Экономическая сущность налогов и основы налогообложения
Уклонение от уплаты налогов и сборов с организаций (ст. 199 УК РФ). Субъектами преступлений являются руководители, собственники организаций, а также работники, составляющие и подписывающие данные документы. Если преступление классифицируется как в крупных размерах (сумма налогов и сборов, составляющие за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн руб., при условии, что доля… Читать ещё >
Экономическая сущность налогов и основы налогообложения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Экономическая сущность налогов и основы налогообложения.
1. Сущность налога и его функции.
2. Налоговая система и налоговая политика государства.
3. Элементы налога и методы налогообложения.
4. Налоговый контроль.
5. Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов Литература.
1. Сущность налога и его функции Налоги возникли с зарождением государства. На разных этапах общественного развития формы налогообложения были различны: от примитивных до относительно совершенных.
Ключевую роль налогов в экономической системе общества А. Смит выразил следующим образом: «Для того, что бы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей».
Во взглядах других ученых-экономистов прослеживается двойственная природа налогообложения, так, например, Жан Сисмонди (18−19 в.в.) отмечал: «Налог-это жертва и в то же время благо, если услуги государства, за счет этой жертвы, приносят нам пользу».
В настоящее время без обобществления определенной доли доходов и ее централизации в общегосударственном фонде денежных средств (бюджет), государство не сможет содержать нетрудоспособных, строить мосты, дороги, осваивать новые дорогие технологии, содержать армию и осуществлять другие функции в интересах своего общества.
Другими словами налогообложение является потребностью общества, важным источником финансового обеспечения государства, без которого не может развиваться ни одно цивилизованное государство.
Налог (НК РФ ч.1) — обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Налог — это обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, относительно регулярный и законодательно установленный государством, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
В налоговую систему РФ, кроме налогов, входят также приравненные к ним сборы. Главное отличие сборов от налогов — это их возмездность. (Сбор за пользование какими — либо объектами дает определенные разрешительные права, а взамен налога — ничего не получаем).
Перечень налогов и сборов включен в НК РФ, соответственно на сборы распространяются все правила и правоотношения, установленные налоговым законодательством РФ.
Налог основывается на следующих принципах:
1. Обязательность уплаты всеми лицами, которые являются субъектами налогообложения, т. е. налогу присущ принудительный характер.
2. Индивидуальность определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика.
3. Безвозмездность уплаченных сумм.
4. Отчуждение доли денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам.
Экономическая сущность налога проявляется через его функции:
1) Фискальная функция — это основная функция. Она формирует доходы, аккумулируя в бюджете и внебюджетных фондах средства для реализации государственных программ (оборонных, социальных, природоохранных и других). С помощью этой функции образуется централизованный денежный фонд государства — бюджет.
2) Распределительная функция — выражает сущность налогов как инструмента распределения отношений. Данную функцию еще называют социальной, поскольку ее назначение состоит в перераспределении общественных доходов между разными категориями граждан, что обеспечивает в конечном итоге гарантию социальной стабильности общества.
3) Регулирующая функция — направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма и выполняет 3 подфункции:
· Стимулирующая — направлена на развитие социально экономических процессов, реализуется через систему льгот, исключений, преференций.
· Дестимулирующая — посредством повышения налогового бремени препятствует развитию определенных социально-экономических процессов.
· Воспроизводственная — аккумулирует средства на восстановление используемых ресурсов.
4) Контрольная — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы, бюджетной и налоговой политики.
2. Налоговая система и налоговая политика государства налог контроль система государство Оптимально построенная налоговая система должна с одной стороны обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой — не только не снижать стимулы налогоплательщиков к предпринимательской деятельности, но и обязывать их к постоянному поиску путей увеличения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налоговой нагрузки (налогового бремени) на налогоплательщика является достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы.
Научно доказано, что при росте налоговой нагрузки на налогоплательщика (рост количества налогов, повышение ставок, отмена льгот) эффективность налоговой системы сначала растет и достигает максимума, но затем резко снижается. При этом потери бюджета становятся невосполнимыми, так как определенная часть налогоплательщиков находят законные и незаконные пути минимизации установленных и подлежащих уплате налогов.
При снижении налогового бремени в дальнейшем для восстановления нарушенного производства потребуются годы. Кроме того, тот налогоплательщик, который нашел реальные пути ухода от налогообложения, даже при возврате к старому уровню налогового изъятия уже не будет платить налоги в полном объеме.
В этой связи проблема оптимальной налоговой нагрузки на налогоплательщиков играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства.
Необходимо учитывать, что общепризнанной в теории налогообложения выступает кривая Лаффера (Laffer currve). Лаффер создал определённую теорию, что рано или поздно увеличение налогообложения достигает своего максимума, тогда многие предприятия терпят кризис и больше не могут заниматься своей деятельностью. Соответственно, государство идёт на снижение налогов, а сам график при этом представляется своеобразной кривой. Он показывает соотношение между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок. Многие инвесторы доверяют подобной системе и используют её для предсказывания дальнейших колебаний стоимости акций того или иного предприятия или облигаций. Так можно определить, будет ли выгодно сейчас вкладывать свои средства в ценные бумаги, или лучше зарабатывать на государственных облигациях.
Налоговая система — это совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Налоговая система включает различные виды налогов и сборов, которые классифицируются по различным признакам.
1. По способу взимания:
— прямые — взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец имущества или доходов:
· реальные прямые — уплачиваются с учетом недействительного, а предполагаемого среднего дохода налогоплательщика (ЕНВД);
· личные прямые — уплачиваются с реально получаемого дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (НДФЛ);
— косвенные — включаются в цену товаров, работ, услуг. Их окончательный плательщикпотребитель товаров, работ, услуг:
· индивидуальные — облагаются строго определенные группы товаров (Акцизы);
· универсальные — облагаются почти все товары, работы, услуги (НДС);
· таможенные пошлины — облагаются товары и услуги при пересечении государственной границы при экспортно-импортных операциях.
2. В зависимости от органа, который устанавливает, изменяет и конкретизирует налоги и сборы:
— федеральные — установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории страны. Их устанавливает высший представительский орган, но они могут зачисляться в бюджеты разных уровней (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, государственная пошлина, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, страховые взносы);
— региональные — установлены НК РФ и законами субъектов РФ, обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта. Региональные власти могут ввести на своей территории лишь налоги, разрешенные федеральными властями (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог);
— местные — установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительских органов городских округов, обязательны к уплате на территории соответствующего муниципального образования (земельный налог, налог на имущество с физических лиц).
Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов:
· система налогообложения для с/х товаропроизводителей (ЕСХН);
· упрощенная система налогообложения (УСНО);
· система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
· система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
3. По целевой направленности:
— абстрактные (общие) — предназначены для формирования доходов государственного бюджета;
— целевые (специальные) — вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов.
4. В зависимости от субъекта налогоплательщика:
— налоги, взимаемые с физических лиц (НДФЛ);
— налоги, взимаемые с юридических лиц (налог на прибыль организаций);
— смежные — взимаемые как с физических так и с юридических лиц (транспортный налог, земельный налог).
5. По срокам уплаты:
— срочные — уплачиваются к сроку, установленному в нормативных актах (госпошлина);
— периодично-календарные — уплачиваются ежемесячно, ежеквартально, по году.
6. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:
— закрепленные — непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд (земельный налог);
— регулирующие — поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорциях, определенных законодательством (налог на прибыль — 20%, из них 2% - в федеральный бюджет, 18% - в региональный бюджет).
7. По порядку введения:
— общеобязательные — взимаются на всей территории РФ в независимости от бюджета, в который они поступают;
— факультативные — их введение и взимание находится в компетенции региональных и местных органов власти.
8. По характеру отображения в бухгалтерском учете:
— относимые на расходы по обычным видам деятельности (транспортный налог, земельный налог, страховые взносы) — Дт 20,23,25,26,29,44 Кт 68,69;
— относимые на финансовые результаты, т. е. уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль (налог на имущество организаций). Можно относить в себестоимость или на счета учета затрат, способ отнесения должен быть отражен в учетной политике. Дт 91−2 Кт 68 или Дт 20,23,25,26,29,44 Кт 68;
— налоги, возмещаемые из прибыли (УСНО, налог на прибыль, ЕНВД) — Дт 99 Кт 68;
— налоги, уплачиваемые за счет выручки, т. е. включаемые в цену товаров, работ, услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины) — Дт 90−3, 90−4 Кт 68;
— налоги, удерживаемые в качестве налогового агента с доходов физических лиц (НДФЛ) — Дт 70,75,76 Кт 68.
При уплате налогов налогоплательщики и налоговые органы руководствуются:
1) федеральными, региональными, местными законами.
Федеральные законы — это главные налоговые документы, которыми руководствуются в первую очередь. Они принимаются Госдумой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом РФ. Налоговый Кодекс РФ — это главный федеральный закон о налогах, все остальные не должны ему противоречить. Он состоит из двух частей: 1 часть — устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в РФ, в т. ч. виды налогов и сборов, принципы их установления, дается перечень налоговых правонарушений и устанавливается ответственность за каждое из них и др. 2 часть — устанавливает конкретные налоги.
Региональные законы принимают краевая, областная, республиканская Дума (Собрание).
Местные законы (положения, решения) принимают городской или районный законодательный орган.
Региональные и местные законы не могут противоречить федеральным законам.
2) подзаконными актами.
На основании законов о налогах (федеральных, региональных и местных) органы власти издают подзаконные акты. Среди них есть те, которые нужно обязательно исполнять (нормативные акты) и те, которым следовать не обязательно (ненормативные акты).
Акты выпускаются правительством РФ, Федеральными министерствами и ведомствами, а также региональными и местными органами исполнительной власти.
3) решениями судов.
Суды могут толковать, как правильно применять законы и подзаконные акты и даже отменять их. (Высший арбитражный суд, конституционный суд, суд общей юрисдикции, арбитражные суды). Все суды обладают разными правами.
4) международными договорами о налогах.
Если деятельность организации связана с иностранными компаниями или гражданами, то ей необходимо руководствоваться международными договорами во избежание двойного налогообложения.
Все неустранимые сомнения российского налогового законодательства трактуются в пользу налогоплательщика.
Налоговая система в полной мере зависит от проводимой в стране налоговой политики, при этом одним из существенных условий налоговой политики является учет интересов всех сторон налоговых правоотношений — не только интересов государства, но и интересов налогоплательщиков.
Налоговая политика — это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение законов о налогах. Главная цель: обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами в достаточном объеме.
В системе налоговых отношений страны имеются значительные проблемы — не решены многие принципиальные теоретические и практические вопросы налогообложения. К ним относятся: многочисленные проблемы налогового администратирования, исчисления и уплаты конкретных видов налогов, нет единой позиции по вопросу целесообразности снижения налоговой нагрузки, нет конкретных решений по вопросу налогового стимулирования предпринимательской деятельности, по налогообложению недвижимости и т. д.
Приведенные проблемы налоговой политики страны влияют на ее налоговый климат, нарушают систему доходов бюджета, ухудшают инвестиционную привлекательность, затрудняют инновационное развитие. Таким образом, налоговая политика является важным элементом экономики, и ее разработка включена в перечень основных приоритетов государства.
Основные приоритеты в области налоговой политики определены в «Основных направлениях налоговой политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».
Приоритеты правительства в области налоговой политики, отраженные в документе, остаются такими же, как и ранее — создание эффективной и стабильной налоговой системы и сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени.
3. Элементы налога и методы налогообложения Каждый налог можно разделить на элементы:
1. Налогоплательщики;
2. Объект налогообложения;
3. Налоговая база;
4. Ставка налога;
5. Налоговые и отчетные периоды;
6. Порядок исчисления налога;
7. Порядок и сроки уплаты налога;
8. Порядок и сроки предоставления отчетности.
1. Налогоплательщики — это организации и физические лица, на которые в соответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Одни налоги платят все организации, другие — только некоторые из них.
В правовых документах наряду с понятием «налогоплательщик» фигурирует понятие «налоговый агент» — это лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению и удержанию у налогоплательщика налога и перечислению его в соответствующий бюджет и внебюджетные фонды.
2. Объект налогообложения — это то, что облагается налогом. У каждого налога свой объект: реализация товаров и услуг, прибыль, стоимость имущества и другие объекты, которые можно измерить.
3. Налоговая база — это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, может быть установлена с учетом вычетов и льгот.
4. Ставка налога — это величина налога на единицу измерения налоговой базы: % от стоимости, рубли с лошадиной силы и т. д.
5. Налоговый и отчетный периоды — это отрезки времени, по окончанию которых рассчитываются и уплачиваются налоги. Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи по налогу.
6. Порядок исчисления налога — показывает, кто и как должен рассчитывать налог. Большинство налогов рассчитывают налогоплательщики, но некоторые рассчитывают налоговые агенты, налоговая инспекция.
7. Порядок и сроки уплаты налога — устанавливает когда, куда и как надо перечислять налоги.
8. Порядок и сроки предоставления налоговой отчетности — устанавливает, когда и куда нужно представить налоговые декларации и другие отчеты по налогам.
Метод налогообложения — порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. В зависимости от изменения величины налоговой базы различают 4 метода налогообложения:
— равное налогообложение — сумма налога для каждого налогоплательщика одинакова;
— пропорциональное — ставка налога для каждого налогоплательщика равная (НДС, налог на прибыль);
— прогрессивное — с ростом налоговой базы растет ставка налога;
— регрессивное — с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога.
Наиболее распространен прогрессивный метод налогообложения.
4. Налоговый контроль Налогоплательщиков контролируют налоговые органы, государственные внебюджетные фонды, таможенные органы и полиция. Все эти структуры, включая налогоплательщиков и налоговых агентов, выступают участниками налоговых правоотношений.
Налоговые органы состоят из 3 уровней:
I. Федеральная налоговая инспекция РФ (ФНС). Во главе системы налоговых органов.
II. Региональные и межрегиональные налоговые органы.
III. Территориальные налоговые органы.
Государственные внебюджетные фонды — пенсионный фонд, фонд социального страхования, федеральный фонд обязательного медицинского страхования. В них поступают страховые взносы, за счет которых пенсионный фонд выплачивает пенсии, ФСС — пособия, а фонд медицинского страхования финансируют медицинские учреждения.
Фирмы и ИП должны зарегистрироваться в отделении этих фондов и периодически предоставлять туда определенную отчетность. Работники этих фондов регулярно осуществляют проверки достоверности отраженных данных в отчетности.
Таможенные органы РФ во главе с ФТС контролируют уплату налогов, уплачиваемых на таможне при ввозе и вывозе товаров (НДС, акцизы, пошлины).
Полиция — может возбуждать и расследовать уголовные дела по фактам уклонения от уплаты налогов. Для этой цели создано специальное подразделение — федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям.
Налоговый контроль — это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства.
Различают: государственный контроль, проводимый государственными органами, и негосударственный контроль, проводимый аудиторскими фирмами, внутренними службами предприятия.
Формы проведения государственного налогового контроля, осуществляемого налоговыми органами, таможенные органами, органами внебюджетных фондов:
1. Налоговые проверки.
2. Получение объяснений от налогоплательщиков и налоговых агентов.
3. Проверка данных учета и отчетности.
4. Учет налогоплательщиков.
5. Контроль налоговых поступлений.
6. Контроль движения средств на расчетных счетах налогоплательщиков.
7. Осмотр помещений и территорий, используемых для получения дохода.
Виды налогового контроля:
1) оперативный — проверка в пределах отчетного периода по окончании какой-либо контролируемой операции.
2) периодический — проверка по итогам определенного отчетного периода.
3) документальный — проверка соответствия проверяемого объекта установленным нормативам на основании документов.
4) фактический — проверка, при которой состояние проверяемого объекта выявляется на основании осмотра, обмера, пересчета, контрольной закупки.
5) внутренний аудит — первичный контроль, осуществленный на уровне работников бухгалтерской и финансовой служб предприятия.
6) внешний аудит — это негосударственный налоговый контроль со стороны специализированных аудиторских фирм или аудиторов.
Одним из способов обеспечения налогового контроля является постановка на учет в налоговом органе физических и юридических лиц, а также их имущества, являющегося объектом налогообложения.
Порядок и условия постановки на учет определены в ст.83−86 НК РФ.
Каждому налогоплательщику присваивается ИНН, и во всех документах и отчетах он должен быть указан.
Одной из основных форм проведения налогового контроля являются налоговые проверки.
Субъекты налоговых проверок: государственные учреждения, коммерческие организации, граждане РФ и др.
Объекты налоговых проверок: регистры бухгалтерского и налогового учета, приказы, договоры, сметы и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Виды налоговых проверок:
— камеральная налоговая проверка — не предусматривает выход сотрудников налоговой инспекции непосредственно на объекты. Проверка осуществляется в налоговом органе на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся у налоговой службы. Срок проведения ограничен тремя месяцами со дня представления декларации и других документов.
При ее проведении налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, а также получить документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
О результатах камеральной проверки налогоплательщик узнает только в том случае, если в ходе проверки были выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися в них сведениями.
— выездная налоговая проверка — осуществляется должностными лицами налоговых органов непосредственно на предприятиях и в организациях. Основанием для ее проведения является решение руководителя или заместителя налогового органа. Данная проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Нельзя проводить 2 и более проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Как правило, запрещается в отношении одного налогоплательщика проводить более двух проверок в течение календарного года. Проверка охватывает период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором выяснено решение о ее проведении. В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. Продолжительность проверки может быть не более 2 месяцев, но может быть продлена до 4, а в некоторых случаях и до 6 месяцев.
Также законодательством допускается повторная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период. Она может проводиться:
1) вышестоящим налоговым органом — в порядке контроля деятельности ранее проверяющего органа;
2) тем же налоговым органом на основании решения руководителя — в случае предоставления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.
В последний день проведения проверки проверяющий обязан составить справку и вручить ее налогоплательщику, в случае уклонения от получения справки, она направляется налогоплательщиком заказным письмом.
В результате выездной проверки проверяется правильность отражения в учете различных видов расходов и доходов, исчисление налоговых платежей и пользование льготами, определение налогооблагаемой прибыли и составление расчета по налогу на прибыль. В ходе проверки может проводиться экспертиза, инвентаризация, осмотр, изъятие документов (необходимо наличие у проверяющих достаточных оснований, в ряде случаях могут привлекаться свидетели, переводчики и другие специалисты).
Результаты выездной проверки оформляются актом не позднее 2 месяцев после составления справки и на основании ее данных. Акт подписывается обеими сторонами. Налогоплательщик может подписать акт с пометкой «С разногласиями», один экземпляр остается в организации. При отказе налогоплательщика в подписании акта инспектор делает в акте соответствующую пометку.
Помимо выездных и камеральных проверок налоговые органы будут производить проверку полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, т. е. контроль за соответствием цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам.
5. Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов Ответственность в налоговой сфере — это комплексный институт, объединяющий нормы различных отраслей права, направленных на защиту налоговых правоотношений. Ответственность регулируется различными отраслями права:
1) НК РФ — при наличии признаков налоговых правонарушений.
2) Кодексом РФ об административных правонарушений (КоАП).
3) Уголовным законодательством РФ — при наличии признаков преступления.
Налоговая ответственность — применение уполномоченными органами к налогоплательщикам налоговых санкций за совершение налоговых правонарушений.
Налоговое правонарушение — это виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика (налогового агента), за которое установлена ответственность. Юридическую ответственность несут организации и лица, достигшие 16-летнего возраста.
Субъекты налоговой ответственности — ИП (организации, физические лица), налоговые агенты (юридические лица, ИП), сборщики налогов и сборов.
Если в ходе проверки налоговики обнаруживают нарушение, предусмотренные НК РФ, то фирму (ИП) могут оштрафовать и взыскать сумму недоимки и пени.
Штраф (за совершение налогового правонарушения) может быть уплачен добровольно, в противном случае взыскан в принудительном порядке. Устанавливается в рублях или процентах от полученного дохода.
Недоимка — сумма недоплаченного (неуплаченного) налога или сбора.
Пени (за не своевременное перечисление налогов или сборов). Взыскивается принудительно в бесспорном порядке. В настоящее время сумма пени равна 1/300 ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки.
Если налогоплательщик заплатил штраф, то это не освобождает его от обязанности погасить недоимку или пени. Причем недоимку и пени платят в первую очередь, а штраф — во вторую.
Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение (гл. 16 ч.1 НК РФ):
1) нарушение сроков подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе — 10 тыс. руб. (ст.116).
2) ведение деятельности организации или ИП без постановки на учет в налоговом органе — 10% от доходов, полученных в результате этой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. (ст.116).
3) не предоставление сведений об открытии или закрытии счетов в банке (7 дней) — 5000 руб. (ст.118).
4) не предоставление вовремя налоговой декларации (ст.119).
5) грубое нарушения правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения (отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров, систематическое (2 раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухучета, в регистрах и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, МЦ, НМА, финансовых вложений) (ст.120).
6) неуплата налога или уплата не полностью (ст.122) — штраф 20% от неуплаченной суммы налога и сбора, если данное деяние совершенно умышленно — 40%.
7) не выполнение обязанностей налогового агента (ст.123) — штраф 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.
8) нарушение порядка владения, пользования или распоряжения арестованным имуществом (ст.125) — штраф 30 000 руб.
9) не предоставление в установленный срок в налоговые органы документов или иных сведений предусмотренных законодательством (ст.126) — 200 руб. за каждый не предоставленный документ.
Административная ответственность — одна из форм юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершенные административные правонарушения. Этот вид ответственности предусматривает только уплату штрафа. Административные штрафы вправе накладывать на виновных лиц районные или мировые судьи.
Перечень налоговых правонарушений, за которые руководитель или главный бухгалтер привлекаются к административной ответственности:
1. нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (органе государственного внебюджетного фонда), при этом деятельность не велась — 500−1000 руб.
2. организация осуществляла деятельность без постановки на учет в налоговом органе (внебюджетном фонде) — 2000;3000 руб.
3. нарушение сроков предоставления в налоговые органы (внебюджетный фонд) информации об открытии или закрытии счета в банке — 1000−2000 руб.
4. нарушение сроков предоставления налоговой декларации — 300−500 руб.
5. не предоставление в установленный срок, либо отказ от предоставления в налоговые органы (внебюджетный фонд) документов и других сведений необходимых для налогового контроля — 300−500 руб.
6. грубые нарушения правил ведения бухгалтерского учета и предоставления бухгалтерской отчетности, порядка и сроков хранения документов — 2000;3000 руб.
Уголовная ответственность — правовое последствие в совершении преступления, когда к виновному применяется государственное принуждение в форме наказания.
Особого внимания заслуживают 4 статьи, предусмотренные УК РФ.
1. Уклонение от уплаты налогов (сборов) физического лица (ст. 198 УК РФ). Уголовная ответственность наступает за указанное деяние, совершенное путем не предоставления налоговой декларации, иных документов, предоставление которых обязательно, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, если оно совершенно в крупных размеров (сумма налогов и сборов, составляющие за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 тыс. руб., при условии, что доля, не уплаченных налогов (сборов) превышает 10% от подлежащих к уплате, либо превышает 1800 тыс. руб.). Лицо наказывается штрафом от 100−300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо арестом на срок до 1 года. Тоже деяние, совершенное в особо крупном размере (сумма налогов и сборов, составляющие за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3 млн руб., при условии, что доля не уплаченных налогов (сборов) превышает 20% от подлежащих к уплате, либо превышает 9 млн руб.). Штраф в размере от 200−500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 3 лет. Лицо, впервые совершившее преступление освобождается от уголовной ответственности, если полностью уплатит сумму недоимки, пени, штрафы.
2. Уклонение от уплаты налогов и сборов с организаций (ст. 199 УК РФ). Субъектами преступлений являются руководители, собственники организаций, а также работники, составляющие и подписывающие данные документы. Если преступление классифицируется как в крупных размерах (сумма налогов и сборов, составляющие за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн руб., при условии, что доля, не уплаченных налогов (сборов) превышает 10% от подлежащих к уплате, либо превышает 6 млн руб.), штраф в размере от 100−300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 г до 2ух лет, либо арест от 4 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 2ух лет, с лишением права занимать определенную должность на срок до 3 лет или без такового. Тоже деяние совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупных размерах (сумма налогов и сборов, составляющие за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн руб., при условии, что доля, не уплаченных налогов (сборов) превышает 20% от подлежащих к уплате, либо превышает 30 млн руб.).
Наказывается штрафом в размере от 200−500 тыс. руб. или размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо лишение свободы до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такого.
3. Не исполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УК РФ).
4. Сокрытие денежных средств, либо имущества организаций или ИП, за счет которого должно проводиться взыскание налогов или сборов (ст. 199.2 УК РФ).
Права налогоплательщиков (плательщиков сборов).
1. Налогоплательщики имеют право:
1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
2) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
3) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым Кодексом;
4) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
Налогоплательщики имеют также другие права (ст. 21 НК РФ).
Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов).
1. Налогоплательщики обязаны:
1) уплачивать законно установленные налоги;
2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым Кодексом;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;
6) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах (ст. 23 НК РФ).
Права налоговых органов.
1. Налоговые органы вправе:
1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым Кодексом;
3) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
4) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом;
5) взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены Налоговым Кодексом;
Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные Налоговым Кодексом (ст. 31 НК РФ).
Вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.
Обязанности налоговых органов.
1. Налоговые органы обязаны:
1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;
2) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
3) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
4) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
5) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;
Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные Налоговым Кодексом и иными федеральными законами (ст. 32 НК РФ).
Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — следственные органы), для решения вопроса о возбуждении уголовного дела Обязанности должностных лиц налоговых органов (ст. 33 НК РФ) Должностные лица налоговых органов обязаны:
1) действовать в строгом соответствии с Налоговым Кодексом и иными федеральными законами;
2) реализовывать в пределах своей компетенции права и обязанности налоговых органов;
3) корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.
Ответственность налоговых органов, таможенных органов, а также их должностных лиц (ст. 33 НК РФ) Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.
Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом и иными федеральными законами.
1. Акчурина, Е. В. Налоговая проверка и ее последствия; М.: Экзамен, 2011. — 144 c.
2. Бакина, С. И. Налоговые декларации: заполняем правильно; М.: Бератор, 2010. — 240 c.
3. Бакина, С. И. Налоговые декларации: заполняем правильно; М.: Бератор, 2011. — 240 c.
4. Гусева, Т. А. Налоговое планирование в предпринимательской деятельности. Правовое регулирование; ВолтерсКлувер, 2011. — 432 c.
5. Дернберг, Р. Л. Международное налогообложение; М.: Юнити, 2010. — 375 c.
6. Дернберг, Р. Л. Международное налогообложение; М.: Юнити, 2011. — 375 c.
7. Дырдов, С.Н.; Авдошина, Е. А. Справочник по налогам с населения; М.: Финансы и статистика; Издание 2-е, перераб. и доп., 2010. — 223 c.
8. Дырдов, С.Н.; Авдошина, Е. А. Справочник по налогам с населения; М.: Финансы и статистика; Издание 2-е, перераб. и доп., 2012. — 223 c.
9. Захаров, М.Л. и др. Комментарий к налоговому кодексу Российской федерации; M.: Проспект, 2013. — 720 c.
10. Заяц, Н. Е. Теория налогов; Мн: БГЭУ, 2013. — 220 c.
11. Иванова, Н.Г.; Вайс, Е.А.; Кацюба, И. А. Налоги и налогообложение. Схемы и таблицы; СПб: Питер, 2010. — 304 c.
12. Иванова, Н.Г.; Вайс, Е.А.; Кацюба, И. А. Налоги и налогообложение. Схемы и таблицы; СПб: Питер, 2010. — 304 c.
13. Колчин, С. П. Налоги в Российской Федерации; М.: Юнити, 2010. — 254 c.
14. Колчин, С. П. Налоги в Российской Федерации; М.: Юнити, 2012. — 254 c.
15. Корнеева, Елена Офшорный мир. Взгляд изнутри; М.: Экономика, 2013. — 318 c.
16. Корнеева, Елена Офшорный мир. Взгляд изнутри; М.: Экономика, 2013. — 318 c.
17. Курноскина, О. Г. Оффшорные компании. Новые схемы налогового планирования; М.: Горячая линия бухгалтера, 2012. — 160 c.
18. Курноскина, О. Г. Оффшорные компании. Новые схемы налогового планирования; М.: Горячая линия бухгалтера, 2013. — 160 c.
19. Мальцман, Б. С. Все налоги; [не указано], 2010. — 308 c.
20. Молчанов, Сергей Сергеевич Налоги за 14 дней. Экспресс-курс; М.: Эксмо, 2010. — 464 c.
21. Никонов, А.А. НДС до и после принятия части второй НК РФ. Сложные ситуации. Арбитражная практика; М.: ИД ФБК-Пресс, 2010. — 224 c.
22. Ось, О. С. Том 1. Налоговый кодекс Российской Федерации; М.: Ось-89; Издание 8-е, 2010. — 128 c.
23. Пансков, В.Г.; Князев, В. Г. Налоги и налогообложение; М.: МЦФЭР, 2011. — 336 c.
24. Паркинсон, С. Н. Закон и доходы; М.: Интерконтакт, 2011. — 100 c.
25. Пархачева, М. А. Упрощенная система налогообложения 2009. Просто ли быть «упрощенцем»; М.: Эксмо, 2010. — 720 c.
26. Парыгина, В.А.; Тедеев, А. А. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах с комментариями; М.: Эксмо, 2012. — 288 c.
27. Петрова, Г. В. Налоговое право; М.: Норма, 2012. — 271 c.