Учет материальных ценностей на складе и в бухгалтерии
Оценки чистой стоимости реализации проводятся периодически каждый отчетный период. Когда меняются обстоятельства, которые первоначально привели к частичному списанию запасов до чистой стоимости реализации, списанная сумма возмещается до величины, характеризующей себестоимость запасов (новая балансовая стоимость должна представлять собой наименьшее значение из: себестоимости и чистой стоимости… Читать ещё >
Учет материальных ценностей на складе и в бухгалтерии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Костанайский социально — технический университет имени академика З. Алдамжар факультет ЭКОНОМИКИ, ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ Кафедра ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ Курсовая работа по дисциплине Финансовый учет ТЕМА: УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА СКЛАДЕ И В БУХГАЛТЕРИИ Выполнил: Жандильдина Ляззат Шакиржановна
2 курса специальности, Учет и аудит о/с (СПО) Научный руководитель Байкадамов Н.Т.
Костанай
- Введение
- 1. Теоретические аспекты учета материальных ценностей
- 1.1 Понятие, классификация, оценка и основные задачи учета материальных ценностей
- 1.2 Методы складского учета товарно-материальных ценностей
- 2. Методические аспекты учета материальных ценностей на складе и в бухгалтерии
- 2.1 Поступление материальных ценностей на склад
- 2.2 Внутреннее перемещение материальных ценностей
- 2.3 Выдача материальных ценностей со склада
- 3. Порядок организации учета материальных ценностей на складе на примере АО «Фирмы сторй+»
- 3.1 Общая характеристика предприятия
- 3.2 Документооборот по движению материалов
- 2.3 Пример учета и оценки приобретения материальных ценностей
- Заключение
- Список использованной литературы
Основной целью любого предприятия в условиях рыночной экономики является получение максимальной прибыли. Прибыль формируется в результате хозяйственной деятельности предприятия, одним из основных направлений которой является взаимодействие с поставщиками различных товаров и услуг.
В результате получения прибыли происходит приобретение предприятием материальных ценностей, которые являются частью оборотного капитала и обеспечивают бесперебойный процесс производства и реализации продукции субъектом хозяйствования.
Материальные ценности — это ценности в вещественной форме, в виде имущества, товаров, предметов. В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета (IAS), что согласуется с казахстанской системой бухгалтерского учета, товарно-материальными ценностями считаются активы, которые:
ѕ хранятся для перепродажи при нормальном ходе деятельности;
ѕ находятся в процессе производства для дальнейшей продажи; или
ѕ существуют в форме материалов или запасов, которые будут потреблены в процессе производства или оказания услуг.
Учет материальных ценностей является одной из наиболее важных задач административно-хозяйственной деятельности любой организации. Способ учета материальных запасов должна определить в своей учетной политике каждая организация, так как без его решения невозможна организация складского учета — непременного атрибута системы учета материальных ценностей на предприятии. Четкая организация учета и оценки приобретаемых материальных ценностей и расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств. Этим характеризуется актуальностью темы курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является изучение современной системы учета приобретения и перемещения материальных ценностей в Республике Казахстан.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
ѕ рассмотреть понятие и классификацию материальных ценностей;
ѕ выявить сущность учета и документооборот на складе фирмы и в бухгалтерии;
ѕ на примере фирмы «Строй +» изучить действующую систему учета материальных ценностей на складе и в бухгалтерии;
ѕ рассмотреть действующую практику документального оформления приобретения материальных ценностей и расчетов с поставщиками;
Объектом исследования послужили данные фирмы «Строй +» г. Костаная.
Методологической и теоретической базой для исследования послужили нормативно-законодательные акты, а также труды отечественных и российских авторов по бухгалтерскому учету и аудиту.
Методы исследования анализ и синтез методологической и теоретической базы по проблеме исследования.
Курсовая работа состоит из трех глав, введения и заключения. В первой главе курсовой работы рассматриваются теоретические аспекты учета материальных ценностей.
Вторая глава посвящена рассмотрению методики учета поступления, перемещения и выдачи материальных ценностей со склада.
Третья глава носит практический характер. В ней отражены описанные в первых двух главах способы и приемы учета товара на складе и в бухгалтерии на примере действующего предприятия «Строй+»
1. Теоретические аспекты учета материальных ценностей
1.1 Понятие, классификация, оценка и основные задачи учета материальных ценностей
Методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о материальных ценностей или материально-производственных запасов организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов»
В состав материально-производственных запасов включаются: материалы, готовая продукция, товары.
Материалы — один из важнейших элементов производственного цикла любой организации; они представляют собой предметы труда, которые используются для изготовления продукции, выполнения работ, оказания услуг.
В зависимости от той роли, которую играют производственные запасы в процессе производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, их подразделяют на следующие группы:
сырье и основные материалы;
вспомогательные материалы;
покупные полуфабрикаты;
возвратные материалы (отходы);
топливо;
тара и тарные материалы;
Классификацию материалов удобно использовать для построения синтетического и аналитического учета, составления статистических отчетов, информации о поступлении и расходе материалов в производственно-хозяйственной деятельности организации, для определения остатков.
Готовая продукция — часть материально-производственных запасов, предназначенная для продажи, являющаяся конечным результатом производственного процесса, законченная обработкой (комплектацией), технические и качественные характеристики которой соответствуют условиям договора или требованиям документов в случаях, установленных законодательством.
Товары — это та часть материально-производственных запасов организации, которая приобретена или получена от других юридических и физических лиц и предназначена для продажи без дополнительной обработки.
Материальные запасы принимаются к учету по фактической себестоимости, которая исчисляется в зависимости от способа приобретения (получения) данного имущества
1.2 Методы складского учета товарно-материальных ценностей
При ведении натурально-стоимостного учета материальных запасов могут применяться два метода: сортовой и партионный [3, с. 67].
При сортовом методе учет товарно-материальных ценностей ведется на карточках сортового учета, в которых отражается наличие и движение ценностей.
При партионном методе учет ведется в порядке, предусмотренном для сортового метода учета, с той лишь разницей, что учет организуется по каждой партии товарно-материальных ценностей. Под партией следует понимать ценности, поступившие одновременно по одному либо нескольким документам.
Сортовой метод учета.
С точки зрения разделения складского и бухгалтерского учета учет материальных ценностей может вестись:
1) количественно-суммовым методом.
учет материальная ценность склад Этот метод заключается в том, что на складах и в бухгалтерии организуется одновременно количественный и суммовой учет по номенклатурным номерам ценностей.
Для учета с применением оборотных ведомостей предусмотрено два варианта.
При первом варианте на складах и в подразделениях организации ведется только количественный учет. Первичные учетные документы по движению материальных ценностей материально-ответственные лица складов и подразделений сдают в бухгалтерскую службу.
В бухгалтерской службе ведется количественно-суммовой учет, что дублирует складской учет. В бухгалтерии ведутся карточки количественно-суммового учета, открываемые на каждый номенклатурный номер материальных ценностей, и заполняемые на основании первичных документов, сданных складами и подразделениями. В карточках выводятся обороты за месяц и остатки на начало следующего периода, на основании карточек составляются оборотные ведомости по каждому складу и подразделению.
По итогам оборотных ведомостей в бухгалтерии составляется сводная оборотная ведомость в целом по всем складам и подразделениям организации. Данные сводной оборотной ведомости сверяются с данными синтетического учета материальных ценностей. Помимо этого ежемесячно производится сверка данных в карточках, которые ведутся в бухгалтерии, с данными складских карточек.
При втором варианте карточки в бухгалтерии не ведутся. Приходные и расходные документы группируются по номенклатурным номерам, производится подсчет итоговых данных за месяц по приходу и расходу, полученные данные записываются в оборотную ведомость. Затем, как и в первом варианте, составляется сводная оборотная ведомость и производится сверка данных оборотной ведомости с данными карточек складского учета.
2) сальдовым методом.
Сальдовый метод основан на том, что на складах организуется только количественный учет по видам ценностей, то есть по номенклатурным номерам. Бухгалтерия ведет только суммовой учет, то есть учет в денежном выражении.
При сальдовом методе учета на складах и в подразделениях организации материально-ответственные лица на основании первичных учетных документов ведут количественный учет в карточках или в книгах складского учета. По окончании отчетного периода первичные документы по движению материальных ценностей сдаются в бухгалтерию.
В бухгалтерии организации при сальдовом методе количественный и суммовой учет движения материальных ценностей по номенклатурным номерам не ведется, оборотные ведомости по номенклатуре не составляются. Учет материальных ценностей ведется только в денежном выражении в разрезе групп, субсчетов и балансовых счетов учета материальных ценностей. Сотрудник бухгалтерии, ведущий учет по данному складу или подразделению, проверяет первичные документы, принятые от материально-ответственных лиц, проводит сверку первичных документов с записями в складских карточках, проверяет правильность выведенных остатков и подтверждает это своей подписью.
Количественные остатки материальных ценностей на основании карточек или книг складского учета по каждому номенклатурному номеру переносятся в сальдовую ведомость или книгу сотрудником бухгалтерии или заведующим складом. На основании итогов сальдовых ведомостей составляется сводная сальдовая ведомость по группам материалов, субсчетам, синтетическим счетам учета материальных ценностей, а также по складам и подразделениям в целом. Данные сальдовых ведомостей и сводных сальдовых ведомостей должны ежемесячно сверяться с данными синтетического учета.
Следует обратить внимание, что в организациях одновременно могут применяться оба метода, то есть в одних складах и подразделениях учет может быть организован с применением оборотных ведомостей, а в других — учет сальдовым методом.
Сортовой способ учета на складах применяется в тех случаях, когда хранение материальных ценностей организовано по наименованию и сортам без учета времени поступления и цены их приобретения. При этом материально-ответственные лица на каждую номенклатуру ценностей заводят новую карточку складского учета. Номенклатуры в данном случае различаются не только по типу и марке товара, но и по сорту, единице измерения, цвету и другим характеристикам.
Карточки складского учета открываются на год. Снабженческо-сбытовая служба, открывающая карточку, проставляет в ней номер склада, полное наименование материальных ценностей, сорт, марку, размер, номенклатурный номер, единицу измерения, учетную цену и другие необходимые реквизиты. Следует учесть, что на каждый номенклатурный номер открывается отдельная карточка складского учета. Карточки регистрируются работниками бухгалтерии в специальном реестре, при этом на карточке проставляется ее номер и виза работника бухгалтерии.
Заведующий складом или кладовщик получает карточки складского учета под расписку в реестре и заполняет в них реквизиты, характеризующие места хранения материальных ценностей.
Когда первый лист карточки заполнен, для дальнейшего отражения движения материальных ценностей открывается второй и последующий листы этой же карточки. Листы нумеруются и скрепляются.
При сортовом способе хранения экономично используется складская площадь, возможно более оперативное управление остатками материальных ценностей, вместе с тем трудно различить материальные ценности одного сорта, поступившие по разным ценам. При сортовом способе хранения выбор ценностей для реализации осуществляется произвольно. При этом для оценки материальных ценностей возможно использование методов средней цены, цены единицы запасов, ФИФО (по ценам первых закупок), ЛИФО (по ценам последних закупок).
Записи в карточку складского учета делаются на основании любого первичного документа (каждого приходного или расходного ордера) или накопительных ведомостей при большом объеме записей. На складах с небольшим ассортиментом и незначительным количеством операций материально-ответственные лица могут вести учет непосредственно в товарном отчете (при этом карточки складского учета и складские книги не ведутся).
Партионный метод учета.
Данный метод должен одновременно применяться и на складе, и в бухгалтерии.
При партионном способе учета каждая партия материальных ценностей на складе хранится отдельно. Партией считается однородный товар, поступивший по одному транспортному документу. При этом товары, поступившие одним видом транспорта (в одной автоколонне, железнодорожном вагоне, судне, барже), независимо от количества транспортных документов (железнодорожных, водных накладных, коносаментов и так далее), а также товары одного наименования, поступившие одновременно по нескольким транспортным документам одного поставщика без расхождений по количеству и качеству допускается считать одной партией.
Каждую партию регистрируют в журнале поступающих материальных ценностей. Порядковый номер регистрации является одновременно номером этой партии. Он указывается в расходных документах рядом с наименованием ценностей, отпущенных из данной партии.
На каждую партию материально-ответственное лицо открывает партионную карту в двух экземплярах: один — для склада, другой — для бухгалтерии. Формы партионных карт и порядок занесения в них информации зависят от вида товара.
Партионная карта Записи в приходной части партионной карты заносят на основании сопроводительного документа к поступившим материальным ценностям с указанием его номера и даты, номера склада, лица, принявшего товар, поставщика, количества ценностей (по наименованиям, сортам и ценам), места хранения.
В расходной части партионной карты указывают дату отпуска и номер документа, количество отпущенных ценностей в натуральных показателях, итог за месяц и остатки на конец месяца; подсчет остатков может вестись нарастающим итогом после каждого отпуска материальных ценностей.
После полного отпуска со склада материальных ценностей каждой партии партионная карта закрывается материально — ответственным лицом. Составляется акт об израсходовании материальных ценностей конкретной партии, который подписывается заведующим складом. Форма акта зависит от вида материальных ценностей и наличия отклонений от принятого на учет количества. Акт вместе с партионной картой материально-ответственное лицо передает в бухгалтерию на проверку.
Если при проверке данной партии выявляется недостача материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, её списывают за счет организации, а недостача сверх норм естественной убыли взыскивается с материально-ответственного лица. Излишки, выявленные при проверке, принимают к учету.
Утверждены следующие документы: Акт о расходе товаров по партии и Акт о расходе товаров по партиям. Названные документы применяются при полном израсходовании каждой партии товаров и составляются в двух экземплярах членами комиссии. Один экземпляр передается в бухгалтерию не позднее следующего дня, а второй экземпляр остается у материально-ответственного лица.
Партионный учет позволяет определить результаты расходования партии материальных ценностей без проведения инвентаризации (так как фактически инвентаризация производится локально при закрытии каждой партии). Данный вид учета усиливает контроль над сохранностью ценностей, способствует снижению потерь. Однако этот способ учета не позволяет рационально использовать складскую площадь, отсутствует возможность оперативного управления запасами (в результате хранения определенного вида ценностей в разных местах и отражения информации по ним в нескольких партионных картах).
2. Методические аспекты учета материальных ценностей на складе и в бухгалтерии
2.1 Поступление материальных ценностей на склад
К бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов, согласно Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов»
сырье, материалы, и другие активы, используемые при производстве продукции, предназначенной для продажи (выполнения работ, оказания услуг);
активы, предназначенные для продажи (готовая продукция и товары);
активы, используемые для управленческих нужд организации.
Данные складского учета материально-производственных запасов, оперативного учета из движения в подразделениях организации должны соответствовать данным бухгалтерского учета материально-производственных запасов. Приведенное положение является одним из основных требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.
Материалы со складов поставщика или от транспортной организации получает уполномоченное лицо организации.
Право лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей от поставщиков оформляется выдачей доверенности.
Доверенность оформляется в бухгалтерии в одном экземпляре и выдается получателю под расписку.
Организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер, применяют форму №М-2а и выдачу этих доверенностей регистрируют в журнале учета выданных доверенностей, который предварительно пронумеровывают и прошнуровывают.
