управления, определяющая цели деятельности, а также необходимые для достижения цели средства и методы, работающие в наиболее эффективных конкретных условиях». Однако планирование, которое включает и составление прогнозов, у Файоля и других западных специалистов замыкается рамками фирмы, хотя и в тесном взаимодействии с окружающей ее средой. [2]
Планирование на макроуровне впервые осуществлено в России после Октябрьской революции 1917 г. Переход предприятий в общественную собственность поставил перед правительством вопрос о способах государственного управления ими. Обстоятельства потребовали поиска форм и методов комплексного системного управления экономикой, начиная с рабочего места и завершая народным хозяйством страны в целом. Для этого были созданы специальные государственные органы во главе с Высшим Советом Народного Хозяйства (ВСНХ). В задачи ВСНХ входили организация производства и государственных финансов, разработка общих норм и планов регулирования экономической жизни страны, согласование и объединение деятельности центральных и местных органов экономического управления.
Позитивная практика централизованного планирования в СССР показала возможность планирования и стратегического управления в национальном масштабе и при этом избежание кризисов и безработицы. Английский экономист Дж. Кейнс с учетом опыта СССР в 1930;е годы предложил основы государственного регулирования экономики. С тех пор различные формы стратегического программирования и управления стали широко использоваться в хозяйственной практике почти во всех странах запада. [18]
В стратегическом управлении процесс планирования нацелен на решение взаимообусловленных, но по содержанию различных задач: во-первых, социально-экономических и, во-вторых, организационно-технических. Социально-экономические задачи определяются общественным спросом и условиями развития общества. Организационно-технические задачи обусловлены кооперацией труда и определяются уровнем развития средств и методов производства. Поэтому к содержанию планирования производства необходимо подходить с позиций, как его организационно-технических характеристик, так и социально-экономических условий. Иначе могут быть упущены многие причинно-следственные связи и зависимости, определяющие цели, формы и методы планового управления экономикой.
Планирование занимает центральное место в механизме хозяйственного управления как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций и решения социальных задач. Это необходимое условие своевременной подготовки сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования для изготовления конечной продукции и создания запасов, а также подготовки кадров рисунок1. Чтобы не отстать от конкурентов, каждая независимая производственная организация должна тщательно планировать перспективу развития собственного производства и потребностей рынка минимум на 2−3 года, а средствами управления — достигать плановых результатов. Любые просчеты и упущения при этом грозят убытками и даже полным разорением. Фирме необходимо предусматривать перспективу до мелочей по каждому этапу, начиная с разработки проекта изделия и заканчивая его сбытом, а затем и прекращением производства и выходом на рынок с новой продукцией. Все должно быть увязано с экономикой предприятия, налоговой системой и кредитной ситуацией, позициями предприятия на рынке и намерениями конкурентов, ситуацией за пределами предприятия.
1.3 Инструменты и методы анализа, применяемые при планировании деятельности организации
Сущность анализа внешней среды состоит в систематическом изучении и оценке контролируемых и неконтролируемых факторов (объектов и событий), относящихся к предприятию. Главная цель такого анализа — получение необходимой планово-прогнозной информации, а дополнительная цель — выявление сильных и слабых сторон самого предприятия, а также возможностей и рисков, связанных с его внешней средой. [22]
Менеджер, занимаясь анализом состояния внешней среды, должен анализировать рынки, уровни конкуренции и технологий. Анализ работы предприятий-конкурентов строится по той же схеме, что и анализ работы собственного предприятия. При этом используются различные виды анализа и их комбинации:
— анализ, проводимый исключительно на базе прошлой фактической информации — анализ фактов, или фактический анализ;
— анализ, проводимый на базе информации, ориентированной в прошлое и будущее — анализ событий и отклонений. Анализ отклонений является частью процессов контроля;
— анализ, проводимый на базе будущей информации — анализ планируемых показателей. Служит для оценки составленных планов и выбора плановых альтернатив.
Для формирования стратегических управленческих решений могут разрабатываться целевые, программные и проектные прогнозы. По периоду упреждения — промежутку времени, на который рассчитан прогноз, различают прогнозы оперативные (текущие), краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и дальнесрочные. Анализ сильных и слабых сторон предприятия — очень важное направление в деятельности предприятия. Метод SWOT-анализа способен эффективно помочь в этом и широко используется предприятиями во всем мире. Современный менеджер обязан в совершенстве владеть этим методом. [23]
SWOT-анализ — метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или организацию. Все факторы делятся на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). Метод включает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих ее достижению или осложняющих его. [24, с 57] Качественный анализ перспектив предприятия проводится с целью выяснения вышеназванных сторон его деятельности, открывающихся перед ним возможностей и надвигающихся угроз. Сила и слабость предприятия должны оцениваться в контексте его конкурентоспособности.
Анализ SWOT помогает развивать понимание тех обстоятельств, в которых действует предприятие, он помогает сбалансировать свои внутренние сильные и слабые стороны с теми благоприятными возможностями и факторами угрозы, с которыми придется столкнуться предприятию. Данный анализ помогает определить не только возможности предприятия, но и все доступные преимущества перед конкурентами.
