Экономические ресурсы Республики Беларусь и эффективность их использования
Рынок труда как экономическая категория представляет собой совокупность производственных отношений между работниками (обладателями рабочей силы), нанимателем и государством по причине реализации прав граждан на труд. В качестве ресурсной базы обеспечения устойчивого развития выступают трудовые ресурсы. Численность трудовых ресурсов в 2008;2009 г. достигла 6,1 млн. чел., или 61,6% населения… Читать ещё >
Экономические ресурсы Республики Беларусь и эффективность их использования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования республики Беларусь учреждение образования
" брестский государственный университет имени А.С. Пушкина"
Кафедра теоретической и прикладной экономики
Курсовая работа
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему «Экономические ресурсы Республики Беларусь и эффективность их использования»
Выполнила студентка 2 курса Юридического факультета специальности «Бизнес-администрирование»
группы 21 А. В. Докучаева Научный руководитель Е. Б. Лахай Брест 2013
- Введение
- 1. Экономические ресурсы
- 1.1 Экономические ресурсы: понятие, виды
- 1.2 Виды экономических ресурсов и их характеристика
- 2. Экономические ресурсы Республики Беларусь
- 2.1 Наличие экономических ресурсов в РБ
- 2.2 Эффективность использования ресурсов РБ
- Заключение
- Список литературы
Природа общественных взаимоотношений достаточно изменилась с приходом рыночной экономики. Теперь для успешного экономического развития недостаточно просто обладать являющимися ранее традиционными ресурсами — материальными. Основой стало обладание информацией, возможности и навыки её обработки. Инфраструктура рынка изменилась — теперь ей присущ информационный характер.
Однако ресурсы, которые раньше были основными, и теперь не теряют своей значимости, все так же остаются объектом анализа экономической теории. Значительными остались изменения, которые происходят в области таких ресурсов, как земля, труд и капитал, они же во многом определяют возможности и поведение фирм и стран на рынках ресурсов.
Экономические ресурсы — это экономическая категория, обозначающая реально вовлеченные в процесс производства различных видов благ ресурсы (производящие ресурсы) в виде совокупности природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей. Основным факторами производства принято считать землю, капитал, труд, предпринимательство и информацию.
Цель работы — характеристика содержания понятия «экономические ресурсы». В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи работы: характеристика сущности, значения и видов экономических ресурсов;
1. Экономические ресурсы
1.1 Экономические ресурсы: понятие, виды
Понятие экономических ресурсов
Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. В свою очередь, остальные блага называют потребительскими благами.
Экономические ресурсы есть совокупность возможностей и предпосылок, имеющихся в распоряжении общества и необходимых для создания экономических благ с целью удовлетворения потребностей.
Виды экономических ресурсов
К экономическим ресурсам относятся:
1. Трудовые ресурсы — трудоспособная часть населения страны, готовая быть включенной в процесс производства. К трудовым ресурсам относят тех, кто не только располагает определенным уровнем подготовки, но и способен приобрести специальность, повысить квалификацию.
2. Материальные ресурсы — это оборудование и постройки, запасы сырья и материалов, а также имеющиеся организационные структуры в виде предприятий, фирм или объединений.
3. Финансовые ресурсы — представлены в виде валютных резервов и запасов благородных металлов, денежных сбережений домашних хозяйств и предприятий. С учетом современного понимания финансов к таким ресурсам можно отнести имеющуюся возможность получить кредит (для предприятия) или внешний заем (для страны), а также институциональное оформление денежно-кредитной сферы (наличие устойчивых банков и других кредитных учреждений, которым доверяет население и которые демонстрируют высокий уровень квалификации).
4. Природные ресурсы — в виде имеющихся разведанных запасов полезных ископаемых, плодородие почвы, а также географическое положение страны, природно-климатические условия, приемлемые для ведения сельского хозяйства.
Вывод: по своей природе экономические ресурсы — это общественные ресурсы, так как создаются людьми, хотя и с помощью природы.
Среди экономических ресурсов следует выделять исчерпаемые и неисчерпаемые, воспроизводимые и не воспроизводимые, наконец, альтернативные и не альтернативные ресурсы.
Еще Аристотель, а вслед за ним и средневековые мыслители считали труд одним из основных экономических ресурсов. Подобный подход разделяла и первая мировая экономическая школа — меркантилизм. Школа физиократов особое значение предписывала земле как определенному экономическому ресурсу. Адам Смит рассматривал такие экономические ресурсы, как труд, земля и капитал. Однако еще более четко теорию трех факторов производства сформулировал французский экономист Жан Бати Сэй. Английский экономист Альфред Маршалл предложил добавить четвертый фактор — предпринимательские способности (называя их термином «организация»). В современном мире в экономически развитых странах в качестве факторов экономического роста на первое место вышли предпринимательство и особенно знания.
Таким образом, можно сделать ряд следующих выводов.
Значимость отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной, а от нее к постиндустриальной технологии. В доиндустриальном обществе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном — материальным, в постиндустриальном — информационным и интеллектуальным ресурсам. Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому типу производства, поэтому они получили название «базовых»; возникшие на «рыночной» ступени финансовые ресурсы стали называться «производными» .
В жизни мы часто сталкиваемся с тем обстоятельством, что экономические ресурсы ограничены, также необходимо отметить и то обстоятельство, что экономические потребности безграничны.
Это сочетание двух типичных для хозяйственной жизни ситуаций — безграничность потребностей и ограниченность ресурсов — образует основу, или фундамент, всей экономической теории. В сущности это наука, «изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что, как, и для кого производить», или, говоря по-другому, она «исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека» [Цит. по: 5, с.42].
1.2 Виды экономических ресурсов и их характеристика
1. Трудовые ресурсы.
Трудовые ресурсы — это та часть населения, которая благодаря совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в процессе воспроизводства, создания материальных и нематериальных благ и услуг.
К трудовым ресурсам относятся: население трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов I и II групп и неработающих лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также лица старше и младше трудоспособного возраста, занятые в экономике.
Граница трудоспособного возраста населения в каждом государстве определяется национальным законодательством в зависимости от продолжительности жизни, природно-климатических и социально-экономических условий страны.
В Беларуси в соответствии с международной системой классификации населения выделяется экономически активное и экономически неактивное население.
Экономически активное население — это часть жителей страны, предоставляющих свой труд для производства товаров и услуг. К данной категории относятся занятое население и безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости. Экономически активное население характеризуется показателем «уровень экономической активности населения», который определяется удельным весом численности данной категории граждан в общей численности населения в трудоспособном возрасте.
К экономически неактивному населению трудоспособного возраста относятся лица, которые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными. Это та часть населения страны, которая не входит в состав рабочей силы, включая лиц младшего возраста, установленного для определения экономически активного населения. В состав экономически неактивного населения включаются: учащиеся и студенты, слушатели и курсанты дневных учебных заведений (в том числе аспирантуры и докторантуры); лица, получающие пенсии; занятые домашним хозяйством, уходом за детьми, больными родственниками и т. д.; безработные, не стоящие на учете в службе занятости, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать, независимо от источника дохода.
К занятым в экономике относятся лица, работающие на предприятиях и в организациях всех форм собственности, включая субъекты малого предпринимательства; в фермерских хозяйствах; занятое предпринимательской деятельностью и самозанятое население. [3, с.130−131]
2. Материальные ресурсы
Материально-технические ресурсы — это собирательный термин, которым обозначаются предметы труда, используемые в основном и вспомогательном производстве. Главным признаком классификации всех видов материально-технических ресурсов является их происхождение. Например, получение черных и цветных металлов (металлургия), получение неметаллов (химическое производство), получение изделий из древесины (деревообработка) и др.
Материально-технические ресурсы классифицируются также по назначению в производственном процессе (изготовление полуфабрикатов, комплектующих изделий, конечной готовой продукции). Для материальных ресурсов вводятся дополнительные классификационные признаки: физико-химические свойства (теплопроводность, теплоемкость, электрическая проводимость, плотность, вязкость, твердость); форма (тела вращения — пруток, труба, профиль, уголок, шестигранник, брус, рейка); габариты (мелкие, средние и крупные размеры по длине, ширине, высоте и объему); физическое (агрегатное) состояние (жидкие, твердые, газообразные).
Материальные ресурсы в зависимости от их назначения в производственно-технологическом процессе, укрупненно классифицируются на следующие группы: сырье (для производства материальных и энергетических ресурсов); материалы (для основного и вспомогательного производства); полуфабрикаты (для дальнейшей обработки); комплектующие изделия (для изготовления конечного продукта); готовая продукция (для обеспечения потребителей товарами). [13]
3. Финансовые ресурсы
Любое экономическое и политическое решение требует предварительную оценку суммы денежных доходов, необходимых для этого. Распределение и накопление денежных доходов приобретает целевой характер. Отсюда возникает такое понятие как финансовые ресурсы.
Финансовые ресурсы — это накопленные (или текущие) доходы, оставшиеся после покрытия обычных повседневных расходов.
В общем виде объем финансовых ресурсов, привлекаемых государством, зависит от тех функций, которые государство выполняет в обществе. В демократическом государстве эти функции вытекают из тех полномочий, которыми общество его наделяет. В тоталитарных государствах последнее само определяет круг своих полномочий, а стало быть, и объем финансовых ресурсов, мобилизуемых на свои нужды. В демократическом обществе государство теоретически представляет только интересы населения, и здесь важна сама процедура выявления этих интересов и формирования их как государственных.
Итак, государственные финансы отражают экономические отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций.
Основным финансовым фондом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованных фондов денежных средств как обязательного условия функционирования любого государства, является государственный бюджет. По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона. По своему материальному содержанию государственный бюджет — это централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.
К общегосударственным финансам относятся также государственные внебюджетные фонды и государственное кредитование. Вместе они составляют государственные финансы страны.
Общегосударственные нужды, к которым, в частности, относятся государственное управление, оборона страны, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. Это осуществляется посредством мобилизуемых государственных финансов. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие человека, культуры, здравоохранения, образования, на поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы. Собирая и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие саморегулирующегося рыночного механизма, воздействовать на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. С их помощью осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики с учетом долгосрочных интересов страны. Перераспределение ресурсов между секторами экономики и отраслями, социальными группами и территориями является рычагом структурной перестройки экономики, реализации целевых и научно-технических программ.
Государство осуществляет свои функции не в целях получения коммерческой выгоды или прибыли, а для обеспечения коллективного потребления. В этом плане государственные финансы отражают взаимоотношения между государством, с одной стороны, и юридическими лицами и домашними хозяйствами, с другой, по поводу обязательных платежей в денежные фонды государства и использования этих средств в интересах налогоплательщиков.
Таким образом, финансовые ресурсы государства — это фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства, предприятий, организаций и населения и предназначенные для обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей. Основным источником финансовых ресурсов являются национальный доход, прибыль организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые фонды.
4. Природные ресурсы
Природные условия и ресурсы являются одним из важнейших факторов экономического развития. От естественных свойств земли, плодородия почв, особенностей климата, лесной и другой растительности, животного мира, воды рек, озер, морей и океанов, богатств недр, чистоты воздуха во многом зависят социально-экономическое развитие страны и благосостояние людей.
Природные, или естественные, ресурсы — это компоненты природной среды, которые на данном уровне развития производительных сил используются или могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления. По своей материальной форме они представляют собой тела и силы природы, генезис, свойства и размещение которых обусловлены закономерностями ее развития.
Природные ресурсы служат естественной базой развития экономики страны, поэтому важным моментом является раскрытие сущности и экономическая оценка природно-ресурсного потенциала.
Под природно-ресурсным потенциалом понимают совокупность природных ресурсов данной территории, природных условий, явлений и процессов, которые используются или могут быть реально вовлечены в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды обитания человека. Размер природно-ресурсного потенциала — это сумма потенциалов отдельных видов природных ресурсов — земельных, водных, лесных, минерально-сырьевых и др. Он зависит от ряда факторов, среди которых: количество имеющихся в стране природных ресурсов; их количественные и качественные характеристики (размер запасов, содержание полезного вещества, мощность пластов и т. д.); возможность комплексного использования. [3, с.104−105]
Виды природных ресурсов:
1) Земельные ресурсы. Это часть земельного фонда страны, которая пригодна для хозяйственного использования. Они создают основу для сельскохозяйственного производства, ведения лесного хозяйства, а также для городской застройки, расселения сельского населения, размещения промышленных предприятий, транспортных коммуникаций и всех других видов наземной деятельности человека.
2) Водные ресурсы. Они включают все пригодные для хозяйственного использования запасы поверхностных и подземных вод. [3, с. 105,107]
3) Лесные ресурсы. Лес является одной из основ хозяйственной деятельности человека, источником получения материальных ресурсов (древесины, пищевых, лекарственных и технических, продукции охотничьего промысла), базой для развития лесного хозяйства, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, отдыха и туризма, других отраслей народного хозяйства. В современных экономических условиях древесина приобретает значимость и как сырье (энергоноситель). От того, насколько рационально используются ресурсы леса, во многом зависит рост экономики страны.
Лесные ресурсы включают стволовые запасы древесины, разнообразные недревесные ресурсы: технические (живицу, пробку и др.), кормовые, охотничье-промысловые, пищевые (грибы, плоды, ягоды, орехи и др.), лекарственные растения, и выполняют общественно полезные и защитно-ресурсоохранные функции (водоохранные, климаторегулирующие, полезащитные, противоэкономические ресурсы озионные и др.), в том числе рекреационные и эстетические. Лесные ресурсы относятся к возобновляемым и рассматриваются вместе с занимаемыми ими землями, которые могут использоваться с целью сохранения, воспроизводства и повышения продуктивности лесов.
4) Минерально-сырьевые ресурсы — это природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов. В отличие от геологического понятия «минерал» понятие «минеральные ресурсы» — экономическое и не находится в прямой зависимости от какого-либо определенного и неизменного содержания полезных веществ в горных породах. Развитие научно-технического прогресса обеспечивает вовлечение в эксплуатацию месторождений полезных ископаемых с более низким содержанием полезных веществ, более высоким содержанием вредных примесей и менее благоприятными горно-геологическими условиями залегания, что в свою очередь способствует расширению круга минерально-сырьевых ресурсов.
Минеральные ресурсы как предмет труда используются в сфере производства товаров и, главным образом, в промышленности, являются материальной основой и активным элементом развития производства. По мере развития науки и совершенствования средств труда увеличивается роль минеральных ресурсов как важнейшего фактора развития и размещения производительных сил, специализации и концентрации производства. [12]
2. Экономические ресурсы Республики Беларусь
2.1 Наличие экономических ресурсов в РБ
Республика Беларусь имеет выгодное географическое и геополитическое положение. Расположена на западе Восточно — Европейской равнины, занимает центральное положение в Европе. Территория компактна, наибольшая ее протяженность с севера на юг — 560 км, а с запада на восток — 650. Общая площадь 207,6 тыс. км2. Важно, что Беларусь находится на пересечении многочисленных железнодорожных и автомобильных магистралей, которые оцениваются как международные транспортные коридоры. Кроме того, республика располагает развитой системой нефте-, газо — и продуктопроводов, комплексом линий связи и т. д. между высокоразвитой Западной Европой и богатой природными запасами Азией.
Климат - умеренно-континентальный, продолжительность вегетационного периода 180−209 дней. Геоморфологическое и ландшафтное разнообразие, площади естественных экосистем обусловливают значительное разнообразие растительного и животного мира. [2, с.131−132]
Природные ресурсы в Республике Беларусь
Земельный фонд Республики Беларусь — это площадь страны, составляющая 20 759,8 тыс. га. В Европе по этому показателю Беларусь занимает 13-е место, следовательно, большинство европейских государств обладают гораздо меньшими земельными ресурсами.
Наибольшие площади земельного фонда заняты сельскохозяйственными угодьями — это те участки земли, которые используются в сельскохозяйственном производстве. Они различаются по природным особенностям и сельскохозяйственному назначению. К основным категориям сельскохозяйственных угодий относятся: пашни, многолетние насаждения (сады, ягодники), залежи (пашни, не обрабатываемые в течение длительного времени), сенокосы и пастбища. В структуре земельного фонда Беларуси сельскохозяйственные земли занимают наибольшую площадь (8897 тыс. га, или 43%), что свидетельствует о высокой степени сельскохозяйственной освоенности территории страны.
Особую ценность представляют пахотные земли (пашня), наиболее интенсивно эксплуатируемая часть земельных ресурсов, систематически обрабатываемая и используемая под посевы сельскохозяйственных культур. Пахотные земли Беларуси занимают 5600 тыс. га, распаханность территории достигает 27%, или почти в 3 раза превышает среднемировые показатели и данные по странам СНГ в целом.
Управление земельными ресурсами в Республике Беларусь определяется проводимой государственной земельной политикой, целью которой является повышение эффективности использования и охраны земельных ресурсов как неотъемлемого условия устойчивого социально-экономического развития страны. Основной задачей текущего периода является совершенствование земельных отношений и организационно-экономического механизма регулирования землепользования.
Водные ресурсы. Они включают все пригодные для хозяйственного использования запасы поверхностных и подземных вод. Ресурсы поверхностных вод определяются в основном суммарным стоком в средний по водности год и оцениваются по Беларуси в 57,9 км3, из которых 34 км3 (58,7%) формируются на территории страны. В многоводные годы суммарный речной сток может достигать 96 км3 в год, снижаясь в маловодные до 37,2 км3 в год. Местный сток изменяется в соответствии с водностью года от 61 до 22,8 км3 в год. Естественные ресурсы пресных подземных вод оцениваются в 15,8 км3 в год (43,5 млн м3 в сутки), а разведанные утвержденные запасы — 2,3 км3; они распространены по всей территории Беларуси на глубинах от 100 до 450 м.
По обеспеченности водными ресурсами на одного жителя Беларусь находится в сравнительно благоприятных условиях: несколько лучших, чем европейские страны, и значительно лучших по сравнению с отдельными соседними государствами. Водообеспеченность общими водными ресурсами в средний по водности год в Беларуси составляет 5,8 тыс. м3 на одного жителя, в Европе в целом — 4,6, Польше и Украине — 1,7, в то же время в России — 30 тыс. м3.
Беларуси присуща значительная дифференциация водообеспеченности, которая усугубляется неравномерным размещением населения и производства. Так, наиболее развитые в хозяйственном отношении и густонаселенные центральные регионы страны (Минская обл. и г. Минск) располагают гораздо меньшими ресурсами поверхностных вод по сравнению с периферийными регионами, которые обладают и значительным транзитным стоком.
Рост промышленного и сельскохозяйственного производства, высокие темпы урбанизации способствовали расширению использования водных ресурсов. Забор речных и подземных вод постоянно возрастал, достигнув максимального уровня в 1986 — 1990 гг., равного 2,9 км3 в год. В результате спада производства, начиная с 1991 г., отмечалось сокращение водопотребления в различных отраслях экономики. Однако в последние годы в результате проводимых мероприятий по рационализации использования водных ресурсов, несмотря на рост объемов производства, оно стабилизировалось на уровне 1,7 км3.
По территории страны протекает более 20 тыс. рек общей протяженностью около 91 тыс. км, которые относятся к водозаборам Черного и Балтийских морей. 6 рек имеют протяженность более 500 км — Березина, Неман, Сож, Припять, Западная Двина и Днепр — имеют значение для судоходства.
Одна из характерных особенностей природы Беларуси — большое количество озер: около 11 тыс. при суммарной площади около 2 000 км2, при этом общая площадь ледниковых озер — около 1 200 км2. Для регулирования влажности мелиорированных земель построено свыше 130 водохранилищ общей площадью 799 км2.
Лесные ресурсы. Лесной фонд Беларуси как совокупность всех лесов страны натурального и искусственного происхождения включает покрытые лесом земли, а также другие земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства. Общая площадь лесного фонда, по состоянию на начало 2011 г., составила 9,275 млн га, в том числе лесопокрытая (без прогалин, высечек, гарей) — 8,1 млн га. По сравнению с 1994 г. она увеличилась на 9,8% в основном за счет искусственного и естественного облесения малопродуктивных и неудобных для сельскохозяйственного производства земель.
Степень облесенности территории определяется с помощью показателя лесистости, т. е. отношения лесопокрытой площади к общей площади, и выражается в процентах. Лесистость территории Беларуси на начало 2011 г. составила 39%, что в целом для нашей страны можно считать оптимальным. По прогнозу на 2020 г., она может превысить 41,5%.
Лесные ресурсы Беларуси достаточно хорошо изучены, и по оценке на 2011 г. запасы древесины составляют 1,5 млрд м3, в том числе возможные для эксплуатации — около 50 млн м3.
Минеральные ресурсы.
Минерально-сырьевой потенциал Беларуси является материальной основой экономики страны и ее национальной безопасности.
Геологические исследования, проводимые во второй половине XX в., опровергли ранее существовавшее представление о Беларуси как стране бедной минерально-сырьевыми ресурсами. В настоящее время в ее недрах выявлено и разведано почти 5 тыс. месторождений 30 видов полезных ископаемых. Особое место занимают калийные соли, по промышленным запасам которых страна занимает одно из первых мест в Европе. Практически неисчерпаемы запасы каменной соли Мозырского, Давыдовского и Старобинского месторождений.
Страна богата нерудными материалами: гранитами, доломитами, мергелем и мелом, глинами специального назначения, располагает значительными запасами торфа, основная часть которых составляет природоохранный фонд или входит в состав земельного фонда. Перспективным ресурсом является сапропель. Беларусь обладает уникальными запасами минеральных вод питьевого и бальнеологического назначения.
Разведанные запасы нефти невелики, и её добыча ведется в небольших объемах (на уровне 2 млн. тонн в год). Обеспеченность разведанными запасами нефти на уровне годовой добычи составляет примерно 40 лет. Открыты также месторождения бурых углей и сланцев.
В целом добываемые в настоящее время топливно-энергетические ресурсы, включая попутный газ и дрова, обеспечивают 12% от общей потребности страны.
Недра Беларуси ещё недостаточно изучены. Появление более современных технологий ставит на повестку дня активизацию геологоразведочных работ. [лемешевский 4 с.121]
В целом есть основания считать, что природно-ресурсный потенциал Республики Беларусь может выступить надежной основой для дальнейшего устойчивого социального и экономического развития нынешнего и последующих поколений белорусского народа.
Трудовые ресурсы в Республике Беларусь
Воздействие демографических факторов, о которых говорилось выше, проявляется сегодня в ухудшении воспроизводственной основы формирования молодых поколений рабочей силы, возросшей интенсивности внешней трудовой миграции. Структурные преобразования переходного периода ведут к недоиспользованию сформировавшегося трудового потенциала страны, новым тенденциям в перераспределении рабочей силы, развитию новых видов деятельности, спросу на новые профессии. Поэтому для нынешней системы формирования, распределения и использования трудовых ресурсов Беларуси характерны такие тенденции, как снижение уровня занятости, нарастание частичной и полной безработицы; большие потери в трудовом потенциале сельской местности; снижение воспроизводственного потенциала и возможностей возобновления рабочей силы. И хотя республика Беларусь в целом обладает достаточным трудовым потенциалом, преодоление негативных тенденций осложняется следующими факторами:
диспропорциями в распределении (село — город; между регионами и отраслями народного хозяйства);
недостаточным по современным требованиям уровнем профессионального образования.
Все это вынуждает по-новому оценить трудовой баланс республики, с тем, чтобы заложить основы формирования рынка труда, отвечающего требованиям времени.
Рынок труда как экономическая категория представляет собой совокупность производственных отношений между работниками (обладателями рабочей силы), нанимателем и государством по причине реализации прав граждан на труд. В качестве ресурсной базы обеспечения устойчивого развития выступают трудовые ресурсы. Численность трудовых ресурсов в 2008;2009 г. достигла 6,1 млн. чел., или 61,6% населения страны. Адаптация экономики к рыночным отношениям сопровождается снижением спроса на рабочую силу при росте ее предложения на рынке труда. Численность работающих в экономике уменьшилась до 4380,8 тыс. чел., что составило 85% от уровня 1990 г. Однако уровень занятости остается достаточно высоким и составляет 73,7% от трудоспособного населения, в то время как в Швеции — 71, России — 66, Украине — 64, Германии — 63, Польше — 62%. На развитие рынка труда Беларуси в конце 80-х — первой половине 90-х гг. оказали наибольшее влияние факторы, обусловленные тяжелым политическим и социально-экономическим кризисом. Он вызвал абсолютное сокращение рабочих мест. За период 1988;2008 гг. количество занятых в хозяйстве республики снизилось с 5,2 до 4,4 млн. человек.
2.2 Эффективность использования ресурсов РБ
1. Материальные ресурсы
Материальные ресурсы являются одним из основных факторов производства. Они формируют вещественный состав выпускаемой продукции, а также в той или иной степени обеспечивают производственный процесс. В свою очередь, продукция удовлетворяет нужды и потребности общества. Поэтому благосостояние общества зависит от того, как используются материальные ресурсы, насколько эффективен процесс производства с точки зрения материалопотребления. Переход от экстенсивного к интенсивному типу хозяйствования неизбежно ставит проблему рационального и экономного потребления материальных ресурсов перед экономикой любого государства.
К основным направлениям рационального использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов можно отнести:
улучшение структуры топливного и топливно-энергетического баланса;
более тщательную и качественную подготовку сырья к его непосредственному использованию на промышленных предприятиях;
правильную организацию транспортировки и хранения сырья и топлива — недопущение потерь и снижения качества;
комплексное использование сырья;
химизацию производства;
использование отходов производства;
вторичное использование сырья.
2. Трудовые
Наблюдаемые в настоящий момент демографические тенденции в ближайшее время могут привести к недостатку в Беларуси рабочей силы, дефициту Фонда социальной защиты и иным негативным макроэкономическим эффектам. При этом, по оценке экспертов Исследовательского центра Института предпринимательства и менеджмента, ситуация может еще более осложниться. В настоящее время становится все более очевидным значительный (в десятки раз больший официальных данных) отток трудовых ресурсов. Остановить этот процесс пока не получается, а, следовательно, имеющиеся проблемы обострятся.
Начиная с 1994 года, численность населения Беларуси постоянно уменьшается. Наиболее высокие темпы сокращения пришлись на начало 2000;х годов, когда за год мы теряли 60−70 тыс. человек. В результате, за последние 20 лет количество граждан нашей страны упало на 7,5% (до 9,5 млн. человек). Основные причины негативной динамики связаны с возросшей смертностью и низкой рождаемостью. Подтверждаются негативные тенденции и низким значением фертильности (среднего количества детей, рожденных одной женщиной) в Беларуси. Также далека от желанных цифр ожидаемая продолжительность жизни белорусов. В совокупности наметившиеся тенденции значимо изменили возрастную структуру населения. До 2007—2008 годов происходило снижение доли людей в возрасте младше трудоспособного и одновременный рост населения в трудоспособном возрасте. Эти данные вызывали опасения, но еще не представляли для экономики значимой проблемы. Но с конца 2000;х годов началось постепенное уменьшение доли (и численности) белорусов в трудоспособном возрасте. Таким образом, помимо сокращения населения, происходит его старение.
В результате в последние два года наблюдается снижение занятости населения. Согласно данным Белстата, общее падение численности работающих белорусов к концу 2012 года (относительно 2010 года) составило 2%, или почти 100 тыс. человек. Отметим, что сокращение могло начаться раньше и быть более глубоким, но этот процесс сдерживался растущей экономической активностью населения (в период с 2004 по 2011 года соответствующим коэффициент вырос с 74,3 до 81,1%).
При сохранении существующих тенденций в демографии ситуация на рынке труда будет ухудшаться. В официальном прогнозе на ближайшие 20 лет, публикуемом Белстатом, к 2020 году ожидается снижение населения в трудоспособном возрасте более чем на 0,5 млн. с текущего уровня (на начало 2012 года), а его удельного веса — с 60,7 до 55,6%.
Также имеет место трудовая миграция. Кроме того, проблемой, связанной с трудовой миграцией, является «утечка умов». Отметим, что среди белорусов, покидающих страну, довольно высок уровень высококвалифицированной рабочей силы. От общего числа уехавших они занимают более четверти (25,7%). Особенно болезненной данная проблема может быть в случае миграции представителей сферы науки, верхнего звена менеджмента и инженеров.
Отечественный рынок труда уже оказался в достаточно сложном положении. В настоящее время наша страна не в состоянии противостоять трудовой миграции в существующих условиях. Проблема усугубляется потерей человеческого капитала и сокращением потенциала экономического роста. Наши трудности обостряются демографическими тенденциями, поскольку в долгосрочной перспективе ожидается сокращение числа трудоспособного населения. Таким образом, необходимость решения макроэкономических проблем дополняется необходимостью реформирования системы социальной защиты рынка труда, без которых изменения в других секторах не будут достаточно эффективными. [10]
3. Природные
Эффективность использования водных ресурсов.
Республика Беларусь имеет положительный водохозяйственный баланс, т. е. водные ресурсы полностью удовлетворяют потребности, но и обладают некоторым резервом для развития отраслей народного хозяйства. Но в связи с неравномерным территориальным распределение водных ресурсов, природных условий и отраслей народного хозяйства между регионами республики существует ряд различий в структуре водопользования и экологических ситуациях, сложившихся в связи с ними. В целом по республике наблюдается снижение суммарного водозабора, кроме Брестской, для которой отмечен рост отбора воды. Значительное уменьшение общего забора воды из природных водных объектов в г. Минске и в Гомельской области обусловлено снижением объемов забранной воды такими крупными водопользователями, как УП «Минскводоканал» и Светлогорская ТЭЦ. В остальных областях снижение водозабора оказалось не столь существенным. А рост отбора воды в Брестской области обусловлен появлением новых водопользователей, среди которых ГУПП «Ивацевичское ПМС» (с объемом использования 8,9 млн. м3/год воды) и УП «Брестское ПМС» (с использованием 2,2 млн. м3/год). В структуре общего водозабора по-прежнему доминирует забор воды из подземных источников. А основными потребителями свежей воды в стране является хозяйственно-питьевое водоснабжение. В 2006 г. всеми отраслями экономики использовано 1546 млн. м3 свежей воды, из которых на хозяйственно-питьевые нужды израсходовано 46% (708 млн. м3), на производственные — 27% (423 млн. м3), прудовое рыбное хозяйство — 18% (281 млн. м3), сельскохозяйственное водоснабжения — около 8% (117 млн. м3) и орошение — несколько более 1% (17 млн. м3).
Потребление питьевой воды на душу населения в 2006 г. в среднем для страны не превысило 199 л/сут. /чел., однако и эта величина по-прежнему выше, чем в большинстве стран Европы (120−150 л/сут. /чел.). Но, несмотря на достаточно мощные запасы пресной воды в Беларуси, обеспеченность водой питьевого качества составляет около 67%. В настоящее время наметилась тенденция к увеличению дефицита пресной воды, что связано с ухудшением качества воды в результате ее загрязнения. Поставщиками вредных веществ в водные источники являются сточные воды. Основное количество сточных вод, имеющих загрязняющие вещества (73,5% их суммарного объема), сформировалось в сфере ЖКХ. В их составе содержалось 92,5% всего сбрасываемого в реки азота аммонийного, 94,1% азота нитритного, 93,0% фосфатов, 86,1% органических веществ, 89,2% СПАВ, 85,0% хлоридов и нефтепродуктов, 80,3% взвешенных веществ и 55,3% сульфатов. Районирование территории Беларуси по сбросам загрязненных сточных вод в природные объекты в конце XX — начале XXI в. позволяет выделить здесь четыре зоны. Наибольшие количества загрязняющих веществ приходятся на Гомельскую область. Вдвое ниже загрязнение в Минской и Брестской областях. Наименьшим количеством загрязненных стоков характеризуется Гродненская область.
Поверхностные и подземные водные источники Беларуси довольно существенно пострадали в 1986 г. в результате загрязнения радиоактивными веществами после аварии на ЧАЭС. Наиболее загрязнены в этом плане Гомельская, Могилевская и Брестская области. Витебская область имеет наименьшую радиоактивную нагрузку, но значительно загрязнена нефтепродуктами. Гродненская область более подвержена химическому загрязнению. Но лидирующее положение среди областей по всем указанным показателям (как водопотребление, так и экологическая ситуация) занимает Минская область. Существенную роль в их распределении играет местоположение Минска, в котором проживает шестая часть населения страны. В силу этого его влияние сказывается и на плотности населения, и на сбросах загрязняющих веществ, и на водопотреблении. Кроме этого, область выделяется и объемами промышленных отходов за счет того, что на ее территории располагаются самые высокоотходные в пределах Беларуси производства — калийные комбинаты Солигорска.
Для решения проблем водопользования Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь разработана Республиканская программа по эффективному использованию водных ресурсов Республики Беларусь на 2008;2012 годы. Программа относится к категории экологических и является социально ориентированной. Реализация мероприятий Программы будет способствовать увеличению экономической отдачи от использования водных ресурсов, упорядочиванию процессов водопользования, обеспечению отраслей экономики водными ресурсами в требуемых объемах и надлежащего качества, расширению функциональных возможностей использования водного ресурса, в первую очередь увеличения использования гидроэнергетического и рекреационного потенциала водных ресурсов, увеличения услуг по оздоровлению населения за счет использования гидроминеральных ресурсов. Выполнение намеченных Программой мероприятий внесет значительный вклад в социально-экономическое развитие Республики Беларусь, повысив эффективность использования важнейшего природного ресурса — поверхностных и подземных вод.
Эффективность использования лесных ресурсов Республики Беларусь.
Основные функции лесопользования и лесовоспроизводства в Республике Беларусь выполняет лесное хозяйство — отрасль народного хозяйства, которая обеспечивает потребности страны в древесине и других продуктах леса, сохранение и рациональное использование всего многообразия ресурсов лесного фонда, усиление экологических функций лесов. В соответствии с этим в круг деятельности лесохозяйственных органов входят: организация и регулирование всех видов пользования с учетом сохранения средозащитных, климаторегулирующих и оздоровительных функций леса; охрана и защита лесов от пожаров, вредителей и болезней; государственный надзор за использованием лесных ресурсов; проведение комплекса лесохозяйственных мероприятий по восстановлению, выращиванию и уходу за лесом, повышению плодородия лесных земель, улучшению качества и повышению продуктивности лесов. В структуре экономики страны доля лесного хозяйства невелика — около 0,6% ВВП. Однако роль отрасли, как отмечалось ранее, значительно шире, чем только производство сырья.
Лесопользование в Беларуси осуществляется по принципу непрерывности и неистощительности; среднегодовые заготовки древесины составляют 10,0−11,2 млн м3 в год, из них в порядке ведения рубок главного пользования (в спелых древостоях) — 4,3−4,5 млн м3 (40%), рубок ухода за лесом и санитарных рубок (в молодняках, средневозрастных и приспевающих насаждениях) — 5,4 млн м3 (48%) и прочих рубок — 1,0−1,3 млнм3 древесины (12%). При проведении санитарных рубок заготовляются тонкомерная деловая древесина, часть которой поставляется на экспорт, и дрова, реализуемые местным предприятиям и населению.
Прогнозируется дальнейшее увеличение лесопользования: в 2006;2010 гг. объемы рубок леса могут превысить 16 млн м3, а в 2011;2015 гг. — 19 млн м3. Это, однако, не должно нанести экологического ущерба лесам, поскольку суммарный годовой прирост древесины в лесах Беларуси уже в настоящее время составляет около 25 млн м3 в год и продолжает увеличиваться по мере роста лесистости и выравнивания возрастной структуры лесов.
Эффективность использования минерально-сырьевых ресурсов.
Нет необходимости убеждать кого-либо сегодня в актуальности задачи повышения энергетической безопасности и энергетической независимости Беларуси. Для нас она заключается, прежде всего, в обеспечении экономии импортируемых энергоресурсов, использовании местных видов топлива и вторичных энергоресурсов в максимально возможных с точки зрения экономической целесообразности объемах.
Поэтому принятая в 2007 году Директива Президента Республики Беларусь «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства» стала для правительства основным программным документом по стабилизации и дальнейшему развитию нашей экономики.
Фактически в директиве поставлена задача развернуть все белорусское общество к проблемам энерго — и ресурсосбережения, так как значительные резервы сбережения энергетических и материальных ресурсов есть в каждой сфере нашей жизни.
Для реализации положений директивы постановлением Совета Министров Беларуси от 31 августа 2007 года № 1122 утверждены план соответствующих мероприятий, перечень необходимых инновационных и инвестиционных проектов, программа развития системы технического нормирования, стандартизации и подтверждения соответствия в области энергосбережения. [12]
экономический ресурс беларусь рациональный
Заключение
Современное общество называют обществом одноразового потребления. Для него характерно нерациональное, расточительное использование природных ресурсов. Для сохранения человеческой цивилизации необходимо построить природосберегающее общество, основой которого должно стать разумное использование природных ресурсов.
Некоторые из современных производств и технологий уже удовлетворяют многим из этих требований, однако они еще не стали нормой производственной сферы и природопользования в масштабах всей страны.
В любом случае, природные ресурсы не беспредельны и не вечны. Ограниченность природных ресурсов, несовершенство технологии их добычи и переработки часто приводят к разрушению биогеоценозов, загрязнению окружающей среды, нарушениям климата и биогеохимических циклов. Это делает необходимым постоянную заботу об их сохранении и воспроизводстве. Для этого существуют определенные условия рационального использования природного потенциала. Во-первых, необходимо бережно, рационально использовать то, что человеку дает природа (в особенности в отношении невосполнимых ресурсов). Во-вторых, там, где это доступно, следует принимать действенные меры к восполнению природных ресурсов (восстанавливать и повышать естественное плодородие земли, осуществлять лесопосадки, воспроизводить запасы водоемов). В-третьих, следует максимально использовать вторичное сырье и прочие отходы производства. В-четвертых, необходимо всемерно поддерживать экологическую чистоту производства и природопользования.
В данной работе приведены особенности классификации природных ресурсов, выявлена их роль и значение в экономике государства, дана характеристика и рассмотрены основные аспекты, касающиеся обеспечения рационального использования природных ресурсов Республики Беларусь.
Если страна хочет добиться максимально возможного уровня жизни своих граждан, то следует обратить внимание на:
Размещение ресурсов. Раз ресурсы можно использовать несколькими способами, то надо тщательно выбирать, какой из них выбирать, какой из них направить в с/х-ое, а какой в промышленное производство, останавливаясь на такой комбинации, которая принесет максимальное удовлетворение.
Полную занятость ресурсов. Страна не может произвести такой комбинации промышленных и с/х благ, которая соответствовала бы точке, лежащей выше кривой производственных возможностей (например, точке А). С другой стороны, если комбинация выпускаемых благ окажется ниже кривой, т. е. ближе к началу координат, то выпуск не будет максимизирован, и часть ресурсов будет простаивать. Комбинации благ, находящиеся на кривой производственных возможностей, соответствуют состоянию полной занятости всех ресурсов.
Количественный рост экономических ресурсов. С течением времени кривая производственных возможностей смещается вверх и вправо — страна получает возможность производить больше как промышленных, так и с/х-ых благ.
1. Гребнев, Л. Факторы и ресурсы: тождество, различие или противоположность? / Л. Гребнев // Вопросы экономики. — 2010. — № 7. — С.135−150.
2. Лемешевский И. М. Экономическая теория (в трёх частях).Ч.I. Основы. Вводный курс: Учеб. пособие для вузов. — Мн.: ООО «ФУАинформ», 2002. — 632 с.
3. Национальная экономика Беларуси: учебник / В. Н. Шимов [и др.]; под ред.В. Н. Шимова. — 4-е изд. Минск: БГЭУ, 2012. — 651 с.
4. Природный капитал в экономике переходного периода, И. П. Глазырина, Москва 2001 г.: РЭФИА.
5. Финансы / Под ред.С. И. Лушина, В. А. Слепова — М.: Изд-во «Экономистъ», 2003.682 с.
6. Финансы, денежное обращение, кредит / Под ред. Л. А. Дробозиной — М.: Изд-во «Юнити», 2007. Х с.
7. Шимов, В.Н., Александрович, Я.М., Богданович, А. В. Национальная экономика Беларуси: Ученик / Под ред.В. Н. Шимова. — 2-ое изд., перераб. и доп. — Мн.: БГЭУ, 2011. — 751с.
8. Экономика/Под ред.А. С. Булатова. — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2002. — 896с.
9. Экономика /под ред. доц. Булатова А. С. М.: БЕК, 1999 — 448 с.
10. Бойко, А. Почему Беларуси не хватает рабочих рук? / А. Бойко // Финансы, учет, аудит. — 2013. — N 5. — С.29−31. — (Рынок труда).
11. Сидорский, С. Рационально использовать ресурсы / С. Сидорский // Экономика Беларуси. — 2009. — N 2 (19). — С.6−18.
12. Информационно-аналитическое агентство Cleandex [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ecosmena.com/innovatsionnye-materialy-i-tekhnologii/nanotekhnologii/ratsionalnoe-ispolzovanie-i-okhrana-resursov-nedr.html — Дата доступа: 25.11.2013
13. Энциклопедия Экономиста [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/logistika/materialno-tehnicheskie-resursy.html — Дата доступа: 25.11.2013