Физическая культура и здоровый образ жизни
Спорт — часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в. нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт — это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет… Читать ещё >
Физическая культура и здоровый образ жизни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки Российской Федерации Пермский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова Кафедра социальных и гуманитарных дисциплин Контрольная работа Физическая культура и здоровый образ жизни Выполнил (а):
студент (ка) I курса, гр. Мни-12
Петрова Алёна Геннадьевна Проверил:
старший преподаватель Чекан Игорь Эдуардович Пермь, 2014
Оглавление Ведение
1. Формирование, культура, пропаганда и профилактика здорового образа жизни
1.1 Формирование и основы здорового образа жизни
1.2 Культура здорового образа жизни
1.3 Пропаганда здорового образа жизни
1.4 Профилактика здорового образа жизни
2. Физическая культура, ее ценности и функции
2.1 Понятие и ценности физической культуры
2.2 Функции физической культуры. Социальная роль физической культуры и спорта
3. Практическая часть Заключение Список используемой литературы Приложения физический культура здоровый спорт
Введение
Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.
Предмет исследования контрольной работы — здоровый образ жизни (ЗОЖ) Объект исследования — социальные отношения, возникающие в процессе воспитания формирования, пропаганды здорового образа жизни в современном российском обществе.
Несомненно, проблема формирования культуры здоровья населения актуальна, своевременно и достаточно сложна. Именно занятие физкультурой и спортом восполняет потребности организма в физическом труде.
В России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения. Такой тип воспроизводства населения не отмечался ни в одной стране мира, даже во время войны. Этот пример говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения России.
В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное президентом России В. В. Путиным постановленное «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства за будущее страны.
Задачи контрольной работы:
1. Изучить особенности формирования здорового образа жизни;
2. Выделить основы культуры здорового образа жизни;
3. Выявить методы, проблемы и перспективы пропаганды здорового образа жизни;
4. Рассмотреть профилактику здорового образа жизни;
5. Изучить понятие физической культуры, ее принципы и функции.
1. Формирование, культура, пропаганда и профилактика здорового образа жизни
1.1 Формирование и основы здорового образа жизни Прежде чем говорить о формировании здорового образа жизни и его основах, я рассмотрю в своей работе понятие «здоровый образ жизни» (ЗОЖ). Существует множество, внятных, размытых или просто непонятных определений данного термина. Однако в данной контрольной работе сформулировано уникальное определение: «Здоровый образ жизни представляет собой систему жизненных ценностей направленных на то, чтобы вести активный образ жизни, правильно питаться и тем самым предотвращать заболевания и повышать естественную сопротивляемость организма» .
В само понятие здорового образа жизни входит следующее:
Ш Оптимальный режим труда и отдыха Ш Двигательная активность и закаливание Ш Рациональное питание Ш Отказ от вредных привычек Ш Медицинская активность Ш Соблюдение правил психогигиены Ш Личная и общественная гигиена Ш Гигиена семьи и брака Ш Половое воспитание и сексуальное образование.
Важным элементом здорового образа жизни является здоровье. В современной науке выделены следующие факторы, оказывающие на него влияние:
— от человека, от образа жизни (50%)
— от наследственных факторов (20%)
— от экологии (20%)
— от работы учреждений здравоохранения (10%) [3]
Как видно из результатов научных исследований, основным фактором сохранения здоровья является образ жизни, а именно «здоровый образ жизни» .
Итак, что же является основой ЗОЖ. Прежде всего, каждый человек должен любить и уважать самого себя. Именно это стимулирует человека к ведению здорового образа жизни.
Важной составляющей ЗОЖ является умеренное и сбалансированное питание. То, что мы едим напрямую связано с тем, как мы себя чувствуем.
Не менее важным для правильного формирования ЗОЖ является соблюдение режима дня. Недостаток сна снижает иммунитет, сказывается на уровне жизненной активности и ведет к ухудшению общего самочувствия.
Важной составляющей ЗОЖ так же можно назвать двигательную активность. Каждому организму нужна достаточная двигательная активность, закаливание, обтирание, обмывание холодной водой, а также соблюдение личной гигиены. [2]
В процессе формирования здорового образа жизни важна психогигиена. Именно она требует от человека умений управлять своими эмоциями, уметь их сдерживать.
Помимо всего вышесказанного для каждого человека, пропагандирующего ЗОЖ, нужно отказаться от вредных привычек: курения, употребления алкоголя, тем более — наркотиков.
В современном мире в большинстве развитых стран государство поощряет ответственность по отношению к своему здоровью. В ряде европейских стран предусмотрены доплаты работникам, отказавшимся от курения, а также тем, кто следит за постоянством своего веса и регулярно занимается физкультурой.
Затрачиваемые средства быстро окупаются, так как уменьшаются пропуски по болезни, улучшаются отношения людей в коллективе. Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого человека. [5]
Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях, представленных в приложении 1 рисунке 1.
Внимательно изучив рисунок 1, можно с уверенностью сказать, что формирование здорового уровня жизни является сложным процессом, действующим на нескольких уровнях человеческого развития и бытия.
Основы здорового образа жизни необходимы для полноценного становления каждого человека. Именно они позволяют плодотворно работать как на благо себя и своей семьи, так и общества в целом.
1.2 Культура здорового образа жизни В настоящее время многие педагоги говорят о повышении роли ЗОЖ в системе воспитания школьников и дошкольников.
Однако образовательные программы предоставляют недостаточное количество часов на предметы, связанные со здоровым образом жизни, что снижает возможности педагогов в области воспитания культуры здорового образа жизни.
В настоящее время в науке бытует следующая трактовка культуры ЗОЖ: это культура жизни человека, направленная на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Культура здорового образа опирается на систему важных принципов, воспитание которых помогает формировать здоровый образ жизни учащихся. Все эти принципы представлены в приложении 2 таблице 1.
Рассмотрев таблицу «Принципы формирования культуры здорового образа жизни учащихся» [4], нельзя не отметить, что большинство из них имеют широкую область охвата и напрямую не относятся к формированию культуры здорового образа жизни учащихся.
Однако их совокупность может считаться методологической основой для реализации задачи по организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности учащихся, обеспечивающие сохранение и укрепление их здоровья, полноценное образование и развитие.
1.3 Пропаганда здорового образа жизни
Развитие стремления к здоровому образу жизни у молодежи необходимо стимулировать посредством воспитательного воздействия и пропаганды.
Пропаганда ЗОЖ представляет собой систему развивающих мероприятий направленных на раскрытие сущности и пользы здорового образа жизни в рамках современных тенденций развития общества. Основные направления пропаганды ЗОЖ представлены в приложении 3 на рисунке 2.
Пропаганду здорового образа жизни нужно начинать с семьи. Невозможно вырастить здорового ребенка с тягой к здоровому образу жизни, если родители пьют, курят и едят все подряд. [1]
Воспитание здорового образа жизни начинается с приучения к правильной организации режима дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Режим дня дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.
Ребенка нельзя насильно принуждать к занятиям физкультурой, а также к соблюдению правил гигиены, потому что ребенок быстро теряет интерес к этому.
При поступлении ребенка в школу важно учитывать не только его интеллектуальное развитие, но и уровень его физического развития. При этом формирование ЗОЖ является одной из первоочередных задач воспитания ребенка.
Воспитание здорового образа жизни в среде молодежи является очень тяжелым трудом, требующим активной пропаганды не только в ВУЗах и училищах, но и в общественных местах, таких как кинотеатры, рестораны и клубы.
Современная молодежь, не смотря на тенденции к здоровому питанию и фитнесу, не осознает реальных последствий таких вредных привычек как нерегулярный сон, курение и употребление легких наркотиков. Бытует такая установка: Пока молод — можно все. С этим нужно активно бороться посредством адекватной пропаганды здорового образа жизни. [1]
Основные формы пропаганды здорового образа жизни представлены в приложении на рисунке 3.
Основные факторы, определяющие состояние здоровья населения — адекватная система мероприятий по работе не только с детьми и подростками, но и с взрослыми гражданами нашей страны.
При пропаганде ЗОЖ используются методы устной, печатной, наглядной и комбинированной пропаганды. В настоящее время достоверно установлено, что метод устной пропаганды является наиболее эффективным. Кроме того, большую роль играет пропаганда здорового образа жизни в кинематографе и на страницах модных изданий.
1.4 Профилактика здорового образа жизни
В настоящее время очень важную роль играет профилактика здорового образа жизни. Важно помнить, что основная составляющая ЗОЖ — это организация пропаганды ЗОЖ и воспитание стремления молодежи быть здоровыми и полезными членами современного общества.
Формирование здорового образа жизни у молодежи должно базироваться на заботе о своем здоровье. Воспитание здорового образа жизни во многом зависит от адекватной профилактики в дошкольных заведениях, школах и ВУЗах.
Основные составляющие профилактики здорового образа жизни представлены в приложении 5 на рисунке 4.
Профилактика ЗОЖ должна быть организована в детских садах, школах, вузах и колледжах. В профилактику здорового образа жизни входит система мероприятий по борьбе с вредными привычками и воспитанием гигиены личного здоровья.
С раннего детства необходима профилактика здорового образа жизни, как в семье, так и в детских садах. Очень важную роль играет закаливание. В настоящее время закаливание представляет собой научно обоснованную систему специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающую в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. [6]
Ошибочным является мнение, что закаливание, как элемент профилактики ЗОЖ, противопоказано ослабленным детям. Только острые лихорадочные заболевания являются противопоказанием к закаливанию.
Важно помнить, что закаливание необходимо проводить правильно, в соответствии с разработанными методиками. Особенности закаливания указаны в приложении 6 на рисунке 5.
Работу по профилактике здорового образа жизни в современных школах и высших учебных заведениях можно осуществлять с привлечением участковых врачей, наркологов, заведующих амбулаториями, терапевтов, стоматологов, спортсменов, полицейских, библиотекарей.
Профилактика здорового образа жизни включает в себя пропаганду отказа от курения, алкоголя и наркотиков. Кроме того, важно помнить, что самосовершенствование является частью профилактики ЗОЖ. Человек должен осознать роль ЗОЖ и его культурную ценность, только в этом случае становится эффективным любая профилактика. Основы здорового образа жизни должны взращиваться посредством регулярной и адекватной профилактики в детских садах, школах и высших учебных заведениях.
2. Физическая культура, ее ценности и функции
2.1 Понятие и ценности физической культуры Физическая культура — вид культуры общества и человека. Это деятельность и ее результаты по формированию физической готовности к жизни; с одной стороны, специфический процесс, с другой — результат человеческой деятельности, а также средство и способ физического совершенствования людей. По отношению к культуре человек выступает в трех ипостасях: он ее осваивает (потребляет), является носителем культуры и создает новые культурные ценности. Освоение, «потребление» физической культуры проявляется в результатах этой деятельности — в овладении знаниями, развитии физических качеств и двигательных способностей, «владельцем» которых он и является.
Физическая культура, решая проблему воспроизводства физических способностей человека, является важной частью культуры общества в целом. С одной стороны, от духовной культуры общества она получает и перерабатывает идейно-теоретическую и научно-философскую информацию. С другой — она сама обогащает культуру, науку, искусство, литературу специальными ценностями в виде теории, научных знаний, методик физического развития и спортивной тренировки.
Деятельность в сфере физической культуры имеет как материальные, гак и духовные ценности.
Материальными ценностями физической культуры являются результаты ее воздействия на биологическую сторону человека — физические качества, двигательные возможности. К материальным ценностям физической культуры относятся также спортивные сооружения, спортивные базы учебных заведений, спортивно-медицинские учреждения, учебные заведения, готовящие кадры физической культуры и спорта, научно-исследовательские институты.
К духовным ценностям физической культуры относятся произведения искусства, посвященные физической культуре и спорту, — живопись, скульптура, музыка, кино; система управления физкультурной деятельностью в государстве; наука о физическом воспитании. В целом духовные ценности воплощаются в результатах научной, теоретической, методической деятельности.
Поэтому физическая культура — это сложное социальное явление, которое не ограничивается решением одних только задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции в области политики, морали, этики и эстетики.
Физическая культура стимулирует развитие духовной и материальной деятельности, поскольку создает общественные потребности и побуждает к поискам, открытиям в области науки, новым методикам, новым техническим средствам. Она увеличивает потребности общества в строительстве материально-технических сооружений, побуждает к созданию приборов, конструированию и совершенствованию инвентаря и оборудования. Тем самым она способствует созданию новых материальных и духовных ценностей.
Физическая культура обогащает культуру общества уникальной информацией о влиянии на человека предельных физических и психических нагрузок (в спорте, космосе), об особенностях адаптации к ним, о биологических резервах организма. Эта информация может использоваться и используется в смежных науках — физиологии, биохимии и т. д.
Она способствует возникновению и развитию новых направлений в теории и практике строительства (безопорные перекрытия стадионов), технологий (необходимость изготовления снарядов, инвентаря, оборудования из искусственных материалов, отвечающих требованиям мирового спорта), создании искусственных покрытий (лыжных трасс, трамплинов, ледяных катков).
В социальной жизни, системе образования, воспитания, сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свои воспитательные, образовательные, оздоровительные, экономические и общекультурные функции, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т. е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.
2.2 Функции физической культуры. Социальная роль физической культуры и спорта Функции физической культуры — это свойства, объективно присущие физической культуре в воздействии на человека, и удовлетворяющие потребности личности и общества.
Существует две группы функций физической культуры.
Специфические функции физической культуры:
Образовательная — общее развитие и укрепление организма всех людей, независимо от возраста, пола, уровня физической подготовленности.
Прикладная — физическая подготовка людей к труду, защите Родины.
Спортивная — выявление максимальных физических способностей и двигательных возможностей организма.
Рекреационная — удовлетворение потребности человека в активном отдыхе.
Реабилитационная — восстановление физических способностей.
Оздоровительная — общее оздоровление организма.
Общие функции физической культуры:
Эстетическая — связанная с удовлетворением эстетических потребностей личности, выражается в совершенстве движений, красоте тела, костюма.
Нормативная — выражается в использовании определенных норм и требований.
Информационная — выражается в накоплении, передаче знаний о человеке.
Коммуникативная — выражается в установлении межличностных отношений.
Биологическая — удовлетворение естественных потребностей личности в движении.
Воспитательная — является средством воспитания личности.
Спорт — часть физической культуры. В нем человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в. нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт — это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.
Социальная ценность спорта заключается и в том, что он является средством этического, эстетического, нравственного воспитания личности.
Достигаемый в процессе занятий спортом повышенный уровень функциональных возможностей организма и создаваемый одновременно фонд полезных умений и навыков могут в значительной мере предопределить ускоренное усвоение спортсменом профессионально-трудовой, военной и иной социально нужной деятельности.
Велико значение спорта как своего рода эталона оценки человеческих возможностей. Спортивный эталон предполагает использование спортивной деятельности в качестве модели для изучения максимальных возможностей человеческого организма при физических и психических напряжениях в экстремальных условиях и обладает широкими возможностями для развития познавательных способностей человека.
Спорт интересен как эмоционально насыщенное зрелище. Зрелищная сущность спорта незаурядна. Она способствует привитию интереса к занятиям физической культурой и спортом, внедрению их в образ жизни. Современные технические средства коммуникаций способствовали тому, что аудитория спортивных зрелищ как никогда прежде расширилась, а это увеличило неординарное влияние спорта на эмоциональный мир человечества.
При характеристике социальной роли спорта важно иметь в виду его немалое экономическое значение. Материальные вложения общества в развитие спорта многократно окупаются, прежде всего, повышением общего уровня работоспособности, укреплением здоровья, увеличением продолжительности жизни человека. Экономически значимы и финансовые доходы, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений, продажи спортивного инвентаря, оборудования, атрибутики, издательской и научной деятельности.
Спорт считают одним из средств социализации личности. Непосредственно в процессе спортивной деятельности возникают разнообразные специфические отношения соперничества и содружества отдельных спортсменов, между командами, организаторами, спортивными арбитрами и т. д., которые так или иначе включены в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта. Совокупность всех этих отношений составляет основу формирующего влияния спорта на личность, становление социального опыта.
3. Практическая часть Практическую часть своей работы я проведу на примере фирмы ООО «Лиз» .
Общество с ограниченной ответственностью «Лиз» занимается розничной продажей смешанных товаров.
Руководитель — Горюнов Геннадий Геннадьевич.
Адрес: 619 655, Россия, Пермский край, Гайнский район, п. Гайны, ул. Камская, 12.
Тел.: 8−919−491−08−18, 220−63−92
Цель исследования — выявить отношение работников фирмы ООО «Лиз» к здоровому образу жизни.
Гипотеза исследования — укрепление здоровья, развитие основных физических качеств, привлечение к здоровому образу жизни.
Для того чтобы определить как работники относятся к здоровому образу жизни и занятиями спортом, мною был проведен опрос «Здоровый образ жизни и занятия спортом» (см. приложение 8).
В опросе принимало участие 77 человек.
Результаты исследования
название | чел. | % | |
Мужской | 22% | ||
Женский | 78% | ||
Очень интересует | 30% | ||
Скорее интересует, чем нет | 43% | ||
Скорее не интересует | 11% | ||
Совсем не интересует | 12% | ||
Затруднились ответить | 4% | ||
Положительно | 56% | ||
Скорее положительно, чем отрицательно | 29% | ||
Скорее отрицательно, чем положительно | 7% | ||
Отрицательно | 3% | ||
Затруднились ответить | 5% | ||
Физическая активность, сила и выносливость | 27% | ||
Нормальное развитие организма | 25% | ||
Отсутствие болезней | 29% | ||
Хорошее психическое состояние | 5% | ||
Отсутствие вредных привычек | 1% | ||
Хорошая фигура, осанка, внешность | 12% | ||
занятия спортом | 37% | ||
отказ от вредных привычек | 21% | ||
здоровый сон | 7% | ||
личная гигиена | 1% | ||
рациональное питание | 15% | ||
положительные эмоции | 4% | ||
соблюдение режима дня | 9% | ||
предупреждение заболеваний, закаливание | 5% | ||
Да | 16% | ||
Скорее да, чем нет | 29% | ||
Скорее нет, чем да | 25% | ||
Нет | 23% | ||
Затруднились ответить | 7% | ||
Прогулки | 44% | ||
Посещение сауны | 1% | ||
Посещение бассейна | 5% | ||
Занятия в тренажерном зале | 25% | ||
Пробежки | 19% | ||
Закаливание | 3% | ||
Занятия йогой | 3% | ||
Ежедневно | 28% | ||
2−3 раза в неделю | 41% | ||
Один раз в неделю | 4% | ||
2−3 раза в месяц | 5% | ||
Реже одного раза в месяц | 7% | ||
Затруднились ответить | 15% | ||
Занятия спортом | 27% | ||
Поддерживает работоспособность | 11% | ||
Обеспечивает хорошее настроение | 5% | ||
Поддерживает внешнюю привлекательность | 15% | ||
Дает возможность заниматься любимым делом, работой | 8% | ||
Способствует успеху в жизни и бизнесе | 12% | ||
Предупреждает возникновение лишних проблем и осложнений | 16% | ||
Расширяет круг общения с интересными людьми | 0% | ||
Затруднились ответить | 7% | ||
Нехватка времени | 23% | ||
Лень | 41% | ||
Вредные привычки | 9% | ||
Тип (черты) характера | 7% | ||
Нехватка денег | 3% | ||
Отсутствие убеждения, нужных знаний, информации | 3% | ||
Нет необходимости | 9% | ||
Затруднились ответить | 5% | ||
Да, ежедневно | 15% | ||
2−3 раза в неделю | 7% | ||
2−3 раза в месяц | 1% | ||
От случая к случаю | 33% | ||
Не занимаюсь | 44% | ||
Нет | 79% | ||
Да | 11% | ||
Редко | 11% | ||
Такого не было | 67% | ||
1−2 раза | 21% | ||
3−5 раз | 8% | ||
6−9 раз | 3% | ||
10 раз и более | 1% | ||
Это успокаивает, доставляет удовольствие | 19% | ||
По привычке | 7% | ||
Это украшает отдых и помогает скоротать время | 7% | ||
Из-за недостатка воли бросить курение, прекратить выпивки | 1% | ||
Без этого просто невозможно жить | 1% | ||
Потому что так поступает большинство окружающих | 3% | ||
Придает силы в работе | 0% | ||
Затруднились ответить | 63% | ||
Результаты исследования показали, что сотрудники фирмы хорошо понимают понятие ЗОЖ, проблему ЗОЖ, но из-за лени и нехватки времени, мало кто ведет здоровый образ жизни, только 11 человек из 75 ежедневно делают по утрам гимнастику и 47 человек затруднились с последним вопросом, зачем они курят/употребляют алкоголь.
Делая выводы, можно с точностью сказать, что на сегодняшний день проблема формирования культуры здоровья в обществе еще не достаточно решена и остается открытой.
Заключение
Важно помнить, что здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Именно поэтому профилактика здорового образа жизни не менее важна, чем пропаганда.
Интуитивно понятно, что каждый орган человека должен использоваться по назначению. Регулярные физические нагрузки также важны для здорового образа жизни, как и многие другие факторы. Нагрузки предохраняют от заболеваний и, чему масса свидетельств, замедляют процесс старения, укрепляют иммунитет, что зачастую обеспечивает саму возможность вести здоровый образ жизни. Физкультура полезна в любом возрасте, поскольку обычная дневная активность редко может снабдить достаточную физическую нагрузку.
В общественном сознании прочно утверждается мнение, что здоровый образ жизни общества в целом и каждого человека в отдельности, представляет собою базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни, который, в свою очередь, — не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современной России.
Утверждение здорового образа жизни — важная общегосударственная задача. Всеми силами способствовать ее решению — долг всех людей, каждого жителя нашей страны.
Список используемой литературы
1. Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. — М.: Кнорус, 2013
2. Воронова Елена. Здоровый образ жизни в современной школе. Программы, мероприятия, игры — Ростов на Дону: Феникс, 2014
3. Гуменюк Е. И., Н. А. Слисенко. Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста — М.: Детство — пресс, 2011
4. Кобякова Ю. П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. — Ростов: Феникс, 2014
5. Морозов Михаил. Основы здорового образа жизни — М.: ВЕГА, 2014
6. Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. Основы здорового образа жизни — М.: Академия, 2013
7. Научно-информационный журнал «Биофайл» -http://biofile.ru/chel/14 643.html
Приложения Приложение 1
Рисунок 1. Уровни формирования здорового образа жизни
Приложение 2
Таблица 1. Принципы формирования культуры здорового образа жизни учащихся. 4]
Принципы культуры здорового образа жизни | Характеристика принципа | |
Принцип природосообразности | Данный принцип включает в себя учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности. | |
Принцип формирования ценностных установок учащихся на здоровый образ жизни | Следование этому принципу культуры здорового образа жизни обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни. | |
Принцип народности | Принцип народности культуры здорового образа жизни предполагает учёт в процессе воспитания ЗОЖ национальной культуры, традиций и родного языка. | |
Принцип культуросообразности | Данный принцип обозначает процесс включения в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьеориентированной творческой деятельности. | |
Принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья | Данный принцип базируется на признании учащегося субъектом процесса здоровьетворческой деятельности. | |
Принцип здоровьетворческой активности | Данный принцип культуры здорового образа жизни базируется на активной личностной позиции учащихся в формировании и соблюдении здорового образа жизни. | |
Принцип интеграции воспитательного воздействия | Данный принцип предполагает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса, направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка, рамках воспитания культуры здорового образа жизни. | |
Принцип социальной ответственности общества за реализацию человека в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении. | Этот принцип важен в процессе формирования культуры здорового образа жизни учащегося. Он выражается в создании условий для развития одарённых детей, детей физически слабых, с отклонениями в поведении, детей — сирот, детей — инвалидов, детей — мигрантов, детей, страдающих от жестокого обращения и нуждающихся в попечительстве. | |
Приложение 3
Рисунок 2. Направления пропаганды здорового образа жизни
Приложение 4
Рисунок 3. Формы пропаганды здорового образа жизни.
Приложение 5
Рисунок 4. Основы профилактики здорового образа жизни
Приложение 6
Рисунок 5. Правила закаливания дошкольников
Приложение 7
Рисунок 6. Формы проведения профилактики здорового образа жизни в школах и ВУЗах
Приложение 8
Опрос «ЗОЖ И ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ»
1. Ваш пол:
· Мужской
· Женский
2. Интересует ли Вас проблема ЗОЖ?
· Очень интересует
· Скорее интересует, чем нет
· Скорее не интересует
· Совсем не интересует
· Затрудняюсь ответить
3. Как Вы относитесь к ЗОЖ?
· Положительно
· Скорее положительно, чем отрицательно
· Скорее отрицательно, чем положительно
· Отрицательно
· Затрудняюсь ответить
4. Что Вы вкладываете в понятие «здоровье» ?
· Физическая активность, сила и выносливость
· Нормальное развитие организма
· Отсутствие болезней
· Хорошее психическое состояние
· Отсутствие вредных привычек
· Хорошая фигура, осанка внешность
5. Здоровый образ жизни для Вас — это…
· занятия спортом
· отказ от вредных привычек
· здоровый сон
· личная гигиена
· рациональное питание
· положительные эмоции
· соблюдение режима дня
· предупреждение заболеваний, закаливание
6. Можете ли Вы сказать, что ведете здоровый образ жизни?
· Да
· Скорее да, чем нет
· Скорее нет, чем да
· Нет
· Затрудняюсь ответить
7. Какие активные способы поддержания здорового образа жизни Вы используете?
· Прогулки
· Посещение сауны
· Посещение бассейна
· Занятия в тренажерном зале
· Пробежки
· Закаливание
· Занятия йогой
8. Как часто Вы прибегаете к наиболее привычным для Вас способам поддержания здорового образа жизни?
· Ежедневно
· 2−3 раза в неделю
· Один раз в неделю
· 2−3 раза в месяц
· Реже одного раза в месяц
· Затруднились ответить
9. Что, на Ваш взгляд, дает человеку здоровый образ жизни?
· Занятия спортом
· Поддерживает работоспособность
· Обеспечивает хорошее настроение
· Поддерживает внешнюю привлекательность
· Дает возможность заниматься любимым делом, работой
· Способствует успеху в жизни и бизнесе
· Предупреждает возникновение лишних проблем и осложнений
· Расширяет круг общения с интересными людьми
· Затруднились ответить
10. Что мешает Вам вести здоровый образ жизни?
· Нехватка времени
· Лень
· Вредные привычки
· Тип (черты) характера
· Нехватка денег
· Отсутствие убеждения, нужных знаний, информации
· Нет необходимости
· Затруднились ответить
11. Занимаетесь ли Вы утренней гимнастикой (зарядкой) и если да, то как часто?
· Да, ежедневно
· 2−3 раза в неделю
· 2−3 раза в месяц
· От случая к случаю
· Не занимаюсь
12. Курите ли Вы?
· Нет
· Да
· Редко
13. Сколько раз за последние 30 дней (если такое вообще было) Вы выпивали подряд 5 и более стандартных порций? («Стандартная порция» — это стакан вина (150 мл), бутылка или банка пива (500 мл), рюмка крепкого напитка (50 мл) или алкогольный коктейль.)
· Такого не было
· 1−2 раза
· 3−5 раз
· 6−9 раз
· 10 раз и более
14. Если Вы регулярно курите и/или употребляете алкоголь, что Вас к этому побуждает?
· Это успокаивает, доставляет удовольствие
· По привычке
· Это украшает отдых и помогает скоротать время
· Из-за недостатка воли бросить курение, прекратить выпивки
· Без этого просто невозможно жить
· Потому что так поступает большинство окружающих
· Придает силы в работе
· Затруднились ответить