В основе фокус-группы и ее валидности лежит тесное взаимодействие между исследователем и респондентами. В силу того, что модератор стимулирует и поощряет наиболее правдивые ответы, сторонники качественных методов считают, что результаты этих методов могут создать условия для более глубокого анализа, чем результаты, полученные при помощи формальных количественных методов.
Однако вопрос о валидности результатов фокус-группы не так прост. Валидность его результатов зависит не только от процедуры, но и от контекста, и от той проблемы, которая является объектом исследования.
Сторонники количественных методов заявляют, что никакие результаты фокус-групп не являются валидными. Например, если проводится группа, для того чтобы получить восприятие потенциальной программы, то встает вопрос — является ли фокус-группа такой процедурой, которая действительно дает представление о взглядах участников в отношении этой программы, или эти результаты получены искусственно, путем взаимодействия участников группы? Любые измерения человеческого поведения могут быть искажены преднамеренно или непреднамеренно. Люди не всегда правдивы, а иногда они дают ответы, которые, на их взгляд, лучше всего подходят ситуации или являются социально желательными. Специалисты в области работы с малыми группами подтверждают, что невозможно предсказать конкретный характер той или иной группы, что лидеры группы или модератор могут очень искусно, а иногда невольно привести группу к определённым решениям.
Однако подготовка и проведение фокус-группы предусматривает целый ряд тестирующих процедур, проверяющих и подтверждающих, что исследуется именно то, что нужно. Проводятся экспертные оценки, пилотажные исследования, специальные анкетные опросы.
Для того, чтобы добиться высокой валидности результатов фокус-группы, исследователю необходимо сознавать важные ограничения этого метода и не стремиться распространять полученные данные на большие группы людей. Тем не менее, нельзя забывать, что те или иные ограничения не являются особенностью фокус-групп, а присущи всем методам социальных наук Обычно рассматривают два вида валидности результатов фокус-группы Очевидная валидность свидетельствует о том, что результаты группы действительно валидны, т. е. не вызывают сомнений. Обычно фокус-группы обладают высокой степенью валидности, благодаря тому, что большинство замечаний участников группы правдивы и искренни. Именно в фокусгруппе люди открываются, ведут себя естественно и делятся теми взглядами, которые невозможно получить в индивидуальном интервью, анкетах или другими методами социальнопсихологического исследования.
Предсказательная валидность определяется мерой подтверждения будущим поведением участников или последующими событиями.