Современные технологии в розничной торговле и их эффективность
Довольно часто небольшие скидки на товары, способные привлечь покупателей и увеличить объёмы продаж, не устанавливаются просто потому, что затраты на изменение цен превышают выгоду для магазина. Кроме того, цены не могут быть изменены на короткий период времени, так как организация краткосрочной скидки займёт больше времени, чем время её действия. При установке электронных ценников, срок действия… Читать ещё >
Современные технологии в розничной торговле и их эффективность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Г. В. ПЛЕХАНОВА (РЭУ) Факультет прикладного бакалавриата Курсовая работа По дисциплине «Практикум по технологии, техническому оснащению и проектированию предприятия»
Современные технологии в розничной торговле и их эффективность.
Выполнил: Пащенко Дмитрий Научный руководитель: Зинцова Мария Владимировна Москва-2015
- Введение
- 1. Теоретический аспект
- 1.1 Розничная торговля в России
- 1.2 Инновационные технологии
- 2. Организация розничной торговли в сети супермаркетов «Верный»
- 2.1 Организация торгового процесса супермаркета
- 2.2 Современные технологии в магазинах верный
- 2.3 Преимущества и недостатки электронной системы «Верный»
- Заключение
- Список литературы
В современных условиях, времени информационного бума, значение инноваций настолько существенно, что они рассматриваются многими менеджерами как необходимый элемент успешной деятельности в условиях конкурентной борьбы. Некоторые организации заняты постоянным поиском новых проектов и разработок. При этом у них присутствует убежденность, в общем, вполне оправданная, что все расходы, которые влечет за собой такой поиск, все равно окупятся за счет высокой эффективности успешных новаторских разработок.
Такая позиция позволяет предприятиям опережать конкурентов в отдельных областях, отрываться без тех излишних усилий, которые потребовались бы при следовании стандартным методам работы. Однако, какие инновации можно внести в одну из самых древних и распространенных сфер экономических отношений — розничную торговлю. В наш век информационных технологий инновации не обошли стороной и розничную торговлю.
Большинство фирм, осуществляющих инновационные преобразования, сталкивается с определенными трудностями различного содержания. Такие проблемы могут иметь как технологический, так и организационно-психологический характер. Также обычно присутствуют проблемы особого рода, относящиеся к персоналу организации.
Актуальность темы
заключается в том, что развитие техники и появление новых технологий определило ведущую роль научно-технических нововведений или инноваций как источников экономического роста. Проблема коммерческого успеха торгового предприятия может быть сформулирована как необходимость концентрации внимания на путях внедрения технологий для решения новых задач.
Цель курсовой работы — изучить явление технологических и информационных инноваций в сфере розничной торговли. Примером практического изучения станет изучения торговой сети «Верный» и используемых там торговых технологий.
Задачи работы:
1. рассмотреть понятие технологических и информационных инноваций;
2. привести пример использования информационных инноваций в магазинах «Верный»
3. оценить перспективы развития технологических инноваций в сфере розничной торговли.
Изучение вопросов формирования инновационных процессов в научно-технической сфере и исследование их развития позволяет не только выявить закономерности воспроизводственного развития общества, но и определить комплекс проблем, носящих как объективный, так и субъективный характер и препятствующих эффективному регулированию инновационной деятельности.
1. Теоретический аспект
1.1 Розничная торговля в России
Процесс обращения товаров завершается в розничной торговле. Розничная торговля — это совокупность видов предпринимательской деятельности, связанных с продажей товаров и услуг непосредственно конечным потребителям и предназначенных для личного или семейного использования. Розничная торговля — это товарообменный процесс, направленный на удовлетворение потребностей людей путем свободной продажи товаров и услуг, представляющих для них ценность.
Розничная торговля означает в переводе с англ. — retail trade — «малый бизнес», с франц. retailer — «разрезать, дробить», от русского глагола «рознить» — «разделять, отделять часть от целого, одно от другого». Поэтому в последнее время розничную торговлю, т. е. дробление партий товаров для отдельных покупателей в целях личного использования, стали называть «ритейлингом», т. е. ритейл, ритейлинг — это просто розничная торговля.
Определение понятия «розничная торговля» дано в части 2 ГК РФ, где указано, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли, передает покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, т. е. розничные торговцы реализуют товар конечным потребителям.
Розничная торговля сочетает в себе интересы продавца в получении доходов и потребности покупателя в получении высококачественных товаров и услуг.
Именно розничная торговля ориентирует отечественных производителей максимально учитывать запросы общества. В основе розничной торговли используется теория индивидуального выбора, которая исходит из принципа приоритета потребителя. Поэтому розничная торговля является социальным выражением качества жизни общества.
Фирмы-производители изготавливают товары и продают их фирмам, занимающимся оптовой или розничной торговлей. Оптовики перепродают эти товары розничным торговцам, а те — конечным потребителям.
Именно торговля, реализуя произведенную потребительскую стоимость, связывает производство с потреблением и поддерживает равновесие между спросом и предложением. При этом не имеет значения, кто и где осуществляет реализацию товаров и через какие каналы сбыта они доводятся до конечных потребителей.
Сфера розничной торговли
Торговая сфера сегодня — один из наиболее динамично развивающихся секторов российского хозяйства. К середине первого десятилетия нового века сразу более десятка торговых компаний преодолели по объему годовой чистой выручки миллиардный рубеж в долларовом исчислении, а оборот отдельных крупных магазинов стал сопоставим с объемами производства солидных промышленных предприятий.
Сфера торговли оказывает возрастающее влияние на другие отрасли, работающие по всей цепи товародвижения, включая закупщиков, дистрибьюторов и производителей.
В текущем столетии темпы роста розничной торговли в России в 1,5 раза опережали темпы роста валового внутреннего продукта. При этом розничная торговля растет быстрее, чем реальные доходы населения, которые ежегодно повышались на 10−11%. Оборот розничной торговли в 2008 г. на 8,0% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. Этому способствовал прирост финансовых активов граждан России: поданным ЦБ России, в 2008 г. объем банковских вкладов населения составил 261,1 млрд руб. на депозитных счетах и 5479 млрд руб. — на корреспондентских счетах. Эти данные позволяют сделать вывод о наличии объективных условий для дальнейшего развития розничной торговли в стране.