Сильные стороны должны основываться только на фактах. Таким образом, этот метод помогает выявить ключевые факторы успеха (КФУ), т. е. сильные и слабые стороны предприятия, которые оказывают наибольшее влияние на успех его деятельности. На первом этапе нужно провести анализ по следующим факторам.
Внутренние факторы. Сильные стороны: компетентность; наличие достаточных финансовых ресурсов; наличие хороших конкурентоспособных навыков; хорошая репутация у потребителей; признанное лидерство предприятия на рынке; наличие у предприятия хорошо продуманных стратегий в данной сфере деятельности; наличие собственных технологий высокого качества; наличие преимуществ в стоимости на продукцию и услуги; наличие преимуществ перед конкурентами; способность к инновациям и т. п. [8]
Слабые стороны: отсутствие стратегического направления; маргинальное положение на рынке; наличие устаревшей техники; низкий уровень прибыльности; неудовлетворительный уровень менеджмента; плохой контроль; слабость по сравнению с конкурентами; отсталость в инновационных процессах; узкий ассортимент продукции; неудовлетворительный имидж на рынке; низкие маркетинговые навыки у персонала; отсутствие достаточного финансирования проектов и т. п.
Внешние факторы. Благоприятные возможности: работа с дополнительными группами потребителей; внедрение на новые рынки или сегменты рынка; расширение спектра продуктов для удовлетворения более широкого круга потребителей; дифференцированность продукции; способность предприятия быстро перейти к более выгодным стратегическим группам; уверенность в отношении фирм-соперников; быстрый рост рынка и т. п. [4]
Факторы угрозы: приход новых конкурентов; повышение объема продаж аналогичных продуктов; медленный рост рынка; неблагоприятная налоговая политика государства; изменение нужд и вкусов покупателей и т. п.
Менеджер должен также знать, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованные возможности предприятия могут стать угрозой, если их вовремя использует конкурент. С другой стороны, удачно предотвращенная угроза может обеспечить предприятию сильную позицию. [25]
SWOT-анализ предусматривает интерактивное использование матрицы. Слева выделяются два раздела (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа характеристики предприятия. В верхней части матрицы выделяются два раздела (возможности и угрозы), а на пересечении этих разделов образуются четыре поля для дальнейшего исследования:
1. «СИВ» (сила и возможности);
2. «СИУ» (сила и угрозы);
3. «СЛВ» (слабость и возможности);
4. «СЛУ» (слабость и угрозы).
Все соответствующие записи вносятся в эти поля в качестве предложений в результате анализа взаимодействия вышеперечисленных характеристик.
Из матрицы видно, что наиболее благоприятные возможности существования предприятия открывает поле «СИВ». Данное поле позволяет использовать сильные стороны предприятия для того, чтобы получить отдачу от появившихся возможностей. Поле «СЛВ» позволяет за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся у предприятия слабости. Поле «СИУ» предполагает наличие возможностей использования сил предприятия для устранения угроз. Поле «СЛУ» — самое опасное для предприятия. Для него характерны слабость позиции предприятия и опасность надвигающейся угрозы.
Таким образом, менеджер должен уметь определять, какими сильными сторонами обладает его предприятие, не только видеть, но и признаваться в слабых его сторонах. Он должен осознавать, какие у предприятия существуют благоприятные возможности, и принимать в расчет те факторы угрозы, которые могут помешать извлечь выгоду из благоприятных возможностей.
Глава 2. Анализ системы планирования деятельности на примере ЧТУП «ГОЛУБАЯ ПТИЦА»
2.1 Организационно-экономическая характеристика УП «Голубая птица»
Унитарное предприятие «Голубая птица» создано на основании Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» и зарегистрировано решением Минского городского исполнительного комитета № 45 от 19.09.2000 г. УП «Голубая птица» является юридическим лицом без ведомственной подчиненности, основано на частной форме собственности, относится к предприятиям в сфере услуг.
Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в учреждениях банках; имеет в собственности обособленное имущество, произведенное и приобретенное в процессе своей деятельности; несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Основной продукт деятельности предприятия — экскурсионные автобусные туры по Европе, индивидуальные туры в Италию, прием иностранных туристов в Республику Беларусь, горнолыжные туры, свадебные туры, экскурсионные авиа туры.
Основной целью УП «Голубая птица» является оказание услуг в сфере туризма, направленных на извлечение прибыли. Вид деятельности — продажа туристического продукта.
Организация предлагает туры по следующим направлениям: Италия, Испания, Венгрия, Словакия, Франция, Германия, Польша, Швейцария, Австрия, Великобритания, Китай, Бразилия.
Технологическая и производственная база позволяют УП «Голубая птица» предлагать следующие виды услуг:
— организацию экскурсий и отдыха по Беларуси и странам Европы для индивидуальных туристов (сборные группы) и организованных групп;
— автобусные и ж/д туры по Беларуси и странам Европы;
— событийно-развлекательные туры на праздники;
— прием туристов в Минске (индивидуальных и группы с любого дня на любое количество дней);
— обслуживание иностранных туристов, как в Минске, так и во всех городах Республики Беларусь;
— экскурсионно-познавательные туры для школьников по Беларуси и странам Европы;
— визовая поддержка в страны Шенгенского соглашения.
