Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Предпринимательская среда

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этом аспекте несомненно, практический интерес для российских предпринимателей представляет опыт формирования внутренней предпринимательской среды японского предпринимателя К. Татеиси, о котором он рассказал в своей книге «Вечный дух предпринимательства». Суть эффективного, рационального менеджмента в компании «Омрон», позволяющего добиваться успехов по Татеиси, заключается в том, чтобы… Читать ещё >

Предпринимательская среда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предпринимательская среда

1. Сущность предпринимательской среды. Конкуренция и предпринимательская среда

Рыночная экономика характеризуется большой неопределенностью, что связано с существующими рисками предпринимательской деятельности, которые зависят от внешних и внутренних факторов, напрямую влияющие на предпринимательскую деятельность.

Предпринимательская среда. По мнению М. Лапусты: «Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленную на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики» .

Предпринимательская среда складывается:

· на основе развития производительных сил;

· совершенствования производственных (экономических) отношений;

· создания благоприятного общественного и государственного климата;

· формирования рынка как среды деятельности субъектов предпринимательства;

· наличие экономических свобод, необходимых для эффективной предпринимательской деятельности.

Условиями для эффективной предпринимательской деятельности является совокупность объективных и субъективных факторов, которые позволяют предпринимателям достигать поставленные цели и решать поставленные задачи. Эффективная предпринимательская среда должна обеспечивать предпринимателям два основных условия:

Первое — это экономическая свобода деятельности;

Второе — возможность организационно — хозяйственного новаторства.

Предпринимательская среда, в условиях цивилизованных рыночных отношениях, создает благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую честную конкуренцию дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью. Для рыночной предпринимательской системе основное содержание конкуренции — борьба за потребителя через удовлетворение его потребностей. Конкуренция, в рыночных условиях, превращает потребителя в своеобразный индикатор эффективности и востребованности предпринимательской деятельности.

В настоящее время по ряду объективных и субъективных причин, деятельность большинства предпринимательских структур оказывается неконкурентоспособной. Низкая конкурентоспособность рыночных субъектов предпринимательской деятельности оказывает негативное влияние на развитие национальной экономики. Одной из причин этого является неразвитость системы государственного регулирования развития предпринимательства.

Кроме того, среди ключевых проблем, сдерживающих развитие предпринимательства в Российской Федерации, остаются внешние факторы предпринимательской среды:

· административные барьеры;

· нестабильное законодательство;

· налоговая система не способная к быстрой реакции на изменение нормативной базы;

· затрудненный доступ к финансовым ресурсам;

· финансовый кризис, обостривший проблемы привлечения инвестиций;

нерешенность вопросов интеллектуальной собственности и другие.

Конкуренция. Конкуренция является исходной категорией, характеризующей сущность рыночной экономики. Конкуренция — основа рыночной экономики, мощный стимул экономического роста, улучшения качества продукции, ускорения научно — технического прогресса, снижения издержек производства и цен. Она является одним из основополагающих принципов рыночной экономики. Только конкурентоспособный товар (услуга) может быть востребованы потребителем.

В экономической литературе определено, что конкуренция является результатом столкновения реальных экономических интересов субъектов на определенном рынке. Так, например А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно (это «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников).

По мнению Ф. Найта конкуренция ведет к лучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых человеческих благ получена именно путем конкуренции. Она требует рационального поведения пребывания на рынке, стимулирует рациональность, не может функционировать среди людей, лишенных предпринимательского духа. Конкуренция — особый метод воспитания умов, изобретателей и предпринимателей.

Фатхутдинов Р.А. предлагает такое определение: «Конкуренция — процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Юданов А. Ю. считает, что рыночная конкуренция — борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся ими на доступных сегментах рынка.

Макконелл К.Р. и Брю С. Л. понимают под конкуренцией — наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов, возможность свободно выходить на рынок и покидать его.

По мнению В. Я. Горфинкеля, в рыночной системе основное содержание конкуренции — борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей, выражающаяся в борьбе за долю на рынке, успехе который зависит от стоимости и качества товара.

Цель конкуренции — борьба за получение возможно большей прибыли. Конкуренция является ведущей характеристикой рыночной среды, в которой осуществляется финансово-хозяйственная деятельность предприятий. Государство проводит политику поддержки добросовестной конкуренции и ограничения монополистической деятельности в интересах повышения эффективности общественного производства и его социальной направленности.

Можно отметить следующие виды конкуренции:

1. Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли. При такой конкуренции стимулируется инновационный подход и развитие научно-технического прогресса.

2. Межотраслевая конкуренция — конкуренция между предприятиями различных отраслей, выражающаяся в переливе капиталов из отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой долей прибыли.

Правовое регулирование конкуренции осуществляется на основе ст. 8 Конституции РФ, ряда антимонопольных норм, содержащихся в Гражданском кодексе РФ, специальных антимонопольных законов. Основополагающим в антимонопольном законодательстве является Закон о защите конкуренции.

Конкуренция воздействует на предпринимателя через механизм спроса и предложения, который во многом зависит от воздействия внутренних и внешних факторов предпринимательской среды. Получается, что внешние и внутренние факторы предпринимательской среды, через механизм спроса и предложения, воздействуют на конкуренцию.

Выходит, что конкуренция также влияет на факторы внешней и внутренней предпринимательской среды, то есть существует механизм, раскрывающий взаимосвязь конкуренции и внешних и (или) внутренних факторов предпринимательской среды (рис. 1).

Рис 1. Механизм, раскрывающий взаимосвязь конкуренции и внешних и внутренних факторов предпринимательской среды

С другой стороны конкуренция порождает перепроизводство в одной отрасли и недопроизводство в другой отрасли. Финансово — хозяйственная деятельность одних фирм становятся более доходными и прибыльными, другие фирмы наоборот разоряются. Все это приводит к экономическим кризисам, как локального, так и глобального характера и соответственно к социальным потрясениям. Ярким примером служит великая экономическая депрессия США в 30-ые годы прошлого столетия и сегодняшний мировой экономический кризис, породивший перепроизводство в т. ч. в автомобильной и строительной отраслях.

Конкуренция заставляет предприятия использовать в своей деятельности достижения научно-технического прогресса, применять более эффективные и современные технологии и технику, современные методы организации производства и труда.

2. Внешняя и внутренняя предпринимательская среда

предпринимательский среда конкуренция Предпринимательская среда подразделяется на внешнюю, не зависимую от самих предпринимателей, и внутреннюю, которую предприниматели формируют (создают) сами.

Внешняя предпринимательская среда. Внешняя предпринимательская среда — это совокупность внешних факторов и условий прямо или косвенно влияющих на саму предпринимательскую деятельность, в том числе на ее становление и развитие.

Внешняя предпринимательская среда представляет собой сложную систему внешнего регулирования предпринимательской деятельности, поэтому для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц она носит объективный характер, поскольку они не могут непосредственно изменить ее (например, федеральные законы, природные факторы и т. д.), а должны учитывать при ведении собственного дела.

Внешняя предпринимательская среда, как интегрированная система включает в себя следующие подсистемы:

· экономическое положение в регионе, стране;

· политическая ситуация, которая характеризуется стабильностью развития общества;

· правовая среда;

· государственная поддержка и регулирование предпринимательства;

· наличие природных факторов производства;

· физическую среду, связанную с климатическими (погодными) условиями функционирования предпринимательских организаций, отсутствием проявления форс-мажорных природных катаклизмов ;

· уровень безработицы и платежеспособности населения;

· институционально-организационную среду, свидетельствующую о наличии достаточного числа организаций, обеспечивающих возможность осуществления коммерческих операций, деловых связей и т. д.;

· проявление терроризма.

Внешнюю предпринимательскую среду в сегодняшней России можно охарактеризовать, как не отвечающую требованию развития и становления предпринимательства. И главными факторами, которые могут подтвердить это утверждение, является:

Во-первых это всеобщая коррумпированность как самого общества, так и государственных органов управления;

Во-вторых это недостаточная государственная поддержка предпринимательства, которая бы отвечала современным требованиям построения рыночных отношений;

В-третьих это не адекватная и не достаточная правовая база, направленная на поддержку предпринимательства.

Особая роль в регулировании предпринимательской деятельности принадлежит федеральным законам, на основе которых осуществляется не только косвенное, но и прямое регулирование. Важная роль в регулировании и поддержке предпринимательства принадлежит таким высшим государственным органам, как Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, а также Конституционный, Арбитражный и Верховный суды РФ, Генеральная прокуратура РФ и ее органы в субъектах РФ, другим правоохранительным органам, а также Федеральным министерствам: по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, финансов, экономического развития и торговли, юстиции и др. Большая роль в регулировании и поддержке предпринимательства принадлежит представительной и исполнительной властям субъектов РФ. Необходимо также устранить административные барьеры, сократить число органов, проверяющих предпринимателей.

Рассмотрим более подробно факторы внешней предпринимательской среды (далее среды) (табл. 1)

Таблица Факторы внешней предпринимательской среды

Международная

Международная конкуренция. Военные конфликты (горячие точки) в мире. Уровень терроризма. Международные выставки, конференции, выставки.

Политическая

Уровень демократии. Политические реформы, происходящие в отдельных странах. Уровень коррупции и криминальной ситуации в стране.

Экономическая

Среднегодовые темпы инфляции. Уровень финансовой системы страны. Уровень банковских процентов. Удельный вес частной собственности в совокупной собственности страны. Уровень налогообложения участников предпринимательской деятельности. Инвестиционный климат. Уровень теневой и криминальной экономики.

Социально — демографическая

Миграция населения. Структура населения по доходам, социальному положению, образованию, полу. Перспективность региона.

Правовая

Правовая база, отвечающая принципам развития предпринимательства. Качество прокурорского контроля за соблюдением правовых актов, регламентирующих предпринимательство.

Внешняя среда

Факторы внешней среды

Экологическая

Техногенные катастрофы. Параметры экосистемы по отдельным городам и территориям. Уровень финансирования государством экологических программ (бюджет). Правовая база, регламентирующая состояние экосистемы.

Природно-климатическая

Климат. Природные катаклизмы. Наличие природных ресурсов и их местонахождение.

Научно-техническая

Уровень автоматизации промышленного производства и строительства. Уровень компьютеризации страны. Удельный вес научных работников в общей численности работающих. Материальное обеспечение научных кадров.

Внутренняя предпринимательская среда. Факторы внутренней среды напрямую связаны с финансово — хозяйственной деятельностью предпринимательских структур и теми отношениями, контактами, которые появляются в результате этой деятельности.

Внутренняя предпринимательская среда, как интегрированная система включает в себя следующие подсистемы:

· наличие собственного капитала;

· выбор организационно — правовой формы;

· выбор предмета деятельности;

· подбор партнеров;

· знание рынка;

· подбор кадров и управление ими и т. д.

К факторам внутренней среды можно отнести и соблюдение законов и правовых актов, регламентирующих предпринимательскую деятельность.

Внутреннюю предпринимательскую среду определяет так же и совокупность внутренних условий функционирования предпринимательской организации (рис. 2).

Рис. 2. Внутренние условия и предпринимательская деятельность

Получается, что внутренняя предпринимательская среда носит субъективный характер и во многом зависит от собственника (лидера), т. е. его компетентности и умения управлять персоналом, изменяющейся ситуацией, внешними и внутренними воздействиями. Во многом внутренняя предпринимательская среда зависит от морально — психологического климата, который царит в коллективе. К внутренним факторам необходимо отнести и мотивацию сотрудников, которая должна иметь не только материальную форму, но и духовную составляющую.

В этом аспекте несомненно, практический интерес для российских предпринимателей представляет опыт формирования внутренней предпринимательской среды японского предпринимателя К. Татеиси, о котором он рассказал в своей книге «Вечный дух предпринимательства». Суть эффективного, рационального менеджмента в компании «Омрон», позволяющего добиваться успехов по Татеиси, заключается в том, чтобы предоставить каждому работнику возможность достаточно заработать, чувствовать удовлетворение от своего труда и участвовать в управлении предприятием.

Большое значение, для эффективной деятельности персонала, а соответственно и компании, имеют условия работы работника (рис. 3).

Рис.3. Эффективные условия работы

Совокупность условий работы состоят из следующих требований работника:

а) рабочее место должно быть чистым, оснащенным необходимым оборудованием, средствами связи, при необходимости компьютеризированным и т. д.;

б) коллектив должен обладать устойчивым морально-психологическим климатом, воспринимаемой системой управления, адекватным потребностям и требованиям работника;

в) работа для работника должна быть интересной, востребованной и перспективной;

г) труд работника должен быть достойно оплачен, исходя из его квалификации, трудолюбия, самоотдачи.

Особое значение для успешной предпринимательской деятельности имеют разработка обоснованного бизнес-плана, предвидение и расчет последствий наступления предполагаемых рисков, внедрение новых технологий, диверсификация деятельности, разработка и внедрение обоснованной стратегии развития фирмы. К факторам внутренней среды следует также отнести четкое соблюдение предпринимателями и наемными менеджерами законов и нормативных актов, регулирующих деятельность данного вида бизнеса или соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской организации.

3. Предпринимательство и экономическая свобода

Экономическая свобода является одним из определяющих условий развития предпринимательства. При наличии в обществе экономических свобод, каждый законопослушный гражданин имеет право, используя свои способности, возможности, задействуя (привлекая) свое имущество, заниматься активной экономической деятельностью, т. е. заниматься предпринимательством.

Сущность экономической свободы заключается в государственных гарантиях дееспособным субъектам предпринимательства на осуществление предпринимательской деятельности.

Экономическая свобода не может быть по своей сути абсолютной свободой. Гарантии экономической свободы заложены в ст. 35 Конституции РФ, в которой определены фундаментальные положения:

· Право частной собственности охраняется законом.

· Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

· Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению судебных органов.

· Право наследования гарантируется.

При осуществлении предпринимательской деятельности сталкиваются интересы двух сторон: государства и предпринимателей. В этих отношениях государство посредством организационно — правовых и экономических институтов, норм и правил устанавливает определенный порядок, при этом должны соблюдаться интересы общества и поступательное развитие предпринимательства.

Говоря об экономической свободе предпринимательства в России можно привести в качестве положительного примера рост доли предприятий и организаций, находящихся в частной собственности, так с 1996 г. по 2009 г. удельный вес предприятий вырос с 63.4% до 83,3% (табл.).

Таблица Распределение предприятий и организаций по формам собственности Источник: Стат. сборник: Российский статистический сборник 2009 Росстат. М — 2009 (на 1 января)

Тыс.

В процентах к итогу

Число предприятий и организаций — всего

в том числе по формам собственности:

государственная

14,3

4,5

3,9

3,0

2,8

муниципальная

8,8

6,5

5,9

5,6

5,4

частная

63,4

75,0

78,0

82,5

83,3

собственность общественных и религиозных организаций (объединений)

4,2

6,7

6,1

4,6

4,1

прочие формы собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную

9,3

9,3

6,4

4,3

4,4

С другой стороны практика деятельности субъектов предпринимательства свидетельствует о многочисленных и не адекватных административных барьерах:

· сложное законодательство не прямого действия;

· наличие многочисленных подзаконных актов;

· противоречия между законодательством на федеральном, региональном и местном уровне;

· высокая степень инспектирования и контроля;

· значительный объем различной отчетности;

· большое количество контролирующих органов на разных уровнях хозяйствования.

Под административными барьерами, с точки зрения «Ресурсного центра малого предпринимательства», понимаются помехи, с которыми предприниматели сталкиваются в процессе своей хозяйственной деятельности и которые создаются чиновниками органов исполнительной власти.

1. Под ред. В. Я. Горфинкель: Организация предпринимательской деятельности. — М: Проспект, 2012

2. Григорьев М. Н.: Логистика. — М.: Юрайт, 2011

3. Елисеева Т. П.: Экономика и анализ деятельности предприятий. — Ростов н/Д: Феникс, 2011

4. Кавасаки Г.: Стартап. — М.: Юнайтед Пресс, 2011

5. Киселева Е. А.: Экономическая теория. — М.: Деловая литература, 2011

6. Лунева Е. В.: Управление в малом и среднем бизнесе. — Старый Оскол:, 2011

7. Лунева Е. В.: Управление в малом и среднем бизнесе. — Старый Оскол:, 2011

8. Макашева З. М.: Брендинг. — СПб.: Питер, 2011

9. Ред. коллегия: к.с.н., профессор Т. П. Беликова; к.п.н., доцент А. В. Боева; к.ф.-м.н., старший преподаватель И. О. Гордеева; к.п.н., доцент И. И. Палашева; к.э.н., доцент А. А. Удовикова: Современные исследования в экономике, финансах и бизнесе: методы и технологии. — Старый Оскол: Оскол-Информ, 2011

10. Чалдаева Л. А.: Экономика предприятия. — М.: Юрайт, 2011

11. Агабекян И. П.: English for Managers. — М.: Проспект, 2010

12. Багиев Г. Л.: Маркетинг. — СПб.: Питер, 2010

13. Васильева Н. А.: Экономика предприятия. — М.: Юрайт, 2010

14. Веснин В. Р.: Основы менеджмента. — М.: Проспект, 2010

15. Григорьев М. Н.: Маркетинг. — М.: Юрайт, 2010

16. Иваненко С. И.: Религия и бизнес. — М.: Казаров, 2010

17. Капон Н.: Управление маркетингом. — СПб: Питер, 2010

18. Колиниченко И. А.: Психология предпринимательства. — Ростов н/Д: Феникс, 2010

19. Крутик А. Б.: Теория и методика обучения предпринимательству. — М.: Академия, 2010

20. Крутик А. Б.: Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. — М.: Академия, 2010

21. Наумов В. Н.: Организация предпринимательства. — СПб.: Питер, 2010

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой