Транспортная безопасность
Телевидение и радиовещание — наиболее массовые информационные системы, охватывающие практически все население России, и поэтому являются одними из основных каналов информирования и оповещения населения, а перспективные системы оповещения населения должны использовать их потенциал в полном объеме. Основу государственной системы телерадиовещания составляют Федеральное государственное унитарное… Читать ещё >
Транспортная безопасность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
контрольная работа
по дисциплине Транспортная безопасность
Транспорт — важнейшая составная часть производственной инфраструктуры России. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием стабилизации, подъема и структурной перестройки экономики, обеспечения целостности и национальной безопасности и обороноспособности страны, улучшения условий и уровня жизни населения.
Ведущее место в транспортной системе занимают железные дороги. Железнодорожный транспорт выполняет 77,9% общего грузооборота всех видов транспорта (без учета трубопроводного), а также 41,0% пассажирооборота. По длине железных дорог и грузообороту железнодорожного транспорта Россия занимает второе место в мире после США. Протяженность железнодорожных путей в России составляет около 85 тыс. км., а грузооборот — около 2 трлн. т-км. против 230 тыс. км. железнодорожных путей и 2,3 трлн. т-км. грузооборота в США.
Необходимо сказать, что транспорт — это не только развитие экономики, но и источник повышенной опасности.
Являясь местом массового присутствия людей, сосредоточением техники и материальных ценностей, транспорт потенциально привлекает террористов большим количеством возможных жертв и тяжестью последствий. В нашей стране проводится курс на повышение уровня защищенности транспортного комплекса, целенаправленно создается комплексная система безопасности населения на транспорте. Причем в создании механизма безопасности участвуют как государственные институты, так и собственники объектов транспорта, перевозчики.
1. Обеспечение транспортной безопасности в Российской Федерации — история, опыт, прогноз
Транспорт играет огромную роль в экономической деятельности любого государства, в этой связи неотъемлемым требованием к транспортной инфраструктуре является способность противостоять любым видам преступных посягательств. Это особенно важно, в первую очередь, для России. Протяженность ее территории и важность обеспечения безопасности транспортных коммуникаций во все времена вызвали необходимость наличия соответствующих силовых структур и нормативно-правовой базы, которая обеспечивала бы транспортную безопасность. Если вспомнить истории, то еще в начале XIX в. кроме городской и сельской полиции в Российской Империи были созданы специализированные полицейские органы на транспорте, которые действовали независимо от местной администрации, городской и сельской полиции. Позже задача борьбы с преступностью на транспорте была возложена на жандармские полицейские управления железных дорог, входивших в состав Отдельного корпуса жандармов. После революции вопросы обеспечения транспортной безопасности продолжали оставаться одними из ведущих. Были созданы специальные подразделения в составе всероссийской чрезвычайной комиссии — транспортные ЧК. В дальнейшем подразделения по обеспечению безопасности на транспорте не раз меняли свою ведомственную принадлежность, тем не менее, выполняемая ими задача оставалась весьма важной для обеспечения государственных интересов. В годы Великой Отечественной войны и почти до середины 50-х годов ХХ в. порядок на транспорте обеспечивали структурные подразделения органов государственной безопасности, наряду с другими силовыми структурами и собственными вооруженными формированиями Министерства путей сообщения. В дальнейшем функции обеспечения безопасности на всех видах транспорта были переданы Министерству внутренних дел, в настоящее время, в составе которого функционирует Главное управление на транспорте.
Под транспортной безопасностью Российской Федерации понимается — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в транспортной сфере от внутренних и внешних угроз, состояние защищенности транспортного комплекса от этих угроз.
Обеспечение транспортной безопасности — это система, включающая технические средства, ограждения, сооружения, специализированные службы и подразделения охраны, правоохранительные органы, организационно-правовые меры, определяющие состояние защищенности жизни и здоровья людей, имущества собственников, объектов транспорта, путей сообщения, транспортных средств, транспортного оборудования от актов незаконного вмешательства.
Обеспечение транспортной безопасности России включает:
— своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз транспортной безопасности Российской Федерации;
— реализацию оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз транспортной безопасности;
— осуществление мер направленных на недопущение либо минимизацию материального и морального ущерба от преступлений и чрезвычайных происшествий на транспорте;
— инвентаризацию международных требований к обеспечению транспортной безопасности, разработку и реализацию, с учетом этих требований, комплекса мер направленных на качественное повышение уровня транспортной безопасности Российской Федерации, приведение его в соответствие с международными стандартами безопасности на транспорте.
Основные цели и задачи обеспечения транспортной безопасности сформулированы в Федеральном законе «О транспортной безопасности» от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ.
Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются:
1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;
2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
3) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
4) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
5) разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;
6) разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;
7) подготовка специалистов в области обеспечения транспортной безопасности;
8) осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности;
9) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности.
Основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются:
1) законность;
2) соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;
3) взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности;
4) непрерывность;
5) интеграция в международные системы безопасности;
6) взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Опыт не только Российской Федерации, но и ряда западных государств (США, Канады, страны Западной Европы) указывает на то, что одной из оптимальных организационно-правовых форм привлечения общественности к проблемам, в решении которых заинтересованы и государство и общество, являются специализированные общественные фонды. Они должны создаваться по инициативе общественных организаций при поддержке соответствующих органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. В члены таких фондов должны входить по преимуществу высококвалифицированные специалисты имевшие, либо имеющие отношение к проблемам транспортной безопасности. Подобные Фонды должны стать главным звеном в механизме конструктивного взаимодействия между обществом и органами государственной власти в реализации государственной политики по укреплению транспортной безопасности страны.
Перспективы развития области обеспечения транспортной безопасности сформулированы в Транспортной Стратегии Российской Федерации на период до 2030 года: формирование и имплементация системы нормативно-правовых актов во исполнение Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Основные пути кардинального повышения состояния транспортной безопасности Российской Федерации с учетом современных требований и стандартов:
1. Достижение адекватного понимания институтами государственной власти и общественностью роли и места транспортной безопасности в обеспечении национальных интересов России.
2. Существенное увеличение целевого финансирования решения проблем транспортной безопасности.
3. Незамедлительная разработка и совершенствование нормативно-правовых основ транспортной безопасности, приведение ее в соответствие с международными требованиями.
4. Обустройство автомобильных, железнодорожных, воздушных, морских, речных и смешанных автомобильно-речных пунктов пропуска на государственной границе Российской Федерации и на внешних границах государств-участников Таможенного союза. Речь идет о необходимости оснастить эти пункты пропусков новейшими техническими средствами системы безопасности.
5. Разработка общенациональной программы повышения экологической устойчивости транспортной системы страны. Требуется ужесточить контроль за исполнением нормативных требований по технической и экологической безопасности при перевозках.
6. Создать систему подготовки и повышения квалификации специалистов в области транспортной безопасности. Ее составной частью могут стать негосударственные специализированные учебные заведения (курсы), получившие соответствующие лицензии и сертификаты.
7. Построение ведомства, отвечающего за транспортную безопасность.
Политика обеспечения транспортной безопасности Российской Федерации основывается на соблюдении Конституции и законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права. Решение и меры, принимаемые органами государственной власти в области укрепления транспортной безопасности должны быть понятны каждому гражданину, носить упреждающий характер, обеспечивать равенство всех перед законом и неотвратимость ответственности, должны опираться на широкую поддержку общества.
Сегодня понятие транспортной безопасности преимущественно трактуется как предупреждение терроризма на транспорте. Но это лишь часть (хотя и очень значительная и крайне актуальная) проблемы обеспечения транспортной безопасности страны в целом. Другой ее составной частью являются защита транспортной сферы от иных, в том числе — криминальных форм незаконного вмешательства в действия транспорта, а также от различного рода чрезвычайных ситуаций (происшествий).
Основными угрозами на транспорте являются:
— террористические и диверсионные акции (угон или захват воздушных, морских, речных судов, железнодорожного подвижного состава, автотранспорта, взрывы на железнодорожных вокзалах, на транспорте, диверсии против гидротехнических сооружений и др.);
— иные случаи незаконного вмешательства в функционирование транспорта, (наложение посторонних предметов на рельсы, разоборудование устройств железнодорожных путей, телефонный «терроризм», противоправное блокирование аэропортов и основных транспортных магистралей), угрожающие жизни и здоровью пассажиров, несущие прямой ущерб транспортной сфере и порождающие в обществе негативные социально-политические, экономические, психологические последствия;
— криминальные действия против пассажиров;
— криминальные действия против грузов;
— чрезвычайные происшествия (аварии), обусловленные состоянием транспортных технических систем (их изношенностью, аварийностью, несовершенством), нарушением правил эксплуатации технических систем, в том числе, нормативных требований по экологической безопасности при перевозках, а также природными факторами, создающими аварийную обстановку и влекущими за собой материальные потери и человеческие жертвы.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1285 принята «Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте».
Целью программы является защита жизни и здоровья населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Приоритетными направлениями Программы являются:
— повышение защищенности пассажиров и персонала на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— гармонизация законодательства РФ в области обеспечения транспортной безопасности, а также создания и функционирования комплексной системы;
— формирование индивидуального и общественного сознания, активной жизненной позиции и повышение грамотности населения в области обеспечения безопасности населения на транспорте;
— создание системы профессиональной подготовки, обучения и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности, в том числе в части предотвращения и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте;
— создание системы информационного обеспечения безопасности населения на транспорте, интегрирующей информационные ресурсы органов исполнительной власти всех уровней в области обеспечения транспортной безопасности в единое защищенное закрытое информационное пространство.
В настоящее время структура состоит из двух аппаратов: центральный аппарат Минтранса России и Управление транспортной безопасности федеральной службы и федеральных агентств.
В Центральном аппарате Минтранса России за транспортную безопасность отвечает Департамент транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России и отделы, контролирующие и обеспечивающие определенную область транспортной безопасности: нормативного обеспечения транспортной безопасности; мониторинга и анализа государственной политики в области обеспечения транспортной безопасности; координации и взаимодействия в области обеспечения транспортной безопасности; мобилизационной подготовки и гражданской обороны; специальный отдел.
Департамент транспортной безопасности и специальных программ является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства транспорта Российской Федерации. Деятельность Департамента координирует и контролирует заместитель Министра транспорта Российской Федерации, а в части обеспечения режима секретности, мобилизационной подготовки и мероприятий гражданской обороны — Министр транспорта Российской Федерации.
Основными задачами Департамента являются:
1) формирование государственной политики в области транспортной безопасности;
2) разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области транспортной безопасности;
3) координация и контроль деятельности подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств в области обеспечения транспортной безопасности;
4) интеграция в международную систему обеспечения транспортной безопасности;
5) обеспечение мобилизационной подготовки в области транспорта, мероприятий по гражданской обороне Министерства, а также контроль и координация деятельности находящихся в его ведении федеральной службы и федеральных агентств по их мобилизационной подготовке и гражданской обороне;
6) обеспечение режима секретности и ведение секретного делопроизводства в Министерстве.
Рис. 1. Система транспортной безопасности.
В связи с определенными особенностями видов транспорта, обеспечение безопасности является процессом индивидуальным. Поэтому в структуре выделены подразделения, отвечающие за безопасность на каждом виде транспорта. Эти подразделения и входят в состав второго аппарата именуемые как «управления транспортной безопасности федеральной службы и федеральных агентств». К им относятся: Росавиация, Росморечфлот, Росжелдор, Росавтодор. Контролирующим органом данного аппарата является Ространснадзор.
Для обеспечения более локальной безопасности в данных подразделениях существуют территориальные органы, на которых возложено функциональное руководство.
Последним звеном структуры являются владельцы объектов транспортной инфраструктуры. На них и направлена вся политика контролирующего органа (Ространснадзора), позволяющая регулировать и координировать их работу.
Росжелдор — компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности в сфере железнодорожного транспорта (постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2009 № 354 в Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта внесены изменения, определяющие соответствующие полномочия). В июне 2009 г. в составе Росжелдора создано Управление транспортной безопасности. Проведена работа по укомплектованию подразделений транспортной безопасности во всех семи территориальных управлениях Росжелдора.
К компетенции Росжелдора как компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности относятся пять функций (рис. 2):
— утверждение результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
— утверждение планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
— аккредитация специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте;
категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
— ведение реестра категорированных объектов.
Рис. 2 Механизмы реализации задач в области транспортной безопасности.
Угроза международного терроризма вынуждает различные государства сотрудничать в борьбе с ним. Необходима консолидация усилий ряда государств в масштабах региона или всего мира. Этому способствуют международные органы и организации: ООН, Интерпол, Международная организация экспертов. Политика большинства западных государств базируется на следующих принципах: не делать террористам никаких уступок; оказывать максимальное давление на страны, поддерживающие терроризм; в полной мере использовать все силы и средства, в том числе и военные, для наказания террористов.
Создано международное правовое обеспечение борьбы с терроризмом, заключены международные конвенции о преступлениях на воздушном транспорте.
К середине 80-х годов многие международные аэропорты оснащаются новейшими техническими средствами контроля и досмотра. Государства выделяют значительные средства на обеспечение отечественной авиационной безопасности. Так, Израиль на безопасность своего аэропорта Бен-Гурион, который, как известно, находится в одной из самых взрывоопасных зон мира, тратит 25% от общего бюджета, выделяемого на безопасность страны. В настоящее время система авиационной безопасности в Бен-Гурионе считается самой эффективной и надежной.
Между тем, опыт США, Канады и ряда европейских стран говорит о том, что забота об укреплении транспортной безопасности находится в центре внимания не только государства. Этой проблемой крайне озабочены и активно участвуют в ее разрешении общественные организации. Так, например, в США сотни частных компаний и фирм, под эгидой соответствующих общественных фондов, систематически выделяют в рамках своих годовых бюджетов огромные средства на исследования и разработки проблем транспортной безопасности. Отмеченное выше свидетельствует в пользу того, что забота о кардинальном и неотложном повышении уровня безопасности на транспорте не может быть лишь уделом государства, равно как и не должны только государством изыскиваться необходимые для решения этой задачи финансовые, организационные и кадровые ресурсы. Кроме того, даже самая хорошо отлаженная система транспортной безопасности не может эффективно функционировать без широкой опоры на понимание и поддержку всех структур гражданского общества. В этой сфере ведется широкая разъяснительная работа в отечественных и зарубежных средствах массовой информации (включая Интернет). К этой работе, должны быть привлечены и научная общественность, и представители всех ветвей государственной власти, и руководители транспортных компаний, все активные участники рынка коммерческих перевозок.
Статус России как активного участника международного сотрудничества в сфере обеспечения безопасности на транспорте требует от нее наращивания усилий не только в реализации одобренных международным сообществом мер по противодействию терроризму и повышению безопасности на транспорте, но и более четкому позиционированию своих интересов и инициатив в международных организациях — по авиационной безопасности (ИКАО), морской безопасности (Конвенция СОЛАС-74) и др.
Важным направлением повышения уровня безопасности на транспорте является обустройство пунктов пропуска на государственной границе Российской Федерации и на внешних границах государств-участников Таможенного союза. Эта работа должна выполняться совместными усилиями государств — участников этого союза. Речь идет о необходимости оснастить эти пункты пропусков новейшими техническими средствами системы безопасности. Требуется создать (в том числе с участием заинтересованных иностранных организаций и представителей) систему подготовки и повышения квалификации специалистов в области транспортной безопасности. Ее составной частью могут стать негосударственные специализированные учебные заведения (курсы), получившие соответствующие лицензии и сертификаты.
2. Организация пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ и (или) ТС. Контроль доступа в зону транспортной безопасности и на/в критические элементы ОТИ и (или) ТС
В целях обеспечения транспортной безопасности объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, упорядочения прохода физических лиц и проезда транспортных средств на объекты ОАО «РЖД» приказом № 34 от 14 января 2013 г. утверждено «Положение об организации пропускного и внутриобъектового режима на объектах ОАО „РЖД“ и прилегающих к ним территориях».
Под пропускным режимом обычно понимают установленный порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты (посты) входы и выходы в здание людей, транспорта и материальных средств.
Пропускной режим должен обеспечить санкционированный проход (проезд) посетителей, сотрудников объекта, действующих на территории, их клиентов и посетителей, ввоз (вывоз) материальных ценностей, ритмичную работу объекта и исключать:
— неправомерный проход лиц на контролируемые территории, здания, служебные помещения и сооружения;
— бесконтрольный въезд (выезд) транспортных средств, вывоз (вынос) материальных ценностей;
— ввоз и внос на контролируемые территории, в жилые здания, сооружения общего пользования запрещенных предметов (материалов).
Внутриобъектовый режим — комплекс мероприятий, направленный на поддержание установленного порядка на территории и в здании, местах общего пользования и создание необходимых условий для функционирования объектов, арендаторов, а также сохранности их имущества.
Внутриобъектовый режим включает в себя:
— обеспечение безопасности должностных лиц, персонала и посетителей;
— режим работы ОТИ, порядок нахождения на территории сотрудников, персонала и посетителей;
— порядок проведения ремонтно-строительных и других работ на объектах, в помещениях;
— режим передвижения транспортных средств по территории и порядок их парковки;
— перемещение материальных ценностей, их складирование и хранение;
— - поддержание общественного порядка.
Основными принципами обеспечения пропускного и внутриобъектового режима являются:
— законность;
— централизация управления;
— приоритет охраны жизни и здоровья людей;
— комплексный подход к использованию сил и средств;
— проведение планово-предупредительных мероприятий;
— достаточность ресурсного обеспечения;
— своевременность нормативно-правового регулирования;
— оперативность реагирования и принятия решения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
— максимальное использование элементов автоматизации;
— взаимодействие субъектов инфраструктуры железнодорожного транспорта с территориальными органами ФСБ России и МИД России по обеспечению пропускного и внутриобъектового режима на ОТИ и ТС.
Обеспечение пропускного и внутриобъектового режима на ОТИ и ТС осуществляется руководителями Департамента безопасности и субъектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, в ведении которых находятся соответствующие объекты ОТИ и ТС.
Непосредственная реализация мер, направленных на обеспечение пропускного и внутриобъектового режима на объектах ОТИ и ТС, возлагается на лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и ТС.
Критический элемент ОТИ и/или ТС (критический элемент) — строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ и/или ТС, АНВ в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению его функционирования или возникновению чрезвычайных ситуаций;
Субъект транспортной инфраструктуры на ОТИ в целях обеспечения транспортной безопасности:
1) Выявлять физических лиц и материальные объекты подготавливающих и/или совершающих АНВ путем наблюдения и собеседования в зоне свободного доступа, зоне транспортной безопасности ОТИ и на КПП на их границах.
2) Проводить подразделениями транспортной безопасности мероприятия по обследованию с использованием средств досмотра физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей с целью обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочные секторы зоны транспортной безопасности ОТИ (досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности) физических лиц и материальных объектов, в отношении которых будет выявлена связь с совершением или подготовкой к совершению АНВ.
3) Выявлять предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочные сектор зоны транспортной безопасности ОТИ путем проведения досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности всех объектов досмотра.
4) Проводить дополнительный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности для распознавания и идентификации предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочные сектор зоны транспортной безопасности ОТИ, объектов досмотра, в отношении которых на КПП будет выявлено наличие у них (в них) предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, технологический и перевозочный сектор зоны транспортной безопасности ОТИ.
5) Путем постоянного непрерывного контроля вводимых данных, эксплуатационных и функциональных показателей инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности выявлять нарушителей, совершение или подготовку к совершению АНВ.
6) Путем патрульного объезда (обхода) периметра зоны транспортной безопасности ОТИ (не реже одного раза за шесть часов) выявлять нарушителей, совершение или подготовку к совершению АНВ.
7) Не допускать нарушителей, совершение или подготовку к совершению АНВ в отношении имущества, находящегося на ОТИ, хищение или повреждение которого может повлечь нарушение деятельности ОТИ, а также на КПП и на участках пересечения границ зоны транспортной безопасности, критических элементов ОТИ.
8) Передавать выявленных нарушителей и идентифицированные и распознанные предметы и вещества представителям подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Кроме того субъект устанавливает единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лицили перемещения материальных объектов в перевозочный и/или технологический секторы зоны транспортной безопасности и/или на критические элементы ОТИ или ТС, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев в соответствии со следующим порядком.
Постоянные пропуска выдаются персоналу субъекта транспортной инфраструктуры на срок установленных трудовых отношений в соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей и на служебные, производственные автотранспортные средства, эксплуатируемые данным субъектом, а также персоналу юридических лиц, осуществляющих деятельность в зонах транспортной безопасности ОТИ и ТС, в рамках срока действия договоров и соглашений, обуславливающих такую деятельность, в соответствии с номенклатурой (перечнем) должностей персонала данных юридических лиц, а также на эксплуатируемое такими организациями в зоне транспортной безопасности служебные, производственные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы на основании удостоверенных печатью письменных обращений руководителей таких юридических лиц.
Постоянные пропускафизических лиц должны содержать следующую информацию: номер пропуска, машиносчитываемую и биометрическую часть, наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск, местоработы (службы), должность, фамилию, имя, отчество и фотографию владельца, срок и временной интервал действия пропуска и секторы зоны транспортной безопасности, в которые допущен владелец.
Постоянные пропуска служебных, производственных автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов должны содержать следующую информацию: номер пропуска, наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск, марку, модель, цвет, регистрационные знаки (номера), сведения о должности (должностях) лица (лиц), под управлением которых будут находиться данные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы.
Разовые пропуска выдаются посетителям ОТИ или ТС на основании удостоверенных печатью письменных обращений уполномоченных сотрудников субъекта транспортной инфраструктуры, федеральных органов исполнительной власти или юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории ОТИ или ТС.
Разовые пропуска физических лицдолжны содержать следующую информацию: номер пропуска, наименование субъекта транспортной инфраструктуры, выдавшего пропуск, срок и временной интервал действия пропуска и секторы зоны транспортной безопасности, в которые допущен владелец.
Письменные обращения на выдачу постоянных и разовых пропусков должны заполняться на русском языке, разборчиво от руки или с использованием технических средств (компьютера) без сокращений слов, аббревиатур, исправлений или помарок.
Письменные обращения на пропуск физического лица должны включать полное наименование организации или юридического лица, инициирующего выдачу пропуска, а также установочные данные лица, которому требуется оформить пропуск, в том числе фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, место жительства (пребывания), занимаемую должность, сведения о серии, номере, дате и месте выдачи документа, удостоверяющего личность, а также сведения о целях пребывания в секторах зоны транспортной безопасности и сроке (периоде), на который требуется оформить пропуск.
Письменные обращения на пропуск автотранспортных средств, самоходных машин и механизмов должны включать полное наименование организации или юридического лица, инициирующего выдачу пропуска, а также сведения об автотранспортных средствах, самоходных машинах и механизмах, на которые требуется оформить пропуск, в том числе ихвиды, марки, модели, цвета, регистрационные знаки (номера), сведения о должности (должностях) лица (лиц), под управлением которых будут находиться данные автотранспортные средства, самоходные машины и механизмы, а также сведения о целях пребывания в секторах зоны транспортной безопасности и сроке (периоде), на который требуется оформить пропуск.
Материальные пропуска выдаются на перемещаемые в и/или из зоны транспортной безопасности материальные объекты.
Материальные пропуска на предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критический элемент ОТИ или ТС, а также на иные материальные объекты, содержащие такие предметы и вещества, должны выдаваться персоналу субъекта транспортной инфраструктуры, а также персоналу юридических лиц, осуществляющих деятельность в зонах транспортной безопасности ОТИ или ТС, на основании удостоверенных печатью письменных обращений уполномоченных сотрудников субъекта транспортной инфраструктуры, федеральных органов исполнительной власти или юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории ОТИ или ТС.
Письменные обращения на выдачу материального пропуска на перемещение предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в перевозочный или технологический секторы зоны транспортной безопасности должны включать полное наименование организации или юридического лица, инициирующего выдачу пропуска, а также установочные данные лица, которому требуется оформить пропуск, в том числе фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, место жительства (пребывания), занимаемую должность, сведения о серии, номере, дате и месте выдачи документа, удостоверяющего личность, а также сведения о целях перемещения данных предметов и веществ и сроке (периоде), на которыйтребуется оформить пропуск.
Выдача постоянных и разовых пропусков уполномоченным представителям подразделений федеральных органов исполнительной власти РФ, осуществляющим деятельность на ОТИ и ТС, а также пребывающим на ОТИ и ТС для выполнения служебных заданий и функций на основании служебных удостоверений и заданий, предписаний, командировочных удостоверений на КПП по факту обращения в сроки, не препятствующие выполнению ими служебных заданий и функций, а также допуск этих лиц в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ и/или ТС производится в сопровождении уполномоченных сотрудников сил транспортной безопасности ОТИ или ТС.
Пожарно-спасательные расчеты, аварийно-спасательные команды, службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения, бригады скорой медицинской помощи, прибывшие для ликвидации пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также для эвакуации пострадавших и тяжелобольных, допускаются в зоны транспортной безопасности по разовым пропускам, выдаваемым на основании документов, удостоверяющих личность и должность. В случае возникновения экстренной необходимости пропуск осуществляется по записи в рабочей тетради на КПП на основании документов, удостоверяющих личность и должность прибывших для ликвидации пожаров, аварий, других чрезвычайных ситуаций.
Лица, имеющие разовые пропуска, за исключением уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти, допускаются в зоны транспортной безопасности только в сопровождении сотрудников сил транспортной безопасности ОТИ или ТС.
Выдача постоянных и разовых пропусков осуществляется по согласованию с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения транспортной безопасности РФ, федерального органа исполнительно власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Пропуска любых установленных видов выдаются только при личном обращении владельца пропуска, регистрация фактов выдачи осуществляется в базе данных на электронном и бумажном носителях.
Необходимо обеспечивать защиту баз данных и реквизитов выданных и планируемых к выдаче пропусков от доступа любых лиц, за исключением уполномоченных сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти РФ. Электронные и бумажные носители (заготовки) для пропусков хранятся в условиях, обеспечивающих невозможность их ненадлежащего использования.
Носить пропуска установленного образца при нахождении в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ и ТС необходимо на видном месте поверх одежды.
Образцы пропусков всех видов согласовываются с уполномоченными подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения транспортной безопасности РФ, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
При нарушении владельцами пропусков положения о пропускном и внутриобъектовом режимах на ОТИ или ТС, прекращении трудовых отношений, изменении номенклатуры (перечня) должностей персонала субъекта транспортной инфраструктуры и юридических лиц, ведущих деятельность на ОТИ или ТС, отзыве согласования на выдачу пропусков, а также иных случаях, предусмотренных законодательством РФ пропуска изымаются.
Аннулированные пропуска и пропуска с истекшим сроком действия уничтожаются с обязательной регистрацией фактов уничтожения в порядке, определенном в положении (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режимах на ОТИ или ТС.
3. Организация открытой, закрытой связи, оповещения сил транспортной безопасности, взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, на ОТИ и (или) ТС, иным персоналом, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности
Организация систем связи и оповещения обеспечивает:
— централизованное управление силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ;
— поддержание средств связи в постоянной готовности к использованию;
— оперативное доведение до сил обеспечения транспортной безопасности объекта информации об изменении уровней безопасности и угрозах совершения (совершении) АНВ;
— незамедлительное информирование Росжелдора, уполномоченных подразделений ФСБ и МВД России, а также территориального управления Ространснадзора об угрозах совершения и/или совершении АНВ;
— оперативное взаимодействие между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ, а также их взаимодействие с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие.
При обнаружении признаков совершения или угрозы совершения АНВ любой заметивший обязан немедленно доложить об этом на пункт управленияобеспечения транспортной безопасности (ПУ ОТБ). Вахтенный ПУ ОТБ немедленно докладывает лицу, ответственному за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ. Если на ОТИ не организован ПУ ОТБ, то информация об изменении ситуации в области транспортной безопасности незамедлительно передается лицу, ответственному за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ. Ответственное за обеспечение транспортной безопасности лицо, оценив обстановку, принимает решение на скрытое или открытое оповещение сил подразделений транспортной безопасности.
Скрытое оповещение производится по закрытым каналам связи, обеспечивающим доведение информации только до тех лиц, которым она предназначена. Скрытое оповещение производится посредством посыльных или по телефонам внутренней телефонной связи. При скрытом оповещении в первую очередь оповещается группа быстрого реагирования с указанием краткой информации о признаках АНВ или его угрозы и места сбора. Во вторую очередь оповещается дежурно-вахтенная служба.
Открытое оповещение производится по открытым каналам связи, при этом передаваемая информация может быть доступна неопределенному кругу лиц. Открытое оповещение производится объявлением общей тревоги посредством звонковой сигнализации и/или по трансляции голосом.
При нападении или непосредственной угрозе нападения на ПУ ОТБ вахтенный посредством звонковой сигнализации, «тревожной кнопки"может непосредственно подать сигнал тревоги.
Система связи ОТИ
Система связи ОТИ в целях обеспечения ТБ ОТИ включает:
· радиосвязь;
· телефонную проводную связь (местную (внутриобъектовую), городскую, междугороднюю и международную);
· телефонную сотовую связь;
· факсимильную связь и каналы электронной почты.
Для обеспечения ТБ ОТИ, выполняемых технологических операций на ОТИ, взаимодействия с государственными контрольными органами организуется местная УКВ-радиосеть на базе радиостанций (базовые и переносные радиостанции для подвижных постов и объектов. Основными абонентами этой сети являются: ответственный за обеспечение ТБ ОТИ;ответственный за обеспечение ТБ в СТИ;начальник отдела охраны;старший дежурной смены охраны подразделения ТБ; все сотрудники, несущие дежурство.
Телефонная сеть предназначена для управления производственными процессами и силами обеспечения ТБ ОТИ.
Все рабочие и служебные помещения на территории ОТИ должны быть телефонизированы. Управление телефонной сетью организовано на базе местной АТС. Системные телефонные аппараты с функциями диспетчерской связи устанавливаются на постах охраны и в кабинетах руководства ОТИ, в остальных служебных помещениях — абонентские телефонные аппараты.
При управлении силами ТБ средства телефонной сотовой (мобильной) связи используются в качестве резервных.
Территория и объекты ОТИ оборудуются системой громкоговорящей связи (оповещения) с пультом управления в помещении диспетчера.
Каналы факсимильной связи используются в интересах обеспечения ТБ ОТИ для приема сообщений (сигналов), касающихся обеспечения ТБ ОТИ и ТС, и подтверждения их приема.
Целями организации связи взаимодействия является координация усилий сил ОТБ ТС с субъектом транспортной инфраструктуры, Перевозчиками, силами ОТБ других ОТИ и ТС, уполномоченными подразделениями ФОИВ для защиты интересов личности, общества и государства от АНВ на ТС, создание условий безопасного и нормального функционирования транспортного средства.
Взаимодействие организуется между силами ОТБ ТС и:
— лицами, ответственными за ОТБ в субъекте транспортной инфраструктуры и на транспортном средстве, входящими в состав подразделений ТБ;
— подразделениями транспортной безопасности ОТИ (персоналом, чья деятельность непосредственно связана с ОТБ);
— силами транспортной безопасности ОТИ и силами транспортной безопасности других ОТИ и/или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие;
— силами транспортной безопасности транспортного средства и портовыми властями;
— между Субъектом транспортной инфраструктуры и уполномоченными подразделениями ФОИВ.
Основными задачами взаимодействия ОТБ являются:
— обеспечение требований транспортной безопасности ОТИ ;
— обеспечение комплексного, эффективного и дифференцированного использования сил подразделений транспортной безопасности ОТИ при осуществлении ими своих функций по организации пропускного и внутриобъектового режима;
— исключение дублирования функций взаимодействующих подразделений транспортной безопасности.
Взаимодействие организуют:
— между лицами, ответственными за ОТБ в Субъекте транспортной инфраструктуры и на транспортном средстве — руководитель Субъекта транспортной инфраструктуры и лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности Субъекта транспортной инфраструктуры;
— между подразделениями транспортной безопасности транспортного средства — лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства;
— между силами транспортной безопасности транспортного средства и силами транспортной безопасности других ОТИ и/или ТС, с которыми имеется технологическое взаимодействие;
— между силами транспортной безопасности транспортного средства и лицом, ответственным за ОТИ;
— между Субъектом транспортной инфраструктуры и уполномоченными подразделениями федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и лицом, ответственным за ОТИ.
Для общей организации связи взаимодействия в целях ОТБ, в том числе и связи взаимодействия с уполномоченными подразделениями ФОИВ, разрабатываются наглядные"Схемы связи взаимодействия сил транспортной безопасности ОТИ с подразделениями заинтересованных организаций при обеспечении требований транспортной безопасности". Оповещение Федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на ОТИ выполняется лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности и субъектом транспортной инфраструктуры.
Для этих целей в первую очередь используются телефонные, в том числе мобильные, и радиосредства связи, в случае их отсутствия используют электронные и/или факсимильные средства связи.
Порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах определен приказом Минтранса РФ «О Порядке информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах».
На основании требований данного Приказа в субъекте транспортной инфраструктуры разрабатывается «Инструкция к порядку информирования об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах», утвержденная Руководителем Субъекта транспортной инфраструктуры".
Лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности ТС, обязаны незамедлительно представлять информацию об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства в отношении транспортного средства.
Информация передается любым доступным способом и по любым доступным средствам связи в соответствии с Инструкцией к порядку информирования об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.
Настоящая информация может предоставляться непосредственно уполномоченным подразделениям ФОИВ по месту регистрации и фактического нахождения ОТИ по средствам электронной или факсимильной связи по адресам (номерам телефонов), указанных на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов.
В случае передачи информации по телефонной либо радиосвязи в первую очередь называется ФИО, должность передающего и наименование данного ОТИ. Далее передается остальная информация.
При использовании электронных средств связи (электронная почта, ГМССБ) передается весь комплект информации. Информация подписывается электронно-цифровой подписью лица, заполнившего информацию.
При использовании факсимильной связи также передается весь комплект информации. Информация подписывается личной подписью лица, заполнившего информацию в соответствии с данным приложением.
При предоставлении информации на бумажном носителе рукописным способом, запись производится на русском языке разборчивым почерком или печатными буквами чернилами синего либо черного цвета. Помарки, подчистки и исправления не допускаются.
Примерная Схема оповещения ФОИВ при совершении или угрозе совершения АНВ в отношении ОТИ и контактная информация представляется в Приложении к Плану обеспечения транспортной безопасности.
Система оповещения на ОТИ и его территории создается для оперативного информирования руководства ОТИ, сил обеспечения ТБ, персонала и посетителей ОТИ об угрозах совершения АНВ и о совершении АНВ, а также координации их действий. Порядок оповещения определяется руководителем ОТИ.
Оповещение персонала и посетителей, находящихся на
ОТИ, должно осуществляться с помощью технических средств, которые должны обеспечивать:
— подачу звуковых и/или световых сигналов в здания и помещения, на участки территории ОТИ с постоянным или временным пребыванием людей;
— трансляцию речевой информации о характере угрозы, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности.
Эвакуация людей по сигналам оповещения должна сопровождаться:
включением аварийного освещения;
— передачей специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации (скопление людей в проходах, тамбурах, на лестничных клетках и другие местах);
— включением световых указателей направления и путей эвакуации;
— дистанционным открыванием дверей дополнительных эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками).
Сигналы оповещения должны отличаться от сигналов другого назначения. Количество оповещателей, их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей. На охраняемой территории следует применять рупорные громкоговорители. Они могут устанавливаться на опорах освещения, стенах зданий и других конструкциях. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и разъемных соединений.
Коммуникации систем оповещения в отдельных случаях допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью объекта.
Управление системой оповещения должно осуществляться из помещения охраны, диспетчерской или другого специального помещения.
Телевидение и радиовещание — наиболее массовые информационные системы, охватывающие практически все население России, и поэтому являются одними из основных каналов информирования и оповещения населения, а перспективные системы оповещения населения должны использовать их потенциал в полном объеме. Основу государственной системы телерадиовещания составляют Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» (ВГТРК), Федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС), Федеральное государственное унитарное предприятие «Космическая связь», Федеральное государственное унитарное предприятие «Телевизионный технический центр «Останкино» .
Системы контроля и управления доступом (СКУД) являются важной частью систем физической защиты объекта. СКУД предназначена для организации (разрешения или запрета) доступа людей, транспорта и других объектов к предметам защиты или в охраняемые зоны в соответствии с санкционированными Собственником объекта правилами (условиями).
В настоящее время СКУД — наиболее интенсивно развивающиеся направление в системе обеспечения безопасности. Это связано с целым рядом факторов:
— СКУД могут обеспечить высокую автоматизацию контроля и управления доступом и увеличить достоверность получаемой информации;
— СКУД могут решать такие задачи, как учет рабочего времени, быстрое определение местонахождения сотрудников или посетителей, контроль перемещения предметов и материалов специального назначения;
— используя эффективную систему контроля за перемещением сотрудников и посетителей, СКУД может обеспечить необходимую безопасность объекта, временно заменив СОС, которая на рабочее время, как правило, отключается.
В ГОСТ Р 51 241−98 даны определения, терминология, классификация, общие технические требования и методы испытаний для средств и систем контроля и управления доступом.
Контроль и управление доступом (КУД) — комплекс мероприятий, направленных на ограничение или санкционирование доступа людей, транспорта и других объектов в (из) помещения, здания, зоны и территории.
Средства контроля и управления доступом (средства КУД) — механические, электромеханические, электрические, электронные устройства, конструкции и программные средства, обеспечивающие реализацию контроля и управления доступом.
Система контроля и управления доступом (СКУД) — совокупность средств контроля и управления, обладающих технической, информационной, программной и эксплуатационной совместимостью.
Общий принцип управления доступом показан на рис. 3
Рис. 3 Общая схема СУД
Заключение
Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы.
Опыт Российской Федерации указывает на то, что одной из оптимальных организационно-правовых форм привлечения общественности к проблемам транспортной безопасности, в решении которых заинтересованы и государство и общество, являются специализированные общественные фонды. Они должны создаваться по инициативе общественных организаций при поддержке соответствующих органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.
Организация пропускного и внутриобъектового режимов возложена на руководителя подразделения железнодорожного транспорта. Ответственность за соблюдение установленного внутреннего трудового распорядка на территории ОТИ, порядка содержания служебных помещений и ООД, а также мер противопожарной безопасности на территории ОТИ возложена на руководителей структурных подразделений. Ответственность за осуществление пропускного и внутриобъектового режимов возлагается на службу охраны. Выполнение мероприятий по обеспечению транспортной безопасности объектов железнодорожного транспорта организуется филиалами и другими структурными подразделениями ОАО «РЖД», в ведении которых находятся эти объекты.
Требования по обеспечению транспортной безопасности определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства (ОТИ) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (АНВ).
При организации транспортной безопасности используется открытая, закрытая связь. Несмотря на бурное развитие в последние годы сетей подвижной телефонной связи, сети фиксированной телефонной связи по-прежнему широко распространены на всей территории страны, но для задач информирования и оповещения используются ограниченно, в основном для оповещения с помощью автоинформаторов руководителей и сил реагирования. С внедрением на сетях новых программных коммутационных систем (типа soft-switch) потенциальные возможности эффективного оповещения значительно возрастают для данного вида связи. Необходимо проведение поисковых исследований для разработки технических решений для информирования и оповещения населения по сетям фиксированной телефонной связи и разработка соответствующих нормативов.
Список использованных источников
1 ФЗ РФ от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014) // Консультант плюс, 2015.
2 Приказ Минтранса РФ от 16 февраля 2011 г. N 56 «О Порядке информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах» // Консультант плюс, 2015.
3 Приказ Минтранса РФ от 08 февраля 2011 г. N 43 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта» // Консультант плюс, 2015.
4 Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте (утв. распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2010 г. N 1285-р) // Консультант плюс, 2015.
5 Транспортная безопасность / Под ред. Н. И. Глухов, С. П. Серёдкин. -М., 2010. транспортный безопасность пропускной
6 Смирнова Т. С. Курс лекций по транспортной безопасности. -М.: ФГБОУ «Учебно-методический цент по образованию на железнодорожном транспорте», 2013.-296 с.
7 Каликина Т. Н. Транспортная безопасность: учебное пособие. В 2 ч. Ч.1. — Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2015.-84 с.
8 Пономарев В. М. Комплексная безопасность на железнодорожном транспорте и в метрополитене. Часть 1. Транспортная безопасность на железных дорогах и метрополитене. — М.: МГУПС (МИИТ), 2014.-279 с.