Уставный фонд предприятия составляет 3000 000 бел. рублей. Органом управления является директор УП «Голубая птица». Предприятие не имеет филиалов и представительств.
Участник УП «Голубая птица» по общему правилу, собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия.
Штат фирмы состоит из 6 человек: директор, бухгалтер, менеджеры по работе с визовыми формальностями, менеджеры по направлениям. Менеджеры проходили дополнительные курсы по туризму и сервису, необходимые стажировки, обладают навыками корпоративного общения, владеют достоверной информацией о разрабатываемых маршрутах, имеют представление о правовых основах туристской деятельности. Организационно-управленческая структура предприятия в соответствии с направлениями работы является линейно-функциональной и выглядит следующим образом:
Рисунок 2.1. — Организационно-управленческая структура управления УП «Голубая птица»
Руководство текущей деятельностью предприятия осуществляется единолично генеральным директором, который организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных единиц, решает финансовые вопросы, вопросы кадрового обеспечения, занимается созданием и поддержанием необходимых условий труда для персонала туристической компании, контролирует соблюдение установленных норм и правил по охране труда, технике безопасности, осуществляет стратегическое планирование. Определены миссия (удовлетворение потребностей клиентов посредством соотношения «цена — качество») и чётко выстроено дерево целей предприятия, каждая из которых нашла своё отражение в соответствующих должностных инструкциях сотрудников. Ежемесячно производится сравнительный анализ текущей деятельности с установленными плановыми показателям и поставленными целями.
Директору подчиняется бухгалтер, который осуществляет контроль над работой фирмы, обладает информацией о наличии и движении денежных средств, осуществляет различные хозяйственные операции и является одновременно кассиром. Менеджеры по работе с визовыми формальностями оказывают визовую поддержку туристам. Менеджеры по продаже туров, основными функциями которых являются информирование и консультирование туристов, организация успешных продаж, ведение документации по закреплённым направлениям, владение полной достоверной информационной и правовой базой. Успех в технологии продаж туристского продукта достигнут фирмой благодаря хорошо отлаженной системе реализации и гибкой политике. Организационная структура УП «Голубая птица» представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, четко знающих свои задачи, обеспечивающих эффективное функционирование предприятия как единое целое.
Таблица 2.1. — Основные показатели деятельности УП «Голубая птица» за 2012;2013 гг., млн. руб.
Показатели | Изменение (+/-) | Темп роста, % | |||
Выручка от реализации | 233,3 | ||||
Себестоимость | 225,5 | ||||
Валовая прибыль | 511,1 | ||||
Прибыль от продаж | 511,1 | ||||
Чистая прибыль | 600,0 | ||||
На основании анализа данных таблицы 2.1 можно сделать вывод о том, что основные показатели деятельности рассматриваемого предприятия выросли в 2013 году по сравнению с 2012 годом. Так, на 436 млн руб. или на 133,3% возросла выручка предприятия. Себестоимость услуг УП «Голубая птица» в 2012 году составила 318 млн руб., в 2013 году — 717 млн руб., то есть, наблюдается увеличение себестоимости на 399 млн руб. или 125,5% в 2013 году по сравнению с 2012 годом. Валовая прибыль в 2013 году увеличилась на 411,1% и составила 46 млн руб., а чистая прибыль — на 500% и составила 12 млн руб.
Таким образом, деятельность УП «Голубая птица» за период 2012;2013 гг. характеризуется ростом выручки, ростом валовой прибыли, чистой прибыли. Поэтому по косвенным показателям экономической деятельности УП «Голубая птица» можно сделать вывод о повышении эффективности деятельности предприятия.
Таблица 2.2. — Оценка финансового положения УП «Голубая птица»
Наименование показателя | на 31 декабря 2012 года | на 31 декабря 2013 года | Изменение, +/; | |
Коэффициент текущей ликвидности | 1,29 | 0,54 | — 0,75 | |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами | 0,22 | — 0,86 | — 1,08 | |
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами | 0,69 | 0,85 | 0,16 | |
Коэффициент текущей ликвидности на конец периода значительно снизился на 0,75 и составил 0,54, данный коэффициент ниже нормативного значения на 0,46 (>= 1). Это означает, что активы предприятия не полностью покрывают краткосрочные финансовые обязательства. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец года не соответствовал нормативному значению (>= 0,1), и составил -0,86. Это означает, что зависимость предприятия от внешних источников финансирования возрастает. Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами и на начало и на конец 2013 года соответствует нормативному значению (<= 0,85), на конец года этот показатель немного увеличился и составил 0,85, т. е. в случае необходимости предприятие не сможет удовлетворить требования кредиторов за счет реализации своих активов, или предприятие не способно рассчитаться по своим финансовым обязательствам.
Таким образом, подводя итог анализу коэффициентов финансовой устойчивости УП «Голубая птица» следует отметить, что на конец 2013 года практически все показатели ухудшились, но не смотря на это предприятие ведет активную хозяйственную деятельность. Все рассчитанные коэффициенты ниже нормативных значений, можно сделать вывод, что предприятие является финансово неустойчивым.
2.2 Конкурентный анализ деятельности УП «Голубая птица»
Любой фирме противостоит широкий спектр конкурентов. В настоящее время на туристском рынке Республики Беларусь действуют около 700 туристских фирм, из них около 500- в Минске. Основные конкуренты турфирмы УП «Голубая птица» на внешнем рынке туризма в Минске представлены в таблице 2.3.
Анализ показал, что в среднем количество сотрудников, работающих в минских турфирмах, не превышает 40 человек.
Таким образом, УП «Голубая птица» занимает последнее место (5%) среди турфирм, работающих в данной области сегмента рынка внешнего туризма в Минске, уступая лидерам по объему продаж и уровню обслуживания. Основную долю на рынке туризма по организации автобусных туров в Европу в Минске занимают турфирмы: СООО «Внешинтурист» (доля рынка 21%) и ОДО"Белориентир" (18%), на третьем месте ТК ООО «Турлюкс» (17%), на четвертом месте — ООО «Экотор-6"(15%) и ЧТУП «Экология тур», далее ЧТУП «Галар-экспо» (9%), на последнем месте УП «Голубая птица» (5%).
Тем не менее УП «Голубая птица» показало хорошие результаты работы в 2013 г. по сравнению с 2012 г. Объем продаж повысился на 57%, что говорит об эффективности проведения планирования.
Следует отметить и тот факт, что свои предпочтения в рекламе турфирмы в большинстве своем отдают прессе, радио и отзывам клиентов. При этом современные Интернет — технологии применяются недостаточно. Таким образом, турагентству следует учитывать все эти недостатки при разработке своей стратегии и планировании своей деятельности.
Таблица 2.3 — Основные конкуренты УП «Голубая птица»
Название турфирмы (турфирмы) | Уровень цен | Ко-во организ-х туров за 2012 г./13г | Численность персонала, чел. | Перечень основных видов услуг | Уровень обслуживания клиентов | |
СООО «Внешинтурист» | Выше вредних | 510/560 | — организация туристических и деловых поездок практически во все страны мира; — групповые и индивидуальные туры; — автобусные туры по Европе; — продажа и бронирование авиабилетов; — предоставление автотранспортных услуг как по территории Республики Беларусь, так и за рубеж; — прием и обслуживание иностранных туристов в Республике Беларусь; — обслуживание и организация участия в выставочных мероприятиях в Республике Беларусь и за рубежом. | Средний | ||
ОДО «Белориентир» | Средние по рынку | 450/480 | — Автобусные туры по Европе; — Чартерные авиамаршруты из Минска, Москвы в Италию, Испанию, Турцию, Кипр, Лазурный берег Франции; — Организация отдыха и экскурсионных туров по Беларуси; | Средний | ||
ТК ООО «Турлюкс» | Выше средного | 480/472 | — экскурсионные автобусные туры; — экскурсионные автобусные туры с отдыхом на море; — экскурсионные авиа туры; — отдых на море; — организация туров для организованных групп; — организации индивидуальных путешествий на автомобиле; — горнолыжный отдых; — бронирование гостиниц по всему миру; — бронирование автобусных и авиабилетов. | Высокий | ||
ЧТУП «Экология тур» | Средние по рынку | 382/390 | — экскурсионные автобусные туры по Европе; — отдых на море; — горнолыжные программы; — оздоровительные туры; — детский и молодежный отдых. | Средний | ||
ООО «Экотур-6» | Средние по рынку | 400/387 | — организация автобусных туров по Европе; — каждое воскресенье туры в Прагу и Карловы Вары; — организация бизнес-туров на выставки; — бронирование отелей, экскурсии, отдых на озерах Беларуси; визовая поддержка в РБ для иностранцев; — экологические туры в Национальные парки и заповедники РБ | Выше среднего | ||
ЧТУП «Галар-экспо» | Средние по рынку | 200/248 | — экскурсионные автобусные туры по Восточной и Западной Европе; — авиа туры по всему миру; — горнолыжные программы; — оздоровительные туры; — организация экскурсионных туров по Беларуси | Высокий | ||
УП «Голубая птица» | Ниже средних | 72/126 | — организация экскурсий и отдыха по Беларуси и странам Европы для индивидуальных туристов (сборные группы) и организованных групп; — автобусные и железнодорожные туры по Беларуси и странам Европы; — организация корпоративного и делового туризма по Беларуси и странам Европы; — прием туристов в Минске; — обслуживание иностранных туристов, как в Минске, так и во всех городах Республики Беларусь; — экскурсионно-познавательные туры для школьников по Беларуси и странам Европы; | Средний | ||
Рассмотрим партнеров турфирмы УП «Голубая птица» (поставщиков туристических услуг). Так как для турфирмы УП «Голубая птица» главное — предоставить своим клиентам качественных туристических услуг, поэтому компания сотрудничает с надежными и известными компаниями. Партнерами фирмы являются: 1. Транспортная компания — Trance Europa (Польша); 2. Ж/Д компании — Беларуская железная дорога; 3. Страховая компания «Белгосстрах»; 4. Сеть гостиниц Ibis, Campanile и др. на территории Европы, 5. Туроператоры в Италии Italcamel, Volendo Viaggi.
В данный момент УП «Голубая птица» работает через агентскую сеть в г. Минске и других городах Республики Беларусь. Однако туристический рынок Минска перенасыщен турфирмами, и происходит усиление конкурентной борьбы. Таким образом, турфирме следует, как можно быстрее расширять свою турагентскую сеть и выходить на новые рынки сбыта.
2.3 Анализ внешней и внутренней среды в УП «Голубая птица». Резервы развития деятельности предприятия
Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, грамотное позиционирование, а также общее давление цен. К основным факторам, определяющим будущее туризма, относят общие и отраслевые факторы, такие как конкуренция, информационные технологии, авиаперевозки, туроператорские услуги, а также политические и социальные условия развития.
Метод SWOT-анализа позволяет четко представить существующие преимущества и недостатки и сложившуюся рыночную ситуацию. SWOT-анализ помогает определить положение турфирмы на рынке, выяснить, в достаточной ли степени используется внешняя ситуация. На базе этого анализа можно сформировать стратегию продвижения. Это позволяет выбрать оптимальный путь развития при максимально эффективном использовании всех имеющихся в распоряжении взаимодействующих субъектов ресурсов, попутно используя предоставленные возможности и устраняя либо нейтрализуя негативные факторы.
Проведём SWOT-анализ УП «Голубая птица» в таблице 2.4
Таблица 2.4 — Сильные, слабые стороны. Возможности и угрозы в УП"Голубая птица"
Сильные стороны | 1.Хорошее впечатление сложившееся об организации у потребителя 3.Накопленный опыт работы на рынке 4.Удобное месторасположение 5.Квалифицированный персонал | 1. Завоевание собственной доли рынка и ее расширение в сравнении с конкурентами. 2. Разработка стратегии маркетинга. 3. Возможность расширения деятельности и ее дифференциации за счет статуса фирмы как туроператора. | Возможности | |
Слабые стороны | 1. Снижение прибыли рентабельности, отсутствие необходимых финансовых ресурсов; 2. Отсутствие грамотной стратегии маркетинга 3. Недостаточно активное продвижение турпродукта на рынок. | 1. Наличие в одном сегменте рынка туриндустрии значительного числа конкурентов. 2. Возможности появления все новых конкурентов в данном сегменте рынка. 3. Нестабильность факторов внешнего и внутреннего характера на рынке туриндустрии. | Угрозы | |
В результате формулирования SWOT-анализа получен проранжированный список сильных и слабых сторон УП «Голубая птица», возможностей и угроз внешней среды.
Из анализа полученной матрицы SWOT следует, что для разработки стратегии выхода на новый рынок следует использовать все сильные стороны турфирмы. Компания использует сильную сторону маркетинговой политики и квалификацию персонала для продвижения предлагаемых туруслуг и стимулирования сбыта. Рекомендуется применить стратегию диверсификации.
В SWOT-анализе проводится оценка угроз с помощью метода позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (таблица 2.5).
Таблица 2.5 — Матрица возможностей УП «Голубая птица»
Сильное влияние | Умеренное влияние | Малое влияние | ||
Высокая вероятность | — Развитие стратегиимаркетинга — Применение новой стратегии на рынке; — Работа над имиджем предприятия | |||
Средняя вероятность | — Улучшение качества обслуживания клиентов. — Пути расширения ассортимента услуг за счет разработки инновационных культурно-познавательных туров | |||
Низкая вероятность | Применение в работе современных Интернет — технологий | |||
Как видно из таблицы все возможности фирмы имеют для неё большое значение и их надо обязательно использовать.
Так же составляется матрица для оценки угроз (таблица 2.6).
Таблица 2.6 — Матрица оценки угроз УП «Голубая птица»
Разрушение | Критическое состояние | Тяжелое состояние | «Легкие ушибы» | ||
Высокая вероятность | Растущее конкурентное давление | Спад в экономике страны, вызванный мировым кризисом | Растущая требовательность потребителей и изменения в их вкусах | ||
Средняя вероятность | Рост цен на турпакеты | Неблагоприятные изменения в темпах роста в курсах валют | Снижение платежеспособности населения | ||
Низкая вероятность | Высокая зависимость от снижения спроса | ||||
Самыми опасными угрозами являются: растущее конкурентное давление на рынке туризма и спад в экономике страны, руководство турфирмы должно уделять этой проблеме большее внимание и быстро реагировать на внешние изменения на рынке.
Таким образом, SWOT-анализ УП «Голубая птица» показал:
Сильные стороны:
1. Хорошее впечатление, сложившееся об организации у потребителя; 2. Накопленный опыт работы на рынке 3. Удобное месторасположение 4. Квалифицированный персонал Возможности:
1. Завоевание собственной доли рынка и ее расширение в сравнении с конкурентами. 2. Разработка стратегии маркетинга. 3. Возможность расширения деятельности и ее дифференциации за счет статуса фирмы как турагента.