Доверенности выдаются только лицам, работающим в данной организации, иным лицам выдача доверенностей не допускается. Выдаваемая доверенность должна быть полностью заполнена и должна содержать образец подписи лица, на имя которого она выписана. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати этой организации. Если юридическое лицо основано на государственной или муниципальной собственности, доверенность на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей, выдаваемая от имени такого юридического лица, должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации.
Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть удостоверена нотариально, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как правило, доверенности выдаются на 10 — 15 дней, но в случае получения товарно-материальных ценностей в порядке плановых платежей доверенность может быть выдана на более длительный срок. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение одного года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.
Все материальные ценности, поступающие в организацию, должны быть своевременно приняты на учет соответствующими складами.
В некоторых случаях в интересах производства материальные ценности целесообразно направлять непосредственно в соответствующие подразделения организации, минуя склады. Тем не менее, такие материальные ценности в учете отражаются как поступившие на склад и переданные в цех или на участок. В первичных приходных документах делается отметка о том, что материальные ценности выданы подразделениям транзитом, то есть без завоза на склад или в кладовую. Следует учесть, что перечень материалов, которые могут транзитом направляться в подразделения и на участки организации, должен быть определен и оформлен приказом.
Материальные ценности, поступающие на склад организации, должны подвергаться тщательной проверке в отношении их соответствия ассортименту, количеству и качеству, указанных в документах поставщика.
Материалы должны приниматься к учету в соответствующих единицах измерения, по весу, объему, счету и так далее. По этим же единицам измерения устанавливается и учетная цена.
На практике нередки случаи, когда материалы поступают в одной единице измерения, например, в тоннах, а отпускаются со склада в другой единице измерения, например, в литрах. В такой ситуации принятие к учету и отпуск материалов должны отражаться в первичных документах, в складских карточках и регистрах бухгалтерского учета одновременно в двух единицах измерения. При этом вначале записывается количество в той единице измерения, которая указана в документах поставщика, а затем в скобках — количество в единице измерения, по которой материалы будут отпускаться со склада.
Если в документах поставщика указана более крупная или более мелкая единица измерения, чем принято в организации, такие материалы принимаются к учету в той единице измерения, которая принята в данной организации.
Если отражать движение материала в двух единицах измерения затруднительно, то можно перевести материал в другую единицу измерения, составив при этом акт перевода. В акте перевода в другую единицу измерения следует указать количество материала в единицах измерения, указанных в документах поставщика, и в единице измерения, по которой материал будет отпускаться со склада. Одновременно определяется учетная цена материала в новой единице измерения. В карточке складского учета записи о принятии материалов к учету делаются в единице измерения поставщика, а также в новой единице измерения, при этом делается ссылка на акт.
Приемка и принятие к учету поступающих материалов, при условии отсутствия расхождений между данными поставщика и фактическими данными, оформляется соответствующими складами путем составления приходных ордеров. Вместо оформления приходного ордера допускается проставление на документе поставщика штампа, оттиск которого содержит те же реквизиты, что и приходный ордер. В этом случае заполняются реквизиты штампа и ставится очередной номер приходного ордера, такой штамп приравнивается к приходному ордеру.
Приходные ордера выписываются на фактическое количество поступивших ценностей. На массовые однородные грузы, например руду, известняк, песок, щебень, уголь и другие, которые прибывают от одного и того же поставщика несколько раз в течение одного дня, допускается составление приходных ордеров в целом за день. О каждой приемке делается запись на обороте приходного ордера. В конце дня обороты подсчитываются, общий итог заносится в приходный ордер.
Если при приеме материальных ценностей установлено несоответствие поступивших материалов их ассортименту, количеству и качеству, указанных в документах поставщика, то приходный ордер не составляется. В такой ситуации составляется Акт о приемке материалов. Данный акт составляется также для оформления приемки материалов, поступивших без документов.
Данный акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.
Акт составляется комиссией, в состав которой в обязательном порядке входит материально ответственное лицо, представитель отправителя (поставщика) или представитель незаинтересованной организации.
Акт составляется в двух экземплярах, один из которых с приложенными документами передается в бухгалтерию, а другой — отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику. Если в организации есть юридический отдел, то составление претензионного письма может быть поручено данному отделу.
Приходные ордера и акты о приемке материалов должны составляться в день их поступления. В некоторых случаях, когда отдельные партии материалов находятся в процессе технической приемки или лабораторного испытания, материалы принимаются на ответственное хранение. В этом случае заведующий складом или кладовщик делает записи о таких материалах в специальную книгу. Записи в данной книге ведутся с подразделением материалов: «Материалы, ожидающие приемки» и «Материалы, принятые на ответственное хранение». На складах и в кладовых такие материалы должны храниться обособленно и до выяснения результатов приемки расходование их не допускается.
Следует обратить внимание, что сдаче на склад подлежат и материалы, закупленные подотчетными лицами. Принятие к учету таких материалов производится в общеустановленном порядке на основании счетов и чеков розничных торговых организаций, квитанций к приходному ордеру при покупке материалов за наличный расчет в других организациях, закупочного акта при покупке материалов у населения, то есть на основании документов, подтверждающих покупку. Данные документы должны быть в обязательном порядке приложены к авансовому отчету подотчетного лица.
Учет движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру, ведется в Карточке учета материалов, заполняемой на каждый номенклатурный номер материала. Записи в карточке ведутся материально-ответственным лицом на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции
2.2 Внутреннее перемещение материальных ценностей
В процессе осуществления хозяйственной деятельности материальные ценности поступают на склады и в кладовые не только от поставщиков. Осуществляется также их внутреннее перемещение из подразделений организации в кладовые и на склады. Пунктом 57 Методических указаний № 119н установлено, что сдача подразделениями материалов на склады должна оформляться накладными на внутреннее перемещение материалов в случаях когда:
продукция, изготовленная подразделениями организации, используется для внутреннего потребления в организации или для дальнейшей переработки;
осуществляется возврат материалов подразделениями организации на склад или цеховую кладовую;
производится сдача отходов производства продукции (выполнения работ), а также сдача брака;
осуществляется сдача материалов, полученных от ликвидации (разборки) основных средств;
других аналогичных случаях.
Операции по передаче материалов из одного подразделения организации в другое оформляются также накладными на внутреннее перемещение материалов.
Постановлением № 71а для этих целей разработана форма №М-11 «Требование-накладная», применяемая в тех случаях, когда материальные ценности перемещаются между структурными подразделениями организации или между материально ответственными лицами.
Накладная составляется материально ответственным лицом того структурного подразделения, которое сдает материальные ценности. Один из двух составленных экземпляров накладной служит основанием сдающему складу для списания ценностей, на основании второго экземпляра принимающий склад принимает эти ценности к учету. Накладная подписывается материально ответственными лицами и сдающего, и принимающего подразделения и сдается в бухгалтерию для учета движения материалов.
Следует обратить внимание, что этими же накладными оформляется сдача на склад полученных по требованию и неизрасходованных материалов, а также сдача отходов и брака.
Как внутреннее перемещение материалов рассматривается и их отпуск на склады (в кладовые) подразделений организации и на строительные площадки.
В том случае, когда отпуск материалов подразделениям осуществляется без указания назначения использования материалов, такой отпуск также учитывается как внутреннее перемещение, а материалы считаются выданными в подотчет получившему их подразделению. Подразделение, получившее материалы, на фактически израсходованное количество материалов составляет акт расхода. Конкретный порядок составления акта расхода, а также перечень подразделений, которые могут его применять, устанавливается организацией. В данном акте должны быть отражены:
наименование полученных материалов;
количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию;
номер и (или) наименование заказа, изделия, продукции, на изготовление которого материалы израсходованы;
количество изготовленной продукции либо объемы выполненных работ.
Составленный акт является основанием для списания материалов с подотчета получившего их подразделения.
