Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Разработка бизнес-плана издательства «Вышэйшая школа»

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тираж учебных изданий должен составить 469 тыс. экз. Авторский гонорар, отчисления в Фонд социальной защиты составят 195 910 тыс. руб и 67 193,13 тыс. руб. соответственно. Расходы на полиграфическое исполнение составляют 4000 млн руб. Затраты на материалы и энергоресурсы составят 2477,302 млн руб. Номенклатура статей расходов по подготовке оригинал-макетов составляет 138,8625 млн руб… Читать ещё >

Разработка бизнес-плана издательства «Вышэйшая школа» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реферат БИЗНЕС-ПЛАН, ТАРИФНЫЙ РАЗРЯД, УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ, ОЦЕНКА ПОЗИЦИЙ ПРЕДПРИЯТИ И КОНКУРЕНТОВ НА РЫНКЕ, ЭФФЕКТИВНЫЙ ФОНД ВРЕМЕНИ, ЯВОЧНОЕ ЧИСЛО, ФОНД ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, КАЛЬКУЛЯЦИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ, АМОРТИЗАЦИЯ, ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ, РИСКИ.

Цель данного курсового проекта — составление бизнес-плана.

Введение

дает сведения о бизнес-плане, о целях и задачах его составления, о важности такого раздела.

В резюме дается характеристика составленному бизнес-плану, приводятся его основные показатели.

В первом разделе описывается издательство, его характеристика, а также стратегии развития.

Во втором разделе приведена характеристика продукции, выпускаемой издательством.

В третьем разделе анализируются рынки сбыта продукции, сравнивается продукция издательства с продукцией конкурентов.

В четвертом разделе приведен организационный план.

Пятый раздел содержит производственный план издательства.

В шестом разделе рассчитывается прибыль, ее распределение, точка безубыточности, а также рентабельность производства.

В седьмом разделе описываются возможные риски деятельности организации, приводятся меры по их минимизации.

В заключении подводится итог проделанной работе, приводятся основные показатели бизнес-плана.

Содержание Введение Резюме

1. Характеристика издательства и стратегия его развития

2. Описание продукции

3. Анализ рынка сбыта. Стратегия маркетинга

4. Организационный план

5. Производственный план

5.1 Расчет программы производства и реализации продукции

5.2 Расчет стоимости (издержек) производства и сбыта продукции

6. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности

7. Оценка рисков и страхование Заключение Список использованной литературы

Введение

В современных рыночных условиях хозяйствования предприятия несут полную ответственность за результаты своей работы. Основной целью производства является обеспечение потребителя необходимой ему продукцией или услугами установленного качества и комплектации в заданные сроки, с минимальными затратами для производителя. При решении этой задачи в условиях рыночной конъюнктуры главная ориентация направлена на потребителя. Чтобы получать прибыль и сохранять конкурентоспособность, предприятие должно постоянно заботиться о качестве своей продукции и снижении затрат на ее производство. Эту задачу выполняют руководящие работники и специалисты предприятия, определяющие стратегию и тактику организации производства.

Разработка бизнес-плана (технико-экономическое обоснование деятельности предприятия и инструмент, который при правильном использовании обеспечит эффективное управление предприятием) и его составление осуществляется после проведения тщательного анализа деятельности предприятия с учетом перспектив развития. Главное в организации работы любого издательства — учет специфики самого издательского процесса, его стадий, к числу которых относятся планирование выпуска, работа с автором и рукописью, оформление издания и подготовка его к полиграфическому воспроизведению, размещение заказа на полиграфическом предприятии, контроль и приемка тиража, реализация готового тиража.

Задача бизнес-планирования — организация равномерной, ритмичной и слаженной работы всех производственных подразделений предприятия для обеспечения своевременного выпуска продукции в установленном объеме и номенклатуре при наиболее эффективном использовании всех производственных ресурсов. Предприятие должно быть финансово устойчиво и стремиться к увеличению объемов продаж и расширению доли на рынках за счет производства конкурентоспособной продукции. Главным условием эффективного планирования является знание и умелое использование объективных экономических законов.

Целью данного курсового проекта является разработка бизнес-плана издательства «Вышэйшая школа», выявление особенностей экономической работы предприятия и определение перспектив его развития. При разработке и реализации производственной политики необходимо помнить, что производство — это только часть постоянно возобновляющегося процесса. Развивать его, увеличивать мощности, осуществлять финансирование можно только на основе как можно более точного определения ожидаемых требований рынка.

Резюме Издательство «Вышэйшая школа» занимается изданием, поставкой и реализацией учебной, справочной, методической, научной, научно-популярной, производственно-практической литературы для студентов вузов, учащихся старших классов общеобразовательных школ, учащихся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, абитуриентов, врачей и педагогов.

Целью разработки бизнес-плана является экономическое обоснование применяемых средств и возможных результатов от осуществления издательской деятельности и обеспечения потребителей книжной продукцией.

Одними из конкурентов издательства «Вышэйшая школа» являются издательство «Народная асвета» и российское издательство «Ассоциация ХХI век».

Цены на продукцию издательства обеспечивают постоянное расширение производства и рынка сбыта. Цены на печатные изделия отражают уровень затрат и диапазон цен на товары, сложившийся на рынке. Основными факторами для определения цены являются внутренние издержки и затраты на маркетинг, ценовая политика конкурентов, реакция потребителей на цены.

В настоящее время, в сложных рыночных условиях любое предприятие должно чутко реагировать на конъюнктуру рынка и предлагать потребителю современную качественную продукцию. Разработка стратегии развития издательства «Вышэйшая школа» предполагает выпуск печатной продукции, пользующейся спросом у населения, например, популярных изданий (в данный момент они составляют только 2−3%), а также художественной программной литературы, повышение качества выпускаемой продукции, улучшение условий труда, внедрение новых компьютерных технологий, сотрудничество с полиграфическими предприятиями и книготорговыми организациями.

Себестоимость продукции составила 8739,7 млн руб., планируемая прибыль от реализации продукции 1324,064 млн руб., чистая прибыль планируется 1085,733 млн руб. Безубыточность производства достигается при выпуске 288 815 экземпляров печатной продукции.

Сводные показатели развития производства издательской продукции на перспективу и показатели экономической эффективности проекта приведены в табл. 1.

Таблица 1 — Основные сводные показатели бизнес-плана

Наименование показателей

Значение

Выручка от реализации продукции, млн. руб.

1324,064

Объем производства продукции, уч.-изд. л.

Тираж, тыс. экз.

Численность работающих, чел.

Чистая прибыль, млн. руб.

1085,733

Рентабельность продукции, %

1. Характеристика издательства и стратегия его развития

Издательство «Вышэйшая школа» образовано Постановлением ЦК КПБ и СМ БССР № 455 от 21 сентября 1963 г. «Об упорядочении издательского дела в республике и повышении роли издательств в хозяйственном и культурном строительстве».

Начиная с 1967 г. структура издательства не раз претерпевала изменения. Открывались, закрывались и объединялись различные отделы. Существующая на данный момент структура издательства была принята в 2006 г. и имеет следующий вид:

Административно-управленческий персонал:

Директор;

Главный редактор;

Зам. директора;

Заведующий приемной;

Планово-экономический отдел;

Бухгалтерия;

Отдел маркетинга и рекламы.

Редакционно-производственный персонал:

Редакция литературы по гуманитарным наукам;

Редакция литературы по естественным наукам, технике и медицине;

Редакция литературы на иностранных языках;

Редакция художественно-графического и технического оформления;

Производственный отдел;

Корректорская;

Отдел подготовки оригинал-макета.

В декабре 2002 г. издательству выдана лицензия на издательскую деятельность по направлениям: издание научной, научно-популярной, производственно-практичной, учебной, справочной, литературно-художественной, для досуга, рекламной литературы на языках мира.

В 2004 г. Республиканскому унитарному предприятию «Издательство „Вышэйшая школа“» выданы лицензии на права осуществления издательской деятельности и розничной торговли (включая алкогольные и табачные изделия, общественное питание).

В настоящее время Республиканское унитарное предприятие «Издательство «Вышэйшая школа» является одним из крупнейших издательств в Беларуси, продукция которого представлена на книжных рынках Беларуси и государств-участников Содружества независимых государств в течение более 50 лет. Учредитель издательства «Вышэйшая школа» — Министерство информации Республики Беларусь.

Объем годового выпуска издательства составляет около 150 наименований, тираж — более 500 тысяч экземпляров.

«Вышэйшая школа» выпускает следующие виды изданий целевого назначения: учебные, справочные, производственно-практические, научные, научно-популярные издания, а также издания для досуга.

В числе авторов издательства — известные ученые, преподаватели учебных заведений, высококвалифицированные специалисты.

Издательство выпускает школьные учебники, пособия для учителей и звуковые пособия по иностранным языкам (немецкому, английскому, французскому, испанскому, китайскому).

«Вышэйшая школа» успешно принимает участие в республиканских и международных конкурсах и книжных выставках-ярмарках.

По словам работников «Отдела подготовки оригинал-макета» издательство располагает материально-технической базой достаточной для выполнения имеющихся объемов работ в поставленные сроки. Однако, при объективном рассмотрении можно обратить внимание на технически устаревшие НИС, непредназначенные для комфортной и быстрой работы с большим объемом как текстовых так и графических данных. НИС представлены компьютерами с системой Windows и широко-форматными мониторами. Все системы связаны локальной сетью с единым сервером и выходом в интернет. Заметна нехватка сканеров и принтеров на все нуждающиеся в них отделы.

Работа с текстовой информацией осуществляется в программе Microsoft Office Word 2010. Набор формульной информации в MathType 6.7 удобной при наборе отдельных формул, но не практичной при наборе больших объемов информации. Создание и обработка графической составляющей проводится в программах Adobe Photoshop CS 5, Adobe Illustrator CS 5 и CorelDRAW X 5. Общая верстка издания осуществляется в Adobe InDesign CS 5.

В результате нехватки мощностей систем и самого оборудования в издательстве, имеющиеся НИС используются максимально эффективно и, по возможности, обновляются и ремонтируются.

Тяжелая экономическая ситуация в стране отразилась на стоимости полиграфических материалов и услуг, которые подорожали на 25−50%. Стоимость книжной продукции значительно возросла, в результате чего снизилась раскупаемость и без того невысоких тиражей.

Также снизилась оплата труда при наличии прежних, больших, объемах работ. В издательстве не хватает сотрудников для эффективного выполнения заказов, эта проблема особенно касается «Редакции художественно-графического и технического оформления», поэтому часть заказов отдают «на сторону».

2. Описание продукции Основными целями деятельности издательства являются удовлетворение общественных потребностей в высококачественной литературе, выполнение государственного заказа на выпуск социально значимой литературы, получение прибыли.

В соответствии с указанными выше целями «Вышэйшая школа» осуществляет издательскую деятельность, не связанную с полиграфическим исполнением, которая включает финансовую, техническую, творческую, правовую деятельность, а также занимается реализацией книжной продукции.

Основными направлениями деятельности издательства «Вышэйшая школа» являются:

*издание книг, брошюр, буклетов, учебников и других публикаций, в том числе словарей и энциклопедий;

*издание карт и атласов;

*другие виды издательской деятельности;

*оптовая торговля книгами, журналами и прочими бытовыми товарами;

*розничная торговля книгами, газетами и канцелярскими принадлежностями.

Разнообразна тематика выпускаемых издательством книг: белорусский и русский языки, литература, культура; биология, химия, экология; иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский, китайский, латинский); история, социально-гуманитарные дисциплины; математика, физика, информатика; медицина; педагогика, психология; техника, технология, строительство; экономика, финансы, менеджмент, маркетинг; правоведение и др.

Издательство «Вышэйшая школа» не только выпускает самоокупаемые издания, но и выполняет государственный заказ, формируемый Министерством образования, Министерством информации, Администрацией Президента Республики Беларусь и другими органами государственного управления.

Виды продукции по целевому назначению Учебные издания для учреждений высшего образования удовлетворяют потребности в учебной литературе студентов и преподавателей учреждений высшего образования. Учебные издания для учреждений среднего специального и профессионально-технического образования удовлетворяют потребности в учебной литературе учащихся и преподавателей учреждений среднего специального и профессионально-технического образования.

Издания выпускаются на основе авторских оригиналов, рекомендованных Министерством образования Республики Беларусь в качестве учебных изданий с соответствующим грифом.

Реализация этих изданий в основном осуществляется посредством продаж через книготорговую сеть республики, а также прямых отгрузок (по предварительно собранным заказам) библиотекам учреждений образования и публичным библиотекам. Она характеризуется цикличностью — возрастанием спроса в начале учебного года (августе-октябре) и его падением в конце учебного года (июне).

Издания для учреждений среднего специального и профессионально-технического образования также выпускаются на основе договорных отношений с Республиканским институтом профессионального образования с привлечением средств из государственного бюджета. Как правило, эти издания являются малотиражными, и финансирование позволяет уменьшить их отпускную цену.

Реализация этих изданий осуществляется посредством прямых отгрузок по предварительно оплаченным счетам библиотекам учреждений образования. В тех случаях, когда заказы учреждений образования не подтверждаются, книги поступают в книготорговую сеть республики.

Учебные и учебно-методические издания для общеобразовательных учреждений удовлетворяют потребности в учебной литературе учащихся и учителей общеобразовательных учреждений, а также родителей, желающих оказать своим детям помощь в учебе.

Основную часть данной группы составляют учебные издания для учащихся, включенные в государственный заказ и финансируемые за счет средств государственного бюджета на основе договорных отношений с Национальным институтом образования. Они выпускаются на основе авторских оригиналов, предоставляемых Министерством образования Республики Беларусь и рекомендованных в качестве учебных изданий с соответствующим грифом.

Реализация основных тиражей этих изданий осуществляется в соответствии с заказом Министерства образования посредством централизованных отгрузок структурам, определяемым Министерством образования. Реализация дополнительных тиражей (до 10% от общего тиража изданий) осуществляется посредством продаж через книготорговую сеть республики.

Издательство специализируется на выпуске учебной литературы для общеобразовательных учреждений на иностранных языках (английском, немецком, французском, испанском, китайском, латинском), поэтому, как правило, получает заказ на литературу данной тематики.

В данную группу также входят учебные (учебно-методические) издания для учителей, выпускаемые за счет собственных средств издательства, которые являются компонентами учебно-методических комплексов и тесно связаны с изданиями для учащихся.

Реализация осуществляется посредством прямых продаж учреждениям образования и районным отделам (управлениям) образования республики, почтовой рассылки частным лицам, продаж через книготорговую сеть республики. Она характеризуется (как для всех учебных изданий) цикличностью — возрастанием спроса в начале учебного года и его падением в конце учебного года.

Следующую подгруппу составляют издания для учащихся, выпускаемые за счет собственных средств издательства, которые также являются компонентами учебно-методических комплексов и тесно связаны с изданиями для учащихся, выпускаемыми в соответствии с государственным заказом. К ним относятся рабочие тетради, книги для чтения, практикумы, прописи, дидактические материалы, пособия для самоподготовки и т. п. Выпускаются эти издания как на основе авторских оригиналов, предоставляемых Министерством образования Республики Беларусь, так и подготовленных по инициативе издательства.

Учебные и справочные издания для абитуриентов удовлетворяют потребности учащихся в литературе для подготовки к выпускным экзаменам и централизованному тестированию. Они выпускаются на основе авторских оригиналов без грифа Министерства образования.

Издания для самообразования удовлетворяют потребности читателей, занимающихся самообразованием по различным учебным дисциплинам. Они выпускаются на основе авторских оригиналов без грифа Министерства образования.

Реализация в основном осуществляется посредством продаж через книготорговую сеть республики, прямых отгрузок по предварительно собранным заказам библиотекам учреждений образования и публичным библиотекам.

Научно-популярные и справочные издания удовлетворяют потребности широкого круга читателей, желающих расширить свой кругозор или приобрести книги в качестве подарка. Они выпускаются на основании авторских оригиналов, прошедших рецензирование и одобренных к выпуску.

Продукция издательства «Вышэйшая школа» обладает высокими потребительскими и функциональными характеристиками, соответствует национальным и международным стандартам качества продукции. За контролем качества следит главный редактор.

В настоящее время издательство выпускает издания на различных носителях информации: печатные издания и издания на машиночитаемых носителях. Начиная 2007 г. в издательстве работает отдел электронных изданий, и уже были выпущены издания с электронными приложениями на CD и DVD дисках. Одним из перспективных путей развития издательства является создание полностью мультимедийных версий изданий.

3. Анализ рынков сбыта. Cтратегия маркетинга Количество покупателей продукции насчитывается более 1000 клиентов, в том числе около 50 книготорговых предприятий, более 30 индивидуальных предпринимателей, 167 публичных библиотек, 61 вуз (с филиалами), 149 ССУЗов, 184 ПТУ, 164 областных, районных, городских управлений (отделов) образования, организации, предприятия и физические лица, заказывающие книги через сайт и по результатам целевых рекламных акций.

В 2011 г. картотека потребителей продукции издательства пополнилась 100 новыми покупателями, в основном это предприятия различных форм собственности и физические лица.

В будущем издательство планирует также увеличивать количество потребителей за счет расширения тематики изданий, увеличения количества наименований и проведения информационно-рекламных мероприятий.

Сегодня на белорусском рынке господствуют российские книгоиздатели, поскольку примерно 90% всех книг в отечественной книжной торговле составляет продукция российских издательств.

Оценка уровня конкуренции издательства «Вышэйшая школа» дана в табл. 3.1. Для каждого рынка (Беларуси и России) указан ранг предприятия и его главного конкурента по шкале от 1 до 5 (1 — наихудший, 5 — наилучший).

Таблица 3.1 — Оценка позиций на рынке предприятия и конкурентов

Область сравнения

Рынок РБ

Рынок РФ

Издательство

«Вышэйшая школа»

Народная асвета

Издательство

«Вышэйшая школа»

Издательство

«Ассоциация ХХI век»

Качество продукции

Доля рынка

Реклама

Цены

По качеству продукции издательство уступает только российским конкурентам (так как в целях экономии иногда использует не очень качественные полиграфические материалы, в частности бумагу).

Доля рынка в Беларуси у «Вышэйшай школы» больше, чем у негосударственных издательств, так как все учебники имеют гриф, соответствуют учебным программам и имеют либо более низкую, либо аналогичную цену, чем книги конкурентов.

Издательство занимает на книжном рынке определенный сегмент. Удерживаться в этой нише ему позволяет высокая оперативность, быстрая перестройка на другой заказ, постоянное усовершенствование продукции.

Для увеличения конкурентоспособности и, следовательно, доли на рынке в издательстве отделе разрабатывается стратегия маркетинга. Стратегия маркетинга предприятия показывает, чем конкретно, где, когда и как будет заниматься предприятие и представляет собой пути достижения таких перспективных целей, как завоевание определенной доли рынка, получение определенной суммы прибыли, победа в конкурентной борьбе и т. п.

Основная стратегия маркетинга в течение следующего года для издательства «Вышэйшая школа» — увеличение доли рынка за счет снижения себестоимости изданий и улучшения качества, а также увеличение объема продаж электронных изданий.

Анализ уровня цен на продукцию основных конкурентов показывает правильность ценовой политики издательства, которая направлена на сдерживание роста цен. Осуществляется постоянное сопоставление цен издательства с ценами на аналогичные издания конкурентов. Одним из инструментов данной политики является регулирование тиражей изданий, величина которых непосредственно влияет на стоимость одного экземпляра.

С учетом профиля покупателей в издательстве создаются информационные материалы (тематические каталоги, квартальные планы выпуска, ежемесячные прайс-листы). Они рассылаются в книготоргующие организации, публичные библиотеки, в библиотеки и на кафедры учреждений образования.

Ежедневно обновляется веб-сайт издательства, который является одним из основных источников информации о продукции предприятия.

В целях стимулирования продаж осуществляется реклама в печатных и электронных средствах массовой информации: в отраслевых газетах, журналах, на радио, телевидении.

Важным инструментом усиления читательского интереса являются презентации новых изданий, встречи с их авторами в заинтересованных аудиториях.

Популяризации книг издательства за пределами республики способствуют выставки-ярмарки, книжные выставки в рамках Национальных экспозиций Республики Беларусь, организуемых на правительственном уровне в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Информация книгах издательства постоянно размещается на различных Интернет-сайтах, информация о книгах — в Интернет-магазинах (более 50 интернет-сайтов), в том числе Интернет-магазинов Беларуси, Российской Федерации, Украины и других стран СНГ.

Одним из стратегически важных сегментов рынка для белорусских книгоиздателей является читательская аудитория Российской Федерации и других стран СНГ. На эти рынки продукция издательства продвигается предприятиями ЗАО «Делсар», ОАО «Тетрасистемс» и индивидуальными предпринимателями. Кроме того, в собственных изданиях размещается информация об издательстве, новых книгах, партнерах на территории Российской Федерации.

4. Организационный план

«Издательство «Вышэйшая школа» является Республиканским унитарным предприятием. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество республиканского унитарного предприятия находится в собственности Республики Беларусь и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

На данный момент существует структура издательства принятая в 2006 г. и имеющая следующий вид:

Административно-управленческий персонал:

Директор;

Главный редактор;

Зам. директора;

Заведующий приемной;

Планово-экономический отдел;

Бухгалтерия;

Отдел маркетинга и рекламы;

Редакционно-производственный персонал:

Редакция литературы по гуманитарным наукам;

Редакция литературы по естественным наукам, технике и медицине;

Редакция литературы на иностранных языках;

Редакция художественно-графического и технического оформления;

Производственный отдел;

Корректорская;

Отдел подготовки оригинал-макета.

При расчете баланса рабочего времени последовательно определяются календарный, номинальный и эффективный фонд времени.

Календарный фонд в днях равен календарной продолжительности года; номинальный — календарному за вычетом выходных и праздничных дней; эффективный — номинальному минус количество невыходов на работу (в днях) в связи с отпусками (очередными и дополнительными, для учащихся, декретными), болезнями, выполнением государственных и общественных обязанностей, т. е. по причинам, предусмотренным законодательством.

Планируемые потери рабочего времени обусловлены наличием в штате рабочих-подростков с неполным рабочим днем, а также сокращением рабочего дня (в периодических производствах) в предпраздничные дни. Размер этих потерь можно принять до 5% от номинальной продолжительности рабочего дня.

Для расчета численности работников составляется баланс рабочего времени одного среднесписочного работающего в табл. 4.1.

Таблица 4.1 — Баланс рабочего времени одного среднесписочного работающего

Наименование показателей

Значение

Календарный фонд времени, дни

Выходные и праздничные дни

Номинальный фонд времени, дни

Невыходы на работу, всего, дни В т.ч.:

очередные и дополнительные отпуска отпуск по учебе по болезни декретный отпуск выполнение гособязанностей прочие неявки

Эффективный фонд времени, дни

Номинальная продолжительность рабочего дня, ч

Планируемые потери в течение рабочего дня, ч

0,3

Продолжительность рабочего дня с учетом потерь, ч

7,7

Эффективный фонд рабочего времени, ч

1724,8

На основании баланса рабочего времени рассчитывается коэффициент перевода (Кпер), необходимый для определения списочного состава рабочих [1]:

где Тном. — номинальный фонд рабочего времени, дни;

Тэф. — эффективный фонд рабочего времени, дни.

Расчет численности сотрудников производится по трем категориям:

1) редакционные работники, которые принимают непосредственное участие в работе над авторскими и издательскими оригиналами (редакторы, художественные и технические редакторы, корректоры, верстальщики);

2) редакционные работники, выполняющие наряду с редакционными и производственными функциями также управленческие.

В издательской практике издательских работников этих двух категорий называют редакционно-производственными;

3) работники аппарата управления издательства: руководство издательства (директор, главный редактор), работники бухгалтерии, планово-экономического отдела, отдела рекламы и распространения, административно-хозяйственного и производственного (кроме вошедших в первые две категории).

Редакционно-производственные работники, делятся в свою очередь, на работников с нормированным трудом и ненормированным. К первым относятся: редакторы, технические редакторы и корректоры. Для этой группы работников установлены штатно-расчетные нормы, по которым определяют их численность на планируемый год, исходя из объема утвержденного издательству годового плана выпуска изданий в издательских листах.

Явочное число редакторов, верстальщиков, корректоров и пр. на планируемый год определяется делением общего числа издательских листов плана выпуска (по каждому виду литературы, с учетом характера и сложности изданий) на соответствующие годовые расчетные нормативы для редактора, верстальщика, корректора и др. [1]:

где В — плановый выпуск продукции за год, нат. ед. изм.;

Н — годовой норматив по выпуску готовой продукции;

К — коэффициент выполнения норматива (К=1).

В нормативах для расчета штата учтены все процессы, связанные с обработкой оригиналов и выпуском книги в свет, то есть все процессы по выпуску готовой продукции.

Расчет явочной численности рабочих приведен в табл. 4.2.

Таблица 4.2 — Расчет явочного числа рабочих

Наименование профессии

Годовой объем выпуска (в уч.-изд. л.)

Расчетный норматив

Потребность в работниках

на месяц

на год

Редактор

Корректор

Редактор художественно-графического и технического оформления

Наборщики

Планирование численности остальных категорий работников осуществляется по нормам либо по штатному расписанию. В списочный состав включаются все рабочие, явившиеся на работу в течение суток (явочный состав), а также находящиеся в отпусках, занятые выполнением государственных и общественных обязанностей, неявившиеся по болезни и т. д.

Списочная численность работников рассчитывается путем умножения явочной численности на коэффициент перевода явочной численности к списочной.

Расчет списочной численности приведен в табл 4.3.

Таблица 4.3 — Расчет списочной численности рабочих

1. Наименование профессии

2. Тарифный разряд

3. Явочное число рабочих

4. Коэффициент перевода

5. Списочное число рабочих

Редакторы

1,135

Корректоры

1,135

Редакторы художественно-графического и технического оформления

1,135

Наборщики

1,135

Работники производственного отдела

Согласно штатному расписанию

Работники отдела подготовки оригинал-макета

Всего

Заработная плата — совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время.

Оплата труда работников производится на основе часовых и (или) месячных тарифных ставок (окладов), определяемых в коллективном договоре, соглашении или нанимателем. Отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляются в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, иными утвержденными квалификационными справочниками.

Все виды выплат, входящие в фонд заработной платы и включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), принято относить к основной или же к дополнительной заработной плате.

В состав основной заработной платы включаются:

— оплата за отработанное на предприятии время, фактически выполненную работу исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов;

— надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, за работу в ночное и сверхурочное время, в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, совмещение профессий, расширение зон обслуживания;

— премии работникам за производственные результаты (включая премии за экономию конкретных видов материалов, энергоресурсов) по системам премирования, предусмотренным коллективными договорами, и другие.

К дополнительной заработной плате относится оплата в соответствии с действующим трудовым законодательством времени, не отработанного на предприятии:

— трудовых и дополнительных отпусков (в том числе компенсации за неиспользованный отпуск);

— работникам, высвобожденным с предприятий в связи с их реорганизацией, сокращением численности и штатов;

— учебных отпусков, времени, связанного с прохождением медицинских осмотров, выполнением государственных обязанностей, льготных часов подростков;

— работникам-донорам за дни обследования, сдачи крови и отдыха, предоставляемого после каждого дня сдачи крови, и др.

Размер премии, включаемой в себестоимость продукции, должен быть не более 30% от тарифного заработка.

Расчеты приведены в табл. 4.4.

Таблица 4.4 — Расчет основной заработной платы редакционно-производственного персонала

Категории работников

Тарифный коэффициент

Списочная численность

Часовая тарифная ставка, тыс. руб.

Эффективный фонд времени, ч

Основная заработная плата, млн. руб.

По тарифу

Премия

Всего

1. Редактор

3,04

1724,8

233,068

69,920

302,989

2. Корректор

2,65

1724,8

145,120

43,536

188,656

3. Редактор художественно-графического и технического оформления

3,04

1724,8

166,477

49,943

216,421

4. Наборщик

2,03

1724,8

44,467

13,340

57,807

5. Работник производственного отдела

2,84

1724,8

31,105

9,331

40,436

6. Работник отдела подготовки оригинал-макета

2,84

1724,8

31,105

9,331

40,436

Всего

620,238

186,071

806,310

Дополнительная заработная плата рассчитывается в процентах от основной заработной платы по следующей формуле [1]:

где Сз. д — фонд дополнительной заработной платы, тыс. руб.;

Сз.осн — фонд основной заработной платы, тыс. руб.;

Дд — процент доплат.

Процент доплат определяется из баланса рабочего времени [1]:

где Тнев — количество дней невыходов на работу;

Тб — количество дней невыходов на работу по болезни;

Тэф — эффективный фонд времени;

Тпот — внутрисменные потери, ч;

Тэф.см — продолжительность рабочего дня с учетом потерь, ч.

Расчет годового фонда заработной платы редакционно-производственного персонала приводится в табл. 4.5.

Таблица 4.5 — Расчет годового фонда заработной платы редакционно-производственного персонала

Категории работников

Основная заработная плата, млн. руб.

Дополнительная

заработная плата

Фонд заработной платы, млн. руб.

%

млн. руб.

1. Редактор

302,989

16,396

49,678

352,667

2. Корректор

188,656

16,396

30,932

219,588

3. Редактор художественно-графического и технического оформления

216,421

16,396

35,484

251,905

4. Наборщик

57,807

16,396

9,478

67,285

5. Работник производственного отдела

40,436

16,396

6,629

47,066

6. Работник отдела подготовки оригинал-макета

40,436

16,396

6,629

47,066

Всего

806,310

138,832

945,143

Численность и фонд оплаты труда руководителей и служащих издательства определяется на основе штатного расписания и действующих тарифных ставок в издательстве по форме табл. 4.6.

Таблица 4.6 — Расчет годового фонда оплаты труда аппарата управления и служащих

Наименование должности

Кол-во

человек

Месячный оклад, тыс. руб.

Годовой фонд оплаты труда, млн. руб.

По должностному окладу

Премия

Всего

Директор

98,4

24,6

Заместитель директора

14,25

71,25

Главный редактор

44,1

11,025

55,125

Заведующий приемной

31,8

7,95

39,75

Бухгалтер

112,32

28,08

140,4

Маркетолог

64,8

16,2

Экономист

69,6

17,4

Всего

478,02

119,505

597,525

Результаты расчета численности работников издательства и оплаты их труда сводятся в табл. 4.7.

Таблица 4.7 — Затраты по трудовым ресурсам на 2013 год

Наименование показателя

Величина показателя

Численность работников, чел.

В т. ч.:

руководители

специалисты служащие

Фонд оплаты труда, млн. руб.

1542,668

Среднегодовая заработная плата 1 работника, млн. руб.

49,763

Таким образом, весь штат издательства составляет 30 человек (специалисты издательского дела — 28 человек, служащие — 1 человек, аппарат управления — 2 человека. Суммарный годовой фонд оплаты труда составляет 1419,332 млн руб. Среднегодовая зарплата одного работника вычисляется делением суммарного фонда оплаты труда на количество сотрудников издательства. Среднегодовая заработная плата составляет 45,785 млн руб.

Для более эффективной работы и повышения качества выпускаемой продукции, а также для улучшения условий труда отдельных сотрудников издательство могло бы расширить штат, приняв на работу художественных редакторов, т. к. имеющийся специалисты не всегда справляется с объемами работ.

5. Производственный план

5.1 Расчет программы производства и реализации продукции Программа производства и реализации продукции в виде годового тематического плана приведена в таблице 5.1.

Таблица 5.1 — Годовой тематический план выпуска изданий на 2013 год

Раздел литературы

Выпуск в натуральном выражении

Тираж, тыс. экз.

уч.-изд. л

печ. л.

Учебные издания

5.2 Расчет стоимости (издержек) производства и сбыта продукции Авторский гонорар рассчитывается следующим образом [1]:

Га = Nл · Са,

где Nл — объем рукописи, авт. л.;

Са — ставка авторского гонорара за 1 авт. л., тыс. руб.

Га = 1507 · 130 = 195 910 тыс. руб.

Объем рукописи рассчитывается как произведение среднего объема издания (11 авт. л.) на количество наименований (137 наименований).

Отчисления в Фонд социальной защиты населения планируются с учетом положений и норм действующего законодательства.

Отчисления рассчитываются по формуле:

О = Га · с / 100,

где Га — сумма начисленного авторского гонорара, тыс. руб.;

с — ставка отчисления, % (34,3%).

О = 195 910 · 34,3 / 100 = 67 197,13 тыс. руб.

«Вышэйшая школа» не владеет полиграфической базой для производства своей продукции, поэтому полиграфическое исполнение выполняется сторонними организациями. В себестоимость издательской продукции оно включается по отпускной цене предприятия-изготовителя тиража, рассчитанной и согласованной в установленном порядке.

Планирование расходов на полиграфическое исполнение предусмотренной к выпуску литературы осуществляют на основе анализа отчетных данных за предыдущий период с учетом перспективы изменения цен, условий заключенных договоров, особенностей в оформлении изданий, изменения тиражности.

Расходы на полиграфическое исполнение подсчитываются путем произведения объема издания одного экземпляра в печатных листах на тираж и на цену за один печатный лист. Они составляют 4 000 млн руб.

Издательство планирует выпустить 137 наименование книг. За год планируется печать 2556 листооттисков.

Средний объем издания в печатных листах рассчитывается по формуле [2]:

где Vп.л. — объем изданий в печатных листах-оттисках,

Кнаим. — количество наименований.

печ. л.

Определяем количество бумажных листов на тираж:

бум. л.

Определяем количество бумажных листов на технические нужды при печати (коэффициент красочности равен 2):

бум. л.

Определяем количество бумажных листов на приладку:

бум. л.

Определяем суммарное количество бумажных листов:

бум. л.

Определяем площадь листа формата 60Ч90:

м2

Определяем массу бумажного листа:

г Определяем массу бумаги на блок:

кг Годовая потребность в натуральных единицах и денежном выражении рассчитывается на основе действующих на предприятии норм расхода и договорных цен на материалы по форме табл. 5.2.1.

Таблица 5.2.1 — Расчет затрат на материалы и энергоресурсы

Наименование материальных и энергетических ресурсов

Годовой объем производства, экз.

Расход, кг

Цена, тыс. руб.

Стоимость

материалов и энергоресурсов, тыс. руб.

на 1 экз.

на годовой выпуск

Бумага на текст, 80 г/м2

0,38

Бумага на форзац, 120 г/м2

0,0096

Картон, 210 г/м2

0,021

Картон, 160 г/м2

0,012

Покровный материал

0,3 п.м.

30 000 п. м.

Электроэнергия

86 000 кВт

Всего

Номенклатура редакционно-производственных расходов приведена в таблице 5.2.2.

Таблица 5.2.2 — Номенклатура статей расходов по подготовке оригинал-макетов

Статья расходов

Значение, млн. руб.

Примечания

Содержание работников отдела

100,927

Из табл. 4.5, п. 4

Налоги, отчисления и платежи

35,021

34,3% от пункта 1

Амортизационные отчисления отдела по подготовке оригинал-макетов

2,3

Из табл. 5.2.3, 10% от п. 4

Расходы по ремонту основных средств

1,95

0,5−0,8% от стоимости зданий

Содержание оборудования, инвентаря, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов

2,06

2−3% от их стоимости

Прочие расходы

7,1129

5−10% от п. 1−5

Всего

149,3709

Сумма пунктов 1−6

Расчет амортизационных отчислений в издательстве равномерным способом приведен в таблице 5.2.3.

Таблица 5.2.3 — Расчет амортизационных отчислений

Группы основных фондов

Балансовая (восстановительная) стоимость, млн. руб.

Норма амортизации, %

Сумма амортизации, млн. руб.

Здания

1,25

4,875

Оборудование:

компьютеры — 12,

компьютеры — 3,

копировальные аппараты — 2,

принтеры — 3,

сканеры — 1,

др. офисное оборудование

7,6

2,8

1,6

0,4

0,4

Прочее

2,4

Итого

23,075

Норма амортизации (На) устанавливается исходя из срока полезного использования (работы) основных средств [1]:

где Тисп — срок полезного использования объекта основных фондов, лет.

В статью «Редакционно-производственные расходы (обработка и оформление произведений, выпуск изданий в свет)» входят заработная плата редакционно-производственного персонала списочного и несписочного состава, отчисления на социальное страхование, налоги и неналоговые платежи, а также прочие расходы производственного характера, не относящиеся к прямым.

Номенклатура статей редакционно-производственных расходов дана в табл. 5.2.4.

Таблица 5.2.4 — Номенклатура статей редакционно-производственных расходов

Статья расходов

Значение, млн. руб.

Примечание

1. Зарплата работников редакционно-производственного персонала

733,674

Из табл. 4.5, п. 1+ 2 +3 +5 +6

2. Налоги, отчисления и платежи

251,650

34,3% от пункта 1

3. Прочие расходы производственного характера

49,266

5−10% от п. 1+2

Всего

1034,591

В «Общеиздательские расходы» относят затраты, связанные с управлением издательством. Номенклатура общеиздательских расходов дана в табл. 5.2.5.

Таблица 5.2.5 — Номенклатура статей общеиздательских расходов

Статья расходов

Значение, млн. руб.

Примечания

1. Содержание аппарата управления

597,525

Из табл 4.6

2. Налоги, отчисления и платежи

204,951

34,3% от п. 1

3. Амортизация зданий и сооружений

4,875

Из табл 5.2.3

4. Содержание зданий и сооружений

7,8

2−3% от стоимости

5. Охрана труда

154,266

10% всех зарплат

6. Прочие расходы

9,567

1−2% от п. 1−5

Всего

966,310

Прочие производственные расходы, которые не могут быть отнесены на себестоимость отдельных заказов напрямую (обязательные бесплатные и сигнальные экземпляры, некоторые расходы по контролю качества изданий), включаются в состав редакционно-производственных и общеиздательских расходов.

В статью «Внепроизводственные (коммерческие) расходы» относятся расходы, связанные со сбытом печатной продукции:

1) затраты на упаковку (при условии упаковки после сдачи продукции на склад издательства, редакции), хранение, сортировку, транспортировку, погрузку печатной продукции в транспортные средства (кроме случаев, когда они возмещаются покупателем сверх цены). В случае возникновения расходов на упаковку и транспортировку только по отдельным изданиям эти расходы включаются в себестоимость изданий прямым путем;

2) расходы на маркетинговые исследования рынка, на рекламу, если они проводятся с целью исследования рынков сбыта выпускаемой продукции (в пределах, установленных законодательством);

3) комиссионное вознаграждение торговым организациям по договорам комиссии (консигнации).

Калькуляция себестоимости издания составляется по форме табл. 5.2.6

Таблица 5.2.6 — Калькуляция себестоимости издания

Наименование калькуляционных статей расходов

Затраты на

тираж, млн. руб.

Затраты на единицу продукции, руб.

Примечания

1. Авторский гонорар за литературные произведения

195,910

Формула 5.2.1

2. Отчисления в Фонд социальной защиты населения

67,197

Формула 5.2.2

3. Расходы на полиграфическое исполнение

-;

4. Стоимость бумаги, картона, переплетных и иных материалов, энергоресурсов

2477,304

Всего табл. 5.2.1

5. Расходы по подготовке оригинал-макетов

138,8625

Всего табл. 5.2.2

6. Редакционно-производственные расходы

1034,591

Всего табл. 5.2.4

7. Общеиздательские расходы

966,310

Всего табл. 5.2.5

8. Прочие производственные расходы

24,773

1−2% от п. 4

9. Общеиздательская себестоимость

8904,947

Сумма п. 1−8

10. Коммерческие расходы

89,049

1−2% от п. 9

11. Полная себестоимость

8993,997

Сумма п. 9−10

12. Планируемая прибыль

1349,099

Формула 5.2.12

13. Оптовая цена

10 343,097

Сумма п. 11−12

14. НДС

2068,619

Формула 5.2.13

15. Отпускная цена

12 411,716

Формула 5.2.14

бизнес план издательский Полная себестоимость издательской печатной продукции включает в себя общеиздательскую себестоимость и внепроизводственные расходы.

Планируемая прибыль рассчитывается по следующей формуле [1]:

где П — планируемая прибыль, млн. руб.;

С — полная себестоимость издания, млн. руб.;

R — планируемая рентабельность, %.

Для определения отпускной цены издания рассчитывают налог на добавленную стоимость (НДС) по формуле:

где Цопт — оптовая цена

с — ставка НДС, % (20%).

Отпускная цена издания определяется по формуле:

Таким образом, отпускная (издательская) цена одного экземпляра продукции в планируемом году в среднем составит 26 464 бел. руб., оптовая цена — 22 054 бел. руб., а полная себестоимость — 19 177 бел. руб.

6. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности Расчет прибыли и ее распределение осуществляется по форме таблице 6.1.

Таблица 6.1 — Расчет прибыли и ее распределение

Показатели

Значение, млн. руб.

Примечания

1. Объем производства в стоимостном выражении

10 343,097

Из табл.5.2.6, п. 13

2. Полная себестоимость продукции

8993,997

Из табл.5.2.6, п. 11

3. Прибыль от реализации продукции

1349,099

п. 1 минус п. 2

4. Общая прибыль

1349,099

5. Налогооблагаемая прибыль

1349,099

п. 3 минус п. 5

6. Налог на прибыль

242,837

18% от п. 6

7. Чистая прибыль

1106,261

п. 3 минус п. 5

Объем производства продукции, обеспечивающий безубыточность (критическая точка продаж), определяется по формуле [1]:

где В — точка безубыточности, экз.;

Зпост Ї постоянные затраты на весь выпуск продукции, руб.;

Цопт Ї оптовая цена единицы продукции, руб.;

Зпер Ї переменные затраты на единицу продукции, руб.

Объем производства продукции, обеспечивающий безубыточность —294 523 экземпляров.

7. Оценка рисков и страхование Любая коммерческая деятельность связана с определенным риском. В издательской деятельности также необходимо учитывать возможные риски. При этом, как правило, чем больше ожидаемая прибыль, тем больше риск.

В число издательских рисков входят следующие:

— выбор наименования и тематики книг и учебников, намечающихся к изданию;

— формирование авторских коллективов для написания книг;

— выбор структуры и оформления издания, определение его тиража;

— конкуренты и их продукция;

— некоторые потенциально неблагоприятные производственные и финансово-экономические тенденции;

— завышенная стоимость разработки и производства нового вида продукции;

— недостижимость планов реализации (продаж);

— невыполнение графика выпуска книжной продукции;

— сложности и задержки в получении необходимых ресурсов и материалов;

— трудности при получении необходимых банковских кредитов;

— более высокая, чем планировалось, стоимость внедрения и развития проекта в связи с изменениями финансового и организационного характера.

Для определения степени риска существует обязательная процедура экспертной оценки. Для этого создается экспертная комиссия в составе трех человек: представитель местной власти, ведущий специалист данного предприятия, независимый эксперт.

Ниже приведены наиболее вероятные для издательства «Вышэйшая школа» риски [1]:

1. Риски подготовительного периода:

ошибочные расчеты в анализе потребностей рынка — для минимизации риска деятельность отдела маркетинга должна быть направлена на изучение нужд потребителей;

непредвиденные затраты из-за ошибок в расчетах — такой риск может возникнуть по ошибке бухгалтерии, поэтому всегда следует тщательно изучать прайс-листы на материалы, чтобы правильно рассчитать затраты либо учесть возможное повышение цен.

2. Экономические риски:

неэффективность маркетинговой стратегии — издательство должно приспосабливать свои товары и услуги под нужды как можно большего числа потребителей, поэтому отделу маркетинга следует изучать потребности различных сфер, анализировать каналы сбыта, активно рекламируя продукцию на презентациях, выставках и др. Важную роль играет постоянная и тесная работа с клиентами;

рост цен на материалы может привести к снижению количества выпускаемой продукции. Издательство должно следить за рынком материалов, подбирая материал с аналогичными характеристиками, но по более низким ценам;

при планировании следует учитывать, что рост налогов может привести к снижению прибыли от реализованной продукции;

чтобы не столкнуться с недостатком оборотных средств, следует планировать выпуск продукции, тщательно изучая имеющихся в наличии средства либо рассматривая возможности использования услуг других организаций.

3. Организационные риски:

трудности с привлечением квалифицированного персонала. Привлечение новых специалистов влечет увеличение фонда оплаты труда, но для соответствующего качества изданий и выполнения заказов в сроки необходима работа квалифицированных специалистов.

Для оценок рисков существует несколько методов: статистический метод, метод экспертных оценок, аналогий и др.

Для уменьшения финансовых потерь в случае рисков используют страхование. Страхование — особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей и их интересов от различного рода опасностей. Страхование (страховое дело) в широком смысле — включает различные виды страховой деятельности (собственно страхование, или первичное страхование, перестрахование, соцстрахование), которые в комплексе обеспечивают страховую защиту. Страхование в узком смысле представляет собой отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии).

Заключение

Экономический и финансовый успех предприятия находится в большой зависимости от того, как его органы управления используют рыночные законы хозяйствования и эффективные методы регулирования процесса производства и реализации продукции. Бизнес-план помогает органам управления и специалистам маркетинга разрабатывать целесообразную стратегию развития, планировать расходы и вносить необходимые изменения в производственный процесс и маркетинговую деятельность. Бизнес-план включает основные показатели деятельности предприятия. В данном курсовом проекте был разработан бизнес-план издательства «Вышэйшая школа».

Эффективный фонд времени в издательстве в днях составляет 224 дня (1724,0 ч.). Коэффициент перевода — 1,134. Явочная численность рабочих равняется 16, списочная — 21. Основная заработная плата редакционно-производственного персонала составляет 806,310 млн руб. Процент доплат составляет 16,396% и 138,832 млн руб. Фонд заработной платы редакционно-производственного персонала составляет 945,143 млн руб. Фонд оплаты труда аппарата управления и служащих составляет 597,525 млн руб. Фонд оплаты труда на 2013 год составит 1542,668 млн руб.

Тираж учебных изданий должен составить 469 тыс. экз. Авторский гонорар, отчисления в Фонд социальной защиты составят 195 910 тыс. руб и 67 193,13 тыс. руб. соответственно. Расходы на полиграфическое исполнение составляют 4000 млн руб. Затраты на материалы и энергоресурсы составят 2477,302 млн руб. Номенклатура статей расходов по подготовке оригинал-макетов составляет 138,8625 млн руб., номенклатура статей редакционно-производственных расходов — 1034,591 млн. руб, номенклатура статей общеиздательских расходов — 966,310 млн руб. Амортизационные отчисления будут равны 23,075 млн руб. Полная себестоимость составит 8993,997 млн. руб и 19 177 руб. на весь тираж и одно издание соответственно, оптовая цена — 10 343,097 млн руб. и 22 054 руб., отпускная цена — 12 411,716 млн руб. и 26 464 руб.

Чистая прибыль составляет 1085,733 млн руб. Объем производства продукции, обеспечивающий безубыточность —288 815 экземпляров.

Издательство может подвергнуться рискам подготовительного периода, экономическим рискам, техническим, организационным.

Таблица 8.1 — Основные технико-экономические показатели бизнес-плана

Наименование показателя

План

Объем выпускаемой продукции в натуральном выражении, экз.

Объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении, млн. руб.

10 343,097

Численность работающих, чел.

Производительность труда одного работающего, млн. руб.

327,457

Полная себестоимость единицы продукции, руб.

Материалоемкость продукции, руб./ руб.

0,717

Затраты на 1 руб. товарной продукции, руб./ руб.

0,86

Прибыль от реализации продукции, млн. руб.

1324,064

Прибыль чистая, млн. руб.

1085,733

Рентабельность продукции, %

Список использованных источников

1. Воробьев И. П., Ткач А. Г. Организация издательского дела и менеджмент. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов специальности 1−47 01 01 «Издательское дело». — Минск: БГТУ, 2010. — 42с.

2. Технология допечатных и печатных процессов [Текст] / сост. И. Г. Громыко, Т. А. Боровец. — Минск: БГТУ, 2011. — 28 c.

3. Страхование / Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Страхование. — Дата доступа: 28. 11. 12

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой