Анализ деятельности автотранспортного предприятия
Отдел кадров разрабатывает штатное расписание, составляет годовые, квартальные, и месячные планы по труду и заработной плате и осуществляет контроль за их выполнением, разрабатывает мероприятия по повышению производительности труда, внедрению прогрессивных систем заработной платы, разрабатывает положение об образовании и расходовании фонда материального поощрения, разрабатывает технически… Читать ещё >
Анализ деятельности автотранспортного предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
АТП находится в муниципальной собственности и является акционерным обществом открытого типа.
Миссия АТП заключается в содействии экономическому развитию и благосостоянию клиентуры Рязани, посредством высококачественного выполнения перевозок продовольственных грузов в объемах, которые обеспечивают разумно-достаточную прибыль акционерам предприятия и справедливое отношение к персоналу предприятия.
Задачи и цели АТП:
— организация и осуществление перевозок в соответствии с утвержденным планом и договорными обязательствами;
— хранение, ТО и ТР подвижного состава;
— внедрение новой техники, совершенствование технологии производства и обеспечение высокопроизводительной работы подвижного состава;
— организация труда и заработной платы;
— подбор, расстановка и учеба кадров;
— материально-техническое снабжение АТП эксплутационными и ремонтными материалами;
— рациональное использование основных и оборотных средств;
— повышение годового объема прибыли за счет расширения доли рынка посредством привлечения потенциальных заказчиков на перевозки продовольственных грузов, с последующим создание филиала в этом городе.
Определение экономических показателей деятельности предприятия.
Таблица 1 — Исходные технико-эксплуатационные показатели использования автотранспортных средств (АТС)
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
1.1 Организация структуры управления АТП
1.1.1 Организационно-правовая форма собственности предприятия
АТП находится в муниципальной собственности и является акционерным обществом открытого типа.
Унитарным предприятием признается государственная или муниципальная коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имуществом. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Учредительным документом АТП является устав, в котором указываются сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.
Имущество АТП находится в муниципальной собственности и принадлежит данному предприятию на праве хозяйственного ведения. Его фирменное наименование содержит указание на собственника.
Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, однако не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.
Основные характеристики и принципы функционирования АТП, основанного на праве хозяйственного ведения, таковы:
* предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления;
* учредительным документом является устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления;
* размер уставного фонда не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях;
* до государственной регистрации предприятия уставный фонд должен быть полностью оплачен собственником;
* если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда;
* в случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано в письменной форме уведомить своих кредиторов;
* предприятие может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). Устав дочернего предприятия утверждает учредитель и назначает его руководителя.
Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами.
АООТ вправе по решению общего собрания акционеров увеличить уставный капитал путем повышения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций. Увеличение уставного капитала акционерного общества допускается после его полной оплаты, но не может применяться для покрытия понесенных им убытков.
АТП вправе по решению общего собрания акционеров уменьшить уставный капитал путем уменьшения номинальной стоимости акций либо путем покупки части акций в целях сокращения их общего количества. Уменьшение уставного капитала общества допускается после уведомления всех его кредиторов в порядке, определяемом законом об акционерных обществах. При этом кредиторы общества вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.
Имущественный и денежный капитал акционерного общества формируется путем продажи акций.
Акция — ценная бумага, свидетельствующая о внесении владельцем определенной суммы денег в капитал акционерного общества и дающая право на получение ежегодного дохода — дивиденда из прибылей акционерного общества. Акции могут быть различных видов, но основными являются именные, акции на предъявителя, обыкновенные и привилегированные.
Доля привилегированных акций в общем объеме уставного капитала АТП не превышает 25%.
АТП как акционерное общество открытого типа согласно Устава вправе выпускать облигации на сумму, не превышающую размера уставного капитала либо величины обеспечения, предоставленного обществу в этих целях третьими лицами, после полной оплаты уставного капитала. При отсутствии обеспечения выпуск облигаций допускается не ранее третьего года существования акционерного общества и при условии надлежащего утверждения к этому времени двух годовых балансов общества.
АООТ АТП не вправе объявлять и выплачивать дивиденды:
* до полной оплаты всего уставного капитала;
* если стоимость чистых активов акционерного общества меньше его уставного капитала и резервного фонда либо станет меньше их размера в результате выплаты дивидендов.
Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание акционеров.
1.2 Организационная структура управления предприятием
АТП в настоящее время располагает широкой материально-технической базой, в составе которой хорошо развита производственная и социальная инфраструктуры. Для наглядности приведем схему организационной структуры управления предприятия и дадим оценку организационно-технологическому уровню на современном этапе (рис. 1).
Согласно приведенной схеме, высшим органом управления на исследуемом предприятии является собрание акционеров, которое избирает совет директоров. Число членов совета определяется Уставом и в последующем может изменяться. В настоящее время численность совета директоров предприятия составляет 7 человек. Во главе совета стоит генеральный директор, который формально избирается общим собранием акционеров, а фактически назначается и действует под непосредственным контролем совета директоров.
На предприятии сложилась двухступенчатая линейно-функциональная корпусная организационная структура управления. Функциональные руководители — начальники отделов — подчиняются непосредственно линейным руководителям, которые в свою очередь подчиняется генеральному директору. Линейными руководителями на предприятии являются: зам. генерального директора по эксплуатации, зам. генерального директора — главный инженер, зам. главного директора по экономике, главный бухгалтер. Между данными линейными руководителями существуют функциональные связи управления, носящие консультативный характер (связи по горизонтали). Связи по вертикали (например, начальник АТП — начальник БД) называются линейными связями управления, носят жесткий регламентированный характер. Кроме того, на предприятии выделяют функциональные службы управления, возглавляемые главными специалистами.
Предприятие возглавляет генеральный директор, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния и деятельность прерии государством и трудовым коллективом. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.
Главный инженер руководит работой технических служб предприятия, несет ответственность за выполнением плана, качеством автомобильных перевозок, использованием новейшей техники и технологии. Главный инженер возглавляет производственно-технический совет предприятия, являющийся совещательным органом.
Отдел начальника по эксплуатации вместе с подчиненными ему подразделениями обеспечивает контроль за работой и наладку технологического оборудования, проводить все виды ремонта технологического оборудования, а также монтаж нового и демонтаж устаревшего оборудования также обеспечивает бесперебойное снабжение предприятия электроэнергией, теплотой, сжатым воздухом, водой, кислородом и другим. Проводит планирование и осуществляет ремонт энергетического оборудования, разрабатывает и осуществляет мероприятия по реконструкции, техническому перевооружению и перспективному развитию энергетического хозяйства предприятия, проводит нормирование расходов электроэнергии, теплоты, топлива, сжатого воздуха и др., а также мероприятия по их экономии.
Отдел технического контроля осуществляет контроль за качеством перевозок, разрабатывает предложение по предупреждению и уменьшению простоев автомобильного транспорта, организует контроль за качеством поступающих на предприятие автотранспортных средств и запасных частей к ним. Качество перевозок является определяющем в общей оценке результатов деятельности трудового коллектива.
Главный экономист, являющийся заместителем директора по экономике, руководит работой по планированию и экономическому стимулированию на предприятии, повышению производительности труда, выявлению и использованию производственных резервов улучшению организации производства, труда и заработной платы, организации внутризаводского хозрасчета и др. Ему могут подчиняться планово-экономический отдел БД, отдел труда и заработной платы.
Бухгалтерия осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами, устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и др.
Отдел кадров разрабатывает штатное расписание, составляет годовые, квартальные, и месячные планы по труду и заработной плате и осуществляет контроль за их выполнением, разрабатывает мероприятия по повышению производительности труда, внедрению прогрессивных систем заработной платы, разрабатывает положение об образовании и расходовании фонда материального поощрения, разрабатывает технически обоснованные нормы выработки и проводит анализ их выполнения, организует и участвует в разработке вопросов научной организации труда, содействует движению за коллективную гарантию трудовой и общественной дисциплины.
Применение коллективной ответственности приводит к существенному снижению потерь рабочего времени, текучести кадров.
Стоит отметить, что сложившаяся организационная структура предприятия и управления им соответствует сложившейся производственной структуре и технологическому уровню на АТП.
Рис. 1 — Организационная структура АТП
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
2.1 Расчет стоимость основных производственных фондов
Расчет стоимости основных фондов АТП производится по следующим группам: здания и сооружения; инструмент; приспособления и инвентарь; оборудование и рабочие машины; автотранспортные средства.
Стоимость зданий по подгруппам (производственных зданий, административно-бытовых помещений, складских помещений, прочих отапливаемых помещений, прочих не отапливаемых помещений, зданий и строений) определяется по выражению:
(1)
где — общая стоимость зданий и сооружений, тыс. руб;
— стоимость одного кубометра i-й группы зданий или сооружений, тыс. руб/м3;
— объем i-й группы зданий, м3;
i — номер оцениваемой группы зданий.
Стоимость открытой стоянки затраты на благоустройство не застроенной территории определяется по выражению:
(2)
где — стоимость открытой стоянки или затрат на благоустройство, тыс. руб;
— стоимость одного квадратного метра открытой стоянки или благоустройство, тыс. руб/м2;
— площадь открытой стоянки или благоустраиваемой территории, м2;
Затраты по привязке к местности принимаем в размере 15% от стоимости зданий и сооружений.
Стоимость инструмента, приспособлений и инвентаря для персонала (со сроком службы более года) принимаем в размере 2−4% от стоимости зданий и сооружений.
Стоимость оборудования (станки, стенды, моечные установки, грузоподъемные механизмы) определяется в размере 20−30% от стоимости зданий и сооружений.
Балансовая стоимость автотранспортных средств определяется с учетом списочного состава и балансовой стоимости отдельных АТС, последняя определяется по формуле:
(3)
где — балансовая стоимость одного АТС, руб.;
ца — оптовая цена данной модели АТС, тыс. руб;
— повышающий коэффициент, учитывающий затраты на доставку и постановку и учет, = 1,065;
=1,1 — повышающий коэффициент, учитывающий налог на приобретение АТС.
Результаты расчета стоимости основных фондов представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 — Стоимость основных фондов АТП
2.2 Расчет потребности АТП в материальных затратах
Расчет материальных затрат на выполнение прогнозируемого объема перевозок проводится в натуральном и стоимостном выражении по следующим группам: автомобильное топливо; смазочные материалы; керосин для технологических нужд; обтирочные материалы; прочие эксплуатационные материалы; восстановление износа и ремонт шин.
Объемный расход топлива за год рассчитывается по формуле:
Для автомобилей ЗИЛ
GТ = 0,01 · (НЛ + НТКМ · q · г ·) · КЗ · КГ · КД · LОБЩ (4)
где GТ — расход топлива за год, л;
НЛ — норма расхода топлива на пробег, л/100 км;
НТКМ — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 ткм;
q — грузоподъемность автомобиля, т;
КЗ — коэффициент, учитывающий увеличение расхода топлива в зимний период, КЗ =1,042;
КГ — коэффициент, учитывающий увеличение расхода топлива на внутригаражные нужды, КГ = 1,005;
КД =0,85-коэффициент учитывающий дорожные условия;
LОБЩ — общий годовой пробег всех АТС, км.
GТ = 0,01 · (31 + 2 · 5 · 0,9 · 0,5) · 1,042 · 1,005· 0,85 · 3 126 689 = 988 020 л Для автомобилей Газель
GТ = 0,01 · (НЛ + НТКМ · q · г ·) · КЗ · КГ · КД · LОБЩ (5)
где GТ — расход топлива за год, л;
НЛ — норма расхода топлива на пробег, л/100 км;
НТКМ — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 ткм;
q — грузоподъемность автомобиля, т;
КЗ — коэффициент, учитывающий увеличение расхода топлива в зимний период, КЗ =1,042;
КГ — коэффициент, учитывающий увеличение расхода топлива на внутригаражные нужды, КГ = 1,005;
КД =0,85-коэффициент учитывающий дорожные условия;
LОБЩ — общий годовой пробег всех АТС, км.
GТ = 0,01 · (17 + 2 · 1,7 · 0,87 · 0,5) · 1,042 · 1,005· 0,85 · 3 231 871 = 531 600 л Общий расход топлива за год:
GТ = 988 020 + 531 600 = 1 519 620 л Годовой расход смазочных материалов по каждому виду (моторное масло, консистентная смазка, специальные масла) определяются по формуле:
(6)
где GСМ — годовой расход смазочных материалов, л (масла) или кг (смазки);
КСМ — норма расхода смазочных материалов на 100 литров топлива.
Расход моторного масла:
л Расход трансмиссионного масла:
л Расход консистентных смазок:
кг
Расход специальных масел:
л Годовой расход керосина принимается в размере 0,5% от весового расхода топлива:
GК = 0,005 · GТ · сТ (7)
где GК — годовой расход керосина, кг;
сТ — плотность топлива кг/л, для бензинового топлива сТ = 0,74 кг/л
GК = 0,005 · 1 519 620 · 0,74 = 5622,6 кг Годовой расход обтирочных материалов определяется по нормам расхода на одну единицу АТС в год:
GОБ = АСС · НОБ (8)
где GОБ — годовой расход обтирочных материалов, кг;
КОБ — норма расхода на одну списочную единицу подвижного состава, для грузовых автомобилей 36 кг/ед.
GОБ = 36 · 72 = 2592 кг Затраты на топливо, смазочные материалы, керосин, обтирочные материалы определяются произведением их действующих цен в руб/л или руб/кг на расходы указанных эксплуатационных и смазочных материалов в литрах или килограммах.
Затраты на прочие эксплуатационные материалы (электролит, дистиллированную воду, антифриз, тормозную жидкость) определяется в размере 10% от суммы затрат по всем видам масел и техническому керосину.
Затраты на прочие ремонтные материалы ЗРМ и запасные части ЗЗЧ, необходимые для проведения ТО и ТР, определяются по формуле:
ЗРМ (ЗЧ) = 0,001· НРМ (ЗЧ) · LОБЩ (9)
где ЗРМ (ЗЧ) — затраты на ремонтные материалы и запасные части, тыс. руб;
НРМ (ЗЧ) — нормы затрат на ремонтные материалы (запасные части) с учетом модификации подвижного состава, условий эксплуатации, и организации его работы, руб.
ЗИЛ ЗРМ = 0,001 · 56 · 3 126 689 = 175,1 тыс. руб ЗЗЧ = 0,001 · 49 · 3 126 689 = 153,2 тыс. руб Газель Зрм = 0,001 · 56 · 3 231 871 = 181 тыс. руб ЗЗЧ = 0,001 · 56 · 3 231 871 = 181 тыс. руб Затраты на восстановление износа и ремонт шин определяется по формуле:
(10)
где ЗШ — затраты на восстановления износа и ремонта шин, тыс. руб;
НШ — норма отчислений на восстановление и ремонт шин, в % от стоимости комплекта на 1000 км;
n — число шин на автомобиле без запасного колеса;
ЦШ — стоимость одного комплекта шин, тыс. руб;
LШ — нормативный пробег 1 шины, тыс.км.
ЗИЛ
тыс.руб Газель
тыс.руб Общий расход на восстановление износа и ремонт шин за год:
Зш=5931,1+3427,9=9359 тыс. руб Результаты расчета материальных затрат приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 — Потребность в материальных затратах
2.3 Расчет численности фонда оплаты труда по категориям работающих
Расчет заработной платы производится по следующим категориям работников:
— водители;
— ремонтные рабочие;
— подсобно-вспомогательные рабочие;
— руководители, специалисты и служащие.
Фонд оплаты труда подразделяется на два вида:
фонд основной заработной платы;
фонд дополнительной заработной платы.
Отчисления на социальные нужды производится от общего фонда оплаты труда.
2.3.1 Расчет фонда оплаты труда водителей
Заработная плата водителей грузового АТС слагается из основной и дополнительной заработной платы. Основная заработная плата при повременной оплате труда начисляется по тарифным ставкам за фактически отработанное время. В основную заработную плату включаются надбавки за классность и премии за качественное выполнение работы.
Расчет численности водителей Расчет численности водителей определяется по формуле:
(11)
где Nв — среднесписочная численность водителей, чел;
АЧР — автомобиле-часы работы на линии;
АЧТО — объем времени участия водителей в ТО, 10−20% от трудоемкости ТО-2;
tПЗ — подготовительно-заключительное время водителей, tПЗ = 0,042 час на 1 час работы водителей;
ФГВ — годовой фонд рабочего времени водителя, ч.;
КW — коэффициент роста производительности труда.
АЧТО = 8030 · 1,1 = 8833 чел · ч
чел;
Расчет основной заработной платы водителей Основная заработная плата водителей, работающих по сдельным расценкам за перевезенные тонны и выполненные тонно-километры, определяется по формуле:
ОЗП = QТST + PTKMSTKM (12)
где ОЗП — основная заработная плата водителей, тыс. руб;
QТ — объем перевозок грузов, тыс. т;
ST — сдельная расценка, 1 тонну перевозимого груза, руб/т;
PTKM — общий грузооборот, тыс. ткм;
STKM — сдельная расценка за 1 ткм транспортной работы, руб/ткм.
Сдельная расценка за 1 т перевозимого груза определяется по формуле:
(13)
где СЧАС — часовая тарифная ставка водителя третьего класса данной группы автомобилей, руб;
tПР — норма времени простоя автрмобиля под погрузкой, час;
q — грузоподъемность автомобиля, т.
Сдельная расценка за 1 ткм транспортной работы определяется по формуле:
(14)
где tДВ — норма времени движения автомобиля на 1 ч работы, ч;
КЗП — коэффициент, учитывающий изменение сдельных расценок от класса перевозимого груза, принимается для грузов 1-го класса — 1,00, грузов 2-го класса — 1,25, грузов 3-го класса-1,66, грузов 4-го класса-2,00,
вН — нормативный коэффициент использования пробега, для самосвалов, цистерн, панелевозов, рефрижераторов и других специализированных автомобилей кроме фургонов принимается равным 0,45, для остальных автомобилей 0,5;
Vнорма пробега автомобилей для соответствующей категории дорог; для 1 категории — 45 км/час, 2 категории — 38 км/час; 3 категории — 28 км/час в городе до 7 т грузоподъемностью — 25 км/час и выше 7 т — 24 км/час.
ЗИЛ руб/т
руб/ткм ОЗП = 220 · 9,6 + 7290 · 3,41 = 26 995,2 тыс. руб Газель
руб/т
руб/ткм ОЗП = 230 · 10,29 + 2356 · 7,35 = 19 691,18 тыс. руб ОЗПОБЩ = 26 995,2 + 19 691,18 = 46 686,4 тыс. руб Расчет доплат водителям Водителям, работающим на грузовых и легковых автомобилях, выплачиваете ежемесячная надбавка от часовой тарифной ставки водителя 3 класса в следующих размерах: водителям второго класса — 10%, водителям первого класса- 25%.
Всего водителей 172 человек из них:
водителей автомобилей ЗИЛ:
1 класса — 5 чел., 2 класса — 12 чел.
водителей автомобилей Газель:
1 класса — 7 чел., 15 класса — 37 чел.
Надбавку за классность рассчитывают за отработанное время исходя из месячной тарифной ставки водителя 3 класса
(15)
где Нкл — надбавка за классность, тыс. руб;
— численность водителей соответственно первого и второго классов, чел;
— надбавка за классность водителям соответственно первого и второго классов.
ЗИЛ НКЛ = 80 · 1755 · (0,1 · 12 + 0,25 · 5) = 343,98 тыс. руб Газель НКЛ = 70 · 1755 · (0,1 · 15 + 0,25 · 7) = 399,26 тыс. руб
тыс.руб Другие виды доплат водителям за работу в ночное время и праздничные дни, доплату за работу в сверхурочное время для укрупненных расчетов можно принять в пределах 5−7% от основной заработной платы ДДР = 46 686,4 · 0,05 = 2334,3 тыс. руб Премии водителям за качественное выполнение работ можно принять в пределах до 40% от фонда основной заработной платы.
П = 46 686,4· 0,3 = 14 005,9 тыс. руб Дополнительная заработная плата водителей (за очередной и дополнительный отпуска, за выполнение общественных обязанностей и др.) рекомендуется исчислять укрупнено в размере 10% фонда основной заработной платы ЗПДОП = 46 686,4· 0,1 = 4668,6 тыс. руб Фонд оплаты труда водителей, включаемый в расчет себестоимости транспортной работы, определяется путем суммирования основной заработной платы, дополнительной заработной платы ФОТ = ОЗПОБЩ + + ДДР + П + ЗПДОП (15)
где ФОТ — фонд оплаты труда водителей, тыс. руб ФОТ = 46 686,4 + 743,24 + 14 005,9 + 2334,3 + 4668,6 = 68 438,5 тыс. руб Расчет отчислений на социальные нужды Отчисления на социальные нужды во внебюджетные фонды водителям устанавливаются в процентах от суммы основной и дополнительной оплаты труда. Для государственных предприятий размер отчислений на социальные нужды составляет 39%.
ОСОЦ = 68 438,5 · 0,39 = 26 691 тыс. руб Среднемесячная заработная плата одного водителя определяется делением фонда оплаты труда водительского состава, без учета отчислений на социальные нужды, на среднесписочное количество водителей в АТП и на 12 (число месяцев в году).
Результаты расчетов заносим в таблицу 2.4.
2.3.2 Расчет фонда оплаты труда ремонтных рабочих
Оплата труда ремонтных рабочих проводится по различным формам и системам. Наибольшее распространение получила система оплаты труда с установлением расценки за 1 ч работы.
Для определения фонда оплаты труда ремонтных рабочих целесообразно проводить расчет по следующим показателям: численность ремонтных рабочих; основная заработная плата с различными видами доплат; дополнительная заработная плата; отчисления на социальные нужды во внебюджетные фонды.
Фонд оплаты труда ремонтных рабочих определяется суммой перечисленных выше стоимостных показателей расчета.
Расчет численности ремонтных рабочих Потребная численность ремонтных рабочих определяется на основании трудоемкости выполняемой работы в нормальных и вредных условиях труда.
Потребная численность ремонтных рабочих, работающих в нормальных условиях труда:
(16)
где NPP — численность ремонтных рабочих, работающих в нормальных условиях труда, чел.;
Т — трудоемкость работ, выполняемая ремонтными рабочими, в нормальных условиях труда, чел-ч;
ФГРР — фонд рабочего времени ремонтного рабочего, в нормальных условиях труда, час;
KWP — коэффициент роста производительности труда ремонтного рабочего для нормальных условий труда.
чел Потребная численность ремонтных рабочих во вредных условиях труда:
(17)
где NРРВ — численность ремонтных рабочих во вредных условиях труда, чел;
Твтрудоемкость работ, выполняемая ремонтными рабочими, во вредных условиях труда, составляющая 15% от трудоемкости работ, выполняемых ремонтными рабочими, в нормальных условиях труда, чел-час;
ФГРРВ — фонд рабочего времени ремонтного рабочего во вредных условиях труда, час;
KWРВ — коэффициент роста производительности труда ремонтного, рабочего во вредных условий труда.
чел Расчет основной заработной платы ремонтных рабочих Основная заработная плата ремонтных рабочих включает: заработную плату рассчитанную по тарифам за отработанное время и различные виды доплат — за руководство бригадой, сверхурочные работы, работы в ночное время и др.
Заработная плата по тарифу за время работы определяется умножением часовой тарифной ставки ремонтного рабочего на трудоемкость ремонтных работ. Расчет производится по формуле:
ЗПРР (РРВ) = СЧАС Т (18)
где ЗПРР (РРВ) — заработная плата по тарифу рабочих, тыс. руб;
СЧАС — часовая тарифная ставка, соответствующая условиям труда; руб./час;
Ттрудоемкость работ, выполняемых в соответствующих условиях труда, чел-ч.
Часовые тарифные ставки ремонтными рабочими должны соответствовать при меняемым в АТП формам оплаты и условиям труда — сдельная или повременная форма оплаты труда, нормальные или вредные условия труда.
Часовая тарифная ставка ремонтного рабочего определяется исходя из среднего разряда для нормальных или вредных условий труда.
В расчетах рекомендуется принимать средний разряд ремонтного рабочего — 4 разряд.
ЗПРР = 70 · 65 000 = 4550 тыс. руб ЗПРРВ = 80 · 65 000*0,15 = 780 тыс. руб ЗПОБЩ = 4550 + 780 = 5330 тыс. руб Расчет доплат ремонтным рабочим Ремонтным рабочим предусматриваются те же виды надбавок и доплат, которые предусмотрены для водителей грузовых автомобилей с небольшими отличиями.
Доплата бригадирам из числа рабочих, не освобожденным от основной работы, устанавливается в размере 10% тарифной ставки бригадира за руководство бригадой до 10 чел. и в размере 15% тарифной ставки бригадира за руководство бригадой свыше 10 чел.
Всего ремонтных рабочих 37 человек, разбиваем их на 1 бригаду.
ДБР = 1850 · 0,007 = 13 тыс. руб Общую величину доплат ремонтным рабочим по укрупненному расчету целесообразно принимать в размере 8−10% от основной заработной платы по тарифу.
ДОБЩ = 5330 · 0,1 = 533 тыс. руб Премирование за выполнения задания по обеспечению выпуска автомобилей на линию — в размере до 30% тарифной ставки.
П = 5330 · 0,3 = 1599 тыс. руб Дополнительную заработную плату на период отпуска по укрупненному расчету следует принимать в размере 11% от основной заработной платы ремонтных рабочих.
ДЗ = 5330 · 0,11 = 586,3 тыс. руб Фонд оплаты труда ремонтных рабочих без социальных отчислений:
ФОТ = ОЗПОБЩ + ДБР + ДОБЩ + П + ДЗ (19)
ФОТ = 5330 + 13 + 533 + 1599 + 586,3 = 8061,3 тыс. руб Отчисления на социальные нужды следует принимать в процентах от фонда оплаты труда, указанных для водителей.
ОСОЦ = 8061,3 · 0,3 = 2418,4 тыс. руб Среднемесячная заработная плата одного ремонтного рабочего определяется делением фонда оплаты труда, без учета отчислений на социальные нужды, на среднесписочное количество рабочих в АТП и на 12 (число месяцев в году).
Результаты расчетов заносим в таблицу 2.4.
Численность подсобно-вспомогательных рабочих по укрупненному расчету можно принимать в размере 20−25% от численности ремонтных рабочих.
NПВР = 37 · 0,2 = 8 чел.
Часовая тарифная ставка подсобно-вспомогательных рабочих может быть принята по второму разряду единой тарифной сетки.
Расчет заработной платы по тарифам определяется применительно к условиям работы подсобно-вспомогательных рабочих по формуле (18).
ОЗППВР = 60 · 65 000· 0,0002 = 780 тыс. руб Доплаты за работу в ночное время, за работу в праздничные дни, а также премии, могут быть приняты в размере 20% от заработной платы по тарифам.
Д = 780 · 0,2 = 156 тыс. руб Дополнительная заработная плата может быть принята в размере 10,% от заработной платы по тарифам.
ДЗ = 780 · 0,1 = 78 тыс. руб
Фонд оплаты труда подсобно-вспомогательных рабочих и отчисления на социальные нужды определяются по аналогии с ремонтными ФОТ = ОЗППВР + Д + ДЗ (20)
ФОТ = 780 + 156 + 78 = 1014 тыс. руб ОСОЦ = 1014 · 0,3 = 304,2 тыс. руб Среднемесячная заработная плата одного подсобно-вспомогательного рабочего определяется делением фонда оплаты труда, без учета отчислений на социальные нужды, на среднесписочное количество рабочих в АТП и на 12 (число месяцев в году).
Результаты расчетов заносим в таблицу 2.4.
2.3.3 Расчет фонда оплаты труда руководителей, специалистов и служащих
Расчет фонда оплаты труда руководителей, специалистов и служащих (ИТР; проводится по следующим показателям: численность ИТР, основная заработная плата за год, премирование ИТР за результаты хозяйственной деятельности, фонд заработной платы, отчисления на социальные нужды, среднемесячная зарплата одного работающего.
Расчет численности ИТР проводится по укрупненным показателям. Численность ИТР можно принять в размере 8−11% от численности рабочих. В указанный процент численности не входят работники сторожевой и пожарной охраны, а также производственно — линейный персонал.
NИТР = (172 + 37 + 8 +18) · 0,08 = 18 чел Конкретные размеры должностных окладов ИТР определяются в соответствии с единой тарифной сеткой (ЕТС) по оплате труда работников бюджетной сферы. Минимальная тарифная ставка рабочего первого разряда установлена в размере 1000 рублей в месяц.
ETC для руководителей, специалистов и служащих предусматривающая 18 разрядов оплаты труда.
Тарифные ставки оклады работников каждого разряда определяются умножением тарифной ставки (оклада) первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент.
Результаты расчетов фонда оплаты труда приведены в таблице 2.3.
Премия за повышение качества обслуживания клиентуры, увеличение доходов предприятия, достижение устойчивых результатов хозяйственной деятельности начисляется на должностной оклад за отработанное время. Для средних условий эксплуатации размер премии 40%.
Отчисления на социальные нужды определяются из расчета 39%.
Среднемесячная заработная плата одного инженерно-технического работника определяется делением фонда оплаты труда, без учета отчислений на социальные нужды, на среднесписочное количество работников в АТП и на 12 (число месяцев в году).
Результаты расчетов заносим в таблицу 2.4.
Таблица 2.3 — Штатное расписание аппарата управления АТП
№ | Структурные подразделения, наименование должности | Количество работников, чел. | Среднемесячный оклад,, руб | Годовая ЗП, тыс. руб | |
Общее руководство | |||||
Начальник АТП | |||||
Главный инженер | |||||
Заместитель начальника по эксплуатации | |||||
Зам. начальника по экономике | |||||
Секретарь машинистка | |||||
Итого | |||||
Планово-экономический отдел | |||||
Начальник отдела | |||||
Старший экономист | |||||
Экономист | |||||
Итого | |||||
Отдел труда и заработной платы | |||||
Начальник отдела | |||||
Инженер по труду и заработной платы | |||||
Нормировщик | |||||
Итого | |||||
Бухгалтерия | |||||
Главный бухгалтер | |||||
Зам. главного бухгалтера | |||||
Кассир | |||||
Итого | |||||
Отдел кадров | |||||
Начальник отдеда | |||||
Инженер по кадрам | |||||
Итого | |||||
Отдел эксплуатации | |||||
Начальник отдела | |||||
Руководитель группы по организации и анализу перевозок | |||||
Старший диспетчер | |||||
Линейный диспетчер | |||||
Итого | |||||
Производственно—технический отдел | |||||
Начальник отдела | |||||
Инженер | |||||
Диспетчер производства | |||||
Начальник БД | |||||
Мастер | |||||
Техник по учету резины и ГСМ | |||||
Итого | |||||
Производственно-линейный персонал | |||||
Главный механик | |||||
Начальник мастерских Механик колоны | |||||
Мастер зоны ТО | |||||
Мастер зоны ТР | |||||
Начальник колонны | |||||
Линейный диспетчер | |||||
Итого | |||||
Отдел технического контроля | |||||
Начальник ОТК | |||||
Механик | |||||
Итого | |||||
Отдел материально-технического снабжения | |||||
Начальник отдела | |||||
Экспедитор | |||||
Зав. складом | |||||
Итого | |||||
Всего руководителей, специалистов, служащих | 11 272,8 | ||||
Младший обслуживающих персонал (МОП) и пожарно-сторожевая охрана (ПСО) | |||||
Вахтер | |||||
Гардеробщик | |||||
Уборщики | |||||
Дворник | |||||
ПСО | |||||
Итого | 1014,0 | ||||
Прочие рабочие (ПВР) | |||||
Инструментальщик кладовщик | |||||
Водители-перегонщики | |||||
Подсобные рабочие | |||||
Итого | |||||
Всего работающих | 12 286,8 | ||||
Таблица 2.4 — Потребность в персонале и фонд оплаты труда
2.4 Затраты на амортизацию подвижного состава
Методика определения затрат на амортизацию подвижного состава отличается от методики по стационарным производственным фондам.
Затраты на амортизацию подвижного состава определяются исходя из норм амортизационных отчислений с учетом срока службы АТС или норм амортизационных отчислений на 1000 км пробега.
(21)
где За — затраты на амортизацию подвижного состава, тыс. руб;
На.пр — норма амортизационных отчислений в зависимости от пробега на 1000, %.
ЗИЛ тыс. руб Газель тыс. руб
тыс.руб Затраты на амортизацию по стационарным основным фондам определяются по формуле (22). Нормы амортизационных отчислений по стационарным основным фондам (здания, сооружения, оборудование и т. п.) могут быть приняты в размере 3−8%.
(22)
где ЗОФ — затраты на амортизацию по стационарным основным фондам, тыс.руб.
тыс.руб Результаты расчета затрат на амортизацию по основным фондам и подвижному составу приведены в таблице 2.5.
Таблица 2.5 — Затраты на амортизацию основных фондов
2.5 Прочие затраты
Прочие затраты состоят из трех групп:
1. Административно-хозяйственные — командировочные и служебные разъезды, конторские, типографские, почтово-телеграфные и др.
2. Общепроизводственные — освещение, отопление помещений, текущий ремонт зданий и сооружений, прочие вспомогательные материалы.
Сборы и отчисления Расчет прочих затрат проводится по фактически сложившимся затратам применительно к типажу подвижного состава и района проектирования АТП.
По укрупненному расчету величина прочих затрат должна составлять 5−7% общей величины сметы эксплуатационных затрат.
2.6 Смета эксплуатационных затрат
Смета эксплуатационных затрат представляет собой общую сумму затрат предприятия на перевозку грузов (пассажиров), сгруппированных по их экономической природе.
Составление сметы эксплуатационных затрат по результатам выполненных расчетов приведено в таблице 2.6.
В таблице 2.6. затраты на ремонтно-строительные и прочие вспомогательные материалы можно принять по укрупненному расчету в размере одного процента от балансовой стоимости зданий, сооружений и дорогостоящего инвентаря.
Таблица 2.6 — Смета эксплуатационных затрат
2.7 Калькуляция себестоимости перевозок
Калькуляция себестоимости перевозок представляет собой расчет величины эксплуатационных затрат, приходящихся на единицу транспортной работы.
При калькуляции себестоимости предусматривают статью затрат «Накладные расходы», которые не зависят от размеров движения (транспортной работы) и по производственному назначению относятся к постоянным затратам. Накладные расходы определяют как сумму прочих затрат (Таблица 2.6.), фонда оплаты труда с отчислениями на социальные нужды подсобно-вспомогательных рабочих, руководителей, специалистов и служащих (Таблица 2.4.), амортизации основных фондов без АТС (Таблица 2.5.). Себестоимость перевозок по каждой статье определяют путем деления суммы эксплуатационных затрат? SЭК соответствующей статьи за определенный период времени на выполненную транспортную работу? P в тонно-километрах или автомобиле часах? АЧР за то же время Себестоимость калькулируют по грузовым перевозкам на 10 ткм при применении тарифа за выполненные ткм, на 10 автомобиле часов — при повременных тарифах, на 10 км при применении тарифа за выполненные километры пробега, В издержки АТП не включаются затраты на ремонт и содержание дорог. На эти цели предприятие производят целевые отчисления в дорожный фонд в размере 2,0% от доходов за перевозки, которые учитываются при формировании прибыли. В издержки АТП не включаются также затраты на погрузочно-разгрузочные работы если они выполняются грузоотправителями и грузополучателями. Калькуляция себестоимости перевозок приведена в таблице 2.7.
Таблица 2.7 — Калькуляция себестоимости перевозок
2.8 Расчет потребности нормируемых оборотных средств
Исходными данными для определения оборотных средств являются смета эксплуатационных затрат и установленные нормы запаса в днях по каждой группе материальных ценностей, входящих в состав оборотных средств Сумма потребных нормируемых оборотных средств определяется по формуле:
(23)
где ФН. ОБ — потребность нормируемых оборотных средств, тыс. руб;
Si — затраты по каждой группе материальных ценностей, согласно сметы эксплуатационных расходов (таблица 2.6.);
Нi — нормы запаса по каждой группе материальных ценностей;
ДК — число календарных дней расчетного периода. Рекомендуется принимать 365 дней в расчете на год Результаты расчета потребности нормируемых оборотных средств оформляются в таблице 2.8.
В таблице 2.8. к эксплуатационным материалам относятся: смазочные и обтирочные материалы, технический керосин и др., которые берутся из таблицы 2.2. Фонд оборотных агрегатов можно определить из расчета 70−75% от норматива оборотных средств по статье ''Запасные части". Прочие нормируемые оборотные средства (топливо для хозяйственных нужд, материалы, лесоматериалы, краски, тормозная жидкость, малоценный и быстро изнашивающийся инвентарь и инструменты, спецодежда и т. п.) можно принять в размере 5% от их общей суммы.
Таблица 2.8 — Потребность в нормируемых оборотных средствах
2.9 Расчет финансовых показателей
Экономическая целесообразность хозяйственной деятельности предприятия определяется абсолютными и относительными показателями. Различают две основные группы показателей экономического эффекта и экономической эффективности.
Экономический эффект — показатель характеризующий общий результат хозяйственной деятельности предприятия. В АТП в качестве основного показателя безубыточности предприятия является прибыль. Однако по этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованный вывод по использованию вложенного капитала и ресурсов. Поэтому используют показатели экономической эффективности деятельности предприятия.
Экономическая эффективность — относительный показатель, который соизмеряет полученный эффект с затратами и ресурсами при достижении этого эффекта.
В АТП в качестве основных относительных показателей, характеризующих уровень экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятия, являются рентабельность общая (основных фондов и нормируемых оборотных средств), рентабельность производственных затрат и другие показатели.
Прибыль от реализации работ и услуг определяется как разница между cyммой всех доходов и поступлений и суммой всех затрат, понесенных предприятием: период деятельности с начала года.
Прибыль (балансовая) определяется из выражения:
ПБ = ДОБЩ — ЗЭК (24)
где ПБ — балансовая прибыль, тыс. руб;
ДОБЩ — общая сумма доходов (выручки) за грузовые, транспортно-экспедиционные операции, погрузочно-разгрузочные и прочие виды работ и услуг.
Величина дохода определяется как произведение действующих тарифов на перевозку грузов и другие услуги, выполняемые транспортным предприятием и объем выполненных работ.
В случае отсутствия данных о действующих тарифах можно воспользоваться методом укрепленного расчета доходов предприятия (без НДС):
ДОБЩ = ЗЭККР (25)
где КР — коэффициент, учитывающий рентабельную работу АТП для средних условий эксплуатации по грузовым перевозкам КР = 1,2
ДОБЩ = 231 105,9 · 1,15 = 265 771,7 тыс. руб ПБ = 265 771,7- 231 105,9 = 34 665,9 тыс. руб Рентабельность общая по балансовой прибыли показывает сколько денежных единиц прибыли получено предприятием с единицы стоимости активов (основных фондов и нормируемых оборотных средств)
(26)
где RОБЩ — общая рентабельность,%
Рентабельность перевозок по балансовой прибыли показывает, насколько эффективно предприятие ведет производственную деятельность по перевозкам и рассчитывается по формуле:
(27)
Показатель производительности труда в натуральном (WН) и стоимостном выражении (WС) определяется как объем транспортной работы или объем валового дохода на одного работающего:
— в натуральном выражении:
(28)
где WН — производительность на одного работающего, тыс. т•км/чел;
NВ — численность работающих, чел.
тыс.т•км/чел
— в стоимостном выражении:
(29)
где WС — производительность на одного работающего, тыс. руб/чел
тыс.руб/чел Показатель производительности труда в натуральном (WН) и стоимостном выражении (WС) определяется как объем транспортной работы или объем валового дохода на одно транспортное средство:
— в натуральном выражении:
(30)
где WН — производительность на одно транспортное средство, тыс. т•км/а/м;
тыс.т•км/а/м
— в стоимостном выражении:
(31)
где WС — производительность на одного работающего, тыс. руб/а/м
тыс.руб/чел
2.10 Расчет показателей использования производственных фондов
Эффективность производства оценивается также и другими показателями, характеризующими использование производственных фонд.
Фондоотдача, показывает размер дохода на один рубль основных фондов:
(32)
Воспроизводство оборотных средств характеризуется числом оборотов за расчетный период:
— запасов оборотных средств
(33)
оборотов
— нормируемых оборотных средств
оборота Длительность оборота в днях:
— запасов оборотных средств
(34)
дней
— нормируемых оборотных средств дней
3. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ
предприятие инвестиция управление затрата Различают несколько показателей оценки инвестиций:
— коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта на уровне предприятия (фирмы);
бюджетной эффективности на уровне бюджетных организаций, экологическое обоснование на уровне крупномасштабных проектов.
Одним из основных методов оценки экономической эффективности, является метод учитывающий затраты и результаты, связанные с реализацией проекта и выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта.
Оценка предстоящих затрат и результатов осуществляется в пределах расчетного периода, продолжительность которого (горизонт расчета) принимается с учетом периода эксплуатации объекта и других условий.
Соизмерение разновременных стоимостных показателей осуществляется путем приведения (дисконтирования) их к ценностям в базисном (начальном) периоде или к какому — либо одному моменту времени — точке приведения.
При расчетах показателей экономической эффективности на уровне предприятия (фирмы) в состав результатов рекомендуется включать прибыль Оценку варианта эффективности инвестиции рекомендуется проводить по показателю чистый дисконтированный доход (ЧДД). Вспомогательными показателями могут быть период окупаемости инвестиций, индекс доходности другие показатели, отражающие интересы участников.
ЧДД определяется как алгебраическая сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенных к базисному (начальному) шагу.
(35)
где ЧДД — чистый дисконтированный доход, тыс. руб;
m — количество поступлений инвестиций за период расчета;
Кt — размер инвестиций t-го периода;
R — норма дисконта или норма дохода на капитал, приемлемая для инвестора (процентная ставка, по которой можно получить кредит).
т.руб Индекс рентабельности (индекс доходности)
(36)
где PI — индекс рентабельности;
I0 — первоначальные поступления, тыс. руб;
СFt — поступления средств в денежный поток в конце Т периодов Дисконтированный срок окупаемости
(37)
Расчет внутренней нормы прибыли (ERR)
Под IRR понимается такое значение коэффициента дисконтирования, при котором чистая текущая стоимость NPV = О IRR = г, при котором NPV = f®=O. Расчет этого коэффициента при анализе эффективности планируемых инвестиций заключается в следующем. IRR — показывает максимально допустимый относительный уровень расходов. При отсутствии финансовых и платежных таблиц используются последовательные подстановки дисконтирования множителей, для этого выбираются 2 значения коэффициента r1 > г2, таким образом, чтобы в интервале (rl, г2) функция NPV = f® меняла знак. Расчет производится по формуле:
(38)
где rl — ставка дисконтирования в 19%;
r2 — ставка дисконтирования в 30% f (rl, r2) = NPV.
Расчеты дисконтированного чистого денежного потока и чистого дисконтированного дохода при ставке равной r = 30%, при помощи формулы 35
т.руб Приведенные расчеты по IRR можно представить графически. На рис. 1 представлен график внутренней нормы прибыли.
На основании расчетов составляем технико-экономические показатели работы АТП (таблица 2.9.) и показатели, характеризующие формирование и распределение прибыли в АТП (таблица 2.10.)
Таблица 2.9 — Технико-экономические показатели Таблица 2.10 — Формирование и распределение прибыли в АТП
1. Организация, планирование и управление в автотранспортных предприятиях. Под редакцией М. П. Улицкого. М. Транспорт. 1994.
2. Анисимов А. П. Экономика, планирование и анализ деятельности автотранспортных предприятий. М. Транспорт. 1998.
3. Экономика и менеджмент на автомобильном транспорте. Методические указания по дипломному проектированию. М. МГОУ. 1995.
4. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отборе для финансирования. Минфин РФ. 1994.
5. Мелькумов Я. С. Экономическая оценка эффективности инвестиций.- М.:ИКЦ"ДИС", 1997.