В случае движения товарно-материальных ценностей между структурными подразделениями или материально ответственными лицами организации в соответствии с Постановлением № 132 оформляется Накладная на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (форма №ТОРГ-13), составляемая в двух экземплярах материально ответственным лицом склада или подразделения, сдающего товарно-материальные ценности. Первый экземпляр накладной остается в сдающем подразделении и служит для списания товарно-материальных ценностей, второй передается в подразделение, принимающее ценности и служит для принятия их к учету.
Накладная подписывается материально ответственными лицами сдатчика и получателя и сдается в бухгалтерию организации для учета движения товарно-материальных ценностей.
Внутри организации из одного структурного подразделения в другое перемещаются не только материалы, товары, но и объекты основных средств. Для оформления и учета таких перемещений применяется Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств формы №ОС-2.
Накладная выписывается передающим подразделением в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй — остается у материально-ответственного лица подразделения, передающего основное средство, а третий экземпляр передается в подразделение, получающее основное средство.
Данные о перемещении объектов основных средств вносятся в инвентарную карточку либо книгу учета объектов основных средств (формы №ОС-6, №ОС-6а, №ОС-6б).
2.3 Выдача материальных ценностей со склада
Материальные ценности могут выдаваться со склада в производство, а также в случае их продажи и выбытия по иным причинам.
Отпуск материала в производство — это выдача материалов со склада, кладовой непосредственно для изготовления продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также для управленческих нужд организации.
В зависимости от того, как организована структура складского хозяйства, материалы отпускаются в соответствии с установленными нормами и в соответствующих единицах измерения следующим образом:
либо на склады подразделений организации и уже оттуда непосредственно в производство — на участки, в бригады и на рабочие места;
либо непосредственно в подразделения, если в них отсутствуют склады.
Следует обратить внимание, что кладовщики отпускают материалы со склада строго определенным работникам. Списки лиц, которые имеют право на получение материалов со складов, а также образцы их подписей, должны быть согласованы с главным бухгалтером организации и доведены до сведения материально-ответственных лиц, осуществляющих отпуск материалов.
Порядок отпуска материалов в производство со складов подразделений непосредственно на участки, в бригады и на рабочие места производится в порядке, который устанавливается руководителем подразделения.
Рассмотрим, какими первичными документами оформляется выдача материалов со склада.
Выше мы отметили, что выдача материалов производится в соответствии с установленными нормами, то есть отпуск материалов в производство должен производится на основе предварительно установленных лимитов. Такие лимиты устанавливаются на основе норм расхода материалов и производственных программ, разработанных в организации.
Для оформления отпуска материалов по утвержденным лимитам применяется Лимитно-заборная карта (форма №М-8). Данный документ применяется также для текущего контроля соблюдения установленных лимитов отпуска материалов, а также является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада. Выписку лимитно-заборной карты производят подразделения организации, на которые возложены функции снабжения или планирования.
На каждое наименование материала выписывается два экземпляра документа, один из которых до начала месяца передается структурному подразделению, а другой — складу. Как правило, лимитно-заборная карта выписывается на месяц, но если движение материалов в организации невелико, то этот документ может быть выписан и на квартал. На каждый склад выписывается отдельная лимитно-заборная карта.
При выдаче материалов кладовщик отмечает в обоих экземплярах документа дату и количество отпущенных материалов и выводит остаток лимита по номенклатурному номеру материала. В лимитно-заборной карте получателя расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада — получатель.
После использования лимита заведующий складом или кладовщик сдает лимитно — заборные карты в бухгалтерию. Независимо от того, использован лимит или нет, в начале месяца все лимитно-заборные карты за прошлый месяц должны быть сданы. Если карта была выдана на квартал, она должна быть сдана в начале следующего квартала. Сдаче складских экземпляров лимитно-заборных карт предшествует сверка содержащихся в них данных с данными экземпляров карт, находящихся у получателей материальных ценностей. Проведенная сверка подтверждается подписями заведующего складом (кладовщика) и ответственного лица подразделения, получавшего материалы.
Для сокращения количества первичных документов рекомендуется оформлять отпуск материалов в Карточках учета материалов (форма №М-17). Лимитно-заборная карта выписывается в таком случае в одном экземпляре и на ее основании проводится операция отпуска материалов. Кладовщик расписывается в лимитно-заборной карте, а получатель материалов — в карточке учета материалов.
При оформлении отпуска материалов без оформления расходных документов, карточки складского учета в конце каждого месяца сдаются в бухгалтерию по реестру. На основании карточек работники бухгалтерской службы составляют соответствующие учетные регистры, после чего карточки складского учета возвращаются на склад.
Учет возврата материалов, не использованных в производстве, ведется в этой же форме, причем никаких дополнительных документов при этом не составляется.
В случае необходимости с разрешения руководителя организации, главного инженера или иных уполномоченных лиц допускается сверхлимитный отпуск материалов, а также замена одних видов материалов другими. Если материалы выданы сверх лимита, в первичных документах делается надпись «Сверх лимита» .
Как правило, в крупных организациях осуществляется централизованная доставка материалов со складов организации на склады подразделений и непосредственно на участки и рабочие места подразделений. В этом случае составляется специальный оперативный документ на отпуск — «план — карта». В нем отражаются установленные лимиты и календарные сроки подачи материалов в подразделения. Форма план — карты не предусмотрена альбомами унифицированных форм первичных учетных документов и должна быть разработана организацией самостоятельно. Работник склада на основе этого документа выписывает накладную на отпуск материалов в пределах установленного лимита. В данном случае может применяться Требование — накладная (форма №М-11), Накладная (форма № М-15).
Во всех первичных учетных документах на отпуск материалов со складов и кладовых в подразделения организации должны быть указаны:
— наименование материала;
— количество материала, его цена и общая сумма;
— назначение материала (наименование заказа, изделия, продукции, для изготовления которого отпускаются материалы, либо наименование затрат).
Отпуск материалов со склада организации в случае их продажи производится складскими работниками на основании Накладной на отпуск материалов на сторону (форма №М-15). Данная форма применяется для учета отпуска материальных ценностей:
сторонним организациям на основании договоров и других документов;
хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории.
Первый экземпляр накладной передают складу для отпуска материалов, а второй экземпляр — получателю материалов.
Основным документом, применяемым для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей организацией торговли сторонней организации является Товарная накладная (форма №ТОРГ-12), утвержденная Постановлением № 132 и составляемая в двух экземплярах. Первый остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и на его основании производится их списание. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для принятия товарно-материальных ценностей к учету.
При перевозке грузов автотранспортом оформляется Товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т).
Согласно инструкции грузоотправитель не вправе передавать, а автотранспортная организация принимать к перевозке грузы, которые не оформлены товарно-транспортными накладными. Это касается всех перевозок, выполненных грузовым автотранспортом независимо от условий оплаты за его работу.
Следует помнить, что товарно-транспортная накладная согласно инструкции является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и принятия их к учету у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.
Товарно-транспортная накладная (далее по тексту ТТН) составляется в четырех экземплярах, но по соглашению автотранспортной организации и грузоотправителя может быть составлена и в пяти экземплярах. Каждый экземпляр ТТН должен быть заверен подписью, печатью или штампом грузоотправителя.
ТТН составляется отправителем груза на имя каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля с обязательным заполнением следующих реквизитов:
— наименование получателя груза;
— наименование груза;
— количество, вес перевозимого груза, способ определения веса;
— род упаковки;
— способ погрузки и разгрузки;
— время подачи автомобиля под погрузку и время окончания погрузки.
В тех случаях, когда в ТТН «Сведения о грузе» нет возможности перечислить все наименования и характеристики отпускаемых товарно-материальных ценностей, к ней следует приложить накладную по форме № ТОРГ-12.
В этих случаях в ТТН указывается, что в качестве товарного раздела приложена специализированная форма, без которой данная ТТН считается недействительной и не должна применяться для расчетов с грузоотправителями и грузополучателями, а также для учета выполненных объемов перевозок и начисления заработной платы водителю.
Если на одном автомобиле перевозятся грузы нескольким получателям, то ТТН выписывается на каждую партию груза каждому получателю отдельно.
Как правило, ТТН оформляется грузоотправителем, но соглашением может быть предусмотрено оформление ТТН и автотранспортной организацией, осуществляющей перевозку грузов.
Если же накладная оформлена грузоотправителем, то автотранспортные предприятия имеют право проверять сведения, указанные в ТТН, а грузоотправитель и грузополучатель несут ответственность за последствия неправильного, неточного и неполного отражения сведений в ТТН.
Прием грузов к перевозке подтверждается подписью шофера-экспедитора во всех экземплярах ТТН, при этом грузоотправитель не имеет права требовать, чтобы шофер принял груз по каким-либо другим документам, кроме ТТН.
Первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей.
Второй, третий и четвертый экземпляры ТТН вручаются шоферу, из них:
второй экземпляр сдается грузополучателю и предназначается для принятия к учету товарно-материальных ценностей;
третий экземпляр прилагается к счету за перевозку и служит основанием для расчета автотранспортного предприятия с грузоотправителем (грузополучателем);
четвертый экземпляр прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы.
При сдаче груза шофер предъявляет три экземпляра ТТН грузополучателю, который удостоверяет в накладной прием груза своей подписью и печатью (штампом), одновременно указав во всех экземплярах время прибытия и убытия автомобиля.
Товарно-транспортная накладная состоит из товарного и транспортного разделов. Товарный раздел служит для списания товарно-материальных ценностей со склада грузоотправителя и принятия их к учету грузополучателем, транспортный раздел служит для учета транспортных работ и проведения расчетов за оказанные услуги по перевозке грузов.
3. Порядок организации учета материальных ценностей на складе на примере АО «Фирмы сторй+»
3.1 Общая характеристика предприятия
Исследуемым предприятием в данной курсовой работе является открытое акционерное общество «Фирма Строй+»
Открытое акционерное общество является юридическим лицом и имеет обособленное имущество, отраженное на его самостоятельном балансе. Форма собственности — акционерная.
АО «Фирма Строй+» имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Цель — извлечение прибыли.
Основным видом деятельности АО «Фирма Строй+» является строительство и торговля непродовольственными товарами.
Также организация занимается и производством. У фирмы есть свой деревообрабатывающий цех, цех по производству бетона марок М-100 и М-200, шлакоблоков и цех металлических изделий как для собственных нужд на строительстве, так и на продажу.
Фирма «Строй +» «находится по адресу г. Костанай, ул. Складская, 15.
Фирма «Строй +» обслуживается в АО «Казкоммерцбанк» — ИИК 246 766, БИК 1 918 011 832 и в КФ Народного Банка — ИИК 23 467 155 БИК 191 801 625.
Учетная политика предприятия строится в соответствие с предъявляемыми требованиями к ведению бухгалтерского учета в Республике Казахстан. Предприятие ведет бухгалтерский учет способом двойной записи в соответствии с Типовым планом счетов бухгалтерского учета от 23.05.2007 за № 185.
Для учета финансово-хозяйственных операций используется журнально-ордерная форма учета, при которой данные о хозяйственных операциях из документов переносятся либо в журналы-ордера, либо накопительные и группировочные ведомости. Ежемесячно журналы-ордера закрывают и их итоги переносят в Главную книгу.
Для автоматизации бухгалтерского учета на фирме «Строй+» используется программа 1 С: Бухгалтерия версии 8.0.
Бухгалтерский учет в АО «Фирма Строй+» осуществляется бухгалтерской службой в составе шести человек:
· Главный бухгалтер — ведет Главную книгу и составляет бухгалтерскую отчетность;
· Заместитель главного бухгалтера — предоставляет руководителю информацию о взаиморасчетах с генподрядчиками и субподрядчиками, осуществляет общее руководство отделом;
· Бухгалтер по взаиморасчетам — ведет учет расчетов с дебеторами и кредиторами, юридическими и физическими лицами;
· Бухгалтер-материалист — ведет учет затрат на все виды производства, калькулирует фактическую себестоимость выпускаемой продукции и составляют отчетность, определяют состав затрат на незавершенное производство, ведет учет сумм, выданных материально — ответственным лицам, ведет учет приобретенных материальных ценностей, поступления и расходования материалов в разряде мест их хранения и использования;
· Бухгалтер-расчетчик (заработной платы) — на основании первичных документов выполняет все расчеты по заработной плате и удержания из нее, осуществляют контроль за использованием фонда оплаты труда, ведет учет расчетов по отчислениям во внебюджетные фонды;
· Бухгалтер-кассир производит оплату поставщикам выставленным по счетам, осуществляет получение наличных денежных средств и векселей в банке и их выдачу в соответствии с потребностями организации.
Бухгалтерский учет на данном предприятии осуществляется в соответствии с разработанным планом счетов. В АО «Фирма Строй+» применяется журнально-ордерная форма учета. Бухгалтерский учет ведется с применением ЭВМ, то есть частично автоматизирован.
Бухгалтерия организации обеспечивает обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах и на их основе — составление отчетности. Своевременное получение учетной информации о финансово — хозяйственной деятельности организации позволяет руководителям оперативно воздействовать на ход производства, принимать соответствующие меры для повышения экономических показателей работы организации.
Аппарат бухгалтерии имеет непосредственное отношение ко всем отделам организации. Он получает от них те или иные данные, необходимые для осуществления учета.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель предприятия. Главный бухгалтер, возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствии с законом «О бухгалтерском учете» и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Он подчиняется руководителю предприятия и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер подписывает денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства. К финансовым и кредитным обязательствам относятся документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры.
3.2 Документооборот по движению материалов
Поступление материалов на предприятие АО «Фирма Строй+ «контролирует в первую очередь отдел снабжения. Этот отдел в АО «Фирма Строй+» состоит из двух рядовых работников и начальника отдела снабжения, который подчиняется непосредственно заместителю директора по коммерческим вопросам. Работники отдела снабжения следят за выполнением поставщиками договорных обязательств, предъявляет им претензии по качеству и недостачам материалов, разыскивают грузы, если они своевременно не прибыли на предприятие. Принимая грузы от транспортных организаций, экспедитор особое внимание уделяет состоянию тары, пломб, а в случае их повреждений требует проверки и сдачи груза.
Прежде чем ехать за грузом (самовывоз), работнику отдела снабжения выдается доверенность (ф. № М-2), которая регистрируется в журнале учета выданных доверенностей. В данной организации разработана форма выписки доверенностей на персональном компьютере.
В момент сдачи материалов на склад АО «Фирма Строй+», кладовщик проверяет соответствие количества, качества и ассортимента поступивших материалов документам поставщика. При полном соответствии количества фактически поступивших ценностей документам поставщика кладовщик выписывает приходный ордер (ф. № М-4). Приходные документы составляются в день поступления материалов. Приходные ордера, накладные и акты содержат основные реквизиты: наименование поставщика, наименование материалов, их сорт, размер, количество, цену, сумму, подписи лиц, принявших и сдавших материалы.
Для хранения материальных ценностей в АО «Фирма Строй+» предназначен склад материалов.
Склад материалов довольно большой и оснащен всеми необходимыми весовыми, измерительными и транспортировочными механизмами. Этот склад разбит на несколько помещений. В одном из них хранятся металлы: трубы, калибровка, листы и т. д., в другом — шланги, стеновые панели, кирпич, цемент т.д., в третьем — химикаты: лаки, краски, химические вещества, в четвертом — имеются стеллажи, ячейки для хранения мелких деталей и инструментов. Канцтовары обычно не хранятся, а закупаются по мере надобности.
На центральном складе работают один кладовщик. С ней заключен договор о материальной ответственности.
На каждый вид материала открывается карточка складского учета (ф. №М-17), а к каждому месту хранения материалов прикрепляются инвентарные ярлыки. Материалы на складах хранятся по сортам (сортовой метод).
Кладовщик, по мере поступления документов по приходу и расходу на склад, формирует реестры, подкалывает к ним первичные документы и отправляет в бухгалтерию организации каждый понедельник.
Ведомость учета остатков материалов не составляется. Вместо этого в начале каждого месяца кладовщик едет в бухгалтерию на сверку остатков материалов за прошедший месяц. Из-за большого движения материалов, а также большой их номенклатуры ежемесячная сверка карточек складского учета с данными бухгалтерии необходима. Все выявленные расхождения выясняются немедленно, что уменьшает количество ошибок в данных о движении материалов.
Из анализа состояния складов исследуемого предприятия АО «Фирма Строй+» можно сделать следующий вывод, а именно: неблагоприятным является отсутствие автоматизации учета на складах, что усложняет ведение аналитического учета материальных ценностей.
Первичные документы по расходу производственных запасов играют важную роль в организации материального учета, т.к. являются его основой. Непосредственно по первичным документам осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль за движением, сохранностью и рациональным использованием материальных ресурсов.
Все хозяйственные операции, связанные с отпуском материалов, подлежат качественному, эффективному и своевременному документированию.
Выдача материалов со склада АО «Фирма Строй+ «в производство осуществляется с помощью требований (ф. № М-11), которые выписывают мастера соответствующих подразделений.
Также материалы могут поступать за наличный расчет. Для этого прораб, с которым в обязательном порядке заключен договор о материальной ответственности, должен взять необходимую сумму из кассы и в последствии сдать авансовый отчет с приложенными к нему документами, которые свидетельствуют о том, что работник организации действительно приобрел строительные материалы или хозяйственный инвентарь. Тогда денежная сумма в размере расхода списывается с кредита счета 71 «Подотчетные лица» в дебет счета 10/2, если это строительные материалы, 10/3, если это ГСМ, 10/5 если приобретены запасные части и 10/9, соответственно, если куплен хозяйственный инвентарь. Материалы на счет 10/1, т. е. на базу, поступают обычно по безналичному расчету и в больших количествах.
После получения материалов, требования копятся у кладовщика, а затем передаются в бухгалтерию. Бухгалтер расценивает требования, т. е. указывает стоимость единицы материала и производит таксировку.
Списание запасных частей и материалов производится актам списания в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы», и пообъектно по отчетам формы М-29, в дебет счета 20/01. Отчеты по форме М-29 составляют прорабы, начальники строительных участков и цехов (т.е. все материально-ответственные лица) в соответствие сметам. Отчеты должны быть подписаны начальником ПТО, а также главным инженером, после чего отчеты сдаются бухгалтеру — материалисту. К отчету прорабы обычно прикладывают реестры прихода и расхода материалов за месяц (понедельно), акты списания хозяйственного инвентаря и т. п.
На конец каждого месяца бухгалтер по материалам формирует остатки строительных материалов и хозяйственного инвентаря в разрезе субсчетов и материально ответственных лиц. Данные за месяц сверяются с остатками по данным у прорабов, а затем сшиваются в книгу. По данным расхода материалов в конце каждого месяца формируется оборотная ведомость по счету 10 «Материалы». По итогам анализов счетов оформляется сводный журнал по счету 10 «Материалы», который проверяется главным бухгалтером и подшивается в отчет.
В ходе проведенного исследования документального оформления движения материалов на АО «Фирма Строй+», можно отметить, что все документы составляются в соответствии с порядком и требованиями по документальному оформлению.
Приобретение товарно-материальных ценностей сопровождается оформлением пакета документов на каждую сделку купли-продажи. К таким документам относятся:
ѕ доверенность;
ѕ товарно-транспортная накладная;
ѕ счет-фактура;
ѕ приходный-ордер.
Документооборот, сопровождающий поступление товарно-материальных запасов, зависит от способа их получения на склад предприятия.
Доверенность применяется для оформления права должностного лица выступать в качестве доверенного субъекта при получении материальных запасов. Доверенность оформляет бухгалтерия и выдает под расписку получателю. Для регистрации выданных доверенностей и расписки об их получении применяется Журнал учета выданных доверенностей.
При доставке материальных запасов на склад покупателя автотранспортом поставщика материально ответственное лицо покупателя принимают у экспедитора поставщика материальных запасов по количеству мест и массе брутто и сопоставляет их с данными товарно-транспортной накладной, заполненной в двух экземплярах.
В случае если недостачи или другие расхождения (количество, вес, сорт, качество и т. п.) фактического наличия материальных запасов с данными накладной не обнаружено, кладовщик, принявший товарно-материальные запасы подтверждает приемку штампом предприятия и росписью в товарно-транспортной накладной. Один экземпляр накладной остается у кладовщика, а второй возвращается лицу, доставившему материальные запасы на склад покупателя. На отгруженные товары поставщик помимо накладной предоставляет покупателю счет-фактуру. На поступившие на склад товары оформляется приходный ордер.
В процессе осуществления деятельности предприятие фирмы «Строй +» ведет расчеты с поставщиками по поступившим материальным ценностям.
Расчеты с поставщиками оформляются следующими первичными документами:
ѕ договор поставки;
ѕ счет на оплату;
ѕ платежное поручение;
ѕ выписка по банку.
Поступление материальных ценностей от поставщиков на данном предприятии производится на основании заключенных между предприятием и поставщиками договоров. В договорах оговариваются: вид поставляемых материальных ценностей, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели поставок материальных ценностей, сроки отгрузки материальных ценностей, порядок расчетов (условия платежей) между предприятием и поставщиком.
Предприятия-поставщики на поставляемую продукцию выписывают платежные требования-поручения и счета на оплату, передают их или пересылают почтой покупателю.
Оперативный учет выполнения договорных обязательств на предприятиях осуществляет финансовый отдел, поэтому платежные требования-поручения и счета-фактуры в первую очередь поступают в этот отдел. Там проверяют соответствие их договорам, регистрируют в журнале учета поступающих грузов, делают отметку в книге учета выполнения договоров и акцептуют, т. е. дают согласие на оплату.
После регистрации платежные документы получают внутренний номер (регистрационный) и передаются в бухгалтерию предприятия для оплаты. Главный бухгалтер на основании подписанного договора поставки и выставленного поставщиком счета на оплату готовит в банк платежное поручение на оплату товаров.
С этого момента у бухгалтерии предприятия возникают расчеты с поставщиками. По мере поступления груза на склад выписывается приходный ордер, затем при реестре сдается в бухгалтерию, где таксируется и прикладывается к платежному документу. По мере оплаты банком этого документа бухгалтерия получает выписку из расчетного счета о списании денежных средств в пользу предприятия-поставщика.
Расчеты с поставщиками производятся независимо от того, поступили товарно-материальные запасы на склад покупателя или находятся в пути. Если материальные ценности поступили на склад покупателя, но поставщик счет для оплаты не выставил (неотфактурованные поставки), то их приходуют по прейскурантным ценам или по ценам за аналогичные материальные ценности. При получении счета-фактуры ранее отраженная сумма сторнируется и проводится новая — предъявленная поставщиком.
В течение отчетного месяца бухгалтерия предприятия «Строй +» платежные документы поставщиков, акцептованные финансовым отделом, принимает приходные ордера и приемные акты складов, получает выписки из расчетного и прочих счетов предприятия. Это позволяет заключить расчеты, закончить их ввиду выполнения каждой стороной своих обязательств.
Таким образом, основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные документы, фиксирующие факт совершения операции и события. Первичные документы по поступлению и расходу материальных запасов являются основой организации их учета.
2.3 Пример учета и оценки приобретения материальных ценностей
Учет приобретения товарно-материальных ценностей на фирме «Строй +» происходит на складе и в бухгалтерии в программе 1 С: Бухгалтерия версии 8.0.
С точки зрения разделения бухгалтерского и складского (оперативного) учета, учет материальных ценностей может вестись двумя методами:
1. Сальдовый метод (на складах организуется только количественный учет по видам ценностей — номенклатурным номерам; бухгалтерия ведет только суммовой учет — в денежном выражении).
2. Количественно — суммовой метод (на складах и в бухгалтерии организуется одновременно количественный и суммовой учет по номенклатурным номерам ценностей).
Сальдовый метод применяется, как правило, для снижения трудоемкости учетных процедур и увеличения оперативности их выполнения (чаще всего, в условиях отсутствия эффективной автоматизации учета) при наличии широкой номенклатуры используемых ценностей. Количественно — суммовой метод является более предпочтительным в случае необходимости существенного усиления контроля сохранности и движения материальных ценностей; территориальной удаленности и иных условий, определяющих сложности оперативного получения бухгалтерией информации со складов.
На фирме «Строй +» учет товарно-материальных ценностей ведется количественно-суммовым методом.
Учет материальных ценностей на складе ведут материально ответственные лица либо, с их согласия, операторы. Информация о различных видах товарно-материальных ценностей в системе 1С: Бухгалтерия хранится в Справочнике Номенклатура в карточках учета (Рисунок 2). На каждый номенклатурный номер материальных ценностей открывается отдельная карточка, в которой фиксируется его основные свойства.
При поступлении материальных ценностей на склад предприятия на основании приходной накладной, полученной от поставщика, в бухгалтерии оформляется приходный ордер. При его вводе в информационной базе 1С: Бухгалтерии также регистрируется счет фактура, предоставленная поставщиком (Рисунок 1).
Рисунок 1. Карточка учета материальных ценностей в программе 1С: Бухгалтерия
Проведение приходного ордера в системе 1С: Бухгалтерия автоматически формирует проводки, которые фиксируются в Журнале проводок (Рисунок 2) и влекут за собой изменения в информационной базе, которые можно отследить в отчетах. Приход товаров отражается в Оборотно-сальдовой ведомости по счету 1330 «Товары» (Рисунок 3) и Карточке счета 1330 «Товары» (Рисунок 4).
Рисунок 2. Проводки, автоматически сформированные в результате проведения приходного ордера на партию елок
Рисунок 3. Оборотно-сальдовая ведомость по счету 1330 «Товары» фирмы «Строй +» за 27.11.2010
Рисунок 4. Карточка счета 1330 «Товары» фирмы «Строй +» за 27.11.2010
Отчет Оборотно-сальдовая ведомость по счету используется для получения остатков и оборотов по выбранному счету. Отчет позволяет получить детализацию по субсчетам счета, а для счетов, по которым ведется аналитический учет — детализацию по конкретным объектам аналитического учета.
В отчет Карточка счета включаются все проводки с выбранным счетом или проводки по данному счету по конкретным значениям объектов аналитического учета — наименованию материала, организации-поставщику и т. д. Кроме того, в карточке счета показываются остатки на начало и конец периода, обороты за период и остатки после каждой проводки.
Так как информационная база системы 1С: Бухгалтерия на складе и в бухгалтерии фирмы «Строй +» общая, то данные, внесенные кладовщиком, при поступлении партии материальных ценностей, сразу становятся доступны бухгалтерии предприятия.
Таким образом, учет товарно-материальных ценностей в программе 1С: Бухгалтерия позволяет в любой момент получать оперативную информацию по остаткам на складе. При этом устраняется разрыв между оперативным и бухгалтерским учетом ценностей.
Бухгалтерский учет основывается на оперативном учете и органически связан с ним; появляется возможность оперативной сверки учета на складе и в бухгалтерии, а, следовательно, и устранения допущенных ошибок в отчетном месяце; применение учетных цен ликвидирует трудоемкую работу по ежемесячному определению средней стоимости запасов; обеспечивается своевременное получение сведений об остатках на складах. Это облегчает проведение инвентаризации и усиливает оперативные функции учета; расширяется возможность применения компьютерной техники по обработке документации и составлению учетных регистров; исключается отставание аналитического учета запасов от синтетического.
Как уже было выявлено выше, в Республике Казахстан, в соответствие с национальными и международными стандартами учета и отчетности, товарно-материальные запасы оцениваются по наименьшей оценке из себестоимости и чистой стоимости реализации.
Для определения наименьшей величины из себестоимости и чистой стоимости реализации товарно-материальных запасов могут быть использованы следующие методы:
— постатейный метод, при котором выбирается наименьшее значение из балансовой стоимости и чистой стоимости реализации каждого наименования товарно-материальных запасов;
— метод основных материальных групп, при котором выбирается наименьшее значение из балансовой стоимости и чистой стоимости реализации группы товарно-материальных запасов;
— метод общего уровня запасов — выбирается наименьшее значение из балансовой стоимости и чистой стоимости реализации всех товарно-материальных запасов.
Цена за одни и те же материалы при приобретении в течение отчетного периода варьируется и для того, чтобы правильно оценить, сколько по стоимости запасов осталось и сколько ушло в себестоимость продукции, применяют один из трех методов оценки себестоимости товарно-материальных запасов, предусмотренных МСФО (IAS) № 2 «Запасы». При этом каждый из приведенных методов определяет списание запасов как поток стоимостей, а не как поток физических единиц. При использовании постатейного метода производится сравнение себестоимости и чистой стоимости реализации для каждого отдельного вида или единицы запаса. В каждом отдельном случае определяется наименьшая величина, которые затем суммируются.
При использовании метода основных товарных групп производится сравнение себестоимости и чистой стоимости реализации основных категорий (групп) запасов, по каждой из которых выбирается наименьшая величина, которые затем суммируются. При использовании метода общего уровня запасов производится сравнение себестоимости и чистой стоимости реализации всех запасов компании, затем наименьшая величина берется для оценки запасов.
Рассмотрим на примере методы оценки запасов фирмы «Строй +» по правилу низшей оценки по данным о запасах компании на 31.12 2009 г (таблица 1).
Таблица 1.
Метод оценки запасов по правилам низшей оценки фирмы «Строй +» на 31.12.2009
Группа запасов | Себестоимость, тенге | Чистая стоимость реализации, тенге | Балансовая (наименьшая), тенге | |
Елки | 130 200,00 | 140 000,00,00 | 130 200,00 | |
60 600,00 | 60 000,00,00 | 60 000,00,00 | ||
90 600,00 | 90 000,00 | 90 000,00 | ||
Итого | 290 400,00 | 290 000,00 | 280 200,00 | |
Электрогирлянды | 11 400,00 | 10 800,00 | 10 800,00 | |
9 000,00 | 10 800,00 | 9 000,00 | ||
8 400,00 | 11 200,00 | 9 000,00 | ||
Итого | 28 800,00 | 32 800,00 | 28 800,00 | |
Новогодние фигуры | 7 200,00 | 12 000,00 | 7 200,00 | |
11 300,00 | 8 400,00 | 8 400,00 | ||
9 600,00 | 12 000,00 | 9 600,00 | ||
Итого | 28 100,00 | 32 400,00 | 25 200,00 | |
Всего | 347 300,00 | 355 200,00 | 334 200,00 | |
Если фирмы «Строй +» определит в своей учетной политике оценку запасов методом оценки наименьшего значения из себестоимости и чистой стоимости реализации, то:
1. Метод общего уровня запаса, то в бухгалтерском балансе на 31.12.2009 года будут отражены запасы в размере 347 300,00 тенге, так как эта стоимость является наименьшей. Никакой корректировки в бухгалтерском учете не производится.
2. Метод товарных групп, то в бухгалтерском балансе на 31.12.2009 г. будут отражены запасы в размере 346 900,00 тенге (290 000,00 + 28 800,00 + 28 100,00) как сумма наименьших значений по каждой группе товаров компании. В бухгалтерском учете на 31.12.2009 (Рисунок 5):
Рисунок 5. Бланк себестоимость продукции.
Из приведенного примера видно, как влияет применение различных методов оценки наименьшей из себестоимости чистой стоимости реализации на показатели финансовой отчетности компании. Расчеты чистой стоимости возможной реализации основываются на самом надежном доказательстве, то есть величине запасов, предназначенных для реализации, на момент выполнения расчетов. Эти расчеты учитывают колебания цены или себестоимости, непосредственно относящиеся к событиям, происходящим после окончания периода, в той степени, в какой такие события подтверждают условия, существовавшие на конец периода. При списании запасов до чистой стоимости реализации необходимо следовать определенным правилам, основанным на предназначении запасов:
— если они предназначены для реализации, то расчеты производятся на основе текущих рыночных цен реализации;
— если они предназначены для продажи по заключенным договорам, то расчеты проводятся по контрактным ценам в объеме, предназначенном для выполнения договора. Запасы, превышающие необходимые по договору, переоцениваются по текущим рыночным ценам;
— сырье и материалы не переоцениваются, если готовая продукция, выпущенная на их основе, будет продана по ценам, равным или превышающим себестоимость. Если такой уверенности нет, сырье и материалы переоцениваются по их восстановительной стоимости (стоимость замещения).
Оценки чистой стоимости реализации проводятся периодически каждый отчетный период. Когда меняются обстоятельства, которые первоначально привели к частичному списанию запасов до чистой стоимости реализации, списанная сумма возмещается до величины, характеризующей себестоимость запасов (новая балансовая стоимость должна представлять собой наименьшее значение из: себестоимости и чистой стоимости реализации). Это происходит, например, тогда, когда статья запаса, учтенного из-за снижения его продажной цены, по чистой стоимости реализации все еще остается в запасе на конец следующего отчетного периода, а его продажная цена возросла. При этом разница относится на уменьшение расходов данного отчетного периода, то есть признается как снижение себестоимости реализованных товарно-материальных запасов. В этом случае в бухгалтерском учете компании производят запись: Дебет 1320 «Готовая продукция», 1350 «Прочие запасы» — кредит 7010 «Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг» .
Таким образом, методы определения себестоимости по фактическим затратам и ценам продажи могут использоваться для удобства, если их результаты приближенно выражают значение себестоимости. Нормативы сырья и материалов, труда, эффективности и мощности должны регулярно проверяться и пересматриваться с учетом конкретных обстоятельств.
Заключение
В Казахстане в условиях рыночной конкуренции благосостояние предприятия во многом зависит от его способности, без увеличения затрат и вовлечения в производство дополнительных дорогостоящих ресурсов, достигнуть оптимальных объемов производства продукции (работ, услуг), получив при этом максимально возможную прибыль.
В этой ситуации становится очевидным необходимость рационального и эффективного использования в процессе производственной и хозяйственной деятельности всех имеющихся на предприятии ресурсов, в том числе материальных ресурсов, занимающих наибольший удельный вес в полной себестоимости продукции (работ, услуг).
Следовательно, сокращение материальных затрат и снижение материалоемкости продукции (работ, услуг) являются для рассматриваемого предприятия важнейшим фактором повышения эффективности производства, поскольку уменьшение затрат на производство продукции вследствие экономного расходования материальных ресурсов способствует снижению ее себестоимости и росту прибыли от ее реализации. Кроме того, снижение расходов материалов, материалоемкости продукции (работ, услуг) приводит к ускорению оборачиваемости оборотных средств предприятия, уменьшению денежных затрат на образование производственных запасов, следовательно, улучшается вся совокупность показателей эффективности производства.
Поэтому в практике использования материальных ресурсов необходимо руководствоваться четко определенными задачами учета и контроля за использованием материалов на производство. Решению этих задач способствует правильная организация оперативного (по местам хранения и использования) и бухгалтерского учета материальных ценностей на предприятии.
Исследования действующей практики учета и контроля использования материалов на производство на АО «Фирма Строй+» в 2010 году позволило установить, что учет и контроль ведутся в основном в соответствии с Положениями о бухгалтерском учете и отчетности в РК и принятой на предприятии учетной политикой.
В целом организация учета и контроля использования материалов на производство на АО «Фирма Строй+» соответствует требованиям, содержащимся в нормативных документах по учету материалов.
Производственные запасы составляют значительную часть стоимости имущества предприятия, а затраты материальных ресурсов в некоторых отраслях доходят до 90% и более в себестоимости продукции. Именно поэтому усиление контроля за состоянием производственных запасов и рациональным их использованием оказывают существенное влияние на рентабельность предприятия и его финансовое положение.
Существенное значение для сохранности производственных запасов является наличие технически оснащенных складских помещений с современными весоизмерительными приборами и устройствами, позволяющими механизировать и автоматизировать складские операции и складской учет.
Одно из условий рационального использования производственных ресурсов — нормирование складских запасов и материальных затрат. Предприятия должны стремиться к соблюдению норм производственных запасов каждого вида материалов, поскольку их излишек приводит к замедлению оборачиваемости оборотных средств, а недостаток — к срыву производственного процесса.
В заключение можно сказать, что мне очень приятно работать в организации, в которой бухгалтерский учет в целом (в том числе и учет материалов) поставлен так, как об этом пишут в законах, постановлениях, положениях и книгах по бухгалтерскому учету.
1. Козлова Е. Н., Парашутин Н. В., Бабченко Т. Н., Галанина Е. Н. «Бухгалтерский учет» 206 г.
2. В. К. Радостовец, О. И. Шмидт «Бухгалтерский учет на предприятии». Алматы, 1998 г.
3. Ф. С. Сейдахметова «Современный бухгалтерский учет». Учебное пособие. Алматы — Экономика — 2000 г.
4. Стандарты бухгалтерского учета Учет товарно-материальных запасов. Стандарт бухгалтерского учета № 7 от 13 ноября 2007 г. № 3.
5. «Стандарты бухгалтерского учета. Методические рекомендации. Генеральный план счетов». Алматы — «Паритет» — 2000 г.
6. Н. П. Кондраков «Бухгалтерский учет» Учебное пособие. Москва Инфра-М, 2002 г.
7. «Типовой план счетов бухгалтерского учета» от 18 сентября 2000 г. № 438
8. П. И. Камышанов «Практическое пособие по бухгалтерскому учету» Москва, Элиста 2000 г.
9. Булавина Л. Н. Бухгалтерский учет и аудит материально-производственных запасов. — М.: Финансы и статистика, 2001 с.400
10. Волков Н. Г. Учет материально-производственных запасов и неотфактурованных поставок. // Бухгалтерский учет 2000, № 21 с.64
11. Жуков В. Н. Учет операций по приобретению и заготовлению материально-производственных запасов //. Бухгалтерский учет 2000, № 5
12. Информационно справочный бюллетень АЖУР 2003 № 12/9 130 с.
13. Комментарий изменений в Плане счетов: основные хозяйственные операции / Под ред. С. А. Николаевой. — М.: Аналитика-Пресс, 2001 с.157
14. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2001 640 с.
15. http://www.nationalbank. kz — Официальный сайт Национального Банка РК