Слабые стороны:
1. Снижение прибыли рентабельности, отсутствие необходимых финансовых ресурсов; 2. Небольшой период работы на рынке туриндустрии, недостаток опыта; 3. Отсутствие известности имени (бренда); 4. Отсутствие миссии, целей 5. Отсутствие грамотной стратегии маркетинга; 6. Недостаточно активное продвижение турпродукта на рынок;
Угрозы:
1. Наличие в одном сегменте рынка туриндустрии значительного числа конкурентов; 2. Возможности появления все новых конкурентов в данном сегменте рынка; 3. Нестабильность факторов внешнего и внутреннего характера на рынке туриндустрии;
Глава 3. Совершенствование процесса планирования в УП «ГОЛУБАЯ ПТИЦА»
3.1 Пути совершенствования процесса планирования деятельности в УП «Голубая птица»
Проанализировав состояние деятельности УП «Голубая птица» было выявлено несколько недостатков в ее работе. Для того, чтобы восполнить эти недостатки был разработан комплекс практических рекомендаций и мероприятий по совершенствованию управления деятельностью УП «Голубая птица» .
Проблема отсутствия планирования должна решаться в первую очередь, так как эта проблема является первоисточником других вытекающих из неё проблемных вопросов, которые снижают эффективность работы. Предлагаю решить эту проблему путём формулировки миссии организации, её видения, оперативных, тактических и стратегических целей организации. Это является основой организации, которую должны знать все сотрудники и чётко им следовать. Требуется ознакомление персонала с его должностными инструкциям, с основными законами, касающимися туристической деятельности, и контроль за их следованием, во избежание безделья на работе.
Для успешного результата следования инструкциям и выполнением поставленных целей и задач предприятия руководитель должен выработать систему мотивации, поощрения персонала, так как известно, что материальное и моральное стимулирование работников имеет прямое воздействие на прибыль организации. Но создавая мотивационную политику нельзя допустить, чтобы она превратилась в настоящую конкурентную борьбу между сотрудниками. Так как в турфирме трудится 4 менеджера это может привести к нагнетающей атмосфере в коллективе, к раздору и отсутствию взаимопомощи, что может привести к тому, что сотрудники могут покинуть турфирму не выдержав конкурентной погони. Для повышения профессионального уровня постоянно проводить занятия с менеджерами по продажам. Следует уделить внимание повышению профессионализма, сплоченности и грамотности менеджеров, так как завлекая туриста в свою турфирму либо звонком, либо приходом, наша задача сделать так что бы он обязательно приобрёл турпакет. Каждый менеджер должен обладать свежими и актуальными сведениями о туристической деятельности и изменениях в продукте туроператора.
Мотивационной политике туристов в турфирме должно всегда уделяться должное внимание, она должна всегда совершенствоваться., так как помимо того чтоб привлечь туриста в свой офис, мы должны уметь его грамотно удержать так чтобы он пришёл второй и третий раз и привёл своих знакомых. Всё это повышает престиж компании, делает её интересной и перспективной для туриста. Для этого нужно создать специальную программу повышения лояльности туристов.
Для сглаживания сезонных колебаний необходимо изучить новый туристский продукт, который будет актуален и востребован. Для этого нужно постоянно проводить потребительские исследования по их предпочтению в тот или иной сезон. Это позволит отслеживать изменение потребительского спроса и уже в дальнейшем оперативно реагировать на любые изменения. Всё это очень пригодится в осуществлении сбытовой политики, которую руководитель должен на планировать в конце каждого месяца на следующий. Необходимо предлагать населению новые услуги, с перспективой, что они будут пользоваться успехом и смогут и в последующем приносить прибыль предприятию.
Следующий проблемный вопрос, решение которого позволить сделать работу менеджера намного быстрей и эффективной, это новое программное обеспечения в виде новой системы бронирования, которое поможет сократить время оформления договорных взаимоотношений с туристом, а также упростит работу с агентствами.
В связи с увеличением доли конкурентов на туристическом рынке нужна срочная выработка стратегии действий по удержанию своей доли рынка и завоеваний новой. Требуется разработка актуальных мероприятий по повышению своей конкурентоспособности и заинтересованности туристов. Возможно завоевание нового рыночного сегмента, что позволит увеличить поле своей туристической деятельности. В принципе исполнение всех вышестоящих рекомендаций обеспечит 80% успеха в удержании своих лидерских позиций.
Для улучшения маркетингового положения УП «Голубаяптица» необходимого уделить внимание рекламе, методах продвижения своей турфирмы и бытовой политике своего продукта. Нужно разработать программы данного продвижения так чтобы турист увидел в году покупки турпакета в данной турфирме. Требуется обновление предложений и совершенствование сайта организации в интернете.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в УП «Голубая птица» существует ряд трудностей и недостатков в работе. В связи с этим был разработан комплекс практических рекомендаций и мероприятий по совершенствованию управления деятельностью, а также процессом планирования.
3.2 Мероприятия по совершенствованию процесса планирования в УП «Голубая птица»
Предлагаю провести мероприятие по выработке миссии организации, её задач, целей, стратегии. Оно должно иметь следующий вид.
Миссия: Содействовать развитию туристической индустрии в Минске и Республике Беларусь, предоставляя качественные туристические услуги и удовлетворяя все запросы клиентов по организации отдыха и поднимая престиж и ценность работы менеджеров компании, не только как продавцов туров, но и как высококвалифицированных специалистов, консультантов по туризму.
Цели фирмы: организация туроператорской деятельности на территории Республики Беларусь и за ее пределами, получение прибыли, качественное и комплексное удовлетворение потребностей организаций и частных лиц в туристических услугах, достижение долгосрочного сотрудничества с любым клиентом, обратившимся в фирму. Совершенствование информационной и материальной базы фирмы, а также повышение квалификации персонала, расширение агентской сети, выход в другие регионы.
Компания строго соблюдает выполнение договорных обязательств по туристическому обслуживанию населения, реализовывает необходимые мероприятия, направленные на информирование населения. Их основная задача — оказать помощь при планировании и организации особенного, незабываемого путешествия, сделать отдых как приятным, так и полезным, любая программа будет интересной и насыщенной.
Планы организации. Оперативный план: обучение персонала, повышение их профессионализма, разработка рекламной компании, поиск выгодного расположения для нового офиса.
Тактический план: открытие собственного дополнительного офиса, расширение агентской сети в странах СНГ, что позволит увеличить объемы продаж, а следовательно и прибыль.
Стратегический план: покупка 3 автобусов, разработка комбинированных экскурсионных туров, сочетая авиаперелеты и автобусные экскурсии на территории стран Европы. А также становление ведущим туроператором выездного туризма по Республике Беларусь.
Стратегия организации — лидерство в области низкой стоимости, расширения списка предлагаемых туристических услуг, открытие дополнительного офиса, освоение новых сегментов рынка.
Руководитель должен донести до своих сотрудников ориентиры деятельности турфирмы. Цели должны ставиться и достигаться. Первостепенная задача состоит в упорядочивании деятельности Компании с помощью построения целостной и непротиворечивой системы управления. Предлагаю вести ежедневные планёрки о проделанной работе за день и намеченных планах на другой день. Это позволит руководителю контролировать деятельности подчинённых и корректировать их деятельность во избежание недоразумений.
Руководитель УП «Голубая птица» должен разработать должностные инструкции, в которых указываются обязанности и права персонала. Отдельно составляются положение о правилах поведения работников. Например, персонал не имеет права в присутствии посетителей вести личные разговоры, принимать пищу или напитки; персонал должен сводить к минимуму ожидание посетителей, обслуживание посетителей должно быть первоочередным по отношению к другим служебным обязанностям. Эффективность туристической деятельности в современных условиях жесткой конкуренции на рынке туристских услуг в решающей мере зависит от системы менеджмента и профессионализма персонала туристской фирмы, что обусловлено сложностью структуры и механизма взаимодействия менеджера и клиента.
Руководитель должен иметь в офисе папку, в которой он будет содержать инструкцию по работе менеджера и основные законы, касающиеся туристической деятельности. Предлагаю периодически проверять память менеджеров путём беседы с ними по их основным обязанностям, основным документам, законам которые касаются туристической деятельности. И ещё менеджеры должны очень хорошо знать договор об оказании туристических услуг УП «Голубая птица», так как туристы часто задают вопросы по договору и во избежание неловких ситуаций, а также для репутации турфирмы все менеджеры должны его знать.
В связи с проблемой отсутствия программ обучения и повышения квалификации персонала, а также системы материального стимулирования трудовой деятельности предлагается проведение следующих мероприятий.
1. Организация тренингов, занятий, инструктаж персонала с целью повышения квалификации, а также что является немаловажным фактором для повышения уровня обслуживания клиентов. Здесь могут быть предложены следующие варианты: организация тренинга по продажам, телефонным переговорам, тренинг общения менеджера с туристом в офисе. Данные тренинги должны проводиться с периодичностью один раз в неделю. Преимущества данного направления заключаются в следующем: профессиональное обучение проводится на постоянной основе без отрыва от производства, относительно низкие затраты на проведение обучения.
2. Разработка бонусной программы, где от продажи каждого тура в копилку каждого менеджера будут положены баллы, которыми он потом может расплатиться за тур. Чем больше тур будет стоить, тем больше баллов менеджер заработает. Например: проданный тур стоил 300 евро, в копилку менеджера идёт 3 балла (балл= 0,3 евро).
3. Успешным менеджерам предоставить возможность скидки 30% на обучение. Это может быть и вечернее образование, курсы, тренинги. Вследствие этого будет повышаться профессионализм работника, что в будущем положительно отразится на деятельности организации.
Вследствие разработки данной программы должна повыситься активность менеджеров, эффективность работы и увеличение прибыли.
На мой взгляд, для совершенствования маркетинговой политики УП «Голубая птица» необходимо включить в штатное расписание должность маркетолога, в обязанности которого будут входить мероприятия по продвижению туристского продукта, различные исследования потребительских предпочтений, реклама; формирование ценовых стратегий.
Должность маркетолога может занимать менеджер по туризму. Предлагается работа маркетолога 2 раза в неделю с соответствующим повышенным окладом.
Маркетинговая деятельность на УП «Голубая птица» должна проводиться по следующим направлениям:
— установление контактов с клиентами. Предусматривает убеждение клиентов в том, что предполагаемое место отдыха и существующие там службы сервиса, достопримечательности и ожидаемые выгоды полностью соответствуют тому, что желает получить клиент;
— проведение маркетинговых исследований и сегментации рынка;
— проведение рекламных мероприятий
— осуществляют стратегическое и оперативное планирование маркетинга;
— анализ результатов деятельности по продвижению услуг на рынок и проверку того, насколько эти результаты отражают действительно полное и успешное использование имеющихся в сфере туризма возможностей;
— оперативное информационное обеспечение маркетинговой деятельности всего предприятия и его подразделений;
— выработка, исходя из ориентации на рыночную деятельность, рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления предприятием, его хозяйственной деятельности, по повышению эффективности работы предприятия и т. п.;
— создание для туристической фирмы УП «Голубая птица» имиджа преуспевающей и надежной фирмы.
Таким образом, можно сделать вывод, что предлагаемые мероприятия, направленные на повышение уровня качества обслуживания, удовлетворенности сотрудников, а также на увеличение прибыли. Проведены мероприятия по выработке миссии организации, её задач, целей, стратегии.
управление туризм планирование экономический
Заключение
Целью данной курсовой работы являлась разработка комплекса мероприятий по совершенствованию системы планирования в УП «Голубая птица».
Подводя итоги курсовой работы можно сделать следующие выводы.
В первой главе были рассмотрены теоретические основы планирования деятельности предприятия. Выявлены различные методы планирования деятельности предприятия, рассмотрена сущность планирования, определены основные понятия, а также изучены инструменты и методы анализа, применяемые при планировании деятельности организации.
Во второй главе курсовой работы проанализирована характеристика деятельности предприятия УП «Голубая птица» .
УП «Голубая птица» занимается туроператорской деятельностью. Основной целью деятельности организации является извлечение прибыли. Спрос на турпродукты туристической компании в динамике за два года является стабильным, доходным и рентабельным. Чистый доход и рентабельность организации увеличились. Организация является платёжеспособной и финансово независимой. Был произведён анализ положения УП «Голубая птица» на рынке туристических услуг города Минска, рассмотрены конкуренты и выявлены среди них наиболее опасные. Проведен анализ внешней и внутренней среды УП «Голубая птица», а также резервов развития деятельности предприятия.
В третьей главе даны рекомендации по совершенствованию системы планирования в УП «Голубая птица» на основе слабых сторон. Проведены мероприятия по выработке миссии организации, её задач, целей, стратегии.
1. Акимова Т. А. Теория организации: учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2006.
2. Берзинь И. Э. Экономика фирмы. — М.: Институт международного права и экономики, 2007.
3. Баканов М. И., Шеремет А. Д. «Теория экономического анализа: учебник». — М.: Финансы и статистика, 2006
4. Барнгольц С. Б., Мельник М. В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. М., 2006
5. Белашпецкий В. Г. Финансы фирмы: уч. Пос., — М: ИНФОРА-М, 2009
6. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2009
7. Грузинов В. П. Экономика предприятия. — М.: Финансы и статистика, 2006.
8. Драчева Е. Л., Забаев Ю. В. Экономика и организация международного туризма. — М.: КНОРУС, 2005. — 576с.
9. Ильина Е. Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2005. 192с.
10. Квартальнов В. А. Туризм. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 246с.
11. Котлер Ф., Боуэн Д. Маркетинг: гостеприимство и туризм. — М.: Юнити, 1998. — 896с.
12. Богалдин-Малых В. В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса: туристические, гостинично-ресторанные и развлекательные комплексы. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. — 543с.
13. Ушаков Д. С. Технологии въездного туризма. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006 — 384с.
14. Моисеева Н. К. Стратегическое управление туристической фирмой: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 208с.
15. Соболева Е. А., Соболев И. И. Финансово-экономический анализ деятельности туристической фирмы: Учебно-методическое пособие. — М.: Финансы и статистика, 200. — 128с.
16. Волков О. И., Скляренко В. К. Экономика предприятия: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 2006.
17. Галенко В. П. Бизнес-планирование в условиях открытой экономики: учеб. пособие / Галенко В. П., Самарина Г. П., Страхова О. А. — М.: Academia, 2006.
18. Градов А. П. Организационная структура и функции службы маркетинга предприятия. /Учебное пособие; СПб, 2006
19. Инновационный менеджмент: Учебник под ред. проф. В. А. Швандара, проф. В. Я. Горфинкеля. — М: Вузовский учебник, 2008
20. Кондакова Е. Ф. Формирование и использование оборотного капитала в организации / Автореф. дисс. канд. эк. наук. Саратов, 2007
21. Колосс Б. Управление финансовой деятельностью предприятий: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 2007.
22. Забелин П. В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления: Учеб. пособие. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». 2012. С. 122.
23. Мескон М., Альберт М., Хедоуори Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. — М.: Дело. 2008. — С.286.
24. Котлер Ф. Маркетингменеджмент. Пер. с англ. Волкова Л. А, Ю. Н. Каптуревского. -СПб.: Питер. 2008. -С.99.
25. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. Перевод с англ. / Под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб.: Изд-во Питер, 2009. — С.221.