По прогнозам аналитиков, рост оборота розничной торговли в России не опустится ниже 10% как минимум до 2017 г. — в связи с наличием перспектив развития данного сектора.
Рисунок 1 — Доля розничной торговли в ВДС России, %
Розничная торговля занимает особое место в российской экономике: на ее долю приходится наибольшая численность занятых в экономике (18,2%), ее валовая добавленная стоимость составляет 18,7% от общей ВДС. Она также является одной из самых эффективных отраслей по таким спектрам ВВП, как основные фонды, инвестиции, занятость и рентабельность.
Инновации в розничной торговле — это деятельность субъекта хозяйствования торговой отрасли или ее отдельные технологические процессы и элементы, ранее не применявшиеся данным организационным или территориальным образованием и направленные на повышение эффективности торговой деятельности в целом или соответствующей части торгово-технологического процесса. Внедренное в коммерческую деятельность новшество, выступающее фактором интенсивного роста с целью получения экономического, социального и другого вида эффекта.
Инновационная деятельность является объективным условием для развития современного торгового предпринимательства, обеспечения конкурентоспособности предприятий в долгосрочном периоде. Без осуществления инновационной деятельности предприятие не сможет гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды, а следовательно, перестанет эффективно удовлетворять потребителей своей продаваемой продукцией или предлагаемой услугой, что приведет к потере рыночных позиций.
В последнее время в России темп роста розничной торговли снижается (рисунок 1)
Рисунок 1 — Темп роста розничной торговли 2000;2015 г. (по данным Росстата)
Потребительский спрос, который экономисты называли локомотивом российской экономики в посткризисные годы, больше не может играть подобной роли: за последние годы темпы роста розничной торговли неуклонно снижались и достигли в 2015 году своего минимума — 3,8%. И на помощь развитию розничной торговли сегодня приходят инновации.
Инновации в розничной торговле имеют следующие особенности:
— в торговле инновации в большей степени связаны с появлением новой, изменением свойств уже существующей услуги или технологии ее предоставления, здесь покупатели получают новую или дополнительную ценность услуги. Весомая часть инноваций в оптовой и розничной торговле появляется не как результат НИОКР,
а как результат конкурентного анализа и бенчмаркинга;
— на торговых предприятиях внедряются новшества, связанные с появлением новых элементов торгово-технологического процесса или маркетинга;
— в сфере торговой отрасли создаются и внедряются инновации, как созданные в самой отрасли, так и в других отраслях, в первую очередь в промышленности;
— значительная часть инноваций в розничной торговле являются своего рода заимствованием зарубежного опыта.
Внедрение инноваций позволяет развивать услуги розничных торговых сетей посредством повышения эффективности использования ресурсов организации: обновления основных фондов, улучшения организации торговой деятельности (новой структуры хозяйственных связей, управления, маркетинга), совершенствования использования оборотных фондов и оптимизации издержек обращения, постоянного роста квалификации персонала и т. д. Результатом указанных инноваций является совершенствование технологии торговли, которая представляет собой совокупность работ, обеспечивающих реализацию торгового процесса наиболее рациональными способами в соответствии с конкретными хозяйственными условиями.
Так как для торговых организаций инновационная деятельность проявляется преимущественно в формах процессных, маркетинговых и организационных инноваций, то основным свидетельством инновационной активности торговых организаций является наличие бренда. Создание, внедрение, поддержание и улучшение бренда торговой компании является интегративным (комплексным) инновационным процессом, требующим значительных инвестиций.
Сегодня инновации также связаны с появлением новых форм и видов торговли, таких как: сетевая торговля, электронная торговля, дистанционная торговля, торговля в виде прямых продаж и др. Сравнительно новой формой розничной торговли является вендинг, в которой используется механизм выдачи товаров, например, напитков и шоколада, и предоставления услуг. Механические устройства или торговые автоматы, осуществляющие подобную торговлю, называются вендорами. Плюсами такой торговли являются: уменьшение потребности в торговом персонале; автоматы можно разместить в любых местах, доступ к ним может быть предоставлен 24 часа в сутки.
Новым механизмов привлечения клиентов является использование QR-кодов. Quick Response или «быстрый отклик» — это 2D штрих-код (двухмерный штрих-код), разработанный японцами в 1994 году. В нем заложена закодированная информация, которую легко распознать камерой мобильного телефона. Основное достоинство данного кода является легкое распознавание сканирующим оборудованием и возможность использования в разных сферах, в том числе и в торговле. Так, уже в Южной Корее британская компания «Tesco» открыла виртуальные магазины в метро и автобусных остановках путем размещения изображений товаров с QR-кодами на стендах, напоминающие огромные рекламные плакаты, стилизованные под полки с товаром в магазинах.
Такие магазины стали популярными в Сеуле, поскольку жители города получили возможность существенно экономить время и силы, заполняя свою потребительскую корзину прямо в метро. Просканировав QR-код при помощи своего мобильного телефона, покупатель кладет выбранный товар в корзину, и делает заказ через интернет.
Сегодня все чаще возникают и применяются новые формы торговли — продажа через интернет, через каталоги, интерактивное телевидение, прямого маркетинга.
Рынок онлайн продаж в России продолжает расти ускоренными темпами (рисунок 3).
торговля розничный информационный инновация
Рисунок 3 — Объем рынка интернет продаж, 2012;2015 гг, млрд руб
Согласно прогнозам через 3 года рынок интернет продаж вырастет с 2% в общем ритейле страны до 4,5% (в странах запада этот показатель равен 6,5%)
Быстрые темпы роста рынка интернет-продаж обеспечиваются ростом новых потребителей на нем.
Таким образом, в настоящее время инновации в розничной торговле находятся на этапе развития, о чем свидетельствует внедрение инновационных технологий, используемых торговыми организациями.
1.2 Инновационные технологии
Инновации, являясь принципиально новыми способами удовлетворения общественных потребностей, принимают две главные формы: продукты (предметные инновации) и процессы (технологические инновации). Продуктовые инновации предполагают создание новых или улучшение существующих продуктов. Этот тип инноваций наиболее распространен и важен для обеспечения конкурентоспособности предприятия. Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов.
Такие инновации нацелены на повышение производства или передачи уже существующей на предприятии продукции, но иногда предназначаются также для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов.
1. По типу новизны для рынка инновации делятся на новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия.
2. По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:
инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин, оборудования и др.);
инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии и др.);
инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической и т. д.);
радикальные (базовые);
улучшающие;
модифицированные (частные).
3. С учетом сфер деятельности предприятия (классификация разработана в научно-исследовательском институте системных исследований):
технологические;
производственные;
экономические;
торговые;
социальные;
в области управления.
Инновации выполняют основные функции:
1) являются каналом воплощения в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технического прогресса;
2) расширяют круг производимых продукции и услуг, улучшают их качество, что способствует росту и удовлетворению потребностей каждого человека и общества в целом;
3) дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, производить продукцию и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии;
4) помогают привести структуру воспроизводства в соответствие со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды за счет их концентрации в той или иной сфере. К основным свойствам инноваций следует отнести:
научно-техническую новизну;
производственную применимость;
коммерческую реализуемость;
социальную значимость;
лучшее удовлетворение существующего рыночного спроса или создание нового рыночного спроса;
высокую рискованность;
прибыльность или социальную эффективность для хозяйствующего субъекта;
относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями и др.
Стремительно развивающиеся инновационные технологии не могли не коснуться такого обширного сектора, как розничная торговля. Еще лет пятнадцать тому назад товары в российских магазинах отпускались в основном по традиционному методу продаж — через прилавок. При этом не применялись какие-либо инновационные или передовые технические решения. Современная действительность уже немыслима без магазинов самообслуживания, где с каждым днем внедряется все больше технических решений, облегчающих жизнь и персоналу, и покупателям .
C ростом числа торговых сетей и, как следствие, конкуренции все большую значимость для эффективного управления предприятием приобретает внедрение современных инновационных технологий и систем в оптовой и розничной торговле, начиная с поставки необходимого предприятию торгового оборудования и специализированного программного обеспечения до ввода его в эксплуатацию и осуществления дальнейшего его сервисного сопровождения. Современные информационные системы дают возможность оптимизации управления складскими запасами и ассортиментом товаров, предлагают механизмы гибкого ценообразования, системы повышения лояльности клиентов. В конечном итоге вложения в инновации оборачиваются для владельцев торговых предприятий полным контролем над процессами торговли и повышением финансовых результатов.
Спектр применяемых технологий и оборудования обширен: начиная с обычных ручных сканеров, заканчивая автоматическими и полуавтоматическими упаковщиками таких мировых производителей, как DIGI, Datalogic, CheckWay, Toshiba. В последнее время все большую заинтересованность клиентов вызывают электронные ценники. Внедрение электронных ценников на предприятии — это уход от бумажных технологий, минимизация ошибок и экономия времени при актуализации цен.
Существует множество разновидностей электронных ценников. Малогабаритное беспроводное устройство с экраном не только демонстрирует покупателю актуальную цену на товар, но и напрямую связывается посредством Wi-Fi связи с весами, являясь неким их продолжением, «удаленной» кнопкой. Данное техническое решение предлагает японская корпорация DIGI. Особенностью этих устройств является их прямое взаимодействие с электронными весами без дополнительного программного обеспечения.
Для того чтобы идентифицировать товар на электронных весах, достаточно прикоснуться к верхней части ценника. Весы автоматически установят наименование и нужную стоимость товара, распечатают этикетку, с которой покупатель отправится на кассу. Применение данных устройств позволяет оптимизировать труд персонала. Сотрудник уже не работает с бумагой и принтером, ему не требуется раз за разом распечатывать бумажные ценники при изменении цены на товар.
Достаточно поставить устройство к определенному виду продукции — и при изменении цены товара на весах она автоматически изменится на электронном экране ценника. Таким образом, с одной стороны, вся предоставляемая клиенту информация является актуальной, с другой — минимизируются ошибки персонала, ускоряются процессы выбора нужного товара на весах и своевременного обновления цен. Информирование покупателя об изменении цены на товар уже не зависит от скорости работы персонала. Электронные ценники просты в использовании и легко поддаются влажной обработке и дезинфекции. Они имеют высокий класс защиты от влаги и пыли, их можно легко мыть под струей проточной воды. Это, как показывает практика, не только удобно, но и экономично.
Следующим технологическим решением, которое хорошо зарекомендовало себя на рынке современного торгового оборудования, являются электронные весы самообслуживания. За счет применения данного оборудования предприятие получает возможность сокращения финансовых затрат на персонал для обслуживания торгового зала и решения связанных с этим проблем: постоянного изменения кадрового состава, низкого уровня квалификации сотрудников, что создает недовольство в среде покупателей и отрицательно влияет на имидж магазина. Электронные весы, перекладывая часть функций с продавцов на покупателей, частично помогают решить эти проблемы. Электронные весы на современном рынке торгового оборудования представлены в различных модификациях и ценовых категориях.
К тому же в промежутках между взвешиванием товара клиент может ознакомиться с рекламой и общей информацией о торговом предприятии. Такие весы обладают широким спектром мультимедиа возможностей, цветным сенсорным экраном, модулем Wi-Fi. Все это позволяет максимально упростить процесс взвешивания и маркировки товара покупателем: все, что от него требуется, — положить товар на платформу и прикоснуться к его изображению на экране. В настоящее время все больше торговых предприятий задумывается о привлекательности такого современного оборудования, его надежности, простоте и удобстве в использовании.
Кроме того, применение или отсутствие того или иного вида устройств порой влияет на лояльность покупателей и становится причиной выбора либо отказа от посещения данного магазина, что напрямую влияет на его конкурентоспособность. Например, применение оборудования, позволяющего покупателям рассчитываться по пластиковым картам. На тех предприятиях торговли, которые еще не используют подобные устройства, резко отсекается часть покупателей, не имеющих при себе наличных денег, что ухудшает экономический результат торговли и снижает конкурентные позиции.
Примеров применения систем, способствующих уменьшению роли персонала, немало и в мировой практике. Smart Store — это магазин, где роль персонала сведена к минимуму, а использование гаджетов — к максимуму. Самый известный из них принадлежит Metro Group и находится в Дюссельдорфе, где располагается штаб-квартира немецкого ритейлера. Идея проекта принадлежала основателю сети Отто Байсхайму. Создатели изначально не были нацелены на прибыль. Магазин до сих пор убыточен, а покупателей недостаточно. Целью было создание площадки для отработки различного рода технических новинок. Тележки там снабжены экранами: проведя клиентской карточкой, можно увидеть свой список покупок, информацию об акциях, карту магазина. Похожих магазинов будущего много у других международных сетей (в составе той же Metro Group есть еще Real Future Store), но гипермаркет в Дюссельдорфе по прежнему считается образцовым.
В России идея «умного» магазина пока только набирает обороты. Первым шагом к продвижению данной идеи в России стал совместный проект ГК РОСНАНО, X5 Retail Group, ОАО «Ситроникс» и ООО «Магазин будущего» (проектная компания) под названием «Магазин будущего». Срок действия проекта: 2011; 2015 гг. Один из таких магазинов («Перекресток. Магазин Будущего») был запущен в тестовую эксплуатацию в конце 2012 г. на базе X5 Retail Group. Доступен он был только для сотрудников компании. Торговая площадь пилотного магазина — 234 м², ассортимент — 5300 товарных позиций. В этом магазине было использовано инновационное оборудование, аналогов которому нет в мире. Это привлекло внимание большого количества посетителей и увеличило пропускную способность магазина.
Одним из видов такого оборудования является тележка с дисплеем, оснащенная навигационным устройством, которое позволяет установить связь с каталогом всех товаров в магазине и показать их местонахождение. Кроме того, на дисплее можно прочитать развернутую информацию о товаре, который вы собираетесь приобрести (производитель, состав, область применения, полезные свойства, способ приготовления и т. д.), а также информацию об акциях и сопутствующих товарах (например, приобретая красное вино, можно узнать о сырах, которые употребляются с данным вином, их стоимости и месторасположении в магазине).
Другим видом уникального оборудования можно считать «умную кассу». При помещении товара в корзинке в специальный ящик происходит моментальное считывание всех штрих кодов при помощи RFID-меток и покупателю выдается чек на приобретенный товар. Расчет может быть произведен тут же на месте по пластиковым карточкам в специальных терминалах оплаты. Однако через 5 месяцев магазин закрылся. На данный момент ведутся переговоры с ритейлерами о продолжении проекта на базе действующего супермаркета с доступом для всех покупателей.
Еще одна разработка — QR-код. Это пока еще новое слово в отечественном лексиконе, но он уже собрал вокруг себя множество приверженцев и противников. Одни считают, что у QR-кодов нет будущего, другие же им пророчат долгую и счастливую жизнь. И на самом деле, можно привести множество аргументов в поддержку как первых, так и вторых. Как известно, QR-код — это всего лишь графически зашифрованная текстовая информация, которую в принципе мы можем считать с обычного листка бумаги и использовать в наших целях.
Основное назначение QR-кода — быстро перенести информацию в мобильный телефон. Это может быть номер телефона, текст sms, контактные данные или запланированное событие в календаре. Если сравнить время, которое необходимо затратить, чтобы ввести нужную информацию в телефон вручную, и время для считывания QR-кода, то разница будет в десятки раз. Это первая причина, по которой QR-коды завоевывают признание граждан.
Помимо звонков и отправки sms, существует множество других применений QR-кодам. Например, организация виртуальной витрины магазина. В этом случае можно посмотреть приглянувшуюся вещь во всех ракурсах (поначалу 3D и голография, с развитием технологий — тактильная модель), увидеть, как она сядет именно на тебе с учетом твоих индивидуальных анатомических особенностей.
К примеру, AR Door и компания Topshop, производитель мужской и женской одежды, разработали виртуальную примерочную для показа новой коллекции платьев Dress up. Специальный киоск для примерочной был установлен во флагманском магазине Topshop в г. Москва в ТЦ «Европейский» в период с 5 по 8 мая 2014 г. Виртуальная примерочная сочетает в себе две самые модные технологические тенденции: дополненную реальность и трехмерный жестовый интерфейс Microsoft Kinect. Пользователь не только видит себя на экране киоска в новой одежде, но и управляет программой простыми жестовыми командами: взмахами рук и нажатием невидимых кнопок прямо в воздухе. Для работы программы не требуются дополнительные маркеры: камера, встроенная в Kinect, распознает тело человека и накладывает поверх него трехмерные модели платьев.
Возможность посмотреть выбранную модель платья с разных сторон (как спереди, так и сзади) делает данную виртуальную примерочную уникальной не только в российской, но и в мировой практике. Говоря про инновационные технологии, невозможно не упомянуть интеграцию оффлайн и онлайн сервисов. Интернет-магазин будущего — это не магазин в привычном для нас сейчас понимании этого слова. Это функция, которая окружает человека буквально везде. Например, вы приехали кататься на лыжах и видите на склоне другого лыжника. Наводите на него устройство отображения дополненной реальности, включаете режим «Вещи» и прямо здесь и сейчас выносками видите, что за экипировка на нем надета, сколько она стоит и где продается. Примером первой реализации подобной идеи может служить мобильное приложение Amazon Flow от американской компании Amazon.com.
В то же время современные люди много работают и мало отдыхают, а на покупки у них нет времени вовсе. Зато каждый день многие из них тратят несколько бесценных минут на ожидание поезда метро. Сопоставив два этих факта, компания Tesco, владелец крупнейшей сети дисконт-супермаркетов Homeplus, открыла уникальный магазин прямо в метро в Южной Корее. В этом магазине вы не стоите в очередях, не нужно набирать товары в корзину, путаясь среди рядов и полок. Изображения вещей нанесены прямо на стену и на специальные колонны, корейцы просто сканируют их QR-коды, вписывают нужное количество единиц, оплата автоматически снимается с карточки покупателя. Новый магазин принес ощутимую пользу не только вечно занятым корейцам, но и владельцам сети: после открытия уровень продаж Homeplus увеличился на 130%. После такого успешного старта компания пошла дальше и разместила виртуальные магазины на автобусных остановках. Щиты, подобные рекламным, дают возможность заказать продукты питания, товары для дома и многое другое. Проект был отмечен на фестивале «Каннские Львы» и получил гран-при как лучший медиапроект и золото в категории «наружная реклама».
Аналогичный проект был запущен компанией Media Markt в московском метро, предлагая пассажирам во время ожидания поезда выбрать для себя новую технику. Также к новым идеям в сфере бизнеса можно отнести расширение прямого взаимодействия между потребителями и производителями.
Примером может служить Социальная сеть Hyperlocal — продуктовый магазин без магазина. Создатели мобильного приложения Hyperlocal предлагают людям, живущим недалеко друг от друга, самим выступить в качестве продавцов и покупателей свежих продуктов. Кто-то выращивает дома или на даче овощи, кто-то — фрукты. И все это можно купить напрямую у соседа, узнав о наличии тех или иных предложений через Hyperlocal.
Еще одним примером интернет сотрудничества продавцов и покупателей может служить онлайн-магазин Etsy, предоставляющий площадку для торговли производителям, которые в принципе не имеют шансов на продажу своих товаров в обычных магазинах. Дело в том, что это крупнейший в мире виртуальный сервис по продаже хендмейд-изделий, где авторы со всего мира могут выставить свои поделки на обозрение и реализацию. Итак, время, когда потребитель бегал за товаром, прошло. Теперь вещь сама ищет себе покупателя. За каждым кликом на сайте или в приложении стоит реальный человек. И очень скоро «магазин» начинает узнавать вас, запоминать, что вы покупаете, чем интересуетесь, какие страницы чаще посещаете.
Таким образом, развивающиеся инновационные технологии в области торговли значительно улучшают и облегчают процессы покупок товаров, экономят время и силы. Каждый покупатель в наше время может попробовать любую из них и выбрать, что для него наиболее приемлемо и удобно.
2. Организация розничной торговли в сети супермаркетов «Верный»
2.1 Организация торгового процесса супермаркета
Сеть магазинов «Верный» — молодая и динамично развивающаяся компания.
Первые магазины были открыты в конце октября 2012 г. одновременно в Москве и Санкт-Петербурге. За три месяца 2012 г. было открыто 35 магазинов.
На 31 декабря 2013 г. в Москве и Московской обл., Санкт-Петербурге и Ленинградской обл., Екатеринбурге и Свердловской обл., Владимире и Владимирской обл., Великом Новгороде работало 150 магазинов «Верный».
В апреле 2014 г. был открыт 200-ый универсам «Верный». К июлю 2014 г. компания начала работу в Калуге и Калужской обл., Ярославле и Ярославской обл., и Туле. В октябре 2014 г. сеть магазинов «Верный» открыла первые магазины в столице республики Татарстан городе Казани. В ноябре 2014 г. был запущен первый собственный Распределительный центр в Центральном филиале. Распределительный центр построен с учетом всех современных технологий и требований компании.
По итогам 2014 года в России самым быстрорастущим ритейлером по выручке стала сеть магазинов «Верный»
Сеть «Универсамов Верный» существует с 2012 года и быстро растет, за год увеличив оборот на 141% до 16,9 миллиардов рублей.
Согласно этому рейтингу, ритейлер «Верный» (около 200 новых магазинов) занимает итоговое 66-е место в списке 100 крупнейших сетей.
В связи с этим целью данной работы является анализ деятельности предприятий розничной торговли на примере магазина «Верный».
Объект исследования — сетевой розничный магазин «Верный». Предмет исследования — анализ системы организации и оценка эффективности внедрения современных торговых технологий и оборудования.
Функции работников данного магазина сводятся, в основном, к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций.
Процесс продажи состоит из следующих основных операций:
— встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т. д.;
— получение покупателем инвентарной корзины или тележки для отбора товаров;
— самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в узел расчета;
— подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека;
— оплата купленных товаров;
— упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя;
— возврат инвентарной корзины или тележки для отбора товаров на место их концентрации.
В торговом зале используют современное пристенное оборудование, прилавки, прилавки-витрины, охлаждаемые витрины. В подсобных помещениях используют следующее оборудование: подтоварники для хранения товаров в упакованном виде (мешках, ящиках), стеллажи для хранения распакованных товаров, вешала для хранения продовольственных товаров. Все торгово-техническое оборудование, используемое в магазине, соответствует экономическим, эргономическим, эстетическим, техническим, санитарно-гигиеническим требованиям.
Товар магазину Верный поставляют около 200 компаний, причем 80% из них — отечественные.
Расчет широты, полноты, степени новизны и устойчивости ассортимента магазина.
Товарная номенклатура включается Количество наименований будет насчитывать 2,5 тыс. («у дома»), 3 тыс. (дискаунтер) и 3,6 тыс. товарных позиций (гипермаркет) групп, как молочная, хлебобулочная продукция, кондитерские и кулинарные изделия, вино-водочная продукция, соки и напитки, консервация, снэки, бакалея, мясные, колбасные и рыбные изделия, вощи и фрукты, табачные изделия, бытовая химия.
Каждая номенклатурная позиция представлена в ассортименте.
Не смотря на широкую номенклатуру и ассортимент, предпочтения отдается уже проверенным торговым маркам и видам продукции.
Оценка ассортиментной политики и направления ее совершенствования.
Ассортиментная политика торгового предприятия — это целенаправленная деятельность в области товарного обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворение спроса потребителей с учетом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечения рентабельности всей деятельности.
В магазине «Верный» широкое применение получил АВС-метод формирования и управления торговым ассортиментом
Данный метод позволяет определить оптимальное соотношение групп и видов товаров в розничной сети с учетом основных требований для достижения поставленной цели. Метод предусматривает многоступенчатое деление всего торгового ассортимента по нескольким критериям на три категории по каждому критерию. К категории «А» относятся товары, составляющие около 70% значения критерия. К категории «В» относятся товары, составляющие около 25% значения критерия, а к категории «С» — около 5%. Причем, в первую категорию входит примерно 15% наименований товаров от общего количества, во вторую группу 35%, а в третью 50%
Порядок утверждения и контроля ассортимента
На основе данных по изучению спроса, профиля магазина, объема товарооборота, размера торговых площадей в магазине «Верный» составляется ассортиментный перечень. Этот документ утверждается на один год и находится под постоянным контролем руководителя магазина. В магазине осуществляется постоянный контроль за состоянием товарных запасов, предусматривающий наблюдение за соответствие их установленным нормативам и повседневный контроль за условиями хранения товаров.
Обеспечение качества и безопасности товаров, реализуемых в магазине «Верный»
Оценка качества товаров, стандарты ТУ, имеющиеся в магазине.
Магазином приобретается продукция надлежащего качества, которые соответствуют требованиям к качеству и безопасности, установленным законодательством РФ. Это обязательное условия договора поставки продукции в магазин «Верный».
Магазин вправе в любое время за свой счет проводить проверки качества поставляемых товаров, в том числе с привлечением экспертов. В случае обнаружения несоответствия поставленного товара требованиям ГОСТ, ОСТ, ТУ, иных принятых в Российской Федерации стандартов, поставщик обязан возместить все расходы, понесенные магазином в связи с назначением проверки качества товара, а так же возместить штрафы и убытки, возникшие в связи с применением к магазину мер ответственности со стороны контролирующих органов.
Порядок уценки товаров, распознание дефектов товаров и причин их возникновения
Дефект продукции может быть обнаружен на различных этапах его реализации: сразу во время приемки, после приемки на этапе размещения на витринах, после приобретения продуктов покупателями.
В каждом случае создается комиссия и составляется акт, в котором фиксируются тип дефекта, количество и стоимость дефектной продукции. На основании этого документа составляется претензия поставщику (ели дефект по его вине) и оформляется возврат, либо приказ о взыскании (если дефекты по вине сотрудников).
Процесс закупки в магазине «Верный» регламентируется договором поставки, основные пункты которого звучат следующим образом. Заказы направляются поставщику в письменной форме, факсом, электронной почтой, или, как исключение, по телефону и устно. Заказ должен иметь порядковый номер, предусматривать дату, адрес магазина, наименование, ассортимент, количество, цену товара, дату и время поставки. Заказ может содержать условие о комплектности, комплекте товара, а также иные условия.
Поставщик, получив заказ в любой из форм обязан в удостоверение его получения и согласия подписать заказ и отправить его по факсу Покупателю не позднее чем в течение двух суток с момента получения, но в любом случае не позднее, чем за 12 часов до осуществления поставки. Допускается отправка по электронной почте при условии использования для отправки определенного (согласованного сторонами) почтового ящика (эл. адреса). Факсимильное сообщение должно содержать оттиск печати Поставщика и подпись уполномоченного лица.
В случае невозможности для Поставщика выполнить заказ Покупателя, полностью или частично, Поставщик обязан проинформировать Покупателя по факсу или электронной почте в течение двадцати четырех часов и предложить свой вариант реально исполнимого им заказа. Если предложенный Поставщиком вариант полностью устраивает Покупателя, он ставит на нем свою подпись и Заказ считается принятым. В случае неполного или частичного согласия Покупатель на основание данных Поставщика и по согласованию с ним производит перевыставление Заказа.
В случае, если выше описанная ситуация с невозможностью выполнить заказ Покупателя повторяется более чем три раза, Покупатель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Договора, направив Поставщику письменное уведомление.
Если Заказ был принят Поставщиком, но для Поставщика сложилась полная или частичная невозможность надлежащего исполнения Заказа, Поставщик обязан проинформировать Покупателя об этом не менее чем за 12 часов до срока поставки. В случае неисполнения Поставщиком обязанности, предусмотренной п. 2.7 настоящего Договора, Поставщик, дополнительно к ответственности, установленной за недопоставку (п. 2.28 настоящего Договора), обязан выплатить Покупателю штраф в рублях, эквивалентный 200 долларов США по курсу ЦБ РФ на день платежа.
Поставщик обязан произвести допоставку товара в течение 3 (трех) суток с даты выявления недопоставки.
Покупатель вправе не позднее, чем за 12 часов до срока поставки отменить выставленный заказ, направив соответствующее уведомление Поставщику. Вышеуказанное уведомление производится только по факсимильной связи или электронной почте. В случае пропуска этого срока Покупатель не вправе отказаться от приемки товара.
Товары доставляют в магазин со специального входа. Приемка начинается с разгрузки автотранспорта, для этого используют тележки. На специально отведенной площади магазинов проводится приемка товаров по количеству. Поступающие товары принимают материально — ответственные лица. При приемке товаров по количеству проверяют (взвешивают или пересчитывают) в соответствии фактически доставленного количества товаров данных сопроводительных документов. Качественная приемка ведется в соответствии с требованиями стандартов и технических условий.
Товарно-сопроводительные документы (счет-фактура, ТТН, качественные удостоверения)
Поставщик обязан оформлять товаросопроводительные документы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации на каждую партию товаров отдельно.
Условия и сроки хранения товаров. Предложения по сокращению потерь
После приемки товары перемещают в охлаждаемые камеры и неохлаждаемые кладовые. В кладовых, созданы условия хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами, размещается товар с учетом частоты спроса, и времени их поступления. Подготовленные к продажи товары перемещают в торговый зал, в торговом зале их выкладывают на прилавки, прилавки-витрины, холодильные прилавки-витрины, горки. Для обеспечения благоприятных условий обслуживания покупателей важным является правильное размещение товаров в торговом зале. Подходя к оборудованию, покупатель в основном рассматривает товары, расположенные на уровне глаз и ниже. Поэтому на этой высоте (110 — 160 см от пола) размещают товары — новинки, а так же товары, в продаже которых магазин особенно заинтересован. На нижних полках горок размещают товары с устойчивым спросом.
Кроме того рядом с каждым продуктом расположен новейший электронный ценник, с указанием всей информации, необходимой для продажи продукта (артикул, штрих-код, наименование, производитель, цена).
Виды, причины возникновения товарных потерь, нормы и порядок их списания. Акт переоценки товаров, списания нормируемых потерь
В процессе хранения товаров в магазине могут возникать товарные потери (естественная убыль и актируемые потери). Их размеры необходимо сводить к минимуму. Естественная убыль образуется в силу физико-химических свойств отдельных товаров. Она нормируется стандартами. Актируемые потери (бой, лом, порча) возникают в результате неправильной транспортировки и нарушения режима хранения товаров. При наличии этих потерь должен быть составлен акт, в котором указывают причины их возникновения и виновные в этом лица.
Формы договора о материальной ответственности. Инвентаризация товарно-материальных ценностей
Для обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей и наличных денег, на работников предприятия возлагается материальная ответственность. Существует два вида материальной ответственности за причиненный ущерб: ограниченная и полная.
А так же две формы материальной ответственности: индивидуальная и коллективная. В магазине «Верный» используется материальная ответственность полная индивидуальная и (или) коллективная. С каждым работником заключается договор. Обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей в магазине способствуют так же повседневный контроль за работой материально ответственных лиц, своевременное проведение инвентаризации, контроль за правильностью и своевременностью составления товарно-денежных отчетов.
Информационное обеспечение товародвижения в магазине
Магазин оснащен кассовыми аппаратами. Все они полностью автоматизированы. Причем программное обеспечение является ноу-хау компании — это собственные разработки дирекции по автоматизации.
При размещении товаров в торговом зале сотрудниками соблюдаются следующие правила товарного соседства.
1) За каждой товарной группой закрепляется постоянная зона размещения.
2) Товары, которые подготавливают к продаже в магазине, размещают ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции.
3) Крупногабаритные товары размещаются рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала.
4) Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков.
5) Товары с высокой оборачиваемостью расположены ближе к источникам пополнения.
6) Однородные товары размещают концентрированно.
Использование сведений на маркировке товара продавцами и товароведами с целью информирования покупателей
Вся информация о продукте, расположенная на упаковке, вносится в единую электронную базу, что значительно облегчает и ускоряет процесс реализации продукции. Продавцу достаточно поднести штрих-код к считывающему аппарату (сканеру) для того, чтобы на экране компьютера появилась информация о продукте, включая его стоимость.
Торговая маркировка (товарные и кассовые чеки), правильность их заполнения
После внесения информации о покупке посредством сканера и получения денег от покупателя с помощью чекопечатающего механизма получается чек с соответствующими реквизитами.
Благодаря компьютерным кассам скорость обслуживания увеличивается на 5−20%, а товарооборот в час «пик» — на 2−10%.
2.2 Современные технологии в магазинах Верный
Одной из главных внедренных торговых технологий 21 века в сети магазинов «Верный» является единая система информирования покупателя о стоимости продукции и расчета за нее.
Она заключается в применении системы электронных ценников.
Уже более двадцати лет в магазинах Европы и США используются электронные ценники. В нашей стране они впервые появились только в 2003 году. В последние несколько лет электронные ценники обретают всё большую популярность. Что такое электронный ценник для российских магазинов — модная новинка или новый маркетинговый ход?
Для того, чтобы говорить об электронных ценниках, а также об их преимуществах, необходимо уделить определённое внимание технической стороне вопроса. Система электронных ценников состоит из самих ценников, системы передачи данных, а также необходимого для работы программного обеспечения. Последнее интегрируется с базой данных магазина, что позволяет производить своевременное автоматическое обновление информации на экранах ценников. Сами электронные ценники представляют собой жидкокристаллические дисплеи, где данные отображаются на двух или трёх строках по 10−12 символов каждая. Помимо цифр, ценники способны отображать текст. Что касается системы коммуникации, то используется беспроводная (различного частотного диапазона)
В супермаркетах «Верный» используют системы коммуникации на основе высокочастотного — 2.4−2.5 ГГц. Предпочтительно использовать систему коммуникации на основе высокочастотного диапазона, так как только они и проводные системы гарантируют надёжную обратную связь с ценником.
Также ценники адаптированы для установки в витринах холодильников.
Используются несколько типоразмеров электронных ценников: средний, который подходит для всех типов товаров, маленький для небольших товаров, например, косметики, а также большой, который необходим для привлечения внимания покупателей.
2.3 Преимущества и недостатки электронной системы «Верный»
Итак, мы рассмотрели все конструктивные особенности электронных ценников, теперь можно поговорить об их преимуществах и недостатках перед обычными ценниками, напечатанными на бумаге.
Первое преимущество состоит в том, что электронные ценники напрямую связаны с базой данных товаров и информация о ценах поступает именно оттуда. Таким образом, цены на товары, которые покупатели видят в торговом зале, всегда совпадают с ценами на кассе. С электронными ценниками процесс изменения цен становится полностью автоматизированным: достаточно ввести информацию о товаре в базу данных, указав его цену, и ценник автоматически её отобразит. Кстати, современные электронные ценники поддерживают возможность вплоть до 30 тысяч изменений в час, значение, которое невозможно реализовать на практике. Применение электронных ценников в магазинах, входящих в состав розничной сети, позволяет изменять цены во всех магазинах одновременно несколькими нажатиями клавиш. Это оказывает значительное влияние на реализацию разработанных дисконтных программ, проведения акций и так далее. Несмотря на то, что традиционные бумажные ценники кажутся дешевле, а их изготовление — проще, с ними связаны достаточно большие расходы. Это издержки на покупку одного или нескольких принтеров этикеток, покупку расходных материалов, печать, доставку ценников в магазин (в случае, если это один из магазинов розничной сети), а также затраты труда сотрудников магазина на их проверку и размещение. Учитывая то, что цены на товары изменяются довольно часто, все эти операции необходимы снова и снова. Электронные ценники позволяют полностью избежать этих трат: необходимо только приобрести оборудование и осуществить его монтаж.
Что касается маркетингового использования электронных ценников, то здесь существует сразу несколько возможностей. Во-первых, это установка специальных цен только на время проведения акций. На практике это позволяет избежать потери части прибыли, связанной с тем, что новые ценники устанавливаются ещё до начала акции и убираются после её завершения. Таким образом, специальные ценовые предложения действуют и в те периоды, когда акция не проводится. С точки зрения маркетинга это означает, что магазин теряет часть прибыли.
Довольно часто небольшие скидки на товары, способные привлечь покупателей и увеличить объёмы продаж, не устанавливаются просто потому, что затраты на изменение цен превышают выгоду для магазина. Кроме того, цены не могут быть изменены на короткий период времени, так как организация краткосрочной скидки займёт больше времени, чем время её действия. При установке электронных ценников, срок действия акции и размер скидок не имеет ровным счётом никакого значения, так как процесс изменения предельно прост и не требует никаких затрат. Таким образом, магазин может использовать действительно гибкую ценовую политику, которая через некоторое время укрепит лояльность клиентов и поспособствует увеличению объёмов продаж. С помощью электронных ценников гораздо легче реализовать стратегию оптимизации цен, за разработку которой отвечает специализированное программное обеспечение. Оно в частности анализирует динамику продаж того или иного товара в течение определённого периода времени в отдельно взятом магазине, либо во всех магазинах сети. Основываясь на данных, полученных по результатам анализа, программа разрабатывает оптимальную цену на каждое конкретное наименование товара с учётом фактора сезонности.
Такие цены позволяют продавать товары максимально быстро, за счёт чего в значительной мере увеличивается прибыль магазина. Для реализации стратегии оптимизации цен с использованием бумажных ценников требуется длительный период времени, по этой причине, рекомендации программного обеспечения выполняются лишь частично, не соблюдаются и сроки. В свою очередь, программное обеспечение, с помощью которого осуществляется управление электронными ценниками, может быть интегрировано с программой, которая выполняет оптимизацию цен. При этом процесс изменения цен проходит полностью автоматически без участия сотрудников магазина.
Необходимо упомянуть и о дополнительных возможностях и функциях электронных ценников. В частности, их можно использовать для информирования сотрудников магазина или для отображения того, сколько наименований данного товара осталось на складе. Кроме того, электронные ценники могут информировать покупателей о скидках или отображать информацию о цене товара при покупке его с использованием карты лояльности.
Стоимость электронных ценников может быть разной: здесь всё зависит от размеров, типа и разрешения дисплея, а также от системы коммуникации. С каждым годом снижается стоимость электронных ценников и расширяется их функциональные возможности.
Если раньше применение ценников было ограничено высокой стоимостью оборудования, то теперь она вполне сравнима с эксплуатационными затратами на печать бумажных ценников и их замену в течение нескольких лет. Эксперты говорят о том, что электронные ценники в особенности актуальны для магазинов формата супери гипермаркета, а также для розничных сетей. Современные электронные ценники способны решить множество проблем ритейлеров, а их стоимость окупается в течение небольшого периода времени.
Таким образом, магазин «Верный» является одним из представителей розничных сетевых супермаркетов, который в рамках своей жизнедеятельности решает множество ежедневных вопросов, связанных с организацией и контролем торгового процесса, начиная от момента оформления магазина и приемки товара до реализации этого товара конечному потребителю.
Заключение
В современных условиях применение технологических инноваций является одним из источников повышения технологического уровня деятельности торговых компаний, что дает им новые конкурентные преимущества в борьбе на рынках.
Тенденции развития отрасли торговли выдвигают новые требования к технологическим инновациям — соответствие перспективным потребностям компании в технологиях и диверсификации деятельности.
В первой части работы я рассмотрел понятие технологических инноваций, они оказывают прямое влияние на технико-экономическое развитие розничной торговли. Оценка этого влияния требует применения специальных методов определения эффективности как отдельных мероприятий, так и инновационной программы в целом.
При оценке экономической эффективности инноваций в ответ на вторую задачу моей работы, независимо от источников финансирования их осуществления, необходимо опираться на общие принципы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов с учетом особенностей их реализации в каждой конкретной компании. Проведенный анализ позволил выделить следующие особенности экономической оценки инновационных проектов в сети магазинов «Верный». Во-первых, при экономической оценке эффективности инновационных проектов в компании используются, в основном, показатели коммерческой эффективности. Во-вторых, как правило, оценка экономической эффективности проводится при учете реализации.
Определение экономической эффективности инноваций в сети магазинов «Верный» производится с целью: принятия решения об осуществлении мероприятия; выбора наилучшего из возможных для включения в соответствующие планы экономического развития компании и ее подразделений; оценки фактической эффективности использования инновации; оценки влияния осуществляемого инновационного мероприятия на результаты деятельности участников инновационного процесса и разработки системы их материального стимулирования.
1. Торговый кодекс РФ.
2. Абрютина А. В. Экономический анализ торговой деятельности. — М.: «Финансы и статистика», 2005.
3. Быкадоров В. Л., Алексеев П. Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: практическое пособие / В. Л. Быкадоров, П. Д. Алексеев. — М.: ПРИОР, 2009. — 96с.
4. Ендовицкий Д. А. Организация анализа и контроля инновационной деятельности хозяйствующего субъекта / Д. А. Ендовицкий, под ред. Л. Г. Гиляровской. — М.: Финансы и статистика, 2009. — 272с.
5. Инновационный менеджмент: Учебник/ С. Д. Ильенкова, л.м. Гохберг, С. Ю. Ягудин и др. — М.:ЮНИТИ, 2001, 270с.
6. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Минледи. — СПб.: Наука, 2007, 190с.
7. Прихач А. Ю. Проблемы восприятия инновационных преобразований/ А.Ю.Прихач// Инновации 4(81), май, 2005, с.27
8. Сущность понятия инновация и его классификация/ Ф.Ф.Бездудный// http://www.mag.innov.ru
9. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — 400с.
10. Шмелев В. Инновации в России/В.Шмелев // Инновации 4(81), май, 2005, с.15
11. Щербаков А. И. Маркетинг инноваций/ Щербаков А. И. — Новосибирск: НГАСУ, 2014. — 21с.
1.Что такое QR-код, зачем он нужен и как его использовать // Компьютерный Ликбез. URL: http://antonkozlov.ru/kompyuternye-programmy/
2. Вопрос времени. URL: http://2.russia.tv/video/show/brand_id/9818/ episode_id/154 611
3. Интернет-магазин будущего: от прогнозов к реальности. URL: habrahabr.ru/company/adv/blog/192 656/
4. Интернет-магазин eBay. URL: http://novosti44.ru/k2-tags/gadzety/ stati/item/2694-homeplus-magazin-budushchego
5. Kinect виртуальная примерочная для Topshop. URL: www.kiosksoft. ru/news/2011/05/13/2223.html
6. Магазины будущего. ТОП-10 необычных примеров электронной торговли. URL: www.novate.ru/blogs/100 713/23440/
7. Политика интернет-магазинов. URL: http://ria.ru/tv_politics/20 111 026/471561558.html
8. Роботы за прилавком. Семь концепций для магазинов и ресторанов будущего. URL: http://slon.ru/business/roboty_za_prilavkom7_kontseptsiy_dlya_magazinov_i_restoranov_budushchego-951 423.xhtml
9. Роснано. URL: www.rusnano.com
10. Роснано, магазины будущего. URL: http://russian.rt.com/article/10 208
11. СпецХолод. Магазин будущего. URL: www. spec-holod.ru/articles/magazin/
11. «Верный» www. retail-loyalty.org/news/set-vernyy-stanet-multiformatnoy
12. Оф. Сайт сети «Верный» http://www.verno-info.ru/