Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Историко-культурное наследие Харовского района Вологодской области

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Когда сушильный комплекс престал работать, церковь осталась раскрытой и стала приходить еще в больший упадок. Сгнила крыша под клиросом. В 1987 году во время грозы загорела летняя церковь. Молния ударила в главный большой купол, а потом пламя охватило и два малых. С тридцатиметровой высоты летели куски оторвавшейся кровли. Горело 18 часов, так как из-за большой высоты не могли подать воду на очаг… Читать ещё >

Историко-культурное наследие Харовского района Вологодской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

«Вологодский государственный университет»

Гуманитарный факультет Кафедра социально-культурного сервиса и туризма Курсовая работа на тему

«Историко-культурное наследие Харовского района Вологодской области»

Курсовая работа Студентки 2 курса Группы ГТ-21

Палий Натальи Научный руководитель Беляева Т.А.

Вологда 2013

Оглавление Введение Глава 1. Правовое регулирование сферы охраны и использования объектов культурного наследия

1.1 Федеральный закон об объектах культурного наследия региона (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации как основа регионального законодательства

1.2 Основное содержание нормативных документов Вологодской области в сфере охраны объектов культурного наследия Глава 2. Историко-культурное наследие Харовского района как основа формирования туристского ресурса региона Глава 3. Объект духовно-религиозного наследия — храм святых Флора и Лавра Харовского района и его значение для развития туристской индустрии Заключение Библиография Введение Тема курсовой работы актуальна и интересна. Она обращена к молодому поколению.

Цель работы:

Знакомство с историкокультурным наследием России, Вологодской области.

Задачи:

1. Проанализировать законодательство Российской Федерации в сфере историко-культурного наследия страны.

2. Выявить и охарактеризовать объекты историко-культурного наследия своего района.

Отношение к культурному наследию имеет идеологический и общественно-политический характер. Острота постановки проблемы обусловлена тем, что развитие культуры рассматривается в контексте тех изменений, которые происходят в политической жизни государства. На сегодняшний день накоплен существенный опыт по возрождению и сохранению культурно-исторического наследия, расширен диапазон работ различных учреждений и организаций по выявлению, восстановлению и использованию памятников истории и культуры. Все большее значение приобретает включение в эту деятельность широких слоев населения.

Культурные памятники — шедевры творчества человека и уникальные объекты архитектуры, монументального искусства, градостроительства, особо ценные участки культурного ландшафта, демонстрация современных идей, течений в искусстве. Памятники — ориентиры формирования нашей исторической памяти. Особенно велика их роль в формировании и сохранении наших ценностных представлений о прошлом. Память — основа не только культуры, но и мировосприятия. Сбереженная социальная память обеспечивает культурную преемственность поколений. Исторический опыт всегда интегрирует в современность, в современную живую культуру, как составная сфера ее, обусловливающая общие представления о связи времен, настоящего с прошлым и будущим. Отношение к реликтам прошлого всегда показатель уровня современной культуры.

Объектом исследования нашей курсовой работы является историко-культурное наследие Харовского района, его культурные ценности и достижения.

Глава 1. Правовое регулирование сферы охраны и использования объектов культурного наследия

1.1 Федеральный закон об объектах культурного наследия региона (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации как основа регионального законодательства Федеральный закон № 73-ФЗ направлен на реализацию прав народов и этнических общностей в Российской Федерации, на сохранение и развитие культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии с указанным законом объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

Федеральным законом № 73-ФЗ установлено, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений её многонационального народа.

При этом в соответствии с указанным законом, — государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В статье 1 указанного закона приводится предмет его регулирования. Его составляют четыре отдельных блока правоотношений:

1. отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

2. особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества;

3. порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

4. общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Необходимо отметить, что к отношениям, связанным с владением, пользованием и распоряжением объектами культурного наследия как объектами недвижимого имущества применяется соответствующее законодательство Российской Федерации (в частности, Гражданский кодекс РФ) с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 73-ФЗ.

В соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

· объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

· объекты культурного наследия регионального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

· объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

В статье 7 Федерального закона № 73-ФЗ детализируются права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Так, гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном пунктом 3 статьи 52 указанного Федерального закона. Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном Федеральным законом № 73-ФЗ, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В статье 8 закрепляются полномочия общественных и религиозных объединений, которым предоставляется право оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному в области государственной охраны объектов культурного наследия, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом № 73-ФЗ также урегулированы следующие вопросы:

1. Полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия. Следует отметить, что с 2007 года большинство федеральных полномочий было делегировано в субъекты Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ.

2. Финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, в том числе льготы, предоставляемые физическим или юридическим лицам, вложившим свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия.

3. Вопросы формирования и ведения Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

4. Государственная историко-культурная экспертиза

5. Государственная охрана объектов культурного наследия, ее цели и задачи, меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия при проведении строительных и иных работ.

6. Сохранение объектов культурного наследия, под которым понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

7. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия.

8. Существенные условия договора аренды и договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия. В частности, устанавливается обязательность наличия у арендатора/пользователя охранного обязательства.

9. Особенности правового режима историко-культурных заповедников и исторических поселений.

10. Ответственность за нарушение Федерального закона № 73-ФЗ, а также заключительные и переходные положения.

1.2 Основное содержание нормативных документов Вологодской области в сфере охраны объектов культурного наследия Главный закон в сфере охраны объектов культурного наследия в Вологодской области «О сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Вологодской области» Принят 24 июля 2001 года. В нем описаны полномочия органов государственной власти области в сфере охраны объектов культурного наследия, долгосрочные региональные целевые программы сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия, порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, а так же порядок утверждения зон охраны объектов культурного наследия и особенности проведения работ по сохранению объектов культурного наследия.

Кроме того, на территории Вологодской области в сфере охраны объектов культурного наследия так же действуют: Постановление от 18 июля 1994 г. N 409 «О совершенствовании работы по охране и использованию памятников истории и культуры Вологодской области»; Положение «О департаменте культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области».

туристский храм харовский культурный Глава 2. Историко-культурное наследие Харовского района как основа формирования туристского ресурса региона Харовский муниципальный район расположен в центральной части Вологодской области. Расстояние от районного центра, города Харовска, до Вологды 105 км по автомобильной дороге, 85 км по железнодорожному пути. Через район проходят автодорога Сокол-Харовск-Вожега и железнодорожная магистраль Архангельск-Москва.

Первое упоминание о населении района относятся к XIV веку. История сохранила сведения, что уже в начале XV-XVI столетия на территории ныне существующего района были построены Семигородний и Катромский монастыри. Однако история Харовского края уходит во времена более давние. Раскопки показывают, что впервые человек заселил территорию современного Харовского района примерно 8−9 тысяч лет назад, в эпоху мезолита — среднего каменного века. Именно к этому времени относятся остатки древних поселений Боровиково, Машутихи и других в верховьях Кубены. В последующие эпохи разные племена сменяли друг друга на берегах рек и озер Харовского края, а в X—XI вв.еках здесь появились славяне. Выходцы из центральной части Руси, они осваивали не занятые финно-угорским населением земли.

Письменные источники о крае существуют с XVвека. Упоминания об известных монастырях Харовской земли — Катромском и Семигородней Ппустыни — восходят к XVIвеку. В XVII—XVIII вв.еках территория современного Харовского района входила в Вологодский уезд. Начиная с губернской реформы Екатерины II и до начала XX века Харовская земля находилась в составе Кадниковского уезда.

О высоком уровне развития духовной культуры свидетельствуют построенные в районе 18−19 веков многочисленные культовые сооружения. Так же из истории известно о проживании на территории Харовского района в 17 в. польских и литовских панов, о их жестоких нападениях на поселения и о мужественном противостоянии местных жителей. История сохранила удивительные легенды и предания, раскрывающие секреты жизни людей в то далёкое время.

Новый этап развития района начался со строительством железной дороги на Архангельск (1894−1898). Изначально станция называлась Кубино. С 1 января 1904 г. — станция переименована в Лещево (по ближайшему церковному приходу — Лещевской Воскресенской церкви).

С 1914 года железнодорожная станция получила название «Станция Харовская», вокруг которой стал расти город Харовск. С годами поселок рос и развивался. С 1903 года начинается история первого промышленного предприятия — стекольного завода «Заря». В 1919 г. появляется еще одно промышленное предприятие Лесозавод № 45, на берегу реки Кубены, вблизи железной дороги. В настоящее время оно называется ООО «Харовсклеспром».

Харовская земля связана с именами писателя Василия Белова, художников Алексея Пахомова и Генриетты Бурмагиной, поэтессы Нины Груздевой. В Харовске открыт историко-художественный музей, Центр традиционной народной культуры. Разработан и действует туристский маршрут «Дорога к Дому» на родину выдающегося писателя Василия Белова, ориентированный не только на знакомство с родиной писателя, но и на отдых в лесном и озерном уголке Харовского района. Богат район мастерами, творящими яркое самобытное искусство. Возрождаются народные промыслы и ремёсла, такие как харовская роспись, васьяновская керамика. В сёлах и деревнях района не угасло искусство ткачества половиков, вышивки полотенец, плетение из бересты и ивы, кружевоплетение, местные умельцы занимаются резьбой по дереву и пчеловодством.

Развивается литературный туризм, ставший важным направлением в деятельности библиотек района. Маршрут «Вдоль Кубены реки» знакомит с литературными достопримечательностями района и именами писателей, поэтов, творческих людей, связанных с Харовским районом. Экскурсия по городу «Литературный квартал» разработана для учащихся школ с целью ознакомления с литературными местами Харовска. Виртуальная презентация «Прогулка по Харовску» создана на основе книги краеведа В. Н. Теребова и знакомит харовчан и гостей города с историей образования Харовска.

На территории района находятся природный заказник «Азлецкий лес», памятник природы «Бор Бережок», Пустораменский бор, «Нижне-Кубенский заказник», «Машковское урочище».

Ежегодно многочисленных участников и зрителей привлекает мотокросс всероссийского масштаба. Трасса расположена за д. Бараниха в красивом сосновом бору. В 2010 году, рядом с трассой, на берегу реки Кубены, открылся спортивно-развлекательный комплекс «Экстрим парк» для технических видов спорта. В комплекс входят коттеджи для отдыха, гостиничный комплекс, кафе, русская баня, летний бассейн, прокатный пункт, где можно взять на прокат квадроциклы, снегоходы, лыжи, коньки, лодки, весной планируется сплав по реке на байдарках. К услугам отдыхающих — игровые площадки, каток для массового катания. Здесь могут найти для себя занятие по душе любители активного отдыха.

Глава 3. Объект духовно-религиозного наследия — храм святых Флора и Лавра Харовского района и его значение для развития туристской индустрии Начало Северной Фиваиде положили московские монахи, преподобные Кирилл и Ферапонт. В глухом лесистом краю они основали в конце 14 в. Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, ставшие вскоре очагами христианской культуры и центрами хозяйственной жизни Белозерья и Русского севера в целом. Эти наиболее известные северные русские монастыри дошли до наших дней в почти неискаженном виде. Уцелели суровые крепостные стены, храмы с уникальными росписями. Не исчезли даже древние иконы и предметы старины, наполнявшие до 1917 г. монастырские соборы и ризницы. Многие из этих произведений хранятся теперь в местных и столичных музеях и библиотеках.

Кроме Кириллова и Ферапонтова монастырей Русскую Фиваиду на севере представляли известная аскетической замкнутостью и книгописанием Нилова пустынь на речке Соре, Горицкий монастырь на Шексне, слывший местом заточения знатных русских женщин (в 1608 г. была заточена Ксения Годунова, дочь царя Бориса), Новоезерский монастырь на маленьком острове посреди озера Нового и ряд мелких, исчезнувших в разные годы обителей и скитов.

Но не только обилие монашествующих отличало Северную Фиваиду от других уголков дореволюционной России. Городской уклад и сельский быт Белозерского и Кирилловского уездов был отмечен печатью удивительного патриархального покоя. Об этом сообщали многие путешественники, посещавшие этот край в далеком уже прошлом.

В Харовском районе Северную Фиваиду представляет храм святых Флора и Лавра в с.Кумзеро.

Село Кумзеро — административный центр Кумзерского сельского поселения, в состав которого входит 41 населенный пункт. Численность населения на декабрь 2012 года — 359 человек. Летом людей становится в два-три раза больше. Сейчас поселение имеет 183 домохозяйства. Само село слилось с соседней деревней Гришино, а Гришино, в свою очередь, — с д. Княжая. Находится в 177 км от г. Вологды, в 50 км от г. Харовска. Дорога с твердым покрытием до села не доходит 27 км.

Жемчужиной Кумзера и всей Вологодчины является храм святых Флора и Лавра. Не одно столетие возвышается он над кумзерской землей. Когда-то храм был гордостью всей округи. Уникальный по архитектуре он до сих пор поражает своим величием, несмотря на прохудившиеся купола, поросшие березами стены, исцарапанные и поврежденные дождями росписи стен.

Куст растет На церковной стене, В известковую колкость Вживляясь.

Ярким гимном Грядущей весне, Полновесным, земным Урожаям.

Над кончиной церковной Во мгле, Жизнь прорвалась, Вдруг неминуче.

Ветками Встрепенулась над кручей, Как на радостной Целине.

И развалины церкви Стоят.

Под кустом, И нельзя больше Вызнать, Что там камни О нас говорят, Освященные Новою жизнью!

В.В. Соколов Из истории села.

Село Кумзеро в Харовском районе известно с XII века. Ежегодно на кумзерской земле проводились три основные ярмарки: 7 декабря — Екатерининская в честь святой великомученицы Екатерины, 19 января — Крещенская (шли по 6−7 дней), а с 18 марта — Кононовская (продолжалась до двух недель). Оборот ярмарок был сравним с теми, что проходили в уездных городах вологодской губернии. Ярмарочные ряды, «темные» — крытые помещения и «светлые» — с открытыми прилавками, располагались с северной стороны от церкви Флора и Лавра и тянулись до д. Максимовская в одну сторону и до д. Гришино в другую (общая протяженность — около трех километров).

Торговали и без прилавков — с саней и телег. На ярмарках можно было купить все: муку, мясо, рыбу озерную и океаническую, сладости, масло, травы, мануфактуру, меха, золотые и серебряные изделия, игрушки, кадушки, дровни. Купцы из Каргополя продавали самопрялки, Татары из Казани везли ткани, нитки и платки. Приезжали купцы из Киева и даже, говорят, из Польши. На Каноновской ярмарке торговали крупным рогатым скотом и конями, красивыми и породистыми. Последняя ярмарка была в 1934 году.

На погосте Флора и Лавра, сейчас село Кумзеро, по имеющимся данным, жило всего 16 человек, здесь же было расположено волостное правление, фельдшерский пункт, церковно-приходская школа, земское училище № 1.

История подтвержает, что живет деревня, пока стоит храм. В 1935 году по велению власти начали разрушать здание зимней Богоявленской церкви в Кумзере. Позднее провели в селе социально-экономические реформы. Результат плачевен. В 2000 году были упразднены деревни Большая Слобода, Малая Слобода, Марковская, вычеркнули их из списка живых кумзерских населенных пунктов; другие — опустели, не стало в деревнях ни коней, ни коров, заросли поля, люди остались без работы, в селе закрыли детский сад, затем и школу.

Из истории возведения храмов.

Первое упоминание о кумзерских церквях относится к XVII веку. Первая каменная теплая церковь строилась с 1799 по 1803 год бригадой крестьян Прилуцкого монастыря во главе с мастером Степаном Прокопьевичем Кулешовым и его двумя сыновьями. Рядом с храмом была поставлена колокольня высотой 75 метров, увенчанная высоким 30-метровым шпилем с семиметровым крестом. Весь шпиль и крест были позолочены, купола сияли обмедненным железом. На звоннице находилось двенадцать колоколов, самый большой из которых весил 309 пудов. Язык весил 12 пудов. Эта цифра была выгравирована по окружности колокола. Его звон был слышен даже в Шапше (за 15 километров вокруг). Подъем на колокольню состоял из 12 лестниц. Говорят, что отливались колокола на месте: на берегу Кумзерского озера до сих пор заметны ямы. Отопление зимней церкви было печное, стояли две изразцовые печи с глянцевым покрытием.

Вместо сгоревшей в 1816 году холодной деревянной церкви в 1850 году начали строительство новой летней каменной церкви Мучеников Флора и Лавра. Святые Флор и Лавр издавна почитаются как покровители домашнего скота, особенно помогают тем, чья жизнь связана с лошадьми. День их церковной памяти 31 августа Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в 2011 году благословил на канонической территории и Русской Православной церкви считать церковным праздником ветеринаров.

Храм строился на пожертвования прихожан. Сохранились рассказы о том, что две женщины ходили два раза пешком до Киева собирать пожертвования. Уходили ранней весной и возвращались осенью, изнашивая при этом три пары обуви.

Строительство храма продолжалось в течение долгих сорока лет и закончено к 1856 году. Мастера и жители окрестных деревень, не жалея себя, трудились во славу Божию — вручную готовили весь строительный материал, делали кладку. На украшение храма потребовалось больше времени, чем на его возрождение. Внутреннее убранство церкви поражало своим великолепием. Иконы сияли позолотой риз, а многие были полностью в серебряных окладах. Например, икона Божьей Матери была выполнена на кипарисном дереве в золотой ризе. «Среди многочисленных икон в церкви также выделялся еще и образ Пантелеймона-целителя, доставленный с Афонских гор (это полуостров в Средиземном море, где находятся монастыри многих стран, население там — только монахи). Икону эту переправляли, неся на руках от церкви к церкви. В Кумзерский храм образ прибыл в 1896 году в лютый мороз: многие поморозились, но никто не заболел». Настенные росписи, выполненные в классической манере, в сдержанной цветовой гамме, с преобладанием сиреневых, фиолетовых, серо-голубых тонов, оттеняли иконы, сияющие позолотой риз.

В 1913;1914 годах вологодский живописец крестьянин деревни Писцово Новленской волости Вологодского уезда Александр Иванович Журавлев реставрировал стенную живопись и заново расписал купол и нижнюю часть стен церкви «под мрамор». До сих пор слева от алтарной части храма видна видна выполненная этим мастером в серо-голубых тонах икона Николая чудотворца. Несмотря на повреждения, и сейчас еще можно рассмотреть пророческий ряд в купольной части храма, образы святителей, первосвященников и пророков на столбах, сюжетные композиции Священной истории на стенах.

Хор певчих на клиросах в церкви был из местных крестьянок, которые посещали каждое богослужение без всякой зарплаты: Надежда Румянцева (умерла, все служила певчей в Архагельском храме), сестры Ковровы Надежда и Анна Федоровны (до конца своих дней пели в храме в Ленинградской области), Александра Маннова, Людмила Парменова, Александра Баранова, Александра Рябова, Анна Орехова и другие. А возглавлял хор учитель церковно-приходского училища Александр Аполлонович Филичев. Он обладал мощным голосом, и аккустика в церкви была такой прекрасной, что во время пения казалось, будто качается сама церковь. В обычные дни утренняя служба начиналась в 6 часов утра, а вечерняя в 17 часов вечера.

Священники зарплату тоже не получали, у каждого из них были земельные наделы. Они держали скот, вели свое хозяйство, как и крестьяне, сами трудились на земле. Иногда устраивали помочи однодневные в уборку урожая, миряне шли к ним охотно: хорошо их накормят, угостят, да еще и заплатят. На крестьянском хозяйстве это не отражалось, если и уйдет на день один человек, ведь в каждой семье было 5−6 работников, даже и больше. Кроме ведения хозяйства, конечно, у священников было много церковных обязанностей: много треб проводили на дому у крестьян (крещения детей, соборование, молебны и т. д.).

По воспоминаниям старожилов, официальное завершение работ праздновалось в 1897 году. Среди местных жителей исстари из уст в уста передавалось предание, согласно которому, таких храмов, как Кумзерский, в Росии было три, в том числе Исаакиевский в Санкт-Петербурге. Только петербургский богаче архитектурой, а Флоро-Лаврский был богат внутренним убранством. Освящение храма было проведено 26 ноября 1897 года (освящено шесть престолов).

Многолетние старания прихожан увенчались успехом — на берегу озера вырос красивейший храм, поражавший всех своими масштабами. Он стал центром духовной жизни этого края, «островом спасения» для многих людей. Сюда и в будни, и в праздники стремились для молитвы прихожане.

Из истории разрушения храмов.

В начале сороковых годов, когда начались гонения на церковь, были арестованы и увезены на Север священники отец Иоанн и отец Виктор вместе с семьями. Последние три года перед закрытием церквей богослужение вел священник Купоров. В августе 1934 года прошла последняя служба, а в 1935 началось разрушение зимней церкви. Храм строился прочно, основательно, на века, поэтому разрушению поддавался с трудом. Полы из толстых тесаных плах так были сколочены, что слоя не находили, тесали наугад, перекрытия (балки) были более 60 см в диаметре, и все как новое, железо на крыше за два с лишним столетия не имело ржавчины, из него делали ведра, тазы, формы, так как в магазинах ничего не было. Колокольню-шпиль пытались спихнуть всеми мерами не один месяц, но ничего не помогало, и только во время сильной грозы надломленный шпиль рухнул, не в силах больше сопротивляться варварству людей. Иконы и церковную утварь всячески уничтожали: жгли около церкви, ломали. Были такие иконы, что на них детвора каталась по озеру вместо плотов (они сами не понимали, что делают); много миллионов народных средств уничтожили, а унести иконы верующие не смели, боялись даже ночью. «Рушили зимнюю церковь в 1926;1930 годах. Ломали ее свои, и было им за то Божье наказание. Все умирали тяжело, по два дня изводило им руки и ноги», — вспоминают старожилы. Колокольню ломали много лет, подрубая ее со всех сторон, обрушить удалось в начале 50-х годов. В момент ее падения в селе померк свет, и стало темно от пыли и разрушенных кирпичей. Вдохновителем был председатель сельсовета.

Церковь святых мучеников Флора и Лавра на долгие десятилетия постигла печальная участь. Ее помещения использовали под хозяйственные нужды колхоза «Красное знамя». В здании церкви была смонтирована зерносушилка: сделали глинобитную печь, которая топилась дровами. Дым шел прямо в храм и выходил через верхние окна. Осенью сушилка работала круглые сутки. Тепло и сухо внутри. И стала она проходным двором, особенно для любителей выпить. Настенная живопись закоптилась, появились надписи типа: «здесь был Вася».

Когда сушильный комплекс престал работать, церковь осталась раскрытой и стала приходить еще в больший упадок. Сгнила крыша под клиросом. В 1987 году во время грозы загорела летняя церковь. Молния ударила в главный большой купол, а потом пламя охватило и два малых. С тридцатиметровой высоты летели куски оторвавшейся кровли. Горело 18 часов, так как из-за большой высоты не могли подать воду на очаг горения. После того, как зерносушилки в церкви не стало, остатки металлического оборудования выламывали и вытаскивали те, кто сдавал металлолом. В результате бесхозности 2 августа 2010 года в церкви случился еще один пожар, выгорели полы и все, что могло гореть. Пожарная машина приезжала из Шапши, воды в ней было полторы тонны. Вылили, а больше закачать не смогли. Огонь буйствовал сутки. Разрушение святыни продолжается теперь уже из-за погодных условий. То снег идет, то дождь, а церковь стоит с зияющими незакрытыми проемами окон, дверей, нарушена целостность кровли. Надежда Борисовна Сяркинен из Череповца посвятила стихотворение храму святых Флора и Лавра.

За что же Бог Нам радость дал такую:

Леса, поля, Покой и тишину, И озеро, И воду в нем живую?

За что, за что?

Никак я не пойму.

Кто здесь рожден Или немного пожил, Забыть не сможет Старый светлый храм.

А он, наверно, вспоминает С дрожью, Как в колокол звонил По вечерам.

И этот звук Летел за версты с ветром И созывал С молитвою народ, Чтоб предки наши, Празднично одетые, Глядели на его Волшебный свод.

Он помогал, Молился вместе с ними, Для всех людей Он счастия просил…

Разрушен был, но все ж Стоит до ныне И держится, Пусть из последних сил.

И отовсюду Смотрит он за нами, Куда бы ты ни шел ;

Остановись!

И видит Бог весь мир Его глазами, И, несмотря на все, Нам дарит жизнь!

Из истории возрождения храма.

В 1990;х годах начат был процесс подготовки к реставрации церкви, но из-за экономического кризиса ничего не получилось. В 2004 году приехал вологжанин в Кумзеро, увидел храм, облитый золотыми лучами закатного солнца, устремленный ввысь, как ракета, и полюбил его всем сердцем своим. Родилась у него мечта восстановить церковь. На реставрацию получили благословение Архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана. Создан приход храма. Открыт счет для поступления пожертвований. Председателем приходского совета и настоятелем храма мучеников Флора и Лавра назначен отец Анатолий.

В Вологодском государственном техническом университете студентами под руководством заведующей секцией реставрации и реконструкции архитектурного наследия, профессора Ирины Белоярской подготовлен проект реставрации храма. Весной 2012 года проект одобрен Епархиальной комиссией по церковному искусству, строительству и реставрации, что работает в Прилуцком монастыре. Осенью 2012 года вокруг храма начато возведение строительных лесов. Молодые строители Александр Толстихин (бригадир) и Вячеслав Серяков за малую плату трудились каждый день, в любую погоду, чтобы поднять их. О доставке строительных материалов беспокоится батюшка. Пять ярусов лесов уже окружают храм. Меценат из Вологды присылал им трижды кран-вездеход из областного центра с тем, чтобы на леса поднимать столбы. Доски строители подавали вручную. Леса возводятся из баланса (баланс — это грузные непросушенные вершины деревьев, довольно толстые бревна). «Тяжелый труд и эта работа того стоят, — сказал Александр Толстихин. — Когда 15 августа мы, приехав, вышли с напарником из машины, то у нас дыхание перехватило. Мы не ожидали увидеть такую красоту, такой размах, масштаб в поселке Кумзеро Харовского района. В Вологде таких храмов нет, за исключением Софийского собора. Главная наша задача — возвести леса прямо под купол, чтобы впоследствии можно было вплотную проводить реставрационные работы».

31 августа в День церковной памяти мучеников Флора и Лавра и День села отец Анатолий отслужил молебен у стен храма, затем — водосвятный в часовне святых мучеников, что устроена в бывшей школьной мастерской.

С осени о кумзерском храме через публикации в печати в Вологде, Череповце, размещенный материал на нескольких сайтах интернета все большее количество людей узнает, что кумзерский храм восстанавливается. 20 ноября Вологодским телеканалом «Русский Север» в Кумзере был снят сюжет о храме.

Несколько десятков людей уже перечислили на благое дело суммы, кто какие смог. Среди жертвователей вологжане, москвичи, череповчане, архангелогородцы, саратовцы, две жительницы Кумзера и люди из других мест. Деньги нужны немалые.

Испокон веков храмы на Руси строились всем миром. Поэтому сейчас настоятель храма Анатолий Савчук обращается за поддержкой ко всем вологжанам, неравнодушным к православной культуре нашего края, и просит оказать возможную помощь в восстановлении храма в честь святых мучеников Флора и Лавра.

Заключение

Памятники истории и культуры подвержены многим опасностям, и самые долговечные из них те, которые труднее изменить или уничтожить — разговорная речь, обычаи, традиции народного искусства. Большинство же памятников сравнительно недолговечно; многие подновляются, т. е. претерпевают более или менее существенные изменения по сравнению с первоначальным их образом. Прогресс науки не только в открытии, включении в научный обиход новых памятников, но не в меньшей мере и в том, что постепенно приобретаются навыки более глубокого прочтения и ранее уже известных источников и умения по фрагментам восстанавливать образ целого.

Культурному наследию угрожают силы природы и поведение человека. Бедствие для памятников — пожары. Они — спутники разрушительных войн и народных волнений, но возникают и в обычных условиях жизни. Гибель многим памятникам несут войны.

Памятники утрачиваются и искажаются по воле людей и при, казалось бы, обычном течении жизни. При этом следует иметь в виду и особенности подхода к ценностной категории «памятник». Зачастую статус «памятника», интересного и ценного для историка, или историка культуры, то или иное явление обретает тогда, когда утрачиваются его первоначальные утилитарные функции. Постоянно заменяются предметы бытового обихода; памятники архитектурной старины уничтожаются ради нового строительства; некоторые здания, фрески и иконы, миниатюры рукописей поновляются, первоначальный облик их существенно меняется, даже искажается.

Библиография

1. Н. Зубарева «Живет деревня, пока стоит храм!» // «Призыв» № 7 2013г. С. 5−6

2. Г. Петрова «Настенные росписи Харовских храмов» с.4

3. В. Подгорный и А. Левина «Наше прошлое» с. 457−458

.ur

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой