Религия и право
Вскоре была основана Комиссия по правам человека, а 10 декабря 1948 г. принята Всеобщая декларация прав человека. Большое количество статей декларации содержат, несомненно, религиозную основу: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность» (не убий) или «Никто не должен быть произвольно лишён своего имущества» (не укради). Ну, а собственно вопрос религии… Читать ещё >
Религия и право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
религия социальный право
В обыденном сознании современного человека понятия религии и права практически не соотносятся друг с другом. Во всём мире религиозная составляющая вытесняется на обочину общественных отношений, в то время как правовые отношения регулируют все сферы жизни человека и государства. Но эта явная диспропорция возникла относительно недавно, с началом Нового времени (XVI-XVII вв.). А до этого религиозное мировоззрение преобладало над светским и простирало свою власть также и над правовым полем. Именно тогда и зародились все основные правовые системы современности, стержнем которых выступили всё те же религиозные предписания и нормы.
Актуальность данной работы заключается в том, что право и религия очень важны для человечества. Эти социальные регуляторы — весомая часть нашей жизни. Они создавали общество в древности, они продолжают влиять на людей и сейчас. Поэтому теоретическое осмысление проблем религии и права необходимо для юридических наук.
Актуальность исследования обусловлена ещё и тем, что все самые трудноразрешимые и жестокие конфликты современности имеют религиозную основу или проистекают из разности понимания права в зависимости от той или иной конфессии. Поэтому определение истинной природы данных конфликтов и возможных путей их разрешения всегда будет важным и необходимым для научного сообщества и для тех, кто станет претворять в жизнь эти научные гипотезы.
Цель курсовой работы — проанализировать взаимоотношения религии и права как нормативных регуляторов жизни общества.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
· Рассмотреть понятия и основные черты религии и права как факторов формирования общества и государства, а также степень их влияния друг на друга.
· Выявить природу взаимоотношений права и религии: возможности их взаимодействия и уровень конфликтности.
Объектом данного исследования служат общественные отношения, регуляторами которых выступают право и религия.
Предметом же здесь являются религии и право, их взаимовлияние, точки соприкосновения и конфликтогенный потенциал.
Источниковедческую базу, послужившую основой для настоящего исследования, можно разделить на три группы.
К первой группе относятся утратившие на сегодняшний день своё практическое значение древнейшие памятники права: древнеиндийские Законы Ману, насчитывающие уже два тысячелетия; Салическая правда франков — один из самых древних памятников европейского права, Законы Хаммурапи, царя Вавилона, значение которых выходит далеко за рамки правления самого Хаммурапи и за хронологические пределы существования древневавилонского царства.
Вторая группа источников представлена современными действующими правовыми актами (международными и национальными), в которых наиболее ярко выражается связь религии и права. Это Каирская декларация о правах человека в исламе, принятая 5 августа 1990 года, Основной Низам (Конституция) Королевства Саудовская Аравия 1992 года, Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая в Риме 4 ноября 1950. Кроме того, в качестве источников используются и непосредственно религиозные тексты, священные книги мусульман и христиан — Коран и Библия.
Надо отметить, что проблематика отношений между религией и правом довольно хорошо исследована отечественными и зарубежными учёными. Существует довольно много работ, посвящённых анализу тех или иных аспектов религиозно-правового взаимодействия. Условно, все эти работы можно разделить на три группы.
Первую группу представляют обширные специальные труды, посвящённые религии или праву. Такие авторы, как Н. В. Жданов, А. А. Игнатенко, П. И. Пучков, О. Е. Казьмина в своих работах анализируют современную религиозную ситуацию в мире, высвечивают сущность ислама и его отличие от такого негативного явления как исламизм. Известный труд английского этнографа и антрополога Дж. Дж. Фрэзера «Золотая ветвь» стоит здесь особняком, но пока никто лучше него не сумел так детально проследить процесс превращения первичных магических ритуалов древнего человека в философско-религиозное учение. Весьма полезной для понимания природы права здесь можно назвать и работу французского специалиста — правоведа Рене Давида «Основные правовые системы современности», где рассматриваются также и религиозно-правовые сообщества.
Вторую группу составляет довольно большой пласт научных статей, посвящённых тем или иным частным аспектам взаимодействия права и религии в жизни человека, общества и государства. Некоторые авторы акцентируют внимание на позитивных моментах сближения двух этих понятий (Е.Ю. Калинина, М. С. Павловнин, А. В. Малышкин, Н. П. Асланян, А. Ю. Мигачёва, О.А. Пырков). Другие (П.А. Путилкин, Д. М. Медведев, Ж. П. Таранюк, А.М. Зюков) видят между религией и правом больше противоречий и различий, нежели сходств. Отдельный интерес представляет здесь работа Леонида Рудольфовича Сюкияйнена «Право, религия, традиции, политика: конфликт или взаимодействие? (на примере ислама и мусульманских меньшинств в Европе)». Один из крупнейших отечественных специалистов по исламскому миру, и в том числе по мусульманскому праву выразил в своей статье обеспокоенность столь глубокой трещиной между светским (европейским) и религиозным (мусульманским) мировоззрениями в современном мире — возможным очагом сегодняшних и будущих цивилизационных конфликтов.
Дальнейшее развитие взаимоотношений религии и права также вызывает интерес исследователей. Проблема соотношения глобализации и религии возникает в работах М. С. Розановой и А. Г. Косиченко.
Вопросы правового регулирования общественных отношений рассматриваются в работах С. В. Бошно, В. Г. Баева и С. В. Левиной, И. Н. Куксина и П. А. Матвеева, А. Р. Губайдуллина.
Третью группу работ представляет учебная литература, затрагивающая тему соотношения религии и права. Предмет права рассматривается в «Теории государства и права» под редакцией А. С. Пиголкина, в «Теории права и государства» под редакцией Н. И. Матузова А.В. Малько, в «Теории государства и права» под редакцией В. К. Бабаева. Кроме того, отношения религии, морали и права анализируются в «Философии права», курсе лекций, составленном В. С. Юрчуком.
Природа религии и её роль в жизни общества раскрывается в целом ряде работ по религиоведению. Под редакцией И. Н. Яблокова, И. Н. Борункова, К. И. Никонова, В. И Гараджи, В. В. Балахонского, В. А. Кудина, А. А. Артемова.
В целом, можно сказать, что проблема взаимоотношения религии и права достаточно хорошо изучена российскими и зарубежными авторами. Надо отметить также, что постоянное развитие правовой сферы жизни общества и желание религиозных сообществ отвечать на вызовы постоянно изменяющегося мира способствуют появлению всё новых и новых исследований, обращённых к проблеме соотношения права и религии.
Совокупность различных методов и подходов образуют методологию исследования. При написании курсовой работы был использован сравнительно-правовой метод, позволяющий сопоставлять два этих понятия с точки зрения того или иного вопроса, метод анализа и синтеза, дающий возможность рассматривать религию и право то в совокупности, то как совершенно разные системы бытия человека и общества. Исторический метод раскрывает динамику развития человеческой цивилизации, а также её неотъемлемых составляющих — религиозного и правового мировоззрения.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми задачами курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
1. Религия и право как нормативные регуляторы жизни общества
1.1 Понятие и особенности религии как исторически сложившегося фактора регулирования общественных отношений
Религия сопровождает человечество с самого момента его появления на Земле. Для первобытного человека возникновение примитивных представлений о себе и окружающем мире, первые попытки абстрактного мышления были необходимостью, условием выживания. В настоящий момент можно с уверенностью утверждать, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад, именно к этому времени относится появление человека разумного (Homo Sapiens).
Религиозные верования и культы первобытных людей складывались постепенно. Первые опыты человека с абстрактной материей нельзя ещё назвать религией в полном смысле этого слова. Сначала появилась магия, предшественница религиозного сознания — совокупность представлений и действий, связанных с верой человека в свою способность сверхъестественными средствами воздействовать на реальный ход событий.
Этот период естественен для развития общества и государства и им необходимо «переболеть как детской болезнью». В какой-то период своей истории все цивилизованные народы мира прошли через подобную стадию интеллектуального развития.
Кроме того, именно в период первобытного общества религия наиболее ярко проявила черты социального регулятора. Социальная природа религии соединила социальные и религиозные нормы. Эти нормы представляли собой особую форму выражения должного поведения, регулирующую отношения между людьми в различных сферах жизни общества. Они выступали важнейшим средством воздействия социальной общности на отдельных членов этой общности. Также социальные нормы выполняли важную оценочную функцию, аккумулируя критерии отношения к событиям и поступкам людей, оценку тех или иных явлений. Вырабатывалась мораль.
Постепенно человек начинает верить в богов, появляются первые религии: тотемизм, земледельческий культ, шаманизм.
В период перехода от родоплеменного строя к классовому обществу произошли существенные изменения в религии, так как изменились сами социальные условия. Наряду с появлением социального неравенства, государственных институтов, появляются религии, отражающие выросший уровень материальной и духовной культуры. Первобытные верования с их зависимостью от сил природы сменяют национально-государственные религии, на характер которых оказывают влияние социальные силы и типы общественного устройства. Зависимость человека от стихийных сил природы, обычаев общины дополняется формами государственно-правового принуждения. В классовом обществе возникает церковь, как религиозная организация, как важный общественный институт. Появляются ранние национальные (древнеегипетская, древнеиндийская, древнегреческая), национальные (индуизм, синтоизм, даосизм, конфуцианство, иудаизм), а затем и мировые религии (христианство, ислам, буддизм). Здесь надо отметить, что религия — это не случайное образование, навязанное людям философами, жрецами, тиранами, обманщиками, как полагали многие мыслители (особенно в эпоху просвещения). Она необходимо появляется на определённом этапе развития общества. Она необходимо возникает и существует в обществе, включена в контекст всемирной истории и подвержена изменениям в соответствии с общественными изменениями. Таким образом, религия — это всего-навсего зеркало, в котором общество видит своё отражение.
Современная наука рассматривает религию комплексно, с разных позиций, так как религиозный фактор присутствует практически во всех сферах знаний. Исторически наибольшее распространение получили следующие подходы к определению религии:
1) религия это продукт сознания людей (Демокрит, Эпикур);
2) религия это выражение божественной сущности (Августин);
3) религия это порождение внутренних потребностей человеческого организма, его психики, инстинктов (Фейербах);
4) религия это фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в повседневной жизни (Энгельс).
Несмотря на всё их разнообразие, все эти определения прежде всего отражают лишь исходные философские установки того или иного философского направления материализма, натурализма, экзистенциализма, антропологизма. Дать одно единственно полное и верное определение религии вряд ли удастся, но наиболее часто под словом «религия» понимают два её аспекта (социальный и нравственный):
1. Религия как средство координации людей в обществе, институт управления, устанавливающий определенные в религии нормы и мотивы социального поведения — логику социального поведения и мышления.
2. Религия как особая форма сознания, особый общественный институт, специфическая форма общественных отношений и особый вид деятельности, основанной на вере в Бога, вере в высшую справедливость; на вере, что наряду с миром реальным существует мир идеальный.
Таким образом, наиболее удобным для написания данной работы является синтез двух этих определений религии, позволяющий подойти к религии, с одной стороны, как к сложному общественному явлению, а с другой — как к способу практически-духовного освоения мира, одной из важнейших сфер духовной жизни общества.
Любая религия также обладает рядом универсальных особенностей, которые открывают её природу и те рычаги, которые она использует для влияния на жизнь людей.
· Абсолютная вера в существование бога / богов или что-то сверхъестественное, способное гармонизировать любой хаос, манипулировать природой и судьбами людей;
· Религия опирается на вероучения, авторитет наиболее «приближённых» к богу лиц;
· В религии есть системность и логичность, т. е. логическая упорядоченность (более совершенная по сравнению с мифологией)
· Религия имеет 2 уровня: теоретическо-идеологический, т. е. уровень миропонимания, и общественно-психологический, т. е. уровень мироощущения;
· Религия различает греховное и праведное поведение, и соответственно награду или наказание за него.
· Для религии главным является достижение единства человека с богом, как воплощением святости и абсолютной ценности.
· Для всех религий характерна рационализация смерти, т. е. осознание верующим смерти как блага, перехода к новой жизни.
На основе религиозных представлений складываются религиозные нормы как одна из разновидностей социальных норм. Религия и религиозные нормы возникают позднее первичных норм, но быстро проникают во все регулятивные механизмы первобытного общества. В период распада первобытнообщинного строя происходит разделение норм на религию, право, мораль.
На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии были различными. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами (индусское и мусульманское право).
Таким образом, религиозная правовая система — единый религиозно-нравственный и правовой регулятор всех сторон жизни общества. Кроме того, тесную связь религии и права, а затем и государства можно увидеть в том, что в начале складывания первых государств вожди, цари или князья зачастую являлись ещё и религиозными лидерами этой общности (Это явление существует в мире и сегодня, однако носит уже скорее номинальный характер).
Особенно сильное влияние религия оказала на законодательство государств Древнего Востока (Законы Моисея, Законы Ману, Законы Хаммурапи). Причём наказание за преступление здесь распространялось и на загробный мир, что указывает на исключительную древность данного источника, когда религии только зарождались. В индийских законах Ману, известных со второго тысячелетия до нашей эры, сказано, что «человек, пролив по недоразумению кровь несражающегося брахмана (жреца), подвергается после смерти величайшему мучению…». Кроме того, «дважды рожденный… только пригрозив брахману убить его, сто лет пребывает в аду…». Ярко выраженное обожествление власти и закона существовало в Египте и Вавилоне: религия здесь непосредственно опирается на пользу, небесный закон воспринимает в себя юридические статьи и политические правила.
Нельзя не отметить также и довольно долгий период европейской истории, когда победившая здесь христианская религия вышла на первый план также и в правовой сфере. Первой юридической системой в Западной Европе было каноническое право римско-католической церкви. Оно было введено папством и советами церкви и осуществлялось иерархией духовных судов. До появления протестантизма каноническое право управляло каждым человеком в западном христианском мире и было моделью для постепенно развивающихся светских систем. В течение приблизительно четырех столетий эти светские правовые системы существовали параллельно с каноническим правом, пока в результате Реформации XVI—XVII вв.еков они не были «национализированы». В дальнейшем в пределах каждой страны сосуществование самых разных правовых систем и юридических органов оставалось существенной характеристикой западной правовой традиции по крайней мере до второй половины ХХ века.
Однако, эти два компонента создали государство и сцементировали общество, сформировали европейскую цивилизацию и культуру. При этом они были очень близки по содержанию и целевой направленности, а потому тесно взаимосвязаны, друг другу не противоречили и смогли стать единым фундаментом того культурно-исторического феномена, который мы именуем Европой.
Здесь можно привести также пример мусульманских стран (даже некоторых современных), где Коран («арабский судебник») и Сунна — основа религиозных, правовых, моральных норм, регулирующих все стороны жизни мусульманина, определяющих «правильный путь к цели» (шариат). Таким образом, шариат представляет собой правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установления как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда и придание божественного значения велениям и запретам, составляющим нормы шариата. Основная задача шариата — оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии. Поэтому не случайно, что нормы шариата применяются только к мусульманам и регулируют отношения только между мусульманами. Предписания шариата многочисленны и строги. Они определяют все нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регулируют гражданские правоотношения, порядок разрешения имущественных споров. За нарушение норм шариата предусмотрена очень жесткая система наказаний.
Являясь мощным регулятором общественной и политической жизни в государстве, религия обладает определёнными функциями, которые определяют её роль в жизни людей, общества и государства в целом.
· Мировоззренческая — наполнение жизни верующих неким особым значением и смыслом;
· Компенсаторная: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
· Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми.
· Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
· Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
· Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
· Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.).
· Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.
Итак, можно заметить, что процесс формирования общества, права, и последующее становление государства были бы невозможны без той отправной точки нормативного регулирования жизни общества, в роли которой выступила когда-то религия. Религиозная нормативность предшествует правовой, и несмотря ни на какую секуляризацию жизни сакральное никогда полностью не покидает поле права.
1.2 Право в системе социального регулирования: понятие и характерные черты
Право есть весьма сложное и многогранное явление. Любое определение права кажется неполным, относительным, так как не может охватить всего многообразия различных его свойств и характеристик. Происхождение права так же, как и происхождение всех других общественных образований, покрыто туманом, окончательно разъяснять который все еще не удалось человеческому уму.
Право — это более чем свод правил, это процесс распределения прав и обязанностей, в ходе которого люди разрешают свои конфликты, находят пути к сотрудничеству, принимают законы, претворяют их в жизнь, управляют, договариваются, советуются. И всё это зиждется на основе государства. Исходя из этого, можно сформулировать следующее определение права. Право — это государственная воля общества на данном этапе его развития, воплощённая в правовых нормах и обусловленная политическими, экономическими, социальными и духовными условиями его существования.
Право возникает как результат объективной потребности усложнившегося, внутренне противоречивого общества. Своим регулирующим воздействием оно обеспечивает организованность, стабильность и правовой порядок в обществе.
Специфические признаки, которые характеризуют сущность права, его социальную ценность и предназначение, позволяют выделить его как особую регулятивную систему, отличающуюся от морали и религии:
· Формальная определенность права связана с особыми требованиями к его внешней оболочке, форме выражения. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме: законы, прецеденты и т. д.
· Социальность. Право регулирует только социальные отношения, то есть отношения между людьми, коллективами людей, большими социальными общностями (народ, нация).
· Процедурность. Право как система норм включает в себя четкий процессуальный порядок их создания, реализации, защиты.
· Нормативность означает, что право выступает как система норм (правил поведения), определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного поведения.
· Всеобщность права означает, что оно через свою документальную форму способно делать те или иные общие правила обязательными для всех в государстве, на конкретной территории.
· Неперсонифицированность права означает, что предписания законодательства не имеют конкретно определенного, индивидуального, персонифицированного адресата, а предназначены неограниченному, абстрактному кругу лиц.
· Гарантированность силой (авторитетом). Исполнение правовых норм гарантируется авторитетом издавшего их органа или лица.
· Охрана государством. Охрана правовых норм включает в себя государственное принуждение, различные организационные, технические и воспитательные, а также превентивные (предупредительные) меры органов власти по соблюдению и исполнению гражданами юридических норм.
· Признак письменности характеризует право именно как институционное образование, так как он определяет право как явление, имеющее внешние формы выражения и внутреннюю структуру. Благодаря письменной форме право содержится, передается. Письменная форма обеспечивает доступность, устойчивость права.
· Системность права означает, что нормы права для выполнения своих функций составляют взаимосогласованную, связанную систему.
· Динамизм права проявляется в подвижности, возможности быстрого изменения законодательных положений.
· Стабильность права состоит в том, что право содержит устойчивые, практически неизменные предписания, основанные на основополагающих нравственных и религиозных постулатах.
Возникнув в силу объективных причин, право начинает активно взаимодействовать с обществом. В этом взаимодействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое детерминирует содержание права, решающим образом влияет на его развитие. Поэтому право не может быть выше достигнутого экономического и духовного уровня данного общества и развивается вместе с ним. Вместе с тем, право вбирает в себя все социально ценное от обычаев, господствующих в обществе морали и религии, впитывает в себя достижения мировой культуры и цивилизации.
Несмотря на свою самостоятельность, право не существует в социальной системе изолированно. Оно находится в тесном и постоянном взаимодействии с другими, функционирующими в обществе социальными регуляторами (религиозными, политическими, моральными и т. д.). Однако по сравнению с ними, право — наиболее эффективный, властно-принудительный и вместе с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности, который является одним из ярчайших и значительных достижений человеческой цивилизации и культуры, своеобразным юридическим богатством общества.
Воздействие на общественные отношения осуществляется посредством функций права, в которых раскрывается его социальное назначение. В соответствии с потребностями, социальными необходимостями общества создаются законы, направленные на закрепление определенных отношений, их регулирование или охрану. Причем то или иное назначение права выступает тем отчетливее, нагляднее, чем острее ощущается потребность именно в соответствующей его социальной роли — закрепить, защитить или направить развитие определенных общественных отношений. Например:
· Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах.
· Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики).
· Охранительная функция права нацелена на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение явлений, чуждых данному обществу.
· Компенсационная и восстановительная функции права выступают в роли инструмента восстановления социальной справедливости (в первом случае это компенсация ущерба или причинённого вреда, во втором — восстановление нарушенного права или правового положения).
· Ограничительная функция права предписывает варианты поведения, которые должны соответствовать интересам определенных социальных групп, индивидов и всего общества для того, чтобы действия одних субъектов права не нарушали прав и интересов других.
· Экономическая функция — выражается в юридическом обеспечении надежности, справедливости и эквивалентности экономических связей.
· Политическая функция — состоит в правовом регулировании отношений между политическими силами (классами, нациями, политическими партиями, религиозными конфессиями, органами местного самоуправления и т. д.) по поводу формирования и осуществления государственной власти.
· Воспитательная функция — выражается в формировании у участников общественных отношений убежденности в целесообразности и справедливости предлагаемого порядка правового регулирования, в необходимости строить свое поведение согласно предписаниям правовых норм.
· Функция социального контроля заключается в опосредованном воздействии права на поведение субъектов (стимулирование, поощрение, удержание от совершения неправомерных действий и проч.).
· Культурно-историческая функция — выражается в том, что право аккумулирует и развивает духовные ценности, достижения народа, а также человечества в целом.
Таким образом, можно сделать вывод, что право — это государственная воля общества, воплощённая в правовых нормах и обусловленная политическими, экономическими, социальными и духовными условиями его существования. Посредством своих свойств и функций, право регулирует общественные отношения, координирует нормы поведения людей.
Религия также является мощным регулятором социальных отношений, но действует она по двум направлениям: религия, с одной стороны, есть общественный институт, специфическая форма общественных отношений и особый вид деятельности, устанавливающий определенные нормы и мотивы социального поведения. А с другой — особая форма сознания, основанная на вере в Бога, вере в высшую справедливость. И если в раньше религия доминировала над правом, то на современном этапе развития цивилизации право гораздо более успешно, чем религия, регулирует общественную жизнь. Но несмотря на разность подходов, идей, функций и свойств религия и право стремятся к одной цели — регулировать и гармонизировать жизнь общества, устраняя противоречия и пресекая хаос и анархию.
2. Взаимоотношения между правом и религией
2.1 Взаимодействие права и религии
Религия — мощнейшее средство воздействия на поведение людей. С точки зрения веры в сверхъестественное, сакральное, запредельное религия охватывает своим влиянием практически все человечество — каждый во что-то верит. В связи с данным обстоятельством можно сказать, что религия и ее часть — религиозные нормы это универсальный всечеловеческий регулятор поведения.
Всё это предопределяет для права широкие возможности использования религиозных постулатов для «усиления» правового воздействия на людей. В данном случае это обеспечивается не столько силой государственного принуждения, сколько внутренним убеждением каждого индивида, основанным на вере.
Первые исторические памятники права содержат значительное количество религиозных по своему содержанию предписаний, но уже санкционированных не религиозными адептами, а государством. Например, в Законах Ману (II век до н.э.) предписывалось, что по истечении четвертого месяца со дня рождения человека должен быть исполнен обряд первого выноса младенца из дома, по истечении шести месяцев — обряд первого кормления рисом или какой-нибудь другой жертвенный обряд, благоприятный для семьи.
Кроме того, нельзя не отметить одну общую черту, объединяющую большинство памятников древнего права — наличие такого механизма судопроизводства как ордалии или «суд Божий». Это могло быть испытание огнём, раскалённым железом, водой, жребий. Мог состояться и настоящий поединок. Вариантов было множество, но суть была одна и та же: невиновного Бог обязательно помилует (например, рана быстрее заживёт). Вот отрывок из «Салической правды»: «Если кто из свободных подвергнется обвинению в воровстве и при испытании сожжет себе руку, то он повинен понести наказание за преступление, в котором его обвиняют». Схожий момент можно увидеть в древнейших законах Хаммурапи: «Если человек бросит на человека обвинение в чародействе и не докажет этого, то тот, на кого брошено обвинение в чародействе, должен пойти к Реке и броситься в нее. Если Река овладеет им, то обличавший его может забрать его дом; а если Река этого человека очистит и он останется невредим, то того, кто бросил на него обвинение в чародействе, должно убить; бросавшийся в Реку получает дом обличавшего его». Эти два отрывка свидетельствуют, что становление права у различных народов и в различное время на определённом этапе обязательно опирается на религию, открыто закрепляя в нормативных государственных актах эти дикие, как нам может показаться, правила.
Кроме того, именно религии право обязано такой категорией, как справедливость. По мнению многих исследователей, справедливость составляет сущность права, мыслится как производная не от социальных отношений, а от некоего идеального бытия (религиозные представления). На этом уровне, справедливость — это соответствие судьбы человека характеру его усилий. Поэтому, чтобы нечто получить, человек должен стать достойным награды, в противном случае он своего никак не добьётся. Эти представления о справедливости целиком вытекают из язычества.
Справедливость может осуществляться различными способами. Во-первых, она может осуществляться благодаря всемирному закону справедливости. Во-вторых, волей властвующих в мире богов, которые могут быть организованы по-разному — иерархически или беспорядочно, с верховным богом и без него. В-третьих, справедливость может осуществляться не непосредственно («заслужил — получил»).
Одним из древнейших и существующих до сегодняшнего дня примеров правовой реализации языческой идеи справедливости является индусское право. Индусская религия, включавшая в себя систему правил, детально регламентирующих всю общественную жизнь, предписывала определенный образ поведения.
Но в результате кризиса языческой религиозности справедливость из мирового принципа превращается сначала в долг, а затем в формальное (внешнее) предписание, то есть право. Другими словами, право есть нормативно закрепленная справедливость. Право покоится на идее справедливости. Справедливо то, что выражает право, соответствует праву и следует духу права.
Таким образом, справедливость присущая религиозному мировоззрению «перетекла» в идею правовой справедливости. И хотя большинство современных государств и правовых систем мира благополучно прошли через процесс секуляризации и являются светскими, но первичное влияние религии на появлении в правовом поле понятия справедливости, которое впоследствии трансформировалось в идею равенства и правового государства отрицать невозможно.
Надо сказать, что в целом правовое закрепление религиозных идей в государственной системе проходило успешно и приносило пользу обеим сторонам. Например, уже в Библии можно чётко проследить, как религия возвышает верховную власть (царя), приписывает ему роль проводника между Богом-отцом и его детьми: «Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро», «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены».
В сочинениях отцов церкви также четко проводится сравнение между повиновением царям и послушанием Богу. Августин Аврелий пишет по этому поводу следующее: во всех людских обществах принято повиноваться своему царю, «тем более надлежит, не ведая сомнения, подчиняться приказаниям Бога, царствующего над всем творением Своим. Бог стоит над всем; ведь и в человеческом обществе большая власть поставляется над меньшей, и эта последняя ей повинуется». Наверняка, на эти цитаты с удовольствием ссылались христианские правители, утверждая свою власть. В священной книге мусульман — Коране также говорится о такой же необходимости повиновения земным царям, как и Богу: «Верующие, повинуйтесь Богу, Посланнику и людям повеления (властям)».
Постепенно юрисдикционные полномочия церкви практически во всех государствах перешли к светским органам; положение церкви, компетенцию церковных организаций и их отношения с государственными органами стало определять государство. Однако и теперь некоторые государства сохраняют юрисдикцию церкви в разрешении некоторых вопросов частного права, например, вопросов заключения и действительности брака.
Широкое распространение имеет тенденция включения религиозных организаций в политическую систему посредством создания различных политических партий по конфессиональному принципу. Если обратиться в качестве примера к христианскому миру, то можно заметить обратно пропорциональную зависимость между степенью их политического влияния и успешности и «религиозностью» как таковой. Подобные партии являются в значительной степени сугубо политическими институтами (это справедливо также и для иудаистских, и для многих исламских политических партий и др.), однако история их возникновения является еще одним примером того, как религиозное начало способно эволюционировать в конструктивный политический продукт.
Отчего же зависит, какими станут взаимоотношения религии и права в том или ином обществе? Надо отметить, что на характер религиозно-правового (и как частный случай — государственно-церковного) взаимодействия влияют многие факторы. Это и собственно социальная стратегия религии или комплекса религий, распространенных в конкретном обществе, характер взаимоотношений в данной среде, и сложившийся социальный статус религии, и характеристики политической надстройки — форма правления, тип политического режима, и традиции политического поведения, а также многочисленные экономические, культурные и иные факторы. Большое значение имеют и внешние вызовы, зачастую становящиеся не только перед нормами и институтами традиционной религии, но и перед политической системой общества. Религия и право, несомненно, часто оказывают взаимовыгодное влияние друг на друга. Право воздействует на религию, регулируя общественную жизнь, создавая законные границы для ее жизнедеятельности, формируя климат взаимного уважения и терпимости между конфессиональными общностями, защищая права граждан на свободу совести, а также регулируя правовое положение религиозных организаций. В свою очередь право развивается и обусловливается не только границами существующих соотношений политических сил и характером политической системы, но и сформировавшимися в обществе духовными идеалами и принципами.
Серьёзным взаимодействием права и религии отмечено также и возникновение современного правового государства с его исключительным вниманием к проблеме прав и свобод человека. Если религиозное учение утверждает равенство всех людей перед богом, а в обществе закреплен принцип неравенства, то вполне логично, что люди, опираюсь на вероучение, стремятся усовершенствовать общественное устройство и защитить свои права. Неслучайно в истории можно найти немало примеров того, как религиозную мотивацию получала борьба за социальное равенство.
Многие ценности современной западной культуры, включая права человека, по большей части соотносятся с претерпевшей кардинальные изменения христианской идеей о том, что человек был создан по образу Бога и, следовательно, заслуживает признания своего достоинства как Его творение. Кроме того, идея равенства перед законом и судом коррелирует с христианской идеей универсальности. Права человека, как они зафиксированы в основных нормах международного права, внутренне присущи каждому: они не есть простой продукт социальной кооперации, но относятся к естественным правам и потому универсальны и полагаются равными для всех.
Попытка воплощения идей естественного права в жизнь была предпринята в ХХ в., когда кризисные события в политической и культурной сферах (рост тоталитарных идеологий, хаос, царивший после Первой мировой войны) в 1930;х гг. привели к активизации экуменического движения в Северной Америке и Европе. Целью этого движения было создание нового мирового устройства, основанного на «справедливом и долговременном» мире и на уважении и соблюдении прав человека. Религиозные (христианские) и политические лидеры сплотились, чтобы найти способы установления «послевоенного порядка». Но всерьёз приняться за работу стало возможно только после окончания Второй Мировой войны. Если бы не эта страшная война, унёсшая жизни более 50 миллионов человек и показавшая, какими тёмными и глубокими могут быть провалы человеческой души, мировое сообщество вряд ли осознало всю необходимость вместе защищать права человека и не допустить повторения этих ужасных событий.
Вскоре была основана Комиссия по правам человека, а 10 декабря 1948 г. принята Всеобщая декларация прав человека. Большое количество статей декларации содержат, несомненно, религиозную основу: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность» (не убий) или «Никто не должен быть произвольно лишён своего имущества» (не укради). Ну, а собственно вопрос религии рассматривается в статье 18: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков». Конечно, любая религия не приветствует переход своего приверженца в другое учение и настороженно относится к другим конфессиям, но в общем и в целом надо признать, что религии сегодня приходится идти на значительные уступки праву, чтобы не оказаться на обочине общественных отношений. Кроме того, христианские лидеры, принимавшие участие в выработке и подготовке данного документа отстаивали, прежде всего, христианские (протестантские) ценности. Поэтому Всеобщая декларация прав человека стала, по сути, религиозным выражением данного течения христианской веры. Изучив документ, можно сказать, что основной задачей нового мирового общества объявляется сосредоточение всех усилий на реализации положений Декларации и поддержании таких ценностей, как толерантность, солидарность и уважение человеческого достоинства, свобода в политической, экономической, культурной и частной жизни, равенство традиций.
В «Европейской конвенции о защите прав и свобод человека», принятой в 1950 году положение о свободе мысли совести и религии несколько расширилось — формирующийся Европейский Союз договаривался об ограничении религии: «Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц». Здесь религии отводится совсем мало места, можно проследить, как всего за два года правовые нормы окончательно «съели» религиозные. Трудно сказать, хорошо это или плохо, но время продолжает разводить две дефиниции, и в данном споре первенство несомненно принадлежит праву. Но само развитие идеи естественных, универсальных и неотчуждаемых прав человека было бы невозможным без взаимодействия и взаимопомощи права и религии.
2.2 Конфликты между правом и религией
Право и религия часто взаимодействуют друг с другом, помогая развитию правосознания и правовой культуры личности и общества, укреплению нравственности. Соблюдение установок, содержащихся в религиозных нормах, исключает нарушение многих правовых норм.
Однако в целом соотнести право и религию достаточно сложно, так как наряду со сходными чертами, которые позволяют сопоставить понятия права и религии, выявить их общие цели и задачи, существуют различия, которые в результате практической реализации этих норм выявляют их противоречия и несоответствия. Религиозные требования и требования права не всегда совпадают, из-за чего и возникают коллизии.
Подобные коллизии появляются повсеместно: в пределах одной страны, региона, всего мира. И если в древности или в средние века религия однозначно доминировала над правом, подчиняла его, то с нового времени страны Европы и Америки прошли через секуляризацию, и религия отошла на второй план. Но не все страны мира двигались по сходному пути. До сих пор некоторые мусульманские страны признают примат религиозных норм над правовыми. Нельзя сказать, что эти общества не знакомы с правом вообще. Однако применение права в этих государствах регулируется преимущественно религиозным мировоззрением. И государство, и общество воспринимает такое положение вещей как нечто естественное. Именно этот критерий — разница в понимании соотношения религии и права является главным источником конфликтов в современном мире, разделяя западную и восточную цивилизации. Время от времени уходя в тень и возвращаясь вновь, проблема противостояния религии и права как в пределах одной конфессии, так и на межконфессиональном уровне, разделила практически всё человечество, подведя к конфликту верующих и неверующих, христиан, мусульман и представителей других конфессий, породила экстремизм, терроризм с одной стороны, и исламофобию, вытеснение любой религии на задворки общественной жизни с другой.
Очевидно, данный критерий лежит в основе серьезных различий между европейской в широком смысле и исламской культурой. Ведь европейское (и западное в целом) общество характеризуется очевидным превалированием правовых ценностей, которое нередко доводится до своего логического предела в условиях господства принципов секуляризма и светского государства. В результате право формально оказывается полностью отделенным от религии и, в значительной степени, даже от нравственных ценностей. Оно измеряется собственными внутренними параметрами и в своей легитимности не может быть оспорено с позиций не только веры, но даже морали. Во всяком случае, правовые нормы и принципы, получившие официальное признание и закрепление, по большей части теряют силу или подвергаются пересмотру лишь в случае своей юридической некорректности, но никак не по причине их противоречия нравственным или религиозным постулатам. Наоборот, эти постулаты, отражающие мнение отдельных, пусть и влиятельных, сегментов общества, уступают перед универсальным регулятором, которым является право. Именно оно считается олицетворением справедливости и разделяемых всем обществом ценностей.
В итоге нередки конфликты между правом, с одной стороны, и религией вместе с моралью — с другой. Причем в таком противостоянии верх берет право (показательный пример — юридическое признание однополых браков или правовое допущение негативных оценок религиозных воззрений). В мусульманской среде (собственно в исламских странах или в сообществах мусульман за пределами мусульманского мира) веками существовало и до сих пор сохраняется иное соотношение между правом, религией и нравственностью. Традиционная исламская правовая мысль исходит из того, что назначение государства заключается в служении шариату, обеспечении реализации его предписаний. С учетом такого подхода носителем суверенитета рассматривается не только община мусульман, но и сам шариат, который устанавливает рамки государственного нормотворчества. Примером здесь могут служить статьи Каирской декларации прав человека в исламе 1990 г., согласно которым: «Все права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, регулируются исламским шариатом» и «Исламский шариат является единственным источником для толкования или пояснения любых статей настоящей Декларации». Основной низам (фактически — конституция) Саудовской Аравии 1992 г. также рассматривает происхождение власти и регулирует права человека в соответствии с исламским шариатом: «Власть в Королевстве Саудовская Аравия основана на Книге Всевышнего Аллаха и сунне Его Пророка, которые являются основой данного Положения и других государственных актов».
Такое соотношение права и религии позволяет уточнить особенности так называемых религиозных правовых систем. Очевидно, религиозный характер таких систем (например, исламского права) проявляется не только в том, что их основные принципы, институты и нормы
так или иначе связаны с религиозными постулатами и логично вытекают из них. Не менее важно, что данные системы в первую очередь ориентированы на общество, где преобладает религиозное сознание, а в иерархии ценностей и правил поведения центральное место отводится религиозным предписаниям и мотивам.
В период становления и на начальных этапах развития практически все основные правовые системы современности опирались на теологические источники. Но в своем нынешнем виде европейское право уже никак напрямую не связано с религией, а исламское право, наоборот, в целом не может рассматриваться вне религиозного сознания и соответствующей ему нравственности. Данная особенность служит подтверждением того факта, что если в Европе в целом достаточно давно произошло отделение религиозного от мирского, то в мусульманском мире до сих пор ислам охватывает, по сути, все стороны жизни общества и мусульман. Здесь и в наши дни религиозное и мирское начала сосуществуют в рамках ислама, выступающего, как говорят мусульманские мыслители, одновременно и религией, и государством. Поэтому даже с учетом заметных различий между этими двумя сторонами жизни мусульманского общества они теснейшим образом взаимодействуют. В итоге исламское право, будучи в целом юридическим феноменом, испытывает серьезное влияние религии ислама и соответствующих нравственных стандартов.
К сожалению, современный мир развивается именно по сценарию разделения и противостояния. Этнические меньшинства на территории других государств, компактное проживание на одной или смежной территории групп населения, принадлежащих к различным правовым и религиозным общностям, насильственный слом старой системы и принуждение к новой, связанные с этим обиды — это и есть основные предпосылки современных конфликтов.
Но где же истоки противоречий между религией и правом, почему иногда эти понятия сталкиваются с такой силой? Некоторые авторы причину противоречий между правом и религией усматривают в «формальной определенности» правовых норм. Это свойство правовых норм, с одной стороны, не позволяет использовать те или иные нормы для регулирования отношений в ситуациях, не предусмотренных их гипотезами, но требующих применения таковых с точки зрения религии. С другой стороны, формальная определенность правовой нормы требует применения правовой нормы в ситуации, в которой религия считает такое применение несправедливым. По этой причине противоречия между правом и религией будут неизбежно возникать на протяжении всего периода их совместного существования.
По мнению других исследований основная причина противоречий между правовыми и другими социальными регуляторами общественных отношений заключается в том, что они по-разному развиваются. Право развивается скачкообразно. Каждый случай принятия нового нормативного акта или отмены старого вносит в него определенные изменения. Во вновь установленной правовой норме учитываются (или, по крайней мере, должны учитываться) объективные потребности общественного развития, а сама норма отвечает (или должна отвечать) этим потребностям.
В отличие от этого, религиозное регулирование носит более консервативный характер. В некоторых случаях, надо отметить, если и происходит процесс развития религиозных норм, то он характеризуется постепенностью, непрерывностью. При этом следует отметить, что религиозное регулирование не знает таких радикальных способов освобождения от устаревших норм, какие присущи правовому регулированию, которые дают ему возможность быстро и решительно избавляться от действия норм, переставших соответствовать изменившимся условиям и удовлетворять новым потребностям. Например, одно и то же деяние с точки зрения права сегодня рассматривается как преступное, завтра может считаться административным или дисциплинарным проступком, а затем может вообще перестать быть запретным. Не исключается и обратный процесс, когда деяние, к которому ныне право относится безразлично, в будущем может оказаться в сфере правового регулирования и быть запрещенным. В отличие от этого религиозные нормы и обычаи не столь динамичны, предусмотренные ими запреты более стабильны.
Есть и другие причины противоречий между правовым и религиозным регулированием. Вспомним, что правовая норма — правило поведения, носящее общий и категорический характер. Поэтому она не может учесть все нюансы нравственного порядка, которые могут возникнуть в той или иной конкретной жизненной ситуации. Религиозные нормы, в отличие от этого, выступают чаще всего как принципы поведения, они менее категоричны, а это порождает известную гибкость в практике их применения, возможность учета всей совокупности факторов поведения.
Причины противоречий между религией и правом заключаются и в том, что у них разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Расхождения между правом и религией вызываются сложностью и противоречивостью самой жизни, появлением новых тенденций в общественном развитии, неодинаковым уровнем религиозного и правового сознания людей. Итак, анализируя соотношение правового и религиозного регулирования общественных отношений, необходимо отметить, что наряду с положительными аспектами во взаимодействии правового и религиозного регулирования имеются отрицательные аспекты, которые выражают отсутствие должной согласованности их друг с другом в отдельных случаях и свидетельствуют о наличии между ними определенных противоречий.
Взаимоотношения права и религии многогранны и разнообразны. И право, и религия призваны регулировать жизнь человека, общества, государства. Только правовые нормы осуществляют внешнюю регулирующую функцию, а религиозные — внутреннюю. Взаимодействуя, они дополняют друг друга. Например, законодательство первых государств целиком опиралось на религиозные нормы и часто использовало религию для усиления собственной власти. Также Принцип справедливости, характерный для правового сознания, первоначально имел религиозные основы. Понятия греховного и преступного во многом совпадают, религиозные нормы часто служат источником правовых норм.
Право также трансформировало многие религиозные нормы. Например, принцип правового государства с равенством полов и возможностей сделал, казалось бы, невозможное: в англиканской церкви появились женщины-священнослужители, церковь освящает однополые браки и т. д. Более того, само создание современного правового государства — есть компромисс между возросшими правовыми требованиями человека и гуманистическими традициями церкви.
Нельзя забывать и о конфликтности между правом и религией. В данной работе можно сделать вывод о том, что основой противостояния выступает разность в понимании, в каком соотношении право и религия должны влиять на жизнь людей.
Но несмотря ни на что, и право и религия чрезвычайно важны для человека. Их взаимоотношения сложны и многоаспектны. Они позволяют человечеству двигаться вперёд, развивать религиозную мысль и правовую теорию. И многие проблемы современности имеют шанс быть разрешёнными только при сбалансированном подходе к праву и религии как к важнейшим социальным регуляторам общества.
Заключение
Теснейшая взаимосвязь между религией и правом сохраняется на протяжении всей истории человечества. Несомненно явное влияние религии на возникновение первичных правовых норм, на становление первых государственных институтов. Как и то, что постепенно право вытесняло религию из сферы общественных отношений, отводя её второстепенные роли. Однако нельзя сказать, что значение религиозного мировоззрения в правовой сфере ушло в тень навсегда. Взаимодействие права и религии ещё может позитивно повлиять на развитие мировой истории, на эволюцию часто несовершенного государства и общества. Поскольку постулаты основных мировых религий зиждутся на аксиомах торжества добра, справедливости, честности, правдивости, человеколюбия, неприятия насилия, то там, где предметы регулирования права и религии соприкасаются, нормы права должны учитывать основы вероучений, становясь более гуманными.
Конечно, конфликты между правом и религией продолжают возникать и сегодня. Разность в понимании значения права и религии в жизни общества становится источником столкновений и непонимания между людьми. Но право и религия не могут существовать друг без друга — попытки полностью исключить религию из правовой сферы жизни общества неизбежно приводят к формированию религиозного суррогата — комплекса светских идей, призванных обеспечить легитимацию правящего режима посредством формирования иррациональной веры в его исключительные качества. Точно так же и религия, пытаясь завоевать исключительное право на регулирование всех сфер общественной жизни, оказывается неспособной справиться с новыми проблемами без глубокой внутренней трансформации, отказа от догматических положений и принятия определенны: принципов ceкyлярнoгo гуманизма.
Список источников и литературы
1. Основы религиоведения. Учебник. Ю. Ф. Борунков. И. Н. Яблоков. К. И. Никонов и др. Под ред. И. Н. Яблокова. М. 2010.480 с.
2. Основы религиоведения. Учебник. Под ред. И. Н. Яблокова. М. 1994. 368 с.
3. Религиоведение. Учебное пособие для студентов ВУЗов и преподавателей средней школы. В. И. Гараджа. М. 1998. 351 с.
4. Религиоведение. Учебник для юридических вузов МВД России. Под ред. В. В. Балахонского. В. А. Кудина. А. А. Артемова. СПб. 2012. 349 с.
5. Теория государства и права. Учебник для юридических ВУЗов под ред. А. С. Пиголкина, Городец. 2006. 254 с.
6. Теория права и государства. Учебник. Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М. 2014. 776 с.
7. Теория государства и права. Учебник. Под ред. В. К. Бабаева. 2014. [электронный ресурс]. URL: http://knigi-uchebniki.com/prava-gosudarstva-teoriya/teoriya-gosudarstva-prava-uchebnik-pod-red.html. (дата обращения: 11.04.2015).
8. Философия права. Курс лекций. Сост. В. С. Юрчук. М. 2007. 140 с.