Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Использование лизинга для ускорения инвестиционных процессов в российской экономике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Позитивные возможности лизинга как ускорителя инвестиционных процессов и тенденций обновления российской экономики в целом реализуемы лишь при условии целостной государственной политики поддержки отечественного лизинга, что, по нашему мнению, никак не противоречит общим установкам политики «дерегулирования». Как показывает зарубежная практика, особенно, анализ опыта стран с переходной экономикой… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Лизинг и возможности ускорения инвестиционных процессов в российской экономике
    • 1. 1. Инвестиционные потребности и перспективы российской экономики
    • 1. 2. Сущность и виды современного лизинга
    • 1. 3. Преимущества лизинга как формы организации инвестиционного процесса
  • Глава II. Рынок лизинговых услуг в России и за рубежом: основные тенденции развития
    • 2. 1. Состояние рынка лизинговых услуг в российской экономике: общие и отраслевые проблемы
    • 2. 2. Современный опыт лизинговых форм инвестиционного процесса за рубежом
  • Глава III. Управление лизинговыми операциями и их правовое регулирование
    • 3. 1. Особенности организации и управления в сфере лизингового бизнеса
    • 3. 2. Методика выявления конкурентных преимуществ лизинга для конкретных инвестиционных проектов
    • 3. 3. Совершенствование законодательного обеспечения лизинговых услуг российским инвесторам

Использование лизинга для ускорения инвестиционных процессов в российской экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данная диссертационная работа посвящена обоснованию перспектив лизинга как формы активизации инвестиционных процессов в российской экономикеразработке методологии изучения и прогнозирования развития рынка лизинговых услуганализу факторов, обеспечивающих расширение доступа всех категорий предприятий к ресурсам лизинга, в том числе, за счет расширения источников финансирования и снижения рисков лизинговых операций. Работа обращена к обоснованию методических подходов, позволяющих выявить преимущества лизинга как формы реализации конкретных инвестиционных проектов. Существенно важным здесь представляется обосновать возможные пути достижения более высокой ступени управления лизинговыми проектами, в том числе, на основе баланса интересов всех участников лизинговых сделок. Чем был мотивирован такой выбор темы диссертационного исследования?

Тенденции оживления российской экономики на рубеже нового века убедительно подтверждают тот факт, что только дальнейшая активизация инвестиционных процессов может вывести ее на путь стабильного, долговременного развития, а отсюда — создать возможности последовательного решения задач социального характера. В последние 2−3 года инвестиционная ситуация в экономике позитивно изменилась, однако эти улучшения не носят пока устойчивого характера. Ситуация в инвестиционной сфере по-прежнему характеризуется значительным кругом проблем отраслевого, регионального, институционального и даже чисто инструментального характера.

Так, отраслевая структура инвестиций характеризуется сильным перекосом в пользу добывающего комплекса и некоторых отраслей пищевой промышленности, тогда как «инвестиционная доля» машиностроения и других отраслей, способных обеспечить инновационное обновление российской экономики и повышение конкурентоспособности отечественной продукции, пока еще крайне мала. Крайне низка инвестиционная активность субъектов малого и среднего предпринимательства. В «воспроизводственном» аспекте сохраняется преобладающая роль инвестиций, обеспечивающих известную степень модернизации действующих производств (и в значительно меньшей мере — создания новых), но в основном инвестиций, связанных с переносом в страну уже достаточного устоявшегося, особенно за рубежом, технологического уровня. Такая инвестиционная политика явно не обеспечивает российской экономике лидирующих позиций хотя бы в ряде ключевых отраслей производства.

При этом производителями и потенциальными инвесторами плохо востре-буются отечественные разработки и инновации. Чаще всего это происходит не из-за косности отечественных инвесторов, а потому, что авторы разработок не имеют достаточных средств для их доведения до уровня конкурентоспособных инвестиционных проектов, а инвесторы — для их адекватного финансирования, хотя и здесь ситуация не остается неизменной. Наконец, существенной проблемой инвестиционного процесса выступает высокая степень дифференциации инвестиционной ситуации и инвестиционного климата в различных регионах России1.

Иногда эту ситуацию характеризуют как «инвестиционный голод». Это верно в воспроизводственном смысле (т.е. фактические объемы инвестиций в ряде отраслей не обеспечивают даже простого воспроизводства основного капитала, не говоря уже о минимально необходимых темпах его расширения и инновационного обновления). Вместе с тем, это положение неверно в общем ресурсном плане, т.к. абсолютной нехватке инвестиций уже сегодня противостоит избыток финансовых накоплений (включая и таковые, находящиеся в теневом секторе экономики). Этот избыток потенциальных инвестиционных ресурсов обозначается только относительно возможностей их эффективного помещения в национальном «инвестиционном поле». Вот почему более правильно определить ны.

1 Сказанное касается и территориальной локализации лизинговых операций. По имеющимся оценкам, в Европейской части России сосредоточено 78% общего числа компаний, на Урале и Западной Сибири — 15%, в Восточной Сибири, Дальневосточном экономическом районе — 7%. Такое соотношение на протяжении ряда лет остается приблизительно постоянным. нешнюю ситуацию в российской экономике как стагнацию или неадекватность инвестиционного спроса, проявлением чего является отсутствие достаточных стимулов формирования и реализации этого спроса, необходимость совершенствования экономико-правовых механизмов и практических инструментов инвестиционного процесса, а также его адекватного предметного «насыщения» системой современных средств производства.

Все это говорит о нерешенности широкого круга институциональных, правовых и инструментальных проблем инвестиционного процесса, как и в целом — об относительной неустойчивости и даже неразвитости механизмов, обеспечивающих тенденции стабилизации и инвестиционного подъема российской экономики. Закрепление позитивных тенденций в инвестиционной сфере требует не только более последовательной государственной защиты прав и интересов собственников и инвесторов, но и более широких и гибких возможностей для инвесторов по выбору конкретных механизмов реализации своих инвестиционных планов.

Разумеется, решение всего круга сформулированных выше задач вывода российской экономики во всех ее отраслевых и территориальных составляющих на тренд устойчивого инвестиционного подъема требует комплексного подхода. Однако в этом алгоритме формирования новой инвестиционной политики и даже стратегии для России есть и известные «блоковые» составляющие, которые могут рассматриваться как вполне самостоятельные задачи научных исследований и практических разработок. Один из таких блоков — развитие «инструментального» аппарата инвестиционного процесса, т. е. тех экономических и организационно-правовых форм, через которые или при посредстве которых капитальные ресурсы непосредственно и при минимизации стартовых финансовых затрат поступают в распоряжение конкретных инвесторов. Одним из таких перспективных инструментов или каналов инвестиционного процесса является форма лизинга.

Лизинг сегодня сформировался как новая и перспективная система инвестиционного финансирования, в которой задействованы арендные отношения, элементы кредитного финансирования, расчеты по долговым обязательствам и прочие финансовые механизмы. Лизинг позволяет начать работу предпринимателю с минимальным стартовым капиталом и при этом сразу приблизиться к передовым рубежам производства, обслуживания и пр. В 2002 г. в мире при помощи лизинга было профинансировано сделок с новым оборудованием, машинами и механизмами на сумму свыше 400 млрд долл. Только в США ежегодный суммарный объем лизинговых сделок равен примерно 240 миллиардам долларов. При этом во многих отраслях экономики этой страны лизинг превратился в основной инструмент поступления инвестиционных ресурсов в производство. В целом же, доля лизинга составляет в развитых странах 40−50% вложений в основной капитал. Таким образом, лизинг стал крупным хозяйственным явлением, оказывающим существенное воздействие на инвестиционный процесс и экономический рост стран современного мира.

Есть в этом смысле определенные позитивные подвижки в России, где постепенно формируется рынок лизинговых услуг, механизмы их финансирования, институциональная и правовая среда лизинговых операций. Например, по имеющимся оценкам, объем лизинговых сделок за 2003 год возрос на 76%, что значительно (почти вдвое) превышает темпы прироста величины инвестиционных ресурсов, привлеченных предприятиями за счет банковских кредитов, облигационных займов и пр. Другими словами, лизинг уже сегодня является ныне наиболее динамично развивающимся инвестиционным инструментом в экономике России.

Вместе с тем, движущие механизмы лизинга в российских условиях не просто активизируются. Они, несомненно, эволюционизируют, и характер этой эволюции играет ключевое значение в понимании как потенциальной роли лизинга в активизации инвестиционных процессов в российской экономике, так и тех условий, при которых эта роль может быть полностью и эффективно реализована. Суть этой эволюции — переход от выбора лизинга лишь в связи нехваткой средств у инвесторов к такой мотивации на основе сопоставительного «конкурентного» анализа различных форм организации инвестиционного процесса, при которой обнаруживается комплекс преимуществ лизинга, прежде всего, для инвесторов, вкладывающих средства в реальный сектор российской экономики. Позитивный характер перспектив лизинга в России обуславливается нами и существенным продвижением институционального обеспечения этой формы хозяйственных отношений в виде уже сотен действующих лизинговых компаний, обладающих ныне уже значительным опытом управления лизинговыми операциями, оценки инвестиционных проектов, организации взаимодействия с поставщиками и лизингополучателями и пр.

Вместе с тем, далеко не все имеющиеся позитивные предпосылки расширения сферы применения лизинговых отношений в достаточной мере реализуются сейчас в развитии российского бизнеса. Последние изменения в налоговом законодательстве (в частности, по налогу на прибыль) существенно «размыли» ранее действовавшие общие налоговые стимулы инвестиционного процесса. Не удается довести до логической завершенности вопрос о законодательном регулировании лизинговых операций с необходимой мерой защиты интересов всех участников лизинговой сделки. В результате, развитие лизинга в России никак не соответствует огромным потенциям этой современной формы организации инвестиционного процесса. В 2003 году при общей опережающей динамике доля лизинга составила всего 4,3% инвестиций в основной капитал российской экономики. Ныне на долю России приходится всего лишь 0,28% общего объема лизинговых операций пятидесяти ведущих стран мира (25-е место в мире по объему лизинговых сделок). У Германии ФРГ этот показатель равен 4,7%, у Японии -1518%, на США приходится почти половина всего объема лизинговых сделок.

Во многом отставание России в плане развития лизинговых механизмов обеспечения инвестиционного процесса связано со структурными особенностями ее экономики. Действительно, в российской экономике пока не получают должного развития те высокотехнологичные отрасли, где позиции лизинга, в том числе, и сообразно мировому опыту, носят наиболее перспективный характер. Однако надо иметь в виду, что в современных условиях использование механизмов лизинга не характеризуется каким-то устойчивыми «нишами» в плане отраслевой ориентации лизингополучателей, по степени доходности тех или иных производств и пр. В принципе, лизинг показал достаточно высокую степень адаптации к различным сферам экономики, условиям хозяйствования и самому широкому кругу инвестиционных объектов. Однако эти преимущества лизинга еще не в полной мере работают на подъем российской экономики с учетом ее сегодняшних реалий. Причины этой ситуации и возможности ее преодоления нуждаются в серьезном анализе, составляют самостоятельный и актуальный срез научных и прикладных исследований.

Нельзя сказать, что проблемы развитие лизинга, лизингового обслуживания различных категорий предприятий, а также финансирования лизинговых операций обойдены вниманием нашей экономической науки. Как раз наоборот — эта проблема широко и всесторонне обсуждалась и обсуждается. В ходе этого обсуждения выявились принципиально различные точки зрения по данному вопросу. По нашему мнению, любые крайности в оценке перспектив развития лизинговых отношений в российской экономике едва ли оправданы. С одной стороны, нельзя не признать, что структурные особенности российской экономики (преобладающая роль сырьевых отраслей, в том числе, в инвестиционном процессе) и другие негативные факторы, действительно, существенно ограничивают возможности применения лизинга. С другой стороны, даже в этих условиях потенциальные ниши активизации инвестиционного процесса за счет лизинговых услуг далеко не восполнены.

Все сказанное выше говорит о возможности и необходимости усиления позиций лизинга в процессе становления российского предпринимательства, инвестирования и накопления частного капитала. Важное значение в решении этой задачи способно сыграть последовательное совершенствование системы хозяйственных взаимоотношений, складывающихся в процессе лизинговых операций (поставщик — лизинговая компания — банк — потребитель лизинговых услуг) и законодательного регулирования рынка лизинговых услуг. Другими словами, в настоящее время складывается существенная необходимость в разработке — на основе широкого использования механизмов лизинга — качественно новой модели инвестиционного финансирования российского предпринимательства, отвечающей задаче формирования целостной предпринимательской среды российской экономики и опирающейся на тесное взаимодействие ее финансового и нефинансового секторов.

Предметом исследования в диссертации выступают конкретные экономические условия и организационные механизмы, обеспечивающие использование возможностей и разносторонних преимуществ лизинга для активизации инвестиционной активности российских предприятий.

Цель исследования — разработка методологии анализа и прогнозирования развития рынка лизинговых услуганализ факторов, обеспечивающих расширение доступа всех категорий предприятий к ресурсам лизинга в целях активизации их инвестиционного спроса, в том числе, за счет расширения источников финансирования и снижения рисков лизинговых операцийобоснование методических подходов, позволяющих выявить преимущества лизинга как формы реализации конкретных инвестиционных проектов, в частности, путем достижения качественно более высокой ступени управления лизинговыми проектами и обеспечение баланса интересов всех участников лизинговых сделок.

Для реализации указанной цели исследования решались следующие задачи: а) теоретико-методологического плана', теоретический анализ и обобщение изменений в системе лизинговых отношений с выявлением форм и инструментов этих отношений, наиболее перспективных для различных категорий субъектов российского предпринимательстваисследование специфических особенностей, характеризующих в современных условиях «включение» различных предприятий в сферу лизинговых отношенийанализ путей совершенствования управления в сфере лизинга, в частности, особенностей рисков лизинговых операцийизучение необходимых рамок привлечения фактора государственной поддержки для широкого распространения услуг лизинга в российской экономике при активном содействии со стороны институтов банковской системы. б) научно-практического плана: разработка механизмов практического привлечения различных категорий предприятий к сфере лизинговых услугвнесение рекомендаций по управлению оказанием лизинговых услуг и рисками в сфере лизингаразвитие методических основ анализа инвестиционных проектов с привлечением лизингавнесение рекомендаций по оптимальному привлечению факторов государственной поддержки в сферу отношений лизинговых компаний, банков и субъектов предпринимательстваиспользование в российских условиях позитивного опыта развития лизинговых отношений за рубежом.

Степень научной разработанности проблем, составляющих предмет исследования, отмечена с одной стороны — значительным числом научных и практических работ по данной тематике. С другой стороны, очевидно наличие многих нерешенных проблем теоретико-методологического и научно-практического плана, что связано с возросшей степенью зрелости и ресурсных возможностей российского бизнеса, новыми задачами и перспективами в формировании его инвестиционных потребностей и их финансового обеспечения, в т. ч. и через механизмы лизинга. В рамках уже имеющих научных заделов, прежде всего, необходимо выделить целое направление научных исследований, которое ведет анализ развития общей предпринимательской среды в России. В этой связи с этим необходимо назвать имена таких авторов, как A.B. Авилова, А. М. Азимов, А.И.АрхиповГ.В. Баткилина, А. О. Блинов, Е. М. Бухвальд, A.B. Виленский, М. И Гельвановский, Т. Г. Долгопятова, И.Н. Евсеева-Боева, В. Ш. Каганов, JL Колесникова, H.A. Ксенофонтова, М. ГЛапуста, Н. П. Лушина, О. Макарова, Б.З. Миль-нер, А. В. Орлов, A. J1. Пэрн, В. В. Радаев, И. И. Разумнова, Т. К. Савельева, А. Г. Цыганов, А. Ю. Чепуренко, А. Шулус, Е. Г. Ясин и др.

Важные теоретические и научно-практические заделы накоплены нашей и зарубежной экономической наукой в таком направлении как стратегия инвестиционной политики и развитие лизинговых отношений. В связи с этим направлением исследований необходимо назвать имена таких авторов, как А. Белоусов, В. Д. Газман, С.Ю.ГлазьевВ.А.Горемыкин, А. Лифшиц, Я. Б. Кваша, В. В. Комаров, В. П. Логинов, А. Мишин, А. Г. Мовсесян, С. Нечитайлов, H.A. Новицкий, Ю. А. Ровенский, Ю. И. Соколов, И. В. Тихомирова, Я. Уринсон, А. А. Федотов, В. П. Хорошильцев, А. Т. Юсупова и других.

Однако проведенные исследования не позволяют говорить о наличии сегодня современной, развернутой концепции формирования и реализации инвестиционной активности российских предприятий через их вовлечение в сферу операций лизинга, включая необходимые меры государственного регулирования и поддержки. Лизинговые компании все еще нуждаются в методических и практических разработках по анализу и прогнозированию инвестиционного спроса, а также по оценке конкретных инвестиционных проектов, поступающих в лизинговые компании от хозяйствованияпо организации управления и финансирования этих операций, включая лизинг для малого бизнеса. Особенно очевидно отсутствие подобного рода научных и практических разработок, выполненных именно для условий завершения реформационных процессов, оживления российской экономики и ее инвестиционного сектора.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили работы российских и зарубежных экономистов, посвященные закономерностям переходных процессов в современной экономике, особенностям инвестиционной политики различных категорий субъектов предпринимательствапо теории и методологии инвестиционного проектирования и финансированияпо теории рисковпо теории и методологии государственной поддержки инвестиций и предпринимательства. Методологически в решении данного круга научных и научно-практических проблем работа идет как от процессов, характеризующих специфику среды российского предпринимательства, развития институтов лизинга и банковской сферы, а также от эволюции форм, методов и приоритетов государственного регулирования и поддержки лизинговых операций.

Фактическую основу работы составили данные статистики инвестиционного процесса в российской экономикеконкретные материалы, полученные при изучении деятельности лизинговых компаний России, Ассоциации лизинговых компаний «Промсвязьлизинг», в том числе, методические материалы по оценке инвестиционных проектов, разработанные и реализованные на практике при личном участии автора.

Научная новизна диссертационной работы характеризуется тем, что в ней: выявлены особенности нынешней стадии инвестиционного процесса в российской экономике, а также экономические мотивации, подчеркивающие растущее значение лизинга для реализации проектов российских инвесторовопределены основные факторы, регулирующие роль, а также преимущества лизинга как формы осуществления инвестиционного процессаобобщены причины, сдерживающие дальнейшее развитие лизинга и ограничивающие его доступность для различных категорий российских инвесторов, включая субъектов малого и среднего предпринимательстваисследованы перспективы развития рынка лизинговых услуг в российской экономике, в частности, по сектору лизинга телекоммуникационного оборудованиясформулированы методические подходы к оценке инвестиционных проектов с выявлением комплекса сравнительных преимуществ лизинговой формы их инвестированияопределены теоретические и методологические подходы, связанные с выявлением, классификацией и оценкой рисков лизинговых операций, с управлением этими рисками, а также с мерами их снижения (компенсации), в т. ч., с использованием мер государственной поддержки развития лизинга.

Практическая значимость результатов диссертационной работы определяется тем, что в ней автором: разработаны рекомендации по совершенствованию организации лизинговых отношений в российской экономике в связи с задачами стимулирования инвестиций и улучшения инвестиционного климата в стране (например, по развитию форм и инструментов лизинговых отношений) — даны рекомендации по совершенствованию управлению деятельностью лизинговых компаний, в частности, по финансовой и маркетинговой проработке инвестиционных проектовдано обоснование целесообразных рамок и форм привлечения факторов государственной поддержки для более широкого вовлечения всего круга российских предприятий (в том числе, малых предприятий) в сферу лизинговых отношенийвнесены предложения по совершенствованию лизинговых отношений в российской экономике, а также по их законодательно правовому регулированиюдан анализ зарубежного опыта развития лизинговых отношений и тех его элементов, которые могут быть востребованы российской практикой инвестиций;

Результаты проведенного диссертационного исследования и основанные на них выводы и предложения докладывались на российских и международных конференциях, семинарах, «Круглых столах» и встречах предпринимателей, в том числе:

Международный семинар «Управление бизнес-процессами межрегиональной компании электросвязи»: стратегия, решения, мировой опыт" (январь 2002 г., Мюнхен, ФРГ);

Третий Российский Форум Коммуникаций, (октябрь 2002 г., Москва);

Конференция «Лизинг в России. Механизм эффективного финансирования реального сектора экономики» (ноябрь 2002 г., Москва);

Третья международная конференция «Связь и инвестиции в России» (март 2003 г., Москва);

Семинар на тему «Актуальные проблемы корпоративного управления» (декабрь, 2003 г., Москва);

Второй межгосударственный форум «СНГ. Лизинг и капитал» (март 2004 г., Москва);

Форум «СНГ. Лизинг & Капитал» (апрель 2004 г., Москва).

Результаты диссертационного исследования нашли отражение в личном вкладе автора в разработку целого ряда методических документов Ассоциация лизинговых компаний «Промсвязьлизинг» (второе место в рейтинге 100 крупнейших рыночно ориентированных лизинговых компаний России по итогам работы за 9 месяцев 2003 года), включая предложения, вносившиеся от имени ассоциации по совершенствованию законодательных основ лизинговых отношений в российской экономике и по координации лизингового законодательства на экономическом пространстве стран СНГ. Результаты исследования нашли отражение в деятельности диссертанта в качестве первого заместителя Председателя Правления Лизинговой Конфедерации СНГ, а также в его организационной и консультационной работе.

Выводы по Главе III.

1. В настоящее время рынок лизинговых услуг является одним из наиболее динамично развивающихся рынков российской экономики. За счет факторов растущей конкуренции стоимость лизинговых услуг для лизингополучателей постоянно снижается, лизинг становится все более доступной формой покрытия инвестиционных потребностей различных предпринимательских кругов. На сокращение стоимости лизинговых услуг также повлияли: снижение стоимости привлекаемых для финансирования лизинга кредитных ресурсовсокращение маржи лизингодателя, а также постепенное уменьшение величины авансовых платежей. Имеются примеры, когда некоторые лизинговые компании вообще не берут авансового платежа.

2. Важной особенностью современного российского рынка лизинговых услуг становится небольшая доля невыполнения обязательств по договорам лизинга, несмотря на общий заметный рост количества и стоимости заключаемых договоров и расширение числа и круга их участников — лизингополучателей (менее 0,5% стоимости поставленного по лизингу оборудования). Это свидетельствует о высоком уровне подготовки и проработанности лизинговых проектов.

3. К числу негативных факторов развития рынка лизинговых услуг в российской экономике следует отнести такой факт, как корпоративная ограниченность основных операторов рынка лизинговых услуг, работающих в узких «нишах» и обслуживающих только своих акционеров и корпоративных клиентов (примерно 60% от общего объема рынка лизинговых услуг).

4. В современных условиях, особенно, при лизинге телекоммуникационного оборудования, параметры конкурентной борьбы лизинговых компаний за клиента смещаются от конкретных параметров предмета лизинга к стоимости лизинговых услуг и характеру тех дополнительных услуг, которые лизингодатель гарантирует своим клиентам.

5. Ожидаемое расширение объема прямого банковского кредитования российских предпринимательств, позволяет предположить, что даже при таком повороте лизинг не только сохранит, но еще более упрочит позиции лизинга как той формы удовлетворения потребностей инвесторов, которая себе является одной из наименее рисковых форм организации инвестиционного процесса в целом. Однако и здесь риски, хотя и в специфической форме сохраняются и играют существенную роль в управлении деятельностью лизинговых компаний. Это все более будет подчеркивать приоритетное значение методологических вопросов оценки и управления рисками инвестиционных проектов, в том числе, реализуемых через систему лизинговых отношений.

6. В современных условиях происходит активное накопление опыта различными инструментами (формами) лизинговых отношений, включая решение такой сложной задачи, как идентификация специфических рисков лизинговых операций и путей управления ими в практике работы лизинговых компаний. Особое значение решение этой проблемы имеет как существенная предпосылка для более активного распространения лизинга в среде малых и средних предприятий, где снижение (компенсация) рисков может выступать как одна из ключевых задач или целей государственной поддержки этого сегмента развития отношений лизинга в российской экономике.

7. Важной нишей расширения сферы лизинговых форм инвестиционного процесса в российской экономике остается малый и средний бизнес. В настоящее время в России организации, предоставляющие финансово-инвестиционные услуги малым предпринимателям, охватывают менее 1% потенциального рынка инвестиций субъектов малого предпринимательства. Наиболее эффективный путь решения этой задачи — изыскание и государственная поддержка (стимулирование) возможностей замещения прямого кредитования иными вариантами канализации инвестиционных ресурсов в сферу малого предпринимательства. К числу таких возможностей, как было сказано выше, и относится система лизинговых операций для малого бизнеса. Однако реализуемые здесь мер государственной поддержки должны иметь строго целевой, адресный характер.

8. Лизинг позволяет по желанию лизингополучателя приобретать имущество с такими параметрами, которые максимально соответствуют его финансовым и производственным возможностям, что особенно важно для предпринимателей из сферы малого бизнеса. Это касается и возможности получения необходимого оборудования в системе вторичного лизинга, что существенного расширяет возможности «стартового» малого предпринимательства.

9. Структура лизинговых отношений в отношении субъектов малого предпринимательства, состоит из пяти самостоятельных специфических «пластов»: юридического, коммерческого, финансового, технического и бухгалтерского. По существу, все эти «пласты» создают «поле» для общих и специальных маркетинговых исследований проблем и перспектив лизингового обслуживания малых предприятий, а также сбалансированного и целевого включая отдельных элементов специальной государственной поддержки. Дальнейшее совершенствование законодательства в области лизинговых отношений требует конкретизации системы государственной поддержки в отношении тех сфер лизинговых отношений, где компонента государственной поддержки выступает необходимым условием их развития (лизинг для субъектов малого предпринимательства).

10. В имеющихся исследованиях относительно проработаны лишь вопросы предварительного маркетингового обоснования отдельных лизинговых сделок для малого бизнеса. Однако пока недостаточно масштабных инвестиционных проектов по развертыванию сети лизингового обслуживания малого бизнеса на региональном уровне и, тем более, на межрегиональной основе. Расширение лизинговых операций для малого бизнеса в регионах российских регионах требует от лизинговых компаний проведения серьезных маркетинговых обследований, примерное содержание которых представлено в диссертационной работе.

11. Совершенствование законодательства в области лизинговых отношений требует юридического уточнения и развития целого важных блоков регулирующих норм, в их числе, уточнение классификации договоров лизинга, уточнение понятия «объекта лизинга», более последовательной правовой защиты интересов лизинговых компаний и пр., прежде всего, в направлении сближения российского и международного законодательства по лизингу.

Заключение

(выводы и рекомендации) Проведенное диссертационное исследование показало, что расширение ресурсной базы и инструментального аппарата инвестиционного процесса было и остается ключевой задачей в процессе формирования условий и предпосылок долговременного подъема российской экономики. Одним из путей решения подобной задачи, убедительно подтвержденным мировой практикой хозяйствования, является лизинг, система лизинговых услуг потенциальным инвесторам.

Вместе с тем, лизинг не является единственным и самодостаточным средством решения проблем оживления инвестиционной ситуации в экономикерасширение сферы применения лизинговых отношений реализуемо только в комплексе мер, направленных на повышение инвестиционной активности российских предпринимателей, а также усиление инвестиционной привлекательности российской экономики в целом, а также ее региональных звеньев. При этом активизация инвестиционного процесса в стране требует развернутой политики, последовательно формирующей и реализующей приоритеты структурных преобразований в российской экономике, в том числе, и в рамках национальной промышленной политики.

Политика государства в этой области, включая меры дальнейшего разгосударствления и либерализации собственности, «дерегулирования» и пр. не может ограничиться общими принципами взаимодействия государства и бизнеса. Эта политика должна быть целеориентированно направлена на рост капитализации, повышение эффективности использования и стимулирование более быстрой обновляемое&tradeактивов всех категорий предприятий, на проведение реструктуризации задолженности и повышение финансовой стабильности предприятий, на создание более действенных механизмов замещения неэффективных собственников и менеджеров, на защиту интересов эффективных собственников, кредиторов и инвесторов. Только эти предпосылки способны сформировать благоприятный климат устойчиво позитивной динамики инвестиционного процесса. Очевидно, сколь существенным в решении данного круга задач может быть значение инструментов лизинговых отношений и их законодательного регулирования как элемента общей государственной политики в инвестиционной сфере.

2. Помимо чисто инвестиционных задач, лизинг как сложное социально-экономическое явление, в условиях российской экономики выполняет важнейшие функции по формированию основ рыночного хозяйства, по восстановлению и активизации производственной деятельности различных субъектов хозяйствования — от самых малых до самых крупных. Из многочисленных функций лизинга применительно к нынешним условиям принципиальное значение имеют четыре функции, получившие раскрытие в диссертации, а именно: финансовая, производственная, снабженческая функции и функция предоставления адресных и, значит, наиболее эффективных налоговых льгот инвесторам.

3. Позитивные возможности лизинга как ускорителя инвестиционных процессов и тенденций обновления российской экономики в целом реализуемы лишь при условии целостной государственной политики поддержки отечественного лизинга, что, по нашему мнению, никак не противоречит общим установкам политики «дерегулирования». Как показывает зарубежная практика, особенно, анализ опыта стран с переходной экономикой, государственная политика поддержки отечественного лизинга выступает необходимым инструментом становления национальной предпринимательской среды, института инвесторов, активизации инновационных процессов и структурных изменений в экономике. Такая политика должна включать в себя законодательную, экономическую, налоговую и институциональную компоненту, а в наиболее благоприятном варианте — особую долговременную Концепцию развития отношений в российской экономике, включая меры активной государственной поддержки отечественного лизинга. Концепция также должна включать в себя меры, обеспечивающие активизацию конкурентной среды в сфере лизинговых услуг, а также существенное улучшение информированности всех слоев российского предпринимательства о возможностях и преимущества лизинга как формы осуществления инвестиционной деятельности.

4. Для реализации позитивной роли лизинга как инструмента активизации инвестиционной активности в российской экономике необходимо, прежде всего, расширение финансовой базы лизинга. Особенно это касается так называемых «независимых» или «рыночно-ориентированных» лизинговых компаний, обеспечивающих, как показывает опыт, наиболее гибкое и конкурентное восполнение инвестиционных потребностей различных групп российских производителей через механизм лизинга. Однако такая стратегия развития и государственной поддержки российского лизинга требует создания действенных механизмов стимулирования (налоговые стимулы, гарантии и пр.), в большей мере привлекающих средства отечественных банков именно в сферу кредитования лизинговых операций на условиях, трехсторонней и даже четырехсторонней выгоды (банкпоставщик — лизингодатель — лизингополучатель).

Проведенное диссертационное исследование показало, что возможности привлечения бюджетных ресурсов для (со) финансирования операций лизинговых компаний имеет ограниченные пределы и должно быть ориентировано в основном для лизингового обслуживания малого бизнеса. Для привлечения и аккумулирования внебюджетных финансовых ресурсов развития сферы лизинговых отношений необходимо не только заинтересованное содействие банков. Также необходимо инициировать создание кредитных кооперативов, обществ и союзов взаимного кредитования и страхования коммерческих инвестиций, одновременно формируя условия для целевой централизации кредитных ресурсов на рынке с последующим их использованием для финансирования лизинговых сделок с участниками данных союзов и обществ.

5. В настоящее время рынок лизинговых услуг является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов рыночной российской экономики, в отношении перспектив которого сегодня действуют как позитивные факторы (расширение предлагаемого набора объектов лизинга и иных услугснижение удельной стоимости лизинговых услуг, вследствие чего лизинг становится все более доступной формой покрытия инвестиционных потребностей различных предпринимательских кругов), так и негативные факторы (сохраняющаяся корпоративная ограниченность основных операторов рынка лизинговых услуг, работающих в узких «нишах» и обслуживающих только своих акционеров и корпоративных клиентов — в настоящее время на эту сферу приходится примерно 60% от общего объема рынка лизинговых услуг).

6. Условием более полного и эффективного выявления преимуществ лизинга как формы организации инвестиционного процесса сегодня выступает развитие реальной конкурентной среды в данной сфере хозяйственных отношений. Более того, эта конкуренция и ее движущие факторы должны обрести наиболее современные формы. В нынешних условиях параметры конкурентной борьбы лизинговых компаний за клиента смещаются от конкретных параметров предмета (объекта) лизинга к полной стоимости лизинговых услуг и характеру тех дополнительных услуг, которые лизингодатель гарантирует своим клиентам. Это существенно и позитивно воздействует на текущие формы и общую стратегию управления деятельностью лизинговых компаний. Активную роль в создании благоприятной конкурентной среды в сфере лизинга должны создать не только регулятивные нормы права, но и деятельность общественных организаций, объединяющих ведущие рыночные лизинговые компании и постоянно повышающих требования к уровню управления и качеству обслуживания российских инвесторов.

7. Исследование показывает целесообразность осуществления мер к более активному использованию механизмов лизинга для развития венчурного предпринимательства и его финансирования. Венчурное финансирование в настоящий момент с учетом имеющегося в России высокого интеллектуального потенциала, значительного количества интересных инновационных разработок, может обеспечить резкий подъем экономики страны и сформировать условия для успешной конкуренции отечественных предприятий на мировых рынках. Для этого необходимо создание, в том числе с использованием государственного (муниципального) имущества, средств государственных (местных) бюджетов и механизмов лизинга, широкой сети инновационно-технологических центров и технопарков как базовой инфраструктуры развития инновационного предпринимательства. При этом необходимо стимулировать развитие инновационно-технологических центров и их деятельности не только предоставлением инновационным предприятиям площадей для реализации инвестиционных проектов, но и предоставлением этим субъектам предпринимательства широкого комплекса дополнительных услуг, включая участие обеспечение оборудованием на условиях льготного лизинга.

8. Особое место должно быть отведено целевым мерам развития и поддержки лизинга в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Вопреки некоторым устоявшимся мнениям, лизинг (как, впрочем и любой иной инструмент поддержки) не может изолировано достичь целей качественного «прорыва» в развитии российского малого бизнеса. Именно здесь приобретает особое значение идея органичного включения лизинга в модель «пакетного» подхода к оказанию содействия малым и средним предпринимательствам (особенно, «стартовым»). Это требует либо некоего расширения спектра деятельности рыночных лизинговых компаний (компенсация относительно более высоких затрат на лизинговое обслуживание малых предприятий за счет сегмента крупных клиентовинвесторов), либо их согласованного взаимодействия соответствующими структурами государственной поддержки малого бизнеса.

Важным направлением развития лизинговых схем в целях оказания содействия развитию малого бизнеса может стать содействие государственных агентств, предоставляющих в лизинг неиспользуемое или нерационально используемого государственного имущества (в том числе — имущества предприятий-банкротов).

9. Необходимо существенное продвижение в развитии теории и практике управления лизинговыми операциями, совершенствование практики инвестиционного проектирования и анализа инвестиционных проектов. Ключевым моментом здесь является обоснование методологических и конкретно методических подходов, обеспечивающих оценку эффективности инвестиционного лизингового проекта как отражение баланса интересов, выгоды и риска для всех участников реализации данного проекта.

10. Существенным элементом управления лизинговыми операциями является вопрос об идентификации, оценке и управлении рисками подобных операций. Снижение названных рисков и принятие эффективных мер по их компенсации, по сути, представляет собой одно из главных условий, регулирующих доступность лизинговых услуг для «широких» слоев предпринимательства. Обращение к сфере лизингового обслуживания такой категории субъектов хозяйствования, как малые предприятия, еще более усиливает практическую значимость такой проблемы, как эффективное управление рисками. Проведенная в диссертационной работе классификация рисков проведения лизинговых операций является одной из первых попыток научного обобщения подобного рода факторов, регулирующих отношения лизинга и выдвигающих ключевые требования к управлению им в повседневной практике. Продолжение подобных исследований имеет большое научно-практическое значение для разработки и реализации отлаженных систем управления различными моделями лизинговых отношений.

11. Существенным фактором, который способен заметно активизировать роль лизинга как инструмента инвестиционного процесса, могло бы стать преодоление ситуации высокой территориальной централизации операций лизинга, при которой многие регионы России по существу остаются «белым полем» лизинга. Однако проникновение даже давно работающих лизинговых компаний в новые регионы представляется делом весьма затруднительным. С этой целью в диссертационной работе представлены рекомендации, которые могли бы помощь оценке проблем и перспектив освоения и развития лизинговых отношений в различных регионах России.

12. Расширению применения лизинга как одной из наиболее эффективных форм поддержки малого предпринимательства препятствуют существующие противоречия в действующих нормативных документах различных уровнях, в частности — между Федеральным законом «О лизинге», Гражданским Кодексом РФ и Налоговым кодексом РФ. Целесообразно устранить в данных законодательных актах все имеющиеся между ними противоречия — по терминологии, по вопросам определения видов лизинга, сублизинга, по запрету на совмещение обязательств кредитора и лизингополучателя, по правам лизингополучателя отдавать в залог лизинговое имущество и по другим аспектам.

Также целесообразно подготовить и принять:

• Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О лизинге», который наряду с перечисленными задачами сможет обеспечить развитие международного лизинга как одной из наиболее эффективных форм привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерацииизменения в Таможенный Кодекс Российской Федерации, и в Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», направленные на приведение этих законов в соответствие с Федеральным законом «О лизинге», предоставляющим лизинговым компаниям право уплачивать таможенную пошлину частями в соответствии с графиком лизинговых платежей и осуществлять лизинговые операции без лицензии Центрального банка РФизменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации, которые предусматривали бы сохранение действующих норм налогообложения прибыли и имущества для лизинговых сделок в части: применения ускоренной амортизации активов с коэффициентом до 3 для целей налогообложенияотнесения процентов по кредитам и займам, используемым для приобретения активов для лизинговых операций, на себестоимость лизинговой компании без ограниченийвключения лизинговых платежей в полном объеме в себестоимость продукции лизингополучателясвободы выбора учета лизингового имущества на балансе как лизингодателя, так и лизингополучателя.

Также важно расширить способы приобретения предмета лизинга, сделав приоритетом сам факт приобретения имущества, исключив обязательства приобретения его у «продавца». В целом, предполагаемые изменения в законодательной сфере должны решить кардинальные задачи защиты добросовестно действующих собственников и инвесторов, а также лизингодателей, в частности, таких задач, как упрощение изъятия собственности (в том числе, и переданной в лизинг) у неэффективных, несостоятельных собственников, то есть создание реальных экономических угроз для неэффективных собственников и управляющих. Это, несомненно, оздоровит предпринимательскую среду и активизирует инвестиционный процесс, в том числе, и с использованием отношений лизинга.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные и другие нормативные акты органов государственной власти и управления Российской Федерации
  2. Конституция Российской Федерации.
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
  6. A. Законодательные и нормативные акты по общеэкономическим вопросам
  7. Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
  8. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений».
  9. Федеральный закон «О лизинге»
  10. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
  11. E. Законодательные и нормативные акты по вопросам лизинговых отношений
  12. Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. N.1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности». 1.11 Федеральный закон от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ «О лизинге» от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ.
  13. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттава, 28 мая 1988 г.).
  14. Письмо Госкомстата РФ от 13 марта 1996 г. N 24−1-21/483 «Об отражении затрат на приобретение лизингового оборудования».
  15. Письмо Госстроя РФ от 18 марта 1998 г. N ВБ-20−98/12 «Об учете лизинговых платежей в сметной документации».
  16. Письмо Минэкономики РФ от 10 июля 1996 г. N ВК-765/8−721 «О лицензировании лизинговой деятельности».
  17. Постановление Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 915 «О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997−2000 годы».
  18. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. N 167 «Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации».
  19. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1999 г. N 228 «О лизинге машиностроительной продукции в агропромышленном комплексе Российской Федерации с использованием средств федерального бюджета».
  20. Постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 г. N 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации» (с изменениями от 12 июля 1999 г.).2. Статистические материалы
  21. Российский статистический ежегодник. 2004. М.: Госкомстат России, 2004.
  22. Регионы России. Основные социально-экономические показатели. М.: Госкомстат России, 2004.
  23. Финансы России. М.: Госкомстат России, 2004.
  24. Малое предпринимательство в России. М.: М.: Госкомстат России, 2004.
  25. Инвестиции в России. М.: М.: Госкомстат России, 2003.
  26. Научные монографии и главы в монографиях
  27. Е.Г. Новая парадигма развития малого предпринимательства в России. Екатеринбург: Уральский государственный эконом, ун-т, 1996.- 112 с.
  28. JI.B., Лапина Г. П. Малый бизнес в России в эпоху экономических реформ. М.: Институт социологии РАН, 1997. 193 с.
  29. Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.-260 с.
  30. Г. Экономический анализ инвестиционных проектов. Пер. с англ. Под. ред. Белых Л. П. М.: «Банки и биржи», 1997. — 631 с.
  31. Н.М., Катырин С. Н., Лепе Л. Н. Лизинг как механизм развития инвестиций и предпринимательства. М.: ООО Издательско — консалтинговая компания, «ДеКА», 1999. — 280 с.
  32. В.В. Договор аренды и его виды: прокат, фрахтование на время, аренда зданий, сооружений и предприятий, лизинг. М.: «Статут», 2000. — 299 с.
  33. В.Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. М.: Фонд «Правовая культура», 1997. — 295 с.
  34. Л.Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. М.: «Инфра-М», 1996.- 560 с.
  35. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.:ВлаДар, 1993.-310 с.
  36. ЗЛО. Горемыкин В. А. Лизинг. Практическое учебно-справочное пособие. М.: ИНФРА-М, 1997.-384 с.
  37. В.А. Основы технологии лизинговых операций. Учебное пособие. М.: «Ось», 2000. 512 с.
  38. Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Под ред. Андреева В. П). Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1995. 111 с.
  39. В. Теоретические аспекты перестройки в экономике. М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1991. 76 с.
  40. Дж. Новое индустриальное общество. М.: «Прогресс», 1969. -480 с.
  41. В.М. Лизинг. Серия «Учебники, учебные пособия.» Ростов н Дону: «Феникс», 1999. 320 с.
  42. Т.Г. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение. M.: «Дело ЛТД», 1995. 288 с.
  43. Н.М., Борсученко Э. И. Основные тенденции предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой. Киев: УкрИНГЭИ, 1992.
  44. C.B. Государство и предпринимательство в России. СПб.: С.-Петерб. юрид. ин-т МВД России. 1996. 187 с.
  45. Инвестиционная стратегия в управлении предприятием. Сб. науч. тр. Под ред. Титова В. В., Марковой В. Д. Новосибирск: Изд-во Ин-та экономики и орг. пром. пр-ва СО РАН, 1999. 171 с.
  46. М.Б., Махмутов P.A., Шабалин Е. М. Финансовый лизинг на предприятии. М.: ЮНИТИ, 1998.-471 с.
  47. Я.Б. Концентрация производства и мелкая промышленность. В кн.: Вопросы оптимального размера предприятий в промышленности СССР. М.: «Наука», 1968,211 с.
  48. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: «Прогресс», 1978.-494 с.
  49. A.M. Лапуста М. Г., Скамай Л. Г. Финансы фирмы. Минск: «Инфра-М», 2001. 416 с.
  50. В.В. Инвестиции и лизинг в СНГ. М.: «Финансы и статистика», 2001.-424 с.
  51. Я. Дефицит. М.: «Наука», 1990. 607 с.
  52. Я. Заметки об экономике переходного периода. Реферат. М.: ИНИОНРАН, 1991.- 17 с.
  53. Я. Путь к свободной экономике. М.: «Экономика», 1990. 149 с.
  54. М.П. Предпринимательство и право: опыт Запада. М.: «Дело», 1992.
  55. А.Н. Малое и среднее предпринимательство и его региональные особенности в новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии . М.: МГУ. Депонировано в ИНИОН РАН, № 50 525 от 26.06.1995.
  56. Курс переходной экономики. Под. ред. Л. И. Абалкина. М.: Финстатин-форм, 1997. — 640 с.
  57. Лазарев Геннадий Иннокентьевич Малый бизнес и государство. М.: Луч, 1996.- 115 с.
  58. А.Я. Введение в рыночную экономику. М.: 1991.249 с.
  59. Лизинг: организация, нормативно-правовая основа, развитие (Н.М. Васильев- С.Н. Катырин- Науч. ред. Смирнов С.А.). М.: Торгово-пром. палата РФ, 1997.- 176 с.
  60. Лизинговые компании России. Вып.1, М.: 2004. 304 с.
  61. Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мировой опыт. М.: РНИС и НП, 1995. 110 с.
  62. Малый бизнес России. М.: РАРМП, 1996.- 216 с.
  63. Малый бизнес в России. М.: ИСАРП, 1998. 351 с.
  64. Малый бизнес в СНГ и Восточной Европе: трудности роста. М.: РНИС и НП, 1997.-392 с.
  65. Малый бизнес: возрождение предпринимательства в России. М.: 1997. -38 с.
  66. В.В. Деловое партнерство: хозяйственные связи предпринимателей. М.: «Финансы и статистика», 1993.
  67. С. Экономика России: практические и теоретические вопросы перехода к рынку. М.: «Международные отношения», 1996. 368 с.
  68. Методические рекомендации по разработке региональных программ поддержки малого предпринимательства. М.: ИСАРП, 1997. 38 с.
  69. Микрокредитование в России. Материалы международной конференции. М.: ИСАРП, 1997.-62 с.
  70. А.Г. Интеграция банковского и промышленного капитала: современные мировые тенденции и проблемы развития в России. М.: «Финансы и статистика», 1997. — 443 с.
  71. Р. Маркетинг: Ситуации и примеры. М.: «Банки и биржи», 1994. 207 с.
  72. И.Ю. Мелкие предприятия Японии: социально-политический аспект (80-е гг.). М.: 1994.
  73. Научные доклады. Инвестиционный климат в России. «Общество и экономика», 1999 г., № 12, стр. 175−176.
  74. В. Основные принципы экономической политики. М.: «Прогресс».1995.-494 с.
  75. В. Основы национальной экономики. М. «Экономика», 1996 416 с.
  76. А. Россия: рождение рыночной экономики. М.: «Республика», 1996. -430 с.
  77. Предпринимательство в конце XX века (Под ред. Дынкина A.A. и др.). М.: «Наука», 1992.
  78. И.В., Калюжная C.B. Малый бизнес в России и за рубежом. Проблемы становления и развития. М.: МГАП «Мир книги», 1994. 87 с.
  79. Рыночная трансформация в Восточной Европе: модели и реальность. М.: «Информарт», 1996. 139 с.
  80. Система государственной поддержки предпринимательства: Научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН РАН, 1993.
  81. A.C. Малый бизнес в системе современной рыночной экономики: Методологические и общетеоретические проблемы. Доклады Института Европы, № 31- М.: Институт Европы РАН. М., 1996. 28 с.
  82. С.А. Особенности использования финансового лизинга в инвестиционных проектах. М.: ЦЭМИ РАН, 1997. -72 с.
  83. Социальная рыночная экономика в Германии и экономическая трансформация в России. Кельн-Москва: Общество К. Дуйсбурга Институт Европы РАН, 1996.-328 с.
  84. Стратегия развития российской экономики и программа первоочередных шагов. М.: Институт экономики РАН. 2001. — 318 с.
  85. Трудный поворот к рынку. (Сборник по ред. Л.И.Абалкина), М.: «Экономика», 1990. 558 с.
  86. H.A. Лизинг. М.: Горный университет, 2001 82 с.
  87. Финансовые услуги микро- и малому бизнесу. Ин-т стратег, анализа и развития предпринимательства. М., 1997. — 86 с.
  88. Е.Ф. Лизинг. Справочное пособие. М.: «Приор», 1998.-279 с.
  89. Частное предпринимательство: основные понятия, теория и практика: Учебное пособие. Ред.: Минервин И.Г.- И. Г. Минервин, М. А. Павлова. М.: ИНИОН РАН, 1994. — 336 с.
  90. Ф.А. фон. Дорога к рабству. М.: Экономика МП «Эконов», 1992. -175 с.
  91. Р.И. Мировая экономика. М.: «Инсан», 1994.736 с.
  92. A.A. Формирование системы поддержки малого предпринимательства в России. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1997. 104 с.
  93. Дж. Теория экономического развития. М.: 1982.455 с.
  94. Эволюционный подход и проблемы переходной экономики. М.: ИЭ РАН, 1995.- 274 с.
  95. Экономика переходного периода (Под ред. В. В. Радаева, A.B. Бузгалина). М.: Изд-во МГУ, 1995 410 с.
  96. Экономические реформы: проблемы и перспективы (Под. ред. А.Е. Когу-та). Санкт-Петербург: Наука, ИСЭП РАН, 1993.-212 с.
  97. Статьи в научных и публицистических периодических изданиях
  98. О.В. Особенности лизинга предприятий. «Юридический мир», 2000, № 4, стр. 40−43.
  99. А. Формы организации сотрудничества между крупными и малыми предприятиями: (зарубежный опыт в контексте российских проблем). -«Предпринимательство в России», 1998, № 3, стр.65−78.
  100. А., Голикова В. Государственная поддержка малого бизнеса на региональном уровне. «Предпринимательство в России», 1997, № 3(10), стр. 15−23.
  101. А. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение «Вопросы экономики», 1997. № 4. стр. 141−151.
  102. С. Теория переходной экономики и ее место в ряде экономических наук. МЭ и МО, 1996, №.10, стр. 11 — 19.
  103. В. «Анатомия» отечественного малого бизнеса. «Рос. Экономический журнал», 1994, N.2. стр. 55−64.
  104. А. Предпринимательство в регионе: условия развития и государственное развитие. «Экономист», 1994, N.12, с. 70−79.
  105. А. Соотношение налогового и инвестиционного законодательства в зарубежном финансовом праве: США. «Законодательство и экономика», 1999,№ 8, стр. 58−64.
  106. В., Сафронов Б., Марковская В. Конъюнктура инвестиционного рынка. «Экономист», 2001 г., № 7, стр. 3−5.
  107. Н. Формирование инвестиционного климата в экономике. «Вопросы экономики», 2001 г., № 7, стр. 104−107.
  108. А., Эрматова Н. Направление финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. «Рос. Экономический журнал», 1994, N.1, стр. 44−47.
  109. А. Государственная политика развития и поддержки малого предпринимательства. «Бизнес и политика», 1995, N.2, стр. 22−26.
  110. А. Малое предпринимательство в современной модели рыночного хозяйствования России. «Проблемы прогнозирования», 1996, N.1, стр.66−75.
  111. А. Государственная политика поддержки малого предпринимательства. «Проблемы теории и практики управления», 1996, N.2, стр.96−101.
  112. А. Развитие лизинга в России. «Маркетинг», 1998, № 1, стр. 319.
  113. А. Механизм лизинговой поддержки малого предпринимательства. «Финансовый бизнес», 1999, № 5, стр. 17−25.
  114. А. Малое предпринимательство и большая политика. «Вопросы экономики», 1996, N.7, стр.39−45.
  115. А. Мощный инвестиционный инструмент: (Лизинг) «Журнал для акционеров». 1999, № 12, стр. 33−37.
  116. A.B. Закономерности переходной экономики: теория и методология. -«Вопросы экономики», 1992, N.2, стр.40−50.
  117. Е.М. Сколько инвестиций необходимо России. «Власть», 1998, № 1, стр.26−33.
  118. Е.М., Виленский A.B. Российское малое предпринимательство и система его государственной поддержки: перспективы развития. «Проблемы прогнозирования», 1996, N.4, стр.65−743.8.
  119. А., Каганов В. Поддержка малого бизнеса: стратегии развития. «Предпринимательство в России», 1996, N.3, стр.4−9.
  120. A.B. Малый бизнес: инструменты поддержки. — «Промышленный вестник России», 1995, N.6, стр. 12−13.
  121. В. Реальная помощь реальному сектору: О развитии лизинга в России. «Итоги», 1998, № 47, стр.30−31.
  122. Р. Стратегия структурных преобразований. «Экономист», 1995, N.1, стр.3−13.
  123. В. Российский лизинг 2000. «Лизинг-ревю», 2001, № 4, стр. 4−9.
  124. В. Российский лизинг 2001. «Лизинг-ревю», 2002, № 3, стр. 6−12.
  125. В. Лизинг в малом предпринимательстве: организационно-правовое обеспечение. «Хозяйство и право», 1998, № 7, стр.100−106.
  126. С. Пути преодоления инвестиционного кризиса. «Вопросы экономики», 2000 г., № 11, стр. 13−16.
  127. И.Д., Белова И. В. Развитие малого предпринимательства. -«Деньги и кредит», 1997, №.1, стр. 45−47.
  128. Е. Постсоциалистическая трансформация экономики: общее и особенное («Политическая экономия переходного процесса в Восточной Европе»). МЭ и МО, 1995, №.3, стр. 148 — 151.
  129. А. Почему откладываются реформы (теоретический анализ). -«Экономика и математические методы», 1995, том 31, вып. З, стр.63−76.
  130. Г. Поддержка малого предпринимательства. «Финансы», 1995, N.2, стр. 17−18.
  131. Г. Поддержка малого инновационного предпринимательства. -«Экономист», 1996, N.5, стр.74−81.
  132. С., Блинов А., Пескова Е. Региональная политика малого бизнеса проблемы и противоречия. — «Предприниматель», 1996, N.2, стр. 50−66.
  133. В. Малый бизнес: проблемы государственной поддержки. -«Проблемы прогнозирования», 1994, N.5, стр.101−1 И.
  134. . А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России. «Вопросы экономики», 1995, N.5 стр. 53 — 62.
  135. Л. О развитии малого предпринимательства. «Обозреватель», 1993, N.24, стр. 83−86.
  136. А. Закономерности переходной экономики: экономические тенденции и модели. «Вопросы экономики», 1995, N.2, стр.50−60.
  137. Н.В. Проблемы и перспективы развития лизинга в Российской Федерации. «Финансы, налоги, бухгалтерский учёт: анализ современного состояния». Сборник научных статей аспирантов и преподавателей ВЗФЭИ. М., 2001, стр. 73−80.
  138. А., Поляков Р. Структура производства: состояние и перспективы. «Экономист», 1996, N.2, стр.3−8.
  139. Т. Влияние амортизации и процентной ставки на динамику лизинговых платежей. «Экономист», 2001. № 12. стр. 56−59.
  140. H.A., Устинов Г. А., Шуткин A.C. Эффективность использования государственных средств в малом предпринимательстве. «Финансы», 1996, N.6, стр. 15−20.
  141. М. Механизм развития и поддержки малого предпринимательства. «Экономика и коммерция», 1996, N.1, стр. 109−119.
  142. А.Н. Развитие малого предпринимательства. «Деньги и кредит», 1993, N.6, с. 33−44.
  143. А.Н. Малый бизнес снова о льготах в России и за рубежом. -«Деловые связи», 1994, N.4−5, стр.14−15.
  144. И.С. Доклад на заседании Рабочей группы Консультативного совета по иностранным инвестициям в России по улучшению инвестиционного климата (Москва, 23 марта 2001 г.)
  145. О. Государственная политика поддержки малого предпринимательства. «Предпринимательство в России», 1996, N.2, стр. 15−18.
  146. Г. М. Лизинг и банки. «Экономика и производство», 1999, № 7, стр.23−28.
  147. А. Основные направления инвестиционной поддержки малого бизнеса в России. «Предпринимательство в России», 1998, № 2, стр.31−37.
  148. Мюллер-Армак А. Предложения по осуществлению социальной рыночной экономики. «Политэконом», 1996, N.1, стр.53−64.
  149. А. Малое предпринимательство в рыночном интерьере России. -«Диалог», 1995, N.2, стр.30−41.
  150. В.Г. Промышленно-инвестиционный лизинг и предприятие. -«Экономист», 1998, № 7, стр. 48−56.
  151. JI., Кузнецова Т. Поддержка малого предпринимательства. -«Журнал для акционеров», 1994, N.2, стр. 17−20.
  152. Ю. Крупный и малый бизнес в одной упряжке. «Экономика и жизнь», 1996, N.43 (октябрь).
  153. А. Сценарии институционального развития переходного общества. «МЭ и МО», 1996, N.7.
  154. A.B. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы. -«Вопросы экономики», 1997, N.4, стр.130−140.
  155. И.Г. Особенности механизма возвратного лизинга как формы кредитования оборотных средств предприятия. «Экономика. Управление. Культура». Сборник научных работ. М., 1999, Вып. 6, стр. 72−75.
  156. Перспективы развития малого и среднего предпринимательства. «Бизнес и политика», 1997, N.10, стр. 44−46.
  157. Г. Евдокимова А. Скороходова И. Правовой статус и налогообложение лизинговых компаний: Обзор законодательства. «Право и экономика», 1999, № 7, стр. 37−44.
  158. Предприниматель и предпринимательство: общая характеристика. -«Проблемы теории и практики управления», 1994, N.1, стр.71−78.
  159. Ю.А. Лизинг для малого предпринимательства. «Социально-гуманитарные знания», 1999, № 2, стр. 135−137.
  160. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. -«Бизнес и политика», 1997, N.7, стр. 4−13.
  161. Роль малого бизнеса в решении социально-экономических проблем регионов. Обзор материалов Круглого стола в Совете Федерации Федерального Собрания РФ. «Проблемы прогнозирования», 1995, N.5, стр.37−47.
  162. Россия на скрещении мировых и локальных закономерностей: проблемы переходности («Круглый стол» о переходной экономике). «МЭ и МО», 1995, №.2, стр. 5−34.
  163. А. Перспективы малого предпринимательства. «Малый бизнес России», 1996, N.6, стр.2−4.
  164. М. Условия формирования благоприятного регионального инвестиционного климата. «Экономист», 2001 г., № 11, стр. 44−47.
  165. Я. О мерах по активизации инвестиционного процесса. «Вопросы экономики», 1997, № 7, стр. 11−14.
  166. Е.А. Роль лизинга в развитии малого предпринимательства. -«Региональные аспекты формирования рыночных мотивационных механизмов». Межвузовский сборник научных трудов. Калининград, 1998, стр.79−83.
  167. Г., Миленбуш X. Малые и средние предприятия в экономике Германии. «Проблемы теории и практики управления», 1993, N.5, стр. 98 -106.
  168. А. Предприниматель и власть: проблемы взаимодействия. -«Вопросы экономики», 1997, N.6, стр. 97−103.
  169. А.Ю. Проблемы малого предпринимательства. «Власть», 1995, N.11, стр. 47−54.
  170. Г. С. Павлодский Е.А. Регулирование аренды и безвозмездного пользования имуществом в Гражданском кодексе Российской Федерации:
  171. Комментарии. «Законодательство и экономика», 1997, № 5−6, стр.3−29.
  172. С. Финансовая поддержка малого предпринимательства. -«Предприниматель», 1996, N.4, стр.11−15.
  173. М.С. Как финансировать малый бизнес. «Финансы», 1994, N.8, стр. 25−27.
  174. А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки. «Российский экономический журнал», 1996, N.5−6, стр. 65−76.
  175. А.Т. Особенности развития лизинга в странах Западной Европы. «ЭКО: Экономика и организация промышленного производства», 1998, № 10, стр. 156−165.
  176. Е.Г. Перспективы российской экономики: проблемы и факторы роста. «Вопросы экономики», 2002, № 5, стр.4−25.5. Диссертационные работы
  177. И.В. Регулирование лизинга в инвестиционной деятельности. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М.: РЭА им. Г. Плеханова. 1998.
  178. А.О. Региональная система поддержки малого предпринимательства в России. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М.: РАУ Центр проблем рыночной экономики, 1994.
  179. В.В. Государственное регулирование развития лизинга. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, 2000.
  180. М.М. Лизинг как форма инвестиционной деятельности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб. С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, 2000.
  181. А.Н. Содержание и развитие форм предпринимательства в условиях перехода к рыночной экономике. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: РАУ, 1992.
  182. Е.В. Формирование условий предпринимательской деятельности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: РАГС, 1996.
  183. Пучков С. В, Российское предпринимательство: содержание и условия его развития. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: РАУ, 1994.
  184. A.B. Разработка методики обоснования и оптимизации использования лизинга на предприятиях текстильной промышленности. Диссертация на соискание ученной степени кандидата экономических наук. Моск. гос. текстильный ун-т. М., 2001.
  185. А.Б. Лизинг в системе финансово-промышленных групп. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб. С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, 1999.
  186. Л.А. Макроэкономический анализ и прогноз развития переходной экономики (методологические и методические проблемы). Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.: Институт макроэкономических исследований, 1997.
  187. Н.В. Организационно-экономические основы лизинга в сфере малого предпринимательства в России. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. М.: Гос. акад. упр. им. С. Орджоникидзе, 1997.
  188. Э.Т. Регулируемость рыночной экономики. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Томск: ТГУ, 1996.
  189. Е.Г. Воспроизводство основных фондов в промышленности посредством лизинга. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб. 1998.
  190. М.Шаповалов Г. М. Стратегия предпринимательства в социально-ориентированной рыночной экономике. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб: Университет экономики и финансов, 1995.
  191. Ю.И. Малое предпринимательство в России: проблемы адаптации и роста. М.: ИЭ РАН, 1996.
  192. Работы на иностранных языках
  193. Bateman М. Business Cultures in Central and Eastern Europe. Oxford: Butterworth-Heinemann, 1997.
  194. Clayton M. Christensen, Scott D. Anthony Six Keys to Creating New-Growth Business. «Harvard Management Update», 2003, № 1, p.3−6.
  195. Courtney, J. Kirkland Bringing discipline to strategy. «The McKinsey Quarterly», 2000, № 3, p.12−19.
  196. Hendel, I. Lizzeri, A. The role of leasing under adverse selection. «Journal of Political economy», Chicago, 2002.
  197. Ernst M., Alexeev M., Marer P. Transforming the core: restructuring industrial enterprises in Russia and Central Europe. Boulder: Westview Press, 1996.
  198. Fisher В., Reisen H. Financial Opening. Why, how and when. S. Francisco. ICS Press, 1994.
  199. Industrial structures and the development of small and medium enterprise linkages / Ed. by Meyanathan S. Washington: EDI, World Bank, 1994.
  200. LeCornu Mark R., McMahon Richard G. P The Small Enterprise Financial Objective Function: An Exploratory Study. «Journal of Small Business Management», vol. 34, N. 3, July 1996.
  201. Redhead K. Introduction to financial investment. L., etc. Prentice Hall, 1995.
  202. Studart R. Investment finance in economic development. L-N.Y., Routledge, 1995.
Заполнить форму текущей работой