Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Правовое регулирование выхода на новые рынки сбыта на материалах СПК «Москва»

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ корпоративного профиля и внешней среды позволяет определить возможности успешного функционирования хозяйства. Если хозяйство сравнить с лидирующими предприятиями Калужской области, например, таким как «Большая перемена» — лидером по производству молока в регионе. У Медынского перерабатывающего комплекса имеется мощное современное оборудование, которое способно перерабатывать до 20 тонн… Читать ещё >

Правовое регулирование выхода на новые рынки сбыта на материалах СПК «Москва» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

http://www..ru/

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное Бюджетное образовательное учреждение высшего пРофессионального образования российский государственный аграрный университет — МСха имени К. А. Тимирязева (ФГБОУ ВПО ргау — МСХА имени К.А. Тимирязева) Экономический факультет Кафедра маркетинга КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине «Правовое регулирование маркетинговой деятельности»

на тему: Правовое регулирование выхода на новые рынки сбыта на материалах СПК «Москва»

Москва 2012

  • Глава 1. Правовое регулирование рынка молочной продукции
    • 1.1 Понятие о правом регулирование маркетинговой деятельности
    • 1.2 Рынок молока и молочной продукции, основы его правового регулирования
      • Глава 2. Современное состояние маркетинговой и правовой деятельности СПК «Москва»
    • 2.1 Правовые основы деятельности сельскохозяйственного производственного кооператива «Москва»
    • 2.2 Маркетинговая деятельность СПК «Москва»
      • Глава 3. Правовое регулирование выхода на новые рынки сбыта
    • 3.1 Оценка имиджа СПК «Москва» и возможностей выхода на новые рынки сбыта
    • 3.2 Предложения по доработке № 88 — ФЗ № «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»
      • Выводы и предложения
      • Список использованной информации

Введение

В современном обществе проведение любых маркетинговых мероприятий строго регламентировано правовыми актами. В зону правового регулирования со стороны государства попадает практически каждое действие предприятия на рынке, будь то процесс ценообразования, проведение маркетинговых исследований, мероприятия по продвижению товаров, товародвижению, построению маркетинговой коммуникации, товарной политике. В связи с этим изучение данной дисциплины весьма актуально, оно ориентирует студента на комплексное изучение маркетинговой деятельности на стыке с юриспруденцией. Понимание студентами вопросов правового регулирования маркетинга, умение использовать правовые нормы в реальной практике, существенно расширят профессиональные возможности выпускников, повысит их ценность как специалистов. Кроме того, с маркетинговой деятельностью, так или иначе, связано все население страны, поэтому каждому полезно знать права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц в данной сфере.

Процесс развития и покорения новых вершин всегда актуален для любой компании. Период экономического спада и рецессии — это не только время выживания и сохранения завоеванных позиций, но и время для того, чтобы подумать о будущих перспективах и новых возможностях. Время неустойчивой внешней экономической и финансовой среды — это и время поиска новых решений, время предложить новые продукты и услуги рынку.

Поэтому совершенствование стратегии и концепции позиционирования компании очень актуально для выхода на новые рынки и установления новых деловых связей. В усовершенствованной бизнес-модели компании самое пристальное внимание должно быть уделено достижению операционной эффективности, приобретению стратегических активов и завоеванию доли на новых перспективных рынках.

Расширение бизнеса и работа в новой корпоративной среде предполагают новые, более высокие требования к качеству продукции, корпоративному управлению и уровню прозрачности бизнеса.

Глава 1. Правовое регулирование рынка молочной продукции

1.1 Понятие о правом регулирование маркетинговой деятельности Современная теория права допускает трактовку понятия «законодательство» и в широком смысле — в качестве совокупности всех нормативных правовых актов, посвященных регулированию той или иной сферы общественных отношений, и в узком — когда речь идет только и непосредственно о законах как актах высшей юридической силы.

Правовое регулирование маркетинговой деятельности равноправных субъектов исходит из конституционных гарантий предпринимательства, общих положений гражданского права о физических и юридических лицах, об объектах гражданских правоотношений, об имущественных правах, об обязательствах и сделках.

Вышеуказанные нормы сформулированы в нормативно-правовых актах, издаваемых органами государственной власти различного уровня.

Основным законом Российской Федерации, имеющим высшую юридическую силу, является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года. Законы и иные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Вторым по значению (но безусловно равным с другими законами) нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере маркетинга и рекламы является Гражданский кодекс РФ, вступивший в правовую силу в 1995 году. Причем согласно ст. 3 Гражданского кодекса РФ, нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу.

За развитием законодательного процесса удобно проследить, если провести условную классификацию законодательных актов:

1) законы, обеспечивающие государственные требования к маркетинговой деятельности: ФЗ от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ФЗ от 8 августа 2001 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» ФЗ от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции», «О рекламе» и т. д.;

2) законы, регулирующие правовое положение хозяйствующих субъектов: ФЗ от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах», ФЗ от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах», ФЗ от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» и т. д.;

3) законы, устанавливающие правовой режим объектов маркетинговой деятельности: ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации, ФЗ от 29 июля 2004 г. «О коммерческой тайне», ФЗ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» и т. д.

В связи с образованием многих крупных компаний в рыночной экономике возрастает роль корпоративного права, которое формируется из нормативных актов, принимаемых самими хозяйствующими субъектами (в основном хозяйственными обществами) в целях регулирования собственного организационного устройства и предпринимательской деятельности. К корпоративным актам относятся: устав, положения об общем собрании участников (акционеров), совете директоров, об исполнительном органе хозяйственного общества, положения о филиале и об отделе и т. д. Например, правовой режим информационной системы (в том числе коммерческой тайны) устанавливается каждой организацией локальным нормативным актом.

На сегодняшний день можно констатировать, что в сфере отношений, связанных с маркетинговыми и рекламными продуктами существует большое количество законодательных регуляторов, которые отличаются разрозненностью и некоторыми противоречиями в формулировках. Таким образом, общая платформа для маркетинговых бизнес-отношений находится в стадии своего формирования.

1.2 Рынок молока и молочной продукции, основы его правового регулирования Федеральный закон № 88 «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» является первым закон, регулирующий молочный рынок и фиксирующий свойства молока и молочной продукции, требования к их производству и транспортировке. Закон вступил в силу 12 июня 2008 декабря года, а 22 июня 2010 года вступил № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Этот закон устанавливает: объекты технического регулирования, требования к безопасности объектов технического регулирования, правила и формы оценки соответствия и подтверждения объектов технического регулирования, требования к терминологии, упаковке, маркировке молока и молочной продукции, включая требования к информации о наименовании, составе и потребительских свойствах, предоставляемой потребителям на упаковке этих продуктов и в сопроводительных документах.

Участники рынка относятся к появлению отраслевого регулятора позитивно, за исключением пункта, который запрещает называть молоком продукт, произведенный с использованием сухого сырья. Авторы закона рассчитывали переключить производителей на переработку натурального молока. Но участники отрасли настроены скептически: для перехода исключительно на натуральное сырье объективных предпосылок нет, зато возникнут проблемы с продвижением продукта под сомнительным наименованием «молочный напиток».

По новому закону название «молоко» может применяться только к цельному молоку, а молочным напитком будет называться продукция, в которой доля сухого сырья превышает 1%. К продуктам, в которых добавление этого сырья предусмотрено рецептурой (йогурт, творог, сметана), требование Техрегламента не относится, но питьевого молока коснется напрямую. Восстановленное молоко занимает 13% рынка, ежегодный объем которого оценивается в 8,9 млрд литров. Но в некоторых регионах Севера, где невозможно обеспечить высокие надои, доля восстановленного молока — три четверти рынка и более.

Намерения разработчиков закона благие — побудить переработчиков отказаться от подмены натурального сырья. В период реформ, когда производство молока сокращалось, переработка перешла на технологии, позволяющие применить сухое молоко, растительный белок, масло. Переработчики не желают отказываться от сухого молока. Во-первых, молочное производство сезонно: летом молоко в избытке, зимой — в дефиците. Сухое молоко выигрывает и по цене. Себестоимость литра молока из сухого сырья — 6 рублей, а цена литра сырого молока доходит до 16 рублей. Столь низкая цена объясняется тем, что государства-импортеры (большая часть сухого молока импортируется) субсидируют его производство и реализацию. Так, в Белоруссии государство обеспечивает около 40% вложений в его производство. Российские фермеры неконкурентоспособны в таких условиях.

Для переработчиков выход — не писать на упаковке «молочный напиток». Химический состав цельного молока и сделанного из сухого одинаков, а процедура контроля принципиально затруднена. Отсутствие процедуры контроля за исполнением Техрегламента может послужить почвой для злоупотреблений как со стороны переработчиков, так и со стороны чиновников. И это еще одно свидетельство оторванности закона от реалий молочного рынка.

Глава 2. Современное состояние маркетинговой и правовой деятельности СПК «Москва»

2.1 Правовые основы деятельности сельскохозяйственного производственного кооператива «Москва»

Федеральный закон «О производственных кооперативах» от 08.05.1996 года № 41 объявляет производственный кооператив коммерческой организацией. Видами производственных кооперативов являются сельскохозяйственная артель (колхоз), рыболовецкая артель (колхоз) и кооперативное хозяйство, а также иные кооперативы, созданные в соответствии с принципами:

o добровольности членства в кооперативе;

o взаимопомощи и обеспечения экономической выгоды для членов кооператива, участвующих в его производственной и иной хозяйственной деятельности

o распределения прибыли и убытков кооператива между его членами с учетом их личного трудового участия или участия в хозяйственной деятельности кооператива;

o ограничения участия в хозяйственной деятельности кооператива лиц, не являющихся его членами;

o ограничения дивидендов по дополнительным паевым взносам членов и паевым взносам ассоциированных членов кооператива;

o управления деятельностью кооператива на демократических началах (один член кооператива — один голос);

o доступности информации о деятельности кооператива для всех его членов.

Кооперативы действуют на основе Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ними иных федеральных законов, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения, отнесенным к их компетенции в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Кооператив образуется исключительно по решению его учредителей. Число членов кооператива не может быть менее чем пять человек. Членами (участниками) кооператива могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. Юридическое лицо участвует в деятельности кооператива через своего представителя в соответствии с уставом кооператива.

Учредительным документом кооператива является устав, утверждаемый общим собранием членов кооператива.

В уставе кооператива должны определяться фирменное наименование кооператива, место его нахождения, а также содержаться условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательств по внесению указанных взносов; о характере и порядке трудового и иного участия членов кооператива в его деятельности и об их ответственности за нарушение обязательств по личному трудовому и иному участию; о порядке распределения прибыли и убытков кооператива; о размере и об условиях субсидиарной ответственности членов кооператива по его долгам; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке выплаты стоимости пая или выдачи соответствующего ему имущества лицу, прекратившему членство в кооперативе; о порядке вступления в кооператив новых членов; о порядке выхода из кооператива; об основаниях и о порядке исключения из членов кооператива; о порядке образования имущества кооператива; о перечне филиалов и представительств кооператива; о порядке реорганизации и ликвидации кооператива.

Членами кооператива могут быть внесшие установленный уставом кооператива паевой взнос граждане Российской Федерации, достигшие возраста шестнадцати лет. Размер и порядок внесения паевого взноса определяются уставом кооператива, иностранные граждане и лица без гражданства могут быть членами кооператива наравне с гражданами Российской Федерации. Число членов кооператива, внесших паевой взнос, участвующих в деятельности кооператива, но не принимающих личного трудового участия в его деятельности, не может превышать двадцать пять процентов числа членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности.

Член кооператива имеет право:

· участвовать в производственной и иной хозяйственной деятельности кооператива, а также в работе общего собрания членов кооператива с правом одного голоса;

· избирать и быть избранным в наблюдательный совет, исполнительные и контрольные органы кооператива;

· вносить предложения об улучшении деятельности кооператива, устранении недостатков в работе его органов и должностных лиц;

· получать долю прибыли кооператива, подлежащую распределению между его членами, а также иные выплаты;

· запрашивать информацию от должностных лиц кооператива по любым вопросам его деятельности;

· выйти по своему усмотрению из кооператива и получить предусмотренные настоящим Федеральным законом и уставом кооператива выплаты;

· обращаться за судебной защитой своих прав, в том числе обжаловать решения органов управления кооперативом, нарушающие права члена кооператива.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 205-ФЗ) Члены кооператива, принимающие личное трудовое участие в деятельности кооператива, имеют, кроме того, право получать плату за свой труд в денежной и (или) натуральной формах.

Член кооператива обязан:

· внести паевой взнос;

· участвовать в деятельности кооператива личным трудом либо путем внесения дополнительного паевого взноса, минимальный размер которого определяется уставом кооператива;

· соблюдать установленные для членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в деятельности кооператива, правила внутреннего распорядка;

· нести предусмотренную настоящим Федеральным законом и уставом кооператива субсидиарную ответственность по долгам кооператива

2.2 Маркетинговая деятельность СПК «Москва»

СПК «Москва» специализируется на производстве и реализации молока, цельномолочной и мясной продукции. У сельскохозяйственного предприятия за долгое время работы сложилось своя система, которая позволяет поддерживать эффективность производства. Колхоз работает по системе оформления заказов, с различным кругом потребителей, а именно перерабатывающие заводы, розничная и выездная торговля, реализация частным лицам.

Сбытовую программу предприятия можно охарактеризовать как «вертикальную», которая подразделяется на: «прямую» — поскольку одним из каналов реализации является выездная торговля, позволяющая покрыть расходы предприятия на реализацию и обеспечить рентабельность деятельности за счет разницы между себестоимостью товара и ценой. На выездную торговлю в среднем за 2011 год приходится 20% от общей выручки. На «косвенный канал нулевого уровня», то есть по средствам розничной торговли приходиться в среднем 17% общей выручки. Продукция реализуется в комбинированных магазинах, через посредников и в магазинах, принадлежащих хозяйству, у него их два: в деревнях Асеньевское и Серединск.

Сырое молоко, часть мясной продукции реализуется перерабатывающим комбинатам области. От реализации сырого молоко на молокозаводы, хозяйство получает в среднем 40% выручки, от сотрудничества с мясокомбинатами 20% дохода. По числу посредников сбытовую программу предприятия можно отнести к «исключительной и избирательный «из-за единичного числа посредников и вида реализуемой продукции.

Розничная торговля позволяет колхозу реализовывать продукцию на местном и региональном рынках повседневно, поскольку выездная торговля осуществляется некаждодневно.

Сбытовая политика СПК «Москва» характеризуется как прямым, так и косвенным каналами сбыта. Причиной использования прямого каналы сбыта является то, что предприятие работает на ограниченном рынке. А разница между себестоимостью товара и ценой позволяет покрыть расходы предприятия на прямой сбыт и обеспечить рентабельность деятельности. Организация прямого канала сбыта происходит по средствам собственных магазинов, их у хозяйства два, а также используется выездная торговля. Канал работает эффективно, обеспечивая достаточный уровень обслуживания покупателей, а также объем продаж и рентабельность.

Косвенный канал сбыта позволяет предприятию увеличивать спрос на продукцию, обслуживая большую часть целевых покупателей. Однако в цену товара посредники включают торговую наценку, что увеличивает стоимость товаров производимых хозяйством.

Тип сбыта предприятия интенсивный, поскольку товары простые, недорогие, относятся к товарам первой необходимости. Взаимоотношения между участниками сбыта формальное, согласно заключенным действующим договорам. Косвенные каналы характеризуются розничной торговлей, которая выполняет функцию сбыта товара.

Предприятие работает также по проекту Госзаказа, на него приходиться в среднем 2% всей торговли хозяйства. Колхоз обеспечивает муниципальные учреждения, такие как дошкольные учреждения, больницы, престарелый и детский дома качественной продукцией по сравнению с другими производителями не высоким ценам.

Приоритетным направлением в обеспечении конкурентоспособности и стимулирующим условием развития промышленного комплекса области является организация эффективно функционирующей системы сбыта произведенной региональными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции, продвижение на агропродовольственные рынки товарных брендов.

Решение данной задачи обеспечивается стимулированием развития снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов, формированием собственной инфраструктуры первичной переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, расширение каналов ее реализации.

Продукция хозяйства «Москва» в Боровском районе пользуется высоким спросом, она привлекает покупателей не только доступностью цен на, но и ее качественном. В последние годы мода на натуральные продукты возрастает, а это является одним из преимуществ предприятия. Люди, которые приезжают из Москвы и Московской области, где нет возможности приобрести экологически чистую, полезную для здоровья и питательную по энергетической ценности продукцию, стремятся найти в деревнях и глубинках. Продукция хозяйства конкурентоспособна, по сравнению с другими брендами и товаропроизводителями выигрывает по важным для покупателей характеристикам (цена, качество).

Молоко, которое хозяйство получает от своих коров проходит всю необходимую технологическую обработку и попадает в упаковку, сохранив всю ценность и натуральность продукта. Вся продукции производится в соответствии с государственными и техническими стандартами качества. Сроки хранения продукции маленькие, свидетельствует о натуральности продукции.

Конкурентоспособность СПК «Москва» подтверждается рейтингом, который разработал маркетинговый отдел министерства сельского хозяйства Калужской области. В течении января-мая 2011 года хозяйство занимало 12 место из 48 представленных в рейтинге хозяйств области, попадая в 16 лучших хозяйств региона. По итогам 2011 года хозяйство поднялось с 12 место на 8, опередив ведущие хозяйства по производству молока. К январю — маю 2012 года хозяйства стало еще эффективнее работать, что улучшило его позиции и привело к 6 месту, тем самым попало в 10 лучших. (Приложение) Качественный подход к описанию рисков заключается в детальном и последовательном рассмотрении содержательных факторов, несущих неопределенность, и завершается формированием причин основных рисков и мер по их снижению. Одной из методик анализа сильных и слабых сторон предприятия, его внешних, благоприятных возможностей и угроз является SWOT-анализ (таблица 2.1)

Анализ корпоративного профиля и внешней среды позволяет определить возможности успешного функционирования хозяйства. Если хозяйство сравнить с лидирующими предприятиями Калужской области, например, таким как «Большая перемена» — лидером по производству молока в регионе. У Медынского перерабатывающего комплекса имеется мощное современное оборудование, которое способно перерабатывать до 20 тонн сырого молока в сутки. Также у завода разнообразный товарный ассортимент, их продукция реализуется во многие регионы страны. У предприятия существует система скидок и акции, продукция реализуется как через магазины, так и собственными силами (выездная торговля). Предприятие организовано на средства инвесторов, оно стремительно развивается и процветает. СПК «Москва» во многом отстает от лидера, однако у него есть огромное преимущество — качественное собственное сырье. Если предприятие также привлечет инвестиции и реализует проект, в скором времени оно сможет составить здоровую конкуренцию Медынскому молокозаводу «Большая перемена», а также выйти «большой» рынок сельскохозяйственных товаропроизводителей. Сила организации далека от идеала, поскольку структура и система управления устарела, а технологические мощности ограничиваются лишь качеством продукции.

Таблица 2.1. SWOT-анализ

Сильные стороны

Слабые стороны

· Наличие квалифицированного персонала, имеющего опыт работы в сельском хозяйстве

· Накопленный многолетний опыт работы на рынке производства сельскохозяйственной продукции

· Завоеванная доля рынка в районе (36%) и в регионе 3,4%. 6 место среди лучших хозяйств области

· Удобное месторасположение предприятия. Возможность заниматься растениеводством вдали от предприятий и трасс, а также быстрота доставки свежей продукции потребителю

· Наличие собственных молоковозов, нового животноводческого комплекса на 1200 голов с возможностью содержания дополнительно 2000 голов беспривязного содержания скота, доильным залом и компьютерным управлением

· Обеспеченность перерабатывающим комплексом, собственной упаковкой и хорошим товарным ассортиментом

· Постройка и запуск нового современного молокозавода с новейшим оборудованием, с возможностью переработки сырого молока до 15 тонн в сутки

· Натуральная продукция по доступным ценам,

соответствующая нормам и стандартам.

· Наличие платежеспособных рынков сбыта, постоянных клиентов и покупателей

· Сравнительно быстрая окупаемость и высокая эффективность производства молока и молочной продукции

· Наличие старого, изношенного оборудования не позволяющего конкурировать с лидирующими хозяйствами Калужской области и других регионов страны.

· Недостаточное финансирование.

· Плохое состояние дороги от хозяйства до районного центра

· Неразнообразный товарный ассортимент продукции

· Продажа сельскохозяйственных земель сторонним организациям и перевод их в другой статус

· Отсутствие на предприятие современной структуры управления.

· Нехватка рабочего персонала

· Снижение общей платежеспособности предприятия

Возможности

Угрозы

· Активность рынка молочной продукции

· Желание клиентов и заказчиков сотрудничать с СПК «Москва»

· Наличие в регионе как российских, так и иностранных инвесторов

· Поддержка инвесторов и кредитоспособность предприятия, получение кредитов на льготных условиях

· Программа «Развитие сельского хозяйства Калужской области 2010;2014». Региональная и муниципальная поддержка в виде льгот и субсидий

· Задержка роста инвестиционной активности

· Нестабильность хозяйственной, налоговой банковской и др. систем в Российской Федерации.

· Несовершенство законодательства.

· Большое количество конкурентов, производящих не качественную продукцию по низким ценам

Товарная политика организации узким, но четким ассортиментом, продукция предприятия известна в регионе, упаковывается продукция на предприятии, однако упаковка выполняет только технологическую функцию. Ценовую политика заключается низким уровнем цен, что положительно для потребителя, но это уменьшает эффективность функционирования организации.

Рынок молочной продукции в России развит, что касается регионального рынка, то на нем работает более 150 производителей сельскохозяйственной продукции, из которых 50 самых крупных производителей. Хозяйство «Москва» на региональном рынке по данным 2012 года занимает 6 место, но это не предел. На рынке работают множество производителей из разных регионов, емкость рынка достаточна, поскольку спрос на продукцию с каждым годом увеличивается.

Одной из важнейших проблем является финансовая сторона предприятия, поскольку очень тяжело привлечь инвестиции, а тем более окупить их за малый промежуток времени.

Таблица 2.2. ТOWS — анализ

Возможности (O)

Угрозы (T)

Сильные стороны (S)

Выход на большой рынок

Привлечение инвестиций и строительство нового молокозавода (+) Снижение доли предприятия на рынке (-)

Слабые стороны (W)

Повышение конкурентоспособности (+) Снижение общей платежеспособности предприятия (-)

Ухудшение финансового состояния, которое может привести к банкротству

СПК «Москва» производит натуральную продукцию, отвечающую всем технологическим характеристикам. Она производится в соответствии с ГОСТ и ТУ. Цены на продукцию значительно ниже, чем на продукцию конкурентов, работающих в регионе, таких как Медынский перерабатывающий комплекс производящих молочную продукцию «Большая перемена» и других предприятий области.

Хозяйство реализует свою продукцию, как собственными средствами, так и через посредников. Выездная торговля осуществляет реализацию продукции на улицах Боровского района, перевозя ее на собственных молоковозах. Так же СПК «Москва» сбывает свою продукцию посредникам — розничным магазинам. Имеются постоянные клиенты и заказчики, которые приобретают продукцию по установленным ценам.

В таблице 2.3 представлены данные о каналах реализации СПК «Москва» за 2009;2011 гг., из которой видно, что до ноября 2009 года хозяйство не занималось выездной торговлей, а к названной дате стал функционировать шестой канал реализации. В 2010 — 2011 годах выручка от работа выездной торговли составила 20% - 25% общей выручки, причем к 2011 году произошло сокращение на 5%. За весь анализируемый период больший процент в системе сбыта хозяйства занимает реализация сырого молока на молокозаводы региона, он составляет порядка 40%. На долю муниципальных учреждениий и хлебокомбинатов в 2011 году приходится 2% и 1% соответственно. Розничная торговля занимает 16% отгрузки товаров, а мясокомбинаты дают 14% всей выручки от реализации продукции.

Рисунок 1 — динамика функционирования каналов сбыта 2009;2011 гг.

Рисунок 1. показывает, что сотрудничество хозяйства с другими молокозаводами велико 40% - 47%, к 2011 году произошло сокращение на 5%.

Произошло увеличение доли сбыта мяса и мясной продукции на мясоперерабатывающие комбинаты, почти такую же долю в 2011 году занимал сбыт продукции выездной торговли. Доля розничной торговли в общем объеме продаж к 2011 году сократилась, а в 2009 году сбыт этому каналу реализации была достаточно велика. На розничную торговлю приходилось в 2009 году 36%, а к 2011 году доля емкости канала реализации сократилась на 9%. Доля хлебокомбинатов и муниципальных учреждений в общей доли сбыта мала, на них приходится всего лишь 3%- 5%.

Таблица 2.3. Каналы сбыта

Наименование

Реализовано продукции, тыс. руб

Темпы роста. %

Темпы прироста, %

11/09

11/10

11/09

11/10

Выездная торговля

700,4

18 984,1

13 698,9

1955,89

72,16

1855,9

— 27,8

Молокозавод

25 590,6

31 349,3

27 694,9

108,22

88,34

8,2

— 11,7

Мясокомбинат

2767,4

10 316,1

13 831,6

499,81

134,08

399,8

34,1

Розничная торговля

19 704,8

12 248,0

11 553,8

58,63

94,33

— 41,4

— 5,7

Муниципальные учреждения

2247,7

2270,7

1493,8

66,46

65,73

— 33,5

— 34,2

Хлебокомбинат

3540,4

738,5

497,4

14,05

67,35

— 86,0

— 32,7

Итого

54 551,3

75 906,7

68 770,4

126,07

90,6

26,1

— 9,4

Выручка от реализации продукции за анализируемый период была максимальной в 2010 году. В 2011 году, по сравнению с предыдущим, снижение произошло на 7136,3 тысяч рублей или 9,4%, а по сравнению с 2009 годом реализация продукции по всем каналам реализации возросла на 26,1%. Максимальный темп прироста наблюдается при сопоставлении выручки от реализации продукции полученной выездной торговлей в 2011 году с 2009 годом. При сравнении 2011 года с 2010 этого же канала реализации показало сокращение выручки на 27,8%. Выручка от реализации продукции розничной торговле, муниципальным учреждениям, хлебокомбинату было максимальной в 2009 году, к последующим годам произошло сокращение до 35%.

Для более эффективного функционирования предприятия и повышения его деловой активности нужно стимулировать производство и хотя бы иногда обновлять оборудование, а также повышать производственные мощности. Что все перечисленное воплотить, необходимо привлечение инвестиций. СПК «Москва» в 2010 году привлек инвестиции отечественных инвесторов, а также получил субсидии федерального, регионального и муниципального бюджетов. Денежные средства были направлены на строительство нового животноводческого комплекса в деревне Асеньевское, которое позволяет вместить 2000 голов, которые содержаться беспривязно. В комплексе установлено компьютерное оборудование, позволяющее выполнять все возможные операции по содержанию и уходу за животными автоматически, в комплексе построен отдельный доильный цех и телятник.

Таблица 2.4. Государственная помощь СПК «Москва» за 2009;2011 гг.

Всего передано бюджетами

Темпы роста 2011/2009

Темп прироста

тыс. руб

%

тыс. руб

%

тыс. руб

%

тыс. руб

%

%

100,0

261,91

161,91

федеральный

76,3

55,52

69,74

239,37

139,37

региональный

23,02

29,77

338,78

238,78

местный

0,68

2,48

0,49

188,19

88,19

Большую доля субсидий приходится на федеральный бюджет, в 2011 году на них приходится 70% всей помощи. По сравнению с 2009 годом размер субсидий возрос в 2,6 раза или на 30 324 тыс. руб. Из регионального бюджета в отчетном году было передано хозяйству 14 605 тыс. руб., что на 139,4% больше, чем в 2009 году. Местный бюджет в 2011 году выделил на 88,2% больше по сравнению с 2009 годом, но его доля в общем объеме государственной помощи мала, всего 0,5%.

Все коммерческие предприятия работают с целью максимизации прибыли, за счет сокращения затрат на производство и реализацию продукции. Сельскохозяйственный кооператив «Москва» будет эффективно функционировать, если оно сможет обеспечить получение балансовой прибыли предприятия в размере не менее 10 млн руб. Рентабельность предприятия в 2008 году составляла 7,5%, однако к 2010 году она сократилась до 3% из-за высоких затрат на производство, а также строительство нового животноводческого комплекса. К 2011 году рентабельность производства возросла до 12,5%. Для обеспечения нормальной деятельности предприятия норма прибыли предприятия должна быть не ниже 15%. Так же предприятие должно завоевывать лидерство на предприятии, поскольку вся продукция у хозяйства натуральная, соответствует нормам и стандартам. Завоевать лидерство на рынке по показателям качества продукции.

Задачами предприятия является обеспечение объемов продаж продукции на потребительских рынках в 2012 году хотя бы на 30% больше, чем в предыдущим, чтобы окупить строительство животноводческого комплекса, а также собрать деньги на строительство нового молокозавода.

Хозяйству необходимо завоевать большую долю рынка. Если СПК «Москва» в ближайшее время реализует свой проект — строительство и ввод в эксплуатацию нового современного молокозавода, то предприятию не нужно будет реализовывать сырое молоко на молокозаводы по очень низким ценам. Хозяйство будет полностью, самостоятельно перерабатывать молоко. У хозяйство большое число клиентов на региональном рынке, необходимо в ближайшее время выходить на внешний рынок. Удельного веса реализации продукции в общем объеме продаж на целевом региональном рынке составляет 12%, она стать не 20%. Хозяйство должно завоевать лидирующее место в регионе, обогнав Медынский перерабатывающий комплекс «Большая перемена», который реализует свою продукцию как в регионе, так и в других областях, том числе город Москва. Чтобы все это реализовать, хозяйству нужно искать новые рынки сбыта, при этом сохранить качество продукции и ценовой уровень.

Для эффективного функционирования предприятия нужен грамотный бизнес-проект, обучение работников предприятия искусству маркетинговой деятельности, а также отказ от устаревшей системы управления на предприятии.

молоко правовой маркетинговый имидж

Глава 3. Правовое регулирование выхода на новые рынки сбыта

3.1 Оценка имиджа СПК «Москва» и возможностей выхода на новые рынки сбыта Основной задачей сельскохозяйственного производственного кооператива «Москва» является выход на большой рынок. После того, как будет запущен новый молочный завод, хозяйство откажется от переработки молока сторонними организациями, а будет перерабатывать сам. Однако, при реализации молока и молочной продукции перед организацией возникает очень острая проблема — выход на новые рынки сбыта.

А= 1/(m+n)? i=1 m *? j= 1nbij ,

Имидж организации составил 3,9 балла, он не полностью соответствует позитивному. Для того, чтобы этот показатель достиг максимального, необходимо провести меры по поддержке имиджа организации. Наиболее необходимыми мерами является корректировка имиджа корпорации, основанное на повышении эффективности деятельности организации. Чтобы этого достигнуть, необходимо реализовать стратегический план развития предприятия, а именно вывести его на «большой» рынок. Но при выходе на рынок, где работают

Одним из важнейших документов регулирующих рынок, является закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (ред. от 06.05.98 № 70-ФЗ). Данный закон предупреждает ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Данный закон утверждает, что при выходе на новый рынок, организация должна честно участвовать в конкурентной борьбе с другими организациями, доказывая свое преимущество методами, не противоречащими данному закону.

Сельскохозяйственное предприятие, выходя на большой рынок, изначально должно будет создать себе имидж и бренд, а также запустить рекламу, которая будет обеспечивать узнаваемость предприятию и отвечать требованиям закона. Федеральный закон Российской Федерации «О рекламе» был разработан Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации (ГАК) новая редакция вступила в действие с 28 июля 2012 г.

Следует отметить, что Закон «О рекламе» не регулирует отношения по производству, размещению и распространению рекламы. Эти отношения регулируются гражданским законодательством Российской Федерации (в основном нормами о договорах подряда и аренды). Закон регулирует лишь отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, то есть отношения, возникающие при заключении между соответствующими субъектами рекламной деятельности или между ними и другими юридическими и физическими лицами гражданско-правовых договоров по производству, размещению и распространению рекламы или после заключения таких договоров.

Целью закона является развитие рынка товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

3.2 Предложения по доработке № 88 — ФЗ № «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»

Организация всегда должна работать по условиям Конституции РФ Гражданскому закону РФ, в которых прописаны права и обязанности хозяйствующего субъекта. Выходя на новый рынок сбыта и его завоевание, СПК «Москва» обязан соблюдать все условия «Закона о защите прав потребителя», поскольку завоевание рынка будет обеспечено только после привлечения покупателей.

Одним из законов, который регулирует рынок молочной продукции является Федеральный закон РФ от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Этот закон регулирует рынок молока и молочной продукции. Статья 4 закона полностью посвящена определениям того, то относится к сфере применения закона.

Новый технический регламент обязывает производителей:

1. Сырое молоко должно быть получено от здоровых сельскохозяйственных животных на территории, благополучной в отношении инфекционных и других общих для человека и животных заболеваний.

2. Массовая доля сухих обезжиренных веществ в коровьем сыром молоке должна составлять не менее чем 8,2%. Плотность коровьего молока, массовая доля жира в котором составляет 3,5%, должна быть не менее чем 1 027 килограммов на кубический метр при температуре 20 градусов Цельсия или не менее чем эквивалентное значение для молока, массовая доля жира в котором другая.

3. До реализации продуктов переработки молока продавец обязан проверить наличие предусмотренной законом информации об этих продуктах и соответствие такой информации документам изготовителя.

4. Реализация продуктов детского питания на молочной основе для детей раннего возраста должна осуществляться только через организации торговли, аптеки, раздаточные пункты при обеспечении такими организациями торговли, аптеками, пунктами установленных изготовителем условий хранения этих продуктов.

5. Продавец продуктов переработки молока не имеет права устанавливать срок их реализации, превышающий срок годности, установленный изготовителем. Не допускается реализация продуктов переработки молока с истекшим сроком годности.

6. На упаковке должна бть указана следующая информация:

a. наименование молока и молочной продукции в соответствии с требованиями данного закона;

b. наименование и место нахождения изготовителя продукции;

c. товарный знак изготовителя продукции;

d. масса нетто потребительской упаковки продукции;

e. срок годности продукции;

f. дата производства продукции

g. условия хранения продукции

h. обозначение стандарта, нормативного или технического документа, в соответствии с которыми произведена продукция

i. номер партии продукции

j. информация о подтверждении соответствия такой продукции требованиям данного закона

k. необходимые предупредительные надписи или манипуляторные знаки — «Беречь от солнечных лучей», «Ограничение температуры», «Беречь от влаги»

Технический регламент устанавливает наименования молока и молочных продуктов:

Молоко — продукт нормальной физиологической секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, полученный от одного или нескольких животных в период лактации при одном и более доении, без каких-либо добавлений к этому продукту или извлечений каких-либо веществ из него.

Молочная продукция — продукты переработки молока, включающие в себя молочный продукт, молочный составной продукт, молокосодержащий продукт, побочный продукт переработки молока.

Питьевое молоко — молоко с массовой долей жира не более 9%, произведенное из сырого молока и (или) молочных продуктов и подвергнутое термической обработке или другой обработке в целях регулирования его составных частей (без применения сухого цельного молока, сухого обезжиренного молока).

Молочный напиток — молочный продукт, произведенный из концентрированного или сгущенного молока либо сухого цельного молока или сухого обезжиренного молока и воды.

Концентрированное или сгущенное цельное молоко — концентрированный или сгущенный молочный продукт, массовая доля сухих веществ молока в котором составляет не менее чем 25%, массовая доля белка в сухих обезжиренных веществах молока — не менее чем 34% и массовая доля жира — не менее чем 7%.

Сгущенное с сахаром молоко — концентрированный или сгущенный молочный продукт с сахаром, массовая доля белка в сухих обезжиренных веществах молока в котором составляет не менее чем 34%.

Кисломолочный продукт — молочный продукт или молочный составной продукт, которые произведены путем приводящего к снижению показателя активной кислотности (pH) и коагуляции белка сквашивания молока, и (или) молочных продуктов, и (или) их смесей с использованием заквасочных микроорганизмов и последующим добавлением не в целях замены составных частей молока немолочных компонентов или без добавления таких компонентов, и содержат живые заквасочные микроорганизмы в количестве, установленном приложениями к закону.

Йогурт — кисломолочный продукт с повышенным содержанием сухих обезжиренных веществ молока, произведенный с использованием смеси заквасочных микроорганизмов — термофильных молочнокислых стрептококков и болгарской молочнокислой палочки.

Кефир — кисломолочный продукт, произведенный путем смешанного (молочнокислого и спиртового) брожения с использованием закваски, приготовленной на кефирных грибках, без добавления чистых культур молочнокислых микроорганизмов и дрожжей.

Сметана — кисломолочный продукт, который произведен путем сквашивания сливок с добавлением молочных продуктов или без их добавления с использованием заквасочных микроорганизмов — лактококков или смеси лактококков и термофильных молочнокислых стрептококков и массовая доля жира в котором составляет не менее чем 9%.

Творог — кисломолочный продукт, произведенный с использованием заквасочных микроорганизмов — лактококков или смеси лактококков и термофильных молочнокислых стрептококков и методов кислотной или кислотно-сычужной коагуляции белков с последующим удалением сыворотки путем самопрессования, прессования, центрифугирования и (или) ультрафильтрации.

Творожная масса — молочный продукт или молочный составной продукт, произведенные из творога с добавлением сливочного масла, сливок, сгущенного молока с сахаром, сахаров и (или) соли или без их добавления, с добавлением не в целях замены составных частей молока немолочных компонентов или без их добавления. Термическая обработка этих готовых продуктов и добавление стабилизаторов консистенции не допускаются.

Творожный продукт — молочный продукт, молочный составной продукт или молокосодержащий продукт, произведенный из творога и (или) продуктов переработки молока в соответствии с технологией производства творога с добавлением молочных продуктов или без их добавления, с добавлением немолочных компонентов, в том числе немолочных жиров и (или) белков или без их добавления, с последующей термической обработкой или без нее. Если в готовом молочном или молочном составном творожном продукте содержится не менее чем 75% массовой доли составных частей молока и такие продукты не подвергались термической обработке и созреванию в целях достижения специфических органолептических и физико-химических свойств, в отношении таких продуктов используется понятие «творожный сыр» .

По новым требования вся продукция, если в продукции содержатся какие-либо добавки, в частности сухое молоко это должно указываться в составе продукта и соответственно отражаться в наименовании продукта, как это установлено законом.

Для СПК «Москва» этот закон играет огромную роль, поскольку при скором выходе на большой рынок главным преимуществом хозяйства перед конкурентами в первую очередь будет качество молока. По техническому регламенту производители молочной продукции не имеют права называть свои продукты сыром, творогом или сметаной, если в них есть немолочные добавки. Если говорить о плюсах и минусах регламента, то ужесточение требований теперь касаются всех молочных продуктов без исключения. Количество молочного жира в продукте должно быть не менее 50-ти процентов, а использование немолочного белка в качестве его замены и вовсе не допускается. Если все же такое предусмотрено технологией, производитель обязан указать, что продукт содержит растительный жир и его заменители. Впрочем, на примере подобных требований к самому молоку, вступивших в силу год назад, специалисты уверены: через небольшой промежуток времени компаниям с такой технологией придется отказываться от добавок. Однако, многие производители отмечают натуральность своей продукции на упаковке, хотя на вкус такое впечатление не создается.

Ужесточение требований позволит многим мелким производителям или хозяйствам, у которых нет возможности тратить деньги на рекламу и брендинг. Они могут привлечь покупателей только качеством, натуральностью продукции, поскольку у них имеется собственное сырье, переработка которого несомненно дороже, чем производство продукции из сухого молока.

Новый технический регламент принесет пользу и потребителям, и компаниям, работающим с натуральными продуктами. Последние несколько лет покупатели стремятся приобретать продукцию натуральную, полезную для здоровья. Такой бум на экологически чистую и безопасную продукцию по большей мере вызван СМИ и телевидением. На телевидение все больше поднимается вопрос о натуральности продуктов. Что же касается молочных продуктов, то некоторые добавляют в них пальмовое масло. Вредно оно, или полезно задача специалистов, но это — ненатуральный продукт. По крайней мере, потребителю будет предложен выбор: или он покупает натуральный продукт, и на нем соответствующая маркировка, либо он покупает его заменитель, но и в таком случае он может об этом прочитать на маркировке. Теперь запрещено использовать понятия молочных и составных продуктов, и производных от них. Проще говоря, под запрет попали «сметанка», «молочко», «пломбирчик» и тому подобные названия. А если в творог или сыр добавлено пальмовое масло, то производитель лишается права называть такой продукт сыром или творогом. Новые требования ужесточают отношение к пищевым добавкам и красителям в кисломолочной продукции: если она производится по ГОСТу, предприятию придется от них отказаться совсем. Исключение сделано для йогурта. Стоимость фермерской, парной продукции, которая имеет маленький срок хранения существенно отличается от продукции, произведенной в промышленных условиях. Однако, по требованиям нового технического регламента вся молочная продукция содержащая добавки будет соответственно называться. Такая дифференциация продукции позволит покупателем знать, что они приобретают. Товаропроизводители, занимающийся производством натуральных продуктов стараются устанавливать цены в рамках разумного, однако, есть недобросовестные конкуренты, которые в этот продукт добавляют пальмовое масло и продают по примерно такой же цене. Поэтому такое изменение технологического регламента решит проблему и сделает рынок молока и молочных продуктов более честным.

Для того чтобы все производители честно пользовались вышеуказанным законом необходимы соответствующие меры. В технологическом регламенте указано, что если продукция фальсифицирована или есть признаки утверждать это, то в соответствии с частью 2 ст. 24 ФЗ «Технический регламент на молоко», то информация считается недобросовестной, а продукция подлежит принудительному отзыву по решению суда. Такое наказание недобросовестных производителей очень мягкое, необходимо приостанавливать производство и реализацию фальсифицированного молока и продуктов его переработки путем информирования покупателей через СМИ, а также штрафовать производителей и привлекать к уголовной ответственности, даже если она не нанесла особого вреда и безопасности здоровью. Также необходимо вернуть стандарты качества продукции, такие как ГОСТ и ОСТ.

Выводы и предложения

СПК «Москва» активно развивающееся хозяйство, его положение на внутреннем рынке стабильное. Для эффективного развития деятельности ему необходимо выйти на новый рынок сбыта, где появится возможность привлечь новых покупателей повысить рентабельность своего производства. Однако, на большом рынке много конкурентов, пробиться среди которых будет очень тяжело малоизвестному производителю, самым главным преимуществом которого является качество и натуральность продукции.

Однако, не все производители готовы производить качественную безопасную продукцию. Привлечь к ответственности производителя молочной продукции можно в том случае, если в процессе производства молочной (молокосодержащей) продукции ее выпуск осуществляется не в соответствии с нормативно-технической документацией или с нарушением требований санитарного законодательства и требований технического регламента. Согласно требований п. 12.2 СанПиН 2.3.4.551−96 «Производство молока и молочных продуктов» молочная продукция должна вырабатываться строго в соответствии с действующей нормативной документацией. В качестве нормативной документации, производителем молочных продуктов могут быть применены: ГОСТы, ОСТы, а также разработанные и утвержденные самим производителем ТУ (Технические условия) на производимую продукцию. Если в выше указанных документах регламентируется применение в качестве сырья для производства молокосодержащих продуктов жиров растительного происхождения, завод изготовитель вправе использовать для производства молокосодержащих продуктов немолочные жиры и (или) белки. Согласно ст. 4 Федерального закона № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» от 12.06.2008 г. введены понятия молочного составного продукта и молокосодержащего продукта, согласно которым: Молочный составной продукт — пищевой продукт, произведенный из молока и молочных продуктов без добавления или с добавлением побочных продуктов переработки молока и немолочных компонентов. При этом в готовом продукте составных частей молока должно быть более чем 50%. Молокосодержащий продукт — пищевой продукт, произведенный из молока, и (или) побочных продуктов переработки молока и немолочных компонентов, в том числе немолочных жиров и (или) белков, с массовой долей сухих веществ молока в сухих веществах готового продукта не менее чем 20%.

Необходимо привлекать к ответственности недобросовестных производителей, тогда не только покупатели будут уверены в качестве приобретаемой продукции, но и на рынке появятся новые добросовестные товаропроизводители.

Список использованной информации

1. Конституция РФ от 30.12.2008

2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, и третья: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 окт. 1994 г.: по состоянию на 15 сент. 2003 г.]. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 448 с.

3. ФЗ- № 88 «Технический регламент на молоко и молочную продукцию»

4. ФЗ- № 122 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках

5. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300−1 (ред. От 25.06.2012) «О защите прав потребителей»

6. Закон РФ от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. От 28.07.2012) «О рекламе»

7. Бармаков Б. П. Методические указания: Современные проблемы организационного управления и качества результатов деятельности предприятий. Качество: теория и практика. — Академия проблем качества. — 2002. — № 3−4. -10 с.

8. Пошатаев А. В. Учебник: Маркетинг.- КолосС, 2005. 367с.

9. Правовая база «Консультант Плюс»

10. Правовая база «Гарант»

11. Рекомендации по применению технических регламентов при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в сфере санитарно — эпидемилогического благополучия населения и защиты прав потребителей

12. «Новый технический регламент на молочную продукцию: плюсы и минусы»

13. «Молоко — отдельно, напиток — отдельно»

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой