Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Исследование рынка автомобилей

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодняшний УАЗ расположился на 312 гектарах, и содержать такую площадь просто нерентабельно. Движение к концентрации производства на менее крупных площадках подразумевает необходимость расстаться с частью территории. Вадим Швецов отметил, что модернизация предприятия повлечёт сжатие завода до периметра стандартного производства автомобилей — с 312 гектаров до 50,2 гектара, что позволит ему… Читать ещё >

Исследование рынка автомобилей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследование рынка автомобилей

  • Введение
  • Глава 1. Автомобильный рынок России и мира
  • 1.1 История автомобильного рынка
  • 1.2 Состав и структура автомобильного рынка
  • Глава 2. Исследование рынка автомобилей на примере ОАО «УАЗ»
  • 2.1 Характеристика ОАО «УАЗ»
  • 2.2 Анализ рынка автомобилей ОАО «УАЗ»
  • 2.3 Перспективы развития ОАО «УАЗ»
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложения

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что в настоящее время автомобильному рынку принадлежит самая ведущая роль в развитии и машиностроения вообще, и транспортного машиностроения в частности.

Автомобильная промышленность мира — это емкий и весьма значительный сектор мировой экономики и международного бизнеса, ведь это не только собственно автомобили, но и разнообразные товары по обслуживанию автомобиля, а также, в значительной мере, рынок производства и продажи автозапчастей. Рынок автомобилей имеет ряд смежных рынков и отраслей: от наиболее тесно прилегающих (рынка деталей и блоков автомобилей и нефтедобывающей промышленности) до менее очевидных (строительство дорог, производство аксессуаров для автомобилей и т. п.).

Автомобиль обеспечивает высокую мобильность человека, эффективность труда, определяет современный образ жизни общества. Он является показателем уровня обеспеченности материальными средствами как отдельного человека (его владельца), так и общества или государства в целом.

Важной особенностью автомобилей являются их адаптационные возможности в том, что касается, в частности, интеграции в едином процессе перевозки с другими видами транспорта: водным (паромы, суда для горизонтальной погрузки и разгрузки грузов и т. д.), железнодорожным (платформы, трейлеры), авиационным (большегрузные самолеты). При этом используется перевозка не только колесной техники, но и контейнеров, также других видов грузовых мест. В результате вклад автомобильного транспорта в формирование единой мировой транспортной системы весьма велик.

Объектом исследования курсовой работы выступает автомобильный рынок РФ и мира.

Цель курсовой работы: исследовать автомобильный рынок России и мира за последние несколько лет.

Задачи курсовой работы:

· Дать определение автомобильному рынку;

· Рассмотреть структуру автомобильного рынка;

· Проанализировать данные продажи автомобилей в России и мире за последние несколько лет;

· Проанализировать текущее состояние автомобильного рынка ОАО «УАЗ» .

В курсовой работе будут рассмотрены зарождение автомобильного рынка, его структура, продажи автомобилей за последние несколько лет в России и мире, продажи автомобилей ОАО «УАЗ» за последние несколько лет.

автомобильный рынок продажа автомобиль

Глава 1. Автомобильный рынок России и мира

1.1 История автомобильного рынка

В ряду имен изобретателей одним из первых должен быть назван дворцовый крестьянин из Казанской губернии Леонтий Лукьянович Шамшуренков (1687−1758), в 1752 г. создавший четырехколесный экипаж, приводившийся в движение мускульной силой двух человек. Интенсивные поиски новых видов транспорта велись в более развитых странах Запада.

Русский механик-самоучка Иван Петрович Кулибин (1735−1818) еще в 1791 г. изготовил педальную повозку-самокатку. В ней он использовал маховое колесо, коробку скоростей, подшипники качения, тормоза, рулевой механизм. Таким образом, повозка Кулибина, приводившаяся в движение человеком, стоявшим на запятках, содержала в себе ряд новых технических усовершенствований, впервые применявшихся в истории техники.

Практическое, применение автомобиля как транспортного средства начинается с появлением принципиально более простого, компактного и экономичного двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

Опыты по созданию автомобилей, паромобилей и электромобилей проходили в разных странах в разных масштабах. В 1769—1770 гг. французский изобретатель Ж. Кюньо построил трехколесный тягач для передвижения артиллерийских орудий. «Тележку Кюньо» считают предшественницей не только автомобиля, но и паровоза, поскольку она приводилась в действие силой пара. Паровые тележки для обычных дорог строились также и в Англии, и в России, однако были они тяжелыми, неудобными для пользования и потому широкого распространения не получили. [3]

Появление легкого, компактного и достаточно мощного двигателя внутреннего сгорания открыло широкие возможности для развития автомобиля. В 1885 г. немецкий изобретатель Г. Даймлер, а в 1886 г. его соотечественник К. Бенц начали производство первых самодвижущихся экипажей с бензиновыми двигателями. Немалый вклад в широкое распространение автомобильного транспорта внес американский изобретатель и промышленник Г. Форд. В России автомобили появились в конце XIX в.

Первым отечественным автомобилем, сделанным на отечественном заводе, был знаменитый «РуссоБалт», который сошел с конвейера 26 мая 1909 года. Благодаря успешным выступлениям в гонках (Петербург-Рига-Петербург 1909 года), ралли (девятое место в абсолютном зачете ралли «Монте-Карло» 1912 года), пробегах (военный испытательный 1912 года и пробег по Африке 1913 года) автомобили «РуссоБалт» получили репутацию надежных и выносливых машин. Автомобиль показал отличные результаты, ему был присужден Кубок выносливости, русский автомобиль признали самым надежным в мире. Собственно, у власти этот автомобиль оказался в почете именно потому, что показывал достойные результаты. В итоге, с 1909;го по 1918;ый Русско-билтийский завод сделал 625 автомобилей, в среднем в год около 150 машин, что превышало показатели, например, «Роллс Ройса» или «Опеля». [3]

Первый уже серийный автомобиль был грузовым. Это был модернизированный «Фиат-15», получивший название «АМО-Ф-15». В начале тридцатых годов был начат серийный выпуск легковых и грузовых «ГАЗ-М-1», спроектированных на базе американского «Форда-А».

Возобновление подлинно отечественного автопрома произошло после войны. «Победа» или ГАЗ-М-20 был создан в 1943 г. Сам силуэт «Победы» разработал молодой дизайнер Вениамин Самойлов. В 1945 г. прототип был продемонстрирован Сталину.

А массовое производство началось в 1946;м. году. «ГАЗ-М-20» стал первым в мире серийным автомобилем с кузовом «бескрылой» формы. На «Победе» впервые появились электрические указатели поворотов и стоп-сигналы, звуковые сигналы высокого и низкого тонов. «Победа» послужила зарубежным конструкторам примером для подражания. В частности, английский «Standard Vanguard» 1947 года был практически точной копией. «ГАЗ-М-20» оказался первым автомобилем Горьковского автозавода, производимым на экспорт.

Впрочем, почти бок о бок с «Победой» на АЗЛК началось спешное производство довоенного «Опель-Кадета», который получил в слегка модернизированной версии название «Москвич-400».

С 1960 года начинается выпуск «Запорожца-965», в котором были совмещены элементы европейских машин: «Фиата-600» и «Фольксвагена битл». Первая модель отечественных «Жигулей», так называемая «копейка», была скопирована с «Фиата-124». Чтобы наладить выпуск «Жигулей», впервые в истории отечественного автопрома решили закупить за рубежом целый завод по производству легковых автомобилей. А саму машину оснащали амортизаторами польского производства, аккумуляторами болгарского производства, разными приборами, арматурой и приемником венгерского производства.

Непревзойденными российскими «вездеходами» стали НИВА (активно поставляется на экспорт, особенно в горные страны) и УАЗ. Это и понятно, учитывая природные условия (к сожалению, сюда можно прибавить и качество дорог). Но уже последняя модель УАЗа — Patriot — скомплектована во многом из импортных деталей, а «Niva» производится на заводе Chevrolet. [14]

1.2 Состав и структура автомобильного рынка

Определение автомобильного рынка

Для того, чтобы дать точное определение автомобильного рынка, необходимо вначале определиться с общим экономическим понятием рынка. Далее приведены несколько определений понятия «рынок» в экономической теории.

Рынок — это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

Рынок — совокупность экономических отношений, основанных на взаимном согласии между субъектами рынка по поводу перехода прав собственности на товары или возможность получения услуг.

Рынок — совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуги) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги).

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что рынок как экономическая категория имеет две основные составляющие:

1. Субъекты рынка.

2. Товар.

Субъектами рынка являются потребители/покупатели (представители спроса) и производители/продавцы (представители предложения).

Товар — все, что может быть предложено на рынке для привлечения

внимания, ознакомления, использования или потребления и что может удовлетворить нужду или потребность. Товаром может быть материальный объект, услуга или нематериальный объект (например: патент, авторское право).

С учетом всего вышеизложенного, можно дать следующее определение автомобильного рынка:

Автомобильный рынок — это совокупность экономических отношений, благодаря которым происходит взаимодействие субъектов рынка с целью

обмена готовых автомобилей на денежные средства или их эквиваленты.

Товаром автомобильного рынка является готовый автомобиль. Под готовым автомобилем подразумевается механическое транспортное средство, имеющее более двух колес, способное к передвижению без внесения дополнительных изменений в его конструкцию.

Таким образом, товаром автомобильного рынка нельзя считать, например: мотоциклы и т. п., отдельные агрегаты автомобиля и запчасти.

Автомобиль, как товар, должен удовлетворять нужды или потребности покупателей автомобильного рынка. В маркетинге выделяется три формы проявления желаний потребителей:

1. Нужда — это испытываемый человеком недостаток в чем-то необходимом.

2. Потребность — это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека.

3. Запрос — потребность, которую человек способен реализовать в силу своих финансовых возможностей.

По причине того, что каждый человек обладает собственной индивидуальностью и ограниченным материальным ресурсом, можно сказать, что в рыночных условиях желания покупателей проявляются только в форме запросов.

Определение отраслевого рынка и временного интервала исследования

Автомобильный рынок в целом делится на две большие группы, имеющие кардинальные различия:

1 — рынок легковых автомобилей частного пользования;

2 — рынок коммерческого автотранспорта — это: автобусы, грузовики, спецтехника и т. п.

На современном этапе развития рынка прослеживается тенденция к снижению доли отечественных автомобилей и увеличению количества автомобилей иностранных марок, собранных на территории России. Специфика анализа заключается в исследовании автомобильного рынка России и мира, а также анализ отечественной марки на примере Ульяновского автомобильного завода.

Временной промежуток: 2010;2013 года. Данный временной период был принят к исследованию, так как наибольший интерес представляет собой современное состояние автомобильного рынка.

География рынка

Данные исследования охватывают всю территорию нашей страны, а также весь мир в целом. Нужно отметить, что далеко не каждый город с населением более 500 тыс. человек может похвастаться наличием автосалонов хотя бы половины марок, из числа представленных в России. Несмотря на это, расстояния не играют существенной роли для потребителей данного рынка. Необходимость приобрести автомобиль возникает достаточно редко, а товар этот длительного использования, так что издержки приобретения получаются относительно малыми.

Самая большая концентрация дилерских автосалонов приходится на Москву и Московскую область, а также на Санкт-Петербург. Здесь представлены абсолютно все марки иностранных компаний. Центральный регион является лидером по продажам. Именно поэтому «завоевание» автомобильного рынка России начинается с него.

Структура рынка

Мировой и российский рынок новых легковых автомобилей можно представить в виде следующей схемы движения готового автомобиля:

Автопроизводитель>Импортер>Дилер>Субдилер>Покупатель

Таким образом, рассматриваемый рынок характеризуется двух — или трехуровневой системой распределения от производителя до конечного потребителя. Нужно учитывать то, что при организации производства на территории России цепь поставок сокращается за счет исключения звена «импортер». Выяснить количество компаний-импортеров достаточно сложно, по причине «закрытости» этого сектора. Стоит помнить о том, что некоторые автопроизводители пользуются услугами нескольких импортеров для распределения рисков.

Субъекты отраслевого рынка

Субъекты отраслевого рынка:

Покупатели. Покупателями данного рынка являются физические и юридические лица. Большая часть физических лиц, индивидуальных граждан, покупают легковой автомобиль для личного пользования. Некоторые используют его с целью получения прибыли: частный извоз, организация экскурсий и т. п. Потенциально покупателем является каждый гражданин страны, достигший 18 летнего возраста. Юридические лица приобретают транспорт с целью обеспечения большей мобильности и независимости своего бизнеса, а также для организации бизнеса по перевозке пассажиров.

Продавцы, дилеры, импортеры. Продажа легковых автомобилей частными лицами распространена, в основном, в сегменте поддержанных машин, но есть и небольшой процент новых автомобилей — это модели и марки, не поступающие в Россию по официальным каналам. Подавляющее большинство автомобилей реализуются специализированными институтами — автомобильными дилерами. Все дилеры обязаны заключить с официальным представительством договор, и вправе рассчитывать на поддержку. Однако, в обмен на право продажи автомобилей той или иной марки, дилеры приобретают обязанности по ведению бизнеса с соблюдением корпоративных норм марки и полностью берут на себя все связанные с этим расходы. Помимо официальных дилеров, на рынке присутствуют так называемые «серые» дилеры, реализующие автомобили под определенными брендами, но не имеющие соглашения с официальным представительством компаний. Часто «серые» дилеры используют в оформлении салонов логотипы автомобильных компаний, хотя это незаконно.

Процесс выхода каждой новой модели на отечественный рынок и последующая доставка товара на территорию нашей страны сопряжены с большими трудностями. Чтобы получить разрешение на продажу новой модели автомобиля необходимо пройти ее сертификацию, а это дорогостоящая процедура. Доставка автомобиля клиенту, если конечно его не собирали в России, сопряжена с трудностями пересечения границы. Все эти расходы не под силу отдельно взятому дилеру. [15]

Официальные представительства всегда берут на себя расходы по сертификации. Организация потока заказанных автомобилей через таможенные барьеры ложится на «плечи» компаний-импортеров. Их может быть несколько, в зависимости от политики автопроизводителя. Большинство западных компаний на данный момент перешли на централизованные поставки, то есть одного импортера. При этом компании-импортеру не запрещено иметь свои дилерские сети.

Дифференциация продукта

Основным продуктом рассматриваемого рынка является непосредственно готовый легковой автомобиль.

Продукт призван удовлетворить потребности человека в перемещении, и связанные с этим потребности: коммуникация, общение, независимость, стиль, статус, прихоть. Дополнительными товарами здесь могут являться: фирменные аксессуары от компании, не предусмотренные официальным поставщиком «улучшения» автомобиля — тюнинг, установка противоугонных систем, автострахование и автокредитование. [13]

Товар на рассматриваемом рынке относится к группе потребительских и не продовольственных товаров. По чистоте спроса — товары редкого спроса, с явно выраженной тенденцией к уменьшению периода между покупками.

Товаром заменителем на данном рынке может служить только государственный и коммерческий транспорт общего пользования. Его позиции особенно сильны в крупных городах, переполненных автомобилями и с развитой структурой общественного транспорта.

При перемещениях на большие расстояния легковой автомобиль уступает ж/д транспорту по стоимости, но выигрывает по удобству. Авиатранспорт намного быстрее. Мотоциклы и велотранспорт могут составить конкуренцию автомобилям только в странах с жарким климатом и невысоким уровнем жизни, к которым Россия не относится.

Покупатели зачастую приобретают вместе с автомобилем еще один товар — сервисное обслуживание. Официальные дилеры рекомендуют своим клиентам обращаться по поводу любого ремонта в свои автосалоны. Однако, иногда ремонт в неавторизованном сервисе обходится дешевле и происходит с аналогичным качеством. Первоначально покупатель вынужден обращаться только к официальному дилеру вплоть до окончания гарантийного срока, в противном случае гарантия производителя аннулируется.

Конъюнктура рынка

Конъюнктура рынка (сегментирование). Самая общая классификация товаров на рынке легковых автомобилей — это критерий размерного класса машины. Согласно общеевропейской классификации выделяют:

· «А-класс» — малолитражки, длина: до 3,6 м.;

· «В-класс» — компактные автомобили, длина: 3,6 — 4,2 м.;

· «С-класс» — средний класс, длина: 4,2 — 4,4 м.;

· «D-класс» — семейные автомобили, длина: 4,4 — 4,7 м.;

· «Е-класс» — бизнес-класс, длина: 4,7 — 5 м.;

· «F — или S-класс» — представительские автомобили, длина: более 5 м.;

Также различные категории внедорожников и спортивных автомобилей.

Можно отметить две серьезные тенденции. Во-первых, с каждым новым поколением своих моделей автомобильные компании увеличивают их габаритные размеры, стремясь обеспечить больший уровень комфорта, чем у конкурентов. Таким образом, машины переходят в следующий размерный класс. Один из примеров: современная модель Volkswagen Polo класса «В» даже немного превосходит по размерам первое поколение модели Golf — родоначальника «С-класса». В-вторых, автопроизводители стремятся удовлетворить как можно больше потребностей покупателя одним автомобилем, что приводит к возникновению моделей на стыке классов. Самый яркий пример «Nissan Qashqai», находящийся на стыке между автомобилями «С-класса», минивенами и внедорожниками — это новый тип автомобиля SUV (Sport Utility Vehicle). Небывалый успех этого автомобиля позволяет судить о том, что межклассовых автомобилей будет появляться все больше. Практически все размерные классы подразделяются на виды по типу кузова автомобиля. Виды автомобилей по типу кузова:

· седан;

· 3-х дверный хэтчбек;

· 5-и дверный хэтчбек;

· универсал;

· купе;

· кабриолет;

· родстер;

· микроминивен;

· минивен;

· вен;

· компактный внедорожник;

· внедорожник.

На современном этапе можно отметить появление новых типов кузовов: на стыке купе и седана — модель «Mercedes-Benz CLS». Далее сегментировать рынок необходимо по ценовому признаку, так как ввиду большой стоимости автомобиля этот показатель является определяющим. Можно выделить следующие категории:

· до $ 15.000

· от $ 15.000 до $ 25.000

· от $ 25.000 до $ 45.000

· от $ 45.000 до $ 80.000

· свыше $ 80.000

Категория, к которой относится та или иная модель, зависит от размерного класса автомобиля и стратегии компании-производителя. Комбинация параметров размерного класса и типа кузова, направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей различных категорий населения. При совмещении вышеуказанных комбинаций удовлетворяются узкоспециализированные потребности людей с высоким материальным положением.

Реклама на автомобильном рынке

Реклама легкового автомобиля имеет свои особенности, как и все отраслевые продукты. Основная особенность в целевой направленности и создании образа, в отличие от «информационного шума», применяемого при продвижении многих потребительских товаров.

Также существует и особенность распространения информации «из уст в уста». Дело в том, что воздействовать на этот сегмент маркетологам не имеет смысла: один и тот же автомобиль у каждого человека может вызывать абсолютно различные ощущения. Единство мнений достигается только по вопросу надежности его эксплуатации.

Сейчас продается не автомобиль, и даже не «не образец современного технического прогресса», а идея — философия. Все западные компании строят свои маркетинговые компании на основе единого «слогана», отражающего философию бренда: Ford — «Навстречу переменам», Toyota — «Управляй мечтой». Изменился «слоган» — изменилось и позиционирование марки.

Реклама на рынке легковых автомобилей приоритетно размещается на медианосителях национального масштаба в секторе развлечений, особенно кино.

Некоторые особенности продвижения легковых автомобилей:

· Реклама на телевидение: только федеральные или региональные каналы, рейтинговое время, профильные программы, кинопоказы, спорт.

· Радио — специализированные радиостанции.

· Пресса — федеральный уровень: автомобильные журналы, журналы о бизнесе и финансах, спорте, географии и природе, реже в «дамских» журналах; практически нет в черно-белых изданиях. Часто выпускают собственные издания.

· Наружная реклама: растяжки, плакаты и т. п.

· Особое внимание уделяется оформлению дилерских центров в корпоративном стиле и обилию информационных носителей: листовки, прайс-листы, каталоги, сувениры, визитки и т. п.

· Интернет: собственные сайты компаний-производителей, размещение рекламы на профильных порталах.

· Директ-маркетинг: создание клубов поклонников той или иной марки автомобиля, клубные карты и привилегии, мероприятия, конкурсы, регулярные почтовые рассылки.

Автопроизводители стараются сокращать бюджеты на рекламу в традиционных СМИ, и наращивать — на рекламу в Интернете. По мнению экспертов, в первую очередь это связано с изменением поведения покупателей автомобилей. В поисках своей машины они все меньше изучают традиционные СМИ и все больше времени проводят в Сети. Подобные тенденции присущи и другим рынкам.

Состояние автомобильного рынка мира

Таблица 1 «Продажи легковых автомобилей в мире» Продажи автомобилей в мире на 2013 год, http: //mostinfo. su/:

Сегменты

2011 г., млн. шт.

2012 г., млн. шт.

2013 г., млн. шт.

Продажи автомобилей в мире

58,89

61,87

64,47

Канада

1,59

1,68

1,69

США

12,73

14,40

15,00

Германия

3,17

3,08

3,14

Россия

2,65

2,93

3,08

Китай

10,04

10,65

11,75

В итоге можно сказать, что наибольший объем продаж среди конкурентоспособных стран наблюдается у США (2011 год — 12,73 млн., 2012 год — 14,40 млн., 2013 год — 15,0 млн.) и Китая (2011 год — 10,04 млн., 2012 год — 10,65 млн., 2013 год — 11,75 млн.). Неплохое положение на мировом рынке автомобилей занимает и Россия (2011 год — 2,65 млн., 2012 год — 2,93 млн., 2013 год — 3,08 млн.). Кроме того, необходимо отметить, что во всех странах происходит значительный рост продажи автомобилей, а это говорит о наличие спроса и улучшение качества автомобильного рынка в целом.

Таблица 2 «Темп прироста проданных автомобилей в мире» :

Наименование показателя:

2011 г., млн. шт.

2012 г., млн. шт.

2013 г., млн. шт.

Темп прироста 2011/2012 г., %

Темп прироста 2012/2013 г., %

Продажи автомобилей в мире

58,89

61,87

64,47

5,06%

4, 20%

Канада

1,59

1,68

1,69

5,66%

0,59%

США

12,73

14,40

15,00

13,11%

4,16%

Германия

3,17

3,08

3,14

— 2,84%

1,94%

Россия

2,65

2,93

3,08

10,56%

5,11%

Китай

10,04

10,65

11,75

6,07%

10,32%

Расчеты:

Тр = У2/ У1 * 100%, где У1 — базисный период, У2 — отчетный период.

Тпр = Тр% - 100%

В итоге можно сказать, что в мире темп прироста за 2011/2012 года немного больше (5,06%), чем за 2012/2013 года (4, 20%). В Канаде, США и России наблюдается значительное уменьшение темпа прироста в 2012/2013 году по сравнению с 2011/2012 годами. В Германии темп прироста незначительный в 2012/2013 году. В Китае наблюдается увеличение темпа прироста в 2012/2013 годах (10,32%) по сравнению с 2011/2012 годами (6,07%).

Состояние автомобильного рынка России На протяжении ряда лет Россия становится все более заметным игроком на мировом рынке. Автомобильная промышленность — не исключение.

На долю Москвы сейчас приходится чуть более 10% российского парка и порядка 20% российского рынка легковых автомобилей. Еще порядка 6,2% парка и 8−10% рынка приходится на долю Московской области. На учет в ГИБДД Москвы ежегодно встает более 30% иномарок, продаваемых на российском рынке. Несмотря на ежегодное смещение доли продаж в пользу регионов, по ряду иностранных брендов (в основном наиболее дорогих) доля Москвы по-прежнему превышает 50%. Московский рынок является также «транзитным» для регионов близлежащих к Москве. Значительная часть покупателей из областей, граничащих или находящихся в радиусе 300−600 км от Москвы (Тульская, Владимирская, Тверская, Смоленская, Калужская, Рязанская, Ярославская, Ивановская и др.) приобретает новые автомобили в столице.

Состояние автомобильного рынка России за 2011;2013 годы улучшилось. Совокупный объем продаж автомобилей всех типов и всех сегментов по источникам происхождения (традиционные российские марки, иномарки российской сборки, новый импорт и подержанный импорт) составил в 2011 г.2,65 млн. шт., в 2012 г. 2,93 млн. шт., в 2013 г. 3,08 млн. шт.

Долевая структура рынка машин (по происхождению) в каждом из трех секторов (легковые, грузовые и автобусы) изменялась в течение года в соответствии с присущей каждому сектору закономерностью. Сравнение структуры рынка легковых автомобилей по их происхождению за последние два года выявило следующие изменения. Абсолютный рост продаж отмечен во всех сегментах рынка. Кроме того, российский рынок легковых автомобилей отличается высоким уровнем разделения по моделям, что характеризует его относительную развитость, но создает проблемы в конкурентоспособности по масштабам производства.

Таблица 3 «Продажи новых легковых коммерческих автомобилей в России» Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей по месяцам, www.aebrus.ru:

Месяц

2010 г., шт.

2011 г., шт.

Январь

74 002

127 977

Февраль

91 930

165 898

Март

126 938

224 495

Апрель

165 565

235 473

Май

159 022

235 170

Июнь

176 026

246 429

Июль

177 410

225 524

Август

169 987

224 764

Сентябрь

187 057

235 909

Октябрь

189 516

240 865

Ноябрь

190 133

239 490

Декабрь

205 208

251 414

Итого:

В итоге можно сказать, что продажи новых легковых коммерческих автомобилей в России значительно увеличились в 2011 году, по сравнению с 2010 годом. Всего за 2011 год продажи выросли на 740 614 штук, по сравнению с 2010 годом. Это говорит о конкурентоспособности и устойчивом положении России на автомобильном рынке.

Таблица 4 «Темп прироста продажи новых легковых автомобилей в России» :

Наименование показателя:

2010 г., шт.

2011 г., шт.

Темп прироста 2010/2011 г., %

Январь

74 002

127 977

72,93%

Февраль

91 930

165 898

80,46%

Март

126 938

224 495

76,85%

Апрель

165 565

235 473

42,22%

Май

159 022

235 170

47,88%

Июнь

176 026

246 429

39,99%

Июль

177 410

225 524

27,12%

Август

169 987

224 764

32,22%

Сентябрь

187 057

235 909

26,11%

Октябрь

189 516

240 865

27,09%

Ноябрь

190 133

239 490

25,95%

Декабрь

205 208

251 414

22,51%

Итого:

38,72%

Расчеты:

Тр = У2/ У1 * 100%, где У1 — базисный период, У2 — отчетный период.

Тпр = Тр% - 100%

В итоге можно сказать, что темп прироста продаж 2011 года по сравнению с 2010 годом достаточно высокий. Это говорит о значительном увеличение спроса на товары автомобильного рынка России.

Глава 2. Исследование рынка автомобилей на примере ОАО «УАЗ»

2.1 Характеристика ОАО «УАЗ»

История развития ОАО «УАЗ»

Во время Великой Отечественной войны руководством СССР было принято решение о эвакуации московского автозавода ЗИС в Ульяновск. 20 октября 1941 года сюда прибыли из Москвы первые специалисты, а в мае 1942 года предприятие начало выпуск автомобилей ЗИС-5, через 2 месяца предприятие выпускало до 30 грузовиков в сутки.

22 июня 1943 года Государственный комитет обороны принял решение о строительстве в Ульяновске автомобильного завода на базе эвакуированных мощностей ЗИСа. К маю 1944 года, был собран первый опытный образец 3,5-тонного грузовика — УльЗИС-253. В конце 1944 года выпуск ЗИС-5 был передан на автозавод в Миассе, а заводу было поручено освоить и наладить выпуск автомобилей марки ГАЗ-АА.

С 26 октября 1947 года предприятие собирало грузовики ГАЗ-АА, с 1954 года ГАЗ-69, а с 1956 года изготавливало ГАЗ-69 и ГАЗ-69А из узлов собственного производства. На заводе был создан малотоннажный грузовик УАЗ-450Д. В мае 1966 года в Москве, грузовой автомобиль УАЗ-452Д был удостоен золотой медали ВДНХ.15 декабря 1972 года с конвейера Ульяновского автозавода сошли первые УАЗ-469. Миллионный автомобиль сошёл с конвейера завода 18 февраля 1974 года. В 1985 году вездеход был модернизирован и, согласно новой классификации, получил индекс 3151. Выпускался в модификациях 31 512, 31 514, 31 519 и других до 2005 года. С 1999 года также выпускалась удлинённая модификация УАЗ-3159 «Барс» .

В 1980;е годы началась разработка новой модельной линии более крупных внедорожников, но в серийное производство разработанный УАЗ-3160 вышел только в 1997 году.

Сведения об ОАО «УАЗ»

Полное наименование: Открытое акционерное общество «Ульяновский автомобильный завод»

Местонахождение: Российская Федерация, г. Ульяновск, Московское шоссе, 92

Дата государственной регистрации: 30.10.1992 г.

Основными видами деятельности общества являются: разработка, производство, маркетинг, сбыт и гарантийное обслуживание автомобилей, запасных частей к ним, в том числе для федеральных государственных нужд.

Перечень средств массовой информации, в которых публикуется информация об обществе:

· Панорама «УАЗ» ;

· Народная газета;

· Российская газета.

Миссия ОАО «УАЗ»: быть лидером в России и на рынках развивающихся стран по производству и сбыту надежных малотоннажных автомобилей повышенной проходимости.

В курсовой работе представлены: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, среднесписочная численность работников. [см. Приложение А]

УАЗ производит многофункциональные машины, они станут хорошим помощником в работе и подойдут для любителей активного вида отдыха. Автомобили УАЗ могут решить проблемы по перевозке людей и грузов при плохих дорогах и при полном их отсутствии.

Автомобилестроительный завод «УАЗ» просто умеет применять технологические положительные стороны и добивается успеха при помощи эффективного производства при самых минимальных затратах.

Преимущества автомобильного рынка ОАО «УАЗ»

Ульяновский автомобильный завод вот уже более 70 лет выпускает автомашины УАЗ. По разным дорогам, независимо от времени года, в разных климатических условиях, зимой — при морозе — 45 градусов и летом — при жаре +45 градусов может ездить эта машина с ведущими передними и задними мостами. Поэтому автомашина УАЗ — машина — вездеход. Сейчас Ульяновский автомобильный завод выпускает более 40 разновидностей и модификаций УАЗ. Последние модели УАЗ вышли на один уровень со знаменитыми во всем мире иностранными автомашинами «Джип», способными ездить по полному бездорожью. Таким образом, автомашины УАЗ предназначены для передвижения по сельской дороге, но имеют комфортабельный салон, красивый внешний вид, которые отвечают требованиям современного покупателя. УАЗ является машиной-вездеходом, так как предназначен для езды по сырой, болотистой, труднопроходимой дороге. Именно УАЗ устроен специально для суровых климатических условий, может выдержать зимние морозы и летнюю жару.

Преимущества автомобилей УАЗ:

1. УАЗ является машиной-вездеходом, так как предназначен для езды по сырой, болотистой, труднопроходимой дороге.

2. УАЗ устроен специально для суровых климатических условий нашей республики, может выдержать зимние морозы и летнюю жару.

3. Для жителей сельских местностей наиболее подходит автомашина УАЗ, так как имеет высокую проходимость, рыночная стоимость соответствует доходу сельского труженика и можно легко достать запчасти для этой машины. [10]

Отраслевые риски ОАО «УАЗ»

ОАО «УАЗ» осуществляет свою хозяйственную деятельность на внутреннем и на внешнем рынках, в связи с чем ему присущи риски, связанные с внутренней и внешней рыночной конъюнктурой. К основным рискам производства и реализации автомобилей ОАО «УАЗ» относит:

· снижение лояльности конечных покупателей готовой продукции;

· значительную зависимость объемов автомобильного рынка от социально-экономического положения в стране, уровня потребительских ожиданий и доступности автомобильных кредитов;

· моральное устаревание производимого модельного ряда и зависимость от успешных результатов новых научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, проводимых ОАО «УАЗ» и финансовых ограничений на их проведение;

· усиление конкуренции на рынке автопроизводителей;

· снижение ценового преимущества за счет роста цен на сырье;

· износ основных производственных фондов;

· увеличение ввозных пошлин в странах-экспортерах, рост транспортных тарифов;

· снижение потребительского спроса и усиление конкуренции на рынках сбыта.

Автомобильное производство является зависимым также и от смежных отраслей промышленности, включая производство химических компонентов, металла, резинотехнических изделий. Изменения рыночной ситуации в данных отраслях влияет также и на основную производственную деятельность ОАО «УАЗ» .

Для снижения отраслевых рисков автомобильной отрасли ОАО «УАЗ» планирует оперативно реагировать на изменения путем анализа и разработки мер для устранения негативного влияния, в частности, проводить следующие мероприятия:

· разработка новых моделей автомобилей, а также модернизация существующего модельного ряда с целью повышения потребительских качеств продукции и обеспечения соответствия требованиям стандартов качества, экологичности и безопасности;

· реализация программы снижения издержек, в том числе поиск альтернативных поставщиков качественных и недорогих материалов и комплектующих;

· заключение долгосрочных договоров с поставщиками сырья и комплектующих изделий с целью оптимизации затрат во времени;

· модернизация действующих производственных мощностей.

Состояние ОАО «УАЗ»

Несмотря на отсутствие в модельной линейке явных новинок, Ульяновский автозавод закончил 2013 год с рекордным показателем продаж автомобилей, реализованных на внешних рынках. Согласно данным предприятия, на экспорт отгружен 10 421 автомобиль. Это на 37% больше показателя 2012 года. Автомобили UAZ были поставлены в 20 стран.

Основу поставок, как нетрудно догадаться, составили внедорожники UAZ Patriot. Объем их продаж на 20 мировых рынках вырос на 25%, по сравнению с 2012;м. При этом в России самый популярный продукт предприятия вышел в минус. За 12 месяцев минувшего года наши «патриотически» настроенные фермеры и охотники приобрели на 5% меньше UAZ Patriot, нежели годом ранее.

На 7% выросли экспортные продажи другой модели — UAZ Pickup. Данный тип кузова активнее стали предпочитать и на родине. Об этом свидетельствует тот факт, что в 2013;м усилиями соотечественников было приобретено на 9% UAZ Pickup больше, чем в 2012;м.

За последние годы выросло количество автомобилей, экспортируемых за пределами Российской Федерации. Количество проданных автомобилей на внутреннем рынке сократилось в 2013 году на 10 817 штук по сравнению с 2012 годом. [см. Приложение Б]

Как информирует пресс-служба Ульяновского автозавода, основной рост продаж пришелся на страны дальнего зарубежья, где объемы реализации выросли на 25%. При этом рост количества проданных автомобилей в государствах СНГ составил более 17%. В наступившем году предприятие намерено обратить свои взоры в сторону таких рынков, как страны Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России за первый месяц 2014 года снизились на 6% по сравнению с январем 2013 года. Дилеры реализовали 152 662 единицы техники. Незначительное уменьшение объема продаж, может говорить о перенасыщении состояния автомобильного рынка на данный момент.

2.2 Анализ рынка автомобилей ОАО «УАЗ»

Таблица 5 «Объемы продаж ОАО „УАЗ“ в соответствующих сегментах» Информация ОАО «УАЗ», [Электронный ресурс] - http: //www.uaz.ru/company/investors:

Соответствующие сегменты:

2010 г., шт.

2011 г., шт.

2012 г., шт.

Доля (2012), %

SUV (внедорожник)

23 242

28 229

29 129

48,0%

пикап

1 479

2 497

3 639

6,0%

LCV (легкий коммерческий а/м)

13 296

17 973

16 016

26,4%

MPV (микроавтобус)

11 026

8 449

11 869

19,6%

Итого:

49 043

57 148

60 653

100%

Из таблицы видно, что наибольшую долю занимают внедорожники (48%), затем идут легкие коммерческие автомобили (26,4%), еще меньше приходится на микроавтобусы (19,6%), а наименьшую долю занимает пикап (6%). Из этого можно сделать вывод, что автомобильный рынок ОАО «УАЗ» ориентируется на внедорожники.

Таблица 6 «Темп прироста продаж ОАО „УАЗ“ в соответствующих сегментах» :

Наименование показателя:

2010 г., шт.

2011 г., шт.

2012 г., шт.

Темп прироста 2010/2011 г., %

Темп прироста 2011/2012 г., %

SUV (внедорожник)

23 242

28 229

29 129

21,45%

3,18%

пикап

1 479

2 497

3 639

68,83%

45,73%

LCV (легкий коммерческий а/м)

13 296

17 973

16 016

35,17%

— 10,89%

MPV (микроавтобус)

11 026

8 449

11 869

— 23,38%

40,47%

Итого:

49 043

57 148

60 653

16,52%

6,13%

Расчеты:

Тр = У2/ У1 * 100%, где У1 — базисный период, У2 — отчетный период.

Тпр = Тр% - 100%

Анализируя данные таблицы, можно сказать, что темп прироста всех автомобилей снизился в 2011/2012 году (6,13%) по сравнению с 2010/2011 годом (16,52%). Снизился темп прироста пикапов в 2011/2012 году (45,73%) по сравнению с 2010/2011 годом (68,83%), внедорожников в 2011/2012 году (3,18%) по сравнению с 2010/2011 годом (21,45%) и легких коммерческих автомобилей в 2011/2012 году (-10,89%) по сравнению с 2010/2011 годом (35,17%). Зато увеличился темп прироста микроавтобусов в 2011/2012 году (40,47%) по сравнению с 2010/2011 годом (-23,38%).

2.3 Перспективы развития ОАО «УАЗ»

В течение 2014 года Ульяновский автомобильный завод продолжит работу по модернизации производственной площадки, по внедрению новых технологий и по совершенствованию выпускаемых автомобилей.

По словам Генерального директора ОАО «СОЛЛЕРС» и ОАО «УАЗ» В. А. Швецова, на предприятии будут созданы универсальные производственные мощности, которые позволят наладить выпуск новой линейки автомобилей под брендом УАЗ, а также организовать потенциальное производство автомобилей иностранных брендов.

В феврале этого года на заводе введена в эксплуатацию новая технологическая линия подготовки и катафорезного грунтования кузовов, изготовленная немецкой компанией EISENMANN Anlagenbau GmbH & Co. Все оборудование спроектировано с учетом экологических требований и возможностью дальнейшей модернизации. Все используемые материалы, которые поставляют компании PPG-Helios и Henkel, также отвечают высоким современным требованиям. Проектная мощность составляет 105 тысяч автомобилей в год что позволяет обрабатывать не только весь модельный ряд UAZ, но и кузова автомобилей потенциальных партнеров.

Еще одно из нововведений — модернизация большого штамповочного комплекса. Установка новой штамповочной линии позволит изготавливать детали для современных автомобилей семейства Patriot, производство которых продолжится до 2020 года. Планируется, что на УАЗе будет установлена и смонтирована новая прессовая линия, которая позволит изготавливать детали для нового модельного ряда по самым последним автомобильным стандартам — штамповать боковину целиком. Это будет прорыв и с точки зрения организации работы, и качества, а самое главное — заложит основу для производства будущей линейки автомобилей Ульяновского автомобильного завода.

Также на заводе планируется создать единый логистический центр. Для этого в январе 2014 года все складские помещения были реорганизованы и сконцентрированы вокруг сборочного конвейера, что сделает структуру производства более управляемой, а учет и хранение товарно-материальных ценностей более эффективными.

Сегодняшний УАЗ расположился на 312 гектарах, и содержать такую площадь просто нерентабельно. Движение к концентрации производства на менее крупных площадках подразумевает необходимость расстаться с частью территории. Вадим Швецов отметил, что модернизация предприятия повлечёт сжатие завода до периметра стандартного производства автомобилей — с 312 гектаров до 50,2 гектара, что позволит ему соответствовать современным требованиям по архитектуре и дизайну современного производства автомобилей. Планируется, что территории предприятия будет разделена на шесть зон: непосредственно сам завод площадью 50,2 гектара, жилую застройку «Запад» (73,5 гектара), зону металлургии (33,5 гектара), «Восток» (56,15 гектара), общественно-деловую зону площадью 39,85 гектара и вспомогательные территории (58,8 гектара). При этом планируется создание 4 331 вакансий, в том числе около 1 500 новых высокотехнологичных рабочих мест. Программа рассчитана на 6 лет. Часть площадей займёт индустриальный парк. [7]

Планируется, что в парке разместятся компании по производству автокомпонентов, а также дочерние компании УАЗа, например, металлургические. В настоящее время мы ведём поиск партнёров, которые хотели бы использовать металлургические мощности для своих проектов. Модернизацию компонентного и металлургического производства мы планируем завершить в 2015 году" , — отметил Вадим Швецов. [7]

В настоящее время за смену Ульяновский автомобильный завод производит 240 автомобилей. Планируется, что по завершении модернизации объём годового производства составит 105 тысяч автомобилей в год.

Новый «Патриот» будет выпускаться каждый год, и изменения коснутся как интерьера и экстерьера, так и шасси и агрегатной части. «Новый «Патриот» будет запущен осенью с абсолютно другим уровнем качества. Изменения затронут весь модельный ряд, который по мере модернизации будет заменять старые модели. Семейство «Патриота» представлено тремя моделями: собственно «Патриотом», «Пикапом» и грузовичком «Карго» грузоподъёмностью 800 килограммов. С недавнего времени автомобили оснащаются немецким сцеплением LUK и корейской раздаткой DYMOS. На выбор предлагается два типа двигателей производства ЗМЗ: 2,7-литровый бензиновый и 2,3-литровый дизельный.

Заключение

Автомобильный рынок в России с каждым годом набирает обороты. Причины автомобильного бума понятны — доходы граждан растут, и автомобиль в России до сих пор считается элементом престижа. Причем многие покупают транспорт классом выше того, что могут себе позволить.

Причины такого ажиотажа не только в росте доходов населения, хотя он тоже присутствует. По данным Росстата выросла доля людей, способных без труда покупать вещи длительного пользования. Также продолжает развиваться и автокредитование. В борьбе за новых клиентов банки совместно с автосалонами предлагают новые льготные программы. Но еще одна неожиданная причина — резкий рост цен на недвижимость.

Многие граждане, копившие на квартиру, поняли, что за ценами им не поспеть. Кое-кто из них бережет деньги, ожидая обвала на рынке недвижимости, а кое-кто, отчаявшись, покупает хорошую машину, желая хотя бы так улучшить качество жизни. Это означает, что в ближайшее время спада на рынке автомобилей ждать не придется.

В курсовой работе были рассмотрены: структура автомобильного рынка, продажи автомобилей в России и мире за последние несколько лет, текущее состояние автомобильного рынка ОАО «УАЗ» .

1. Курс экономической теории, под ред. проф. Чипурина М. Н. и проф. Киселевой Е. А. — Киров: АСА, 2006 г. — 832 с.

2. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. — М.; СПб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 2006 г. — 944с.

3. Шварц А. Автомобиль и построение гражданского общества в России. Журнал «Деньги». № 17 2010 год.

4. Машиностроение Украины и мира «Россия: состояние автомобильного рынка улучшается, 2011;2012 годы», http://ukrmach. dp.ua/

5. Продажи автомобилей в мире на 2013 год, http://mostinfo. su/

6. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей по месяцам, www.aebrus.ru

7. Информация ОАО «УАЗ», [Электронный ресурс] - http://www.uaz.ru/company/press

8. Информация ОАО «УАЗ», [Электронный ресурс] - http://www.uaz.ru/company/news

9. Информация ОАО «УАЗ», [Электронный ресурс] - http://www.uaz.ru/company/investors

10. Журнал Автомир: УАЗ вчера, сегодня, завтра. № 39, 2010 год.

11. Пустынникова Е. В. Оценка интеграционной привлекательности (на примере ОАО «УАЗ»), журнал № 20, 2010.

12. Кухаренков А. В. Особенности развития автомобильного рынка России, журнал № 1, 2013.

13. Карпушина М. А. Особенности международной торговли легковыми автомобилями, журнал № 9, 2013.

14. Электронная версия журнала «За рулем» — www.zr.ru

15. Журнал «5 колесо» — www.5koleso.ru

16. Автомобильный портал — http://avtoavto.ru/

Приложения

Приложение А

Таблица 1 «Бухгалтерский баланс» :

Наименование показателя

2011 г., тыс. руб.

2012 г., тыс. руб.

2013 г., тыс. руб.

Актив

I. Внеоборотные активы Нематериальные активы

Результаты исследований и разработок

177 348

194 827

227 427

Нематериальные поисковые активы

;

;

;

Материальные поисковые активы

;

;

;

Основные средства

5 392 079

5 351 178

5 588 349

в т. ч.: Незавершенные капитальные вложения

317 916

278 116

438 275

Доходные вложения в материальные ценности

30 318

30 714

9 842

Финансовые вложения

2 642 148

7 111 288

8 852 267

Отложенные налоговые активы

;

9 308

23 325

Прочие внеоборотные активы

56 474

42 547

24 759

Итого по разделу I

8 298 871

12 740 304

14 726 522

II. Оборотные активы Запасы

1 452 792

1 631 917

813 323

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

107 286

100 441

175 674

Дебиторская задолженность

6 907 662

11 456 720

8 488 112

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

6 783 653

78 923

27 575

Денежные средства и денежные эквиваленты

508 507

197 464

1 716 175

Прочие оборотные активы

16 999

13 349

17 136

Итого по разделу II

15 776 899

13 478 814

11 237 995

БАЛАНС

24 075 770

26 219 118

25 964 517

Пассив

III. Капитал и резервы Уставный капитал

4 142 657

4 142 657

4 142 657

Собственные акции, выкупленные у акционеров

;

;

;

Переоценка внеоборотных активов

3 339 148

3 297 953

3 264 509

Добавочный капитал

;

;

;

Резервный капитал

414 266

414 266

414 266

Нераспределенная прибыль

3 708 321

4 735 112

3 687 883

Итого по разделу III

11 604 392

12 589 988

11 509 315

IV. Долгосрочные обязательства Заемные средства

2 003 000

3 733 595

5 571 758

В том числе проценты по заемным средствам

;

;

;

Отложенные налоговые обязательства

43 335

;

;

Оценочные обязательства

;

;

;

Прочие обязательства

;

;

;

Итого по разделу IV

2 046 335

3 733 595

5 571 758

V. Краткосрочные обязательства Заемные средства

5 584 159

2 004 166

4 357

В том числе проценты по заемным средствам

10 271

4 166

4 357

Кредиторская задолженность

4 631 320

7 483 243

8 369 603

Доходы будущих периодов

;

;

;

Оценочные обязательства

209 519

408 096

509 471

Прочие обязательства

Итого по разделу V

10 425 043

9 895 535

8 883 444

БАЛАНС

24 075 770

26 219 118

25 964 517

Таблица 2 «Отчет о финансовых результатах» :

Наименование показателя

2011 г., тыс. руб.

2012 г., тыс. руб.

2013 г., тыс. руб.

Выручка

26 400 511

27 931 414

26 191 901

Себестоимость продаж

23 452 543

25 225 163

23 480 614

Валовая прибыль (убыток)

2 947 968

2 706 251

2 711 287

Коммерческие расходы

383 259

370 254

490 177

Управленческие расходы

1 160 726

1 047 857

1 259 641

Прибыль (убыток) от продаж

1 403 983

1 288 140

961 469

Доходы от участия в других организациях

46 640

301 033

Проценты к получению

980 059

258 118

4 189

Проценты к уплате

1 001 161

677 926

648 633

Прочие доходы

4 609 859

3 477 677

3 715 431

Прочие расходы

5 066 185

3 193 774

5 330 553

Прибыль (убыток) до налогообложения

926 575

1 198 875

997 064

Текущий налог на прибыль

519 284

264 897

94 584

в т. ч. постоянные налоговые обязательства (активы)

270 182

27 013

276 497

Изменение отложенных налоговых обязательств

15 429

10 385

3 722

Изменение отложенных налоговых активов

48 358

41 750

21 222

Прочее

3 997

6 525

Чистая прибыль (убыток)

467 081

985 596

1 080 673

Таблица 3 «Среднесписочная численность работников» :

Показатель

2011 г., чел.

2012 г., чел.

2013 г., чел.

Среднесписочная численность работников

9 642

8 736

8 088

Приложение Б

Таблица 1 «Продажа автомобилей на внутреннем рынке» :

Показатель

2011 г., шт.

2012 г., шт.

2013 г., шт.

Автомобили

57 272

62 953

52 136

из них:

легковые

28 755

30 321

24 663

грузовые

5 311

7 074

6 270

автобусы

7 873

11 897

9 734

спецавтомобили

15 333

13 660

11 469

Машкомплекты

;

;

Итого

57 277

62 953

52 136

Таблица 2 «Продажа автомобилей экспортируемых за пределам РФ» :

Показатель

2011 г., шт.

2012 г., шт.

2013 г., шт.

Автомобили

7 006

7 462

10 258

из них:

легковые

1 955

2 055

2 564

грузовые

1 097

1 133

3 365

автобусы

1 725

1 812

1 533

спецавтомобили

2 229

2 462

2 776

Машкомплекты

;

Итого

7 006

7 564

10 366

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой