Современные технологии формирования имиджа региона (на примере ГЛЦ «Абзаково»)
В ходе проведенной работы были декодированы, расшифрованы адресованные потребителю послания ключевых образов и — как следствие — раскрыты основные стратегические приемы технологии конструирования объемных пространств. Что же касается роли иллюстративных посланий (Bildbotschaften) в туристской рекламе, то на сегодняшний день имеется еще очень мало исследований на эту тему. Проделанное исследование… Читать ещё >
Современные технологии формирования имиджа региона (на примере ГЛЦ «Абзаково») (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Введение
- Глава I. Теоретические аспекты проблемы формирования имиджа региона с помощью современных технологий
- 1.1 Формирование имиджа региона как организационная проблема
- 1.2 Современные методики формирования имиджа региона
- Выводы по первой главе
- Глава II. Опыт формирования имиджа региона с помощью современных технологий (на примере ГЛЦ «Абзаково»)
- 2.1 Характеристика ГЛЦ «Абзаково»
- 2.2 Проблемы формирования имиджа региона с использованием современных технологий
- 2.3 Перспективы формирования имиджа региона с использованием современных технологий
- Выводы второй главе
- Заключение
- Список использованной и цитируемой литературы
- Введение
- Достаточно широко распространенное понятие «имидж» все чаще употребляется в регионалистике. В связи с этим можно констатировать укоренение в современной региональной проблематике такого понятия, как «имидж региона». Имидж региона — это некоторый набор признаков и характеристик, которые на эмоционально-психологическом уровне ассоциируются у широкой общественности с конкретной территорией.
- Необходимость формирования собственного имиджа Челябинской области и усиление моментов узнаваемости туристских территорий очевидна. Потому что, в конечном итоге, это способствует привлечению внимания к региону, дает возможность более эффективно лоббировать свои интересы, улучшать инвестиционный климат, привлекать большое количество туристов, что, несомненно, дает дополнительный доход. Более того, продвижение имиджа регионов — перспективный путь преодоления трудностей в формировании имиджа России в целом.
- Создание благоприятного имиджа региона — это не перманентная работа, этот долгосрочная, теоретическая, исследовательская работа, она не только способствует развитию туризма, а, следовательно, и экономики, но и создает благоприятный фон. Имидж региона — один из наиболее действенных социально-психологических региональных регуляторов. Имидж, определяющий характер взаимоотношений с объектами, обладает высочайшей степенью эффективности. А потому сегодня, как никогда раньше, встает вопрос о необходимости глубокого теоретического осмысления и тщательного изучения имиджа туристского региона и путей его формирования.
Цель курсовой работы — раскрыть современные технологии формирования имиджа региона.
Объект исследования — ГЛЦ «Абзаково».
Предмет исследования — современные технологии формирования имиджа региона.
Для достижения, поставленной в курсовой работе, цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:
1. Изучить степень разработанности проблемы формирования имиджа региона с помощью современных технологий;
2. Раскрыть опыт формирования имиджа региона с помощью современных технологий (на примере ГЛЦ «Абзаково»);
3. Оценить проблемы и перспективы формирования имиджа региона с использованием современных технологий.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, реферирование, цитирование, эмпирические методы: беседа, интервью с руководителем, ГЛЦ «Абзаково», научное наблюдение.
Следует отметить, что среди значительного числа работ, посвященным различным аспектам проблемы имиджа, вопросам имиджа туристского региона уделено мало внимания в существующих исследованиях. Поэтому при написании курсовой работы использовались учебники по туризму, таких авторов как В. А. Квартальнов, Г. В. Меняйло, связям с общественностью (С.В. Ильинский, И. В. Алешина, А. Н. Чумиков, В.Г. Королько), маркетингу (В.А. Алексунин, В.Е. Хруцкий), а также материалы периодической печати (журналы «Маркетинг в России и за рубежом», «Регион»).
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия об современных технологиях формирования имиджа туристского региона.
Практическая значимость исследования обусловлена выявлением проблем и оценкой перспектив развития ГЛЦ «Абзаково» как туристского бренда Челябинской области.
Глава I. Теоретические аспекты проблемы формирования имиджа региона с помощью современных технологий.
1.1 Формирование имиджа региона как организационная проблема Проблема имиджа является сегодня актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане, прежде всего потому, что оценки на уровне имиджа лежат в основе всех человеческих отношений. Имидж является естественным продуктом обработки больших массивов информации.
Ж.П. Бодуан дает следующее определение: «имидж — это образ, представление, которое складывается у человека, аудитории, группы, народа о товаре, услуге, проекте, персоне, фирме, организации» [3, с. 46].
По мнению Б. Джи, «имидж есть целостное восприятие (понимание и оценка) чего-либо различными группами общественности, формирующееся на основе хранящейся в их памяти информации о различных сторонах деятельности какого-либо объекта» [10, с. 82].
Осуществляя процесс управления имиджем, необходимо иметь четкие представления о структуре имиджа и особенностях психологических процессов формирования имиджа в сознании индивидов. По мнению А. Н. Чумикова, содержание понятия имиджа включает две составляющие:
— описательную (информационную) составляющую, которая представляет собой образ чего-либо, или совокупность всех представлений (знаний) об этом объекте;
— составляющую, связанную с отношением, или оценочную составляющую. Оценочная составляющая существует в силу того, что хранящаяся в памяти информация не воспринимается безразлично, а пробуждает оценки и эмоции, которые могут обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа организации могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением [24, с. 102].
С.В. Ильинский указывает, что можно назвать несколько признаков имиджа чего-либо (будь то человек, организация или регион):
— имидж опирается на объективные маркетинговые и субъективные символические характеристики: торговую марку, логотип, специализацию, потребительские аудитории, историю, организационную культуру, территориальное положение и т. п.;
— «образ» должен быть правдоподобным, достоверным, то есть целевые аудитории должны доверять имиджу. Стратегия информационной открытости является одним из ключевых элементов развития имиджа;
— имидж должен быть ярким и конкретным. Эмоционально окрашенный, построенный на нескольких уникальных характеристиках образ создает реальные рыночные преимущества в деятельности организации / региона;
— образ должен быть простым, ориентированным на архетипические ожидания целевых групп [12, с. 125].
Несомненно, работа по формированию, поддержке и оптимизации имиджа ведется сегодня не только для организаций и персон, но и для государств, а также регионов стран и мира. Глобализация рынков и методов деловой активности, развитие глобальных информационных коммуникаций, мощных систем поддержки решений обусловили резкий рост значимости работы все большего числа структур и организаций по созданию имиджа.
Имидж ассоциируется прежде всего с паблик рилейшнз. Здесь ПР выступает как самостоятельная функция менеджмента по установлению и поддержанию коммуникаций между человеком/организацией/регионом и их группами общественности. Кроме того, к сфере своих полномочий относят имидж и те, кто занимается рекламой, маркетинговыми коммуникациями, корпоративными коммуникациями, отношениями с СМИ, организационным поведением и человеческими ресурсами организации, журналистикой [12, с. 221].
Имидж, несомненно, — инструмент достижения стратегических целей. Преимущества позитивного имиджа очевидны. Однако позитивная известность (паблисити) не появляется сама собой и не существует сама по себе. Она требует целенаправленной систематической работы. В тоже время, имидж — это не только средство, инструмент управления, но и объект управления. Позитивный имидж, так же, как и паблисити, создается основной деятельностью, а также целенаправленной информационной работой, ориентированной на целевые группы общественности. Эта работа осуществляется в значительной мере посредством маркетинговых коммуникаций (паблик рилейшнз, реклама). Работа по созданию имиджа ведется целенаправленно для каждой группы и различными средствами. При поддержке имиджа особенно важна работа со СМИ, поскольку крупный масштаб операций требует достаточно широкой известности, достижимой прежде всего с помощью масс-медиа [1, с. 136].
Создание имиджа в рыночной среде ведется на основе стратегического подхода, с помощью интегрированных маркетинговых коммуникаций (см. рисунок). Следует помнить, что каждое из средств маркетинговых коммуникаций имеет свои сильные и слабые стороны. Системная интеграция этих средств (по времени и последовательности использования, по распределению бюджета между ними) обеспечивает усиление преимуществ каждого из средств и нивелирует их недостатки. Процесс управления имиджем начинается с формулировки видения, а затем миссии как социально-значимого статуса организации/региона. Затем выявляются особенности и определяется индивидуальность, или «личность», например, политика или организации, или региона (рис. 1).
Индивидуальность преломляется в «жизненном стиле». Жизненный организационный стиль — это образ жизни компании или другого объекта формирования имиджа, то, как они «проводят» время, используют материальные, финансовые, информационные, человеческие и прочие ресурсы. После определения «характера» принимается решение о том, как донести этот выгодно отличающийся от других «характер» до целевых групп. На этом этапе формируется идентичность. Идентичность — это система коммуникативных средств, — названий, символов, знаков, цветов, мифов, ритуалов, — проецирующих, или отражающих индивидуальность человека / компании / региона. Идентичность должна отражать миссию, структуру, бизнес и притязания [10, с. 149].
Рис. 1. Процесс формирования имиджа Работа над идентичностью столь важна, что нередко ведет к структурным изменениям, к смене управляющих или репозиционированию. Таким образом, меняется сама «личность», или «индивидуальность». Эти изменения более значимы и существенны для позитивного имиджа. Cам факт существования понятий стратегической идентичности, стратегической индивидуальности свидетельствует об их стратегической значимости для успеха человека/компании/региона. Только в результате работы над идентичностью и использования корпоративных коммуникаций (маркетинговых, в том числе) возникает положительный имидж [10, с. 151].
Регион, как предмет изучения, попал в поле зрения имиджелогии сравнительно недавно, однако задача формирования имиджа региона далеко не нова. Под регионом понимается область, часть страны или большого пространства, отличающаяся от других совокупностью естественных и исторически сложившихся экономических, социальных и культурных особенностей, что дает возможность методологически считать регионом и часть света, и населенный пункт. Такая трактовка позволяет подходить к рассмотрению проблем, связанных с регионом, системно, в зависимости от выбранного для исследований структурного уровня, что в свою очередь позволяет обобщать и распространять результаты и на другие уровни.
Во все времена любое государство для достижения своих целей стремилось создать о себе некое, как правило, простое и доступное представление, которое выражало основные приоритеты внешней и внутренней политики. Для народа обычно формировался образ «защитника», «родителя», «хозяина», для соседей (в зависимости от конкретной ситуации и желаемого эффекта) — образы, связанные с воинственностью, силой, миролюбием, дружественностью и т. п.
Но имидж приобретали не только государства, но и регионы других, как более низких, так и более высоких структурных уровней. Например, в советское время сформировались устойчивые стереотипы: Урал — «опорный край державы», Ростов — «ворота Кавказа», Москва — «третий Рим» и многие другие. Известны также представления и о более крупных регионах, такие, например, как «свободолюбивая Африка», «взрывоопасный Ближний Восток», «непредсказуемая Азия». Все эти дефиниции четко формировали образ того или иного региона и определяли доминанту поведения по отношению к нему.
Таким образом, имидж региона не изобретение нашего времени, однако именно сегодняшние реалии делают его использование крайне необходимым. Единого общепризнанного определения понятия «имидж региона» в настоящее время не сформировано, однако попытки в этом направлении существуют:
В частности, И. С. Важенина определяет имидж региона как сложный социально-психологический феномен, необходимым условием формирования которого являются такие свойства человеческой психики как восприятие и способность формирования ассоциативных представлений [5, с. 17].
По мнению А. П. Панкрухина, имидж территории — это совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков территории, собственного опыта людей и слухов, влияющих на создание определенного образа [17, с. 9].
Поэтому можно сделать вывод о том, что формирования единого, общепризнанного определения термина «имидж региона» ещё не произошло, однако развитие общественных и экономических отношений на данном этапе делает применение данного инструмента необходимым.
Регион — это сложный социально ориентированный объект, представляющий собой совокупность десятков, сотен, тысяч предметов, людей, организаций и связей. Следовательно, сформированное спонтанно представление региона будет сложнейшим комплексом представлений с чрезвычайно неопределенным базовым представлением. А это значит, что осуществление обратной связи индивида с регионом через такое представление региона чрезвычайно затруднительно. Именно поэтому в сознании людей необходимо сформировать целевое базовое представление региона, а также комплекс связанных с ним представлений для обеспечения возможности узнавания региона с сопутствующей актуализацией отношения к региону [17, с. 11].
В зависимости от имеющегося и желаемого образа территории обычно говорят об:
— устойчиво положительном,.
— слабо выраженном,.
— застойном,.
— противоречивом,.
— смешанном,.
— негативном,.
— чрезмерно привлекательном имидже.
Задачи сохранения или изменения определенного образа будут требовать соответствующей маркетинговой политики органов власти. Имидж региона, так же как и имидж страны, формируется на разных уровнях отражения бытия, но имеет и свои особенности. Имидж региона более конкретно определяется качеством функционирования расположенных на нем субъектов хозяйствования, коммуникаций, системы обслуживания и т. п. Но на имидж региона действуют и более гуманитарные, так называемые «мягкие» факторы, например, филологического происхождения.
Среди элементов имиджа туристского региона следует выделять две составляющие:
— объективную,.
— субъективную [11, с. 269].
Важнейшей объективной составляющей имиджа территории является совокупность конкурентных преимуществ и недостатков. Они обусловливаются особенностями отраслевой специализации региона, наличием экспортного потенциала, территориальной удаленностью и транспортной освоенностью, интеллектуальным и инновационным потенциалом и его соответствием целям развития региона, уровнем развития социальной сферы, состоянием производственного потенциала и сложившимся уровнем инвестиционной активности (объемами инвестиций и качественными характеристиками инвестиционной деятельности) и т. д. Очевидно, что конкурентные преимущества способствуют усилению конкурентоспособности территории, а конкурентные недостатки осложняют процесс ее включения в рыночное пространство [11, с. 270].
Таким образом, имидж можно рассматривать как существующую в сознании людей систему представлений (образов) и оценок, объектом которых она является.
1.2 Современные методики формирования имиджа региона Конкурентные преимущества и недостатки территории существенным образом отражаются на ее туристической и инвестиционной привлекательности. Важно отметить, что их оценка позволяет определить туристский и инвестиционный рейтинг регионов России.
Вторая составляющая имиджа территории имеет субъективный характер, который определяется действием, по крайней мере, трех факторов:
Во-первых, это обусловлено оценкой территории отечественными и иностранными туристами на основе собственных наблюдений и опыта. Эмоциональное восприятие конкурентных преимуществ и недостатков может значительно изменить формирующийся образ территории.
Во-вторых, имидж территории в значительной степени зависит от действий региональных и местных органов власти, которые, демонстрируя определенные политические способности и амбиции, могут реализовать «иконный маркетинг», связанный с образом конкретных лиц.
В-третьих, субъективизацию образа территории может усиливать ее односторонняя характеристика в СМИ. Так, обилие негативной информации о политической и социально-экономической обстановке в Ульяновской области в недавнем прошлом практически при полном отсутствии каких-либо положительных сообщений способствовало созданию устойчивой отрицательной репутации региона. Учитывая, что имидж региона является важнейшим условием, характеризующим внешнюю среду развития территории, влияние негативной репутации сказывается не только на функционировании бизнеса, снижении инвестиционной привлекательности, привлечении туристов, но и на положении в стране [6, с. 20].
Действительно, огромное влияние на формирование имиджа региона оказывает частота и содержание упоминаний о регионе в федеральных СМИ. Вполне очевидно, что имидж региона напрямую связан с тем, какая информация о регионе попадает в СМИ. И поэтому сегодня необходимо постоянно высвечивать различные, особенно наиболее привлекательные стороны региона с помощью активной и грамотно поставлено информационной работы. Регион не должен быть представлен в информационном потоке совершенно случайными событиями, большинство из которых носят скандальный характер — убийства, крушения, скандалы и т. д., в то время как ежедневно происходит множество позитивных событий. В таких условиях вполне очевидна необходимость работы региональных и местных органов власти над коррекцией и формированием нового позитивного туристского имиджа региона. Это важно для создания у потенциальных приезжих туристов положительного имиджа туристского региона.
При изучении темы курсовой работы в литературе встретилось и такое понятие как «региональный туристический маркетинг» (destinations marketing) — он производит и поставляет «стратегические образы» туристских регионов. Это имиджи: городов, областей и природных условий (вплоть до воссоздания пейзажей) предлагаемого места отпуска. Готовое «изделие» индустрии туризма — это созданное, креированное ею объемное пространство широко рекламируется посредством всевозможных средств массовой информации; в том числе и с использованием традиционного рекламного материала (буклеты, проспекты, иллюстрированные брошюры).
Реклама местности призвана наделять создаваемое ею объемное пространство положительными образами и представлениями, привлекая тем самым гостей. При этом она в своих материалах совершенно естественно прибегает к использованию USP (unique selling propositions) — уникальных достопримечательностей местности, представляющих собою туристский интерес и позволяющих связать себя в единый комплекс. Образы «неведомого края», «загадочного мира», «иной культуры» и т. д., возникающие в результате индивидуальных или коллективных представлений, символически «упаковывается» и преподносится путешественнику как своего рода «гарантийный талон», выдаваемый на местные достопримечательности и на те предполагаемые впечатления, которые турист собирается здесь пережить [13, с. 167].
Говоря производственно-экономическим языком, это — imagery strategy — стратегия креации имиджа. С позиций теории коммуникативных систем в целом, здесь можно говорить о так называемых посланиях образа, несущих в себе определенную цель. С географической же перспективы речь здесь идет о сотворении вымышленных объемных пространств. Подлинно, или же вовсе нет, но, реклама преподносит эти объемные пространства имеющимися у нее методами и способами. И, тем самым, она, далеко в не последнюю очередь, отражает в себе и общественные структуры, которым сама, с одной стороны, подчинена, но которые, с другой стороны, сама же своим воздействием и формирует.
Учитывая предпосылку зависимости имиджа от определенных общественных влияний, реклама, с ее ориентированными на потребителя посланиями, обладает возможностью гибкой интерпретации своих формальных и содержательных критериев. Посредством использования метода герменевтической интерпретации образа, заимствованного у наук о средствах массовой коммуникации, в 2002 году на кафедре культуры и географии математико-географического факультета католического университета Эйхштетта (Бавария) под руководством профессора Ганса Хопфингера было предпринято исследование с целью сравнения между собой иллюстрированных брошюр, создающих имидж или устойчивую репутацию туристского региона. Исследованию был подвергнут иллюстративный материал, изданный на протяжении последних ста лет в истории германского туризма. В первую очередь это были титульные (заглавные) страницы рекламных брошюр и проспектов и излюбленные ключевые образы, использовавшиеся в них.
В ходе проведенной работы были декодированы, расшифрованы адресованные потребителю послания ключевых образов и — как следствие — раскрыты основные стратегические приемы технологии конструирования объемных пространств. Что же касается роли иллюстративных посланий (Bildbotschaften) в туристской рекламе, то на сегодняшний день имеется еще очень мало исследований на эту тему. Проделанное исследование пытается критически осмыслить и изложить закономерности иллюстративного отображения географических областей и районов в контексте объемных пространств. Таким образом, его само и полученные в результате его выводы, следует рассматривать также и как своего рода вклад в исследование теоретических основ туризма — науки, на данный момент все еще находящихся на периферии туристики, ориентирующейся в первую очередь на практические стороны индустрии.
Принципы конструирования вымышленных объемных изображений (что, по сути, является созданием виртуальных образов) мест отдыха, и в этом случае также очень схожи с технологиями, применяемыми и в подавляющем большинстве туристских регионов. Одной из важнейших мотиваций, влияющих на выбор места проведения отпуска, является желание увидеть что-нибудь иное, нечто «прекрасное», и, соответственно, испытать связанные с этим переживания. Реклама абсолютно осознанно эстетизирует, преображает, сортирует, сокращает или стереотипизирует действительность. Вследствие этого, она, наряду с изобразительным искусством, литературой и средствами массовой информации существенно способствует формированию у туриста определенного понимания объемного пространства. И последний сразу же прибегает к помощи уже заранее сложившихся (стереотипных) «руководств». Проведенное исследование сделало также прозрачным и процесс конструирования объемных изображений, предпринимаемого рекламой относительно конкретных туристических регионов, с учетом их особенностей, продемонстрировав механизмы и обратные стороны данной «технологии» [22, с. 23].
При создании общего (генерального) имиджа региона особое внимание уделяется актуальным маркетинговых стратегиям и их целевым группам, дополненным качественными опросами и консультациями с экспертами по маркетингу наиболее авторитетных туристских объединений. Предпринимается «инсценировка» иллюстративно-фантазийного ряда создаваемого имиджа, происходит наполнение его устойчивыми символами. Это, как правило, образы природы и родины, элементы истории и современности, расхожие стереотипы и местные народные традиции. Важным критерием является наличие соответствующих уникальных достопримечательностей. Образ туристского региона превращается в своего рода «икону» — детально стилизированный символьный комплекс [26, с. 7].
Точно таким же образом как сегодня при реализации товаров потребления возрастает значение символьной стоимости — стоимости фирменного знака, торговой марки, логотипа, приносящих наибольший доход, возрастает и значение обретения туристским регионом собственного имиджа. Образ туристского региона конструируется, т. е. осознанно видоизменяется при создании его «неповторимого» имиджа. При снижении потребительской ценности продукта, его стоимость возрастает за счет символьной ценности. Так же как «изделия» становятся в условиях рынка предметом купли-продажи, так и сами объемные пространства конкурируют между собой сегодня, в эпоху постмодернизма, на воображаемом, виртуальном плане.
Выводы по первой главе Имидж — существующая в сознании людей система представлений (образов) и оценок, объектом которых она является.
Регион, как предмет изучения, попал в поле зрения имиджелогии сравнительно недавно, однако задача формирования имиджа региона далеко не нова. Регион — область, часть страны или большого пространства, отличающаяся от других совокупностью естественных и исторически сложившихся экономических, социальных и культурных особенностей, что дает возможность методологически считать регионом и часть света, и населенный пункт.
Имидж региона — это совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков территории, собственного опыта людей и слухов, влияющих на создание определенного образа.
Создание благоприятного имиджа региона — долгосрочная, теоретическая, исследовательская работа, она не только способствует развитию экономики, но и создает благоприятный фон. Постепенно у людей возникает ощущение растущего благополучия, перспективы, надежности, гордости за свой регион. Формирование позитивного образа регионов способствует улучшению имиджа всей страны в целом.
Точно таким же образом как сегодня при реализации товаров потребления возрастает значение символьной стоимости — стоимости фирменного знака, торговой марки, логотипа, приносящих наибольший доход, возрастает и значение обретения туристским регионом собственного имиджа. Образ туристского региона конструируется, т. е. осознанно видоизменяется при создании его «неповторимого» имиджа.
Глава II. Опыт формирования имиджа региона с помощью современных технологий (на примере ГЛЦ «Абзаково»).
2.1 Характеристика ГЛЦ «Абзаково».
Правовое положение предприятия «Абзаково» — общество с ограниченной ответственностью, свою деятельность общество осуществляет на основе Устава.
В соответствии с Уставом ООО «Абзаково» осуществляет следующие виды деятельности:
— деятельность по организации полноценного отдыха и оздоровления отдыхающих;
— предоставление бытовых и социальных услуг отдыхающим;
— организация пунктов общественного питания, производство и реализация общественного питания, в том числе хлебобулочных изделий;
— туризм, проведение рыболовных и охотничьих туров;
— международная и внутренняя спортивная, спортивно-оздоровительная, туристско-экскурсионная деятельность;
— иные виды деятельности, не запрещенные федеральными законами.
Оздоровительно-спортивный комплекс ГЛЦ «Абзаково» расположен на территории республики Башкортостан, в 60 километрах от г. Магнитогорска, 35 километрах от г. Белорецка (ж/д станция «Новоабзаково»). Комплекс уникален тем, что предоставляет гостям разнообразные формы оздоровления и развлекательных услуг. Гостям предлагается богатый выбор развлечений и широкие возможности активного отдыха. Проживание в комфортабельных номерах; питание от полного пансиона до доставки заказов в номера; купание в аквапарке; услуги спортивно-туристского отдела; спортивно-охотничья стрельба на стендовом стрельбище, посещение зоопарка; различные оздоровительные услуги — бани, сауны, массаж, косметические услуги.
ГЛЦ «Абзаково» предлагает посетителям следующие услуги:
Зимой:
— беговые лыжи;
— горные лыжи;
— сноуборд;
— катание на санках, тарелках;
— катание, экскурсии на снегоходе;
— походы по снежным горам;
— коньки;
— бильярд;
— автобусные экскурсии.
Летом:
— катание на роликах;
— катание на скейтах;
— походы;
— прокат велосипедов;
— оздоровительный бег;
— бильярд;
— бадминтон;
— сплавы и экскурсионные маршруты, конные маршруты.
Горнолыжников и просто любителей этого вида спорта ГЛЦ «Абзаково» привлекает возможностью катания на многочисленных трассах. Горнолыжный сезон длится с ноября по май. Любителей зимнего отдыха здесь встретят 15 трасс общей протяженностью 18 километров при перепаде высот до 320 метров. Схема расположения горнолыжных трасс представлена в приложении. Склоны обслуживают пять современных бугельных подъёмников суммарной пропускной способностью 5000 человек. В кафе «Марс», «Аргes'Ski», «Веста», «Метелица», блинной, шашлычных можно перекусить на скорую руку, или вкусно и полноценно пообедать. Большой ассортимент сувениров и товаров для спорта и отдыха предлагают магазины «Экип» и «Дельфин».
Руководство ГЛЦ «Абзаково» большое значение уделяет организации досуга отдыхающих. На базе горнолыжного центра существует школа горных лыж и сноуборда. Также постоянно проводятся спортивные соревнования, такие как кубок «Абзаково» по сноуборду среди любителей, «майский карвинг», чемпионаты среди инструкторов, «уральский бугель» и др.
В ГЛЦ «Абзаково» организована разнообразная экскурсионная программа, конный и пеший туризм, комбинированные спелео-сплавы по реке Белой. Для детей и подростков на базе горнолыжного центра работают зооуголок и досуговый центр.
Также гости горнолыжного центра могут воспользоваться услугами аквапарка. В аквапарке «Абзаково» регулярно проводятся всевозможные соревнования на воде. Также у посетителей есть возможность, объединившись в команды, поиграть в волейбол на воде.
Летом 2006 года в доме отдыха «Абзаково» впервые начали работать аниматоры — студенты третьего курса екатеринбургского института туризма. Студенты работают ежедневно. Они организовывают конкурсы, игры, тематические развлекательные программы, разучивают с детьми песни, проводят дискотеки.
Кроме того, в досуговом центре дома отдыха работает кинозал с современным оборудованием и высококлассным звуком. Здесь же стали регулярно проходить вечера пения под караоке.
Весной 2007 года горнолыжный центр «Абзаково» стал победителем конкурса, проводимого в рамках Международного конгресса горнолыжной индустрии. Самый известный южноуральский горнолыжный центр признан лучшим в двух номинациях — «Лучший горнолыжный курорт России» и «Лучший горнолыжный курорт Урала».
2.2 Проблемы формирования имиджа региона с использованием современных технологий Для того, чтобы выявить проблемы в организации туризма в Абзаково, нам необходимо провести анализ конкурентных преимуществ по отношению к другим аналогичным предприятиям.
Анализ предприятий Южного Урала, оказывающих туристские услуги, показал, что большинство организаций не соответствуют современным требованиям, предъявляемым данным типам предприятий отдыха: например, отсутствует собственная гостиничная база для расселения гостей, маленькое количество трасс, либо они неудачно расположены. Например, трассы возле Челябинска расположены возле автотрассы федерального назначения, с интенсивным движением. И хотя зона отдыха отгорожена небольшим забором, но выхлопные газы, шум нарушает отдых, снижает пользу от занятий активным отдыхом.
Учитывая, что большинство трасс работает с ноября по март, а остальные месяцы предприятие фактически простаивает, что снижает его покупательскую привлекательность, т.к. клиенты забывают об этих базах отдыха. Все это позволяет сделать вывод, что основным конкурентов ГЛЦ «Абзаково» является ГЛЦ «Металлург-Магнитогорск» (Банное), который направлен не только на оказание услуг по оздоровлению, но и по организации активных видов отдыха.
Основные потребители туристских услуг ГЛЦ «Абзаково» — это любители активных видов отдыха, преимущественно горнолыжных — горные лыжи, сноуборды. В летний период ГЛЦ «Абзаково» востребовано любителями конных и пеших прогулок, сплавов, спелеотуризма.
Учитывая, что услуги ГЛЦ «Абзаково» относятся к высокой ценовой категории, то клиентами ГЛЦ «Абзаково» становятся потребители с доходом выше среднего. Большая часть потребителей — это иногородние, приезжающие как из европейской части России, так и жители Урала и Сибири. Количество магнитогорцев в среднем не превышает 20% от общего числа клиентов.
Представим удельный вес туристских услуг ГЛЦ «Абзаково» и ГЛЦ «Металлург-Магнитогорск» (рис. 2,3).
Рис. 2. Доля туристских услуг ГЛЦ «Металлург-Магнитогорск».
Из представленных диаграмм мы видим, что ГЛЦ «Абзаково» существенно больше ориентировано на оказание услуг по активным видам отдыха, поэтому доля активных видов отдыха занимает 70% от всех оказываемых услуг, в то время как у ГЛЦ «Металлург-Магнитогорск» — половина от всех оказанных услуг.
Рис. 3. Доля туристских услуг ГЛЦ «Абзаково».
Произведем сравнительную оценку конкурентных возможностей ГЛЦ «Абзаково» и ГЛЦ «Металлург-Магнитогорск» (табл. 1).
Таблица 1 Преимущества и недостатки ГЛЦ
Показатели конкурентоспособности. | Абзаково. | Металлург-Магнитогорск. | Оценка. | |
Расположение. | Приблизительно одинаковое. | =. | ||
занимаемая площадь. | Площадь Юбилейного значительно больше. | 35 га. | ; | |
Трассы. | 15 трасс общей протяженностью 18 км при перепаде высот до 320 метров. | 9 трасс, общая протяженность 17 км. Перепад высот 450 м. | ||
Время работы трассы. | Ноябрь-май. | Ноябрь-апрель. | ||
Возможность заниматься другими видами активного отдыха. | Наличие аквапарка. | ; | ||
Озеро. | ; | |||
Конные прогулки. | ; | |||
Сплавы. | ; | |||
Рыбалка. | ; | |||
Посещение пещер | ; | |||
Экскурсии более разнообразные. | Экскурсии. | |||
Проживание. | Коттеджи, гостиница разного уровня комфортабельности. | Корпуса с номерами разного уровня комфортабельности. | =. | |
Дополнительный досуг. | Бар, дискотека, русская баня, финская сауна, тренажерный зал. | Бар, дискотека, русская баня, финская сауна, тренажерный зал, театрализованные праздники. | ; | |
Таким образом, можно отметить что и «Абзаково», и «Металлург-Магнитогорск» предлагают примерно одинаковые наборы услуг, но с точки зрения активных видов отдыха «Абзаково» предлагает более разнообразные программы, рассчитанные не только на зимние виды отдыха, но и на летние. Но вместе с тем, нельзя и не отметить, что преимущество «Абзаково» очень небольшое, т.к. Банное находится рядом, и гости «Металлург-Магнитогорск» также посещают аквапарк Абзаково, зоопарк. Вместе с тем территория «Металлург-Магнитогорск» существенно больше, имеет собственный оборудованный пляж, поэтому в летний период представляет больший интерес для клиентов. Все это представляет угрозу ГЛЦ «Абзаково» со стороны конкурента.
На основе анализа активных видов отдыха конкурентов, проведем оценку факторов конкурентоспособности по 10-балльной системе (табл. 2).
Таблица 2 Оценка факторов конкурентоспособности.
Вид услуги. | Оценка конкурентоспособности по сезонам. | ||||||||
Зима. | Весна. | Лето. | Осень. | ||||||
А. | М. | А. | М. | А. | М. | А. | М. | ||
Трассы. | |||||||||
Обучение катанию на горных лыжах. | |||||||||
Конные экскурсии. | |||||||||
Конные прогулки по маршрутам. | |||||||||
Сплавы. | |||||||||
Посещение пещер | |||||||||
Пешие экскурсии. | |||||||||
Аквапарк. | |||||||||
Активный отдых на открытом водоеме. | |||||||||
Прогулки на лодке. | |||||||||
Рыбалка. | |||||||||
ИТОГО. | |||||||||
Максимальный балл включает высокое удобство, современные технические возможности, высокий уровень гостеприимства, возможность заниматься им людьми любого возраста. Самый низкий балл означает, что данной услуги предприятие не оказывает. Ограничение по возрасту, физическому состоянию, подготовленности, сокращение времени предоставления внутри одного сезона и т. д. влияло на снижение баллов.
Общий балл ГЛЦ «Абзаково» составил 179, а ГЛЦ «Металлург-Магнитогорск» — 142 балла.
Из полученных оценок мы видим, что и ГЛЦ «Металлург-Магнитогорск», и «Абзаково» имеют сезонные спады в активном отдыхе. И «Абзаково», и «Металлург-Магнитогорск» стремятся разрабатывать виды отдыха по всем четырем сезонам.
Рассмотрим предлагаемые услуги по сезонам более подробно.
Весенний сезон в «Абзаково» открывают экстремальные сплавы по бурной горной реке — Кизилке. Любителям острых ощущений надолго запомнятся речные перекаты, быстрины и водовороты.
Горнолыжников и сноубордистов весной в «Абзаково» привлекает возможность катания на трассах до первых чисел мая под ярким весенним солнцем. Не упустите такую отличную возможность похвастать ранним загаром.
Золотая осень в «Абзаково» — пора, которая наступает после летней жары и продолжается до наступления горнолыжного сезона. Именно тогда приходит время спокойного семейного отдыха. На этот период «Абзаково» предлагает специальные условия для пенсионеров, матерей с детьми, комплексные путевки для желающих пройти программу по оздоровлению организма, включающие конные прогулки, массаж, косметические процедуры, фитнес, аквапарк.
Зима в «Абзаково» это великолепные условия для всех видов активного зимнего отдыха. Горнолыжников и сноубордистов ГЛЦ «Абзаково» привлекает возможностью катания на многочисленных трассах. Горнолыжный сезон начинается с середины ноября и заканчивается в начале мая. Любителей зимнего отдыха здесь встретят 15 ухоженных, подготовленных ратраками трасс общей протяженностью — 18 км., при перепаде высот до 320 метров. Склоны обслуживают пять современных бугельных подъёмников суммарной пропускной способностью 5000 чел/час. На склонах посетителей ждут уютные кафе, где предлагают широкий выбор блюд и напитков, на любой вкус. Неподалеку от склонов расположен каток.
Летом «Абзаково» предлагает активно отдохнуть в приятной компании на водно-спелео маршрутах Башкирии. Группы сопровождают опытные инструкторы и профессиональный повар, которые создадут уютную атмосферу, помогут найти и оценить все достоинства отдыха в природных условиях.
Во все времена года проживание в комфортабельных номерах; питание от полного пансиона до доставки заказов в номера; купание в аквапарке; спортивно-охотничья стрельба на стендовом стрельбище, посещение мини-зоопарка позволят интересно провести время на свежем воздухе вне трасс; восстановить тонус после катаний на склонах помогут различные оздоровительные услуги — бани, сауны, массаж, косметические услуги.
2.3 Перспективы формирования имиджа региона с использованием современных технологий.
Для того, чтобы предлагать туристские услуги не только в зимний период, ГЛЦ «Абзаково» предлагает такие услуги как конные и пешие прогулки. Для этого у организации имеется собственная, хотя пока и небольшая, база, которая представляет собой загороженный загон, 10 лошадей, 2 инструктора, 2 конюха, осуществляющих уход за лошадьми, их объездку, организацию и сопровождение конных экскурсий.
ГЛЦ «Абзаково» предлагает также пешие экскурсии по окрестностям Абзаково, походы на горы, ущелья, с осмотром местных достопримечательностей и рассказом экскурсовода из истории края.
В последнее время набирает популярность картинг. Для этого ГЛЦ «Абзаково» предлагает заезды на картингах. Таким образом, мы видим, что ГЛЦ «Абзаково» стремится предлагать различные виды активного отдыха в разные сезоны, для того, чтобы исключить спад межсезонья.
Рассмотрим спрос на туристские услуги по сезонам в ГЛЦ «Абзаково» и «Металлург-Магнитогорск» (рис. 4,5).
Из приведенных графиков можно отметить, что и ГЛЦ «Абзаково», ГЛЦ «Металлург-Магнитогорск», подвержены сезонным спадам. Особенно виден весенний и осенний спад по посещению. Но при этом посещение ГЛЦ «Металлург-Магнитогорск» летом выше, чем ГЛЦ «Абзаково», что обусловлено большей территорией «Металлург-Магнитогорск», наличия озера с собственным пляжем, направленность на лечение и оздоровление.
Рис. 4. Динамика загруженности ГЛЦ «Абзаково».
Рис. 5. Динамика загруженности ГЛЦ «Металлург-Магнитогорск».
Таким образом, можно сделать вывод, что в ГЛЦ «Абзаково» наблюдается существенное сезонное колебание по оказанию туристских услуг.
Несмотря на то, что все годы своего существования ГЛЦ «Абзаково» динамично развивался, но сегодня его развитие остановилось на ГЛЦ и аквапарке, конные виды и экскурсии по окрестностям и пещерам являются дополнительными, и развиты недостаточно.
Вместе с тем, как любое предприятие, относящееся к туристскому бизнесу, ГЛЦ «Абзаково» должно стабильно работать не только зимой и летом, но во все остальные сезоны, т. е. круглогодично. Все это требует разработку и внедрение новых видов туристских услуг.
Внедрение новых видов активного отдыха необходимо по следующим показателям:
— наличие существенного спада в весенний и осенний период;
— недостаточная загруженность в летний период;
— аквапарк постепенно перестает быть экзотикой, т.к. они активно строятся и в других городах, да и постоянным клиентам ГЛЦ «Абзаково» он уже кажется привычным;
— нельзя делать и ставку только на развитие горнолыжных видов отдыха, т.к. во-первых, мода на эти виды спорта проходит, во-вторых, строятся и расширяются горнолыжные трассы и в других районах Южного Урала, в результате конкуренция между ГЛЦ будет обостряться;
— приезжающие клиенты на ГЛЦ стремятся иметь возможность выбора различных видов активного отдыха, а не ограничиваться только катанием на лыжах и сноубордах;
— расширение услуг по активным видам отдыха будет способствовать расширению семейного отдыха.
Все это позволило разработать следующие рекомендации по дальнейшему развитию туристского бренда ГЛЦ «Абзаково»:
1) строительство крытого и открытого ледового катков;
2) развитие услуг по катанию на горных велосипедах.
Данные предложения были выбраны по следующим основаниям.
Катание на коньках сегодня очень популярно и относится к модным видам спорта и отдыха, что обуславливает его высокую востребованность. Катание на коньках рассчитано на все возраста — от самых маленьких до людей зрелого возраста и не требует большой физической подготовки.
Катание на коньках относится к циклическим видам физических нагрузок (также как бег, плавание). При таких нагрузках усиливается обмен веществ, интенсивно включается в работу дыхательная и сердечно-сосудистая система. Однако происходит это постепенно, что очень благоприятно для не совсем здоровых людей.
Всегда можно подобрать индивидуальный темп для занятий.
Другим оздоравливающим эффектом катания на коньках является благотворное действие его на осанку, что особенно важно для детей. Катание на коньках — замечательный выход из положения! При таких занятиях не избежать гармоничного развития фигуры. Это хорошо и для лечения, и для профилактики сколиозов, нарушений осанки и других проблем с опорно-двигательной системой.
Развиваются и такие физические качества как общая выносливость, ловкость, гибкость. Психологи по достоинству оценивают влияние катания на коньках на эмоциональную сферу. Ведь катание на коньках — не тот вид физических нагрузок, когда нужно ставить рекорды, нервничать из-за неудач. При скольжении по льду помимо общего оздоровления организма, мы избавляемся от тревоги, стрессов, улучшаются сон и аппетит.
Все это делает популярным катание на коньках. Предлагается два вида катков: открытый, который будет функционировать в зимнее время года и крытый каток. Открытый каток является недорогим в строительстве, но ограничен во времени пользования, т.к. зависит от погодных условий, поэтому приблизительное время действия — декабрь — март.
Крытый каток используется круглогодично и погодные условия на него не влияют, но он существенно дороже в возведении и эксплуатации. Но к неоспоримым достоинствам крытого ледового катка является возможность проведения ледовых шоу, театрализованных праздников, постоянной работы аниматоров, что существенно расширяет возможности по организации досуга гостей ГЛЦ и повышает привлекательность ГЛЦ «Абзаково».
Крытый каток можно использовать не только для катания на коньках любителей фигурного катания, но и проводить мини-соревнования для отдыхающих по игровым видам спорта, в частности хоккею с шайбой и мячом, керлингу, включая и обучение керлингу.
В летний период специально для активного отдыха и тренировок по фигурному катанию и хоккею смогут приезжать детские спортивные школы.
Развитию видов спорта по горным велосипедам в настоящее время уделяется большое внимание. А природный ландшафт Абзаково идеально подходит для развития именно этого вида спорта. Для этого имеются специальные тропинки в горах, а также асфальтированная змеевидная дорога с перепадами высот, которая в настоящее время используется для подготовки биатлонистов в летний период. Горным велосипедным спортом можно заниматься в период с апреля по октябрь, т. е. как раз в то время, когда трассы ГЛЦ не работают.
Включение предложенных мероприятий по дальнейшему развитию активных видов отдыха в ГЛЦ «Абзаково» позволит привлечь новых клиентов, существенно разнообразит виды активного отдыха, а Южном Урале, выведет ГЛЦ «Абзаково» на более высокий и современный уровень туристского предприятия.
Выводы второй главе.
На основании исследования опыта формирования имиджа региона с помощью современных технологий (на примере ГЛЦ «Абзаково») были сделаны следующие выводы:
ГРЦ «Абзаково» является самым популярным горнолыжным центром не только Урала, но и России. Комплекс уникален тем, что предоставляет гостям разнообразные формы оздоровления и развлекательных услуг. Руководство ГЛЦ «Абзаково» большое значение уделяет организации туристских услуг. На базе горнолыжного центра существует школа горных лыж и сноуборда. Также постоянно проводятся спортивные соревнования, такие как кубок «Абзаково» по сноуборду среди любителей, «майский карвинг», чемпионаты среди инструкторов, «уральский бугель» и др. Организация отдыха в ГЛЦ «Абзаково» находится на достаточно высоком уровне, однако существует ряд проблем.
Основной проблемой развития ГЛЦ «Абзаково», как туристского бренда Челябинской области является сезонность спроса на услуги. Установлено, что проблема сезонности предоставления услуг ГЛЦ «Абзаково» может решиться с помощью поддержания развитой инфраструктуры и организации разнообразного досуга. Содержание всевозможных развлекательных центров, аквапарка, баров, ресторанов и т. д. является весьма затратным моментом. Именно перечисленные объекты инфраструктуры, рассматриваемые как мероприятия по организации досуга на территории горнолыжного центра, приносят основной доход ГЛЦ «Абзаково» и пользуются наибольшей популярностью. Следовательно, на развитие данных объектов необходимо выделять дополнительные средства.
Внедрение новых видов туристическиъх услуг необходимо по следующим направлениям:
— наличие существенного спада в весенний и осенний период;
— недостаточная загруженность в летний период;
— аквапарк постепенно перестает быть экзотикой, т.к. они активно строятся и в других городах, да и постоянным клиентам ГЛЦ «Абзаково» он уже кажется привычным;
— нельзя делать и ставку только на развитие горнолыжных видов отдыха, т.к. во-первых, мода на эти виды спорта проходит, во-вторых, строятся и расширяются горнолыжные трассы и в других районах Южного Урала, в результате конкуренция между ГЛЦ будет обостряться;
— приезжающие клиенты на ГЛЦ стремятся иметь возможность выбора различных видов активного отдыха, а не ограничиваться только катанием на лыжах и сноубордах;
— расширение услуг по активным видам отдыха будет способствовать расширению семейного отдыха.
Все это позволило разработать следующие рекомендации по дальнейшему развитию ГЛЦ «Абзаково» как туристского бренда:
1) строительство крытого и открытого ледового катков;
2) развитие услуг по катанию на горных велосипедах.
Включение предложенных мероприятий по дальнейшему развитию ГЛЦ «Абзаково» позволит привлечь новых клиентов и позиционировать данный ГЛЦ как туристский бренд Южного Урала.
имидж конкурентный бренд.
Заключение
В данной курсовой работе были решены следующие задачи:
1. Изучена степень разработанности проблемы формирования имиджа региона с помощью современных технологий.
2. Раскрыт опыт формирования имиджа региона с помощью современных технологий (на примере ГЛЦ «Абзаково»).
3. Выявлены проблемы и перспективы формирования имиджа региона с использованием современных технологий.
На основе изучения теоретических основ проблемы формирования имиджа региона с помощью современных технологий, были сделаны следующие выводы:
Имидж — существующая в сознании людей система представлений (образов) и оценок, объектом которых она является.
Регион, как предмет изучения, попал в поле зрения имиджелогии сравнительно недавно, однако задача формирования имиджа региона далеко не нова. Регион — область, часть страны или большого пространства, отличающаяся от других совокупностью естественных и исторически сложившихся экономических, социальных и культурных особенностей, что дает возможность методологически считать регионом и часть света, и населенный пункт.
Имидж региона — это совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков территории, собственного опыта людей и слухов, влияющих на создание определенного образа.
Создание благоприятного имиджа региона — долгосрочная, теоретическая, исследовательская работа, она не только способствует развитию экономики, но и создает благоприятный фон. Постепенно у людей возникает ощущение растущего благополучия, перспективы, надежности, гордости за свой регион. Формирование позитивного образа регионов способствует улучшению имиджа всей страны в целом.
Точно таким же образом как сегодня при реализации товаров потребления возрастает значение символьной стоимости — стоимости фирменного знака, торговой марки, логотипа, приносящих наибольший доход, возрастает и значение обретения туристским регионом собственного имиджа. Образ туристского региона конструируется, т. е. осознанно видоизменяется при создании его «неповторимого» имиджа.
На основании исследования опыта формирования имиджа региона с помощью современных технологий (на примере ГЛЦ «Абзаково») были сделаны следующие выводы:
ГРЦ «Абзаково» является самым популярным горнолыжным центром не только Урала, но и России. Комплекс уникален тем, что предоставляет гостям разнообразные формы оздоровления и развлекательных услуг. Руководство ГЛЦ «Абзаково» большое значение уделяет организации туристских услуг. На базе горнолыжного центра существует школа горных лыж и сноуборда. Также постоянно проводятся спортивные соревнования, такие как кубок «Абзаково» по сноуборду среди любителей, «майский карвинг», чемпионаты среди инструкторов, «уральский бугель» и др. Организация отдыха в ГЛЦ «Абзаково» находится на достаточно высоком уровне, однако существует ряд проблем.
Основной проблемой развития ГЛЦ «Абзаково», как туристского бренда Челябинской области является сезонность спроса на услуги. Установлено, что проблема сезонности предоставления услуг ГЛЦ «Абзаково» может решиться с помощью поддержания развитой инфраструктуры и организации разнообразного досуга. Содержание всевозможных развлекательных центров, аквапарка, баров, ресторанов и т. д. является весьма затратным моментом. Именно перечисленные объекты инфраструктуры, рассматриваемые как мероприятия по организации досуга на территории горнолыжного центра, приносят основной доход ГЛЦ «Абзаково» и пользуются наибольшей популярностью. Следовательно, на развитие данных объектов необходимо выделять дополнительные средства.
Внедрение новых видов туристических услуг необходимо по следующим направлениям:
— наличие существенного спада в весенний и осенний период;
— недостаточная загруженность в летний период;
— аквапарк постепенно перестает быть экзотикой, т.к. они активно строятся и в других городах, да и постоянным клиентам ГЛЦ «Абзаково» он уже кажется привычным;
— нельзя делать и ставку только на развитие горнолыжных видов отдыха, т.к. во-первых, мода на эти виды спорта проходит, во-вторых, строятся и расширяются горнолыжные трассы и в других районах Южного Урала, в результате конкуренция между ГЛЦ будет обостряться;
— приезжающие клиенты на ГЛЦ стремятся иметь возможность выбора различных видов активного отдыха, а не ограничиваться только катанием на лыжах и сноубордах;
— расширение услуг по активным видам отдыха будет способствовать расширению семейного отдыха.
Все это позволило разработать следующие рекомендации по дальнейшему развитию ГЛЦ «Абзаково» как туристского бренда:
1) строительство крытого и открытого ледового катков;
2) развитие услуг по катанию на горных велосипедах.
Включение предложенных мероприятий по дальнейшему развитию ГЛЦ «Абзаково» позволит привлечь новых клиентов и позиционировать данный ГЛЦ как туристский бренд Южного Урала.
Список использованной и цитируемой литературы.
1. Алексунин, В. А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / В. А. Алексунин. — М.: Маркетинг, 2007. — 516 с.
2. Богалдин-Малых, В. В. Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса / В.В. Богалдин-Малых. — М.: Дело, 2006. — 560 с.
3. Бодуан, Ж. П. Управление имиджем. PR: предмет и мастерство / Ж. П. Бодуан. — М.: Инфра-М, 2007. — 229 с.
4. Братухина, М. Ю. Туризм и национальные парки Южного Урала / М. Ю. Братухина // Пути повышения эффективности туристских ресурсов Челябинской области. Превращение туризма в область экономики.- Челябинск, 2009. — С.38−41.
5. Важенина, И. С. Имидж как конкурентный ресурс региона / И. С. Важенина // Регион. — 2006. — № 4. — С. 17−19.
6. Выгонский, С. И. Что такое региональный имидж? / С. И. Выгонский // Регион. — 2006. — № 6. — С. 20−21.
7. Горнолыжные курорты России [Электронный ресурс].
8. Горнолыжные амбиции [Электронный ресурс].
9. Горнолыжный центр «Абзаково» [Электронный ресурс].
10. Джи, Б. Имидж фирмы. Планирование, формирование, продвижение / Б. Джи. — СПб.: Питер, 2006. — 224 с.
11. Запесоцкий, А. С. Стратегический маркетинг в туризме: теория и практика / А. С. Запесоцкий. — М.: Инфра-М, 2006. — 352 с.
12. Ильинский, С. В. Общественные связи. Реклама. Маркетинг / С. В. Ильинский. — СПб.: Питер, 2005. — 480с.
13. Каширская, С. Персонификация имиджа региона РФ. СМИ в современном мире / С. Каширская // Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 2007. — С. 167−168.
14. Квартальнов, В. А. Туризм / В. А. Квартальнов. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 336 с.
15. Королько, В. Г. Основы PR / В. Г. Королько. — М.: Рефл-Бук, 2007. — 528 с.
16. Маршруты зовут // Мономах. — 2007. — № 2. — С. 12−13.
17. Панкрухин, А. П. Маркетинг территорий: маркетинг региона / А. П. Панкрухин // Маркетинг в России и за рубежом. — 2005. — № 2. — С. 9−11.
18. Почепцов, Г. Г. Имиджелогия: теория и практика / Г. Г. Почепцов. — М.: Рефл-Бук, 2010. — 704 с.
19. Райс, Э. Позиционирование: битва за узнаваемость / Э. Райс. — СПб.: Питер, 2005. — 256 с.
20. Сураев, В. С. Особо охраняемые природные территории Южного Урала: Учеб. пособие / В. С. Сураев, С. В. Попов, И. Л. Кравчук. — Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2008. — 320 с.
21. Хруцкий, В. Е. Современный маркетинг / В. Е. Хруцкий. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 560 с.
22. Черная, И. П. Маркетинг имиджа как стратегическое направление территориального маркетинга / И. П. Черная // Маркетинг в России и за рубежом. — 2007. — № 4. — С. 23−24.
23. Чистяков, Б. П. Индустрия горнолыжного туризма — перспективная составляющая экономики Челябинской области / Б. П. Чистяков // Пути повышения эффективности туристских ресурсов Челябинской области. Превращение туризма в область экономики.- Челябинск, 2009. С. 32−34.
24. Чумиков, А. Н. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. пособие / А. Н. Чумиков. — М.: Дело, 2006. — 552 с.
25. Шкардун, В. Д. Оценка и формирование имиджа предприятия / В. Д. Шкардун // Маркетинг в России и за рубежом. — 2007. — № 3. — С. 68−77.
26. Шлаффке, М. Экономические основания конструирования рекламой вымышленных объемных изображений при создании имиджа туристского региона / М. Шлаффке // Регион. — 2005. — № 2. — С. 7−9.