Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Принципы правовой типологии государств

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основы учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из Парижской Коммуны. В. И. Ленин развивал эти идеи, опираясь на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской… Читать ещё >

Принципы правовой типологии государств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В истории человечества существовало большое количество разнообразных типов государств, которые сменяли друг друга на протяжении веков. Исходя из этого важное значение имеет проблема их научной классификации. Классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией. Теория государства и права тоже обращается к классификации для построения различных типов государства и права.

Актуальность представленной работы заключается в необходимости изучения исторических типов государств, с целью оценки типов государств с современной точки зрения. Изучение данной темы также дает возможность сделать выводы о преимуществах и недостатках каждого из типов государства.

Историческим типом государства называют взятые в единстве наиболее типичные (существенные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация. Формация — исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства и базис исторического типа общества.

Объектом исследования данной работы является процесс формирования и становления исторических типов государства согласно формационному подходу к типологии государств (рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое), а также теории классификации государств согласно цивилизационному подходу. Предметом изучения является смена исторического типа государства (из рабовладельческого в феодальный, из феодального в буржуазный и т. д.).

Изучение данной темы предполагает достижение следующей цели — рассмотреть исторические типы государств с точки зрения различных подходов (формационный и цивилизационный) и сделать выводы о преимуществах и недостатках каждого из типов государств.

Существуют различные точки зрения на разделения государств на их исторические типы. Следует сказать, что формирование типов государства происходило по-разному, исходя из тех или иных особенностей государств, поэтому существует несколько подходов. В данной работе будет предпринята попытка, комплексно подойти к изучению данной проблемы и объективно оценить все представленные суждения о разделении государств на типы.

1. Различные подходы в типологии государств

Ф. Энгельс считал, что государство — это машина для подавления одного класса другим. Той же точки зрения придерживался В. И. Ленин. Именно из этих положений вытекают признаки разделения государств на типы — типология.

Типология государств — это их специфическая классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединять их в группы на основе определенных критериев. Осуществляется она в основном с позиции двух подходов, а именно — формационного и цивилизационного.

При формационном подходе, составителями которого являются: Ф. Энгельс, К. Маркс, В. Ленин, основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Исторический тип государства — это государство определенной общественно-экономической формации, характеризуемое рядом общих признаков, а именно: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.

В формационном подходе определение типа государства означает определение и конкретизацию его экономической основы, т. е. основы хозяйства и способа производства, классовой сущности государства, а так же его социального назначения. Проще говоря, государство характеризуется по трем признакам:

· Какой общественно-экономической формации принадлежит данное государство.

· Орудием, какого класса оно является.

· Какое социальное назначение присуще ему.

Согласно данной типологии четырем типам общественно-экономической формации, соответствуют четыре типа государства — рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое, — каждое со своим набором признаков. Причем социалистический тип уже не является государством в общепринятом смысле этого слова. Это конечная стадия развития государства и общества в целом.

Смена одного исторического типа другим — процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

При формационном подходе раскрывается поэтапность и исторический характер развития государств, но недооцениваются духовные факторы. Эта классификация не позволяет охватить все многообразие существовавших и существующих государств. Она неприменима к современным государствам. Поэтому делаются попытки обратиться к другим вариантам типологии. Формационный подход выделяет наиболее существенные признаки присущие государствам, принадлежащим к одной общественно-экономической формации. И само понимание истории государства сводиться к определению его экономических формаций и классового состава, которые естественно сменяют друг друга в историческом процессе.

Английский историк А.Дж. Тойнби предложил цивилизационный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. По его мнению, вся мировая история насчитывает 26 цивилизаций — египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.

При цивилизационном подходе учитывается ряд важнейших духовных факторов, поэтому более полно раскрывается характер государства, но в этом случае недооцениваются социально-экономические факторы.

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, причем религия и формы организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло — остаются неизменными.

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии, причем первая определяет все остальные компоненты.

Нетрудно заметить, что цивилизационный подход тоже не безупречен, не способен заменить подход формационный, но в определенном сочетании они, видимо, могут стать подходящей основой для научной классификации государств, определения принципов деятельности каждого типа.

2. Типология государств при формационном подходе

2.1 Рабовладельческое государство

В теории формационного подхода первым типом государства является рабовладельческое государство. Это один из типов эксплуататорского государства, которое является орудием класса рабовладельцев, и предназначение которого состоит в защите их интересов и прав.

Государства рабовладельческого типа возникли позднее восточных государств. Причиной их возникновения является появление частной собственности и раскола общества на классы.

Экономическую основу государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на рабов. Рабы лишь являлись, как любые вещи, объектом права и эксплуатации. Они были обязаны работать, не имея права на жизнь. Их труд обеспечивался главным образом физическим принуждением.

Основными классами рабовладельческого общества были рабовладельцы и рабы. Так же существовали социальные прослойки — ремесленники, мелкие земледельцы. Они считались свободными, но неимущими и эксплуатировались рабовладельцами. Между рабами и рабовладельцами возникали острые социальные противоречия.

Рабовладельческое государство было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры рабовладельцев. Классовая сущность государства проявлялась в его функциях.

К внутренним функциям относились:

1) охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных;

2) подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия;

3) идеологическое воздействие в целях поддержания порядка и дисциплины.

К внешним функциям относились: оборона своей территории и установление мирных связей с другими государствами; захват чужих территорий и управление завоеванными территориями. Все эти функции были характерными чертами сравнительно простого государственного аппарата, важнейшую роль в котором играла армия. Она участвовала в осуществлении и внешних, и внутренних функций.

Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Например, монархия существовала в Древнем Риме. Республиканская форма правления была двух видов:

1. Демократическая республика (Афины). Здесь в выборах высших органов государства участвовало все свободное население.

2. Аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии.

Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка и изживало себя. Ему на смену шло феодальное государство.

2.2 Феодальное государство

Феодальное государство — это вторая ступень развития общества по классификации Маркса. В нем уже признаются естественные права человека. К даже весьма зависимому человеку, относятся именно как к человеку, а не как к орудию труда. Основной признак крепостного права тот, что крестьянство считалось прикрепленным к земле, принадлежащей феодалам, — отсюда произошло понятие крепостного права.

Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Зависимость крестьян принимала формы не только в принадлежности их к земле, но так же в отработке барщины (крестьяне должны были определенное количество дней лично работать на своего господина). Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.

Полноправным классом являлись только люди владевшие землей — помещики, феодалы, мелкие дворяне. На ранних стадиях развития феодальных государств объем их прав определялся количеством земли. А положение крестьян в реальности мало отличалось от рабского, хотя принимало другие уже более человечные формы.

Феодальное государство могло развиваться более быстрыми темпами и более плавно, в отличие от рабовладельческого. Определенный вес здесь приобретают наука, торговля, развитие техники. Это имело огромное значение, поскольку именно развитие торговли и техники определяет во многом процесс перехода к следующему типу государства.

В феодальном государстве общество держалось на классовой эксплуатации. Крепостное общество всегда было более сложным, чем общество рабовладельческое. В нем был большой элемент развития торговли, промышленности, что вело к капитализму.

В своем развитии феодальное государство прошло ряд стадий:

1. феодальная раздробленность-децентрализация;

2. усиление централизации, становление сословно-представительной монархии;

3. централизованная абсолютная монархия;

Внутренние функции феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Внешние функции государства в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.

В государственный аппарат включает в себя войско, отряды полиции, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды.

Формой правления феодального государства была монархия различных видов. Республиканская форма правления существовала лишь в государствах-республиках.

На последнем этапе развития феодального общества стали зарождаться капиталистические производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Развитию новых отношений мешал господствующий феодализм. Поэтому между буржуазией и феодалами возникли противоречия, которые разрешались путем буржуазно-демократических революций. В результате возник новый тип государства.

2.3 Буржуазное (капиталистическое) государство.

Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности, около трех столетий назад. Он функционирует на базе производственных отношений, основой которых является частная собственность и средства производства, а также независимость рабочих.

Развитие торговли за короткий промежуток времени способствовало появлению нового общественного класса — капиталистов. Значение сельского хозяйства постепенно падало, а, следовательно, феодализм постепенно исчезал, как класс. Главную роль стали играть уже не земельные участки, а финансовые средства, сосредоточенные в руках небольшого числа предприимчивых людей.

Буржуазия шла к власти под лозунгом: «Свобода, равенство, богатство». Теперь экономику государства составляла собственность капиталистов. Буржуазия заняла место господствующего класса. Изменения в обществе происходили таким образом, что все граждане обретали равенство перед законом, но экономическое неравенство сохранялось.

Суть общества здесь не меняется, ведь собственность буржуазии мало, чем отличается от собственности феодалов. Любая собственность делает, какой либо класс людей зависимым от другого класса. Капиталистическое общество, борясь против крепостного права, объявило собственность свободной и особенно гордилось тем, что государство перестало быть классовым, но фактически это было не так.

Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В этом государстве все граждане равны перед законом, но сохраняется экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов — буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения.

Буржуазное государство проходит в своем развитии ряд этапов:

1) Период становления и развития капиталистического государства;

2) Этап начала и углубления кризиса буржуазной государственности (конец XIX в. — первая половина XX в.).

3) Современный этап (30-е гг. 20 века).

Экономика приобретает смешанный характер. Многообразие видов и форм собственности придает экономике больший динамизм, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям. Не меньшие изменения происходят и в социально-классовой структуре общества: появляется «средний» класс, который образуют интеллигенция, мелкие собственники.

Государство становится более демократичным и социальным, но сохраняет буржуазно-классовые черты. В его функциях отражаются потребности всего общества — экономическая, социальная. Оно активно вмешивается в экономику путем гибкого планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т. д.

2.4 Социалистическое государство

рабовладельческий социалистический государство правовой Социалистическое государство не является государством в общепринятом смысле этого слова, это последняя стадия развития общества по формационному подходу.

Появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции возглавляемой рабочим классом со сломом старой государственной машины с установлением диктатуры пролетариата. Считалось, что освобождение рабочих и крестьян от власти капиталистов и помещиков национализация средств производства приведут к невиданному росту производительности труда, народного благосостояния культуры сделают всех трудящихся, активными строителями новой жизни привлекут их всех к участию в управлении делами государства и общества. Таким образом, высшей фазой социалистического общества станет коммунизм.

Существенное отличие социалистического государство от всех остальных типов государств состоит в отсутствии условий подавления. Здесь отсутствуют классы. Социалистическое государство не имеет аппарата насилия, классов, и установленного аппарата подчинения.

Экономической основой является общественная собственность. Целью государственно-правовой системы становится всеобщее материальное и духовное благополучие людей.

Когда государство становится представителем всего общества, оно само себя делает излишним. Когда нет классовой дифференциации, нет никакого аппарата насилия и некого подавлять, потребность в государстве исчезает и сам государство отмирает. На основании этого можно считать, что построение социалистического государства невозможно.

Основы учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из Парижской Коммуны. В. И. Ленин развивал эти идеи, опираясь на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся.

Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам.

В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные большими деформациями переходные к социалистическому типу.

3. Типология государств при цивилизационном подходе

Цивилизация, по Тойнби, — это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных и иных признаков. В соответствии с этим он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих рядом друг с другом.

В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

1) Локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);

2) Особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

3) Современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для первичных цивилизаций характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

Отличаются друг от друга цивилизации прежде всего достижениями материальной и духовной культуры. Так, египетская цивилизация отличается от вавилонской, римская от индусской, христианско-православная от западной и т. д. История цивилизаций напоминает развитие человека: цивилизации возникают, развиваются, стареют, умирают.

Достоинство цивилизационного подхода видится в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкретному обществу. Он более многомерен, чем формационный, так как позволяет рассматривать государство не только как организацию политического господства одного класса над другим, но и как большую ценность для общества. С позиций цивилизационного подхода государство служит одним из важных факторов духовного развития общества, выражения разнообразных интересов людей, источником их единения на основе культурно-нравственных ценностей.

Так же вопрос о классификации государств был глубоко исследован Л. Н. Гумилевым. Он разработал оригинальную теорию, по которой каждый народ в своем развитии проходит определенные стадии, в каждой из которых имеет свои особенности культуры и особенности народного характера. Суть его теории в том, что люди объединяются по принципу комплиментарности. Комплиментарность — это неосознанная симпатия к одним людям и антипатия к другим, т. е. положительная и отрицательная комплиментарность. Когда создается первоначальный этнос, то инициаторы этого возникающего движения выбирают себе подходящих людей именно поэтому комплиментарному признаку — выбирают тех, кто им просто симпатичен. Симпатия и антипатия играют очень большие роли в формировании этнических групп и создаваемых ими государств.

Заключение

Исследовав данную проблему, можно сказать, что типология представляет собой метод научного познания, в основе которого лежит расчленение объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа; а также результат типологического описания и сопоставления. Типология государств — это их специфическая классификация, осуществляется она в основном с позиции двух подходов, а именно — формационного и цивилизационного.

Не так давно формационный подход к исследованию типологии государства считался в нашей стране единственно верным. Признавался только анализ общественной жизни, ее политической и правовой стороны, только как составной части классовой общественно-экономической формации. К. Маркс и Ф. Энгельс говорили, что ими создана совершенно новая наука об обществе.

Учения цивилизационного подхода напротив, больше опираются на своеобразие культуры, религии, этническое самосознание, экономику, но, не возводя ее в ранг единственно возможного подхода к данному вопросу.

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Такой подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития Цивилизационный подход к изучению типов государств тоже не безупречен, не способен заменить подход формационный, но в определенном сочетании они, могут стать подходящей основой для научной классификации государств. В силу того факта, что типология государства является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой