Характеристика II-го этапа многолетней спортивной подготовки в спортивном самбо
Исходя из цели занятия самбистов могут быть учебными, учебно-тренировочными, тренировочными, контрольными, соревновательными. Цель учебных занятий сводится к усвоению нового материала. На учебно-тренировочных занятиях идет не только разучивание нового материала, закрепление ранее пройденного, но и большое внимание уделяется повышению общей и специальной работоспособности. Тренировочные занятия… Читать ещё >
Характеристика II-го этапа многолетней спортивной подготовки в спортивном самбо (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки РФ ФБГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет»
Институт социальных технологий Кафедра теоретических и медико-биологических основ физической культуры КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Подготовка спортсмена как многолетний процесс»
ХАРАКТЕРИСТИКА II-го ЭТАПА МНОГОЛЕТНЕЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОМ САМБО Исполнитель: студент группы 7590
Максим Геннадьевич Темнов Преподаватель: к. п. н., доцент Е. В. Зеновский Сыктывкар 2015
- 1. Название II-го этапа и его задачи
- 2. Возрастные границы этапа
- 3. Спортивные коллективы, где происходит подготовка
- 4. Параметры тренировочных нагрузок
- 5. Параметры соревновательных нагрузок
- 6. Особенности методики подготовки
- Список литературы
1. Название II-го этапа и его задачи
В настоящее время, согласно существующей структуре многолетнего процесса подготовки спортсмена, II-й этап звучит как «Этап предварительной базовой подготовки». Согласно действующих программ спортивной подготовки по самбо данный этап определяется, как «Учебно-тренировочный» .
На II-м этапе многолетней подготовки спортсмена решаются следующие задачи:
1. Укрепление здоровья, закаливание;
2. Устранение недостатков в уровне физической подготовленности;
3. Освоение и совершенствование техники самбо: приемов, защиты, комбинаций;
4. Планомерное повышение уровня общей и специальной физической подготовленности;
5. Формирование интереса к целенаправленной многолетней спортивной подготовке, начало психологической и тактической подготовки;
6. Воспитание моральных и волевых качеств;
7. Профилактика асоциальных проявлений.
2. Возрастные границы этапа
Учебно-тренировочные группы формируются на конкурсной основе из здоровых или практически здоровых учащихся, проявивших способности к самбо, прошедших необходимую подготовку не менее одного года и выполнивших приемные нормативы (табл.1) по общей и специальной физической подготовке.
Продолжительность II-го этапа в самбо составляет 4 — 5 лет. Группы комплектуются подростками в возрасте 12 — 15 (16) лет.
Таблица 1
Приемные нормативы для зачисления в учебно-тренировочные группы (усредненные значения без учета весовых категорий)
Контрольные упражнения | Мальчики | Девочки | ||
Общая физическая подготовка | ||||
" Челночный бег" 3×10 м, с | 8,0 | 8,6 | ||
Подтягивание на высокой перекладине из виса | -; | |||
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа (кол-во раз) | -; | |||
Отжимание в упоре лежа (кол-во раз) | ||||
Упор углом на брусьях, с | -; | |||
Поднимание туловища из положения лежа на спине с фиксированными стопами (кол-во раз) | -; | |||
Прыжок в длину с места, см | ||||
Метание набивного мяча (1 кг) из положения сидя на полу спиной по направлению броска, м | ||||
Метание набивного мяча (1 кг) из-за головы с места, м | 16,0 | 12,5 | ||
Техническая подготовка | ||||
Оценка | ||||
Исходное положение «упор головой в ковер». Перевороты на «борцовский мост» и обратно | Выполнение в одном темпе без потери равновесия | Нарушение темпа, смещение головы и рук | Выполнение через сторону, с нескольких попыток, потеря равновесия | |
Варианты самостраховки | Высокий полет, мягкое приземление, правильная амортизация руками | Недостаточно высокий полет, падение с касанием головой | Падение через сторону, удар туловищем о ковер, жесткое приземление, ошибки при группировке | |
Владение техникой самбо (приемов и защит) из всех основных классификационных групп | Демонстрация без ошибок с названием приемов | Демонстрация с некоторыми ошибками с названием приемов | Демонстрация с серьезными ошибками, неправильно назван прием | |
3. Спортивные коллективы, где происходит подготовка
Подготовка на данном этапе происходит в секциях физкультурно-спортивных организаций, в общеобразовательных школах, детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ), детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва (ДЮСШОР) и специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва (СДЮСШОР). Наполняемость групп составляет 10 — 25 человек.
4. Параметры тренировочных нагрузок
Продолжительность одного занятия не должна превышать 3-х часов. Для УТГ до 2-х лет обучения, максимальное количество учебных часов в неделю — 12 (4 занятия). Для УТГ свыше 2-х лет — 18 часов в неделю (6 занятий). Ориентировочное соотношение средств физической и технико-тактической подготовки (в %) по годам обучения представлено в табл.2. Соотношение средств общей и специальной физической подготовки по годам обучения представлено в табл.3.
Таблица 2
Соотношение средств физической и технико-тактической подготовки по годам обучения для учебно-тренировочных групп (%)
Средства подготовки | Годы обучения | ||
До 2-х лет | Свыше 2-х лет | ||
Физическая подготовка | |||
Технико-тактическая подготовка | |||
Таблица 3
Соотношение средств общей и специальной физической подготовки самбистов по годам обучения для учебно-тренировочных групп (%)
Средства подготовки | Годы обучения | ||
До 2-х лет | Свыше 2-х лет | ||
ОФП | |||
СФП | |||
Учебный план разрабатывается из расчета 46 недель занятий непосредственно в условиях спортивной школы или секции и 6 недель для тренировок в спортивно-оздоровительном лагере и по индивидуальным планам учащихся на период их активного отдыха (табл.4).
Таблица 4
Учебный план подготовка самбистов на год
Этап подготовки | Год обучения | Максимальный объем учебно-тренировочной работы (час в неделю) | Годовая учебно-тренировочная нагрузка на 46 недель | |||
46 нед. | 17 нед. | 29 нед. | ||||
Учебно-тренировочный | 1,2 | |||||
3,4, (5) | ||||||
Указанный объем учебно-тренировочной работы самбистов УТГ составляет 50−60% от взрослых показателей.
спортивное самбо предварительная подготовка
5. Параметры соревновательных нагрузок
Спортивные соревнования являются неотъемлемой частью учебно-тренировочного процесса, их характер и сроки проведения планируются заранее. Основными документами планирования и проведения соревнований являются календарный план и положение о соревнованиях. В самбо существуют учебные, контрольные, отборочные и основные соревнования.
Соревнования должны планироваться таким образом, чтобы по своей направленности и степени трудности они соответствовали задачам, поставленным перед спортсменом.
Примерное распределение соревновательной нагрузки в годичном цикле представлено в табл.5.
Таблица 5
Примерное распределение соревновательной нагрузки в годичном цикле (кол-во соревнований)
Средства подготовки | Годы обучения | ||
До 2-х лет | Свыше 2-х лет | ||
Учебные | |||
Контрольные | 2−3 | ||
Отборочные | |||
Основные | -; | ||
ВСЕГО | 5−6 | 5−7 | |
Продолжительность соревновательных схваток на данном этапе подготовки составляет 4 минуты. Если соревнования продолжаются один день, то общее количество схваток не должно превышать 7-и. Более одного дня — не более 4-х.
Все соревнования на данном этапе подготовки рассматриваются как промежуточные, второстепенные. Их задача — выявление недостатков, корректировка задач тренировки.
6. Особенности методики подготовки
Основными формами учебно-тренировочных занятий на данном этапе являются: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, групповые тренировочные занятия, тренировочные занятия по индивидуальным планам, участие в спортивных соревнованиях, занятия в оздоровительно-спортивном лагере и участие в учебно-тренировочных сборах.
Исходя из цели занятия самбистов могут быть учебными, учебно-тренировочными, тренировочными, контрольными, соревновательными. Цель учебных занятий сводится к усвоению нового материала. На учебно-тренировочных занятиях идет не только разучивание нового материала, закрепление ранее пройденного, но и большое внимание уделяется повышению общей и специальной работоспособности. Тренировочные занятия целиком посвящены повышению эффективности выполнения ранее изученных движений и совершенствованию работоспособности. Контрольные занятия обычно применяются в конце прохождения определенного раздела учебной программы. На таких занятиях принимаются зачеты по технике, проводится тестирование, что позволяет оценить качество проведенной учебно-тренировочной работы, успехи и отставание отдельных самбистов и их главные недостатки в уровне моральной, волевой, физической и технико-тактической подготовленности. Соревновательные занятия проводятся в форме неофициальных соревнований. Это могут быть классификационные турниры для начинающих самбистов и спортсменов младших разрядов или турниры-прикидки с участием квалифицированных самбистов с целью окончательной коррекции состава команды. Такие турниры проводятся в присутствии зрителей, с награждением и другими атрибутами официальных соревнований. Они особенно полезны и крайне необходимы при недостаточном количестве официальных соревнований или с целью моделирования предстоящих стартов. С их помощью удается формировать у самбистов соревновательный опыт.
Спортивные занятия строятся в соответствии с общими закономерностями построения занятий по физическому воспитанию.
Здесь применяют следующие формы тренировочных занятий: групповой, индивидуальный, фронтальный, а также самостоятельные занятия.
При групповой форме проведения спортивных занятий имеются хорошие условия для создания соревновательного микроклимата в процессе занятий, взаимопомощи спортсменов при выполнении упражнений.
При индивидуальной форме занимающиеся получают задание и выполняют его самостоятельно, при этом сохраняются оптимальные условия для индивидуального дозирования нагрузки, воспитания у юного спортсмена самостоятельности, творческого подхода к тренировке.
При фронтальной форме группа спортсменов одновременно выполняет одни и те же упражнения. В этом случае тренер имеет возможность осуществлять общее руководство группой и индивидуальный подход к каждому занимающемуся.
Одной из форм тренировочного процесса являются самостоятельные занятия: утренняя гимнастика, индивидуальные занятия по заданию тренера, который рекомендует комплексы упражнений, последовательность их выполнения, необходимую методическую литературу.
На этапе предварительной базовой подготовки необходимо обязательно учитывать морфофункциональные изменения, происходящие с юными самбистами в данный возрастной период, так как в подростковом периоде происходит усиленный рост и развитие организма, наиболее благоприятный для развития двигательных качеств.
1. Табаков С.Е. Самбо [Текст]: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ / С. Е. Табаков, С. В. Елисеев, А. В. Конаков. — М.: Советский спорт, 2005.240 с.
2. Туманян Г.С. Спортивная борьба [Текст]: Теория, методика, организация тренировки. Учебное пособие. В 4-х кн. Кн.3. Методика подготовки / Г. С Туманян — М.: Советский спорт, 1998. — 400 с.
3. Холодов Ж.К., Кузнецов B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 480 с.