Долженствование как условие существования человека и общества
Долг и ответственность социального работника перед своей профессией заключаются познании ее социального смысла, ее гуманистических оснований, развитии и совершенствовании ее как специфического вида профессиональной социальной деятельности. Он включает в себя реализацию ее социального и гуманистического потенциала в обществе, утверждение социальной работы в общественном сознании и практике как… Читать ещё >
Долженствование как условие существования человека и общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный социальный университет»
Филиал в г. Таганроге Кафедра теории и методики социальной работы
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Деонтология социальной работы На тему: Долженствование как условие существования человека и общества Выполнила студентка 3 курса группы 3СР заочного отделения Щербак Ксения Ивановна Таганрог
2015 г
- Введение
- 1. Деонтология как учение о долге и должном поведении
- 2. Истоки долженствования в человеческом бытии
- 3. Долг и ответственность перед обществом и государством, перед профессией и профессиональной группой, клиентом и перед собой
- Заключение
- Литература
Актуальность темы. Слово «долг» хорошо знакомо каждому с детства. Повзрослев, человек, не особенно задумываясь над значением, сам широко употребляет это слово, порой даже там, где это неуместно. Однако если попросить его определить понятие долга, он, скорее всего, затруднится это сделать, ограничившись суждением, что каждый кому-нибудь что-нибудь должен, косвенно признавая тем самым, что долженствование — неотъемлемая часть человеческого бытия. Роль долга, долженствования, должных отношений при этом останутся нераскрытыми. Но даже такое наивное интуитивное признание важности роли долга в человеческом бытии требует глубокого изучения этого феномена, в особенности специалистами, для которых профессиональный долг является основой их деятельности.
Специалисту в области социальной работы довольно часто на практике приходится решать проблемы, связанные с долженствованием и ответственностью. Осознанный выбор в пользу должного поведения может не только содействовать достижению оптимального результата деятельности, но и принесет моральное удовлетворение самому специалисту и может стать одним из факторов его удовлетворенности профессиональной деятельностью в целом.
Целью работы является исследование долженствования как условия существования человека и общества.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
— рассмотреть деонтологию как учение о долге и должном поведении;
— выявить истоки долженствования в человеческом бытии;
— проанализировать понятия долга и ответственности перед обществом и государством, перед профессией и профессиональной группой, клиентом и перед собой.
1. Деонтология как учение о долге и должном поведении
Термин «деонтология» (от греч.: долг, должный) был введен в научный лексикон для обозначения учения о долге и должном поведении, поступках, образе действий в ХVIII веке английским философом-утилитаристом Иеремией Бентамом.
И. Бентама как философа интересовали проблемы формирования человеческого поведения, его мотивов, совместимости социально необходимого и индивидуально значимого в поступках. С его точки зрения каждый человек осознанно или неосознанно стремится увеличить количество получаемых им удовольствий и уменьшить количество переносимых страданий, что вполне естественно. При этом каждый конкретный человек лучше, чем кто бы то ни было, может выделить, оценить и проранжировать для себя источники и способы получения удовольствия и страдания, которые всегда индивидуальны. Но в то же время можно выделить некое общее основание поступков, приносящих человеку удовольствие. Основой человеческого счастья и благополучия является польза в отсутствие страдания. Она и есть то общее, что характеризует все человеческие поступки, приносящие удовольствие. Счастье, таким образом — чистое, длительное и непрерывное наслаждение полученной пользой.
В число наслаждений И. Бентам включал как чувственные, так и моральные, а польза в его понятии — это всякая польза, как нематериальная, так и материальная, в том числе выгода. Например, содержательный разговор с умным собеседником приносит несомненную пользу; полноценный отдых после тяжелой работы. Таким образом, И. Бентам сделал попытку соединить в своем учении добродетель и пользу, что отличает его подход от многих этических учений. Для Бентама при «правильном» понимании блага не существует заметной разницы между удовольствием, счастьем, пользой и добродетелью, поскольку, как он считал, различные слова могут означать в восприятии людей одно и то же.
Осуществляя различные действия, человек имеет в виду прежде всего получить удовольствие и пользу для себя лично, избежав при этом страданий. Его поведение необходимо подвергать регулирующему воздействию, поскольку удовольствие, получаемое одним человеком (польза, удовольствие, счастье), может причинить страдания другим. Исследуя место и роль морали в человеческом обществе, И. Бентам сделал вывод о том, что она, как и законодательство, является способом регуляции человеческого поведения с целью обеспечения наивысшего счастья, благополучия и пользы наибольшему числу людей. Аналогичную идею высказывал ранее И. Кант, считавший, что положение «делай высшее возможное в мире благо своей конечной целью» есть априорное синтетическое положение, которое вводится самим моральным законом.
Первоначально И. Бентам вкладывал в понятие «деонтология» довольно узкий смысл, имея в виду прежде всего долг и обязанности верующего перед Богом, религией, религиозной общиной, но затем, в поздних работах, употребил его более широко, для обозначения теории морали в целом, поскольку мораль общественная — понятие более широкое, чем мораль религиозная. К тому же, считал Бентам, регулированию должно подвергаться поведение как верующих, так и атеистов, которых во времена Бентама и Канта становилось все больше.
Вскоре последователями и приверженцами теории И. Бентама понятие «деонтология» было уточнено и разграничено с понятием морали. Оно стало применяться в несколько более узком смысле, для обозначения учения о должном поведении, поступках, отношениях и действиях любой личности или группы, и деонтология стала различаться не только с этикой, но и с аксиологией — учением о ценностях. Деонтология стала рассматриваться как относительно самостоятельная и, вместе с тем, важнейшая область философского этического знания.
В настоящее время термин «деонтология» используется довольно широко как в этике, так и в профессиональной этике для обозначения учения о долге и должном поведении личности (и, в частности, специалиста) в процессе выполнения им обязанностей (профессиональных обязанностей). Именно в этом значении он используется и в профессиональной этике социальной работы. В целом содержательно деонтология социальной работы представляет собой систему смыслов, понятий, норм, установлений и предписаний о долге социального работника, коллектива социальной службы и совокупной профессиональной группы перед обществом и государством, социальной работой как специфическим видом профессиональной социальной деятельности и особым социальным институтом, перед коллегами (профессиональной группой), клиентами и перед самим собой.
2. Истоки долженствования в человеческом бытии
Истоки деонтологии, ее предыстория уходят в глубокую древность. В настоящее время невозможно точно установить, когда именно или хотя бы в какой период человеческой истории в сознании человека впервые зародилось представление о должном как объективно необходимом и приоритете долженствования над иными побудительными мотивами человеческого поведения. Однако можно предположить, что сам факт наличия сообщества, в котором проходила жизнедеятельность человека, требовал учета в первую очередь интересов сообщества, и только во вторую — интересов отдельного человека, его члена.
Человек на протяжении всей своей истории является членом общества. Жизнь человека вне сообщества не только утрачивает смысл, она становится невозможной как на ранних этапах человеческой истории, так и в условиях современности, поскольку вне сообщества человек утрачивает возможность реализовать свою специфическую человеческую сущность. Поэтому жизнедеятельность в сообществе, наличие жизнеспособного, функционально целесообразного и относительно самодостаточного сообщества становится для человека фактором выживания и благополучия.
Не столь важно для обыденной жизнедеятельности, какими словами и выражениями человек в древности обозначал приоритетность осуществления объективно необходимых общественно значимых действий. Не всегда важной для обыденного сознания оказывалась аргументация приоритета общественного над частным. Важно, что такое представление не могло не возникнуть, так как оно естественно: бытие как таковое предполагает учет условий, в которых оно осуществляется. Это тем более справедливо в отношении социального бытия: человек не может не считаться с тем, что живет среди людей.
Базовые, сущностные интересы людей, проживающих совместно, едины, и именно это делает сообщество любого типа целесообразной формой бытия, хотя и не всегда члены сообщества это осознают. Однако частные, ситуативные интересы членов сообщества могут быть различными, что обусловлено многообразием человеческих типов и другими причинами. Потребность в реализации общих и частных интересов побуждает членов сообщества к активной деятельности. Это требует введения и поддержания определенного порядка в их реализации, контроля за реализацией членами сообщества установленного порядка. Порядок, в свою очередь, должен основываться на двух основных принципах, отражающих интересы большинства членов сообщества:
— общие, сущностные интересы членов сообщества имеют приоритет над их частными интересами;
— реализация членами сообщества частных интересов не должна ухудшать условий жизнедеятельности всего сообщества и его членов.
Эти принципы представляются довольно естественными и логичными, однако данных их качеств не всегда оказывается достаточно для их безусловного соблюдения всеми членами сообщества. Человек, как правило, может привести множество аргументов, оправдывающих невыполнение им долга или опровергающих само наличие долга. Эти аргументы могут выглядеть довольно убедительными для него самого, поскольку так или иначе отражают желание человека получить индивидуальную моральную или материальную выгоду, не считаясь с интересами членов сообщества.
При несоблюдении этих принципов реализация членами сообщества различных по содержанию и направленности интересов может привести к тому, что каждый из индивидов будет, так или иначе, реализуя собственные интересы, мешать другим, что в конечном итоге приведет к ослаблению и уничтожению всего сообщества. Сказанное справедливо в отношении любого сообщества в каждый конкретноисторический период времени. Приоритетность реализации общих интересов определяет устойчивость любого сообщества — общества, семьи, трудового коллектива и т. п. Таким образом, задача упорядочения деятельности и жизнедеятельности людей как членов сообщества любого типа посредством принуждения их к приоритетному соблюдению общих интересов имманентно актуальна.
Можно предположить даже, что задача упорядочения поведенческих реакций и ее решение перешли к человеку «по наследству» из животного мира: исследования в области социального поведения животных подтверждают эту мысль. Однако разумеется, ни у первобытных людей, ни тем более у животных деонтологических (т. е. научных) представлений о долге и должном поведении не существовало. Могли присутствовать лишь инстинктивные действия, обеспечивающие соблюдение общих для всех интересов, которые затем у человека приобрели более осмысленный характер и не только подтверждали свою ценность практикой, но и подкреплялись существующими системами регуляции (например, системой запретов — «табу», а также системой санкций за их нарушение). Социальное поведение животных регулируется инстинктами, которые в отсутствие цели, как отмечал еще И. Кант, все же делают поведение целесообразным.
Знаменательно то, что за соблюдение установленного порядка, соблюдение в первую очередь интересов сообщества никаких особенных положительных санкций не предусматривалось, поскольку необходимость выполнения установленных предписаний рассматривалась как нечто само собой разумеющееся. Санкционирование (негативное) предусматривалось только в случаях нарушения установлений и предписаний. Результаты этнографических исследований показывают, что в случаях наиболее тяжких провинностей, связанных с несоблюдением общих (коллективных) интересов и предпочтением им собственных, член сообщества выбывал из него (посредством предания смерти или изгнания, что в конечном итоге также приводило к смерти изгоя), независимо от того действительно ли интересам сообщества был нанесен ущерб или имелась только более или менее явная угроза нанесения ущерба. Строгость наказания подтверждала и подкрепляла необходимость приоритетного соблюдения интересов сообщества.
Совместное проживание предполагает не только общие потребности, интересы, но и совместную деятельность, направленную на их удовлетворение. Это также требует определенного порядка, основанного на тех же принципах: приоритет общего над частным и непричинение ущерба другим участникам деятельности в процессе реализации собственных интересов. В противном случае совместная деятельность окажется не только нецелесообразной, но и в большинстве случаев невозможной.
Приведенные примеры убеждают, что должное поведение, т. е. поведение, основанное на необходимости соблюдать общие интересы членов сообщества, человек демонстрировал задолго до того, как в его лексиконе появилось слово «долг» и он задумался над проблемами долженствования и, наконец, вопросами деонтологии — довольно молодой пока философской науки, развивающейся в этом качестве с первой трети XIX века в рамках этики.
Долженствование как феномен бытия и долг как феномен сознания человека современного типа невозможно объяснить только «генетическим наследством», доставшимся от человекообразных предков и животных.
Жизнь человека современного типа, тем более современного человека, намного сложнее, чем жизнь его предка — существа природного. Законы человеческого бытия выходят за рамки биологической регуляции, что было признано еще Ч. Дарвином. Однако и отрицать наличие природного компонента в регуляции жизнедеятельности человека разумного бессмысленно, поскольку в настоящее время признано, что не менее 75% поведенческих реакций человека регулируется инстинктами, т. е. природно детерминированными поведенческими схемами, отражающими главный закон природы — закон сохранения вида. Вследствие этого оптимальной представляется позиция, согласно которой основа формирования последующего долженствования привнесена из природного мира, но само долженствование — чисто человеческий феномен, основанный на функциях человеческого бытия и сознания и отражающий сущностные потребности бытия и развития человека и общества.
3. Долг и ответственность перед обществом и государством, перед профессией и профессиональной группой, клиентом и перед собой
Человек — социальное существо: вся его жизнь и деятельность проходят в составе группы — социальной и профессиональной. Он является не только результатом деятельности общества (сообщества), но и активным его членом, представителем определенной социальной группы, выполняя вполне определенные социальные роли и оказывая влияние на состояние и функциональность данного общества (сообщества), перспективы его развития. Включаясь в трудовую деятельность, человек становится членом профессиональной группы, с которой его связывают общие ценности и цели, основная сфера приложения сил, успехи и неудачи, а порой — и общая для всех судьба.
Принадлежность к социальной, профессиональной группе обязывает человека учитывать не только свои личные, но и общие, групповые интересы, которые определяются сущностью и целями группы, ее статусом в обществе, целями общества. Более того, принадлежность к группе и обществу предполагает умение подчинить собственные интересы тем интересам группы и общества, ради реализации которых создана группа, сформировалось общество. Формирование личностью поведения и деятельности в соответствии с интересами в первую очередь общества и социальной и профессиональной группы — должное поведение — становится свидетельством того, что ею в полной мере освоена социальная и профессиональная роль. Иными словами, должное поведение, демонстрируемое личностью в социальной и профессиональной деятельности, может свидетельствовать о ее успешной социализации, социальной и профессиональной зрелости.
Возникновение норм, и в том числе норм долженствования, происходит в неразрывной связи с формированием общественного сознания. В процессе становления личности происходит формирование ее как носителя индивидуального сознания и одновременно — как носителя части общественного сознания. Поэтому долг отражает связь общественного и индивидуального в сознании личности, его взаимообусловленность и взаимовлияние.
Долг и ответственность специалиста перед обществом и государством требуют в первую очередь использования всех профессиональных знаний, умений и навыков, таланта и душевных качеств социального работника в интересах общества и государства посредством организации и осуществления эффективной профессиональной деятельности. Для специалиста на практике это означает участие в разработке и реализации социальной политики, предполагает выбор приоритетов деятельности и способов ее осуществления на основании глубокого понимания целей и задач, социального смысла и содержания профессии. С учетом того, что не только институт социальной работы должен проявлять заботу о человеке, социальная работа множеством связей соединена со значительным количеством разнообразных социальных институтов, структур. Профессиональный долг социального работника состоит в выявлении, установлении и активизации таких взаимосвязей и отношений в практике профессиональной деятельности, которые бы оптимально соответствовали требованиям к институту социальной работы и отвечали потребностям общества и государства.
Совершая для достижения стоящих перед ним целей необходимые действия в рамках профессиональной деятельности, социальный работник привлекает для этого при необходимости все возможные виды ресурсов, и в первую очередь задействует те, которые ему официально предоставляют государство и общество. При этом он должен заботиться об обеспечении оптимального соотношения между затратами ресурсов и полученным результатом. Эффективность использования ресурсов в социальной работе, их творческое, рациональное расходование, изыскание новых, нетрадиционных и более эффективных видов ресурсов, в том числе неформальных — одна из главных задач социального работника и его профессиональный долг перед обществом и государством.
Большое значение имеет использование возможностей клиентов, их вовлечение в совместную деятельность, максимальная активизация и реализация скрытых ресурсов. Долг социального работника перед обществом и государством состоит не только в том, чтобы по возможности добиться улучшения условий жизнедеятельности определенной части общества — своих клиентов, но и сделать их активными членами общества, субъектно участвующими в социальной жизни. А это невозможно без выявления и использования потенциала самих клиентов, обучения их социально позитивной и эффективной деятельности и жизнедеятельности. Осознавая многогранные социальные последствия своей профессиональной деятельности и организуя практику профессиональной деятельности таким образом, чтобы содействовать достижению блага не только клиентами, но и всем обществом, социальный работник выполняет свой профессиональный долг перед обществом и государством.
Социальные работники, занятые своей профессиональной деятельностью, не только оказывают конкретную помощь клиентам, не только решают проблемы общества, но и утверждают в обществе свою профессию как неотъемлемую сферу жизнедеятельности общества, как необходимую для благополучия и стабильности общества и государства работу. Это особенно актуально в современной России.
Долг и ответственность социального работника перед своей профессией заключаются познании ее социального смысла, ее гуманистических оснований, развитии и совершенствовании ее как специфического вида профессиональной социальной деятельности. Он включает в себя реализацию ее социального и гуманистического потенциала в обществе, утверждение социальной работы в общественном сознании и практике как необходимого общественного института, имеющего высокую престижность и значимость. Гуманистический потенциал социальной работы требует, чтобы специалист принимал меры по его защите и наращиванию, ограждению от попыток трансформировать социальную работу в сервисную деятельность, связанную с непосредственным оказанием разнообразных услуг не по объективной потребности клиента, а по его запросу. С учетом того, что теория и практика социальной работы в нашем обществе находятся в стадии становления, долг социального работника перед профессией заключается в содействии ее оптимальному развитию и становлению, постоянном совершенствовании как ее отдельных компонентов, так и всей деятельности в целом на основе реализации творческого подхода. Разработка и обоснование теории социальной работы, способной не только отразить все многообразие актуальной практики, но и способствовать ее развитию и совершенствованию — долг социального работника перед профессией.
Реализация потенциала профессии в обществе не будет эффективной без соответствующего отношения к ней каждого из представителей профессиональной группы. Относиться к своей профессии как к деятельности большой социальной ценности и значимости, необходимому в современном обществе социальному институту, как к средству реализации своих позитивных, социально значимых способностей, потребностей, социальных и профессиональных идеалов, быть активным пропагандистом этих идеалов, способствовать утверждению их в общественном сознании — долг социального работника перед своей профессией.
Сегодня словосочетание «социальная работа» постепенно перестает быть неологизмом, однако уровень и качество знаний общества об этой профессии все еще недопустимо низки и узки, а порой и в корне неверны. Поэтому в первую очередь долгом социального работника перед своей профессией является содействие реализации ею рекламно-пропагандистской функции, распространение в обществе объективных знаний о ней, реклама социальных услуг, раскрытие и экспонирование ее гуманистического потенциала. Формирование общественного мнения о социальной работе как о профессиональной деятельности высокой социальной ценности и значимости является одним из компонентов долга социального работника.
Социальная работа является профессиональной деятельностью не только одного конкретного социального работника, но и всего коллектива учреждения социальной защиты, всей совокупной профессиональной группы. От качества взаимодействия специалистов, характера отношений между ними во многом зависит эффективность деятельности.
Поэтому долг и ответственность каждого социального работника перед профессиональной группой заключаются в поддержании стабильности и сплоченности коллектива, в котором он работает, и всей профессиональной группы, создание атмосферы коллективизма, товарищества и взаимной поддержки, поскольку усилия коллектива как единого целого приносят результаты неизмеримо более высокие, нежели усилия одиночек. деонтология долженствование социальный работник долг Совокупная профессиональная группа социальных работников состоит из людей разного возраста и пола, с различным образовательным уровнем и жизненным опытом, различными интересами, взглядами и убеждениями, характерами и нравственными идеалами. Однако есть и нечто общее, объединяющее этих разных людей в коллектив, целостную профессиональную группу — это в первую очередь цели, которые они перед собой ставят, и достижения которых добиваются сообща, объединяя усилия. Важнейшим фактором, объединяющим социальных работников в коллектив, является единство моральных принципов, профессиональных ценностей. Все противоречия, которые могут возникать и неизбежно возникают в процессе повседневной практической деятельности, должны разрешаться в интересах не личностей, а в интересах достижения общих целей и на основе единых моральных принципов и системы ценностей.
Профессиональным долгом социального работника по отношению к коллегам, коллективу, в котором он работает, совокупной профессиональной группе является подчинение своих действий и поведения единым для всего коллектива и профессиональной группы идеалам, ценностям и целям, содействие коллегам в усвоении, присвоении и реализации этих ценностей и целей, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива. За это социальный работник несет ответственность перед коллегами и всей профессиональной группой.
Каждый социальный работник несет ответственность за эффективность деятельности всего коллектива. Поддержка деятельности коллег, подчеркивание ее значимости и важности, уважение их профессионального опыта, оказание им всесторонней помощи на основе собственного профессионального и жизненного опыта и знаний, открытость, честность, доброжелательность в отношениях, высокая требовательность к коллегам и еще более высокая — к себе самому — долг социального работника перед ними. Однако выполнение профессионального долга невозможно без критического, беспристрастного отношения к отступлениям от профессиональной морали и ценностей, небрежному выполнению профессиональных обязанностей, о ком бы из коллег ни шла речь. Поэтому долг социального работника перед коллегами состоит в приобретении и использовании навыков анализа и самоанализа деятельности, умения деликатно поправить коллегу, вовремя подсказать правильное решение.
Основное содержание профессионального долга социального работника по отношению к клиенту заключается в содействии достижению клиентом благополучия, наиболее полной самореализации его личности, достигаемой различными способами и методами в соответствии с потребностями и возможностями клиента, и за выполнение этих требований социальный работник несет моральную ответственность. Долг социального работника перед клиентом — отношение к нему как к ценности, и организация деятельности, направленной на реализацию этой ценности. Основными требованиями профессионального долга социального работника в отношении клиента являются уважение его как личности, выявление, поддержка и содействие развитию его наиболее значимых положительных качеств, объективная оценка его способностей и возможностей, разумная требовательность к нему, установление не только деловых, официальных, но и человеческих отношений, создание у клиента оптимистического настроя, поддержание его достоинства и самоуважения, уважения со стороны социального окружения.
Особо следует подчеркнуть такое требование долга, как изучение внутреннего, духовного мира клиента. Внутренняя, духовная жизнь человека принадлежит только ему самому, является его неотъемлемой собственностью.
При этом социальный работник всегда должен исходить из того, что каждый человек есть ответственная, сознательная личность, стремящаяся к независимости и автономности. Это значит, что его клиент, несмотря на то, что он обратился за помощью, признав собственную несостоятельность в решении некоторых вопросов, в значительной мере отвечает сам за себя. В соответствии с этическими принципами клиент вправе принимать решения о своей собственной судьбе, а значит, он должен нести за них ответственность. В таком подходе видна вся сложность взаимоотношений социального работника и его клиента, долга специалиста перед клиентом: специалист профессионально подготовлен к своей деятельности, он обладает знаниями, умениями, навыками, опытом, имеет соответствующие полномочия и доступ к формальным и неформальным ресурсам. Его профессиональный долг — оказать клиенту необходимую помощь, используя все свои возможности и ресурсы, в том числе неформальные.
Однако оценка специалиста и завоевание им уважения и признания со стороны профессионального и социального окружения осуществляется в соответствии с результатами его работы, проявляемыми им моральными качествами, и во многом зависит от того, насколько полно социальный работник выполняет своей профессиональный и нравственный долг по отношению к клиентам, коллегам, обществу, своим близким. Творческое, заинтересованное выполнение социальным работником его профессиональных обязанностей, постоянное профессиональное и личностное совершенствование и достижение на этой основе профессионального и социального благополучия — профессиональный долг социального работника по отношению к самому себе. Завоевание уважения и признания среди коллег, клиентов и близких, укрепление своего авторитета — важнейшее содержание долга специалиста перед самим собой.
Важнейший элемент долга социального работника перед самим собой — поддержание своей профессиональной чести и достоинства. Честь и достоинство социального работника — это признание клиентами, коллегами, обществом его высоких качеств и ценности как специалиста и личности, социальное одобрение его деятельности и поведения, а также высокая (но объективная) оценка самим специалистом своих реальных профессиональных и личностных качеств. Помимо этого, честь и достоинство как качества личности являются отражением потребности социального работника в высокой самооценке и оценке со стороны окружающих и являются стимулом и мотивом профессионально нравственного поведения, основой для его дальнейшего совершенствования как специалиста и личности.
Для специалиста как личности, обладающей высокой нравственной ценностью, важны не только внешние проявления уважения к нему, формальное общественное признание. Для высокоразвитой в духовном плане личности не менее важно сознавать, что уважение и признание, авторитет в глазах окружающих являются объективно заслуженными, имеют действительно веские основания. Именно это обстоятельство — потребность в объективности и обоснованности оценки своих достоинств — и является основой совершенствования личности.
Честь и достоинство социального работника, в отличие от формального авторитета, не даются ему вместе с профессией и служебным удостоверением; они формируются в процессе его деятельности в постоянной работе над своими профессиональными и личностными качествами и повышаются по мере профессионального и нравственного совершенствования его как специалиста.
Долгом социального работника по отношению к самому себе является завоевание высокого авторитета в общественном и профессиональном мнении. Авторитет социального работника может быть как формальным, так и неформальным. Формальный авторитет специалиста представляет собой, по сути, авторитет его профессии и должности, который он получает, приступая к профессиональной деятельности. Неформальный же авторитет является показателем моральной значимости и влияния специалиста на клиента или его окружение, на коллег, мерилом его профессиональной ценности, результатом оценки результатов его профессиональной деятельности. Реальный авторитет социального работника может быть основан только на действительных его достоинствах и заслугах как профессионального, так и личностного порядка.
Как видно, содержание долга и ответственности социального работника широко и многообразно. Вместе с тем, его долженствование перед различными субъектами не противоречит друг другу, а напротив, друг друга дополняет.
Заключение
В заключение необходимо отметить, что человек — социальное существо; вся его жизнь и деятельность проходит в составе группы — социальной и профессиональной. Он является не только результатом деятельности общества, но и активным членом этого общества, представителем определенной социальной группы, выполняя вполне определенные социальные роли. Включаясь в трудовую деятельность, человек становится членом профессиональной группы, с которой его связывают общие цели.
Принадлежность к каждой группе обязывает человека учитывать не только свои личные, но и общие, групповые интересы, которые определяются сущностью и целями группы, ее социальным статусом. Формирование поведения и деятельности личностью в соответствии с интересами в первую очередь группы (социальной и профессиональной) становится свидетельством того, что ею освоена социальная и профессиональная роль. Иными словами, должное поведение, демонстрируемое личностью, может свидетельствовать о ее социальной и профессиональной зрелости.
В социальной работе, как и в других видах профессиональной деятельности, должное поведение, отношения и действия специалиста являются одним из непременных условий достижения социально и индивидуально значимого результата деятельности, одним из средств повышения ее эффективности. Порой выполнение специалистом своего долга становится основным условием решения проблем клиента, достижения им, его окружением и всем обществом уровня социального благополучия, оптимального в данных социально-экономических условиях. Одновременно выполнение специалистом своего долга является одним из основных условий развития профессии. Должное поведение становится и одним из факторов социального прогресса, поскольку позволяет обеспечить достижение оптимального конечного результата деятельности с наименьшими затратами любого рода ресурсов, детерминирует профессиональный рост специалиста.
1. Бербешкина З. А. Этика социального работника. — В сб.: Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. — М.: РГСИ, 2012, с.210−216.
2. Бентам И.
Введение
в основания нравственности и законодательства. — Спб: 1867.; Деонтология, или наука о морали. Т. 1,2. — М.: Инфра-М, 2007
3. Биомедицинская этика / Под общ. ред. Мишаткиной Т. В., Денисова С. Д., Яскевич Я. С. — Минск: ТетраСиситемс, 2013. — 304 с.
4. Медведева Г. П. Деонтология социальной работы. — М.: Академия, 2011. — 224 с.
5. Медицинская этика и деонтология / под ред. Г. В. Морозова, Г. И. Царегородцева. — М.: Медицина, 2013. — 432 с.
6. Кант И. Об изначально злом в человеческой природе. Соч. в 6-и т. Т. 4. Ч. 2. — М.: «Мысль», 1965. (Философ. наследие). — с. 8.
7. Писаренко В. И., Писаренко И. Я. Педагогическая этика. — Мн.: Народная асвета, 2007. — 380 с.
8. Словарь по этике. — М.: Политиздат, 2009. — 542 с.
9. Ценности и этика / Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. — Том 3. Р-Я. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2014. — C. 385−392.