Экономико-статистический анализ уровня и эффективности производства молока по группе предприятий
Высшая группа предприятий содержит практически в 7 раз выше поголовье коров, чем низшая. На это может влиять и площадь с/х угодий, и фондообеспеченность, отсюда и следует, что высшая группа имеет выше валовой надой, чем низшая (на 121,65%).Обращая внимание на то, что удельный вес выручки от реализации молока в общей выручке животноводства в высшей группе составляет 40,11, что на 441,3% выше, чем… Читать ещё >
Экономико-статистический анализ уровня и эффективности производства молока по группе предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Скотоводство в нашей стране является ведущей отраслью животноводства и основным поставщиком молока, кроме того, производит мясо, дает кожевенное и другое сырье для промышленности и органические удобрения для сельского хозяйства. Доля товарной продукции скотоводства в общей стоимости сельскохозяйственной продукции во многих странах превышает 50 процентов.
Значительное место в анализе сельскохозяйственного производства принадлежит статистическим методам. Они позволяют всесторонне изучить исследуемое явление, установить взаимосвязи между факторными и результативными признаками, выявить резервы повышения эффективности производства и реализации продукции.
Объектами исследования данной курсовой работы являются 25 предприятий Смоленской области, занимающихся производством и реализацией продукции животноводства.
Цель курсовой работы — получение навыков проектирования и составления статистических таблиц, творческого применения комплекса статистических методов — статистического наблюдения, статистических группировок, простых и составных относительных показателей, графического, индексного и корреляционного методов при экономико-статистическом анализе уровня реализации молока на 1 работника животноводства.
В результате статистического исследования следует изучить всестороннюю экономическую характеристику совокупности предприятий, раскрыть взаимосвязи между факторными и результативными показателями, сделать обоснованные выводы и предложения.
Источники исследования — данные годовых отчетов и первичного учета 25 предприятий Смоленской области за 2007 год. При выборке данных из годовых отчетов носителями информации являются статистические фишки, номер графы фишки соответствует номеру показателя в ключе выборки.
Глава 1. Выделение типических групп предприятий
1.1 Общая характеристика предприятий
Группировочным признаком является показатель реализации молока на 1 работника животноводства.
Сельскохозяйственные организации в таблице 1 целесообразно расположить по ранжиру показателя, который выбран в качестве группировочного признака.
Таблица 1 — Общая характеристика предприятий
№ п/п | Наименование предприятия | Реал. молока на 1 раб. животн.(ц.) | Удой на 1 корову (ц.) | Полная себестоимость производства 1ц. молока (тыс. руб) | Трудоёмкость производства 1ц. молока (ч/час) | Рентабельность 1ц. молока (%) | |
СПК «Пригорское» | 95,5 | 40,4 | 2,200 | 33,33 | |||
СПК «Дружба» | 98,4 | 15,3 | 5,134 | 8,47 | |||
СПК «Писхаринский» | 108,8 | 27,2 | 52,182 | 25,93 | |||
СПК «Бохото» | 110,3 | 15,0 | 48,527 | 7,91 | |||
СПК «Гоголевский» | 117,0 | 16,0 | 62,300 | — 1,20 | |||
СПК «Александровский» | 130,6 | 20,4 | 43,980 | 36,36 | |||
СПК «Лыза» | 140,0 | 17,7 | 64,583 | — 5,29 | |||
СПК «Сычёвский» | 146,5 | 12,0 | 80,100 | — 20,83 | |||
СПК «Заречье» | 150,5 | 15,4 | 65,470 | — 13,40 | |||
СПК «Новый мир» | 155,2 | 18,5 | 60,277 | — 4,20 | |||
ЗАО «Раевка» | 182,3 | 26,2 | 48,049 | 27,33 | |||
СПК «Рассвет» | 191,0 | 12,1 | 69,144 | — 12,70 | |||
СПК «Новая жизнь» | 193,5 | 21,4 | 55,800 | 12,22 | |||
СПК «Приозерье» | 199,4 | 22,5 | 52,147 | 26,98 | |||
СПК «Новый путь» | 214,3 | 34,4 | 48,649 | 31,90 | |||
СПК «Красный посёлок» | 223,6 | 21,2 | 43,106 | 42,56 | |||
СПК «Взаимопомощь» | 223,8 | 22,8 | 83,330 | — 7,60 | |||
СПК «Носково» | 224,2 | 25,6 | 51,482 | 33,68 | |||
" Вихра" | 249,1 | 13,9 | 49,554 | 23,36 | |||
СПК «Родьковский» | 251,1 | 17,6 | 69,394 | 0,94 | |||
СПК «Высокое» | 257,3 | 36,2 | 49,527 | 22,06 | |||
СПК «Сметанино» | 297,7 | 23,6 | 56,685 | — 4,60 | |||
СПК «Новомихайловский» | 375,4 | 42,8 | 66,198 | 27,25 | |||
СПК «Правда» | 484,5 | 15,8 | 90,136 | 26,52 | |||
СПК Племзавод «Доброволец» | 921,5 | 50,8 | 62,520 | 47,40 | |||
По данным таблицы 1 видно о равномерном распределении признака по совокупности предприятий, лишь последнее предприятие особо отличается высоким значением. Достаточное количество предприятий отличаются отрицательными значениями рентабельности, что говорит о неэффективном производстве. Изучаемые предприятия, находящиеся в сравнительно одинаковых природно-экономических условиях, существенно различаются по результатам производственно-финансовой деятельности в исследуемому признаку. Для оценки степени различий в основных показателях и выяснения причин различий целесообразно провести типологическую группировку. Она позволит отделить предприятия с лучшими экономическими условиями и эффективно работающие от предприятий с худшими экономическими условиями и низкими показателями эффективности.
1.2 Типологическая группировка
Одним из основных методов исследования массовых совокупностей является группировка. В курсовой работе следует применять несколько видов группировок: типологическую, аналитическую простую и комбинационную по двум признакам. Цель типологической группировки заключается в выделении в изучаемой совокупности групп, объединяющих качественно однородные предприятия. Типологическая группировка проводится по этапам.
При группировке по количественному, непрерывно изменяющемуся признаку сначала строится ранжированный ряд (Таблица 2)
Таблица 2 — Ранжированный ряд
№ п/п | Значение признака | № п/п | Значение признака | № п/п | Значение признака | |
95,5 | 182,3 | 257,3 | ||||
98,4 | 191,0 | 297,7 | ||||
108,8 | 193,5 | 375,4 | ||||
110,3 | 199,4 | 484,5 | ||||
117,0 | 214,3 | 921,5 | ||||
130,6 | 223,6 | |||||
140,0 | 223,8 | |||||
146,5 | 224,2 | |||||
150,5 | 249,1 | |||||
155,2 | 251,1 | |||||
Рис. 1 — Огива распределения хозяйств Методику построения интервального ряда можно применять только при плавном, постепенном изменении группировочного признака в ранжированном ряду. На практике, как правило, в начале и конце ранжированного ряда имеются единицы с резко отличающимися от основной совокупности значениями признака, как и видно в данном случае.
Как видно по рисунку 1, признак в ряду изменяется постепенно, однако последнее предприятие существенно выделяется из совокупности. При построении групп и интервалов его значение можно не брать.
Совокупность разбивается на 6 групп. При определении границ интервалов следует учитывать количество предприятий в группах. Таким образом мы установили размер интервального шага равный 32,7 единицам. Далее подсчитывается число хозяйств в каждом интервале и строится интервальный ряд распределения (Табл.3)
Таблица 3 — Интервальный ряд распределения хозяйств
№ группы | Группы по реализации молока на 1 раб. животноводства | Число хозяйств | |
95,5 — 128,2 | |||
128,3 — 161,0 | |||
161,1 — 193,8 | |||
193,9 — 226,6 | |||
226,7 — 259,4 | |||
свыше 259,4 | |||
Для наглядности построим график интервального вариационного ряда распределения. (Рис. 2)
Рис. 2 — Гистограмма распределения хозяйств Таким образом можно отметить равномерное распределение количества хозяйств по интервальным группам и перейти к промежуточной аналитической группировке.
Для получения намеченных показателей вначале необходимо провести сводку значений признаков. Так как интервальные группы выделены по результативному признаку — реализация молока на 1 работника животноводства, то для характеристики данных групп целесообразно рассчитать следующие показатели. (Табл. 4):
Таблица 4 — Сводные данные по интервальным группам
№ группы | Число хозяйств | Число работников животн. (чел.) | Количество реал. молока (ц.) | Валовой навдой молока (ц.) | Среднегод. поголовье коров (голов) | Полная себестоимость молока (тыс. руб) | Прямые затраты труда на молоко (ч/час) | Рентабельность 1ц. молока (%) | |
Итого | |||||||||
Аналитическая группировка проводится для изучения взаимосвязи между признаками, положенными в основание группировки, и признаками, используемыми для характеристики групп. (Табл. 5)
Таблица 5 — Аналитическая промежуточная группировка
№ группы | Интервалы | Число хозяйств | Реал. молока на 1 раб. животн.(ц.) | Удой на 1 корову (ц.) | Полная себестоимость производства 1ц. молока (тыс. руб) | Трудоёмкость производства 1ц. молока (ч/час) | Рентабельность 1ц. молока (%) | |
95,5 — 128,2 | 100,40 | 32,39 | 8,90 | 6,0 | 14,46 | |||
128,3 — 161,0 | 144,90 | 16,59 | 61,81 | 19,2 | — 3,39 | |||
161,1 — 193,8 | 187,02 | 20,64 | 53,94 | 22,3 | 13,88 | |||
193,9 — 226,6 | 215,15 | 26,35 | 51,60 | 7,2 | 28,70 | |||
226,7 — 259,4 | 252,06 | 16,00 | 56,26 | 6,2 | 13,67 | |||
свыше 259,4 | 462,90 | 41,12 | 65,58 | 4,5 | 30,78 | |||
В среднем | ; | 4,17 | 227,07 | 25,52 | 49,68 | 10,9 | 16,35 | |
Для оценки качественных особенностей групп сопоставим их между собой по полученным показателям. Первая группа отличается низкой себестоимостью производства 1ц. молока и низкой трудоёмкостью производства. Вторая группа отличается от всех остальных убыточностью, следовательно их можно выделить как низшую типическую группу. Пятую и шестую группу можно выделить как высшую по наибольшему значению реализации молока на 1 работника животноводства. Третью и четвертую группу можно выделить как среднюю типологическую группу, так как она занимает среднее положение между низшей и высшей.
Для характеристики трёх выделенных типических групп необходимо по каждой из них рассчитать относительные показатели. Результаты отражены в таблице 6.
Таблица 6 — Статистические показатели типических групп предприятий
Показатели | Типические группы | В среднем по совокупности | |||
низшая | средняя | высшая | |||
Количество предприятий в группе | 8,33 | ||||
Реал. молока на 1 работника животноводства.(ц.) | 115,76 | 204,73 | 427,76 | 249,42 | |
Удой на 1 корову (ц.) | 25,81 | 24,04 | 35,48 | 28,44 | |
Полная себестоимость производства 1ц. молока (тыс. руб) | 23,06 | 52,41 | 64,64 | 46,70 | |
Трудоёмкость производства 1ц. молока (ч/час) | 10,3 | 12,4 | 4,6 | 9,1 | |
Рентабельность 1ц. молока (%) | 1,65 | 23,40 | 29,27 | 18,11 | |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что всю совокупность предприятий можно разделить на 3 типические группы по количеству реализации молока на 1 работника животноводства:
Предприятия с наивысшим значением показателя — высшая группа. Таких предприятий 7 (28%).Отличается наивысшей рентабельностью, самыми малыми затратами труда на производство, но высоким уровнем себестоимости производства 1ц. молока.
Предприятия средней группы со средним значением группировочного признака. Таких предприятий 8, что составляет 32% от всей совокупности предприятий.
Низшая группа, предусматривающая наименьшее значение признака. В эту группу входит 10 предприятий (40%).
Сравнивая высшую группу предприятий с низшей можно сделать вывод о том, что: значение признака в высшей группе выше на 267% чем в низшей. На это повлияло большее значение показателей в высшей группе, таких как: удой на 1 корову, количество работников животноводства, себестоимость производства 1ц. молока. Но наибольшее количество предприятий имеют низкий показатель уровня реализации молока на 1 работника животноводства.
Глава 2. Экономико-статистический анализ различий в уровне и эффективности производства молока в типических группах предприятий
2.1 Изучение уровня концентрации, размеров производства молока и специализации хозяйств
Таблица 7 — Размеры производства молока в среднем по группам предприятий
Показатели | Себестоимость 1ц молока | Отношение высшей к низшей (%) | |||
низшая | средняя | высшая | |||
Валовая продукция по себестоимости, тыс. руб | 36,02 | ||||
Среднегод. стоимость осн. средств, тыс. руб | 74 476,5 | 324 643,5 | 104,04 | ||
Среднегод. численность работников, чел. | 117,86 | ||||
Площадь с/х угодий, га | 1136,4 | 1625,3 | 1832,2 | 161,23 | |
Поголовье КРС, голов | 330,4 | 362,6 | 962,4 | 291,28 | |
в том числе коров, голов | 70,6 | 157,8 | 474,5 | 672,10 | |
Несмотря на то, что высшая группа включает в себя поголовье коров практически в 6 раз больше, чем низшая, так же на относительно равную площадь с/х угодий и численность работников, но она значительно уступает низшей группе в стоимости валовой продукции по себестоимости (на 63,98%)
Таблица 8 — Степень специализации и концентрации хозяйств
Показатели | низшая | средняя | высшая | высшая к низшей (%) | |
Удельный вес выручки от реализации молока в общей выручке животноводства, % | 7,41 | 12,1 | 40,11 | 541,30 | |
Выход молока на 100га с/х угодий, ц | 171,3 | 212,5 | 662,36 | 386,67 | |
Выход приплода на 100га с/х угодий | 7,31 | 9,82 | 36,38 | 497,67 | |
Уровень товарности молока, % | 52,21 | 87,03 | 90,89 | 174,09 | |
Рентабельность производства 1ц, % | 1,65 | 23,4 | 29,27 | 1 773,94 | |
Поголовье коров | 70,6 | 157,8 | 474,5 | 672,10 | |
Валовой надой, ц | 327,78 | 244,23 | 726,53 | 221,65 | |
Высшая группа предприятий содержит практически в 7 раз выше поголовье коров, чем низшая. На это может влиять и площадь с/х угодий, и фондообеспеченность, отсюда и следует, что высшая группа имеет выше валовой надой, чем низшая (на 121,65%).Обращая внимание на то, что удельный вес выручки от реализации молока в общей выручке животноводства в высшей группе составляет 40,11, что на 441,3% выше, чем в низшей группе, можно сделать вывод о том, что низшая группа имеет более высокую степень специализации хозяйств по производству молока.
концентрация распределение хозяйство молоко производство
2.2 Уровень интенсивности производства молока и связь его с уровнем продуктивности коров, выявление причин различий в производстве молока на 100 га с/х угодий
Таблица 9 — Производство молока, поголовье коров и потребление кормов по типологическим группам
Показатели | Низшая | Средняя | Высшая | Отношение низшей к высшей (%) | |
Валовой надой молока (ц.) | 327,78 | 244,23 | 726,53 | 45,12 | |
Поголовье коров на начало года (кол-во голов) | 70,6 | 157,8 | 474,5 | 672,10 | |
Расход кормов (тыс.руб.): | |||||
в животноводстве (всего) | 182,995 | 15,761 | 135,33 | 135,22 | |
на производство молока | 12,811 | 9,372 | 28,223 | 45,39 | |
Площадь с/х угодий (га) | 1136,4 | 1625,4 | 1832,2 | 104,4 | |
Таблица 10 — Уровень и факторы производства молока по типологическим группам
Показатели | Низшая | Средняя | Высшая | Отношение низшей к высшей (%) | |
На 100 га с/х угодий: | |||||
произведено молока (ц.) | 327,78 | 244,23 | 726,53 | 45,12 | |
поголовье коров на начало года (кол-во голов) | 23,99 | ||||
расход кормов в животноводстве (тыс.руб) | 1,610 | 0,121 | 1,055 | 152,62 | |
расход кормов на производство молока (тыс.руб) | 0,113 | 0,072 | 0,220 | 51,23 | |
Удой от 1 коровы (кг) | 188,09 | ||||
Затраты кормов на 1ц. молока (тыс.руб.) | 0,049 | 0,05 | 0,15 | 338,28 | |
Удельный вес кормов из расхода на производство молока (%) | 7,00 | 59,46 | 20,85 | 33,57 | |
На предприятиях, сходивших в высшую группу, уровень производства молока выше на 54,88% за счёт увеличения поголовья коров на 100 га с/х угодий на 76% при одновременном уменьшении удоя в высшей группе почти в 2 раза. При этом удой от 1 коровы в низшей группе на 88,9% выше, чем в высшей. Для объяснения причин в различных условиях производства молока в высшей и низшей группах, плотности и удое коров необходимо рассмотреть показатели потребления кормов, где:
Объём производства молока = потребление кормов при производстве / затраты кормов на производство 1ц молока.
В свою очередь, потребление кормов может зависеть от обеспеченности кормами и степени специализации предприятий в группах:
Потреблено кормов на производство молока = общий расход кормов в животноводстве * доля кормов, израсходованных на производство молока.
2.3 Характеристика себестоимости 1ц молока и влияние отдельных статей затрат на его уровень
Таблица 11 — Сравнительный анализ себестоимости производства молока (в среднем по группе)
Показатели | Низшая | Высшая | |
Поголовье коров | 70,6 | 474,5 | |
Затраты на молочное стадо (тыс. руб.): | 11 386 | ||
оплата труда | 1281,1 | 4031,8 | |
корма | 3645,5 | ||
содержание осн. средств | 208,6 | 1377,7 | |
прочие | 779,3 | 2 331 | |
Из них отнесено на основную продукцию | 2862,5 | ||
Валовой надой (ц.) | 372,49 | 931,85 | |
Прямые затраты труда (ч./ час) | 35,4 | 62,1 | |
Таблица 12 — Себестоимость, продуктивность и затраты на 1 голову основного стада
Показатели | Низшая | Высшая | Высшая к низшей | |
Себестоимость производства 1 ц молока (руб.) | 768,40 | 712,70 | 92,75 | |
Продуктивность 1 головы (ц) | 25,81 | 35,49 | 137,48 | |
Затраты на 1 голову (руб.) | ||||
Всего | 2194,70 | 3035,40 | 138,30 | |
Из них на основное производство | 1983,70 | 2529,50 | 127,50 | |
Доля затрат на основную продукцию | 90,30 | 83,30 | 92,20 | |
Себестоимость производства 1ц молока в низшей группе выше, чем в высшей на 7,25%, на что влияет уровень затрат на оплату труда, корма, содержание основных средств и прочие затраты. Таким образом доля затрат на основную продукцию в высшей группе составила 83.3%, что на 7,8% ниже доли затрат в низшей группе.
Таблица 13 — Уровень и структура затрат на 1 голову основного стада
Статьи затрат | Статьи затрат к итогу (%) | Затраты на 1 голову, руб. | |||||
низшая | высшая | высшая к низшей, % | низшая | высшая | высшая к низшей, % | ||
Затраты на производство молока, тыс. руб: | |||||||
оплата труда | 40,45 | 35,41 | 87,54 | 539,89 | 1074,83 | ||
корма | 28,35 | 32,01 | 112,91 | 622,19 | 971,63 | 156,12 | |
содержание осн. средств | 6,58 | 12,09 | 183,73 | 144,41 | 366,97 | 256,11 | |
прочие | 24,6 | 20,47 | 83,21 | 539,89 | 621,34 | 115,06 | |
ИТОГ | 2194,7 | 3035,4 | 138,3 | ||||
Уровень затрат на 1 голову основного стада в высшей группе по оплате труда составили 1074,3 тыс. руб, что на 99% больше уровня затрат по оплате труда в низшей группе, так же затраты на содержание кормов в высшей группе больше на 54,12%, на содержание основных средств больше на 156,11%.
Таблица 14 — Изменение себестоимости 1ц молока за счёт статей затрат
Статьи затрат | Затраты на 1ц молока, руб | Изменение затрат, руб | Изм. себестоимости в высшей группе за счёт статей затрат, % | |||
низшая | высшая | руб. | % | |||
Затраты на производство молока: | ||||||
оплата труда | 310,87 | 252,36 | — 58,51 | — 18,22 | — 8,2 | |
корма | 217,84 | 228,13 | 10,29 | 4,72 | 1,44 | |
содержание осн. средств | 50,56 | 86,16 | 35,6 | 70,41 | 4,99 | |
прочие | 189,02 | 145,88 | — 43,14 | — 22,82 | — 3,2 | |
ИТОГ | 768,4 | 712,7 | — 55,7 | — 7,81 | — 7,81 | |
Данная таблица показывает, что значение себестоимости 1ц молока за счёт статей затрат в высшей группе уменьшилось на 7,81%, на что повлияло уменьшение затрат на оплату труда на 8,2%, уменьшение затрат на прочие расходы на 3,2%, однако увеличилась доля затрат на корма (на 1,44%), и затраты на содержание основных средств (на 4,99%)
Таблица 15 — Различия в затратах труда в зависимости от его производительности и оплаты
Показатели | Группы предприятий | Отношение высшей к низшей, % | ||
низшая | высшая | |||
Затраты на оплату труда с отчислениями (руб): | ||||
на 1ц молока (руб) | 310,87 | 252,36 | 81,18 | |
на 1 голову всего (руб) | 539,89 | 1094,83 | 202,79 | |
из них отнесено на молоко (руб) | 487,52 | 895,33 | 183,65 | |
Затраты труда (ч/час) | ||||
на 1ц молока | 9,50 | 4,66 | 49,05 | |
на 1 голову всего | 245,32 | 165,55 | 67,48 | |
из них отнесено на молоко (руб) | 221,52 | 137,90 | 62,25 | |
Оплата труда с отчислениями на 1 чел./час (руб) | 32,70 | 51,15 | 156,42 | |
Продуктивность 1 головы (ц.) | 25,81 | 35,49 | 137,50 | |
Затраты труда могут зависеть от оплаты труда на 1ч/час и продуктивности 1 головы, таким образом продуктивность 1 головы в высшей группе выше на 37,5%, чем в низшей, оплата труда на 1 чел./час в высшей группе выше на 56,42%, чем в низшей что непосредственно влияет на затраты труда.
2.4 Показатели реализации
Проанализируем уровень товарности между низшей и высшей группами предприятий.
Таблица 16 — Уровень товарности
Показатели | Низшая (Уо) | Высшая (У1) | |
Реализовано молока на 100 га с/х угодий, ц | |||
Валовой надой на 100 га с/х угодий, ц | |||
Уровень товарности, % | 52,2% | 90,9% | |
Факторный анализ:
УТо = Ро / ВНо * 100% = 171/327 = 52,2%
УТ усл = Р 1 / ВНо * 100% = 660/327 = 201,8%
УТ 1 = Р 1 / ВН 1 * 100% = 660 / 726 * 100% = 90,9%
УТ = УТ 1 — УТо = 90,9% - 52,2% = 38,7%
УТ р = УТусл — УТ о = 201,8% - 52,2% = 149,6%
УТвн = УТ 1 — УТ усл = 90,9% - 201,8% = -110,9%
Можно отметить, что уровень товарности в высшей группе выше, чем в низшей на 38,7%, в том числе за счёт реализации молока он увеличился на 149,6%, а так же снижении валового надоя на 110,9% по сравнению с низшей группой.
Проанализируем количество выручки на 100га с/х угодий между низшей и высшей группами предприятий.
Таблица 17 — Выручка на 100га с/х угодий
Показатели | Низшая (Уо) | Высшая (У1) | |
Цена реализации 1 ц, руб | 835,6 | ||
Уровень реализации на 100га с/х угодий, ц | 171,3 | 660,3 | |
Выручка на 100га с/х угодий, руб | 76 913,7 | 551 746,6 | |
Факторный анализ:
Во=ЦР о* УРо = 449*171,3 = 76 913,7 руб.
Вусл = ЦР1 * УРо = 835,6 * 171,3 = 143 138,2 руб.
В 1 = ЦР 1 * УР 1 = 835,6 * 660,3 = 551 745,6 руб.
В = В 1 — Во = 551 745,6 — 76 913,7= 474 831,9 руб.
ЦР =ЦР 1 — Цро = 835,6−449 = 386,6 руб.
УР = УР 1 — УРо = 660,3−171,3 = 489 ц.
В цр = ЦР* УР о +? * ЦР *УР = 386,6*171,3+? *386,6*489=83 354,5+94 523,7 = 177 878,2 руб.
В ур = УР * ЦР о +? * ЦР * УР = 489*449+? *386,6*489=219 561+94523,7 = 314 084,7 руб.
Таким образом, выручка на 100га с/х угодий в высшей группе значительно превышает значение низшей (на 474 831,9 руб.). За счёт увеличения цены реализации на 386,6 руб., выручка составила 177 878,2 руб., так же за счёт увеличения уровня реализации на 489ц., выручка увеличилась на 314 084,7 руб.
Проанализируем производственную себестоимость между низшей и высшей группами предприятий.
Таблица 18 — Производственная себестоимость
Показатели | Низшая (Уо) | Высшая (У1) | |
Себестоимость молока, тыс. руб. | |||
Валовой надой, ц. | |||
Производственная себестоимость, руб. | 363,5 | 708,1 | |
Факторный анализ:
ПСо = Со / ВНо = 13 541 / 37 249*1000 = 363,5 руб.
ПСусл = С1 / ВНо = 66 416 / 37 249*1000 = 1783 руб.
ПС 1 = С 1 / ВН 1 * 1000= 66 416 / 93 185 * 1000 = 708,1 руб.
ПС = ПС 1 — ПСо — 708,1−363,5 = 344,6 руб.
ПСс = ПС усл — ПСо = 1783 — 363,5 = 1419,5 руб.
ПСвн = ПС 1 — ПСусл = 708,1 — 1783 = - 1074,9 руб.
Можно сделать вывод о том, что производственная себестоимость в высшей группе больше производственной себестоимости низшей на 344,6 руб., в том числе за счёт увеличения себестоимости молока она увеличилась в высшей группе на 1479,5 руб., но за счёт увеличении валового надоя, производственная себестоимость высшей группы сократилась на 1074,9 руб.
2.5 Расчет размера прибыли от реализации молока
Рассчитаем размер прибыли от реализации молока на 100га с/х угодий и выявим причины различия в их уровне в двух типологических группах.
Таблица 19 — Размер прибыли от реализации молока
Показатели | Низшая (Уо) | Высшая (У1) | |
Реализация молока на 100га с/х угодий, ц | 171,3 | 660,3 | |
Цена реализации 1ц, руб | 835,6 | ||
Себестоимость, руб | 363,5 | 708,1 | |
Прибыль, руб | 14 646,1 | 84 188,2 | |
Факторный анализ:
П о = Ко (Цо — Со) = 171,3*(449−363,5) = 14 646,1 руб.
П 1 = К 1 (Ц 1 — С 1) = 660,3* (835,6−708,1) = 84 188,2 руб.
П = П 1 — По = 84 188,2−14 646,1 = 69 542,1 руб.
К = К 1 — К о = 660,3−171,3 = 489 ц.
Ц = Ц 1 — К о = 835,6−449 = 386,6 руб.
С = С 1 — С о = 708,1−363,5 = 344,6 руб.
П к = К (Ц о — С о) = 489 * (449−363,5) = 41 809,5 руб.
П ц = К 1 * Ц = 660,3* 386,6 = 255 271,9 руб.
П с = К 1 * (- С)= 660,3*(- 344,6) = - 227 539,3 руб.
Размер прибыли от реализации молока зависит прежде всего от цены реализации и затрат на его производство, т е себестоимости. Прибыль от реализации в высшей группе на 69 542,1 руб. больше прибыли предприятий низшей группы. На это могло повлиять изменение количества реализации молока на 100га с/х угодий, что привело к увеличению прибыли в высшей группе на 41 809,5 руб., изменение цены реализации, что так же положительно отразилось на прибыли, и уменьшение прибыли на 227 539,3 руб. за счёт изменения себестоимости на 344,6 руб.
Глава 3. Анализ взаимосвязи между результативным и факторными показателями
3.1 Комбинационная группировка
Комбинационная группировка позволяет оценить влияние двух факторных признаков на результативный. С учётом имеющейся информации можно отобрать факторные признаки, оказывающие влияние на результат.
Факторами, влияющими на реализацию молока на 1 работника животноводства являются обеспеченность рабочей силой и уровень кормления коров. Поскольку совокупность небольшая, то при проведении комбинационной группировки целесообразно выделить по первому группировочному признаку 3 группы, а в каждой группе — 2 подгруппы по второму группировочному признаку.
Первый группировочный признак — обеспеченность работниками на 100га с/х угодий.
Второй группировочный признак — уровень кормления на 1 голову молочного стада.
Результативный признак — реализация молока на 1 работника животноводства.
Последовательность группировки:
Строится ранжированный ряд по первому группировочному признаку и выделяется три интервальные группы соотношением 30/40/30%.
Таблица 20 — Ранжированный ряд
№ | Признак | № | Признак | № | Признак | |
0,54 | 0,86 | 1,73 | ||||
0,54 | 0,88 | 1,76 | ||||
0,56 | 0,90 | 1,92 | ||||
0,65 | 0,97 | 2,11 | ||||
0,68 | 1,00 | 2,14 | ||||
0,71 | 1,00 | 2,51 | ||||
0,81 | 1,11 | 3,58 | ||||
1,19 | ||||||
1,25 | ||||||
1,33 | ||||||
1,50 | ||||||
Проранжируем каждую группу по второму группировочному признаку и выделим в каждой группе по две подгруппы.
Таблица 21 — Ранжир каждой группы
1 группа | 2 группа | 3 группа | ||||
№ | Признак | № | Признак | № | Признак | |
3,72 | 2,78 | 2,88 | ||||
4,47 | 3,10 | 3,47 | ||||
5,96 | 3,76 | |||||
6,90 | 5,18 | 6,50 | ||||
5,42 | 6,66 | |||||
7,08 | 5,96 | 6,82 | ||||
7,92 | 12,36 | |||||
10,42 | 7,18 | 14,91 | ||||
7,48 | ||||||
7,55 | ||||||
11,03 | ||||||
15,63 | ||||||
По выделенным группам и подгруппам проведем сводку данных.
Таблица 22 — Сводка данных
Группы по обеспеченности работниками | Подгруппы по уровню кормления | Число хозяйств | Числ. работников животн. | Площадь с/х угодий (га) | Затраты кормов (тыс. руб.) | Среднегод. поголовье коров | |
0,54 — 0,82 | а) до 7 | ||||||
б) свыше 7 | |||||||
Итого по 1 группе | |||||||
0,83 — 1,51 | а) до 6 | ||||||
б) свыше 6 | |||||||
Итого по2 группе | |||||||
1,52 — 3,60 | а) до 6 | ||||||
б) свыше 6 | |||||||
Итого по 3 группе | |||||||
Всего | |||||||
Большинство площади с/х угодий приходится на первую группу, которая включает в себя 7 предприятий. Лидером по среднегодовому поголовью коров является третья группа, в связи с чем и связано наибольшие затраты на корма и численность работников животноводства.
Таблица 23 — Реализация молока на 1 работника животноводства в зависимости от уровня кормления на 1 голову молочного стада и обеспеченности работниками на 100га с/х угодий
Группы по обеспеченности работниками | Подгруппы по уровню кормления | Реал. молока на 1 раб. животн.(ц) | Обеспеченность работниками на 100га | Уровень кормления на 1 голову (Ц) | |
0,54 — 0,82 | а) до 7 | 413,0 | 0,57 | 6,80 | |
б) свыше 7 | 387,6 | 0,77 | 7,21 | ||
Итого по 1 группе | 800,6 | 0,62 | 6,91 | ||
0,83 — 1,51 | а) до 6 | 1218,4 | 1,04 | 4,58 | |
б) свыше 6 | 1386,1 | 1,16 | 11,68 | ||
Итого по2 группе | 2604,5 | 1,11 | 8,84 | ||
1,52 — 3,60 | а) до 6 | 500,2 | 2,28 | 3,18 | |
б) свыше 6 | 2336,4 | 2,17 | 11,67 | ||
Итого по 3 группе | 2836,6 | 2,18 | 10,88 | ||
Всего | 6241,7 | 1,25 | 9,31 | ||
Таким образом можно отметить что при увеличении уровня кормления животных увеличивается и количество реализованного молока на 1 работника животноводства, и наоборот, при уменьшении количества работников животноводства так же наблюдается увеличение количества реализованного молока на 1 работника.
3.2 Корреляционный анализ
Корреляционный анализ используется в курсовой работе для оценки количественных взаимосвязей между результативным и факторными признаками. Корреляционный анализ является логическим продолжением комбинационной группировки. Группировка позволяет установить наличие связи меду признаками, — корреляционный анализ — измерить эту связь. Поэтому в курсовой работе сначала проводится комбинационная группировка, а затем уже решается уравнение множественной регрессии
Регрессионная статистика | ||
Множественный R | 0,633 692 207 | |
R-квадрат | 0,401 565 814 | |
Нормированный R-квадрат | 0,347 162 706 | |
Стандартная ошибка | 137,704 373 | |
Наблюдения | ||
Теснота связи между признаками оценивается с помощью коэффициентов множественной корреляции ®. Коэффициент корреляции R позволяет оценить тесноту связи между признаками, при этом применяются следующие оценочные градации:
Таблица 24 — Теснота связи между признаками
Значение коэффициента корреляции | Характер связи | |
до 0,3 | очень слабая | |
0,3 — 0,5 | слабая | |
0,5 — 0,7 | умеренная | |
0,7 — 1,0 | сильная | |
Таким образом можно сделать вывод о том, что связь между количеством реализации молока на 1 работника животноводства, на которое влияют два фактора — обеспеченность работниками на 100га с/х угодий и уровень кормления на 1 голову — умеренная.
Глава 4. Анализ динамических рядов
Имеются данные о площади посева овощей открытого грунта во всех категориях хозяйств России за 10 лет. (тыс.га).
Таблица 25 — Площадь посева овощей открытого грунта.
Годы | 1998 (0) | 1999 (1) | 2000 (2) | 2001 (3) | 2002 (4) | 2003 (5) | 2004 (6) | 2005 (7) | 2006 (8) | |
Значения | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,3 | |
Ряд статистических показателей, характеризующих состояние и изменение явлений во времени, называют рядом динамики или динамическим рядом. Он может быть представлен абсолютными, средними или относительными показателями, величины которых являются уровнями ряда динамики.
Различают моментные и интервальные уровни ряда динамики, соответственно моментные и интервальные динамические ряды. Моментные уровни отражают размер изучаемых явлений на определенную дату или момент времени и применяются в первую очередь для характеристики условий и размера факторов производства Интервальные уровни характеризуют размеры явлений за определенный промежуток времени: год, месяц, декаду и т. д. Такого рода рядами отражаются обычно итоги различных процессов за отрезок времени.
Для характеристики направления и интенсивности изменения изучаемого явления во времени уровни динамического ряда сопоставляют и получают систему, выражающую все возможные показатели уровней ряда и производных от них: абсолютный прирост, коэффициент роста, процент (темп) прироста, значение 1% прироста.
Абсолютный прирост, А представляет собой разность между двумя исходными уровнями, один из которых рассматривается как отчетная, оцениваемая величина, а другой принят за базу сравнения. Если обозначить уровни динамического ряда как Уо, Уi, У2… У, можно определить абсолютные приросты:
а) цепные А1 = у1- уо; А2 = у2 — у1… Аn = уn — уn-1, когда за базу сравнения берут каждый предыдущий уровень;
б) базисныеА1=у1-у0;А2=у2-у0…Аn=уn-у0, если для сравнения в качестве базы берется один исходный уровень Уо.
Коэффициент роста К выражает отношения между собой двух уровней ряда — отчетного и базисного. Цепные коэффициенты рассчитываются по общей формуле, а базисные ;
Коэффициент роста с базой, приравненной к 1, показывает, во сколько раз изменился отчетный уровень по сравнению с базисным. Если коэффициент роста выразить в процентах, получим темп прироста.
Темп (процент) прироста Т есть отношение цепного абсолютного прироста А1 к предыдущему уровню уi-1, %:
Цепные темпы роста К и прироста Т, рассчитывают по отношению к меняющемуся предыдущему уровню ряда, каждый раз приравниваемому к 100%, поэтому они несопоставимы.
В связи с этим рассчитывается значение 1% прироста П. как отношение абсолютного прироста А1 к проценту прироста за тот же период:
Рассчитаем и проанализируем показатели ряда динамики.
Таблица 26 — Показатели динамики
Показатели | Символ | Годы (i) | ||||||||||
1998 (0) | 1999 (1) | 2000 (2) | 2001 (3) | 2002 (4) | 2003 (5) | 2004 (6) | 2005 (7) | 2006 (8) | 2007 (9) | |||
Уровень динамического ряда | Yi | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,3 | 0,3 | |
Абсолютный прирост цепной | Ai | ; | 0,1 | — 0,2 | — 0,1 | 0,1 | ||||||
базисный | 0,1 | 0,1 | — 0,1 | — 0,1 | — 0,1 | — 0,1 | — 0,2 | — 0,1 | — 0,1 | |||
Коэффициент роста цепной | Ki | ; | 1,25 | 0,6 | 0,67 | 1,5 | ||||||
базисный | 1,25 | 1,25 | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 0,5 | 0,75 | 0,75 | |||
Темп прироста (%) цепной | Ti | ; | 0% | — 40 | — 33,33 | |||||||
базисный | — 50 | — 25 | ||||||||||
Значение 1% прироста | Пi | ; | 0,004 | 0,005 | 0,005 | 0,003 | 0,003 | 0,003 | 0,003 | 0,002 | 0,003 | |
Средний уровень ряда с равными интервалами, как в рассматриваемой задаче, определяется как средняя арифметическая простая: где п + 1 — общее число уровней ряда, включая базисный уровень у0.
Средний уровень = 3,4 / 11=0,30
Средний абсолютный прирост для интервальных и моментных рядов с равными промежутками времени устанавливается по формуле
Средний абсолютный прирост = (0,3−0,4) / 9= -0,011
Средний коэффициент роста необходимо рассчитывать как среднюю геометрическую из цепных коэффициентов роста К по формуле:
Средний темп ежегодного прироста рассчитывается как разность между средним темпом роста и базисным уровнем, равным 100%, то есть Т=К*100−100 или Т= (К-1)*100% = (0,63−1)*100 = -93,7%
Таким образом, стоит отметить, что площадь посева овощей открытого грунта практически с каждым годом уменьшается. Об этом свидетельствует отрицательное значение среднего прироста и темпа прироста.
Далее проведём выравнивание динамического ряда по среднему абсолютному приросту и среднему коэффициенту роста.
Таблица 27 — Фактические и выровненные уровни
Годы | Фактический уровень (га) | Порядковый номер года | Выровненный уровень | ||||
По среднему абсолютному приросту | По среднему коэффициенту роста | ||||||
Уi | t | Yi | отклонение | Yt | отклонение | ||
0,4 | 0,4 | 0,4 | |||||
0,5 | 0,39 | 0,11 | 0,38 | 0,12 | |||
0,5 | 0,38 | 0,12 | 0,37 | 0,13 | |||
0,3 | 0,37 | 0,07 | 0,35 | 0,05 | |||
0,3 | 0,36 | 0,06 | 0,34 | 0,04 | |||
0,3 | 0,35 | 0,05 | 0,33 | 0,03 | |||
0,3 | 0,34 | 0,04 | 0,31 | 0,01 | |||
0,2 | 0,33 | 0,13 | 0,30 | 0,1 | |||
0,3 | 0,32 | 0,02 | 0,29 | 0,01 | |||
0,3 | 0,31 | 0,01 | 0,28 | 0,02 | |||
ИТОГО | 3,4 | ; | 3,55 | 4% | 3,35 | 1,5% | |
Для наглядности изменения фактического и выровненного уровня составим график по среднему коэффициенту роста.
Рис. 3
Сравнивая фактический и выровненный уровень показателей можно отметить, что в 2005 году спад был наиболее сильным по сравнению с коэффициентом роста, а в 1999 и 2000 году наблюдалось наибольшее значение площади посева овощей открытого грунта в России. В целом, общий объём явления отличается на 1,5%. Отклонение по среднему абсолютному приросту больше на 2,5%, чем по среднему коэффициенту роста, следовательно средний коэффициент роста наиболее точнее отражает динамику площади посевов овощей открытого грунта.
Заключение
В данной курсовой работе были исследованы 25 предприятий Смоленской области, их эффективность деятельности и экономическое состояние на 2007 год. В процессе анализа были установлены различия между предприятиями по группировочному признаку: реализации молока на 1 работника животноводства. Естественно, показатели различны, так как каждое предприятие имеет свою определённую земельную площадь, количество работников животноводства, поголовье коров и основные фонды, которые непосредственно участвуют в процессе деятельности организации. Некоторые организации имеют отрицательное значение показателя рентабельности, что говорит о неэффективном производстве их деятельности, то есть убыточности, на что могло повлиять неправильное использование своих основных средств и фондов. Этот показатель очень важен для принятия текущих и стратегических решений По значению группировочного признака предприятия были сгруппированы в низшую, среднюю и высшую группы. Это позволяет более всесторонне рассмотреть совокупность хозяйств по разным показателям эффективности их деятельности. Высшая группа отличается наивысшей рентабельностью, самыми малыми затратами труда на производство, но высоким уровнем себестоимости производства 1ц. молока по сравнению со средней и низшей.
Как показал корреляционный анализ, на количество реализации молока на 1 работника животноводства в значительной степени влияют значения обеспеченности работниками животноводства на 100га с/х угодий и уровень кормления на 1 голову (что влияет валовой надой молока от одной головы).
Оценивая специализацию хозяйств, можно отметить, что предприятия высшей группы имеют более высокий удельный вес реализации молока во всей продукции животноводства.
1. Зинченко А. П., Шибалкин А. Е., Тарасова О. Б. и др. Практикум по статистике / Под ред. Зинченко А. П. — М.: КолосС, 2007.
2. Зинченко А. П. Сельскохозяйственные предприятия: экономико-статистический анализ. — М.: Финансы и статистика, 2002.
3. Зинченко А. П. Статистика. — М.: КолосС, 2007.
4. Зинченко А. П. Методические указания к курсовым проектам по сельскохозяйственной статистике. — М.: МСХА, 2005.
5. Статистический словарь. — М.: Финстатинформ, 1996.
6. Гончарова Н. З. Рабочая тетрадь для практических занятий по статистике. — Смоленск, 2005.
7. Годовые отчёты предприятий Смоленской области за 2007 год.