Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Экспериментальное исследование сформированности волевых качеств у дошкольников и влияния подвижных игр на их развитие (на примере детей старшего дошкольног

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В истории философии и психологии проблема воли представлена в двух основных вариантах: как проблема самодетерминации и проблема саморегуляции (В.А. Иванников). В рамках проблемы самодетерминации, понятие воля используется для объяснения поведения, которое детерминировано не наличными, актуальными ситуативными факторами, а абстрактными, идеальными, умозрительными представлениями субъекта, то есть… Читать ещё >

Экспериментальное исследование сформированности волевых качеств у дошкольников и влияния подвижных игр на их развитие (на примере детей старшего дошкольног (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение

1. Теоретические аспекты развития воли у детьей дошкольного возраста

1.1. Понятие «воля»

1.2. Развитие волевого действия посредством игр в дошкольном возрасте

2. Экспериментальное исследование сформированности волевых качеств у дошкольников и влияния подвижных игр на их развитие (на примере детей старшего дошкольного возраста)

2.1. Описание хода исследования

2.2. Результаты эксперимента и их обсуждение Выводы Заключение Рекомендации Список использованных источников Приложение ВВЕДЕНИЕ В современной психологии детству отводится роль важнейшего периода жизни человека, в ходе которого закладываются основы дальнейшего развития его личности, раскрываются основной потенциал и направленность этого развития. В многочисленных исследованиях дошкольный возраст определяется как сензитивный к развитию основных психических функций, которые становятся своеобразным фундаментом для дальнейшего развития и формирования человека. Именно поэтому изучение факторов и этапов развития личности ребенка в период дошкольного детства является особенно важным для современной психологической науки (Эльконин Д.Б., 1957, 1966; Пиаже Ж., 1966, 1970, 1975; Божович Л. И., 1968; Венгер Л. А., 1974; Бугрименко Е. А., 1978; Выготский Л. С., 1982, 1983, 1984; Запорожец А. В., 1986; Лисина М. И., 1983, 1997; Кравцова Е. Е., 1991; Кожарина Л. А., 1992; Непомнящая Л. И., 1992; Кравцов Г. Г., 1994; Немов Р. С., 1997; Мухина В. С., 1999; Смирнова Е. О., 1990, 2003, 2004).

Волевые качества личности дошкольника лучше всего формируются в ведущих видах деятельности. Это — игра, учение, общение и труд, при доминировании игры над остальными видами деятельности в психологическом развитии ребенка.

Поэтому очень важно в дошкольном возрасте создавать все необходимые и благоприятные условия для совершенствования волевых черт характера в различных играх, требующих проявления настойчивости и воли со стороны ребенка для достижения поставленных в игре целей.

Положительную роль в развитии воли в дошкольном возрасте выполняют, например, игры — соревнования ребенка с другими детьми и с взрослыми людьми.

Объект исследования: развитие воли у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: роль подвижных игр в развитии волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы заключается в исследовании влияния подвижных игр на развитие волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:

· рассмотреть понятие «Воля»;

· охарактеризовать особенности развития волевого действия посредством игр в дошкольном возрасте;

· провесьти экспериментальное исследование сформированности волевых качеств у дошкольников и влияния подвижных игр на их развитие (на примере детей старшего дошкольного возраста).

Гипотеза: использование подвижных игр благоприятно сказывается на развитии волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

· изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

· опросно-диагностические методы;

· экспериментальные методы (педагогический эксперимент);

· методы математической и статистической обработки данных.

В экспериментальной части работы участвовало 29 детей детского сада № 71 (в возрасте 5−6 лет). На первом этапе нашего исследования провели изучение волевых проявлений у детей. Дошкольникам были предложены подвижная игра «Перетягивание в парах», а также пять серий различных упражнений. На втором этапе эксперимента в системе подвижных игр мы использовали игры-эстафеты, такие как «Два Мороза», «Волки во рву», «Гуси-лебеди», «Кто подходил», «Чья команда быстрее», «Бой петухов».

Практическая значимость и новизна работы: заключается в целенаправленном исследовании влияния подвижных игр на развитие волевых качеств дошкольников старшего школьного возраста.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (соответствующих задачам исследования), списка использованной литературы.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВОЛИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 ПОНЯТИЕ «ВОЛЯ»

В истории философии и психологии проблема воли представлена в двух основных вариантах: как проблема самодетерминации и проблема саморегуляции (В.А. Иванников). В рамках проблемы самодетерминации, понятие воля используется для объяснения поведения, которое детерминировано не наличными, актуальными ситуативными факторами, а абстрактными, идеальными, умозрительными представлениями субъекта, то есть активности, идущей от самого человека (Аристотель, Л. И. Божович, Г. Ф. В. Гегель, У. Джемс, К. Левин, С. Л. Рубинштейн, В. И. Селиванов, Д. Н. Узнадзе, А. Шопенгауэр, N. Асh). Второй подход в психологии воли, связанный с проблемой саморегуляции, рассматривает волю как форму психической регуляции действий и различных психических процессов и состояний (М.Я. Басов, А. В. Быков, Л. М. Веккер, Л. С. Выготский, Е. П. Ильин, В. К. Калин, Т.И. Шульга). Таким образом, понятие воли является одним из наиболее общих и нерасчленённых понятий в психологии, в котором слиты проблемы детерминации поведения, выбора и порождения действий, их реализации, преодоления внешних и внутренних препятствий, регуляции действий и различных психических процессов и состояний.

Также под волей понимается сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели.

Воля — форма психического отражения действительности, позволяющая личности преодолевать препятствия, достигать субъективно поставленной цели, дающая человеку регулировать свои действия и психические процессы, реализовать способность к волевой регуляции.

Воля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Положительные качества воли, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности. Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля — это способность человека управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей. Воля — это осознанные действия человека, основанные на его личном мировоззрении. Воля — это способность человека действовать в направлении сознательно поставленой цели, преодолевая внутренние препятствия (т.е. свои непосредственные желания и стремления).

В целом как видно, волю можно понимать по-разному. Во-первых, воля — общее, что побуждает к любому действию, то есть, в принципе, осознаваемое желание. (Необходимо отметить, что воля не совсем есть желание. Р. Мэй писал, что «это только половина истины сказать, что воля есть продукт желания; … желание никогда не проявится в полную силу, кроме как совместно с волей» [16]) Во-вторых, волю можно рассматривать как нечто, что позволяет человеку, наоборот, управлять своими желаниями, воплощать их в действительность. «Воля — сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели…». Такое понимание воли связано с понятием самоконтроля, который, в свою очередь, связан с системой мотивов и целей. Воля необходима для поддержания активности субъекта, или для её подавления. Рассмотрение воли в таком ракурсе близко к понятию свободы в экзистенциальной психологии в том плане, что человек, который «применяет» волю должен как бы оторваться от сиюминутной ситуации и либо обратиться к своему отношению к себе, своим ценностям, либо обратиться к воображению, логике и смоделировать последствия предполагаемого действия. В более общем понимании воля представлена у С. Л. Рубинштейна. Она, наверное, включает в себя и первое и второе значение воли. Рубинштейн пишет: «действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как к мотиву, — это и есть волевые действия». Данное определение позволяет чётко ограничить понятие воли от понятия желания, понятия мотивации. В этом определении наблюдается отрыв от сиюминутной ситуации в виде наличия отношения к цели, её осознания. Также важно соотношение мотива и цели. В случае, когда цель и мотив совпадают, по крайней мере, в сознании субъекта, субъект сознательно полностью управляет своей деятельностью, она не носит спонтанный характер, в деятельности имеет место воля. «Воля — это способность системы ставить перед собой цель и прилагать усилия для ее достижения».

В качестве основного понятия, описывающего круг волевых явлений, большинством отечественных психологов используется понятие волевого действия (В.А. Иванников, Е. П. Ильин, В. К. Калин, А. Н. Леонтьев, В. И. Селиванов, П.В. Симонов).

Значительный вклад в разработку проблемы воли в отечественной психологии внёс В. И. Селиванов, который отводил ведущую роль в формировании воли социальной среде, в которой протекает жизнедеятельность личности. Единая линия исследования развития волевой регуляции с младшего дошкольного до студенческого возраста представлена в работах Т. И. Шульги и А. В. Быкова. В своих исследованиях авторы рассматривают волевую регуляцию как сложную, иерархически организованную функциональную структуру, образованную тремя звеньями: мотивационно-побудительным, исполнительским и оценочно результативным. Каждое звено функциональной структуры волевой регуляции личности образовано специфическим набором компонентов и имеет свои сензитивные периоды развития. Значительное количество исследований в отечественной психологии посвящено изучению развития отдельных волевых качеств в процессе освоения различных видов деятельности (учебной, профессиональной, портивной и др.).

Под волевыми качествами в отечественной психологии понимаются волевые свойства человека как устойчивые характеристики его деятельности и отношений с реальным миром (В.А. Иванников). Е. П. Ильиным была предложена трёхуровневая вертикальная структура волевых качеств, включающую в себя нейродинамические особенности личности, волевое усилие и мотивационные факторы. В исследованиях Е. П. Ильина и его коллег особое внимание уделено нейродинамическим предпосылкам формирования различных волевых качеств: смелости (Н.Д. Скрябин), решительности (И.П. Петяйкин), терпеливости (Е.П. Ильин, Е.К. Фещенко) и др.

Существенными компонентами волевого действия выступают возникновение побуждения, осознание и борьба мотивов, принятие решения и исполнение. Волевое действие обобщенно характеризуется целеустремленностью, как сознательной направленностью человека на определенный результат деятельности. Первый этап волевого действия связан с инициативность", выражающейся в постановке собственных целей, самостоятельностью, проявляющейся в умении противостоять воздействию других людей. Решительность характеризует этап борьбы мотивов и принятие решения. Преодоление препятствий в достижении целей на этапе исполнения отражается в сознательном волевом усилии, предполагающем мобилизацию своих сил.

Важнейшее приобретение дошкольного возраста состоит в превращении поведения ребенка из «полевого» в «волевое». Главные характеристики «полевого» поведения предпошкольника — импульсивность и ситуативность. Ребенок действует не задумываясь, под влиянием спонтанно возникших переживаний. А цели и содержание его деятельности определяются внешними предметами, компонентами ситуации, в которой находится малыш. Так, увидев куклу, ребенок приступает к ее кормлению. Если в поле его зрения попала книжка, то он тут же бросает куклу и начинает увлеченно рассматривать картинки.

Около 3 лет в связи с развитием личного действия и самосознания у преддошкольника возникают личные желания, вызывающие его активность, которые выражаются в форме: «Я хочу» или «Я не хочу». Их появление знаменует начало становления воли, когда преодолевается ситуативная зависимость в поведении и деятельности. Теперь ребенок получает относительную свободу от ситуации, способность «встать» над ней. Поведение и деятельность в дошкольном возрасте изменяются не только по содержанию, но и по структуре, когда складывается более сложная их организация.

1.2 РАЗВИТИЕ ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГР В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем. Волевое действие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает целеполагание — умение ставить цель деятельности. Элементарная целенаправленность наблюдается уже у младенца. Он тянется к заинтересовавшей его игрушке, ищет ее, если она выходит за пределы его поля зрения. Но такие цели задаются извне (предметом). В связи с развитием самостоятельности у малыша уже в раннем детстве (в возрасте около 2 лет) возникает стремление к цели, но достигается она только с помощью взрослого. Зарождение личных желаний ведет к появлению «внутренней» целенаправленности, обусловленной стремлениеями и потребностями самого малыша. Но у преддошкольника целенаправленность проявляется скорее в постановке, чем в достижении цели. Под влиянием внешних обстоятельств и ситуации малыш легко отказывается от цели и заменяет ее другой.

Стоит отметить, что волевые качества личности дошкольника лучше всего формируются в ведущих видах деятельности. Это — игра, учение, общение и труд, при доминировании игры над остальными видами деятельности в психологическом развитии ребенка.

Отметим, что игра — одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли. Различные исследователи и мыслители нагромождают одну теорию игры на другую — К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер, З. Фрейд и другие. Каждая из них как будто отражает одно из проявлений многогранного, переливчатого явления игры.

Игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка, — это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Распространенное представление о том, что игра является лишь функционированием, порождается тем самим по себе бесспорным фактом, что игровое действие совершается не ради практического эффекта, который оно оказывает на обыгрываемый предмет. Все же человеческая игра — это никак не просто функционирование созревших в организме систем и не движение, которое совершается только потому, что внутри организма накопился излишек нерастраченной энергии. Игра — это деятельность; это значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Игра индивида всегда теснейшим образом связана с той деятельностью, на которой основывается существование данного вида. У животных она связана с основными формами инстинктивной жизнедеятельности, посредством которых поддерживается их существование; у человека «игра — дитя труда».

Также стоит отметить, что игра имеет большое значение для развития воли у детей дошкольного возраста. Поэтому в дошкольном возрасте важнее всего создавать благоприятные условия для совершенствования волевых черт характера в различных играх, требующих проявления настойчивости и воли со стороны ребенка для достижения поставленных в игре целей.

Положительную роль в развитии воли в дошкольном возрасте выполняют, например, игры — соревнования ребенка с другими детьми и с взрослыми людьми.

Следует иметь в виду и то, что по-настоящему развитая воля основана на разуме и сознании человека, т. е. базируется не на слепой, неосознаваемой, интеллектуально не контролируемой силе типа упрямства, а на сознательных, разумно принимаемых решениях. Даже у разумного человека его решения усилием воли претворяются в жизнь.

У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановки целей, которые с возрастом изменяются и по содержанию. Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями. А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих. Как подчеркивал Л. С. Выготский, самым характерным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком. Мотив, побуждая детей к деятельности, объясняет, почему выбрана та или иная цель.

Примерно с 3 лет поведение ребенка все чаще побуждается мотивами, которые, сменяя друг друга, подкрепляются или вступают в конфликт.

В дошкольном возрасте складывается соотношение мотивов друг с другом — их соподчинение. Выделяется ведущий метод, который отделяет поведение дошкольника, подчиняя себе другие мотивы. Подчеркнём; что система мотивов легко нарушается под влиянием яркого эмоционального побуждения, что приводит к нарушению хорошо известных правил.

Например, малыш, спеша посмотреть, какой подарок принесла бабушка, забывает с ней поздороваться, хотя в других ситуациях он всегда здоровается со взрослыми и сверстниками. На основе соподчинения мотивов у малыша появляется возможность сознательно подчинять свои действия отдаленному мотиву. Например, сделать рисунок, чтобы порадовать маму на предстоящем празднике. То есть поведение ребенка начинает опосредоваться идеальным представляемым образцом («Как обрадуется мама, получив рисунок в подарок»). Связь побуждений с представлением о предмете или ситуации дает возможность отнести действие на будущее.

Соподчинение мотивов происходит на основе их борьбы. В раннем детстве борьба мотивов и, следовательно, их соподчинение отсутствует. Преддошкольник просто подчиняется более сильному мотиву. Привлекательная цель непосредственно вызывает у него действие. Дошкольник же осознает борьбу мотивов как внутренний конфликт, переживает его, понимая необходимость выбрать.

Приведем пример. К Даше Н. (5 лет 3 мес.) иногда приходит няня. Девочка относится к ней хорошо, всегда радостно приветствует и не забывает сказать «до свидания». Однажды, когда няня уходила, Даша ие вышла ее проводить, пряталась, выглядывала в коридор и снова убегала. Когда няня ушла, мама спросила Дашу, почему она не попрощалась с няней. Девочка объяснила: «Я толкнула Розу Васильевну. Мне было стыдно подойти к ней. И сейчас стыдно… Мне стыдно, что я не сказала ей до свидания».

Соподчинение мотивов у дошкольника, как показали исследования А. Н. Леонтьева, первоначально происходит в непосредственной социальной ситуации общения со взрослым. Соотношение мотивов задается требованием старшего и контролируется взрослым. И лишь позднее соподчинение мотивов появляется тогда, когда этого требуют объективные обстоятельства. Теперь дошкольник может стремиться к достижению непривлекательной цели ради чего-нибудь другого, значимого для него. Или может отказаться от чего-то приятного, чтобы достичь более важного или избежать нежелательного. В результате этого отдельные действия ребенка приобретают сложный, как бы отраженный смысл.

Паша Н. (5 лет 7 мес.), пробегая мимо, толкнул Максима Д. (6лет). Максим догнал Пашу и тоже его толкнул. В другой ситуации Максим Д. увидел, что Сережа Д. (6 лет 7 мес.) бьет малыша. Он подошел к обидчику, стал толкать, повторяя: «Не трогай маленьких!»

Таким образом, поведение ребенка превращается во внеситуативное личностное, теряет свою непосредственность. Оно направляется представлением о предмете, а не самим предметом, то есть появляется идеальная мотивация, например, мотивом становится нравственная норма.

Мотивы преддошкольника импульсивны и неосознанны. Они, главным образом, связаны с предметной деятельностью и общением со взрослыми.

Расширение границ жизнедеятельности дошкольника приводит к развитию мотивов, затрагивающих сферы отношения к окружающему миру, другим людям и самому себе.

Мотивы дошкольника становятся не только разнообразнее, они осознаются детьми и приобретают разную побудительную силу.

У детей 3−7 лет ярко выражен интерес к содержанию и процессу новых видов деятельности: рисованию, труду, конструированию и особенно к игре. Игровые мотивы сохраняют значительную побудительную силу на протяжении всего дошкольного возраста. Они предполагают стремление ребенка «входить» в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам. Поэтому в дидактической игре знания усваиваются наиболее успешно, а создание воображаемой ситуации облегчает выполнение требований взрослого.

В дошкольном детстве у ребят развивается интерес к новым, более важным, более «взрослым» видам деятельности (чтению и счету) и стремление их выполнять, что вызвано формированием предпосылок учебной деятельности. В возрасте З-7 лет интенсивно развиваются познавательные мотивы. По данным Н. М. Матюшиной и А. Н. Голубевой, в 3−4 года познавательные задачи дети часто подменяют игровыми. А у детей 4−7 лет наблюдается настойчивость и при решении умственных задач, которая постепенно возрастает. У старших дошкольников познавательные мотивы все больше отделяются от игровых.

Сознание ребенка-дошкольника, особенно достигшего старшего дошкольного возраста, уже достаточно развитое. Поэтому, начиная с этого возраста, важно добиваться того, чтобы волевое поведение и, соответственно, волевые качества ребенка формировались и укреплялись на вполне разумной основе. В противоположном случае может случиться так, что воля фактически превратится в упрямство или несговорчивость, в капризность ребенка.

В старшем дошкольном возрасте в дидактической игре по знавательные мотивы выходят на первый план. Дети получают удовлетворение от решения не только игровой, но н умственной задачи, от интеллектуальных усилий, с помощью которых эти задачи решались. В сфере отношения к самому себе у дошкольника резко возрастает стремление к самоутверждению и признанию, что обусловлено потребностью осознать свою личностную значимость, ценность, уникальность. И чём старше ребенок, тем важнее для него признание не только взрослых, но и других детей.

Приведем пример. Максим Д. (5 лет 11 мес.) катался на санках с горки. Скатившись в очередной раз, он остановился около двух мальчиков 7−8 лет. Те, увидев Максима, заулыбались, и один из них сказал: «Смотри, какая булка к нам приехала». Максим тут же вскочил, побежал к маме и стал торопливо говорить: «Давай уйдем отсюда. Я не хочу больше кататься!» «Почему ты хочешь уйти?» — спросила мама. «Они меня назвали булкой», — с обидой в голосе ответил мальчик. Мотивы, связанные с притязанием ребенка на признание, выражаются (в возрасте 4−7 лет) в соревновательности, соперничестве. Дошкольники хотят быть лучше, чем другие дети, всегда добиваться хороших результатов в деятельности.

Например, дети рисуют. Воспитатель берет рисунок Оли (5 лет 4 мес.) и говорит: «Посмотрите, какой красивый у Оли рисунок!» «Красивый», — подтверждает Ксюша О. (5 лет 6 мес.) и продолжает: «Только она у меня срисовала елку».

К 6−7 годам ребенок начинает более адекватно относиться к своим достижениям и видеть успехи других детей. Если мотивы, связанные с притязанием ребенка на признание среди взрослых и детей, неудовлетворяются, если ребенка постоянно ругают или не замечают, дают обидные прозвища, не берут в игру и т. д., у него могут проявляться асоциальные формы поведения, приводящие к нарушению правил. Ребенок стремится с помощью негативных поступков обратить на себя внимание других людей.

Покажем на примере. Сережа П. (5 лет) недавно ходит в детский сад и многого пока не умеет. Особенно не удается ему рисование. Мальчик красиво подбирает сочетание цветов, но технических навыков ему не хватает. На протяжения пяти занятий воспитатель, проводя анализ детских работ, подчеркивал неудачи Сережи и постоянно хвалил рисунки Лены, которая сидела рядом с ним. Однажды, после очередной положнтельной оценки Лениного рисунка, Сережа сказал: «Ну и что, я тоже так могу!» — и резко дернул рисунок к себе. Рисунок порвался.

Старшие дошкольники стремятся поддерживать положительные взаимоотношениясосверстникамиивыполнять общую деятельность. Причем мотивы общения с товарищами у детей 5−7 лет настолько сильны, что ребенок часто отказывается от своих личных интересов для того, чтобы поддержать контакты, например соглашается на непривлекательную роль, отказывается от игрушки.

Приведем пример. Максим Д. (5 лет 4 мес.) подружился с Олегом В. (6 лет). Дети постоянно играли вместе. Однажды к ним присоединился брат Олега Ваня (8 лет). Он стремился привлечь к себе внимание более младших, показывал им разные игрушки и, в конце концов, стал обливать Максима водой. Максим после нескольких попыток уклониться от струи воды сам обрызгал Ваню. Это увидела Ванина мама, сделала Максиму замечание и увела братьев на другой игровой участок. К Максиму подошла его мама. «Максим, вы поссорились?» -спросила она. Мальчик ответил: «Ваня первым стал обливаться… Но я все равно пойду извинюсь». — «Но ты же не виноват!» — «Ну и что, что не виноват. Все равно извинюсь. Я хочу, чтобы мне разрешили с Олежкой играть».

У дошкольника расширяется интерес к миру взрослых, более ярко, чем в раннем детстве, проявляется стремление приобщиться к нему, действовать, как взрослый. Эти безусловно положительные мотивы могут приводить к нарушению ребенком правил поведения, к действиям, которые порицаются старшими.

Например, папа пятилетнего Гоши А. красил окно. Не закончив работу, он ушел в другую комнату, чтобы поговорить по телефону, а когда вернулся, то увидел, что Гоша «выкрасил» не только подоконник, батарею, стенку рядом с окном («Чтобы красивые были»), но и самого себя.

Учитывая высокую побудительную силу мотивов, связанных со стремлением быть как взрослый, необходимо показать малышу, где и как можно проявлять свою «взрослость», доверить ему какое-нибудь безобидное, но серьезное и важное дело, «которое без него никто не сможет сделать хорошо». А оценивая его поступок, на первый взгляд заведомо отрицательный, необходимо прежде всего выяснить мотив, который его вызвал.

На протяжении всего дошкольного возраста мотивы поощрення и взыскания, которые связаны со. стремлением поддерживать положительные взаимоотношения со взрослыми «быть хорошим», делают эффективной педагогическую оценку. Для детей 3−4 лет эти мотивы наиболее действенны. Старшие дошкольники успешно преодолевают собственные личные стремления не только ради получения поощрения или избежания наказания, но и по моральным установкам.

Важнейшим приобретением в мотивационной сфере дошкольников, наряду с соподчинением мотивов, является развитие нравственных мотивов. В 3−4 года нравственные мотивы либо отсутствуют, либо лишь незначительно влияют на исход борьбы мотивов. В 4−5 лет они уже свойственны значительной части детей. А в возрасте 5−7 лет нравственные мотивы становятся особенно действенными. К 7 годам нравственные мотивы становятся определяющими по своей побудительной силе. То есть социальные требования превращаются в потребности самого ребенка. Но на протяжении всего дошкольного возраста сохраняются следующие особенности борьбы мотивов. По-прежнему ребенок совершает много импульсивных действий под влиянием сильных эмоций. Для старшего дошкольника возможно подавление аффекта, хотя и с трудом. Трудно преодолеваются мотивы, связанные с органическими потребностями, наиболее ярко конфликт возникает между общественными и личными мотивами, выбор между ними остро переживается ребёнком.

Дошкольник способен прилагать волевое усилие для достижения цели. Развивается целенаправленность как волевое качество и важная черта характера.

2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ИХ РАЗВИТИЕ (НА ПРИМЕРЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА)

2.1 ОПИСАНИЕ ХОДА ИССЛЕДОВАНИЯ Совершенствование волевой регуляции поведения у старших дошкольников связано с их общим интеллектуальным развитием. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. Значительная роль в психологическом развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания, а также морально-волевых качеств отводится игре. Известно, что возрастной особенностью дошкольника является общая недостаточность воли. Поэтому правильно организованная игровая деятельность ребенка способствует формированию таких волевых качеств, как ответственности, упорства, настойчивости, решительности, выдержки.

Экспериментальная работа по формированию волевых качеств личности в процессе игровой деятельности была проведена с группой дошкольников детского сада № 71 г. Казани. В группе 29 человек.

Исследование состояло из нескольких этапов.

На первом этапе нашего исследования провели изучение волевых проявлений у детей. Дошкольникам были предложены подвижные игры. Это было сделано в целях создания условий, требующих от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха. Кроме того, эти игры выявляли доброжелательность детей в отношении со взрослыми и сверстниками. Каждая игра помогала определить, насколько развита у детей согласованность движений, действий, являющихся средством достижения игровой цели, а также волевые качества: выдержка, упорство, настойчивость.

Игра «Перетягивание в парах».

Играющие делились на две команды и строились около средней линии одна команда лицом к другой. За каждой командой в двух метрах была проведена еще одна линия. Играющие крепко брались за правые руки, левая на поясе или за спиной. По сигналу участники перетягивали игроков другой команды за линию, находящуюся за спиной. Игра продолжалась до тех пор, пока все игроки не были перетянуты в ту или иную сторону.

Выигрывала команда, которая сумела перетянуть.

Анализ проводили по схеме:

1.Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым.

2. Умеет ли самостоятельно ставить цель и руководствоваться ею в деятельности, достигать результата. Причины того, что цель не достигается.

3.Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции (не заплакать, если больно) и непосредственные желания (помочь дежурным, воспитателю, когда хочется играть; не выкрикивать, а подождать своей очереди).

При выборе упражнений учитывался ряд общепринятых требований (соответствие возрастным возможностям, доступность для детей, простота и четкость обследования), а также наличие трудностей объективного и субъективного характера; соответствие результатов выполнения упражнений основным признакам изучаемых качеств воли. Такими признаками рассматривались способность продолжительное время концентрировать внимание на достижение поставленной цели, умение мобилизовать свои возможности для преодоления трудностей, стремление добиваться положительных результатов. В связи с этим в качестве основных количественных показателей волевых качеств использовались следующие результаты выполнения различных упражнений — максимальные длительность, число повторений, высота и длина прыжка, дальность броска и т. д.

Для сравнения между собой (по эффективности оценки изучаемых качеств воли) различных упражнений использовался коэффициент вариации), который является безразмерной величиной и не зависит от единиц измерения.

Поисковый эксперимент состоял из пяти серий, в которых экспериментальной проверке подверглись 16 физических упражнений развой направленности. В первой серии проверке и анализу была подвергнута группа кратковременных и одноразовых упражнений скоростно-силового характера, выполнение которых требовало от детей кратковременных усилий (7 упражнений). Во второй серии рассматривались два непродолжительных упражнения скоростно-силового характера разной степени сложности. В третьей серии анализировались два упражнения статического характера. В четвертой серии исследовались многократно повторяемые и длительные упражнения поднимание набивного мяча, перепрыгивание через мяч, приседание, бег. Пятая серия была посвящена анализу одного упражнения предыдущей серии, во в новых условиях — в соревновательной обстановке. Перед выполнением всех упражнений детям давалась единая инструкция делать упражнение «до отказа». Объем, продолжительность и интенсивность выполнения упражнения определялись ребенком произвольно. Условия выполнения упражнений для всех детей были стандартизированы.

Н автором этапе, были изучены волевые качества дошкольников, на сонове чего нами была составлена система игр и упражнений с целью формирования у них волевых качеств.

Отметим, что на основе анализа проведенного ранее, можно заключить, что в целом система работы по формированию волевых качеств дошкольников через игру важно воспитать волевые качества: самостоятельность, настойчивость, ответственность. Без них невозможно успешное обучение в школе. Эти качества воспитываются не только на учебных занятиях, но и в других видах деятельности. Способность к волевому напряжению создается путем постоянного упражнения. Эффективным средством воспитания воли является хозяйственно-бытовой труд. Потребность в нем возникает в детском саду и дома, его жизненная необходимость понятна ребенку. Для участия в нем дети должны овладеть определенными умениями, навыками обращения с орудиями труда, должны понимать его цель, планировать и контролировать свои действия, прилагать усилия. Таким образом, этот труд воспитывает качества, необходимые ребенку в любой деятельности, в том числе и учебной.

Ребенок старшего дошкольного возраста может: участвовать в уборке квартиры, мыть и протирать игрушки, стирать кукольное белье, свои носки, гладить мелкие вещи, помогать взрослым в приготовлении еды, помогать накрывать на стол и убирать со стола, мыть чайную посуду. Старший дошкольник может научиться застилать свою постель, и это станет его постоянной обязанностью. Он может ухаживать за своей одеждой и обувью. При систематической работе ребенок быстро овладевает необходимыми для выполнения данного труда умениями. Бытовой труд довольно однообразен. Поэтому многие дети, вначале охотно занимавшиеся этим трудом, вскоре утрачивают к нему интерес. Иногда родители утверждают, что их дети с удовольствием подметают пол. Однако выясняется, что делают они это не систематически, а когда им хочется это делать. Но если подметание пола станет его постоянной обязанностью, то далеко не каждый ребенок будет столь же охотно без напоминаний выполнять ее. А если ребенок помнит о своих обязанностях, старательно доводит дело до конца, то можно сказать, что у него есть чувство ответственности, что он может проявлять настойчивость. Существенным в характеристике волевых действий ребенка является их мотив: почему он проявляет настойчивость, что побуждает его выполнить работу? Мотивы могут быть различными: и общественно направленными и эгоистическими.

Как же следует организовывать труд детей в семье и как им руководить, чтобы он способствовал воспитанию настойчивости и ответственности? Прежде всего, вы взрослые, должны определять, какие обязанности по дому будет выполнять ваш ребенок. Если раньше у него не было обязанностей, то надо вводить их постепенно. На первых порах лучше выполнять работу вместе с ребенком. Затем можно выделить ему часть общей работы для самостоятельного выполнения. Необходимо учитывать особенности его нервной системы и физические возможности. Давая поручения ребенку, разъясните ему цель предстоящей работы. Родители нередко допускают ошибку: дав задание, не указывают конечный результат его. Это затрудняет возможность самоконтроля и оценку результатов, снижает у детей целенаправленность действий и чувство ответственности. Необходим систематический контроль взрослых за деятельностью ребенка, даже если тот уже неплохо владеет трудовыми навыками. Контроль взрослых влияет на характер действий ребенка, предупреждает ошибки. К преодолению трудностей побуждает ребенка одобрение родителей, выражение им радости по поводу его успехов, похвала, проявление доверия, поддержка в случае неудачи, оказание необходимой помощи, напоминание о том, как он хорошо справился с трудностями. Но слишком захваливать ребенка нельзя. Воспитанию ответственности способствует обсуждение в семейном кругу того, как ребенок трудился, что у него хорошо получилось, что ему не удалось и почему.

Дети, начиная дело, не в состоянии предвидеть тех трудностей, которые могут возникнуть на их пути, оценить свои силы, умения, знания. Если они своевременно не получают необходимой помощи, то могут потерять интерес к делу и отказаться от поставленной цели. Поэтому задача взрослых оказать ребенку некоторую помощь, вызвать у него желание преодолеть затруднения и добиться результата.

Поэтому в ходе подготовки ко второму этапу мы анализировали различные подвижные игры. Таким образом, целью второго этапа стало формирование у дошкольников следующих волевых качеств: дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, решительность, упорство, ответственность.

Программа проведения подвижных игр для развития волевых качетв у детей старшего дошкольного возраста прежпставлена в приложении 1.

Как видно по таблице, представленной в приложении, наша программа включала три блока:

1. Игры для развития решительности, настойчивости, упорства, быстроты и ловкости (игры-перебежки («Два Мороза», «Волки во рву», «Гуси-лебеди»);

2. Игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями для развития: организованности, внимания, выдержки, согласованности движений (которые также способствовали общему физическому развитию) — (Игры: «Кто подходил», «Чья команда быстрее», «Бой петухов»;

3. Игры-эстафеты для развития таких качеств как: настойчивость, упорство, ответственность, решительность, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность (Эстафета «Чья команда быстрее».

В организационном плане работа выглядела следующим образом игровые занятия проводились 2 раза в неделю продолжительностью по 40 минут.

Подвижные игры для развития решительности, настойчивости, упорства, быстроты и ловкости проводили игры-перебежки («Два Мороза», «Волки во рву», «Гуси-лебеди»), в которых дети после быстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могли отдохнуть. Игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями, которые требовали от играющих организованности, внимания, выдержки, согласованности движений, способствовали общему физическому развитию (например, игра «Кто подходил»). Подвижные игры требуют от участников владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения, а также спосбствуют формированию волевых качеств. Было проведено спортивное развлечение, куда вошли эстафеты в парах.

«Чья команда быстрее». Участники делились на две команды. Игроки каждой команды образовывали пары, встав друг к другу спиной и захватив друг друга локтями. По сигналу пары бежали к поворотной стойке, находящейся в 8 — 10 метрах, обогнув ее, возвращались назад. После того, как первая пара пересечет линию старта, бег начинала вторая и т. д. Побеждала команда, первой закончившая эстафету.

«Бой петухов». Играющие делись на две команды и становились в 2 шеренги одна против другой. Между ними чертился круг диаметром 2 м. Капитаны посылали в круг по одному «петуху». «Петухи» становились в круг на одной ноге, другую подгибали, руки держали за спиной. По сигналу «петухи» старались вытолкнуть соперника плечом из круга или заставить его встать на обе ноги. Кому это удавалось — получал очко для своей команды. Когда все «петухи» приняли участие в игре, то подсчитывались очки. Выигрывала команда, получившая больше очков.

С помощью игр-эстафет у детей формировались такие волевые качества как настойчивость, упорство, ответственность, решительность, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность. В эстафете «Чья команда быстрее» некоторые дети не могли проявить упорство, настойчивость во время бега парами спиной друг к другу и захватив друг друга локтями. Они отпускали руки, толкали друг друга, не добегали до пересечения линии старта. Эту пару возвращали назад, делая упор на настойчивость, решительность, упорство. В эстафете наблюдались случаи, когда проявляли нерешительность, нарушали правила игры. Игры показали, как важно для детей иметь такое качество как упорство, настойчивость. Мы старались создать такие условия, при которых ребенок мог оценивать поведение всех участников игры, в том числе и свое. Эти игры развивали у детей решительность. Если в начале игры дети сомневались, проявляли нерешительность, то под конец уже могли наоборот — проявить решительность, принять участие в игре.

Итак, мы провели систему игр, направленную на развитие волевых качеств личности. Дошкольникам создавались такие условия, которые формировали у них способности не бояться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели в игре; умение соблюдать очередность, не мешая другим, не выкрикивать и не нарушать правила игры. Участие детей в предложенных нами играх способствовало их самоутверждению, развивало настойчивость, стремление к успеху.

2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРЕМЕНТА И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Сравнение упражнений всех серий показало, что наиболее эффективными для оценки целенаправленности и настойчивости оказались многократно повторяемые длительные упражнения четвертой серии. Если для первой группы упражнений коэффициент вариации изменялся в пределах 0,08−0,27, для второй — 0,28−0,41, для третьей — 0,54−0,56, то для четвертой группы он был существенно выше — 0,67−0,93. Хотя в пятой груше упражнений коэффициент вариации также оказался сравнительно большой 0,64−0,82, но по сравнению с предыдущей группой за счет дополнительной мотивировки существенно возросли средние значения показателей (например, время бега) и значительно повысилось эмоциональное возбуждение детей, поэтому использование этих упражнений на практике было более сложным.

Полученные в формирующем эксперименте результаты позволили сделать вывод о наибольшей эффективности многократно повторяемых длительных упражнений в качестве контрольных, а также возможности использования аналогичных упражнений в виде основного средства развития целенаправленности и настойчивости в процессе двигательной деятельности старших дошкольников.

Результаты исследования поместили в таблицу 1.

Итак, из таблицы 1 видно, что у многих детей преобладает решительность и самостоятельность, слабо развиты такие волевые качества, как упорство, настойчивость, выдержка.

Таблица 1

Результаты исследования волевых качеств дошкольников (дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, решительность, упорство, ответственность)

Фамилия и имя ребенка

Какие волевые качества сформированы у ребенка

Абрамова Елена

_

Аверченко Дмитрий

_

_

_

Богачев Руслан

_

_

_

Борисов Ирина

_

_

_

Бортникова Диана

_

_

_

Брагина Полина

_

_

_

_

_

Бурцева Регина

_

_

_

_

_

В. Анастасия

_

_

Гудочкин Олег

_

_

Гудков Александр

_

_

_

Евстегнеев Валентин

_

Жарков Александр

_

_

_

_

_

Зубарев Валерий

_

_

Игонин Станислав

_

_

_

Краснова Луиза

_

Краснова Диана

_

_

_

Лукина Анастасия

_

_

_

_

_

Морозова Юлия

_

_

_

Морозов Дмитрий

_

_

_

Маракин Александр

_

_

_

_

_

Маркина Алина

_

_

_

_

_

_

Одинцова Татьяна

_

Одинцов Денис

_

_

_

_

_

Пахомов Александра

_

_

_

_

_

Паранина Виктория

_

_

_

Фаррухов Эльдар

_

_

_

_

Хузина Иветта

_

_

_

_

_

_

Чурсина Анета

_

_

_

Щепетков Евгений

_

_

_

Следует отметить, что некоторые дети не обладают достаточной дисциплинированностью и ответственностью. Итак, мы выявили следующие уровни сформированности волевых проявлений у детей:

1. Высокий уровень — ребенок самостоятельно ставит цель и руководствуется ею в деятельности, умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы такие волевые качества, как дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, решительность, упорство, ответственность.

2. Средний — ребенок самостоятельно ставит цель, но не руководствуется ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы лишь некоторые волевые качества: ответственность, выдержка, самостоятельность.

3. Ребенок не умеет самостоятельно ставить цель, руководствоваться ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка не до конца сформированы волевые качества.

У нас получилось следующее: 4 ребенка показали высокий уровень сформированности волевых проявлений; 15 — средний и 10 детей — низкий уровень. Покажем это в процентном соотношении: высокий уровень — 14%; средний — 52%; низкий — 34%.

С детьми проводились различные подвижные игры в детском саду.

После проведения второго этапа эксперимента нами была проведена повторная диагностика дошкольников, которая показала следующие результаты:

· 7 детей показали высокий уровень сформированности волевых проявлений (ранее было 4);

· 16 — средний (ранее 15);

· 6 детей — низкий уровень (ранее 10 детей).

Покажем это в процентном соотношении:

· высокий уровень — 24%;

· средний — 55%;

· низкий — 21%.

Таким образом, мы видим улучшение результатов детей при повторной диагностике, что говорит о том, что наша экспериментальная работа удалась.

ВЫВОДЫ игра волевой дошкольный целенаправленность Характеристики воли:

1. Сознательная опосредованность.

2. Опосредованность внутренним интеллектуальным планом.

3. Взаимосвязь с мотивом «должен».

4. Связь с другими психическими процессами: вниманием, памятью, мышлением, эмоциями и т. д.

Система работы по формированию волевых качеств дошкольников через игру важно воспитать волевые качества: самостоятельность, настойчивость, ответственность. Отметим, что без этих качеств невозможно успешное обучение в школе, соответственно их развитие имеет большое значение для дошкольника.

Разработанная нами в ходе работы программа позволяет сформировать у дошкольников старшего возраста способности не бояться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели в игре; умение соблюдать очередность, не мешая другим, не выкрикивать и не нарушать правила игры. То есть участие детей в предложенных нами играх способствовало их самоутверждению, развивало настойчивость, стремление к успеху. Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение. Внедрение подвижных игр в систему дошкольного воспитания позволяет сформировать у старших дошкольников дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, выдержку, решительность, упорство, ответственность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, волевые действия — сознательно контролируемые действия, направленные на преодоление трудностей и препятствий при достижении поставленных целей. Ключевой характеристикой волевого действия является борьба мотивов. Характеристики воли включают: сознательную опосредованность, опосредованность внутренним интеллектуальным планом; взаимосвязь с мотивом «должен»; связь с другими психическими процессами: вниманием, памятью, мышлением, эмоциями и т. д.

Интенсивность волевого усилия зависит от следующих качеств (факторов): мировоззрение личности; моральной устойчивости личности; степени общественной значимости поставленных целей и др.

Волю можно понимать по-разному. Во-первых, воля — общее, что побуждает к любому действию, то есть, в принципе, осознаваемое желание.

«Воля — сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели…».

В более общем понимании воля представлена у С. Л. Рубинштейна. Она, наверное, включает в себя и первое и второе значение воли. Рубинштейн пишет: «действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как к мотиву, — это и есть волевые действия».

Ребенок без помощи взрослого никогда не научится управлять своим поведением, смотреть на себя со стороны. Осознать свою деятельность и себя в ней он может только в общении и совместной со взрослым деятельности. Развитие воли происходит во всех видах деятельности, где ребенок должен сдерживать свой гюбуждения и достигать поставленной цели. Так, при освоении физкультурных и танцевальных движений надо строго следовать образцу или примеру, данному взрослым, подавляя ненужные движения. Наглядные примеры помогают малышу действовать в соответствии с предъявляемыми требованиями. Произвольность развивается и тогда, когда дети получают задание придумать и показать новое движение.

Большую помощь дошкольникам в умении управлять собой оказывают дидактические и подвижные игры. Правила становятся точкой опоры, которая помогает ребенку осознавать, контролировать и оценивать свои действия. Дидактические игры чаще протекают как совместные. Поэтому в них малыш имеет возможность сравнивать себя со сверстниками, смотреть на себя их глазами, что значительно облегчает управление собой, делает его осмысленным. В играх дети преодолевают сиюминутные желания и даже некоторые внутренние трудности. Например, несмотря на страх быть пойманным, малыш не убегает до того, как прозвучит сигнал, позволяющий бежать. Особенно важны такие игры в развитии воли и произвольности у младших и средних дошкольников, но они не теряют своего значения и в более старшем возрасте.

В ходе экспериментальной части работы мы убедились, что внедрение системы подвижных игр позволяет развивать волевые качетва у детей дошкольного возраста.

Нами была разработана и предложена программа формирования и развития волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста, которая включала три блока:

4. Игры для развития решительности, настойчивости, упорства, быстроты и ловкости (игры-перебежки («Два Мороза», «Волки во рву», «Гуси-лебеди»);

5. Игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями для развития: организованности, внимания, выдержки, согласованности движений (которые также способствовали общему физическому развитию) — (Игры: «Кто подходил», «Чья команда быстрее», «Бой петухов»;

6. Игры-эстафеты для развития таких качеств как: настойчивость, упорство, ответственность, решительность, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность (Эстафета «Чья команда быстрее».

Игровые занятия проводились два раза в неделю по 40 минут. После проведения второго этапа эксперимента нами была проведена повторная диагностика дошкольников, которая показала следующие результаты:

· 7 детей показали высокий уровень сформированности волевых проявлений (ранее было 4);

· 16 — средний (ранее 15);

· 6 детей — низкий уровень (ранее 10 детей).

Покажем это в процентном соотношении:

· высокий уровень — 24%;

· средний — 55%;

· низкий — 21%.

Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение. Внедрение подвижных игр в систему дошкольного воспитания позволяет сформировать у старших дошкольников дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, выдержку, решительность, упорство, ответственность.

РЕКОМЕНДАЦИИ На основе проделанной работы мною были сформулированы следующие рекомендации по развитию волевых качеств у детей дошкольного возраста.

1. Внимательно следить за тем, как ребенок проявляет самостоятельность, замечать и всячески поддерживать любые ее признаки.

2. Если ребенок заявляет «Я сам» и явно претендует на то, чтобы делать что-то самостоятельно, без вмешательства со стороны окружающих людей, то в его дела не стоит активно вмешиваться, за исключением, конечно, случаев, когда ребенок может невольно навредить себе или испортить какую-либо ценную вещь. Но и в этих случаях вмешательство взрослого в дела ребенка должно быть не навязчивым и, по возможности, незаметным для самого ребенка.

3. Самостоятельность ребенка особенно следует приветствовать тогда, когда ребенок старается что-либо сделать как можно лучше, проявляя при этом инициативу и настойчивость, желание и готовность преодолевать препятствия. Поощрение должно иметь место даже в том случае, если ребенок старался что-либо сделать сам, но у него не получилось. Главное состоит в том, чтобы в сознании самого ребенка получаемые им поощрения ассоциировались именно со старанием, а не только и не столько с высокой оценкой взрослыми его способностей.

4. В практике педагогического общения с ребенком поощрения должны доминировать над наказаниями, что в свою очередь играет важную роль в развитии его волевых качеств. Такая практика общения создает благоприятные условия для укрепления мотива к достижению успехов, связанного с волей.

Следует иметь в виду и то, что по-настоящему развитая воля основана на разуме и сознании человека, т. е. базируется не на слепой, неосознаваемой, интеллектуально не контролируемой силе типа упрямства, а на сознательных, разумно принимаемых решениях. Даже у разумного человека его решения усилием воли претворяются в жизнь.

Сознание ребенка-дошкольника, особенно достигшего старшего дошкольного возраста, уже достаточно развитое. Поэтому, начиная с этого возраста, важно добиваться того, чтобы волевое поведение и, соответственно, волевые качества ребенка формировались и укреплялись на вполне разумной основе. В противоположном случае может случиться так, что воля фактически превратится в упрямство или несговорчивость, в капризность ребенка.

Последнее обстоятельство особенно важно принимать в расчет при обращении в психологическую консультацию подростков по вопросам укрепления своей воли. Распространенная в этом возрасте не вполне разумная практика воспитания воли зачастую базируется только на силе и физической выносливости и нередко ведет к весьма далеким от настоящего развития воли человека и от современной культуры последствиям типа повышенной агрессивности, культа грубой силы, безжалостности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. — СПб. Издательство Санкт-петербургского Государственного университета, 2011. — 349с.

2. Буре Р. С. Готовим детей к школе. Издательство: Просвещение, 1987. — 96с.

3. Венгер А. Л. Психологическая готовность к школе. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников. — М., 2010.

4. Венгер А. Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. М., 2010.

5. Воспитание дошкольников на основе этнических культур: Малунова Г. С. // Городская газета. — 2011. — № 10.-С.10.

6. Выготский Л. С. Курс лекций по психологии. — М., 2010.

7. Выготский, Л. С. Мышление и речь Л. С. Выготский. — М.: Лабиринт, 2010.

8. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. М., 2001.

9. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. М., 2003.

10. Краткий психологический словарь /Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1999.

11. Корниенко А. Ф. Психодиагностика: учебное пособие. — Казань, КГПУ, 2012. — 148с.

12. Корниенко А. Ф. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие. — Казань: КГПУ, 2012. — 160с.

13. Лугина В. В. Исследование мотивации профессионального развития // Вопросы психологии. — 2009. -№ 4. — с. 20−25.

14. Макаренко А. С. О воспитании — М.: Издательство политической литературы, 1990 — 416с.

15. Мозговой В. М. Задачи уроков физкультуры и реализация их в процессе обучения [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.prоsv.ru/еbооks/Mоzgоvоi_Urоki_fizkulturi/1.html.

16. Мэй Р. Экзистенциальные основы психотерапии // Экзистенциальная психология. Экзистенция. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2011.

17. Новикова Т. С. Психологическое значение сюжетно-ролевой игры в онтогенезе личности. — Дисс. на соискан уч. степ. к. психол.н. — М., 171с.

18. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание // Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. — М.: Наука, 2001.

19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2012.

20. Рогов Е. И. Эмоции и воля. — М.: ТК Велби: Проспект, 2012. — 240с.

21. Смирнова Е. О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. — М.: Издательство «Школа-Пресс», 2009. — 344с.

22. Смирнова Е. О. Развитие отношения к сверстникам в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. — 2010. — № 3.

23. Сергеева Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1987. 94с.

24. Сережкина А. Е. Математические методы исследования и обработки данных в психологии. — Казань: КГПУ, 2011. — 96с.

25. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. — М.: «Академия», 2012. — 336с.

26. Холмогорова В. М. и др. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения // Вопросы психологии. — 2011. — № 1.

27. Хузеева Г. Р., Смирнова Е. О. Психологические особенности агрессивных дошкольников // Вопросы психологии. — 2012. — № 1.

28. Черенцов П. И. Особенности и своеобразие русской народной педагогики // Ушинский К. Д. и проблемы современного образования. Матер. научно-практ. конф., 26 окт. 2011 г. — Челябинск: ЧГУ, 2011. — 110 с.

29. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студ. пед. вузов. — М.: Академия, 2011. — 288с.

30. Эльконин Д. Б. Избранное. — М., 2010. — 435с.

Приложение 1

Программа формирования и развития волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста

Направление занятий

Форма проведения

Количество часов

1. Игры для развития решительности, настойчивости, упорства, быстроты и ловкости

Игры-перебежки («Два Мороза», «Волки во рву», «Гуси-лебеди»)

1. Игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями для развития:

организованности, внимания, выдержки, согласованности движений. Также способствовали общему физическому развитию

Игры: «Кто подходил»,

«Чья команда быстрее»,

«Бой петухов»

2. Игры-эстафеты для развития таких качеств как:

настойчивость, упорство, ответственность, решительность, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.

Эстафета «Чья команда быстрее»

Всего:

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой