Совершенствование системы управления предприятием железнодорожного транспорта
В теории производства фирмы принято выделять три производственных периода, которые отличаются друг от друга не с точки зрения их протяжённости во времени (это следует подчеркнуть особо), а с точки зрения того, как изменяется количество используемых фирмой факторов производства за тот или иной промежуток времени. Как известно, в производственном процессе используется несколько видов факторов… Читать ещё >
Совершенствование системы управления предприятием железнодорожного транспорта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
Управление организацией — это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели. «Управлять — значит, вести предприятие к его цели, извлекая максимальные возможности из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов» , — так охарактеризовал процесс управления А. Файоль.
Процесс управления предусматривает согласованные действия, которые и обеспечивают, в конечном счёте, осуществление общей цели или набора целей, стоящих перед организацией. Для координации действий должен существовать специальный орган, реализующий функцию управления. Поэтому в любой организации выделяются управляющая и управляемая части.
В управляющую часть входит дирекция, менеджеры и информационные подразделения, обеспечивающие работу руководящего звена. Эту часть организации принято называть административно-управленческим аппаратом. Входным воздействием и конечным продуктом управляющей части является информация. Управляющее звено — необходимый элемент любой организации. На этом уровне принимаются управленческие решения как результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения поставленной цели. Управленческое решение принимается с целью преодоления возникшей проблемы, которая представляет собой не что иное, как реальное противоречие, требующее своего разрешения.
Управляемая часть — это различные производственные и функциональные подразделения, занятые обеспечением производственного процесса. То, что поступает на вход управляемой части, и то, что является её выходом, зависит от типа организации.
Развитие организации в первую очередь означает её способность справляться с более сложными и масштабными проблемами.
При этом функция руководства состоит в управлении организацией так, чтобы сделать её способной перейти к следующей стадии жизненного цикла, которая предъявит уже новые требования.
На разных стадиях организационного жизненного цикла баланс «гибкость-управляемость» может меняться, что в свою очередь ведёт к изменению характера проблем, с которыми сталкивается организация.
Таким образом, развитие организации — это закономерное, целесообразное, как правило, эволюционное, управляемое (самоуправляемое) позитивное изменение в заранее обозначенное время самой организации (её целей, содержания, методов, форм организации производственного процесса) и её управляющей системы, приводящее к достижению качественно новых результатов деятельности.
Цель курсовой работы — ознакомиться с функциональным содержанием и структурой организаций.
Важность правильного управления организацией, способность руководства к решению возникающих проблем, правильному структурированию организации сложно переоценить. Актуальность данного вопроса обусловила выбор темы курсовой работы, при написании которой были поставлены следующие задачи:
рассмотреть функциональные составляющие любой организации;
проанализировать взаимодействие функций и структуры организации;
рассмотреть структуру и функциональное содержание ОАО «РЖД»;
рассмотреть западный опыт организации компаний железнодорожного транспорта;
разработать необходимые изменения в ОАО «РЖД»;
спрогнозировать последствия предложенных изменений.
1.Функциональное содержание организации Функция — это совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение частной цели и подчинённых общей цели управления.
Функции, выполняемые в организации, можно разделить на большие группы:
1. производственные функции;
2. функции управления производственными функциями;
3. функции управления управленческой деятельностью.
1.1 Производственные функции организации Рассмотрим производственные функции, их сущность, виды, типы и периоды производств.
Производство — это процесс использования рабочей силы и оборудования в сочетании с природными ресурсами и материалами для изготовления необходимых товаров и выполнения услуг. Производственные услуги труда, капитала и природных ресурсов — это факторы процесса производства. Товары и услуги — это продукты процесса производства. Например, труд, используемый в производстве автомобилей, включает время, затраченное станочниками, мастерами, дизайнерами, менеджерами и всеми другими работниками. В вещественном выражении затраты капитала включают использование зданий, станков, оборудования и инструментов, применяемых работниками. Материалы — это сталь, пластик, стекло, провода, топливо и другие предметы, которые применяются работниками и используются в работе оборудования для создания конечного продукта фирмы — автомобиля. Иногда в качестве факторов производства рассматривают также предпринимательскую способность и информацию.
Любая фирма в ходе своей деятельности должна решать ряд задач. Что и в каком количестве производить? Как производить свою продукцию? По какой цене продавать продукцию? Ответы на эти и другие вопросы находятся в микроэкономике, исходя из предположения, что целью фирмы является максимизация её прибыли. Изучение производства — первый шаг в формировании теории поведения производителя. Решения фирмы относительно предложения того или иного количества продукции на рынке, а также спроса на факторы производства зависят от технологии, используемой фирмой.
Технология — это определённый способ соединения (комбинации) факторов производства в едином производственном процессе, который определяет результирующий уровень выпуска при эффективном использовании факторов производства.
Самым простым и наиболее общим способом описания технологии фирмы является производственная функция, которая определяет максимально возможный уровень выпуска при данном количестве факторов производства и данной технологии:
(1)
где y? количество продукции, выпускаемое фирмой за определённый период времени;
? количество затрат первого фактора производства за тот же период времени;
? количество затрат второго фактора производства за тот же период времени;
? количество n? го фактора производства за тот же период времени;
n? количество факторов (ресурсов), используемых в производственном процессе за данный период времени.
Производственные функции — это функции основного, вспомогательного и обслуживающего производства товаров, услуг, информации или знаний. Их выполняют рабочие, техники, инженеры, секретари, конструкторы, технологи, инспекторы, бухгалтеры и другие работники, которых называют специалистами.
Основное производство — это процессы непосредственного изготовления основной продукции предприятия. Основные процессы в ряде производств делятся на стадии: обрабатывающую, выпускную (сборочную), и так далее.
К вспомогательным относят процессы изготовления продукции, которая используется на самом предприятии для обеспечения основного производства. К вспомогательным производствам можно отнести ремонтное, инструментальное, энергетическое и другие.
Обслуживающие процессы обеспечивают оптимальные условия осуществления основных и вспомогательных производств. К ним относятся складские, транспортные и другие процессы.
Когда говорят о производственных функциях (функции кадров производства, машин и оборудования) предполагают их состав и содержание, структуру и качество осуществления, количество функций, приходящихся на одного рабочего или бригаду, затраты на их осуществление, длительность и уровень повторяемости функций.
В зависимости от функций производства различают несколько типов производства.
Тип производства — это комплексная характеристика технических, организационных и экономических особенностей производства, обусловленная его специализацией, объёмом и постоянством номенклатуры.
Если объём использовать в качестве ключевого фактора в определении разнообразия типов процессов, то можно выявить пять типов производства:
проектное производство. Производит один объект, и всё производственное оборудование переносится на место, где производится продукт (строительный проект или объект).
изготовление продукции по заказам. Производство одного продукта для конкретного клиента. Производитель приспосабливает своё оборудование для производства продукта клиента. Примером может служить система производства на предприятии двигателей, предназначенных для машин с высокими техническими характеристиками.
изготовление продукции партиями. Продукт повторяющегося характера, с относительно большими объёмами. Производство разбивается на операции. Каждая операция завершается определённым количеством заказанных деталей, которые затем используются на следующей операции, и так далее, до окончания производственной стадии.
поточное производство. Объём продукта увеличивается еще больше, появляется необходимость ввести специальный процесс, в котором отдельные части или собранные блоки проходят через каждый этап производства последовательно.
непрерывное производство. Этот процесс характерен, например, для нефтяных или химических очистных сооружений (которые работают непрерывно) и редко встречается на небольших производственных предприятиях.
В теории производства фирмы принято выделять три производственных периода, которые отличаются друг от друга не с точки зрения их протяжённости во времени (это следует подчеркнуть особо), а с точки зрения того, как изменяется количество используемых фирмой факторов производства за тот или иной промежуток времени. Как известно, в производственном процессе используется несколько видов факторов производства: труд, земля, капитал и др. Количество одних факторов производства (например, земли) может оставаться неизменным в течение достаточно длительного периода времени. Так, фермер не покупает новые земельные участки каждый месяц. Зато он может нанимать ежемесячно по одному дополнительному рабочему для обработки имеющегося у него участка земли. Таким образом, количество трудозатрат будет изменяться в продолжение данного периода времени. Постоянные факторы производства — это такие факторы, которые используются фирмой в одном и том же количестве в течение определённого периода времени, т. е. их количество не меняется с изменением объёма выпуска. Переменные факторы производства — это такие факторы, которые используются фирмой в различных количествах в течение определённого периода времени, т. е. их количество изменяется, и в силу этого изменяется объём выпускаемой фирмой продукции. Кратчайшим (мгновенным) периодом производства называется такой период времени, в течение которого все факторы производства остаются постоянными по объёму.
Краткосрочным периодом производства называется такой период времени, в течение которого несколько (или хотя бы один) из факторов производства являются постоянными, тогда как другие (или хотя бы один) факторы являются переменными. Таким образом, в краткосрочном периоде существуют как постоянные, так и переменные факторы производства. Долгосрочным периодом производства называется такой период времени, в течение которого изменяется количество всех используемых в производственном процессе факторов производства. Таким образом, в долгосрочном периоде нет постоянных факторов производства; все факторы производства являются переменными.
1.2 Функции управления производственными функциями организации Рассмотрим функции управления производством, их сущность, признаки и виды.
При ответе на вопрос «кто будет управлять» решается, какие методы управления будут использоваться в управлении, какие люди назначаться на соответственные должности и с какими полномочиями, которые отражены в инструкции. Эти люди должны осуществлять определённые функции в управлении. В результате управления формируется структура управления системы, в которой определены конкретные исполнители, исполняющие конкретные функции и входящие в соответствующие подразделения.
Функции управления производственными функциями — это функции по планированию, прогнозированию, организации, координации, стимулированию и контролю деятельности работников, занятых в основном, вспомогательном и обслуживающем производствах. Данные функции выполняют мастера участков, бригадиры, руководители групп или проектов, другие работники, имеющие в своём подчинении специалистов, действия которых они направляют своими решениями. Этих работников называют менеджерами.
Функции управления производством можно разделить по следующим признакам:
управляемый объект (предприятие, цех, участок, бригада, рабочий);
вид деятельности (экономическая, организационная, социальная);
однородность (общие, специальные функции);
содержание труда (подготовка производства, оперативное управление, снабжение и сбыт, технико-экономическое планирование и анализ, управление кадрами, учёт, финансы и т. д.);
периодичность принятия решений.
Можно выделить основные функции управления производством: организация, нормирование, планирование, координация, мотивация, контроль и регулирование.
Оперативное управление — это непосредственное принятие управленческих решений аппаратом управления в реально существующей производственной ситуации. Процедуры оперативного управления переплетаются с технологией и регулированием (диспетчеризацией) производства. Само оперативное управление тесно взаимосвязано с текущим планированием.
Важнейшей функцией управления производством является функция организации, которая заключается в установлении временных и постоянных взаимоотношений между всеми подразделениями предприятия и в определении условий его дальнейшего функционирования. Данная функция относится к системе управления, характеризуя, присущие ей свойства, структуру, состав, взаимосвязь и процесс взаимодействия указанных элементов. Если рассматривать функцию организации применительно к производственному подразделению предприятия (отдельному цеху), то она в первую очередь отражает структуру управляемой и управляющей систем, которые обеспечивают процесс производства продукции и целенаправленно воздействуют на коллектив людей, реализующих этот процесс.
Функция нормирования — это процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количественную и качественную оценку различных элементов, используемых в процессе производства и управления. Данная функция оказывает воздействие на поведение объекта, дисциплинирует разработку и реализацию производственных заданий, обеспечивая равномерный и ритмичный ход производства, его высокую эффективность. Календарно-плановые нормативы (производственные циклы, размеры партий, заделов деталей и др.), являющиеся элементами нормирования, служат основой планирования, определяют продолжительность и порядок движения предметов труда в процессе производства.
Функция координации — это обеспечение согласованной и слаженной работы производственных и функциональных подразделений предприятия, участвующих в процессе выполнения плановых заданий. Данная функция воплощается в жизнь в форме воздействия на трудовой коллектив, занятый в процессе производства, со стороны линейных руководителей и функциональных подразделений предприятия, которые регулярно и оперативно координируют их деятельность.
Функция мотивации — это оказание воздействия на трудовой коллектив цеха в форме создания побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и личных поощрительных мер. Указанные формы воздействия активизируют работу органов управления, повышают эффективность всей системы управления производством.
Функция контроля — это воздействие на производственные процессы посредством выявления, обобщения, анализа результатов производственной деятельности каждого цеха и доведения их до руководителей подразделений и служб управления с целью подготовки управленческих решений. Данная функция реализуется на основе информации о ходе выполнения плановых заданий (данных оперативного, статистического, бухгалтерского учёта), выявления отклонений от установленных показателей работы (контроля исполнения заданий) и анализа причин отклонений.
Функция регулирования находится в неразрывной связи с функциями координации и контроля. Под воздействием внутренней и внешней среды происходят различные срывы и нарушения в процессе выполнения разработанных программ. При реализации функции регулирования воздействие на коллектив людей, занятых в производстве, осуществляется посредством принятия оперативных мер по предотвращению, а если это не удаётся, то по устранению выявленных отклонений и сбоев в ходе производства.
Функции, участвующие в процессе управления производством, находятся в тесной взаимосвязи, дополняя друг друга, образуя в результате единый цикл управления.
Функция управления управленческой деятельностью.
Рассмотрим функции управления управленческой деятельностью, их сущность, цели и виды.
Функции управления управленческой деятельностью — это стратегическое управление, внешнее представительство и консультационная деятельность. Эти функции выполняют работники, имеющие в своём распоряжении менеджеров и направляющие их деятельность в соответствии с целями и миссией организации. Таких работников называют руководителями.
Каждая управленческая функция наполнена характерным для неё объёмом и содержанием работ и имеет специфическую структуру, в рамках которой она реализуется. Функция управления подчиняется логическому алгоритму, чёткой последовательности регламентированных действий.
Выделяют следующие функции управления: организация производства, планирование (прогнозирование, моделирование, программирование), координация, мотивация, контроль, учёт выполнения поставленных задач, маркетинг.
Основная цель, содержание любой управленческой функции состоит из двух компонентов:
анализ состояния системы, контроль её основных параметров, количественное определение тех факторов, которые выводят систему из состояния равновесия, причин их появления;
определение состава мероприятий, направленных на оптимизацию процесса управления.
Рассмотрим каждую функцию.
Организация производства на предприятии — это вид деятельности по объединению всех составляющих производственного процесса в единый процесс, а также по обеспечению их рационального взаимодействия и сочетания в целях достижения экономической и социальной эффективности производства.
Организация производства является залогом эффективной работы предприятия, так как она создает возможности для высокой производительности трудовых коллективов, выпуска качественного продукта, оптимального использования ресурсов предприятия, а также развития организационной культуры и личности в процессе работы.
Задачи организации производства — это экономия трудовых ресурсов путём упорядочения отношений и связей в производственном процессе, увеличение творческого характера работы сотрудников и обеспечение как коллективной, так и личной заинтересованности в результате работы. Также важной задачей является обеспечение необходимых условий для реализации всех направлений производственной деятельности предприятия.
Существует несколько форм организации производства:
точечная. Работа над деталью при данной форме организации производства происходит в полном объёме на одном рабочем месте. Продукт производится там, где находится основная его часть;
технологическая. Данная форма характеризуется цеховой структурой с последовательной передачей предметов труда. Наибольшее распространение она получила на машиностроительных предприятиях;
прямоточная. Имеет линейную структуру с поштучной передачей предметов труда. Такая форма реализует основные принципы организации процессов: специализация, прямоточность, непрерывность, параллельность. Использование прямоточной формы приводит к уменьшению длительности цикла, использованию рабочей силы с большим эффектом, снижению объёмов незавершенного производства;
предметная. Данная форма организации производства имеет ячеистую структуру с последовательной или параллельно-последовательной передачей предметов труда. Предметное построение производственных участков обеспечивает прямоточность и снижение длительности цикла, а также обеспечение передачи предметов с одной операции на другую без транспортировки на склад;
интегрированная. Данная форма производства предполагает собой объединение основных и вспомогательных операций в один интегрированный процесс с ячеистой структурой или линейной пространственной структурой при параллельно-последовательной или последовательной передаче предметов труда. На участках, где имеет место данная форма, необходимо связать в единый производственный процесс такие процессы как складирование, транспортировка, управление, обработка. Это достигается объединением всех рабочих мест при помощи автоматической транспортно-складской системы.
Планирование.
Не будет преувеличением утверждение, что планирование является основой всех жизненных процессов. Планирование является важнейшим этапом и процесса управления, определяющим цели (предприятия, коллектива, личности), наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей, и систему показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных задач.
Наиболее ответственной задачей планирования является прогнозирование. Прогнозирование должно обеспечить решение поставленной стратегической задачи, добиться определённой цели с помощью научного предвидения на основе анализа внутренних и внешних связей организации, изучения экономических тенденций.
Планирование на современном предприятии осуществляется, в несколько этапов: 1-й этап — определить рыночный спрос на продукцию, то есть включаются механизмы маркетинга, системы прогнозирования спроса и изготовления продукции на основе этого прогноза. Какова ситуация во внешней конкурентной среде, на какой товар есть спрос, каковы ожидания потребителей; 2-й этап — провести тщательный анализ номенклатуры выпускаемых предприятием изделий, внести необходимые корректировки в номенклатурный план, определить готовность производства к освоению новых изделий; 3-й этап — принять решения об освоении новых или усовершенствовании старых задач и программ, привести в соответствие с рыночным спросом объём производства и график выпуска изделий, то есть опять используются данные маркетинга.
В результате планирования определяются задачи, которые нужно решать для наиболее эффективного функционирования предприятия, ориентированного на сбыт, на потребителя.
Мотивация и стимулирование труда.
Мотивация — комплекс мероприятий по стимулированию деятельности человека или коллектива, направленный на достижение индивидуальных или общих целей организации.
Эффективная работа предприятия зависит от того, насколько надежно и добросовестно каждый сотрудник исполняет свои обязанности и зачастую прилагает дополнительные усилия, проявляет инициативу. Все это возможно при создании здорового психологического климата в организации, когда люди довольны своей работой, понимают важность поставленных целей, когда обеспечивается постоянное повышение профессиональной квалификации работающих. Для эффективного стимулирования деятельности необходимо знать желания человека, его надежды, опасения. Каждый член коллектива имеет право получить возможность не только обеспечить своё материальное благополучие, но и реализовать свои профессиональные знания, полностью проявить свои индивидуальные способности. Реализация этого права является лучшей формой социальной мотивации.
Управление коллективом будет наиболее эффективным, если ожидания, надежды его членов будут осуществляться и они не будут разочарованы результатами своей работы. Опытный руководитель всегда бывает и тонким психологом, он прекрасно разбирается в истинных мотивах и потребностях своих столь разных сотрудников.
Контроль и учёт.
Эффективно организованный контроль прежде всего ориентирован на решение стратегических задач, на конечные результаты работы и должен быть прост, нагляден и убедителен для каждого исполнителя.
В условиях производства контроль выполнения плана работ, сроков выполнения и особенно качества продукции должен осуществляться на ранних стадиях технологического процесса. Современная теория управления выработала чёткие требования к контролю: он должен быть оперативным, гласным и объективным. С другой стороны, контроль, если говорить о его психологических аспектах, не должен выполнять только карательные функции, а должен быть формой проявления внимания к труду работника, фактором мотивации его трудовой деятельности. И наконец, контроль должен быть экономически целесообразным.
Пожалуй, не будет преувеличением утверждать, что деятельность любой управляемой системы просто невозможна, если не будет организован чёткий, скрупулёзный учёт. Традиционно учёт ведется в количественных или стоимостных показателях, так как задачи этого класса легко поддаются формализации, алгоритмизации и программированию. Учёт должен выполняться по всем подразделениям предприятия и отражать динамику учётных показателей, что позволит применить инструмент анализа тенденций развития производства. Особое внимание постоянно уделяется контролю финансовой деятельности предприятия.
Маркетинг.
Помимо перечисленных основных функций управления предприятие должно решать ещё значительный комплекс взаимосвязанных задач: управление финансовой деятельностью, кадровой политикой, обучением и повышением квалификации персонала, решением научно-исследовательских и конструкторских проблем и т. п. Особое место среди функций управления производством занимает маркетинг, призванный обеспечивать приспособление производства к требованиям и спросу рынка, то есть решать новые для российского предпринимательства задачи. Особая роль теперь отводится потребителю, выдвигающему свои требования к товару, к его технико-экономическим характеристикам, возрастает значение конкуренции, борьбы за покупателя.
2. Взаимодействие функций в организации
2.1 Взаимодействие функций и структуры организации Рассмотрим принципы взаимодействия функций и структуры в организации.
Исходя из уровня сложности функций, их можно объединять или делить между работниками. Соотношение внутренних и внешних процедур в виде линейных и функциональных связей составляет типовое функциональное звено.
Типовое функциональное звено — это звено, которое может взаимодействовать с другими типовыми звеньями. Совокупность типовых звеньев составляет функциональную структуру. Функциональная структура служит для формирования организационной структуры.
Структура организации — особый способ структурирования компании или органа государственного контроля, для того чтобы выполнять свои экономические, социальные и другие функции.
Компания может структурироваться двумя способами.
1. На основе продукта, когда виды деятельности группируются в зависимости от продукта, каждый продукт поддерживается своими собственными функциональными коллективами маркетинга, производства, финансирования и т. д.
Хотя эта структура и дублирует руководящие функции, она позволяет модифицировать деятельность компании в соответствии с требованиями определённого продукта и его рынка. Это считается подходящей структурой для диверсифицированной организации. Слияние авторитета и координации происходит относительно децентрализованного (по сравнению с функциональной структурой), что облегчает быстрое приспособление к изменяющимся условиям рынка. Структура на основе географического положения принимает такую же форму: каждое подразделение базируется в определенной географической зоне. Широко распространены смешанные структуры, основанные на географическом положении и на продукте.
Функционально, когда виды деятельности объединяются в отделы в соответствии с функциями — маркетингом, производством, финансированием и т. д., которые занимаются всеми продуктами организации. Подобные структуры создают эффективный способ координации как внутри отдела, так и во всей организации в целом, когда дело касается единого продукта или услуги. Они также обеспечивают каждому специалисту возможность сделать карьеру, хотя всегда существует такая возможность, что лояльность по отношению к отделу заменит собой лояльность по отношению ко всей организации. Функциональные структуры менее удобны, когда организация диверсифицируется, поскольку трудно адаптировать одни и те же функции к разнообразным требованиям к продуктам или услугам, так как централизация авторитета в этом случае имеет тенденцию к унификации.
При организации функциональной подготовки предприятия, помимо учёта трудоёмкости и сложности, учитывается совместимость функций. По совместимости функции делятся на:
одинаковые — выполняются разными организациями, людьми, но по единым правилам;
однотипные — выполняются по разным правилам, но относятся к одной сфере деятельности;
разнотипные — выполняются по разным правилам и относятся к разным сферам деятельности.
Существуют варианты распределения функций, процедур или операций среди работников:
при выполнении одной или однотипных функций, количество работников определяются трудоемкостью функций, нормой рабочего времени и квалификации работников. Используя данный вариант можно детально разработать методы реализации этих функций.
при выполнении нескольких функций за месяц, квартал или год, или же при разной по характеру совместимости (одинаковая, разнотипная и однотипная) и разной сложности выполнения. Количество и профессионализм работника определяется помимо сложности и трудоёмкости функций, ещё различаем сложность и совместимость функций.
Совместимость функций зависит от однородности процедур или операций, которые способствуют кооперации управленческого труда, сокращению аппарата управления и упрощению функциональной структуры.
Построение организационной структуры включает формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение, разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы и процессы, которые осуществляют в организациях систему управления. Построение структуры основано на принципе сопряжения и соответствия целей, функций, полномочий и ответственности. В действующей организации при совершенствовании структуры, определяется диапазон изменений набора функций. При формировании новой организации распределяется набор функций.
2.2 Структура организации ОАО «РЖД»
Рассмотрим ОАО «РЖД». Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан. Структурное строение данной организации [Приложение А]:
Аппарат управления: департаменты, управления, бухгалтерская служба, иные подразделения аппарата управления [Приложение Б];
Структурные подразделения [Приложение В];
Филиалы [Приложение Г]:
Железные дороги;
Филиалы в области перевозок;
Технико-экономическое и финансовое обеспечение;
Филиалы в области капитального строительства;
Филиалы в области ремонта подвижного состава;
Филиалы в области путевого хозяйства;
Филиалы в области информатизации и связи;
Филиалы в области социальной сферы;
Филиалы — проектные бюро;
Прочие филиалы.
Представительства в Венгрии, Германии, Иране, Китае, КНДР, Польше, Словакии, Украине, Финляндии, Эстонии.
Дочерние и зависимые общества.
Компания ОАО «РЖД» имеет линейно — функциональную организационную структуру. Подразделения образуются по видам деятельности организации. Функциональные подразделения делят на более мелкие производственные, каждое из которых выполняет ограниченный перечень функций.
2.3 Функциональное содержание ОАО «РЖД»
Рассмотрим функциональное содержание ОАО «РЖД».
В России железнодорожный транспорт является одной из крупнейших отраслей хозяйства и основным звеном производственной и социальной инфраструктуры.
Приведём некоторые характеристики состояния и развития железнодорожного транспорта России. Протяженность путей сообщения составляет около 86 тыс. км. железных дорог общего пользования, 55 тыс.км. путей промышленного железнодорожного транспорта.
Объём перевозок грузов железнодорожным транспортом в 2014 году составил 103 млн. тонн. Грузооборот железнодорожного транспорта в 2014 году — 198,4 млрд. тонно-километров. На железнодорожный транспорт пришлось более 45% грузооборота всех видов транспорта [Приложение Д].
Железнодорожный транспорт характеризуется определенным типажом транспортных средств (подвижного состава, подвижных единиц) и производственно-технической базой, необходимой для организации эксплуатации, технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
В логической инфраструктуре железнодорожного транспорта принято выделять две основные составляющие:
Транспортная сеть:
железные дороги;
постоянные технические устройства и сооружения (станции, ремонтные предприятия и т. п., средства управления, связи, автоматики и телемеханики).
Подвижной состав.
Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышение эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.
Главные цели деятельности общества — обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.
ОАО «РЖД» перевозит около 2 млрд. пассажиров и 2 млрд. тонн грузов в год. В ОАО «РЖД» работают почти 842 тысячи сотрудников.
Производственная функция ОАО РЖД заключается в предоставлении услуг по перевозке пассажиров и грузов, в предоставлении сопутствующих услуг:
Перевозка пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования, в том числе для государственных нужд, воинские и специальные железнодорожные перевозки.
Оказание услуг по предоставлению локомотивной тяги.
Транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего и не общего пользования.
Погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожных путях общего и не общего пользования.
Сопровождение и охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях.
Оказание услуг по хранению грузов, в том числе находящихся под таможенным контролем, а также грузобагажа, багажа и ручной клади пассажиров.
Транспортно-экспедиционная деятельность.
Перевозка грузов и пассажиров автомобильным транспортом.
Организация и эксплуатация логистических центров, а также создание интегрированной логистической документации и её реализация на рынке транспортных услуг.
К производственным функциям данной организации так же относятся производство, ремонт и строительство:
Производство, текущее содержание и эксплуатация железнодорожного подвижного состава (в том числе пожарных поездов), контейнеров и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;
Оказание услуг по проведению планового и текущего ремонта, технического обслуживания вагонов, контейнеров и локомотивов, по проведению ремонта колесных пар, а также промывочно-пропарочных работ;
Производство работ по ремонту электромашин, изготовлению электрощитов, электроосветительной аппаратуры и металлоконструкций;
Оказание услуг по приёмке железнодорожного подвижного состава и запасных частей к нему на вагоностроительных и вагоноремонтных заводах;
Оказание услуг по осуществлению производственного контроля и надзора за устройством, изготовлением, монтажом, ремонтом и безопасной эксплуатацией подъёмных механизмов и оборудования;
Выполнение работ по предупреждению и ликвидации пожаров, других аварийных и чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте, в том числе проведение аварийно-восстановительных работ;
Выполнение работ по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов, эксплуатация и ремонт котлов и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов, грузоподъёмных средств и других технических средств;
Производство и реализация строительных конструкций и изделий, нерудных строительных материалов, лесозаготовка, деревообработка, заготовка, переработка и реализация металлолома;
Эксплуатация горных производств и объектов;
Хранение и применение взрывчатых материалов промышленного назначения;
Поставка (продажа) электрической, тепловой энергии, оказание услуг по электроснабжению, теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению.
Функции обслуживания инфраструктуры железнодорожного транспорта:
Оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных услуг, связанных с предоставлением этой инфраструктуры (её элементов);
Оказание услуг по предоставлению железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих обществу;
Выполнение работ по эксплуатации, содержанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования.
Функции проектирования и конструкторской деятельности:
Оказание услуг по разработке конструкторско-технологической документации, изготовлению и поставке технологического оборудования и его сервисному обслуживанию;
Выполнение метрологических работ, изготовление и ремонт средств измерений;
Ведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных, изыскательских, строительных, строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ;
Производство маркшейдерских работ;
Оказание инжиниринговых услуг;
Оказание испытательными лабораториями общества услуг в области сертификации.
Функции информирования и связи:
Оказание услуг связи, информационных, маркетинговых, сервисных и других услуг;
Информационная, рекламно-издательская и полиграфическая деятельность;
Проведение выставок и презентаций;
Строительство, техническое обслуживание и ремонт средств связи, включая линейные сооружения, системы и средства радиосвязи;
Разработка автоматизированных информационных систем, систем, предназначенных для научных исследований, проектирования и управления, системных и прикладных программных средств;
Техническое обслуживание и ремонт вычислительной и иной техники и используемого совместно с ней периферийного оборудования;
Оказание услуг по воспроизведению аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей;
Оказание консультационных услуг, в том числе связанных с компьютерными комплексами технических средств, программным, информационным обеспечением и обработкой данных.
Функции торговли:
Производство и реализация продовольственных и промышленных товаров;
Посредническая, торгово-закупочная и снабженческо-сбытовая деятельность;
Хранение и реализация горюче-смазочных материалов.
Функции в социальной сфере:
Организация работы детских железных дорог и проведение профессионально-ориентационной работы среди молодежи;
Деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
Медицинская деятельность;
Фармацевтическая деятельность;
Образовательная деятельность;
Строительство, эксплуатация, технический надзор и ремонт объектов социально-культурного, спортивно-оздоровительного и коммунально-бытового назначения, проведение образовательной, культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, осуществление экскурсионно-туристического и гостиничного обслуживания, организация отдыха и санаторно-курортного лечения;
Предоставление коммунально-бытовых услуг.
Функции во внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическая деятельность, в том числе оказание услуг на железнодорожном транспорте общего пользования в международном сообщении, осуществление сотрудничества с иностранными организациями железнодорожного транспорта, привлечение в установленном порядке к сооружению объектов железнодорожного транспорта иностранных организаций.
Другие виды деятельности:
Оказание природоохранных услуг, в том числе услуг по осуществлению производственного экологического контроля;
Выполнение работ и оказание услуг по защите государственной тайны, противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
Управление и распоряжение интеллектуальной собственностью общества.
Функции управления производственными функциями осуществляют руководители низшего звена, бригадиры, мастера участков, которые оказывают непосредственное воздействие на работников, включённых в производственные процессы.
Функции управления управленческими функциями осуществляют руководители среднего и высшего звена. Основные стратегические решения по функционированию компании и по назначению главы компании принимает правительство Российской Федерации. Руководство ОАО «РЖД» принимает решения, связанные с непосредственным функционированием железных дорог (прокладка путей, постройка зданий и сооружений, внедрение новых машин и механизмов). Руководства дорог принимают решения, связанные непосредственно с функционированием дорог, находящихся в их подчинении. Руководства отделений дорог принимают решения, связанные с функционированием только своего отделения. Например: объединение нескольких линейных предприятий, или ликвидация линейного предприятия (ПЧ, ПМС, и так далее). Руководства линейных предприятий принимают решения, которые относятся непосредственно к работе предприятия, и кроме того, начальник линейного предприятия несёт ответственность за чёткую работу своего предприятия.
3. Направление совершенствования системы управления предприятием железнодорожного транспорта
3.1 Зарубежный опыт При рассмотрении зарубежного опыта можно отметить аналогичный набор функций на предприятиях.
Железные дороги имеются в большинстве стран мира. Чрезмерно большое количество независимых государств, изобилие границ является большим злом и наносит ущерб во многих сферах. Но особый вред государственные границы приносят железным дорогам. В Африке, Южной и Центральной Америке не удалось создать единую железнодорожную сеть во многом из-за большого количества государств на этих континентах. Почти всегда появление новых государственных границ приводило к закрытию большого числа железнодорожных линий, деградации железнодорожной сети по обе стороны новой границы. Созданию общеконтинентальных железнодорожных сетей мешают также различные стандарты колеи, различия в технических стандартах железных дорог: разный способ сцепки вагонов, разные габариты и другое.
Железные дороги Германии.
Deutsche Bahn AG — немецкая железнодорожная компания. Юридически является субъектом публично-правовой собственности — акционерной компанией со стопроцентным государственным участием.
Deutsche Bahn AG состоит из отдельных независимых друг от друга подразделений, объединённых в следующие группы:
Пассажирский транспорт;
Инфраструктура и сфера услуг (системы коммуникации и управления, оператор железнодорожной сети, управление подвижным составом, служба безопасности и пр.);
Грузовые перевозки и логистика;
Производственные функции организации заключаются в предоставлении транспортных услуг по перемещению пассажиров и грузов по железной дороге, а также другие услуги логистики.
Концепция руководства концерном строится на усилении роли холдинговой компании DBAG Holding и передаче полномочий по принятию решений и ответственности за них на уровень предприятий. Общей целью и холдинговой компании, и предприятий остается увеличение объёма перевозок по железным дорогам. Руководство концерна концентрирует своё внимание на задачах по руководству, координации и контролю.
Председатели правлений акционерных обществ входят в правление DBAG, председатель которого является и председателем наблюдательного совета головных обществ по DB. Тем самым определено, что решения всегда касаются всего концерна в целом. Входящие в холдинг центральные отделения наделены правом разрабатывать руководящие указания в рамках поставленных перед ними задач, предоставлять информационные и консультативные услуги предприятиям концерна. У них нет подразделений в предприятиях концерна, но они могут иметь региональные филиалы.
Железные дороги Франции.
SNCF (фр. Sociйtй Nationale des Chemins de fer Franзais, Национальная компания французских железных дорог) — государственное предприятие, управляющее железными дорогами Франции.
Производственные функции те же. Около 25% оборота компании приносит международный бизнес, по большей части в Европе. Компания представлена в Китае, США, Австралии.
NCF Group включает в себя пять подразделений:
мониторинг и обслуживание железных дорог Франции, управление подвижным составом;
пассажирские перевозки;
скоростные поезда TGV, iDTGV, Eurostar, Thalys, Lyria et Ellipsos;
логистика;
обслуживание вокзалов и станций.
Функции управления организацией осуществляют следующие органы:
государство устанавливает требования к состоянию и основным характеристикам сети железных дорог;
RFF (администрация железных дорог Франции), являясь собственником инфраструктуры, отвечает за планирование, финансирование и реализацию инвестиций на сети национальных железных дорог, а также за ее эксплуатацию и ремонт. Она определяет цели, принципы использования и содержания объектов инфраструктуры; взаимодействует со службами управления движением поездов и его распределения по сети; предлагает на основе разработанных ею совместно с SNCF требований комплекс необходимых мероприятий по модернизации сети, планирует их реализацию и определяет источники финансирования; выполняет функции распорядителя работ по инвестиционным проектам или доверяет их SNCF;
SNCF (Национальное общество железных дорог Франции) по доверенности RFF организует эксплуатационную работу на сети железных дорог. В соответствии с определенными совместно с RFF принципами и целями оно разрабатывает график движения поездов и контролирует его исполнение; осуществляет осмотр, текущее содержание, плановые и аварийные ремонты объектов инфраструктуры (пути, искусственных сооружений, зданий, платформ и иных постоянных устройств). RFF оплачивает SNCF выполнение этих услуг в рамках контракта, заключаемого в соответствии с законом. SNCF может также играть для RFF роль распорядителя работ.
Железные дороги США.
Конституционное устройство США изначально предопределило отсутствие в стране единых хозяйствующих субъектов, собственником которых является само государство. Железные дороги США строились и развивались под юрисдикцией отдельных штатов.
Производственные функции те же.
Железные дороги в США — частные. Железнодорожный рынок насчитывает около 600 компаний, однако более 60% всех грузовых перевозок осваивают 8 крупнейших компаний. Железнодорожные компании имеют право самостоятельно устанавливать тарифы в зависимости от спроса на различные виды перевозок и конкуренции со стороны других видов транспорта.
В американской системе управления железными дорогами заложен принцип нецелесообразности деления единой железной дороги на компании по перевозкам и управлению инфраструктурой. Снижение издержек и улучшение обслуживания грузоотправителей и грузополучателей на железных дорогах США вызваны, прежде всего, конкуренцией с автомобильным транспортом. В США была разработана программа управления парком грузовых вагонов на частных железных дорогах. Основной целью было снижение порожнего пробега и платы за пользование вагонами, а также повышение эффективности использования вагонов. Регулирование и управление парком частных операторов приобрело наибольшую актуальность при организации и осуществлении международных перевозок грузов: транзита между Восточным и Западным побережьями, между Канадой и Мексикой.
Частные железнодорожные компании США, в которых принципиальные решения принимают акционеры, особое внимание уделяют порядку управления транспортной инфраструктурой.
Краткое сравнение холдинга «РЖД» с ведущими мировыми железнодорожными компаниями показано в Приложении Е.
3.2 Необходимые перемены в ОАО «РЖД»
Общее сравнение ОАО «РЖД» с зарубежными аналогами показывает отставание по ключевым характеристикам подвижного состава, электротехнических и электронных устройств, рельсов, стрелочных переводов и других технических средств, от чего снижается эффективность производственных функций общества [Приложение Ж].
Существуют следующие недостатки:
Недостаточный уровень рентабельности и внутренних источников для развития сети вследствие жёсткого тарифного регулирования;
Отставание отечественной железнодорожной техники и технологий от передового мирового уровня;
Необходимость выполнения условий «публичности» железнодорожных перевозок, социальных, оборонных и иных требований;
Высокая фондоёмкость деятельности наряду с высоким физическим и моральным износом основных фондов и подвижного состава при недостаточности инвестиционных ресурсов;
Неразвитость системы предоставления востребованных дополнительных услуг;
Низкая диверсификация бизнеса, высокая зависимость финансовых результатов работы холдинга от грузовых перевозок.
Руководству необходимо произвести следующие преобразования:
Реализовать сетевой контракт между государством и компанией на обеспечение необходимого уровня пропускных и провозных способностей инфраструктуры;
Государство должно компенсировать выпадающие доходы при реализации социального заказа и специальных требований;
Реализовать государственную политику по снижению административных барьеров и регуляторной среды;
Развивать институты частно-государственного партнёрства;
Повысить эффективность использования трудовых ресурсов Реализовать программы повышения эффективности деятельности компании на основе внедрения инновационных технологий;
Повысить клиентоориентированность и качество транспортного обслуживания;
Увеличить доли на рынке перевозок высокоходной готовой продукции, в том числе за счёт роста контейнеризации перевозок, развивать смежные с перевозками услуги (логистика, терминалы, экспедирование);
Выйти из непрофильных и неэффективных видов деятельности с целью снижения инвестиционной нагрузки за счёт продажи активов и закупки услуг на конкурентном рынке.
Руководителям, управляющим производством, необходимо произвести изменения в материально-технической базе:
Ликвидировать барьерные места с ограничениями провозных способностей и создать технологические резервы;
Внедрить инновационные технологии в области эксплуатации и ремонта объектов железнодорожного транспорта;
Увеличить средний вес грузового поезда на 6%;
Увеличить среднюю участковую скорость в грузовом движении на 10%;
Повысить коэффициент эксплуатационной готовности инфраструктуры и подвижного состава до технически обоснованного уровня.
Все эти перемены затронут все три ступени функционального содержания организации. В первую очередь руководители должны проанализировать, спланировать каждое изменение, проконтролировать выполнение поставленных задач. Инспекторы, мастера, бригадиры уже на местах должны следить за реализацией этих задач специалистами организации.
управление стимулирование функциональный труд
3.3 Последствия вводимых изменений После модернизации материально-технической базы можно ожидать следующие перемены:
Состояние железнодорожной инфраструктуры будет обеспечивать текущие потребности в перевозках, как по объёму, так и по качеству;
Магистральные направления сети железных дорог будут интегрированы в международные транспортные коридоры;
Будет завершена реализация программы электрификации основных грузонапряжённых направлений;
Сеть железных дорог будет оставаться ключевым транспортным элементом национальной логистической инфраструктуры;
Будут повышены скорости перевозок;
Будет сокращено действие железных дорог на окружающую среду;
На железнодорожном транспорте будет создано единое информационное пространство, интегрированное с информационными системами других видов транспорта и промышленности, иностранных железных дорог.
После изменения в управлении, производстве и структуре организации следует ждать следующих изменений:
Сохранение квалифицированных кадров;
Выделение непрофильной деятельности;
Внедрение новых технологий обучения;
Получение дополнительных финансов;
Направление финансов на воспроизводство инфраструктуры;
Направление финансов на воспроизводство ОПФ;
Укрепление имиджа «РЖД»;
Снижение затрат.
У ОАО «РЖД» есть все возможности для реализации таких изменений. Среди таких возможностей:
рост рынка транспортных услуг;
развитие технологий IT (ноу-хау, сервис, проекты автоматизации);
развитие партнерских отношений с компаниями — перевозчиками грузов;
проекты Правительства РФ, связанные с реконструкцией транспортной отрасли РФ и финансирование таких проектов.
Заключение
Существует два основных элемента системы управления: функции и их организационное оформление в виде структур. При создании новой организации функции выступают основой для формирования структуры. При совершенствовании или диверсификации производства и управления основой служит структура, которая определяет диапазон возможного изменения набора функций.
При создании новой организации учредители могут либо сами реализовать достаточно простые методики формирования механизма управления, либо воспользоваться услугами профессионалов из консультационных фирм. Профессиональный подход заключается в реализации шести этапов:
1. Формирование временной группы по созданию организации;
2. Составление набора необходимых функций управления и производства;
3. Проверка набора функций управления по методике функционально-стоимостного анализа;
4. Распределение набора функций по четырём группам: активизирующие, тормозящие, нейтральные и потенциальные и их анализ. Активизирующие функции направлены на реализацию текущих программ собственника, тормозящие — дань старым подходам и традициям, потенциальные направлены на реализацию стратегических программ собственника, нейтральные функции — их влияние на процесс производства и управления минимален, они важны с социальной стороны производства;
5. Создание функциональной структуры управления;
6. Создание организационной структуры управления на базе функциональной.
Если рассматривается действующая организация, учитывается, что за время существования этой организации в ней появились новые и продолжают существовать отжившие своё время функции управления. Это обычно приводит к неоправданному росту численности работников, а также к усложнению линейных и функциональных связей в системе управления.
Профессиональный подход в действующих организациях заключается в реализации следующих восьми этапов:
1) создание группы развития организации на конкурентной основе;
2) составление набора необходимых функций управления и производства;
3) проверка набора функций управления по методике функционально-стоимостного анализа;
4) распределение этого набора по четырем группам и его анализ;
5) составление функциональной структуры управления;
6) сравнение этой структуры с существующей;
7) внесение корректив в набор функций;
8) внесение корректив в структуру управления организацией.
Производственные функции рассматриваются в дисциплине, называемой «Менеджмент операций». В ней изучаются международные стандарты качества на составляющие функцию операции.
Функции управления производством и функции управления управленческой деятельностью реализуются набором процедур управленческой деятельности, осуществляемых субъектом управления. Так для осуществления функций управления необходимо получить задание или сформулировать его, провести информационную работу, подготовить варианты решений, принять, согласовать и утвердить решение, организовать и контролировать его выполнение, сдать выполненную работу заказчику или использовать её в своей организации. Приведенная совокупность процедур находится во взаимосвязи. Каждая процедура должна включать в себя набор операций. Отсутствие какой-либо процедуры или операции может привести к низкой эффективности выполнения функций или к их невыполнению.
Список источников Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления [Текст]/Кнорринг В.И.- М.: Издательство Норма — Инфра-М, 2001. 528с.
Абдразакова А. М. Теория организации [Текст]/Абдразакова А.М. — М.: Издательство Олимп, 2012. — 190с.
Акимова Т. А Теория организации [Текст]/Акимова Т.А. — М.: ЮНИТИ: ЮНИТИ-Диана, 2003. — 367с.
Арютунова Л. М Теория организации [Текст]/Арютунова Л.М., Пирогова Е. В. — М.:УлГТУ, 2007. — 110с.
Программа инновационного развития ОАО «РЖД» на период до 2015 г. «Белая книга ОАО РЖД"//Утверждена советом директоров ОАО «РЖД» (протокол № 13 от 24.06.2011). — 333с.
Кабакова Е. Н. Шпаргалка по теории организации [Текст]/Кабакова Е.Н. — М.:Аллель, 2009. — 91с.
Понятие процесса производства [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.vobu.com.ua/rus/crib_categories/question/59.
Функциональное содержание организации и администрирование её функционирования [электронный ресурс] - Режим доступа http://edu.dvgups.ru/METDOC/EKMEN/MEN/ADM_MEN/UMKDO/L5.htm.
Теория поведения производителя. Производственная функция [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.dissers.ru/books/1/6254−1.php.
Приложение, А Таблица-1 — Аппарат управления ОАО «РЖД»
Органы управления | Характеристика органов управления | |
Президент | Президент Общества назначается Правительством Российской Федерации сроком на 3 года и является единоличным исполнительным органом Общества. Он осуществляет функции Председателя Правления Общества, осуществляет руководство текущей деятельностью Общества. | |
Совет директоров | Совет директоров состоит из высокопрофессиональных менеджеров, обладающих необходимыми знаниями и компетенцией для решения долгосрочных стратегических задач развития общества. Права и обязанности членов совета директоров, их ответственность, а также порядок организации работы совета директоров и принятия им решений закреплён в Положении о совете директоров, утвержденным Правительством РФ. | |
Правление | Это исполнительный орган общества, который принимает коллегиальные решения по ряду ключевых вопросов деятельности компании. Основные принципы деятельности и функциональные обязанности правления и его членов регулируются Положением о правлении. | |
Ревизионная комиссия | Осуществляет контроль хозяйственно-финансовой деятельности общества. | |
Научно-технический совет | Целью деятельности объединённого учёного совета общества является интенсификация научной деятельности ОАО «РЖД» и формирование научной политики, обеспечивающей оптимальное достижение стратегических целей развития общества. | |
Приложение В Таблица-2 — Структурные подразделения ОАО «РЖД»
Структурное подразделение | Функции подразделения | |
Канцелярия | Ведение делопроизводства, своевременная обработка поступающей и отправляемой информации, выполнение копировальных и множительных работ и так далее. | |
Служба делопроизводства | разработка и проектирование бланков документов, регистрация входящих, исходящих и внутренних документов, выполнение информационно-справочной работы по документам и прочее. | |
Бухгалтерия | формирование учётной и налоговой политики, учёт всех хозяйственных операций, налоговый учёт, составление бухгалтерского баланса и так далее. | |
Секретариат | предварительное рассмотрение и подготовка документов, бездокументное обслуживание руководителей и прочее. | |
Служба оперативного управления производством | учёт, контроль, регулирование хода выполнения производственных процессов и прочее. | |
Отдел кадров | оформление приёма, перевода, увольнения работников, учёт личного состава, составление графика отпусков и прочее. | |
Отдел внешнеэкономических связей | подготовка решений директора предприятия по стратегии развития ВЭД предприятия, изучение конъюнктуры зарубежных рынков, регулярный сбор, накопление, обработка соответствующей информации и так далее. | |
Юридическая служба | Выполняет функции правоотношений внутри компании и вне её. | |
Служба безопасности | Разрабатывает документы, регламентирующие пропускной режим, разрабатывает требования к помещения, проводит тренинги с работниками предприятия и прочее. | |
Плановый отдел | Осуществляет формирование ценовой и экономической политики предприятия, формирование финансового плана, разработку сметной документации и прочее. | |
Отдел сбыта | Изучение спроса, планирование ассортимента, оформление договоров на сбыт готовой продукции и прочее. | |
Лист 2
Таблица
Структурное подразделение | Функции подразделения | |
Отдел технического контроля | Контроль за качеством, анализ и технический учёт брака, контроль за наличием товарного знака и прочее. | |
Конструкторский отдел | Создание новых и модернизация конструкторских изделий, конструкторская подготовка производства, проведение исследовательских и опытно-конструкторских работ и так далее. | |
Отдел метрологии | Обеспечение предприятия необходимыми средствами измерения, метрологическое обеспечение производства и прочее. | |
Производственно-диспетчерский отдел | Организация рациональных производственных мощностей, оперативно-производственное, выявление потребности предприятия в технических службах и так далее. | |
Технический отдел | Обслуживание, ремонт производственной базы, учёт материалов и прочее. | |
Склад материалов и готовой продукции | Учёт и хранение продукции на складах, приём продукции на склад и прочее. | |
Отдел маркетинговых исследований | Проведение маркетинговых исследований, анализ внешней и внутренней среды предприятия и прочее. | |
Отделение железной дороги | Разработка перспективных прогнозов перевозок грузов и пассажиров, организация грузовой и коммерческой работы, сохранность грузов и багажа и прочее. | |
Дирекция по обслуживанию пассажиров | Обслуживание пассажиров, обеспечение безопасности и прочее. | |
Дирекция по ремонту поездов | Техническое обслуживание, ремонт подвижного состава. | |
Транспортный цех | Контроль за своевременным выполнением планов поставок транспортных средств, тары, планов погрузочно-разгрузочных работ, подготовка, хранение и отгрузки готовой продукции в номенклатуре и в сроки, установленные договорами, оформление сопровождающей транспортные операции документации и так далее. | |
Научно-исследовательская лаборатория | Проведение экспериментов и научно-исследовательских работ. | |
Приложение Г Таблица-3 — Филиалы ОАО «РЖД»
филиал | функции | |
«Росжелдорснаб» | Управление деятельностью в области материально-технического обеспечения и организации поставок материально-технических ресурсов для нужд ОАО «РЖД» . | |
«Трансинформ» | Обеспечение работы ОАО «РЖД», предоставление информации и связи. | |
«Трансэнерго» | Осуществление функций по удовлетворению потребностей ОАО «Российские железные дороги» в электрической энергии, покупка, передача и распределение электрической энергии другим филиалам ОАО «РЖД», присоединенным к электрическим сетям ОАО «РЖД», осуществление деятельности по оказанию услуги по передаче электроэнергии потребителям этой услуги в целях получения прибыли. | |
Административно-хозяйственное управление | Текущее содержание производственных зданий, объектов социальной сферы, оказание гостиничных услуг, разработка и реализация перспективных, квартальных и годовых планов капитального строительства и капитального ремонта производственных зданий, сооружений объектов социальной сферы и прочее. | |
Главный вычислительный центр | Информационное обеспечение эксплуатационной работы по основным видам деятельности компании. Эксплуатация корпоративных информационных систем, программно-технических комплексов, сети передачи данных и инженерных систем ОАО «РЖД», обеспечение бесперебойного функционирования и развития информационно-вычислительной инфраструктуры и инженерных систем. Обеспечение технического обслуживания и ремонта средств вычислительной техники, сети передачи данных, инженерных систем и сооружений. Осуществление сбора, обработки, хранения и выдачи информации руководству ОАО «РЖД» с использованием средств вычислительной техники и сети передачи данных и так далее. | |
Лист 2
Филиал | Функции | |
Дирекция железнодорожных вокзалов | Оказание услуг пассажирам на вокзальных комплексах и продажа услуг вокзальной инфраструктуры перевозчикам пассажиров. | |
Дирекция капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения железных дорог | Предоставление специализированных услуг в области капитального ремонта и реконструкции объектов электрификации и электроснабжения железных дорог; изготовление (модернизация) электротехнической продукции и систем управления объектами электрификации и электроснабжения. | |
Дирекция медицинского обеспечения | Обеспечение медико-техническим оборудованием. | |
Дирекция по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта | Исполнение функций заказчика по комплексной реконструкции и строительству новых железных дорог и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. | |
Дирекция по ремонту тягового подвижного состава | Ремонт тягового подвижного состава. | |
Дирекция по строительству сетей связи | Строительство сетей связи. | |
Дирекция развития железных дорог Восточного полигона | Координация деятельности по реализации проекта реконструкции и модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. | |
Дирекция скоростного сообщения | Организация пассажирского скоростного и высокоскоростного сообщения с использованием состава нового поколения, в том числе обслуживание пассажиров, эксплуатация и техническое обслуживание поездов. Подготовка кадров для обеспечения скоростных и высокоскоростных поездов, организация продажи билетов, осуществление мероприятий по снижению себестоимости перевозок. | |
Дирекция тяги | Предоставление локомотивов и локомотивных бригад для осуществления грузовых перевозок, а также перевозок пассажиров в дальнем следовании. | |
Кусковский завод консистентных смазок | Производство консистентных смазок. | |
Лист 3
Филиал | Функции | |
Люблинский литейно-механический завод | Производство, ремонт, обслуживание подвижного состава. | |
Московский завод по модернизации и строительству вагонов имени Войтовича | Производство, ремонт, обслуживание подвижного состава. | |
Московский энергомеханический завод | Обслуживание инфраструктуры. | |
Научно-производственный центр по охране окружающей среды | Разработка проектов нормативов образования и лимитов размещения отходов, экологическая паспортизация отходов, разработку нормативов предельно допустимых выбросов, загрязняющих веществ в окружающую природную среду и прочее. | |
Петропавловское отделение Южно-Уральской ЖД | Грузовые, пассажирские перевозки. | |
Проектно-конструкторско-технологическое бюро железнодорожной автоматики и телемеханики | Создание экономичной и прогрессивной техники, новых систем железнодорожной автоматики, напольного оборудования, средств диагностики, управления, защиты, механизации производственных процессов. И модернизация существующих. Разработка соответствующих нормативно-технических документов, научно-технических и экономических прогнозов, предложений по развитию средств и систем ЖАТ; проведение опытов, испытаний, участие в приемке устройств автоматики и телемеханики, в частности для участков с высокоскоростным движением поездов. Сопровождение внедрения новшеств в сфере ЖАТ в России и за ее пределами. | |
Проектно-конструкторско-технологическое бюро по вагонам | Выполнение проектно-конструкторских работ в области вагоностроения. | |
Проектно-конструкторско-технологическое бюро по нормированию материально-технических ресурсов | Разработка, согласование и утверждение нормативно-технической документации на модернизацию, ремонт и техническое обслуживание подвижного состава и других технических средств ОАО «РЖД», а также норм отдельных видов запасов материально-технических ресурсов с целью наиболее рационального и эффективного использования материально-технических ресурсов, снижения материальных затрат, исключения необоснованных расходов. | |
Лист 4
Филиал | Функции | |
Проектно-конструкторско-технологическое бюро по системам информатизации | Создание единого информационного пространства эксплуатационной работы, интеграция действующих систем в единую автоматизированную систему управления эксплуатационной работой. Снижение рисков ОАО «РЖД» за счет сохранения интеллектуальной собственности на автоматизированные системы управления. Минимизация совокупной стоимости владения автоматизированной системы управления эксплуатационной работой. Сопровождение действующих систем управления, единой базы данных, прикладных комплексов и прочее. | |
Проектно-конструкторское бюро вагонного хозяйства | Модернизация подвижного состава, технология ремонта грузовых вагонов, технологическое оборудование, нормативно-техническая документация по ремонту и эксплуатации грузовых и рефрижераторных вагонов. | |
Проектно-конструкторское бюро локомотивного хозяйства | Выполнение опытно-конструкторских работ на основе изучения и обобщения достижений отечественной и зарубежной науки и техники. Разработка и совершенствование технологических процессов и технологического оснащения для технического обслуживания и ремонта тягового подвижного состава. Выполнение разработок по повышению надежности, тяговых качеств, экономичности и пожарной безопасности тягового подвижного состава. Выполнение разработок по созданию и оснащению тягового подвижного состава устройствами, повышающими безопасность движения. Разработку программных средств для обучения и тестирования персонала локомотивных депо и так далее. | |
Лист 5
Филиал | Функции | |
Проектно-конструкторское бюро пассажирского хозяйства | Модернизация пассажирского состава, импортозамещение, конструкторская документация на нестандартное оборудование, разработка автоматизированных средств поддержки принятия решений в задачах управления пассажирским транспортом и прочее. | |
Проектно-конструкторское бюро по электрификации железных дорог | Проектно-конструкторская деятельность по договорам с Департаментом электрификации и электроснабжения ОАО «РЖД» России. | |
Проектно-технологическо-конструкторское бюро по пути и путевым машинам | Разработка документации на новые конструкции специального подвижного состава (СПС), на элементы верхнего строения пути, стрелочные переводы, настилы для железнодорожных переездов и участие во внедрении их на сети железных дорог России. Разработка технической документации для ремонта и текущего содержания железнодорожного пути и для обеспечения ремонта СПС. Разработка компьютерных технологий, обеспечивающих автоматизацию системы планирования, учета и анализа работы дефектоскопных и путеизмерительных средств, а так же обучающих программ для машинистов СПС. Разработка норм расхода запасных частей, материалов для технического обслуживания и ремонта путевой техники и элементов верхнего строения пути и так далее. | |
Управление автоматики и телемеханики Центральной дирекции инфраструктуры | Организация безопасной и надежной работы технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики. Организация работы по созданию, изготовлению, внедрению, техническому обслуживанию, восстановлению и ремонту, эксплуатации и утилизации средств ЖАТ в хозяйстве автоматики и телемеханики ОАО «РЖД». Обеспечение безопасности движения поездов и прочее. | |
Лист 6
Филиал | Функции | |
Управление вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры | Проведение единой научно-технической и инвестиционной политики в области создания и освоения новых грузовых и рефрижераторных вагонов. Организация совместно с железными дорогами их технического обслуживания, ремонта и модернизации в процессе эксплуатации при гарантированном обеспечении безопасности движения поездов и сохранности перевозимых грузов. | |
Управление диагностики и мониторинга инфраструктуры Центральной дирекции | Диагностика и мониторинг инфраструктуры. | |
Управление механизации Центральной дирекции инфраструктуры | Организация эффективного использования парка специального подвижного состава территориальных дирекций по эксплуатации и ремонту путевых машин, в соответствии с планируемыми объемами грузоперевозок, текущего содержания и капитального ремонта объектов инфраструктуры, нормами использования и загрузки специального подвижного состава. | |
Управление пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры | Управление путевым комплексом инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе обеспечение его постоянной технической готовности к перевозке грузов и пассажиров. Обеспечение в путевом комплексе безопасности движения поездов, охраны труда, пожарной и экологической безопасности. Оптимизация и развитие своих производственных мощностей и трудовых ресурсов. | |
Управление электрификации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры | Организация управления хозяйством электроснабжения потребителей, входящих в инфраструктуру железнодорожного транспорта, взаимодействие с ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК» и ОАО «СО ЕЭС» для решения технических вопросов обеспечения внешнего электроснабжения и прочее. | |
Лист 7
Филиал | Функции | |
Центр инновационного развития | Организация инновационной деятельности и создание инновационной системы в ОАО «РЖД», его филиалах и других структурных подразделениях, внедрение современных технических средств и технологий на железнодорожном транспорте на основе отбора достижений научно-технического прогресса. | |
Центр корпоративного учёта и отчётности «Желдоручёт» | Ведение бухгалтерского и налогового учета. | |
Центр научно-технической информации и библиотек | Информационно-аналитическое обслуживание работников ОАО «РЖД» | |
Центр обследования и диагностики инженерных сооружений | Периодическое обследование искусственных сооружений и сложных участков земляного полотна. Специальные обследования и испытания искусственных сооружений, имеющих дефекты и конструктивные особенности. Производство ремонтно-технических работ при текущем и капитальном ремонтах искусственных сооружений. Разработка и внедрение мероприятий по улучшению качества содержания и ремонта инженерных сооружений на железных дорогах Российской Федерации, повышению их надёжности и долговечности и так далее. | |
Центр организации труда и проектирования экономических нормативов | Проведение исследований, проектирование и внедрение прогрессивных форм организации труда и управления, совершенствование нормативных и методических материалов. | |
Центр управления содержанием инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры | Обеспечение бесперебойного перевозочного процесса на заданный объём перевозок с соблюдением безопасности движения. Контроль своевременного выполнения всех видов работ на инфраструктуре, в том числе в сложных метеоусловиях и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Координация производственной деятельности структурных подразделений, задействованных в перевозочном процессе. | |
Приложение Д Приложение Е Сравнительные характеристики ОАО «РЖД» с зарубежными железнодорожными компаниями
Приложение Е Лист 2
Приложение Ж Таблица 4 — SWOT-анализ ОАО «РЖД»
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | СЛАБЫЕ СТОРОНЫ | |
Профессиональный кадровый ресурс | Недостатки технического обучения | |
Стабильное финансовое положение | Изношенность ОПФ и транспортной инфраструктуры | |
Применение прогрессивных технологий | Недостаток финансирования капитальных проектов в части улучшения состояния основных производственных фондов и транспортной инфраструктуры | |
Статус крупнейшего холдинга в России | Сложности управления: многочисленность кадров и отсутствие единой политики | |
ВОЗМОЖНОСТИ | УГРОЗЫ | |
Рост рынка транспортных услуг | Увеличение на транспортном рынке компаний, оказывающих транспортные услуги | |
Реформирование РЖД | Принятие РФ законодательных актов, которые так или иначе ограничивают полномочия предприятий транспортной отрасли | |
Развитие технологий IT (ноу-хау, сервис, проекты автоматизации) | Изменение структуры налоговых тарифов в отношении транспортных услуг | |
Развитие партнерских отношений с компаниями-перевозчиками грузов | Политическая нестабильность в обществе | |
Проекты Правительства, связанные с реконструкцией транспортной отрасли РФ и финансирование таких проектов | Возрастание экономических рисков в условиях кризиса | |
Повышение цен на основное сырье и материалы поставщиков, используемые в процессе оказания транспортных услуг | ||