Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Юридическое обеспечение прав и свобод граждан

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Правовую основу этого эксперимента составляет постановление Правительства РФ от 22 августа 2005 г. № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам», который был первоначально рассчитан на год (с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2006 г.), но в дальнейшем планы Правительства изменились, и данное постановление было… Читать ещё >

Юридическое обеспечение прав и свобод граждан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Право на получение квалифицированной юридической помощи относят к особой группе прав обозначенных в литературе как юридические права-гарантии человека и гражданина либо конституционно-процессуальные права-гарантии или конституционные права-гарантии с процессуальным характером или группа прав по защите других прав и свобод.

Обеспечение такого права как получение квалифицированной юридической помощи достигается посредством его гарантированности на конституционном уровне.

Гарантии права на получение квалифицированной юридической помощи — это совокупность социальных, экономических, политических и правовых приемов и методов, обеспечивающих реализацию права на получение квалифицированной юридической помощи.

Основы права на получение квалифицированной юридической помощи

В качестве особенностей обусловивших выделение указанных прав в отдельную группу, Н. С. Бондарь называет:

1. относительно самостоятельное конституционное оформление, наличие собственного нормативного содержания;

2. преимущественно процессуальное наполнение, что не исключает материальных элементов;

3. детальная нормативная конкретизация данного конституционного института в отраслевом законодательстве;

4. как правило, непосредственная реализационная связь соответствующих прав-гарантий с деятельностью судебной власти.

Рассмотрение конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи в качестве права-гарантии свидетельствует о ее диалектической природе.

С одной стороны государство предоставляет каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, а с другой — обеспечивает, создает и делает реально выполнимым реализацию данного права путем его гарантированности.

Не отрицая важность и значимость социальных, экономических, политических и иных гарантий для обеспечения реализации права на получение квалифицированной юридической помощи тем не менее внимание в дальнейшем будет уделено только тому, что служит предметом нашего исследования — правовым или юридическим гарантиям.

Отличие последних от других видов гарантий состоит в следующем. Если общие экономические, политические и социально-нравственные гарантии являются предпосылкой реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, то юридические гарантии, устанавливаемые государством в результате правотворческой деятельности, направлены на конкретное осуществление прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и их охрану от противоправных посягательств и нарушений.

В литературе достаточно много различных подходов к определению понятия юридической гарантии3, но отличаются они друг от друга не существенно, прежде всего, «в детализации содержательного наполнения».

Главное же, что остается при содержательной характеристике юридических гарантий так это то, что это правовые средства и способы, с помощью которых гражданам обеспечивается реализация их прав и свобод.

Положения ст. 48 Конституции РФ как юридической гарантии можно рассматривать в двух аспектах:

а) как формально-юридическую гарантию, то есть закрепление права на получение квалифицированной юридической помощи в таком нормативно-правовом акте как Конституция РФ;

б) как юридически-организационную гарантию, когда существует и функционирует институт, специально предназначенный для обеспечения права на получение квалифицированной юридической помощи.

Таким институтом является институт адвокатуры, на который государство возложило конституционную обязанность по оказанию квалифицированной юридической помощи каждому желающему / ч.1 и 2 ст. 48 Конституции РФ; ч. 1 ст. 1 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"/.

Как совершенно верно подчеркивается в литературе, подобным образом адвокатура была введена в ткань конституционного законодательства. Государство закрепило на законодательном уровне основные правила своего взаимодействия с институтом адвокатуры, соблюдение и исполнение которых позволяет данному институту успешно осуществлять возложенную на него конституционную обязанность.

К таким основным правилам ст. 3 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» относит:

адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации.

В центре института адвокатуры находится профессиональный юрист — адвокат, именно он и оказывает непосредственно всем желающим квалифицированную юридическую помощь.

Виды помощи, оказываемой адвокатом

К видам оказываемой адвокатом юридической помощи ч. 2 ст. 2 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» относит то, что адвокат:

1) дает консультации и справки по правовым вопросам, как в устной, так и в письменной форме;

2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;

4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;

9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания; 10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

Кроме того, адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом / ч.3 ст. 2 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"/. К такой помощи можно отнести, например, юридические заключения адвоката по результатам правового анализа ситуации или представленных адвокату для изучения документов. Причем адвокат, оказывая юридическую помощь, обязан согласно п. 1 ч.1 ст. 7 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами.

Ч.1 ст. 48 Конституции РФ возложила на адвоката конституционную обязанность в случаях, предусмотренных законом, юридическую помощь оказывать бесплатно.

Так, в 2005 году 32 882 адвоката во всех субъектах Российской Федерации практически безвозмездно оказали юридическую помощь 241 015 гражданам. В 2006 году этой работой занимались 32 996 адвокатов и оказали юридическую помощь 225 627 гражданам.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» на адвоката возлагается в том числе и такая обязанность как «оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ». Исходя от противного, следует, что в иных случаях, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», на адвоката не может быть возложена обязанность оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно. Значит, случаи оказания адвокатами юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно, предусмотрены только статьей 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Но, как показывает анализ законодательства РФ, случаи оказания адвокатами юридической помощи бесплатно могут быть так же предусмотрены и иными законами. Так, ч. 4 ст. 16 УПК РФ гласит, что в случаях, предусмотренных УПК РФ и иными федеральными законами, подозреваемый и обвиняемый могут пользоваться помощью защитника бесплатно. Например, если подозреваемый или обвиняемый заявил об отказе от защитника, но отказ не был удовлетворен и защитник участвовал в уголовном деле по назначению, то расходы на оплату труда адвоката возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Очевидно, что положения п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в части возложения на адвоката такой обязанности как «оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом», то есть в случаях, предусмотренных ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» не соответствуют действующему законодательству. Поэтому формулировку «в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом» следует заменить на такую как «в случаях, предусмотренных законодательством РФ».

Случаи бесплатного оказания помощи

Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» /в ред. Федерального закона от 28.10.2003 N 134-ФЗ/, юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях:

1) истцам — по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

2) ветеранам Великой Отечественной войны — по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;

3) гражданам Российской Федерации — при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;

4) гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией.

Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ч.3 ст. 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

При этом перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации/ ч.2 ст. 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Так, например, в Челябинской области существует Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 26 июня 2003 г. N 923 «Об утверждении перечня документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации бесплатной юридической помощи, и порядка их предоставления».

Согласно п. 3 приложения к данному постановлению под названием «Перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации бесплатной юридической помощи, и порядка их предоставления», для получения бесплатной юридической помощи на территории Челябинской области гражданами Российской Федерации предоставляются следующие документы:

1. заявление гражданина об оказании бесплатной юридической помощи с указанием характера необходимой юридической помощи;

2. копия документа, удостоверяющего личность гражданина;

3. справка с места жительства гражданина;

4. справка о доходах гражданина и членов его семьи за последние 3 месяца (в том числе заработная плата, пенсии, пособия, доход от предпринимательской деятельности, другие виды доходов);

5. копия удостоверения ветерана Великой Отечественной войны (в случае обращения ветерана Великой Отечественной войны).

И далее в п. 4 указанного приложения отражено, что документы, указанные в пункте 3 настоящего Положения, предоставляются гражданином адвокату или в адвокатское образование при обращении за оказанием бесплатной юридической помощи.

квалифицированный юридический помощь адвокатура

Эксперимент в сфере оказания помощи граждан

В целом же в 78 субъектах Российской Федерации, как следует из п. 2 10. «Отчета Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации за период с апреля 2005 г. по апрель 2007 г.», не созданы правовые и финансовые предпосылки для оказания гражданам бесплатной юридической помощи в порядке статьи 26 Федерального закона об адвокатуре:

а) в 25 субъектах Российской Федерации вообще не приняты законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации по созданию условий оказания юридической помощи гражданам бесплатно;

б) в 27 субъектах Российской Федерации принятые законодательные и иные правовые акты лишь дублируют положения статьи 26 Федерального закона, но не определяют механизм получения гражданами юридической помощи бесплатно;

в) в 38 субъектах Российской Федерации, принявших законы и иные правовые акты по данному вопросу, не выделены денежные средства на компенсацию расходов адвокатам, оказывавшим юридическую помощь бесплатно.

Но даже там, где денежные средства для оказания бесплатной юридической помощи выделены (Республика Татарстан, Красноярский край, Ярославская область и др.), они не осваиваются в полном объеме. Это связано с тем, что для получения бесплатной юридической помощи гражданин должен документально подтвердить свой статус малоимущего, а сбор пакета документов сопряжен с чрезмерными эмоциональными и временными затратами. В сфере оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам вскоре возможны перемены.

Так, сегодня эксперимент по оказанию бесплатной квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам проводится через 10 созданных государственных юридических бюро на территории Республики Карелия, Чеченской Республики, Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской, Свердловской, Томской и Ульяновской областей, при положительном исходе которого, подобный опыт предполагается распространить на всю территорию Российской Федерации.

Правовую основу этого эксперимента составляет постановление Правительства РФ от 22 августа 2005 г. № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам», который был первоначально рассчитан на год (с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2006 г.), но в дальнейшем планы Правительства изменились, и данное постановление было представлено в редакции постановления Правительства РФ от 13.11. 2006 № 676, согласно которому подобный эксперимент был продлен еще. на один — 2007 год. В решениях Совета Федеральной палаты адвокатов РФ, с одной стороны, четко выражено положительное отношение адвокатского сообщества к вопросу о финансовой поддержки государством оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, а с другой стороны, критикуется способ решения этой проблемы путем создания государственных юридических бюро /Абз. 2 п. 3.4. Отчета Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации за период с апреля 2005 г. по апрель 2007 г./2.

В целом в литературе и на практике не выработано единой позиции как о целесообразности функционирования государственных юридических бюро по оказанию бесплатной квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам, так и, безусловно, необходимости их распространения на всю территорию Российской Федерации.

В п. 10 постановления № 534 в редакции постановления Правительства РФ от 13.11. 2006 № 676, указано, что «Министерству юстиции Российской Федерации обобщить результаты деятельности государственных юридических бюро и до 10 июля 2007 г. представить в Правительство Российской Федерации предложения с проектом доклада Президенту Российской Федерации «О формировании системы оказания бесплатной юридической помощи».

Это означало бы, что окончательное слово будет за действующим на тот период времени Президентом Российской Федерации В. В. Путиным, который, кстати, не будем забывать и одобрил эксперимент по оказанию бесплатной квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам через государственные юридические бюро.

Тем не менее, данный вопрос еще сегодня стоит на повестке дня и это несмотря на то, что на одной из своих коллегий Министерство юстиции РФ в одном из своих решений признала итоги эксперимента за 2006 год по оказанию бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам через государственные юридические бюро в целом положительными. Кроме того, в решении было указано, что в течение 2006 года 123 работниками государственных юридических бюро оказана бесплатная юридическая помощь почти 22 тысячам малоимущих граждан. В основном это пенсионеры, инвалиды, безработные, работники бюджетной сферы. Благодаря помощи бюро решались, в том числе в судебном порядке, проблемы малоимущих граждан, которые в течение многих лет оставались неразрешенными.

Также следует отметить финансово-экономическую обоснованность проведения эксперимента. За год деятельности работниками бюро дано 8644 устных и 1876 письменных консультаций, составлено 4364 документа правового характера (в числе которых — исковые заявления, кассационные жалобы, ходатайства, договоры, заявления в различные органы и организации), принято участие в рассмотрении в судах 1067 гражданских дел, в 121 случае работники бюро представляли интересы граждан в органах местного самоуправления и различных организациях.

Коллегия полагает, что с 2008 года государственные юридические бюро должны действовать во всех субъектах Российской Федерации, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга.

Поэтому не случайно, что, по словам первого замминистра юстиции РФ Александра Савенкова, «уже принято решение, и готовятся соответствующие документы о создании таких госюрбюро по всей стране».

На дворе уже 2009 год, а государственные юридические бюро как действовали с начала эксперимента в 10 субъектах РФ, так и действуют в таком количестве и сейчас.

Так, п. 1 постановления Правительства РФ от 3 марта 2008 г. № 135 «О государственных юридических бюро» устанавливает, что федеральные государственные учреждения, созданные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2005 г. N 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам», осуществляют в 2008 году оказание бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам без изменения их штатной численности.

Но поскольку вс. же намерения распространить по всей стране государственные юридические бюро существуют, то в руководстве Федеральной палаты адвокатуры РФ предлагают свой вариант их распространения и своего участия в них.

Так, по мнению одного из руководителей Федеральной палаты адвокатов, «Конституция гарантирует гражданам право на юридическую помощь, и государство должно как-то решать подобные вопросы. И в этом смысле мы приветствуем эксперимент с оказанием бесплатной юридической помощи. Вопрос лишь в том, кто будет оказывать подобные услуги? Мы считаем, что создание госбюро в труднодоступных районах вполне оправданно, а в промышленных центрах и крупных городах бесплатные услуги могут оказывать и адвокатские бюро. По замыслу палаты адвокатов, защитник будет работать на своеобразном подряде у государства: юридические бюро Росрегистрации выделяют деньги адвокатским конторам и строго контролируют работу защитников по бесплатной помощи. Здесь адвокаты не видят никакой угрозы своей независимости: деньги-то государственные, и за них положено отчитываться».

Заключение

Альтернативой государственных юридических бюро, по мнению председателя правления Ассоциации юристов России П. Крашенинникова, могут быть общественные юридические приемные, куда может обратиться любой желающий и получить бесплатную квалифицированную помощь. Отличие общественных юридических приемных от государственных юридических бюро будет заключаться в следующем: чтобы обратиться в последние нужно собрать кучу справок и бюро помогает лишь определенной категории людей, а приемные же будут доступны для всех.

1. Лаврик М. А. Гарантии конституционных прав человека: соматический аспект: Дис. …канд. юрид. наук. Иркутск, 2009.

2. Колюшин Е. И. Конституционное право России: курс лекций. М.: Городец, 2006.

3. Авакьян С. А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 1. М.: Юристъ, 2005.

4. Бондарь Н. С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия. Защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. М., 2005.

5. Кучерена А. Г. Роль адвокатуры в становлении гражданского общества в России: Дис. …докт. юрид. наук. М., 2009.

6. Хазов Е. Н. Юридические гарантии основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в России: Дис. …канд. юрид. наук. СПб., 2007.

7. Мицкевич А. В. О гарантиях прав и свобод советских граждан в общенародном социалистическом государстве // Советское государство и право. 2008. № 8.

8. Каламкарян Р. А. Юридические гарантии прав личности в Российской Федерации (По материалам «круглого стола») // Государство и право. 2009. № 11.

9. Францифирова С. Ю. Юридические гарантии прав личности // Адвокатская практика. 2008. № 3.

10. Власов А. А. Понятие, задачи и значение адвокатской деятельности и адвокатуры // Общая характеристика адвокатской деятельности и адвокатуры // Адвокатская деятельность и адвокатура в России.

Введение

в специальность. Часть 1: учебник / под ред. И. Л. Трунова. М.: Эксмо, 2009.

11. Карманов А. Ф. Соглашение об оказании юридической помощи как форма реализации конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи: Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М., 2006.

12. Милашев В. А. Адвокатура и государство // Общая характеристика адвокатской деятельности и адвокатуры // Адвокатская деятельность и адвокатура в России.

Введение

в специальность. Часть 1: учебник / под ред. И. Л. Трунова. М.: Эксмо, 2006.

13. Кривоносова О. Ю. Конституционное право на бесплатную юридическую помощь в Российской Федерации: Автореф. дисс. …канд. юрид. наук. М., 2007.

14. Куликов В. Адвокатов назначит министр. Юрий Чайка предлагает защитникам госслужбу // Российская газета. 2005. 22 марта.

15. Стецовский Ю. И. Адвокатура и государство. М.: Юристъ, 2007.

16. Шаров А. Бесплатный адвокат за казенный счет. Юридическую помощь малоимущим будут оказывать во всех регионах России // Российская газета. 2007.

17. Стецовский Ю. И. Огосударствление адвокатуры несовместимо с Правом. Юридическая природа адвокатуры // Адвокат. 2007. № 7.

18. Иванова Ю. В. «Пока есть реальное самоуправление адвокатуры, остается и возможность говорить о существовании правосудия». Интервью с вице-президентом Федеральной палаты адвокатов РФ Ю. С. Пилипенко // Адвокат. 2008. № 4.

19. Орлов П. Адвокат ищет бесплатного клиента. Защитники решили поддержать эксперимент с государственными юрбюро для малоимущих // Российская газета. 2007.

20. Шаров А. Телевизионное право. Увидит ли массовый российский зритель программы нового правового телеканала // Российская газета. 2010.

21. Свирин Ю. А. Особенности правосознания на современном этапе // Юридическое образование и наука. 2007. № 3.

22. Чуйков Д. А. Системообразующие принципы правосознания // Юридическое образование и наука. 2009. № 3.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой